От чего зависит поведение человека в природе. Влияние света и темноты

Поведение человека относится к совокупности физических действий и наблюдаемых эмоций, связанных с отдельными лицами, а также человеческой расы в целом. Некоторые виды поведения изменяются с возрастом. Хотя конкретные черты своей личности и темперамента могут быть неизменными, другие виды поведения будут меняться по мере взросления от рождения до совершеннолетия. На человеческое поведение сильно оказывают влияние социальное взаимодействие и культура, этика, власть, отношения, гипноз, убеждение и принуждение.

В социологии, поведение в целом включает в себя мероприятия, направленные на себя и других людей, и, таким образом, все основные человеческие действия. Поведение в этом общем смысле не следует путать с социальным поведением, которое являет собой более специализированные социальные действия, специально направленные на других людей. Приемлемость поведения в значительной степени зависит от социальных норм и регулируется с помощью различных средств социального контроля. Поведение человека изучается специализированными академическими дисциплинами: психиатрией, психологией, социологией, экономикой и антропологией.

Поведение человека включает в себя способы действий на основе различных факторов, таких, как генетика, социальные нормы, религия и отношение. Социальные нормы также влияют на поведение. В связи с конформистской природой человеческого общества в целом, люди испытывают давление определенных общественных правил. Различные типы поведения считаются либо приемлемыми, либо неприемлемыми в разных обществах и культурах. Мировоззрение человека может быть воспринято через религию и философию этого человека. Оно формирует то, как человек думает, и это, в свою очередь, приводит к различным способам поведения. Отношение может быть определено как степень, в которой человек имеет благоприятную или неблагоприятную оценку своего поведения.

Отношение является по существу отражением поведения в конкретных ситуациях. Таким образом, поведение человека в значительной степени находится под влиянием разнообразных факторов:

  1. Генетика.
  2. Социальные нормы.
  3. Творчество.
  4. Вера и культура.
  5. Отношения.

Отношение выражает благосклонность или немилость к человеку, месту, предмету или событию. Каждый человек имеет различное отношение к различным вещам. Отношение имеет много общего с сознанием, которое тоже очень влияет на поведение человека. Способ поведения человека во многом зависит от того, как он смотрит на ситуацию и чего ожидает от нее. Положительное отношение лучше, чем отрицательное, так как может принести отрицательные эмоции вызвать недовольство собой или болезни.

2.1.Что определяет поведение людей?

2.1.1.Индивидуальное поведение

Индивидуальное поведение каждого человека, его характер зависят в наибольшей степени от его социального опыта , от опыта общения с людьми и окружающим миром и в меньшей степени (для людей без врожденных пороков развития) от наследственности.

Формирование этого социального опыта начинается с рождения. Наиболее стойкие черты характера (альтруист или эгоист, общительный или замкнутый, активный или пассивный) формируются к 3-5 годам. Характер, поведение, привычки могут меняться в течение жизни, но в детстве закладываются наиболее важные черты, определяющие поведение в экстремальных ситуациях, когда не остается времени на раздумье.

Поведение человека зависит от работы мозга как в сфере сознания, так и в сфере бессознательного, где протекают сложные нервные процессы, во многом управляющие поступками человека.

Сфера сознания - это та сфера, где люди воспринимают себя, анализируют факты и принимают решения. Деятельность мозга часто отождествляют с зоной сознания. И в то же время не оценивается огромное число мыслительных процессов, протекающих вне сознания.

Зону бессознательного условно можно разделить на зону подсознания и зону первичной обработки информации. В зоне подсознания концентрируются системы нервных связей, фиксирующие ту информацию, которую человек получал в течение жизни, то, что мы называем памятью. Здесь же расположены многообразные, формирующиеся в течение жизни системы нервных связей, определяющие отношение к людям, к жизни, к труду.

Эти три зоны резко различаются по скорости протекающих в них нервных процессов. Если принять скорость протекания этих процессов в зоне сознания за единицу, то их скорость в зоне подсознания 105-106, а в зоне первичной обработки информации 1012-1014.

Таким образом, основная информация, поступающая в мозг, обрабатывается в зоне бессознательного. В зону сознания - этот Генеральный Штаб мозга поступает лишь самая важная, самая ответственная информация, требующая наиболее сложных и ответственных решений. Но и эта информация подвергается предварительному анализу и оценке в подсознании.

И поэтому сознание никогда не воспринимает внешнюю информацию с точностью объектива фотоаппарата. Оно получает ее первично обработанную в подсознании в соответствии с тем, что зафиксировано в уже упомянутых системах нервных связей. Коль скоро эти системы у каждого индивидуальны, то одни те же ситуации могут быть восприняты различными людьми совершенно по-разному.

2.1.2.Что же заложено в подсознании?

Что представляют собой и как формируются существующие в подсознании системы нервных связей?

Потребности . Их условно разделяют на первичные (то без чего жить невозможно) и вторичные, определяющие условия, в которых люди хотели бы жить и работать; на физиологические, духовные и эстетические. Ряд психологов (А.Маслоу) полагают, что полноценное развитие духовных и эстетических потребностей оказывается возможным только при удовлетворении физиологических потребностей. Можно говорить об определенной иерархии (пирамиде) потребностей.

1. На самом низшем уровне находятся первичные физиологические потребности: в пище, воде, кислороде, тепле, продолжении рода.

2. Потребность в физической и психологической защищенности (остаться в живых, избежать побоев и унижения, укрыться в убежище, обеспечить завтрашний день, избежать унизительной зависимости).

3. Потребность в общении и хорошем отношении (общаться с людьми, принадлежать к определенной группе).

4. Потребность в уважении (в одобрении, благодарности, признании).

5. Эстетические и познавательные потребности, потребности в порядке, справедливости, уюте, красоте, симметрии и т.п.

6. Высшие потребности в самореализации и самоуважении.

