Оставь надежду всяк сюда входящий где написано. См

Множество крылатых фраз, которые мы слышим каждый день, пришли в наш язык из латинского языка. Сегодня мы расскажем о 6 выражениях, которые вы наверняка слышали, но не знаете их историю.

1 Оставь надежду всяк сюда входящий

Desine sperare qui hic intras - Оставь надежду всяк сюда входящий.

Распространение эта фраза получила после того как стала завершающими словами в «Божественной комедии» Данте Алигьери. Эта надпись была размещена над вратами Ада в его произведении, а в будущем фигурировала у многих других поэтов и писателей: у Пушкина («Евгений Онегин»), Чехова («Циник»), даже Ленина, который включил фразу в свою статью.

На сегодняшний день эту фразу можно слышать во многих фильмах, сериалах и прочитать на страницах разных книг. Чаще всего её используют или в ироническом ключе, или чтобы подчеркнуть, что положение действительно безвыходное, и лучше сразу оставить надежду.

2 Адвокат Дьявола

Advocatus diaboli - Адвокат Дьявола. Нет, мы не говорим о фильме с Киану Ривзом. Когда зародилась эта фраза, даже его родителей не было в планах. Изначально адвокат Дьявола – это должность в католической церкви. Такие люди занимались тем, что искали документы против того, чтобы причислить умершего монаха к лику святых. В их обязанности входило копаться в архивах, искать свидетельства того, что усопший не был так чист, как хотелось бы. Если же адвокат дьявола не находил достаточных доказательств, беатификация (то есть, возведение в лик святых) проходила успешно.

Сегодня «адвокатом Дьявола» мы называем человека, который поддерживает заведомо плохое решение в споре. Он намеренно выставляет это в хорошем свете, стараясь привлечь людей на свою сторону.

3 С нами Бог

Deus vult - С нами Бог. Ещё одна фраза, которая пришла к нам из церкви. Deus Vult использовалась Папой Урбаном II во время Первого крестового похода. Позже этот клич «подхватили» и другие крестоносцы, а ещё спустя немного времени фраза стала использоваться в разных странах, правда, с переводом. Теперь Deus Vult ассоциируется с крестоносцами почти так же, как и костры Инквизиции.

На сегодняшний день эта фраза используется в СМИ для обозначения альтернативного правого движения, является девизом Ордена Святого Гроба Господнего Иерусалимского.

4 Деньги не пахнут

Писатель, историк Гай Светоний Транквилл

Aes non olet - Деньги не пахнут. Да, вы удивитесь, но эта фраза тоже пришла к нам из латыни. По легенде, римский император Веспасиан произнес её во время получения налогов на общественные туалеты. Обращена она была к Титу, его сыну, который этого действа не понимал. Гай Транквилл, древнеримский историк и философ, описывает эту ситуацию в своей книге. Прямым текстом там ничего не сказано и речь императора была передана косвенно: «…тот взял монету из первой прибыли, поднёс к его носу и спросил, воняет ли она».

Сегодня фразу «деньги не пахнут» используют, когда имеется ввиду не совсем честный способ дохода. Она характеризует обстоятельства, когда человек не пренебрегает никакими способами в достижении богатства.

5 Пришел, увидел, победил

Император Гай Юлий Цезарь

Veni vidi vici - Пришел, увидел, победил. Знаменитые слова, произнесенные Юлием Цезарем в Риме, когда тот рассказывал о своих военных успехах на Западе. Сказаны они были после того как Цезарь в третий раз одержал победу в Понтийском царстве, но на этот раз римский консул праздновал не победу как таковую, а то, что одержана она была очень быстро, Цезарь буквально «пришел, увидел и победил».

Сегодня смысл фразы не изменился. Её используют, когда говорят о быстром триумфе, на который не было затрачено много сил.

6 Знание – сила

Художник Фрэнсис Бэкон

Scientia est potential - Знание — сила. Авторство этой фразы довольно спорно. Есть как минимум три претендента на авторство, но из-за неточностей перевода мы до сих пор так и не знаем кто же был первым, кто это сказал. Впервые фраза встречается ещё в старой арабской книге «Путь красноречия». Позже фраза была использована Фрэнсисом Бэконом и Томасом Гоббсом. В любом случае «Знание – сила» означает только одно – то, что знание – и есть сила.

«Оставь надежду, всяк сюда входящий» - концовка надписи, размещённой над вратами ада в «Божественной комедии» , созданной Данте Алигьери в 1307-1321 годах («Ад», песнь 3, строфа 3). Оригинальное выражение - итал. «Lasciate ogni speranza, voi ch"entrate» , буквально переводится как: «Оставьте всякую надежду вы, входящие».

Полный текст надписи над воротами ада (пер. М. Лозинского), гласит:

Варианты фразы на некоторых языках

  • итал. Lasciate ogni speranza, voi ch’entrate
  • нем. Lasst alle Hoffnung fahren, die ihr hier eintretet

Символическое значение

Слова «Оставь надежду…» стали мемом , символизирующим ворота ада как границу, пересекая которую «…входят в скорбный град к мученьям, … входят к муке вековой» .

