Основные понятия теории управления. Моделирование социальных систем

В истории социологических теорий можно условно выделить две основные модели социальных систем - функциональную (Г. Спенсер, Э. Дюркгейм и др.) и конфликтную (К. Маркс, Р. Дарендорф и др.). Герберту Спенсеру (1820-1903) принадлежит одно из первых в социальных учениях определение общества как целостной системы. Любая деятельность в обществе ориентирована на реализацию каких-то целей людей с помощью определенных средств и способов. Понятие "функция" отражает отношение соответствия между частью системы и потребностью, которую она удовлетворяет. С помощью анализа функций можно объяснить специфику каждого конкретного элемента социальной системы. Конфликтная модель анализа социальных систем базируется на теории классов и классовой борьбы. Социальные, в том числе и классовые, конфликты являются, по мнению Карла Маркса (1818-1883) и его последователей, важнейшей особенностью социальных систем. Конфликты неизбежно порождаются самими системами и являются источником их развития. Об этом свидетельствует вся история человечества19. Названные модели - это всего лишь два среза социальной реальности, призванные дополнять друг друга.

Для социальной работы как многофункциональной и меж-дисциплинарной деятельности характерен, с одной стороны, разброс привлекаемых и используемых ею теорий, с другой - отсутствие собственных фундаментальных теорий, поскольку еще идет становление этой сферы деятельности и разрабатываются различные "пробные" концепции. Основанием для построения обобщенной модели деятельности социального работника может служить выявление общей структуры человеческой деятельности как познавательной, так и практической. В самых разных, казалось бы, жизненных ситуациях и конкретных проблемах, встающих перед людьми, обнаруживается нечто общее, сходное, повторяющееся. Следовательно, нужно искать то единое, что присутствует в многообразных проявлениях человеческой деятельности.

Обобщенная модель должна характеризовать последовательность действий социального работника от постановки социального диагноза до завершения предполагаемых изменений и перемен.

Точные количественные методы, которые раньше использовались только в естественнонаучном познании, теперь все шире используются в познании социальном. Прогресс социальных наук в немалой степени связан с применением метода социального экспериментирования и с использованием моделей.

Социальный эксперимент выполняет две функции: исследовательскую и управленческую. Применяется как в общественных науках, так и в социальном управлении. Это модельное экспериментирование.

Сегодня все больше внимания в обществоведении уделяют изучению так называемых социальных механизмов, которые представляют собой, по сути дела, причинно-следственные модели социальных процессов. Социальные механизмы всегда связаны с распространением благ, перераспределением собственности.

Социальные процессы сложны как из-за большого числа различных объективных факторов и их взаимных связей, так и из-за субъективных факторов. Реальный эксперимент в социальной сфере имеет много ограничений:

Невозможно воздействовать на изучаемые объекты, например в исторических исследованиях - события безвозвратно ушли в прошлое;

Реальное вмешательство может нарушить функционирование объекта исследования;

Невозможно надолго и полностью "отгородить" какую-либо социальную группу от общественных связей, поставив людей в особые условия жизни;

Трудно поддаются экспериментальному изучению чувства, настроения, действия личностей.

Эти и другие трудности побудили использовать модельный эксперимент. Здесь мы сталкиваемся еще с двумя разновидностями математического моделирования: имитационным (А) и глобальным (В).

А. Имитационное моделирование. Применение математических моделей весьма успешно началось в экономической сфере (циклы конъюнктуры, хозяйственное прогнозирование). Имитационное22 моделирование как новое направление в прикладной математике и кибернетике интенсивно развивается с 60-х гг. В это время стали широко применяться сложные технические системы в самых разных отраслях деятельности (космос, транспорт, медицина, экономика). Россия имеет большой опыт разработки и внедрения имитационного моделирования в различных сферах. Отечественная школа имитационного моделирования сложилась в послевоенные годы. Ее глава академик Никита Николаевич Моисеев внес большой вклад в оптимизацию параметров советской военной техники.

При помощи имитационного моделирования сегодня получают плодотворные результаты в различных областях социального познания: политике, коммерческой деятельности, маркетинге, образовании, криминалистике и т.д. Имитирование - это способ представить суть явления, не прибегая к экспериментам на реальном объекте. Технология имитационного моделирования сводится к конструированию мысленной модели, имитирующей процессы по нужным, но не полным, показателям. Именно неполнота описания объекта делает имитационную модель отличной от математической в традиционном ее понимании.

Все имитационные модели построены по типу "черного ящика". Есть какой-то вход в него, который описывается внешними переменными, возникающими вне системы, и есть выход, описываемый выходными переменными, которые характеризуют результат действия системы. Происходящие в имитационных моделях процессы и взаимодействия описываются в терминах абстрактных потоков и уровней. Описание модели выглядит как множество прямых и обратных связей между компонентами.

Важный момент анализа полученных результатов - оценка траекторий ожидаемого развития.

Имитационное моделирование имеет дело с реально существующими системами и позволяет изучать их как единое целое, при желании фокусируя внимание исследователя на отдельных элементах. Процесс разработки имитационной модели позволяет осмыслить действительность: выявить взаимозависимости, определить необходимые мероприятия, их временные соотношения и требуемые ресурсы. Кроме того, появляется возможность упорядочить наши понятия и представления о действительности. Такая модель заставляет разработчика оценивать и проверять обоснованность его замыслов.

