Осознание своего места в жизни общества. Мировоззрение и его структура

В предыдущей статье мы размышляли над необходимостью саморазвития. Продолжая тему, сегодня будем говорить об осознании своей жизни и себя в ней.

Если отклониться от психологических терминов, то можно сказать что наша задача – поиск своего «места в мире», метода прожить свою жизнь осознанно.

Особенно хочу обратить ваше внимание и углубиться в тему осознания своего существования и его значимости . Тем более, если вы наставники (для своих детей).

Многие из нас живут принципами. Мы так привыкли, такая наша суть. Но, реализовывая их, не осознаем, что, по большому счету, прививаем ребенку свои, родительские, установки , на которые ребенок в своей жизни будет реагировать, так же как и мы. В результате, привитые нами принципы дадут ребенку подсознательное направление – так надо .

Мы получили многое в своих жизненных позициях и принципах от своих родителей, и стремимся, даже не осознанно, передать это все своему ребенку.

Приведу пример.

Каждый родитель хочет, чтобы малыш умел постоять за себя, чтобы был сильной личностью и умел «поставить на место» всякого недоброжелателя. Неважно, будь то сверстник или другая особа.

Вспомните. Ваши родители тоже этого хотели. Как вы себя вели? Какие методы у вас «работали»? Достаточно ли вашего желания, для того чтобы ребенок стал именно тем, кем вы хотите его видеть? Осознаете ли вы всю суть этого?

Еще один пример по теме осознания.

Идет передача по телевизору. Прислушиваюсь, врачи скорой помощи жалуются, что очень много вызовов со стороны пожилых пациентов. Некоторые из них звонят по 4-5 раз, предъявляя одни и те же жалобы.

Если эти бабушки и дедушки осознавали бы, что им элементарно хочется пообщаться , получить внимание, тепло сердец, они не были бы такими «эгоистами». Они ведь просто одиноки…

Или же история с «хрониками » (люди, страдающие хроническими болезнями). Эта категория людей не стремится выздороветь, доказывая своему окружению, что такая болезнь только у него. Они также не осознают свое поведение, а мы знаем, что речь идет « о вторичной выгоде». Им просто нужно внимание.и

Что я всем этим хочу сказать – осознайте, что вы отец, что есть отцовские установки, которые ваш ребенок пронесет через свою жизнь. Именно они повлияют на оценку их истинного «Я» и на все жизненные достижения.

Если вы уже осознали свои ошибки, свое поведение, все то, что мешало вам быть таким, каким вы хотите видеть ваших детей, то действуйте. Меняйте все в себе, что считаете необходимым. Вредные привычки, принципы, отношения.

Осознавая свои ограничения, расширяйте свои границы.

Как сказал один мой друг:

««Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя»… Слышали такую фразу? Вот и я себя воспитываю, а мой сын будет самым умным, добрым, трудолюбивым и отзывчивым!»

P.S. Скачайте “Как выбрать хорошего врача?” избавьте себя от неправильного лечения, долгого обследования и непредвиденных расходов!

Каждый человек должен найти свое место в этом мире. Но не у каждого это получается даже в течение всей своей жизни. Я считаю себя счастливым человеком, потому что понял свое предназначение и определился с основными жизненными целями до 28 лет. У меня это получилось интуитивно в процессе самопознания. Только теперь я понимаю, что этот процесс называется самоопределением и насколько он важен на пути личного саморазвития!

Что такое самоопределение личности?

Самоопределение – это активный процесс понимания себя, своего предназначения в жизни и занимаемого места в обществе. Для самоопределения человек должен проявить сознательность, активность и ответственность за свою жизнь.

В результате самоопределения формируется жизненный путь человека.

Самоопределение является очень сложным и многоступенчатым процессом.

Его структурными элементами являются различные виды самоопределения: жизненное, личностное, профессиональное, социальное, семейное, религиозное и др.

Каждый вид самоопределения связан с каким-либо этапом в жизни человека.

Все виды постоянно взаимодействуют друг с другом и могут предшествовать один другому, одновременно меняясь местами как причина и следствие.

Я хотел бы рассмотреть 3 самых важных вида самоопределения по-моему мнению:

Личностное самоопределение (я как личность)– это определение человеком своей индивидуальности.

Специфика личностного самоопределения заключается в том, что это процесс и результат осознания личностью своей индивидуальности, уникальности, своих возможностей (могу) и желаний (хочу) в их соотнесенности друг с другом и с окружающим миром («Я — Я», «Я-другие», «Я-общество», «Я-мир», «Я-сверхличностная реальность») и выбора основных направлений духовного и личностного роста.

Жизненное самоопределение (я как человек) – определение человеком себя относительно смысла и цели жизни.

