Особенности звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста. Планирование работы по развитию культуры речи детей старшего дошкольного возраста

Речь - это самое главное достижение человека. С помощью звуков, слов, выражений, дополнительной жестикуляции и интонации можно общаться с другими людьми. Правильное общение называется Это способность корректно изъясняться, с учетом определенных условий, цели разговора, а также использования всех языковых средств (интонации, лексики, грамматики). Звуковая культура речи составляет общее друг с другом.

Что такое - звуковая культура речи?

Она является частью речевого общения человека. Звуковая культура речи соединяет в себе устное оформление слов. Этот пласт отвечает за правильное произношение звуков, выражений, скорость и громкость речевых высказываний, тембр голоса, ритм, паузы, логические ударения, корректное функционирование речедвигательного и слухового аппаратов, а также наличие подходящей окружающей речевой среды.

Воспитание звуковой культуры речи способствует своевременному и быстрому развитию речевых навыков у детей дошкольного возраста. Во время развития речи преподаватели-логопеды одновременно развивают словарную, грамматически связную речь. Занятия помогают детям следить за дыханием во время произношения, корректировать его четкость, развивать навыки управления голосом неторопливо и интонационно верно.

Как воспитать звуковую культуру речи?

Формирование правильной речи у ребенка сводится не только к развитию навыков корректного произношения звуков, которыми занимаются логопеды, но и решению множества важных задач. В детском саду с детьми работают опытные педагоги. Как правило, они развивают звуковую культуру речи ребенка по следующим направлениям:

  • Воспитывают правильное звукопроизношение.
  • Формируют четкость и ясность произношения слов, которые соответствуют языковым нормам русского языка.
  • Вырабатывают в процессе учебы умеренный речевой темп и правильное дыхание при произношении.
  • Воспитывают интонационно корректное произношение звуков и слов.
  • Развивают слуховое внимание у детей.

Звуковая культура речи и ее реализация осуществляется в двух направлениях: с развития различного восприятия (ритма, темпа, интонации, силы, скорости) и речедвигательного аппарата. Для того чтобы воспитать в ребенке речевую культуру, педагоги выбирают следующие формы работы:

  • Самостоятельные занятия, на которых дети общаются между собой.
  • Занятия со специалистами дошкольных учреждений.
  • Работа в форме игр, упражнений.
  • Музыкальные занятия.

Развитие звуковой культуры речи в дошкольных учреждениях продолжается не только на специальных занятиях, но и на прогулке, утренней речевой гимнастике. Педагогами используются звукоподражательные слова, стихотворения, скороговорки, наглядный материал, мультфильмы, презентации и многое другое.

Возраст формирования звуковой речи у ребенка

Лучше всего начинать заниматься с ребенком в возрасте, когда он начинает активно разговаривать и повторять слова. Формирование звуковой культуры речи - это важный этап Важно не упустить этот момент и помогать ребенку вместе с преподавателями детского сада постичь науку правильного звукопроизношения.

Биологический слух

Еще с рождения человек обладает способностью различать звуковые колебания - это называют биологическим слухом или восприятием. У людей звуки распознаются с помощью наружного уха, барабанной перепонки, слуховых косточек и внутреннего уха. Звуковые колебания формируют возбуждение нервных окончаний и передают информацию в мозг. Слуховое внимание - это особая характеристика возможностей восприятия человека, которая помогает сосредотачиваться на звуках, деятельности или объекте. Например, когда ребенок останавливает свое внимание на раздражителе, он получает четкость звуковых ощущений. Если нарушается слуховое восприятие у детей, это влечет снижение внимания, любознательности. Ребенок часто плачет, вздрагивает от звуков и посторонних раздражителей.

Как правильно выбрать логопеда?

Найти хорошего специалиста - задача не из легких. Особенно если у ребенка существуют серьезные проблемы с речью. При выборе логопеда учитывайте следующие моменты:

  • Спросите у специалиста-логопеда о квалификации и опыте работы. Изучите портфолио.
  • Поинтересуйтесь у логопеда, решал ли он конкретную проблему.
  • Узнайте количество и стоимость занятий.
  • Попробуйте понять, располагает ли человек к себе, комфортно ли ребенку быть рядом с логопедом.
  • Насколько высоки гарантии положительного результата.

Помните о том, что высокая цена занятий с логопедом не гарантирует качественно выполненной работы.

Звуки

Занятие по звуковой культуре речи направлено на обучение детей дошкольного возраста четко и правильно артикулировать. Звук «у» учат произносить плавно и долго на выдохе. Педагоги следят за тем, чтобы дети выговаривали его с различной громкостью и интонацией. Занятия по звуковому обучению проходят в форме игры и специальных упражнений, которые помогают научиться правильно произносить звук «у». Упражнение - складывать губы дудочкой и вытягивать их вперед подготавливает артикуляцию к произношению. Кроме этого, педагоги поют песни с ребятами, выполняют хоровые повторения звуков и многое другое.

Звук «з». Его освоение происходит также в форме игр и песен. Его изучают после того, как дошкольники научатся справляться со звуком «с». Особенность его изучения состоит в том, что в работу включаются, помимо артикуляции, голосовые связки. Обычно, звук «з» требует обучения перед зеркалом. Во время работы педагог произносит с детьми скороговорки, составляет предложения. Развитие звуковой культуры тесно связано с фонематическим слухом.

Воспитание звуковой речи у дошкольников

Звуковая культура речи включает в себя правильную дикцию, звукопроизношение, интонацию, темп, жесты, мимику, тональность речи, позу, двигательные навыки во время разговора ребенка. Если систематически заниматься воспитанием произношения звуков, дошкольнику будет проще учиться в дальнейшем. Именно поэтому методика воспитания заключается в решении педагогом следующих задач:

  • Развитие подвижности языка и губ во время звукопроизношения.
  • Формирование умения поддерживать нижнюю челюсть в нужном положении.
  • Уделение внимания дыханию во время речи.

Как правило, дошкольники осваивают звуковую речь без усилий, если ее вовремя воспитывать. В этот период дети заимствуют слова и звуки подражательным методом. Ведь фонетический слух закладывается в раннем возрасте. Важно не упускать момент и направить развитие ребенка в правильном направлении.

Обучение в средней группе

Звуковая культура речи в средней группе дошкольников (возраст от 4 до 5 лет) состоит из речевого слуха и дыхания, которые являются началом возникновения речи. Воспитание в этой группе начинается с учетом знаний, которые были получены ранее. Первостепенная задача педагога научить ребят четко и правильно произносить звуки русского языка. Специалист уделяет особое внимание шипящим и свистящим звукам, учит корректно произносить фразы и сложные слова, формирует навык интонационной выразительности. Кроме этого, логопед воспитывает в детях высокий уровень развития речевого слуха, который поможет им самостоятельно изменять тон голоса, выделять интонационно слова в предложениях. Звуковая культура речи в средней группе направлена также на развитие речевого дыхания, фонематического восприятия, голосового и артикуляционного аппаратов.

Обучение в старшей группе

Звуковая культура речи в старшей группе (возраст 6-7 лет) продолжает формирование полученных ранее навыков. Педагоги стремятся улучшить развитие артикуляционного аппарата ребенка, следят за произношением звуков с помощью различных упражнений, развивают фонематический слух, учат определять звуковые места в слове, грамотно использовать интонацию и темп речи. Логопеды также устраняют или недостатки звукового произношения, совершенствуют полученные навыки, изучают образцы правильного литературного проговаривания слов родного языка. Звуковая культура речи в старшей группе должна развить у детей хороший фонематический слух, научить чтению слов, предложений и небольших текстов, понимать различия между терминами, самостоятельно составлять предложения и проводить Заканчивая обучение в старшей группе, дети умеют различать гласные и согласные буквы, звуки, их обозначения. Как правило, педагоги готовят дошкольников к подготовительному этапу, который начинается перед поступлением в школу.

Что такое дидактическая игра?

Дидактические игры в детском саду - это учебные занятия, которые помогают дошкольникам получить новые знания в ходе увлекательных игр. Они отличаются наличием правил, четкой структурой и системой оценки. решают ряд задач, поставленных педагогом. Существует целая методика, которая позволяет в такой форме развить фонетический слух у ребенка. Дидактический метод постепенно воспитывает правильное произношение звуков русского языка и умение слушать. Все игры имеют определенные задачи, которые сводятся к выделению звуков в начале, середине и конце требуемого слова. Например, игра «Звуковые прятки» предназначена для детей в возрасте до шести лет. Это самостоятельная игра для группы, которую контролирует педагог. Цель игры - развитие внимания и фонетического слуха. В качестве вспомогательных предметов используется мяч. Ведущему необходимо загадать слово, в котором есть определенный звук, например «з». Затем он бросает по очереди мяч ребятам, произнося разные слова, в которых присутствует этот звук. Задача детей ловить мяч со словами нужного звука, а остальные «слова» отбивать.

