От кого произошли русские. Почему русских назвали русскими? Происхождение русского народа

Русские - один из самых многочисленных народов Земли, однако насчет того, какой народ может считаться его прародителем ученые до сих пор спорят. Очевидно одно: русские корни древнее, чем это предполагала официальная история.

Норманны

Норманнская теория происхождения русской нации – большей частью плод стараний шведской историографии, идеи которой подхватила российская наука XVIII-XIX столетий. Так, шведский писатель XVI века Олаус Магнус в своем труде «История северных народов» норманнами называл не только жителей Скандинавии, но и население к югу от Балтийского моря, в том числе, литовцев и русских.

Хронист Хенрик Бреннер и вовсе был уверен, что русские произошли от шведов. Слово «Русь» он связывал с финским наименованием шведов «rotzalainen», которое в свою очередь произошло от «Руслагена» – названия прибрежных районов исторической провинции Швеции Уппланд.

Немецкий историк Людвиг Шлёцер выражал мнение, что отсчет «русского бытия» следует вести от призвания варягов.

Ему вторит Карл Маркс, отмечая, что в результате завоевательного похода Рюриковичей «победители и побеждённые слились воедино в России быстрее, нежели в других областях, завоёванных скандинавскими варварами».

Впрочем, кандидат исторических наук Лидия Грот скептически настроена к норманнской теории, считая, что шведская историографическая традиция – это доведенные до абсурда «исторические фантазии».

Венеды

Историк Борис Рыбаков, ссылаясь на античные источники, выражал мнение, что славяне под именем венедов появились примерно в I веке нашей эры в результате «соприкосновения римлян с племенами южной Прибалтики». Действительно, многие латинские авторы VII – VIII вв. под славянами и венедами подразумевали один и тот же народ.

Однако некоторые источники позволяют предположить, что венеды были прямыми предками русских.

В языке финских народов сохранилась память о венедах, которые всегда отождествлялись с русскими. В частности, финское «Venäläinen» переводится как русский, карельское «Veneä» – как Русь, а эстонское «Venemaa» – это Россия.

Писатель Сергей Ершов убежден, что венеды это и есть русы: славянами их стали называть на 400-500 лет позже возникновения этнонима «Русь» – в VI-VII вв. н. э. «Венеды-русы», по словам писателя, заселяли всю территорию современной Польши, вплоть до устья Эльбы, а на юге их земли занимали пределы будущей Киевской Руси. К III столетию русы стали постепенно «отпочковываться» от венедов, формируя свой собственный язык.

Словацкий ученый Павел Шафраник в этом протославянском языке находит термин «руса», означавший, по его мнению, реку. «Это коренное славянское слово, как общее существительное имя, уже осталось в употреблении только у одних русских в слове русло», – заключает ученый.

Этруски

Историков давно волнует судьба этрусков, которые к середине I века до н. э. практически полностью исчезают из культуры Рима. Неужели богатейшее наследие этрусков кануло в лету? Свидетельства, обнаруженные при раскопках древней Этрурии, позволяют говорить, что нет.

Характер захоронений, имена этрусков, их традиции обнаруживают общие корни с культурой славян.

Российский ученый Егор Классен еще в XIX веке для перевода этрусских надписей предложил использовать древнерусский язык. Только с 1980-х гг. лингвисты продолжили начинания российского исследователя. С этого времени и появилась версия, в которой этруски стали считаться протославянами.

Философ и политолог Александр Дугин не уходит в лингвистические дебри и слово «этруск» понимает буквально – «это русский». Далее он проводит символические параллели, в которых находит общее между капитолийской волчицей, вскормившей основателей Рима и серым волком из русских сказок, спасшим заблудившихся в лесу детей. По Дугину этруски дали начало двум ветвям – тюркскому и русскому народам. В качестве доказательств он называет тысячелетнее совместное проживание двух народов в составе Золотой Орды, Российской империи и СССР.

Усуни

Не менее любопытна версия о сибирских корнях русского народа. Так, историк Николай Новгородов считает, что русские были известны древним китайцам с «дохристовых времен» под именем «усуни». По этой версии усуни со временем переселились из Сибири на запад и стали упоминаться китайцами как «орусы».

Китайские историки в доказательство родства южносибирского народа «усуни» и русских ссылаются на описания своих соседей, почерпнутых из древних источников.

В одной из характеристик «они люди с голубыми впалыми глазами, выдающимся носом, желтой (рыжей) курчавой бородой, с длинным телом; много силы, но любят поспать и, когда спят, не сразу просыпаются».

Отметим, что арабские ученые X – XII вв. выделяли три Древние Руси – Куявию, Славию и Артанию. Если Куявия западноевропейскими и российскими историками отождествлялась с Киевской Русью, Славия – с Новгородской Русью, то о локализации Артании не было единого мнения. Новгородов предложил ее искать в Сибири.

В частности, он ссылается на упоминание в арабских источниках черных соболей, которые в то время обитали только в Сибири. Также на некоторых средневековых географических картах область с названием Арса (Арта) помещена на территории современного Алтая в районе Телецкого озера.

Скифы

Большая и могущественная народность – скифы – растворилась в истории внезапно: к IV веку нашей эры ее упоминание исчезает из летописей. Однако раскопки советских археологов, проведенные на Днепре, Буге, Днестре, Дону и Кубани показали, что скифы никуда не исчезали, а просто стали частью другой культурной эпохи.

В свое время Ломоносов писал, что среди «древних родоначальников нынешнего российского народа скифы не последнюю часть составляют».

Точку зрения великого ученого разделяют и многие современные историки. В частности, специалист в области исторической антропологии Валерий Алексеев отмечал, что физическим предшественником русского типа является скифо-сарматская ветвь.

Сходство русских и скифов можно увидеть на сохранившихся изображениях, а также по описаниям хронистов. Внешний вид скифов характеризовался довольно высоким ростом, стройным и крепким телосложением, светлыми глазами и волосами русого оттенка.