Большой интерес в имитационном моделировании представляет метод системной динамики, разработанный одним из крупнейших специалистов в области теории управления, профессором Массачусетского технологического института Джеймсом Форрестером. Системная динамика была разработана для решения проблем управления в промышленности, но впоследствии стала использоваться для анализа широкого класса динамических систем - экономических, социальных экологических.

В. Глобальное моделирование. Было замечено, что чем глубже изучают исследователи актуальные проблемы современности, тем все больше убеждаются в том, что их нельзя осмыслить и понять по отдельности. Эти проблемы системны, т.е. взаимосвязаны и взаимозависимы.

Развитие вычислительной техники обеспечило возможность изучения широкомасштабных социальных процессов. Возникает так называемое глобальное моделирование и на его основе - прогнозирование мировых социальных явлений. Начало глобальному моделированию положила работа Дж. Форрестера "Мировая динамика" (1971 г.). Здесь он рассматривает мир как единое целое, как единую систему различных взаимодействующих процессов: демографических, промышленных, экологических, исчерпания природных ресурсов и др. В этой книге успешно использованы математические методы и компьютерная техника для создания варианта модели экономического развития общества. Модель содержит четыре параметра, способных ограничить рост населения - это истощение природных ресурсов, увеличение уровня загрязнения среды, перенаселенность, нехватка продуктов питания. Расчеты показали, что при сохранении современных тенденций развития общества неизбежен серьезный кризис во взаимодействии человека и окружающей среды. На основании анализа модели был сделан вывод о необходимости стабилизации промышленного роста и материального потребления.

В 80-х гг. появляются работы в области глобального моделирования и в Советском Союзе. Крупнейший специалист по глобальному моделированию социоприродных процессов Никита Николаевич Моисеев подчеркивал необходимость жесткого контроля за планетарной деятельностью человечества, которая может обернуться целой серией глобальных катастроф. "В одном отношении, - отмечал Н.Н. Моисеев, - мы вполне солидарны с Форрестером - без регламентации человеческой активности, без внедрения планового начала на всей планете развитие человеческого общества бесперспективно".

Постоянно обостряющиеся противоречия между развитыми и развивающимися странами создают угрозу для безопасности и стабильности мира. Стоит подчеркнуть, что для решения проблемы выживания цивилизации помимо новой мировоззренческой основы необходим и новый методологический подход к познанию и пониманию реальности. Суть такого подхода, вероятнее всего, составит именно системно-диалектическая методология. К сожалению, в погоне за сверхприбылью или безграничной властью определенные круги социума способны, не задумываясь о последствиях, погубить цивилизацию в глобальной экономической, экологической либо военной катастрофе.

Моделирование общественно-исторических процессов еще сравнительно молодо, но уже дает важные результаты. Группой ученых под руководством академика Н.Н. Моисеева математическими методами была проанализирована структура международной конфликтной ситуации. Основной вывод, который был сделан из анализа модели, можно сформулировать так: в действиях участников конфликта даже в сверхопасной ситуации существует и может быть достигнут взаимовыгодный компромисс.

Долгое время конкретные науки самостоятельно разрабатывали методологию моделирования, исходя из своей специфики. Отсутствовала должная координация, и даже не было единой терминологии. Лишь постепенно осознавалась роль моделирования как универсального метода познания. Моделирование получает все более широкое применение во многих областях знаний и сферах практической деятельности. В настоящее время нельзя назвать область человеческой деятельности, в которой не использовались бы методы моделирования. Моделировать можно объект любой природы и любой степени сложности. Как раз сложные объекты и представляют наибольший интерес для моделирования. Оно может дать результаты, которые нельзя получить другими способами.

Рассмотрим технологию моделирования. Предположим, вы убедились в невозможности или затруднительности непосредственно исследовать объект-оригинал и пришли к выводу, что его необходимо моделировать. В общем случае процесс моделирования состоит из следующих этапов:

1. Постановка задачи и определение тех свойств объекта-оригинала, которые подлежат исследованию.

2. Выбор модели, хорошо фиксирующей существенные свойства оригинала. Построение модели предполагает наличие некоторых знаний об объекте исследования, а вопрос сходства оригинала и модели требует конкретного анализа.

3. Исследование созданной модели в соответствии с поставленной задачей. Это проведение так называемых "модельных экспериментов", при которых специально меняются условия функционирования модели и собираются данные о ее поведении. В результате мы получаем определенный объем информации.

4. Перенос результатов исследования модели на оригинал. Здесь важно помнить, что моделирование - не единственный источник знаний об объекте, а к использованию аналогий при моделировании следует относиться с осторожностью, очень критично. Стоит заметить, что на практике результаты первых расчетов при моделировании могут быть далеки от реальных. Мы можем переносить какой-либо результат с модели на оригинал, если этот результат связан с признаками сходства оригинала и модели.

5. Практическая проверка результатов и их использование

Для построения обобщающей теории объекта,

Для преобразования объекта-оригинала,

Для управления этим объектом.

Творческое отношение к реальности состоит в сопоставлении действительности и ее модели, т.е. в поиске истины. Моделирование - циклический процесс. Это значит, что за первым циклом из 5 этапов может следовать второй, третий и т.д. При этом уточняется и совершенствуется используемая модель.

Актуальность проблемы. Для успешного осуществления управленческой деятельности необходимо составить четкое представление о структуре организации, взаимодействии ее составных частей и связях организации с внешней средой.