Также иногда это выражение используют для обозначения чего-то безнадёжного и несбыточного .

Влияние на культуру

На протяжении столетий «Божественная комедия» является мощной отправной точкой для творчества художников, поэтов, философов, политиков. Не удивительно, что многие её сюжеты, и, в частности, тема своеобразной границы света и тьмы - ворот ада с предупреждающим надвратным текстом, наряду с темой безнадёжности определённых намерений, использовались достаточно широко. Например:

  • А. С. Пушкин (роман в стихах «Евгений Онегин», гл. 3. строфа 22):

Напишите отзыв о статье "Оставь надежду, всяк сюда входящий"

Примечания

Отрывок, характеризующий Оставь надежду, всяк сюда входящий

Во втором часу заложенные и уложенные четыре экипажа Ростовых стояли у подъезда. Подводы с ранеными одна за другой съезжали со двора.
Коляска, в которой везли князя Андрея, проезжая мимо крыльца, обратила на себя внимание Сони, устраивавшей вместе с девушкой сиденья для графини в ее огромной высокой карете, стоявшей у подъезда.
– Это чья же коляска? – спросила Соня, высунувшись в окно кареты.
– А вы разве не знали, барышня? – отвечала горничная. – Князь раненый: он у нас ночевал и тоже с нами едут.
– Да кто это? Как фамилия?
– Самый наш жених бывший, князь Болконский! – вздыхая, отвечала горничная. – Говорят, при смерти.
Соня выскочила из кареты и побежала к графине. Графиня, уже одетая по дорожному, в шали и шляпе, усталая, ходила по гостиной, ожидая домашних, с тем чтобы посидеть с закрытыми дверями и помолиться перед отъездом. Наташи не было в комнате.
– Maman, – сказала Соня, – князь Андрей здесь, раненый, при смерти. Он едет с нами.
Графиня испуганно открыла глаза и, схватив за руку Соню, оглянулась.
– Наташа? – проговорила она.
И для Сони и для графини известие это имело в первую минуту только одно значение. Они знали свою Наташу, и ужас о том, что будет с нею при этом известии, заглушал для них всякое сочувствие к человеку, которого они обе любили.
– Наташа не знает еще; но он едет с нами, – сказала Соня.
– Ты говоришь, при смерти?
Соня кивнула головой.
Графиня обняла Соню и заплакала.
«Пути господни неисповедимы!» – думала она, чувствуя, что во всем, что делалось теперь, начинала выступать скрывавшаяся прежде от взгляда людей всемогущая рука.
– Ну, мама, все готово. О чем вы?.. – спросила с оживленным лицом Наташа, вбегая в комнату.
– Ни о чем, – сказала графиня. – Готово, так поедем. – И графиня нагнулась к своему ридикюлю, чтобы скрыть расстроенное лицо. Соня обняла Наташу и поцеловала ее.
Наташа вопросительно взглянула на нее.
– Что ты? Что такое случилось?
– Ничего… Нет…
– Очень дурное для меня?.. Что такое? – спрашивала чуткая Наташа.
Соня вздохнула и ничего не ответила. Граф, Петя, m me Schoss, Мавра Кузминишна, Васильич вошли в гостиную, и, затворив двери, все сели и молча, не глядя друг на друга, посидели несколько секунд.
Граф первый встал и, громко вздохнув, стал креститься на образ. Все сделали то же. Потом граф стал обнимать Мавру Кузминишну и Васильича, которые оставались в Москве, и, в то время как они ловили его руку и целовали его в плечо, слегка трепал их по спине, приговаривая что то неясное, ласково успокоительное. Графиня ушла в образную, и Соня нашла ее там на коленях перед разрозненно по стене остававшимися образами. (Самые дорогие по семейным преданиям образа везлись с собою.)
На крыльце и на дворе уезжавшие люди с кинжалами и саблями, которыми их вооружил Петя, с заправленными панталонами в сапоги и туго перепоясанные ремнями и кушаками, прощались с теми, которые оставались.
Как и всегда при отъездах, многое было забыто и не так уложено, и довольно долго два гайдука стояли с обеих сторон отворенной дверцы и ступенек кареты, готовясь подсадить графиню, в то время как бегали девушки с подушками, узелками из дому в кареты, и коляску, и бричку, и обратно.
– Век свой все перезабудут! – говорила графиня. – Ведь ты знаешь, что я не могу так сидеть. – И Дуняша, стиснув зубы и не отвечая, с выражением упрека на лице, бросилась в карету переделывать сиденье.
– Ах, народ этот! – говорил граф, покачивая головой.
Старый кучер Ефим, с которым одним только решалась ездить графиня, сидя высоко на своих козлах, даже не оглядывался на то, что делалось позади его. Он тридцатилетним опытом знал, что не скоро еще ему скажут «с богом!» и что когда скажут, то еще два раза остановят его и пошлют за забытыми вещами, и уже после этого еще раз остановят, и графиня сама высунется к нему в окно и попросит его Христом богом ехать осторожнее на спусках. Он знал это и потому терпеливее своих лошадей (в особенности левого рыжего – Сокола, который бил ногой и, пережевывая, перебирал удила) ожидал того, что будет. Наконец все уселись; ступеньки собрались и закинулись в карету, дверка захлопнулась, послали за шкатулкой, графиня высунулась и сказала, что должно. Тогда Ефим медленно снял шляпу с своей головы и стал креститься. Форейтор и все люди сделали то же.
– С богом! – сказал Ефим, надев шляпу. – Вытягивай! – Форейтор тронул. Правый дышловой влег в хомут, хрустнули высокие рессоры, и качнулся кузов. Лакей на ходу вскочил на козлы. Встряхнуло карету при выезде со двора на тряскую мостовую, так же встряхнуло другие экипажи, и поезд тронулся вверх по улице. В каретах, коляске и бричке все крестились на церковь, которая была напротив. Остававшиеся в Москве люди шли по обоим бокам экипажей, провожая их.
Наташа редко испытывала столь радостное чувство, как то, которое она испытывала теперь, сидя в карете подле графини и глядя на медленно подвигавшиеся мимо нее стены оставляемой, встревоженной Москвы. Она изредка высовывалась в окно кареты и глядела назад и вперед на длинный поезд раненых, предшествующий им. Почти впереди всех виднелся ей закрытый верх коляски князя Андрея. Она не знала, кто был в ней, и всякий раз, соображая область своего обоза, отыскивала глазами эту коляску. Она знала, что она была впереди всех.
В Кудрине, из Никитской, от Пресни, от Подновинского съехалось несколько таких же поездов, как был поезд Ростовых, и по Садовой уже в два ряда ехали экипажи и подводы.

