Открытое занятие в средней группе образование воды. Конспект интегрированного занятия по ознакомлению детей с неживой природой в средней группе детского сада, тема: «Чудесные капельки»

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению детей с неживой природой в средней группе детского сада, тема: «Чудесные капельки»

Цели занятия:

Уточнять и расширять знания детей о воде, ее свойствах и значении для жизни и здоровья.
Познакомить детей с понятием «круговорот воды в природе», способах очистки воды, с умением воды работать на благо человека.
Совершенствовать навыки проведения опытов и экспериментов.
Ввести в активный словарь детей слова: пресный, круговорот, фильтр.
Развивать наблюдательность, умение выдвигать гипотезы и делать выводы из результатов наблюдений и проведения опытов и экспериментов.
Развивать слуховое и зрительное внимание, мелкую и общую моторику.
Познакомить детей со стихотворениями, загадкой и поговоркой о воде.
Формировать сознательное отношение к своему здоровью.
Совершенствовать умение равномерно закрашивать изображение кисточкой.
Воспитывать любознательность, бережное отношение к воде.

Оборудование:

Облако из пенопласта с прикрепленными к нему на леске капельками.
Глобус.
Картинка-фон «круговорот воды в природе», цветные силуэтные картинки солнца, капельки, тучи.
Ведро. Кувшин.
Ножницы.
Термос с кипятком. Зеркальца.
Аудиозаписи и картинки: «Ручей», «Море», «Водопад», «Дождь», музыка-фон для рисования и динамической паузы.
Картинки: «пароход», «гидроэлектростанция», «рыболовецкое судно».
Водяная мельница.
Емкости с водой, пипетки, камни, пластмассовые кубики, емкости с песком и почвой.
Водные раскраски, кисти, неразливайки с водой.
Стаканы с водой, ложечки, пустые банки с тканью, вместо крышки.

Предварительная работа:

Экскурсия на пищеблок, наблюдение за фильтрами.
Проведение опытов «Узнаем, какая вода», «Агрегатные состояния воды», «Растворимость веществ в воде».
Чтение сказки «Два ручья».
Рисование в технике «по-мокрому», рисование пипеткой «Роса».
Наблюдение за водой в природе (дождь, туман, снег, лед, иней, сосульки, лужи, море).
Рассматривание картин «Наводнение», «Град», «Пустыня» из серии «Расскажем детям о природе»

Ход занятия:

Ребята, сегодня у нас не простое занятие. Мы снова поработаем в «Лаборатории Почемучек». Нас ждут интересные опыты и открытия. Вы готовы?

Игра-приветствие «Наши умные головки»

Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки поработают,
Ножки потопают.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.

Сюрпризный момент «Тучка с капельками»

Закройте глаза и приготовьтесь познакомиться с главным героем нашего занятия в «Лаборатории почемучек». (Звучит тихая музыка, вносится облако с капельками).

С горы сбегая без труда,
Она гремит, как гром.
В морозный день она тверда -
Руби хоть топором!
Нагрей ее - и к небесам
Она взлетит тогда.
Теперь любой ответит нам:
Зовут ее - ... (вода).

Сегодня чудесные капельки поиграют с нами, научат нас новому и интересному. А те дети, которые будут особенно старательны и активны, смогут срезать чудесные капельки и складывать в этот кувшин.

1. Капелька бережливая

Капелька первая - капелька бережливая. Она принесла вам вот этот предмет. (Показ глобуса). Знаком ли вам этот предмет? Как он называется? Это глобус - так выглядит наша планета Земля уменьшенная во много-много раз.

Синий цвет на глобусе означает … что? Воду. Как по-вашему, много ли воды на нашей планете? Много. Давайте покрутим глобус быстро-быстро. Кажется, что вся планета синего цвета - покрыта водой. Действительно, на Земле очень много воды. Но почти вся она в морях и океанах, а значит какая на вкус? Соленая. Годится соленая вода для питья? Нет, соленая вода не пригодная для питья.

Не соленой - пресной воды на нашей планете не много. Есть на земле места, где людям не хватает пресной воды. Именно поэтому нельзя понапрасну ее лить. Пресную воду, нужно беречь.
Сейчас мы пойдем в умывальную комнату и подготовим все для эксперимента «Берегите воду».

Эксперимент «Берегите воду»

Дети открывают кран с водой, а затем закрывают его не до конца.

Много ли воды льется сейчас из крана напрасно? Мало. Давайте подставим ведерко под эту тонкую струйку капелек и посмотрим, сколько воды наберется в ведре к концу нашего занятия.

2. Капелька ученая

Капелька вторая - ученая капелька хочет познакомить вас с тем, как вода путешествует.

Дидактическое упражнение «Круговорот воды в природе»

Вода поступает в наши дома по трубам из рек и озер. Для чего мы используем воду?
Для питья и приготовления пищи, моемся водой, стираем в воде, убираем, поливаем растения. Много воды нужно для этого? Много. Как же получается, что люди до сих пор не использовали всю воду, почему вода не заканчивается? Об этом и расскажет вам ученая капелька.

Положите перед собой картинки. Возьмите капельку и положите ее в реку.

Каждый день восходит на небе солнце. Положите на картинку солнце. Солнце нагревает воду в реках и морях. Вода нагревается.
Вот в этот термос я налила подогретую воду. Давайте откроем крышку и посмотрим, что происходит с нагретой водой.

Воспитатель открывает термос, из него поднимается пар.