Существующие в настоящее время организации отличаются огромным разнообразием как по направлениям деятельности, так и по форме собственности, масштабам, другим параметрам. При этом каждая организация по-своему уникальна. Однако для управления всеми организациями применяются одинаковые принципы, методы и спосо­бы. Чтобы приспособить их к особенностям конкретного предприятия, четко определить место управляющих структур в общей структуре предприятия, а также их взаимодействие между собой и с другими подразделениями, широко применяется моделирование. Поэтому изучение моделирования в управленческой деятельности является актуальной проблемой.

Степень изученности проблемы. Проблемам моделирования управленческих процессов посвящены также работы зарубежных ученых А. Демодорана, М.Х. Мескона, Дж. Неймана, Л. Планкетта, Г. Хейла, О. Моргентейна, П. Скотта, М. Эддоуса, Р. Стэнсфилда, К.Г. Корли, С. Уолли и Дж. Р. Баума.

Из отечественных специалистов, занимавшихся изучением моделирования в управлении можно отметить работы К.А. Багриновского, Е.В. Бережной, В.И. Бережного, В.Г. Болтянского, А.С. Большакова, В.П. Бусыгина, Г.К.Ждановой, Я.Г. Неуймина, А.И. Орлова, Г.П.Фомина и др.

Целью курсовой работы является изучение моделирования в управлении. Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи :

1. изучить литературу по данной проблеме;

2. определить сущность понятия процесса моделирования и классификацию моделей;

3. проанализировать модель организации как объекта управления;

4. рассмотреть особенности моделирования процессов управления:

· словесной модели;

· математического моделирования;

· практическую модель управления.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка использованной литературы.

Глава 1. Сущность моделирования в управленческой деятельности

1.1. Понятие процесса моделирования. Классификация моделей

Моделирование - это создание модели, т. е. образа объекта, заменяющего его, для получения информации об этом объекте путем проведения экспериментов с его моделью .

Модель в общем смысле (обобщенная модель) есть создаваемый с целью получения и (или) хранения информации специфический объект (в форме мысленного образа, описания знаковыми средствами либо материальной системы), отражающий свойства, характеристики и связи объекта-оригинала произвольной природы, существенные для задачи, решаемой субъектом.

Модели объектов являются более простыми системами, с четкой; структурой, точно определенными взаимосвязями между составными частями, позволяющими более детально проанализировать свойства реальных объектов и их поведение в различных ситуациях . Таким образом, моделирование представляет собой инструмент анали­за сложных систем и объектов.

К моделям выдвигается ряд обязательных требований. Во-первых, модель должна быть адекватной объекту, т. е. как можно более полно соответствовать ему с точки зрения выбранных для изучения свойств.

Во-вторых, модель должна быть полной. Это означает, что она дол­жна давать возможность с помощью соответствующих способов и методов изучения модели исследовать и сам объект, т. е. получить некоторые утверждения относительно его свойств, принципов работы, поведения в заданных условиях.

Множество применяющихся моделей можно классифицировать по следующим критериям:

· способ моделирования;

· характер моделируемой системы;

· масштаб моделирования.

По способу моделирования различают следующие типы моделей:

· аналитические, когда поведение объекта моделирования описывается в виде функциональных зависимостей и логических условий;

· имитационные, в которых реальные процессы описываются набором алгоритмов, реализуемых на ЭВМ.

По характеру моделируемой системы модели делятся :

· на детерминированные, в которых все элементы объекта моделирования постоянно четко определены;

· на стохастические, когда модели включают в себя случайные элементы управления.

В зависимости от фактора времени модели делятся на статичес­кие и динамические. Статические модели (схемы, графики, диаграм­мы потоков данных) позволяют описывать структуру моделируемой системы, но не дают информации о ее текущем состоянии, которое изменяется во времени. Динамические модели позволяют описывать развитие во времени процессов, протекающих в системе. В отличие от статических, динамические модели позволяют обновлять значения переменных, сами модели, динамически вычислять различные пара­метры процессов и результаты воздействий на систему.

Модели можно делить на следующие виды :

1) Функциональные модели - выражают прямые зависимости между эндогенными и экзогенными переменными.

2) Модели, выраженные с помощью систем уравнений относительно эндогенных величин. Выражают балансовые соотношения между различными экономическими показателями (например, модель межотраслевого баланса).

3) Модели оптимизационного типа. Основная часть модели - система уравнений относительно эндогенных переменных. Но цель - найти оптимальное решение для некоторого экономического показателя (например, найти такие величины ставок налогов, чтобы обеспечить максимальный приток средств в бюджет за заданный промежуток времени).

4) Имитационные модели - весьма точное отображение экономического явления. Имитационная модель позволяет отвечать на вопрос: «Что будет, если…». Имитационная система - это совокупность моделей, имитирующих протекание изучаемого процесса, объединенная со специальной системой вспомогательных программ и информационной базой, позволяющих достаточно просто и оперативно реализовать вариантные расчеты.

Математические уравнения при этом могут содержать сложные, нелинейные, стохастические зависимости.

С другой стороны, модели можно делить на управляемые и прогнозные. Управляемые модели отвечают на вопрос: «Что будет, если...?»; «Как достичь желаемого?», и содержат три группы переменных: 1) переменные, характеризующие текущее состояние объекта; 2) управляющие воздействия - переменные, влияющие на изменение этого состояния и поддающиеся целенаправленному выбору; 3) исходные данные и внешние воздействия, т.е. параметры, задаваемые извне, и начальные параметры.

В прогнозных моделях управление не выделено явно. Они отвечают на вопросы: «Что будет, если все останется по-старому?».

