Откровения репетитора или еще раз о том, почему мы не в школе. Проблемы репетиторства Проблемы репетиторства

Асы в области репетиторских технологий нужны сегодня всем, тем более что сфера их деятельности, как никакая другая, требует мобильности и пристального внимания к изменениям, происходящим на рынке образовательных услуг.

Репетиторы нынче в дефиците, и причин тому немало. Не имея возможности тратить много времени на длительную подготовку, школьники, студенты или их родители все чаще отдают предпочтение непродолжительным и эффективным занятиям с репетитором, на которых учащийся получает необходимую информацию в сжатом виде. Однако успех таких занятий, как правило, зависит не столько от их насыщенности, сколько от профессионализма преподавателя.

Работа на практический результат

Прежде чем разбираться в причинах нехватки репетиторов, стоит выяснить, каковы должны быть плоды их работы. Образ лектора с бумажкой, который в течение нескольких часов зачитывает свой талмуд скучающей аудитории, давно ушел в прошлое. Потраченные на такое занятие время и деньги можно считать выброшенными на ветер.

Современный репетитор в МГУ по математике отличается от традиционного «лекционного» чисто практической направленностью. Основной акцент в нем делают на получение навыков, необходимых в повседневной работе. Любую программу пишут под индивидуальные нужды. Роль же репетитора заключается в том, что он, контролируя процесс, помогает студентам остановиться на нужной модели принятия решения.

Круг проблем

Основная трудность, с которой сталкиваются желающие овладеть этой специальностью, - отсутствие стандартизированной схемы профильного обучения. Хотя здесь же кроется главная причина индивидуальности каждого потенциального «гуру» - ведь профессионал сам вырабатывает свой неповторимый стиль, включающий в себя виртуозное владение как опытом различных психологических школ, так и «жанрами» активного обучения (видео-тренинг, семинар, практический семинар и так далее).

В задачу репетитора также входит правильный подбор программы для решения индивидуальных проблем заказчика. Чтобы получить все необходимые навыки, закрепить их и уйти в свободное плавание, требуется большой срок и серьезная практика. Ни один вуз в нашей стране не дает специализированного высшего образования соответствующего профиля, и учиться приходится в разнообразных школах. Курсы там кратковременны и часто различаются по направленности: психология, продажи, управление, менеджмент… Каждое направление предлагает свой минимальный комплекс приемов, которые требуется усвоить и довести до автоматизма. Чтобы не оставаться узким специалистом, а расширять сферу своего профессионального применения, тренеру приходится постоянно проходить дополнительное обучение в различных школах, ориентируясь на специфику их подготовки.

Хотели как лучше, а получилось как всегда. Данные слова как нельзя лучше описывают то, что происходит сегодня в российском образовании. Серьезные проблемы существуют буквально на каждом этапе: в детсадах, общеобразовательных, коррекционных и музыкальных школах, институтах, университетах и академиях. При этом реформой образовательной сферы недовольны все: дети и их родители, школьные учителя, преподаватели вузов с академиками и работодатели молодых специалистов. Чтобы разобраться в этой проблеме, «Ридус» начинает цикл статей, посвященных образовательной сфере. Сегодня речь пойдет о школах.

Учиться, учиться и учиться

Этому ленинскому завету современные ученики следуют куда больше, нежели их родители в школьные годы. Учебная нагрузка на детей сегодня велика как никогда. В начале мая на всю страну прогремела история об , слишком много задававшей на дом. На нее было завели уголовное дело, но позже прокуратура Челябинской области признала решение незаконным и отменила постановление.

Пока что это единственный подобный медийный скандал, однако нынешние школьники вынуждены грызть гранит науки как проклятые. «Школа, репетиторы, домашнее задание, сон. Так - семь дней в неделю. Ни на что другое времени уже не остается», - говорит один из выпускников. Возможно, к его словам стоило бы отнестись критически: большой любви к учебе не испытывает большая часть подростков, однако данную точку зрения разделяют и многие учителя. «Огромная нагрузка. Ее нужно резко снижать. Дети, по сути, заняты 7 дней в неделю, учитывая, что многие школы практикуют шестидневку. В этом случае они учатся с понедельника по субботу, а воскресенье практически полностью занято подготовкой к понедельнику. Нет, есть, конечно, и те, кто и учится, и спортом успевает заниматься, но таких - абсолютное меньшинство», - говорит Наталья Конева, отработавшая пять лет школьным преподавателем английского.

По нормативам, ученикам с 7 по 11 класс не положено ставить больше 7 уроков в день. При пятидневной системе обучения в 10−11 классах количество учебных часов ограничено 34 в неделю, при шестидневной - 37. Это - уже немало, учитывая домашнюю работу, но на деле и эти требования частенько не выполняются: бывает и по 8 уроков в день, и 41 урок в неделю.

Скриншот электронного дневника с одного из образовательных форумов, где одиннадцатиклассник доказывает свою загруженность выше нормы

Скорее всего, о повышенных нагрузках на школьников никто бы и не говорил, если бы из этого был толк. Однако результаты «учебной диеты с повышенным содержанием гранита науки» никак не радуют. Два года назад, после сдачи ЕГЭ по русскому языку, разгорелся нешуточный скандал: многие школьники не сумели преодолеть минимальный проходной балл.

«Результаты единого государственного экзамена по русскому языку в этом году чудовищные. Министерство образования даже вынуждено было снизить планку результата с 36 до 24 баллов, фактически узаконив то, что двойка является проходным баллом. В противном случае, треть выпускников страны не получила бы аттестаты. При этом, как у нас умеют, это было подано победоносно - мол, так хорошо научились контролировать, что никто уже не списывает. Но за этим надо видеть результат», - заявил в июне 2014-го советник президента РФ Владимир Толстой.

