Основы глагола в русском языке. Формы глагола и способы их образования


У глагола выделяются две основы : основа инфинитива и основа настоящего/простого будущего времени. (Иногда выделяется ещё и основа прошедшего времени, но у большинства глаголов она совпадает с основой инфинитива.) Часть глагольных форм образуется от основы инфинитива, а другая часть - от основы настоящего/простого будущего времени. Эти две основы у многих глаголов различаются.

Чтобы выделить основу инфинитива, нужно отделить формообразующий суффикс инфинитива: нес - ти, писа - тъ, говори - ть, чита - ть, рисова - ть.

Чтобы выделить основу настоящего/простого будущего времени, нужно от формы настоящего/простого будущего времени отделить личное окончание (обычно берётся форма 3 ли­ца множественного числа): нес - ут, пиш - ут, говор - ят, читаj - ут, pucyj - ут.

Чтобы выделить основу прошедшего времени, нужно от формы прошедшего времени отбросить формообразующий суффикс -л- и окончание (можно использовать любую форму, кроме формы мужского рода единственного числа, так как в ней может быть представлен нулевой суффикс, что затрудняет выделение основы ): нес - л-а, писа - л-а, гово­ри - л-а, чита - л-а, рисов а - л-а.

Существуют глаголы, у которых совпадают основы инфинитива и настоящего/простого будущего времени и от них отличается основа прошедшего времени: ид - ти, ид - ут, ш - л-а. основы различны: промокну - ть, промокн - ут, промок - л-а; тере - тъ, тр - ут, тер - л-а. Есть глаголы, у которых все три основы совпадают: нес - ти, нес - ут, нес - ла.

Глагольные формы, которые образуются от основы инфинитива Глагольные формы, которые образуются от основы настоящего/простого будущего времени
1.Формы прошедшего времени изъявительного наклонения: нес-л-а, написа-л-а, говорила, читала, рисовал-а. 1.Формы настоящего ипростого будущего времени изъяви­тельного наклонения: несу, напиш-у, говорю, 4 umaj -y (орфографически - читаю), pucyj -y (рисую).
2. Формы условного наклонения: нес-л-а бы, написа-л-а бы, говорила бы, читала бы, рисовала бы. 2. Формы повелительного наклонения: неси, напиши, говори, чита) (читай), рису) (рисуй).
3. Действительные причастия прошедшего времени: нес-ш-ий, написа-вш-ий, говоривший, читавший, рисовавший. 3. Действительные причастия настоящего времени: несущий, пиш-ущ-ий, говорящий, читаj -ущ-ий (читающий), pucyj -ущ-ий (рисующий).
4. Страдательные причастия прошедшего времени: унесённый, написанный, нарисова-нн-ып. 4. Страдательные причастия настоящего времени: нес-ом-ый, говор-и.ч-ый, читауэм-ый (читаемый), pucyj -эм-ый (рисуемый).
5. Деепричастия совершенного вида: написав, сказав, прочитав, нарисовав. 5. Деепричастия несовершен­ного вида: нес-я, говоря, чита" j а (читая), pucyj -a (рисуя).

Основы глагола

Слово именной части речи в парадигме чаще всего имеет одну основу: лисий лись [j]-его, лись [j] и т.д. (лисий лись [j]- чистая основа). Некоторые слова русского языка именных частей речи имеют две или более основы: друг (ед. ч.) – друг-a, друг-у и т.д.: друзь [j]-я, друзей и т.д. (мн. ч.); (кот) котенок (ед. ч.) – котят-а (мн. ч.) и др.

Глагол, как правило, имеет две основы, которые материально различаются: а) суффиксами (мена суффиксов, отсутствие суффикса и т.п.); 6) чередованием в корне. Только как исключения основы глагола могут совпадать.

В глаголах выделяют основы инфинитива (прошедшего времени ), основы настоящего (будущего) времени, чита-тъ (чита-л _ )чита [j ]-ю, диктова-ть (диктова-л _ )дикту [j ] и т.д. Если глагол оканчивается на -чь- (увлечь), то суффикс -чь в инфинитиве наполовину входит в основу, так как исторически восходит к звуковым сочетаниям [кт ], [гт ], в результате чего в корневой морфеме происходит чередование увлечь – увлек-у, увлеч-ет, увлеч-ем (ч//к) и т.д. Некоторые исследователи выделяют основу таких глаголов по женскому роду прошедшего времени – печь – пек-л-а, ср.: пек^_ (мужской род, прошедшее время – нулевой суффикс (ч//к)).