Далее, модели можно делить по способу измерения времени на непрерывные и дискретные. В любом случае, если в модели присутствует время, то модель называется динамической. Чаще всего в моделях используется дискретное время, т.к. информация поступает дискретно: отчеты, балансы и иные документы составляются периодически. Но с формальной точки зрения непрерывная модель может оказаться более простой для изучения. Отметим, что в физической науке продолжается дискуссия о том, является ли реальное физическое время непрерывным или дискретным.

Обычно в достаточно крупные социально-экономические модели входят материальный, финансовый и социальный разделы. Материальный раздел - балансы продуктов, производственных мощностей, трудовых, природных ресурсов. Это раздел, описывающий основополагающие процессы, это уровень, обычно слабо подвластный управлению, особенно быстрому, поскольку весьма инерционен.

Финансовый раздел содержит балансы денежных потоков, правила формирования и использования фондов, правила ценообразования и.т.п. На этом уровне можно выделить много управляемых переменных. Они могут быть регуляторами. Социальный раздел содержит сведения о поведении людей. Этот раздел вносит в модели принятия решений много неопределенностей, поскольку трудно точно правильно учесть такие факторы как трудоотдача, структура потребления, мотивация и.т.п.

При построении моделей, использующих дискретное время, часто применяют методы эконометрики. Среди них популярны регрессионные уравнения и их системы. Часто используют лаги (запаздывания в реакции). Для систем, нелинейных по параметрам, применение метода наименьших квадратов встречает трудности.

Популярные в настоящее время подходы к процессам бизнес-реинжиниринга основаны на активном использовании математических и информационных моделей.

При построении любой модели процесса управления желательно придерживаться следующего плана действий :

1) Сформулировать цели изучения системы;

2) Выбрать те факторы, компоненты и переменные, которые являются наиболее существенными для данной задачи;

3) Учесть тем или иным способом посторонние, не включенные в модель факторы;

Управление целевыми процессами в организационном моделировании социальных систем

Object-oriented processes management in organizational modelling of social systems

УДК 519.876.2

Верзилин Дмитрий Николаевич

ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского университета информатики и автоматизации РАН, доктор экономических наук, профессор 199178, Санкт-Петербург, В. О. 14-я линия, д. 39

Verzilin Dmitriy Nikolayevich

199178, Saint-Petersburg, V. O.,14 liniya, 39

В статье представлена разработка моделей социальных систем и процессов в них с использованием системного подхода. Обобщены недостатки известных моделей, для повышения их качества предложено использование методов организационного моделирования. Рассмотрены вопросы координации целевых процессов на основе различных критериев и механизмы выработки управляющих воздействий применительно к социальным системам. Проанализированы формально-математические аспекты моделирования таких систем. Проработаны и предложены подходы к моделированию иерархии процессов принятия решений в них.

The article provides a development of models of social systems and their processes through implementation of system approach. It generalizes disadvantages of the existing models, suggests implementation of organizational modelling methods for their quality improvement. It reviews coordination issues of object-oriented processes based on various criteria, and mechanisms of administrative influence creation for social systems. It analyzes formal and mathematical aspects of modelling of such systems. It elaborates and suggests approaches to the modelling of decision making processes hierarchy in them.

Ключевые слова: социальная система, целевой процесс, принятие решений, координация процессов, организационное моделирование

Keywords: social system, object-oriented process, decision making, process coordination, organizational modelling

В современном мире все большее внимание уделяется вопросам оптимизации развития социальных систем и управления ими. Постепенно общество подходит к пониманию того, что для его успешного дальнейшего существования необходимо изменение приоритетов развития, отказ от принципа «человек для экономики» и переход к противоположному - «экономика для человека». Эти достоинства многократно обосновывались отечественными и зарубежными учеными. Соответственно возникает необходимость разработки и совершенствования подходов к исследованию социальных систем как таковых, а также методов управления процессами в них. Для этих целей могут успешно использоваться методы организационного

Шаныгин Сергей Иванович

доцент Санкт-Петербургского торгово-экономического института, кандидат экономических наук 194021, Санкт-Петербург, ул. Новороссийская, д. 50

Shanygin Sergey Ivanovich

194021, Saint-Petersburg, ul. Novorossiyskaya,50

управления, исторически достаточно долго развивавшиеся в разных областях человеческой деятельности. Одним из способов, традиционно и оправданно применяемых в таких исследованиях, является организационное моделирование, позволяющее обобщить описание социальной системы (СС) и воздействующих на нее факторов, выполнить формализованный анализ и оптимизацию реально протекающих в ней целевых процессов (ЦП), разработать и обосновать механизмы управления ею.

Вопросы организационного моделирования процессов управления сложными, в том числе социальными, системами исследовались многими авторами. В частности, известны труды М. Месаровича, Д. Мако, И. Тахары, посвященные общим вопросам разработки моделей организационных систем . В работе Д. Крамера обсуждаются проблемы формализованного исследования социальных систем. Значительный вклад в развитие методов исследования поведения сложных систем различного назначения внесли Р. М. Юсупов, М. Ю. Охтилев, Б. В. Соколов . Б. В. Москвиным рассмотрены в обобщенном виде вопросы координации поведения частично самостоятельных элементов сложной системы . Особенности разработки моделей целевых процессов в социальных системах предложены в работе Ю. М. Плотин-ского. Проблемы организационного моделирования систем исследованы А. И. Кочетковой . Вопросы системного анализа применительно к моделированию сложных социальных систем рассмотрены в работе В. Вайдлиха . В. Н. Бурковым, Н. А. Коргиным, Д. А. Новиковым исследованы проблемы управления сложными организационными системами .