Результат же - плачевный. Скорее всего, провала по результатам ЕГЭ в нынешнем году не будет, в том числе и благодаря «узаконенным двойкам». Однако школы не выполняют своей основной задачи: учат эффективно расставлять «галки», но не дают знаний. Чтобы дать их своим детям, родители вынуждены серьезно тратиться на всякого рода репетиторов - причем если еще полтора десятка лет назад данная статья расходов приходилась на выпускные классы, то сегодня многие отправляют своих отпрысков за платными знаниями уже начиная с 6−7 классов.


«С этой реформой образования у меня всегда будет работа»

В этом уверена Наталья Конева, репетитор английского языка. Устав от работы в школе, бессмысленной, по ее собственным словам, и беспощадной, она ударилась в частный бизнес. «Если к 18−19 году сделают ЕГЭ по английскому языку обязательным, то работы будет - с утра до ночи. У нас вся система построена так, что родители с пятого класса должны отдавать детей по репетиторам, чем старше - тем больше репетиторов. Уже в 12 лет дети должны определиться с тем, что они будут делать всю оставшуюся жизнь», - добавляет она.

Повышенная нагрузка падает не только на школьников, но и на учителей. «Чтобы получать хорошую зарплату, надо жить в школе с утра и до ночи. Если ученик не ходит в школу из-за того, что живет в неблагополучной семье, или плохо учится, то это - проблема учителя», - говорит Наталья Конева. Но дело не только в непосредственной учебной и воспитательной нагрузке. Реформа образования добавила преподавателям «бумажной работы».

«Мне сказали, - я, кстати, не знал, - что из 100% отчетов, которые пишут учителя и работники школ, лишь 30% идет по заданию Министерства образования, а 70% - это вообще посторонние организации. Это, конечно, безобразие. Надо подготовить реальное законодательное ограничение этим отчетам. Учитель должен заниматься своим делом, а если он пишет отчеты, то, соответственно, это время украдено у наших детей», - председатель правительства Дмитрий Медведев.

Стоит отметить, что и в той части работы с документами, что делается по указке Минобра, не все гладко. «Наша работа постоянно дублируется, - говорит Наталья Конева. - Бумажный журнал - электронный журнал, бумажный дневник - электронный дневник, и так далее».


«Когда я пришел в школу, у нас только-только электронный журнал ввели, первый год. Никто не знал, что с ним делать. Устроили курсы. Несколько раз приходил учитель информатики и рассказывал, как это заполнять. И тут выясняется, что журнал может „упасть“, базы данных - полностью пропасть, если вы вдруг забыли сделать „бэкап“. Оценки пропадают, тут поле какое-то лишнее вылезает, потому что журнал программисты дорабатывают по ходу твоей работы. Дали тебе „альфа версию“, и наслаждайся. Только мы все привыкли, на следующий год нам взяли и распоряжением сверху сказали, что все теперь будут заполнять вот этот электронный журнал: другой сайт, другая программа, другой интерфейс, другие особенности. Два года им пользовались. Потом - новая версия… А еще нужно вести портфолио детей. А когда делать сами уроки? Готовиться к ним? Когда заниматься детьми?», - задает риторические вопросы Сергей, бывший преподаватель географии и французского языка.

«За все сегодня принято ругать преподавателей: плохо учат, не то, что раньше. А ведь нынешние учителя - это те же самые люди, которые работали в школах двадцать лет назад, - продолжает он. - Проблемы - не в учителях, проблемы - в самой системе, в подходе к школьному образованию».

«Претензий очень много, - уточняет Наталья Конева. - Например, к учебникам. По моему предмету они просто неприемлемы. Первые три года обучения - второй, третий, четвертый классы - дети очень много всего учат: абсолютно ненужной лексики, ненужной грамматики. Ненужной, потому что это не отрабатывается. Какой-то утопичный учебник: по нему можно учить, только если есть стопроцентная посещаемость, а на уроках - одни гении, схватывающие все на лету. В пятом классе начинается провал: они начинают заново учить алфавит. Такое расслабление идет два года: 5−6 классы. А дальше снова начинается „навал“, наращивание объемов материала. К 11 классу они должны знать много, а на самом деле знают мало. Как ни старайся, ничего не получится. Есть чудесные учебники, но пользоваться ими нельзя, потому что можно только теми, что имеют гриф Минобра. Это - очень ограниченное количество учебников».

Подобные претензии высказываются в адрес учебных пособий по самым разным предметам. Так, например, председатель Ассоциации учителей истории и обществознания, академик РАН Александр Чубарьян на всероссийском съезде учителей истории отметил «проблемы с обществознанием»: «Я недавно присматривал учебники по обществознанию. Они очень абстрактные и трудны даже для студента истфака, не то что для школьника».


«Чехарда с учебниками и связанные с ней трудности в виде разницы программ идут, примерно, с 2003 года. То одно, то другое. Главное - стабильность, а ее в школах нет, постоянно у нас что-то новенькое, - говорит Сергей. - Требования к ЕГЭ меняются каждый год, и меняются не только требования к экзамену, но и к его содержанию».

Так случилось и в нынешнем, 2016 году: ЕГЭ по математике поделили на два уровня - базовый и профильный. Результаты базового экзамена объявили сегодня, профильного - станут достоянием общественности через неделю. Официальных итогов еще нет. Регионы пока лишь гордятся количеством учеников, написавших ЕГЭ по русскому и математике на сто баллов. Вероятно, в этом году дело обойдется без крупных скандалов, как в 2014-м.