Основа настоящего (будущего) времени выделяется путем отсечения личных окончаний глагола: полюби-ть – полюбл-ю, продиктова-ть – продикту [j ]-ю, отвеча-ть отвеча [j ]; замира-ть – замира [j ]-ю, замере-ть – замр-у; крича-ть – крич-у, крикну-ть крикн-у и т.д.

Основы глагола служат для образования определенных глагольных форм. От основы инфинитива образуются спрягаемые и неспрягаемые формы прошедшего времени (чита-ть чита-л – читавшая читавший) и сослагательного наклонения (чита-л бы ). От основы настоящего времени образуются:

  • – личные формы глагола (настоящего и будущего времени, путем присоединения окончаний: -чита [j ]-ю, чита [j ]-ешь, чuma [j ]-eт и т.д.);
  • – причастия настоящего времени (чита-ющ-ий, чита [j ]- ем-ый );
  • – деепричастия несовершенного вида (чита [j ]-я);
  • – формы повелительного наклонения (читай).

С основами глагола тесно связано образование глагольных форм . Основы инфинитива и настоящего времени различаются аффиксами или фонетическим (звуковым) составом (чита-ть чита [j ]-ю).

Классы глагола

По соотношению основ инфинитива (прошедшего времени) и настоящего (будущего простого) времени определяются классы глагола – большие или меньшие группы глаголов, характеризующиеся определенным соотношением основ и особенностями формообразования: чита-ть чита [j ]-ю, писа-ть – пиш-у (с//ш) и др.

В русском языке различают продуктивные и непродуктивные классы.

Продуктивные классы – это относительно большие группы глаголов, по модели которых образуются новые глаголы. Непродуктивные классы – это группы, в которые входит ограниченное количество слов (глаголов) и новые глаголы по данной модели не образуются. Традиционно выделяют пять продуктивных классов и разное количество (в зависимости от точек зрения исследователей) непродуктивных классов (от восьми до 17) .

Соотношение основ продуктивных классов глагола:

I класс

Большинство русских глаголов относится к I классу

-а- в инфинитиве

-а[j]- в настоящем времени

прыг а -ть

прыг а[j]

чит а -тъ

чит а[j]

дел а -ть

дел а[j] наращение [j]

II класс

худ е -ть

худе [j]

бол е -ть

боле [j] -ю – наращение [j]

III класс

Многочисленная

_______ -ова- , _______ -ева- -ирова-

дикт ова -ть

дикт у[j]

зим ова -ть

зим у[j]

цит ирова -ть – цитир у[j] -ю – усечение [а ] + чередование -ов/у [j ] + наращение [j ]

ср.: согласовыва-тъ – согласовывали) – I класс

IV класс

_________-ну-

_________-н-

крик ну -ть

крик н -ет

прыг ну -тъ

прыг н -ет

вздох ну -ть

вздох н -ет – усечение [y ]

V класс

_________ -и-

нет -и-

люб и -ть

любл-ю

нос и -ть

нош-у – усечение [и] +

чередование б//бл , -с-//-ш-

чин и -тъ

чин-ю – усечение [и]

Пятый продуктивный класс характеризуется тем, что в первом лице единственного числа наблюдаются исторические чередования: води-тъ – вож-у (и //Ø – в суффиксальной морфеме, д//ж в корневой морфеме), губи-тъ – губл-ю (и //Ø, б//бл).

Глаголы с иным соотношением основ считаются непродуктивными : жа-ть – жп-ут, вы-тъ во [j]-ют, тере-ть тр-ут, плес-ти плет-ут, стеречь стерег-у и др.

К непродуктивным классам относятся глаголы с суффиксами инфинитива -ти- (нес-ти ), глаголы на -чь-(печь); на -ере(ть)- (запере-ть , стереть); на -оло(ть)- (коло-ть , поло-ть); на -ва- (дава-тъ , узнава-ть). Среди непродуктивных глаголов большое количество высокоупотребительных слов: би-ть, жи-ть, писа-ть, ли-ть и т.д.

У глаголов на -ти- основа инфинитива равна основе настоящего времени (имеют одну основу): нес- ти (нес^ _) – нес-у и т.п.

