Основными структурными компонентами деятельности являются. Основные компоненты деятельности (структура деятельности)

Общая характеристика. Деятельность - специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека, носящая общественный характер, в значительной степени определяющаяся целями и требованиями общества. Это активный и сознательно регулируемый процесс взаимодействия человека с окружающим миром. Человек в любой деятельности осознает цель своих действий, воображает ожидаемый результат, обдумывает последовательность операций и наблюдает за ходом деятельности и результатом.

Структура деятельности человека . В любом виде деятельности можно выделить общие структурные компоненты - цели, мотивы и действия. Цель выступает в качестве образа конечного результата деятельности. Мотив побуждает человека к деятельности и придает его деятельности осмысленность. Действие - относительно завершенный элемент деятельности, направленный на достижение определенной промежуточной осознаваемой цели.

В процессе развития человека деятельность становится более сложной, самостоятельная деятельность может превращаться в действие, а отдельные действия могут превращаться в самостоятельную деятельность.

П. К. Анохин, Н. А. Бернштейн, Э. А. Асратяп, Б. Г. Ананьев и др., исследуя механизмы планирования, контроля и регулирования действий, установили, что цель всякого действия представлена в сознании в виде психического образа, базирующегося на своеобразной нейропсихической модели. Обратная связь - информация о результатах совершаемого действия н сравнения их с заданной моделью - обеспечивает корректировку действия по ходу его выполнения. Этот механизм назвали акцептором действия.

Способы выполнения действий, составляющих данный вид деятельности, принято называть приемами действий. Каждое действие состоит, как правило, из системы движений, или операций, подчиненных задаче решаемой в тех или иных конкретных условиях.

Действия, направленные на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира, называются предметными. Они складываются из определенных движений, в большинстве случаев - из грех относительно простых: взять (поднять), переместить, опустить. Выделяются и другие виды движений: речевые, соматические, выразительные, локомоторные и т. д. Во всех случаях необходимы координация и согласованность движений.

Разнообразные действия человека выполняемые во внутреннем плане сознания, называются умственными. Экспериментально установлено, что умственные действия обязательно включают в себя моторные двигательные компоненты.

Существуют четыре вида умственной деятельности: перцептивная, мнемическая. мыслительная и имажитивная.

Всякая деятельность включает в себя внутренний и внешний компоненты. По своему происхождению внутренняя (умственная, психическая) деятельность производив от внешней (предметной). По мере накопления опыта приобретается способность совершать те же действия в уме (интериоризация, благодаря которой психика человека способна совершать операции с образами предметов, находящимися вне поля зрения). Затем действия в уме, направленные па преобразование предметной деятельности, сами подвергаются обратному преобразованию (зкетериоризация. реализующаяся в форме движений, воздействий па предметы, манипулирование с ними).

Де́ятельность - специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека, носящая общественный характер, в значительной степени определяющаяся целями и требованиями общества.
Выделяются:
1. Игровая деятельность;
Игра - это вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе.
2. Учебная деятельность;
Учение - это деятельность, целью которой является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть как организованным в специальных учреждениях, так и неорганизованным и осуществляться спонтанно, совместно с другими видами деятельности.
3. Трудовая деятельность;
Труд занимает особое место в системе человеческой жизнедеятельности. Труд - это деятельность, направленная на преобразование материальных и нематериальных объектов и приспособление их для удовлетворения потребностей человека. Игра и учение это лишь подготовка к труду и произошли из труда, так как именно труд яляется решающим условием формирования личности, ее способностей, умственных, нравственных качеств, ее сознания. В труде развиваются те личные качества человека, которые в его процессе непременно и постоянно им проявляются. Труд развивает физические силы: способность переносить большие физические нагрузки, мышечную силу, выносливость, ловкость, подвижность.
По характеру затрачиваемых основных усилий трудовую деятельность можно разделить на несколько видов:
- физический труд;
- интеллектуальный труд;
- духовный труд.

