Особенности артикуляции гласных и согласных звуков. «Правильная артикуляция звуков русского языка

Артикуляционная характеристика звуков речи. Речевой аппарат

Звуки речи образуются в результате определенной работы речевого аппарата. Движения и положения органов речи, необходимые для произнесения какого-либо звука, называются артикуляцией этого звука (от лат. articulare – «членораздельно выговаривать»). Артикуляция звука строится на согласованной работе различных частей речевого аппарата.

Речевой аппарат – это совокупность органов человека, необходимых для производства речи.

Нижний этаж речевого аппарата состоит из дыхательных органов: легких, бронхов и трахеи (дыхательного горла). Здесь возникает воздушная струя, которая участвует в образовании колебаний, создающих звук, и передает эти колебания во внешнюю среду.

Средний этаж речевого аппарата – гортань. Она состоит из хрящей, между которыми натянуты две мускулистые пленки – голосовые связки. При обычном дыхании голосовые связки расслаблены и воздух свободно проходит через гортань. Такое же положение голосовых связок при произнесении глухих согласных. Если же голосовые связки сближены и напряжены, то при прохождении через узкую щель между ними струи воздуха они дрожат. Так возникает голос, участвующий в образовании гласных и звонких согласных.

Верхний этаж речевого аппарата – органы, находящиеся над гортанью. Непосредственно к гортани примыкает глотка. Верхняя ее часть называется носоглоткой. Полость глотки переходит в две полости – ротовую и носовую, которые разделены нёбом. Передняя, костная часть его называется твердым нёбом, задняя, мускулистая называется мягким нёбом. Вместе с маленьким язычком мягкое нёбо называется нёбной занавеской. Если нёбная занавеска приподнята, то воздух идет через рот. Так образуются ротовые звуки. Если нёбная занавеска опущена, то воздух идет через нос. Так образуются носовые звуки.

Полость носа – неизменяемый по объему и форме резонатор. Ротовая полость может менять свою форму и свой объем благодаря движениям губ, нижней челюсти, языка. Глотка меняет форму и объем за счет движения тела языка вперед и назад.

Большей подвижностью обладает нижняя губа. Она может смыкаться с верхней губой (как при образовании [п], [б], [м]), сближаться с ней (как при образовании английского [w], известного и русским диалектам), сближаться с верхними зубами (как при образовании [в], [ф]). Губы могут округляться и вытягиваться в трубочку (как при образовании [у], [о]).

Наиболее подвижный орган речи – язык. Выделяют кончик языка, спинку, которая обращена к нёбу и подразделяется на переднюю, среднюю и заднюю части, и корень языка, обращенный к задней стенке глотки.

При образовании звуков одни органы ротовой полости играют активную роль – они совершают основные движения, необходимые для произнесения данного звука. Другие органы пассивны – они неподвижны при образовании данного звука и являются тем местом, где активный орган создает смычку или щель. Так, язык всегда активен, а зубы, твердое нёбо всегда пассивны. Губы же и нёбная занавеска могут играть активную или пассивную роль в образовании звуков. Так, при артикуляции [п] нижняя губа активна, а верхняя пассивна, при артикуляции [у] активны обе губы, а при артикуляции [а] обе пассивны.

Произносительный аппарат:

1 – твердое нёбо; 2 – альвеолы; 3 – верхняя губа; 4 – верхние зубы; 5 – нижняя губа; 6 – нижние зубы; 7 – передняя часть языка; 8 – средняя часть языка; 9 – задняя часть языка; 10 – корень языка; 11 – надгортанник; 12 – голосовая щель; 13 – щитовидный хрящ; 14 – перстневидный хрящ; 15 – носоглотка; 16 – мягкое нёбо; 17 – язычок; 18 – гортань; 19 – черпаловидный хрящ; 20 – пищевод; 21 – трахея

Артикуляция русских согласных сосредоточена главным образом в передней части ротовой полости. Для большинства из них действующим органом является язык, а наиболее активной при образовании русских со­гласных выступает передне-средняя часть спинки языка.

Все русские твёрдые согласные имеют окраску на гласный [ы], а мягкие - на гласный [и]. Позиция в начале слова перед гласным в удар­ном слоге для русских согласных признана наименее зависимой от окру­жающих условий; в этой позиции собственные константные признаки кон­кретного согласного проявляются наиболее полно. Поэтому в фонетиче­ских исследованиях принято соотносить реализацию основного оттенка русских согласных с этой позицией. Вопрос об основном оттенке соглас­ных решается сложнее, чем для гласных, потому что они не могут быть произнесены "в чистом виде", изолированно, так, как, например, гласные, хотя вообще возможность изолированного произнесения согласных отри­цать нельзя. Однако крайне трудно избежать произнесения гласного при­звука в конце согласного, что, вероятно, объясняется природой согласных как "сопутствующих" гласным звукам

Качество согласного зависит от многих факторов фонетического контекста: от положения относительно ударения, характера слога, а также от характера артикуляции соседнего звука. Поэтому, говоря о позиционных (обусловленных позицией) и комбинаторных (обусловленных влиянием артикуляции соседних звуков) оттенках согласных, необходимо учитывать позицию согласного в слове (абсолютное начало, абсолютный конец, сере­дина), тип звукосочетания (согласный - гласный, согласный - соглас­ный, гласный - согласный - гласный, согласный - согласный - со­гласный и др.), качество соседнего звука в указанных сочетаниях (огубленность, неогубленность гласного, характеристика соседнего соглас­ного и др.).

При произношении звука [п] (см. рис. 7.) губы в первый момент смыкаются, и воздух, поступающий из легких в полости глотки и рта,сжимается. Затем губная смычка взрывается и воздух выталкивается изо рта наружу. Положе­ние языка зависит от следующего звука. Если звук [п] стоит в конце слова или слога, то язык остаётся пассивным. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые связки разомкнуты. Можно видеть работу губ и ощущать толчок воздуха на поднесённой ко рту руке. При произношении звука [б] положение губ, языка, мягкого нёба такое же, как при артику­ляции звука [п]. В отличие от последнего, при артикуляции [б] голосовые складки сомкнуты и вибрируют.

При произношении звука [т] (см. рис. 8.) губы разомкнуты и прини­мают положение, зависящее от следующего звука. Верхние и нижние рез­цы сближены. Язык в первый момент образует своим передним краем смычку с верхними резцами, а боковыми краями прилегает к верхним коренным зубам. В следующий момент смычка взрывается. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые складки разомкнуты. Можно видеть положение губ, края резцов и работу языка, а также ощущать толчок воздуха на поднесенной ко рту руке. При произноше­нии звука [д] положение губ, языка, мягкого нёба такое же, как при артикуляции звука [т]. JB отличие от последнего, при артикуляции [д] голосовые складки сомкнуты и вибрируют.



Рис. 7. [п]..[б] Рис.8. [т]..[д]

Рис. 9. -(к)...[г]

При произношении звука [к] (см. рис. 9.) положение губ и расстояние между верхними и нижними резцами зависит от следующего звука. Кончик языка внизу, спинка в первый момент смыкается с небом; место смычки зависит от следующего звука (при ка - примерно на границе между твердым и мягким нёбом, при ки - спереди от этой границы). В следующий момент смычка взрывается. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые складки разомкнуты. Видны (неясно) положение языка и его работа. Можно также ощущать толчок выдыхаемого воздуха на руке. При произношении звука зву­ка [г] положение губ, языка, мягкого нёба такое же, как при артикуллшш звука [к]. В отличие от последнего, при артикуляции [г] голосовые складки сомкнуты и вибрируют.

Рис.10. - [ф]... [в] Рис. П. - [с]...[з]

При произношении фрикативных [ф] и [в] (см. рис. 10.) нижняя губа прижимается к верхним резцам, оставляя посредине узкую щель, через которую проходит струя выдыхаемого воздуха. Верхняя губа приподнята. Язык находится в положении, зависящем от следующего звука. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. При артикуляции [ф] голосовые складки разо­мкнуты, при артикуляции [в] - сомкнуты и вибрируют. Хорошо видны характерное поло­жение губ и верхние резцы. На руке, поднесен­ной ко рту (несколько выше уровня рта), можно ощущать сильную холодную струю воздуха, направленную косо вверх.