Непродуктивные глаголы – это разнородная группа, их словоизменение нужно специально запомнить. К непродуктивным классам относится около 400 глаголов, издавна существующих в языке и часто употребляющихся, большинство же русских глаголов относится к продуктивным классам. В разных грамматиках могут встречаться различные обозначения непродуктивных классов глаголов. Их классификационные объединения по признаку соотношения основ неравноценны по количественному составу: в одни группы входят десятки глаголов, в другие – ограниченное число. Кроме того, около 50 глаголов имеют индивидуальное соотношение основ, по этой причине в русистике до настоящего времени нет единого мнения о количестве непродуктивных классов и их объеме.

Отметим некоторые непродуктивные классы глаголов с учетом их словообразовательных показателей.

  • 1. Глаголы I спряжения с основой инфинитива на , в основе настоящего времени утрачивается: дрем а -ть – дремл-ют, зв а -ть зов-ут, пис а -ть пиш-ут и т.п. (160 глаголов).
  • 2. Глаголы II спряжения с основой инфинитива на -а, в основе настоящего времени отсутствует: пищ а -ть – пищ-am, крич а -ть – крич-ат и др. (35 глаголов).
  • 3. Глаголы II спряжения с основой инфинитива на -е, в основе настоящего времени утрачивается: лет е -ть лет-ят, гор е -ть гор-ят и т.д. (48 глаголов).
  • 4. Глаголы I спряжения с основой инфинитива на -ну, в основе настоящего времени – . В отличие от глаголов четвертого продуктивного класса в глаголах непродуктивного класса в основе прошедшего времени -ну выпадает: мок ну -ть мок н -ут, мок мок-л-и ; кис ну -тъ кис н -ут, кис – кис-л-и и т.д. (60 глаголов).
  • 5. Глаголы I спряжения , в которых обе основы (инфинитива и настоящего времени) оканчивается на -з, -с, -т, -д, -б. В форме инфинитива у этих глаголов перед звуком [т ] в суффиксе инфинитива в результате диссимиляции на месте -т, -д, -б появляется -с: пле с -ти – пле т -ут, не с -ти не с -ут, па с -ти па с -ут, па с -ть па д -ут, скре с -ти скре б -ут и пр.
  • 6. Глаголы I спряжения на -чь с основой прошедшего и основой настоящего времени на заднеязычный -к, -г: бере чь – бере г -л-и, бере г -ут; стере чь – стере г -л-и, стере г -ут и др.

Другие непродуктивные классы немногочисленны по количеству входящих в них глаголов. Например:

  • гласную, к которой в основе настоящего времени добавляются согласные -в, -н, -j (9 глаголов): ж и -ть – жи в -ут, од е -ть оде н -ут, д у -ть ду-ют/ ду [j ]-ют;
  • – глаголы с полногласием -ере-, -оло- и с основой настоящего времени на -р, -л (9 глаголов): зап ере -ть зап р -ут, п оло- ть – пол-ют ;
  • – глаголы с основой инфинитива на и с основой настоящего времени на [-oj ] (5 глаголов): кр ы -ть кро-ют/кро [j ]-[у]т, м ы -ть – мо-ют/мо [j ]-[у]т;
  • – глаголы с основой инфинитива на -ва, который выпадает в настоящем времени (3 глагола): доста ва -ть – доста-ют/ доста [j ]-[y]m, да ва -ть – да-ют/да [j ]-[y]m, узна ва -ть – узна-ют/ узна [j ]-[у]т.

В русском языке наблюдается переход непродуктивных классов в продуктивные. Например: двиг а-ть – движ -ут (непрод., устар.); в настоящее время распространена форма двига -ют/ двига [j ]-[y]т (новая форма, I прод. класс). Глаголы двига-ть и движ-ут в современном русском языке употребляются с некоторыми оттенками лексического значения: формы с <ж> – дви ж -ут, дви ж -ет употребляются в значении "руководить" – Мною движет сила разума и совершенства; формы с <г> – дви г а-ет, дви г а-ют в значении "перемещать с места на место" – Двигают стол (мебель).

В других случаях продуктивные и непродуктивные образования различаются функционально-стилистическими характеристиками: кап а -ть капл-ют (непрод.) – капа-ют/капа [j ]- [у ]т (I класс); мурлык а -ть мурлыч-ат (непрод.) мурлыка-ют/мурлыка [j ]- [y ] т (I класс). Продуктивные формы преимущественно употребляются в разговорной речи. Глаголы, которые имеют две основы настоящего времени (старую и новую), называются изобилующими.

