От февраля к октябрю 1917 презентация. Презентация "от февраля к октябрю" презентация к уроку по истории (11 класс) на тему

Cлайд 1

Cлайд 2

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ. 1. Причины революции. 2. Попытки спасти монархию. 3. В преддверии революции. 4. Реакция царя. 5. Ход событий 18-27 февраля, действия царя, тактика думцев. 6.Итоги февральской революции, ликвидация монархии 2 марта 1917 г. 7. Суть двоевластия. 8. Полит.партии от февраля к октябрю. 9. Кризисы Временного правительства, I съезд Советов 3-27 июня.

Cлайд 3

ДВОЕВЛАСТИЕ (С 27 ФЕВРАЛЯ) «Временное» – до созыва Учр.собрания (сент., но отлож.) Поддержка:бурж.,интел., часть помещиков. -Продолжение войны до победы, отказ ввести 8-ч.раб.день; обещание широких демокр. Свобод, Закон об охране посевов. Кн.Г.Е.Львов, А.Ф.Керенский Поддержка: рабочие, часть интел., крестьяне. Требования: 8-ч.раб. дня, введения раб. контроля, земля-крестьянам, фабрики-рабочим. Приказ №1 – полит. права солдатам Н.С.Чхеидзе, М.И.Скобелев Временное правительство Петроградский совет

Cлайд 4

Cлайд 5

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ ОТ ФЕВРАЛЯ К ОКТЯБРЮ. Насущные вопросы: Отношение к войне Вопрос о земле Вопрос о власти Чтобы иметь успех, партия должна быть популистской и многочисленной. Правые партии: Союз рус народа, Союз Михаила Архангела Прекратили свою деятельность Лидеры: кадетов – П.Н.Милюков; Эсеров – В.М.Чернов, Н.Д.Авксентьев; Меньшевиков – И.Г.Церетели, Ф.И.Дан; Большевиков – В.И.Ленин.

Cлайд 6

За кем пойдёт народ? Правые Центр Левые Кадеты Правые эсеры и меньшевики Левые эсеры и большевики 70 тыс.- 100 тыс. Идея длительной эволюции страны по западному образцу на парламентской основе -за республику -война – до победы Россия – едина и неделима аграрный вопрос – после окончания войны 800 тыс. 200 тыс. Война до победы (рев. оборончество) все вопросы – до Учр.собрания после войны агр.:социализация земли(ПСР), муниципализация (мен.) власть Временному правительству 25 тыс. (конспирация) Через 2 мес. – 100 тыс. Ленин – из эмиграции в апреле, страна его не знает, он выдвинул программу – Апрельские тезисы: Выход из войны Национализация земли, передача её крестьянам Диктатура пролетариата «Вся власть Советам!»

Cлайд 7

Запишите определения терминов. Революционное оборончество – продолжение войны в целях защиты революции и демократических свобод. Социализация земли – ликвидация частной собственности на землю, превращение её в общенародное достояние с наделением крестьян землёй без права купли-продажи. Муниципализация земли – передача земли в распоряжение местных органов самоуправления для последующего распределения пользователям.

Cлайд 8

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ. 10. Итоги июньского наступления. 11. Последствия поражения. 12. Июльский кризис власти, его итоги. 13.Дальнейшие действия большевиков. 14. Корниловский мятеж. 15. Кризис власти, создание новых властных структур. 16.Октябрьское вооружённое воссстание. 17.Второй Всероссийский съезд Советов.

Cлайд 9

ПОСЛЕДСТВИЯ ПОРАЖЕНИЯ. Патриотические круги поняли, что для подъёма боеспособности армии необходимо подавить разрушительные силы, в первую очередь, большевиков. Левые радикалы объявили об отсутствии доверия к Временному правительству, строят планы по захвату власти.

