От чего умирает королева в гамлете. У

Площадь перед замком в Эльсиноре. На страже Марцелл и Бернард, датские офицеры. К ним позднее присоединяется Горацио, ученый друг Гамлета , принца Датского. Он пришел удостовериться в рассказе о ночном появлении призрака, схожего с датским королем, недавно умершим. Горацио склонен считать это фантазией. Полночь. И грозный призрак в полном военном облачении появляется. Горацио потрясен, он пытается с ним заговорить. Горацио, размышляя над увиденным, считает появление призрака знаком «каких-то смут для государства». Он решает рассказать о ночном видении принцу Гамлету, прервавшему ученье в Виттенберге в связи с внезапной кончиной отца. Скорбь Гамлета усугубляет то, что мать вскорости после смерти отца вышла замуж за его брата. Она, «башмаков не износив, в которых шла за гробом», бросилась в объятия человека недостойного, «плотный сгусток мяса». Душа Гамлета содрогнулась: «Каким докучным, тусклым и ненужным, / Мне кажется, все, что ни есть на свете! О мерзость!».

Горацио поведал Гамлету о ночном призраке. Гамлет не колеблется: «Дух Гамлета в оружье! Дело плохо; / Здесь что-то кроется. Скорей бы ночь! / Терпи, душа; изоблачится зло, / Хотя б от глаз в подземный мрак ушло».

Призрак отца Гамлета поведал о страшном злодеянии.

Когда король мирно отдыхал в саду, его брат влил ему в ухо смертельный сок белены. «Так я во сне от братственной руки / Утратил жизнь, венец и королеву». Призрак просит Гамлета отомстить за него. «Прощай, прощай. И помни обо мне» - с этими словами призрак удаляется.

Мир перевернулся для Гамлета… Он клянется отомстить за отца. Он просит друзей хранить в тайне эту встречу и не удивляться странности его поведения.

Тем временем ближний вельможа короля Полоний отправляет своего сына Лаэрта на учебу в Париж. Тот дает свои братские наставления сестре Офелии, и мы узнаем о чувстве Гамлета, от которого Лаэрт остерегает Офелию: «Он в подданстве у своего рожденья; / Он сам себе не режет свой кусок, / Как прочие; от выбора его / Зависят жизнь и здравье всей державы».

Его слова подтверждает и отец - Полоний. Он запрещает ей проводить время с Гамлетом. Офелия рассказывает отцу, что к ней приходил принц Гамлет и был он как будто не в себе. Взяв её за руку, «он издал вздох столь скорбный и глубокий, / Как если бы вся грудь его разбилась и гасла жизнь». Полоний решает, что странное поведение Гамлета в последние дни объясняется тем, что он «безумен от любви». Он собирается рассказать об этом королю.

Король, совесть которого отягощена убийством, обеспокоен поведением Гамлета. Что кроется за ним - сумасшествие? Или что иное? Он призывает Розенкранца и Гильдестерна, в прошлом друзей Гамлета, и просит их выведать у принца его тайну. За это он обещает «монаршью милость». Приходит Полоний и высказывает предположение, что безумство Гамлета вызвано любовью. В подтверждение своих слов он показывает письмо Гамлета, взятое им у Офелии. Полоний обещает послать дочь на галерею, где часто гуляет Гамлет, чтобы удостовериться в его чувствах.

Розенкранц и Гильдестерн безуспешно пытаются выведать тайну принца Гамлета. Гамлет понимает, что они подосланы королем.

Гамлет узнает, что приехали актеры, столичные трагики, которые ему так нравились прежде, и ему приходит в голову мысль: использовать актеров для того, чтобы убедиться в виновности короля. Он договаривается с актерами, что они будут играть пьесу о гибели Приама, а он туда вставит два-три стиха своего сочинения. Актеры согласны. Гамлет просит первого актера прочесть монолог об убиении Приама. Актер читает блистательно. Гамлет взволнован. Поручая актеров заботам Полония, он в одиночестве размышляет. Он должен знать точно о преступлении: «Зрелище - петля, чтоб заарканить совесть короля».

Король расспрашивает Розенкранца и Гильдестерна об успехах их миссии. Они признаются, что не сумели ничего выведать: «Расспрашивать себя он не дает / И с хитростью безумства ускользает…»

Они же докладывают королю, что приехали бродячие актеры, и Гамлет приглашает на представление короля и королеву.

Гамлет прогуливается в одиночестве и произносит, размышляя, свой знаменитый монолог: «Быть или не быть - таков вопрос…» Почему мы так держимся за жизнь? В которой «глумленье века, гнет сильного, насмешка гордеца». И сам отвечает на свой вопрос: «Страх чего-то после смерти - / Безвестный край, откуда нет возврата / Земным скитальцам» - смущает волю.

Полоний подсылает Офелию к Гамлету. Гамлет быстро понимает, что их разговор подслушивают и что Офелия пришла по наущению короля и отца. И он разыгрывает роль сумасшедшего, дает ей совет идти в монастырь. Прямодушная Офелия убита речами Гамлета: «О, что за гордый ум сражен! Вельможи, / Бойца, ученого - взор, меч, язык; / Цвет и надежда радостной державы, / Чекан изящества, зерцало вкуса, / Пример примерных - пал, пал до конца!» Король же удостоверяется, что не любовь причина расстройства принца. Гамлет просит Горацио наблюдать за королем во время спектакля. Начинается представление. Гамлет по ходу пьесы её комментирует. Сцену отравления он сопровождает словами: «Он отравляет его в саду ради его державы. / Его зовут Гонзаго […] Сейчас вы увидите, как убийца снискивает любовь Гонзаговой жены».

Во время этой сцены король не выдержал. Он встал. Начался переполох. Полоний потребовал прекратить игру. Все уходят. Остаются Гамлет и Горацио. Они убеждены в преступлении короля - он выдал себя с головой.

Возвращаются Розенкранц и Гильдестерн. Они объясняют, как огорчен король и как недоумевает королева по поводу поведения Гамлета. Гамлет берет флейту и предлагает Гильдестерну сыграть на ней. Гильдестерн отказывается: «Я не владею этим искусством». Гамлет говорит с гневом: «Вот видите, что за негодную вещь вы из меня делаете? На мне вы готовы играть, вам кажется, что мои лады вы знаете…»

Полоний зовет Гамлета к матери - королеве.

Короля мучит страх, терзает нечистая совесть. «О, мерзок грех мой, к небу он смердит!» Но он уже совершил преступление, «грудь его чернее смерти». Он встает на колени, пытаясь молиться.

В это время проходит Гамлет - он идет в покои матери. Но он не хочет убивать презренного короля во время молитвы. «Назад, мой меч, узнай страшней обхват».

Полоний прячется за ковром в покоях королевы, чтобы подслушать разговор Гамлета с матерью.

