Особенности произношения согласных в конце слова. Гласные и согласные буквы и звуки

НОРМЫ УСТНОЙ РЕЧИ

К нормам устной речи относятся акцентологические, орфоэпические и интонационные нормы.

Акцентологические нормы русского литературного языка

Акцентологические нормы –это правила постановки ударения в словах

Словесное ударение - это выделение одного из слогов неодносложного слова. Ударный гласный в слоге выделяется большей длительностью и силой.

В русском слове, как правило, одно ударение. Но в сложных словах, особенно в профессиональной речи, часто бывает два ударения: главное и второстепенное, т.е. побочное (на первой части длинного сложного слова): с уперобл о жка, эн ергосист е ма, н ефтепров о д, маш иностро е ние и др.

Овладение русскими акцентологическими нормами вызывает трудности не только у иностранцев, но и у носителей родного языка. Это связано с некоторыми особенностями ударения в русском языке:

1. Русское ударение свободное и разноместное. Оно может падать на любой слог в слове, любую морфему: ба"нты, докуме"нт, медикаме"нты.

В отличие от русского языка в некоторых европейских языках ударение является фиксированным: например, в эстонском, латышском, чешском, венгерском, финском языках ударение падает на первый слог, в польском, испанском, грузинском – на предпоследний, в армянском, французском ударным бывает последний слог.

2. Русское ударение может быть подвижным (в разных формах одного и того же слова ударение способно передвигаться с одного слога на другой: поня"ть, по"нял, поняла" )и неподвижным (во всех формах слова падает на один и тот же слог: па"рта, у па"рты, за па"ртой ). Эта специфика русского ударения позволяет разграничивать грамматические формы как одного и того же слова, так и двух разных слов, например: ру"ки и руки", по"лка и полка".

Для русского ударения характерна вариативность. Акцентологические варианты – допустимые способы постановки ударения. В русском языке около 5000 слов, у которых отмечены колебания в ударении.

Акцентологические варианты могут быть:

1) равноправными: петля" и пе"тля ;



2) стилистическими: догово"р – до"говор (разг.);

3) профессиональными: шпри"цы – шприцы" (в речи медиков); и"скра – искра" (в речи шоферов);

4) семантическими: а"тлас – атла"с; му"ка – мука" ;

5) хронологическими: украи"нский (нейтр.) – укра"инский (устар.).

Итак, русское ударение описывается сразу несколькими признаками:

· силовое и количественное по фонетическому типу;

· разноместное по характеру расположения в слове;

· подвижное по критерию прикрепленности к определенной морфеме (при образовании грамматических форм и при словообразовании).

Дать общие правила постановки ударения невозможно. При определении места ударения в слове советуем пользоваться следующими словарями:

Зарва М. В. Русское словесное ударение: Словарь нарицательных имён.
М., 2001.

Иванова Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы. М., 2007;

Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы / под ред. Р.И.Аванесова. М., 2001.

Орфоэпические нормы русского литературного языка

Термин орфоэпия (от греч. orthos – правильный и epos – речь, т.е. буквально правильная речь) употребляется в двух значениях:

1) раздел языкознания, занимающийся изучением нормативного литературного произношения;

2) система норм произношения.

Орфоэпическая норма – это единственно возможный или предпочитаемый вариант правильного, образцового произношения.

Орфоэпические варианты – различия в произношении одного фонетического элемента, находящиеся в пределах нормы. Возникновение вариантов произношения обусловлено развитием произносительных норм, борьбой нового со старым. В связи с этим появилось понятие «младшей» и «старшей» орфоэпической нормы.

«Старшая» орфоэпическая норма – это произношение, характерное для лиц старшего поколения, а также для театральной и ораторской речи (например, бою [с ], одино [къ ]й, було [шн ]ая и др.).

«Младшая» норма произношения , характерная для лиц среднего и младшего поколения, распространена в бытовой и официальной речи (но не сценической или ораторской): бою [с’ ], одино [к’и ]й, було [ч’н ]ая и др.