На поведение людей существенно влияют два фактора: с одной стороны стремление к самоутверждению, самореализации. Каждый человек хотел бы чувствовать себя более значимым, более заметным, более уважаемым. С другой стороны, каждый человек в той или иной мере испытывает неудовлетворенность, недовольство собой ("комплекс неполноценности"). Каждый так или иначе неудовлетворен собой, своими успехами, своим внешним видом, иногда обоснованно, а иногда без всяких оснований. Противоборство этих факторов определяет уровень душевного комфорта людей и существенно влияет на их поведение.

Если существуют разнообразные потребности, то должна складываться и определенная их иерархия (к чему надо стремиться в первую очередь и чего следует избегать). Эти характеристики относительной значимости тех или иных потребностей называют ценности, а их совокупность - системой ценностей или ценностными ориентациями .

Как потребности, так и ценности, формируются при многократных контактах с другими людьми, при неоднократном столкновении с различными ситуациями. В то же время формирование определенных ценностей и жизненных позиций может происходить и достаточно быстро при неожиданных эмоциональных воздействиях.

На формирование потребностей и ценностей в силу этого очень большое влияние оказывают ценности, традиции, нормы поведения семьи и того социального слоя, в котором живет и воспитывается человек, менталитет общества, ближайшего окружения человека. Этим, в частности, объясняется распространенность антропоцентристскогоэкологического сознания и его проявлений.

«Ну что делать – такой вот он у меня уродился!» – с милой улыбкой разводит руками вызванная к директору школы мамаша, чей отпрыск ежедневно избивает хотя бы одного одноклассника – а то и двух-трех… Выражаясь научным языком, здесь мы имеем дело с бытовым преломлением биологизаторского подхода – проще говоря, с убеждением, что поведение человека целиком и полностью зависит от врожденных факторов… Именно в быту о ней чаще всего вспоминают те, кто не может справиться со своими детьми или учениками – очень уж объяснение удобное: против генов ничего не сделаешь! Чаще же эту теорию отвергают с порога: нечего на гены пенять – воспитывать надо лучше, да и самому за собой следить – тогда и с поведением все будет в порядке! А что же говорят ученые?

Скажем прямо: тот, кто ожидает от науки однозначного подхода, будет разочарован. Конечно, есть в нашем поведении вещи, которые в генах закодировать уж никак нельзя, ведь ген отвечает за синтез того или иного белка – никакой белок не определит непосредственно, надеваете ли вы рваные джинсы или строгий костюм, выражаетесь ли в стиле И. Тургенева или пересыпаете речь сленгом… но сам по себе ваш выбор и одежды, и манеры речи зависит от вашей склонности следовать моде и другим проявлениям группового давления, а шире – от склада характера… А склад характера может определяться синтезом белков?

А чем вообще определяется поведение? Если оставить за скобками бессмертную душу (которую по понятным причинам ученые исследовать не могут), то ответ будет однозначным: от построения нейронных контуров в нервной системе. И вот тут гены могут сыграть весьма весомую роль. Скажем, у насекомых существует ген, получивший название for – он имеет два варианта: мухи-дрозофилы с одним из них ищут пропитание активнее, чем с другим. Но он есть и у пчел: у одних он работает активнее – они собирают нектар, у других менее активно – они в ульях заботятся о молоди… Каким образом один ген так по-разному действует у разных насекомых – пока неизвестно, но влияние гена на поведение очевидно…

Иногда удается проследить влияние на поведение конкретных веществ, синтез которых, конечно, обусловлен генетически – но искусственно вводя их в организм даже высших животных, можно менять их поведение. Например, существует такое вещество – окситоцин. Когда в экспериментах подавляли его синтез у крыс, они переставали заботиться о детенышах, когда же его вводили крысам, у которых ни детенышей, ни «судьбоносных встреч» с самцами еще не было, те начинали заботиться о чужих детенышах, которые им обычно безразличны…

Но нас с вами, конечно же, в первую очередь интересует не поведение пчел, или мух или даже крыс, а поведение людей. Но наша физиология не так уж сильно отличается от физиологии других млекопитающих, а у того же окситоцина есть немало других аспектов влияния на поведение – скажем, опыты показали, что его введение в виде капель в нос делает человека более доверчивым, помогает ему лучше распознавать настроение других людей по выражению лиц – и это еще не полный список… представляете, как обрадуются предприниматели: распылите окситоцин в воздухе в банке – и любой, даже самый скептически настроенный посетитель с легкостью согласится, что кредит ему здесь предоставляют на самых выгодных условиях… С другой стороны, прописываем окситоциновые капли в нос «матерям-кукушкам» – и никаких брошенных детей… Разумеется, до такой практики пока далеко… пока!

Все это, конечно, замечательно – но до какой степени может простираться влияние физиологии, нейрохимии на поведение? Ведь у человека над «базисом» нейрохимии «надстроено» много социального… правда, оно, как выяснилось, тоже опирается на фундамент генетически обусловленной нейрохимии. Например, генетически обусловлено такое поведенческое качество, как брезгливость – но, как выяснилось, оно замечательно коррелирует с таким качеством – уже чисто социальным – как степень консерватизма… проще говоря, если человека тошнит при виде неспущенной воды в унитазе – лучше не заводите с ним разговор об однополых браках (рискуете много интересного о себе узнать)…

И все же вывести здесь какие-то однозначные зависимости нельзя. Например, было выявлено сочетание генов, влияющее на склонность искать моральной поддержки у окружающих (то, что в народе называют «плакаться в жилетку»): люди с одним вариантом такого гена делают это чаще, с другим – реже… казалось бы, все ясно – но только до тех пор, пока дело касалось американцев. А вот у корейцев таких психологических различий не выявили – хоть один ген, хоть другой – «в жилетку» плачутся одинаково редко… Может, у корейцев есть какие-то другие гены, которые в любом случае «гасят» действие этого? Нет, все объяснилось гораздо проще: в корейской национальной традиции склонность «плакаться в жилетку» считается дурной чертой характера – в то время как в американском обществе это не осуждается. Есть генетическая предрасположенность к такому поведению – оно развивается, потому что ему не мешают. Там же, где такое поведение не встречает социального одобрения – оно не развивается даже при наличии генетической предрасположенности…