Главная задача образовательного ведомства - обеспечить максимальное количество школьников аттестатами о среднем образовании, и представители Минобра тщательно следят в первую очередь именно за этим. Последствия данного подхода и реформы образования видны уже сегодня: первые представители поколения ЕГЭ закончили вузы и отправились работать.

«В школу ко мне пришли два новых учителя. Они поступали в педвузы со средним баллом аттестата „3“. Как они будут учить детей истории? Как завуч, вижу, что пока они - пустое место», - заявила на всероссийском съезде учителей истории одна из завучей. Дмитрий Ливанов же пока сосредоточен на едином учебнике истории (которых на деле оказалось три) и массовом . «Таракана этого нужно запускать в массовое производство, поскольку эта технологическая новинка будет не только интересна, но и полезна детям и подросткам», - заявил он в феврале. До борьбы с тараканами в головах отдельных чиновников от образования дело пока не дошло.

В наших следующих материалах речь пойдет о последствиях объединения школ и инклюзивном обучении, детсадах и музыкальных школах, проблемах российских вузов и фундаментальной науки, коррупции в образовательной сфере, сомнительной диссертации Исаака Калины и других интересных вещах из мира науки.

Родители моих учеников, да и сами ученики всегда спрашивают, какое у меня образование, велик ли опыт преподавания, работала ли я в школе или где-то ещё. Расскажу свою историю о том, почему репетиторство для меня - это престижная профессия, а не подработка, не калым и уж подавно не хобби.

Репетитор и закон

С точки зрения закона репетиторство является предпринимательской деятельностью. Если вы хотите заниматься этим бизнесом масштабно и легально, то вам необходимо либо примкнуть к штату работников официально зарегистрированного репетиторского центра, желательно имеющего лицензию на осуществление образовательной деятельности, либо регистрироваться самостоятельно. Более 70 процентов школьных учителей подрабатывают сегодня репетиторами, формируя теневой рынок образования в России - я подобную активность не поддерживаю, хотя бы потому, что учитель даром получает огромную клиентскую базу, а нам - крутись, рекламируйся, в ФНС ходи.

Часто для достижения цели нужны специальные навыки, и поможет их натренировать репетитор. (Кадр из х/ф «Цвет денег», 1986)

Сразу обозначу свою позицию: репетитор - не учитель, зарабатывающий из подполья. Работа в школе не является ни базисом, ни подготовительным этапом к труду репетитора. На одном из образовательных порталов мне довелось выразить своё скептическое отношение к современным школьным учителям. В ответ хлынуло множество комментариев о том, что мне нужно пойти поработать в школу, нюхнуть пороха, хлебнуть лиха и совершить ещё какие-то манипуляции со своей карьерой. Не очень понятные советы, так как я позиционирую свою репетиторскую деятельность как предпринимательскую, даже имея законченное высшее в МПГУ по специальности «Организация работы с молодёжью».

«Надо смотреть правде в глаза: часть репетиторов - люди, которые по разным причинам не хотят работать с детьми в школе», - написала журналист «Российской Газеты» .

Я лично не хочу, это верно, а причина в том, что между репетитором и школьным учителем есть одно принципиальное различие, носящее отнюдь не философский характер: это правовое основание работы.

Открываем 273-ФЗ . Тот самый, который об образовании. : педагогический работник - это физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности. Листаем дальше и задерживаем взгляд на и : там русским по белому объёмно расписано, на основании каких норм действует педагогический работник, на что имеет право, что обязан делать.

Распространяются ли эти нормы на репетитора? Нет. Репетитор ни с кем ни в каких трудовых отношениях не состоит. Исключение составляют только случаи, когда преподаватель помимо частной практики трудится в каком-либо центре по подготовке к экзаменам, о чём я писала выше. Правовое основание работы репетитора, его библия - Гражданский кодекс РФ, глава 39 «Возмездное оказание услуг» . К нормативно-правовым актам, регулирующим деятельность репетитора, можно отнести 129-ФЗ и нормы Налогового кодекса, например, о патентной системе налогообложения.

Отношения, складывающиеся на основании ФЗ-273 - публичные, а те, что имеют в качестве правовой основы ГК - частные. Их нельзя ставить в один ряд.

Отношения между учителем и классом, классом и школой, школой и учителем рождены силой государства; отношения между репетитором и учеником обусловлены взаимным волеизъявлением сторон.

У вас есть право найти другого специалиста, а у меня есть право отказаться работать с вашим ребёнком. И прекращение наших отношений можно никак не аргументировать - не подходим мы друг другу, вот и всё. Односторонний отказ от исполнения договора возмездного оказания услуг - ГК РФ ст. 782.

Ещё один интересный момент связан со стоимостью услуг репетитора. Я постараюсь осветить вопрос ценообразования, не сводя рассказ к написанию сметы.

Для начала процитирую нашумевшее высказывание нашего премьера: «Меня часто спрашивают по учителям и преподавателям. Это призвание, а если хочется деньги зарабатывать, есть масса прекрасных мест, где можно сделать это быстрее и лучше. Тот же самый бизнес». Фразу много критиковали, но мысль абсолютно правильная.

Для реализации призвания учителя создаются все условия. Учитель находится в хозяйственном поле школы. Всё по госзакупкам централизовано поставляется: доски, столы, портреты учёных. На что из перечня оборудования для оснащения учебного процесса учитель тратит личные деньги? Расскажите, если есть такие статьи расходов.

У репетитора же собственное рабочее пространство. Вести в комнате, где пыхтит в кастрюле борщ, лежат расчёски на столе и кошачий лоток в уголочке ароматизирует пространство - абсолютное неуважение к клиенту. Вы бы удивились, если бы так выглядел кабинет юриста или психолога? Разумеется, удивились бы, потому что это неприемлемо в деле организации бизнеса.