Выделяются следующие группы орфоэпических норм: 1) правила произношения гласных (их мы подробно рассматривать не будем); 2) правила произношения согласных звуков и их сочетаний; 3) правила произношения отдельных грамматических форм; 4) правила произношения иноязычных слов.

Правила произношения согласных и их сочетаний

1. Звонкие согласные в абсолютном конце слова оглушаются в парные глухие: зу [п ], скла [т ], моро [с ], сторо [ш ]. Оглушение звука [г ] в непарный [х ] является литературной нормой лишь в слове Бог . Произношение фрикативного глухого [х ] в конце других слов недопустимо как диалектное (особенность южнорусских говоров).

2. Звонкие согласные перед глухими изменяются (уподобляются друг другу) в парные глухие: про [п ]ка, но [ш ]ка.

3. Глухие согласные перед звонкими за исключением сонорных (р, л, м, н ) и в уподобляются им по звонкости: про [з’ ]ба, та [г ]же.

4. Смягчение твердых согласных перед мягкими (ассимиляция, т.е. уподобление) чаще всего наблюдается перед суффиксом или внутри корня: го [н’ ]щик, [з’д’ ]есь.

Не допускается смягчение [з ]в словах на -изм во всех падежах: в механизме, о материализме.

5. На месте сочетаний букв зж, сж произноситсядолгий твердый шипящий [жж ]: безжизненный – бе [жж ]изненный, сжечь – [жж ]ечь.

Сочетание жж может произноситься как [жж ]и [ж’ж’ ]: во [жж ]и и во [ж’ж’ ]и.

6. Сочетания сш и зш произносятся как долгий твердый [шш ]: высший – вы [шш ]ий, низший – ни [шш ]ий.

7. Сочетания дч и тч произносятся как долгий звук [ч’ч’ ]: переводчик – перево [ч’ч’ ]ик, лётчик – лё [ч’ч’ ]ик .

8. Долгий мягкий звук [ш"ш" ] произносится на месте сочетаний букв зч, сч, жч, шч, здч, стч (резчик, счастье, мужчина, веснушчатый объездчик, жестче ).

9. На месте сочетаний букв тс, тц произносится [цц ]: золотце – золо [цц , борется – боре [цц .

10. При сочетании трех и более согласных фонем в русском языке происходит процесс упрощения групп согласных (диереза): один из согласных, обычно средний, не произносится. Это распространяется на сочетания стн , стл, здн , рдц и др.: местный – ме [сн ]ый, счастливый – сча [сл’ ]ивый, праздник – пра [з’н’ ]ик, сердце – се [рц ]е и т.п.

11. В некоторых случаях в русском языке представлена диссимиляция (расподобление) согласных по способу образования. Звук [г ] в сочетаниях гк , гч произносится как [х ]: мягче – мя [х ]че, легче – ле [х]че .

12. Сочетание чт в словах чаще всего произносится как [чт]: ме[чт]а. В слове что и производных от него (чтобы, ничто, что-либо и т.п.) сохраняется старомосковское произношение: на месте чт произносится [шт] , кроме слова нечто .

13. Произношение сочетания чн нередко вызывает затруднения, которые вызваны взаимодействием правил старомосковского и петербургского произношения. По старомосковской норме сочетание чн произносилось как [шн] в словах конечно, скучный, нарочно, двоечник, яичница, скворечник, пустячный и др., в женских отчествах на - ична : Ильинична, Кузьминична и т.п.

Во многих словах в современном русском литературном языке сочетание чн произносится как [чн]: елочный, дачник , вечный, точный, ночной .

Некоторые слова с сочетанием чн имеют допустимые варианты произношения [ч’н] и [шн] : порядочный, булочная, копеечный, молочный и др. Вариант произношения [шн] в таких словах оценивается как устаревающий. Но в отдельных случаях разное произношение чн выполняет смыслоразличительную функцию: А он, серде[шн]ый, все мается со своей серде[ч’н]ой болезнью .