Во что превращается вода при нагревании? В пар. Куда движется пар? Вверх.

Термос закрывается.

Вот так и наша капелька нагрелась и поднялась вверх в виде пара. Переместите капельку на небо и положите на облако.

На небе капелька остыла. Потому что, чем выше от земли, тем холоднее становится воздух.

Давайте еще раз откроем термос и приложим к выходящему из него пару зеркало. Дадим остыть. Посмотрите, во что превратился пар, попавший на зеркало, после того, как остыл? В воду.
Вот и на картинке, остывшая капелька снова стала водой. А ведь она не одна попала на небо - с ней еще много ее сестер-капелек. И стало облачко тяжелой дождевой тучей. Накройте облако тучей. Вскоре из тучи пошел дождь, во время которого наша капелька вместе со своими сестрами упала на землю. Переместите капельку на землю.

Капельки дождинки попадают на землю и стекают в реки и моря. Так вода возобновляет свой путь. Начинает свой путь заново, нагреваюсь и поднимаясь вверх в виде пара. Вот этот путь воды называют «круговорот воды в природе». По кругу вращается - круговорот. Давайте повторим и постараемся запомнить эти слова «круговорот воды в природе».

3. Капелька звучащая

Дидактическая игра и гимнастика для глаз «Песни воды»

На офтальмотренажерах под потолком в углах комнаты висят картинки «Ручей», «Море», «Водопад», «Дождь». Дети слушают аудиозаписи со звучанием воды в ручье, море, водопаде, дожде и, поворачивая голову, отыскивают глазами, картинку, соответствующую звукам.

С высоты большой срываясь,
Грозно водопад ревёт
И, о камни разбиваясь,
Белой пеною встаёт.

Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь
О берег бьётся.

Ручей бежит по горным склонам,
Тараторя сам с собой,
И в густой траве зелёной
Прячет хвостик голубой.

Мочит рощу, лес и луг,
Город, дом и все вокруг!
Облаков и туч - он вождь!
Поливает землю дождь.

4. Капелька труженица

Вода не только поит и моет. Вода умеет работать, приносить пользу.
Вода самая широкая, самая удобная дорога. По бесчисленным рекам, океанам, морям день и ночь плывут корабли – перевозят тяжёлые грузы и пассажиров. (Показ картинки).


Вода не только всех поит, она ещё и кормит. Моря, океаны днём и ночью бороздят тысячи больших и малых рыболовных судов, которые ловят рыбу. (Показ картинки).

Наблюдение за водяной мельницей

Дети льют воду на водяную мельницу и рассматривают принцип ее работы.

Вот так вода работает на гидроэлектростанциях – вертит большие турбины и помогает добывает электрический ток, благодаря которому в наших домах есть свет и работают электроприборы.
(Показ картинки).

5. Капелька любопытная

А эта капелька очень любопытная. Она хочет узнать, что вам известно про воду.
- Какая бывает вода? Подберите слова, отвечающие на вопрос «какая вода?». (Соленая, пресная, горячая, холодная, чистая, грязная, морская, речная, сладкая, газированная).
- В каком виде бывает вода? Жидкая, твердая (снег, лед, град), газообразная (пар).
- Какой вкус у воды? У воды нет вкуса.
- Какой у воды запах? У воды нет запаха.
- Какого цвета вода? Бесцветная, прозрачная.
- Какой формы вода? Вода принимает форму того предмета, в который ее налили.

6. Капелька игривая

Динамическая пауза «Тучка и капельки»

Я ваша мама-тучка,
А вы мои – капельки-детки,
Пусть облако вас подружит,
А ветер веселый закружит.
В хоровод скорей вставайте,
И со мною повторяйте:
Мы будем весело шагать и улыбаться!
Руками солнышку махать и наклоняться,
Чтоб растения полить и животных напоить!
Землю мы умоем сами и вернемся к тучке-маме.

7. Капелька живительная

Есть такая поговорка: «Где вода - там жизнь». Вода нужна для жизни всем.
Во время дождя пьют и умываются наши зелёные друзья - деревья. Пить и купаться должны звери и птицы. Человеку не прожить без воды.

Что произойдет с нашими комнатными растениями, если мы перестанем их поливать? Завянут и погибнут. А какой станет наша групповая комната, если у нас не будет воды, чтобы вымыть пол? Комната станет грязной. А если мы перестанем мыть руки? Можем заболеть от грязных рук. А если человек не будет пить,то не сможет прожить без воды больше трех дней.

Ни умыться, ни напиться без воды.
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут птица, зверь и человек.
И поэтому всегда всем везде нужна вода!
Вы запомнили поговорку? «Где вода - там жизнь!»

8. Капелька исследовательница

А эта капелька предлагает вам исследовать, как вода впитывается разными веществами.

Детям предлагается с помощью пипетки капнуть водой на камень, на емкости с песком и почвой, пластмассовый кубик, затем исследовать полученные результаты и сделать вывод, какие вещества впитывают воду, а какие не впитывают.