"Живешь на свете в полной уверенности, что ты – царь и повелитель собственной вселенной, да так оно, в общем, и есть. Но твою разумную и упорядоченную вселенную от хаоса отделяет одна лишь тонюсенькая стеклянная перегородка, и ты плаваешь в этом хрупком аквариуме пучеглазой, испуганной рыбкой. А потом случается что-то, над чем ты не властен и о чем даже не имеешь представления – и аквариум разлетается вдребезги, рыбка бьется среди стеклянных осколков, бессмысленно раздувая жабры. Только что ты был хозяином своей судьбы, исследователем тайн историй, сторонником здорового образа жизни и патриотом окружающей среды, ты вынашивал честолюбивые планы на будущее и твердо знал, что следующий Новый Год будешь встречать на вулканическом острове Тенерифе, а потом хаос чуть-чуть, совсем слегка коснулся тебя своим безумным, обжигающим дыханием, и стекло треснуло."

Борис Акунин, "Алтын-толобас"


А вы знаете, кто такие недопедофилы? Что? Родственники неперепилов? Нет, не верно. Я расскажу, кто это. И вы удивитесь, как легко им может стать совершенно любой человек, даже лично вы. Причем это не зависит ни от уровня компьютерной грамотности человека, ни от его интересов, предпочтений в чем бы то ни было, ни от возраста или пола, ни от вероисповедания, ни от страны проживания. Вообще ни от чего не зависит. Достаточно того, что вы пользовались компьютером, который подключен к сети Интернет. Остальное не важно.

Сразу оговорюсь: целью этой статьи не является задача напугать вас или только проманипулировать вашим эмоциональным состоянием. Желание автора лишь в том, чтобы предупредить читателя о том, что нормальному человеку даже в голову не придет (пока не будет поздно), но что реально существует и может грозить при бездумном использовании компьютера и сети Интернет. Итак, начнем.

Как вы относитесь к торрент-трекерам? Ну, знаете, где всякие там нелицензионные фильмы, взломанный софт для компьютера, музыка и прочие игры? Встречаются там и другие материалы – например, книги, учебные материалы, фотографии всякие, опять же. Среди фотографий бывают обои для рабочего стола на компьютере, а бывает то, что называется "клубничка" - всякого рода фоточки со сценами сексуального характера. Видео тоже, конечно, есть, не только фото.

Оставь надежду всяк, сюда входящий.

Так написал Данте над вратами вымышленного им ада. Сколько существует человечество, столько не дает людям покоя вопрос, что будет с человеком после смерти, особенно - что ждет человека в качестве расплаты за его злодеяния.

Хочется сказать, сколько народов, культур, столько и моделей ада. И это не совсем так: не только у каждого народа, но и у каждого человека своя модель ада, отражающая его представление о том, кого и за какие провинности нужно карать.

Первые задумки ада появились еще в древнем Египте: по преданиям умерший человек попадал на суд бога Осириса. Осирис клал на одну чашу весов сердце человека, на другую - перышко ибиса. Если злые дела человека перевесят перышко, то Осирис бросает сердце чудовищу с телом льва и головой крокодила.

Здесь мы еще не видим жестоких и извращенных наказаний за грехи при жизни. А вот в древнегреческом Аиде, царстве мертвых, наблюдается картина уже более изысканных возмездий. Например, миф о Тантале, богатом царе, любимце богов. При жизни он часто поднимался на Олимп, пировал с богами, считал себя равным богам. За это после смерти боги жестоко посмеялись над Танталом. В царстве мертвых его постоянно мучили голод и жажда, но стоило Танталу наклониться к кристально чистой воде родника, как родник исчезал, а стоило протянуть руку за спелыми плодами на ветках, как ветви поднимались высоко-высоко. Но не только голод и жажда истязали Тантала, к ним добавлялся вечный страх: над Танталом нависала огромная скала, готовая рухнуть на него в любой момент.

