Основы менеджмента: Учебное пособие. Методы социального исследования

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Технический институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего Профессионального Образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» в г. Нерюнгри

Контрольная работа

По дисциплине «Социология»

На тему: «Методы социального анализа»

г. Нерюнгри

Введение

1. Методы социологии

2. Опрос, в виде анкетирования и интервьюирования

3. Наблюдение

4. Анализ документов

5. Контент-анализ

6. Эксперимент

7. Социологический тест

8. Социометрический опрос (социометрия)

Заключение

Список литературы

Введение

Совершенно очевидно, что достоверность фактов и выводов, полученных исследователем, зависит от того, каким способом последний пришел к данным фактам и выводам, т. е. от использованного им метода. В повседневной жизни мы также описываем факты, оцениваем их правдоподобие, выводим гипотетические закономерности или опровергаем выводы других людей. Однако в науке все эти повседневные методы получения нового знания подвергаются куда более тщательной разработке. Методология науки -- это дисциплина, изучающая и технические, «процедурные» вопросы организации исследования, и более общие вопросы обоснованности используемых методов, достоверности наблюдений, критериев подтверждения или опровержения научных теории. Оценка существующих теорий и гипотез в социальных науках, как и в науках естественных, предполагает введение определенных критериев эмпирической проверяемости и истинности теоретических высказываний, а также разработку и применение соответствующих этим критериям методов исследования.

К количественным методам сбора социологической информации относят способы получения информации об изучаемом объекте, которые позволяют выявить его количественные характеристики. Речь идет, прежде всего, о контент-анализе, наблюдении, социометрии, совокупности опросных методов, а так же социологическом эксперименте. В своей работе я остановлюсь конкретно на опросных методах исследования.

1. Методы социологии

Социология, как самостоятельная отрасль научного знания, использует для изучения своего предмета совокупность специфических методов. Все методы социологии можно подразделить на теоретические и эмпирические.

В качестве инструмента теоретического исследования в социологии, как и в философии, используется рефлексия (от лат. reflexio - обращение назад) - процесс осмысления чего-либо при помощи изучения и сравнения. Исходным материалом для производства нового научного знания служат уже существующие теории, идеи различных ученых, которые синтезируются с собственными научными воззрениями исследователя при помощи различных логических схем, на основе той или иной теоретической парадигмы. В процессе исследований социологи, как правило, используют такие теоретические методы, как системный, структурно-функциональный, синергетический, методы логической интерпретации, моделирования и ряд других.

Особую группу методов, широко применяющихся в социологических исследованиях, составляют методы математической статистики. Они позволяют осуществлять анализ и интерпретацию первичной социологической информации, а также верифицировать уже полученные данные.

Наряду с теоретическими методами, социология использует методы эмпирические. Исходным материалом эмпирического исследования служат различные мнения, суждения, социальные факты, смысловые индикаторы, явления или процессы, которые социолог пытается получить и систематизировать с использованием специальных методов сбора и обработки первичной социологической информации.

Методы социологии - это совокупность основных познавательных приемов, с помощью которых приходят к научным истинам. Социология использует две группы методов.

Эмпирические методы подразделяются на количественные (классические) и качественные. Некоторые методы имеют свои разновидности, как в количественном, так и в качественном подходе.

К числу количественных методов сбора социологической информации относятся, в первую очередь:

· опрос, в виде анкетирования и интервьюирования;

· наблюдение;

· анализ документов;

· контент-анализ;

· эксперимент;

· социологический тест;

· социометрический опрос (социометрия).

2. Опрос, в виде анкетирования и интервьюирования

Опросы - метод сбора социальной информации об объекте в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) социально-психологического общения социолога (интервьюера) и того, кого опрашивают (респондента) путем регистрации ответов респондента. Методы опроса делятся на интервью и анкетный опрос.

Имеется множество разновидностей интервью. По технике проведения различаются свободные, фокусированные и формализованные интервью.

· Свободные интервью - это продолжительные беседы с респондентом без строгой детализации вопросов.

· Формализованное (стандартизированное) интервью предполагает детальную разработку всей процедуры, включая общий план беседы, определенную последовательность и конструкцию вопросов, варианты возможных ответов.

· Фокусированное (клиническое) интервью - выявление относительно узкого круга реакций опрашиваемого.

Беседа - это один из методов опроса, представляющий собой относительно свободный диалог между исследователем и исследуемым (исследуемыми) на определенную тему, т.е. метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. В беседе можно выявить отношения обследуемого лица к людям, собственному поведению, событиям; определить культурный уровень, особенности нравственного и правового сознания, уровень развития интеллекта и т.п.