9. Капелька чистюля

Наблюдение за фильтрами

К сожалению в трубах, которые несут нам воду, вода не очень чистая. Но люди придумали, как очистить воду. Вспомните нашу экскурсию на кухню, как там очищают воду? С помощью больших фильтров. Сколько фильтров вы видели на кухне? Три фильтра - сначала вода попадает в первый фильтр и там очищается, затем очищается еще раз во втором фильтре, еще раз очищается в третьем фильтре и только после этого попадает в кастрюли.
Много в нашем детском саду детей и взрослых? Много. А сколько воды нужно для всех? Нужно много воды. Поэтому фильтры на кухне какого размера? В нашем детском саду много детей, воды для них нужно много, вот и фильтры на кухне стоят большие.
А есть ли фильтры у вас дома? Дома у многих из вас есть фильтры поменьше. Вот такие, например. (Показ кувшинного фильтра). В семье людей намного меньше, чем в садике. Вот и фильтры поменьше. Вода попадает в этот кувшин, проходит через этот сосуд с фильтрами и вытекает очищенная. А вся грязь остается внутри этого сосуда. Когда он загрязняется, его меняют на новый, чистый.

Опыт «Фильтрование воды»

Сейчас мы попробуем сами очистить воду с помощью фильтра.

В стакан с водой добавьте песок и перемешайте. Какой стала вода? Вода стала мутной. Попробуем очистить воду с помощью самого простого фильтра - тряпочки из ткани. Перелейте в пустую банку через ткань мутную воду. Какая вода попала в стакан? Чистая, не мутная, а прозрачная.
Вывод: песок остался на ткани, а в стакан попала очищенная от него вода. Ткань стала фильтром для очистки мутной загрязненной воды.

10. Капелька художница

Вы уже рисовали акварелью - водяной краской, рисовали в технике «по мокрому». А сегодня вы порисуете вообще без краски - обычной водой закрасите волшебные картинки. А волшебные они потому, что от обычной воды станут цветными.

Рисование водой

Дети закрашивают мокрой кистью водную раскраску.

А сейчас капелька бережливая напоминает нам, что пора посмотреть, много ли воды набралось в ведерке? Посмотрите, из маленьких капелек набралось целое ведро воды. Вот сколько воды пропало бы зря.

Конечно, эта вода в ведре не пропадет. Для чего ее можно использовать? Предлагайте. Для полива комнатных растений, отдать няне для уборки или мытья посуды, использовать для рисования.

Капельки-волшебницы в реки собираются,
Напоить всю Землю-Матушку стараются.
Всем нужна водица – и птицам, и травинкам,
Ходят к водопою звери по тропинкам.
А детишкам малым водичка всех нужнее –
С нею мы растем, с нею здоровеем.
Знаем мы теперь, как воду поберечь –
Просто так из крана она не будет течь!
Есть у нас сантехник, он следит всегда,
Чтоб нигде не капала чудесная вода.
Берегите воду, воду берегите!

Дегустация чистой воды

Пока дети разглядывали ведро с набежавшей водой, графин с капельками меняют на графин с чистой питьевой водой. Детям предлагается попить воды.

Тема занятия « Берегите воду!» (средняя группа)

Образовательная область: ребенок и природа; интеграция: ребенок и общество, ЭМП, музыкальная деятельность, развитие речи.

Программные задачи:

уточнить знания детей о необходимости воды в жизни человека, животных, растений;

закрепить знания о состояниях воды;

познакомить с глобусом, понятием «пресная вода» и ее запасами;

рассмотреть экологические проблемы и способы охраны воды;

развивать речь, память, координацию движений;

воспитывать бережное отношение к воде.

Предварительная работа: заучивание стихотворений; отгадывание загадок; разучивание танцевальных движений; наблюдение на прогулке за различными состояниями воды, за растениями до и после дождя; наблюдения в уголке природы: за рыбками в аквариуме (замена воды), за цветами (полив); наблюдение за работой помощника воспитателя: мытье посуды, пола, протирание пыли; труд в уголке игрушек (мытье игрушек, стирка кукольной одежды).

Материал:

капли воды (большие и маленькие);

загадки, глобус, карта Беларуси;

стаканчики с водой и емкость для воды;

рисунки «Источники загрязнения воды»;

сказка « Жила-была река»;

стихотворение А. Ерошина «Про рыбалку» с атрибутами для обыгрывания;

стихотворения «Глобус», «Берегите, люди, воду!»;

музыкальная запись потешки «Водичка-водичка», песни «С голубого ручейка», песни «Живи, родник, живи!»;

раскраски «Капелька».

Ход занятия:

Дети заходят в группу и приветствуют гостей:

Все мы дружные ребята,

Мы ребята-дошколята.

Вас мы в гости пригласили,

Чтобы нас вы похвалили.

Пусть всем будет интересно,

Увлекательно, полезно!

Поудобней становитесь,
Не вертитесь, не крутитесь.
Дети, ой, что утром было,
Я же вам сказать забыла -
Только в садик я зашла,
Ко мне Капелька пришла (показывает грустную Капельку),
Плачет бедная, грустит,
А потом мне говорит:
«Дети кран закрыть забыли,
И все капельки уплыли!»
И сказала я в ответ:
«Нет, таких детей здесь нет!
Воду попусту не льем,
Мы водичку бережем!»
Капелька заулыбалась (воспитатель показывает веселую капельку),
И у нас в саду осталась.

Ребята, давайте покажем нашей гостье-капельке, где живут в нашей группе ее сестрички, что они у нас делают и какую приносят пользу. А отмечать сестричек - капелек мы будем красивыми капельками из бумаги.

Становитесь друг за дружкой, превращаясь в ручеек, и потечем.

Путешествие-поиск капелек по группе

(Дети идут по группе делают остановки)

    У стола, на котором стоит графин с водой:

Вода нужна, чтобы мы могли её попить (приклеивают капельку).