К сожалению, многие известные модели построены при значительном числе допущений, они справедливы лишь для конкретных условий деятельности изучаемой системы или описывают только отдельные аспекты ее функционирования. Конструктивные подходы к созданию моделей сложных многоаспектных социальных систем проработаны недостаточно для использования в реальной практике. Причем большинство из них представлены в достаточно универсальном виде при большом количестве упрощений и не обеспечивают

s с; с i с s !û I

™ решения всех вопросов, необходимых для управления ^ социальной системой. Универсальность многих моде-^ лей приводит к ограничению количества учитываемых >х факторов и огрублению результатов моделирования. ^ Для долгосрочного прогнозирования точность многих 2 из них оказывается недостаточной. В связи с этим ^ актуальной является разработка научно обоснованных ^ подходов к организационному моделированию соци-ш альных систем, формулирование принципов и правил ^ разработки и использования моделей, позволяющих < повысить степень адекватности отражения моделя-о ми фактически протекающих внутренних и внешних ^ социальных процессов. Прежде всего, необходимо ш повышение точности моделирования и учет больше-о го числа факторов при планировании долгосрочного ^ развития систем.

о Значительная часть современных социальных сис-о тем относятся к классу больших систем. Поэтому ^ развитие научных подходов к управлению ими свя-^ зано с ростом сложности и масштабности решаемых 2 задач. Объективной особенностью такого развития ^ является специализация функций, приводящая к то-2 му, что большая СС объективно декомпозируется на совокупность связанных между собой самостоятельно функционирующих структурных элементов, решающих свои узкоспециализированные задачи. Соответственно это приводит к децентрализации процесса принятия решений в ее органе управления, необходимости решения задач координации целевых процессов структурных элементов в рамках стратегических ЦП большой системы и использования принципов системного подхода. Поэтому нами для анализа и моделирования ЦП в таких системах частично используются положения, приведенные в работах .

Одним из хорошо зарекомендовавших себя способов исследования сложных систем и разработки механизмов управления ими является системный подход, представляющий собой совокупность принципов, определяющих научную и практическую деятельность при анализе и синтезе таких систем, вытекающих из особенностей их описания. При этом необходимо установить не только как функционирует система, но и почему она так функционирует. Системный подход к анализу СС базируется на следующих основных принципах:

При изучении СС главное внимание уделяется ее внешним связям с другими системами, а не ее детальной внутренней структуре;

При изучении СС сначала изучаются ее цели и функции, из которых затем выводится структура, но не наоборот;

При анализе СС учитывается стоимость получения требуемого результата;

При принятии решения органом управления СС учитываются последствия этого решения для всех других систем, которые они затрагивают .

В целом полагаем, что системный анализ СС наиболее целесообразен для решения слабоструктурированных проблем, состав элементов и взаимосвязей которых установлен только частично при наличии факторов неопределенности и неформализуемых элементов. Одна из задач системного анализа заключается в таком раскрытии содержания проблем, стоящих перед органом управления СС, чтобы стали очевидны все основные последствия его решений. Это позволяет более обоснованно подойти к оценке возможных вариантов решений и выбрать наилучший из них с учетом неформализуемых факторов. Соот-

ветственно системный анализ, в отличие от исследования операций, в большей степени сосредоточен на методологии решения проблем, а не на использовании конкретных математических методов. Последовательность формирования модели СС при системном подходе включает в себя несколько этапов:

1. Определение и формулирование целей функционирования СС.

2. Определение требований к СС, исходя из результатов анализа целей ее функционирования и ограничений внешней среды.

3. Выбор и описание наиболее приоритетных структурных элементов СС.

4. Анализ различных вариантов и выбор внутренней структуры элементов СС.

5. Комплексирование структурных элементов в единую СС на основе заданных критериев.

Надо заметить, что модели поведения СС не описываются простыми функциями рефлексивного типа (как механистические и биологические системы). При моделировании таких систем необходимо учитывать особенности процедур обработки информации в них. Решение органа управления зависит от собранной информации сложным образом, и эта зависимость во многих случаях является неоднозначной. Основными целями СС является чаще всего улучшение внутренних и внешних условий деятельности элементов социума. Кроме того, ее структурные элементы в рамках СС могут иметь собственные цели. Процессы функционирования такой системы плохо формализуются, для их описания традиционно используются поведенческие модели, полученные на основе экспертных оценок, позволяющих качественно описать систему, оценить допустимые границы функционирования СС и тенденции ее развития.

Предпосылки моделирования.

Любая система может быть смоделирована на основе использования элементов известных типов систем. Такие модели имеют соответствующие характеристики и цели. В одних случаях смоделированные подобным образом системы имеют положительный результат, обеспечивая прогрессивное развитие системы в целом, в других случаях напротив, развитие затормаживается либо наблюдается явный регресс.

В связи с этим необходимо рассмотреть эволюцию и последствия несочетаемости различных типов систем при моделировании социальной системы.

Попытки объяснить закономерности происхождения и функционирования социальной системы нередко предпринимались с точек зрения и механики, и биологии, и физики. Однако следует заметить, что нам не известны попытки моделирования механистической или биологической системы, применяя законы общественного развития.

