Основы светской этики. Впечатления учителей

Цель – это то, к чему нужно стремиться; финальный результат, на который преднамеренно направлен процесс; образ предвосхищаемого результата.

Все ли мы знаем, что такое цель? У каждого из нас есть свои . Чаще всего большая их часть совсем незначительна и их осуществления мы добиваемся ежедневно.

К примеру, выучить заданный преподавателем материал, успешно справиться с порученной работой и т. д. Собственно говоря, если разобраться, то вся наша жизнь состоит из каких-либо целей, которые мы постоянно стараемся решить.

Но, кроме небольших, ежедневных целей, есть цели и довольно значительные. В качестве примера можно назвать – скопить деньги на покупку автомобиля или жилья, создать семью, хорошо воспитать детей и т. д.

Но главная – это цель нашей жизни. У каждого она своя. Но не всегда получается воплотить ее в жизнь. Это происходит из-за многих факторов. Но чаще всего из-за того, что человек неспособен ее правильно поставить, или же он старается добиться того, что в его положении совершенно нереально.

Хотя ее достижению могут мешать и различные жизненные обстоятельства, которые человек исправить просто не в силах. Давайте рассмотрим, что же такое цель и почему не всегда ее удается достичь.

Как выбрать цель в жизни

Как было сказано выше, человек может выбрать любую цель, ведь она результат всего задуманного вами мероприятия. Главное, ее правильно сформулировать и составить план того, как ее можно достичь. Если вы это сделаете, значит вы наполовину справились с поставленной задачей.

Но сначала определитесь с тем, чему именно вы готовы посвятить значительную часть своего времени. Ведь понятие цели у каждого свое. Какая сфера вас больше всего интересует и где вы хотели бы добиться наибольшего успеха. Обдумайте все хорошо, ведь это очень важно.

Сферы жизни, в которых можно выбрать основную цель, могут быть следующими:

  • финансы;
  • семья и дом;
  • друзья и социальная жизнь;
  • приключения и отдых;
  • работа и карьера;
  • спорт и здоровье;
  • отношения;
  • духовная жизнь и самопознание.

Разумеется – это отнюдь не все возможные цели, а лишь малая их часть. Какую из них выбрать решать лишь вам, ведь путь к их достижению коренным образом изменит всю вашу жизнь. Давайте рассмотрим несколько примеров, чтобы лучше разобраться.

Вы можете выбрать своей целью, в течение года, к примеру, занятия спортом и решите посвятить себя фитнесу. Благодаря этому можно будет не только существенно улучшить свое физическое состояние, но и избавиться от лишнего веса, сделать свое тело красивым и стройным. А это, в свою очередь, оказывает немалое влияние на психику.

Ведь любой мужчина или женщина хотят быть красивыми и привлекать внимание противоположного пола. Добившись этого, можно значительно увеличить мнение о себе и добиться немалых успехов в личной жизни, а в будущем создать семью. Кроме того, занятия помогут вам и в работе. Ведь вы будете полны сил и сможете лучше переносить усталость. Но тем не менее – это будут второстепенные цели. Главной же будет – красивое, стройное тело.

  • Чтобы выбрать именно ту область, которая будет в ближайшее время наиболее важной и перспективной для вас, следует тщательно подумать в какой сфере вы сможете за сравнительно короткий период времени достичь максимального успеха, и все ли у вас получится как было задумано.
  • Учтите, если вы ощущаете страх и неуверенность в своих силах, их следует перебороть. Нужно твердо верить в то, что у вас все получится и тогда положительный результат будет вам обеспечен.
  • Также нужно учитывать и все то, что вам способно помешать в том, чтобы добиться поставленной цели. Опять же, проблемы тут могут отличаться.

Например, если вы хотите научиться петь, но у вас абсолютно нет никаких задатков к этому, и отсутствует музыкальный слух, тогда это большое препятствие, справится с которым, скорее всего, будет не под силу. И тогда нужно выбрать другую сферу, в которой вы сможете добиться намеченного.

А вот если вы хотите стать балериной, но вы страдаете лишним весом, тогда не стоит унывать и опускать руки. Ведь лишнюю массу можно убрать, регулярно занимаясь спортом и правильно питаясь. То есть при желании с этим препятствием можно справиться и приступить к реализации намеченной цели.

Как правильно управлять несколькими целями

Понятие цели у всех людей разное. Конечно, самой значимой для любого человека должна быть основная цель. Но при этом она не должна делать остальные цели незначительными. Ведь это будет неправильным. Они также важны и зачастую именно благодаря их реализации можно добиться главной цели.

  • Главное правильно распределить свои силы. Если в какой-то сфере все хорошо и стабильно, то лучше направить свои силы туда, где у вас возникают трудности. Запомните, очень важно научиться правильно управлять своими силами и выбирать нужные приоритеты, иначе вам просто не хватит энергии, если будете стараться добиться всего скопом.
  • Лучше пусть одни сферы будут пассивными и просто двигаются своим чередом, особенно те, для изменений в которых потребуется затратить немалые усилия. Конечно, довольно непросто пойти на жертвование одним ради достижения другого, но именно такой подход является наиболее рациональным и позволяет .
  • Теперь давайте определимся с тем, что является самым важным для достижения любого вида цели – это время. Если вы решаете, что ваша основная цель изменилась, то вы должны будете перенаправить основную часть времени на главную цель. Но учтите, что, как правило, любая главная цель – это явление временное и через какое-то время, например, через год, она становится второстепенной, а главной становиться совершенно другая.
  • Вы должны прилагать равномерные усилия на каждую из целей, но четко выделять основную и второстепенную. В зависимости от этого и следует распределять свое время и силы. На основную цель их будет уходить, конечно, больше, а на все остальные меньше. Если вы научитесь это делать эффективно, все обязательно получится, и вы добьетесь желаемого.

Анализ пути, ведущего к достижению цели

После того как вы посвятили себя той или иной основной цели, а также остальным, являющимся второстепенными, и прошло определенное время, например, год.

За это время многое изменилось, но нужно оглянуться назад и проанализировать, чего же мы добились за это время, смогли ли мы реализовать то, к чему стремились. Такая процедура очень важна, ведь она позволит вам увидеть свои ошибки, а значит в будущем можно будет их избежать.

Не отчаивайтесь, если у вас не получилось добиться задуманного. Это не страшно. Ведь вы в любом случае смогли добиться определенных успехов в намеченном деле, а значит у вас есть шанс получить большее.