Какие проблемы развития звуковой речи существуют?

Современные дети намного чаще страдают проблемами формирования звукопроизношения и речи. Причина этому - компьютеризация, недостаток общения со сверстниками и родителями. Часто родители предоставляют ребенка самому себе, а также игрушкам, телевизору, гаджетам. Специалисты советуют читать книги вместе с детьми, разучивать стихотворения, считалки, скороговорки. Становление звуковой культуры речи связано с развитием мелкой моторики пальцев рук. Для того чтобы увлечь и приобщить ребенка к обучению, необходимо давать как можно чаще малышу задания построить домик из кубиков, собрать мозаику и цветную пирамиду. Воспитывать звуковую речь у ребенка нужно постоянно. В детском саду, во время игр, прогулок по парку. Разговаривайте с малышом, обращайте внимание на интересные детали, например, цвет листьев и растений, считайте птиц, рассматривайте цветы. Без комплексного подхода формирование правильно поставленной речи невозможно. В этом должны участвовать как родители, так и педагоги дошкольных учреждений.

Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого слуха, закрепление навыков четкой, правильной, выразительной речи.

Дети могут уже четко дифференцировать, что такое звук, слово, предложение. Для отработки дикции, силы голоса, темпа речи используются скороговорки, чистоговорки, загадки, потешки, стихи.

«Что такое звук, слово, предложение?»

Цель: уточнить представления детей о звуковой и смысловой стороне слова.

Взрослый спрашивает: «Какие звуки ты знаешь? (Гласные – согласные, твердые – мягкие, звонкие – глухие.) Как называется часть слова? (Слог.) Что обозначает слово... стол? (Предмет мебели.)».

Все, что нас окружает, имеет свое название и что-то обозначает. Поэтому мы и говорим: «Что значит (или обозначает) слово?» Слово звучит и называет все предметы вокруг, имена, животных, растения.

Что такое имя? Как мы различаем друг друга? По именам. Назови имена своих родителей, родных и близких. У нас в доме есть кошка, собака. Как их зовут? У людей имена, а у животных... (клички).

У каждой вещи есть свое имя, название. Давай посмотрим вокруг и скажем: что может двигаться? что может звучать? на чем можно сидеть? спать? ездить?

Подумай, почему так называют: «пылесос», «скакалка», «самолет», «самокат», «мясорубка»? Из этих слов понятно, для чего они нужны. У каждой буквы тоже есть свое имя. Какие буквы ты знаешь? Чем буква отличается от звука? (Буква пишется и читается, звук произносится.) Из букв мы складываем слоги и слова.

Назови, какие имена детей начинаются на гласный звук «а» (Аня, Андрей, Антон, Алеша). А с какого звука начинаются имена Ира, Игорь, Инна? Подбери имена, которые начинаются на твердый согласный (Рома, Наташа, Рая, Стас, Володя), на мягкий согласный (Лиза, Кирилл, Леня, Лена, Митя, Люба).

Мы будем играть со словами и узнавать, что они обозначают, как звучат, с какого звука начинаются.



«Найди звук»

Цель: находить слова с одним и двумя слогами.

Найди слова с одним и двумя слогами. Сколько слогов в слове «цыпленок»? (Слово «жук» состоит из одного слога, «шуба», «шапка», «жаба», «забор», «цапля» - из двух, «цыпленок» – из трех.)

Какие слова начинаются с одинакового звука? Назови эти звуки. (Слова «шапка» и «шуба» начинаются со звука [ш], слова «жук» и «жаба» - со звука [ж], слова «забор», «замок» - со звука [з], слова «цыпленок», «цапля» со звука [ц]).

Назови овощи, фрукты и ягоды со звуками [р](морковь, виноград, груша, персик, гранат, смородина), [рь] (перец, репа, редька, мандарин, черешня, абрикос), [л] (баклажан, яблоко, кизил), [ль] (малина, лимон, апельсин, слива).

«Картина корзина»

Цель: находить слова с тремя слогами, подбирать слова, сходные по звучанию.

Вместе с ребенком взрослый рассматривает рисунок, на котором изображены: картина, ракета, лягушка.

Сколько слогов в словах «картина», «лягушка», «ракета»? (Три.)

Подбери слова, сходные по звучанию с этими словами: «картина» (корзина, машина), «лягушка» (подушка, кадушка), «ракета» (конфета, котлета), «вертолет» (самолет), «береза» (мимоза).

Что делает лягушка (прыгает, плавает), ракета (летит, мчится), картина (висит)?

Ребенок произносит все слова и говорит, что у каждого из этих слов по три слога.

«Едем, летим, плывем»

Цель: учить детей находить заданный звук в начале, середине и конце слова.

На рисунке шесть картинок, изображающих транспорт: вертолет, самолет, автобус, троллейбус, теплоход, трамвай.

Назови все предметы одним словом. (Транспорт.)

Скажи, сколько слогов в этих словах? (Во всех словах, кроме слова «трамвай», по три слога.) Какой звук встречается во всех этих словах (в начале, середине, конце слова)? (Звук [т] встречается в начале слов «троллейбус», «теплоход», «трамвай», в середине слов «вертолет», «автобус», в конце слов «вертолет», «самолет».)

Составь предложение с любым словом («Самолет летит быстро»).

Скажи, что летает? (Самолет, вертолет.) Что едет? (Автобус, троллейбус, трамвай.) Что плывет? (Теплоход).

Угадай по первому и последнему звуку, какой вид транспорта я задумала: [т-с] (троллейбус), [а-с] (автобус), [с-т] (самолет), [в-т] (вертолет), [м-о] (метро), [т-и] (такси).


Раздел 3. Обследование состояния развития речи детей старшего дошкольного возраста по материалам

А.И. Максакова

В современной дошкольной педагогике вопрос об обследовании речи детей освещен недостаточно. В методической литературе представлены, как правило, лишь отдельные приемы, при помощи которых воспитатель устанавливает, какие стороны речи не усвоены детьми, например наличие недостатков звукопроизношения, выявление разных типов грамматических ошибок и пр. Нет четких данных о том, по каким параметрам анализировать речевое развитие дошкольников, что считать на том или ином возрастном этапе нормой речевого развития.

Фундаментальные исследования и специальные наблюдения по усвоению отдельными детьми речи (например, работы А. Н. Гвоздева) не могут быть приняты за основу, так как индивидуальные различия в ее овладении часто очень велики.

Многочисленные наблюдения показывают, что среди детей даже одного и того же возраста нередко отмечается большой диапазон в усвоении речи. Это усложняет выделение критериев, по которым можно было бы выделять уровень речевого развития. Другая трудность заключается в том, что уровень овладения речью детьми обычно определяется уровнем усвоения ее различных разделов: фонетики, лексики, грамматического строя и т.д. Однако, как показывает практика, один и тот же ребенок может обладать богатым словарным запасом, но при этом иметь недостатки в фонетическом оформлении (например, неправильно произносить отдельные звуки) или допускать грамматические ошибки, но уметь последовательно и точно описывать события, свидетелем которых он был.

Правильно и четко организованная работа по развитию речи в детском саду возможна лишь в том случае, если воспитатель хорошо знает состояние речевого развития всех детей группы. Это помогает ему правильно планировать свою деятельность, а в зависимости от прочности овладения детьми материалом – корригировать занятия в группе. Выборочное обследование речи детей дает педагогу возможность контролировать усвоение ими материала, уточнять на занятиях эффективность отдельных методических приемов, дидактических игр, упражнений.

Систематический контроль над тем, как дети усваивают речевой материал, имеет важное значение для установления преемственности между детским садом и школой. К моменту поступления в школу дети должны иметь приблизительно одинаковый уровень речевого развития.

Знание критериев и способов выявления состояния речевого развития детей поможет руководителям дошкольных учреждений (старшему воспитателю, заведующему детским садом, методисту районного управления народного образования) контролировать деятельность воспитателей, определять качество их работы. Так, при проведении тематической проверки, используя задания различного типа, методист руно может составить достаточно четкое представление об уровне развития речи детей обследуемых групп и на основе проверки установить, как по данному разделу решаются в детском саду программные задачи.

Индивидуальное всестороннее обследование способствует наиболее точному установлению уровня развития речи ребенка, но требует много времени. Чтобы сократить сроки проверки, можно кроме выборочного обследования, объединять ряд заданий, одновременно выявляя состояние сформированности разных разделов речи. Так, устанавливая знание ребенком художественной литературы и предлагая ему рассказать сказку (или прочитать стихотворение), проверяющий одновременно фиксирует звукопроизношение, дикцию, умение пользоваться голосовым аппаратом и т.д.; при составлении ребенком рассказов по картине (выявление развития связной речи) проверяющий отмечает, какие предложения используются (выявление сформированности синтаксической стороны речи), какие лексические средства (выявление словарного запаса) и пр.

