Отечественная война 1812 года в литературе.

Дёмин Вадим Петрович,

академик РАО, доктор искусствоведения,
профессор, академик-секретарь
Отделения образования и культуры РАО

Отечественная война 1812 года стала наивысшей точкой напряжения сил страны. Победы в заграничных кампаниях 1813–1815 годов, купленные кровью русских солдат, завершили серию многочисленных войн наполеоновской эпохи, а Российская империя прочно вошла в орбиту европейской и мировой политики в качестве великой державы1 – справедливо утверждают современные отечественные историки.
Но не все так думают.
В украинских научных и публицистических кругах утверждается, что украинцы пошли на войну с Наполеоном, лишь надеясь на возрождение «древних казацких вольностей» и «украинской автономии», а после войны их надежды на свободу были обмануты российским правительством. В украинских школах война преподносится не как Отечественная, а как «русско-французская» или «французско-русская».
В книге белорусских авторов «История отношений. Белорусы и русские», изданной в Смоленске, написано, что в войне 1812 года «русские сражались за своего царя – крепостника, поляки – за возрождение Польши, французы – за военную добычу и славу. А белорусы – за право на жизнь»…
О впечатляющем празднике – реконструкции Бородинской битвы 2 сентября 2012 года – на белорусских телеканалах не было сказано ни слова.
Ну, это, как говорится, братья-славяне, что уж говорить о тех «соседях», которые вину за трудную свою судьбу при любом случае валят на Россию.
В литовском Каунасе в июне этого года более 1000 любителей истории из Литвы, России, Франции, Польши, Украины, Белоруссии, Латвии и Чехии попытались реконструировать события июня 1812 года, связанные с вступлением Великой армии в Каунас (тогда – российский Ковно).
Событие, которое у нас в стране было отмечено светлой памятью о массовом героизме народов России, у властей Литвы вызвало совершенно иную реакцию. Министр обороны Литвы Р. Юкнявичене в своем приветствии участников реконструкции подчеркнула, что армия Наполеона стала для литовцев реальной надеждой на восстановление утерянной независимости, однако бегство французов из России унесло несбывшиеся надежды – с помощью Франции вернуть Литве утраченную свободу.
Вместо восстановления снесенного в 1915 году памятника, сооруженного в 1835 году в Каунасе на месте одной из важнейших битв в войне 1812 г., на одном из кладбищ в Вильнюсе в июне этого года появилась мемориальная доска в память о павших солдатах наполеоновской армии. Слава Богу, что на Бородинском поле еще в 1912 году был установлен памятник воинам Литовского полка, героически сражавшимся плечом к плечу с офицерами и солдатами России. В самой Литве монументов героям Отечественной войны 1812 года нет.
Представляется, что тема отражения в отечественной литературе и искусстве событий войны 1812 года важна для наших современников прежде всего тем, насколько отчетлива и волнующа память сегодня о героических временах прошлого и великом уроке, который извлекли Россия и Франция.
Несколько слов о самой войне.
Мистика, но Наполеон объявил войну России 22 июня (вспомним, что спустя 129 лет в эту дату Гитлер напал на СССР) а через день корпуса французской армии переправились через Неман и вступили в бой с русскими войсками.
Лишь половину численности войска Великой армии в начале 1812 г. (600 тыс. чел.) составляли французы, остальные – немцы, итальянцы, поляки, швейцарцы, испанцы, португальцы, бельгийцы, голландцы, австрийцы, хорваты – были рекрутированы из союзных и вассальных Франции европейских государств.
Численность вооруженных сил России достигала 622 тыс. человек, из них на западной границе было сосредоточено лишь 210–220 тысяч. Почти все регулярные части (за исключением уланских полков) имели однонациональный состав, но среди нерегулярных войск и ополченских формирований было довольно много полков, сформированных из представителей народов, населяющих Российскую империю.
Театром военных действий стало огромное пространство от Немана и Западного Буга на западе до Москвы на востоке, от Риги на севере до Луцка на юге. Оставление русскими значительной территории и непопулярная отступательная тактика Барклая де Толли вызвали резкое недовольство в кругах генералитета, офицерства, да и общества. 20 августа Александр I назначает главнокомандующим всеми русскими войсками на западном фронте военных действий генерала от инфантерии светлейшего князя М. И. Кутузова.
7 сентября произошло решающее военное столкновение при Бородино. Соединенные российские армии в Бородинском сражении, как известно, проявили небывалый героизм (даже западные академики высоко оценили стойкость русской пехоты в 1812 г., приравнивая ее, например, к обороне Брестской крепости в 1941 году). Понесенные потери (только военных музыкантов погибло более 1000) вынудили русскую армию отступить к Москве, где планировалось дать французам новое генеральное сражение в районе Поклонной горы. Но 3 сентября на военном совете в Филях было принято решение оставить Москву ради сбережения русской армии. 14 сентября русские войска оставили город, в тот же день в него вступили части Великой армии.
Захват неприятелем Москвы, символа русского государства, катастрофический московский пожар произвели колоссальное впечатление на современников, разбудили дремавшие национальные чувства, породили общий патриотический подъем. Война приобрела всероссийский размах, в ее орбиту были втянуты все социальные слои населения, крестьяне охваченных войной территорий встали на защиту своих селений. По призыву императора в кратчайшие сроки удалось сформировать губернские ополчения, создать пешие и конные волонтерские формирования. На театр военных действий были направлены сформированные полки Донского, Бугского, Черноморского, Оренбургского, Уральского казачьих войск; знакомые с военным делом народности (калмыки, крымские татары, башкиры и др.) выставили свои конные полки.
Особенно важным, как показали последующие события, стало прибытие в стан русских войск свежих 26 конных полков Донского ополчения, которое было использовано для ведения «малой войны» на коммуникациях в тылу неприятеля. Окрестности Москвы стали ареной активных действий армейских партизанских отрядов; основные дороги, ведущие из Москвы, были блокированы отрядами губернских ополчений, а части Смоленского, Московского, Санкт-Петербургского, Новгородского, Черниговского, Полтавского, Тульского ополчений пополнили ряды действующих корпусов и дивизий; остальные губернские ополчения в 1812 году составляли резерв.
Затянувшееся пребывание Наполеона в Москве повлекло за собой трагические для его армии последствия. 9 октября Великая армия покинула Москву. Неудавшиеся попытки прорваться к Калуге, перезимовать в Смоленске привели Наполеона к катастрофической переправе через реку Березину, где он потерял все свои обозы, всю кавалерию и почти всю артиллерию. 29 ноября части французской армии навсегда покинули Россию. Наполеону удалось вывести из России до 80 тысяч человек (по разным данным), свыше 550 тысяч солдат из стран Западной Европы нашли в России свою смерть или попали в плен.
Потери российских войск за всю кампанию 1812 года оцениваются в 210–230 тысяч человек.
Заграничные походы русской армии 1813–1814 годов стали логическим продолжением кампании 1812 года. Взятие Парижа в 1814 году стало высшей точкой славы русских войск, России и Александра I. Кстати, в завоеванном нами Париже не было разрушено ни одного здания, не было убито ни одного жителя.
Озабоченный послевоенной судьбой Европы, российский император лично разработал схему мирного сосуществования держав, создал так называемую «Венскую систему», зафиксировавшую передел границ и новую расстановку сил в Европе. «Венская система» просуществовала около 40 лет, в течение которых Европа не знала длительных войн. Хотя идея союза монархов и не выдержала проверки временем, она во многом может считаться предтечей современного Европарламента.
Историография событий войны 1812 года весьма обширна и насчитывает не менее 200 публикаций, среди которых многотомные энциклопедические издания, исследования, дневники, сборники документов и материалов, исторические обзоры, воспоминания и размышления о событиях 1812 года и зарубежных походах Русской армии 1813–1814 годов. Среди авторов – В. Г. Белинский, М. П. Погодин, В. О. Ключевский, П. А. Вяземский, Ф. Н. Глинка, А. Кизеветтер, А. И. Михайловский-Данилевский, Е. В. Тарле и многие другие.
Не менее впечатляющим является отражение войны 1812 года в литературе и искусстве России.
Подвиг русских запечатлен в величественных архитектурных созданиях: в архитектурном ансамбле Дворцовой площади в Санкт-Петербурге, в храме Христа Спасителя в Москве, отреставрированной Триумфальной арке на Кутузовском проспекте, а рядом – обновленной панораме «Бородинская битва» замечательного живописца-баталиста Ф. А. Руба, созданной им в 1911–1912 гг. и в 1962 г. размещенной в специально построенном здании.
Музейные учреждения страны активно участвуют в проведении юбилейных мероприятий. Неотъемлемой частью Государственного исторического музея стал созданный в этом году Музей 1812 года; примечательные выставки музейных экспонатов открыты в музеях Московского кремля, ГМИИ им. А. С. Пушкина; памятные работы, в том числе фотографии русских эмигрантов, представлены в экспозициях региональных и национальных музеев и выставочных залов.
В музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе экспонируются художественные работы 158 юных художников, отобранные из художественных школ Подмосковья, Тулы, Саранска, Нижнего Новгорода и харьковской области Украины на тему «Отечественная война 1812 года в работах юных художников».
Заметным явлением стала реконструкция событий 7 сентября 1812 года на Бородинском поле. Праздник, состоявшийся 2 сентября, еще раз не только ярко напомнил собравшимся зрителям и участникам славного и горького сражения события далеких лет, но и убедительно показал, что в военно-исторических реконструкциях заложена несомненная просветительская, а значит, и воспитательная польза для всех. Историзм как нравственное начало, соединенное с документальностью как явлением художественным, общая увлеченность участников и зрителей делают реконструкцию близкой к высокому искусству.
Насыщенной программой многочисленных передач, документальных и художественных сериалов «1812 год» порадовало телезрителей и радиослушателей высокое телевидение и радио.
К уникальному произведению печатного искусства я бы отнес созданную в 2011 году авторами и сотрудниками «Росвоенцентра» своеобразную энциклопедию «Отечественная война 1812 года», в которой сосредоточено более 400 портретов и кратких биографических сведений генералов русской армии – героев войны, портреты которых находятся в военной галерее 1812 года, созданной в 1826 году в Зимнем дворце архитектором К. И. Росси. Большинство портретов принадлежит кисти замечательного живописца Джорджа Доу (1781–1829 гг.). Работая в Санкт-Петербурге с 1819 года по 1829 год, Дж. Доу с помощью русских живописцев В. В. Голикова и А. В. Полякова написал 329 (!) погрудных портретов героев Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов Русской армии 1813–1814 гг., в то числе М. И. Кутузова и М. Б. Барклая де Толли. Художественный и человеческий подвиг Дж. Доу – пример, достойный восхищения.
Кстати, среди портретов военной галереи есть портреты людей, чей вклад замечен в развитии отечественной культуры:
а) Александр Михайлович Римский-Корсаков (1763–1840 гг.) – генерал от инфантерии, происходивший из тульской ветви дворянского рода Римских-Корсаковых.
Будучи музыкально одаренным, как и другие представители рода Римских-Корсаковых, во время командования лейб-гвардии Семеновским полком, шефом которого был наследник престола, написал полковой марш, под звуки которого семеновцы маршировали до расформирования полка в конце 1917 года;
б) Михаил Андреевич Милорадович (1771–1825 гг.) – генерал от инфантерии, герой Бородинского сражения, с 1818 г. – петербургский военный генерал-губернатор, в 1820 г. допрашивал А. С. Пушкина по поводу его «противуправительственных» стихов и фактически спас поэта от ссылки в Соловецкий монастырь или Сибирь. Страстный театрал, М. А. Милорадович с 1821 года возглавлял комитет для составления нового проекта об управлении театрами. 14 декабря на Сенатской площади он был смертельно ранен П. Г. Каховским.
в) Денис Васильевич Давыдов (1784–1839 гг.) – генерал-лейтенант, военный писатель и поэт. Приобрел известность как автор «гусарских» стихов, воспевал удаль и вольное веселье. Автор книг «Опыт теории партизанских действий» (1821 г.), «Дневники партизанских действий 1812 года» (создано в 1814–1838 гг., полностью опубликовано в 1860 году.)
Теме войны 1812 г. посвятили свои работы многие выдающиеся российские живописцы, скульпторы, графики, оставив потомкам великолепное наследие.
Возвращаясь к портретам военной галереи, хотелось бы отметить одно поэтическое явление, связанное с памятью о генералах 1812 года.
В творчестве Марины Цветаевой есть стихи, навеянные войной 1812 года, которые так и называются:
Генералы двенадцатого года
(посвящено Сергею Эфрону – В. Д.)
Вы, чьи широкие шинели
напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели
И голоса.
И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце вырезали след –
Очаровательные франты
Минувших лет.
Одним ожесточеньем воли
Вы брали сердце и скалу, –
Царя на каждом бранном поле
И на балу.
Вас охраняла длань Господня
И сердце матери. Вчера –
Малютки мальчики, сегодня
Офицера.
Вам все вершины были малы
И мягок – самый черствый хлеб,
О, молодые генералы
Своих судеб!
***
Ах! На гравюре полустертой,
В один великолепный миг,
Я встретила, Тучков-четвертый,
Ваш нежный лик,
И Вашу хрупкую фигуру,
И золотые ордена…
И я, поцеловав гравюру,
Не знала сна.
О, как, мне кажется, могли Вы
Рукою, полною перстней,
И кудри дев ласкать – и гривы
Своих коней.
В одной невероятной скачке
Вы прожили свой краткий век…
И Ваши кудри, Ваши бачки
Засыпал снег.
Три сотни побеждало – трое!
Лишь первый не вставал с земли.
Вы были дети и герои.
Вы всѐ могли.
Что так же трогательно-юно,
Как Ваша бешеная рать…
Вас златокудрая Фортуна
Вела, как мать.
Вы побеждали и любили
Любовь и сабли острие –
И весело переходили
В небытие.
Феодосия. 26 декабря 1913 г.
Тучков-четвертый Александр Алексеевич (1778–1812 гг.) – генерал-майор, павший в Бородинском сражении. Его портрет, увиденный М. И. Цветаевой на лакированной коробочке из папье-маше, пленил ее и вдохновил на эти великолепные стихи.