Каждый из классов имеет свои формообразовательные способности. Глаголы определенных классов характеризуются одинаковым словообразованием : они имеют одинаковое соотношение основ , относятся к одному спряжению-, в случае наличия чередований характеризуются одинаковой системой чередований. Ср.: руб и -ть рубл-ю (и //Ø, б//бл) (V класс), ли-ть ль [j ] (непрод.).

К классам глагола непосредственное отношение имеет спряжение.

  • Ср.: Виноградов В. В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. С. 356- 359 (автор выделяет пять продуктивных классов (причем в зависимости от количественного состава слов глаголы с соотношением основ -ну-, -ану-/-н- относятся к пятому классу, а с соотношением -и -/О – к четвертому) и 17 непродуктивных); Гвоздев А. Н. Современный русский литературный язык. Ч. 1: Фонетика. Морфология. М., 1967 (12 непродуктивных классов); Тихонов А. Н. Современный русский язык. Морфемика. Словообразование. Морфология. М., 2002. С. 310-314 (пять продуктивных классов (аналогично классификации В. В. Виноградова) и 16 непродуктивных). Также см.: Зализняк А. А. Грамматический словарь русского языка. М., 1977 (4-е изд. – 2003; 5-е изд. – 2008); Панова Г. И. Морфология русского языка: эн цикл, словарь-справочник. С. 239-244.

В отличии от имен, имеющих 1 основу, для глаголов характерны 2 основы:

    основа инфинитива

    основа настоящего времени

Все глаг формы образуются от этих основ.

Небольшая группа глаголов имеет 3 основы: (учебник Шанский, Тихонов)

    основа инфинитива

    основа прошедшего времени

    основа настоящего времени

    Основа Инфинитива определяется по неопределенной форме глагола. От этой вормы нужно отделить формант –ТЬ или –ТИ

Н: петь – пе- , нести – нес-

Если инфинитив оканчивается на - ЧЬ, то основа совпадает с неопределенной формой

Н: печь – печ-

У большинства глаголов основа инфинитива совпадает с основой прошедшего времени.

    Основа прошедшего времени определяется по форме ж.р.. ед.ч, прош.вр. Отделяется окончание –А, и суффикс -Л-

Н: пела – пе-, несла – нес-

У меньшей части глаголов эти основы не совпадают

Н: беречь – береч- (основа н.вр) – берег- (осн.пр.вр)

погаснуть – погасну-погас

От основы инфинитива образуется сам инфитив, прошедшее время, сослагательное наклонение, причастие прошедшего времени, деепричастие совершенного вида

    Основа настоящего времени определяется:

по форме 3л., мн.ч. наст.вр (если глагол несовершенного вида)

либо по форме будю прост (если глагол совершенного вида)

отделить окончание –УТ, -АТ

Н: писать – пишут- пиш-

Спеть –споют –спой-/споj- ([спаj/ут])

От основы настоящего времени образуются простое будущее совершенного вида, формы повелительного наклонения, причастие настоящего времени, деепричастие несовершенного вида, настоящее время глагола.

Инфинитив Основа настоящего времени

Слушать - слуша –

Стеречь - стереч –

Находить - находи-

Учиться -учи-ся-

Беречь - береч-

Засмеяться -засмея- ся

Спасти -спас-

Мести - мес-

(по Балалыкиной Э.А.)

СЛОВОИЗМЕНИТЕЛЬНЫЕ КЛАССЫ

В современном русском языке отсутствуют универсальные механизмыобразования глагольных форм. Безусловно, с точки зрения изменения по лицам и числам. Все глаголы делятся на 2 типа спряжения. Однако, при распределении глаголов по спряжению, мы не учитываем всех механизмов образования глагольных форм, в частности презентных.

С точки зрения механизма образования гл.ф глаголы делятся на много групп, которые принято называть словоизменительными классами. Распределение строится а соотношении 2-х основ, а так же с учетом типа спряжения. Традиционно следует выделять:

А) глаголы продуктивных классов

Б) глаголы непродуктивных классов

В) остающиеся вне классов глаголы

Продуктивные от непродуктивных глаголов отличаются тем, что они включают в себя большую часть глаголов лексики. Вновь образующиеся в языке глаголы создаются по модели глаголов продуктивных классов.