Некоторые методические приемы и задания могут быть использованы для проверки усвоения материала одновременно у целой группы или подгруппы детей, например, знание жанра.

При выявлении состояния речевого развития детей особое место следует отводить специальным наблюдениям, которые проводятся в процессе воспитательно-образовательной работы и повседневной жизни: педагог или проверяющий в течение определенного времени не только наблюдает, но и фиксирует речь детей, отмечая как ее недостатки, так и положительные сдвиги (появление грамматических форм, которых не было ранее), а также трудности, которые испытывают дети при овладении программным материалом.

Обследование речи может осуществляться и на контрольно-проверочных занятиях, когда воспитатель или проверяющий ставит задачу выяснить, как дети овладели тем или иным речевым материалом: например, правильно ли употребляют несклоняемые имена су­ществительные, разноспрягаемые глаголы и пр.

При наличии серьезных отклонений в речевом развитии детей проводятся беседы с родителями, в ходе которых выявляются возможные причины отставания ребенка.

Предлагаемые ниже материалы по обследованию речи детей шестого года жизни предусматривают различные типы заданий, направленных на установление сформированности у дошкольников навыков речевого общения (культуры общения), на выявление состояния развития произносительной стороны речи и ее восприятия, на определение лексического запаса детей, на умение составлять рассказы и пр.

I. Сформированность навыков речевого общения (культура об­щения) со сверстниками и взрослыми

1. Навыки речевого общения :

– охотно или нет вступает ребенок в речевое общение со взрослыми, сверстниками;

– может или нет поддержать ребенок разговор со взрослыми и сверстниками на знакомую тему;

– как говорит ребенок с детьми: много, мало, молчалив .

2. Культура общения :

– умеет ли ребенок вежливо обращаться ко взрослому и сверс­тникам;

– как называет взрослых: по имени и отчеству, на "Вы" или иначе;

– первым ли здоровается со взрослыми и незнакомыми людьми или нуждается в напоминании, не забывает ли прощаться;

– умеет ли благодарить за оказанную помощь, пользуется ли при этом словами: "спасибо", "извините", "пожалуйста" и др.;

– встречается ли в речи ребенка нелитературная лексика;

– умеет ли ребенок в зависимости от обстоятельств или ситуации общения пользоваться различной силой голоса (во время еды, отхода ко сну говорить шепотом, тихо; на занятиях – достаточно громко );

– умеет ли до конца выслушивать своего собеседника или часто отвлекается, имеет ли склонности перебивать говорящего;

– умеет ли ребенок спокойно договариваться с другими детьми: распределять роли в игре, обязанности в труде, согласовывать свои действия;

– каков у ребенка тон общения: доброжелательный, снисходи­тельный, требовательный;

– прислушивается ли он к замечаниям старших по поводу культуры его общения, стремится ли избавиться от своих недостатков;

– умеет ли свободно выступать перед детьми, незнакомыми людьми или стесняется, боится.

Способы обследования: наблюдения (на занятиях, во время игры и повседневной жизни); беседы с воспитателями, детьми.

Диссертация

Лашкова, Лия Луттовна

Ученая cтепень:

Кандидат педагогических наук

Место защиты диссертации:

Екатеринбург

Код cпециальности ВАК:

Специальность:

Теория и методика дошкольного образования

Количество cтраниц:

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы воспитания культуры речи детей дошкольного возраста

1Л. Историко-философский подход к изучению проблемы культуры 11 речи

1.2. Культура речи как языковое и педагогическое явление

1.3. Психолого-педагогические основы воспитания культуры речи у детей дошкольного возраста

1.4. Народная педагогика как средство воспитания культуры речи дошкольников

Глава 2. Экспериментальная работа по определению особенностей и уровней культуры речи старших дошкольников

2.1. Состояние педагогической работы дошкольных учреждений по воспитанию культуры речи старших дошкольников

2.2. Особенности проявления культуры речи у детей старшего дошкольного возраста

Глава 3. Педагогическая технология воспитания культуры речи старших дошкольников

3.1. Планирование работы с педагогическим коллективом и родителями

3.2. Организация педагогической деятельности по воспитанию культуры речи у детей дошкольного возраста

3.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по воспитанию культуры речи у старших дошкольников

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Воспитание культуры речи у старших дошкольников средствами народной педагогики"

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. На современном этапе развития общество нуждается в образованной и воспитанной личности. В соответствии с «Концепцией дошкольного воспитания» основой воспитания и обучения в дошкольном детстве является овладение речью. В данном документе отмечено, что дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи, и если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.

При дальнейшем становлении личности высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и чутье родного языка, умение пользоваться языковыми выразительными средствами, стилистическим многообразием языковых средств станут самой надежной рекомендацией в общественной жизни и творческой деятельности.

В настоящее время в языковой практике прослеживается утрата лучших речевых традиций, продолжает набирать силу процесс «огрубления » нравов общества, что влечет за собой и упадок общей культуры. В речевой деятельности это выражается в увеличении лексики со сниженной эмоционально-экспрессивной окраской, просторечных форм, вульгаризмов, жаргонизмов. Исследования Ф.А. Сохина /152/ доказывают, что ребенок самостоятельно не может овладеть речевой нормой. На данном этапе остро встает проблема овладения детьми дошкольного возраста речью правильной, логичной, точной, выразительной. Поэтому введение элементов культуры речи в общую систему воспитания будет оказывать безусловное влияние на духовный мир ребенка и будет способствовать решению коммуникативных задач в детском коллективе.

Нельзя не учитывать тот факт, что лучшие образцы речевой культуры предлагает народная педагогика , отраженная в фольклоре. В произведениях устного народного творчества заложены языковые нормы, образцы русской речи, поднятой до высоты эстетического идеала.

Исследования Л.С. Выготского , А.В. Запорожца, JI.A. Венгера и др. доказали, что дошкольный возраст - период наиболее интенсивного становления и развития личности /48, 72, 39/. Развиваясь, ребенок активно усваивает основы родного языка и речи. В старшем дошкольном возрасте, по данным В.В. Гербовой , Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой, возрастает речевая активность ребенка: запас слов быстро нарастает, дети употребляют слова в самых разнообразных синтаксических сочетаниях, выражают свои мысли не только простыми, но и сложными предложениями; учатся сравнивать, обобщать и начинают понимать значение абстрактного, отвлеченного смысла слова. Это доказывает, что воспитание основ культуры речи необходимо начинать уже в дошкольном возрасте /168/.

СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ. Ф.А. Сохин отмечает, что психолого-педагогические исследования детской речи ведутся в трех направлениях:

Структурном - исследуются вопросы формирования разных структурных уровней системы языка: фонетического, лексического и грамматического (А.И. Максаков , М.М. Алексеева, В.И. Яшина, Е.М. Струнина , А.Г. Тамбов-цева, М.С. Лаврик, А.А. Смага , Л.А. Колунова и др.);

Функциональном - исследуется проблема формирования навыков владения языком в коммуникативной функции (М.И. Попова , Л.В. Ворошнина, Г.Я.Кудрина, О.С. Ушакова , А.А. Зрожевская, Е.А. Смирнова, Л.Г. Шадрина , Н.В. Гавриш и др.);

Когнитивном - исследуется проблема формирования элементарного осознания явлений языка и речи, особенности детских номинаций, процесс овладения дошкольниками номинативными единицами (Д.Б. Эльконин, Ф.А. Сохин , Г.П. Белякова, Г.А. Тумакова и др.).

Анализ данных исследований позволил установить, что некоторые показатели культуры речи рассматривались отдельными учеными. Так, О.С. Ушакова , Е.А. Смирнова изучали особенности составления связного повествования старшими дошкольниками, определяли возможность формирования у детей понятие о развитии сюжета в рассказе, развивали представление о структурных элементах композиции, о типах связи между смысловыми частями текста, между предложениями и внутри них /129/.

Рассматривая развитие связной речи младших дошкольников, Л.Г. Шадрина обращала внимание на то, как дети устанавливают логические и формальные связи, соединяют предложения между собой, какими языковыми средствами при этом пользуются/129/.

Н.В. Гавриш занималась поиском путей формирования связной речи дошкольников на основе использования разных жанров литературы и устного народного творчества /49/.

Предметом научного исследования JI.A. Колуновой являлась точность словоупотребления, понимание смысловых оттенков значений слов, их роли в развитии словесного творчества /86/.

Однако в целом воспитание культуры речи детей дошкольного возраста не являлось предметом самостоятельного исследования, хотя в этом имеется необходимость.

Таким образом, налицо ПРОТИВОРЕЧИЕ между имеющимися потенциальными возможностями в воспитании культуры речи у детей старшего дошкольного возраста и отсутствием педагогических технологий, необходимых для реализации этих возможностей, что составляет область неизвестного знания, содержание которого должно быть представлено в модели работы по воспитанию культуры речи старших дошкольников.