2. Около моечной:

Помощнику воспитателя надо много воды, чтобы мыть посуду, вытирать пыль, убирать в группе (приклеивают капельку).

3. В туалетной комнате:

Вода нужна, чтобы дети могли мыть руки и лицо, выполнять необходимые гигиенические требования (приклеивают капельку).

В: А что произойдет, если мы не будем мыться? (станем грязными, от нас будет плохо пахнуть, заболеть можем).

Музыкальная пауза « Водичка-водичка»

4. В игровом уголке:

Вода нужна, чтобы мыть грязные игрушки и стирать куклам одежду (приклеивают капельку).

5. В уголке природы:

возле растений .

Цветы надо поливать, они живые, без воды засохнут, завянут, им нужна вода (приклеивают капельку).

у аквариума:

Рыбки живут в воде, без неё они погибнут, им нужно много воды, чтобы плавать (приклеивают капельку).

В: Ребята, а теперь давайте пересчитаем капельки, которые живут у нас в группе (все вместе пересчитывают капельки).

Вот Капелька, сколько в нашей группе твоих сестричек живёт, которые приносят нам большую пользу. И мы обещаем с ребятами их беречь, и зря воду не тратить, расходовать её по назначению.

В: Дети, а вы любите играть в прятки? Наша водичка в природе тоже любит спрятаться. Давайте попробуем ее отыскать.

Игра-загадка « Где спряталась вода?»

А теперь давайте потанцуем и отыщем, где спряталась вода в песенке.

Физкультурная минутка « С голубого ручейка …»

В: Посмотрите, что я вам сегодня принесла. Это глобус. Так выглядит наша планета Земля из космоса. Голубым цветом на нем обозначены океаны, моря, реки и озера. Видите, как их много? Может не стоит беречь воду? (ответы детей). Дело в том, что не всю воду животные и человек могут использовать. Ведь в океанах и морях вода на вкус соленая, в ней могут жить только морские животные и растения. А люди и животные суши нуждаются в пресной воде, которая, как говорят, не имеет вкуса, но на самом деле, когда вам хочется пить, она покажется вам самым вкусным напитком на Земле. Пресная вода находится в реках, озерах, ледниках.

Давайте представим, что всю воду с нашей планеты мы вылили в стаканчики. Видите, как их много. А теперь мы с вами возьмем и вернем всю соленую воду назад на нашу планету, оставим только пресную. Ее осталось очень мало.

Но нам повезло. Наша Беларусь богата пресной водой, посмотрите на карту: как много у нас рек и озер, поэтому иногда нашу республику называют синеокой.

Иметь много пресной воды – это, конечно, хорошо. Но мы должны ее еще не загрязнять. Иначе у нас могут быть неприятности.(дети садятся на стульчики)

Вот что однажды случилось:

Обыгрывание стихотворения А. Ерошина

« Про рыбалку »

Мы ходили на рыбалку,
Рыбок удили в пруду.
Витя выловил мочалку,
А Егор – сковороду.

Коля – корку мандаринки,
Саша – старые ботинки,
А Сабина и Сосо –
От машины колесо.

Мне попались две подмётки,
Боре – банка от селёдки,
А Серёжка на крючок
Пакли выудил клочок.

Целый день в пруду упрямо
Рыбу мы удили зря.
Много выудили хлама,
И ни разу – пескаря.

Должен знать и помнить каждый:
Если мусор сыпать в пруд,
То в таком пруду однажды
Рыбы попросту помрут.

В: Но это еще не все неприятности, которые могут случиться. Послушайте сказку, которую рассказала мне капелька.

Чтение сказки « Жила-была река»

Жила-была река. Сначала она была маленьким весёлым ручейком, который прятался среди высоких стройных елей и белоствольных берёз. И все говорили: какая вкусная, какая чистая вода в этом ручье. Затем ручей превратился в настоящую речку. Вода в ней текла уже не так быстро, но была вкусной и прозрачной. Однажды река очутилась в городе. Люди обрадовались ей и попросили остаться в городе. Река согласилась.

Её заковали в каменные берега. По ней стали ходить пароходы и лодки. Люди привыкли к реке и уже ни о чём её не просили, а делали всё, что им вздумается. Однажды на её берегах они построили завод, из труб которого в реку потекли грязные потоки. Шли годы.

Потемнела река от печали, стала грязной и мутной. Никто уже не говорил: «Какая чистая, какая красивая река!», никто не гулял на её берегах. В ней мыли машины, стирали бельё. Однажды по реке прошёл большой танкер, из которого в воду вылилось много нефти. Покрылась река чёрной плёнкой, стали её жители – растения и животные – задыхаться без воздуха.

Совсем заболела река.

«Нет, - думает, - не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мёртвой рекой».

Позвала она на помощь своих жителей.

«Я всегда была для вас родным домом, а теперь пришла беда, ваш дом разрушили люди, и я заболела. Помогите мне выздороветь, и мы уйдём в другие края, подальше от неблагодарных людей».

Собрались речные жители, очистили свой дом от грязи, вылечили речку.

И побежала она в край своего детства, туда, где росли ели и берёзы, где человек – редкий гость.

А жители города на следующий день обнаружили, что остались они одни, без реки. Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла вода из кранов. Остановилась жизнь в городе.

