Основы агрономии. Агрономия

Агрономия - наука о земледелии



Агрономия (от древнегреческого « γρoςот» - agros - «поле» и «νoμος» - nomos - «закон» ) - наука о законах полеводства, в широком смысле - научная основа с.-х. производства, совокупность знаний обо всех отраслях сельского хозяйства.

С развитием теории и практики с.-х. производства из агрономии выделились экономика и организация хозяйства, зоотехния, учение о с.-х. машинах, технология переработки с.-х. продуктов и др.
Под агрономией стали понимать комплекс агрономической науки и практических приёмов по возделыванию с.-х. культур (общее земледелие, агрохимия, агрофизика, растениеводство, селекция, семеноводство, семеноведение, фитопатология, с.-х. энтомология, с.-х. мелиорация и др.).

Основные разделы современной агрономии: земледелие, агрохимия, агрофизика, растениеводство, селекция, семеноведение, фитопатология, сельскохозяйственная энтомология, сельскохозяйственная мелиорация и др.
Основой агрономии служат естественные науки: ботаника, физиология растений, генетика, биохимия, микробиология, почвоведение и др.

История возникновения и развития агрономии

Агрономия возникла в процессе практической деятельности человека, развивалась в тесной связи с ростом производительных сил общества, изменениями социально-экономических отношений и успехами естествознания. Истоки её уходят в глубокую древность. За тысячи лет до н. э. люди занимались земледелием. В рабовладельческую эпоху был уже накоплен большой эмпирический материал в виде агрономических правил и наставлений по сельскому хозяйству (Древний Египет, Месопотамия, Древняя Греция, Китай, Индия и Рим).

Для средневекового феодализма характерны медленное развитие естественных наук и застой в агрономии. Этот период знаменуется жестоким подавлением человеческой мысли церковью. Достигнутый в античный период уровень агрономии не был превзойдён. Агрономические сведения содержались главным образом в исторических и географических трактатах, законодательных и административных актах и др. документах.
С открытием Америки в Старый Свет были завезены новые растения (картофель, кукуруза, табак и др.), получившие затем широкое распространение. Соответственно расширялся и круг агрономических знаний.

С развитием капитализма и ростом городского населения увеличивался и спрос на продукцию сельского хозяйства. Это повлекло за собой повышение товарности с.-х. производства, введения более интенсивных систем земледелия.
Достижения агрономии Западной Европы обобщил А. Тэер (Германия). Он подразделял все культуры на истощающие и обогащающие почву и тем самым обосновал необходимость чередования их в плодосменных севооборотах. Тэер исходил из т. н. гумусовой теории питания растений, ошибочно утверждавшей, что зеленые растения берут содержащийся в перегное углерод корнями из почвы. Тем не менее, основные мысли Тэера о значении органического вещества почвы сыграли прогрессивную роль в развитии агрономии.

В 1840 немецким учёным Ю. Либихом были сформулированы основные положения теории минерального питания растений, согласно которой лишь неорганическая природа доставляет пищу растениям. За гумусом оставалась косвенная роль воздействия на минеральную часть почвы при помощи углекислоты, образующейся при его разложении. Ошибочной в теории Либиха была недооценка азотных удобрений. Современником Либиха французским ученым Ж. Буссенго было установлено, что азот, так же, как и зольные элементы, растения берут из почвы.

В США большое внимание уделяют изучению сухого земледелия (возделывание с.-х. растений в засушливых районах без орошения), разработке мер борьбы с сорняками, болезнями и вредителями сельского хозяйства, а также способов устранения эрозии почв. В Западной Европе и США успешно развивалась химизация земледелия (применение удобрений, известкование почв и т. д.), селекция и семеноводство сельскохозяйственных культур.

 Развитие агрономии в России

Агрономия в России, как и в других странах, прошла длительный путь развития. В древнерусских литературных памятниках содержались некоторые сведения о приёмах ведения сельского хозяйства. Сохранились также разрозненные записи по вопросам сельского хозяйства, имевшие практический характер. В 1-й половине 18 в. в России появились переводные руководства по сельскому хозяйству и домоводству. Большая роль в становлении отечественной агрономии принадлежит М. В. Ломоносову, который в своих трудах развивал прогрессивные агрономические идеи, настойчиво добивался развития агрикультуры, постановки опытов, изучения сельского хозяйства России. Организованное в 1765 «Вольное экономическое общество» сыграло большую роль в развитии отечественной агрономии.