При произношении звука [с] (см. рис. 11.) губы несколько растянуты в улыбку. Зубы сжаты или сближены так, что расстояние между резцами не превышает двух миллиметров. Кончик языка упирается в дёсны нижних резцов, спинка выгнута и сближается с альвеолами, боковые края прилега­ют к верхним коренным зубам; посредине языка образуется желобок, а между спинкой языка и альвеолами - узкая круглая щель. Мягкое нёбо поднято и закры­вает проход в нос. Голосовые складки разо­мкнуты. Видно положение губ и резцов, а если приоткрыть рот, то и положение передней час­ти спинки языка. Можно ощущать рукой хо­лодную сильную струю воздуха, направленную косо вниз. При произношении звука [з] поло­жение губ, языка, мягкого нёба такое же, как при артикуляции звука [с]. В отличие от по­следнего, при [з] голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

При произношении звука [ш] (см. рис. 12.) губы слегка выдвинуты впе­ред. Зубы сжаты или сближены так, что расстояние между резцами не пре­вышает 2-3 мм. Передний край языка поднят и соприкасается с нёбом за альвеолами, оставляя посредине узкую плоскую щель; боковые края приле­гают к верхним коренным зубам. Весь язык имеет форму чашечки. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые складки разомкнуты.

Можно видеть положение губ, верхние и ниж­ние резцы, а если приоткрыть рот, немного за­прокинув голову, то и положение языка. На поднесенной ко рту руке можно осязать направленную косо вниз широкую тёплую струю воздуха. При произношении звука [ж] положение губ, языка, мягкого нёба такое же, как при артикуляции звука [ш].В отличие от последне­го, при артикуляции [ж] голосовые складки со­мкнуты и вибрируют. Видно положение губ и резцов, а если приоткрыть рот, то и положение языка. Можно ощущать на руке обильный теплый воздух.

Рис. 12. -{ш]... (ж)

Рис. 13. - [x]

При произношении звука [х] (см. рис. 13.) положение губ и расстояние между резцами за­висят от следующего звука. Кончик языка опущен, спинка поднята к нёбу и соприка­сается с ним, оставляя по средней линии уз­кую щель, через которую проходит струя вы­дыхаемого воздуха. Место образования щели зависит от следующего звука: при ха - при­мерно на границе между твёрдым и мягким нёбом, при хи - впереди от этой границы. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые складки разомкнуты, при произнесении звука видно (неясно) положение языка. Можно также ощу­щать на руке довольно сильную струю выдыхаемого воздуха.

Буква щ в русской графике обозначает два звука: долгий мягкий [ш"] ([ш"]ебень, кле[ш"]и) и сочетание [ш"ч" ] ([ш"ч"]ука, по[ш"ч"]ада). В отличие от звука [ш], долгий мягкий [ш"] характеризуется более высоким положением спинки языка и лёгким переме­щением его вперед, что вызывает некоторое уменьшение размеров полости между языком и передними зубами и способствует вместе с подъёмом спинки языка известному повыше­нию шипящего шума. Мягкое нёбо поднято, голосовые складки разомкнуты.

Рис. 14. - [ш"]... |ш"ч"]

Рис. 15.[й] [j]

При произношении звука [й] язык продвинут вперёд и имеет выпуклую форму. Средняя часть спинки языка высоко поднята к твёрдо­му нёбу. Передняя и задняя части языка круто опущены. На пути воздушной струи образует­ся преграда в результате сближения средней и незначительно передней части спинки с участком твёрдого нёба. Мягкое нёбо подня­то. Голосовые складки сближены. Губы слег­ка растянуты в уголках.

Рис. 16.-[ц] Рис. 17.-[ч"|

При произношении звука [ц] (см. рис. 16.) гу­бы разомкнуты, принимают положение, зави­сящее от следующего звука, и имеют тенден­цию растягиваться в улыбку. Зубы сжаты или сближены так, что расстояние между резцами не превышает 2-х мм. Кончик языка упирается в дёсны нижних резцов. Боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам; спинка языка в первый момент смыкается с альвео­лами, а затем отскакивает в положение, соот­ветствующее артикуляции звука [с].

При произношении звука [ч"] (см. рис. 17.) губы слегка выдвинуты впе­рёд. Зубы сжаты или сближены так, что расстояние между резцами не пре­вышает 2-3 мм. Передний край языка поднят и в первый момент образует смычку с нёбом за альвеолами; в следующий момент смычка взрывается и передний край языка отскакивает в положение, соответствующее артику­ляции верхнего мягкого [ш] (мягкость звука обусловлена более передним, чем при твёрдом [ш], положением языка и более высоким подъёмом его спинки).Боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам, а весь язык имеет форму чашечки. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые складки разомкну­ты. В момент произнесения звука [ч"] можно видеть положение губ, верхние и нижние рез­цы, а если приоткрыть рот, тои положение языка, его работу (голову при этом следует немного запрокинуть).Поднесённой ко рту рукой можно ощущать резкий толчок тёплой струи воздуха.

Рис. 18. - [м]

При произношении звука [м] (см. рис. 18.) губы сомкнуты без напряжения и размыкают­ся без взрыва. При переходе к следующему гласному происходит плавное размыкание; в конце слога (слова) размыкания может и не быть. Положение языка зависит от следую­щего звука. Мягкое нёбо опушено, выдыхае­мый воздух проходит в нос. Голосовые склад­ки сомкнуты и вибрируют. Можно видеть по­ложение губ, ощущать вибрацию гортани, груди, щёк и крыльев носа.

При произношении звука [н] (см. рис. 19.) положение губ зависит от следующего за ним гласного. Передний край языка на слогах на, но, ну. ны и в обратных слогах прижат к верхним резцам. При переходе к следую­щему звуку происходит не взрыв смычки, а размыкание; в обратных слогах размыкания может и не быть. В слогах не, ни смычка образуется прижатой к альвеолам пе­редней частью спинки языка, благодаря чему звук смягчается (позиционное смягчение); кончик языка при этом находится либо на­верху, за верхними резцами, либо внизу, за нижними резцами. Мягкое нёбо опущено, и воздух проходит через нос. Голосовые склад­ки сомкнуты и вибрируют. Можно видеть по­ложение губ, положение и работу передней части языка, можно ощущать вибрацию гор­тани, груди, крыльев носа.

Рис. 19. -[н]

Рис. 20. - [л]

При произношении звука [л] (см. рис. 20.) гу­бы приоткрыты, не растянуты, а слегка присобраны в уголках. Верхние и нижние резцы находятся на незначительном расстоянии друг от друга. Язык принимает форму жала и упирается своим кончиком в верхние резцы или их дёсны. Боковые края языка не смыкаются с коренными зубами, в результате чего по бо­кам остаются проходы для выдыхаемого воз­духа. Иногда такой проход остаётся лишь с одного бока, чаще слева. Корневая часть языка поднята. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые складки сомкнуты и вибрируют. Можно видеть положение губ, края рез­цов, а также форму и положение кончика языка. С помощью осязания вос­принимаются вибрация гортани и слабый выдох изо рта.

При произношении звука [р] положение губ и расстояние между резцами зависят от сле­дующего звука. Язык принимает форму ло­жечки: своими боковыми краями он прилега­ет к верхним коренным зубам, передний край языка поднят к альвеолам и дрожит под на­пором выдыхаемого воздуха. При артикуля­ции ре, ри (перед гласными переднего ряда) спинка языка поднимается выше, а передний край выдвигается вперёд, ближе к верхним резцам; в результате получается смягчённое [р]. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход воздуха в нос. Голосовые складки сомкнуты я вибрируют. Можно видеть положение губ, верхний и нижний ряд зубов, положение и работу языка (последнее - при несколько запрокинутой голове).

Артикуляция мягких согласных

Мягкие согласные отличаются по артикуляции от парных твёрдых дополнительным подъёмом спинки языка к твёрдому нёбу, а некоторые (к, г, х) также заметным перемещением языка вперёд.

Мягкость согласного может определяться тем, какой гласный ([и] или [э] следует за ним. Это видно при сопоставлении хотя бы такого ряда слогов, как па, по, пу, пы (твёрдый согласный) и пе, пи (мягкий соглас­ный). Исключение составляют согласные [ш], [ж] и [ц], которые перед гласным [э] не смягчаются и после которых гласный [и] не может быть произнесён. После указанных согласных может стоять только буква [и], но при этом она читается как [ы]. Это видно на примере слогов иш, шу, ше, ши и слов шило, ножи, цирк\ во всех случаях звуки [ш], [ж] и [ц] остаются твёрдыми. Исключение составляет долгое мягкое [ж] в словах с сочета­ниями жж и зж, например, вожжи, дрожжи, визжит, где мягкость со­гласного позволяет произнести после него звук [и]. Мягкость одного со­гласного может быть обусловлена мягкостью следующего за ним другого согласного - частичной ассимиляцией по мягкости. Это видно при сопо­ставлении таких, например, слов, как бант - бантик, ест - есть, где мяг­кий согласный [т"] вызывает смягчение предшествующих согласных [н] и [с].