В мире очень много разных голосов, практически все, может, кроме вакуума, можно услышать. Человечество создало в процессе систему условных сигналов, сочетание которых может восприниматься сознанием каждого из индивидуумов как некий образ, подразумевающий конкретное смысловое значение.

Вконтакте

Итак, что такое звуки в русском языке? Это бессмысленные по своей сути, наиболее маленькие элементы слов или , которые помогают донести мысль от одного человека к другому. Например, сочетание согласных «д» и «м» и одной гласной «о» может создать слово «дом», которое в свою очередь имеет вполне конкретное значение. Такие «кирпичики» русского языка бывают гласными и согласными, твердыми и мягкими, шипящими и звонкими.

В чем же различие?

Задумываясь, как различить звуки и буквы, стоит знать, что второе – это конкретные символы, с помощью которых графически записывают то, что мы слышим , например, существует «а», которую мы можем произносить вслух, мысленно, шептать или кричать, однако, пока она не будет записана на бумагу в нужной форме, буквой она не станет. Из этого понятно, что различить эти два понятия очень просто – то, что есть на бумаге, написанный символ – это буква, то, что мы слышим или говорим, – это звук.

Внимание! Чем отличаются звуки от своих письменных символов? В русском существует 33 графических элемента, однако состоят они из 43 голосовых сигналов, причем гласных букв – 10, а звуков 6, и наоборот, согласных 21 и 37 соответственно. Из этого можно сделать простой вывод – не все буквы и звуки совпадают друг с другом и слышатся так, как пишутся.

Что такое гласные?

Так называются такие элементы языка, которые можно пропеть. Чем отличаются от своей противоположности – согласных? Они состоят только из голоса , воздух при их произношении легко втягивается в легкие и пропускается через рот. Что такое гласные буквы? Это записанные на бумаге графические символы или их сочетание.

Таблица соответствия

Голосовые Графические
а а
о о
у у
и и
ы ы
э э
й’а я
й’у ю
й’э е
й’о ё

Какие буквы дают два звука? Некоторые образуются двумя элементами – согласным {й} и соответствующим звучанию гласным. Это йотированные элементы алфавита, которые нужны для выполнения следующих функций:

  1. Если нужно гласную поставить после гласной, например, слово «моя».
  2. После разделительного знака – «объятие».
  3. В случаях, когда гласная должна стоять в начале фонетического слова – «яма».
  4. Если нужно смягчить стоящий впереди согласный – «мёл».
  5. Если нужно воспроизвести иностранное слово.

Если такой йотированный символ стоит после непарного по твердости или мягкости, то он обозначает обычный, например, «шёлк» читается как «шолк».

Йотированные гласные

Что такое согласные?

Согласные – это мельчайшие языковые единицы, которые нельзя пропеть, при их произношении воздух, выдыхаемый из легких, натыкается на препятствие , например, на язык. Они делятся на пары , шипящих, а также твердых и мягких. Разберемся со всеми по порядку.

Звонкие, глухие и шипящие

Какие бывают согласные? Таблица поможет увидеть наглядно:

Апострофом обозначаются смягченные элементы. Это касается всех перечисленных пар, кроме «ж», так как она не может быть мягкой. Кроме этого, существуют согласные, которые не были определены в пары. Это:

Кроме перечисленных глухих и звонких, в существуют еще и шипящие. К ним можно отнести «ж», «ш», «щ» и «ч». Они обязательно относятся к глухим, при их произношении язык разными способами прижимается к нёбу . На слух они немного похожи на шипение змеи, если немного их протянуть.

Согласные звуки

Твердые и мягкие

Мягкие отличаются от твердых способом произношения. Когда человек их выговаривает, он прижимает язык к небу, отчего они получаются не таким грубыми. Как и в предыдущем случае, их делят по парам, за некоторым исключением. Почти все элементы русского алфавита могут быть и твердыми, и мягкими. Сколько из них не имеют такой пары?