Структура деятельности :
Структуру деятельности обычно представляют в линейном виде, где каждый компонент следует за другим во времении.Потребность → Мотив→ Цель→ Средства→ Действие→ Результат
1. субъектами деятельности могут выступать:
-человек
-группа людей
-организации
-государственные органы
2. объектами деятельности могут выступать:
-природа и природные материалы
-предметы (вещи)
-явления,
-процессы
-люди, группы людей и т.д.
-сферы или области жизни людей
-внутреннее состояние человека
3. мотивом к деятельности могут выступать:
-потребности
-социальные установки
-убеждения
-интересы
-влечения и эмоции
-идеалы
4. цель деятельности – формирование осознанного образа предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность.
5. средствами деятельности могут выступать:
-материальные и духовные орудия (предметы, явления, процессы), т.е. все то, что благодаря своим свойствам служит орудием действий.
6. процесс деятельности – действия, направленные на реализацию поставленной цели.
7. итог деятельности – результат (продукт), к которому стремился субъект.

Деятельность можно определить как специфическую регулируемую сознанием человеческую активность, порождаемую потребностями и направленную на познание и преобразование внешнего мира и самого себя. Кроме того, деятельность – это процесс активного отношения человека к действительности, в ходе которого происходит достижение субъектом поставленных ранее целей, удовлетворение разнообразных потребностей и освоение общественного опыта. Деятельность обладает отличительными чертами: целенаправленность, общественный характер, систематичность и плановость.

Структура деятельности состоит из мотивов, способов и приемов, цели и результата.

Мотив – это внутренняя цель, она связана непосредственно с потребностями личности и побуждает личность к некоторой деятельности. Таким образом, мотив – это то, ради чего осуществляется деятельность и то, что ее побуждает.

Мотивы, в свою очередь, могут иметь различную природу, они могут быть органическими (направлены на удовлетворение естественных потребностей организма), функциональными (удов­летворяются с помощью разного рода культурных форм активности), материальными (направлены на создание предметов, обслуживающих естественные потребности), социальными (порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определенное место в обществе), духовными (лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовер­шенствованием человека).

Мотив и цель, взаимодействуя, определяют направление деятельности, величину усилий, которые придется приложить субъекту для ее выполнения. Таким образом, происходит организация системы всех психических процессов и состояний, которые будут развернуты в ходе выполнения деятельности.

Предметы, явления, задачи и объекты, наиболее важные и значимые для человека, которыми он стремиться обладать, которые стремится достичь, в структуре деятельности являются целью. Цель – это будущий результат в идеальном представлении. Цель может быть конечной, достижение такой цели равносильно удовлетворению потребности. Так же, цель может быть промежуточной, это та цель, которая выполняется человеком для достижения конечной цели.

В зависимости от значимости цели для человека и роли его деятельности в общественной жизни, цели можно разделить на близкие и далекие, личные и общественные.

Способами и приемами (действиями) принято считать относительно законченные элементы деятельности, которые направлены на достижение промежуточных целей, которые, в свою очередь, подчиняются общему мотиву.

Стоит учитывать, что если действие сложное, оно может потребовать составления цепи актов, особым образом связанных друг с другом. Эти самые звенья цепи являются операциями.

Любая деятельность состоит из двух компонентов: внутреннего и внешнего.

Внутренняя (психическая, умственная) деятельность производна от внешней (предметная). Изначально совершаются предметные действия, и только потом, по мере того, как накапливается опыт, человек получает возможность оперировать теми же действиями в уме. Такой переход из внешнего на внутренний план называется интериоризацией. Благодаря такому переходу, человек может говорить про себя или, например, думать, не мешая другим.

Овладев внутренней деятельностью, человек получает возможность проделать все действия в уме, прежде чем приступить к выполнению внешних действий. В этом случае, внешняя деятельность получает умственную основу и как бы подготавливается к выполнению. Этот процесс называется экстериоризация, он заключается в реализации умственной деятельности во внешней.

Любая деятельность состоит из системы действий. Действие – основная структурная единица деятельности, это процесс, направленный на достижение цели. Действия так же бывают предметные, или практические (связаны с целью деятельности, имеют определенное предметное содержание) и умственные (система операций интеллектуальных, направленных на выявление признаков предметов, не данных в перцептивном плане).