Самым замечательным музыкальным произведением по праву считается увертюра П. И. Чайковского «1812 год», часто исполняемая и полностью, и фрагментами. Патриотическая мощь музыки великого композитора – одно из наиболее совершенных свойств русской музыки. Славной традиции героического последовал и С. С. Прокофьев, создав оперу «Война и мир». Впервые прозвучав в 1944 году в исполнении Ансамбля советской оперы Всероссийского театрального общества, опера триумфально прошла по оперным сценам – Ленинградский малый оперный театр (1955 г.), Киевский театр оперы и балета имени Т. Г. Шевченко, Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко (1957 г.). 15 декабря 1959 г. ее поставил Большой театр СССР (Наташу Ростову пела Г. П. Вишневская, Наполеона – П. Г. Лисициан, Элен – И. К. Архипова). Сегодня опера идет снова в Музыкальном театре имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко (режиссер А. Б. Титель).
Зрителя музыкального театра ждет встреча с героями «Войны и мира» в новом, пока еще не поставленном произведении для поющих драматических актеров, симфонического оркестра и хора Алексея Рыбникова, которое он назвал «Живые картины времен Александра I и Наполеона Бонапарта». Фрагменты этого произведения А. Рыбников намеревается показать в своем театре.
Думается, что авторское чутье и уважение к литературному творчеству не позволят А. Рыбникову слишком вольно относиться к роману Л. Н. Толстого. Во всяком случае, не так, как создатели фильма «Ржевский против Наполеона» (российские студии «Квартал»-95, «Леополис», режиссер Марюс Вайберг, 2012 г.), содержание которой состоит в том, что поручик Ржевский превращенный в публичном доме Ксении Собчак в графиню Ржевскую, внедряется в ближайшее окружение Наполеона, водит влюбленного клиента за нос, мешая тому двинуть войска на Урал, параллельно изменяет Наполеону с Наташей Ростовой, переодетой в костюм императорского адъютанта. Комментарии, как говорится, излишни.
История кинематографа ХХ века, слава Богу, содержит разные по уровню, но одинаково уважительные по отношению к автору и его «Войне и миру» произведения.
30 июня 1912 года была показана первая российская кинокартина «1812 год» (режиссеры Василий Гончаров, Кай Хансен, Александр Уральский). Грандиозный успех сопутствовал картине продолжительностью в 33 минуты, ставшей первым в истории международным проектом (Россия, Франция), натурные съемки, около 3000 участников в массовых сценах, эффектные кадры московского пожара. В фильме, говорят, участвовали даже дрессированные волки Владимира Дурова.
В 1915 году «Войну и мир» сняли знаменитые и в то, и в наше время режиссеры Владимир Гардин и Яков Протазанов. В марте 1944 года состоялась премьера замечательного советского фильма «Кутузов», режиссер Вл. Петров, в роли Кутузова – А. Дикий, Барклая де Толли – Н. Охлопков, Багратиона – С. Закариадзе.
В 1956 году вышел на экраны американский кинофильм «Война и мир» с первоклассными актерскими работами (Наташа – Одри Хепберн, Безухов – Генри Фонда, Андрей Болконский – Мэл Ферер) в режиссуре знаменитого Кинга Видора.
Самая масштабная картина в истории советского кино по роману «Война и мир» была создана в 1965–1968 гг. Сергеем Бондарчуком. В приуроченном к 100-летию романа фильме только в массовых сценах участвовали 120 тысяч человек. В 1968 году фильм удостоен премии «Оскар», не сходит он с экрана и по сей день.
Заметный след в отечественном киноискусстве оставили фильмы о войне 1812 года в приключенческом, историко-комедийном ощущении героического времени «Гусарская баллада» режиссера Э. Рязанова, «Эскадрон гусар летучих» (режиссеры С. Степанов, Никита Хубов).
50 лет назад вышедшая на экран «Гусарская баллада» и по сей день остается одной из самых популярных российских лент. Созданная на основе популярной в военное и послевоенное время пьесы А. К. Гладкова «Давным-давно» и музыки к спектаклю Т. А. Хренникова, «Гусарская баллада» прочно и надолго вошла в нашу жизнь.
Выпущенная киностудией имени М. Горького в 1980 году двухсерийная приключенческая лента о гусаре и поэте Денисе Давыдове также популярна у нашего кинозрителя, а исполнитель главной роли Андрей Ростоцкий остался навсегда в памяти народной (сначала планировался в этой роли К. Райкин).
В драматическом театре наиболее значительный вклад в отражение войны 1812 года внесла пьеса А. К. Гладкова «Давным-давно» – героическая комедия в стихах, в центре которой судьба девушки, убежавшей из дома на войну и под видом корнета Александра Азарова героически в ней участвовавшей. Сюжет (скорее – персонаж) был навеян автору дневниковыми записями кавалерист-девицы Надежды Дуровой, участницы подлинных событий той войны.
В 1941 году эта пьеса под названием «Питомцы славы» была поставлена в Ленинградском театре комедии, но самый знаменитый спектакль по пьесе «Давным-давно» состоялся в 1942 году в Центральном театре Красной армии. Премьера проходила в г. Свердловске, куда театр был эвакуирован; успех режиссера А. Д. Попова, композитора Т. Н. Хренникова и актеров, занятых в спектакле, был ошеломляющим. Пьеса навсегда вошла в репертуар театра армии и всего советского театра и, как говорилось выше, стала основой одного из самых популярных отечественных фильмов. Сегодня спектакль «Давным-давно» идет на сцене театра Российской армии в режиссуре Б. Морозова.
Наряду с этой пьесой про Надежду Дурову в 1941 году была поставлена пьеса «Надежда Дурова» А. Кочеткова и К. Липскерова, где в главной роли блистала В. П. Марецкая, удостоенная в 1941 г. Сталинской премии за эту роль.
Художественная литература наибольшим образом откликнулась и запечатлела события Отечественной войны 1812 года. Выдающаяся литература от свидетелей событий до их летописцев – огромная антология замечательной поэзии и прозы. Даже если бы существовали только два произведения о 1812 годе – «Бородино» М. Ю. Лермонтова и «Война и мир» Л. Н. Толстого, – вклад отечественной литературы в эту тему был бы не менее весом.
Помимо вышеназванной М. И. Цветаевой я бы хотел напомнить читателю об одном из участников, свидетелей и мыслителей войны 1812-го года, замечательном русском гражданине и писателе XIX века – Федоре Николаевиче Глинке.
Федор Николаевич Глинка – боевой офицер, прошедший путь от прапорщика до полковника, участник войны 1812 г. и заграничных походов от Аустерлица до Парижа, редактор «Военного журнала», помощник военного губернатора Санкт-Петербурга, политический ссыльный, чиновник Тверской губернской управы, военный писатель-мемуарист, историк, ученый краевед, географ, археолог, путешественник, организатор народных училищ и помощи бедным в Твери, естествоиспытатель и, наконец, стихотворец и прозаик, проживший на земле почти целый век – вот «послужной список» его жизни. Член «Союза спасения» и «Союза благоденствия», он вышел из них перед декабрьскими событиями, но в 1826 г. по доносу был сослан в Олонецкую губернию (ныне Карелия).
Еще в 30-е годы XIX века журнал Северный Меркурий», давая обзор русской словесности, писал: «Наиболее природный из русских стихотворцев есть Федор Николаевич Глинка. Доброжелательная любовь к родной стране и произведенная ею полнота души, тонкое чувство изящного, открывшее тайну поэзии в русской природе, в русских нравах, в политической жизни России, русский язык со всей его выразительностью, гибкостью, благозвучием – вот, по нашему мнению, отличительный характер того рода стихотворений Глинки, который ставит его, в отношении к народности, на первое место между русскими стихотворцами и делает сего поэта драгоценным достоянием России».
Современному читателю и слушателю хорошо известны романсы на тексты Ф. Н. Глинки «Не слышно шума городского», «Город чудный, город древний», «Вот мчится тройка удалая».
А разве не поражает такой стих, написанный полтора века тому назад:
Об улучшении хозяйств вели мы повесть:
Умом, суждениями был полон зал.
И порешили: нужен капитал,
Или кредит, по крайней мере совесть…»
А совесть где ж теперь? – в Америке была,
Да и оттоль куда-то уплыла!
Кредита нет за то, что нет доверья…
Итак, переломав карандаши и перья,
До истины одной мы только лишь дошли,
Что все сидим как раки на мели!..
(Подчеркнуто самим Ф. Н. Глинкой – В. Д.)
Отечественной войне 1812 года Федор Николаевич отдал большую дань: это стихи, посвященные Милорадовичу, атаману Платову, Давыдову, Сеславину и другим офицерам, солдатам, полководцам; прозаические произведения «Письма русского офицера» (основа – дневники и путевые заметки), «Очерки Бородинского сражения» и др.
Чего стоит его ирония в «Письмах русского офицера» по поводу нашего офранцузивания – явления, требующего, кстати, специального рассмотрения.
«Прощайте, парижане, прощайте, добрые приятели наши! Мы никогда не забудем ваших чудесных трактирщиков, купцов, и конфетчиков!» (далее следует подробное и длинное перечисление условий и прелестей Парижа – В. Д.). «Любезные французы! Прелестные француженки! Вы нас пленили, очаровали, просветили, вы офранцузили нас! Читайте же в душах наших усердное, пламенное желание подражать вам всегда! Так мы употребим все усилия, чтобы общества обеих столиц наших одушевились, украсились умом и духом французским. (Так говорят французы за русских; а истинные русские верно повторять будут в утренних и вечерних молитвах своих: «Избави Господи от мора, потопа и французского духа!»).
«…О град утех и наслаждений! Все твое будет нашим!... В науках, художествах, промышленности, а более в великом умении жить будем мы подражать одному тебе! Немного погостили, но многому научились мы в стенах твоих!... Твои обычаи и нравы процвету в пределах русских. (К несчастью, они уже и без того там цветут. Дай Бог, чтоб поскорей увяли). Придет, придет то счастливое время, когда храбрые россияне достигнут модной славы называться северными французами, когда… Но довольно! Довольно!... Да мимо идет чаша сия! – Нельзя ли обойти нас производством в «северные французы». Мы право еще не стоим этого. Разница между нами и вами, господа французы, еще очень велика: Москва и Париж свидетельствуют в том!...»