Историк и археолог Павел Шульц дополняет картину скифско-русской идентичности, отмечая, что «в жилых помещениях скифской столицы Крыма – Неаполя – находили красивые пластинки из резной кости, которые живо напоминают по своему характеру русскую резьбу по дереву».

«Русский каганат»

Писатели Сергей Бунтовский и Максим Калашников высказывают мысль, что прародиной русского этноса был так называемый «Русский каганат», где ассимилировались представители разных народов. По их мнению, археологические свидетельства представляют цивилизацию древнего каганата, как смесь культур славян, тюрков и аланов.

Исследователи предполагают, что благодаря преобладанию аланов с VI по VIII век в рамках «Русского каганата» произошло слияние иранской и славянской крови.

Однако свой, пусть и меньший след в русской родословной оставили и другие народности, проживавшие на территории каганата – булгары, ясы и скандинавы.

Автор книги «Тайны Русского каганата» Елена Галкина центром государства видит верховья реки Дон, Северский Донец и Оскол и отождествляет его с Салтовско-Маяцкой археологической культурой. Донецкий историк и публицист Алексей Иванов границы каганата определяет нынешним юго-востоком Украины, очерчивая их с востока Доном, а с запада – Киевом.

Подтверждение версии существования «Русского каганата» Галкина находит в византийских, мусульманских и западных источниках IX века. По ее мнению, после разгрома каганата венграми термины «Русь» и «русы» перешли от «русов-аланов» (роксоланов) к славянскому населению Среднего Приднепровья.

Исходное сообщение ГЛАГОЛЪ
Откуда появилось название "русский"

Прежде чем строить догадки, откуда появилось само название “русский”, и откуда появились в Европе эти самые русские, необходимо вспомнить одну деталь: территория, где в течение длительного времени расселялись славянские племена, несмотря на то, что каждое племя имело свое имя, носила и общее название - Русская земля. О земле руссов говорят ранние средневековые хроники и предания всех без исключения славянских народов. Мало этого, руссами считали себя до 9 века и древние скандинавы! “Руссы-нордвены” и “руссы-даны” зафиксированы в арабских и византийских хрониках. Имеются неоспоримые сведения, что ранние германцы - жители современной Баварии и Саксонии - тоже считали свою землю русской и называли себя “руссами” вплоть до 13 века н.э. Об этом говорят работы таких известных немецких исследователей, как Герман Вирт, Отто Ран, Рене Генон и др. Есть сведения, что древние кельты до завоевания их легионами Цезаря тоже именовали себя руссами. А их соседи в Северной Италии до исторического времени донесли два своих самоназвания: тиррены и наиболее древнее- этруски (налицо корень “рус”).

Историческая наука объясняет самоназвание народов, особенно кочевых, но имени вождя; оседлых народов - по местности; иногда самоназвание этноса возникало в силу каких-то культурных традиций, которых придерживался данный этнос. Например, древние хетты и хатты, придя на территорию Малой Азии из более суровых северных областей, строили свои жилища по старинке: там, где был лес- рубленые, а где его не было в достатке - целиком глинобитные. И в первом, и во втором случае, избегая технологии сырцового кирпича, принятой у ближайших соседей - жителей Сирии и Аккада. За это они и получили прозвище “хатники” или “хатты”, “хетты”. Самоназвания племен возникали и в силу других причин. Серьезным фактором являлась вера в какого-либо бога, имя которого, в конце концов, становилось самоназванием всего народа; или продолжительная изолированность, когда люди начинали верить, что на земле существуют только они. Взять, к примеру, самоназвание американских эскимосов: при переводе на европейские языки оно звучит как “настоящие люди”. Примерно так же называют себя и северо-восточные чукчи.
А теперь вернемся к непонятному ныне, почти мистическому слову “Русс”. Почему славянские племена Восточной и Западной Европы, несмотря на свои самоназвания (Поляне, Древляне, Радимичи, Кривичи, Вятичи или же Хорваты, Сербы, Ободриты и т. д.), считали, что все они живут на Русской земле, и что все они, в конечном счете, Руссы? Руссы - это основное и священное, связанное с памятью какого-то первопредка или с силами самого Космоса самоназвание. Что же означает самоназвание “русс”, и какой смысл оно несет, пыталось разгадать немало исследователей и ученых. Описывая красоту и ширь русской земли, автор “Повести временных лет” летописец Нестор отказывается дать вразумительное объяснение самоназванию “Русская земля” и слову “Руссы”. По всей вероятности, смысл этого слова был утерян задолго до его времени. Неизвестный автор “Слова о полку Игореве” тоже не знал смысла слова “русс”. Кроме того, Русская земля в его эпоху значительно сузилась: с горечью и болью он повествует в “Слове...”, что русская земля позади, а впереди дикая степь- земля половецкая. И в последующие времена, вплоть до царствования Ивана Четвертого, степи Дона, Кубани, Волги именовались на Руси Диким Полем. И, наверное, единицы, - в основном, потомки русских ведических жрецов, которым передавались знания из поколения в поколение, знали, что просторы лесов и полей, лежащие до реки Яика-Урала и дальше на восток, были некогда тоже русской землей, где в незапамятные времена жили племена восточных руссов-скитов кочевников, озерных руссов рыбаков и пахарей.

Норманисты, приверженцы западной исторической концепции, еще во времена Ломоносова пытались доказать, что самоназвание “русс” происходит от скандинавского корня, ведь “руссами” называли себя и племена древних викингов. С этой теорией в корне не согласен был сам М. Ломоносов, справедливо считавший, что от сельского полудикого населения Скандинавии не могло произойти название густонаселенной, обильной городами страны, которую сами викинги звали “Гардарикой”, т. е. страной городов. Гардарика во времена викингов насчитывала сотни больших и малых городов, тогда как на всем Скандинавском полуострове тогда было только семь населенных пунктов, не все из которых походили на города. Выходит, что жила-была Страна городов без названия, без самоназвания, жил-был и народ, с незапамятных времен ее населявший, и вдруг пришли викинги и дали имя народу - руссы, и с этого времени страна стала называться Русью. Дико? Конечно!
Понимая несостоятельность заключения норманистов, многие поколения не только русских, но и передовых европейских исследователей пытались нащупать корень самоназвания “русс”. Однако, решение этой задачи оказалось весьма сложным. Чем глубже копали ученые, тем загадочнее становилась проблема.