В том же материале «Российской Газеты» размещён откровенный отзыв мамы-клиентки:

  • «Беру 800 рублей за занятие. Не важно, у себя дома или у вас», - объявила мне репетитор, найденная по объявлению в Интернете. «У себя» - это кухня в съёмной двухкомнатной квартире, которая не видела ремонта последние сорок лет. На кухне из мебели только стол и два старых табурета. Дети поинтересовались: «Нельзя ли заниматься в комнате?» На что репетитор ответила: «Там всё завалено вещами. Но если очень надо, я приберусь».

Что и требовалось доказать: мало кому хочется заниматься у прыщавого аспиранта в неопрятном помещении или у странной старушки с запахом изо рта, пусть и с багажом из всей советской педагогики.

Репетитор - это человек из бизнеса. И требования к нему такие же, как к любому другому предпринимателю - делать честно и качественно.

Потому нужна аренда в офисном центре либо капитальный ремонт жилья. У меня есть и то, и другое. Знаете, сколько стоит доска или флипчарт? Самые дешёвые - три-пять тысяч. А ещё столы, стулья, органайзеры для бумаг, принтер, учебники ежегодно, лампы, маркеры, губки, вода в бутылках для клиентов, чайник, чай, сладости и сувениры детям, декор помещения и… список бесконечен.

Представьте в кругах Эйлера три показателя «качественно, бесплатно, быстро». Качественно и бесплатно не бывает, даже в условиях социализма. Если вы работаете бесплатно, все остальные ваши показатели - имидж, оснащённость, психологический комфорт, самооценка - будут стремиться к нулю. Про «быстро» вообще отдельный разговор: за несколько месяцев научить тому, что изучается лет пять, - особая задача.

Также в стоимость услуг заложен масштаб работы - индивидуально или в мини-группах. Учитель-предметник в совершенстве знает свой предмет, а репетитор знает и предмет, и то, насколько хорошо его предмет знает клиент. Личность ученика в деле репетитора не сливается в огромную коллективную личность, именуемую «класс». Естественно, индивидуальная работа дороже. Купе в поезде на одного тоже дорого, но вопросов подобный прайс не вызывает.

Потому никакой речи об организации богадельни и бесплатном преподавании идти не может - исключение составляют только первичные консультации. Цена формируется на основе спроса, договор об оказании услуг заключается добровольно - напоминаю о правовом основании. Если для вас данная модель взаимоотношений между гражданами неприемлема, и на душе скребутся кошки от того, что кто-то зарабатывает, то вступайте в КПРФ, стройте коммунизм.

Является ли репетитор обслуживающим персоналом?

Нет, не является. Тема закрыта, давайте следующий вопрос.

А если серьёзно, то в отношениях между репетитором и клиентом существует система прав и обязанностей, в которую никак не встраивается термин «обслуга». Ибо обслуживающий персонал - это работники, НЕ участвующие непосредственно в процессах оказания услуг и управлении этими процессами. В матрице «родитель (заказчик) - ученик (благополучатель) - репетитор (исполнитель)» профессиональным субъектом является последний, и если кто-то из ваших клиентов считает вас обслуживающим персоналом - расстаньтесь с ним сразу же.

Если и сравнивать деятельность репетитора с какой-то ещё, то больше всего подойдёт деятельность фитнес-тренера: я работала тренером в фитнес-клубе, поэтому знаю специфику. Есть огромные венозные качки - это тренеры для мужчин; есть тренеры по групповым программам - заводные звонкоголосые женщины; есть тренеры по растяжке и йоге - флегматичные, умиротворённые. Вам априори не могут подходить все из перечисленных вариантов сразу: вы всегда будете выбирать, отталкиваясь от ваших целей.

То же самое с репетитором: это не более дорогостоящая разновидность школьного учителя с универсальной компетенцией, это специалист, фокусирующийся на развитии одного или нескольких смежных навыков.

У репетитора могут быть личные требования к своим ученикам: я работаю только со «взрослыми» детьми, не младше 9 класса. Если я понимаю, что клиент «не мой», а ему по формату не подхожу я - мы расстаёмся. Таких случаев 2-3%.

В коммуникации между репетитором и учащимся существует особая этика, где-то более мягкая, а где-то более суровая, если сравнивать со школьной.

Одной из моих клиенток меня порекомендовал другой репетитор, женщина в возрасте. На телефонный вопрос о том, как меня представить будущей ученице, я ответила только своё имя. «Нет, ну как же так, нужно обязательно по отчеству», - возразила коллега. И я принципиально не согласна с этой позицией: всегда общаюсь на «ты», тип обращения ко мне учащийся выбирает сам. Процентов 30-40 предпочитают на «вы», процентов 10 пользуются исключительно звучным «Дарья Дмитриевна», остальные на «ты». Ведь дело в том, чтобы учащийся мог на занятии максимально свободно излагать свои мысли и демонстрировать действительный уровень знаний. Уважение кроется не в формализованном общении, а в признании компетентности и авторитета.

Расскажу историю из жизни: я летом 2016-го устраивалась в один центр по подготовке к экзаменам. Туда берут очень молодых специалистов (даже второкурсников), поэтому я со своим толстым портфолио, педагогическим образованием и вторым почти законченным юридическим (всё вместе читайте как «я со своим раздутым чувством собственной важности») сидела на собеседовании «лайк э босс».

Отбор преподавателей был четырехэтапный. На первом нужно было поболтать на свободную тему, никак не связанную с предметом преподавания, этот этап я прошла без проблем. А вот второй этап заключался в имитации занятия. Только вместо учеников были сотрудники центра: они пытались разыгрывать всякие нестандартные ситуации, проверяя, видимо, стрессоустойчивость кандидатов.