Для этого всего лишь понадобится исправить ранее допущенные ошибки и с новым опытом и знаниями перейти к реализации вашей цели. Хотя никто не мешает сделать ее второстепенной, а на роль главной выбрать какую-либо другую, которая будет более актуальной на данный момент.

Например, вы хотите стать здоровым, с красивым, привлекательным телом. Вы год над этим работали, но не смогли выполнить все то, что задумали. Но тем не менее вы бросили курить, скинули десяток лишних килограммов, добились определенных успехов в спорте, ваше тело за это время значительно изменилось в лучшую сторону.

Вот видите, сколько всего вы смогли достичь. Пусть вы и не стали атлетом, но ведь и то чего вы добились совсем немало и принесет в будущем позитив. Тем более что можно и дальше двигаться и добиваться поставленной цели.

Не стоит скрывать поставленных целей. Поделитесь ими с вашими родными, друзьями, коллегами, расскажите им, что такое цель и для чего она нужна. Ведь их это может заинтересовать, и они возможно и сами решат попробовать. К тому же вы почувствуете определенную ответственность за свои слова.

Ведь дав обещание, его нужно исполнять. И если было сказано, что вы решили бросить курить, и это ваша цель, нужно будет сделать все, чтобы этого добиться. А то, что окружающие знают об этом, должно вас лишь подстегнуть и придать сил. Поверьте, это действительно хорошо помогает добиться желаемого результата.

Помните, что любая цель – это значительная и регулярная трата времени и сил. Все зависит от того, насколько они трудны. Но тем не менее, если даже не получится реализовать всего, чего хотелось бы, не расстраивайтесь. Ведь вы все равно получите немало полезного и нужного от того, чего уже достигли.

Ведь многие люди не смогли достичь даже этого, а лишь бесцельно прожигают время. Представляйте то, чего вы хотите. Ищете наиболее приемлемые пути и решения, которые позволят вам этого добиться с наименьшими затратами времени и сил. Пробуйте реализовать различные виды целей и у вас все обязательно получится!

| Информационная безопасность

Уроки 6 - 8
Информационная безопасность

Изучив эту тему, вы узнаете:

Каковы основные цели и задачи информационной безопасности;
- что такое информационные угрозы и как они проявляются;
- что является источником информационных угроз;
- какие существуют методы защиты информации от информационных угроз.

Основные цели и задачи информационной безопасности

На протяжении всей истории развития цивилизации достоверная и полная информация всегда являлась востребованным и дорогостоящим товаром. Для современного общества характерен возрастающий по экспоненциальному закону объем информации, которую человек должен воспринимать и перерабатывать в процессе своей деятельности.

Как защитить информацию и дать возможность использовать ее по назначению и вовремя? Решение этого вопроса было и до сих пор остается одной из самых актуальных задач. Масштабное развитие процесса информатизации еще в большей степени усугубило эту проблему, так как приходится учитывать не только условия традиционной среды обитания человека, но и среду, которая появилась благодаря широкому внедрению компьютерных систем в различные сферы его деятельности.

Процесс информатизации неизбежно приводит к интеграции этих сред, поэтому проблему защиты информации необходимо решать, учитывая всю совокупность условий циркуляции информации, создания и использования информационных ресурсов в этой новой объединенной среде, которая получила название «информационная среда».

Информационная среда - это совокупность условий, средств и методов на базе компьютерных систем, предназначенных для создания и использования информационных ресурсов.

Совокупность факторов, представляющих опасность для функционирования информационной среды, называют информационными угрозами. Конкретными результатами воздействия этих угроз могут быть: исчезновение информации, модификация информации, ознакомление с информацией посторонних лиц и т. п.

Противоправные воздействия на информационную среду могут наносить ущерб интересам человека и общества, поэтому одной из задач информатизации является обеспечение информационной безопасности. Должна быть обеспечена защита информационной среды от информационных угроз, то есть не только защита информации, но и информационная безопасность самого человека и всего общества.

Информационная безопасность - совокупность мер по защите информационной среды общества и человека.

Основными целями обеспечения информационной безопасности общества являются:

♦ защита национальных интересов;
♦ обеспечение человека и общества достоверной и полной информацией;
♦ правовая защита человека и общества при получении, распространении и использовании информации. 

К объектам, которым следует обеспечить информационную безопасность, относятся:

♦ информационные ресурсы;
♦ система создания, распространения и использования информационных ресурсов;
♦ информационная инфраструктура общества (информационные коммуникации, сети связи, центры анализа и обработки данных, системы и средства защиты информации);
♦ средства массовой информации;
♦ права человека и государства на получение, распространение и использование информации;
♦ защита интеллектуальной собственности и конфиденциальной информации.

Информационные угрозы

Источниками информационных угроз для человека и общества могут быть внешние и внутренние факторы (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Источники основных информационных угроз для России

К источникам основных внешних угроз для России относятся:

♦ политика стран, противодействующая доступу к мировым достижениям в области информационных технологий;
♦ «информационная война», нарушающая функционирование информационной среды в стране;
♦ преступная деятельность, направленная против национальных интересов.

К источникам основных внутренних угроз для России относятся:

♦ отставание от ведущих стран мира по уровню информатизации;
♦ технологическое отставание электронной промышленности в области производства информационной и телекоммуникационной техники;
♦ снижение уровня образованности граждан, препятствующее работе в информационной среде.

Информационные угрозы безопасности информации можно разделить на преднамеренные (несанкционированный доступ) и случайные (рис. 1.2).

Рис. 1.2. Основные виды информационных угроз

Преднамеренные угрозы часто называют несанкционированным доступом, атакой, нападением. Эти угрозы связаны с действиями человека, причинами которых могут быть: самоутверждение своих способностей (хакеры), недовольство своей жизненной ситуацией, материальный интерес, развлечение и т. п. Перечень преднамеренных воздействий на информацию может быть весьма разнообразен и определяется возможностями и фантазией тех, кто собирается их осуществить. Приведем некоторые возможные преднамеренные угрозы, являюиеся типичными для компьютерных систем:

♦ хищение информации: несанкционированный доступ к документам и файлам (просмотр и копирование данных), хищение компьютеров и носителей информации, уничтожение информации;
♦ распространение компьютерных вирусов;
♦ физическое воздействие на аппаратуру: внесение изменений в аппаратуру, подключение к каналам связи, порча или уничтожение носителей, преднамеренное воздействие магнитным полем.