Мягкие
ч’
j’
щ’
Твердые
ж
ш
ц

Получается, что пары не составляют все шипящие, «ш» и Й, присутствующая в том числе и в составе нескольких гласных. Все остальные могут смягчаться в определенных условиях.

Такая разница между количеством согласных звуков в русском языке оправдана именно последним делением по мягкости. Дело в том, что такая смягченная форма никак не отражается графически на письме – о мягкости мы узнаем по стоящей следом за ней смягчающей гласной. Это и увеличивает количество звучащих единиц почти в два раза по сравнению с буквами.

Твердые и мягкие согласные звуки

Чем отличаются гласные от согласных?

Деление на два типа звуков происходит в зависимости от техники их произношения . Певучие и «легкие» гласные, в отличие от согласных, легко произносить, тянуть, петь. Если послушать какую-либо мелодичную песню можно услышать, что они растягиваются, как пастила.

Согласные в свою очередь подразумевают какое-либо препятствие, то есть поток воздуха выходит изо рта не легко и плавно, а натыкаясь на язык, губы, зубы и так далее. Такие элементы сложно тянуть, они как будто имеют резкое окончание, причем вне зависимости от того, звонкие они или глухие, твердые или мягкие.

Интересно! С графическими символами все происходит точно также, ведь несмотря на то, что они записываются на бумаге, принадлежность к той или другой группе определяется именно по звучанию.

«Особенные» элементы русского языка

В русском алфавите есть два символа, под которыми не подразумеваются никакие слышимые сигналы . Это твердый знак «Ъ» и мягкий знак «Ь». Они нужны:

  1. Для того чтобы разделять. Наличие одного из этих знаков в слове сообщает о том, что идущая следом за ним гласная должна быть йотированной.
  2. Неразделительный мягкий знак может сообщать читателю о том, что предшествующая ему согласная мягкая, или выполнять грамматическую функцию, например, указывать род слова – «печь».

Уроки русского Звуки и буквы

Гласные и согласные звуки. Обозначение их буквами

Вывод

Знание правильного взаимодействия этих базовых элементов помогает правильно писать многие русские слова. Звучание и написание дает ключ к мелодике речи и письма, его красоте и благозвучию.