Едва ли не первым Ф. Н. Глинка в своем творчестве отразил избранную нами тему. Уже в июле 1812 года он написал «Военную песнь», написанную во время приближения неприятеля к Смоленской губернии»:
Раздался звук трубы военной,
Гремит сквозь бури бранный гром:
Народ, развратом воспоенный,
Грозит нам рабством и ярмом!
Текут толпы, картечью гладны,
Ревут, как звери плотоядно,
Алкая пить в России кровь.
Идут, сердца их – жесткий камень,
В руках вращая меч и пламень
На гибель весей и градов!
В крови омочены знамена,
Багреют в трепетных полях.
Враги нам вьют вериги плена,
Насилье грозно в их полках.
Идут, влекомы жаждой дани, -
О страх! Срывают дерзки длани
Со храмов Божьих лепоту!
Идут – и след их пепл и степи!
На старцев возлагают цепи,
Влекут на муки красоту!
Теперь ли нам дремать в покое,
России верные сыны?!
Пойдем, сомкнемся в ратном строе,
Пойдем – и в ужасах войны
Друзьям, Отечеству, народу
Отыщем славу и свободу
Иль все падем в родных полях!
Что лучше: жизнь, где узы плена,
Иль смерть – где русские знамена?
В героях быть или в рабах?
Исчезли мира дни счастливы,
Пылает зарево войны,
Простите, веси, паствы, нивы!
К оружью, дети тишины!
Теперь, сей час же мы, о други!
Скуем в мечи серпы и плуги:
На бой теперь – иль никогда!
Замедлим час – и будет поздно!
Уж близко, близко время грозно!
Для всех равно близка беда!
И всех, мне снится, клятву внемлю:
Забав и радостей не знать,
Доколе враг святую землю
Престанет кровью обагрять!
Там друг зовет на битву друга,
Жена, рыдая, шлет супруга,
И матерь в бой – своих сынов!
Жених не мыслит о невесте,
И громких труб на поле чести
Зовет к Отечеству любовь.
Июль 1812 г.
Далее последовали стихи: «Картина ночи перед последним боем под стенами Смоленска и прощальная песнь русского воина», «Песнь русского воина при виде горящей Москвы».
Именно Ф. Н. Глинка дал войне 1812 года гордое название «Отечественная»: он по праву считал ее священной и этой теме посвятил всю свою жизнь.
Песнь русских воинов
Святая то была у нас война!
И ты, и ты изведала смятенье,
О, милый край, о, Русская страна!
И нам, и нам грозило покоренье!
Враги, как буря, к нам войной –
И след их был – пожар и степи!
Для нас звенели рабства цепи,
И враг ругался под Москвой!
Но стали русские стеной
И отстояли трон и царство.
Нас русский Бог водил к Святой войне,
И в прах от нас – угрозы и коварство!
Я признаюсь, мне часто в сладком сне
Гремит тот бой, когда спасалось царство.
Тут прежним грудь полна огнем,
В мечтах и простираю руки
И в перекатах ратный гром
И страшной битвы слышны звуки…
Но затихает дальний бой,
И слышен глас приветной славы!
Они бегут – сии толпы врагов,
Бегут от нас, как страшная зараза!
А русский царь с Днепровских берегов,
С Задонских стран, с седых вершин Кавказа
Привел, под знамем чести рать
От берегов пустынной Лены,