Смысл жизни – это главное содержание жизни, то ради чего живет человек. Цель жизни – это осознание человеком конечных результатов своей жизни, того, чего он должен добиться. Поиск смысла жизни очень сложен и является большим трудом души и мысли. Но каждому необходимо найти собственный ответ на вопрос о смысле жизни. Без четкого осознания своей миссии и главное жизненной цели очень сложно профессионально самоопределиться.

Скачай мою книгу, которая поможет тебе достичь счастья, успеха и богатства

1 уникальная система развития личности

3 важных вопроса для осознанности

7 сфер для создания гармоничной жизни

Секретный бонус для читателей

уже скачали 7 259 человек

Профессиональное самоопределение (я как профессионал) – определение человека относительно трудовой деятельности.

Ядром профессиональной деятельности является осознанный выбор профессии с учетом своих качеств и особенностей, возможностей и требований к профессиональной деятельности. Профессиональное самоопределение в целом осуществляется в течение всей жизни человека и не исключает смену или выбор нескольких профессий.

Актуальность профессионального самоопределения возникает в разные периоды жизни: окончание учебных заведений, повышение квалификации, смена жительства, увольнение с работы и другие. Этот вид самоопределения является важным критерием социально- психологической зрелости личности.

Главное в жизни - определиться:
Где твоё место и, что ты за птица.
Ты рвёшь зубами цепляясь за нами.
Для меня счастье - свобода, для тебя - Диснейленд.

группа Ленинград – Менеджер

Проблемы профессионального самоопределения у современной молодежи

В настоящее время мы можем видеть, что система воздействия на социально-профессиональное самоопределение молодого поколения отсутствует. В большинстве образовательных учреждений профессиональному самоопределению уделяют недостаточное внимание или не уделяют вовсе. Как правило, подготовка ограничивается несколькими занятиями педагога-психолога. Но этого бывает недостаточно для изучения личностных качеств, индивидуальных способностей и склонностей подростков.

Лично в мои школьные годы в старших классах (2004-2008 гг.) никто не проводил мероприятия по профориентации! Думаю, что и сейчас данная ситуация в образовательной сфере совсем не изменилась!

Дальше происходит ситуация, что перед молодым человеком или девушкой встает вопрос выбора профессии и поступления в определенное среднее или высшее профессиональное учреждение. И этот выбор делается, как правило, не исходя из осознанного понимания кем я хочу быть в будущем, а в результате других факторов.

Первый фактор – это родительское давление.

Когда встает вопрос выбора профессии, родители должны помогать, а не давить. Кому лучше знать способности и интересы ребенка, чем не родителям. Но часто этому придается малое значение, а выбор профессии совершают сами родители, думая, что она будет подходящей. Хорошо, если это будет так, но в большинстве случаев с развитием личности происходят разногласия между младшим и старшим поколениями.

Пример: отец (бывший военнослужащий) отправляет сына учиться в военное училище.

Второй фактор – это финансовое давление.

Современная молодежь, в отличие от предшествующих поколений, очень большое значение уделяет условиям жизни. И это вполне объяснимо, учитывая возросший уровень благосостояния и комфорта. Многие девушки и юноши предполагают иметь столько же, если не больше. В результате к выбору профессии подходят со стороны финансовых выгод, а не от личных предпочтений и желаний.

Пример: подросток поступает в институт менеджмента, маркетинга и финансов, потому что эти профессии предполагают высокий доход.

Третий фактор – это социальное давление.

Любой человек хочет быть уверенным в своем будущем, поэтому на выбор профессии еще может влиять ее востребованность на рынке труда на данный момент. Можно услышать, что «это модно» или «это престижная профессия». Возможно это так, но погоня за социальным статусом еще никого не сделала счастливым.

Пример: я пойду учиться на юриста, потому что это модно и востребовано.

В моем случае были все 3 фактора! Я пошел учиться в Борисоглебский техникум информатики и вычислительной техники, потому что сказала мама и был «блат», it-специалисты становились с каждым годом все более востребованы и в списке самых высокооплачиваемых профессий и по сей день они занимают первые строчки рейтингов.

Я не могу сказать, что я жалею об этом. Ни сколько! Но это был явно было неосознанное профессиональное самоопределение!

Подводя итог, нужно сказать, что необдуманный выбор профессии в подростковом возрасте приводит к профессиональной неудовлетворенности в будущем и может стать причиной серьезных внутренних противоречий. Так случается у 90% молодых людей! В возрасте 24-34 года парни и девушки начинают искать снова свое место в жизни!

В каждом из нас есть то, чего нет в других. Вы можете делать то, что не может другой. Ищите это в себе, находите, берегите и развивайте! Вы никогда не потерпите фиаско, занимаясь тем, к чему предназначены.

Дипак Чопра

Как связаны между собой самоопределение и самореализация?