Преднамеренные угрозы в компьютерных системах могут осуществляться через каналы доступа к информации:

♦ компьютерное рабочее место служащего;
♦ компьютерное рабочее место администратора компьютерной системы;
♦ внешние носители информации (диски, ленты, бумажные носители);
♦ внешние каналы связи.

Наиболее серьезная угроза исходит от компьютерных вирусов. Каждый день появляется до 300 новых вирусов. Вирусы не признают государственных границ, распространяясь по всему миру за считанные часы. Ущерб от компьютерных вирусов может быть разнообразным, начиная от посторонних надписей, возникающих на экране монитора, и заканчивая хищением и удалением информации, находящейся на зараженном компьютере. Причем это могут быть как системные файлы операционной среды, так и офисные, бухгалтерские и другие документы, представляющие для пользователя определенную ценность. Финансовый ущерб от вирусов в 2003 году, по предварительным оценкам, достиг 12 миллиардов долларов.

Среди вредоносных программ особое место занимают «троянские кони», которые могут быть незаметно для владельца установлены и запущены на его компьютере. Различные варианты «троянских коней» делают возможным просмотр содержимого экрана, перехват вводимых с клавиатуры команд, кражу и изменение паролей и файлов и т. п.

Все чаще причиной информационных «диверсий» называют Интернет. Это связано с расширением спектра услуг и электронных сделок, осуществляемых через Интернет. Все чаще вместе с электронной почтой, бесплатными программами, компьютерными играми приходят и компьютерные вирусы. В 2003 году произошли две глобальные эпидемии, крупнейшие за всю историю Сети. Примечательно, что причиной эпидемий стали не классические почтовые черви, а их сетевые модификации - черви, распространяющиеся в виде сетевых пакетов данных. Они стали лидерами в рейтинге вредоносных программ. Доля «сетевых червей» в общей массе подобных программ, появившихся, например, в 2003 году, превышает 85 %, доля вирусов - 9,84 %, на троянские программы пришлось 4,87 %.

В последнее время среди распространенных компьютерных угроз стали фигурировать сетевые атаки. Атаки злоумышленников имеют целью выведение из строя определенных узлов компьютерной сети. Эти атаки получили название «отказ в обслуживании» («denial of service»). Выведение из строя некоторых узлов сети даже на ограниченное время может привести к очень серьезным последствиям. Например, отказ в обслуживании сервера платежной системы банка приведет к невозможности осуществления платежей и, как следствие, к большим прямым и косвенным финансовым потерям. 

Случайные угрозы проявляются в том, что информация в процессе ввода, хранения, обработки, вывода и передачи подвергается различным воздействиям. Случайные факторы, определяющие подобные воздействия, связаны как с непредвиденными ситуациями (форс-мажорные обстоятельства), так и с человеческим фактором (ошибками, халатностью, небрежностью при работе с информацией). Так, например, в компьютерных системах причинами случайных воздействий могут быть:

♦ ошибки пользователя компьютера;
♦ ошибки профессиональных разработчиков информационных систем: алгоритмические, программные, структурные;
♦ отказы и сбои аппаратуры, в том числе помехи и искажения сигналов на линиях связи;
♦ форс-мажорные обстоятельства (авария, пожар, наводнение и другие так называемые воздействия непреодолимой силы).

Информационная безопасность для различных пользователей компьютерных систем

Решение проблемы защиты информации во многом определяется теми задачами, которые решает пользователь как специалист в конкретной области. Поясним это на примерах. Определим несколько видов деятельности, например:

♦ решение прикладных задач, где отражается специфика деятельности конкретного пользователя-специалиста;
♦ решение управленческих задач, что характерно для любой компании;
♦ оказание информационных услуг в специализированной компании, например информационном центре, библиотеке и т. п.;
♦ коммерческая деятельность;
♦ банковская деятельность.

Представим эти области деятельности в виде пирамиды (рис. 1.3). Размер каждого сектора пирамиды отражает степень массовости потребления информации. Он соответствует количеству заинтересованных лиц (потребителей информации), которым потребуется результат соответствующей информационной деятельности. Уменьшение объема сектора по мере продвижения от основания пирамиды к вершине отражает снижение степени значимости информации для компании и всех заинтересованных лиц. Поясним это в процессе рассмотрения каждого из перечисленных видов деятельности.

Рис. 1.3. Значимость безопасности информации
для различных специалистов с позиции компании и заинтересованных лиц

При решении прикладных задач пользователь работает с личной информацией, иногда используя в качестве источника информации ресурсы Интернета. Перед таким пользователем, как правило, стоит задача сохранности его личной информации. Информация, хранящаяся на его персональном компьютере, - это результат его интеллектуальной деятельности, возможно, многолетней, исследовательской или коллекционной. Она имеет существенную степень важности непосредственно для данного пользователя.

При решении управленческих задач важную роль играют информационные системы, реализация которых немыслима без компьютерной базы. При помощи компьютеров осуществляется организационно-распорядительная деятельность, составляется и хранится информация по кадрам, ведется бухгалтерия. Компьютеры в данном случае являются вспомогательным средством, облегчающим работу сотрудников. Для внешней деятельности также используются сетевые технологии, с помощью которых осуществляется обмен необходимой информацией. При этом для обеспечения защиты информации в наиболее важных документах при пересылке пользуются дополнительно обычной почтой. Проблема потери или искажения информации часто касается отдельных сотрудников, что может повлиять на успешность их карьеры. Таким образом, перед управленческими кадрами в такой компании стоит в основном задача обеспечения полноты управленческих документов.

Для компаний, занимающихся оказанием информационных услуг, например провайдеров интернет-услуг или операторов связи, наиважнейшей является задача обеспечения доступности и безотказной работы информационных систем. От этого зависит рейтинг компании, доверие к ней абонентов. Приходится вкладывать средства как в аппаратуру (для обеспечения бесперебойности и устойчивости связи), так и в системы резервного копирования и средства обнаружения атак, нарушающих доступность систем.

Для коммерческой деятельности компаний, работающих в условиях жесткой конкуренции, важнейшей является задача предотвращения утечки информации, сохранение ее конфиденциальности. Это связано с финансовыми рисками компаний в различных сделках. Здесь экономия средств, выделенных на обеспечение безопасности, может привести к большим потерям.

В банковской деятельности приходится решать задачи и сохранности, и конфиденциальности, и безопасности работы, но на первое место встает задача обеспечения целостности информации (например, чтобы было невозможно внести несанкционированные изменения в обрабатываемые платежные поручения). 