В греческой и римской мифологии боги карали человека не только после смерти, но порой и при жизни, могли превратить в какое-нибудь чудовище, и.т.д.

Примечательно, что в языческих верованиях в ад попадали не преступники и грешники, а… обычные люди, все, кроме воинов. Воины после смерти оказывались в очень своеобразном раю, где ночи проводили в веселых пирах, а дни - в сражениях. В глубокой древности такая картина мира была приятна нашим воинственным предкам, позже, с развитием земледелия, скотоводства, мирный крестьянин стал искать менее агрессивные религии. Например, христианство.

Больше всего фантазий породил миф о христианском аде и христианских демонах возмездия. Христиане верят, что грешников в аду ждет «мука вечная». И увидят трупы людей, отступивших от Меня, ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет, и будут они мерзостью для всякой плоти. В Библии, например, есть легенда, как дева Мария после смерти попросила ангелов показать ей ад, поочередно летала с ангелами на север, на юг, на восток и на запад ада, видела муки грешников. Мария спрашивала ангелов, за что так истязают людей, просила для них пощады. Но ангелы рассказывали о злодеяниях грешников, и дева Мария говорила: «По вере их им и воздастся». Так клеветников в аду подвешивали за язык, лжесвидетелям рот наполняли огнем, лентяи лежат на ложах из огня, женщины, сделавшие аборт, кормили грудью змей. Все же дева Мария вымолила у бога право для грешников отдыхать от мук один раз в году.

Легенда про христианский ад породила множество последователей - писателей, поэтов, художников. Достаточно вспомнить Иеронима Босха, мастера изображать самых немыслимых чудовищ ада. В его аду людей распинают на музыкальных инструментах, обнаженные грешники сплетаются в неистовом танце с жуткими демонами, людей заживо едят крысы. Особенно Босх ненавидел обжор, нарисовал для них изощренное наказание: огромное чудище с головой птицы и поварским котлом на голове пожирает грешников-чревоугодников и испражняется ими в бездну. Жадных людей в аду Босха рвет золотыми монетами, убийц рвет кровью, и.т.д.

Христианские черти проказничали не только в аду, но и в мире живых, и грешников карали не только за явные злодеяния, но и за неосторожные слова. Есть легенда про девушку, которая поклялась выйти замуж за одного парня, сказала, пусть меня черти заберут, если я его обману. Но сердце красавицы склонно к измене, скоро девушка вышла замуж за другого. На свадьбе к ней подошел человек в черном, пригласил на танец, подхватил девушку, улетел с ней по воздуху, превратившись в демона. Через пару дней демоны вернулись в дом девушки, принесли ее подвенечное платье и фату, сказали, что они должны были забрать только грешницу, а ее одежду возвращают.

Другой человек пригласил в дом много гостей, наготовил угощения, а гости не смогли прийти. Тогда хозяин в сердцах воскликнул, так пусть все черти пожалуют ко мне! Через некоторое время к нему во двор стали приезжать всадники, заходить в дом, а из окон дома стали высовываться собачьи, коровьи и свиные головы на человеческих телах: это пожаловали черти. Они пили вино, угощались за накрытым столом, и целую неделю никакие молитвы не могли выгнать их из дома.

В немецком фольклоре есть легенда про дикого охотника: графа, который отличался свирепым нравом. Однажды он поехал на охоту, по пути затравил стадо коров, убил пастуха, разрушил монастырь в лесу, и.т.д. Возмездие было страшным, граф внезапно оказался один в темном лесу, без своих подданных, он не мог закричать, позвать на помощь. Разверзлась земля, толпы демонов вырвались из ада, погнались за охотником. Ночью они бегут по темному небу, днем - под землей, и так до скончания времен.

Иногда человеку удается обвести демонов вокруг пальца, оставить в дураках. У одного крестьянина жена была ведьмой, и летала на шабаш. Однажды муж попросил жену взять его с собой. На шабаше гости сели за накрытый стол, уставленный изысканными кушаньями, но все они были приготовлены без соли, так как демоны соль не едят. Крестьянин сказал, что он человек, и не может есть без соли, сию минуту ему подали солонку. Гость воскликнул - Слава Богу, вот и соль! Тут же вся нечистая сила исчезла, мужик оказался один в чистом поле, в незнакомой стране, и потом три месяца добирался до родного дома.

Каждый человек представляет ад по-своему: муки ада, грехи, за которые следует отправить в ад. Так Данте очень ловко и остроумно наказал всех своих врагов и недоброжелателей, написав «Божественную комедию». В ней Данте подробно расписывает, какому наказанию он хочет подвергнуть того или иного своего врага.

В первом круге ада - Лимбе - томятся души некрещеных младенцев и язычников, например, древнегреческих поэтов, философов, и.т.д.