Наряду с комбинаторно обусловленной мягкостью согласных в рус­ском языке широко используются согласные, мягкость которых является вполне самостоятельной. Например, в словах пять, мёд. Люба мягкие зву­ки [п"], [м"], [л"] стоят перед гласными [а], [о], [у], которые вовсе не требу­ет смятения предшествующего согласного, о чём свидетельствуют хотя бы такие слова, как пар, мост, лук. Подобным же образом в словах мель, конь, кровь мягкость согласных [л"], [н"] и [ф"] не обусловлена соседними звуками, что видно из сопоставления приведённых слов со словами мел, кон, кров. Правда, сами эти гласные, соседствующие с мягкими соглас­ными, произносятся особым образом в том варианте, который характерен для такого соседства, что имеет существенное значение для улавливания на слух мягкости согласных.

Тема 1.

Современный русский литературный язык как научная дисциплина.

Фонетика как наука о звуковом строе языка.

Вы начинаете изучать дисциплину «Современный русский литературный язык» - одну из важнейших дисциплин для филолога.

Термин современный русский литературный язык (СРЛЯ) используется в науке лингвистике в двух значениях:

1. объект науки лингвистики;

2. обозначение науки, научной дисциплины.

Современный русский литературный язык как средство общения людей – объект науки лингвистики. Под современным русским языком обычно понимают 1) русский язык от А.С.Пушкина до нашей дней; 2) русский язык от второй половины XX-го века. Русским называется язык общения русских людей, русской нации. Литературный язык – сложное понятие, которые не все исследователи понимают одинаково. Чаще всего под литературным языком понимают язык горожан, имеющих высшее или среднее образование. Внутри литературного языка выделяется такая система как разговорная речь.

Современный русский язык – наука о внутренних законах и нормах русского литературного языка в его современном состоянии. Этот курс закладывает основы знаний лингвистической теории.

Любое слово русского литературного языка можно охарактеризовать со следующих позиций:

1. из каких звуков оно складывается;

2. что оно означает;

3. какие части можно в нем выделить;

4. к какой части речи оно относится;

5. как связано с другими словами в предложении;

6. в какой сфере человеческой деятельности используется.

В зависимости от того какое описание слова стоит в центре внимания ученых курс современного русского языка делится на следующие разделы:

1. Фонетика – предметом изучения является звуковой строй языка.

2. Лексикология - предметом изучения является словарный состав языка и значение слова.

3. Словообразование – предметом изучения является строение слов, правила образования слов.

4. Морфология – предметом являются части речи русского языка.

5. Синтаксис – предмет изучения связи слов в предложении, словосочетании.



Фонетика – раздел языка, в котором изучаются звуковые средства языка. К таким средствам относятся звук речи, фонема, слог, фонетическое слово, синтагма, интонационная конструкция, ударение. Все единицы фонетики делятся на сегментные и суперсегментные .

К сегментным единицам относятся:

Звук – минимальная неделимая единица языковой системы.

Слог – состоит из нескольких звуков.

Речевой такт – состоит из нескольких слогов.

Фраза – состоит из нескольких речевых тактов.

Сегментные единицы, следуя одна за другой, создают более сложные единицы. Например, звуки создают слоги н о′ г’ и , слоги – слова но′-г’и и т.д.

К суперсегментным единицам относятся ударение и интонация . Интонация создаёт единство фразы, ударение - единство речевого такта.

Фонетика является базовым уровнем для всех остальных уровней языковой системы. Единицы всех остальных уровней состоят из единиц фонетического уровня. Иногда фонетические единицы и единицы других уровней совпадают, но так бывает не всегда и не стоит путать единицы разных уровней.

Вопросы и задания.

1. Подготовьте ответы на вопросы:

1. Какие два понятия называются «современный русский язык»?

2. Расшифруйте определение следующий составляющие понятия СРЛЯ: современный, русский, литературный.

3. Что изучается в курсе дисциплин «Современный русский язык»?

4. Что изучается в курсе «Фонологическая система современного русского языка»?

4. Заполните таблицу

Сегментные фонетические единицы Суперсегментные фонетические единицы

Тема 2.

Звук речи.

Артикуляция гласных и согласных звуков.

Буквы.

Звуки и буквы.

Вы уже знакомы с буквами русского языка. Буква – это графический знак, обозначение произносимого звука. Буква – это то, что мы пишем. Звук – то, что мы произносим и слышим. Звуков речи гораздо больше, чем букв в русском языке, потому что не все звуки обозначаются буквами. Сравните : ко′т и кота′. Одинаковый ли звук на месте буквы «О» в обоих словах?

Звук и буква не всегда совпадают. Произнесите слова кот и код . Различаются ли они, когда вы их произносите? В обоих словах на конце слова звук /т/, который в одном слове обозначен буквой Д, а в другом буквой Т.

Мы сказали выше, что звук речи мы произносим и слышим. Когда мы произносим звуки, работают органы речи: язык, губы и другие. Работа органов речи – это артикуляция звука. Те характеристики, которые помогают нам различать разные звуки на слух, - это их акустические характеристики.

Итак, звук речи – это минимальная незначимая единица речи, обладающая артикуляционными и акустическими характеристиками.

Артикуляция – это работа, которую совершают органы речи, чтобы получился звук речи. Все органы речи можно разделить на две группы: активные, которые двигаются, когда мы произносим звуки, и пассивные, неподвижные. К активным относятся язык, губы, увула, к пассивным – зубы, альвеолы, твердое нëбо, мягкое нëбо.

В артикуляции выделяют 3 фазы: экскурсия, выдержка и рекурсия. Мы не сразу произносим звук, сначала наши органы речи должны подготовиться к работе – это фаза экскурсии. Органы речи вышли на работу, затем происходит остановка или замедленное движение на месте работы – это фаза выдержки. В конце артикуляции органы речи уходят с работу – это фаза рекурсии. Основная фаза – выдержка, без нее нет звука.

Все звуки русского языка делятся на гласные и согласные звуки. Если воздух свободно проходит через ротовую полость, образуется гласный звук. Если воздух в ротовой полости встречает препятствие – произносится согласный. При образовании гласного голосовые связки, вибрируя, создают тон, при образовании гласного преобладает шум. Наличие тона называется сонорностью.

Классификация звуков по принципу сонорности:

Гласные звуки (а, у, и…) – только тон;

Сонорные согласные (р, л, м, н…) – тон и шум, но преобладает тон;

Шумные звонкие согласные (б, в, д, ж….) – тон и шум, но преобладает шум;

Шумные глухие согласные (п, ф, т, ш…) – только шум.

Задания и упражнения.

Задание 1.

а) Произнесите звук О и звук П. Скажите, какой из звуков можно тянуть.

б) Произнесите звуки О, У и А, И. Скажите, как двигаются губы, когда вы произносите эти звуки.

в) Проследите за артикуляцией звуков П, Ф, К. Какие органы речи задействованы в произнесении этих звуков?

г) Положите руку на горло (там находятся голосовые связки) и произнесите звуки А, Б, П. При артикуляции каких звуков голосовые связки напряжены и вибрируют?


Артикуляционные характеристики согласных звуков

Вы уже знаете, что при образовании согласного в ротовой полости возникает препятствие. Произнесите звуки /п/ и /ф/. Препятствие может образовываться полным смыканием органов речи /п/, либо неполным смыканием с образованием щели /ф/. Смычка и щель – это способ образования преграды. Согласные, образующиеся полным смыканием органов речи, называются смычными. Согласные, артикуляция которых создает щель, – щелевые.

В образовании согласных участвуют разные органы речи. При артикуляции одних (/п/, /б/, /м/) препятствие образуется при помощи губ – это губно-губные. При артикуляции других (/в/, /ф/) щель возникает между губой и зубами – это губно-зубные. Препятствие может образовываться с помощью губ, зубов, языка и неба. Это – место образования преграды. По месту образования согласные делятся на губно-губные, губно-зубные, переднеязычные зубные, переднеязычные передненебные, среднеязычные средненебные, заднеязычные средненебные, заднеязычные задненебные.

Мы уже говорили о понятии сонорность. Наличие/отсутствие сонорности – это соотношение голоса и шума при образовании согласного. По соотношению голоса и шума все согласные делятся на сонорные и шумные. Сонорные согласные - /м, м’, н, н’, л, л’, р, р’, й/. Остальные согласные – шумные.

Не все шумные согласные одинаковы: при образовании одних согласных присутствует голос, при образовании других – нет. Это – звонкость или глухость согласного звука. Поэтому шумные согласные делятся на шумные звонкие и шумные глухие. Шумные звонкие: /в, в’, з, з’, ж, ж’, б, б’, д, д’, г, г’, дз, д’ж’, бм, б’м’, дн, д’н’, дл, д’л’/. Шумные глухие: /ф, ф’, с, с’, ш, ш’, х, х’, п, п’, т, т’, к, к’, ц, ц’, ч, ч’, пм, п’м’, тн, т’н’, тл, т’л’/.