Тогда самый старый и мудрый горожанин сказал:

«Я знаю, почему от нас ушла речка. Когда я был маленький, я купался в её чистой воде. Она всегда была нам другом и помощником, а мы не ценили этого. Мы обидели речку и должны попросить у неё прощения».

И пошли люди поклонились реке, попросили ее поскорее вернуться в город; рассказали, как им плохо без неё, пообещали заботиться о ней. Речка была добрая и не помнила зла. Вернулась она в город и стала помогать его жителям. А люди убрали весь мусор, очистили стоки заводов, и даже вызвали специальных учёных следить за здоровьем и самочувствием реки.

В: Вам понравилась сказка? Наша капелька тоже рада, что побывала у нас в гостях. Давайте пообещаем ей, что будем беречь каждую ее сестричку, не будем загрязнять воду.

Чтение детьми стихотворений « Берегите, люди, воду! », « Глобус».

Берегите, люди, воду!
Ведь вода так всем нужна!
Вдруг погибнет вся природа?
Жизнь несет с собой вода!

Мусор в речку не бросайте,
Рыбки в речке там живут!
Нефть-заводы не сливайте,
Чайки песен не споют!

Зря не лейте с крана воду,
Думайте о всем живом,
Без питья воды немного
Мы на свете проживем!

Глобус

Я обнял глобус – шар земной.

Один над сушей и водой.

В руках моих материки

Мне тихо шепчут: «Береги».

В зеленой краске лес и дол.

Мне говорят: «Будь с нами добр».

Не растопчи ты нас, не жги,

Зимой и летом береги».

Журчит глубокая река,

«Ты береги нас, береги».

И птиц, и рыб я слышу всех:

«Тебя мы просим, человек.

Ты обещай нам и не лги.

Как старший брат нас береги».

Я обнял глобус – шар земной,

И что-то сделалось со мной.

И вдруг шепнул я:

«Не солгу. Тебя, родной мой, сберегу»

На память о нашей встрече капелька вам дарит раскраску своих сестричек. Повесьте их дома и берегите воду!

Звучит песня « Живи, родник, живи!»

Конспект занятия в средней группе «В»

Тема: «вода и её свойства»

Воспитатель: Шкидра О.В.

Конспект занятия в средней группе «В»

Воспитатель: Шкидра О.В.

Тема: «вода и её свойства»

Образовательная область: «Познание»

Раздел: Формирование целостной картины мира.

Ознакомление с природой.

Цель: Развивать познавательную активность в процессе ознакомления с окружающим.

Задачи: «Образовательные»

Знакомить с приёмами элементарного экспериментирования, познакомит с некоторыми свойствами воды. Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного, уточнить представление детей об использовании воды, формировать умение рационально использовать водные ресурсы, уточнить знания воды для всего живого.

«Развивающие». Развивать исследовательские способности у воспитанников, развивать представления о воде и её свойствах, развивать любознательность, мышление, речь детей, ввести в активный словарь слова: жидкость, бесцветная, развивать вкусовой анализатор.

«Воспитательные». Воспитывать любознательность, желание участвовать в опытах, учить сотрудничать друг с другом при выполнении совместных действий. Воспитывать бережное отношение к воде.

Интеграция образовательных областей: «Познавательно-речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-личностное развитие», «Физическое развитие».

Материал: миска с водой, стаканчики с водой, стаканчики, гуашь, краски, соль, сахар, лимонная кислота, кофе, чай, варенье, аудиозапись «Журчание ручья».

Ребята сегодня по дороге в детский сад я встретила Чебурашку, он был очень расстроенный.

Я спросила почему и он рассказал мне о том, что они с Геной К играли в школу. Гена был учителем и попросил Чебурашку рассказать о воде и её свойствах.

А Чебурашка ничего об этом не знает. Я пригласила его к нам в детский сад и обещала, что мы ему поможем.

Воспитатель: «Поможем ребята?»

Дети: «Да»

Воспитатель: -Чебурашка, сейчас у ребят начнется интересная занимательная деятельность познания, где мы будем говорить о воде и определять её свойства, а ты внимательно слушай и запоминай.

Звучит музыка журчания ручья.

Воспитатель:-Ребята послушайте и определите, что это за звуки?

Дети:- Это звуки воды.

Воспитатель:-Правильно. Это журчит ручей.

Стук в дверь. Приходит Капелька.

Воспитатель:- Посмотрите ребята к нам в гости пришла Капелька.

Капелька:-Здравствуйте ребята.

Дети:-Здравствуй Капелька.

Воспитатель:-Капелька путешествовала по всему свету, многое видела, много интересного узнала. Давайте послушаем, что она нам расскажет.

Капелька читает стихотворение:

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде.

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает

В лес туманом заползает.

Ледником в горах зовётся

Лентой серебристой вьётся.

Мы привыкли, что вода наша спутница всегда.

Без неё нам не умыться

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить

Без неё нам не прожить.

Воспитатель:-Так ли это? Как вы думаете, сможем ли мы прожить без воды?

Дети:-Без воды нам не прожить.

Воспитатель:-А для чего нам нужна вода?

Дети:-Пить, умываться, купаться, мыть посуду, готовить еду, стирать бельё, поливать растения.

Воспитатель:-А от куда взялась Капелька? Где она может быть? Давайте рассмотрим картинки. Назовите их.

Дети:-Лужа, ручей, болото, озеро, море.

Воспитатель:-Значит Капелька это частица чего?

Дети:-Воды.