Второй круг представляет собой вихрь, который носит по кругу души людей, подвергшихся безмерной страсти.

В третьем круге в грязи под дождем маются души обжор, в этот круг Данте поместил своего покойного друга Чакко.

В четвертом круге маются расточители и скупцы, туда Данте селит многих кардиналов.

В болоте пятого круга маются лентяи и гневливые люди.

В шестом круге в гробах горят еретики, туда Данте отправляет мучиться Фаринату, своего политического противника.

Там же, в шестом круге мается папа Анастасий, которого Данте записал в еретики.

В седьмом круге в кипящем кровью потоке варятся тираны и разбойники, с берега в них из луков стреляют Кентавры.

В восьмом круге Данте наказывает сводников и соблазнителей, их хлещут рогатые бесы, льстецов - они сидят в массе нечистот, а также духовники, торговавшие церковными должностями: их ноги, объятые пламенем, торчат из каменной стены. Там же маются прорицатели и колдуны, - со скрученными шеями.

Однако, описания ада у Данте не только ужасны, но порой и забавны: Данте рассказывает про кипящую смолу, в которой варятся взяточники, их терзают крючьями озорные черти, чтоб не высовывались. Данте дает чертям забавные имена: Косокрылый, Забияка, Собачий Зуд, Злохвост, и.т.д. Черти кривляются, сыплют непристойными шутками, в конце концов два черта подрались за право поддеть крючьями одного грешника, сами свалились в смолу. :))

Дальше Данте показывает лицемеров, на которых надели тяжелые свинцовые одежды. Воров, которых кусают ядовитые змеи, туда Данте помещает знакомого вора Ванни Фуччи, он украл ризницу и обвинил в краже другого.

Данте карает и коварных советчиков, превращает их в говорящее пламя. Наказывает вечным зудом алхимиков, например мастера Адама, который подмешивал медь в золотые монеты.

В девятом круге ада Данте показывает ледяное озеро Коцит, туда вмерзли люди, предавшие своих родных. Туда же Данте помещает злодея Альбериго, который в то время еще не умер. Но Данте говорит, что его тело еще живет, в душа за множество грехов уже свергнута в ад.

Наконец, на дне глубокой воронки ада из земли торчит Люцифер, властитель ада. У него три головы, три пасти, в каждой пасти он держит грешника: Кассия, Брута и Иуду. Данте рассказывает, что ад появился, когда Люцифер упал с небес на землю, низвергнутый богом, пробил в земле глубокую воронку, на склонах которой и расположились миры возмездия.

Самой интересной картиной ада мне кажутся миры возмездия в картине мира Даниила Андреева. В книге «Роза мира» Андреев пишет про параллельные миры, светлые и темные, окружающие нашу материальную землю, строит уникальную картину мира. Интересно, что Андреев сочетает древние предания (Рай, Ад, изгнание темных ангелов) и понятия современной науки (многомерные миры, энергетика, инопланетные персонажи, и.т.д.) В отличие от Данте, который не отрицал, что пишет пасквиль, Андреев уверял, что действительно видел параллельные миры, духов, демонов, общался с ними, входил в транс. По ночам, в тюрьмах и лагерях, Андреев путешествовал во сне по иным мирам, потом записывал свои впечатления, прятал от тюремщиков, чудом переправил свои записи на волю.

По Андрееву душа грешного человека становится тяжелой, пока человек жив, материальное тело поддерживает душу на Земле, как поплавок. Но после смерти грешная душа начинает опускаться в темные миры.

Уволакивают душу в ад блюстители кармы, жуткие прямоугольные твари с собачьими мордами, очень умные, но бесчувственные и безжалостные. Андреев пишет, что эти существа прибыли на Землю с других планет, из которых были изгнаны темные силы.

Первый слой ада называется Скривнус, сюда помещают тех, кто при жизни слишком много внимания уделял материальному, и слишком мало - духовному. Скривнус - это череда мрачных бараков, с одной стороны огороженная стеной, а с другой стороны - морем. Грешники целыми днями должны делать бессмысленную монотонную работу, до блеска натирать битую посуду, чинить рваные тряпки, которые никому не нужны, и.т.д. Работу люди получают от чудовищ, которые бросают вещи из-за стены.

Иногда на горизонте показывается черный корабль, причаливает к берегу, забирает в трюм людей, которым предстоит опуститься на более низкие круги ада.

Следующий круг ада называется Ладреф, здесь люди несут наказание за бездуховность, маловерие. Человек остается в полном одиночестве, но чувствует незримое присутствие других людей по их следам.

За Ладрефом следует Мород, царство мрака и тишины. Слабо фосфоресцирует почва и растения. Человек остается наедине с собой, снова и снова переживает память о своих земных злодеяниях, терзается муками совести. Пищей служат некоторые почвы, вокруг эфирного тела человека появляется что-то вроде светящейся одежды, похожей на лохмотья.