Появление механистических теорий применительно к законам природы и общественного развития появились ещё в XVII веке. Сторонники идеи об абсолютной всеобщности применения законов механики пытались объяснить явления природы и общественной жизни с точки зрения законов, объясняющих многообразие форм движения материи. Среди них были такие выдающиеся биологи как Й.Я. Берцелиус, Ж.Б. Ламарк, А. Рукс и другие. Согласно механистам, биология допускает точные формулировки, потому что существует материя. Поэтому противопоставлять неживую природу формам живой природы нет ни какого основания. Живая природа, по утверждению А. Рукса, есть совокупность живых организмов, состоящих из клеток с ядрами, которые в свою очередь развились из неживых элементарных частиц посредством воздействия на них механических законов.

В свою очередь сторонники биологической концепции, такие как Г. Спенсер, А. Хансонг, С. Бир и другие, рассматривали модели социальных систем в контексте законов развития живых организмов. Сравнивая закономерности развития живых организмов и человеческого общества, Герберт Спенсер выделяет три группы существенных сходств: а) рост системы как увеличение количества; б) дифференциация структуры системы и в) увеличение дифференциации функций.

С точки зрения Г. Спенсера и А. Хансонга как биологическим, так и общественным системам характерны количественные изменения, характеризующие их рост. Например, живой организм развивается от зародыша к зрелой особи, а общество подобно живому организму преодолело в своем развитии путь от малочисленной родовой организации к великой нации.

Дифференциация структур в биологических и общественных системах так же имеет сходство. Для ранних стадий развития живой природы в протозойскую эру было характерно то, что организмы били микроскопичными. По мере развития их дифференциация привела к возникновению новых видов и классов животных и растений. Общественные организмы так же представлены примитивными сообществами, которые, как правило, не образуют больших групп. Зато известные в истории человеческой цивилизации великие империи насчитывали в своем составе десятки и сотни народов, говорящих на разных языках и, представляющих различные культуры.


И, наконец, как в биологических системах, так и в общественных с ростом путем простого умножения единиц и возникновения групп и подгрупп, в каждой группе происходит увеличение числа индивидуумов, отличающихся друг от друга выполняемыми функциями.

Моделирование социальной системы на таких принципах значительно ограничивало ее возможности, поскольку не предоставляло частям системы свободы выбора. Хотя надо признать, что на определенном историческом этапе они сыграли положительную роль. Например, объединение Русских княжеств под властью Великого князя и преодоление феодальной раздробленности. Укрепление самодержавия способствовало подъему хозяйства, освобождению от монголо-татарского ига.

Таким образом, автократическое правление склонно больше использовать именно модель организма. Однако развитие производительных сил и производственных отношений, технический и социальный прогресс достаточно скоро показали несостоятельность организматической модели социальной системы. Неограниченная и неконтролируемая власть одного человека или группы, как правило, приводило к возникновению тоталитарных режимов, последствия которых известно как для экономики, так и для социальной сферы.

Авторитарный стиль руководства имеет место и в современном менеджменте. Применение организматической модели к организации в некоторых ситуациях может быть вполне оправдано. Такие ситуации будут рассмотрены позже. Тем не менее, автократическое управление в целом носит регрессивный характер, так как противоречит закону социальной системы – закону свободы выбора ее частей. Это обусловливает такие ситуации, при которых управляемые части организации могут функционировать эффективнее, чем те части, которые ими управляют.

Использование законов механики и физики применительно к социальным системам имело под собой как объективную, так и субъективную основу. В 1928 году русский социолог П. Сорокин следующим образом обобщил попытку социальных физиков А. Барцело и Гарета перевести язык общественной науки на язык механики. Отдельный человек – это «материальная точка», а его окружение – «силовое поле». Поэтому, по мнению Гарета и Барцело, «увеличение силового поля индивидуума эквивалентно уменьшению его потенциальной энергии…Общая энергия индивидуума в его силовом поле остается постоянной в течение всех его изменений…» (Сорокин П., Современные социологические теории, 1928, с.17).

Другой физик, Г. Кэри, применил к общественным явлениям закон гравитации. В книге «Принципы общественных наук» Г. Кэри писал, что если индивидуума принять за молекулу, а общество за тело, то притяжение между любыми двумя телами прямо пропорционально их массе, то есть числу лиц на единицу объема, и обратно пропорционально квадрату расстояния между ними.

Эти примеры показывают, что становление теории социальной организации происходило под воздействием многих факторов. Однако доминирующее влияние все же оказывало развитие производства и те общественные процессы, которые с ним были связаны.

Детерминированные модели социальных систем .

Промышленная революция, которая совершила переворот в общественной жизни, была ознаменована заменой ручного труда машинами. В результате в социальной сфере индустриально развитых стран Западной Европы и США проявились существенные противоречия. Они были связаны с вытеснением сельскохозяйственного ручного труда и резким увеличением армии наемных рабочих. Лишенные собственности бывшие крестьяне вынуждены были продавать свою рабочую силу (К. Маркс) как единственно возможный товар. Но этот товар обладал весьма низким качеством, поскольку представлял собой труд неквалифицированных рабочих. Такой труд мог быть использован там, где не требуется высокой квалификации. Например, при поточной сборке, которая представляла собой цикл несложных трудовых операций. Такая работа не предусматривала интеллектуальной нагрузки и основывалась на регламентации физических операций. Таким образом, человек стал рассматриваться организаторами производства как дополнение к системе механизмов, то ест как составная часть детерминированной (механистической системы). К тому же заменить такого рабочего было так же просто, как заменить изношенную деталь машины. Дефицит рабочих мест, высокий уровень безработицы среди неквалифицированных рабочих и крайне низкий уровень жизни – все это давало возможность работодателю относится к рабочим как к легко заменяемым деталям машин.