Основные законы произношения согласных - оглушение и уподобление.
В русской речи происходит обязательное оглушение звонких согласных в конце снова. Мы произносим хле[п] - хлеб, са[т] - сад, смо[к] - смог, любо[ф’] - любовь и т. д. Это оглушение является одним из характерных признаков русской литературной речи. Нужно учесть, что согласный [г] в конце слова всегда переходит в парный ему глухой звук [к]: лё[к] - лёг, поро(к] - порог и т. д. Произнесение в этом случае звука [х] недопустимо как диалектное: лё[х], поро[х]. Исключение составляет слово бог - бо[х].
Живое произношение в его прошлом и современном состоянии находит отражение в поэтической речи, в стихах, где та или другая рифма говорит о произношении соответствующих звуков: Так, например, в стихах А. С. Пушкина об оглушении звонких согласных свидетельствует наличие таких рифм, как клад -- брат, раб - арап, раз - час. Оглушение [г] в [к] подтверждается рифмами типа Олег -век, снег -рек, друг - звук, друг - мук.
В положении перед гласными, сонорными согласными и [в] звук [г] произносится как звонкий взрывной согласный. Только в нескольких словах, старославянских по происхожде- ншо - бо[у]а, [у]осподп, бла[у]о, бо[у]атый и производных от них, звучит фрикативный заднеязычный согласный [у]. Причем в современном литературном произношении и в этих словах [у] вытесняется [г]. Наиболее устойчивым он является в слове [у]осподи.
¦ [Г] произносится как [х] в сочетаниях гк и гч: лё[хк’]ий - легкий, ле[хк]о - легко.
Б сочетаниях звонкого и глухого согласных (так же, как и глухого и звонкого) первый из них уподобляется второму.
Если первый из них звонкий, а второй - глухой, происходит оглушение первого звука: ло[ш}ка - ложка, про[и]ка - пробка. Если первый -- глухой, а второй -¦ звонкий, происходит озвончение первого звука: [з]доба - сдоба, [з]губвть - сгубить. "
Перед согласными [л], [м], [н], [р], не имеющими парных глухих, й перед [в] уподобления йе происходит. Слова произносятся так, как пишутся: све[тл]о, [шв]ьгрять.
Уподобление происходит и при сочетании согласных. Например: сочетания сш и зш произносятся как долгий твердый согласный [ш]: ни[щ]іш -низший, вы[ш}ий - высший, ра[щ}уметься - расшуметься.
Сочетание сж и зж произносятся как двойной твердый [ж]: ра[ж]ать -разжать, [ж]изныо -сятзнъю, сжарить - [ж]арить.
Сочетания зж и жж внутри корня произносятся как долгий мягкий звук [ж’]. В настоящее время вместо долгого мягкого [ж’1 все шире употребляется долгий твердый звук [ж]: по[>к’]и и до[ж]е. - позже, дро[ж’]и и дрорк]и ~ дрожжи.
Сочетание сч произносится.как долгий мягкий звук , та К" же, как звук, передаваемый на письме буквой щ: [ш"]ас- тье - счастье, [щ’]ет ~ счет. .
Сочетание зч (на стыке корня и суффикса) произносится как долгий мягкий звук [ш ¦]: іірака[ш’}йк -приказчик, обра[ш’)й!к* - образчик.
Сочетания тч и дч произносятся как долгий звук fn’f: док- * ла[ч’]ик - докладчик, ле[*Г]ик -летчик.
Сочетания тц и дц произносятся как долгий звук [ц]: два[ц]ать - двадцать, золо[ц]с - золотце.
В сочетаниях стнг здн, стл согласные звуки [т] и [д] выпа-дают: преле{сн]ый - прелестный, по[зн]о - поздно, че[сн]- ый - честный, уча[сл]ивый - участливый.
Сочетания дс и тс на стыке корна и суффикса произносятся как [ц]: горо[ц]кой -городской, све[ц]кий - светский. Сочетание тс на стыке окончания 3 лица глаголов с частицей -ся произносится как долгий [ц]: катя[цъ] - катятся, бере[цъ] - берется. Так же произносится группа -ться (на стыке оконча- ния неопределенного наклонения и частицы -ся): учи[цъ] - учиться,J
Следует обратить внимание на сочетание чн, так как при его произношении нередко допускаются ошибки. В произношении слов с этим сочетанием наблюдается колебание, что связано с изменением правил старого московского произношения.
По нормам современного русского литературного языка сочетание чн обычно так и произносится [чн]г особенно это относится к словам книжного происхождения (алчный, беспечный), а также к словам, появившимся в недавнем прошлом (маскировочный, посадочный).
Произношение [шн] вместо орфографического чн в настоящее время требуется в женских отчествах на -ичпа. Ильини- а, Никити{шн]а, Савви[шн]а, Фомини- [ггш]а, - и сохраняется в отдельных словах: горчи[шн]ый, ко- не{нш]о, пере?шн]ицат праче[шн]ая, лустя[шн]ьш, скворе[шн1- ик, яи[шн]ица.
Некоторые слова с сочетанием чн в соответствии с современными нормами литературного языка произносятся двояко: було[шв]ая и було[чн]ая, копее[шн]ый и копее[чн]ый, моло- [шн]ый и моло[чн]ый, порядо[шн]ьщ и порядо[чн]ый, сливо- [шн]ый и сливо[чн]ый.
В отдельных случаях различное произношение сочетания чн служит для смысловой дифференциации слов: серде[чн]ый удар - серде[шн]ый друг.

Звуки относятся к разделу фонетики. Изучение звуков включено в любую школьную программу по русскому языку. Ознакомление со звуками и их основными характеристиками происходит в младших классах. Более детальное изучение звуков со сложными примерами и нюансами проходит в средних и старших классах. На этой странице даются только основные знания по звукам русского языка в сжатом виде. Если вам нужно изучить устройство речевого аппарата, тональность звуков, артикуляцию, акустические составляющие и другие аспекты, выходящие за рамки современной школьной программы, обратитесь к специализированным пособиям и учебникам по фонетике.