Н: инкрустировать, юриспруденция, а так же окказионализмы - чингизханить

Система продуктивных классов была намечена Георгием Павским в 19в, более детально была раскрыта в работе Карцевского (в Праге) в 1927г

Классификация глаголов по кл-ам по Виноградову

Основа инф Основа наст вр

1пр. – а -аj-

(чита-, гул’а-) (читаj-, гул’aj-)

2пр. –е - еj-

(беле-) (белеj-)

3пр. –ова-/-ева- -уj-

(рисова-) (рисуj-)

4пр. глагола, основа инфинитива -t’-

которых оканчивается на – t’u-

воз’и- воз’-

реши- реш-

5 пр. –ну -н

Кникну- крикн-

Не все глаголы на -НУ, а только те, которые имеют значение однократности, он сохраняется в пр.вр.

Непродуктивные классы

К ним относится не большая часть глаголов (примерно 400 непроизвольных гл и их образования) Выноградов выделяет 17 непродуктивных классов

      писать, вязать

    1. живописать

Глаголы вне классов:

Одиночные, изолированные глаголы:

Быть, бежать, создать, дать, есть, надоесть, ехать, идти, ошибиться, реветь, спать, хотеть, чтить

а т.ж. приставочные образования от этих глаголов

Алгоритм определения словоизменительного класса

    надо проверить не относится ли глагол к глаголу вне класса (одиночные. изолированные) , если нет, то идем дальше

    выдели основы инфинитива и настоящего времени

    сравни эти основы. Если соотношение основ такое же как у продуктив. кл, то пишем номер класса. Если не совп., тогда не продуктив. кл

Подавляющее большинство глаголов имеет две основы: настоящего (или простого будущего) времени и инфинитива (с которой совпадает в большинстве случаев основа прошедшего времени).

От основы настоящего времени образуются формы повелительного наклонения, причастие настоящего времени и деепричастие несовершенного вида, например: держ(ат) (основа настоящего времени глагола держать) → держи(те), держ-ащ-ий, держ-а; направля[j]**(yт) (основа глагола направлять) → направляй, направля[j]-ущ-ий, направля[j]-[э]м-ый, направля[j]-[а] (орфографически направляя) и т д.

От основы инфинитива образуются формы причастий прошедшего времени и деепричастие совершенного вида: держа(ть) → державш-ий; направи(ть) → направи-вш-ий, направл-енн-ый, направи-в.

У сравнительно небольшого числа глаголов основы инфинитива и прошедшего времени не совпадают (у таких глаголов, следовательно, три основы). Это глаголы на -чь, -сти (и -сть) и на -ну (если суффикс -ну не имеет значения однократности действия): беречь, нести, класть, сохнуть и т.п. Формы причастий прошедшего времени таких глаголов образуются от основы прошедшего времени: беречь → берёг → берёг-ш-ий; нести → нёс → нёс-ши-й; класть → кла(л) → клав-ш-ий; высохнуть → высох → высох-ш-ий) и т.п. (об образовании деепричастий от таких глаголов см. "Деепричастие").

Соотношение основ настоящего времени и инфинитива определяет принадлежность глагола к тому или иному классу. Класс глагола – это группа слов, в пределах которой глаголы имеют одно и то же соотношение основ (и характеризуются определенной системой спрягаемых форм). Различают классы продуктивные (с соотношением основ, свойственным и вновь образующимся глаголам) и непродуктивные (с соотношением основ, сохраняющимся лишь в определенных глаголах и несвойственным вновь образующимся глаголам). Продуктивных классов пять, и они имеют следующее соотношение основ:

Основы инфинитива Основы настоящего (простого будущего) времени

1. -а/-я(ть) а[j]: трогать (трога-ть – трога[j]ут)

2. -е(ть) e[j]: краснеть (красне-ть – красне[j]ут)

3. -ова/-ева(ть) у[j]: целовать (целова-ть – целу[j]yт)

4. -ну(ть) (суффикс -ну- у глаголов продуктивного класса сохраняется в прошедшем времени, а глаголы означают однократные действия) н: шагнуть (шагну-ть – шагн-ут)

мягкий согласный или шипящий губить (губи-ть – гyб"-[а]т)

решить (реши-ть – реш-ат)