Воздействие детерминированной модели на организацию производства было настолько велико, что сравнительно за короткий период времени было произведено колоссальное количество товаров. Именно в этот период начинается эра маркетинга. Маркетинг стал превращаться в особую управленческую деятельность, которая обусловила такие подходы как:

а) совершенствование производства и внедрение в него новых технологий и машин, резко снижающих себестоимость товара (Г.Форд); б) совершенствование товара и обеспечение его конкурентоспособности на рынке по такому показателю как качество; в) интенсификация коммерческих усилий, направленных на решение проблемы: «как продать произведенное» (А. Слоан).

Рост и диверсификация производства, которые явились своеобразной реакцией на возрастающий спрос, неизбежно должен был поставить перед организаторами бизнеса самый главный вопрос: как управлять этим процессом. По мере того как развивалось, укрупнялось и дифференцировалось производство, становилось все более очевидным необходимость децентрализации. Феноменальные успехи, достигнутые в создании механистической модели массового производства, уже таили в себе те противоречия, которые обострились в процессе её развития. С развитием и усложнением организационных структур капиталистического производства эффективность управления ими уменьшалась с каждым годом. Хотя потребность в децентрализации управления и была очевидной, тем не менее, большинство владельцев не торопилось ввести ее на своем производстве. Причиной тому, как раз и служило несочетаемость моделей. Для механистической системы требуется централизованный контроль и инвариантность результатов работы. Децентрализация такой системы приведет к хаосу и дезорганизации, что непременно скажется на результирующих показателях. Поэтому улучшение работы одной из частей механистической системы не обусловливает улучшение показателей на выходе системы в целом, а напротив дестабилизирует функционирование всей системы.

В итоге в детерминированных системах могут быть улучшены функциональные характеристики ее отдельных частей при условии, что за этим улучшением следует модернизация всей системы с непременным соблюдением каузальных законов.

Анимационные модели социальных систем .

О влиянии биологических концепций на построение модели социальной системы уже говорилось выше. В частности одна из таких концепций нашла свое выражение в трудах философа-эволюциониста Герберта Спенсера в XIX веке, и впоследствии была обобщена профессором Песильванского университета А.М. Хансонгом в 1931 г.

Период 20-х – 30-х годов прошлого столетия ознаменовался существенными изменениями, как в области производства, так и в общественной жизни. Увеличение спроса на потребительские товары вызвал углубление дифференциации и диверсификации капиталистического производства. Процессы, происходящие в социальной сфере, тоже существенным образом меняли ее структуру. Увеличилось число государственных институтов, призванных осуществлять контроль производства и регулировать спрос. Возникли профсоюзы, которые в известной степени стали оказывать влияние на управление предприятиями. Значительно вырос профессиональный и образовательный уровень рабочих и служащих. Все это не могло не отразиться на модели управления. Например, для того, что бы поддерживать конкурентоспособность, капиталист вынужден был заботиться о перманентном техническом и технологическом перевооружении своих предприятий. Для этого были необходимы дополнительные денежные ресурсы, источником которых явились государство и граждане, готовые вложить свободные средства в акции крупного бизнеса. В результате произошло разделение собственности и управления.

Компании теперь являлись собственностью акционеров, которые в соответствие с количеством акций принимали участие в управлении посредством делегирования своих полномочий выбираемым менеджерам. Так образовались корпорации . Слово «корпорация» происходит от латинского слова corpus – тело. В этой связи, перемены, произошедшие в производительных силах и производственных отношениях, определили соответствующие подходы к построению новой модели управления. Одними из лидеров в этой обрасти стали Пьер Дюпон (1870 – 1954) и Альфред Слоан (1875 – 1966).

А. Слоан – выдающийся менеджер и теоретик менеджмента почти полвека проработал в «Дженерал Моторс». В 1921 он становится генеральным директорам компании, когда GM занимала 12% рынка, производя восемь моделей автомобилей. Для сравнения компания Ford с одной моделью имела 60% рынка. Слоан разработал новую концепцию всего за один месяц при помощи небольшой группы менеджеров. Согласно этой концепции корпорация делилась на две четко выраженные части: управление и операционный отдел . Операционный отдел не имел свободы выбора в выполняемых им функциях. Эти функции были предписаны менеджерами, которые следили за их строгим выполнением. Таким образом, функции операционного отдела ограничивались детерминированными реакциями на команды или события внешней среды.

Разрабатывая идеальную схему бизнеса для автомобильной компании, Альфред Слоан полагал, что выпускаемые модели автомобилей должны охватывать все сегменты рынка. Не разделяя точку зрения Генри Форда, что покупателя интересует только цена, Слоан утверждал, что автомобиль подчеркивает социальный статус его владельца. В этой связи компания должна предоставить возможность своему клиенту приобрести самую дешевую модель, а затем, когда он накопит денег на самую дешевую модель следующего ряда, компания должна помочь ему продать подержанный автомобиль. Так образовался рынок подержанных автомобилей. При этом каждая модель GM конкурировала не только с автомобилями других компаний, но и моделями GM других классов.