Выявленное противоречие позволило обозначить ПРОБЛЕМУ ИССЛЕДОВАНИЯ: какова педагогическая технология воспитания культуры речи у детей старшего дошкольного возраста средствами народной педагогики .

Актуальность проблемы обусловила выбор ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: «Воспитание культуры речи у старших дошкольников средствами народной педагогики ».

В исследование введены ОГРАНИЧЕНИЯ. 1) Нами рассматривается проблема воспитания культуры речи у детей 6-7 лет, это ограничение связано с тем, что в данный период у детей формируется элементарное осознание языковой системы, охватывающее все ее стороны (фонетическую, лексическую, грамматическую). 2) Говоря о культуре речи дошкольников, мы рассматриваем ее как совокупность коммуникативных качеств речи, обращаясь к формированию таких из них, как логичность , точность, выразительность, т.к. они наиболее значимы и формируемы у детей дошкольного возраста. 3) Среди средств народной педагогики, необходимых для воспитания культуры речи у старших дошкольников, нами выделено устное народное творчество. Обращение к фольклору обусловлено его развивающим и воспитывающим потенциалом (Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский , Е.И. Тихеева и др.).

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ - теоретически обосновать и экспериментально проверить технологию воспитания культуры речи у старших дошкольников средствами народной педагогики, обеспечивающую эффективность процесса формирования культурно-речевых навыков у старших дошкольников.

ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ выступает процесс воспитания культуры речи у детей старшего дошкольного возраста.

ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ является технология воспитания культуры речи у детей 6-7 лет средствами народной педагогики.

В ходе исследования была сформулирована ГИПОТЕЗА, заключающаяся в том, что воспитание культуры речи у старших дошкольников средствами народной педагогики будет эффективным, если:

Культура речи рассматривается как совокупность коммуникативных качеств, которые формируются в речевой деятельности и включают осознанное усвоение выразительно-изобразительных средств речи, в том числе на материале устного народного творчества, и уместное их использование в собственной речи;

Определена технология воспитания культуры речи, учитывающая поэтапное ознакомление детей с загадками, сказками, пословицами и поговорками; применение различных по типу вариантов творческих заданий на основе народной педагогики, обеспечивающая формирование таких коммуникативных качеств речи как логичность, точность, выразительность ;

Использован комплекс методов, стимулирующих к самостоятельному использованию загадок, сказок, пословиц и поговорок в собственной речевой деятельности и создающих мотивацию самостоятельного использования средств речевой выразительности .

В соответствии с целью и гипотезой определены ЗАДАЧИ исследования:

Конкретизировать содержание понятия «»;

Установить показатели и критерии сформированности культуры речи старших дошкольников;

Экспериментально проверить педагогическую технологию воспитания культуры речи у детей старшего дошкольного возраста;

Определить корреляционные показатели между уровнем сформированности речевой логичности , точности, выразительности и уровнем сформированности культуры речи старшего дошкольника .

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ являются психолого-педагогические концепции развития речи детей (А.Н. Леонтьев , Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др.); теория развития речи детей дошкольного возраста (Е.И. Тихеева , Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, М.М. Алексеева , В.И. Яшина и др.); лингвистическое учение о литературном языке как языке нормированном и основах культуры речи (Д.Э. Розенталь , Л.И. Скворцов, Б.Н. Головин и др.).

Для решения поставленных задач нами были использованы МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, анкетирование , беседа, анализ планов учебно-воспитательной работы воепитателей, педагогический эксперимент, статистические методы обработки данных.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОВОДИЛОСЬ В ТРИ ЭТАПА:

Первый этап (1996-1997) - поисково-теоретический. В процессе анализа психолого-педагогической литературы были определены методология и методика исследования, его понятийный аппарат, проблема, объект, предмет, задачи, методы и гипотеза исследования.

Второй этап (1998-1999) - опытно-экспериментальный. На этом этапе осуществлялась экспериментальная проверка гипотезы, систематизировался полученный материал, связанный с отбором фольклорных произведений для решения поставленных задач. Работа включала разработку технологии воспитания культуры речи у детей старшего дошкольного возраста.

Третий этап (2000) - заключительно-обобщающий - был посвящен систематизации, апробации, письменному оформлению диссертации, внедрению результатов в практику. Данные, полученные в результате исследования, подвергались статистической обработке.

БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ. Исследование осуществлялось на базе ДОУ №24 и № 6 г. Шадринска Курганской области. Исследованием на этапе констатирующего эксперимента было охвачено 102 ребенка 6-7 лет вместе с родителями , 57 воспитателей, из которых 8 выступали в качестве экспертов, на этапе формирующего эксперимента - 30 детей подготовительной к школе группы.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ состоит в доказательстве возможности формирования культуры речи у старших дошкольников средствами народной педагогики и в выявлении критериев, уровней сформированности культуры речи у старших дошкольников.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ заключается в конкретизации понятия «культура речи детей старшего дошкольного возраста » и теоретическом обосновании технологии воспитания культуры речи у старших дошкольников.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Содержащиеся в работе теоретические и научно-методические материалы по воспитанию культуры речи детей дошкольного возраста средствами народной педагогики могут быть использованы в системе педагогического просвещения родителей , в системе повышения квалификации работников дошкольных учреждений, при разработке лекционного курса по методике развития речи детей дошкольного возраста для студентов педагогических колледжей и вузов.

ДОСТОВЕРНОСТЬ И ОБОСНОВАННОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ обеспечивается методологическим подходом к решению поставленной проблемы, анализом и использованием достижений современной психолого-педагогической науки, комплексом научных методов исследования, адекватных предмету, цели и задачам исследования, репрезентативностью выборки, а также наличием данных, свидетельствующих о позитивных изменениях в процессе воспитания культуры речи у детей старшего дошкольного возраста.

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ. Основные положения результатов исследования сообщались на заседании кафедры методик дошкольного воспитания ТПГГГИ (1998-2000 г.), на II фестивале-конкурсе научно-исследовательского, технического и прикладного творчества молодежи и студентов (Курган, 1999), на региональной научно-практической конференции «Русский язык, литература и культура: проблемы сохранения и развития » (Шадринск, 1999). С изложением отдельных аспектов проблемы автор выступал на заседаниях педагогических советов в ДОУ и перед родителями, на научных конференциях.

НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ: 1. Культура речи дошкольников рассматривается как совокупность коммуникативных качеств, которые формируются в речевой деятельности и включают осознанное усвоение выразительно-изобразительных средств речи, в том числе на материале устного народного творчества, и уместное их использование в собственной речи.

2. Технология воспитания культуры речи у старших дошкольников средствами народной педагогики включает ряд этапов: разъясняюще-мотивационный (обучение правильному пониманию иносказательного смысла образных слов и выражений); теоретически- и практически-развивающий (формирование представления о выразительном потенциале языковых единиц); репродук-тивно-творческий (развитие умения правильного и уместного использования разнообразных образных слов и выражений в собственных, логично построенных речевых высказываниях).

3. Критериями сформированности культуры речи у старших дошкольников являются умение выстраивать композицию высказывания, использование лексических средств, обеспечивающих логическую связь между частями текста (логичность); употребление слов в точном соответствии с обозначаемыми этими словами явлениями действительности (точность словоупотребления); использование интонационных, лексических и грамматических средств выразительности.

СТРУКТУРА И ОБЪЕМ ДИССЕРТАЦИИ. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложения.

Заключение диссертации по теме "Теория и методика дошкольного образования", Лашкова, Лия Луттовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Качественно новый уровень развития общества нуждается в образованной и культурно развитой личности. Хранилищем народной культуры является язык народа, который сохраняет память народа, формируя его историческое сознание. Воспитание культуры речи - очень длительный и сложный процесс, начинать который, по нашему мнению, нужно на ранней ступени развития человека - в дошкольном детстве. Проведенное нами исследование подтвердило гипотезу и позволило сформулировать следующие выводы.

1. В современных условиях развития общества особую актуальность приобретает решение такой проблемы, как воспитание культуры речи. Под культурой речи дошкольников мы понимаем совокупность коммуникативных качеств, которые формируются в речевой деятельности и включают осознанное усвоение выразительно-изобразительных средств речи, в том числе на материале устного народного творчества, и уместное их использование в собственной речи.

2. На основе теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы определены качества культуры речи (логичность , точность, выразительность) и уровни сформированности каждого из них. Выделенные критерии и уровни позволили проследить динамику сформированности культуры речи после формирующего эксперимента. Наиболее значительным достижением можно считать сокращение числа детей, которые были отнесены в начале эксперимента к низкому уровню сформированности культуры речи (до 6%) и значительное увеличение детей, которых можно отнести к группе высокого уровня (до 77%). Это доказывает эффективность разработанной нами педагогической технологии воспитания культуры речи у старших дошкольников.