Руссы – медвежий народ?
Как считает большинство ученых, ответ на этот вопрос, несомненно, был, и не только в России, но и на Западе. Беда в том, что письменные источники, которые могли бы пролить свет на этот счет, в период всеобщей христианизации Европы были безвозвратно утеряны. Ряд ученых, в основном из Белоруссии, считают, что словом “русс” когда-то назывался особо почитаемый на Руси медведь. Медведь - мед ведающий - второе иносказательное название священного зверя, которое осталось в обиходе, а древнее “русс” забылось. Теперь есть только “народ медведей” - русский. От древнего сакрального слова “медведь” якобы произошло и название реки Руссы. По мнению некоторых ученых, на ее берегах обитало в те давние времена множество медведей. Такой ответ, безусловно, прост и даже логичен, если учесть, что слово “русс” обозначало когда-то того зверя, которого мы знаем как медведя. Но, к сожалению, здесь мы встречаемся лишь с гипотезой. Прямого доказательства, что “русс” и “медведь” - названия одного и того же зверя, у нас нет. Есть другое: и в русском, и в немецком языках медведь называется словом “Бер”. В немецком это название живо до сих нор, в русском же - сохранилось в слове “берлога”, т. е. “логовище бера”. Следовательно, слово “русс” никак не могло означать медведя. Медведь назывался и на русском, и на немецком, и на иранском языках “бером”, и это не требует каких-то особых доказательств. Значит, теория “русс - медведь” и “русский парод - медвежий народ” утопична.

Руссы – народ из племени леопарда?
Существует и другая теория происхождения слова “русс”. Ее выдвинул известный русский исследователь Владимир Щербаков. Он считает, что слово “русс” произошло от слова “расе”, т.е. леопард. По его мнению, русские - это потомки гипотетического народа “сынов леопарда”, жившего в 7-8 тысячелетии до н. э. на территории современной Передней и Малой Азии. Этот парод, как считает В. Щербаков, некогда создал могущественную хатто-лувийскую державу, соперничавшую с Вавилонией и Египтом. Позднее хатто-лувийцы создали на территории Малой Азии государство Арцаву, где наиболее ярко был выражен культ расса-леопарда. По мнению Щербакова, часть хаттов в конце 1 тысячелетия до н.э. переселились из Малой Азии в Европу и на территории Фракии создали мощную гетскую державу, разрушенную впоследствии Траяном. Но за несколько веков войны с Римом часть готов расселилась па север и заселила Карпаты; другое крупное племенное объединение готов перебралось на Восток и заселило лесостепи Восточноевропейской равнины. Здесь, на новой родине, словом расс-леопард стали называть рысь, а сам народ якобы назвался руссами.

В. Щербаков считает хаттов, хаттов-лувийцев, хеттов, готов, а значит и руссов потомками восточных атлантов. По мнению не только Щербакова, но и ряда других ученых, война атлантов с так называемыми праафинянами в Средиземноморье была войной метрополии с союзом своих же колоний. Если верить Платону, - в этой войне победили колонии, а если Щербакову, - Восточная Атлантида. Как считает исследователь, после этой победы восточные атланты расселились на огромные пространства Европы, Азии и Северной Африки. Это, по его мнению, произошло примерно в 8-7 тыс. до н.э. Позднее на эти земли пришли с Аравийского полуострова семиты и вытеснили первопоселенцев на север. Так потомки некогда могущественного народа оказались в Малой Азии, а из Малой Азии переселились во Фракию.
Теория, которую выдвигает В. Щербаков, вполне реальна и не противоречит ни археологическим раскопкам ни антропологическим исследованиям. Действительно, на территории Передней и малой Азии в 8 тыс. до н. э. процветала древняя самобытная культура земледельцев и скотоводов. И границы этой культуры довольно обширны. Древние земледельцы жили в укрепленных городах (Чатал-Хююк), владели всеми основными ремеслами, разводили домашних животных, кроме лошади, и, по всей вероятности, почитали либо леопарда, либо какой-то вид вымершей ныне кошки. Можно согласиться с Щербаковым, что свой тотем эти люди называли “рассом”. Но В. Щербаков не прав в том, что это слово дало название народу “руссов” и, тем более, огромной территории Евразии, заселенной еще с древности пускай родственными, но все-таки разными племенами и даже народами.

Этот исследователь, развивая свою теорию происхождения русского народа, обошел вниманием культуру древних ариев. Если бы он сравнил санскрит (язык праиндийцев - ариев) и древнерусский язык, то несомненно пришел бы к выводу, что по сути, это разновидности одного и того же языка, и в этом языке слово “руса” означает понятие “светлый, ясный, лучистый”. Русское же слово “русс” - более архаичное и уходит своими корнями, как считают многие ученые, в доарийскую лексику. До сих пор определенный цвет волос на Руси называется русым, он никак не темный и не черный. Поэтому Щербаковский “раса” мог зваться так и по цвету шерсти. Собственно, почти у всех диких кошек Европы и Азии, в том числе у леопарда и рыси, преобладает как раз этот окрас. На санскрите - то же качество: светлый, лучистый. Но тут кроется некоторая неувязка: дело в том, что на Руси словом “светлый” обозначали еще и качество души. “Светлый” - значило излучающий особый духовный свет, несущий в себе высшее, божественное значение. Неспроста древние руссы называли своих князей Ваша Светлость. Отсюда становится понятным и другое значение санскритского слова “руса” - лучистый...
Казалось бы, ответ на вопрос найден. Слово “руса” означает и внутренние качества человека, и внешние, а носители этих качеств стали называться русскими, и земля, на которой они поселились, - землей руссов или Русской землей, Руссией или Россией.