Умения и навыки

Осуществляя деятельность, человек взаимодействует с предметным миром: предметные ситуации создаются, преобразовываются, достигаются промежуточные результаты. Каждая операция в структуре действия определяется условиями изменяющейся ситуации, а также умениями и навыками субъекта деятельности.

Когда человек многократно выполняет одно и то же действие, формируется навык – стереотипный способ совершения операций. Он отличается сокращением его сознательного контроля. Это цепь закрепленных в повторении операций, которые связаны общей функцией.

Навыки делятся на простые и сложные. Рассмотрим каждый тип подробнее.

Простые – несложные приемы и действия, совершаются автоматически, не требуют большой сосредоточенности внимания.

Сложные двигательные, перцептивные и интеллектуальные действия автоматизированы, выполняются точно, быстро и легко.

Сложные. Усвоенные автоматизированные и сложные действия, выполняемые точно, легко и быстро при незначительном напряжении сознания и обеспечивающие эффективность деятельности человека.

Существует три вида сложных навыков:

двигательные (воздействие, неоднократно повторявшееся ранее, на внешний объект при помощи движений с целью его преобразования);

перцептивные (автоматизированное чувственное отражение свойств и характеристик хорошо знакомого, неоднократно воспринимавшегося ранее предмета);

интеллектуальные (автоматически применяемый способ решения встречавшейся ранее проблемы).

Навыки приобретаются человеком в процессе выполнения упражнений, то есть систематических и целенаправленных повторений действий. Показатели проделанной работы изменяются по мере выполнения упражнений. Навыки появляются и функционируют как автоматизированные приемы выполнения действий. его основная роль в том, чтобы освободить сознание от постоянного контроля над выполнением действий и приемов, и направить освободившееся сознание на цели и условия действия.

Навык формируется в несколько этапов:

Аналитический этап, на котором выделяются элементы действия, и происходит овладение ими;

Синтетический этап. На данном этапе происходит объединение элементов в целостное действие;

Этап автоматизации. Придание действию плавности и нужно скорости.

Частые повторения не всегда гарантируют успешность овладения навыком, существуют и другие причины объективного и субъективного характера.

Навыки составляют структуру действий и разных видов деятельности, поэтому они, как правило, взаимодействуют друг с другом, образуя при этом сложные системы. Взаимодействие может происходить с различным характером, они могут действовать согласованно или в противодействии, отрицательно влиять друг на друга или, напротив, полностью сливаться в одно целое.

Для того, чтобы навык сохранялся, необходимо пользоваться им систематически, иначе же возникает деавтоматизация, это такой процесс, когда происходит ослабевание или даже полное разрушение выработанных навыков. Движения при этом становятся заметно медленнее, менее точными, выполняются не так уверенно и происходит нарушение координации. При деавтоматизация действия требуют особого внимания и сосредоточенности, усиления контроля сознанием над действием.

Умение – это освоенный субъектом способ выполнения действий, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков.

Умения образуются при координации навыков, в результате их объединения в системы при помощи действий, находящихся над сознательным контролем. Через регулирование таких действий происходит управление умениями, которые будут обеспечивать гибкость и безошибочность тех или иных действий.

Умения имеют особенность, которая заключается в том, что человек способен изменять их структуру (навыки, операции и действия, входящие в состав умений, последовательность их выполнения), однако, при любых изменениях структуры, конечный результат остается неизменным.

Так как в основе умений лежит активная интеллектуальная деятельность, в их состав непременно входят процессы мышления. И основным отличием навыков и умений является сознательный интеллектуальный контроль при использовании умений. Интеллектуальная деятельность активизируется в тот момент, когда возникает нестандартная ситуация, меняются условия деятельности и требуется быстрое принятие различных решений.

Упражнения играют большую роль в формировании всех типов навыков и умений. Именно благодаря им навыки становятся автоматизированными, умения совершенствуются, как и вся деятельность человека в целом. Они необходимы на всех этапах деятельности, начиная с момента выработки умений и навыков, заканчивая процессом их сохранения. Если постоянно не подкреплять умения и навыки упражнения, то они потеряют свои качества, утрачиваются.

Основные виды деятельности

деятельность мотив навык формирование

Рассмотрим основные виды деятельности, осуществляемой человеком. Их возникновение и развитие является сложным и длительным процессом. Выделяют три генетически сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении всего жизненного пути человека вида деятельности: игру, учение, труд. Их различие заключается в конечном результате, то есть продукте деятельности, по организации и по особенностям мотивации.