Во время беседы следует произвести благоприятное впечатление на собеседника, пробудить интерес к тем вопросам, которые обсуждаются, желание отвечать на них.

Благоприятный для беседы климат создают:

Ясные, сжатые и содержательные вступительные фразы и объяснения;

Проявление уважения к личности собеседника, внимание к его мнению и интересам (нужно дать это почувствовать);

Положительные замечания (у любого человека есть положительные качества);

Искусное проявление экспрессии (тон, тембр голоса, интонации, мимика и т.п.), которая призвана подтвердить убежденность человека в том, о чем идет речь, его заинтересованность в затрагиваемых вопросах.

Таким образом, опрос можно проводить в устной форме - интервью и в письменной форме - анкетирование. Но смысл одинаков: получить ответы респондентов на определенные, заранее сформулированные: вопросы. Причем каждый вопрос анкеты надо рассматривать как специфический измерительный инструмент для фиксации определенной информации.

Интервью - проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом, причем запись ответов производится интервьюером или его ассистентом, возможно, на пленку.

Особенностью анкетного опроса является использование анкеты, заполняемой респондентом (сам читает анкету и фиксирует ответы). Анкетный опрос может быть очным, при котором интервьюер раздает анкеты и присутствовал при их заполнении и заочным который в свою очередь может быть почтовым (анкеты рассылаются по почте и через некоторое время возвращаются исследователям), прессовым (анкета публикуется на страницах газет или журналов) и телефонным (опрос происходит по телефону). Особым видам опроса является экспертный опрос, т.е. опрос в ходе которого респондентом является эксперт (специалист в определенной области деятельности).

3. Наблюдение

Наблюдение - метод прямой регистрации событий очевидцем в процессе их протекания. Чаще всего этот метод применяется тогда, когда информация, необходимая социологу, не может быть получена никакими иными способами, например, при изучении поведения людей на митингах или во время массовых зрелищ (например, соревнований по футболу).

Выделяют две основные разновидности наблюдения: включенное и невключенное. Если социолог изучает поведение забастовщиков, уличной толпы, подростковой группировки или бригады рабочих со стороны (в специальном бланке регистрирует все типы действий, реакции, формы общения и т.д.), то он проводит невключенное наблюдение. Правило невлюченного наблюдения: нужно стремиться видеть, не будучи видимым и не становясь участником наблюдаемого события. Если же социолог встал в ряды забастовщиков, присоединился к толпе, участвует в подростковой группировке или если устроился работать на предприятие (участие может быть анонимным или не анонимным), то он проводит включенное наблюдение.

Характерными чертами научного наблюдения, в отличие от обыденного, является систематичность, планомерность. Главной особенностью метода наблюдения является то, что происходит непосредственная связь с объектом, также одной из особенностей метода является невозможность повторного наблюдения.

4. Анализ документов

Это метод сбора первичной информации, главным источником которой выступают документы. Документы - это печатные, рукописные и т.п. материалы, которые создаются для хранения информации.

Виды документов различаются:

· По способу хранения информации.

· По характеру источника (официальные, неофициальные).

Анализ документов имеет проблему достоверности информации и надежности документов. Она решается в ходе отбора документов для определенных исследований, и в ходе внутреннего и внешнего анализа содержания документов. Внешний анализ - изучение обстоятельств возникновения документов. Внутренний анализ - изучение особенностей содержания, стиля документа.

Виды анализа:

· качественный (углубленное логическое и стилистическое изучение документа). Он ориентирован на прослеживание, воссоздании индивида в истории автора. Он применяется для анализа уникальных личных документов и примыкает к направлению понимающей социологии;

· качественно-количественный (контент-анализ). Суть данного метода заключается в том, чтобы воссоздать социальную реальность по некоторым показателям, которые можно выявить в тексте. Это подсчет того, как представленные в некотором информационном массиве смысловые единицы характеризуют внетекстовую реальность. Данный метод применяется для анализа больших массивов документов.

5. Контент-анализ

Контент-анализ (от англ. contens содержание) -- метод качественно-количественного анализа содержания документов с целью выявления или измерения различных фактов и тенденций, отраженных в этих документах. Особенность контент-анализа состоит в том, что он изучает документы в их социальном контексте. Может использоваться как основной метод исследования (например, контент-анализ текста при исследовании политической направленности газеты), параллельный, т.е. в сочетании с другими методами (напр., в исследовании эффективности функционирования средств массовой информации), вспомогательный или контрольный (напр., при классификации ответов на открытые вопросы анкет).