Предваряя дальнейший рассказ, скажу, что я достаточно вольности позволяю своим ученикам: им можно пить чай, отвечать на важные звонки, выбирать способ запоминания информации с написанием или на слух, шутить шутки. Короче, я не тиран. Но та ситуация, что была разыграна сотрудниками центра, была прям гротескной. Две девушки поначалу усердно смотрели в телефон, после задавали неуместные вопросы по предмету, а потом начали демонстративно в голос общаться друг с другом.

И тут одна из них задаёт другой вопрос: «Ну что, куда сегодня в кино пойдем - на ужасы или драму?»

Честно, для меня это нестандартная ситуация: просто обычно работаю с адекватными людьми, которые достаточно внимательно слушают то, что я говорю, ибо, полагаю, ценят информацию. И не переигрывают. Я решила пресечь дальнейшее безобразие фразой: «Я вам драму или ужасы сейчас здесь устрою». Естественно, работать меня туда не взяли, сказали, что слишком агрессивный образ.

Но мораль истории в другом: поведение, мешающее занятию, будет просто пресекаться. Вплоть до принципиального отказа работать с клиентом - такое тоже было. Важно понять, что вы платите репетитору как профессионалу своего дела, имеющему полный контроль над вашим образовательным процессом по его предмету. Репетитор - не обслуга, а ваш наставник, который имет право отказаться от неудобного клиента. Я стараюсь строить ту модель отношений, в которой будет соблюдён хрупкий баланс между дружеской нотой и менторством, диалогом и руководством, вольностью и дисциплиной.

Престиж репетиторской деятельности

Престижно ли быть репетитором? Да, если вы не учитель, который втихаря вытаскивает своих учеников на платные индивидуальные. Если вы подходите под это описание, то вернитесь в начало статьи, там много полезного.

Репетитор - это предприниматель, а оно (предпринимательство) у нас в чести по результатам опросов. Вдобавок у этой профессии огромный творческий потенциал в плане выбора или создания методик преподавания.

У меня в прошлом юридический стаж, работа в фитнес-индустрии в качестве сертифицированного тренера Reebok и проектная занятость по организации конференций, конкурсов, того же «Селигера». Закончила МПГУ по специальности «организация работы с молодёжью», в этом году заканчиваю ещё и МГЮА.

Чему я могу научить? Всему тому же, чему учат в школе. А ещё могу предоставить курс по подготовке к поступлению в вузы при правоохранительных органах - и гуманитарные предметы, и физическая подготовка. А ещё могу подсказать, чем вы действительно поразите экспертную комиссию на ДВИ в юридическом. А ещё могу дать совет, как уже в школьном возрасте создать свой проект и получить на него государственный грант.

Почему могу? Потому что я не учитель-предметник, а тренер, юрист, event-менеджер, предприниматель и потомственная ведунья (шучу).

И делаю я это в удобное для клиента время, в комфортабельном и красиво оформленном помещении, с чаем/кофе, возможностью отрегулировать свет, температуру, масштаб изображения учебного материала для слабовидящих, с повторением для того, кто медленно пишет и так далее. Человек может прийти с конкретной проблемой, сильным желанием чего-то добиться и интуитивным знанием о том, что для этого нужно поступить в хороший вуз, а ты помогаешь ему поставить цель, поделить её на этапы и постепенно приближаться к её достижению - это ли не благородно?

В школе нет времени учить каждого по особым программам, да и нет такой цели: на то оно и общее образование, чтобы быть универсальным и единообразным.

У всех разный потенциал, разные способы восприятия информации и, что главное, разная мотивация. Каждый год встречаются дети, которых на занятия пригнали родители или какое-то необъяснимое ярмо необходимости подготовки: «Мне вот надо сдать именно этот предмет, но не знаю, с какой целью». Таких детей процентов 40.

Многие репетиторы обещают «возбудить интерес к предмету», «привить охоту к учёбе» - простите, но это только популизм для привлечения клиентуры, не будем идеализировать.

Нельзя управлять симпатиями ребёнка, а потому невозможно заставить человека любить предмет, если изначально он не имеет к нему интереса и склонности. Зато можно на основе утилитарных рассуждений, налегая на прагматизм, донести, что если запомнить вот этот перечень информации, то сможешь сделать задание под номером таким-то, таким-то и таким. И человек запоминает. И человек правильно выполняет задание под номером таким-то, таким-то и таким. Ведь у юного человека с первого класса в голову вбита необходимость что-то сдать и куда-то поступить.

За качество и кастомизацию услуги люди готовы платить, отсюда мы можем сделать вывод и о финансовом престиже профессии репетитора.

Главная идея моей деятельности: репетитор - это предприниматель. Квинтэссенцией бизнес-этики является слово «качество», а потому я стараюсь сделать его основным символом своей работы. Надеюсь, эта статья сможет изменить отношение к действительно профессиональным репетиторам и понять их вклад в современное образование.

Интервью доктора психологических наук, профессора, академика РАО Владимира СОБКИНА "Учительской газете" доказывает: школа окончательно перестала быть тем местом, где ученики получают знания, необходимые им для дальнейшей жизни и обучения. Группа ученых под руководством академика провела фундаментальные социологические опросы. И вот выводы:

"В значительной степени подготовку в вуз, победы на олимпиадах, высокий балл на выпускном госэкзамене и международных тестированиях обеспечивает не школа сама по себе, а люди «со стороны». Школа же просто приписывает себе их заслуги.
К тому же надо понимать цену вопроса. К примеру, если взять расценки за услуги репетитора по Москве примерно в 1500 рублей за час (хотя на самом деле это может быть и 3000, и 5000 и больше рублей), если вспомнить, что одним часом в неделю дело не ограничивается, а многие школьники занимаются с репетиторами по двум, трем и более предметам, в итоге получается астрономическая сумма. И это все сверх того, что государство официально тратит на образование.