Что такое звук?

Звук, как слово и предложение, является основной единицей языка. Однако звук не выражает какого-либо значения, но отражает звучание слова. Благодаря этому мы отличаем слова друг от друга. Слова различаются количеством звуков (порт - спорт, ворона - воронка) , набором звуков (лимон - лиман, кошка - мышка) , последовательностью звуков (нос - сон, куст - стук) вплоть до полного несовпадения звуков (лодка - катер, лес - парк) .

Какие звуки бывают?

В русском языке звуки делятся на гласные и согласные . В русском языке 33 буквы и 42 звука: 6 гласных звуков, 36 согласных звуков, 2 буквы (ь, ъ) не обозначают звука. Несоответствие в количестве букв и звуков (не считая Ь и Ъ) вызвано тем, что на 10 гласных букв приходится 6 звуков, на 21 согласную букву — 36 звуков (если учитывать все комбинации согласных звуков глухие/звонкие, мягкие/твёрдые). На письме звук указывается в квадратных скобках.
Не бывает звуков: [е], [ё], [ю], [я], [ь], [ъ], [ж’], [ш’], [ц’], [й], [ч], [щ].

Схема 1. Буквы и звуки русского языка.

Как произносятся звуки?

Звуки мы произносим при выдыхании (только в случае междометия «а-а-а», выражающем страх, звук произносится при вдыхании.). Разделение звуков на гласные и согласные связано с тем, как человек произносит их. Гласные звуки произносятся голосом за счет выдыхаемого воздуха, проходящего через напряженные голосовые связки и свободно выходящего через рот. Согласные звуки состоят из шума или сочетания голоса и шума за счет того, что выдыхаемый воздух встречает на своем пути преграду в виде смычки или зубов. Гласные звуки произносятся звонко, согласные звуки - приглушенно. Гласные звуки человек способен петь голосом (выдыхаемым воздухом), повышая или понижая тембр. Согласные звуки петь не получится, они произносятся одинаково приглушенно. Твёрдый и мягкий знаки не обозначают звуков. Их невозможно произнести как самостоятельный звук. При произнесении слова они оказывают влияние на стоящий перед ними согласный, делают мягким или твёрдым.

Транскрипция слова

Транскрипция слова - запись звуков в слове, то есть фактически запись того, как слово правильно произносится. Звуки заключаются в квадратные скобки. Сравните: а - буква, [а] - звук. Мягкость согласных обозначается апострофом: п - буква, [п] - твёрдый звук, [п’] - мягкий звук. Звонкие и глухие согласные на письме никак не обозначаются. Транскрипция слова записывается в квадратных скобках. Примеры: дверь → [дв’эр’], колючка → [кал’уч’ка]. Иногда в транскрипции указывают ударение - апострофом перед гласным ударным звуком.

Нет чёткого сопоставления букв и звуков. В русском языке много случаев подмены гласных звуков в зависимости от места ударения слова, подмены согласных или выпадения согласных звуков в определённых сочетаниях. При составлении транскрипции слова учитывают правила фонетики .

Цветовая схема

В фонетическом разборе слова иногда рисуют цветовые схемы: буквы разрисовывают разными цветами в зависимости от того, какой звук они означают. Цвета отражают фонетические характеристики звуков и помогают наглядно увидеть, как слово произносится и из каких звуков оно состоит.

Красным фоном помечаются все гласные буквы (ударные и безударные). Зелёно-красным помечаются йотированные гласные: зелёный цвет означает мягкий согласный звук [й‘], красный цвет означает следующий за ним гласный. Согласные буквы, имеющие твёрдые звуки, окрашиваются синим цветом. Согласные буквы, имеющие мягкие звуки, окрашиваются зелёным цветом. Мягкий и твёрдый знаки окрашивают серым цветом или не окрашивают вовсе.