Значительное влияние на русскую агрономии оказали труды и практическая деятельность А. Т. Болотова и И. М. Комова, которые подвергли критике господствовавшую в то время паровую систему земледелия.

Болотов предлагал вместо трёхпольных севооборотов вводить семипольные, уменьшив площадь под паром и заняв три поля травами.
Комов первым из русских учёных обосновал плодосменную систему земледелия с посевом бобовых трав и корнеплодов и заменой пара пропашными культурами.

В 1-й половине 19 в. значительный вклад в русскую агрономии внёс М. Г. Павлов, в трудах которого были заложены научные основы земледелия (значение почвенных процессов в питании растений, применение удобрений, переход от зернового трёхполья к интенсивной плодосменной системе земледелия). Павлов придавал большое значение практике, считая, что именно она является приведением теории в действие.

Зарождение отечественной агрохимии в 60-70-х гг. 19 в. связано с именем Д. И. Менделеева, исследовавшего вопросы питания растений и повышения урожайности с.-х. культур. Особое внимание Менделеев уделял применению удобрений и использованию питательных веществ подпахотных слоев почвы.

Учение о системах земледелия в конце 19 и начале 20 вв. получило дальнейшее развитие в трудах А. В. Советова, А. Н. Шишкина, А. П. Людоговского, А. С. Ермолова, И. А. Стебута, В. Р. Вильямса, Д. Н. Прянишникова и др. учёных.

Значительный вклад в агрономию внёс В. В. Докучаев, который создал учение о почве как об особом естественно-историческом теле, развивающемся под воздействием ряда факторов. Вместе с Н. М. Сибирцевым он разработал научную классификацию почв по их происхождению, а также меры по восстановлению и повышению плодородия русского чернозёма.

Крупнейший вклад в физиологию и теорию питания растений внёс К. А. Тимирязев, который провёл классические исследования фотосинтеза, рассматривая его в непрерывной связи с корневым питанием растений. Положение Тимирязева о том, что изучение требований растений есть коренная задача научного земледелия, служит до сего времени ориентиром в развитии агрономических дисциплин.

Успехи с.-х. микробиологии в России связаны с научной деятельностью С. Н. Виноградского, который в 1889 выделил бактерии, вызывающие процесс нитрификации; он доказал, что окисление аммиака в почве происходит в две фазы, каждая из которых обусловлена деятельностью разных бактерий. Виноградским изучена биология серобактерий и железобактерий; выделены микроорганизмы, усваивающие свободный азот воздуха. Пользуясь его методами, микробиологи продолжают дальнейшие исследования роли почвенных микроорганизмов.
В 1892 Д. И. Ивановским открыт фильтрующийся вирус и тем самым положено начало новой ветви в биологической науке - вирусологии, имеющей большое значение для сельского хозяйства.

В дореволюционной России агрономия оказывала незначительное влияние на земледелие, т. к. основная масса крестьянских хозяйств, располагая крайне малыми наделами земли, не имея необходимой техники и средств, не могла в полной мере пользоваться успехами агрономии.

В послереволюционной России значительно возросли возможности применения достижений агрономии, особенно после объединения мелких крестьянских хозяйств в колхозы и организации крупных государственных хозяйств - совхозов. Развитию агрономии способствовало создание сети новых научно-исследовательских учреждений и учебных заведений.
Расширилась подготовка агрономических кадров.

Большой вклад в познание законов управления процессами развития растений агрономии внёс И. В. Мичурин. Физиология растений обогатилась и овладела методами точной и объективной оценки устойчивости с.-х. культур к засухе и холоду, основанной на физико-химических свойствах протоплазмы клеток растений.