Игра – это такая форма деятельности человека в условных ситуациях, которая направлена на воссоздание и усвоение общественного опыта, закрепленного в социальных способах выполнения предметных действий.

Игры делятся на несколько типов:

Индивидуальные, когда в игре участвует один человек;

Групповые, когда играет несколько индивидов;

Предметные игры связаны с привлечением каких-либо предметов в игру человека;

Сюжетные игры подразумевают создание сценария и воспроизведение его в деталях;

В ролевых играх каждому игроку присвоена определенная роль и он придерживается ее на протяжении всей игры.

Часто встречаются смешанные типы игр, например, сюжетно-ролевые или предметно-ролевые.

Учение – это такая деятельность, одной из целей которой является получение знаний, навыков и умений человеком.

Основной же целью является к самостоятельной деятельности в будущем. Для достижения этой цели используются обобщенные результаты предыдущих достижений.

Учение состоит из следующих элементов:

Знания (усвоение информации о свойствах предметов окружения и происходящих явлений);

Навыки (овладение приемами, образующих основные виды деятельности;

Умения (использование информации для выбора приемов соответствующих целям и условиям деятельности).

Учение может осуществляться двумя способами: организованно в специальных учреждениях (школах, вузах) или неорганизованно, попутно с другими видами деятельности, являясь побочным результатом.

Первичным видом деятельности человека считается труд. Это не столько психологическая категория, сколько социальная.

Предметом же психологического изучения является не сам труд в целом, а лишь психологические составляющие труда.

Труд – это деятельность человека, направленная на создание продукта полезного для людей, который будет удовлетворять материальные или духовные потребности общества.

Кроме того, что труд помогает достичь некоторого результата, он, одновременно, является основным способом формирования личности. В процессе труда не только рождается тот или иной продукт трудовой деятельности субъекта, но и формируется сам субъект.

Существенным в труде считается не только техника, но и отношение самого человека к труду. Именно в отношении к труду заключены главные мотивы трудовой деятельности человека. Трудиться – значит проявлять себя в деятельности. В труде легко найти отражение всех сторон проявления личности. У каждого вида труда существует своя более или менее сложная техника, которой необходимо овладеть для того, чтобы добиться успехов. Таким образом, знания и навыки играют не последнюю роль в труде, без них труд был бы невозможен.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - динамическая система активных взаимодействий субъекта с внешним миром, в ходе коих субъект целенаправленно воздействует на объект, за счет чего удовлетворяет свои потребности; происходит появление и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности.
Каждая конкретная деятельность имеет свою индивидуальную структуру, уточняющую общую структуру, присущую любой деятельности. В последнюю входят: общая цель деятельности, ее мотивы (как побуждения), отдельные действия, и, в том числе, навыки (способы достижения общей цели), и психические акты в них включенные, и результаты деятельности. Цель - это мысленный результат деятельности (т.е. то, ради чего действует человек), а мотив - это побудительная сила действия (т.е. то, почему действует человек). Так, например, при выполнении конкретного задания (изготовления какого-либо инструмента) цель - это самостоятельное изготовление этого инструмента, а мотив - это овладение приемами и способами работы, которые входят в состав конкретной изучаемой профессии.
Любая деятельность, начиная с подготовки к ней и кончая достижением цели, осуществляется в результате множества взаимосвязанных действий.
В структуре деятельности выделяются:
1) мотивы - побуждающие субъекта к деятельности;
2) цели - как прогнозируемые результаты этой деятельности;
3) операции с помощью коих деятельность выполняется.
В деятельности человека неразрывно связаны ее внешняя (физическая) и внутренняя (психическая) стороны. Внешняя сторона - движения, с помощью которых человек воздействует на внешний мир,- определяется и регулируется внутренней (психической) деятельностью, мотивационной, познавательной, волевой. С другой стороны, вся эта внутренняя, психическая, деятельность направляется и контролируется внешней, которая обнаруживает свойства вещей, процессов, осуществляет их целенаправленные преобразования, выявляет меру адекватности (соответствия) психических моделей, а также степень совпадения полученных результатов действий с ожидаемым.
При анализе деятельности выделяются три плана ее рассмотрения:
1) генетический - в нем исходной формой любой человеческой деятельности является социальная деятельность совместная, а как механизм развития психики выступает интериоризация, в ходе коей происходит переход внешней по форме деятельности во внутреннюю деятельность;
2) структурно-функциональный - в основе такого рассмотрения строения деятельности лежит принцип анализа «по единицам»: разложение реальности на «единицы», содержащие в себе основные свойства, присущие ей как целому; иерархические взаимосвязи между единицами деятельности подвижны, и в зависимости от места отражаемого объекта в структуре деятельности изменяются содержание отражения психического, уровень отражения (осознаваемый или неосознаваемый) и вид регуляции деятельности (произвольный или непроизвольный);
3) динамический - здесь при рассмотрении деятельности изучаются механизмы, обеспечивающие движение самой деятельности: активность надситуативная, определяющая саморазвитие деятельности и появление ее новых форм; установка, обусловливающая устойчивость целенаправленной деятельности в изменчивой реальности.
Деятельность производится на базе психофизиологических механизмов, изученных в русле физиологии активности (концепция уровней построения движений), теории систем функциональных (акцептор результатов действия) и представлений о системной организации функций психических высших.