Не все документы могут стать объектом контент-анализа. Необходимо, чтобы исследуемое содержание позволило задать однозначное правило для надежного фиксирования нужных характеристик (принцип формализации), а также, чтобы интересующие исследователя элементы содержания встречались с достаточной частотой (принцип статистической значимости). Чаще всего в качестве объектов исследования контент-анализа выступают сообщения печати, радио, телевидения, протоколы собраний, письма, приказы, распоряжения и т.д., а также данные свободных интервью и открытые вопросы анкет. Основные направления применения контент-анализа: выявление того, что существовало до текста и что тем или иным образом получило в нем отражение (текст как индикатор определенных сторон изучаемого объекта -- окружающей действительности, автора или адресата); определение того, что существует только в тексте как таковом (различные характеристики формы -- язык, структура, жанр сообщения, ритм и тон речи); выявление того, что будет существовать после текста, т.е. после его восприятия адресатом (оценка различных эффектов воздействия).

В разработке и практическом применении контент-анализа выделяют несколько стадий. После того, как сформулированы тема, задачи и гипотезы исследования, определяются категории анализа -- наиболее общие, ключевые понятия, соответствующие исследовательским задачам. Система категорий играет роль вопросов в анкете и указывает, какие ответы должны быть найдены в тексте.

В практике отечественного контент-анализа сложилась довольно устойчивая система категорий -- знак, цели, ценности, тема, герой, автор, жанр и др. Все более широко распространяется контент-анализ сообщений средств массовой информации, основанный на парадигматическом подходе, в соответствии с которым изучаемые признаки текстов (содержание проблемы, причины ее возникновения, проблемообразующий субъект, степень напряженности проблемы, пути ее решения и др.) рассматриваются как определенным образом организованная структура.

6. Эксперимент

Эксперимент (от лат. Experimentum-проба, опыт) - это общий метод получения в контрольных и управляемых условиях новых знаний, в первую очередь о причинно-следственных отношениях между явлениями и процессами.

Социальный эксперимент - способ получения информации о социальном объекте в результате воздействия на него некоторых факторов. Эксперимент предусматривает непосредственное вмешательство исследователя в реальный ход событий. Важно запомнить, что в ходе эксперимента особое внимание уделяется изучению «поведения» тех факторов, которые оказывают объекта новые черты и качества.

Выделяют следующие виды эксперимента: экономический, правовой, педагогической, социально-психологический и т. д. Подготовка и проведение любого эксперимента - дело достаточно трудоемкое и требующее специальных знаний и методических навыков.

Метод эксперимента направлен на получение информации, основывающийся на изучении поведения объекта исследования под воздействием заранее заданных и контролируемых факторов, искусственно введенных в исследуемый объект или окружающую его среду.

При проведении эксперимента важно учитывать, что он предполагает нарушение естественных связей изучаемого объекта, в результате чего может измениться и его сущность.

Эффективность эксперимента как метода сбора социологической информации значительно повышается, если его сочетать с другими методами, особенно такими, как анализ документов, который обычно предшествует эксперименту, и различными видами опроса.

7. Социологический тест

Социологический тест - система отобранных социологическими методами высказываний, предъявляемых респондентам с целью получения надежной информации об интересующих признаках.

В прикладной социологии процедура тестирования заимствована у психологов. С помощью тестов измеряют личность и групповые свойства. В последнее время тесты применяются в различных областях знания (от педагогики до космонавтики). В социологических исследованиях тесты - разновидность опросов.

8. Социометрический опрос (социометрия)

опрос социометрический анкетный интервью

Цель социометрического опроса - получение данных о межличностных отношениях в малых социальных группах с помощью так называемых социометрических критериев.

Обработанная и проанализированная социометрическая информация дает возможность диагностировать в обследованных группах точки психологической напряженности, определять их причины и своевременно влиять на структуру коллективов, изменяя их состав так, чтобы взаимоотношения индивидов базировались на чувствах симпатии, взаимной совместимости, исключающей антагонистические конфликты в процессе совместной деятельности.

Заключение

Социология в нашей стране - сравнительно молодая наука. Было время, когда наряду с кибернетикой и генетикой социологию считали буржуазной наукой. Социологические исследования не поощрялись, ибо считалось: все то правда, что содержится в партийных документах. Попутно можно заметить, что в настоящее время мы ударились в другую крайность: каждый студент и каждый преподаватель - неспециалист считает себя законченным социологом и считают ненужным знание социологической теории, методологии и методики проведения социологических исследований, ограничиваясь составлением примитивных анкет. Между тем, изучение социологии для будущих специалистов представляет теоретический и практический интерес. Особенность социологического метода, исследования заключается в двух принципиальных моментах: первое -- он позволяет формализовать метод сбора социальной информации. То, на что другие гуманитарные дисциплины тратят долгие годы труда и средств, социолог может сделать за несколько дней, и при этом получить относительно дешевую и объективную информацию. Второе -- социологический метод исследования позволяет путем понятийного фиксирования явления в процессе его развития, проверить полученные концептуальные построения, хотя и относительно его прошлого этапа, т. е. фиксирования как постфактум. Но это позволяет довольно успешно прогнозировать, а соответственно, и планировать свою деятельность и даже проектировать некоторые социальные процессы.