Гамлет полон негодования. Боль, терзающая его сердце, делает дерзким его язык. Королева пугается и вскрикивает. Полоний обнаруживает себя за ковром, Гамлет с криком «Крыса, крыса», пронзает его шпагой, думая, что это король. Королева умоляет Гамлета о пощаде: «Ты мне глаза направил прямо в душу, /И в ней я вижу столько черных пятен, / Что их ничем не вывести…»

Появляется призрак… Он требует пощадить королеву.

Королева не видит и не слышит призрака, ей кажется, что Гамлет разговаривает с пустотой. Он похож на безумца.

Королева рассказывает королю о том, что в припадке безумия Гамлет убил Полония. «Он плачется о том, что совершил». Король решает немедленно отправить Гамлета в Англию в сопровождении Розенкранца и Гильдестерна, которым будет вручено тайное письмо Британцу об умерщвлении Гамлета. Полония он решает тайно похоронить, чтобы избежать слухов.

Гамлет и его друзья-предатели спешат на корабль. Они встречают вооруженных солдат. Гамлет расспрашивает их, чье войско и куда идет. Оказывается, это войско Норвежца, которое идет воевать с Польшей за клочок земли, который «за пять дукатов» жалко взять в аренду. Гамлет поражается тому, что люди не могут «уладить спор об этом пустяке».

Этот случай для него - повод к глубоким рассуждениям о том, что его мучит, а мучит его собственная нерешительность. Принц Фортинбрас «ради прихоти и вздорной славы» посылает на смерть двадцать тысяч, «как в постель», так как задета его честь. «Так как же я, - восклицает Гамлет, - я, чей отец убит, / чья мать в позоре» и живу, твердя «так надо сделать». «О мысль моя, отныне ты должна кровавой быть, иль прах тебе цена».

Узнав о гибели отца, тайком, из Парижа возвращается Лаэрт. Его ждет и другая беда: Офелия под бременем горя - смерти отца от руки Гамлета - сошла с ума. Лаэрт жаждет мести. Вооруженный, он врывается в покои короля. Король называет Гамлета виновником всех несчастий Лаэрта. В это время гонец приносит королю письмо, в котором Гамлет сообщает о своем возвращении. Король в недоумении, он понимает, что-то произошло. Но тут же у него созревает новый гнусный план, в который он вовлекает вспыльчивого, недалекого Лаэрта.

Он предлагает устроить поединок между Лаэртом и Гамлетом. А чтоб убийство состоялось наверняка, конец шпаги Лаэрта смазать смертельным ядом. Лаэрт согласен.

Королева со скорбью сообщает о гибели Офелии. Она «старалась по ветвям развесить свои венки, коварный сук сломался, она упала в рыдающий поток».

…Двое могильщиков роют могилу. И пробрасываются шуточками.

Появляются Гамлет и Горацио. О тщете всего живого рассуждает Гамлет. «Александр (Македонский. - Е. Ш.) умер, Александра похоронили, Александр превращается в прах; прах есть земля; из земли делают глину; и почему этой глиной, в которую он обратился, не могут заткнуть пивную бочку?».

Приближается похоронная процессия. Король, королева, Лаэрт, двор. Хоронят Офелию. Лаэрт прыгает в могилу и просит закопать его вместе с сестрой, фальшивой ноты не выносит Гамлет. Они схватываются с Лаэртом. «Её любил я; сорок тысяч братьев / всем множеством своей любви со мною не уравнялись бы», - в этих знаменитых словах Гамлета подлинное, глубокое чувство.

Король их разнимает. Его не устраивает непредсказуемый поединок. Он напоминает Лаэрту: «Будь терпелив и помни о вчерашнем; / Мы двинем дело к быстрому концу».

Горацио и Гамлет одни. Гамлет рассказывает Горацио, что ему удалось прочесть письмо короля. В нем содержалась просьба немедленно казнить Гамлета. Провидение хранило принца, и, воспользовавшись печаткой отца, он подменил письмо, в котором написал: «Подателей немедля умертвить». И с этим посланием Розенкранц и Гильдестерн плывут навстречу своей гибели. На корабль напали разбойники, Гамлет попал в плен и был доставлен в Данию. Теперь он готов к мщению.

Появляется Озрик - приближенный короля - и сообщает о том, что король побился об заклад, что Гамлет победит Лаэрта в поединке. Гамлет соглашается на поединок, но на сердце у него тяжесть, оно предчувствует ловушку.

Перед поединком он просит извинения у Лаэрта: «Мой поступок, задевший вашу честь, природу, чувство, / - Я это заявляю, - был безумным».

Король приготовил для верности ещё одну западню - он поставил кубок с отравленным вином, чтоб дать его Гамлету, когда тот захочет пить. Лаэрт ранит Гамлета, они меняются рапирами, Гамлет ранит Лаэрта. Королева выпивает отравленное вино за победу Гамлета. Король не сумел её остановить. Королева умирает, но успевает сказать: «О, Гамлет мой, - питье! Я отравилась». Лаэрт признается Гамлету в предательстве: «Король, король виновен…».

Гамлет отравленным клинком поражает короля, и сам умирает. Горацио хочет допить отравленное вино, чтобы последовать за принцем. Но умирающий Гамлет просит: «Дыши в суровом мире, чтоб мою / Поведать повесть». Горацио сообщает Фортинбрасу и английским послам о произошедшей трагедии.

Фортинбрас дает распоряжение: «Пусть Гамлета поднимут на помост, как воина…».