Обозначения:
— гласная, — йотированная, — твёрдая согласная, — мягкая согласная, — мягкая или твёрдая согласная.

Примечание. Сине-зелёный цвет в схемах при фонетических разборах не используется, так как согласный звук не может быть одновременно мягким и твёрдым. Сине-зелёный цвет в таблице выше использован лишь для демонстрации того, что звук может быть либо мягким, либо твёрдым.

В пении есть свои особенности произношения согласных звуков. Об этих особенностях мы и поговорим сегодня.

Разновидности согласных звуков

Все согласные делятся на несколько разновидностей:

глухие – П, Ф, Т, С, Ц, Ш, К, Х

звонкие – М, Б, В, Д, З, Н, Л, Р, Ж, Г

сонорные – Р, Л, М, Н

Сонорные согласные – звуки, имеющие протяженность и не прерывающие звучность: р-р-р, н-н-н. Остальные согласные звучность прерывают. Если в тексте преобладают гласные или сонорные согласные звуки, то этот текст — вокальный.

В зависимости от того, какая часть артикуляционного аппарата принимает участие в образовании звука, согласные делятся на следующие разновидности:

губные – Б, П, М, В, Ф
языковые – Д, Т, Л, Н, Р
нёбные – К, Г, Х, Й
шипящие – С, З, Ш, Щ, Ч, Ж, Ц
поющие – М, Л, Н, Р
Каждый звонкий согласный звук имеет парный глухой:
Б – П, В – Ф, Г – К, Д – Т, Ж – Ш, З – С .

Иногда в пении звонкие согласные заменяются глухими, так как для их произношения нужно меньше затрачивать усилий, чем для произношения звонких согласных.

Произношение согласных звуков в пении

Начинающему вокалисту следует помнить, что поются в пении гласные звуки, а согласные только произносятся. Но произносятся быстро и кратко, так как протяженность согласных ухудшает качество звука; четко и ясно, чтобы слушателю было понятно содержание произведения, потому что речь мы распознаем по согласным звукам. Определите, например, слово по таким гласным: ОАЫ, а по таким согласным – СГЛСНЙ? По последнему примеру мы с большей вероятностью можем прочесть слово СОГЛАСНЫЙ.

Можно сказать, что согласные – это скелет певческого процесса, его основа. Иногда начинающие вокалисты укорачивают гласный звук за счет последующего согласного звука, спешат перейти на этот согласный, в результате искажается значение слова.
Гласные звуки выполняют главную роль в пении, но это не значит, что согласные – второстепенные. Согласные – каркас слова, его основа.
Согласные должны произноситься коротко и четко. Для того чтобы добиться протяженности гласных и короткого произношения согласных, в пении есть правила произношения звуков. Эти правила отличаются от правил письма.

Правила произношения согласных звуков

Орфоэпия – правила произношения. Рассмотрим правила и особенности произношения согласных звуков в пении.

Правила заключаются в следующем:

— Согласный звук, которым заканчивается слово, переносится к началу следующего слова и произносится как единое целое:
текст: Красны от роз прибрежные долины
поется: Красны о – тро — сприбрежные долины
Это правило не применяется при пении на стаккато (скок, скок, поскок, молодой дроздок – поется коротко на стаккато: скок, скок, по-скок, мо-ло-дой дро-здок)

— Согласный звук, которым заканчивается слог, переносится к началу следующего слога и произносится вместе с этим слогом:
Текст: Красны от роз прибрежные долины
Поется: Кра-сны о-тро-спри-бре-жны-е до-ли-ны
Благодаря такому переносу гласные поются дольше, и появляется напевность в звучании.

— В некоторых словах при пении не произносятся отдельные согласные:
солнце – произносится в пении как со-нце, поздно – произносится как по-зно

— В некоторых словах происходит замена согласных звуков:
Что – што (Что это сердце – при пении произносится Што это серце), скучно – скушно (И скучно, и грустно – при пении произносится И скушко, и грусно), счастье – щастье (А счастье так близко было – при пении произносится А щастье так блиско было), счет – щет.