Cлайд 10

БОЛЬШЕВИКИ Тактика – давление на правительство; высоко ценили сделанные уже шаги по демократизации общества; в курсе на социалистическую революцию видели опасность забегания вперёд. Курс на революцию. 26 июля – 3 августа – VI съезд РСДРП(б). Авторитет Ленина взял верх. Съезд призвал всех большевиков строиться в боевые колонны. Умеренное крыло (Каменев, Зиновьев, Калинин) Сторонники восстания (Ленин, Сталин, Бухарин, Свердлов, Троцкий)

Cлайд 11

ПРОГРАММА Л.Г.КОРНИЛОВА Прекращение вмешательства государства в экономические и социальные дела. Демобилизация 4 млн. солдат с выделением каждому по 8 десятин земли для создания верной опоры правительству в деревне. Установление в России новой формы правления путём создания Совета народной обороны и коалиционного правительства при нём.

Cлайд 12

Корнилов должен был казнён; но когда это случится, приду на могилу, принесу цветы и преклоню колена перед русским патриотом. (Керенский) Генерал Романовский - один из генералов, арестованных вместе с генералом Корниловым - говорил впоследствии: «Могут расстрелять Корнилова, отправить на каторгу его соучастников, но „корниловщина“ в России не погибнет, так как „корниловщина“ - это любовь к Родине, желание спасти Россию, а эти высокие побуждения не забросать никакой грязью, не втоптать никаким ненавистникам России». «С Корниловым можно и нужно не соглашаться. Но то, что этот белый генерал был порядочным человеком, хорошим разведчиком и несомненным героем, забывать нельзя» (И. В. Сталин).

Cлайд 13

КРИЗИС ВЛАСТИ. 1 сентября ВЦИК провозгласил Россию республикой. 3 сентября – исп.власть вручена Директории (6 человек во главе с Керенским). 2 октября – Предпарламент – Демократический Совет республики – законосовещательный орган. Армия перестала служить опорой государственной власти (дезертирство, братания). Число бастующих рабочих выросло в 7-8 раз по ср. с весной. Крестьянские выступления: май – 3 тыс., октябрь – более 5 тыс.

Cлайд 14

Н.А.БЕРДЯЕВ. Новое либеральное правительство, которое пришло на смену после февральского переворота, провозгласило отвлечённые гуманные принципы, отвлечённые начала права, в которых не было никакой организующей силы, не было энергии заражающей массы… В революционную эпоху побеждают люди крайних принципов, склонные и способные к диктатуре,….которая только могла остановить процесс окончательного разложения.

Cлайд 15

Cлайд 16

РЕШЕНИЯ СЪЕЗДА. Декрет о мире: выход России из войны, обращение ко всем воюющим народам о мире без аннексий и контрибуций. Декрет о земле: национализация всей земли. Декрет о власти.

Урок в 11 классе

Тема урока: « От Февраля к Октябрю 1917 года »

Задачи урока:

Подвести учащихся к пониманию того, что после Февральской революции 1917 года в стране создавалась ситуация, которая отличалась неустойчивостью и благоприятствовала обострению борьбы между различными политическими силами России.

Сформулировать представления о причинах и следствиях политических кризисов, а также о роли корниловского мятежа в углублении политического кризиса в стране, усиление позиций и роста влияния в массах большевистской партии, приведших к Октябрьской революции

На уроке продолжается развитие умений анализировать факты, обобщать их и делать выводы, аргументировать свои рассуждения, сравнивать и сопоставлять документы.

Ход урока:

I. Проверка знаний домашнего задания

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ:

    Каковы общие причины революции начала XX века?

Примерные ответы учащихся:

Необходимость модернизации аграрной сферы, политического строя;

Эти вопросы стояли в ходе революции 1905 года, царизм хоть и пытался провести реформы (Столыпинские и др.), но все это было малоэффективным, потому что Николай II не был заинтересован в дальнейших изменениях, боясь потревожить основы самодержавия.

    Какие события и явления способствовали возникновению революции 1917 года?

Примерные ответы учащихся:

Новые противоречия, порожденные войной

Усилившаяся экономическая разруха

Угроза голода, снижение уровня жизни, инфляция

Изменения психологии масс, чувство озлобленности к верхам

Неуступчивость режима в отношении предложений оппозиции о привлечении популярных общественных деятелей к управлению

    Мог ли царь в условиях начинающихся февральских событий изменить ситуацию?