Трагедия «Гамлет» - многоплановое произведение, являющееся вершиной творческого мастерства Шекспира. В пьесе поднимается немало тем, переплетенных единым сюжетным замыслом, что позволяет раскрыть характеры персонажей во всей их глубине и многогранности. Центральной фигурой трагедии является принц датский Гамлет, мстящий за убийство своего отца.
Узловыми точками развития драматичного сюжета являются повторяющиеся сцены отравления короля. Поначалу Клавдий коварно отравляет своего брата, чтобы завладеть королевским престолом. Затем сцена отравления короля воспроизводится в качестве театральной постановки «Убийство Гонзаго». В финале пьесы сцена отравления повторяется в третий раз. Король Клавдий намерен избавиться от Гамлета с помощью отравленной шпаги Лаэрта, а также кубка с отравленным вином. Замысел короля удается. Лаэрт ранит Гамлета на дуэли. Между тем ядовитый напиток по ошибке выпивает королева Гертруда. Затем и сам Клавдий гибнет от отравленной шпаги и вина. От отравленной шпаги также погибают Гамлет и Лаэрт.
Одной из ключевых точек завязки сюжета трагедии является борьба за власть. Так, отца Гамлета - короля Дании, «чью жизнь и власть смели так подло», отравляет его родной брат Клавдий, который затем женится на королеве и завладевает престолом.
Гамлету является призрак короля и велит отомстить убийце:
«Мой сын, не оставайся равнодушным. ... Не дай постели датских королей служить кровосмсшенью и распутству!» - повелевает призрак.
Принц мог бы смириться с подлым убийством отца и в свой срок наследовать власть. Однако Гамлет избирает иной путь. Он вершит справедливое возмездие ценой собственной жизни:
«Будь он в живых, он стал бы королем заслуженно», - свидетельствует Фортинбрас в финале пьесы.
Гамлет встает на путь мести ради любви к отцу:
«Если только ты впрямь любил когда-нибудь отца... Отомсти за подлое его убийство», - взывает призрак к сыновней любви принца.
Другой важной сюжетной линией пьесы является любовь Гамлета и Офелии:
«Я любил Офелию, и сорок тысяч братьев и вся любовь их - не чета моей», - свидетельствует принц о силе своих чувств.
Королева, зная о любви своего сына и Офелии, рассчитывает на их брак. Однако ради мести Гамлет вынужден отказаться от любви к девушке. Между тем Офелия не в силах это пережить:
«Я тебя мечтала в дом ввести женою Гамлета», - признается Гертруда на могиле утопленницы.
Принцем движет идея свершения справедливого возмездия за гибель своего отца. Смысл своей дальнейшей жизни он видит в том, чтобы разоблачить и наказать подлого убийцу:
«Лишь твоим единственным веленьем весь том, всю книгу мозга испишу... Да, как пред Богом! О женщина-злодейка! О подлец!» - клянется Гамлет отомстить за смерть короля.
Не понимая мотивов, движущих принцем, окружающие принимают его за безумца. Между тем Гамлет прекрасно сознает смысл происходящего:
«Как проницательны подчас его ответы! Находчивость, которая... и не всегда бывает у здравомыслящих», — отмечает Полоний проницательность принца.
Терзаемый трудноразрешимыми вопросами Гамлет, в том числе, задается извечным вопросом о смысле бытия:
«Быть или не быть, вот в чем вопрос...»- пытается постичь принц.
Тем самым персонажам трагедии свойственны стремления к власти, любви и смыслу. Вместе с тем герои не всегда добиваются желаемого, вследствие чего ощущают собственное бессилие. Некоторыми персонажами овладевает чувство ненависти. Подчас герои совершают неосознанные действия. Для сравнения, схожими чертами обладают герои пушкинских произведений: «Борис Годунов», «Сцена из Фауста», сказка «Жених».
Действительно, персонажи пьесы порой оказываются бессильны что-либо изменить. Например, поначалу Гамлет не находит в себе сил, чтобы отомстить убийце отца:
«Кому угодно сказать мне дерзость? Дать мне тумака? В полученье распишусь. Не желчь в моей печенке голубиной», - не в состоянии принц побороть расслабленность своего духа.
Когда Гамлет приступает к реализации своего плана мести, Клавдий решает расправиться с ним. Однако король бессилен открыто выступить против наследного принца:
«Вот как опасен он, пока на воле! Сурово с ним расправиться нельзя: к нему привязано простонародье», - не может правитель проигнорировать мнение своих подданных.
Порой герои испытывают ненависть. Так, Гамлет возненавидел бесчестный поступок своей матери, отрекшейся от короля:
«О женщины, вам имя - вероломство! ... Разбейся сердце, надо стиснуть зубы», - негодует принц.
Когда Гамлет по ошибке вместо Клавдия закалывает Полония, Лаэрт, воспылав ненавистью к убийце своего отца, к тому же ставшему причиной гибели и его любимой сестры Офелии, вызывает принца на дуэль:
«Увижу в церкви - глотку перерву», - возненавидел Гамлета Лаэрт, впоследствии ранящий принца отравленной шпагой, отчего тот гибнет.
В какие-то моменты персонажи словно не сознают происходящего. К примеру, Гамлета настолько потрясает встреча с призраком короля, что окружающие замечают странности в его поведении, считая это следствием расстройства ума:
«Из легкого расстройства впал в тяжелое, в котором и бушует», -предполагает Полоний, что принц помешался на почве любви.
При этом никто, даже самые близкие Гамлету люди не сознают подлинной причины произошедшей с принцем перемены:
«О горе, с ним припадок», - полагает королева, что у ее сына приступ безумства, в то время как принц беседует с призраком.
Подобно пушкинским героям персонажей трагедии отличает не только определенный набор стремлений, но и способы реализации своих намерений.
Так, Гамлет не жаждет власти, которую он по праву должен унаследовать. Более того, тешащее самолюбие ощущение могущества представляется принцу всего лишь игрой воображения:
«Заключите меня в скорлупу ореха, и я буду чувствовать себя повелителем бесконечности», - иронизирует Гамлет по поводу чувства всемогущества.
Обладающий немалым влиянием при дворе Гамлет подчиняется своему долгу ради блага королевства:
«По званью он себе не господин. Он сам в плену у своего рожденья. Не вправе он как всякий человек стремиться к счастью. От его поступков зависит благоденствие страны. Он ничего не выбирает в жизни, а слушается выбора других и соблюдает выгоду народа», свидетельствует Лаэрт, что принц превыше всего ставит служение своей стране.
Поначалу близкие Гамлету люди решают, что, полюбив Офелию, принц настолько поглощен страстью к девушке, что сходит по ней с ума. Между тем поведение принца вскоре заставляет окружающих переменить свое мнение о нем:
«Любовь? Он поглощен совсем не ею. Он не то лелеет по темным уголкам своей души, высиживая что-то поопасней», - догадался король, что ум Гамлета поглощен вовсе не помыслами о возлюбленной.
Действительно, ради мести за своего отца Гамлет отказывается от любви к Офелии и оставляет возлюбленную:
«Я не любил вас. Ступай в монастырь. ... Затворись в обители, говорю тебе», - призывает принц девушку к затворничеству.
Пытаясь осмыслить причину измены матери королю, Гамлет приходит к убеждению, что тому виной женское вероломство:
«Вы сделали такое, что угашает искренность и стыд», - морализирует принц по поводу повторного замужества матери.
Следует заметить, что принц хочет найти убедительные подтверждения виновности Клавдия в смерти отца, поскольку сомневается в истинности свидетельства призрака:
«Но может статься, тот дух был дьявол. Дьявол мог принять любимый образ. ... Нужны улики поверней моих», - колеблется Гамлет.