На берега роскошной Сены,
Победы праздник пировать!
В 60–е годы XIX века Ф. Н. Глинка написал цикл стихов, адресованных не только своим современникам, но и последующим поколениям русских. Сегодня они звучат как завет, как наказ, как призыв:
I
С духом, лестью омраченным,
Пустословствует наш век,
Где с огнем в душе священном
Не родился человек.
II
Где от пятки до макушки,
Движим влагой мозговой,
Обезьяны иль лягушки
Есть потомок по прямой.
III
Но довольно, чтоб пред светом
Кануть мыслям сим на дно,
Стань лицом к лицу с поэтом:
Прочитай Бородино!7

Литература

1. Отечественная война 1812 года. Биографический словарь. – М.: Росвоенцентр, 2011.
2. Духовное пространство русской Европы //Культура: газета. – № 33 – № 35, 2012.
3. Гладков А. К. Театр: воспоминания и размышления. – М.: Искусство, 1980.
4. Федор Глинка. Сочинения. – М.: Советская Россия, 1986.
5. Марина Цветаева. Собрание сочинений в 7 тт. – М.: Эллис Лек, 1994.
6. Кино: энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1986.
7. Театральная энциклопедия в 6 тт. с дополнением и указателем. – М.: Советская энциклопедия, 1961–1967.
8. Три века. Россия от смуты до нашего времени. Исторический сборник в 6 тт. – М.: Издание т-ва И. В. Сытина, 1912. – Репринтное издание. – М.: Издательство «ГИС», 1994. – Т.5.
9. Избранные сочинения кавалерист-девицы Н. А. Дуровой. – М.: 1985.

Есть мнение, что об Россию Бонапарт сломал зубы. Эта война лишила его последних сил и остатков амбиций. После бесславного отступления поражение было неизбежным. Действительно ли именно кампания против России стала решающим ударом для империи Наполеона? Книги про войну 1812 года прольют свет на те события, расскажут о подробностях боевых действий, полководцах, партизанском движении и прочих факторах нашей победы.

Немецкий военный историк, который служил в Российской империи в течение всех военных событий. Это дало ему возможность изучить изнутри действия отечественных полководцев и создать свою собственную теорию о том, что «война – это продолжение политики»

Официальное освещение военных действий, изданное в 1840х годах по императорскому указу. Автор книги воевал под началом Кутузова, был тяжело ранен, прошел многие сражения. Это произведение по сути является первым взглядом на совершившиеся события изнутри.

Автор О. Михайлов – литературовед XX века, известный своими биографическими исследованиями многих ключевых для нашей страны личностей. В частности, историко-художественное произведение «Кутузов» целиком посвящается жизни и работе великого полководца.

Это произведение отличается от большого количества исторических книг о войне 1812 года тем, что содержит множество противоречивых документов, фактов, писем, взаимоотношений и интриг. Автор рисует портреты основных ключевых лиц, оценивает причины и последствия их действий.

Этот труд выделяется своей фундаментальностью и необычной глубиной исследования, поскольку, помимо исторического взгляда, автор освещает социально-экономическое положение обеих стран, оснащение армий, их подход к планированию и общей военной политике.

Дневниковые записи генерала Коленкура, прошедшего всю войну рука об руку с Наполеоном, будучи его главным советником и собеседником проливает свет на личность французского императора, его планы и мотивы, надежды и устремления во время похода на Россию.

Главный герой данного произведения – народ, его величайший подвиг, его единство и победа. Также важное место в книге занимает описание партизанской войны. Книга проникнута уважением и восхищением всенародным героическим подвигом, обеспечившим России победу.

Отчаянная героиня, офицер, под началом Кутузова принимала участие в битве при Бородино, была ранена, а впоследствии награждена многократно, и, помимо всего этого, оказалось невероятно талантливым литератором, написавшим о своих воспоминаниях.

Это произведение рассказывает о серьезных аспектах в манере, доступной детям, и вместе с тем чрезвычайно увлекательно. Книга способствует изучению истории, отвечает на интересующие ребят вопросы, воспитывает в них уважение к отечественному подвигу.

События 1812 года сделали известными множество великих имен, эта книга рассказывает лишь о ста наиболее значительных. Приведены основные факты и интересные детали о жизни и работе ста героях, мысли, решения и действия которых оказались наиболее значимыми для России.

Автор книги — американский историк, рассмотревший феномен войны 1812 с разных сторон, включив в работу много ранее неизвестного материала. Помимо достоверных фактов он не обошел вниманием и человеческие мотивы, и всю глубину страданий, принесенных войной.

Максимально полное собрание стихотворений и поэм о войне 1812 года, включающее также военные песни. Издание, в основном адресовано школьникам, однако может заинтересовать и прочих любителей поэзии, не безразличных к жизни государства и его жителей в тот период.

Автор — ключевая фигура событий 1812 года, незаслуженно критикуемая, недооцененная. Это произведение – рассказ полководца о своих мотивах, о впервые принятых решениях отступать, о его стратегии, в конечном счете приведшей страну к бесценной победе.

Самое знаменитое и значительное военное событие не оставляет умы и сердца множества деятелей искусства. Борис Юлин исследовал этот феномен с новой стороны и пришел к ранее невысказанным выводам, порою шокирующим, но всегда свежим и заслуживающим внимания.

Невозможно переоценить значимость документов, воспоминаний и мемуаров, оставленных после себя великим полководцем. В книге ясно раскрывается характер героя, приведены множество личных писем и деталей, а также военные дипломатических документов.

Данный труд интересен не столько историческими фактами или хронологическим изложением битв и ключевых вех войны, в первую очередь, оно посвящено военным и написано с большой любовью к людям, благодаря которым и была одержана победа в войне.


Произведение посвящено великому полководцу Петру Багратиону, погибшему в бою. Оно красочно раскрывает его выдающуюся личность, приводит много достоверных и документально подтвержденных фактов, проникнуто уважением к человеческому подвигу.

Этот обширный труд изучает в деталях все значимые события, упоминает множество важных имен, освещает по-новому забытые факты, бросает на события глубокий научно-исторический взгляд. Тем не менее, исключительная манера повествования делает ее интересной всем читателям.

Труд освещает зарождение движения партизан в войне 1812 года, интересно повествуя о событиях, которые порой опускаются при изучении этого выдающегося феномена героизма. Ярко представлены факты о казни подполковника, который впоследствии был объявлен героем.


Классическое, самое значимое и известное художественное произведение об Отечественной войне, изобилующее как описаниями боевых действий, так и мирной жизни. Глубоко раскрываются характеры героев и судьбы и становление взглядов самого автора на мировые события и войну.

МКОУ «Октябрьская СОШ»
Учебно-исследовательский проект
«Отечественная война 1812 года в произведениях искусства»

Углянских Анастасия(10 класс)

Научный руководитель:

учитель русского языка

и литературы

Цветкова Л.В.
2012г.
Тема проекта: Отечественная война 1812 года в произведениях искусства.

Цель проекта:

ознакомление с произведениями искусства об Отечественной войне 1812 года.

Задачa:

показать значимость Отечественной войны 1812 года для развития национального самосознания и искусства

2. Отечественная война 1821 года в архитектуре….4

3. Отечественная война 1812 года в живописи…….7

4. Отечественная война 1812 года в музыке………..9

5. Отечественная война 1812 года в кинематографе…11

6. Заключение…………………………………………….15

7. Литература………………………………………………..16

Отечественная война 1812 года в литературе.

«Подлинную историю России открывает

собой лишь 1812 год»

А. Герцен


Эпоха Отечественной войны 1812 года оказала огромное влияние на развитие русской национальной культуры. Патриотический подъем, охвативший все русское общество, пробудил интерес ко всему отечественному, народному, к истории. Участники войны стали настоящими героями для всей России. Война явилась началом новой эпохи, ознаменовавшейся патриотическим и нравственным подъемом нации. С этой эпохой связано начало реалистического направления в литературе и искусстве.