Методы защиты информации

При разработке методов защиты информации в информационной среде следует учесть следующие важные факторы и условия:

♦ расширение областей использования компьютеров и увеличение темпа роста компьютерного парка (то есть проблема защиты информации должна решаться на уровне технических средств);
♦ высокая степень концентрации информации в центрах ее обработки и, как следствие, появление централизованных баз данных, предназначенных для коллективного пользования;
♦ расширение доступа пользователя к мировым информационным ресурсам (современные системы обработки данных могут обслуживать неограниченное число абонентов, удаленных на сотни и тысячи километров);
♦ усложнение программного обеспечения вычислительного процесса на компьютере.

При таких режимах работы в памяти компьютера одновременно могут находиться программы и массивы данных различных пользователей, что делает актуальным сохранение информации от нежелательных воздействий, ее физическую защиту.

К традиционным методам защиты от преднамеренных информационных угроз относятся: ограничение доступа к информации, шифрование (криптография) информации, контроль доступа к аппаратуре, законодательные меры. Рассмотрим эти методы.

Ограничение доступа к информации осуществляется на двух уровнях:

♦ на уровне среды обитания человека, то есть путем создания искусственной преграды вокруг объекта защиты: выдачи допущенным лицам специальных пропусков, установки охранной сигнализации или системы видеонаблюдения; 
♦ на уровне защиты компьютерных систем, например, с помощью разделения информации, циркулирующей в компьютерной системе, на части и организации доступа к ней лиц в соответствии с их функциональными обязанностями. При защите на программном уровне каждый пользователь имеет пароль, позволяющий ему иметь доступ только к той информации, к которой он допущен.

Шифрование (криптография) информации заключается в преобразовании (кодировании) слов, букв, слогов, цифр с помощью специальных алгоритмов. Для ознакомления с шифрованной информацией нужен обратный процесс - декодирование. Шифрование обеспечивает существенное повышение безопасности передачи данных в сети, а также данных, хранящихся на удаленных устройствах.

Контроль доступа к аппаратуре означает, что вся аппаратура закрыта и в местах доступа к ней установлены датчики, которые срабатывают при вскрытии аппаратуры. Подобные меры позволяют избежать, например, подключения посторонних устройств, изменения режимов работы компьютерной системы, загрузки посторонних программ и т. п.

Законодательные меры заключаются в исполнении существующих в стране законов, постановлений, инструкций, регулирующих юридическую ответственность должностных лиц - пользователей и обслуживающего персонала за утечку, потерю или модификацию доверенной им информации.

При выборе методов защиты информации для конкретной компьютерной сети необходим тщательный анализ всех возможных способов несанкционированного доступа к информации. По результатам анализа проводится планирование мер, обеспечивающих необходимую защиту, то есть осуществляется разработка политики безопасности.

Политика безопасности - это совокупность технических, программных и организационных мер, направленных на защиту информации в компьютерной сети.

Рассмотрим некоторые методы защиты компьютерных систем от преднамеренных информационных угроз, ориентируясь на схему, представленную на рис. 1.2.

Защита от хищения информации обычно осуществляется с помощью специальных программных средств. Несанкционированное копирование и распространение программ и ценной компьютерной информации является кражей интеллектуальной собственности. Защищаемые программы подвергаются предварительной обработке, приводящей исполняемый код программы в состояние, препятствующее его выполнению на «чужих» компьютерах (шифрование файлов, вставка парольной защиты, проверка компьютера по его уникальным характеристикам и т. п.). Другой пример защиты: для предотвращения несанкционированного доступа к информации в локальной сети вводят систему разграничения доступа как на аппаратном, так и на программном уровнях. В качестве аппаратного средства разграничения доступа может использоваться электронный ключ, подключаемый, например, в разъем принтера.

Для защиты от компьютерных вирусов применяются «иммуностойкие» программные средства (программы-анализаторы), предусматривающие разграничение доступа, самоконтроль и самовосстановление. Антивирусные средства являются самыми распространенными средствами защиты информации.

В качестве физической защиты компьютерных систем используется специальная аппаратура, позволяющая выявить устройства промышленного шпионажа, исключить запись или ретрансляцию излучений компьютера, а также речевых и других несущих информацию сигналов. Это позволяет предотвратить утечку информативных электромагнитных сигналов за пределы охраняемой территории. Наиболее эффективным средством защиты информации в каналах связи является применение специальных протоколов и криптографии (шифрования).

Для защиты информации от случайных информационных угрозt например, в компьютерных системах, применяются средства повышения надежности аппаратуры:

♦ повышение надежности работы электронных и механических узлов и элементов;
♦ структурная избыточность - дублирование или утроение элементов, устройств, подсистем;
♦ функциональный контроль с диагностикой отказов, то есть обнаружение сбоев, неисправностей и программных ошибок и исключение их влияния на процесс обработки информации, а также указание места отказавшего элемента.

С каждым годом количество угроз информационной безопасности компьютерных систем и способов их peaлизации постоянно увеличивается. Основными причинами здесь являются недостатки современных информационных технологий и постоянно возрастающая сложность аппаратной части. На преодоление этих причин направлены усилия многочисленных разработчиков программных и аппаратных методов защиты информации в компьютерных системах.

Контрольные вопросы и задания

Задания

1. Опишите информационную среду для перечисленных объектов и укажите для нее возможные информационные угрозы:

а) школа;
б) библиотека;
в) ваша семья;
г) супермаркет;
д) кинотеатр;
е) любая другая среда на ваш выбор.

2. Используя Интернет, напишите реферат и сделайте доклад по методам и средствам защиты информации для некомпьютерной среды обитания человека.

3. Перечислите наиболее важные факторы и условия, которые следует учесть при разработке методов по защите информации в информационной среде. Проиллюстрируйте ваш ответ на конкретном примере информационной среды, предложенной в п. 1.

Контрольные вопросы

1. Что такое информационная среда?

2. Как проявляется информационная безопасность:

а) человека;
б) страны;
в) компьютера;
г) локальной сети?

3. Каким объектам следует обеспечить информационную безопасность?

4. Что такое информационная угроза?

5. Какие внешние информационные угрозы следует учесть при разработке мер информационной безопасности в России?

6. Какие внутренние информационные угрозы следует учесть при разработке мер информационной безопасности в России?

7. Какие вы знаете преднамеренные информационные угрозы? Приведите примеры.