Вот почему то или иное генетически обусловленное качество нервной системы – не есть оправдание неблаговидных поступков и тем более – преступлений. Скажем, ученым давно известен один участок генома человека, носители которого более склонны к агрессии, чем те люди, у которых его нет. Что сделать с этими людьми – с рождения сажать в клетки или даже уничтожать? Или наоборот – прощать им любые поступки, раз уж у них «гены такие»? В действительности никто не делает ни того, ни другого – поскольку этот участок генома называется… внимание… Y-хромосома!

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение СОШ №3
городского поселения «Рабочий поселок Ванино»
Ванинского муниципального района Хабаровского края

Общественные науки

Исследовательская работа

Тема: От чего зависит наше поведение

Нургазиева Дана, класс.

Руководитель:

Лозовая Юлия Викторовна,

учитель начальных классов.

Ванино, 2016

Содержание

стр.

Введение ….…………………………………………………………………..........3

1. Основная часть……………………………………………………...……..……5

1.1. Понятие поведения человека……………………………….....….................5

1.2. Теория темперамента..…….………………………………………………....6

1.3. Психологическая характеристика основных типов темперамента ………..7

1.4. Взаимосвязь темперамента и поведения ………………….…………….....10

2.Экспериментальное исследование о влиянии типа темперамента
на поведение человека…………………………..…….……………………..…….12

2.1. Диагностика типа темперамента……………………………………………12 Выводы………………………………………………………………………..…...15

Заключение………………………………………………………………….............17

Список литературы…………………………………………………………………18

Приложения

Введение

Темперамент является центральным образованием психодинамической организации человека, которое формируется и проявляется в деятельности и оказывает на нее влияние, можно предположить, что с ним взаимосвязаны некоторые особенности личности, что в свою очередь оказывает влияние на выбор стиля поведения. То есть, человеку с определенным темпераментом присущи определенные характеристики поведения.

Актуальность исследования состоит в том, что эффективность учебного процесса и создания комфортной эмоциональной обстановки в классе, школе зависит от поведения детей, учащихся в данном классе. Поведение человека в коллективе – основной фактор, влияющий на поведение других в совместной деятельности. А поскольку построение и развитие взаимоотношений – процесс достаточно сложный, то для понимания и управления этим процессом необходимо учитывать свойства личности, особенности ее поведения в коллективе. На уроках окружающего мира учащиеся знакомятся с особенностями нервной системы человека, исследование зависимости своего поведения от типа темперамента является для них новым знанием.

Цель исследования – выявление типов темперамента учащихся и его влияние на их поведение и характер.

Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи :

1.Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по данному вопросу.

2. Провести исследования типов темперамента у учащихся в четвертом классе.

3. Систематизировать знания об основных чертах темпераментов в виде таблиц-памяток.

Методы исследования:

Анализ психолого-педагогической литературы;

Тестирование.

Объект исследования – учащиеся четвертого класса средней общеобразовательной школы.

Предмет исследования – типы темперамента учащихся.

Гипотеза - если тип темперамента определяет психические качества человека, то он оказывает влияние на его поведение в обществе.

Практическая ценность :

Ознакомление с характеристиками существующих типов темперамента, визуальными признаками их проявления поможет нам грамотно, с учётом индивидуальных особенностей, строить свои взаимоотношения с людьми, извлекая из такого общения максимальную пользу.

Знание типа темперамента и умение определить тип у конкретного человека или группы людей помогает человеческой личности найти подход к конкретному человеку и лучше построить отношения с ним и в коллективе. Знание типа своего темперамента поможет правильно воспользоваться его преимуществами и преодолеть недостатки. Р езультаты данной работы могут быть применены в повседневном общении, так как каждый человек сталкивается с различными ситуациями. Наблюдая за поведением другого человека, зная его темперамент, можно предположить, как он будет себя вести и выбирать подходящие стратегии поведения. Также это актуально в любой ситуации, где происходит взаимодействие отдельной личности и группы людей.

1.Основная часть.

    1. Понятие поведения человека.

Все люди различны не только по внешности, но и по поведению, движениям. Например, если последить за поведением учеников на уроке, то можно сразу заметить разницу в поведении, движениях каждого. У одних неторопливые правильные движения, заметное спокойствие во взгляде, а у других резкие движения, суета в глазах, но большинство из них показывают похожие результаты в развитии.

Поведение – это совокупность человеческих поведенческих процессов, связанных с удовлетворением физических и социальных потребностей и возникающих как реакция на окружающую социальную среду. Его деятельность и общение с другими людьми объединяются единым понятием "поведение". В поведении, в действиях и поступках человека проявляются его основные социально-психологические свойства.

Динамические черты личности человека выступают не только во внешней манере поведения, не только в движениях – они проявляются и в умственной сфере, в сфере побуждения, в общей работоспособности. Естественно, особенности темперамента сказываются на поведении. В силу своих особенностей, каждый человек ведет себя определенным образом. При общении у кого-то поведение устойчиво и агрессивно, кто-то прямолинеен или гибок.

Поведение человека, его поступки и действия зависят от:

Итак, одним из факторов, влияющих на поведение человека, являются биолого-психологические особенности его организма, в том числе такое понятие, как темперамент человека.

1.2. Теория темперамента

Неповторимость психики каждого человека связана с особенностями физиологического строения и развития организма, с различными внешними воздействиями социальной среды. К физиологическим подструктурам личности относится также темперамент. Темперамент обусловлен типом нервной системы и отражает преимущественно врождённые характеристики поведения.