Обращает на себя внимание, что главный герой трагедии Гамлет раскрывается как самоактуализирующийся человек, способный к развитию. Так, окружающие подмечает прогрессирующие изменения, происходящие в личности принца:
«Рост жизни не в одном развитье мышц. По мере роста тела в нем, как в храме, растет служснье духа и ума», - свидетельствует Лаэрт о духовном росте Гамлета.
Гамлет обладает творческими способностями. В частности, он увлекается театром, неплохо разбирается в игре актеров. Более того, принц самым непосредственным образом участвует в постановке одной из сцен. Даже смертельно опасный поединок на шпагах с Лаэртом принц воспринимает не иначе, как игру:
«Вы лишь играли до сих пор», - замечает Гамлет сопернику, что их поединок — всего лишь забава.
Гамлета восхищает способность актеров к самовыражению:
«Облик каждой складкой говорит, чем он живет», - поражен принц тем, насколько живо выражает актер свои переживания.
Принц надеется, что Клавдий непроизвольно выразит свою причастность к убийству во время театральной постановки сцены, которая напомнит ему об отравлении короля:
«Люди с темным прошлым, находясь на представленье, сходном по завязке, ошеломлялись живостью игры и сами сознавались в злодеянье», - рассчитывает Гамлет, что его дядя сам невольно выдаст себя.
Гамлету не чужды эстетические чувства. Так, его не оставляет равнодушным прекрасный облик Офелии:
«Вы... хороши собой, вашей порядочности нечего делать с вашей красотою», - смущает принца красота девушки.
Гамлет чутко ориентируется в самой непростой ситуации. Он чутко прислушивается к голосу интуиции и призывает к тому других:
«Во всем слушайтесь внутреннего голоса», - призывает принц актеров, сам привыкнув ориентироваться на интуитивное чутье: «Для меня законом стало сердце и в людях разбирается оно».
Тем самым главного героя пьесы отличают творческие потребности: в игре, самовыражении, ориентировке, эстетические потребности, а также стремление к самоактуализации.
Поначалу Гамлет не в силах справиться с мучительными переживаниями, вызванными гибелью отца и изменой матери, вследствие чего им овладевает состояние творческого упадка.
Гамлет расстроен расслабленностью своего духа, не позволяющей ему реализовать замысел мести убийце:
«А я, тупой и жалкий выродок, слоняюсь в сонливой лени», - раскис принц.
Гамлет глубоко разочарован собственной нерешительностью:
«И ни о себе не заикнусь, ни пальцем не ударю для короля. Что ж, я трус?»- недоволен собой персонаж.
В какой-то момент Гамлет настолько падает духом, что ему кажется, будто весь мир лежит в упадке:
«Боже! Боже! Каким ничтожным, плоским и тупым мне кажется весь свет в своих движеньях! Какая грязь! И все осквернено», - низмен мир в восприятии принца.
Длительные негативные переживания и внутренние борения вызывают в личности принца разрушительные изменения:
«Могучий этот разум как колокол надбитый дребезжит», - замечает Офелия нарушения в мышлении принца.
Все вышеназванное приводит к деградации некогда решительного настроя Гамлета довести свой план до конца:
«Так погибают замыслы с размахом, вначале обещавшие успех», -отмечает принц регресс в своей решимости отомстить за отца.
Между тем Гамлет все же находит в себе силы реализовать свой замысел, пережив ощущение творческого подъема.
В критический момент Гамлет настраивает себя на решение стоящей перед ним задачи:
«Тьфу, черт! Проснись, мой мозг!» - заставляет себя принц собраться и преодолеть свою расслабленность и нерешительность.
Сильный творческий подъем охватывает Гамлета в тот момент, когда его очаровывает игра заезжего актера:
«Сходит кровь со щек его, глаза туманят слезы, замирает голос», -завораживает зрителей исполнительское мастерство.
Выступление театральной труппы вдохновляет принца на постановку сцены, призванную изобличить убийцу его отца.
«Я поручу актерам сыграть пред дядей вещь по образцу отцовой смерти. Послежу за дядей - возьмет ли за живое. Если да, я знаю, как мне быть», - воодушевляется Гамлет внезапной идеей.
Гамлет творчески перерабатывает одну из театральных сцен, чтобы в деталях воссоздать картину отравления короля:
«Поставь это завтра вечером. Скажи, можно ли, в случае надобности, заучить кусок строк в двенадцать-шестнадцать, который бы я написал, -можно?» креативно подходит принц к постановке сцены, которую предстоит сыграть актеру.
Пораженный способностью актера к перевоплощению во время игры, Гамлет решает использовать талант труппы для того, чтобы в корне преобразовать то положение, в котором он находится:
«Он сцену б утопил в потоке слез. В его изображенье виновный бы прочел свой приговор. ... Нужны улики поверней моих, здесь, в записях. Для этого со сцены я совесть короля на них поддену», - способен актер трансформировать ситуацию, по мнению Гамлета.
Таким образом, Гамлет раскрывает творческую сторону своей натуры. При этом герой преодолевает состояние творческого упадка, пережив ощущение творческого подъема.
Проведенный анализ указывает на сходство характеров героев трагедии «Гамлет» и персонажей пушкинских произведений: «Борис Годунов», «Сцена из Фауста», сказка «Жених». Как и персонажи Пушкина, герои Шекспира различаются видами стремлений, а также способами реализации своих намерений, сопряженными с чертами характера.
В основе завязки сюжета трагедии лежит борьба за власть. Клавдий добивается могущества преступным путем, в то время как Гамлет превыше всего ставит служение своему долгу. Вместе с тем оба персонажа подчас бессильны что-то изменить.
Второй важной сюжетной линией пьесы является любовь Гамлета и Офелии. В то же время принца настолько поглощает жажда мести за отца, что он отрекается от возлюбленной. Брат Офелии Лаэрт, воспылав ненавистью к Гамлету из-за гибели своего отца и сестры, губит принца на дуэли отравленной шпагой.
Близкие Гамлета пытаются осознать смысл странного поведения принца. Однако никто не сознает подлинной причины его кажущегося безумия. Между тем Гамлет сомневается в истинности свидетельства явившегося ему призрака и хочет окончательно убедиться в виновности Клавдия.
Следует отметить также, что Гамлет раскрывается как творческая натура. Герой находит в себе силы преодолеть состояние творческого упадка, пережив мощный творческий подъем.
Гамлет предстает самоактуализирующейся личностью, способной к развитию. По ходу действия пьесы герой преображается прямо на глазах. Вместе с тем поначалу Гамлет не может совладать с терзающими его сомнениями, и некогда решительный настрой принца отомстить за отца все более деградирует.
Мучительные внутренние борения разрушительным образом сказываются на личности Гамета. Между тем случай предоставляет принцу возможность воссоздать сцену убийства отца, которую он поручает сыграть проезжей театральной труппе.
Гамлета восхищает способность актеров к самовыражению. Выступление одного из них вдохновляет принца на постановку сцены, призванной изобличить короля. Воодушевленный этой идеей Гамлет забывает о своих прежних упадочных настроениях.
Гамлету свойственны эстетические переживания. Ему не чуждо чувство прекрасного. При этом герой глубоко разочаровывается в людях, чьи поступки кажутся ему отвратительными.
Гамлет чутко ориентируется в самой непредсказуемой ситуации. Однако поначалу дух принца расслаблен, что не позволяет ему реализовать задуманное. Между тем в ответственный момент Гамлет сумел настроить себя на выполнение своего плана.