Список литературы

1. Радугин А.А., Радугин К.А., Социология.

2. Экономическая социология? Радаев В.В.

3. Электронный ресурс: http://www.xreferat.ru//.

4. Социологический словарь.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Специфика метода опроса в социологии. Достоинства и недостатки наблюдения. Анкетирование и интервьюирование как разновидности опроса. Анализ документов как широко применяемый метод сбора первичной информации. Социологическое исследование аудитории радио.

    контрольная работа , добавлен 03.06.2009

    История социальной рекламы, ее основные функции, виды, цели и задачи. Социологический опрос как метод сбора первичной социологической информации об изучаемом объекте и исследование отношения реципиента к социальной рекламе. Проведение анкетного опроса.

    реферат , добавлен 22.03.2016

    Классификация методов и техник эмпирических социологических исследований. Методы сбора первичной информации. Анкетирование как вид опроса. Виды интервью, наблюдения, анализа документов. Несоциологические методы, применяемые в социологическом исследовании.

    практическая работа , добавлен 10.08.2009

    Сущность опроса как метода сбора социологической информации. Структура анкеты и типы вопросов, используемых в ней. Основные разновидности анкетирования, типы опроса. Интервьюирование и его основные типы. Особенности применения опроса в оперативных целях.

    курсовая работа , добавлен 28.05.2012

    Программа социологического исследования. Основные методы сбора социологической информации: анализа документов, наблюдения, опроса, экспертной оценки и эксперимента. Обработка результатов исследования. Разделы статистики политической и общественной жизни.

    курсовая работа , добавлен 21.02.2014

    Познавательные возможности опроса. Отличия анкетирования от интервьюирования. Анализ понятия "социальное наблюдение". Особенности применения методов сбора первичной информации. Экспертные оценки полученных при этом результатов. Виды анализа документов.

    презентация , добавлен 15.04.2015

    Специфика социологического опроса как диалога социальных общностей. Становление познавательных возможностей метода опроса Статистическая традиция метода опроса. Качественная традиция. Взаимосвязь количественного и качественного подходов в методе опроса.

    курсовая работа , добавлен 20.02.2009

    Познавательные возможности опроса и его классификация. Социологическое наблюдение и эксперимент, экспертные оценки, анализ документов, микросоциологические исследования и фокус-группы. Особенности применения методов сбора первичной социальной информации.

    контрольная работа , добавлен 17.11.2010

    Понятие контент-анализа в социологии, общая характеристика метода. Методология и технология интервью. Сущность анкетирования, типы анкетных вопросов. Социологическое наблюдение: особенности применения. Основные положения социологического эксперимента.

    курсовая работа , добавлен 13.02.2011

    Функции института образования в обществе и их образовательные модели. Специфика использования метода анкетного опроса как инструмента диагностики проблем в образовательной системе Республики Беларусь. Отношение студентов к образованию в Беларуси.

Подразделяется на два вида:

  • самоконтроль — применение санкций, совершаемое самим человеком, направленное на себя;
  • внешний контроль — совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов.

Внешний контроль бывает:

  • неформальный — основан на одобрении или осуждении родственников, друзей, коллег, знакомых, а также общественного мнения, которое выражается через обычаи и традиции либо средства массовой информации;
  • формальный — основан на одобрении или осуждении официальных органов власти и администрации.

В современном обществе, в сложном социуме, в многомиллионной стране невозможно поддерживать порядок и стабильность неформальными методами, так как неформальный контроль ограничен небольшой группой людей, поэтому он называется локальным. Напротив, формальный контроль действует на всей территории страны. Его осуществляют агенты формального контроля — специально обученные и получающие заработную плату за выполнение контрольных функций лица, носители социальных статусов и ролей — судьи, сотрудники правоохранительных органов, социальные работники, служители церкви и т.д. В традиционном обществе социальный контроль держался на неписаных правилах. Например, в традиционной сельской общине писаных норм не существовало; в единую систему социального контроля органично вплеталась церковь.