Н. И. Вавилов сформулировал закон гомологических рядов и наследственной изменчивости (1920), указывающий селекционерам пути для поисков новых исходных форм при скрещивании и отборе растений. Взаимообогащение теоретических исследований и практических опытов дало возможность достигнуть крупных успехов в селекции с.-х. растений.
Разработана и внедряется система методов защиты растений - агротехнических, биологических, химических и физико-механических. Ведутся научные исследования по применению гербицидов.

Задачи современной агрономии

Современные задачи агрономии вытекают из необходимости удовлетворения возрастающих потребностей населения в с.-х. продукции. Агрономические науки призваны разрабатывать мероприятия, постепенно освобождающие земледелие от воздействия вредных природных факторов, в особенности от засухи. Важнейшая роль принадлежит механизации, агротехнике, химизации, мелиорации, селекции и семеноводству.

Агрономия, как наука о возделывании земли, неразрывно связана с такими понятиями, как эффективность земледелия, т. е. возможность получать большой урожай с единицы площади, охрана природы и экология, сохранность земель и возможность использования их плодородных свойств долгие годы.

Все эти задачи невозможно представить без применения средств механизации земледельческого труда, ведь и урожайность, и эффективность современного земледелия, призванного обеспечить продуктами население планеты, невозможны без применения техники и прогрессивных технологий.
Но использование технических средств без знания свойств и качественных характеристик почвы может привести к резкому снижению ее плодородных свойств, вплоть до превращения в формы, не способные давать жизнь растениям. По этой причине механизаторы, работающие в агропромышленном комплексе, должны знать не только используемую в процессе производства технику, но и знать основы агрономии, как науки о земледелии.


Ю. В. Евтефеев, Г. М. Казанцев

ОСНОВЫ АГРОНОМИИ

Допущено Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений , обучающихся по специальности 110401 «Зоотехния»

if у МОСКВА (Mi 2013

УДК 631.5:631.4:631.8(075.8) ББК 41.4:40.3(я73).

Рецензенты:

заведующий кафедрой общего земледелия и защиты растений АГАУ, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, академик Международной академии аграрного образования Н.В. Яшутип\ доктор сельскохозяйственных наук, профессор кафедры растениеводства и кормопроизводства НГАУ М.Е. Черепанов ; кандидат биологических наук, доцент кафедры растениеводства и кормопроизводства НГАУ В.Л. Петрук; заведующий кафедрой сельскохозяйственных машин, доктор технических наук, профессор В.И. Беляев

Научные редакторы:

заведующий кафедрой почвоведения и агрохимии АГАУ, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, академик Международной академии аграрного образования, заслуженный деятель Российской Федерации J1. М. Бурлакова;

профессор кафедры растениеводства, селекции и семеноводства АГАУ, доктор сельскохозяйственных наук, академик Международной академии аграрного образования И. Т. Трофимов

Евтефеев Ю.В., Казанцев Г.М.

Е27 Основы агрономии: учебное пособие / Ю.В. Евтефеев, Г.М. Казанцев. - М. : ФОРУМ, 2013. - 368 с. : ил. - (Высшее образование).

ISBN 978-5-91134-192-3

В учебном пособии изложены составные части основ агрономии: основы почвоведения, земледелия и агрохимии. Основы агрономии изложены в краткой форме в соответствии с учебной программой по кормопроизводству с основами ботаники и агрономии, утвержденной Министерством образования РФ для специальностей 310700 - «Зоотехния» по квалификации - зооинженер, 311200 - «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции».

Пособие предназначено для студентов вузов.

УДК 631.5:631.4:631.8(075.8) ББК 41.4:40.3(я73)

© Ефтефеев Ю.В.,

ISBN 978-5-91134-192-3

Казанцев Г.М., 2008 © Издательство «ФОРУМ», 2008

Предисловие

Данное учебное пособие подготовлено для студентов высших аграрных учебных заведений специальностей 310700 - «Зоотехния», 311200 - «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции».