Принц Гамлет узнает, что в полночь на стенах замка является дух его покойного отца. Встревоженный, он решает повидаться с призраком, который открывает ужасную правду. Клавдий, родной брат умершего короля, отравил его, желая получить трон и руку королевы. Гамлет прикидывается сумасшедшим, чтобы найти доказательства вины дяди. Начав подозревать, что племянник знает о его преступлении и симулирует безумие, Клавдий хочет избавиться от него.

После того, как Гамлет случайно убивает королевского советника Полония, его отправляют в Англию с письмом, где содержится приказ немедленно умертвить наследника. Но Гамлет избегает ловушки и сходит с корабля. В Эльсиноре Офелия, возлюбленная принца, теряет рассудок после смерти своего отца Полония. Гамлет попадает на ее похороны и сталкивается со старшим братом Офелии, Лаэртом. Король предлагает молодым людям решить их разногласия поединком, во время которого оба ранят друг друга отравленным клинком. Гамлет закалывает Клавдия, а королева Гертруда погибает от выпитого яда.

Наравне с другими произведениями великого драматурга, трагедия "Гамлет" затрагивает вечные проблемы. Среди них: конфликт высоких идеалов и приземленной реальности; несоответствие цели средствам, затраченным на ее достижение; роль отдельной человеческой личности в истории, в меняющемся мире. И, самое основное, - поиск ответов о смысле жизни.

Читать краткое содержание Гамлет Шекспира

Две ночи подряд Бернардо и Марцелл в ночном карауле замечают на стенах королевского замка Эльсинора фигуру царственного призрака. Они со страхом узнают недавно умершего короля, отца наследного принца Гамлета. Своими наблюдениями военные делятся с Горацио, ученым другом Гамлета, и тот приходит в полночь на площадь, чтобы сам убедиться в этом. Увидев духа своими глазами, Горацио потрясен. Явление кажется ему предвестником грозных событий.

Гамлет, вернувшийся из университета в Виттенберге, предается скорби и отчаянью. С горечью принимает он скоропалительный брак матери, королевы Гертруды, со своим дядей, занявшим датский престол после гибели брата. Краткий срок траура по умершему кажется ему неприличным, как и союз, который в недавние времена считался "кровосмесительным".

Рассказ Горацио волнует Гамлета до глубины души, он отправляется сторожить призрака, и ему удается втянуть потустороннего гостя в разговор. Тень отца открывает Гамлету ужасную правду: Клавдий, коварный узурпатор, отравил брата и занял его место на троне и в постели королевы. Неуспокоенный дух призывает сына к отмщению, но просит пощадить мать. Пусть совесть терзает Гертруду, сын не должен посягать на ее жизнь.

Потрясенный чудовищной истиной, Гамлет начинает задаваться вопросами. Что реально в этой жизни? Что вообще можно принимать на веру? На кого положиться? Зачем нам дано наше существование? Для чего мы должны использовать отведенное время? Раздираемый на части эмоциями, он хочет убедиться в правдивости слов призрака. Гамлет принимает решение спрятаться под маской безумца.

Тем временем Лаэрт, старший сын королевского советника Полония, покидая родные места, дает наставление сестре держаться подальше от принца и его ухаживаний. О том же говорит ей отец, и тогда Офелия признается, что недавно видела Гамлета, который был "как будто не в себе", держался дико и странно выглядел.

Вскоре о том, что у наследника помутился рассудок, узнают все. Полоний пытается доказать королю, что Гамлет обезумел от любви к его дочери, которая была с ним слишком строга. Они тайно наблюдают за встречей молодых людей во время которой принц отталкивает Офелию и велит ей "ступать в монастырь", где у нее есть шанс сохранить свою честь, не стать пешкой в интригах сильных мира сего.

Слова племянника беспокоят Клавдий, совесть которого нечиста. Он не верит, что Гамлет помешался от страсти. Из Виттенберга король приглашает Розенкранца и Гильденстерна, университетских товарищей Гамлета, которым предлагает следить за наследником, с целью выяснить его истинные мотивы. Гамлет хорошо принимает товарищей, но он явно не доверят им.

Вместе с Розенкранцом и Гильденстерном в королевском замке появляется труппа бродячих артистов, которую друзья пригласили, так как принц всегда любил театральные представления. С актерами Гамлет держится приветливо, он просит их поставить пьесу "Убийство Гонзаго". Представление должно стать ловушкой для Клавдия.

В день спектакля король с королевой и челядинцы собираются в парадной зале. Все находятся в хорошем настроении, потому что принц Гамлет кажется бодрым и выздоровевшим. Он приветливо общается с матерью, заигрывает с Офелией. Пьеса начинается. Когда артисты доходят до сцены умерщвления спящего в саду Гонзаго с помощью ртути, вылитой в ухо, король Клавдий в смятении поднимается с места и удаляется. Вместе с ним уходят придворные. Гамлет, оставшись один, торжествует. Теперь он уверен, что обвинения призрака были истинными.

Этим же вечером принц является в покои своей матери, чтобы высказать Гертруде свое мнение о ней и ее новом замужестве. Гамлет жестоко бичует королеву словами, восхваляет достоинства покойного супруга и упрекает мать в неверности. Вдруг ему кажется, что за гобеленом притаился сам Клавдий, и Гамлет пронзает шевелящийся покров своим клинком. Убитым оказывается Полоний, подслушивавший разговор.

Пользуясь предлогом, Клавдий решает отослать наследника прочь из страны, пока преступление его не забудется. Он отправляет его, вместе с Розенкранцем и Гильденстерном, на корабль, идущий в Англию. Король пишет тайное письмо правителю Британии с просьбой немедленно казнить подателя этого послания. По дороге к морю, Гамлет видит норвежское войско Фортинбраса, марширующее отстаивать клочок ничейной земли. Принца поражает, сколько сил тратит другой человек ради никчемной цели, а он сам до сих пор не выполнил свою миссию.

Офелия теряет рассудок после смерти Полония. Лаэрт, вернувшийся в страну для мести, поднимает мятеж и захватывает замок, но Клавдий убеждает юношу, что настоящий враг - Гамлет. Вид сестры трогает Лаэрта, разжигает в нем ненависть к принцу.

Корабль Гамлета захватывают пираты, а его самого высаживают обратно на датской земле. Клавдий получает известия об этом и уговаривает Лаэрта на поединок с принцем, к которому они подготовятся заранее. Между тем, Офелию находят утонувшей в реке.