8. Какие вы знаете случайные информационные угрозы? Приведите примеры.

9. В чем состоит основная цель информационной безопасности при решении прикладных задач пользователя?

10. В чем состоит основная цель информационной безопасности при решении управленческих задач?

11. В чем состоит основная цель информационной безопасности компании, специализирующейся на оказании информационных услуг?

12. В чем состоит основная цель информационной безопасности в коммерческой деятельности?

13. В чем состоит основная цель информационной безопасности в банковской деятельности?

14. Что такое политика безопасности?

15. Какие методы защиты информации от преднамеренных информационных угроз вы знаете?

16. Какие методы защиты информации от случайных информационных угроз вы знаете?

Вы задавали себе когда-нибудь вопрос о цели жизни? Задумывались ли Вы о смысле своего рождения в этом мире? Вам интересно узнать, какие цели должны быть в жизни человека?

В давние времена мудрецы говорили, что человек должен в первую очередь задавать себе следующие вопросы:

«Кто я такой? Зачем я живу здесь?»

Именно тогда у него начинается настоящая жизнь, а до этого он просто влачит бессмысленное существование, главными задачи которого является стремление удовлетворить самые низменные потребности: еда, сон, секс и защита.

Первостепенная цель в жизни каждого человека

На первый взгляд это может показаться удивительным, но подавляющее большинство людей живёт в плену иллюзии.

Они просто спят, едят, работают, занимаются сексом, стремятся обезопасить себя от внешних опасностей и получить как можно больше удовольствий. На этом все устремления людей заканчиваются.

Вам не приходила мысль, что делая только те действия, которые я только что перечислил, наша жизнь ничем не отличается от жизни обычных животных, у которых есть такие же потребности?

Человек не животное, а значит, у него должен быть ещё более глубинный смысл жизни.

Поэтому первое, что должен сделать разумный человек, это задать себе вопросы о смысле своего существования и изо всех сил попытаться найти на них ответы . Вот какие цели должны быть в жизни в первую очередь. Если этого не сделать, то человек никогда не сможет стать по-настоящему счастливым, успешным и здоровым.

Действительно разумный человек должен стремиться разобраться в глубоких философских вопросах об этом мире, о Боге, о своей истинной духовной природе.

Без понимания законов вселенной и чётких конкретных осознанных целей в жизни практически невозможно достичь чего-либо стоящего. Сегодня можно видеть тысячи и десятки тысяч людей, которые живут просто под влиянием своей судьбы. Они являются марионетками, но даже не осознают этого.

И даже если человек не хочет вдаваться в философию и духовные знания, то для того, чтобы стать успешным и здоровым, ему необходимо иметь конкретные цели в жизни и знать, как именно он хочет их достичь.

Тогда смутные мечты становятся по-настоящему поставленными целями.

Зачем нужно ставить конкретные цели?

Существует общеизвестный факт, который говорит о том, что мы сами строим своё будущее нашими мыслями и желаниями, которые лежат в основе всего.

Энергия желания – самая сильная энергия во вселенной.

Статистика говорит о том, что меньше 3% всех людей достигают гораздо больше, чем все остальные 97% вместе взятые. И главное отличие этих 3-х процентов в том, что они знают, какие цели должны быть в жизни и имеют ясные и чёткие цели на всех уровнях.

Как Вы думаете, удалось бы собрать автомобиль на производстве без тщательно разработанного плана? Если бы конструкторы просто смутно представляли, чего они хотят, то очень маловероятно, что у них что-нибудь получилось бы.

К огромному сожалению многие из нас относятся к жизни безответственно и в жизни просто «плывут по течению». Они не знают к чему стремиться и что конкретно они хотят от жизни.

Большинство людей живут неосознанной жизнью или целями и планами, которые навязаны извне.

Закон этой жизни заключается в том, что либо мы планируем и строим свою жизнь, либо за нас это делают другие.

Из вышесказанного следует, что человеку важно ставить конкретные и чёткие цели, а также составлять план их достижения.

Главная цель жизни

Для счастливой жизни человеку нужно, чтобы в ней был смысл. И именно цели наполняют нашу жизнь смыслом.

Но на самом деле в жизни должно быть то, что будет вызывать у нас энтузиазм и желание просыпаться по утрам. Наличие великих целей способно даже облегчать страдания в жизни, тогда как человека живущего бесцельно раздражает всё вокруг.

Цель жизни должна вдохновлять нас, и для этого она должна быть возвышенной и даже, в некотором роде, недостижимой.

Лучший вариант: это достигнуть любви к Богу.

Или же это могут быть исходящие из этого варианта цели: распространять духовные знания в мире, помогать страдающим и больным людям и т.п. Такие цели будут наполнять человека счастьем и энтузиазмом.

Идеально, если главная цель жизни будет включать в себя три следующих аспекта:

  • Цель осознать себя и свою природу: своё истинное Я
  • Цель осознать Бога, как Верховную Личность, от Которой зависит всё в нашей жизни (ну или практически всё, так как небольшая доля свободы нам всё таки даётся)
  • Восстановить свои отношения с Богом (Далеко не просто, но принесёт счастья и удовлетворения в миллиарды раз в больше того, что может нам дать удовольствия обыденной жизни)

Священные писания и мудрецы говорят, что если хотя бы не начать делать шаги в этом направлении, то жизнь можно будет считать прожитой зря.

С другой стороны, если человек ставит конечную цель жизни невысокую, то он подвергает себя большой опасности. Когда он достигнет этой цели, то у него может пропасть смысл жизни. Подсознание в такой момент говорит: «Ты достиг всего, к чему стремился. Тебе незачем больше жить». Человек может впасть в глубокую депрессию, заболеть или даже умереть.

Поэтому искренне Вам не советую ставить целью жизни такие вещи, как «заработать миллион долларов» или «стать директором предприятия», или же «выйти замуж за богатого человека» и так далее.

Важное условие при постановке целей, особенно конечных целей жизни:

Нужно стараться, чтобы эти цели имели бескорыстную природу. Это даёт много вдохновение и радости.

Цели только ради себя любимого или максимум для своих близких эгоистичны и корыстны по своей природе, что в конечном итоге всегда приносит страдания и несчастья.

Список целей жизни человека

Итак, если Вы хотите быть счастливы, необходимо, чтобы в Вашей жизни были большие вдохновляющие цели. Гармоничная личность имеет цели во всех основных сферах жизни: духовной, интеллектуальной, социальной и физической.