природно обусловленная склонность индивида к определенному стилю поведения. В нем проявляются чувствительность индивида к внешним воздействиям, эмоциональность его поведения, импульсивность или сдержанность, общительность или замкнутость, легкость или затрудненность социальной адаптации. От темперамента зависит не только поведение человека и его характер, но и его энергичность, работоспособность, темп и скорость выполнения задач, и общий эмоциональный фон.

Мерлин В.С. даёт следующее определение понятия темперамент. Темперамент – качество личности, сформировавшееся в личном опыте человека на основе генетической обусловленности его типа нервной системы и в значительной мере определяющее стиль его деятельности. Немов Р.С. определяет темперамент следующим образом. Темперамент – совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.

Учёные выделяют четыре основных типа темперамента.

    сангвиники,

    флегматики,

    холерики,

    меланхолики.

1.3.Психологическая характеристика основных типов темперамента

Сангвинический темперамент – это сильный, уравновешенный и подвижный тип. Сангвиник очень легко и быстро сходится с другими детьми, он жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы. Он легко контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке. Его речь обычно громкая, быстрая, отчетливая и сопровождается выразительными мимикой и жестами. Но любой, даже несущественный факт может его сильно рассердить. По его лицу легко угадать, какое у него настроение, каково его отношение к предмету или человеку. Он умеет быстро сосредоточивать внимание. Такой ребенок очень энергичный и работоспособный, часто тянет руку на уроке, может долго работать, не утомляясь, энергично принимается за новое дело. Следует учитывать, что такой ребенок несколько непоседлив, нуждается постоянно в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка дня, системы в играх и учебе. В связи с этим не может успешно выполнять дело, требующее равной затраты сил, длительного и методичного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания, терпения. При отсутствии серьезных целей и творческой деятельности вырабатывается поверхностность и непостоянство. Этот темперамент характеризуется некоторой двойственностью.

Если раздражители быстро меняются, все время поддерживается новизна и интерес впечатлений, у сангвиника создается состояние активного возбуждения, и он проявляет себя как человек деятельный, активный, энергичный.
Если же воздействия длительны и однообразны, то они не поддерживают состояния активности, возбуждения и сангвиник теряет интерес к делу, у него появляется безразличие, скука, вялость.

Флегматический темперамент – это сильный, уравновешенный, инертный тип. Ребенок с таким темпераментом медлителен, спокоен, нетороплив и уравновешен. В любой работе и игре он проявляет основательность, продуманность и упорство, доводит начатое до конца. Все психические процессы у ребенка-флегматика протекают как бы замедленно, а чувства внешне выражаются слабо, они обычно невыразительны. Все его действия спокойны, мимика и речь ровная и постоянная, понятная, пронизана глубиной чувств и настроений. Такой ребенок в меру общителен и не любит попусту болтать. Его бывает даже трудно рассмешить, разгневать или опечалить. Когда все в классе громко смеются по какому-либо поводу, он обычно остается невозмутимым. При больших неприятностях тоже чаще всего остается спокойным. В отношениях с друзьями он всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое, его нелегко вывести из себя и задеть эмоционально. В зависимости от условий в одних случаях флегматик может характеризоваться "положительными" чертами - выдержкой, глубиной мыслей, постоянством, основательностью, в других - вялостью, безучастностью к окружающему, ленью и безволием, бедностью и слабостью эмоций, склонностью к выполнению одних лишь привычных действий.

Холерический темперамент – эти люди прирожденные лидеры. Дети с таким темпераментом быстры, чрезмерно подвижны, неуравновешенны, возбудимы, все психические процессы протекают у них быстро и интенсивно. Преобладание процесса возбуждения над процессом торможения, ярко проявляется в несдержанности, порывистости, вспыльчивости, раздражительности ребенка-холерика. Отсюда и выразительная мимика, и торопливая речь, и резкие жесты, и несдержанные движения. Он с большой радостью и энергией берется за дело, показывая при этом порывистость и быстроту движений, работает с подъемом, преодолевая трудности. Но у ребенка с холерическим темпераментом запас нервной энергии может быстро истощиться в процессе игры или работы, и тогда может наступить резкий спад деятельности: подъем и воодушевление исчезают, настроение резко падает, сил не хватает, чтобы доделать начатое до конца….В общении в коллективе холерик допускает часто резкость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, что создает конфликтные ситуации.

Меланхолический темперамент – люди с меланхолическим темпераментом имеют слабую нервную систему. У детей-меланхоликов медленно протекают психические процессы, поэтому они с трудом реагируют на сильные раздражители; а длительное и сильное напряжение вызывает у них замедленную деятельность, а затем и прекращение ее. В игре и работе меланхолики обычно пассивны. Они чаще всего подчиняются “лидеру” в классе или группе детей. Такие дети очень легко уязвимы, обидчивы, тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне все эти переживания у них выражаются слабо. Даже незначительный повод может вызвать слезы на глазах, но плачет он так тихо, что почти никто не слышит его. Во весь голос он обычно не смеется. На уроке он очень редко поднимает руку, обычно не уверен в себе, робок, и даже малейшая трудность заставляет опускать руки. Такой ребенок не энергичен, ненастойчив, легко утомляется и мало работоспособен. Его внимание легко отвлечь.

Следует помнить, что деление людей на четыре вида темперамента очень условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента; часто в темпераменте человека соединяются черты разных темпераментов. “Чистые” темпераменты встречаются относительно редко.