Особенностью этого учебного пособия является краткое описание основ почвоведения, земледелия и агрохимии в соответствии с программой курса «Кормопроизводство с основами ботаники и агрономии». Оно облегчит студентам изучение генезиса, строения, состава и свойств основных типов почв, путей сохранения и повышения их плодородия. Ознакомит студентов с системами земледелия, составлением севооборотов, мерами борьбы с сорными растениями, приемами и системами обработки почвы применительно к условиям Сибири, особенностями применения удобрений для повышения урожайности и качества кормовых культур, организацией устойчивой кормовой базы для животноводства в различных природно-экономических зонах.

Авторы выражают признательность и благодарят профессоров Л. М. Бурлакову и И. Т. Трофимова за внимательное научное редактирование данного учебного пособия, за замечания и рекомендации по написанию основ агрономии.

Введение

«Кормопроизводство с основами ботаники и агрономии» является одной из ведущих дисциплин учебного плана при подготовке специалистов по специальностям 310700 - «Зоотехния», и 311200 - «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции». Основной целью этой дисциплины является формирование теоретических знаний и практических навыков по методам и способам производства кормов для животноводства. Изучение этой дисциплины формирует у студентов представление о системе производства кормов, рациональном их использовании и путях интенсификации кормопроизводства.

Специалистам в области сельского хозяйства нужно знать не только биологические особенности и питательность кормовых растений, но и условия, при которых получают максимальные урожаи, внедряют более совершенные технологии их выращивания. Необходимы теоретические знания по основам агрономии: почвоведению, земледелию, агрохимии.

Основным средством производства в сельском хозяйстве является почва. Рациональное использование почвенного плодородия требует знаний состава, свойств, режимов и законов эволюции основных типов почв. Необходимо знать не только пути эффективного использования плодородия почвы, но и способы его восстановления и расширенного воспроизводства в целях получения максимальных урожаев сельскохозяйственных культур с высоким качеством.

Практикум состоит из трех глав: «Основы ботаники», «Основы агрономии», «Основы кормопроизводства». В первой главе изложен материал по строению растительной клетки, вегетативных и репродуктивных органов, морфологии и систематике растений. В этой части предложены вопросы для изучения токсикологических и фитотерапевтических свойств растений белорусской флоры. Вторая глава включает системы земледелия, способы обработки почвы и применение органических и минеральных удобрений. В третьей главе представлены для изучения кормовые культуры, которые являются сырьем для комбикормовой промышленности. Изложены основные технологические приемы и прогрессивные технологии заготовки кормов и вопросы по созданию и использованию высокопродуктивных пастбищ интенсивного типа. Предназначен для студентов и преподавателей сельскохозяйственных высших учебных заведений.

Основы ботаники. Строение растительной клетки.
Цель занятия: изучить особенности строения и функциональной деятельности растительной клетки в связи с выполняемыми функциями, выявить се роль в накоплении питательных веществ.

Материал, пособия и оборудование: микроскопы; наборы препаровальных принадлежностей; чашки Петри; капельницы с водой и красителем (раствор йода в йодистом калии), молярный раствор NaCl; луковица репчатого лука, листочки элодеи канадской; клубень картофеля; намоченные семена фасоли или гороха; рисунки: строения растительной клетки, тургор и плазмолиз клетки, виды запасных питательных веществ, строение клеточной оболочки.
Формы и методы контроля: устный или тестовый опрос, контроль за ходом выполнения задания.

Содержание и методика проведения занятия. Ознакомиться со строением растительной клетки.
Выделяются две основные формы клеток: паренхимная и прозенхимная. Паренхимные клетки незначительно различаются по длине и ширине. Прозенхимные клетки имеют длину, значительно превышающую ширину. Растительная клетка представляет собой сложную систему, обеспечивающую жизнедеятельность организмов. Она состоит из оболочки, протопласта, ядра, вакуоли и других органелл (рис. 1.1). Под оболочкой находится живое содержимое - протопласт. В состав протопласта входит система питоплазмы и ядро. В более молодых клетках ядро находится в центральной части, при старении клеток ядро сдвигается в постенный слой цитоплазмы, так как центральную часть занимает большая вакуоль.