Помните про то, что нужно стремиться быть бескорыстным, а также Ваши цели не должны причинять страдания и боль не одному живому существу. Да-да, гармоничная и разумная личность ценить не только человеческую жизнь, но и жизнь других живых существ: муравья, слона и даже растений.

Цели в физической сфере

Примерный список того, какие цели должны быть в жизни на физическом уровне:

  1. Достижение физического здоровья
  2. Соблюдение чистоты тела
  3. Потребление достаточного количества чистой воды
  4. Правильное и благостное питание
  5. Развитие гибкости тела
  6. Установление правильного режима дня (ранний подъём и отбой)
  7. Избавление от каких-либо болезней
  8. Замедление процесса старения

Это список можно продолжать долго. Главное, чтобы эти цели не слишком замыкали человека на своём теле, которое должно являться просто инструментом для достижения главных целей жизни.

Цели в социальной сфере

На что нужно обратить внимание в этой сфере:

  1. Установление хороших взаимоотношений с родителями
  2. Гармоничные отношения с мужем или женой
  3. Хорошие отношения с детьми и внуками
  4. Уважительное и ненасильственное отношение ко всем живым существам
  5. Жить в соответствии со своей природой (мужской или женской)
  6. Строить гармоничные отношения со всеми окружающими людьми (друзьями, коллегами и т.д.)

Сфера взаимоотношений очень важна в жизни человека.

Цели в интеллектуальной сфере

На интеллектуальном уровне могут быть такие цели:

  1. Умение ставить сами цели
  2. Развитие своих творческих способностей
  3. Изучение языков
  4. Работа над успокоением ума (очень важно)
  5. Умение отличать вечное от временного, духовное от материального
  6. Получение способности изменять свою судьбу
  7. Получение научной степени или чего-то подобного
  8. Развитие силы воли

На этом уровне целей может быть много, но они не являются и не должны являться главными целями жизни. Самые важные и главные жизненные цели ставятся на духовном уровне.

Цели в духовной сфере

Какие цели в жизни должны быть в духовной сфере:

  1. Достичь бескорыстной безусловной любви к Богу
  2. Умение жить в настоящем моменте
  3. Развитие в себе возвышенных качеств: бескорыстие, смирение и др.
  4. Искоренение в себе корысти, эгоизма, гордости, вожделения, желания славы
  5. Уметь видеть проявление Бога везде и во всём
  6. Не быть зависимым от чего-то или кого-то в этом мире
  7. Развивать внутреннее умиротворение, жизнерадостность и спокойствие

Эти цели на порядок выше всех предыдущих, так как неразрывно связаны с нашей истинной духовной природой. Обязательно ставьте их в своей жизни.

Резюме: Какие цели должны быть в жизни?

Подведём небольшой итог статьи (выделим моменты, которые нужно запомнить раз и навсегда).

Первое и самое главное при постановке целей, это задать себе важные вопросы о своей природе и смысле своего существования.

Задайте себе следующие вопросы: «Какова моя истинная природа? Зачем я живу здесь?» Затем найдите на них ответы.

Далее нужно ещё раз осознать, что только великие и на первый взгляд недостижимые цели способны наполнять жизнь смыслом и давать человеку вдохновение и энтузиазм. Такие цели должны быть максимально бескорыстными и направленными на благо других.

Затем пропишите цели во всех главных сферах жизни. Они должны быть как можно более конкретными и чёткими. Для того чтобы ставить цели правильно и затем успешно достигать их, изучите статью:

http://сайт/wp-content/uploads/2017/06/kakie-celi-dolzhny-byt-v-zhizni.jpg 320 640 Сергей Юрьев http://сайт/wp-content/uploads/2018/02/logotip-bloga-sergeya-yurev-2.jpg Сергей Юрьев 2017-06-12 05:00:59 2018-06-18 12:35:00 Какие цели должны быть в жизни: список основных целей

В очередной раз в попытках осмысления того, чем занимаются мои маркетинговые подчиненные понял, что у них есть непонимание разницы между целью и задачей , а так же сознательная или неосознанная путаница между личными целями специалистов и целями компании. Поделюсь и с Вами тем, что вынужденно рассказал им.

Что такое задача, и что такое цель?

Цель - это конечный желаемый результат.

Цель определяется в процессе планирования и регулируется функциями управления.

Задача - проблемная ситуация с явно и заранее заданной целью.


Задача отвечает на вопрос «как сделать?», возникает в силу понимания проблемы, возникшей на пути к цели. Задача определяет план работ для решения задачи, для достижения цели в итоге. У маркетолога, как правило, есть много задач. Все задачи специалистов маркетинга мы делим на три вида:
  • текущие задачи (встречи, мероприятия, поручения, совещания и т. п.);
  • ключевые задачи, то есть очень важные задачи, которым можно присвоить высокий приоритет;
  • этапы, вехи – время, дата к которой должны быть выполнены некие работы, задачи проектов с длительностью, равной нулю;

Что различает цели и задачи?

Далеко не все умеют ставить цели, зачастую цели путают с задачами, проектами и наоборот. Предлагаю разобраться в этом лишь на первый взгляд несложном вопросе.

Все, что мы сейчас делаем, – это решение определенных задач, сформулированных и поставленных накануне. Достигаемый в результате решения задач результат – это отражение цели (100% ее достижение, или частичное), которая была поставлена.

  • Если задаете вопрос «что хотите?» – ставите цель
  • Если описываете проблему, что хотите в связи с ней, задаете вопрос «что сделать?» – формулируете задачу
  • Если озадачены вопросом «как сделать?» - это пытаетесь составить план .

Любая конкретизация, "обсасывание" цели неизбежно превращается в набор задач. Дело в том, что как только поставили цель, сразу же становится понятно, что проблем на пути к ней будет дофига!

Но, если цель не будет конкретной и облеченной в форму набора задач (будет слишком общей), она будет просто идеей, маркетинговой фантазией, прожектом.

Если менеджер по маркетингу считает целью освоение маркетинговых технологий, получение новых знаний в области торгового маркетинга и получения опыта взаимодействия с клиентами, BTL-агентствами, то это ли явяляется целью его работы?

Успеть разработать буклет к выставке - это задача. Успеть разработать, напечатать - это многоступенчатая задача. А участие в выставке - цель? Нет! Это коллективная задача тех кто разрабатывает буклет, готовит выставку, привлекает на ивент дилеров и знакомит их с новинками продукции.