1.4. Взаимосвязь темперамента и поведения

Темперамент не может определять отношений личности, ее стремлений, и интересов, ее идеалов, т.е. всего богатства содержания внутренней жизни человека, однако его характеристика имеет существенное значение для понимания сложного образа поведения человека, характера человека. То, насколько человек проявляет уравновешенность в поведении, гибкость, динамичность говорит о качественных особенностях личности и ее возможностях, определенным образом складывающихся на трудовой и общественной деятельности человека. Таким образом, темперамент не является чем-то внешним в характере человека, а органически входит в его структуру. Отношение личности, ее убеждения, стремления, сознание необходимости и долга позволяют преодолевать одни импульсы, тренировать другие, чтобы организовать свое поведение в соответствии с общественными нормами.

Темперамент непосредственно связан со стилем поведения. Имея, даже на основе краткого анализа внешних признаков, представление о типе темперамента конкретного человека, можно достаточно определённо предсказать его реакцию в той или иной ситуации, способ общения, степень активности в налаживании контакта. Сангвиник, как правило, выступает инициатором общения, но его отношение к людям подвержено колебаниям, изменчиво и непостоянно. Флегматик же, наоборот, устанавливает контакт медленно, присматриваясь к партнёру; в своём отношении к человеку он постоянен и не склонен отказываться от установившихся связей. Холерик повышено возбудим, импульсивен, резок в общении. Флегматик ровен, упорен, но малоподвижен, медленно переключается с одного вида деятельности на другой. Меланхолик склонен к депрессии, замкнут, раним. В общении с холериком нельзя допускать резкость, несдержанность, которые способны моментально вызвать негативную ответную реакцию. В то же время его нужно систематически контролировать, давая жёсткую и справедливую оценку проступкам и промахам. При этом отрицательная оценка может высказываться в достаточно энергичной форме и настолько часто, насколько это требует конкретная ситуация. Сангвинику необходимо чаще давать новые, по возможности интересные, задания. Он должен быть постоянно сосредоточен и напряжён, включён в активную деятельность. Его усилия следует периодически поощрять. Флегматика нужно заинтересовать и вовлечь в энергичную деятельность, избегая частого переключения его внимания с одной задачи на другую. При общении с меланхоликом желательно избегать не только грубости и резкости, но даже иронии и повышенного тона. Нужно не забывать вовремя похвалить его за достигнутые успехи, почаще проявлять к нему внимание. Критиковать меланхолика следует как можно осторожнее и, если есть возможность, наедине.

2.Экспериментальное исследование о влиянии типа темперамента на поведение человека

2.1. Диагностика типа темперамента

В общении необходимо опираться на знания о собственных индивидуальных особенностях и особенностях других людей. Прежде чем познать другого человека, нужно познать себя. С этой целью проводится экспресс-диагностика. Исследование проводилось в два этапа с учащимися 4 «А» класса средней общеобразовательной школы №3 п.Ванино. Сначала ребятам был предложен опрос (Приложение 1), а затем проведена диагностика по определению типа темперамента по методу Айзенка (Приложение 2)

В результате опроса мы выяснили, что большинство ребят из нашего класса считают, что их поведение зависит от типа темперамента.

На второй вопрос о типах темперамента учащиеся отвечали, основываясь на их мнении о самом себе, о своих наблюдениях за собой. В результате чего мы выяснили, что 8 учащихся считают себя холериками, 4 – меланхоликами, 10 – сангвиниками и 2 – флегматиками.

Проведя же вторую часть нашего исследования мы выяснили, что большинство детей – 10 человек являются обладателями холерического типа темперамента, 2 – флегматики, 8 – меланхолики и 4 человека – сангвиники.

Ознакомление с характеристиками существующих типов темперамента, визуальными признаками их проявления помогает нам грамотно, с учётом индивидуальных особенностей, строить свои взаимоотношения с людьми, извлекая из такого общения максимальную пользу.

Давайте обратимся к таблице (приложение 3),в которой четко прослеживается связь черт характера с особенностями моделей общения представителей разных типов темперамента. На основании этой таблицы, можно условно разделить черты характера человека на положительные и отрицательные (Приложение 4).

Можно сделать вывод, что тип темперамента – это не только источник сложности для человека, но и потенциал сильных сторон его личности.

Анализ характеристик типов темперамента, взятых из литературы в подавляющем большинстве, совпал со знанием о характере, привычках и поведении опрашиваемых детей. Действительно, представители различных типов темперамента обладают характерными для их типа признаками. Интересно, что проведенный параллельно опрос о том, к какому типу темперамента относят себя эти дети, не совпал с результатами теста. Это дает на возможность сделать вывод, что ребята не считают типы темперамента равнозначными между собой и выделяют из них, если можно так сказать, более привлекательные. Так, например, основная масса детей считает себя сангвиниками и категорически не согласна с тем, что они могут быть холериками.

Выводы

Итак, обращаясь к поставленным нами целям и задачам, мы убедились, что темперамент непосредственно связан со стилем поведения.

Проанализировав литературные источники, мы определи понятие темперамента и поведения, а так же пришли к выводу, что, по мнению многих исследователей, тип темперамента влияет на деятельность человека, что позволило нам предположить, что тип темперамента может оказывать влияние на поведение учащихся.

В своем исследовании мы использовали методику: Личностный опросник Айзенка для исследования типа темперамента и опрос, проводимый среди учащихся 4 класса МОУ СОШ №3 п.Ванино и обработали полученные результаты. Проанализировав результаты, мы увидели, что основная часть учащихся согласна с тем, что их темперамент влияет на их поведение. Результаты же наблюдения за собой и результаты теста Айзенка при определении своего типа темперамента были у учащихся различны, что можно увидеть по диаграммам.

Нами было установлена связь типа темперамента учащихся с их поведением. Имея, даже на основе краткого анализа внешних признаков, представление о типе темперамента конкретного человека, можно достаточно определённо предсказать его реакцию в той или иной ситуации, способ общения, степень активности в налаживании контактов. Черты темперамента и характера органически связаны и взаимодействуют друг с другом, образуя неразделимый сплав, который, в свою очередь, накладывает отпечаток на всю линию поведения человека в обществе. Человеку с определенным темпераментом действительно присущи определенные стили и стратегии поведения.

Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась. С темпераментом взаимосвязаны некоторые особенности личности, что в свою очередь оказывает влияние на выбор стиля поведения. Получается, что каждый тип темперамента связан с определенным поведением человека, проявляется в его действиях и поступках. Для холерика как легко увлекающегося человека, характерны эмоциональные бурные проявления. Флегматик является в какой-то мере противоположностью холерику. По характеру флегматик спокойный и уравновешенный. Самым впечатлительным, ранимым, глубоко переживающим обиды является человек, с темпераментом меланхолика . Он часто замкнут, застенчив, стеснителен, необщителен. Сангвиник – энергичный человек. Подвижный и в то же время уравновешенный, спокойный, он часто улыбается, действует открыто и доброжелательно.

Типы темперамента нельзя разделять на положительные и отрицательные. Тем более что людей с чистыми темпераментами не бывает, и в процессе взросления людей их темпераменты подвергаются изменениям. Но знание темперамента позволяет понять поведение своего оппонента, помогает правильно выбрать средство общения.

Заключение

Любой человек должен знать и постоянно учитывать особенности темперамента людей, с которыми ему приходится работать и общаться. Это необходимо для эффективного взаимодействия с ними, уменьшения вероятности возникновения конфликтных ситуаций, избегания возможного стресса. Поэтому усилия при контакте с носителем того или иного типа темперамента должны направляться не на его исправление, а на грамотное использование достоинств и преимуществ характера с одновременной нейтрализацией отрицательных сторон. При этом возникает вопрос о критериях, по которым можно, принимая во внимание внешние и поведенческие признаки, не только определить тип темперамента человека, но и предвидеть особенности его поведения в той или ной ситуации.

Знание типа темперамента и умение определить тип у конкретного человека или группы людей помогает человеческой личности найти подход к конкретному человеку и лучше построить отношения с ним и в коллективе. Знание темперамента ребенка, знание особенностей его прирожденной организации нервной системы, оказывающей влияние на протекание психической деятельности, необходимо для успешной организации учебной и воспитательной работы. Важно учитывать темперамент при выборе рода деятельности, профориентации школьников.

В наш бурный век каждого из нас не может не волновать проблема. Каждый наверняка сталкивался с тем, что с одними людьми вы себя чувствуете комфортно, а с другими неуютно, общение с одними вам приятно, а с другими раздражает, с кем-то вы живете душа в душу, а с кем-то постоянно конфликтуете. Почему так происходит, наверное, никто не даст точного ответа. Не стану утверждать, что изучение типов темперамента и его влияния на поведение даст нам ответы на все вопросы. Но все же эти знания делают многие вопросы, связанные с поступками людей, их поведение более понятными и очевидными.

Список литературы.

    Мерлин В.С. Психология индивидуальности – М.: Воронеж, 1996. – 544с.

    Немов Р.С. Общие основы психологии. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 688с.

Приложение 1.

Опрос.

1.Считаете ли Вы, что Ваше поведение зависит от типа Вашего темперамента?

2.К какому типу темперамента, по Вашему мнению Вы относитесь?

Приложение 2.

Инструкция. Вам предлагается ответить на 57 вопросов. Вопросы направлены на выявление вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить типичны ситуации и дайте первый «естественный» ответ, который придет вам в голову. Если вы согласны с утверждением, поставьте рядом с его номером знак + (да), если нет - знак - (нет).

Тип темперамента по кругу Айзенка

Ответьте на 57 вопросов либо «да», либо «нет».

    Часто ли Вы испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы встряхнуться, испытать возбуждение?

    Часто ли Вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые вас понимают, могут одобрить или утешить?

    Считаете ли Вы себя безобидным человеком?

    Очень ли трудно Вам отказаться от своих намерений?

    Вы обдумываете свои дела не спеша, предпочитаете подождать, прежде чем действовать?

    Всегда ли Вы сдерживаете свои обещания, не считаясь с тем, что Вам это невыгодно?

    Часто ли у Вас бывают спады и подъёмы настроения?

    Вообще, Вы действуете и говорите быстро, не задерживаясь для обдумывания?

    Возникало ли у Вас чувство, что Вы несчастный человек, хотя серьёзной причины для этого не было?

    Верно ли, что Вы почти на всё могли бы решиться, если дело пошло на спор?

    Вы смущаетесь, когда хотите завязать разговор с незнакомым человеком?

    Бывает ли, что разозлившись, Вы выходите из себя?

    Часто ли бывает, что Вы действуете под влиянием минуты?

    Часто ли Вас терзают мысли о том, что чего-либо не следовало делать или говорить?

    Предпочитаете ли Вы книги встречам с другими людьми?

    Верно ли, что Вас довольно легко задеть?

    Вы любите часто бывать в компании?

    Бывают ли у Вас мысли, о которых неудобно рассказывать другим?

    Верно ли, что Вы иногда полны энергии так, что всё горит в руках, а иногда вялые?

    Предпочитаете ли иметь поменьше приятелей, но зато особенно близких?

    Вы много мечтаете?

    Когда на Вас кричат, отвечаете тем же?

    Часто ли Вас терзает чувство вины?

    Все ли ваши привычки хороши и желательны?

    Способны ли Вы дать волю чувствам и вовсю повеселиться в шумной компании?

    Можно ли сказать, что нервы бывают у Вас часто натянуты до предела?

    Вы слывёте за человека весёлого и живого?

    После того как дело сделано, часто ли Вы мысленно возвращаетесь к нему, думая, что могли бы сделать лучше?

    Вы обычно чувствуете себя спокойным, когда находитесь в компании?

    Бывает ли, что Вы передаёте слухи?

    Бывает ли, что Вам не спится из-за того, что разные мысли лезут Вам в голову?