Воспитатель:-Правильно Капелька?

Капелька:-Да.

Воспитатель:-А от куда берутся капельки?

Дети:-Из тучи.

Капелька хлопает в ладоши:-Правильно, молодцы!

Воспитатель:-Ребята, а можно ли пить воду из рек, водоёмов или готовить из неё пищу?

Дети:-Нельзя.

Воспитатель:-Почему?

Дети:-Она не очищенная, в ней много различных вредных микробов.

Воспитатель:-Вода, которую мы используем в быту проделывает большой путь, прежде чем стать чистой. Сначала она была в реке, потом человек направил её в водопроводные трубы. Чтобы вода была чистой и безопасной для нас её специально очищают. Только тогда она попадает в кран.

Воспитатель:-Что может произойти на земле, если люди перестанут бережно относиться к воде?

Дети:-Все растения, все животные, все люди и вообще всё живое погибнет.

Воспитатель:-Так давайте же не тратить воду зря и беречь её каждую капельку.

Игра физминутка: «Вода-не вода».

Воспитатель называет слова, если в них есть вода, то дети хлопают, если нет, то топают ногами.(Стакан, чай, тарелка, соль, дождь, ручей, фонтан, мяч, море, сахар, океан).

Воспитатель:-Вода-это жидкое вещество, она льётся, течёт, вода бесцветная, не имеет запаха, вкуса, сейчас мы в этом убедимся с вами. Давайте вместе с Капелькой и Чебурашкой пойдём в нашу лабораторию.

Воспитатель:-Капелька, Чебурашка, а вы знаете что такое лаборатория?-Нет.

Воспитатель:-А ребята наши знают и сейчас вам расскажут.

Дети:-Лаборатория-это место, где проводят опыты, делают открытия.

Воспитатель:-А какие правила нужно соблюдать в лаборатории?

Дети:-Вести себя осторожно, не толкаться, не мешать друг другу.

Опыт №1

Возьмите стаканчики с водой и капнете на дощечку. Что происходит с водой?

Дети:-Она растекается.

Возьмите пустые стаканчики и зачерпните воду из миски, а теперь вылейте.

Вылилась ли вода из стаканчика?

Значит вода что делает?

Дети:-Льётся.

Вода льётся, течёт-значит она какая?

Дети:-Жидкая.

Опыт №2

Возьмите стаканчики с водой, посмотрите и скажите, есть ли у воды цвет?

Дети:-Нет. Она бесцветная.

А может ли вода стать цветной?

Дети:-Да может, она может быть разных цветов, для этого нужно добавить краску или гуашь.

Дети добавляют.

Какого цвета вода стала у вас в стаканчиках?

Ответы детей.

Опыт №3

Возьмите стаканчики с водой и понюхайте воду. Вода пахнет?

Дети:-Нет. Вода не имеет запаха.

А что сделать, чтобы появился запах?

Дети:-Добавить чай, кофе, варенье.

Чем сейчас пахнет вода?

Ответы детей.

Опыт №4

Возьмите стаканчики с водой и попробуйте её на вкус? Какая вода по вкусу?

Дети:-Безвкусная.

Добавьте в воду соль, сахар, лимонную кислоту. Какая по вкусу стала вода?

Ответы детей.

Зарисовка опытов.

1.Вода-это жидкость, которая льётся, течёт.

2.Вода не имеет цвета.

3.Вода не имеет запаха.

4.Она бесцветная.

5.Она может растворять соль, сахар.

Чебурашка, помогли ли тебе ребята узнать про воду и её свойства.

Чебурашка:-Да ребята, спасибо. Я теперь всё расскажу Гене и получу хорошую оценку.

Капелька, а тебе понравилось как наши ребята работали?

Капелька:-Молодцы ребята! Хорошо отвечали! Но мне пора отправляться в путешествие. До свидания!

Ребята, мы с вами хорошо потрудились, помогли Чебурашке, а теперь пора поиграть.

  • E-mail
  • Подробности Опубликовано: 04.11.2015 22:44 Просмотров: 2984

    Задачи:
    Образовательные:
    Познакомить детей со свойствами воды (не имеет вкуса, цвета, запаха, течет, растворитель)
    Поощрять выдвижение детьми гипотез (предположений). Учить принимать участие в формулировании выводов.

    Развивающие:
    Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, стимулировать желание делать выводы.
    Развивать мышление, любознательность, речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.

    Воспитательные:
    воспитывать любознательность, взаимопомощь,
    воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

    Оборудование: мультимедийный проектор, магнитная доска, одноразовые стаканчики, ложки, тарелки, трубочки, соль, сахар, ракушки, молоко, водяная мельница.

    Ход занятия.
    Поудобней садитесь
    Не крутитесь, не вертитесь.
    Дети, ой, что утром было
    Я же вам сказать забыла.
    Только в садик я зашла
    Электронное письмо нашла.

    Воспитатель: Вы знаете, что такое электронное письмо? (ответы детей). Да, это письмо, которое принес не почтальон, а пришло на компьютер. Хотите посмотреть, что там?

    (Воспитатель включает видеописьмо от профессора Чудакова).
    Чудаков: Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали. Я - профессор Чудаков.
    Я целый день тружусь в лаборатории. У меня возникли некоторые проблемы, и я хочу, чтобы вы мне помогли. Все мы слышали, что воду иногда называют волшебной. Помогите мне разобраться, что такое вода и в чем её волшебство.