Руссы – народ, пришедший с неба!
Но оказывается не все так просто. Дело в том, что слова древних языков, к которым относится и санскрит, и тем более - древнерусский “пракрит”, всегда имели двойную смысловую нагрузку: внешнюю и внутреннюю. Внешнее значение слова “русса”: светлый, лучистый - не вызывает сомнения, таковым оно и является. Непонятно внутреннее его значение. Тот эзотерический сакральный шифр, который, по всей вероятности, и определил название народа. И чтобы его разгадать, надо углубиться уже не в индоевропейский пласт культуры, а в более древний, - в гиперборейский.

О времени легендарного северного материка -Арктогеи до нас дошло очень немногое, да и то только в мифах. Но, как известно, мифы создавались людьми для сохранения и передачи будущим поколениям особо ценных знаний. Давайте попробуем расшифровать некоторые из них и связать с современными представлениями о Земле, Космосе и знаниями древних. Взять, к примеру, мифы Древней Греции: в них Бог неба назван Ураном. Интересно, что Уран-небо прослеживается и названии некоторых городов Шумера, например, город Ур - небесный город, или город Ниппур - город поднебесный. Корень “ур” звучит и в названии древней столицы Ассирии - Ашур, и в названии страны Урарту, даже горы Урал содержат тот же корень, и т. д. И везде корень “ур” связан с небом, Космосом... А теперь вспомним Ригведу. В этом древнем тексте говорится о горе Меру, на вершине которой стоял некогда дворец самого Индры. Как известно, гора Меру находилась под Полярной звездой или, по-русски, поднебесным Коло. Давайте попытаемся расшифровать название горы Меру, тем более, что в этом слове мы видим уже знакомые буквы “р” и “у”, но в другом сочетании. Что бы это значило? Небо - “Ур”, гора - Меру. Буквосочетание “ме” - означает слово “место”.
Если учесть, что русский язык и язык древних ариев - по сути две ветви одного и того же праязыка, а слово место, бесспорно, архаичное, то все становится понятным. Тогда почему не “ур”, а “ру”? Какой здесь смысл? Если прочесть “ру” справа налево, то получится знакомое “ур” -небо. Здесь зашифрована обратная связь. То есть гора, стоящая на том месте, куда пришли с неба. Если обратиться к древнерусской мифологии, то встретимся с тем же: при рождении Вселенной Великий Сварог создал звезду Седаву, а под ней гору Алатырскую, а на ту гору Алатырскую упал впоследствии Алатырь-камень с письменами Сварога своим родичам - народу русскому. Здесь налицо связь Земли и Неба, причем ясно выражен не уход с Земли к звездам, а наоборот, приход с неба на Землю. И странная звезда Седава - очевидно, какая-то из звезд, выполняющая в древние времена роль современной звезды Коло-Полярной, а под ней гора Алатырская на Буяне-острове, и на эту гору прилетает с неба камень Сварога. Следовательно слово “ру” означает приход с неба.

Руссы- светоносный народ.
Но если отбросить изыскания в области мифологии и обратиться к науке, то и здесь мы встретимся с тем же самым. Например, крупный немецкий ученый Герман Вирт, родоначальник гиперборейской теории, описывая в своем труде религию жителей Арктогеи, называет сына Бога именем Ур. “Ур”, по Вирту, - наше земное звездное небо. Вспомним греческое Уран. Следовательно, в слово “русс” вложен смысл обратной связи: Небо-Земля. Тогда как расшифровать букву “с” в этом слове? Но ведь с нее начинается слово “свет” во всех славянских языках: Световид, Светич, Яросвет и т. д. Безусловно, что это слово не менее древнее, чем санскритское “руса”, а, возможно, и древнее. Тогда слово “русс” переводится на современный русский язык, как пришедшие с неба через свет, или “посредством света”.

Кстати, это не противоречит современным представлениям о связи энергии и материи в физике. Теоретически такой вариант возможен: переход материи в энергию и обратно. Но не только теоретически. Как доказывают ученые, таким образом передвигаются в пространстве НЛО. Все это на первый взгляд, кажется фантастичным, но только на первый взгляд. Дело в том, что на Земле до сих пор живут и здравствуют народы, которые упорно доказывают, будто их предки пришли на Землю из Космоса. Например, африканские догоны утверждают, что их прародина - система двойной звезды Сириус. Интересен тот факт, что догоны сотни лет назад знали строение Сириуса, количество его спутников и точно называли планету, откуда прилетели на Землю их далекие предки. Современная астрофизика не может объяснить такие знания. Но не только догоны помнят о своем приходе со звезд. Об этом помнят и загадочные айны о. Хоккайдо. Однако их прародина не Сириус, а иная звезда, назвать которую они пока отказываются. О своем происхождении со звезд помнят и другие народы Земли, только эти сакральные знания недоступны современным ученым: как правило, они принадлежат только посвященным.
Если обратиться к Древнему Египту, то и здесь мы наблюдаем такую же картину. Например, расположение великих пирамид в Гизе - точная копия созвездия Орион. Кроме того, южная шахта, проложенная в пирамиде Хуфу, была нацелена (в 2475 г. до н. э., - видимо тогда и были построены пирамиды) на звезду Ал-Нитак, среднюю звезду пояса Ориона. Это доказал ряд исследователей: Хэнкок, Бьювел, Тримбел, Гантенбринг и др. Интересно, что шахта, идущая от усыпальницы царицы, была нацелена в том же 2475 г. до н. э. на Сириус.

Напрашивается справедливый вопрос: сохранил ли русский народ память о приходе из Космоса, помимо своего самоназвания? Оказывается, сохранил. Прежде всего, это мифы о звезде Стожары. Более поздние сказания путают ее со звездой Седавой, но само название говорит, что эти звезды разные, так как они несут разный смысл. Седава - древняя праполярная звезда, доисторическое Коло. По Бьювелу, Бадави и др. скорее всего звезда Альфа созвездия Льва. Стожары же - совсем другая звезда. Само название ее говорит, что это большое, могучее светило, во много раз (сто) превышающее наше солнце. Так вот, есть мифы, которые прямо говорят, что Стожары была одной из основных звезд, созданной Великим Родом, и от Стожар пришла на Землю мудрость Богов. В частности, с этой звезды в пламенном вихре прилетел на Землю бог Велес. Велес, как известно из мифологии, - один из древнейших родоначальников русского народа...
Следовательно, слово “русс” несет в себе следующую информацию:
а) информация о приходе из Космоса с некой звезды Стожары с перенесением на Землю сакральных знаний и учения (письмена Сварога, приход Велеса);
б) слово “русс” означает светлый, несущий знания, излучающий духовность, богочеловек.