3. Необходимый уровень сформированности культуры речи обеспечивается путем внедрения технологии воспитания культуры речи, ориентированной на использование средств народной педагогики и включающей следующие этапы: разъясняюще-мотивационный (формирование правильного понимания обобщенного, иносказательного смысла загадок, образных выражений в сказках, пословиц и поговорок); теоретически- и практически-развивающий (формирование представлений о языковых средствах создания обобщенности и иносказательности данных жанров фольклора); репродуктивно-творческий (обучение точному и уместному использованию образных слов и выражений, пословиц и поговорок в собственных речевых высказываниях).

4. Эффективность процесса воспитания культуры речи зависит от использования комплекса методов, стимулирующих к самостоятельному использованию загадок, образных выражений сказок, пословиц и поговорок в собственной речевой деятельности и общении (игры-драматизации, постановка спектаклей, проблемные ситуации, сочинение собственных сказок и др.).

5. Успешному проведению целенаправленной работы способствует педагогическое просвещение педагогов и родителей по воспитанию культуры речи у дошкольников средствами народной педагогики (методические семинары, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление родительских уголков и др.).

6. Коэффициенты корреляции общего уровня сформированности культуры речи с отдельными качествами (логичностью , точностью, выразительностью) -0,9. Данная связь является близкой к функциональной, что указывает на зависимость уровня культуры речи детей дошкольного возраста от сформированности таких ее качеств, как логичность, точность и выразительность .

7. Разработанные нами методические рекомендации по воспитанию культуры речи у детей старшего дошкольного возраста средствами народной педагогики, включающие перспективные планы, диагностическую методику, конспекты занятий и игр, могут быть использованы воспитателями дошкольных образовательных учреждений, а также преподавателями вузов в системе повышения квалификации педагогических кадров.

В нашем исследовании не исчерпаны все аспекты работы по воспитанию культуры речи старших дошкольников средствами народной педагогики. В перспективе необходимо изучить другие качества культуры речи (уместность, доступность, действенность и др.) и возможности их формирования, а также использование индивидуального подхода к детям в процессе усвоения выразительных языковых средств фольклорных произведений.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Лашкова, Лия Луттовна, 2000 год

1. Айдарова Л.И. Маленькие школьники и родной язык. - М.: Знание, 1983. -96 с.

2. Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников родному языку. М.: Педагогика , 1978. - 144 с.

3. Акишина А.А. Структура целого текста. М., 1979. - 88 с.

4. Актуальные проблемы культуры речи. М.: Наука, 1970. - 407 с.

5. Акулова О.В. Устное народное творчество как средство выразительности речи старших дошкольников: Автореф. дисс. . канд.пед.наук. СПб, 1999. -24 с.

6. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студентов сред. пед . заведений. -М.: Академия, 1997. 400 с.

7. Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях //Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста: Межвуз. сб.науч.тр. -М., 1983. С. 27-43.

8. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников : Пособ. по самост. работе для студ . сред. пед. учеб. завед. М.: Academia, 1998. - 160 с.

9. Аносова Л.Р. Онтогенез синтаксиса и формирование языковой способности //Психолингвистические исследования (речевое развитие и теория обучения языку) /Под ред. A.M. Шахнарович. М., 1978. - С. 79-90.

10. Ю.Антонова Л.Г. Развитие речи: Уроки риторики: Попул. пособ. для родит, и педагогов . Ярославль: Академия развития, 1997. - 222 с.

11. П.Аристотель. О стиле ораторской речи //Об ораторском искусстве. М.: Госполитиздат, 1963. - С. 21 - 34.

12. Артемов В.А. Метод структурно-функционального изучения речевой интонации.-М., 1974. 160 с.

13. З.Артемов В.А. Психология речевой интонации: В 2-х ч. М., 1976.

14. Афанасьев А.Н. Русские народные сказки. М., 1992. - 239 с.

15. Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1989. - 215 с.

16. Базанов В.Г. От фольклора к народной книге. JL: Художественная литература, 1973. - 356 с.

17. Базик И.Я. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с литературными произведениями: Автореф. дисс.канд.психол.наук. -М.,1985.-24 с.

18. Баранникова Л.И. Основные сведения о языке: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1982. - 112 с.

19. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. -445 с.

20. Бегак Б.А. Неиссякаемый родник (Детская литература и народное творчество). М.: Знание, 1973. - 64 с.

21. Беленький В.Г. Приобщение к искусству слова. Т. 8. -М.: АПН СССР, 1955.

22. Белякова Г.П. Формирование у старших дошкольников в детском саду элементарного осознания языковых явлений: Автореф. дисс.канд.пед.наук. -М., 1982.-24 с.

23. Блинов И.Я. Интонация //Педагогическая энциклопедия: В 4-х т. Т. 2. М.: Советская энциклопедия, 1963. - С. 263-265.

24. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: в 2-х томах /Под ред. А.В. Петровского. М.: Педагогика, 1979.

25. Богачев Ю.П. Культура речи. Ораторское искусство. Афоризмы. М., 1995. -278 с.

26. Богин Г.И. Противоречия в процессе формирования речевой способности: Учеб. пособие. Калинин, 1977. - 84 с.

27. Боголюбова Е.В. Культура и общество: Вопросы истории и теории. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1978. - 232 с.

28. Боговлянский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний учащимися в школе. М., 1959. - 347 с.

29. Божович Л.И. Значение осознания языковых обобщений в обучении правописании : Известия АПН РСФСР, 1948., Вып. 3. С. 27-60.

30. Бондаренко Л.В. Звуковой строй современного русского языка. М.: Просвещение, 1977. - 175 с.

31. Бородин A.M. Методика развития речи детей дошкольного возраста. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1984. - 255 с.

32. Брудный А.А. Значение слова и психология противопоставлений //Семантическая структура слова. М., 1971. - С. 19-27.

33. Буслаев Ф. О преподавании отечественного языка. Л.: Учпедгиз, 1941.

34. Бухвостов С.С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошко-льнорго возраста. Курск, 1978. - 58 с.

35. Васильева А.Н. Основы культуры речи. М.: Русский язык, 1990. - 247 с.

36. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики : Заметки журналиста. М.: Педагогика, 1983. - 137 с.

37. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика: Для высших и средних учеб.заведений. Ростов н/Д: Феликс, 1995. -576 с.

38. Ведерникова Н.М. Русская народная сказка. -М.: Наука, 1975. 135 с.

39. Венгер А.А. Восприятие и обучение. М.: Просвещение, 1969. - 368 с.

40. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. М.: Рус.яз., 1976.-248 с.

41. Виноградов В.В. Некоторые задачи изучения синтаксиса простого предложения //Вопросы языкознания. 1951. - № 3. - С. 3-31.

42. Виноградов В.В. Основные типы лексических значений //Вопросы языкознания. 1953. - № 5. - С. 3-29.

43. Виноградов В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове). М.: Высшая школа, 1986. - 640 с.

44. Виноградова A.M. Формирование эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы: Автореф. дисс.канд.пед.наук. М., 1974. - 27 с.

45. Винокур Г.О. О языке художественной литературы. М.: Высш. школа, 1991.-447 с.

46. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред, и высш. учеб. завед . М.: Академия, 1999. - 168 с.

47. Выготский JI.C. Мышление и речь. Собр.соч. в 6-ти томах. Т.2. М.: Педагогика, 1982. - С. 6-361.

48. Выготский JI.C. Развитие детской речи. Собр.соч. в 6-ти томах. Т.З. М.: Педагогика, 1982.-С. 164-177.

49. Гавриш Н.В. Формирование образности речи старших дошкольников в процессе обучения родному языку: Дисс. канд.пед.наук. М., 1991. - 188 с.

50. Гальперин П.Я. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Наука, 1981.- 139 с.

51. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М,: АПН РСФСР , 1961. -417с.

52. Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка /Под ред. С.А. Абакумова. М.: АПН РСФСР, 1949. - 268 с.

53. Головин Б.Н. Основы культуры речи: Учеб. для вузов . 2-е изд., исправ. -М.: Высшая школа, 1988. - 319 с.

54. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Книга о хорошей речи. М.: Культура и спорт , 1997.-268 с.

55. Гольдин В.Е. Речь и этика. М., 1983.

56. Горбушина J1.A., Николаичева А.П. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1983 - 192 с.

57. Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. М., 1984.

58. Гурович JI.M. Понимание образа литературного героя детьми старшего дошкольного возраста: Автореф. дисс.канд.пед.наук. М„ 1973. - 29 с.

59. Гуро-Фролова В.Г. Работа над выразительными средствами речи //Начальная школа. 1991. - № 2. - С. 22-24.

60. Гусев В.Е. Эстетика фольклора. Д.: Наука, 1967. - 319 с.

61. Димитров Г.М. О литературе, искусстве, культуре. М.: Прогресс, 1972. -271 с.