Некоторые слова русского языка различаются только твердыми и мягкими согласными: нов, новь, брат, брать. При образовании мягкого (палатализованного) согласного к основной артикуляции присоединяется дополнительная: передняя часть языка приподнимается к твердому небу. При образовании твердого (не палатализованного) согласного дополнительная артикуляция следующая: задняя часть языка приподнимается к мягкому небу. Один согласный в русском языке не твердый и не мягкий – палатальный. Это - /й/, при образовании которого язык приподнимается к средней части неба – это его основная артикуляция, дополнительной нет. Наличие или отсутствие дополнительной артикуляции – это мягкость/твердость согласного

Итак, чтобы охарактеризовать согласный, нужно назвать сонорный он или шумный, его место образования, способ образования, твердый он или мягкий, глухой или звонкий. Например : /кот/ - /к/ - согласный шумный, заднеязычный задненебный, смычный, твердый, глухой. /Т/ - согласный, шумный, переднеязычный зубной, смычный, твердый, глухой.

Итак, к артикуляционным характеристикам согласных относятся:

1. способ образования;

2. место образования;

4. звонкость/глухость;

5. твердость/мягкость.

ДОБАВИТЬ ТАБЛИЦУ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

Задание 1.

Скажите, чем различаются следующие слова:

Кот - год, бока – пока, рать – рад, пусть – пуст, бить – вить.

Классификация звуков проводится по разным признакам. Звуки делятся на гласные и согласные.При этом образуются комплексы - гласные образуют слоги - согласные - нет. ПРИЗНАКИ, ОТЛИЧАЮЩИЕ ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ О СОГЛАСНЫХ1. Основное различие гласных и согласных состоит в их роли в слогообразовании. Гласный звук всегда образует вершину слога, является сонантом, согласный сопутствует сонанту, является консонантом. 2. Артикуляционное различие гласных и согласных состоит в различной напряженности произносительного аппарата и отсутствии или наличии фокуса образования. 3. При образовании гласных голос преобладает над шумом, тогда как при образовании большинства согласных соотношение оказывается противоположным: шум доминирует над голосом. Наличие двух типов звуков речи, различающихся по артикуляции, заставляет составлять классификацию гласных отдельно от классификации согласных.

Все гласные являются сонорными и щелевыми, поэтому работа голосовых связок и способ артикуляции не могут быть основанием деления гласных. Основанием классификации служат ряд и подъем языка, работа губ.

Ряд определяется по части зыка, которая приподнимается при образовании данного гласного. Различают 3 ряда гл. - пер,зад,ср. Подъем определ степенью приподнятости языка при образовании гл. Различ. 3 подъема-верх,ср,нижн. Гл. верхн. подъема-узкие,среднего-средн, нижнего-широкие. По участию губ - лабиализ и нелабиализ.

Вакализм русс. яз.,состоящий из 6 фонем, очень прост и противостоит, например, вокализму французского и англ. языков, в которых имеются напряженные и губные передние гласные, долгие гласные и дифтонги.

Гласные делятся на носовые и чистые. В современном русс. яз. Носовых гласных нет. Носовые отличаются от неносовых тем, что при их произношении поток воздуха, идущий из гортани, попадает в полость носа где и создаются дополнительные колебания, придающие звуку "носовое" звучание. Артикулирование носовых гласных происходит при поднятой небной зановеске и опущенной спинке языка, так что воздушная струя одновременно поподает в полость рта и носа. В некоторых языках гласные делятся в зависимости от длительности их звучания. Долгие и краткие гласные встречаются в русской речи в разных фонетических условиях. Система гласных многих языков различает долготу гласного, образуя пары гласных по длительности. Кроме того в языках мира существуют дифтонги-- гласные со сложной артикуляцией, произносимые в один слог и выступающие как одна фонема. Дифтонги делятся на нисходящие и восходящие.

Классиф. согл. более сложна, чем гласных, потому что согласных в языках мира больше. Основанием классиф. согл. служат 4 осн-ых артикул. признака: 1) способ артикуляции;2) активный орган;3) место артикуляции;4) работа голос. связок. Способом артикуляции согласн. назыв-ся характер преодоления преграды и прохода воздушной струи при создании шума, необходимого для образования согласного. Различ. 2 осн-ых способа артикуляции согл-ых – смычка и щель (смычные и щелевые согл. по спос. артикул.). Смычные согл. образ-ся путем взрыва воздушной струей преграды ([п],[б] и т.д.). Щелевые согл. образу-ся трением воздушной струи о стенки прохода, созданного сближением органов речи (фрикативные согл.). Наряду с чистыми смычными и щелевыми согл. существуют сложные согл.: сонорные; аффрикаты; аспираты. Сонорными явл-ся носовые [м],[н] также [л] и дрожащий [р]. При произнесении носового согласного смычка не нарушена.

Образование аффрикат и аспират, связанных с длительностью согласного и его дополн. артикуляцией. Двойные согл. возникают на стыке морфем и в корнях заимств. слов. Длительность согласного связана с образованием аффрикат, артикуляция кот-ой начинается со смычки, а затем происходит щелевое преодоление смычки. Аспираты обладают сложной артикуляцией, начинающейся со смычки. Но 2-й компонент образ-ся трением воздуха о связки при прохождении через щель. Это трение дает щель. По активному органу согл. делятся на губные, язычные и заязычные. Губные согл. бывают губно-губн., губ-зубн., и щелевые (ф,в). Язычные согл. бывают передн-, средн-, заднеязычные. Перед.языч. согл. по месту артикул. бывают зубными и передненебными. Зубные наз-ют свистящими, а перелн.небные – шипящими. Переднеяз. согл. образу-ся всеми способами артикул. В зависимости от положения кончика языка переднеяз. делятся на доросальные, апикальные и какуминальные. Среднеяз. согл. обр-ся сближением средн. части языка с палатумом (j). Заднеяз. согл. делятся на увулярные, фаренгатальные и гортанные.

Работа голосовых связок явл-ся обязательным признаком согл. По этому признаку согл. делятся на шумные, сонорные. Способ артикул., активн. орган, место артик., работа гол. связок – это основные артикул. признаки. Имеются дополнит.: лабиализация, палатализация, веляризация.

Вопрос №23

Фонетическое членение речи

Речь – поток звуков и кажется, что он непрерывен. Поток можно расчленить на отдельные части. Членение может быть различным. Если это членение основано на грамматическом оформлении, то мы говорим о членении на предложения, слова и морфемы. При фонетическом членении выделяются единицы: текст, фраза, речевой такт или синтагма, фонетическое слово, слог и звук.

Текст – только исходная величина фонетического членения речи, т.к. речь носит не фонетический, а коммуникативный характер. Текст имеет также фонетические характеристики: ограничение паузами. Пауза в начале и конце текста. Фразы выделяются из текста интонацией. Фраза – отрезок текста, который имеет логическое ударение. (ll – пауза). Фраза – фонетическая единица, предложение – грамматическая. В сложном предложении одна фонетическая фраза.

Фразы членятся на речевые такты или синтагмы. Синтагмы выделяются интонационно, но на границе синтагмы слышится незаконченная интонация.

Членение речевого потока на синтагмы обусловлено обусловлено всегда смыслом, поэтому возможны варианты.

Надо учиться работать и отдыхать.

Фонетическое слово характеризуется ударением. Фонетическое ударение – комплекс звучаний или отрезок звуковой цепи. Пауз между словами может не быть. При этом фонетическое слово может соответствовать первому лексическому слову или нескольким словам.

Слог – толчок речевого выдоха. Звук – минимальный элемент речевого потока.

Вопрос №24

Фонетические процессы

Наиболее типичные случаи взаимодействия звуков в речевом потоке - это аккомодация, ассимиляция и диссимиляция. Это есть основные фонетические процессы.

Аккомодации (приспособления) возникают между согласными и гласными, обычно стоящими рядом. При этом могут возникать так называемые глайды, например, если внимательно вслушаться в произношение слова воля, то можно расслышать между в и о очень коротенькое у.

Ассимиляция - это артикуляционное и акустическое сближение (уподобление) звуков (согласных с согласными, гласных с гласными). Когда мы пишем отдать, но произносим аддать, то последующий звук д, уподобляя себе предшествующий т, создает ассимиляцию. Ассимиляция может быть полной, когда один из звуков целиком уподобляет себе другой (аддать), или частичной, когда один из звуков лишь частично приближает к себе другой, но полностью не сливается с ним. В русском языке слово ложка произносится как лошка, так как глухой согласный к, воздействуя на предшествующий ему звонкий ж, превращает этот последний в глухой ш. Здесь образуется не полная, а лишь частичная ассимиляция звуков, то есть не полное их уподобление друг другу, а лишь частичное сближение (звуки к и ш различны, но вместе с тем связаны друг с другом общим признаком глухости). Следовательно, по степени уподобления ассимиляция бывает полной и частичной.