Русские гены: что говорит наука Откуда произошли русские? Кто был нашим предком? Что общего у русских и украинцев? Долгое время ответы на эти вопросы были могли быть только умозрительными. Пока за дело не взялись генетики.

Адам и Ева

Изучением генетических корней занимается популяционная генетика. Она базируется на показателях наследственности и изменчивости. Генетики обнаружили, что все современное человечество восходит к одной женщине, которую ученые именуют Митохондриальной Евой. Она жила в Африке более 200 тысяч лет назад. У всех нас в геноме одинаковая митохондрия – набор из 25 генов, которые есть у любого человека. И передаются они только по материнской линии. При этом Y-хромосома у всех нынешних мужчин также возводится к одному мужчине, прозванном Адамом, в честь библейского первого человека. Понятно, что речь идет всего лишь о ближайших общих предках всех ныне живущих людей, их гены дошли до нас в результате генетического дрейфа. Стоит заметить, что жили они в разное время – Адам, от которого все современные представители мужского пола получили свою Y-хромосому, был на 150 тысяч лет моложе Евы. Конечно, этих людей с большой натяжкой можно назвать нашими «предками», так как из тридцати тысяч генов, которыми обладает человек, от них у нас всего лишь 25 генов и Y-хромосома. Популяция увеличивалась, остальные люди мешались с генами их современников, видоизменялись, мутировали в ходе миграций и условий, в которых люди жили. В итоге мы получили разные геномы разных образовавшихся впоследствии народов.

Гаплогруппы

Именно благодаря генетическим мутациям мы можем определить процесс расселения человечества, а также генетические гаплогруппы (это общности людей со схожими гаплотипами, имеющими общего предка, у которого в обоих гаплотипах имела место одна и та же мутация), свойственные той или иной нации. У каждого народа – свой набор гаплогрупп, которые иногда бывают схожи. Благодаря этому мы можем определить, чья кровь течет в нас, и кто является нашими ближайшими генетическими родственниками. Согласно исследованию 2008 года, проведенному российскими и эстонскими генетиками, русский этнос генетически состоит из двух основных частей: жители Южной и Центральной России ближе к другим народам, говорящим на славянских языках, а коренные северяне – к финно-уграм. Разумеется, речь идет о представителях русского народа. Но, что наиболее удивительно, гена, присущего азиатам, в том числе и монголо-татарам, в нас практически нет. Так что, знаменитая поговорка: «Поскреби русского, найдешь татарина» - оказалась в корне неверна. Причем, на татарском народе азиатский ген также не особо отразился, генофонд современных татар оказался по большей части европейским. В целом, если исходить из результатов исследования, в крови русского народа практически нет следа из Азии, из-за Урала, зато в пределах Европы наши предки испытывали многочисленные генетические влияния своих соседей, будь то поляки, финно-угры, народы Северного Кавказа или этнос татар (не монголов). Кстати, гаплогруппа R1a , характерная для славян, по некоторым версиям, родилась тысячи лет назад и была частой у предков скифов. Часть этих праскифов жила в Средней Азии, часть перекочевала в Причерноморье. Оттуда эти гены дошли до славян.

Прародина

Когда-то славянские народы вышли из одной территории. Оттуда уже они разбрелись по свету, воюя и смешиваясь с их коренным населением. Поэтому население нынешних государств, в основе которых лежит славянский этнос, различаются не только по культурным, языковым признакам, но и генетически. Чем дальше они географически друг от друга, тем больше различий. Так у западных славян нашлись общие гены с кельтским населением (гаплогруппа R1b), у балканских – с греками (гаплогруппа I2) и древними фракийцами (I2а2), у восточных – с балтами и финно-уграми (гаплогруппа N). Причем, межэтнический контакт последних происходил за счет славянских мужчин, которые женились на аборигенках. И все-таки, несмотря на многочисленные различия и неоднородность генофонда, русские, украинцы, поляки и белорусы четко соответствуют одной группе на так называемой диаграмме MDS, отражающей генетическую дистанцию. Из всех народов, мы ближе всего друг к другу. Генетический анализ позволяет найти упомянутую выше «прародину, где все начиналось». Это возможно благодаря тому, что каждая миграция племен сопровождается генетическими мутациями, которые все больше и больше искажали изначальный набор генов. Так что, исходя из генетической близости, можно определить и изначальную территориальную. Например, по геному, поляки ближе к украинцам, чем к русским. Русские близки с южными белорусами и к восточным украинцам, но далеки от словаков и поляков. И так далее. Это позволило ученым сделать вывод, что первоначальная территория славян была, примерно, посередине нынешнего ареала расселения их потомков. Условно, территория сформировавшейся впоследствии Киевской Руси. Археологически это подтверждается развитием пражско-корчакской археологической культуры V-VI веков. Оттуда уже пошли южные, западные и северные волны расселения славян.

Генетика и менталитет

Казалось бы, раз известен генофонд, то теперь можно понять, откуда берется народный менталитет. На самом деле, нет. По словам Олега Балановского, сотрудника лаборатории популяционной генетики РАМН, между национальным характером и генофондом нет никакой связи. Это уже «исторически сложившиеся обстоятельства» и культурное влияние. Грубо говоря, если новорожденного младенца из русского села со славянским генофондом увезти сразу в Китай и воспитать в китайских обычаях – в культурном плане он будет типичным китайцем. Но, что касается внешности, иммунитета к местным заболеваниям, все останется славянским.