Примерные ответы учащихся.

Многое в тех условиях зависело от способности руководства страны разрешить кризис, но Николай II вместо того, чтобы решать проблемы, прибег к репрессиям, расстрел как путь подавления безоружной толпы привел к сочувствию солдат в отношении рабочих, но и тогда даже в тех условиях можно было изменить ситуацию. Победа революции в Петрограде еще не означала успеха в масштабе всей страны. Восстававших можно было усмирить простым блокированием железнодорожных путей сообщения со столицей, голод заставил Петроград сдаться. Родзянко предлагал создать правительство, которое будет ответственно перед думой, и пользоваться доверим народа. Но Николай распустил Думу и депутаты послушно разошлись.

Николай II не мог в тех условиях изменить ситуацию, т.к. от него уже ничего не зависело, и царь мог бы удержать власть в своих руках, если бы не думская оппозиция в лице кадетов.

II. Изучение нового материала

Проблема: Почему большевики пришли к власти в октябре 1917 года?

Задания: На основе материала параграфа, исторических документов проанализируйте ситуацию в России с Февраля по Октябрь 1917 года и ответьте на поставленную проблему. Работа в группах:

    Ряд: «Кризисы Временного правительства: причины, сущность, последствия»

    Ряд: « Корниловщина: причины, основные события, итоги»

    Ряд: «Политические партии в марте-октябре 1917 года: изменения политической расстановки сил на политической арене»

    Материал к выполнению задания 1 группы в параграфе

    Материал к выполнению задания 2 группы:

Корниловский мятеж.

Документ 1

^ Б. В. Савинков: «Едва ли вы будете отрицать, господин генерал, что требования, предъявленные Вами... губительны для отечества... Вам угодно попытаться продиктовать единоличную волю народу русскому...»

^ Л. Г. Корнилов: «...Правительство приняло определенные решения относительно большевиков и Советов, так как для осуществления этого решения Вы от имени Временного правительства предложили мне выдвинуть к Петрограду конный корпус; причем между нами было установлено, что окончание сосредоточения этого корпуса явится по моей телеграмме Вам указанием момента объявления Петрограда на военном положении... Я указывал, что, по моему глубокому убеждению, только твердая сильная власть, не колеблющаяся ни перед какой ответственностью и олицетворяемая диктатурой единоличной или коллективной, в зависимости от дальнейшего хода событий, может спасти страну от гибели. ...Независимо от личных моих взглядов на характер и свойства А.Ф. Керенского и его отношения ко мне я признаю его участие в составе правительства безусловно необходимым».

Документ 2

и ответ Корнилова на радиограмму Керенского

^ От Министра-председателя

«26 августа ген. Корнилов прислал ко мне члена Гос. думы Вд. Ник. Львова с требованием передачи Временным правительством ген. Корнилову всей полноты гражданской и военной власти с тем, чтобы им, по личному усмотрению, было составлено новое правительство для управления.

Усматривая в предъявлении этого требования, обращенного в моем лице к Временному правительству, желание некоторых кругов русского общества воспользоваться тяжелым положением государства для установления в стране государственного порядка, противоречащего завоеваниям революции, Временное правительство признало необходимым для спасения родины, свободы и республиканского строя уполномочить меня принять скорые и ре­шительные меры, дабы в корне пресечь все попытки посягнуть на верховную власть в государстве, на завоеванные революцией права граждан. Все необходимые меры к охране свободы и порядка в стране мною принимаются, и о таковых мерах население своевременно будет поставлено в известность. Вместе с тем приказываю:

1) Генералу Корнилову сдать должность Верховного главнокомандующего генералу Клембовскому, главнокомандующему армий Северного фронта, преграждающему пути к Петрограду...

2) Объявить город Петроград и Петроградский уезд на военном положении, распространив на него действие правил о местностях, объявленных состоящими на военном положении...