Ассимиляция бывает прогрессивной и регрессивной. Прогрессивная ассимиляция возникает в том случае, если предшествующий звук воздействует на последующий. Регрессивная ассимиляция возникает в том случае, если последующий звук воздействует на предшествующий звук. В приведенных примерах "аддать" и "лошка" мы имеем дело с регрессивной ассимиляцией. Прогрессивная ассимиляция встречается значительно реже, чем регрессивная. Так, немецкое существительное Zimmer образовалось от старого слова Zimber: предшествующее m уподобило себе последующее b, образовав два одинаковых звука.

Своеобразный вид прогрессивной ассимиляции представлен в тюркских языках. Это так называемая гармония гласных (сингармонизм). Сингармонизм приводит к ассимиляции гласных во всем слове. Вот несколько примеров из ойротского языка: карагай (сосна), где первый гласный а обусловливает наличие всех остальных гласных а, егемен (женщина) - первый гласный е определяет появление последующих е. Как видим, ассимиляции подвергаются не только соседние звуки, но и те, которые отделены друг от друга в слове другими звуками. То есть мы имеем дело с несмежной ассимиляцией.

Причины возникновения ассимиляции объясняются взаимодействием звуков в речевом потоке.

Диссимиляция - это случаи расподобления звуков. Опять, как и в случае с ассимиляцией речь идет о взаимодействии согласных звуков с согласными, а гласных с гласными. Когда в некоторых русских диалектах говорят лессора вместо рессора, то два одинаковых несмежных звука р здесь расподобляются, образуя л и р. Последующее р как бы отталкивает от себя предшествующее, в результате получается диссимиляция несмежная регрессивная. Когда в разговорной речи иногда можно услышать транвай вместо трамвай, то здесь происходит диссимиляция, но смежная: два губно-губных звука (м в) расподобляются, образуя, переднеязычный н и губно-губной в. Следовательно, диссимилироваться могут как совершенно одинаковые звуки (например, р и р в примере рессора), так и близкие по артикуляции, но все же неодинаковые звуки (например м в слове трамвай).

Как и ассимиляция, диссимиляция различается прогрессивная и регрессивная, смежная и несмежная. Диссимиляция иногда отражается в литературном языке, в письменной форме речи.

Видоизменение звуков в речевой цепи (потоке речи) называют фонетич (звуковыми) процессами. Изменения звуков бывают комбинаторыми (взаимодействие начала и конца артикуляции соседних звуков) и позиционными (положение звука в слове). Комбинаторные фонетич процессы охватывают главным образом согласные. Основными комбинаторными процессами являются: 1) АССИМИЛЯЦИЯ - возникает в результате взаимодействия рекурсии и экскурсии соседних согласных, наложения друг на друга экскурсии и рекурсии сосед согл. Ассимиляция - уподобление соседних звуков в каком-то компоненте артикуляции; чаще всего уподобление согласных по звонкости-глухости и твёрдости-мягкости и по месту образования. Асс-я бывает полной (оба звука становятся совершенно одинаковыми. Прим: "бесшумный") или частичной (уподобление лишь в одном компоненте артикуляции. Прим: "лавка"). По направлению уподобления асс-я бывает: прогрессивной (прямой. Рекурсия предидущего согласного накладывается на экскурсию последующего. Прим: hands ) и регрессивной (обратной. Рекурсия предидущего согласного накладывается на экскурсию предидущего.) Асс-я гласных часто возникает в ненормативной речи и говорах (хулиган-хулюган) 2) ДИССИМИЛЯЦИЯ противоположна ассимиляции (встречается значительно реже): она состоит в расподоблении артикуляции соседних согласных. Прим: "вести/веду" - [с] возникло в результате диссимиляции [д]. Прим: "доктор-дохтор" 3) АККОМОДАЦИЯ - это взаимодействие соседних гласных и согласных. (в руссом, например, после мягких согласных гласные становятся более передними. Прим: люк, ряд). 4) СИНГАРМОНИЗМ - гармония согласных (напоминает асс-ю гласных): диэрезы (выкидки) - выпадение звука в сложном звуковом сочетании (честный-чесный), эпентеза (или протеза) - вставка звука в опред сочетаниях (нрав-ндрав(гвор)).

Вопрос № 25.

Слог и слогоделение

Слог - это часть такта, состоящая из одного или нескольких звуков, при этом не все звуки могут образовывать слог, т.е. быть слоговыми. Для этого не годятся в составе слов звуки мгновенные, т.е. взрывные и аффрикаты. При изучении слога и слогоделения важными являются понятия (1) открытого/закрытого и (2) долгого/краткого слогов.1. Открытым слогом называется такой, который заканчива­ется слогообразующим звуком. например все слоги ма-ма закрытым - такой, который заканчивается неслогообразующим звуком, напри­мер мать, дай. Есть языки (английский), широко использующие открытые и закрытые слоги, и, с другой стороны, такие языки, в которых возможны только открытые слоги. 2. Для некоторых языков, например для древнегреческого и ла­тыни, для арабского, существенно различение долгих и краткихслогов. К долгим слогам относятся открытые слоги с долгим глас­ным в вершине, а также все закрытые слоги. Краткими являются лишь те открытые слоги, у которых вершиной служит краткий гласный. Так, ударный слог может произноситься с большей интенсивностью - так называемое динамическое , или силовое, ударе­ние. Он может удлиняться - кван­титативное, или количественное, ударение. Он может выде­ляться повышением или понижением тона - музыкальное, или тоническое, ударение. В ряде языков наблюдается также каче­ственное ударение - особое качество звуков, составляющих ударный слог.Словесное ударение может быть свободным или связанным .1. Свободным называется ударение в тех языках, в которых оно Может стоять на любых (начальных, серединных, конечных) слогах акцентного слова, как это мы видим в русском языке. Свободное ударение может быть неподвижным при обра­зовании форм слова и производных слов или подвижным. Неподвижное ударение имеем, например, в слове горох: ср. горох, гороха, гороху и т. д Неподвижное ударение определенным образом характеризует не только данную словоформу, но и данную корневую морфему. Подвижное ударение имеем в слове борода: ср. бороды, боро­де. но бороду, бороды... Подвижность ударения наблюдается в языках со свободным ударением там, где ударение так или иначе характеризует определенные некор­невые морфемы, определенные грамматические формы и словообразовательные типы. Иногда в одном слове имеется более одного ударения. Обычно в этих случаях ударения неравноправны, Между ними наблюдается известная градация: главное ударе­ние противостоит одному или нескольким второстепенным, более слабым. Таким образом, единство акцентного слова, создава­емое главным ударением, не нарушается. Понятие «фразовая интонация» (или просто «интонация») охватывает все явления, наблюдаемые в рамках син­таксических единиц - словосочетания и предложения (в том числе и однословного предложения). Важнейший компонент интонации - мелодика , т.е. движение основного тона голоса (повышение и "понижение), создающее тональный контур высказывания и его ча­стей и таким образом связывающее и членящее нашу речь. Мелодика и особенно второй важный компонент интонации - интенсивность используются для подчеркивания каких-то частей высказывания. Так, в понятие интонации входит фразо­вое ударение Третий компонент интонации - темп речи , ее замедление и ускорение.