Мы уже поняли, что самоопределение, как самостоятельный процесс, является очень важным шагом в процессе формирования и становления человека, как личности. Но мы должны понимать еще один момент: без самоопределения не может быть и самореализации личности! Одно вытекает из другого.

Сначала человек самоопределяется, а только потом самореализуется.

Поэтому к процессу профессионального, жизненного и личностного самоопределения необходимо отнестись с высокой значимостью !

Люди, которые определились и нашли свое место в жизни, становятся счастливыми, успешными и богатыми. А к этому стремится каждый из нас!

В рамках данной темы я могу тебе подсказать одно очень эффективное упражнение!

В свое время оно очень сильно помогло мне. Уверен поможет и тебе!

Называется оно «3to…»

Возьми листок бумаги и ручку. Сделай 3 столбца и напиши 3 заголовка.

В первом напиши to be(быть), в третьем — to made(делать), во втором- to have(иметь).

НЕ ПЕРЕПУТАЙ!

Под каждым заголовком напиши по вопросу:

— Кто я и кем хочу быть? (профессиональное самоопределение);

— Какова цель моей жизни и что я хочу сделать ценного для общества? (жизненное самоопределение);

— Какие личностные качества и ресурсы я должен иметь, чтобы достичь этой цели? (личностное самоопределение).

Тебе нужно постараться ответить на эти 3 вопроса! Сделать это с одной стороны просто, а с другой — требует большой душевной и умственной работы! Многие тратят на это целую жизнь! Твоя задача – ответить на них как можно раньше! Это позволит тебе самоопределиться и начать самореализовывать свой внутренний потенциал!

В результате твоя жизнь изменится на все 360 градусов. Это я тебе гарантирую!

Желаю тебе успехов в процессе самоопределения!

1. Сознание и самосознание.

2. Социальная обусловленность сознания. Проблема идеального.

3. Общественное сознание и его структура.

1. Осмысление внешнего мира человеком при помощи сознания предполагает также определенную совокупность представлений о самом себе, своей роли во внешнем мире, оценку своих действий и поступков, а также тех возможностей, которые раскрываются перед ним. Это предполагает наличие особой сферы сознания, которую принято обозначать термином самосознание.

Самосознание – это познание и оценка человеком самого себя как субъекта мыслящего, чувствующего и действующего, как субъекта индивидуального, так и коллективно-социального.

В истории европейской философии одним из первых мыслителей, обративших внимание на проблемы самосознания, был древнегреческий философ Сократ. Ему принадлежит знаменитая фраза «познай самого себя», которая, по сути, кратко характеризует всю направленность его философствования. Вместе с тем, самосознание понималось им как самопознание.

В философии Средневековья вопросы самосознания исследовались в контексте анализа человеческой души и ее способностей. Фундаментальную роль в разработке проблем самосознания сыграла философия Нового времени , и в частности, философия Р. Декарта с его знаменитой формулой cogito ergo sum («Я мыслю, следовательно, я существую»). По мнению Декарта единственное, что реально и непротиворечиво дано человеку, – это его собственное «Я», факт его мышления. Это позволило переориентировать фокус исследовательского внимания на проблемы психического, и выявило мысль о том, что внутреннему взору человека его духовная жизнь открывается такой, какая она есть на самом деле. Важный вклад в разработку идеи самосознания внесла философия И. Канта , который утверждал зависимость познания и самосознания человека от априорных (доопытных) структур человеческого разума. Однако и у Декарта и у Канта в основе процессов сознания и самосознания играл разум. Разумным было самосознание в философии Гегеля , где оно понималось не только как способность человеческой природы, но как проявление Абсолютного Духа. Позднее в западной философии появились иррационалистические тенденции (Шопенгауэр, Ницше, Фрейд) в трактовке самосознания. Разум перестает рассматриваться в качестве существенной человеческой способности. Мыслители исходят из того, что вместе с разумом, его нормами в деятельность самосознания проникают субъективные неосознаваемые пристрастия, стереотипы мышления, предрассудки, социальные мотивы.

Самосознание представляет собой процесс развития человеческой способности анализировать свое место в мире. Как и всякий процесс, самосознание имеет ряд ступеней. Начальной ступенью выступает факт осознания человеком своего тела, выделение себя из предметов окружающего мира, и, в последствии, из мира людей. Следующим этапом является осознание своего места в обществе, через понимание своей принадлежности к определенному сообществу, социальной группе, конкретной культуре. Высшим этапом в развитии самосознания является осознание своего «Я» как индивидуальности, понимание своей неповторимости, уникальности. На этом этапе осознается возможность относительно свободных самостоятельных поступков и ответственности за них, необходимость самоконтроля и самооценки. Это обеспечивается через осознание человеком своего знания, нравственного облика, присущих ему идеалов, мотивов поведения. Самосознание – это всегда осознание определенного количества своих желаний и потребностей.