В современном обществе основой социального контроля выступают зафиксированные в документах нормы — инструкции, указы, постановления, законы. Формальный контроль осуществляют такие институты современного общества, как суды, образование, армия, производство, средства массовой информации, политические партии, правительство. Школа контролирует нас через экзаменационные оценки, правительство — посредством системы налогообложения и социальной помощи населению, государство — через милицию, секретную службу, государственные каналы телевидения, органы печати и радио.

В зависимости от применяемых санкций методы контроля бывают:

  • прямые жесткие; инструмент — политические репрессии;
  • косвенные жесткие; инструмент — экономические санкции международного сообщества;
  • прямые мягкие; инструмент — действие конституции и уголовного кодекса;
  • косвенные мягкие; инструмент — средства массовой информации.

В организациях осуществляется контроль:

  • общий (если менеджер дает подчиненному задание и не контролирует ход его выполнения);
  • детальный (если менеджер вмешивается в каждое действие, поправляет и т.п.); такой контроль еще называют надзором.

Надзор производится не только на микроуровне, но и на макроуровне.

На макроуровне субъектом, осуществляющим надзор, выступает государство — полицейские участки, служба осведомителей, тюремные надзиратели, конвойные войска, суды, цензура.

Организация и общество в целом могут быть перегружены огромным количеством норм. В таких случаях население отказывается выполнять нормы, а власти не способны проконтролировать каждую мелочь. Однако давно замечено: чем хуже исполняются законы, тем больше их издается. От нормативных перегрузок население защищается их неисполнением. Если большинству людей, на которых рассчитана данная конкретная норма, удается обойти ее, можно считать, что норма мертва.

Люди обязательно не будут соблюдать нормы или обойдут закон:

  • если эта норма им невыгодна, противоречит их интересам, причиняет больше вреда, чем пользы;
  • если нет строгого и безусловного для всех граждан механизма контроля исполнения закона.

Взаимовыгодные приказы, законы, постановления и вообще социальные нормы удобны тем, что исполняются добровольно и не требуют содержания дополнительного штата контролеров.

Каждая норма должна покрываться соответствующим числом санкций и агентов контроля.

Ответственность перед исполнением закона возникает у граждан при условии, если они:

  • равны перед законом, несмотря на статусные различия;
  • заинтересованы в действии данного закона.

Американский социолог австрийского происхождения П. Бергер предложил концепцию социального контроля, суть которой сводится к следующему (рис. 1). Человек стоит в центре расходящихся концентрических кругов, представляющих разные виды, типы и формы социального контроля. Каждый круг — новая система контроля.

Круг 1 — внешний - политико-юридическая система, представленная мощным аппаратом государства. Помимо нашей воли государство:

  • взимает налоги;
  • призывает на военную службу;
  • заставляет повиноваться своим правилам и установкам;
  • если сочтет необходимым, лишит свободы и даже жизни.

Круг 2 — мораль, обычаи и нравы. За нашей нравственностью следят все:

  • полиция нравов — может посадить за решетку;
  • родители, родственники — употребляют неформальные санкции типа осуждения;
  • друзья — не простят предательства или подлости и могут расстаться с вами.

Круг 3 — профессиональная система. На работе человек скован: массой ограничений, инструкций, профессиональных обязанностей, деловых обязательств, оказывающих контролирующее воздействие. Аморальность наказывается увольнением с работы, эксцентричность — потерей шансов найти новое место.

Рис. 1. Иллюстрация к концепции П. Бергера

Контроль профессиональной системы имеет огромное значение, так как профессия и должность решают, что индивиду можно, а что нельзя во внепроизводственной жизни, какие организации примут его в свои члены, каков будет круг его знакомых, в каком районе он позволит себе жить и т.п.

Круг 4 — социальная среда , а именно: дальние и близкие, незнакомые и знакомые люди. Окружение предъявляет к человеку свои требования, неписаные законы, например: манеру одеваться и говорить, эстетические вкусы, политические и религиозные убеждения, даже манеру вести себя за столом (невоспитанного человека не пригласят в гости или откажут от дома те, кто ценит хорошие манеры).

Круг 5 — ближайший к индивиду - частная жизнь. Круг семьи и личных друзей тоже образует систему социального контроля. Социальное давление на индивида здесь не ослабевает, а напротив, возрастает. Именно в этом круге индивид устанавливает наиболее важные социальные связи. Неодобрение, утрата престижа, осмеяние или презрение в кругу близких имеют гораздо больший психологический вес, чем те же санкции, исходящие от чужих или незнакомых людей.