62. Дубовский Ю.А. Анализ интонации устного теста и его составляющих. -Минск: Высш. школа, 1978.

63. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М., 1986. - 96 с.

64. Дьяченко О.М. Развитие воображения в дошкольном детстве: Автореф. дисс.докт.псих.наук. М., 1990. - 31 с.

65. Ермаков С.А. Культура и человек //Очерки по философии /Под ред. Э.Ф.Звездкиной. Новгород, 1993. - 128 с.

66. Жинкин Н.И. Механизмы речи. М., 1958. - 370 с.

67. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи //В защиту живого слова. М.: Просвещение, 1966. - С. 5-25.

68. Жуков В.П. Словарь русских пословиц и поговорок. М., 1967. - 535 с.

69. Жуковская Р.И. Чтение книги в детском саду. М.: Учпедгиз , 1959.-116 с.

70. Иванова С.Ф. Воспитание навыков культуры речи у школьников : Из опыта работы учителя. М.: Просвещение, 1964.

71. Иванова С.Ф. Речевой слух и культура речи. М.: Просвещение, 1970. -96 с.

72. Иванова-Лукьянова Г.Н. Культура устной речи: интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм. М.: Флинта-Наука, 1998. - 200 с.

73. Ильяш М.И. Основы культуры речи: Учеб. пособие. Киев - Одесса, 1984. -188 с.

74. Истрина Е.С. Нормы русского литературного языка и культуры речи. М.-Л., 1948.-31 с.

75. Казакова В.И. Развитие выразительности речи младших школьников: Дисс. . канд.пед.наук. Екатеринбург, 1998. - 143 с.

76. Карпинская Н.С. Искусство слова как средство художественного воспитания детей дошкольного возраста //Вопросы эстетического воспитания в детском саду. М., 1960. - С.45-52.

77. Карпинская Н.С. Художественное слово и воспитание детей. М.: Педагогика, 1972.- 151 с.

78. Коган Л.Н. Теория культуры: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 1993.- 160 с.

79. Колесов В.В. Культура речи культура поведения. - Л.: Лениздат, 1988. -271 с.

80. Колунова Л.А. Работа над словом в процессе развития речи у детей старшего дошкольного возраста: Дисс.канд.пед.наук. М., 1993. - 173 с.

81. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию . 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1982. - 128 с.

82. Костомаров В.Г. Культура речи и стиль. М., 1960. - 71 с.

83. Красноречия Древней Руси. -М.: Сов. Россия, 1987. 448 с.

84. Кудрина Г.Я. Зависимость пересказа текста от условий его восприятия в старшем дошкольном возрасте: Автореф.дисс.канд.психол.наук. М. 1982. -24 с.

85. Кузнецова Т.И., Стрельникова И.П. Ораторское искусство в Древнем Риме. -М.: Наука, 1976.

86. Культура русской речи: Учеб. для вузов /Под ред. Л.К. Граудина. М.: Норма- Инфа, 1998.-560 с.

87. Кушаев Н.А. Хроника культуры (1600-1970). М., 1993. - 492 с.

88. Лаврик М.С. Формирование сложных синтаксических конструкций в речи старших дошкольников: Автореф.дисс.канд.пед.наук. М., 1977. - 18 с.

89. Ладыженская Т.А. Связная речь //Методика развития речи на уроках русского языка. -М.: просвещение, 1980. С. 187-233.

90. Лазарев А.И. Трудные темы изучения фольклора: Учеб. пособ. Челябинск: Челяб.гос.ун-т, 1998. - 319 с.

91. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. М.: Просвещение, 1985. - 176 с.

92. Леммерман X. Учебник риторики: Тренировка речи с упражнениями. М.: Интерэксперт, 1998.-256с.

93. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М.: Наука, 1969. - 397 с.

94. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969.-214 с.

95. Леушина A.M. Развитие связной речи дошкольников //Ученые записи: ЛГПИ им. А.И. Герцена. -Т.З5, 1941. С. 21-72.

96. Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1979. - 320 с.

97. Люстрова З.Н., Скворцов Л.И. Мир родной речи. Беседы о русском языке и культуре речи. М.: Знание, 1972. - 159 с.

98. Люстрова З.Н., Скворцов Л.И. О культуре русской речи. М.: Знание, 1987.-176 с.

99. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок . М.: Просвещение, 1992.- 160 с.

100. Максимов В.И. Точность и выразительность слова. Л.: Просвещение, 1968.- 184 с.

101. Мышление и речь. М.: АПН РСФСР, 1963. - 271 с.

102. Найденов Б.С. Выразительность речи и чтения . М.: Просвещение, 1963. - 263 с.

103. Народная педагогика и современные проблемы воспитания: Материалы Всесоюзной научно-практической конференции. Чебоксары, 1991. - 338 с.

104. Негневицкая Е.И., Шахнарович A.M. Язык и дети. М.: Наука, 1981. -111с.

105. Николаева В.В. Эстетика языка и речи. JI.: Знание, 1979. - 40 с.

106. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей: Попул. пособ. для родит, и педагогов. -Ярославль: Академия развития, 1997. 253 с.

107. Об ораторском искусстве /Сост. А. Толмачев. М.: Госполитиздат, 1958. -272 с.

108. Обнорский С.П. Культура русского языка. M.-JI.: АНСССР, 1948. - 31 с.

109. Ожегов С.И. Очередные вопросы культуры речи. Вып. 1 //Вопросы культуры речи. М.: АН СССР , 1955. - С. 5-33.

110. Ожегов С.И. Словарь русского языка /Под ред. Н.Ю. Шведовой. М.: Русский язык, 1990. - 917 с.

111. Ораторы Греции. М.: Художественная литература, 1985. - 495 с.

112. Паремиологический сборник: Пословица, загадка (структура, смысл, текст). -М., 1978.-320 с.

113. Патрина К.Т. Особенности понимания значения слова детьми старшего дошкольного возраста: Автореф. дисс.канд.пед.наук. -М., 1955. 16 с.

114. Пеньевская А.А. Обучение родному языку //Вопросы обучения в детском саду /Под ред. А.П. Усовой . -М., 1955. С. 92-125.

115. Пермяков Г.Л. От поговорки до сказки /Заметки по общей теории клише. -М.: Наука, 1970.-240 с.

116. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка . -М.-Л., 1932. 412 с.

117. Поддъяков Н.Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников //Вопросы психологии. 1990. - № 1. - С. 16-19.

118. Поддъяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. М., 1996. - 32 с.

119. Померанцева Э.В. Русская народная сказка. М.: Ид-во АН СССР, 1963. - 128 с.

120. Пословицы, поговорки, загадки /Сост. А.Н. Мартынова. М.: Современник, 1997.-502 с.

121. Пословицы, поговорки, потешки , скороговорки: Попул. пособ. для родит, и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997. - 219 с.

122. Потебня А.А. Из записок по русской грамматике. М.: Учпедгиз, 1958.-536с.

123. Проблема изучения речи дошкольника /Под ред. О.С. Ушаковой. М.: РАО , 1994. - 129 с.

124. Проблемы философии культуры: Опыт истор.-материалист, анализа. /Под ред. В.Ж. Келле. М.: Мысль, 1984. - 325 с.

125. Программа и методика развития речи детей дошкольного возраста в детском саду /Авт.-сост. Ушакова О.С. М.: АПО, 1994. - 63 с.

126. Пропп B.JI. Исторические корни волшебной сказки. JL: Изд-во ЛГУ , 1986.-364 с.

127. Пропп В.Л. Морфология сказки. 2-е изд. - М.: Наука, 1969. - 168 с.

128. Пропп В.Л. Фольклор и действительность: Избранные статьи /В.Л.Пропп. -М.: Наука, 1976.-325 с.

129. Психология сознания и речи. Пятигорск, 1974. - 123 с.

130. Пустовалов П.С., Сенкевич М.П. Пособие по развитию речи. 2-е изд., дополн. и перераб. - М.: Просвещение, 1987. - 286 с.

131. Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред. Ф.А. Сохина . М.: Просвещение, 1984. - 223 с.

132. Развитие речи и речевого общения /Под ред. О.С. Ушаковой. М.: РАО, 1995.- 152 с.

133. Речь. Речь. Речь: Кн. для учителя /Под ред. Т.Н. Ладыженской . М.: Педагогика, 1990. - 356 с.

134. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать?: Кн.для учащ.стар.классов. 2-е изд., исправ.и дополн. - М.: Просвещение, 1988. - 176 с.

135. Розенталь Д.Э. Культура речи. 3-е изд. - М.: Изд-во МГУ , 1964. - 140 с.

136. Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии. М.: Просвещение, 1973.-433 с.

138. Скворцов Л.И. Основы культуры речи: Хрестоматия (для филол.спец. вузов) /Сост. Л.И. Скворцов. М.: Высшая школа, 1984. - 312 с.