Вопрос №26

Ударение и интонация

УДАРЕНИЕМ называется выделение голосом, долготой и силой какого-либо звучания. Это в разных языках достигается различными средствами: 1. Силой или интенсивностью артикуляции – это динамическое ударение (силовое или экспираторное):в китайском, дунганском, корейском, японском языках. 2. Долготой произношения – это квантитативное уд. (количественное, долготное):встречаются редко:соврем.новогреческий язык. Есть яз, в которых эти явления соединены вместе. Таков рус.лит-й язык,где уд.слог всегда и самый сильный, и самый долгий, и кроме того, лишь на уд.слогах может происходить движение тона. 3. Движением голосового тона (восходящего, низходящего или комбинаторного) на фоне нейтрального тона прочих слогов – это тоновое уд, (мелодическое, музыкальное): в чешском яз.,где по силе уд.слог всегда первый, но он обычно краток, а след.за ним безуд.слог может обладать долготой.Если выделяется гласный в слоге – это слоговое уд. (в сербском, шведском, китайском, вьетнамском, японском языках). Если выделяется слог в слове – это словесное уд. (в рус.яз.). словесное уд. может быть постоянным, если во всех словах языка оно падает на один и тот же слог (в чешском яз.-на первый слог, во французском-на последний, в польском-на предпоследний). В рус.яз. разноместное (свободное) уд. оно не фиксировано и может падать на любой слог слова и на любую морфему: приставку, корень, суффикс, окончание. Уд.может выполнять смыслоразличительную функцию. Так, по месту ударения различаются:1.разные слова во всех их формах: зАмок, зАмка и замОк. 2.некоторые формы разных слов: пИща-пищА, бЕлка-белкА,нОшу-ношУ. 3.разные формы одного слова: нОги-ногИ, вОлос-волОс. Местом ударения различаются варианты слов: 1.общеупотребит. и проф: добЫча-дОбыча. 2. Лит-й и диалектный: хОлодно-холоднО, дИкий-дикОй. 3.Лит-й и просторечный: квартАл-квАртал, киломЕтр-килОметр. 4.нейтральный и разговорный: приговОр-прИговор, занятА-зАнята. 5. Лит-й и народнопоэтический: дЕвица-девИца, чЕстный-честнОй. 6. Современный и устарелый:клАдбище-кладбИще, мУзыка-музЫка. Существуют дублеты, когда разница в месте уд.не значима: бАржа-баржА, крУжится- кружИтся, зАлитый-залитЫй. При образовании грамм-х форм слова уд.может оставаться на одном и том же месте. Такое уд.называется неподвижным. В рус.яз.96% слов имеют неподвижное уд.(кнИга,дЕлать). В словах с подвижным ударением происходит перенос уд.с одного слога на другой, с одной морфемы на другую (дЕрево-дерЕвья, кОлос-колОсья,Озеро,снИмешь-снялА). В речевом потоке возможны безударные слова. Если такое слово примыкает к последующему ударному, оно называется проклитика(за-сквознОй), если оно примыкает к предыдущему ударному, наз.энклитика (сделал-бы). Фонетические слова объединяются в пределах фазы, которая дает общую интонацию. Под интонацией понимают совокупность средств организации звучащей речи. И.складывается из:методики голоса, ударения, пауз, темпа речи, тембра голоса, ритма речи. Ритм определяется чередованием ударений. Ритм организован опред.образом (обычно в поэтической речи). Функции интонации: 1.с ее помощью производится членение речи на интонационно-смысловые отрезки. 2. И.оформляет различные синтаксические конструкции и типы предложений. В инт-и участвуют выражение мысли, воли и чувства чел-ка. Типы и: восклицат, удивление, звательная, утвердительная, убедит(поучит), положительная, просительная, пригласительная, увещевательная, повелит, сопоставит, интонация прерывов или связи, перечислит, индеферентная (равнодушная).

Вопрос №27

Понятие о фонеме

Фонема - отдельный звук речи к.-л. языка или диалекта, рассматривае­мый в его функции, т. е. как средство для различе­ния и материал для построения значимых единиц языка - слов и морфем, в отвлечении от тех осо­бенностей его произношения и звучания, к-рые не вызывают смысловых различий в словах и морфе­мах; основная фонетич. единица языка. Термин «Ф.» возник во франц. лингвистич. литера­туре в 1874 для обозначения звука речи. Русский лингвист И. А. Бодуэн де Кур­тенэ еще в 1870 высказал мысль о «несовпадении физической природы звуков с их значением в механизме языка». По пред­ложению своего ученика Н. В. Крушевского он обозначил новым термином «Ф.» лингвистич. «эквивалент» физич. звука, т. е. звук, рассматриваемый с точки зрения его существенных для языка свойств; Ф. как «фонетический» элемент языка он противопоставил материальному звуку как элементу «антропофоническому». Первоначально Бодуэн де Кур-тенэ и Крушевский рассматривали Ф. как фонетически неде­лимые части морфем, являющиеся членами традиционных (исторических) чередованийи состоя­щие из одного звука или из сочетания звуков. Впоследствии Бодуэн де Куртенэ изменил содержание Ф., обозначив термином «Ф.» единство членов «дивергенции» (иначе - «вариации»), т. е. живого комбина­торного (позиционного) чередования произносительных вариантов звука, не связанных непосредственно с смысло­выми различиями между морфемами или словами. В 1911 ученик Бодуэна де Куртенэ, русский языковед Л. В. Щерба, уточнил мысль учителя, истолковав Ф. как кратчайшие выделимые из потока речи звуковые различители слов данного языка. Вместе с тем Щерба различил в Ф., с одной стороны, основной оттенок, наименее зависимый от комбинаторных (позиционных) условий и, в частности, произносимый изолированно, а с другой - его комбинаторные (позиционные) замены. В «Курсе общей лингвистики» франц. языковеда Ф. де Соссюра, Ф. рассматрива­ются как, взаимно противопоставленные звуковые единицы образующие в каждом языке систему, ограниченную опреде­лённым количеством элементов.

Ф. сама по себе не выражает к.-л. значения, но, отли­чаясь от всех других Ф. (и тем самым противопоставляясь им), она способна служить единственным или основным при­знаком для отличения одной значимой единицы языка (слова или морфемы) от другой, а следовательно, и первичным элементом звукового строения этих единиц. В этом и состоит её языковая функция.

Дивергенции (вариации) Ф. как элементов одних и тех же морфем в составе разных слов или форм слова приводят к распадению Ф. на члены Ф.- дивергенты (ва­рианты), так что Ф. представляет собой ряд позиционно чередующихся звуков - дивергентный (вариа­ционный) ряд. Дивергенции вызываются фонетич. по­ложением (позицией) Ф. в каждом конкретном случае. Поэтому дивергенции лишены непосред­ственной связи с различием значений: они только сопут­ствуют другим, непосредственно значимым различиям в зву­ковом строении слов и их форм (напр., замене одного окончания или суффикса другим, переносу ударения с одного слога на другой).

Вопрос №28

Основные этапы развития письма
Собственно письмо, то есть начертательное письмо, - это письмо, связанное с использованием графических (от греч. graphikos – "письменный", "начертательный") знаков (картинок, букв, цифр) для фиксации и передачи звукового языка.
В развитии начертательного письма исторически сменилось несколько типов. Каждый из этих типов определялся тем, какие элементы звукового языка (целые сообщения, отдельные слова, слоги или фонемы) служили единицей письменного обозначения.
Обычно последовательно устанавливаются четыре типа письма: пиктографическое, идеографическое, слоговое и буквенно-звуковое (фонемографическое). "Это деление в известной мере условно, так как ни один из указанных типов не выступает в "чистом" виде. Каждый из них включает в себя элементы другого типа, образуя тем самым смешанные, переходные типы письма". Например, в пиктографии уже содержатся зачатки идеографии, а в идеографическом письме обнаруживаются многочисленные элементы слогового и буквенно-звукового письма. В свою очередь, буквенно-звуковое письмо часто совмещает в текстах идеографические знаки - цифры, математические, физические и химические формулы и т.д. Но такое деление дает возможность увидеть последовательность основных этапов в истории письма, выявить своеобразие формирования его основных типов и тем самым представить себе общую картину становления и развития начертательного письма.
Существуют и иные классификации типов письма. Согласно одной из них устанавливается пять разновидностей:
"1) фразография - наиболее древний тип письма, передающий символическими и начертательными знаками (фразограммами) содержание целых сообщений без графического расчленения их на отдельные слова;
2) логография - последующий тип письма, графические знаки которого (логограммы) передают отдельные слова;
3) морфемография - тип письма, возникший на базе логографического, для передачи графическими знаками (морфемограммами) наименьших значимых частей слова - морфем;
4) силлабография, или слоговое письмо, знаки которого (силлабограммы) обозначают отдельные слоги;
5) фонография (фонемография), или звуковое письмо, графические знаки которого (фонемограммы) обозначают обычно фонемы как типовые звуки" .
В соответствии с другой классификацией эволюция письма представ лена в виде следующей схемы:
1) предписьменности: семасиография, включающая древнейшие условные знаки, пиктографию и примитивную идеографию;
2) собственно письмо: фонография, которая выступает в таких разновидностях: а) словесно-слоговое письмо, б) слоговое письмо, в) буквенное письмо.
Однако эти классификации пока не получили широкого распространения в учебной литературе, где чаще пользуются традиционно установившейся классификацией.

Министерство высшего и среднего специального образования республики узбекистан бухарский государственный университет тексты лекций по курсу

Артикуляционная классификация согласных звуков

В характеристику согласных звуков входит пять основных признаков: 1) место образования шума, 2) способ образования шума, 3) уровень шума (сонорность/шумность), 4) глухость / звонкость, 5) твёрдость / мягкость.

В русском языке 36 согласных звуков: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’], [й’], [к], [к’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [р], [р’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [ш: ’].