    Если хотите узнать о чём-нибудь, то предпочитаете прочитать в книге, чем спросить у друзей?

    Бывает ли у Вас сильное сердцебиение?

    Нравится ли Вам работа, требующая пристального внимания?

    Бывают ли у Вас приступы дрожи?

    Если бы Вы знали, что никогда сказанное Вами не будет раскрыто, всегда бы высказывались в духе общепринятого?

    Вам неприятно бывать в компании, где подшучивают друг над другом?

    Вы раздражительны?

    Вам нравится работа, которая требует быстроты действия?

    Верно ли, что Вам нередко не дают покоя мысли о разных неприятностях и ужасах, которые могли бы произойти, хотя всё закончилось благополучно?

    Вы медлительны и неторопливы в движениях?

    Вы когда-нибудь опаздывали на свидания или на работу?

    Часто ли вам снятся кошмары?

    Вы любите поговорить настолько, что никогда не упустите удобный случай с незнакомым человеком?

    Беспокоят ли вас какие-либо боли?

    Вы чувствовали бы себя несчастным, если долго не смогли бы видеться со своими знакомыми, друзьями?

    Можете ли Вы назвать себя нервным человеком?

    Среди людей, которых Вы знаете, есть ли такие, которые Вам явно не нравятся?

    Можете ли Вы сказать, что Вы уверенный в себе человек?

    Обидитесь ли Вы, если покритиковать недостатки Ваши и Вашей работы?

    Вы считаете, что трудно получить настоящее удовольствие от вечеринки?

    Беспокоит ли Вас чувство, что Вы чем-то хуже других?

    Вам трудно внести оживление в скучную компанию?

    Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?

    Вы беспокоитесь о своём здоровье?

    Вы любите подшучивать над другими?

    Страдаете ли Вы от бессонницы?

Ключ, обработка результатов: Экстраверсия - интроверсия: «да» (+): 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56; «нет» (-): 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51. Нейротизм (эмоциональная стабильность - эмоциональная нестабильность): «да» (+): 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57. «Шкала лжи»: «да» (+): 6, 24, 36; «нет» (-): 12, 18, 30, 42, 48, 54. Ответы, совпадающие с ключом, оцениваются в 1 балл.

Приложение 3.

Приложение 4




Члены трудового коллектива выглядят на одно лицо пока их плохо знаешь. В действительности, люди - крайне индивидуальны. У них резко различаются отношения к другим людям, работе и жизни, отношение к своим обязанностям, степень ответственности, правдивость, реакция на замечания, на трудности в работе, темперамент. Характер, поведение многих подчиненных могут и не устраивать мастера. Однако, обычно в отделе кадров нет очереди отличных работников, стремящихся трудиться именно на данном участке. Значит надо сделать хорошими работниками тех, кто работает сегодня. Для этого мастеру необходимо разобраться в их характере, особенности поведения в полной мере использовать положительные черты характера и помочь изменить те черты, которые мешают человеку стать отличным работником. Но для этого мастеру важно понимать - от чего же зависит поведение людей. Кстати, специалисты - психологи утверждают, что нет плохих или хороших характеров, а есть плохо или хорошо воспитанные люди.

Поведение людей в сравнительно малой степени зависит от наследственности и в решающей степени - от их социального опыта, от сформировавшихся с детских лет представлений об окружающем мире, о взаимоотношениях с людьми, о нормах поведения. Сложные системы нервных связей, формирующиеся в коре головного мозга, отвечающие этим представлениям и нормам, складываются при многократном повторении ситуаций, при большом влиянии норм и традиций семьи, в которой воспитывался человек, его окружения, тех людей, с которыми он общался. Любая информация, которую человек получает от окружающего мира, подсознательно сопоставляется с этими системами нервных связей, соответствующим образом перерабатывается и в таком переработанном виде поступает в те части коры головного мозга, где мы сознательно принимаем решение. Таким образом, человек не воспринимает явления окружающего мира с точностью объектива фотоаппарата. Он оценивает любые явления, основываясь на тех представлениях, которые сформированы в подсознании. В подсознании формируются: во-первых - потребности, характеризующие то, что необходимо человеку для жизни, определяющие условия, в которых он хотел бы жить и работать. Во-вторых - ценности, определяющие значимость тех или иных потребностей, к чему надо особенно стремиться и чего следует избегать. Характер и соотношение этих ценностей определяют поступки людей. Люди обычно воспринимают сложившиеся у них ценности, как естественную, общую норму поведения и принимают людей с другими понятиями за чудаков и неумных людей.

На основе сложившихся ценностей формируются и некоторые другие системы в подсознании - мотивации: почему люди выполняют ту или иную работу. Характер работы и ее качество будет резко различаться в зависимости



от того, какие из мотиваций окажутся преобладающими.

И в жизни, и во время работы людям приходится неоднократно сталкиваться с определенными повторяющимися ситуациями. Постепенно в подсознании формируются, работающие в полуавтоматическом режиме, программы поведения в определенной ситуации, так называемые установки. Работа по установкам позволяет быстро, без особых раздумий выполнять ту или иную работу. Формирование эффективных установок на выполнение основных видов деятельности - характерная черта высококвалифицированных опытных работников. Однако, в зависимости от ценностей и мотивов поведения, установки могут быть разными. Так, при выполнении ремонтных работ для одного, естественно, важно сделать все наилучшим образом, для другого характерна установка - сделать кое-как, только чтобы не ругали; третьему кажутся совершенно несообразными требования убрать за собой мусор.

Очень серьезно влияют на поведение людей формирующиеся у них стереотипы - своеобразные упрощенные образы, позволяющие на уровне подсознания просто и быстро оценивать людей, события, что хорошо и что плохо (в зависимости от ценностей данного человека).