А цель? Раскрутить новинку? Ну это не конкретно и похоже на прожект. У "раскрутки" должны быть SMART показатели . Вот продажа первой пробной партии новинок всем дилерам может быть локальной целью.

Хочется верить в то, что в отличии от моих подчиненных ваши сотрудники идут к намеченным вами целям. Но при этом они ставят и свои собственные жизненные цели, которые хотят достигнуть на каждой конкретной позиции. И еще одно очень важное: цели, определенные Вами, не должны противоречить целям, которые определил для себя сотрудник.

Во всех школах нашей страны, в четвертом классе, появился новый предмет – «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Этот предмет представляет собой целых шесть принципиально разных курсов: Основы православной культуры; Основы исламской культуры; Основы буддийской культуры; Основы иудейской культуры; Основы мировых религиозных культур; Основы светской этики. Выбор, какой именно курс будет посещать ребенок, остается за родителями.

Нам удалось взять несколько интервью у учителей, которые ведут ОРКСЭ. И по стечению обстоятельств оказалось, что почти все они ведут самый популярный модуль – «Основы светской этики».

Но прежде чем привести отрывки из интервью с учителями, несколько слов о программе курса «Основ светской этики». Официальный учебник состоит из 30 глав-уроков, которые носят названия «Добро и зло», «Порок и добродетель», «Что значит быть моральным?», «Моральный долг», «Род и семья – исток нравственных отношений» и т. д. Среди заданий для детей-четвероклассников встречаются, например, такие: «Расскажите о своих поступках или поступках своих знакомых, которые могут быть оценены как добродетельные или как порочные». Или: «Расспросите родителей, бабушек и дедушек, чем эти люди знамениты, почему они могут служить примерами для подражания», «эти люди» – Ирина Слуцкая, Лев Яшин, Юрий Гагарин, Чулпан Хаматова.

Основы светской этики, согласно учебнику, должны «дать знания, которые помогут учащимся самостоятельно совершать моральные поступки». В многочисленных методичках встречаются и другие интерпретации. Например, в изданной департаментом образования и науки Тюменской области можно встретить такое обращение к учителям: «Помогите ребёнку смотреть на мир глазами души, "умными очами". Как говорили в старину, "Отверзь умные очи". Цель такого познания – прозрение, постижение красоты мироздания и человеческих взаимоотношений».

Мы ни в коем случае не выступаем на стороне авторов программы и не осуждаем их (хотя выбор персоны Ирины Слуцкой как идеала для подражания представляется нам спорным). Мы лишь приведем несколько цитат учителей, которые по долгу службы в рамках учебного курса ОРКСЭ должны доносить до 10-летних детей базовые представления о мире – что такое добро и зло, справедливость, честь и достоинство. И заметим, что все опрошенные учителя выразили положительное отношение к самому предмету, поскольку «от него добром веет».

Интервью 1 с учителем основ светской этики, г. Москва

Как вы считаете, это правильно, что предмет преподается именно в четвертом классе?

– Наверное, все-таки да, в четвертом классе. Потому что есть некоторые темы, которые, например, первачкам было бы очень трудно понять, <…> особенно вот эти темы о нравственности, нравственные там отношения, поступки и потом там честь и достоинство – вот такие понятия <…> для первачков еще как бы далеки.

– Есть какие-то сложные темы, которые четвероклассникам сложно воспринимать?

– Есть. Например, такая тема, как добродетель и порок. Потому что такие понятия сейчас у нас не используются, и поэтому пришлось их знакомить, что такое добродетель, что такое порок, то есть это более уже из старых… Потом, что мораль – тоже термин, который уже, считайте, вышел из нашего обихода. Ну и как, еще <…> такие понятия, как альтруизм и эгоизм. Эгоизм они знают, а альтруизм они не знали, поэтому пришлось их познакомить, теперь они знают. <…>

Учитывая то, что по телевизору показывают этот расизм, межнациональность, а у нас же в классе-то много национальностей-то теперь, и поэтому, чтобы они все-таки понимали, что если ты другой национальности, то это не значит, что ты должен по-другому поступать. Это такой же человек, как и ты, дети стали более терпимы друг к другу и не стали указывать там, что ты не такой, как я, там, как все. <…>

Были такие случаи, например, я даже говорю: в интернете посмотрите понятия, ну какие-нибудь понятия, например, что такое стыд, что такое вина и так далее. То есть мы начинаем урок, когда новая тема, например, стыд и вина, я говорю: пишем заголовок в тетради (так как у нас тетрадь есть), напишите, как вы понимаете, свое мнение. Да, спрашиваю некоторых детей, они говорят: вот то-то, то-то, я говорю: ну а теперь запишите мое понятие, ну тоже беру из учебника или из интернета более приемлемое, более доступное.

Интервью 2 с учителем основ светской этики, г. Москва

– Вообще, по вашему мнению, основная цель предмета – она в чем заключается, для чего его ввели? Просто чтобы дать знания – или что-то привить, какие-то качества?

– Как бы всё сразу: и получить новые знания, да, и привить какие-то нравственные качества, и научить чему-то в тот же момент, каким-то таким христианским обычаям, традициям или там обычаям других религий. <…> Здесь же даже не идет там как бы речь – верит ребенок или не верит, просто он должен знать такие вещи. Мы об этом говорим и как бы просто обсуждаем, что эта вещь, откуда это появилось на Руси, как это всё… и не только на Руси, как это всё зарождалось. И такие вещи – они нужны, потому что где они еще это услышат? <…>

…как-то я не могу сказать, что я была сторонницей вначале этого предмета, честно вам говорю, потому что, ну, естественно, новый предмет, новый курс, из-за одного предмета отправляться на большие курсы… Ну, я думаю, что все не особо проявляли к этому интерес, но когда я начала его вести, я поняла, что все-таки это замечательный предмет, и то, что он есть, – это хорошо. Потому что у нас нет другого такого предмета, где мы можем вот такие вещи поднимать, разбирать.

Интервью 3 с учителем основ светской этики, г. Москва

– Как вы считаете, этот предмет вообще нужен или нет?