В следующий слой ада - Агр, - человек попадает, как бы проваливаясь в трясину, черное болото засасывает его все глубже. В Агре посреди черных испарений под темным небом светятся подобие земных городов. В Агре преобладает один цвет, даже не красный, а инфракрасный, который живой человек не способен увидеть. Грешники в Агре становятся похожими на пигмеев, гномов, с обнаженными уродливыми тельцами, они испытывают постоянный стыд за свое убожество. Пищей здесь служит плесень на стенах домов. Но не только стыд терзает их, но и страх: в Агре живут огромные хищники, - волгры, мешковатые, рыхлые, с серой ноздреватой кожей, с пустыми глазницами, лишенные рта. Волгры засасывают свои жертвы через поры кожи. Однако, в городах есть здания, куда волгры не подходят, где грешники могут ненадолго спрятаться: это храмы. У волгр не два, а три пола, мужская особь совокупляется с особью среднего рода, какое-то время она носит зародыш, потом передает женской особи.

Тот, кого сожрали волгры, возрождается в более низком слое ада - Буствиче. Тело человека в Буствиче напоминает испражнения, которые пожирают огромные белые человеко-черви, человек как бы гниет заживо, но не сгнивает дочиста.

Ниже Буствича находится Рафаг, там карают предателей и тех, кто служил тиранам ради собственной корысти. В Рафаге людей терзает мука вечного непрерывного истощения.

Шим-биг представляет собой медленный поток под высоким сводом туннеля. Души грешников теряют сходство с людьми, они похожи на темно-бурые клочья. Здесь людей терзает стыд за злодеяния при жизни и страх упасть в поток, унестись по течению в нижние миры.

Ниже Шим-бига расположен Дромн, наказание для атеистов, для тех, кто при жизни верил, что после смерти ничего не будет. Вот грешник и получает это самое «ничего» - бесконечную пустоту, небытие, в которой остается только сознание человека.

Мало-помалу грешник понимает, что он опускается куда-то все ниже и ниже, и вот уже видит бесконечного далеко внизу красноватое сияние. Это следующий слой, Фукабирн, раскаленная магма. Ниже Фукабирна находится Окрус, вязкое дно Фукабирна, в котором эфирное тело человека становится похожим на металлический шар. Сюда попадают люди, осуждавшие невинных, истязавшие беззащитных и детей. Андреев недаром так сурово наказывает тех, кто осуждал невинных, ведь он сам ни за что ни про что был брошен в сталинские лагеря.

Под Окрусом находится Гвэгр, неподвижная магма, и Укарвайр, магма бушующая. Там терзают тех, кто извратил высокие идеи, обманул миллионы людей (на мой взгляд, прямой намек на Сталина, которого Андреев осуждал за свои собственные страдания).

В Пропулк, твердую магму под Укарвайром Андреев отправляет Ежова и Берию, а также Малюту Скуратова и Робеспьера. Под Пропулком находится сверхтяжелая магма Ырл.

Дальше идут темные миры, расположенные в ядре планеты. Это Биаск, безвыходные пещеры, в которых черти терзают грешников, а тело человека напоминает животное. В Биаске карают тех, кто совратил много людей с пути праведного.

Ниже Биаска грешники маются в Амиуце, вертикальных щелях, здесь наказывают за сознательный садизм в огромных масштабах. Под Амиуцем - Ытрэч, царство вечной ночи, в Ытрэче отбывал наказание Иван Грозный.

В самом низу слоев ада находится особый слой, Журщ, созданный персонально для одного человека, - Иуды.

Ниже, под Журщем находится Суфэтх, Андреев называет его еще мировым кладбищем. Здесь находятся души, которые так сильно упорствовали во зле, что от них отвернулись собственные первоосновы, монады, ушли к Богу, искать себе более достойную душу. А без монады душа (шельт) не живет, медленно растворяется в небытие. Искра сознания теплится до конца, и мера ее мук превышает воображение самих демонов. Например, там заключен Жюль де Рэц, садист, который купался в ваннах из крови убитых им детей.

Кроме миров возмездия Андреев показывает миры, созданные демонами и для демонов. Дигм - двумерный мир, где живет дьявол, которого Андреев именует Гагтунгр. Дьявол как бы лежит в лиловом океане, раскинув черные крылья в свете фиолетового солнца. В свой слой Гагтунгр забирает приспешников зла, например, Торквемаду. За Дигмом находится Шог, многомерный мир, куда может входить только сам Гагтунгр, чтобы пообщаться с самим Люцифером.

В темных мирах есть и одномерный мир, - Дно, плотность которого сравнима с плотностью погасших звезд, белых карликов. Грешники и демоны, попавшие на Дно, должны постоянно карабкаться вверх по одномерному миру, чтобы их не утянуло на Дно галактики, где останавливается само время, и откуда нет выхода. Дно Галактики находится в районе звезды Антарес, там встречаются «днища» темных миров всех планет.

В наше время тема миров возмездия давно перекочевала из религии и философии в литературу, кинематограф, компьютерные игры, то, что когда-то вызывало в сердцах людей ужас, сейчас вызовет разве что легкий интерес. Люди давно не боятся греха, живут под лозунгом «бери от жизни все». И все-таки древние предания заставляют остановиться в гонке повседневности, оглянуться, задуматься, а что будет с нами дальше, там, по ту сторону, а вдруг…

В концентрационном лагере Освенцим, на главных воротах четкими буквами были начертаны всего три сулящих страдание и смерть слова:
"Edem Das Seine".