ДНК-генеалогия

Наряду с популяционной генеалогией, сегодня появляются и развиваются частные направления по изучению генома народов и их происхождения. Некоторые из них относят к псевдо-наукам. Так, например, русско-американский биохимик Анатолий Клесов изобрел, так называемую, ДНК-генеалогию, которая, по словам ее создателя, «наука практически историческая, создаваемая на базе математического аппарата химической и биологической кинетики». Проще говоря, это новое направление пытается изучать историю и временные рамки существования тех или иных родов и племен на основе мутаций в мужских Y-хромосомах. Основными постулатами ДНК-генеалогии стали: гипотеза о неафриканском происхождении Homo sapiens, что противоречит выводам популяционной генетики, критика норманнской теории, а также удлинение истории славянских племен, которых Анатолий Клесов считает потомками древних ариев. Откуда такие выводы? Все от упомянутой уже гаплогруппы R1А, которая является самой распространенной у славян. Естественно, подобный подход породил море критики, как со стороны историков, так и со стороны генетиков. В исторической науке говорить о славянах-ариях не принято, поскольку материальная культура – основной источник в данном вопросе, не позволяет определить преемственность славянской культуры от народов Древней Индии и Ирана. Генетики и вовсе возражают против ассоциации гаплогрупп с этническими признаками. Доктор исторических наук Лев Клейн подчеркивает, что «Гаплогруппы - это не народы и не языки, и давать им этнические клички - опасная и недостойная игра. Какими бы патриотическими намерениями и восклицаниями она ни прикрывалась». По словам Клейна, выводы Анатолия Клесова о славянах-ариях сделали его изгоем в научном мире. О том, как дальше будет развиваться дискуссия вокруг новозаявленной науки Клесова и вопроса о древнем происхождении славян, пока что остается только гадать.

0,1%

Несмотря на то, что ДНК всех людей и народов различны, и в природе нет ни одного тождественного другому человека, с генетической точки зрения мы все чрезвычайно похожи. Все различия в наших генах, которые дали нам разный цвет кожи и разрез глаз, по словам отечественного генетика Льва Житовского, составляют всего 0,1% от нашего ДНК. На остальные 99,9% мы генетически одинаковы. Как ни парадоксально, но если сопоставить различных представителей человеческих рас и ближайших наших родственников шимпанзе, то окажется, что все люди отличаются гораздо меньше, чем шимпанзе в одном стаде. Так что, в какой-то степени, мы все одна большая генетическая семья.