В современной науке принято выделять явные и неявные формы самосознания. Осязательное восприятие человеком внешних вещей достаточно часто является неявной формой самосознания. Явные формы самосознания, когда те или иные феномены сознания становятся предметом специальной аналитической деятельности, получили наименование рефлексии. Рефлексия – это способность человека не только к осознанию существующей ситуации, но и процесс изменения человеком самого себя.

2. Как уже было указано, сознание (и самосознание) может существовать лишь при посреднической роли социальных отношений, основой которых традиционно принято считать труд, общение и, как основу последнего, язык. Возникает вопрос: каков механизм взаимодействия сознания и таких форм человеческой деятельности как труд, общение, язык?

В процессе своей жизни человек постоянно использует окружающие предметы. При этом процесс использования предметов выступает как осознание внутренних структур вещей. Например, если человек изготовляет орудия труда , то, в определенной степени, для него не являются существенными внешние формы куска железа, камня, из которых он изготовляет топор. Более важным, оказывается, определить внутренние свойства вещества, такие как структурность, ковкость, хрупкость. Созданные орудия труда являются своеобразными средствами, в которых закрепляются определенные отношения людей к предметам труда и между собой. При этом каждое орудие имеет определенные функции, связанные с соответствующими формами деятельности человека. Отражая объективные свойства, структуру предметов орудия труда являются воплощением знаний человека, то есть с помощью них осуществляется связь людей и передача общественного опыта. Орудия труда – это важнейшие средства познания действительности, формирования мысленных абстракций, которые первоначально как бы вплетены в саму трудовую деятельность.

Развитие трудовых отношений, как известно, порождает потребность в обмене информацией, что способствовало появлению общения , понимаемому как процесс передачи информации в любой знаково-символической форме. Однако, в процессе выполнения своей основной функции – передачи информации, общение превращается в среду для развития человеческого интеллекта и самосознания.

Вместе с тем, всякое общение и коммуникация возможны только на основе наличия особой среды - языка. У животных существует первая сигнальная система, на основе которой у них формируются условные рефлексы. У человека в дополнение к первой сигнальной системе складывается вторая сигнальная система – речь, язык , специфически человеческая система связи, общения, передачи информации. В сравнении со звуками и жестикуляцией особенность языка проявляется в том, что обработка знаков не наследуется, а приобретается только в процессе социализации человека. Речь и сознание находятся в процессе постоянной взаимосвязи; они не существуют друг без друга: сознание отражает действительность, а язык обозначает и выражает процесс этого отражения.

В феномене языка органично переплетены как информация, так и способ ее передачи с помощью особого носителя называемого знаком, который является именно материальным носителем, в то время как информация есть идеальное. В науке закрепилось определение з наков как материальных предметов, процессов и действий, играющих роль «заместителя» реальных вещей и явлений, используемых для приобретения, хранения, преобразования и передачи информации.

Долгое время существовал вопрос о том, что возникло раньше – язык или сознание. В наши дни этот вопрос решается с позиций диалектического процесса становления языка и сознания, обуславливающий и ускоряющий развитие друг друга. Развитие сознания, а также обогащение его информационной насыщенности развивает речь, но, с другой стороны, развитие речи как совершенствующийся способ существования сознания развивает сознание. Язык, таким образом, влияет на стиль мышления, его манеру, приемы и способы. Совершенствуя свой язык, человек совершенствует и свое сознание. Сознание осуществляет себя и в других знаковых системах, в различных искусственных и символических языках (музыкальном, математическом, эсперанто, кибернетическом, танцев, цветов, жестов и т.п.).

Язык является наиболее распространенным способом социального функционирования сознания. С учетом того, что человека окружают вещи и явления, как правило, им созданные или преобразованные, то их тоже можно рассматривать как определенные знаки или мысли, выступающие объективированной формой бытия идеального.

Возникает следующий вопрос – что такое идеальное ? Если оно есть порождение сознания, закрепленное в автономных от конкретного человека в материальных носителях (знаках, символах, архитектуре), то насколько это самостоятельная реальность. Какова степень соотношения в нем общественного и индивидуального? Ведь не существует человека вообще, и любой феномен культуры всегда воспринимается через каждого конкретного человека. К настоящему моменту в отечественной науке сложились две основные точки зрения относительно статуса идеального – точки зрения Э.В. Ильенкова и Д.И. Дубровского . Приведем максимально емкое сравнение взглядов данных мыслителей, содержащееся в отечественной научной литературе:

«Идеальное, по мнению Ильенкова, не тождественно субъективной реальности, всему тому, что имеется в индивидуальном сознании. Это не столько часть индивидуального сознания, сколько компонент общественного сознания, к которому приобщился индивид, это такие элементы общественной культуры, которые непосредственно связаны с деятельностью индивида. Идеальное - это образы, подлежащие опредмечиванию или духовной объективации. К идеальному, отмечает Э. В. Ильенков, относятся нравственно-моральные нормы, регулирующие бытовую жизнедеятельность людей, правовые установления, формы государственно-политической организации жизни, ритуально-узаконенные схемы деятельности во всех ее сферах, обязательные для всех правила жизни, жесткие цеховые регламенты и т.п., вплоть до логических нормативов рассуждения. Все эти структурные формы и схемы общественного сознания противостоят индивидуальному сознанию в качестве особой, внутри себя организованной действительности, в качестве внешних форм его детерминации. «Идеальность» предстает как форма сознания и воли, как закон, управляющий сознанием и волей человека, как объективно-принудительная схема сознательно-волевой деятельности. Общественное сознание выступает как исторически сложившаяся и исторически развивающаяся система независимых от индивидуального сознания форм и схем «объективного духа», «коллективного духа», «коллективного разума» человечества (непосредственно «народа» с его своеобразной духовной культурой). Вне человека и помимо человека никакого «идеального» нет. Но человек при этом понимается, что подчеркивает Э. В. Ильенков, не как отдельный индивид с его мозгом, а как реальная совокупность реальных людей, совместно осуществляющих свою специфически-человеческую жизнедеятельность, как «совокупность всех общественных отношений», складывающихся между людьми вокруг общего дела, вокруг процесса общественного производства их жизни. Идеальное и существует только «внутри» человека, понимаемого таким образом.

Другой подход к проблеме «идеального» представлен в работах Д. И. Дубровского. Смысл этого направления - в неразрывной связи идеального с индивидным уровнем субъекта, с психикой человека. Д. И. Дубровский считает неверным положение, будто идеальное есть принципиально внеличностное и надличностное отношение, реализуемое не в человеческой голове, а в самой социальной предметности. Несостоятельно представление, будто идеальное абсолютно независимо от мозга, от его состояний. Необоснованным является, с его точки зрения, и отождествление идеального с мыслительным, с рациональными схемами, нормативами - исключительно с теми духовными явлениями, которые обладают достоинством всеобщности и необходимости. Неверно, будто идеальное несовместимо со случайным, единичным. (Дубровский обращает при этом внимание на внезапные интуитивные поэтические или теоретические озарения, являющиеся «случайными», сугубо индивидуальными.) По его мнению, из того, что идеальное есть общественный продукт и необходимый компонент социальной самоорганизации, еще не следует, что оно должно быть теоретически «локализовано» в пределах общественной системы в целом, а не в пределах общественного индивида, отдельных личностей. Идеальное не существует само по себе, оно необходимо связано с материальными мозговыми процессами. Идеальное - это психическое явление; оно представлено всегда только в сознательных состояниях отдельных личностей; записанная на бумаге или на магнитофонной ленте фраза может расцениваться как продукт психической деятельности, однако подобный продукт не содержит в себе идеального. Идеальное является исключительно субъективной реальностью и существует только в голове общественного индивида, не выходя за ее пределы, хотя это качество и связано с воздействиями внешнего мира, с активной деятельностью человека, обусловлено органической включенностью индивида в функционирование общественной системы» 50 .

3. Дискуссии о роли идеального требуют переключения внимания с проблем собственно сознания и человека на социально-философские проблемы. Если сознание есть во многом продукт социальный, порождение общественных отношений, тогда что такое общественные отношения, общественное сознание? Какова их структура и механизм работы? И здесь наблюдаются определенные отличия индивидуального сознания и общественного сознания.

Одной из наиболее известных точек зрения является представление о том, что именно бытие людей, их деятельность, определяет не только индивидуальное, но и общественное сознание. Однако существуют некоторые различия между индивидуальным и общественным сознанием. Во-первых, индивидуальное сознание обусловлено жизнью конкретного человека. Общественное сознание представляет собой жизнь множества поколений. Во-вторых, индивидуальное сознание находится под воздействием личных качеств индивида, уровня его развития, личного характера и т.д. В то время как общественное сознание в определенном смысле надличностно. Общественное сознание представляет собой не просто совокупность индивидуальных сознаний, но некое коллективное целое, не зависящее уже от воли одного человека и потому передаваемое из поколения в поколение. Однако здесь необходимо понимать, что как отдельного социального образования общественного сознания не существует – оно проявляется через отдельных людей.

Под общественным сознанием следует понимать совокупность существующих в обществе идей, теорий, взглядов, чувств, настроений, привычек, традиций, отражающих общественное бытие людей, условия их жизни.