События «войны народной» получили достойное отражение в поэзии, прозе, изобразительном искусстве, музыке.

Подвиг народа, тема Родины, так сильно зазвучавшая тогда, вдохновляла и вдохновляет поэтов и писателей, художников и музыкантов.

Яркое и глубокое отражение Отечественная война 1812 года и ее главное событие – Бородинское сражение, получили в литературе.

Первыми патриотический подвиг воспели писатели – современники. Все они – от прославленных поэтов старшего поколения Державина и Карамзина до Пушкина и Дельвига, находившихся в 1812 году еще на школьной скамье - так или иначе обращались в своем творчестве к событиям героической поры.

Стихи тех лет проникнуты грозным дыханием войны. Поэзия призывает к единодушному отпору врагу.

«Ударьте по рукам,

Сплетитеся рука с рукою;

И верою, и правдою святою

Клянитесь друг за друга стать».

С такими пламенными словами обратился к соотечественникам поэт Востоков. Многие писатели были не только свидетелями, но и прямыми участниками военных событий – В.А. Жуковский, Ф.И. Глинка, П.А. Вяземский, В.Ф. Раевский, К.Н. Батюшков, К.Ф. Рылеев, Д.В. Давыдов.

Василий Андреевич Жуковский, например, уже на следующий день после Манифеста о создании ополчения «с пламенной душой поспешил к развевающимся знаменам русским». Во время Бородинского сражения он находился на поле битвы в рядах Московского ополчения. «Певец во стане русских воинов»- Вяземский отмечал, что это стихотворение Жуковский «вынес из Бородинской битвы»! Лучшая строфа стихотворения посвящена Михаилу Илларионовичу Кутузову.

«Мы тверды, вождь наш перешел

Путь гибели и чести!

С ним опыт, сын труда и лет!

Он бодр и с сединою;

Ему знаком победы след;

Доверенность к герою!»

Знаменитое стихотворение А.С. Пушкина «Воспоминание в Царском Селе», «Рославлев»; В.А. Жуковского «Певец во стане русских воинов»; И.А. Крылов «Волк на псарне», «Кот и повар»; М.Ю. Лермонтов «Бородино»; Л.Н. Толстой «Война и мир»; Г.П. Данилевский «Сожженная Москва» - все эти произведения посвящены подвигу нашего народа в войне 1812 года. Отечественная война всколыхнула душу народа, заставила почувствовать свое единство, национальную сопричастность к славной победе, гордость за всенародный героический подвиг. Поэты и писатели с искренностью и восхищением отозвались о подвиге россиян.

Отечественная война 1821 года в архитектуре.

Великая победа нашла отражение и в архитектуре. В память о ней русские столицы и города украсились новыми памятниками в стиле ампир.

Поздний классицизм принято называть имперским стилем или ампир. Он зародился во Франции и ориентировался на формы искусства императорского Рима. В России этот стиль утверждается после победы в войне 1812 года и способствует утверждению национальной гордости победителей через архитектурные формы. Особенностями русского ампира было сочетание симметрии, регламентированности со смелостью пространственных решений и градостроительным размахом. Декоративные элементы петербургского ампира составлялись в основном из элементов древнеримского военного снаряжения: легионерских знаков с орлами, связок копий, щитов, топоров, пучков стрел.

Чистые поля поверхности стен и узкие орнаментальные пояса подчеркивались цветом - бледно-желтым для зданий и белым для фронтонов, пилястров и других деталей архитектурного декора.

Главным выразителем идей русского ампира был архитектор Карл Росси. Он построил тринадцать площадей и двенадцать улиц в центре Петербурга. Именно он создает образ имперского города – столицы Санкт-Петербурга.

В 1829 году ансамбль Дворцовой площади был дополнен одним из первых памятников в честь победы зданием Главного штаба. Сохранив существовавшую криволинейность южной стороны площади, Росси размещает там два громадных корпуса, соединенные аркой. Благодаря упругому изгибу фасада архитектура Главного штаба приобрела ярко выраженную динамичность, что позволило композиционно сблизить Главный штаб с барочным Зимним дворцом. Достижению той же цели способствовали другие архитектурные приемы: разделение фасада штаба на два яруса, как и Зимнего; декоративность ордера; многочисленные скульптурные детали и затейливый фриз арки Главного штаба. Мастерство Росси как градостроителя особенно ярко проявилось в проектировании колоссальной арки, символизирующей триумф России в войне против наполеоновской Франции.

Росси использовал систему трех арок, с помощью которых эффектно решил трудную задачу - архитектурно оформить сильный излом улицы. При этом мощным пролетом двух параллельных арок была выражена героическая, торжествующая тема победы. Она усиливалась наличием монументальной скульптуры. У подножия арки на пьедесталах установлены горельефные композиции из воинских доспехов. На втором ярусе арки между колоннами помещены фигуры воинов, олицетворяющие разные поколения русских людей, участвовавших в Отечественной войне 1812 года. Здание украшено также рельефными изображениями летящих Слав с лавровыми венками в руках. Великолепным завершением всей этой триумфальной, полной героического пафоса композиции служит изображение колесницы Победы, выделяющейся на фоне неба и как бы парящей над городом. В центре ее – аллегорическая статуя Победы в образе крылатой женщины с эмблемой государства и лавровым венком в руках.

Огромным полукругом охватило здание Главного штаба Дворцовую площадь. Это здание-рекордсмен! Его длиннущий в 580 метров, фасад - самый длинный в Европе! Одних только окон около 4 тысяч. Немало интересного создали строители и внутри здания. Александровский завод отлил по заказу Росси 22 металлические колонны, стропила, шкафы. На грандиозной парадной лестнице установлены памятники полководцам. Для них император повелел отдать старые медные пушки. Получилось так, что пушки, гремевшие под Полтавой и на Бородинском поле, пушки, захваченные у турок, шведов, французов, стали памятниками русским полководцам: Петру I, Суворову, Кутузову. Памятник Кутузову массивный, непоколебимый и под ним фраза полководца, сказанная под Тарутином: «Теперь ни шагу далее…».

По римской традиции в честь Победы были сооружены и триумфальные арки: Невские ворота в Петербурге (архитекторы и скульпторы Демут-Малиновский, Пименов, Клодт, Токарев, Крылов) и Триумфальная арка в Москве (Витали, Тимофеев). Победе в Отечественной войне 1812 года посвящен

один из самых торжественных и величественных залов Московского Кремля - Георгиевский. (Архитекторы и скульпторы Логановский, Витали, Клодт).

В 1837 году перед Казанским собором, воздвигнутым в честь изгнания интервентов в Смутное время, появились памятники М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю де Толи (Скульптор Орловский).

Казанский собор после Отечественной войны 1812 года стал военным мемориалом. Здесь размещались трофейные знамена и ключи от сдавшихся русским армиям городов. Сюда же привезли в июне 1813 года сердце М.И. Кутузова.

На волне патриотических настроений меняется к середине века и стиль архитектуры. Это хорошо видно на примере проектов храма Христа Спасителя, который также строился как памятник воинам, погибшим в войне 1812 года. Первый проект архитектора Витберга, победивший в конкурсе, объявленном при Александре I, был выполнен в классическом, ампирном духе, но этот проект остался неосуществленным. Второй этап конкурса был проведен уже при императоре Николае I, и его победителем стал проект Константина Тона - пятиглавый храм с золотыми куполами, как тогда говорили, в «русско-византийском стиле», который был призван выразить могущество России. Его строили с 1837 по 1889 год, в сборе средств на строительство храма принимали участие все русские люди.

Название стиля обусловлено применением характерного русского пятиглавия, использованием узких арочных окон, архитектурного декора русского и византийского происхождения. Все это подчинялось строгим пропорциям и симметрии классицизма.

Торжественное освящение храма состоялось в 1883 году. В его строительстве участвовали многие талантливые русские скульпторы, художники, инженеры, литейщики, резчики. В храме было установлено 177 мраморных досок с именами убитых и раненых офицеров, сообщалось о числе погибших солдат в каждом сражении, были увековечены и имена людей, пожертвовавших сбережения на дело победы. Величественная 100 – метровая громада храма органично вписалась в силуэт Москвы.

Отечественная война 1812 года в живописи.

Тема Отечественной войны 1812 года нашла широкое отражение и в произведениях художников. Одним из первых создает портреты героев-партизан Василисы Кожиной и Герасима Курина художник Смирнов. Его кисти принадлежит и полотно «Пожар Москвы». Удалось передать ощущение тревоги, вызвать чувства горечи и бессилия, которые возникают у каждого при виде горящего города. В 1813 году художник Волков пишет портрет Кутузова. В традициях 18 века не ставилось задачи раскрыть душевное состояние человека. Перед нами образ идеального воина, величавого и мудрого. Более жизненное изображение Кутузова принадлежит кисти Орловского. Автор не идеализирует внешность полководца: полный пожилой генерал движется на белой лошадке в сопровождении адъютантов. Перед нами печальный человек, умеющий размышлять и чувствовать. Еще один портрет Орловский посвящает герою-партизану, поэту Денису Давыдову.