Татьяна Шингурова

Русский народ в начале 21 века – это все люди, говорящие на русском языке и считающие себя русскими.
Предки русского народа – это предки современных русских, населявшие Евразию в прошлые века и тысячелетия.
Родственники русского народа – это народы, у которых с русскими есть общие предки. Родственников не выбирают... Нашими «родственниками» являются белорусы, русины и украинцы (независимо от того, как они к нам относятся), западные и южные славяне, народы Прибалтики и Скандинавии, финно-угорские и тюркские народы...
Вышесформулированные определения можно долго и аргументированно критиковать, но они имеют право на существование...
Я скептически отношусь к «сенсационным открытиям, переворачивающим все наши представления», «тайным знаниям, которые от нас скрывали» и полезности для исторической науки «новейших достижений в области анализа ДНК».
Знания, изложенные в работах историков и лингвистов, и здравый смысл – вот и все источники, из которых возникла предлагаемая Вашему вниманию статья...
*****
Русские, как и другие славяне, народ достаточно молодой. Никаких письменных упоминаний о наших предках, живших до Рождества Христова, не сохранилось...
Конечно, у каждого человека есть предки, жившие и 2000 лет назад, и 20000 лет назад... Но люди в отдалённые времена не сидели десятки тысяч лет на одном месте, а постоянно мигрировали. В древних могильниках, которые находят «на нашей исконной земле» лежат останки людей, которых мы вправе называть уважительным словом «земляки»... А предки и древние земляки – это разные понятия...
Нередко можно услышать утверждения о том, что мы – потомки скифов. Родство, конечно, очень лестное. О скифах с большим уважением рассказывал «отец истории» Геродот. Скифские драгоценности, хранящиеся в музеях Санкт-Петербурга и Киева, очаровывют своей красотой и своеобразием... Но причём здесь славяне?
Многочисленные ираноязычные племена скифов и близких к ним народностей жили на огромной территории от Алтая до Северного Причерноморья примерно с 7 века до н.э. по 3 век н.э. Потом они были вытеснены из Северного Причерноморья германоязычными племенами готов. Потомками и наследниками скифов в первую очередь можно считать современных аланов-осетин. Они унаследовали язык, принадлежащий к иранской группе языков. Но большинство потомков скифов влились в состав других племенных союзов: германских, тюркских, вполне возможно, что и славянских тоже... Но прежднюю этническую самобытность ославяненные потомки скифов не сохранили, ничему славян не научили...
Плиний Старший, Публий Корнелий Тацит и другие уважаемые древнеримские авторы первых веков новой эры в своих сочинениях кратко упоминают о племенах венедов или венетов. Более поздние авторы 6-7 веков, – византийцы Прокопий Кесарийский и Псевдо-Маврикий, готский историк Иордан, – упоминают о племенах антов. Есть серьёзные основания считать венетов и антов древними славянами... Но вернее всего венеты – предки западных славян, а анты – предки южных славян. С нашими предками они разделились до того, как попали на страницы манускриптов. (По этому вопросу есть и другие, «более патриотические» гипотезы, но я не считаю «патриотичным» доказывать утверждения, над которыми представители других народов могут посмеяться.)
Для истории важны не только сохранившиеся письменные сведения, но и раскопки археологов. Но в конкретном случае результаты работы археологов плохо согласуются со свидетельствами древних. Некоторые археологи вообще отрицают, что анты были славянами...
*****
Важнейшим свидетельством о ранней истории нашего народа является «Повесть временных лет» (далее – «Повесть»).
В «Повести» перечислены 12 племенных союзов восточных славян. Если сравнить территории, которые, согласно историческим изысканиям, занимали эти племенные союзы с границами современных России, Украины и Беларуси, то окажется, что древняне и волыняне жили и в Беларуси и на Украине, кривичи – в Беларуси и России, северяне – в России и Украине... А большая часть земель России и Украины была заселена другими народами...
Самым «культурным» из этих племенных союзов считаются поляне, центром которых был город Киев... Я очень люблю этот город, но некоторые события в его истории вызывают чувство неловкости. Например, в 1982 году было торжественно отпраздновано «1500-летие» Киева. Археологическими находками, а тем более письменными источниками, основание Киева в 482 году от Рождества Христова не подтверждается... Кто и когда основал на месте Киева первое поселение – неизвестно. (Есть несколько гипотез, согласно одной из которых это сделали хазары.) В «Повести» основателем города назван человек по имени Кий, у которого было три брата и одна сестра. В каком веке это было – неизвестно... А в 862 году знатные варяги Аскольд и Дир «отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: "Чей это городок?". Те же ответили: "Были три брата, Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам". Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян...» Некоторые современные историки утверждают, что на самом деле Аскольд был славянином, а Дира вообще не было... Но это не так уж и важно, важнее другое: Киев в то время был небольшим городком, а его жители были людьми вполне заурядными. Да и общая численность полян была невелика... Но в «Повести» есть весьма лестные отзывы о полянах!.. Давайте задумаемся над этими хвалебными строками:
«Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями; перед свекровями и деверями великую стыдливость имеют; имеют и брачный обычай: не идет зять за невестой, но приводит ее накануне, а на следующий день приносят за нее – что дают. А древляне жили звериным обычаем, жили по-скотски: убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у них не бывали, но умыкали девиц у воды. А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу, как и все звери, ели все нечистое и срамословили при отцах и при снохах, и браков у них не бывало, но устраивались игрища между селами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни, и здесь умыкали себе жен по сговору с ними; имели же по две и по три жены...»
Очень убедительно?
Кому как... Я почему-то уверен, что на самом деле поляне не очень сильно отличались от своих соседей: древлян, радимичей, вятичей и северян. Просто летописец пользовался сведениями, полученными от полян. (Быть может, и сам был потомком полян...) А будь у древлян и радимичей, вятичей и северян возможность сохранить свое мнение о полянах, мы бы «такое узнали о бессовестных полянах»...
На основаннии данного отрывка можно предположить, что поляне были людьми спесивыми и хвастливыми, с соседями ладили не очень хорошо... Такие люди не могли быть «ядром формирования Киевской Руси», как утверждают историки. А если они действительно были «кроткими и тихими», тогда... тем более не могли объединить вокруг себя другие племенные союзы...
Да и что там было объединять?
Выдающийся русско-украинский историк Николай Иванович Костомаров в жизнеописании Владимира Святого так характеризовал эти племена:
«Никаких установлений, связующих между собой племена, не было. Признаков государственной жизни мы не замечаем. Славяно-русские племена управлялись своими князьками, вели между собой мелкие войны и не в состоянии были охранять себя взаимно и общими силами против иноплеменников, а потому часто были покоряемы...»
*****
Есть в «Повести» информация, о которой историки спорят до сих пор:
«В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: "Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву". И пошли за море к варягам, к руси. (...) Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами". И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, – на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. (...) Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города – тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах – находники, а коренное население в Новгороде – словене, в Полоцке – кривичи, в Ростове – меря, в Белоозере – весь, в Муроме – мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик...»
Историки предполагают, что это известие попало в «Повесть» лет через двести пятьдесят после описываемых событий и даже обвиняют редактора «Повести» в сознательной фальсификации в угоду власть имушим... Я считаю подобные обвинения глупыми, но и бездумно доверять прочитанному тоже не нужно, тем более что не всё в тексте можно понимать однозначно...
«Встал род на род, и была у них междоусобица, и стали воевать друг с другом».
Кто, с кем и почему воевал? Чудь, словене, кривичи и весь были «каждый сам за себя», «двое надвое» или «трое на одного»? Чего они хотели?
Я попытаюсь ответить на эти вопросы.
*****
Самым молодым и, вероятнее всего, самым малочисленным из объединений восточнославянских племён были славяне, поселившиеся на реке Волхов и озере Ильмень. Они даже своего имени не успели получить, назывались просто «словене». (Историки называют их «словенами (ильменскими)».) Эти словене основали на реке Волхов свой небольшой городок – Новгород. Ильменских словен поддерживали кривичи. Окрестности Новгорода не были пустынными, там жили финские племена меря и чудь. Финнам пришельцы не очень понравились, вот и пошёл «род на род». (Пока «всё как у людей».) Финские народности были более многочисленными и у словен не было возможностей удержать Новгород даже при помощи кривичей. В Старой Ладоге к северу от Новгорода обосновались варяги. Можно было бы нанять варяжскую дружину, но у словен не было денег. (Их городок был новым, что понятно из названия, и разбогатеть не успел.) Вот тогда словене с согласия кривичей и пригласили в Новгород Рюрика. У кривичей кроме финских племён были и другие серьёзные враги – племена балтов... А весь и чудь в «призвании варягов» не нуждались...
*****
Весь, меря, мурома, чудь – это финские племена.
Варяги Рюрика – германоязычные скандинавы, викинги.
Кривичи и ильменские словене – славянские племена.
Кто из них предки русского народа?
Ответ простой: «Все».
Одиннадцать с половиной веков назад далеко не все наши предки были славянами. В «державе Рюрика» славяне являлись «этническим меньшинством». Русского народа ещё не было, а предки были. Как же без них?..
И практически все наши предки связывают нас родством с другими народами.
Например, потомками финских племён кроме русских являются финны и эстонцы, карелы и вепсы, мордва и марийцы, удмурты и коми...
*****
Мною названы далеко не все родственники и не все предки русского народа. Про всех можно попытаться рассказать в большой книге, а не в маленькой статье...
Но хотя бы кратко упомянуть о тюркских предках необходимо. Есть у нас даже в научной среде какой-то доморощенный «славянский шовинизм». Если уж родство с финскими народами стараются не замечать, то о тюрках вспоминать «почти неприлично». Разве что в энциклопедических словарях и набранных мелким шрифтом примечаниях к старинным текстам...
Восточные славяне не только воевали, но и роднились и с печенегами, и с половцами, и с волжскими булгарами. (Правда, согласия невест и даже их родителей часто не спрашивали, но это был «общечеловеческий обычай» тех времён.) В Киевской Руси жили тюркские племена берендеев, торков, ковуев... Собирательное наименование тюркских племён, живших на Руси – «Черные клобуки». Большинство из них ославянилось, так что чёрные клобуки тоже являются предками русского и украинского народов...
*****
Наши далёкие предки не были идеальными людьми. Но не будь их – не было бы ни России, ни русской культуры. И за это они заслуживают нашей памяти и уважения. А что мы оставим нашим потомкам – пока неизвестно. Но нужно постараться, чтобы и о нас было кому вспомнить добрым словом...

КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ:
Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы. XI – начало XII века. – М.: Художественная литература, 1978. – 413 с.
Памятники литературы Древней Руси: XII век. – М.: Художественная литература, 1980. – 704 с.
Костомаров Н.И. История России в жизнеописаниях её главнейших деятелей. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 1024 с.
Плунгян В.А. Почему языки такие разные. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2015. - 272 с.

 18.10.2011 18:42

В ДНК человека 46 хромосом, половину он наследует от отца, половину – от матери. Из 23 хромосом, полученных от отца, в одной-единственной – мужской Y-хромосоме – содержится набор нуклеотидов, который передается из поколения в поколение без каких-либо изменений в течение тысячелетий. Генетики называют этот набор гаплогруппой. У каждого живущего сейчас мужчины в ДНК находится точно та же гаплогруппа, что у его отца, деда, прадеда, прапрадеда и т. д. во множестве поколений.
Гаплогруппа в силу ее наследственной неизменности одинакова у всех людей одного биологического происхождения, т. е. у мужчин одного народа. У каждого биологически самобытного народа есть своя гаплогруппа, отличная от аналогичных наборов нуклеотидов у других народов, которая является его генетическим маркером, своего рода этнической меткой.
Гаплогруппы изменяются очень редко с интервалами в тысячелетия (в биологии такие изменения называют мутациями), и генетики научились очень точно определять их время и место. Так, американские ученые выяснили, что одна такая мутация произошла 4500 лет назад на Среднерусской равнине. Родился мальчик с несколько иной, чем у его отца, гаплогруппой, которой они присвоили генетическую классификацию R1a1 (её старое название R1a).

В настоящее время обладатели гаплогруппы R1a1 составляют 70% всего мужского населения России, Украины и Белоруссии, а в старинных русских городах и селениях – до 80%. Так же эта гаплогруппа преобладает в Польше, среди Лужицких Сербов, у Чехов и Словаков, т.е. она является общей для Восточных и Западных Славян, которые являются одним родом.

Возникнув 4500 лет назад на Среднерусской равнине (место максимальной концентрации R1a1 – этнический очаг), род быстро расплодился и стал расширять ареал своего обитания. 4000 лет назад наши предки вышли на Урал и создали там Аркаим и «цивилизацию городов» со множеством медных рудников и международными связями вплоть до Крита (химический анализ некоторых найденных там изделий показывает: медь – уральская).

Еще через 500 лет, 3500 лет назад, гаплогруппа R1a1 появилась в Индии. История прихода в Индию известна лучше других перипетий территориальной экспансии наших предков благодаря древнеиндийскому эпосу, в котором его обстоятельства описаны достаточно подробно. Но есть и другие свидетельства этой эпопеи, в т. ч. археологические и лингвистические.
Известно, что в то время предков Восточных и Западных Славян называли Ариями (так они зафиксированы в индийских текстах). Известно также, что не местные индусы дали им это имя, а что это – самоназвание.

Известно также, что появление на территории Индии гаплогруппы R1a1 3500 лет назад (вычисленное генетиками время рождения первого индоария) сопровождалось гибелью развитой местной цивилизации, которую археологи по месту первых раскопок назвали хараппской. Перед своим исчезновением этот народ, имевший многолюдные по тем временам города в долинах Инда и Ганга, принялся строить оборонительные укрепления, чего раньше никогда не делал. Однако укрепления, видимо, не помогли, и хараппский период индийской истории сменился арийским.
Первый памятник индийского эпоса, в котором говорится о появлении Ариев, был письменно оформлен спустя 400 лет, в XI в. до н. э., а в III в. до н. э. в завершенном уже виде сложился древнеиндийский литературный язык санскрит, удивительно похожий на современный русский язык.
Сейчас мужчины рода R1a1 составляют 16% всего мужского населения Индии, а в высших кастах их почти половина – 47%, что свидетельствует об активном участии Ариев в формировании индийской аристократии (вторая половина мужчин высших каст представлена местными племенами, в основном дравидскими).
Так же наши предки мигрировали в Иран. Иран в дословном переводе — страна Ариев. Персидские цари любили подчеркивать свое Арийское происхождение, о чем красноречиво свидетельствует, в частности, популярное у них имя Дарий.

Так же известно, что часть рода Рюриков относится к роду R1a1, а часть к роду N (Финские племена).

Самыми близкими нашими родственниками по отцовской линии являются Кельтские племена (гаплогруппа R1b).
Германским племенам соответствует гаплогруппа I1a (её распространение чётко совпадает с распространением Нордической подрасы), в Германнии больше распространена родственная ей I2b. Германским племенам ближайшими родственниками являются Южные Славяне, среди них распространнена гаплогруппа I2a.
Соответственно Нордиды не являются Ариями, гаплогруппа I1a практически не встречается вне Европы. Культуру в Иран, Индию, Китай и Египет принесли рода R1a и R1b (к этой гаплогруппе относились Тохарцы — народ который принёс культуру в Китай, так же эта гаплогруппа была обнаружена у фараона Египта Тутанхамона).