И все-таки государство признает эту проблему. Напомню, что недавно в Общественной палате были озвучены следующие цифры: 92 процентов родителей считают, что ЕГЭ требует специальной подготовки, 41,7 процента ответили, что при подготовке к ЕГЭ необходимы дополнительные задания в школе, а 52,9 процента обращаются к услугам репетиторов и платят за них довольно большие деньги.

А вот еще несколько интересных фактов. Плохо успевающие школьники занимаются с репетиторами заметно реже, чем хорошо успевающие. Парадокс? Казалось бы, если ученик и так учится на «4» и «5», зачем ему дополнительные занятия, они куда нужнее тем, кто перебивается с «2» на «3»! Ан нет, все наоборот.

Раньше мы стыдливо замалчивали этот факт, считалось неприличным говорить, что школа все-таки готовит в вуз, и это одна из главных задач, поставленных перед ней родителями. Однако статистика неумолима – прагматика выходит на первый план, можно констатировать: да, вуз для нас все-таки слишком важен, и показатель поступаемости надо принять как основной в оценке успешности. Именно таковы на сегодня требования семьи как основного заказчика образовательных услуг. А посему, если школа не справляется с этой задачей, подключается мощный ресурс репетиторов...

репетиторы очень критично высказываются по поводу закрытости системы финансового поощрения педагогов в школе. У них самих все понятно – один час стоит столько-то, за это время я гарантирую такой-то результат. А вот в образовательной организации далеко не всегда ясно, кто кому и за что доплачивает.
Есть здесь место и реальной несправедливости, поскольку школы очень часто присваивают себе чужие достижения. Победили дети на какой-нибудь Всероссийской олимпиаде или на конкурсе – школа победоносно рапортует о том, как у них хорошо поставлена работа с разными категориями детей. А о том, что с ними за дополнительные деньги из кармана родителей трудились репетиторы, мало кому интересно вспоминать. Лучше заявить, что это заслуга ее школьных педагогов, а про «частников» обычно никто публично доброго слова не скажет...

Репетиторы чаще, чем простые учителя, стремятся к тому, чтобы дать учащимся прочные знания, продемонстрировать им высокие образцы владения предметом. Это, кстати, вполне логично: я задаю высокую планку и показываю, что этой плане сам соответствую. Но вот какая деталь: репетиторы признают, что гораздо чаще, чем обычные учителя, стремятся дать учащимся возможность выразить свою точку зрения, научить их чему-то новому, сформировать у них исполнительность и добросовестность. Они стараются выявить реальные проблемы и интересы учащихся, но при этом и сами сильнее стремятся завоевать уважение и симпатии учащихся.

Настоящий репетитор всегда понимает, что не сможет качественно подготовить ученика, если на первое место будет ставить только материальный аспект. Ему еще очень важен педагогический кураж, связанный с общением в процессе занятия. Отсюда и совместный разбор заданий, обсуждение решений, демонстрация собственных интеллектуальных способностей, обратная связь в виде возможности высказать свое мнение и так далее.
Словом, глубоко ошибочно обвинять репетиторов в том, что они всего лишь гонятся за большими деньгами. На самом деле им очень важна самореализация, правда, в несколько ином плане, нежели та, о которой принято говорить, обращаясь к массовому учителю московской школы.

Мотивы творческой активности у репетиторов заключаются еще и в желании разнообразить содержание профессиональной деятельности и не работать по шаблону, в стремлении к личностному росту, в желании перейти на новую ступень профессионального развития и получать за это финансовое поощрение.

По данным Института образования ВШЭ, теневой рынок репетиторских услуг в России составляет почти 30 млрд рублей.

По запросу «Репетиторы в России» поисковая система Яндекс выдает 57 миллионов результатов.

… имейте хороших и способных учителей в доме, затраты на них никогда не будут слишком велики…
Марк Аврелий

Немногие задумываются о том, что частное репетиторство является очень древней практикой. Наверняка, каждый студент философии знает, что Сократ был наставником Платона, который, в свою очередь, обучал Аристотеля, а Аристотель был учителем молодого Александра Македонского. Из цитаты императорского философа Марка Аврелия очевидно, что римляне также ценили частное обучение, как и греки. На протяжении многих веков репетиторство является самым эффективным способом поддерживать обучение ребенка, привлекая не только академического специалиста, но также наставника и ролевую модель в одном лице.

Определенно, в наши дни репетиторство также популярно, как и два тысячелетия назад. По данным различных источников, около четверти детей Великобритании занимаются с репетиторами на каком-либо этапе обучения. Большинство детей пользуются услугами репетиторов в преддверии важных тестов или вступительных экзаменов в школы и университеты, а также итоговых экзаменов GCSE и A Levels. Несмотря на такие данные, достаточно и критики в адрес репетиторства. Многие родители задумаются о том, зачем им инвестировать еще больше в индивидуальное обучение, когда они уже тратят достаточно денег на дорогостоящие частные школы. Под сомнение уроки репетитора также ставит нынешняя загруженность детей, помимо уроков также нужно заниматься спортом, музыкой, в драматическом или других кружках.