В 1819 году приглашают английского художника – портретиста Доу для создания национального памятника Отечественной войны - Военной галереи Зимнего дворца. За 10 лет Доу и два его русских помощника - Поляков и Голике – написали 332 портрета русских генералов - участников Отечественной войны 1812 года и заграничных походов русской армии. Многие приезжали в Петербург, чтобы

позировать, другие посылали написанные ранее портреты, которые Доу копировал в нужном формате.

Для Военной галереи в Зимнем дворце был специально подготовлен парадный зал, потолок его был украшен декоративной росписью, на стенах в пять рядов в золоченых рамах размещены портреты. Изображений 13 человек так и не нашли, и рамы с их фамилиями затянуты зеленым шелком.

Более 300 портретов участников войны! Тем не менее художникам удалось сохранить индивидуальность каждого, подобрать точные детали и вместе с тем передать общее настроение, «воинскую отвагу начальников народных наших сил», создать своеобразный памятник эпохе.

Немецкий баталист Хесс получил заказ написать серию картин о наиболее крупных сражениях войны. Он очень добросовестно отнесся к заказу: посетил места сражений, изучил документы и свидетельства очевидцев. В ноябре 1843 года он закончил картину «Сражение при Бородине».

При общей холодности и красочности в картине заметны признаки сближения академической батальной живописи с реалистической. Это и пейзажи, написанные с натуры, и точное портретное изображение исторических лиц, которые представлены уже не откровенно позирующими, их действия и позы подчиняются реальной обстановке боя. Картины Хесса об Отечественной войне 1812 года вызывали восторг современников: «… по ним потомки увидят наше время».

Настоящим реформатором батальной живописи был Василий Васильевич Верещагин. О нем родоначальник передвижничества И.Н. Крамской сказал: «Верещагин – явление, высоко поднимающее дух русского человека».

В.В. Верещагин создал цикл работ «1812 год» , в котором он стремится показать национальный дух народа, его и героизм в борьбе с врагом. Верещагин с огромным энтузиазмом окунулся в работу: он написал книгу «Наполеон в России. 1812 год». Книга необычна. Это итог работы историка и начало работы художника. Случай в русской культуре уникальный.

Грандиозный памятник победе в войне 1812 года создает художник – баталист Рубо в 1912 году. «Бородинская битва. Панорама. Полдень 26 августа».

На огромном живописном полотне массы воюющих размещены с таким композиционным искусством, что нет ощущения их скученности, и в то же время картина не распадается на изображение отдельных эпизодов. Действия пехоты, артиллерии, кавалерии связаны между собой логикой сражения. Основным героем картины художник русского солдата, стойкого в обороне и стремительного в наступлении. Панорама находится в музее войны 1812 года в Москве на Кутузовском проспекте.

Тема войны 1812 года нашла отражение и в графике, и в политической карикатуре, и в ДПИ. Тема эта привлекает и художников

последующих поколений, и наших современников. Событие это оставило глубокий след в истории, и продолжает волновать нас, живущих сегодня.

Отечественная война 1812 года в музыке.

Героические события Отечественной войны 1812 года нашли широкое отражение не только в живописи, литературе архитектуре, но и в музыке той эпохи. Однако музыке повезло меньше других видов искусств. Далеко не все произведения дошли до нашего времени, а сохранившиеся нотные издания стали библиографической редкостью, существуя лишь в единичных экземплярах. Они хранятся в разных библиотеках Москвы и Петербурга, и знают о них только специалисты. Музыка Отечественной войны 1812 года - это, главным образом, военные песни и марши (победные - на взятие городов и траурные - на смерть героев), а также произведения, воспевающие победу, - хоры, куплеты на возвращение войск и императора и т. п. К музыке Отечественной войны относятся и программные пьесы - такие, как «Изображение объятой пламенем Москвы» Д. Штейбельта, «Сражение в Сен-Шомоне и вступление в Париж» Пачини или же «Сражение при Лейпциге» анонимного автора, - представляющие жанр так называемых музыкальных баталий. К музыкальным свидетельствам войны относится и песня Г.И. Фишера на слова В.Л. Пушкина «К нижегородским жителям в 1812 г.» («Примите нас под свой покров»), написанная в дни, когда В. Л. Пушкин в числе других жителей покинул Москву и спасался в Нижнем Новгороде. Неожиданный отзвук войны 1812 года - калмыцкая песня «Маштык бодо, или Малая лошадь, сочиненная во время кампании 1812 г. после первого сражения с французами калмыцкого войска под начальством владельца их князя Тюменя», опубликованная в «Азиатском музыкальном журнале», выходившем в Астрахани. И все эти произведения были написаны по конкретным поводам, создавались в ходе непрестанно меняющейся картины войны, отражали ее основные события и возникали сразу «по горячим следам». Можно сказать, что это была своеобразная музыкальная хроника Отечественной войны.Тема Отечественной войны 1812 г. нашла отражение и в творчестве композиторов второй половины XIX и XX в.Одно из самых известных произведений на эту тему принадлежит П.И. Чайковскому. В 1880 г. он создал симфоническую увертюру «1812 год». Издана в издательстве Юргенсона в 1882. На титульном листе партитуры Чайковский написал: «1812. Торжественная увертюра для большого оркестра. Сочинил по случаю освящения Храма Спасителя Петр Чайковский».По одним данным Премьера состоялась 8 августа 1882 года в Москве, во время Всероссийской промышленно-художественной выставки (дирижер И. К. Альтани) По другим - 22 октября 1883 года в Москве (дирижёр - М. К. Эрдмансдёрфер). Исполнялась неоднократно и имела большой успех в Москве, Смоленске, Павловске, Тифлисе, Одессе, Харькове, Праге, Берлине, Брюсселе, в том числе под управлением самого автора.В связи с 100-летним юбилеем Отечественной войны было написано несколько маршей и гимнов, торжественных хоров, среди которых «Бородино» А. Астафьева, «Песнь про Москву 1812 года» А.Чертковой, «К тени полководца» Ф. Цабеля, «Два великана» И. Буйлова, и ряд опер – «1812 год» М. Багриновского.В советское время к теме, связанной с Отечественной войной 1812 г. , обратился выдающийся композитор С. С. Прокофьев, который создал оперу «Война и мир» по одноименному роману Л. Н. Толстого. Символично, что началом работы над оперой стал 1941 год – год начала Великой Отечественной войны.Одновременно Т. Н. Хренников писал музыку к драматическому спектаклю-комедии Театра Красной Армии «Давным-давно» по пьесе А. К. Гладкова. Спектакль был поставлен в 1942 г. и имел огромный успех. Он и сегодня находится в репертуаре театра, вызывая большой интерес у современного зрителя.В 70-х годах Т. Н. Хренников продолжил работу над этой темой. В 1980 г. в Большом театре Союза ССР был поставлен его балет «Гусарская баллада» (на сюжет той же оперы Гладкова).

Отечественная война 1812 года в кинематографе.