Так, например, у работников предприятий, отличающихся невысокой культурой производства, может сформироваться представление о том, что мастер, требующий точного соблюдения правил технической эксплуатации - придира, бюрократ, бездушный формалист.

Существование ценностей, установок, стереотипов намного облегчает и ускоряет деятельность людей в привычных условиях, позволяет не тратить времени на анализ ситуаций, в полной мере использовать прошлый опыт и накопленные навыки. Однако, если набор этот неудачен, если меняются условия работы, то привычные действия резко снижают эффективность работы. Так, например, каждый человек со средним или неполным средним образованием читает со скоростью 150 - 200 слов в минуту. Если он активно позанимается 1-1,5 месяца быстрым чтением, то может достигнуть скорости чтения 450 - 600 слов в минуту с тем же усвоением материала и меньшим утомлением. Однако, чтобы читать быстрее - на определенное время приходится читать медленнее. На время переучивания, изменения установки резко увеличивается расход нервной энергии, растет психологическая напряженность.



Причина этого в том, что у каждого грамотного человека в подсознании отработана программа чтения, программа расшифровки и идентификации набора значков, составляющего текст и перевода его в эмоциональные или физические образы. При переучивании эту сложную, быстро (автоматически) действующую программу приходится медленно, вручную, на уровне сознания разобрать на блоки и смонтировать новую, более эффективную автоматическую программу чтения. Сказанное справедливо для любой системы ценностей, любых установок и стереотипов, любых наборов мотиваций.

Отсюда следуют три важных для практической работы вывода:

1. Любой человек обладает своим индивидуальным набором потребностей, Ценностей, мотиваций, установок и стереотипов, который определяет его поведение и его направленность.

2. Этот набор обладает значительной стабильностью. Его изменение возможно, но требует времени и немалого расхода нервной энергии от каждого человека.

3. Если руководителю - мастеру удастся сформировать у своих подчиненных направленность на хорошее раскрытие своих возможностей в труде, установки на активную, самостоятельную, ответственную работу, то с такими людьми будет легко работать - отличная работа становится для них смыслом жизни, жизненной потребностью. Для этого нужна целенаправленная индивидуальная работа с людьми и необходимо хорошее понимание людей, изучение их характера, их интересов и слабостей. У мастера должна быть программа индивидуальной работы с каждым членом возглавляемого им коллектива. И в этой программе особое внимание уделяется созданию у людей потребности в изменении своего поведения, своего характера.

Есть два способа создания у людей такой потребности. Первый, хотя и не самый эффективный - страх. Если плохая, хотя и привычная, работа неизбежно повлечет за собой наказание или какие-то иные неприятности, то человеку приходится менять поведение. Страх - надежный способ добиться улучшения работы, в особенности, у малообразованных, плохо подготовленных, мало ответственных и эгоистичных людей. Поэтому, в арсенале руководителя наказание должно быть обязательно. В то же время возможности наказания не следует переоценивать. Под страхом наказания человека можно заставить изменить поведение, но невозможно убедить работать наилучшим образом, с полным использованием своих способностей. И чем сложнее и ответственнее задание, тем меньше будет отдачи от наказаний, от запугивания. Сложную и трудную работу хорошо выполняют только люди, лично заинтересованные в этой работе.

Гораздо лучше второй путь - использование глубокой потребности каждого человека к самореализации. Любой человек внутренне стремится к тому, чтобы его уважали, чтобы быть значимым и заметным. В то же время, каждый человек внутренне свой самый суровый критик. Каждый недоволен своей судьбой, своими успехами и своим внешним видом, своей речью и своими перспективами. Комплекс недовольства собой гнетет человека, лишает его веры в себя, в свою перспективу. Уровень психологического комфорта - разница между мерой самоутверждения и комплексом недовольства собой. И если человек чувствует, что, улучшая работу, он растет в глазах окружающих и, прежде всего, своего руководителя, то при этом уменьшается и комплекс недовольства собой. И тогда он горы свернет и не испугается никаких затрат нервной энергии, чтобы пойти по этому пути. Волевые люди сами найдут такой путь и пойдут по нему. Однако, по данным социологов, таких людей 4 - 8 % Остальным надо помочь сделать первые шаги к эффективной работе и самореализации.

И таким помощником может быть, прежде всего, мастер. Он может показать каждому ту работу, которую тот наилучшим образом может выполнить, отметить первые успехи, показать, что можно добиться большего. И если все это делать постепенно, с тактом, отмечая и неудачи, и показывая, как их можно преодолеть, то можно добиться коренного изменения человека, воспитать уверенного в себе, знающего и ответственного работника. Это непростой путь. Среди подчиненных много глубоко пассивных людей, задавленных комплексом неполноценности (особенно это относится к молодежи и бывшим заключенным). Кстати, грубость, бравирование своим безразличием к работе и любым замечаниям - это характерный признак глубокого неверия в себя и свое будущее. Именно для этой категории людей самоутверждение особенно важно, хотя первые шаги для них трудны, а срывы на первых порах неизбежны и к ним нужно быть готовым.

Возникает вопрос: "А стоит ли заниматься этой воспитательной работой? У мастера и так дел выше головы!". Дело в том, что мастер обычно перегружен из-за малой активности и несамостоятельности подчиненных, из-за их плохой подготовки. Изменение стиля работы и общей направленности подчиненных требует индивидуальной работы, но в результате будет воспитан трудовой коллектив, обеспечивающий качественно иные результаты, избавляющий мастера от принятия многих частных решений, освобождающий его от неприятностей и ненужной нервотрепки. Несколько большая работа сейчас даст огромную экономию времени в последующем. Если люди не могут поверить в себя при выполнении своей основной работы, они все равно будут искать пути к самоутверждению. Это может быть и противоправная деятельность, в которую так легко вовлекают иных подростков, пьянство - снятие критики, снятие комплекса внутренней неудовлетворенности создает у пьяного иллюзию временного самоутверждения.