Призываю всех граждан к полному спокойствию и сохранению порядка, необходимого для спасения Родины. Всех членов армии и флота призываю к самоотверженному и спокойному исполнению своего долга - защиты Родины от врага внешнего!»

^ От Корнилова

«Русские люди, великая Родина наша умирает!

Близок час кончины!

Вынужденный выступить открыто, я, генерал Корнилов, заявляю, что Временное правительство под давлением большевистского большинства Советов действует в полном согласии с планами германского Генерального штаба и одновременно с предстоящей высадкой вражеских сил на Рижском побережье убивает армию и потрясает страну внутри.

Тяжелое сознание неминуемой гибели страны повелевает мне в эти грозные минуты призвать всех русских людей к спасению умирающей Родины. Все, у кого бьется в груди русское сердце, все, кто верит в бога, в храмы, - молите Господа Бога о явлении величайшего чуда, чуда спасения родной земли.

Я, генерал Корнилов, сын казака-крестьянина, заявляю всем и каждому, что лично мне ничего не надо, кроме сохранения великой России, и клянусь довести народ путем победы над врагом до Учредительного собрания».

    Материал к выполнению задания 3 группы:

Расстановка политических сил и политическая борьба.

После февраля 1917 года сошли с политической арены силы, ориентированные на царизм: черносотенцы, монархисты.

Не сумели найти и свою политическую нишу октябристы и прогрессисты.

Ведущей правящей партией до июня 1917 года становятся кадеты, которые на своем VII съезде в марте1917 года объявили себя не только антимонархистами, но и даже симпатизирующими социализму.

Важную роль после февральской революции верхнем эшелоне власти играли меньшевики. Концептуально они считали, что Россия должна пройти длительный этап буржуазно-демократического развития, при котором власть должна принадлежать сначала буржуазии, а затем коалиции классов. Отсюда – их поддержка и влияние Временного правительства. Меньшевики не были монолитной партией, в ней было несколько течений и групп, преобладающую роль среди которых сыграли меньшевики-оборонцы, выступавшие за союз с буржуазией и поддерживавшие лозунг «продолжение войны до победы».

Крупной и влиятельной партией стали эсеры. Они выступали за коалицию с кадетами, поддерживали и входили в состав Временного правительства, оправдывая это тем, что «социализм в России слишком молод и обязательно провалится с треском, если сам попытается встать у государственного руля».

Политическая линия большевиков существенно отличалась от всех других политических сил России. Особенно после возвращения в апреле 1917 года В.И. Ленина в Россию, большевики стали резко выступать против поддержки Временного правительства за передачу всей полноты власти Советам.

Важным лозунгом большевиков стало также требование прекращения участия России в войне.

В условиях двоевластия такая тактика большевиков должна была, по их мнению, очень скоро привести к обострению политической борьбы и к завоеванию ими большинства в Советах. И действительно их влияние стало стремительно расти, тем более последовали рад кризисов власти (апрельский, июньский, июльский кризис Временного правительства), неудачное наступление на фронтах и как следствие всего – июльские события в Петрограде, что подтолкнуло большевиков готовиться к вооруженному восстанию в Петрограде (см. материал параграфа).

Выводы в группах по проблеме « Почему большевики пришли к власти в октябре 1917 года» обсуждаются, аргументируются.

Презентация на тему "От февраля к октябрю" по истории в формате powerpoint. В данной презентации для школьников рассказывается об исторических событиях и политической борьбе в России в период между февральской и октябрьской революциями. Автор презентации: Соснова Валентина Михайловна, учитель истории.