Ядром частной жизни являются интимные отношения мужа и жены. Именно в интимных отношениях человек ищет поддержку самым важным чувствам, составляющим Я-образ. Ставить на карту эти связи — значит рисковать утратой самого себя.

Таким образом, человек должен: уступать, подчиняться, угождать в силу своего положения всем — от федеральной налоговой службы до собственной жены (мужа).

Общество всей своей громадой подавляет индивида.

Жить в обществе и быть свободным от него невозможно.

Социальная помощь: что это?

Определение 1

Социальная помощь является одной из форм организационно-правовых мер, которые направлены на поддержку отдельных категорий населения, которые оказались в затруднительной жизненной ситуации, касающейся отсутствием достаточного уровня доходов для ведения полноценной жизнедеятельности.

Наиболее распространенной является государственная социальная помощь. Она является одним из видов социальной помощи, которая предусмотрена в нашей стране на законодательном уровне. Государственная социальная помощь предоставляется малоимущим семьям, а также отдельным категориям граждан в виде социальных выплат: пенсий, пособий, субсидий, льгот. Помимо этого, социальная помощь со стороны государства может предоставляться в виде разного рода социальных услуг, а также в виде жизненно-необходимых товаров, которые направлены на поддержание жизнедеятельности граждан (еды, одежды, лекарств).

По своей сути социальная помощь выступает в качестве важнейшего направления деятельности, которая осуществляется в современном государстве. Она возможна при сотрудничестве с государственными организациями, государственными службами и фондами.

Замечание 1

В России на сегодняшний день основной государственной организацией, которая представляет социальную помощь, является отдел социальной защиты исполнительного комитета (районного или городского исполкома). Безусловно, в каждом регионе есть свои определенные нормы и правила по предоставлению социальной помощи, но все они подчиняются непосредственно единому законодательству.

Формы социальной помощи

Направления и формы по предоставлению социальной помощи малоимущим гражданам достаточно разнообразны. Все они подчинены задачам, которые необходимо решить для уменьшения уровня бедности в стране:

  1. Установление ускоренного роста заработной платы различных категорий населения;
  2. Становление и укрепление среднего класса, его стабильность;
  3. Сокращение межрегионального неравенства (в особенности в доходах населения, проживающего в сельской местности с доходами населения, которое проживает в крупных городах и мегаполисах);
  4. Разработка комплексных, федеральных и региональных программ, которые направлены на снижение бедности, повышение уровня и качества жизни населения.

Формы социальной помощи могут быть двух видов: прямые и косвенные. К прямым формам социальной помощи относятся государственная социальная помощь (предоставление социальных пособий, доплат к пенсии, субсидий и льгот тем категориям населения, которые относятся к наиболее нуждающимся и менее благополучным); денежные выплаты, которые могут предоставляться в виде социальных пособий, единовременных выплат. Их особенность заключается в том, что эти выплаты, как и иные формы социальной помощи, являются безвозмездными.

Также к прямым формам социальной помощи относятся натуральная помощь (в виде топлива, одежды, продуктов питания и необходимых средств медицинской помощи тяжелобольным), социальное пособие (безвозмездное предоставление денежной суммы за счет средств конкретного бюджета или определенной бюджетной системы, которая действует на территории Российской Федерации), субсидия (полная или частичная оплата предоставляемых социальных услуг, которые необходимы гражданину и его семье в определенный промежуток времени), социальная доплата к пенсии (может предоставляться и как денежная выплата, и в натуральной форме, в соответствии с федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации).

Косвенные формы социальной помощи могут быть следующими:

  • Единые наборы потребления как по Российской Федерации, так и в зависимости от уровня доходов отдельных регионов;
  • Средние цены по Российской Федерации и регионам, которые демонстрируют заметное неравенство и дифференциацию населения и его уровня жизни;
  • Индекс потребительских цент и тарифов на товары и социальные платные услуги, предоставляемые населению. Этот индекс характеризует изменение во времени общего уровня цен, а также тарифов на товары и услуги;
  • Прожиточный минимум, а также потребительская корзина. Прожиточный минимум представляет собой оценку минимальной потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы (например, оплата ежемесячных коммунальных услуг). Потребительская корзина – это набор продуктов питания и непродовольственных товаров и услуг, которые необходимы для обеспечения полноценной жизнедеятельности гражданина, а также для сохранения его здоровья;
  • Снижение ставки налогообложения для отдельных категорий граждан (малоимущие, пенсионеры, инвалиды, сироты, многодетные семьи).