Выполнение задания. Чтобы ознакомиться с формой и строением растительной клетки, с вогнутой стороны одной из мясистых чешуй лука сиять кусочек кожицы, положить его на предметное стекло в каплю раствора йода и накрыть покровным стеклом. Под действием йодистого калия белки цитоплазмы окрасятся в желтый цвет, а ядра - в темно-желтый. Вакуоли будут выделяться в виде более светлых мест. Оболочки клеток остаются бесцветными.

Оглавление
Предисловие
Глава 1. Основы ботаники
Тема 1. Строение растительной клетки
Тема 2. Растительные ткани
Тема 3. Вегетативные органы растений
Тема 4. Репродуктивные органы растений отдела покрытосеменные
Тема 5. Морфологическая и качественная характеристика различных семейств
Тема 6. Лекарственные растения
Тема 7. Ядовитые и хозяйственно-вредные растения
Глава 2. Основы агрономии
Тема 8. Почва, ее состав и свойства
Тема 9. Минеральные и органические удобрения
Тема 10. Система обработки почвы
Тема 11. Севообороты
Тема 12. Сорные растения и меры борьбы с ними
Глава 3. Кормопроизводство
Тема 13. Виды кормов, их качественная характеристика
Тема 14. Общая характеристика зернофуражных культур
Тема 15. Общая характеристика бобовых и масличных культур
Тема 16. Кормовые корнеплоды и клубнеплоды
Тема 17. Однолетние кормовые травы. Промежуточные посевы
Тема 18. Силосные культуры
Тема 19. Малораспространенные кормовые растения
Тема 20. Морфологическая и биологическая характеристика многолетних бобовых трав
Тема 21. Морфологическая и биологическая характеристика многолетних злаковых трав
Тема 22. Луговые дикорастущие травы. Разнотравье
Тема 23. Инвентаризация кормовых угодий
Тема 24. Системы улучшения кормовых угодий
Тема 25. Подбор видов и составление травосмесей при создании культурных сенокосов и пастбищ
Тема 26. Организация пастбищной территории и рациональное использование пастбищ
Тема 27. Оптимизация структуры посевных площадей кормовых культур для обеспечения животных кормами
Тема 28. Организация летней кормовой базы
Тема 29. Определение злаковых и бобовых трав в нецветущем состоянии
Тема 30. Технологии заготовки кормов (силоса, сенажа, сена, плющеного зерна
Тема 31. Учет и хранение заготовленных кормов
Тема 32. Оценка качества кормов
Тема 33. Особенности технологии возделывания кормовых культур
Литература.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Основы ботаники, агрономии и кормопроизводства, Практикум, Лукашевич Н.П., 2010 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.



Агрономия (от древнегреческого «ἀγρoςот» - agros - «поле» и «νoμος» - nomos - «закон» ) - наука о законах полеводства, в широком смысле - научная основа с.-х. производства, совокупность знаний обо всех отраслях сельского хозяйства.
С развитием теории и практики с.-х. производства из агрономии выделились экономика и организация хозяйства, зоотехния, учение о с.-х. машинах, технология переработки с.-х. продуктов и др.
Под агрономией стали понимать комплекс агрономической науки и практических приёмов по возделыванию с.-х. культур (общее земледелие, агрохимия, агрофизика, растениеводство, селекция, семеноводство, семеноведение, фитопатология, с.-х. энтомология, с.-х. мелиорация и др.).

Основные разделы современной агрономии: земледелие, агрохимия, агрофизика, растениеводство, селекция, семеноведение, фитопатология, сельскохозяйственная энтомология, сельскохозяйственная мелиорация и др.
Основой агрономии служат естественные науки: ботаника, физиология растений, генетика, биохимия, микробиология, почвоведение и др.

История возникновения и развития агрономии

Агрономия возникла в процессе практической деятельности человека, развивалась в тесной связи с ростом производительных сил общества, изменениями социально-экономических отношений и успехами естествознания. Истоки её уходят в глубокую древность. За тысячи лет до н. э. люди занимались земледелием. В рабовладельческую эпоху был уже накоплен большой эмпирический материал в виде агрономических правил и наставлений по сельскому хозяйству (Древний Египет, Месопотамия, Древняя Греция, Китай, Индия и Рим).