Фрагменты из презентации

ДВОЕВЛАСТИЕ (С 27 ФЕВРАЛЯ)

Временное правительство
  • «Временное» – до созыва Учр.собрания (сент., но отлож.)
  • Поддержка:бурж.,интел., часть помещиков.
  • -Продолжение войны до победы, отказ ввести 8-ч.раб.день; обещание широких демокр. свобод, Закон об охране посевов.
  • Кн.Г.Е.Львов, А.Ф.Керенский
  • Поддержка: рабочие, часть интел., крестьяне.
  • Требования: 8-ч.раб. дня, введения раб. контроля, земля-крестьянам, фабрики-рабочим.
  • Приказ №1 – полит. права солдатам
  • Н.С.Чхеидзе, М.И.Скобелев
  • Революционное оборончество – продолжение войны в целях защиты революции и демократических свобод.
  • Социализация земли – ликвидация частной собственности на землю, превращение её в общенародное достояние с наделением крестьян землёй без права купли-продажи.
  • Муниципализация земли – передача земли в распоряжение местных органов самоуправления для последующего распределения пользователям.

Большевики

Умеренное крыло (Каменев, Зиновьев, Калинин)

Тактика – давление на правительство; высоко ценили сделанные уже шаги по демократизации общества; в курсе на социалистическую революцию видели опасность забегания вперёд.

Сторонники восстания(Ленин, Сталин, Бухарин, Свердлов, Троцкий)
  • Курс на революцию.
  • 26 июля – 3 августа – VI съезд РСДРП(б). Авторитет Ленина взял верх. Съезд призвал всех большевиков строиться в боевые колонны.

Программа Корнилова

  • Прекращение вмешательства государства в экономические и социальные дела.
  • Демобилизация 4 млн. солдат с выделением каждому по 8 десятин земли для создания верной опоры правительству в деревне.
  • Установление в России новой формы правления путём создания Совета народной обороны и коалиционного правительства при нём.

Кризис власти

  • 1 сентября ВЦИК провозгласил Россию республикой.
  • 3 сентября – исп.власть вручена Директории (6 человек во главе с Керенским).
  • 2 октября – Предпарламент – Демократический Совет республики – законосовещательный орган.
  • Армия перестала служить опорой государственной власти (дезертирство, братания).
  • Число бастующих рабочих выросло в 7-8 раз по ср. с весной.
  • Крестьянские выступления: май – 3 тыс., октябрь – более 5 тыс.

Предпосылки Февральской революции заключались в незавершенности первой революции 1905-1907 гг. 1. не были окончательно решены задачи демократизации общества (за исключением небольших уступок, сделанных Манифестом 17 октября 1905 г.), не созвано Учредительное собрание, что вызывало недовольство либералов; 2. не было удовлетворено основное требование рабочих -введение 8-часового рабочего дня; 3. несмотря на реформы П.Столыпина, не был окончательно решен аграрный вопрос, что стало причиной недовольства крестьян; 4. отсутствие политических прав и свобод активизировало нелегальную деятельность оппозиционных партий; 5. социальной напряженности способствовало участие России в Первой мировой войне (неудачи на фронте, гибель миллионов солдат, ухудшение условий жизни); 6. кризис власти (деятельность Г. Распутина, недальновидная политика правительства, «министерская чехарда», радикализация кадетов и монархистов (ими был убит Распутин), возникновение в IV Государственной думе в 1915 г. кадетско-октябристского «Прогрессивного блока», требовавшего «создать правительство, пользующееся доверием страны»).

Политика Временного
правительства:
За месяцы
существования Временного
правительства в его состав
входили 39 человек.
В основном это были люди,
имеющие депутатское
прошлое в царской
Росси: Керенский,
Милюков, Родичев, Львов,
Гучков и т.д.
Большинство министров
Временного правительства
имели высшее образование.
В дальнейшем только 16
министров Временного
правительства приняли
перемены и сотрудничали с
большевиками.
Остальные подались в
эмиграцию

Политика Временного
правительства была
направлена на:
удовлетворение
демократических
требований
попытку решения
национального вопроса
некоторые социальноэкономические
преобразования

Первыми шагами
стало осуществление
ряда
демократических
преобразований.
3 марта 1917 г.
1. Декларация о
гражданских свободах,
2. амнистия политических
осужденных
3. отмена национальных и
религиозных
ограничений
4. свобода собраний
5. упразднение цензуры,
жандармерии, каторги
6. Вместо полиции была
создана милиция.