Различным общественным субъектам - человечеству, государству, этносу, семье, индивиду – соответствуют свои типы сознания. Человек всегда находится под воздействием различных социальных норм и отношений, поэтому его поведение всегда детерминировано окружающей социальной группой или социокультурным контекстом. К настоящему моменту принято считать, что структура общественного сознания в зависимости от степени и способов осознания действительного мира, разделяется на уровни (обыденно-практический и научно-теоретический) и формы , различающиеся методами и средствами отражения действительности и воздействия на реальную жизнь людей.

Обыденным называют особый уровень общественного сознания, которые представляют собой знания, ценности, убеждения, привычки значительной части широких масс людей, формирующиеся в контексте их повседневной жизни, то есть в труде, быту, семейной жизни, формах досуга. К обыденному сознанию также относятся традиции, житейские нормы нравственности, стихийное мировоззрение, а также народное художественное творчество.

Важнейшей особенностью обыденного сознания является отсутствие глубокого рационального взгляда на мир, человека и общество. Тем не менее, обыденное сознание имеет такие преимущества перед теоретическим, как полнота, многосторонность, цельность мироощущения. Кроме того, обыденное сознание ближе, чем теоретическое, к непосредственной реальной жизни, поэтому полнее, детальнее отражает особенности ситуаций текущей социальной действительности. Составной частью обыденного сознания выступает общественная психология. Она охватывает собою область социальных чувств, настроений, представлений, эмоций, традиций, обычаев, предрассудков, взглядов, формирующихся у различных социальных групп людей в процессе их повседневной жизнедеятельности. Общественная психология представляет собой начальную ступень отражения общественного бытия в общественном сознании.

Теоретическое сознание также является формой отражения общественного бытия. Однако его реальное отличие от обыденного состоит в способе отражения действительности. Теоретические сознание пытается понять закономерности общественного бытия, его внутреннюю логику. Теоретический уровень общественного сознания обычно выступает в форме идеологии, которая представляет совокупность теоретически обоснованных политических, философских, эстетических взглядов, правовых и нравственных норм и принципов, которые носят систематизированный характер. В наиболее развитой форме идеологические построения выступают в виде научных концепций.

Среди основных форм общественного сознания принято выделять: политическое сознание (отражение в общественном сознании политической жизни общества), нравственное сознание (отражение в общественном сознании накопленного потенциала морально-нравственных ценностей и существующая на их основе система норм), правовое сознание (отражение в общественном сознании конкретных норм и способов их защиты посредством наказания, а также принципов регулировки отношений между людьми), религиозное сознание (отражение в общественном сознании существующих религиозных представлений, ценностей и норм), эстетическое сознание (отражение в общественном сознании совокупности представлений о красоте, совершенстве, а также методах их достижения в различных сферах искусства), историческое сознание (отражение в общественном сознании совокупности представлений о прошлом, а также их оценка с позиций настоящего и ожиданий будущего).

5. Философия: учеб. для вузов / под общей ред. В.В. Миронова. – М.: Норма, 2008.

6.Философия. Учебное пособие под редакцией Л.П. Станкевича. – Липецк: ЛГТУ, 2002.

7. Спиркин, А.С. Сознание и самосознание. - М.: Наука, 1972.

8. Спиркин, А.С. Философия. - М.: Гардарики, 1998.

11. Уледов, А.К. Структура общественного сознания. - М.: Мысль, 1974.

12. Алексеев, П.В., Панин, А.В. Философия. Учеб. – 4 –е изд., переработ. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.

13. Философия: учебник для вузов / ред. А.Ф. Зотов, В.В. Миронов, А.В. Разин; Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.:Акад. проект: Культура, 2008. – 686с.

Человек является системой, состоит из элементов, связей и более простых систем – подсистем и одновременно является частью более сложной системы – надсистемы. Это следствие иерархичности нашего мира.

Например, человек состоит из подсистем - органов, тканей, клеток, молекул и т.д. И одновременно является подсистемой более сложных надсистем - семья, рабочий коллектив, общество, государство, планета и т.д.

Из этого следует, что главной задачей человека в начале своей жизни является осознание себя на 3х уровнях:

1. своих подсистем : нужно изучить себя как биологического индивида, свой организм, его возможности, внутренние органы, свою собственность, над которой имеешь власть;

2. себя как систему : изучить себя как личность, свои способности принимать решения , делать выбор, заниматься познавательной, практической и творческой деятельностью, контролировать, управлять и организовывать себя и свою деятельность, удовлетворять потребности, осознанно развиваться и изменять свое состояние;

3. себя в надсистеме : изучить себя как социального индивида, свои способности взаимодействовать, устанавливать отношения , оказывать воздействие, создавать новое; определить свою роль в окружающем мире.

В этом поможет уникальная способность человека – самосознание.