Для средневекового феодализма характерны медленное развитие естественных наук и застой в агрономии. Этот период знаменуется жестоким подавлением человеческой мысли церковью. Достигнутый в античный период уровень агрономии не был превзойдён. Агрономические сведения содержались главным образом в исторических и географических трактатах, законодательных и административных актах и др. документах.
С открытием Америки в Старый Свет были завезены новые растения (картофель, кукуруза, табак и др.), получившие затем широкое распространение. Соответственно расширялся и круг агрономических знаний.

С развитием капитализма и ростом городского населения увеличивался и спрос на продукцию сельского хозяйства. Это повлекло за собой повышение товарности с.-х. производства, введения более интенсивных систем земледелия.
Достижения агрономии Западной Европы обобщил А. Тэер (Германия). Он подразделял все культуры на истощающие и обогащающие почву и тем самым обосновал необходимость чередования их в плодосменных севооборотах. Тэер исходил из т. н. гумусовой теории питания растений, ошибочно утверждавшей, что зеленые растения берут содержащийся в перегное углерод корнями из почвы. Тем не менее, основные мысли Тэера о значении органического вещества почвы сыграли прогрессивную роль в развитии агрономии.
В 1840 немецким учёным Ю. Либихом были сформулированы основные положения теории минерального питания растений, согласно которой лишь неорганическая природа доставляет пищу растениям. За гумусом оставалась косвенная роль воздействия на минеральную часть почвы при помощи углекислоты, образующейся при его разложении. Ошибочной в теории Либиха была недооценка азотных удобрений. Современником Либиха французским ученым Ж. Буссенго было установлено, что азот, так же, как и зольные элементы, растения берут из почвы.
В США большое внимание уделяют изучению сухого земледелия (возделывание с.-х. растений в засушливых районах без орошения), разработке мер борьбы с сорняками, болезнями и вредителями сельского хозяйства, а также способов устранения эрозии почв. В Западной Европе и США успешно развивалась химизация земледелия (применение удобрений, известкование почв и т. д.), селекция и семеноводство сельскохозяйственных культур.



Развитие агрономии в России

Агрономия в России, как и в других странах, прошла длительный путь развития. В древнерусских литературных памятниках содержались некоторые сведения о приёмах ведения сельского хозяйства. Сохранились также разрозненные записи по вопросам сельского хозяйства, имевшие практический характер. В 1-й половине 18 в. в России появились переводные руководства по сельскому хозяйству и домоводству. Большая роль в становлении отечественной агрономии принадлежит М. В. Ломоносову, который в своих трудах развивал прогрессивные агрономические идеи, настойчиво добивался развития агрикультуры, постановки опытов, изучения сельского хозяйства России. Организованное в 1765 «Вольное экономическое общество» сыграло большую роль в развитии отечественной агрономии.

Значительное влияние на русскую агрономии оказали труды и практическая деятельность А. Т. Болотова и И. М. Комова, которые подвергли критике господствовавшую в то время паровую систему земледелия.
Болотов предлагал вместо трёхпольных севооборотов вводить семипольные, уменьшив площадь под паром и заняв три поля травами.
Комов первым из русских учёных обосновал плодосменную систему земледелия с посевом бобовых трав и корнеплодов и заменой пара пропашными культурами.
В первой половине 19 в. значительный вклад в русскую агрономии внёс М. Г. Павлов, в трудах которого были заложены научные основы земледелия (значение почвенных процессов в питании растений, применение удобрений, переход от зернового трёхполья к интенсивной плодосменной системе земледелия). Павлов придавал большое значение практике, считая, что именно она является приведением теории в действие.

Зарождение отечественной агрохимии в 60-70-х гг. 19 в. связано с именем Д. И. Менделеева, исследовавшего вопросы питания растений и повышения урожайности с.-х. культур. Особое внимание Менделеев уделял применению удобрений и использованию питательных веществ подпахотных слоев почвы.