Указом от 12 марта 1917 г
правительство
отменило смертную казнь
учредило военнореволюционные суды
В армии:
упразднены военнополевые суды
созданы институты
комиссаров для контроля за
деятельностью офицеров
уволено в резерв около 150
высших начальников.

В национальном вопросе
7 марта 1917 г. была
восстановлена автономия
Финляндии, но был
распущен её сейм.
2 июля 1917 г. принята
Декларация об автономии
Украины.

Пыталось решить
продовольственный вопрос
и вывести страну из
продовольственного
кризиса, возникшего еще в
1915 г
в начале марта 1917 г. Были
созданы продовольственные
комитеты
Была введена хлебная
монополия: весь хлеб
подлежал продаже по
твердым ценам государству.
Была введена карточная
система на выдачу
продовольствия.

Социально-экономические
проблемы почти не были
затронуты.
В марте-апреле 1917 г.
Временное правительство
учредило земельные
комитеты для разработки
аграрной реформы.
Были изданы акты,
направленные против
самопроизвольных захватов
помещичьих земель
Проведение аграрной
реформы, как и других
коренных социальноэкономических реформ,
откладывалось до избрания
Учредительного собрания.

Коалиционные
правительства

Расстановка
сил
Левые
Центр
Правые
?
?
?

Информация:

В политике левыми традиционно называются
многие направления и идеологии, целью
которых являются (в частности) социальное
равноправие и улучшение жизненных
условий для наименее привилегированных
слоёв общества.
Противоположностью являются правые.

Расстановка политических сил в период двоевластия:

Расстановка политических
сил
левые
большевики:
VI съезд партии
(конец июля – август
1917 г.)– курс на
вооруженный
захват власти
Правящая сила
правые
Временное
правительство:
Лавирование,
«бонапартизм»
Верхи буржуазии,
военные, кадеты:
диктатура,
наведение порядка
в стране
У каких политических сил было больше шансов добиться
своих целей?

АПРЕЛЬ 1917

3 апреля 1917 г в Петроград из
Цюриха возвратилась
группа социал-демократов,
во главе с Лениным.
До его приезда большевики
поддерживали
меньшевиков и эсеров, по
отношению к Временному
правительству.
Ленин на броневике

«АПРЕЛЬСКИЕ ТЕЗИСЫ»

Запишите:

«Апрельские тезисы» –
программа мирного
перехода власти к
большевикам.

«АПРЕЛЬСКИЕ ТЕЗИСЫ»

18 апреля – нота
Милюкова о «ведении
войны до победного
конца».
В ответ – по всей стране
антивоенные
демонстрации.
Лозунги: «Долой войну!»

Апрельский кризис Временного правительства

Апрельский кризис Временного правительства

В.М. Чернов – министр земледелия;
А.Ф. Керенский – военный и морской министр

Апрельский кризис Временного правительства

Июньский кризис Временного правительства

ИЮНЬ 1917 г –
Неудачная попытка организовать наступление:
Восточный фронт распался.

2 ИЮЛЯ 1917 г министры-кадеты подали в отставку.
Повод: «украинский вопрос».
? Какова позиция Кадетов по национальному
вопросу?
4 июля – демонстрация в Петрограде.
Призыв:
Вооружённое
свержение
Временного
правительства.

Июльский кризис Временного правительства

5 июля – правительство при поддержке
Петроградского Совета смогло взять ситуацию под
контроль.
Большевики обвинены в шпионаже в пользу Германии.
Отдан приказ об аресте Ленина. Большевики
перешли на нелегальное положение.
Ленин: «Контрреволюция победила»,
двоевластие закончилось.

А.Ф.Керенский

Лавр Георгиевич
Корнилов
Борис
Викторович
Савинков

Имела ли место попытка
захвата власти военными?
Оцените действия
Корнилова Л.Г. и
Керенского А.Ф.

БОЛЬШЕВИКИ ПРИХОДЯТ К ВЛАСТИ

Сентябрь 1917 – выборы в
Петроградский совет
Большевики получают
большинство голосов
Председатель Л.Д. Троцкий