Постоянно наблюдая за покупательскими реакциями, а также в беседах с автомобильными дилерами Слоан черпал необходимую информацию, которая помогала ему в принятии управленческих решений. Успех, предложенной А. Слоаном стратегии, был обусловлен системным подходом к созданию идеальной системы управления бизнесом и правильным пониманием маркетинга, направленного на создание товаров в соответствии запросами потенциальных покупателей.

Методологической основой концепции А. Слоана явились взгляды представителей «школы человеческих отношений» в менеджменте,таких как Гуго Мюнстерберг (1863 –1916) Мэри Паркер Фоллет (1868 – 1933), Элтон Мейо (1880 – 1949), Дуглас Мак-Грегор (1906 – 1964) и других.

Прогрессивность их взглядов в плане формирования новой управленческой концепции заключалась в том, что определяющее значение в производстве отводилось человеку. Основные положения «школы человеческих отношений» нашли свое выражение в выводах Элтона Мейо и теории Мак-Грегора, о которых уже шла речь в предыдущей главе.

Влияние организматического подхода к построению модели социальной системы было весьма ощутимым. Так, говоря о том, что человек – существо социальное, Э. Мейо рассматривал группу как живой организм. В связи с этим определяющим мотивом поведения индивида в группе, по мнению Мейо, являются групповые нормы, которые определяют, что именно должны делать рабочие и служащие и чего от них можно ожидать в конкретных ситуациях. Эти нормы весьма устойчивы, поскольку они подкрепляются групповыми санкциями. Их надлежит выполнять во имя группы. Отсюда не трудно понять взгляд А. Слоана на корпорацию. «Дженерал Моторс» - это большая социальная группа, в которой корпоративные планы и распоряжения менеджеров и есть те групповые нормы, которых должны придерживаться все операционные исполнители.

Вырабатывать групповые нормы трудового поведения, по мнению Альфреда Слоана, призвано управление. Задачей же операционного отделаявляется то, чтобы корпоративные планы, требования руководства – то есть выработанные нормы трудового поведения – были трансформированы в сознание работников как непреложные ценности – нормы трудовых отношений на данном предприятии.

Придерживаясь положения Элтона Мейо о том, что социальное и психологическое положение работника на производстве имеет не меньшее значение, чем сама работа Альфред Слоан придавал большое значение неформальным отношениям в деятельности организации.

Удовлетворенность результатами своего труда определяет благоприятную атмосферу на рабочем месте и способствует сплочению группы в поддержании групповых норм компании. В этой связи А. Слоан рассматривал производительность труда не только как прерогативу управленческой структуры корпорации, а как прерогативу рабочей группы. Вслед за Мейо он полагал, что данный фактор повышения эффективности бизнеса может регулироваться в процессе неформальных отношений между работниками и менеджерами. В результате, стало очевидным, что неформальные отношения в процессе производства могут решать очень многие управленческие задачи и, что они нуждаются в определенном руководстве. Производя и продавая автомобили, менеджеры должны не только заботиться об увеличении прибыли, но и искать пути объединения работников вокруг целей компании.

Таким образом, в первой половине ХХ века с развитием теории и практики менеджмента пришло понимание того, что достижение положительного результата возможно лишь при интеграции технической и социальной составляющих процесса производства. Поэтому некоторые административные функции, такие как целеполагание, планирование, принятие отдельных решений и коррекция трудовых заданий и норм выработки стали передаваться группам операционного отдела.

Все эти изменения являлись предпосылкой тех кардинальных перемен, которые актуализировали социальные модели в построении организации. Уже в рамках анимационных моделей организация рассматривается как социальная система, а человек, наделенный умениями и навыками трудиться, как ее центральное звено. При этом на передний план теперь выходят высшие социальные потребности человека (А. Маслоу), его способности определять цели и пути их достижения, что, в свою очередь, обусловило обострение конфликта внутри системы управления, построенной на организматических принципах.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Разделение моделирования на два основных класса - материальный и идеальный. Два основных уровня экономических процессов во всех экономических системах. Идеальные математические модели в экономике, применение оптимизационных и имитационных методов.

    реферат , добавлен 11.06.2010

    Применение методов оптимизации для решения конкретных производственных, экономических и управленческих задач с использованием количественного экономико-математического моделирования. Решение математической модели изучаемого объекта средствами Excel.

    курсовая работа , добавлен 29.07.2013

    Основные этапы математического моделирования, классификация моделей. Моделирование экономических процессов, основные этапы их исследования. Системные предпосылки формирования модели системы управления маркетинговой деятельностью предприятия сферы услуг.

    реферат , добавлен 21.06.2010

    Метод имитационного моделирования, его виды, основные этапы и особенности: статическое и динамическое представление моделируемой системы. Исследование практики использования методов имитационного моделирования в анализе экономических процессов и задач.

    курсовая работа , добавлен 26.10.2014

    Организационно-экономическая характеристика ООО "Сим-Авто". Система управления персоналом и трудовой потенциал. Экономико-математическая модель объема выручки. Оценка эффективности мероприятий по улучшению системы управления персоналом предприятия.

    дипломная работа , добавлен 22.09.2011

    Анализ методов моделирования стохастических систем управления. Определение математического ожидания выходного сигнала неустойчивого апериодического звена в заданный момент времени. Обоснование построения рациональной схемы статистического моделирования.

    курсовая работа , добавлен 11.03.2013

    Применение математических методов в решении экономических задач. Понятие производственной функции, изокванты, взаимозаменяемость ресурсов. Определение малоэластичных, среднеэластичных и высокоэластичных товаров. Принципы оптимального управления запасами.

    контрольная работа , добавлен 13.03.2010