Основные методы социальной помощи

Методы социальной помощи идентичны методам социальной работы, поскольку оба этих направления преследуют единую цель – предоставление помощи отдельным категориям населения, их обеспечение и защиту. Во-первых, очень важна мотивационная характеристика всей совокупности способов воздействия на личность и социальную группу, которым необходима социальная помощь. Предоставляя ее, есть возможность открыть человеку новую деятельность, которая позволит обеспечивать себя и своих близких без обращения в службы социальной поддержки и защиты.

Во-вторых, методы социальной помощи неоднородны, так как различаются по следующим направлениям:

  • Социально-экономические методы социальной помощи;
  • Организационно-распределительные методы социальной помощи;
  • Психолого-педагогические методы социальной помощи.

Благодаря данным методам происходит воздействие на материальные, национальные, семейные и иные интересы и потребности гражданина. Материальная и социальная мотивация у граждан, которые испытывают потребность, реализуется в форме натуральной или денежной помощи, установления льгот и выплаты единовременных пособий, компенсаций, а также организация патронажа и бытового обслуживания для отдельной категории лиц.

Классификация методов социальной работы.

Большинство методов можно рассматривать как упорядоченный комплекс операций, применяемых для достижения одной или нескольких целей, как свод принципов, которыми руководствуются при любом организационном исследовании.

Существуют разные основания для выделения отдельных групп методов:

– методы сбора информации и её обработки;

– методы эмпирического исследования и теоретического моделирования;

– общенаучные методы и специфические методы конкретных наук и тд.

Проблема классификации методов СР также является пока во многом дискуссионной.

К основным методам сбора информации относятся анкетирование, интервью, опрос, наблюдение, тестирование. К ним также относят диалог – взаимодействие клиента и специалиста.

В настоящее время многие методы, используемые в социальных науках, являются междисциплинарными. Например, социометрия, групповая дискуссия, включенное наблюдение рассматривают как социально-психологические методы исследования. Как характерные для социологии обычно рассматривают анкетирование, экспертный опрос, контент-анализ текстов и др.

Один из методов преимущественно СР – метод написания «социальных биографий» или биографический метод (изучение личных документов). В России этот метод оценивается сдержанно. Недостатки этого метода – отсутствие репрезентативности, субъективная окрашенность воспоминаний и др. Этот метод позволяет более отчетливо зафиксировать социальную включенность субъекта в происходящие события, увидеть «разрывы» в индивидуальной траектории развития. Эти разрывы могут быть как деструктивными, так и инновационно-творческими.

Французские исследователи предлагают в виде нового инструментария использовать биографический метод – метод «история семей». Изучение истории семей позволяет выявлять становление и реализацию жизненных сил человека. Семья обладает спектром жизненных ресурсов, которые затем обусловливают различия в образе жизни и реализации субъектности человека. Существую различные формы биографического метода: свидетельства родственников, различного рода переписка, фотографии, автобиография и т.д.

Среди методов, используемых в теории СР особая роль принадлежит такому методу, как «комплексное психосоциальное моделирование». Моделирование – символическая схема какой-либо реальности.

Метод - от греческого «methodos» - путь исследования, способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи. Он выступает как совокупность подходов, приемов, операций практического или теоретического освоения действительности.
Метод в социальной работе выполняет двоякую роль, выступая:
1) как способ, путь познания и применения знаний, выработанных в науках, изучающих различные аспекты жизнедеятельности человека и социальной практики;
2) как определенное конкретное действие, способствующее качественному изменению существующего объекта (субъекта).Освоение человеком окружающей действительности, накопление опыта, знаний привели к появлению системы знаний, новых способов, методов изучения в различных сферах общественной жизни.

Метод стал применяться как способ рационального исследования и преобразования действительности, как средство кратчайшего пути достижения цели. Существует множество методов, но в области социальной работы классификация методов осуществляется по степени общности, которая обуславливается теорией и практикой социальной работы.

Выделяют следующие методы:

1) всеобщие (философские);

2) общенаучные;

3) частные специальные.

1. Всеобщий или философский метод – единство мировоззренческой и методологической позиции субъекта в различных видах деятельности.

2. Общенаучные методы применяются в различных областях знаний и социальной практики. В отличие от всеобщего метода они определяют не всеобщий путь, способ познания и преобразования природы, общества, мышления, а некоторые их аспекты. К таким методам относятся: анализ, синтез, индукция, дедукция, наблюдение, опрос, эксперимент, моделирование и т.д.

3. Специфические методы – специфические способы познания и преобразования отдельных областей реального мира, присущий конкретной системе знаний, составляют специальные методы.

Основой для классификации методов социальной работы служит мотивационная характеристика способов воздействия на состояние и поведение личности или социальной общности.