– Основы светской этики? Безусловно. И по православию и по мировым религиям. По православию я, как человек вероисповедания православного, я думаю, что да. И я думаю, что это должен преподавать именно человек, который знает, о чем он будет говорить. А основы светской этики – конечно, потому что это то, что каждый уважающий себя человек должен знать, все вот эти понятия: добродетель, порок – всё вот это. И проблемы морального этого выбора, нравственности, я думаю, что ребенок любой национальности, любого вероисповедания должен знать в любом случае. <…>

Они [дети] стали более покладистые за этот год. Они стали более послушные, и с ними как-то так уже договариваться стало легче, с детьми. Потому что на некоторые вопросы у них были принципиально свои позиции… но мы так их с Галиной Николаевной стараемся все-таки убеждать ну не то что с позиции своего возраста, что мы старше и что мы умнее, просто потому, что вот так, так правильно, скажем.

Интервью с учителем основ мировых религий, г. Москва

Самое главное – какую мы цель перед собой ставили, и я довольна, что они в конце поняли, что к какой бы религии ни принадлежали их ученики, друзья, там, одноклассники или другие люди, что каждое верование нужно уважать в принципе. И в этих документах всех – и в Коране, и в Евангелие – везде ведь это проповедуется то, что нужно уважать другого человека. <…>

…они [дети] выразили свое мнение, и мне понравилось, что основным мотивом у них прошло то, что вот именно уважение к другой религии, что надо жить дружно, вместе, не разжигать ничего такого. <…>

В этом пространстве, где дистанционные курсы [речь идет о курсах обучения учителей], там в принципе и презентации уже готовые были по религиям очень удачные, интересные: о буддизме, очень интересная презентация была православие, во-первых… Я и сама очень многое знала, конечно, хотя православную эту религию предпочитаю, но всё равно очень много узнала, и что храм – это как корабль, колокольня – это как мачта, что купола бывают четырех цветов, и каждый что-то обозначает. То есть я сама с удовольствием это проходила, и думаю, что и им [детям] было интересно. <…>

…вот у меня было два мальчика, которые, вот они ислам проповедуют, у них в семье, но они один – так спокойно всё, а другой – прям когда был урок, касающийся его религии, он прям тянул ручку и с таким удовольствием отвечал, глазки горели, в принципе видно было. Но сначала он так немножко настороженно, когда про православие, а когда увидел, что мы там далеко не идем, а вот именно это как знакомство, посмотри, что бывает еще такое, то он как-то так нормально пошел.

Интервью 4 с учителем основ светской этики, г. Москва

Скажите, какие из модулей предмета основы религиозных культур и светской этики преподаются в вашей школе?

– В этом году у нас преподавались основы светской этики, а на следующий год мы даем три модуля, да, мы даем мировые религии, православие и оставляем светскую этику. <…> У нас здесь рядом часовня Иоанна Русского – приходили оттуда, но он очень туманно себе представляет, что такое преподавание. <…>

Нам нужны пособия, а нам пока никто учебников не дал. Нам дали по светской этике, но нам-то теперь еще и другие нужны, а их пока нет. Никаких пособий нам никто, кроме учебников, не дает, но может быть, какие-то и будут диски, но извините, вообще-то это маловато. Хотелось бы иметь действительно что-то в помощь, а никакой реальной помощи я что-то не вижу.

<…> вообще четвертые классы маловаты <…> для культур религиозных. Я бы лично делала это бы только в старшей школе. Как завидовал 11-й класс, увидев: ой, какие учебники, ой, нам бы. Вот именно, им бы, потому что у них готовое сложилось какое-то мнение, зачем мы будем торопиться с мнением? Это прежде всего семейное дело – религии. Светская этика – другое, светская этика – это общие правила поведения, а это что? Спешим, ох, спешим.

– Развитие каких качеств в детях предполагает этот предмет <основы светской этики>?

– То, что мы сможем им дать, то, что они сочтут для себя возможным. Допустим, такое качество как патриотизм – этому уделяется очень большое внимание, человечность, всё то, что лучшее выработало человечество в нас. У нас идет всё… благородство, наконец – почему нет? Всё это нужно. И они очень так приятно к этому делу относятся, им нравится. Собственно говоря, мы бы с удовольствием оставили этот предмет, мы не хватались бы за религии в четвертом классе, но на этом настаивают.

– Родители, да?

– Нет, родителей можно убедить. Родители как раз считают, что это их дело – заниматься религиозным воспитанием своих еще малолетних детей. Потом прошел вот этот религиозный бум, народ уже успокоился, они уже понимают, что никто ничего их детям навязывать не будет, в конце концов, ну есть же воскресные школы. Ну а, допустим, преподать основы ислама в достаточной степени, я полагаю, мы просто не сможем. Для этого самим нужно быть верующим человеком – но откуда у нас эта вера? <…> Ну ладно, православие – это еще полбеды, но как можно говорить обо всех религиях с четвертого класса? Такие предметы должны подводить итог каких-то знаний. То есть об исламе мы говорим в шестом классе, о христианстве мы говорим на протяжении всего курса отечественной истории, не разумно ли подвести итог? Буддизмом мы подробно вообще никогда не будем заниматься.

– Как вы думаете, в чем состоит основная цель этого предмета?

– Воспитать людей достойных и таких, чтобы мы могли ими гордиться. Мы недавно выходили, нас пригласили в 711-ю школу нашего Западного округа, где показали программу, спектакль, посвященный Великой Отечественной войне. То есть мы там были 30 апреля – и как раз напомнили о том, что была создана специальная программа в Соединенных Штатах подрыва морального духа наших людей. Ведь благодаря именно моральному духу мы выиграли Великую Отечественную войну. Можно было всё рассчитать, можно, например, посчитать, что все жители Ленинграда должны были умереть с голоду, но моральный дух поддержал этих жителей, и моральный дух направил на победу. Вот этого нас хотят лишить. Этот предмет направлен на то, чтобы поддержать наш моральный дух, потому что он очень нужен. <…> Этот предмет вносит свою лепту, чтобы не допустить деградации моральной нашего народа, на что очень рассчитывают за границей. Пока мы живы, мы этого не позволим. Мы в ответе перед теми, кто нас произвел на свет, кто нас воспитал. Мои родители – военного поколения, мои учителя – военного поколения, какое право я имею об этом забыть? <…> только сейчас у нас реальная есть возможность действительно осуществлять то, что мы называем свободой совести, сейчас это работает. Этого не было, естественно, в царской России, когда навязывалось православие, этого не было в советское время, когда навязывался атеизм. Сейчас ничего не навязывается – пожалуйста, полная свобода выбора, ради бога. Но при любом раскладе люди должны быть людьми, и светская этика этому всецело способствует, слава богу.