    Воспитатель: Ребята, хотите помочь профессору Чудакову? Ребята, я предлагаю вам пойти в нашу лабораторию и, как настоящим ученым, провести опыты, чтобы узнать много интересного о воде. Вы согласны? Тогда – вперед!

    Воспитатель.
    - А чтобы всё получилось даже в сказочной лаборатории нужно соблюдать правила поведения: как вы думаете какие?
    1. внимательно слушать воспитателя.
    2. не разговаривать слишком громко, чтобы не мешать друг другу.
    3. не забывайте после каждого опыта сделать вывод.
    А сейчас проходите в лабораторию, занимайте места за столом.
    Для начала давайте послушаем песенку воды (аудиозапись журчания воды)
    Теперь послушаем песенку воды в нашей лаборатории?

    Опыт №1.
    Перед вами стоят 2 стакана – 1 с водой, второй – пустой. Перелейте из одного стакана в другой.
    Вывод: Вода льется, мы слышим её журчание. А если она льется, то значит она какая? (Жидкая.)
    А сейчас я вам покажу, как это свойство применяют люди на мельнице. Смотрите, вода льется на лопасти, жернова крутятся, и получается мука.
    (вывешиваю символ на доску)

    Опыт№2
    -Установим ещё одно свойство.
    -Перед вами стоят ещё два стакана. В одном стакане чистая вода, а в другом- молоко. Возьмите ракушки и положите в оба стакана. Что мы видим с вами, ребята?
    (В воде ракушку видно, а в молоке - нет)
    -Как вы думаете, почему так происходит?
    (Дети делают предположения.)
    -Вы видите ракушку потому, что вода прозрачная. (Прошу 2-3 детей повторить)
    -Посмотрите, ребята, молоко какого цвета? (белого цвета), а вода, какого цвета?
    (Предположения детей)
    -Ребята, вода не имеет цвета, она бесцветная. (Прошу повторить 2-3 детей)
    -Как ученые делаем вывод: вода прозрачная и бесцветная. Поможет нам запомнить это такой знак. (Вывешиваю на магнитной доске ещё один символ.)

    Физминутка:
    А вы знаете в какие игры любит играть наша водичка? (ответы детей). Сейчас поиграем.
    Превращаемся из ученых в капельки. Пора им отправляться в путь.
    (звучит аудиозапись со звуками дождя)
    Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали.
    (дети прыгают)
    Скучно им стало поодиночке прыгать, собрались они вместе, соединились в маленькие ручейки.
    (дети берутся за руки и по двое-трое составляют ручейки)
    Встретились ручейки и стали большой рекой.
    (дети объединяются в одну цепочку)
    А из реки попали в большой океан.
    (дети перестраиваются в хоровод)
    Тут капельки вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться, не задерживаться. Подняли капельки ладошки вверх – пригрело их солнышко лучиками, и они испарились. Вернулись капельки к маме Тучке.
    А мы превратились снова в ученых и возвращаемся в лабораторию.

    Опыт№3
    -Определим ещё одно свойство воды - запах. Когда мама готовит что-то вкусное или когда мы с прогулки идем в группу, мы по запаху можем определить, что готовится. А чем пахнет вода? Попробуем сейчас с вами это установить.
    - Возьмите стакан с водой и понюхайте. Что вы чувствуете, чем пахнет вода? (Вода не пахнет.)
    -Как ученые делаем следующий вывод: вода не имеет запаха. (2-3 ребенка повторяют)
    -Вот ещё один знак, который поможет запомнить нам.

    Опыт№4
    -Следующий опыт, нам поможет определить вкус воды.
    -Возьмите трубочку, положите в стакан и попробуйте воду? Какой же вкус у воды? (вода без вкуса)
    Посмотрите, у вас на столе в тарелочках: соль, сахар, а теперь добавим в стакан сахар. Перемешиваем. А теперь попробуйте на вкус. Какая на вкус вода у тебя, Саша? (Вариант ответа. Спросить каждого).
    Теперь добавим соль, перемешаем. Какая вода стала на вкус (соленая)
    - Как вы думаете, от чего зависит вкус воды? (ответы детей) .
    Вывод: вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили (символ свойства вкуса) .
    Как ученые делаем вывод: вода не имеет вкуса. (повтор 2-3 детей)
    -Этот знак нам поможет запомнить это (вешается символ на магнитной доске)
    А что же случилось с песком и солью, когда мы добавили в стакан с водой (растаяли, растворились)
    - Значит делаем вывод, вода – это (я скажу вам очень умное слово) растворитель. Вешаем символ, чтобы запомнить.

    Опыт №5
    Прежде чем приступить к следующему опыту, давайте поиграем: (Капли первые упали, пауков перепугали). Дождик прошёл и получились лужи. А что будет с лужами на морозе?
    Дети.
    -Лужи превратятся в лёд, застынут.
    Воспитатель.
    - Посмотрите внимательно: перед вами на столе на тарелочках – лёд. Возьмите его в руки.
    - Какой лёд?
    Дети.
    - Лёд холодный.
    Воспитатель.
    -Как вы узнали об этом? Что почувствовали ваши ручки, какими они стали? А что еще можно сказать про лёд?
    Воспитатель предлагает провести простые опыты со льдом: надавить, сжать, постучать по нему.
    - Посмотрите, ребята, лёд на наших ладошках от теплоты рук начал таять? А когда лёд тает, то он во что превращается?
    Дети: В воду.
    Воспитатель: Значит, лед – это тоже вода. Она может быть не только в жидком, но и в твердом состоянии, когда замерзает и превращается в лёд.
    Таким образом, мы разгадали еще одно свойство воды (вешаем символ)