Оставь надежду, всяк сюда входящий...

Первый концлагерь на территории Германии был открыт в 1933 году. Последний из работавших был захвачен советскими войсками в 1945-м. Между двумя этими датами - миллионы замученных заключенных, умерших от непосильной работы, задушенных в газовых камерах, расстрелянных эсэсовцами. И погибших от "медицинских опытов". Сколько было этих, последних, точно не знает никто. Сотни тысяч. Почему мы пишем об этом через много лет после окончания войны? Потому что бесчеловечные опыты над людьми в нацистских концлагерях - это тоже История, история медицины. Ее самая черная, но от этого не менее интересная страница...

Медицинские эксперименты проводились почти во всех самых крупных концлагерях нацистской Германии. Среди врачей, руководившими этими опытами было много совершенно разных людей.

Доктор Виртц занимался исследованиями рака лёгких и изучал возможности хирургического вмешательства. Профессор Клауберг и доктор Шуман, а также доктор Глауберг в концлагере института Кенигхютте проводили опыты по стерилизации людей.

Доктор Доменом в Заксенхаузене работал над исследованием заразной желтухи и поиском вакцины против неё. Профессор Хаген в Нацвайлере изучал сыпной тиф и тоже искал вакцину. Немцы также занимались исследованием малярии. В многих лагерях занимались исследованиями действия различных химических препаратов на человека.

Были такие, как Рашер. Его эксперименты по изучению способов отогрева обмороженных принесли ему славу, немало наград в нацистской Германии и, как потом выяснилось, реальные результаты. Но он попал в ловушку собственных теорий. Помимо своей основной медицинской деятельности, он выполнял заказы властей. И, исследуя возможности лечения бесплодия, он обманывал режим. Его дети, которых он выдавал за своих, оказались приёмными, а жена — бесплодной. Когда об этом узнали в рейхе, доктор и его жена попали в концлагерь, а в конце войны были казнены.

Были бездарности, такие как Арнольд Домен, заражавший людей гепатитом и пытавшийся лечить их с помощью прокалывания печени. Это гнусное действие не имело никакой научной ценности, что было ясно специалистам рейха с самого начала.

Или такие, как Герман Восс, лично в опытах не участвовавший, но исследовавший материалы чужих экспериментов с кровью, добывая сведения через гестапо. Его учебник по анатомии сегодня знает каждый немецкий студент-медик.

Или такие фанатики, как профессор Август Хирт, изучавший трупы тех, кто был уничтожен в Освенциме. Врач, ставивший эксперименты на животных, на людях и на самом себе.

Но наш рассказ не о них. Наш рассказ сегодня повествует о Йозефе Менгеле, оставшимся в Истории как Ангел Смерти или Доктор Смерть, хладнокровном человеке, который убивал свои жертвы, впрыскивая им в сердце хлороформ, чтобы лично проводить вскрытие и наблюдать их внутренние органы.

Йозеф Менгеле, самый известный из нацистских преступников-врачей, родился в Баварии в 1911 году. Изучал философию в Мюнхенском университете и медицину во Франкфуртском. В 1934 году вступил в СА и сделался членом национал-социалистической партии, в 1937 году вступил в СС. Работал в институте наследственной биологии и расовой гигиены. Тема диссертации: "Морфологические исследования строения нижней челюсти представителей четырех рас".

После начала Второй мировой войны в качестве военного врача служил в эсэсовской дивизии "Викинг" на территории Франции, Польши и России. В 1942 году получил железный крест за спасение двух танкистов из горящего танка. После ранения гауптштурмфюрер СС Менгеле был признан негодным к строевой службе и в 1943 году назначен главным врачом концлагеря Освенцим. Заключенные вскоре прозвали его "ангелом смерти".

Помимо своей основной функции - уничтожения "неполноценных рас", военнопленных, коммунистов и просто недовольных, концлагеря выполняли в нацистской Германии и еще одну функцию. С приходом Менгеле Освенцим стал "крупным научно-исследовательским центром". К сожалению для узников круг "научных" интересов Йозефа Менгеле был необычайно широк.

Блок №10, в котором врачи СС производили медицинские эксперименты.

Начал он с работ по "повышению плодовитости арийских женщин". Понятно, что материалом для исследований служили женщины неарийские. Потом фатерлянд поставил новую, прямо противоположную задачу: найти наиболее дешевые и эффективные методы ограничения рождаемости "недочеловеков" - евреев, цыган и славян. Искалечив десятки тысяч мужчин и женщин, Менгеле пришел к выводу: самый надежный способ избежать зачатия - это кастрация.

"Исследования" шли своим чередом. Вермахт заказал тему: выяснить все о воздействии холода на организм солдата (гипотермия). Методика экспериментов была самой незамысловатой: берется заключенный концлагеря, обкладывается со всех сторон льдом, "врачи" в эсэсовской форме постоянно замеряют температуру тела... Когда подопытный умирает, из барака приводят нового. Вывод: после охлаждения тела ниже 30 градусов спасти человека, скорее всего, невозможно. Лучшее средство для согревания - горячая ванна и "естественное тепло женского тела".