139. Скворцов Л.И. Экология слова, или поговорим о культуре русской речи. -М.: Просвещение, 1996. 158 с.

140. Словарь образных выражений русского языка /Под ред. В.Н. Телия. М.: Отечество, 1995. - 368 с.

141. Смага А.А. Особенности понимания смысловой стороны слова детьми пятого года жизни: Дисс. канд.пед.наук. М., 1992. - 165 с.

142. Смольникова Г. Формирование структуры связного высказывания у старших дошкольников: Дисс.канд.пед.наук. М., 1986. - 156 с.

143. Соболева О.В. О понимании мини-текста или пословица век не сломится //Вопросы психологии. 1996. - № 1.

144. Солганик Г.Л. Синтаксическая стилистика. М.: Высшая школа, 1973-214с.

145. Сороколетов Ф.П., Федоров А. Правильность и выразительность устной речи. Л.: Лениздат, 1963. - 59 с.

146. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические условия развития речи дошкольников в детском саду //Повышение эффективности воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях. —М., 1988. С. 37-45.

147. Сперанский М. Правила высшего красноречия. СПб., 1984.

148. Специфика фольклорных жанров. М.: Наука, 1973. - 304 с.

149. Станиславский К.С. Собрание сочинений: В 8-ти томах. Т. 2,3. М.: Искусство, 1954.

150. Степанов А. О культуре речи. -М.: Искусство, 1961.-63 с.

151. Степанов В. Русские пословицы и поговорки от А до Я: Словарь-игра. -М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. 240 с.

152. Стешов А.В. Устное выступление: логика и композиция. Л.: Знание, 1989.-32 с.

153. Струнина Е.М. Работа над смысловой стороной слова в процессе развития речи старших дошкольников в детском саду: Дисс.канд.пед.наук. М., 1984.- 132 с.

154. Супрун А.Е. Лекции по теории речевой деятельности: Пособие для студентов вузов. Минск, 1996. - 287 с.

155. Таллер Л.А. Здравствуй, книга! Минск: Нар. асвета , 1987. - 111 с.

156. Теория речевой деятельности (Проблемы психолингвистики). М.: Наука, 1968.-272 с.

157. Тивикова С.К. Развитие речи младших школьников средствами народнопоэтического языка: Дисс. канд.пед.наук. -Ниж.Новгород, 1993. 220 с.

158. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. М.: Просвещение, 1981. - 159 с.

159. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. М., 1953. - 497 с.

160. Усова А.П. Обучение в детском саду. М.: Просвещение, 1984. - 176 с.

161. Успенский Д.В. Культура речи. М.: Знание, 1976. - 96 с.

162. Ушакова О.С. Развитие связной речи //Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду. М., 1987. - С. 22-39.

163. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий. М.: ТЦ «Сфера », 1998. - 224 с.

164. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. М.: Просвещение, 1968. - 557 с.

165. Федяевская В.М. Что и как рассказывать и читать дошкольникам . М.: Учпедгиз, 1955.-205 с.

166. Фесюкова JI.Б. Воспитание сказкой. М.: ООО «Фирма ». Издательство ACT, Харьков: Фолио, 2000. - 464 с.

167. Философская энциклопедия. Т.З.-М., 1964.-С. 118.

168. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. М.: АПН РСФСР, 1961.-334 с.

169. Фольклор как искусство слова: Сб.стат. /Отв. ред. Проф. Н.И. Кравцов. -М.: Изд-во Москов.ун-та, 1966. 170 с.

170. Фонетика и психология речи: Межвузовский сборник науч.трудов. Иваново, 1980.- 151 с.

171. Харченко В.К. Переносное значение слова. Воронеж: Изд-во Воронеж. Ун-та, 1989.- 196 с.

172. Хлысталова А.Н. Методика литературного развития младших школьников при обучении чтению малых фольклорных жанров: Дисс. .канд.пед.наук. -М., 1991. 204. С.

173. Художественные средства русского народного поэтического творчества: Символ, метафора, параллелизм. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. - 127 с.

174. Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. М.: Просвещение, 1982.- 128 с.

175. Цицерон М.Т. Три трактата об ораторском искусстве: пер. с лат. Ф.А. Петровского. М.: Наука, 1972. - 471 с.

176. Чуковский К.И. За живое образное слово. М.: Знание, 11967. - 64 с.

177. Чуковский К.И. От двух до пяти. М.: Педагогика, 1990. - 381 с.

178. Шахнарович A.M. Семантика детской речи, психолингвистический анализ: Автореф. дисс.д-ра филол.наук. М., 1985. - 40 с.

179. Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. М.: Учпедгиз, 1957. - 188 с.

180. Щербицкая А.Е. Влияние русского фольклора на сочинение сказок детьми //Художественное творчество и ребенок. М.: Педагогика, 1972. - С. 99111.

181. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возраста. М.: Просвещение, 1966.-96 с.

182. Юдин Ю.И. Русская народная бытовая сказка. M.:Academia, 1998.-256 с.

183. Юрьева Н.М., Шахнарович A.M. К проблеме понимания метафоры в языке и тексте. М.: Наука, 1988. - 176 с.

184. Ядешко И. Развитие речи детей от трех до пяти лет. М.: Просвещение, 1966.-96 с.

185. Язовицкий Е.В. Говорите правильно. Эстетика речи. Д., 1969. - 302 с.

186. Richardson К. Studies of Language development. Journal of Child Language. - 1970. - № 3. p. 17-26.

187. Semantics. In Studies of child language development. Ed. by C. Ferguson, D. Slobin, 1973.-P. 585-628.

188. Slobin D.I. Imitation and Grammatical Development in Children. Contemporary issues in Development Psychology, N.Y., Osser, 1968. - P. 15-55.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания.
В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.


Поговорки, прибаутки, скороговорки,

иногда лишенные смысла, важны, чтобы

выломать детский язык на русский лад и

развить чутье к красотам родного языка.

К. Д. Ушинский

На современном этапе развития общество нуждается в образованной и воспитанной личности. В соответствии с «Концепцией дошкольного воспитания» основой воспитания и обучения в дошкольном детстве является овладение речью. В данном документе отмечено, что дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи и, если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.

В настоящее время в языковой практике прослеживается утрата лучших речевых традиций, продолжает набирать силу процесс «огрубления» нравов общества, что влечет за собой и упадок общей культуры.

В речевой деятельности это выражается в увеличении лексики со сниженной эмоционально-экспрессивной окраской, просторечных форм, вульгаризмов, жаргонизмов.

Язык – важнейшая часть общенациональной культуры, поэтому не случайно в настоящее время ученые-лингвисты поднимают вопрос об экологии языка, чтобы не допустить разрушение речевой культуры.

Культура речи – это сравнительно молодая область в науке о языке. Несмотря на то, что эта наука возникла в России только в XX в., учение об эффективности речи и ее качествах существовало еще с античных времен.

Долгое время культура речи рассматривалась только в аспекте владения нормами русского литературного языка, но возрождение интереса к риторике способствовало смещению акцентов в сторону изучения речевых жанров, речевого поведения. Термин «Культура речи » многозначен: это качество речи, умение пользоваться языком в общении и это наука о качестве пользования языком.

Воспитание культуры речи дошкольного возраста – явление сложное и малоизученное. В дошкольной педагогике культуру речи принято понимать как совокупность коммуникативных качеств, которые формируются в речевой деятельности и включают осознанное усвоение выразительно-изобразительных средств речи и уместное их использование в собственной речи. Таким образом, воспитание культуры речи предполагает не только овладение языковыми нормами (фонетическими, лексическими, грамматическими, синтаксическими), но и совершенствование процесса реализации выразительных средств языка в живом речевом общении.

В дошкольной педагогике исследования Сохина Ф.А. доказывают, что ребенок самостоятельно не может овладеть речевой нормой, а в коррекционной педагогике это еще осложняется преодолением общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста, которое характеризуется своей многоаспектностью нарушения речевой деятельности, что подтверждается многочисленными исследованиями как психолого-педагогическими, психолингвистическими, так и медиков педагогического плана.

На данном этапе остро встает проблема овладения детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения, речью правильной, выразительной, логичной, точной. Поэтому введением элементов культуры речи в коррекционно-педагогическую систему воспитания будет оказывать безусловное влияние на духовный мир ребенка и будет способствовать решению коммуникативных задач в детском коллективе.