«1812 год» (Отечественная война / Нашествие Наполеона / Бородинский бой). Режиссёры - Василий Гончаров, Александр Уральский, Ганзен Кай. 1912 г.Фильмы к столетию войны России с Францией начали одновременно два привычных соперника «Братья Пате» и «А. Ханжонков и К°». И у той, и у другой съемочной группы возникли производственные трудности. В итоге вчерашние непримиримые конкуренты объединили отснятый материал! Понятно, что цельности произведения эта акция не способствовала. В фильме оказались (и сохранились при окончательном монтаже) два Наполеона: артист А. Кнорр в материале «Пате» и В. Сережников - от Ханжонкова.«Кутузов». Режиссёр - Владимир Петров. 1944 г. Фильм охватывает события войны 1812 года и рассказывает о личности Михаила Илларионовича Кутузова, светлейшего князя Смоленского - русского полководца, фельдмаршала, ученика А. В. Суворова. В ролях: Алексей Дикий, Николай Охлопков, Серго Закариадзе, Владимир Готовцев, Н. Тимченко, Николай Рыжов, Семен Межинский, Евгений Калужский, Николай Бриллинг, Аркадий Поляков, Г. Терехов, Сергей Блинников, К. Шиловцев, Борис Чирков, Владимир Ершов, Иван Скуратов, Михаил Пуговкин. В 1946 г. фильм был удостоен Сталинской премии. «Вчера вечером я второй раз смотрел фильм «Кутузов», который Вы мне подарили. Когда я смотрел его в первый раз, он вызвал у меня большое восхищение, но, так как все в нем было на русском языке, я не мог понять точного смысла всех действий. Вчера вечером я смотрел этот фильм с английскими надписями, которые сделали понятным все, и я должен Вам сказать, что, по моему мнению, это один из самых блестящих фильмов, которые я когда-либо видел. Никогда еще борьба двух характеров не была показана с большей ясностью. Никогда еще кинокадры не запечатлевали более наглядно то, насколько важна преданность командиров и рядовых. Никогда еще русские солдаты и русский народ не были столь славно представлены британскому народу этим видом искусства. Никогда я не видел лучшего владения искусством съемки. Если бы Вы сочли целесообразным в частном порядке передать мое восхищение и благодарность тем, кто работал над этим произведением искусства и высокой морали, я был бы Вам благодарен»,- так высоко оценил этот фильм У. Черчилль в одном из писем И. В. Сталину.« Гусарская баллада». Режиссёр - Эльдар Рязанов. 1962 г. Советский художественный фильм-кинокомедия, поставленный на киностудии «Мосфильм» по пьесе Александра Гладкова «Давным-давно». Все удачно сложилось в этом киноводевиле: и знакомый сюжет, изобилующий приключениями, переодеваниями, интригами, и замечательная, использующая характерные жанровые модели - романса, баллады, гусарской песни - музыка Т. Хренникова, и звездный актерский ансамбль.« Ватерлоо». Режиссёр - Сергей Бондарчук. 1970 г. СССР, Италия. Человеку, знающему историю, не нужно объяснять слово Ватерлоо. Битва под этим городком изменила ход истории, рушила надежды либералов и тешила самолюбие консервативной Европы. Фильм начинается отречением от престола Наполеона Бонапарта во дворце Фонтенбло 6 апреля 1814 года после прихода союзных армий в Париж. В начале апреля 1815 года трехсоттысячная русская армия под командованием фельдмаршала Барклая де Толли выступила к границам Франции. Наполеон возвращается из «почётной» ссылки спустя 10 месяцев после её начала. Воспоминания о разгроме в России не оставляют французских солдат и в Ватерлоо 18 июня 1815 года, в последней, сокрушительной и бессмысленной битве. Масштабность батальных сцен удачно сочетаются здесь с филигранной игрой Стайгера и Пламмера, убедительно воссоздавших образы двух главных антиподов - Наполеона и Веллингтона. Начинается битва, удача переходит от одного полководца к другому, страшно смотреть сколько погибших солдат лежит на поле брани, кто-то из военачальников остаётся верным тактике, кто-то рвётся в бой в порыве эмоций, и тех и других не щадит смерть, непредсказуемая и страшная. Но никто не сдаётся, все бьются из последних сил …«Ватерлоо» - антивоенная картина, и это, пожалуй, одна из главных причин, заставивших меня отложить прежние замыслы и снова «взяться за оружие». (Сергей Бондарчук). «Эскадрон гусар летучих». Режиссёры - Никита Хубов, Станислав Ростоцкий. 1980г.Фильм о подвигах отважного и бесстрашного гусара и поэта Дениса Давыдова, одного из первых организаторов партизанской борьбы против наполеоновской армии в 1812 году. Он стал героем еще при жизни и буквально покорил свое поколение. Талант Давыдова воспевали Пушкин, Баратынский и Жуковский. А его отчаянная храбрость, ум и благородство достойны восхищения. В ролях: Андрей Ростоцкий, Марина Шиманская, Евгений Лебедев, Николай Еременко мл., Иван Краско, Лидия Кузнецова, Андрей Семин, Александр Карин, Александр Зимин и др.Начиная с 1915 г. было сделано несколько попыток экранизации величайшего романа Л.Н.Толстого, в том числе и в Голливуде.«Война и мир». Режиссёры Яков Протазанов и Владимир Гардин.1915 г. Первая экранизация романа «Война и мир». Роль Наташи Ростовой исполнила 34-летняя актриса и певица Ольга Преображенская. Андрей Болконский - Иван Мозжухин, Наполеон – Владимир Гардин. «Война и мир». Режиссёр - Кинг Видор. 1956 г. В 1956 году в США был выпущен фильм «Война и мир», с Одри Хепберн в роли Наташи Ростовой. Несмотря на то, что Хепберн прекрасно и органично вписывалась в роль Наташи Ростовой, фильм в прокате большого успеха не имел. Не помогла настоящая плеяда звезд, задействованных в фильме, прекрасная операторская работа и масштабность всего проекта в целом. Тем не менее, в СССР американский вариант «Войны и мира» не только прижился, но и стал довольно популярным. Об этом говорит хотя бы тот факт, что именно американская экранизация послужила толчком к созданию «Войны и мира» Сергеем Бондарчуком. «Война и мир». Режиссёр - Сергей Бондарчук. 1968 г. Один из самых грандиозных фильмов за всю историю мирового кино, в 1968 он был удостоен «Оскара», а также получил «Золотой глобус» и награды международных кинофестивалей в Венеции и в Москве. Он стал едва ли не самым дорогим фильмом в истории кино. На съемки эпопеи было затрачено 100 млн. долларов, (примерно 500 млн. долларов современными деньгами). В фильме больше 300 озвученных ролей, 120 тыс. статистов. Бондарчук не искал легких путей. Битва при Бородино стала сенсацией, фильм попал в Книгу рекордов Гиннеса, а режиссер заслужил репутацию выдающегося постановщика батальных сцен и исторических сюжетов. Сергей Бондарчук старался максимально сохранить сюжетные линии романа. И это было не слепое, механическое следование оригиналу, а вдохновенное творчество, настойчивость и изобретательность. Сергей Федорович считал, что «Война и мир» - произведение настолько совершенное и сила его воздействия на умы и сердца людей так огромна, что авторам фильма незачем было ни переосмысливать, ни переделывать его. Как всякое подлинно великое творение искусства, этот роман всегда молод, современен и интересен.«Война и мир». Телесериал Режиссёр - Роберт Дорнхельм. 2007. В достаточно затратном производстве сериала (26 миллионов евро) приняли участие Италия, Германия, Франция, Польша, Испания, США и Россия.Поскольку сериал предназначен в основном для показа на Западе, главные роли в нем играют известные европейским зрителям актеры. Нам достались роли Николая Ростова (Дмитрий Исаев), Кутузова (Владимир Ильин) и Александра I (Игорь Костолевский). Наташа Ростова французской актрисы Клеменс Поэзии - симпатичная блондинка и к тому же левша. И смотреть на то, как Наташа Ростова с гусиным пером в левой руке пишет письмо, достаточно непривычно. В роли Андрея Болконского - Алессио Бони.Сценарий писался на английском языке, на нем же играют актеры. По словам генерального продюсера канала «Россия» Сергея Шумакова, «эти очень квалифицированные кинематографисты извлекли из романа какую-то внутреннюю композицию, которая, как ядерный реактор, готова питать его веками. Страсть, предательство, обида, война - все это они достали из романа». У создателей фильма «…была миссионерская задача. Нам очень хотелось, чтобы русская литература, интерес к русскому языку и к русским сюжетам в Европе начал зарождаться заново… Мне кажется, получился очень приличного качества продукт. Хотя … это очень-очень условная экранизация Толстого. Здесь все претензии мы готовы принять. Но для современного зрителя мы сделали главное: мы постарались вернуть этот роман как живое произведение».

Заключение.

1812 год является важной вехой Российской истории. Сегодня наша страна отмечает 200-летие Отечественной войны 1812. События войны с Наполеоном оказали значительное воздействие на все сферы жизни российского общества в XIX-XX вв., продолжают оказывать влияние и в наши дни.

Литература:

1.А.Н. Боханов «История России. 19 век», учебное пособие, М,«Русское слово»,2004

2.Г.Р.Косова «Изучение вопросов культуры в школьном курсе истории СССР», М,

4. «Бородино.1812 год», к 175- летию Бородинского сражения, М., «Мысль».

5.В. В. Верещагин «Повести, очерки, воспоминания», М.«Советская Россия», 1990

6. «Художник Верещагин. Наполеон в России.1812.», Тверское агентство «Созвездие», 1993 год.

7. Г.Д. Бурдей «История России 19 века». Саратов, «Лицей», 1999 г.

8. О. Михайлов «Славный год войны народной». М., «Д. Л.», 1990 г.

Дополнительные интернет-ресурсы о войне 1812 года:

Интернет-проект: 1812

Все, что нужно знать о войне 1812 года.

Российская империя: Война 1812 года

Отечественная война 1812 года

Герои Отечественной войны 1812 года

Отечественная война 1812 года

Словари и энциклопедии на Академике: ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 года

Бородинское поле: Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник

Общество потомков участников отечественной войны 1812 года

Российский государственный военный историко-культурный центр при правительстве Российской Федерации: 200-летие победы в Отечественной войне 1812 года

Общественный совет по содействию Государственной комиссии по подготовке к празднованию 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года

Гаврилина Людмила

В презентации рассказывается о том, как Отечественная война 1812 года вызвала национально - патриотический подъем в народных массах и в кругах прогрессивной дворянской интеллигенции, что нашло непосредственное отражение в произведениях поэтов и писателей XIXвека и дало толчок возникновению "новой фазы" русской литературы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Двенадцатый год был великой эпохой в жизни России...» В. Г. Белинский Война 1812 года в русской литературе

Отечественная война 1812 года вызвала национально - патриотический подъем в народных массах и в кругах прогрессивной дворянской интеллигенции. Война оставила глубокий и яркий след и в развитии русской литературы.