Влияние продуктивных классов сказывается не только в том, что по их образцу создаются новые глаголы, появляющиеся в языке (состыковаться, вживлять, пылесосить, задействовать, опредметить, отфутболить, химичить и гл.) или в речи отдельных авторов (оравнодушеть, охалатиться – Ч.; вымечтать – Цвет.; недолауреатить – Э. Рязанов и т.д.), но и в том, что непродуктивные глаголы постепенно переходят в продуктивные. Так, некогда непродуктивный глагол страдать теперь относится к 1-му продуктивному классу (ср. в текстах его прежние формы: "Я плачу, я стражду, не выплакать горе в слезах" Кук.; "И страждут озими от бешеной забавы. И будит лай собак уснувшие дубравы"– П.). О былой непродуктивности этого глагола говорит и сохранившееся до сих пор причастие страждущий, используемое теперь также в роли прилагательного и существительного: "Сюда во всей пустыни стекаются страждущие в поисках исцеления от всевозможных недугов" (Н.Вав.). Был раньше непродуктивным и глагол икать (теперь относится, как и страдать, к 1-му продуктивному классу), что видно по его форме в поговорке с холоду ежится, с голоду ичется. А некоторые глаголы, испытав влияние продуктивных классов, сохранили и старые формы непродуктивных моделей: махать (махаю, махаешь и т.д. и машу, машешь и т.д.), тыкать (тыкаю и тычу), рыскать (рыскаю и рыщу) и др. (подробнее о них и различии между их синонимическими формами см. "Категория лица").

Примечание. Состав продуктивных глаголов подвижен и в том отношении, что глаголы иногда перемещаются из одного продуктивного класса в другой (тоже продуктивный). Об этом свидетельствуют такие употребляющиеся в современном языке, в современной литературе формы, свойственные глаголам 3-го продуктивного класса, как наказуемый (наказывать – 1-й класс), связующий (связывать – 1-й класс), указующий (указывать – 1-й класс), обязуюсь обязуешься и т.д. (обязываться 1-й класс) и т.д., ср.: "В руках никогда не держал и не подозревал, какая такая валюта! Господь меня наказует за скверну мою", – с чувством продолжал Никанор Иванович" (М.Булг.); "А напоследок я скажу: "Прощай, любитъ не обязуйся..." (Б.Ахм.).

Все глагольные формы образуются от 2-ух глагольных основ: основы инфинитива и основы настоящего времени.

Основа инфинитива находится путем отбрасывания формообразующего суффикса ТИ/ТЬ/ЧЬ. Чаще оканчивается на гласный, поэтому называется вокалической. Чаще всего совпадает с формой прошедшего времени (нес-ти, нёс ).

Основа настоящего времени находится путем отбрасывания окончаний у глаголов в форме 3 л., мн. ч. (они):читают – читай-ут; нес-ут . Чаще всего она оканчивается на согл. и ее называют консонантной.

Глагольные формы, образуемые от

От глагола могут образовываться не все формы, это зависит от переходности и вида глагола.

У неперех. гл. нет страд. прич.

У сов. в. гл. нет наст. вр.

Таким образом, самое благоприятное соотношение признаков имеют глаголы перех., несов. вида.

1. Определите форму глагола, выделите ее показатель.

Все запланировано, открой дверь, ты произвел расчет, Маша звонит, чтобы ты все подготовил, еще увидишься, мост закрыт, долго спим, население в этом заинтересовано, поймите меня правильно, свято хранимые традиции, я совсем замерз, кабы знал заранее, не разговаривай с ним, дверь заперта, развевающийся флаг, ты храним судьбою, скоро вы прилетите, напишите мне, когда приедете, если напишете, я успокоюсь, не увидел бы сам, не поверил бы.

Основа инф. образуется путем отсечения суф. инф., основа н. вр. – отсечения окончания от формы 3 л., мн. ч.

2. Определите у данных глаголов основу инфинитива и о.Н.Вр.

В основах разных форм одного глагола могут обнаруживаться исторические чередования согласных, которые возникли в результате фонетических процессов (под влиянием ст/сл яз.).

Приведите примеры глаголов с данными чередованиями в основах. Сопоставьте о.и, основу 1 л., ед. ч., основу 3 л. ед. ч. и 3 л. мн. ч. В каких личных формах глагола исторические чередования обнаруживаются.

От основы инф. данных гл. образуйте все возможные формы. Объясните различия в значении и написании глаголов.

прич. пр. вр.

дееприч. сов. в.

сослагат. накл.

обессилить

обессилеть

осиротить

осиротеть

обезлюдить

обезлюдеть

обеднить

обеднеть

обезденежить

обезденежеть

Выделите у глаголов основу н. вр. и о. инф. Определите класс глагола. Образуйте от основ все возможные формы. Объясните, почему та или иная форма не образуется.

Отцвести, отцветать, формироваться, сформировать, сформировываться, выстилать, прыгнуть, колыхаться, выздороветь, нравиться, двигать, блестеть, метать.