Тогда как репетиторство может быть просто фантастическим ресурсом для многих детей, помогая им не только академически, но и развивая уверенность в себе, вдохновляя их на успехи и снижая уровни стресса при огромной загруженности, оно подходит не всем детям. В некоторых случаях оно может пагубно отразиться на успеваемости ребенка, особенно, если у него элементарно нет времени просто, чтобы отдохнуть и расслабиться.

Учитывая огромное количество как положительных отзывов, так и критики, родителям может быть действительно сложно решить, стоит ли им привлекать специалиста или обойтись имеющейся школьной программой и ресурсами. В помощь таким родителям мы решили проанализировать все плюсы и минусы и выделили основные причины за и против.

Аргументы «за»

Для начала, давайте рассмотрим 5 причин, по которым репетитор может оказаться очень полезным для ребенка:

Чтобы предотвратить или остановить отставание от школьной программы

Один из ключевых аргументов в пользу репетиторства является то, что индивидуальный подход к ребенку в школе — задача практически невыполнимая. Поэтому, если методы преподавания не соответствуют скорости усваивания материала ребенка, если навыки чтения и письма развиваются слишком медленно — школа вряд ли сумеет помочь с подобными проблемами. В некоторых случаях, при особенно сложной программе, могут начать отставать даже самые способные дети. Один пробел в знаниях ведет за собой другой пробел, и такая растущая проблема становится похожей на снежный ком и может в какой-то момент стать катастрофической, особенно если это произойдет в начальной школе. Отставание также ведет за собой целую плеяду психологических проблем в виде апатии, равнодушия, плохого поведения и обид. Дополнительная проблема заключается в том, что в западных школах, например, при плохой успеваемости ребенок попадает в группу («сет») детей с таким же низким уровнем успеваемости и отсутствием интереса к учебе, что создает своего рода порочный круг.

Порой единственным выходом в этом случае является привлечение индивидуального преподавателя. Грамотный специалист сможет за короткое время выделить проблемные моменты в процессе обучения, поможет заполнить имеющиеся пробелы и предотвратить новые. Такая «скорая помощь» может включать, как и стандартное повторение и объяснение прошлых и нынешних тем, так и подбор правильной литературы для дополнительного чте-ния или разработку индивидуальных правил повторения, запоминания и т.д.

Как понять, что ваш ребенок начал отставать от программы? Если ваш учитель уже несколько раз сообщил, что домашняя работа была выполнена неудовлетворительно или ребенок начал сам жаловаться на трудности с темами в классе, стоит присмотреться к его потребностям внимательнее — скорее всего, ему требуется дополнительная поддержка.

Чтобы оказать ребенку профессиональную помощь при подготовке к вступительным экзаменам

Другой основной причиной привлечения репетитора является подготовка к вступительным тестированиям, экзаменам и интервью в топовые школы и вузы, конкурс в которые порой исчисляется даже десятками кандидатов на одно место. Чтобы получить это заветное место, к сожалению, недостаточно быть просто «сильным», умным и успешным учеником, важную долю успеха составляет знание так называемой «экзаменационной техники». Так, например, в работе с текстами нужно будет и провести грамотный анализ, и провести параллели, и правильно структурировать свой ответ. Все это в ограниченное количество времени и в стрессовой атмосфере.

Опытный преподаватель имеет за плечами сотни и даже тысячи часов занятий с такими кандидатами — он вооружит вашего ребенка набором техник и методов, которые помогут ему сэкономить время и получить дополнительные баллы, предоставив ответы, которые соответствуют самым взыскательным ожиданиям приемной комиссии.

Помимо этого, такой специалист прекрасно осведомлен о литературе, которая поможет в подготовке и может посоветовать нужный учебник или сборник упражнений, подробно расскажет о регистрационном процессе, требованиях, сроках и о секретах успеха тех его учеников, которые поступили в вашу желаемую школу, которых он подготовил. У него наверняка имеется сеть контактов, которые также могут помочь вам в процессе поступления своими консультациями и советами. В таких случаях репетитор-специалист по подготовке к вступительным экзаменам станет неоценимым помощником не только самим детям, но и родителям.

Чтобы обеспечить ребенку персонального наставника

Мы уже затронули этот аспект ранее – репетитор является не просто учителем, который диктует правила или механически решает задачи вместе с вашим ребенком, это человек, который не понаслышке знает обо всех проблемах, с которыми сталкивается ваш ребенок. Хороший репетитор окончил престижные школу и университет – он сам проходил через огромную академическую нагрузку, знает о тайм-менеджменте, дисциплине и важности позитивного настроя. Занятия – это также и персональные отношения, дружелюбный репетитор, который искренне заботится об успехе вашего ребенка, всегда поддержит его советом или ободряющей историей, расскажет о своем опыте, научит его какого-нибудь трюку или «примочке», которой он может впечатлить учителей и одноклассников. В лице такого учителя ребенок получит живой пример, ролевую модель и «ментора», который будет говорить с ним на одном языке.

Чтобы просто облегчить жизнь и сберечь нервы

Это общеизвестный факт, что дети спорят со своими родителями, что, конечно же, не может не расстраивать. Несмотря на это, подобные споры принципиально важны для развития ребенка, поскольку это демонстрирует их индивидуальность и стремление быть независимыми. Порой трения возникают, когда от ребенка требуется, например, сделать что-то дополнительно к домашнему заданию или читать в дополнение к основной программе.

В таких случаях может помочь репетитор, который избавит от многих неприятных ситуаций. Да, возможно перед приходом учителя у ребенка возникнут возражения, но редкий ребенок будет так же яростно протестовать перед посторонним человеком, коим является репетитор. Проще говоря, учитель нейтрализует давление, а вы, вместо уговоров и криков с учебниками в руках, сможете наслаждаться спокойным общением с ребенком. Немаловажным преимуществом является также и то, что имея такого помощника, вы будете уверены, что вся домашняя работа будет выполнена ребенком в срок и без ненужных хлопот и стресса – это важно любому занятому родителю.