— Сочетание ТС, ДС произносится как Ц (городской – гороцкой)

— Сочетание букв ТЬСЯ – произносится как ЦЦА (должны произноситься – должны произносицца)

— Окончания ЕГО, ОГО – произносятся как ЕВО, ОВО (день рождения твоего – день рождения твоево), (для любимого дружка – для любимово дружка, а еще правильнее – для любимава дружка)

— Два одинаковых согласных, стоящих рядом, произносятся как удлиненный звук (от топота копыт – о-ттопота копыт)

— Звонкие согласные переходят в глухие звуки (садик свеж и зелен – сади-ксве-шы-зе-лен)

— Согласный звук произносится на той же высоте, что и последующий гласный, согласный формируется в той же позиции, что и следующий гласный звук.

— Звук Й в пении выступает в роли согласного звука и произносится коротко, ни в коем случае не удваивается при пении (синий, синий иней лег на провода – в пении произносится: си-ни-йси-ни-йине-йле-хна-про-во-да)

— В окончании слов СЬ произносится С без мягкого знака (распустилась в нем сирень – распустилас в нем сирень)

Значение орфоэпии

Знание и применение правил произношения гласных и согласных звуков создадут условия для профессионального исполнения, естественной координации дыхательных и звукообразующих органов, в звуке появится напевность.

У начинающих вокалистов артикуляционный аппарат зажат и не активен, вялое произношение согласных звуков становится причиной затягивания темпа в пении.

Исправить дефекты произношения, освободить и развить артикуляционный аппарат можно только с помощью постоянной работы над дикцией. Но выполнять правила чисто механически нельзя, нужно понимать смысл исполняемой фразы, чувствовать характер и стиль произведения. Например, в маршеобразных произведениях слова произносятся подчеркнуто, утрированно, а в мелодичных, спокойных произведениях согласные произносятся внятно, но без излишней чеканности.
Ударные слова и слоги в слове следует петь громче, безударные – тише, аккуратно и мягко поются безударные окончания слов.

Для выработки правильной дикции рекомендуется выразительно произносить текст без музыки в темпе и характере музыкального произведения, предварительно определив кульминацию и главные смысловые слова, а также труднопроизносимые согласные и слова, над которыми следует поработать отдельно.
Хорошо для выработки правильной дикции подключить в работу записывающие устройства. Некоторые дети на указание преподавателя отвечают, что произнесли окончание слова и не понимают, что от них требуется. И лишь прослушав запись своего голоса, ученики слышат ошибки в произношении.
Для выработки правильной дикции следует применять в распевках и упражнениях сочетание согласных и гласных звуков. Например, для округлого звучания нам нужны гласные О, У и согласные К, Г, которые произносятся с помощью заднего отдела артикуляционного аппарата – ко, ку, го, гу. Для близкого светлого звучания нам необходимы гласные И, Е и согласные Д, Л, З, которые произносятся с помощью переднего отдела артикуляционного аппарата – ди, де, ли, ле, зи, зе.

У начинающих вокалистов есть недостаток при произношении согласных звуков – широкая дикция: слова произносятся не активным, твердым кончиком языка, а всем языком, и язык при этом вялый. Звук получается грубый, произношение согласных смазанное, нечеткое. Как результат – неточная интонация, отсутствие кантилены.

В вокальном произведении слово помогает слушателю понять содержание произведения. А на манеру произношения звуков влияет характер произведения. И здесь уместно поговорить о логике речи, выразительности слова и смысловых акцентах. Очень важно для вокалиста определить смысл произведения, его кульминацию, главные слова, прочувствовать произведение, найти верную интонацию и уметь донести до слушателя идею произведения, замысел композитора, содержание каждой музыкальной фразы. И все это должно подчиняться логике – и логике речи, и логике исполнения музыкального произведения, а также правилам орфоэпии.