Учение о системах земледелия в конце 19 и начале 20 вв. получило дальнейшее развитие в трудах А. В. Советова, А. Н. Шишкина, А. П. Людоговского, А. С. Ермолова, И. А. Стебута, В. Р. Вильямса, Д. Н. Прянишникова и др. учёных.
Значительный вклад в агрономию внёс В. В. Докучаев, который создал учение о почве как об особом естественно-историческом теле, развивающемся под воздействием ряда факторов. Вместе с Н. М. Сибирцевым он разработал научную классификацию почв по их происхождению, а также меры по восстановлению и повышению плодородия русского чернозёма.

Крупнейший вклад в физиологию и теорию питания растений внёс К. А. Тимирязев, который провёл классические исследования фотосинтеза, рассматривая его в непрерывной связи с корневым питанием растений. Положение Тимирязева о том, что изучение требований растений есть коренная задача научного земледелия, служит до сего времени ориентиром в развитии агрономических дисциплин.

Успехи сельскохозяйственной микробиологии в России связаны с научной деятельностью С. Н. Виноградского, который в 1889 выделил бактерии, вызывающие процесс нитрификации; он доказал, что окисление аммиака в почве происходит в две фазы, каждая из которых обусловлена деятельностью разных бактерий. Виноградским изучена биология серобактерий и железобактерий; выделены микроорганизмы, усваивающие свободный азот воздуха. Пользуясь его методами, микробиологи продолжают дальнейшие исследования роли почвенных микроорганизмов.
В 1892 Д. И. Ивановским открыт фильтрующийся вирус и тем самым положено начало новой ветви в биологической науке - вирусологии, имеющей большое значение для сельского хозяйства.

В дореволюционной России агрономия оказывала незначительное влияние на земледелие, т. к. основная масса крестьянских хозяйств, располагая крайне малыми наделами земли, не имея необходимой техники и средств, не могла в полной мере пользоваться успехами агрономии.

В послереволюционной России значительно возросли возможности применения достижений агрономии, особенно после объединения мелких крестьянских хозяйств в колхозы и организации крупных государственных хозяйств - совхозов. Развитию агрономии способствовало создание сети новых научно-исследовательских учреждений и учебных заведений.
Расширилась подготовка агрономических кадров.

Большой вклад в познание законов управления процессами развития растений агрономии внёс И. В. Мичурин. Физиология растений обогатилась и овладела методами точной и объективной оценки устойчивости с.-х. культур к засухе и холоду, основанной на физико-химических свойствах протоплазмы клеток растений.

Н. И. Вавилов сформулировал закон гомологических рядов и наследственной изменчивости (1920), указывающий селекционерам пути для поисков новых исходных форм при скрещивании и отборе растений. Взаимообогащение теоретических исследований и практических опытов дало возможность достигнуть крупных успехов в селекции с.-х. растений.
Разработана и внедряется система методов защиты растений - агротехнических, биологических, химических и физико-механических. Ведутся научные исследования по применению гербицидов.

Задачи современной агрономии

Современные задачи агрономии вытекают из необходимости удовлетворения возрастающих потребностей населения в с.-х. продукции. Агрономические науки призваны разрабатывать мероприятия, постепенно освобождающие земледелие от воздействия вредных природных факторов, в особенности от засухи. Важнейшая роль принадлежит механизации, агротехнике, химизации, мелиорации, селекции и семеноводству.

Агрономия, как наука о возделывании земли, неразрывно связана с такими понятиями, как эффективность земледелия, т. е. возможность получать большой урожай с единицы площади, охрана природы и экология, сохранность земель и возможность использования их плодородных свойств долгие годы.
Все эти задачи невозможно представить без применения средств механизации земледельческого труда, ведь и урожайность, и эффективность современного земледелия, призванного обеспечить продуктами население планеты, невозможны без применения техники и прогрессивных технологий.
Но использование технических средств без знания свойств и качественных характеристик почвы может привести к резкому снижению ее плодородных свойств, вплоть до превращения в формы, не способные давать жизнь растениям. По этой причине механизаторы, работающие в агропромышленном комплексе, должны знать не только используемую в процессе производства технику, но и знать основы агрономии, как науки о земледелии.(Word)