Люфтваффе, военно-воздушные силы Германии, заказали исследования по теме: влияние большой высоты на работоспособность пилота. В Освенциме построили барокамеру. Тысячи заключенных приняли страшную смерть: при сверхнизком давлении человека просто разрывало. Вывод: надо строить самолеты с герметичной кабиной. Кстати, ни один из таких самолетов серийного производства Германии до самого конца войны так и не поднялся в воздух.

По собственному почину Йозеф Менгеле, в юности увлекшийся расовой теорией, проводил опыты с цветом глаз. Ему зачем-то понадобилось на практике доказать, что карие глаза евреев ни при каких обстоятельствах не могут стать голубыми глазами "истинного арийца". Сотням евреев он делает инъекции голубого красителя - крайне болезненные и часто приводящие к слепоте. Вывод очевиден: еврея нельзя превратить в арийца.

Жертвами чудовищных опытов Менгеле стали десятки тысяч человек. Чего стоят одни исследования воздействия физического и психического истощения на человеческий организм! А "изучение" 3 тысяч малолетних близнецов, из которых выжили лишь 200 человек! Близнецам переливали кровь и пересаживали органы друг от друга. Сестер заставляли рожать детей от братьев. Проводились операции по принудительной смене пола. Перед тем как приступить к опытам, "добрый" доктор Менгеле мог погладить ребенка по головке, угостить шоколадкой...

Йозеф Менгеле проводил медицинские эксперименты по пункции спинного мозга, а затем и хирургические операции в ходе изуверских экспериментов по сращиванию мяса собак с человеческим телом...

Впрочем, главный врач Освенцима занимался не только прикладными исследованиями. Не чуждался он и "чистой науки". Заключенных концлагеря намеренно заражали различными заболеваниями, чтобы проверять на них эффективность новых лекарств. В 2002 году одна из бывших узниц Освенцима подала в суд на немецкую фармацевтическую компанию "Байер". Создатели аспирина обвиняются в использовании заключенных концлагеря для испытаний своего снотворного.
Судя по тому, что вскоре после начала "апробации" концерн дополнительно приобрел еще 150 узниц Освенцима, проснуться после нового снотворного не смог никто. Кстати, с системой концлагерей сотрудничали и другие представители немецкого бизнеса.
Крупнейший в Германии химический концерн "ИГ Фарбениндустри" делал не только синтетический бензин для танков, но и газ "циклон-Б" для газовых камер того же Освенцима.

После войны гигантскую компанию "разукрупнили". Некоторые из осколков "ИГ Фарбениндустри" хорошо известны и в России. В том числе и как производители лекарств.

В компании "докторов"

В 1945 году Йозеф Менгеле аккуратно уничтожил все собранные "данные" и сбежал из Освенцима. До 1949 года Менгеле спокойно работал в родном Гюнцбурге на фирме отца. Потом по новым документам на имя Хельмута Грегора он эмигрировал в Аргентину. Паспорт он получил вполне легально, через... Красный Крест. В те годы эта организация оказывала благотворительность, выдавала паспорта и проездные документы десяткам тысяч беженцев из Германии. Возможно, поддельное удостоверение личности Менгеле просто не смогли тщательно проверить. Тем более что искусство подделки документов в Третьем Рейхе достигло небывалых высот.

Так или иначе, Менгеле оказался в Южной Америке. В начале 50-х, когда Интерпол выдал ордер на его арест (с правом убить его при задержании), И Йозеф перебрался в Парагвай. Однако все это было, скорее, бутафорией, игрой в ловлю нацистов. Все с тем же паспортом на имя Грегора Йозеф Менгеле неоднократно посещал Европу, где остались его жена и сын. Швейцарская полиция следила за каждым его шагом - и ничего не делала!

В достатке и довольствии человек, повинный в десятках тысяч убийств, дожил до 1979 года. Жертвы не являлись ему во сне. Его душа, если она и имела место быть, оставалась "чиста". Справедливость закона не восторжествовала. Менгеле утонул в теплом океане во время купания на одном из пляжей в Бразилии. А то, что утонуть ему помогли доблестные агенты израильской спецслужбы "Моссад", - скорее лишь красивая легенда.

Йозеф Менгеле успел за свою жизнь многое: прожить счастливое детство, получить прекрасное образование в университете, сделать счастливую семью, вырастить детей,
Йозеф Менгеле с сыном Рольфом.

А обвинения в совершенных злодеяниях он не мог понять - он всегда смотрел на своих подопытных лишь как на материал для опытов. Он не видел разницы между опытами, которые он проводил в школе над жуками, и теми, которые он проводил в Освенциме. А какое может быть сожаление, когда умирает обычная тварь то ли в школьных опытах, то ли в таких масштабах?!

P.S. Задаюсь вопросом, что почувствовал бы он сам, если бы его ввели в медицинский кабинет и спокойный хирург уже в перчатках и скальпелем в руке, его коллега, улыбаясь предложил бы ему вначале яблоко?