Чтобы поднять академические интересы вашего ребенка на новый уровень и помочь определиться с профессией

Мы уже обсудили выше роль репетитора и отметили, что роль эта не ограничивается лишь обучением. В некоторых ситуациях он может предоставить ребенку информацию, которую он не получит от школьного учителя поскольку его не ограничивают рамки школьной программы. Если ваш ребенок хочет по-настоящему изучить свой предмет, репетитор — тот самый человек, который может в этом помочь, правильно направляя ребенка. Например, ваш ребенок проявляет интерес к физике и астрономии — почему бы не нанять ему учителя астрофизики, который проводит исследования в этой теме? Если ваше чадо без ума от произведений Джейн Остин, почему бы не организовать ему встречу, посвященную литературе 19 века с выпускником Кембриджа по английской литературе? Если вы видите в нем такие интересы, их нужно обязательно поощрять и вдохновлять, возможно, вы растите следующего Нобелевского лауреата или обладателя Пулитцеровской премии.

Аргументы «против»

Получился довольно убедительный список причин за, не правда ли? Однако есть и причины против — почему занятия с репетитором могут быть не самой лучшей идеей?

У вашего ребенка отсутствуют базовые привычки и режим для эффективного обучения

Любой, кто когда-либо страдал от бессонницы, знаком с термином «гигиена сна». Наличие хорошей гигиены сна означает своевременное выключение телевизора, поддержку правильной температуры в спальной комнате и использование спальни строго по назначению, не устраивая из нее домашний офис, например.

Помимо гигиены сна, существует также и гигиена образования, когда родители тщательно следят за факторами, которыми могут влиять на работоспособность ребенка в школе. Регулярные приемы пищи и полноценный, качественный сон крайне необходимы для хорошей академической успеваемости ребенка; ребенок просто не способен хорошо заниматься, если он испытывает чувство голода, усталости или даже истощения. Важен режим дня, выполнять домашнюю работу желательно в одно и то же время каждый день. Если ребенок растет в билингвальной среде, нужно обеспечить ему оптимальную среду для восприятия обоих языков — решить, на каком языке слушать радио по утрам или смотреть телепередачи, а также настраивать электронные гаджеты на желаемый язык. Никакой репетитор не сможет помочь, если детям не читают и если они не читают сами вообще — в этом случае роль родителей заключается в том, чтобы выделить определённое время для занятий с ребенком ежедневно и обеспечить основу непосредственно академических занятий.

Если вы задумались о занятиях с репетитором, спросите себя — что можно сделать для того, чтобы самому исправить ситуацию? Быть может, если вы организуете строгий режим и распорядок дома с чтением по вечерам и решением математических задач по утрам, эти проблемы решатся сами собой без вложения каких-либо дополнительных денег.

Ваш ребенок недостаточно отдыхает и не поощряется

С учетом сильной нагрузки и стремлением родителей устроить детей в хорошие школы и университеты, им, конечно, можно простить чувство беспокойства за успеваемость своих чад. В то же время очень важно не перегружать детей – можно окружить ребенка учебниками и учителями, но его уставший мозг просто не воспринимает такие объемы информации. Многочисленные исследования показывают, насколько важно свободное время и игры для правильного умственного развития ребенка, и порой лучший способ помочь ребенку — попросить их заниматься чуть меньше, а не наоборот. Плохое поведение и низкие оценки в школе могут быть показателем усталости, а не признаком отсутствия способностей или несносного характера поэтому любой родитель, который подумывает о репетиторстве, должен задуматься – возможно, ему нужно немного «настоящего детства» и побольше свободного времени для игр и забав. Отдохнув, ваш ребенок будет готов к покорению новых вершин.

Также очень важно, чтобы родители всячески поощряли своих детей за хорошую работу в школе и любые, даже самые маленькие успехи. С помощью таких положительных стимулов вы только мотивируете их на дальнейшие усилия и успехи. При этом шантаж и угрозы, особенно в агрессивной форме, могут иметь обратный эффект.

Ваш ребенок еще слишком мал

Учитывая тот факт, что в некоторых школах Лондона введены экзамены 4+, у многих молодых семей может возникнуть соблазн начать готовиться с репетиторами к вступительным испытаниям с раннего возраста, даже в три года. Однако, с педагогической точки зрения, попытка слишком рано подтолкнуть ребенка к академическому развитию аналогична попытке заставить ваш автомобиль ехать с большей скоростью, добавив 10 дополнительных колес. Для развития когнитивных навыков и моторики детям важно играть, поэтому они не будут реагировать на большой объем информации в столь раннем возрасте. Даже когда они более осознанно будут подходить к обучению в возрасте 5-6 лет, преподавание должно вовлекать физическую деятельность — вместо изучения математики с ручкой и тетрадкой, гораздо эффективнее собирать лего или выполнять какие-то другие физические головоломки.

В целом, обучение маленьких детей всегда должно сопровождаться игрой, и если вы собираетесь нанять репетитора для занятий с вашим четырехлетним ребенком, им необходимо это понять (удостоверьтесь, что у них имеется опыт работы именно с этой возрастной категорией). Нет ничего плохого в поиске репетитора, гувернанта или няни, которые будут проводить подобные обучающие игры, но родителям все же не стоит питать больших иллюзий на то, что их ребенок обязательно достигнет больших высот в столь юном возрасте. Вся их дальнейшая школьная и университетская жизнь будет состоять из взлетов и падений, поэтому пусть дети играют, пока это возможно.