Утром перед похоронами Гамлет проходит по кладбищу, где могильщики копают землю для гроба Офелии, выбрасывая старые кости. Принц обнаруживает череп старого шута Йорика, в монологе, обращенном к Горацию, Гамлет рассуждает о скоротечности и тщете жизни.

Появляется траурная процессия. Спрятавшись, Гамлет слушает погребальные речи и так узнает, что хоронят Офелию. Когда Лаэрт бросается на гроб с криками, Гамлет вытаскивает его из могилы. Начинается ссора, ее договариваются уладить дуэлью.

На следующий день Гамлет пытается извиниться перед Лаэртом, но тот не желает отказываться от мести. В руке Лаэрта отравленная рапира, он ранит ею принца, однако в пылу боя дерущиеся меняются оружием, и сам Лаэрт тоже получает опасную царапину. Гертруда отпивает глоток из кубка, предназначенного Гамлету. В нем - яд, который бросил туда Клавдий, и она умирает. Гамлет требует найти виновного, Лаэрт признается ему во всем, после чего принц закалывает Клавдия. На смертном одре Гамлет и Лаэрт мирятся. Гораций собирается допить ядовитое питье, но Гамлет убеждает его рассказать людям обо всем случившимся.

В произведении Шукшина Миль пардон, мадам автор рассказывает о пьянице и балагуре Броньке Пупкове. Его отличительной чертой было то, что он очень любил приврать. Любимым выражением Пупкова было

  • Краткое содержание Короленко В дурном обществе

    Произведение Владимира Короленко носит весьма необычное название-"В дурном обществе". Речь в повести идет про сына судьи, который начал дружить с бедными детьми. Главный герой по началу не имел представления

  • Краткое содержание Бальзак Человеческая комедия

    Произведение писателя представляет собой цикл романов и новелл, соединенных между собой одной тематикой о жизни французского общества периода девятнадцатого века.

  • Краткое содержание Княгиня Лиговская Лермонтова

    События разворачиваются в Санкт-Петербурге. Некое чиновное лицо, попав на одной из улиц под колеса повозки, замечает обидчика, которым является молодой не бедный Григорий Александрович Печорин.

  • Площадь перед замком в Эльсиноре. На страже Марцелл и Бернард, датские офицеры. К ним позднее присоединяется Горацио, учёный друг Гамлета, принца Датского. Он пришёл удостовериться в рассказе о ночном появлении призрака, схожего с датским королём, недавно умершим. Горацио склонен считать это фантазией. Полночь. И грозный призрак в полном военном облачении появляется. Горацио потрясён, он пытается с ним заговорить. Горацио, размышляя над увиденным, считает появление призрака знаком «каких-то смут для государства». Он решает рассказать о ночном видении принцу Гамлету, прервавшему ученье в Виттенберге в связи с внезапной кончиной отца. Скорбь Гамлета усугубляет то, что мать вскорости после смерти отца вышла замуж за его брата. Она, «башмаков не износив, в которых шла за гробом», бросилась в объятия человека недостойного, «плотный сгусток мяса». Душа Гамлета содрогнулась: «Каким докучным, тусклым и ненужным, / Мне кажется, все, что ни есть на свете! О мерзость!»

    Горацио поведал Гамлету о ночном призраке. Гамлет не колеблется: «Дух Гамлета в оружье! Дело плохо; / Здесь что-то кроется. Скорей бы ночь! / Терпи, душа; изоблачится зло, / Хотя б от глаз в подземный мрак ушло».

    Призрак отца Гамлета поведал о страшном злодеянии.

    Когда король мирно отдыхал в саду, его брат влил ему в ухо смертельный сок белены. «Так я во сне от братственной руки / Утратил жизнь, венец и королеву». Призрак просит Гамлета отомстить за него. «Прощай, прощай. И помни обо мне» - с этими словами призрак удаляется.

    Мир перевернулся для Гамлета... Он клянётся отомстить за отца. Он просит друзей хранить в тайне эту встречу и не удивляться странности его поведения.

    Тем временем ближний вельможа короля Полоний отправляет своего сына Лаэрта на учёбу в Париж. Тот даёт свои братские наставления сестре Офелии, и мы узнаем о чувстве Гамлета, от которого Лаэрт остерегает Офелию: «Он в подданстве у своего рожденья; / Он сам себе не режет свой кусок, / Как прочие; от выбора его / Зависят жизнь и здравье всей державы».

    Его слова подтверждает и отец - Полоний. Он запрещает ей проводить время с Гамлетом. Офелия рассказывает отцу, что к ней приходил принц Гамлет и был он как будто не в себе. Взяв её за руку, «он издал вздох столь скорбный и глубокий, / Как если бы вся грудь его разбилась и гасла жизнь». Полоний решает, что странное поведение Гамлета в последние дни объясняется тем, что он «безумен от любви». Он собирается рассказать об этом королю.

    Король, совесть которого отягощена убийством, обеспокоен поведением Гамлета. Что кроется за ним - сумасшествие? Или что иное? Он призывает Розенкранца и Гильдестерна, в прошлом друзей Гамлета, и просит их выведать у принца его тайну. За это он обещает «монаршью милость». Приходит Полоний и высказывает предположение, что безумство Гамлета вызвано любовью. В подтверждение своих слов он показывает письмо Гамлета, взятое им у Офелии. Полоний обещает послать дочь на галерею, где часто гуляет Гамлет, чтобы удостовериться в его чувствах.

    Розенкранц и Гильдестерн безуспешно пытаются выведать тайну принца Гамлета. Гамлет понимает, что они подосланы королём.

    Гамлет узнает, что приехали актёры, столичные трагики, которые ему так нравились прежде, и ему приходит в голову мысль: использовать актёров для того, чтобы убедиться в виновности короля. Он договаривается с актёрами, что они будут играть пьесу о гибели Приама, а он туда вставит два-три стиха своего сочинения. Актёры согласны. Гамлет просит первого актёра прочесть монолог об убиении Приама. Актёр читает блистательно. Гамлет взволнован. Поручая актёров заботам Полония, он в одиночестве размышляет. Он должен знать точно о преступлении: «Зрелище - петля, чтоб заарканить совесть короля».

    Король расспрашивает Розенкранца и Гильдестерна об успехах их миссии. Они признаются, что не сумели ничего выведать: «Расспрашивать себя он не даёт / И с хитростью безумства ускользает...»

    Они же докладывают королю, что приехали бродячие актёры, и Гамлет приглашает на представление короля и королеву.

    Гамлет прогуливается в одиночестве и произносит, размышляя, свой знаменитый монолог: «Быть или не быть - таков вопрос...» Почему мы так держимся за жизнь? В которой «глумленье века, гнёт сильного, насмешка гордеца». И сам отвечает на свой вопрос: «Страх чего-то после смерти - / Безвестный край, откуда нет возврата / Земным скитальцам» - смущает волю.