31.Игра, учение и труд и их психологические характеристики

Игра, учение и труд - их следует рассматривать в качестве основных видов деятельности людей.
Игра - это такой вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта (за исключением деловых и конструкторских игр взрослых людей и детей). Игры часто имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха. Иногда игры служат средством символической разрядки напряженностей, возникших под влиянием актуальных потребностей человека, которые он не в состоянии ослабить иным путем.
Существует несколько типов игр: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с правилами. Индивидуальные игры представляют собой род деятельности, когда игрой занят один человек, групповые - включают несколько индивидов. Предметные игры связаны с включением в игровую деятельность человека каких-либо предметов. Сюжетные игры разворачиваются по определенному сценарию, воспроизводя его в основных деталях. Ролевые игры допускают поведение человека, ограниченное определенной ролью, которую в игре он берет на себя. Наконец, игры с правилами регулируются определенной системой правил поведения их участников. Нередко в жизни встречаются смешанные типы игр: предметно-ролевые, сюжетно-ролевые, сюжетные игры с правилами и т.п. Отношения, складывающиеся между людьми в игре, как правило, носят искусственный характер в том смысле этого слова, что окружающими они не принимаются всерьез и не являются основаниями для выводов о человеке. Игровое поведение и игровые отношения мало влияют на реальные взаимоотношения людей, по крайней мере среди взрослых.
Тем не менее игры имеют большое значение в жизни людей. Для детей игры имеют по преимуществу развивающее значение, а у взрослых служат средством общения, разрядки. Некоторые формы игровой деятельности приобретают характер ритуалов, учебно-тренировочных занятий, спортивных увлечений.
Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Оно может быть неорганизованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат. У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она прямо служит средством психологического развития индивида.
Особое место в системе человеческой деятельности занимает труд. Именно благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего, практически неограниченного развития. С трудом прежде всего связано создание и совершенствование орудий труда. Они в свою очередь явились фактором повышения производительности труда, развития науки, промышленного производства, технического и художественного творчества.
В труде существенна не только техника труда, но и отношение человека к труду. Именно в нем заключены основные мотивы трудовой деятельности человека. Это субъективное отношение человека к труду обусловлено отражающимися в сознании людей объективными общественными отношениями. В норме труд является насущной потребностью человека. Трудиться -- значит проявлять себя в деятельности. В труде, как в реальной деятельности человека, участвуют в той или иной мере все стороны и проявления его личности. В каждом виде труда имеется своя более или менее сложная техника, которой необходимо овладеть. Поэтому в труде всегда более или менее значительную роль играют знания и навыки. Без знания и навыков невозможен никакой труд.
Таким образом, особое место в системе человеческой деятельности занимает труд. Именно благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего, практически неограниченного развития. С трудом прежде всего связано создание и совершенствование орудий труда. Они в свою очередь явились фактором повышения производительности труда, развития науки, промышленного производства, технического и художественного творчества.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

У человека активность протекает в трех формах: а) в форме деятельности; б) в форме поведения, не равному поведению животных и в) в форме созерцания (С.Л.Рубинштейн).