Нельзя не учитывать тот факт, что лучшие образцы речевой культуры предлагает нам фольклор. В произведениях народного творчества заложены языковые нормы, образцы русской речи. Ученые неоднократно подчеркивали огромные возможности различных фольклорных жанров как средство обучения родной речи и воспитания ее культуры. Художественная сила малых фольклорных форм (пословиц, поговорок, потешек) заключается в их смысловой, композиционной, интонационно-синтаксической, звуковой и ритмической организованности. Поэтический язык пословиц и поговорок прост, точен, выразителен, содержит синонимы, антонимы, омонимы, сравнения. В основе многих пословиц и поговорок лежит метафора (переносное значение слова). Она служит средством достижения наибольшей экспрессивности, живописности. Все это делает пословицы и поговорки ценнейшим языковым материалом. Все это определяет выбор в поиске средств, воспитания культуры речи старших дошкольников, имеющих речевые нарушения.

У детей с общим недоразвитием речи, по данным исследования, отмечается несформированность чувства языка, неспособность к построению развернутого высказывания, инертность в выборе языковых средств, обусловленных недостатками когнитивно (умственной) – речевой деятельности; обнаруживаются недостатки понимания и употребления малых фольклорных форм, обусловленных низким уровнем представлений об окружающем мире, недостаточностью мыслительных операций, недостаточной сформированностью когнитивных и коммуникативных предпосылок речи.

Поэтому воспитание культуры речи средствами малых фольклорных форм можно рассмотреть в русле общего коррекционно-речевого развития.

С этой целью можно выделить задачи по следующим направлениям:

1. Знакомить детей с наиболее типичными произведениями малых фольклорных жанров.

2. Развивать внимание и интерес к малым жанрам фольклора (загадкам, пословицам, поговоркам, потешкам…).

3. Формировать их эстетическое восприятие.

4. Формировать правильное понимание обобщенного иносказательного смысла загадок, пословиц, поговорок.

5. Формировать готовность к восприятию и освоению малых фольклорных форм, развивать представления о жанрах фольклорных произведений.

6. Формировать представления о языковых средствах, вычленять в фольклорных произведениях.

7. Обучать адекватному использованию образных выражений, пословиц и поговорок в различных ситуациях.

Решение данных задач поможет детям:

Повысить уровень культуры речи, преодолеть каждому ребенку речевой дефект;

Развить его личностные качества и активизировать вербальные средства обучения;

Познакомить с произведениями малых фольклорных форм и их языковыми и художественными особенностями;

Научиться понимать и выделять художественные и смысловые средства малых фольклорных жанров;

Сформировать навыки правильного звукопроизношения, речевого слуха и фонематического восприятия;

Развить грамматические и семантические компоненты языковой способности;

Сформировать связную речь;

Развить выразительность речи, психические процессы;

Адекватно использовать образные выражения пословиц и поговорок в различных ситуациях.

Доклад на тему: «Формирование культуры речи у детей старшего дошкольного возраста»

Подготовила и провела:

Воспитатель первой категории

МБДОУ «Детский сад им. Ю. А. Гагарина»

Шипулина О.В.

г. Гагарин

2016г.

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи и словаря, речевого общения - одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте.

Работа велась по развитию связной и звуковой речи, работа по обогащению пассивного и активного словаря, грамматического строя речи, обучению грамоте и развитию интеллектуальных способностей. Дети умеют составлять рассказы о предметах, по содержанию картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Имеют представления о предложении, умеют составлять предложения, делить слова на слоги.

Проблема развития культуры речи не может быть решена без обращения ребенка к миру искусства. В наш стремительный век, век развития информационно-компьютерных технологий и Интернета художественная литература уходит из жизни детей и взрослых. Поэтому перед нами стоит задача – вернуть в «детство» художественную литературу: воспитывать у детей любовь к книге, развивать поэтический слух, интонационную выразительность речи, воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений. В этом нам помогает методическое руководство под ред. О.С. Ушаковой и Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой».

Художественная литература оказывает огромное воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т.к. расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умения тонко чувствовать форму и ритм родного языка.

В работе используем недисциплинарные формы привлечения и удержания внимания: разнообразные сюрпризные моменты (движущиеся, плавающие, звучащие игрушки); слуховые (музыка, звуки колокольчика, дудочки, пение, шепот, таинственные интонации) и зрительные эффекты (волшебная палочка, зажженная свеча, свет фонарика в функции указки и т.д.); элементы костюма воспитателя и детей, событийность и т.д. Коммуникативная и игровая мотивация учебных занятий, недисциплинарные формы привлечения и удержания внимания, эмоциональная активность обеспечивают психологический комфорт детей, что оказывает положительное влияние на развитие их диалогического общения, на формирование всех сторон культуры речи (фонетической, грамматической, лексической).

В своей работе использовали такие игры на формирование речевой культуры:

Развитию слухового восприятия и внимания способствуют игры : «Угадай по голосу, кто позвал?», «Телефон», «Что ты слышишь?». Они не должны длиться более трёх минут, так как требуют особой сосредоточенности.

Игры на обогащение словаря ребёнка:

«Давай искать на кухне слова» (какие слова можно вынуть из кухонного шкафа, борща и т.д.),«Угощаю» (давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок вспоминает «вкусное» слово и «кладёт» Вам на ладошку, затем Вы ему, и так до тех пор, пока всё не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «солёные», «горькие» слова).

Можно играть с целью развития грамматического строя речи.

Приготовим сок» Из яблок сок... (яблочный); из груш... (грушевый); из вишни... (вишнёвый); из моркови, лимона, апельсина и т.п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего? и т.д.

Игровое упражнение на слоговую структуру слов.

«Перепутаница». «Жили-были слова. Однажды они веселились, играли, танцевали и не заметили, что перепутались. Помоги словам распутаться. Слова: босака (собака), ловосы (волосы), лекосо (колесо), посаги (сапоги) и пр.»

Игра на обогащение словаря ребёнка

«Доскажи словечко». Вы начинаете фразу, а ребёнок заканчивает её. Например: ворона каркает, воробей... (чирикает). Сова летает, а заяц(бегает, прыгает). У коровы телёнок, а у лошади (жеребёнок) и т.п.

«Упрямые слова». Рассказать ребёнку, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, пианино, метро...). «Я

надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто и т.п. Задавать вопросы ребёнку и следить, чтобы он не изменял слова в предложения - ответах.

Подвижные игры

«Игры с мячом». «Я буду называть предметы и бросать тебе мяч. Ты будешь ловить его тогда, когда в слове услышишь звук «ж». Если в слове нет такого» звука, то мяч ловить не надо. Итак, начинаем: жаба, стул, ёжик, книга...»

«Лягушка» Выделение звука из ряда гласных: а, о, у, и, е, э, ю, я, ы «Будешь прыгать как лягушка, если звук услышишь «а», на другие звуки опускаешь низко руки».

В активный словарь детей ввели названия предметов, их качеств, свойств, действий. Уточняем обобщенные понятия «игрушки», «одежда», «мебель», «овощи». Учим понимать смысл загадок, сравнивать предметы по размеру, цвету, величине; составлять из слов словосочетания и предложения. Н-р, игры «какое что бывает», «что умеет делать... ветер, солнце и др.» Развиваем у детей представление о многозначности слова (идет… человек, автобус, часы, дождь, мультфильм). При ознакомлении с многозначными словами используем наглядные пособия (рисунки, иллюстрации). В играх «кто (что) может быть легким, тяжелым, добрым, веселым?», «Продолжи цепочку слов» ребенок учится давать толкование слова, словосочетания.

На занятиях и в свободное время дети выполняют упражнения на правильное понимание и употребление предлогов в, под, между, около. Проводим игры «Чего не хватает Марату, чтобы пойти на прогулку?». Игра «магазин» (на употребление названий предметов посуды). «Вы хотите? - Мы хотим» на спряжение глагола «хотеть» и др.

Учим детей составлять небольшие рассказы по картинке и на темы из личного опыта. Описательные рассказы дети вначале составляли по вопросам воспитателя, а затем самостоятельно. Продолжаем формировать навыки повествовательной речи, сами принимаем непосредственное участие в составлении рассказов. Закрепляем представление о том, что рассказ можно начинать по- разному «однажды», «как-то раз».

К началу учебного года нами была подготовлена развивающая среда. Размещение оборудования организовано таким образом, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности.

Нами была проделана огромная работа по пополнению методических и дидактических подборок. Мы разнообразили новыми сказками и видами театра наш уголок театрализации. Были изготовлены различные игры по познавательному развитию. Подобрана картотека игр по речевому развитию, игр на развитие логики и мышления. Собрана картотека пальчиковых игр; Сделана дидактическая игра с емкостями для сыпучих предметов (чтобы дети в этих емкостях развивали моторику рук), игры со шнуровками и др.

Для развития моторики рук проводится рисование нетрадиционными методами: рисовать руками и пальцами.

Работа с родителями. В свою работу активно подключали родителей. Провели собрание «Развитие правильной речи ребёнка в семье», на котором был проведен мастер-класс «Учимся, играя». Здесь была представлена выставка дидактических игр и авторских многофункциональных пособий, в процессе которых родители ознакомились с новыми играми. Дидактические игры включаем в работу с родителями в форме «игры на дом».