    Полоний подсылает Офелию к Гамлету. Гамлет быстро понимает, что их разговор подслушивают и что Офелия пришла по наущению короля и отца. И он разыгрывает роль сумасшедшего, даёт ей совет идти в монастырь. Прямодушная Офелия убита речами Гамлета: «О, что за гордый ум сражён! Вельможи, / Бойца, учёного - взор, меч, язык; / Цвет и надежда радостной державы, / Чекан изящества, зерцало вкуса, / Пример примерных - пал, пал до конца!» Король же удостоверяется, что не любовь причина расстройства принца. Гамлет просит Горацио наблюдать за королём во время спектакля. Начинается представление. Гамлет по ходу пьесы её комментирует. Сцену отравления он сопровождает словами: «Он отравляет его в саду ради его державы. / Его зовут Гонзаго Сейчас вы увидите, как убийца снискивает любовь Гонзаговой жены».

    Во время этой сцены король не выдержал. Он встал. Начался переполох. Полоний потребовал прекратить игру. Все уходят. Остаются Гамлет и Горацио. Они убеждены в преступлении короля - он выдал себя с головой.

    Возвращаются Розенкранц и Гильдестерн. Они объясняют, как огорчён король и как недоумевает королева по поводу поведения Гамлета. Гамлет берет флейту и предлагает Гильдестерну сыграть на ней. Гильдестерн отказывается: «Я не владею этим искусством». Гамлет говорит с гневом: «Вот видите, что за негодную вещь вы из меня делаете? На мне вы готовы играть, вам кажется, что мои лады вы знаете...»

    Полоний зовёт Гамлета к матери - королеве.

    Короля мучит страх, терзает нечистая совесть. «О, мерзок грех мой, к небу он смердит!» Но он уже совершил преступление, «грудь его чернее смерти». Он встаёт на колени, пытаясь молиться.

    В это время проходит Гамлет - он идёт в покои матери. Но он не хочет убивать презренного короля во время молитвы. «Назад, мой меч, узнай страшней обхват».

    Полоний прячется за ковром в покоях королевы, чтобы подслушать разговор Гамлета с матерью.

    Гамлет полон негодования. Боль, терзающая его сердце, делает дерзким его язык. Королева пугается и вскрикивает. Полоний обнаруживает себя за ковром, Гамлет с криком «Крыса, крыса», пронзает его шпагой, думая, что это король. Королева умоляет Гамлета о пощаде: «Ты мне глаза направил прямо в душу, /И в ней я вижу столько чёрных пятен, / Что их ничем не вывести...»

    Появляется призрак... Он требует пощадить королеву.

    Королева не видит и не слышит призрака, ей кажется, что Гамлет разговаривает с пустотой. Он похож на безумца.

    Королева рассказывает королю о том, что в припадке безумия Гамлет убил Полония. «Он плачется о том, что совершил». Король решает немедленно отправить Гамлета в Англию в сопровождении Розенкранца и Гильдестерна, которым будет вручено тайное письмо Британцу об умерщвлении Гамлета. Полония он решает тайно похоронить, чтобы избежать слухов.

    Гамлет и его друзья-предатели спешат на корабль. Они встречают вооружённых солдат. Гамлет расспрашивает их, чьё войско и куда идёт. Оказывается, это войско Норвежца, которое идёт воевать с Польшей за клочок земли, который «за пять дукатов» жалко взять в аренду. Гамлет поражается тому, что люди не могут «уладить спор об этом пустяке».

    Этот случай для него - повод к глубоким рассуждениям о том, что его мучит, а мучит его собственная нерешительность. Принц Фортинбрас «ради прихоти и вздорной славы» посылает на смерть двадцать тысяч, «как в постель», так как задета его честь. «Так как же я, - восклицает Гамлет, - я, чей отец убит, / чья мать в позоре» и живу, твердя «так надо сделать». «О мысль моя, отныне ты должна кровавой быть, иль прах тебе цена».

    Узнав о гибели отца, тайком, из Парижа возвращается Лаэрт. Его ждёт и другая беда: Офелия под бременем горя - смерти отца от руки Гамлета - сошла с ума. Лаэрт жаждет мести. Вооружённый, он врывается в покои короля. Король называет Гамлета виновником всех несчастий Лаэрта. В это время гонец приносит королю письмо, в котором Гамлет сообщает о своём возвращении. Король в недоумении, он понимает, что-то произошло. Но тут же у него созревает новый гнусный план, в который он вовлекает вспыльчивого, недалёкого Лаэрта.

    Он предлагает устроить поединок между Лаэртом и Гамлетом. А чтоб убийство состоялось наверняка, конец шпаги Лаэрта смазать смертельным ядом. Лаэрт согласен.

    Королева со скорбью сообщает о гибели Офелии. Она «старалась по ветвям развесить свои венки, коварный сук сломался, она упала в рыдающий поток».

    Двое могильщиков роют могилу. И пробрасываются шуточками.

    Появляются Гамлет и Горацио. О тщете всего живого рассуждает Гамлет. «Александр (Македонский. - Е. Ш.) умер, Александра похоронили, Александр превращается в прах; прах есть земля; из земли делают глину; и почему этой глиной, в которую он обратился, не могут заткнуть пивную бочку?»

    Приближается похоронная процессия. Король, королева, Лаэрт, двор. Хоронят Офелию. Лаэрт прыгает в могилу и просит закопать его вместе с сестрой, фальшивой ноты не выносит Гамлет. Они схватываются с Лаэртом. «Её любил я; сорок тысяч братьев / всем множеством своей любви со мною не уравнялись бы», - в этих знаменитых словах Гамлета подлинное, глубокое чувство.

    Король их разнимает. Его не устраивает непредсказуемый поединок. Он напоминает Лаэрту: «Будь терпелив и помни о вчерашнем; / Мы двинем дело к быстрому концу».

    Горацио и Гамлет одни. Гамлет рассказывает Горацио, что ему удалось прочесть письмо короля. В нем содержалась просьба немедленно казнить Гамлета. Провидение хранило принца, и, воспользовавшись печаткой отца, он подменил письмо, в котором написал: «Подателей немедля умертвить». И с этим посланием Розенкранц и Гильдестерн плывут навстречу своей гибели. На корабль напали разбойники, Гамлет попал в плен и был доставлен в Данию. Теперь он готов к мщению.

    Появляется Озрик - приближённый короля - и сообщает о том, что король побился об заклад, что Гамлет победит Лаэрта в поединке. Гамлет соглашается на поединок, но на сердце у него тяжесть, оно предчувствует ловушку.