    Ну вот, вижу, вы много чего знаете. Давайте, напишем профессору Чудакову письмо и расскажем все, что мы узнали о воде. Что мы узнали?
    (Пишем электронное письмо символами, которые выкладывали на доске)
    Профессор Чудаков, за то, что вы ему помогли разобраться в чем волшебство воды прислал вам медали «Маленькому Исследователю» и разрешил поиграть с мельницей

    Наталья Коскина
    Конспект НОД на тему «Волшебница вода» в средней группе

    Конспект непосредственно - образовательной деятельности на тему «Волшебница вода » область «Познание» в средней группе

    Цель : познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода , таит в себе много неизвестного.

    Программные задачи : дать детям представления о свойствах воды (вкус, цвет, запах, текучесть) ; уточнить значения для всего живого;

    Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова : жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная;

    Воспитывать бережное отношение к воде.

    Методы и приёмы : - игровой (сюрпризные моменты) ;

    Наглядный (схемы, символы) ;

    Практический (опыты) ;

    Словесный (беседы, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера) ;

    Предварительная работа : - чтение рассказов, сказок познавательного характера : М. Д. Пришвина «Живая вода » , загадывание загадок;

    - беседы на темы : «Где можно встретить воду» , «Кто живёт в воде» ;

    Опыты (изменение цвета, превращение льда в воду) ;

    Рисование схем.

    Материалы и оборудование : компьютер, стаканы, вода , молоко, ложки, чашки, сахар-рафинад, символы.

    Ход НОД:

    1. Вводная часть.

    Звучит аудиозапись (капли дождя) .

    В.: Ребята, послушайте что это звучит?

    Д.: Это звуки воды, идёт дождь.

    В.: Да ребята, это идёт, капает дождик.

    Сюрпризный момент.

    К нам в гости сегодня пришла капелька дождя, которая много путешествовала по всему свету, много видела, много интересного знает о воде. Капелька хочет пригласить нас в гости в Царство воды.

    2. Основная часть.

    Вы слыхали о воде?

    Говорят она везде!

    В луже, в море, в океане

    И в водопроводном кране…

    Так ли это? Как выдумаете?

    (ответы детей)

    В.: А откуда взялась капелька, где она могла быть?

    Давайте посмотрим картинки, где путешествовала наша капелька. Назовите их.

    Д.: Море, река, пруд, ручей, лужа.

    В.: Значит, капелька- это частица чего?

    В.: Вода необходима всему живому, без воды не было бы жизни на нашей Земле. Вода- это основа жизни .

    Как вы думаете, ребята, что может делать вода ?

    Д.: Журчать, течь, литься, бежать.

    В.: А давай те это и проверим.

    Опыт 1. «Вода - это жидкость »

    В.: Ребята, посмотрите, я наклоняю стакан, вода выливается и переливается в другой стакан. Что делает вода ?

    Д.: Льётся, течёт, переливается.

    В.: А почему?

    Д.: Потому что она жидкая.

    ВЫВОД : вода - это жидкость , её можно наливать, переливать.

    В.: Ребята, а как вы считаете, какого цвета вода ? (ответы детей)

    Сейчас мы это проверим.

    Опыт 2. «Вода бесцветная »

    На столе перед детьми 2 стакана : один – с водой, второй – с молоком. В оба стакана положить чайные ложечки. В каком из стаканов видно ложечку, а в каком нет? Почему?

    Д.: Где налита вода там видно ложечку , потому что вода прозрачная , а в стакане с молоком не видно, потому что оно непрозрачное, белое.

    ВЫВОД : вода не имеет цвета , она бесцветная.

    Физкультминутка «Дождь»

    Капля раз, капля два,

    Очень медленно сперва,

    А потом, потом, потом (бег на месте)

    Всё бегом, бегом, бегом.

    Стали капли поспевать (хлопки руками на каждое слово)

    Капля каплю догонять.

    Кап-кап, кап-кап. (свободное движение руками)

    Зонтики скорей раскроем (соединить руки над головой)

    От дождя себя укроем.

    Опыт 3. «Вода не имеет запаха »

    В.: Ребята, у вас на столе кружки с водой, предлагаю вам понюхать воду.

    Пахнет ли вода чем-нибудь ? (ответы детей)

    ВЫВОД : вода не имеет запаха , она ни чем не пахнет.

    Опыт 4. «Вода не имеет вкуса »

    В.: Ребята, а теперь попробуйте воду на вкус. Какая она? Сладкая, солёная, кислая, горькая (ответы детей) .

    В.: Ребята, теперь вы проведите самостоятельно небольшой опыт.

    Положите в кружку с водой вещество, которое находится у вас в тарелке. Помешайте ложкой и затем попробуйте воду на вкус. Какая она стала? (ответы детей) .

    В.: Сегодня вы очень многое узнали о воде. Давайте вспомним, какая вода ?

    Вода - это жидкость .

    Вода - бесцветная .

    Вода - не имеет запаха .

    Вода – не имеет вкуса .

    В.: Воду, которая у нас есть и которую мы используем в быту, нужно беречь, экономить, не оставлять без надобности открытым кран с водой.

    В.: Ребята, капелька приготовила нам сюрприз – сок.