Место образования – та часть речевого аппарата, где сближаются или смыкаются органы речи во время артикуляции согласного. Место образования согласного определяется результатом взаимодействия двух подвижных органов (губы, язык) или подвижного и неподвижного (нёбо, зубы), в связи с чем согласные можно определять как по активным, так и по пассивным органам речи. В основу классификации согласных по месту образования положено строение речевого аппарата (в пределах верхних резонаторов). По месту образования все согласные делятся на губные и язычные.

Губные подразделяются на губно-губные [б, б’, п, п’, м, м’] и губно-зубные [в, в’, ф, ф’]. При образовании этих звуков роль активных органов выполняют губы, особенно нижняя губа, роль пассивных – зубы. При артикуляции губно-губных обе губы смыкаются, при артикуляции губно-зубных нижняя губа сближается с верхними зубами.

Язычные согласные различаются в зависимости от того, какая часть спинки языка – передняя, средняя или задняя – является активным органом при образовании звука. Язычные подразделяются на переднеязычные [д, д’, т, т’, з, з’, с, с’, ш, ж, ш:’, ц, ч, р, р’, н, н’, л, л’], среднеязычный [j] и заднеязычные [к, к’ г, г’, х, х’].

Переднеязычные согласные образуются в результате прикосновения спинки или кончика языка к соответствующим частям переднего нёба или зубов. По пассивному органу эти согласные имеют общее название передненёбных и делятся на такие разновидности, как зубные [д, д’ т, т’, ц, з, з’, с, с’, н, н’. л, л’] и нёбные [ш, ж, р, р’, ч ].

При образовании зубных передняя часть спинки языка вместе с кончиком артикулирует как единое целое, смыкаясь (или сближаясь) с верхними зубами. При образовании нёбных согласных не только передняя часть спинки языка сближается с передней частью нёба, но и задняя часть спинки языка оттягивается назад, сближаясь с задним мягким нёбом.

Среднеязычный (по пассивному органу – средненёбный) звук [j] образуется сближением средней части спинки языка со средним нёбом.

Заднеязычные звуки образуются смыканием [к, к’ г, г’] или сближением [х, х’] задней части языка с неподвижным нёбом.

Определить способ образования согласного – значит, выяснить, как создаётся преграда, каков её характер, простая она или сложная, и как она преодолевается выдыхаемой воздушной струёй. По способу образования различают согласные:

Смычные (иначе: взрывные, мгновенные, затворные), необходимым моментом артикуляции которых является полный затвор органов речи, преграждающий выход воздушной струе наружу. Эта преграда устраняется сильным и коротким толчком воздуха, который быстро выходит наружу, произведя эффект «взрыва». Именно в этот момент и образуются смычные согласные [б, б’ п, п’, д, д’, т, т’, к, к’, г, г’];

Щелевые (или фрикативные), при произнесении которых органы речи уже не образуют затвора, а только сближаются, оставляя узкую щель для прохождения струи воздуха [в, в’ ф, ф’, з, з’, с, с’, ж, ш, ш:’, j, х, х’];

Аффрикаты (смычно-щелевые) – сложные согласные [ц, ч]. Своеобразие аффрикат в том, что они на начальной основе образования формируются как смычные: органы речи плотно примыкают друг к другу (ср. [т]). Однако «взрыва» не происходит, так как органы речи до этого успевают перейти на артикуляцию щелевых звуков [с, ш], и в момент выдержки аффрикаты звучат уже как щелевые того же места образования, где прежде был затвор. Таким образом, при образовании аффрикат воздушной струе приходится преодолевать сложную преграду (в отличие от образования смычных и щелевых, где преграда простая);

Смычно-проходные согласные [л, л’ м, м’, н, н’]. В процессе их образования в полости рта образуется смычка и при этом имеется доступ для свободного прохождения воздуха через нос или рот. Данные согласные подразделяются на носовые [м, м’, н, н’] и боковые [л, л’]. Носовые согласные характеризуются полным смыканием ротовой полости и одновременным опусканием нёбной занавески. Воздух свободно проходит через носовую полость. При образовании боковых звуков передняя часть языка смыкается с нёбом, боковые части языка опускаются, образуя с обеих сторон выход для выдыхаемой струи воздуха.

Дрожащие согласные образуются путём дрожания (вибрации) кончика языка и смыкания и размыкания его с альвеолами: [р, р’].

По уровню шума (степени его интенсивности) согласные делятся на сонорные [л, л’ м, м’, н, н’, р, р’, j] и шумные [б, б’ п, п’, д, д’, т, т’, к, к’, г, г’, в, в’ ф, ф’, з, з’, с, с’, ж, ш, ш:’, j, х, х’,ц, ч]. Интенсивность шума у шумных согласных значительно выше, чем у сонорных (от лат.sonorus – звучный). Объясняется это различиями в напряжённости органов речи и в силе струи воздуха при произнесении сонорных и шумных согласных. Шумные согласные образуются при большем, чем у сонорных, напряжении мышц в том месте ротовой полости, где возникает преграда струе воздуха. Поэтому и сила струи воздуха, выходящей из ротовой полости во время речи, при произнесении шумных согласных гораздо больше, чем при произнесении сонорных.

По звонкости / глухости шумные согласные образуют пары: [б - п], [в - ф], [г - к], [д - т], [ж - ш], [з - с] и др. Звуки в этих парах отличаются друг от друга только тем, что одни из них образуются шумом и голосом (звонкие), а другие только шумом (глухие).

К непарным согласным относятся: глухие [х, ц, ч, ш:’], не имеющие соотносительных пар по звонкости. Также непарными являются сонорные согласные [л, л’ м, м’, н, н’, р, р’, j], не имеющие пары по глухости.

От положения средней части спинки языка зависит деление согласных на твёрдые и мягкие . При образовании мягких согласных возникает дополнительная артикуляция – средняя часть спинки языка приподнимается к твёрдому нёбу. Это дополнительное движение, совмещающееся и взаимодействующее с основной артикуляцией согласного, называется палатализацией . Общая артикуляторная особенность твёрдых согласных – отсутствие палатализации.

Большинство согласных являются парными по твёрдости-мягкости:

[б - б’, п - п’, д - д’, т - т’, в - в’, ф - ф’, с- с’, з - з’, м - м’, н - н’, р - р’, л - л’, к - к’, г - г’, х - х’].

Все остальные согласные непарные: [ ц, ш, ж] – только твёрдые согласные, не имеющие мягкой пары. [ч, ш:’, j] – только мягкие согласные.

Основная артикуляция внепарного звука [j] – поднятие средней части языка к твёрдому нёбу. Это та артикуляция, которая является дополнительной при образовании мягких согласных звуков. Для [j] она оказывается основной и единственно возможной., поэтому звук [j] называют палатальным (мягкий), а мягкие согласные – палатализованными (смягчёнными).

Помимо палатализации, есть такие виды дополнительной артикуляции, как лабиализация – вытягивание и округление губ; назализация (от лат.nasus – нос) – опущение мягкого нёба, обеспечивающее выход воздушной струе в носовую полость, что придаёт всем согласным дополнительный носовой оттенок. Веляризация (от лат. Velaris – задненёбный) – добавочное движение задней части языка в сторону мягкого нёба при артикуляции незаднеязычных согласных. Но в русском языке только палатализация имеет самостоятельное фонематическое значение, так как мягкие согласные выступают самостоятельными фонемами.

Артикуляционная таблица согласных звуков русского языка


Место образования

Губные

Язычные

Способ образования


губно-губные

губно-зубные

переднеязычные

средне-

язычный


задне-язычные

зубные

нёбные

шумные

Смычные


глухие

[п, п’]

[т т"]

[к к"]

звонкие

[б, б’]

[д д"]

[г г"]

Щелевые

глухие

[ф ф"]

[с с"]

[ш ш:"]

[х х"]

звонкие

[в в"]

[з з"]

[ж]

[j]

Аффрикаты

глухие

[ц]

[ч"]

сонорные

Смычно-

проходные


носовые

звонкие

[м м"]

[н н"]

боковые

звонкие

[л л"]

Дрожащие

звонкие

[р р"]

Опорные слова

Гласные звуки; лабиализованные (огубленные) и нелабиализованные (неогубленные) звуки; подъем; ряд; подъем верхний, средний, нижний; ряд передний, средний, задний; согласные звуки; сонорные, шумные; звонкие, глухие; место образования, губные язычные; способ образования, взрывные, щелевые, аффрикаты, дрожащие, смычно-проходные; твердые и мягкие согласные.

Вопросы для самопроверки:

1.Что такое артикуляция?

2.В чём заключается отличие подвижных органы речи от неподвижных?