Патриотические настроения и темы войны 1812 года получили непосредственное отражение в ряде басен И. Крылова, д облесть русского народа вдохновляет А. Грибоедова, А. Пушкина, М. Лермонтова, В. Жуковского и, конечно, Л. Толстого, создавшего, пожалуй, самое известное произведение об этом событии «Войну и мир», а также многих других писателей.

И. А. Крылов В своих баснях, посвященных Отечественной войне 1812 года, писатель осмеивал Наполеона, попавшего в безвыходное положение («Волк на псарне»), и участь французов, голодавших в Москве («Ворона и Курица»). Басня «Обоз» одобряет умную медлительность Кутузова в борьбе с Наполеоном. Бездарность адмирала Чичагова, не сумевшего отрезать Наполеону путь отступления через реку Березину, высмеяна в басне «Щука и Кот».

А.С Грибоедов Доблесть русского народа вдохновляет писателя на создание народной трагедии «1812 год». Положительным герой - простой ратник-ополченец - крепостной крестьянин - оказался подлинным патриотом. Сознание опасности, нависшей над отечеством, приводит его к геройскому подвигу, к участию «во всеобщем ополчении без дворян», то есть в партизанских отрядах. Вместе с тем драматург хотел показать, что подъем патриотического чувства пробуждает в герое-ополченце и сознание того, что он такой же человек, как его господа и должен также защищать свою родину.

А. С. Пушкин Отношение Пушкина к личности и действиям Бонапарта менялось с течением жизни, поэтому тема войны 1812 года занимает одно из важный мест в его творчестве. В стихотворение «Герой» читатель становился участником диалога между поэтом и его другом, пытающихся понять: что есть истина и слава? Отвечая на эти вопросы, поэт обращается к судьбе Бонапарта. Пушкина поражает поступок Наполеона в Яффе в 1799 году во время посещения им чумного госпиталя, когда Бонапарт, чтобы ободрить больных, пожал руку. В то же время для зрелого Пушкина Наполеон - типичный образец эгоизма. «Мы все глядим в Наполеоны»,- с иронией говорит поэт в «Евгении Онегине» Получив известие о смерти великого полководца, Пушкин написал стихотворение «Наполеон», в котором образ Бонапарта строится по принципу совмещения несовместимого. С одной стороны Пушкин говорит о нем, как о прекрасном полководце, а с другой – понимает сколько бед принес этот человек народу.

М. Ю. Лермонтов Безусловно, одним из самых известных творений о войне 1812 года является стихотворение Лермонтова «Бородино». Оно посвящено Бородинскому сражению и написано в год двадцать пятой годовщины этой битвы. Перед нами диалог бывалого солдата и молодого человека, которому горько осознавать, что Москва все же была отдана французам и сожжена. Спрашивая о Бородинском сражении, он хочет узнать, чем же знаменателен этот день, о котором « недаром помнит вся Россия». Рассказ солдата-артиллериста о битве проникнут гордостью за русских людей – они названы богатырями. «Два великана» - еще одно творение М.Ю. Лермонтова в аллегорической форме изображает поражение Наполеона.Чувством гордости за свой народ и свою родину проникнуто это юношеское стихотворение. Именно то, как Лермонтов пишет о победе “русского великана”, показывает его истинный патриотизм, любовь к воинской славе отечества.

В. А. Жуковский Под впечатлением бородинского боя Жуковский создает известную оду «Певец во стане русских воинов», в которой прославляет замечательных русских полководцев 1812 года. Жуковский изобразил Певца (поэта), воодушевляет и подбадривает воинов, будто ведет их за собой. Певец делает воинов во сто крат сильнее, напоминая им о доблести предков и славных победах. Поэт перечисляет героев войны - живых и павших, прославляя их, он стремится укрепить боевой дух соотечественников, помочь им переломить ход войны.

К. Н. Батюшков К. Н. Батюшков также затронул тему Отечественной войны 1812 года в своем творчестве, создав стихотворение «К Дашкову». Для поэта война - это погибель, кровь, разрушения, он повествует о ее ужасах и бессмысленности. Стихотворение Батюшкова не так тесновато привязано к определенному периоду истории. Единственное, что показывает в нем на действия 1812 года, - упоминание о сгоревшей Москве. В остальном же это философское размышление на тему “Война. Мир. Поэт”.

Л. Н. Толстой Самым большим и всеохватывающим произведением о войне 1812 года, по праву, можно считать роман «Война и мир». С непревзойденным мастерством автор не только описывает трагические дни Отечественной войны, но и смелость, патриотизм и непреодолимое чувство долга русского народа. Роман насыщен множеством сюжетных линий, разнообразием героев, каждый из которых, благодаря тонкому психологическому чутью автора, воспринимается как абсолютно реальная личность вместе со своими духовными поисками, переживаниями, восприятием мира и любви. Война в произведении не просто фон, на котором происходят события, это своеобразный герой произведения, благодаря которому герои изменяются, совершенствуются в течение романа.

Роман «Война и мир» в первую очередь учит находить разницу между настоящим и ложным патриотизмом. Наташа Ростова, князь Андрей, Тушин – истинные патриоты, которые, не задумываясь, жертвуют многим ради своей Родины, при этом не требуют за это признания. Достаточно вспомнить, как Наташа отдает подводы раненым, лишая при этом свою семью состояния или батарею Тушина…Все это показывает нам, что каждый человек стремился сделать все возможное для спасения родной страны.

М. Н. Загоскин Роман Загоскина «Рославлев, или Русские в 1812 году» (1831) - был самым популярным произведением об Отечественной войне 1812 года до появления «Войны и мира» Льва Толстого. В основе произведения лежит трагическая история отношений русского офицера Владимира Рославлева и его невесты Полины. Сам автор был участником войны, поэтому произведение получилось удивительно достоверным и правдивым. Роман повествует о противоборстве долга и страсти, роковой любви и нерушимой дружбе, истинном патриотизме и благородстве храбрых воинов.

Н. А. Дурова Говоря о событиях Отечественной войны 1812 года, нельзя не вспомнить первую женщину офицера-Н. Дурову, создавшую автобиографические «Записки кавалерист-девицы ». Произведение повествует о героической судьбе женщины-офицера, воевавшей с французами. Творчество Н. А. Дуровой было высоко оценено А. С.Пушкиным и В. Г. Белинским, но, к сожалению, сейчас забыто и не вызывает литературного интереса.

Подвиг народа во время Отечественной войны 1812 года волнует также и современных писателей: Н.А.Задонского, Н. И. Рыленкова, Г. В. Серебрякова и многих других. Сражение под Малоярославцем

Н. А. Загоскин «Денис Давыдов» Историческая хроника, воссоздавшая образ замечательного русского поэта, партизана, героя Отечественной войны 1812 года. Жизнь Дениса Давыдова рисуется в книге на фоне того огромного патриотического подъема, который охватил русский народ в годы борьбы с нашествием полчищ Наполеона. Н. И. Рыленков «На старой Смоленской дороге» В этой исторической повести рассказывается о героизме и мужестве русских солдат и офицеров, смоленских крестьян и крестьянок, боровшихся с наполеоновскими захватчиками. Г.В Серебряков «Денис Давыдов» Имя Дениса Давыдова стало легендарным еще при его жизни. Герой Отечественной войны 1812 года, верный последователь суворовских традиций, он был одним из инициаторов партизанского движения в России. Денис Давыдов известен и как самобытный поэт, и как автор произведений по истории военного искусства. О жизни "певца-героя", полного мужества и отваги, всегда готового "вновь за родину восстать", и рассказывает автор.

Народное творчество в период Отечественной войны 1812 года В период войны 1812 года, когда над страной нависла угроза подчинения чужеземным завоевателям, в военно-политическую жизнь государства активно вовлекаются широкие крестьянские массы. Это породило активное творчество, обрисовывающее героический образ народа. Создается множество солдатских песен, которые поддерживают и ведут бойцов в бой. В песнях говорилось о неисчислимых бедствиях, которые принесла война, о кровопролитных сражениях и разорениях. Хоть Москва в руках французов… - Русская солдатская песня Русская казачья песня

Значение Отечественной войны 1812 года для развития литературы не сводится, однако, к появлению ряда произведений на темы войны. «Двенадцатый год», потрясший всю Россию, из конца в конец, пробудил ее спящие силы и открыл в ней новые, дотоле неизвестные источники сил... возбудил народное сознание и народную гордость, и всем этим способствовал зарождению публичности как началу общественного мнения»,- указывал Белинский. После Отечественной войны 1812 года «вся Россия вошла в новую фазу»,-замечает Герцен. Входит в новую фазу и русская литература.