Поведение человека, группы обусловлено разнообразием мотивов. Для достижения целей в социальной работе необходимо использование различных по своей направленности способов воздействия социального работника на клиента.

Выделяют три основных группы методов социальной работы:

1) социально-экономические;

2) организационно-распорядительные;

3) психолого-педагогические.

I группа. Группа социально-экономических методов объединяет все способы, с помощью которых социальные работники оказывают воздействие на материальные и моральные, национальные, семейные и другие социальные интересы и потребности клиентов. Методы воздействия на социальные и экономические потребности и интересы используются в денежной помощи; установления льгот и единовременных пособий и компенсаций, патронажа и бытового обслуживания, морального поощрения и санкций.

II группа. Организационно-распорядительные методы ориентированы на осознанную необходимость общественной и трудовой дисциплины, чувство долга и ответственности. Эти методы устанавливают отношения субординации и координации в социальной работе и находятся в основе управленческого воздействия организационной структуры социальных служб. Организационно-распорядительные методы имеют прямой характер воздействия, так как опираются на регламентирующие и нормально-правовые акты.

Организационные методы закрепляют права, полномочия, обязанности и ответственность различных звеньев в органах управления социальными службами, придавая им функциональную определенность, обеспечивают "упреждающее" управленческое воздействие на решение задач социальных служб, определяемых положениями и инструкциями.

Распорядительные методы осуществляют оперативное уточнение задач, перераспределение сил и средств, решение эпизодически возникающих новых задач с целью своевременного устранения недочетов.



Данные методы связаны с организационными методами, придают системе органов управления социальной работой оперативность и динамичность.

В зависимости от места в структуре управления и характера стабилизирующего воздействия основными организационно-рас­порядительными методами являются: регламентирование, нормирование, инструктирование.

Регламентирование – жесткий способ организационного воздействия, заключающийся в разработке и введении в действие организационных положений, обязательных для исполнения (прика­зы, типовые положения, должностные инструкции и т.д.). Такие методы используются органами управления социальных служб.

Нормирование – менее жесткий способ организационного воздействия в установлении нормативов с границами по верхнему и нижнему пределу, которые служат ориентировкой в деятельности социального работника (нормативы численности обслуживаемых клиентов, нормативы времени обслуживания). Важно определить, где, для каких видов социальной помощи, в какой форме и в каких границах можно применять нормирование.

Инструктирование – наиболее мягкий способ организационного воздействия. Заключается в объяснении обстановки, задач, возможных трудностей и последствий неправомерных действий клиента и т.д. В социальной работе инструктирование имеет форму консультационной, информационной и методической помощи клиенту, направленной на защиту его гражданских прав и свобод.

III группа. Психолого-педагогические методы – характеризуются косвенным воздействием и влиянием на клиента через механизм социально-психологической и педагогической регуляции его социального самочувствия и поведения.

Механизм педагогической регуляции духовно-нравственного состояния и поведения личности (группы) предполагает целенаправленное воздействие на сознание человека в интересах формирования у него устойчивых взглядов, принципов, норм поведения в конкретных социальных условиях и обстоятельствах.

Главным методом развития духовного мира личности является убеждение . Этот метод в практике социальной работы используется в различных формах : разъяснения, совета, аргументированной рекомендации, положительных примеров и образцов активной жизнедеятельности клиентов.

С помощью убеждения достигается осмысленное освоение научных знаний, этических и эстетических эталонов.

В практике социальной работы педагогический инструментарий используется в единстве с социально-психологическими методами ориентирования на те черты сознания людей, которые складываются под влиянием условий жизнедеятельности и собственного жизненного опыта.

От социального работника требуется умение и способность воздействовать не только на личность, но и на социально-психологические явления в жизни человека. Это достигается социально-психологическими методами воздействия, изучением условий жизнедеятельности клиента. Сюда относятся следующие методы: социологические исследования, наблюдение, социально-психологи­ческий диагноз, внушение, информирование, гуманизация условий труда, быта, расширение возможностей для проявлений творческих возможностей личности.

Взаимосвязь факторов, влияющих на сознание и поведение личности, требует комплексного использования всех групп методов социальной работы. Многие методы взаимосвязаны между собой, применение одного из них требует одновременного применения других, подтверждая необходимость комплексного подхода как принципа использования методов социальной работы. Методы в социальной работе подвижны, могут варьироваться в зависимости от изменения социальных условий при одних и тех же принципах.

Связь методов социальной работы с принципами невозможно рассматривать в отрыве от целей и задач социальной работы. Если цель предопределяет совокупность способов ее достижения, то принципы социальной работы позволяют выбрать для достижения пели из всей совокупности методов наиболее эффективные в данных условиях