При появлении ясного представления как реализовать предназначение, человек перейдет в состояние гармонии . Тогда он будет обладать оптимальной успешностью и эффективностью, будет испытывать счастье от каждой достигнутой цели, а успех будет приходить как бы сам собой.

Момент осознания себя настолько значителен для человека, что его можно считать началом настоящей жизни, вторым днем рождения , потому что после этого человек точно знает, что, как и зачем он должен делать каждый день.

Можно сказать, что пока человек не осознает себя, он и не живет, а существует – смиренно летит туда, куда дует ветер, и терпит все, что с ним происходит. Осознание на подобии реактивного двигателя: позволяет человеку лететь туда, куда ему нужно, несмотря на препятствия и встречный ветер – делает его свободным .

Корпоративная

Этика

Красноярск 2005

Введение.

Настоящий стандарт разработан в целях формирования корпоративной этики в авиакомпаниях, принявших к руководству данный Стандарт. Настояший стандарт оп­ределяет требования к внешнему виду сотрудников, речевому этикету, служебному этикету сотрудников компании.

Настоящий Стандарт согласован со следующими руководителями компаний:

Управляющий делами администрации ООО «Эйрбридж»;

Директор департамента общественных коммуникаций ООО «Эйрбридж»;

Зам. директора по производству по организации сервиса АК «КрасЭйр»;

Директор по организации сервиса АК «ДАЛ»;

Директор сервисного комплекса АК «Омскавиа»;

Руководитель Управления бортового сервиса АК «Самара»;

Начальник отдела обеспечения бортового сервиса АК «Сибавиатранс».

Корпоративная этика.

Общие положения.

Область применения.

Настоящий Стандарт устанавливает требования к внешнему виду сотрудников и этике­ту общения сотрудников между собой и с клиентами авиакомпаний, принявших к руко­водству данный Стандарт.

Настоящий Стандарт «Корпоративная этика» направляет сотрудников авиакомпаний к постоянному совершенствованию и развитию сервиса в корпорации. Требования настоящего Стандарта являются обязательными для всех сотрудников авиакомпаний.

Требования Стандарта могут быть пересмотрены в зависимости от условий современ­ного авиарынка.

Список определений и сокращений.

В настоящем стандарте применяют следующие определения и сокращения:

Базовый тариф - тариф F, C или Y класса, действующий без каких-либо ограничений.

Штраф - сбор при несвоевременном добровольном отказе от полета.

VIP (very important person) -клиенты, требующие повышенного внимания и уровня сервиса.

АВС - агентство воздушного сообщения;

АК - авиакомпания;

АУЦ - авиационный учебный центр;

БП - безопасность полета;

ВС - воздушное судно;

ВТЭК - врачебно-трудовая экспертная комиссия;

ГД - Генеральный директор;

ГОСТ - государственный стандарт;

ИБП - инспекция по безопасности полетов;

КАБ - комплекс по авиационной безопасности;

КОБ - комплексная обработка багажа;

КЭАТ - комплекс по эксплуатации авиационной техники;

ЛК - летный комплекс;

ЛОВД - линейный отдел внутренних дел;

ОАО - открытое акционерное общество:

ООО - общество с ограниченной ответственностью:

СБП - служба бортпроводников;

СОПП - служба организации.пассажирских перевозок;

СОТиП - служба организации торговли и питания:

СП - служба представительств;

СТП - стандарт.предприятия; .

Сотрудник/сотрудница - сотрудник (ца) компании «Эйрбридж» и авиакомпаний-партнеров, принявших к руководству данный Стандарт.

Ответственность.

1.3.1. Каждый сотрудник несет персональную ответственность за соблюдение правил этикета, ношения форменной одежды, за свой внешний вид и манеры поведения, изло­женные в требованиях настоящего Стандарта.

1.3.2. Ответственность за соблюдение требований настоящего Стандарта несут руково­дители служб и подразделений авиакомпании, начальники цехов, смен.

1.3.3. Ответственность по организации контроля за соблюдением требований настояще­го Стандарта несут директор департамента по сервису ООО «Эйрбридж» и руководите­ли подразделений, ответственных за сервис в авиакомпаниях, принявших к руково­дству данный Стандарт.

2. Ценности компании.

· Мы - одна из стабильных и надежных компаний России, ориентированных на клиента.

· Мы ценим каждого сотрудника нашей компании.

· Каждый сотрудник компании имеет право на повышение профессионального уровня.

· Каждый сотрудник компании умеет создать атмосферу комфорта и доверия кли­ента.

· Мы работаем, чтобы завоевать доверие клиентов.

· Каждый клиент - личность, достойная уважения и понимания, со своими требо­ваниями, эмоциями и потребностями.

· Клиент всегда прав - сфера услуг предполагает удовлетворение ожиданий каж­дого клиента. Основа хорошего сервиса - культура общения.