Активность человека с самых ранних лет регулируется требованиями общества. Эта форма активности, этот тип поведения называется деятельностью.

Деятельность – это специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.

Отличие деятельности человека от активности животного.

1. Деятельность человека носит продуктивный, а не только потребительский характер.

У человека использование предмета как орудия для достижения желаемого результата в фазе его создания может быть удалена во времени от использования этого орудия, в отличие от животных.

2. Деятельность человека связана с предметами материальной и духовной культуры.

3. Деятельность человека преобразует его самого, его способности, потребности, условия жизни.

4. Человеческая деятельность есть продукт истории, а активность животных – результат их биологической эволюции.

5. Предметная деятельность людей формируется и развивается в обучении и воспитании. Активность животного обусловлена генотипически.

Психологические черты деятельности.

2. Психика должна отражать собственные объективные свойства вещей и определять ими способы достижения поставленной цели.

3. Деятельность должна стимулировать и поддерживать активность, которая сразу же не удовлетворяет потребность. Следовательно, деятельность невозможна без познавательных и волевых процессов.

Чтобы говорить о деятельности человека, необходимо выявить у человека наличие сознаваемой цели. Сознавание цели – ее необходимый признак. Когда этот признак отсутствует, имеет место импульсивное поведение , которое управляется непосредственно потребностями и эмоциями. Часто носит эгоистический характер (при аффекте, гневе, страсти). Импульсивность поведения не означает его бессознательности. Здесь сознается только личный мотив , а не его общественное содержание, воплощенное в цели. Бессознательное поведение – это импульсивные реакции, основанные на рефлексах, инстинктах, чаще инстинкте самосохранения.

От понятия «деятельность» необходимо отличать понятие «поступок». Э то действие, выполняя которое человек осознает его значение для других людей, т.е. его социальный смысл.

Поступок человека включает три компонента: 1) само действие, 2) мысли, 3) чувства, испытываемые при выполнении определенного действия.

Основные характеристики деятельности: мотив, цель, предмет, структура и средства.

В качестве цели деятельности выступает ее продукт. Это может быть материальный предмет, могут быть знания, умения, навыки, мысль, идея, теория, произведение искусства.

Иногда мотив и цель деятельности могут совпадать друг с другом. Одна и та же цель может порождаться различными мотивами, а одни и те же мотивы могут формировать у разных людей различные цели деятельности.

Предметом деятельности называется то, с чем она непосредственно имеет дело. Для трудовой деятельности – это материальный продукт, для познавательной – информация, для учебной – знания и т.д.

Основными составляющими структуры деятельности являются действия и операции. Действиями называют часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель. Операцией называют способ осуществления действия, характер которой зависит от условий выполнения действия, имеющихся умений и навыков, наличия средств осуществления действия. Пример: запись информации – действие одно, а операция у каждого человека своя.

Предпочитаемые человеком операции характеризуют его индивидуальный стиль деятельности.

Структуру деятельности можно представить в виде лестницы, спускаясь по ступеням которой человек эту деятельность и осуществляет: цель – частные задачи – действия – движения – элементы.

И последняя характеристика деятельности – средства. Это те инструменты, которыми человек пользуется, выполняя те или иные действия и операции. Развитие средств деятельности ведет к повышению ее продуктивности.

В ходе развития деятельности может изменяться мотивация. Так же может действие выделиться из деятельности и превратиться в самостоятельную деятельность.

Компоненты деятельности: внутренние и внешние. Внутренние – анатомо-физиологические и психологические процессы и состояния. Внешние – движения. Их соотношение не постоянно. По мере развития и преобразования деятельности осуществляется систематический переход внешних компонентов во внутренние. Он сопровождается их интериоризацией и автоматизацией. При возникновении затруднений в деятельности, когда нарушаются какие-либо компоненты, происходит обратный переход – экстериоризация: автоматизированные компоненты деятельности разворачиваются, проявляются вовне, внутреннее вновь сознательно контролируемым.