3.Каким образом устроен произносительный аппарат?

4.Охарактеризуйте артикуляторные органы человека.

7.Чем отличаются гласные звуки от согласных?

8.Назовите все гласные верхнего, среднего и нижнего подъемов.

9.Назовите все гласные переднего, среднего и заднего рядов.

Тесты:


  1. Укажите лабиализованные звуки

В) *[у], [о]


  1. Найдите губные согласные

А) [б], [д’], [в], [в’], [г]

Б) *[п], [б’], [в], [ф’], [м]

В) [з], [с’], [ш], [ч’], [ц]

Г) [к], [х’], [м], [т’], [л]


  1. Укажите смычно-проходные согласные

А) *[м], [н’], [л], [р’]

Б) [т], [д’], [г], [к’]

В) [ц], [ч’], [ж], [н’]

Г) [ш], [ш’], [и], [п’]


  1. Какие согласные не образуют пары по звонкости-глухости?

А) [ш], [j], [б], [к]

Б) [ш], [ш’], [и], [п’]

В) [ш], [ш’], [и], [п’]

Г) *[м], [ч], [ц], [х]


  1. Какие согласные звуки не образуют пары по твёрдости-мягкости

А) [ж], [ц], [j], [ч]

Б) [с], [к], [р], [т]

В) [р], [н], [м], [л]

Г) [п], [в], [д], [г]

Литература:

1. Аванесов Р.И. Фонетика современного русского литературного языка. М.,

2.Буланин Л.Л.Фонетика современного русского языка. М., 1987.

3.Зиндер Л.Р. Общая фонетика. Л.,1979.

4.Гвоздев А.Н. Современный русский литературный язык. Ч.1.Фонетика и морфология. М.,1984.

5. Касаткин Л.Л. Фонетика современного литературного языка. – М.: из-во Моск. ун-та, 2003.

6.Матусевич М.И. Современный русский язык. Фонетика. М.,1986.

7.Панов М.В. Современный русский язык. Фонетика. – М.: Высшая школа, 1979.

8. Реформатский А.А. Введение в языкознание. – М.: Аспект пресс, 2001.

9.Современный русский язык / Под ред. Леканта П.А. – М.: Дрофа, 2002.

10.Шанский Н.М. Современный русский литературный язык. Л.,1988.

ЛЕКЦИЯ № 3. ФОНЕТИЧЕСКАЯ ТРАНСКРИПЦИЯ

План


  1. Понятие о транскрипции.

  2. Типы транскрипций.

  3. Фонетическая транскрипция

Понятие о транскрипции

Русское письмо является фонографическим, звуковым, т. е. в принципе буквы фиксируют звуки, однако современная русская орфография, оформившаяся исторически на морфологическом принципе, носит фонематический характер и в целом не отражает живых чередований русской речи, возникающих в речевом потоке. Буквы и звуки в русском письме часто не совпадают, например пруд звучит [прут], сама и сома звучат [сама], сшит звучит [шшыт] и т. д.

Правильное произношение основывается на определенных звуковых законах, имеющих стройный, системный характер, и следует определенным орфоэпическим нормам современного русского литературного языка, выработанным исторически. Итак, между орфографией и орфоэпией имеются наряду с принципиальными различиями и глубокая соотносительность. Для изучения этого соотношения, необходима такая запись звучащей речи, чтобы не было резкого расхождения между произношением и написанием, т. е. звукопись. Звукопись называется научным письмом или научной транскрипцией, от латинского слова transcriptio , буквально “переписывание“.

Потребность в транскрипции была обусловлена зарождением сравнительно- исторического языковедения, развитием фонетики как науки, когда ученый транскрибировал исследуемые слова других языков и тексты на них буквами своего родного языка. При зарождении систем транскрипций выявились два направления, отражающие их назначение.

Типы транскрипций

Аналитический тип транскрипции помогал зарегистрировать звук речи как физиолого – артикуляционный комплекс и представлял собой наборы формул для отдельных звуков. Этот способ транскрибирования имел неалфавитный характер и фиксировал в формуле одного звука весь перечень его признаков. По формуле можно всесторонне охарактеризовать звуки речи. Данный тип транскрипции был изобретен английским ученым Дж. Уилкинзом. Более известными в настоящее время являются системы русских языковедов И. А. Бодуэна де Куртенэ и В.А. Богородицкого.

Синтетический тип транскрипции (алфавитная фонетическая) имеет гораздо более широкое и многообразное применение. Элементы транскрипции в связи с началом изучения фонетики впервые появляются в трудах М. В. Ломоносова, В.К. Тредиаковского. Однако система транскрипции тогда еще не была сформирована. Была лишь осознана ее необходимость как инструмента научного изучения звуковых законов русского языка и установления соотношения орфоэпии с орфографией.

В дальнейшем русские ученые пользовались для транскрипции и латиницей, и кириллицей. Только в середине XIX в. членом Российской Академии О.Н. Бетлингком в связи с описанием звуков русской речи была предложена первая система транскрипции на основе русского алфавита (кириллицы). Между тем разнобой в транскрипции существовал еще долго. Усилиями многих выдающихся русских ученых: Л.В. Щербы, Д.Н. Ушакова, Е.Д. Поливанова, Н.Ф. Яковлева, В.Н. Сидорова, П. С. Кузнецова, Р.И. Аванесова, А.А. Реформатского и других – русская фонетическая азбука совершенствовалась и приняла современный вид.

Одновременно с возникновением учения о фонеме и развитием фонологии наряду с фонетической транскрипцией, графически фиксирующей произносимые и слышимые звуки, при научном изучении русского языка стала применяться и фонематическая (или фонологическая) транскрипция, обозначающая только фонемы данного языка.

Фонематическая транскрипция представлена двумя разновидностями (словофонематической и морфофонематической), разработанными проф. Р. И. Аванесовым.

Словофонематическая транскрипция передает на письме звуковую оболочку конкретного языкового факта, “случая” (слова или слова в определенной его форме), частично “раздевая” входящие в ее состав кратчайшие звуковые единицы - освобождая их от всего “внешнего”, позиционного, обусловленного в данном конкретном языковом факте фонетическим положением, и сохраняя “внутреннее”, все самостоятельное и функционально значимое. Буква как элемент словофонематической транскрипции является знаком фонемы - сильной (в позиции максимальной дифференциации) или слабой (в позиции меньшей дифференциации).

Морфофонематическая транскрипция “полностью “раздевает” кратчайшие звуковые единицы языка, полностью освобождает их от всего внешнего – позиционного, фонетически обусловленного не только в данном “случае” как явлении конкретном и целостном (в слове или в той или иной грамматической форме слова), но также и в каждой его морфеме. «Обнажает» кратчайшие звуковые единицы, указывая лишь на те их стороны, которые существенны, самостоятельны, функционально значимы в сильной позиции (в позиции максимальной дифференциации)…Именно поэтому и оказывается, что многие слова при помощи морфофонематической транскрипции и обычного русского орфографического письма пишутся одинаково.

Фонетическая, словофонематическая и морфофонематическая транскрипции - три типа синтетической научно-лингвистической транскрипции, они отражают три аспекта изучения звуковой системы языка, опираются на теоретические положения фонологии и связаны с русской орфографической практикой.

В данном курсе лекций подробно рассматривается только фонетическая транскрипция. Разумеется, фонетическая транскрипция не идеальный, как и всякий письменный, способ обозначения произношения, однако “самый лучший, потому что… ставит лицом к лицу с самой действительностью, с тем, что есть в языке, с самими звуками, а не с туманными их описаниями”.

Фонетическая транскрипция

Обычно с термином ”транскрипция” связывается понятие о фонетической транскрипции, т. Е. такой условной записи, которая, по мнению крупнейших фонетистов, “ передает… все многообразие живой звучащей речи” (Р.И.Аванесов), “преследует цели точной графической записи произношения” (А.А.Реформатский).

Назначением фонетической транскрипции определяется степень ее точности. Звуки человеческой речи бесконечно разнообразны даже в пределах одного языка, поэтому фонетическая транскрипция не может быть абсолютно точной. Для учебных целей достаточно того, что она регистрирует все фонемы и их варианты без указания на бесчисленные вариации звуков.

При изучении фонетики необходимо передавать на письме звучащую речь возможно более точно. Поэтому пользуются особой записью, которая называется фонетической транскрипцией.

Для усвоения принципов фонетической транскрипции русского литературного произношения надо запомнить следующее:


  1. каждый знак транскрипции употребляется для обозначения одного звука;

  2. не должно быть букв, не обозначающих звуков;

  3. каждая буква должна обозначать всегда один и тот же звук.
Русская фонетическая транскрипция использует буквы русского алфавита. Но некоторые буквы в записи речи не употребляются.