    Перед поединком он просит извинения у Лаэрта: «Мой поступок, задевший вашу честь, природу, чувство, / - Я это заявляю, - был безумным».

    Король приготовил для верности ещё одну западню - он поставил кубок с отравленным вином, чтоб дать его Гамлету, когда тот захочет пить. Лаэрт ранит Гамлета, они меняются рапирами, Гамлет ранит Лаэрта. Королева выпивает отравленное вино за победу Гамлета. Король не сумел её остановить. Королева умирает, но успевает сказать: «О, Гамлет мой, - питье! Я отравилась». Лаэрт признается Гамлету в предательстве: «Король, король виновен...»

    Гамлет отравленным клинком поражает короля, и сам умирает. Горацио хочет допить отравленное вино, чтобы последовать за принцем. Но умирающий Гамлет просит: «Дыши в суровом мире, чтоб мою / Поведать повесть». Горацио сообщает Фортинбрасу и английским послам о произошедшей трагедии.

    Фортинбрас даёт распоряжение: «Пусть Гамлета поднимут на помост, как воина...»

    В королевском замке Эльсинор, Дания, начинает появляться дух покойного короля, отца принца Гамлета. Придворные считают, что это предвещает бедствия для страны. Гамлет приезжает из Виттенберга на похороны и узнает, что его мать, королева Гертруда, уже вышла замуж за его дядю, хотя прошло чуть больше месяца со дня смерти мужа. Гамлет печалится об отце и удивлен непостоянству женщин. В замке он встречает своего друга Горацио, который рассказывает ему о призраке. Гамлет хочет увидеть его. В полночь Гамлет и Горацио видят на террасе дух короля, который манит принца за собой. Несмотря на уговоры, Гамлет идет за духом, чтобы пообщаться с ним наедине. Дух рассказывает принцу, что король умер не от укуса змеи, как объявлено официально, а от того, что его брат, влюбленный в королеву, и, желая занять трон, влил ему в ухо отраву, когда он спал в саду, от чего он и умер. Дух заклинает Гамлета отомстить убийце, но не трогать мать. Наступает утро и он уходит. От друзей Гамлет требует клятву молчать о ночном происшествие и обдумывает план мести.
    Лаэрт, сын придворного Полония, собирается уезжать во Францию и предупреждает свою сестру Офелию, которая принимает знаки внимания Гамлета, не слишком ему доверять. Отец так же против встреч дочери с принцем. Она обещает прислушаться к их словам.
    После встречи с Гамлетом, Офелия рассказывает отцу, что принц странно вел себя при разговоре с ней. Полоний делает вывод, что Гамлет тронулся рассудком из-за смерти отца и от того, что Офелия стала отвергать его любовь. Он идет сообщить королю и королеве о безумие принца и предлагает устроить встречу дочери и Гамлета, а они, спрятавшись, услышат их разговор и получат доказательства его рассказа. Король так же посылает к принцу двух придворных, чтобы они в разговорах с ним оценили его состояние. Гамлет делает вид, что он действительно сошел с ума, при встрече с Офелией он так же ведет себя как безумец. Король и Полоний наблюдают их встречу, а выслушав доклад придворных, король решает отправить Гамлета в Англию, думая, что новые впечатления помогут принцу обрести душевное равновесие. В это время в замок приезжают комедианты и Гамлет просит их разыграть пьесу, которую он сочинил. Пьеса повествует об обстоятельствах убийства короля и последующей женитьбе убийцы на королеве. На представлении присутствует весь двор. Во время сцены в саду, король в ужасе убегает, это окончательно убеждает Гамлета, что он действительно убил его отца. Полоний сообщает Гамлету, что королева хочет поговорить с сыном, а сам он намеревается подслушать их разговор, спрятавшись за занавесом, и доложить королю. Гамлет обвиняет мать в том, что она предала память его отца и слишком поспешно вышла замуж за его убийцу. В пылу разговора мать вскрикивает, думая что сын хочет убить ее. Полоний за занавесом зовет помощь, а Гамлет пронзает его шпагой, думая что там находится король. Увидев Полония, он сожалеет о своем поступке. Он уносит тело придворного и прячет. Королева рассказывает мужу о происшедшем в ее покоях. Он начинает еще больше опасаться Гамлета и торопится отправить его в Англию в сопровождение придворных Розенкранца и Гильденстерна, которым дает письмо для передачи королю Англии. Король приказывает найти тело Полония и похоронить его. Офелия, узнав о смерти отца, теряет рассудок. Лаэрт возвращается из Франции и во главе мятежников врывается в покои короля, требуя назвать имя убийцы отца. Король рассказывает, как погиб Полоний и объясняет, что сам не мог наказать убийцу, потому что его слишком любит мать королева и народ. Лаэрт горит желанием отомстить Гамлету за убийство отца, которое стало также причиной безумия любимой сестры. Король просит его дождаться удобного момента и обещает свое содействие.
    К Горацио приходят моряки и приносят письмо от Гамлета, где он пишет, что на пути в Англию на них напали пираты, он оказался на их корабле и они высадили его опять в Дании. Принц объясняет, где они могут встретиться. Король также получает письмо от Гамлета о том, что он снова на родине и король с Лаэртом обдумывают план расправы с принцем. Король хочет устроить поединок Гамлета с Лаэртом, причем дать принцу тупую рапиру, а его противнику острую и смазанную ядом. На всякий случай будет приготовлен кубок с отравленным вином, чтобы дать Гамлету выпить.

    Безумная Офелия, блуждая по берегу водоема, тонет. Во время ее похорон, Гамлет, который вместе с Горацио оказался на кладбище, вступает в схватку с Лаэртом, но король приказывает разнять их. Гамлет рассказывает Горацио, что во время плавания в Англию, он вскрыл письма, которые везли придворные короля и узнал, что там содержится просьба к королю Англии казнить его. Он заменил это письмо на другое, в котором написано, что нужно казнить людей, которые принесут его.
    К Гамлету приходит придворный и передает пожелание короля увидеть поединок принца и Лаэрта. Гамлет много упражнялся в фехтовании и уверен в своих силах. В присутствие всего королевского двора поединок начинается. Гамлет ранит противника. Король видит это и предлагает принцу выпить вина, но тот отказывается. Бокал берет королева и пьет за победу сына. Лаэрт ранит Гамлета отравленной рапирой, но затем в пылу схватки они меняются оружием и Гамлет ранит Лаэрта. Королева умирает со словами, что питье отравлено. Умирающий Лаэрт признается принцу, что клинок и вино были отравлены. Разгневанный Гамлет закалывает короля отравленным оружием. Перед смертью Лаэрт просит принца простить друг друга. Они мирятся. Гамлет чувствует, что умирает. Он просит Горацио, который хочет допить яд, чтобы умереть вместе с другом, не делать этого, а остаться жить и рассказать всем их трагическую историю.