· В общении с клиентом каждый сотрудник компании вежлив, корректен и внима­телен.

· Любой вопрос, ситуация или проблема решается оперативно и на высоком про­фессиональном уровне.

· Мы заботимся об окружающей среде.

· Мы работаем сплоченной командой.

· Команда - это мы.

· Мы делаем все, чтобы успех команды и личный успех росли одновременно.

· Мы осознаем свою ответственность как за успехи, так и за неудачи компании.

· Мы приветствуем цели компании и делаем все для их достижения.

· Мы сознательно работаем над поддержанием и развитием качества услуг.

· Мы принимаем, признаем и исправляем допущенные ошибки.

· Мы гордимся своей компанией.

Осознание себя и своего места в компании.

· Каждый сотрудник четко представляет свою миссию в общей структуре компа­нии, понимает важность сотрудничества в работе на общий результат.

· Каждый сотрудник имеет право на эмоциональную поддержку и эмпатию других работников.

3.1. Правила поведения при общении с коллегами / клиентами.

· Необходимо помнить, что каждый неприятный момент в обслуживании забыва­ется пассажирами лишь после получения новых приятных впечатлений. Гово­рят: "Исправить ошибку в обслуживании в двенадцать раз сложнее, чем один раз качественно обслужить".

· Заслужить имидж компании высокой культуры обслуживания возможно будет лишь тогда, когда каждый работник проявит себя как высококультурный чело­век, обладающий терпимостью, скромностью и умением сдерживать свои эмо­ции.

· Общаясь с сотрудником / клиентами компании, стойте прямо, руки держите сво­бодно, не совершая ими суетливых движений.

· Речь должна быть уверенной и профессионально грамотной.

· Для профессионального общения с клиентами каждый сотрудник обязан знать организационную структуру своей компании, ее подразделений и служб и зоны их ответственности, а также справочные телефоны (приемная, справочная).

· Если Вы не владеете информацией для разговора с клиентом / пассажиром, вы должны принести извинения и вежливо переадресовать его к более компетент­ному сотруднику. Не допускается общение с клиентом по профессиональным вопросам, не входящим в Вашу компетенцию. Ваш непрофессионализм в кон­кретном вопросе может оттолкнуть клиента и создать неблагоприятное впечат­ление о компании в целом.

· Не допускается общение с пассажиром сотрудникам, не участвующим на кон­кретном этапе обслуживания пассажира/клиента (бортпроводникам - при на­земном обслуживании пассажира и т.п.).

· Не допускается общение сотрудника, который не участвует в технологическом процессе обслуживания пассажира/клиента, с пассажиром/клиентом (сотрудник АТБ, КЭАТ, загрузчик цеха бортпитания и др.).

· В случае обращения пассажира/клиента к сотруднику, который не уполномочен давать объяснения сотрудник должен извиниться и пригласить к пассажиру компетентного сотрудника.

· Сотрудники компании, которые, согласно, своих должностных обязанностей, не участвуют в непосредственном обслуживании пассажиров, должны стараться свести к минимуму свое появление в салоне ВС. в момент нахождения в нем пассажиров.

· При общении с клиентами / коллегами следите за жестикуляцией, она должна быть умеренной. "Поведение" рук и тела может подвести Вас и показать с невы­годной стороны.

· Хорошо владейте речью, будьте вежливы и корректны. Приветствуйте клиентов / коллег с улыбкой.

· Общаясь с клиентом / коллегой стоя, недопустимо: скрещивать руки на груди. упираться руками в бедра, раскачиваться, хрустеть пальцами, приводить свой внешний вид в порядок в присутствии клиента, употреблять пищу, показывать пальцем, жевать резинку.

· Общаясь с клиентом, сидя за рабочим столом: необходимо сидеть свободно, но не развалившись, не раскачиваться на стуле, не допускать излишней жестикуляции руками, не стоит крутить в руках ручку или другие предметы, бараоанить пальцами по столу.

Курение в форме

· Согласно приказа Президента РФ о запрете курения в общественных местах ра­ботникам компании курить разрешено только в специально отведенных местах.

· Запрещено курить при пассажирах/клиентах.

Алкоголь

· Запрещается употреблять спиртные напитки, а также находиться в нетрезвом виде в форменной одежде. Этим Вы дискредитируете нашу компанию.

· Запрещается употреблять спиртные напитки на рабочем месте.

· Запрещается появляться в нетрезвом виде на рабочем месте.

3.1.3. В общении с клиентами запрещается:

· Обращаться к пассажирам/клиентам с личными просьбами, разговорами на личные темы.

· Обсуждать финансовую деятельность компании, состояние социального фона, уровень заработной платы персонала и руководства, так как это является коммерческой тайной компании.