Основные положения ролевой теории личности были сформулированы. Понятие "ролевая теория личности"

Ролевая теория личности – это подход к изучению личности, согласно которому личность описывается посредством усвоенных и принятых ею (интернализация) или вынужденно выполняемых социальных функций и образцов поведения – ролей, которые вытекают из ее социального статуса в данном обществе или социальной группе. Основные положения теории социальных ролей были сформулированы американским социальным психологом Дж. Мидом, антропологом Р. Линтоном. Первый акцентировал внимание на механизмах «научения роли», освоении ролей в процессах межличностного общения (интеракции), подчеркивая стимулирующее воздействие «ролевых ожиданий» со стороны значимых для индивида лиц, с которыми он вступает в общение. Второй обратил внимание на социально-культурную природу ролевых предписаний и их связь с социальной позицией личности, а также на назначение социальных и групповых санкций. В рамках ролевой теории были экспериментально выявлены следующие феномены: ролевой конфликт – переживание субъектом неоднозначности или противоборства ролевых требований со стороны разных социальных общностей, членом которых он является, что создает стрессовую ситуацию; интеграция и дезинтеграция ролевой структуры личности – следствия гармоничности или конфликтности социальных отношений.

Различаются ведущие социальные роли, вытекающие из социальной структуры общества, и роли, которые возникают относительно произвольно в групповых взаимодействиях и предполагают активную социальную окраску их реализации. Наиболее четко эти особенности ролевого подхода представлены в концепции западногерманского социолога Р. Дарендорфа, рассматривающей человека как деиндивидуализированный продукт ролевых предписаний, что в определенных условиях отражает отчуждение личности.

Преодоление односторонности ролевого подхода к исследованию личности предполагает анализ ее свойств (самосознания, мировоззрения, диспозиции личности), выражающихся в разнообразных творческих проявлениях, включая активное формирование новых общественно необходимых функций и образцов поведения (социальное творчество), персонифицированное выполнение социальных функций с учетом социально-локальных условий для достижения общественно значимых целей.

Роль чаще всего понимается как социальная функция, модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных или межличностных отношений. Исполнение роли должно соответствовать принятым социальным нормам и ожиданиям окружающих вне зависимости от индивидуальных особенностей личности, поскольку социальная роль вытекает из надындивидуальных социальных отношений и взаимосвязей между людьми, осуществляющими совместную деятельность. Существуют различные теории ролевого поведения личности. Например, концепция символического интеракционизма связана с введением американским психологом Дж. Мидом понятия «обмен символами», которые выражаются в словесной и другой форме представлениями о партнере взаимодействия и его ожидании определенных действий со стороны субъекта.

Выполнение социальной роли связано как с интересами больших общностей, вытекающими из общности условий их жизнедеятельности, так и со спонтанно возникающей совместной деятельностью (в процессе игры, общения и т.п.). В последнем случае социальная роль имеет субъективную окраску, которая проявляется в стиле ролевого поведения, уровне активности исполнения, что в свою очередь зависит и от индивидуально-личностных особенностей субъекта и от того, насколько глубоко воспринимается им данная социальная роль. Принятие индивидом социальной роли зависит от множества условий, в числе которых решающее значение имеет соответствие роли потребностям и интересам личности в саморазвитии и самореализации. Создание благоприятных условий для самореализации и развития личности ведет к тому, что сохраняется ролевая окраска социального поведения. Последнее регулируется не столько требованиями исполнения данной роли, сколько осознанной целеустремленностью и гибким, творческим использованием объективных ресурсов для достижения социально значимой цели.

Итак, социальная роль – совокупность норм, определяющих поведение действующих в социальной среде лиц в зависимости от статуса или позиции, и само поведение, реализующее эти нормы. В ролевом описании общество или любая социальная группа предстают в виде набора определенных социальных позиций (рабочий, ученый и т.п.), находясь в которых человек обязан повиноваться «социальному заказу» или ожиданиям других людей, связанных с данной позицией. Выполняя этот «социальный заказ», человек осуществляет один из нескольких возможных вариантов исполнения роли (скажем, ленивого или старательного ученика).

Американские социологи (Р. Линтон, Дж. Мид) по-разному трактуют социальную роль – как единицу общественной структуры (Р. Линтон) или в плане непосредственного взаимодействия людей (ролевой игры), в ходе которой благодаря тому, что человек представляет себе в роли другого, происходит усвоение социальных норм и формируется социальное в личности. В действительности ролевые ожидания никогда не бывают однозначными. Кроме того, человек часто попадает в ситуацию ролевого конфликта, когда его разные роли оказываются плохо совместимыми.

Человеческая деятельность не исчерпывается ролевым, т.е. шаблонным, поведением; за пределами социальной роли остаются разнообразные виды отклоняющегося (девиантного) и спонтанного поведения, в том числе новаторская деятельность человека, созидающая новые нормы и новые роли. Точно так же и структура личности не сводится к совокупности социальных ролей: их интериоризация (усвоение) и соподчинение всегда предполагают конкретную индивидуальность, складывающуюся на протяжении жизненного пути индивида и отличающуюся большой устойчивостью.

В науке существует множество теорий личности. Мы рассмотрим четыре из них: ролевую теорию личности; концепцию "зеркального Я"; диспозиционную теорию личности; концепцию парадоксального человека.

Ролевая теория личности (Я. Морено, Р. Линтон, Т. Парсонс, Р. Мертон). Фундаментом и составной частью ролевой теории личности являются понятия социального статуса и социальной роли (см. § 10.2). Приведем ключевые положения данной теории.

  • 1. Личность в этой теории представляется в своем роде социальным статусно-ролевым существом.
  • 2. Отмечается, что поведение людей обусловлено их статусной позицией. Социальные статусы значимы в жизни людей, потому что они образуют совокупность их прав и обязанностей и формируют систему ожиданий в отношении их ролевого поведения.
  • 3. Усвоение ролевого поведения осуществляется в процессе социализации индивидов.
  • 4. Функциональное значение статусов и ролей заключается в том, что они являются показателями социальной адаптированности людей к условиям социальной жизни, показателями их социального успеха, выступают важной основой для самооценки человеком самого себя, выявляют шансы, обозначают горизонты социальных перспектив для индивидов.
  • 5. Социальная роль рассматривается как выполняющая функцию "соединения" индивида с социальным миром, включения его в систему социальных связей, общество. Не осваивая роли, индивид не может интегрироваться в социум.
  • 6. Роль не только функционально зависит от статуса. Существует и обратная зависимость статусов от ролей, так как именно посредством ролей, ролевого поведения индивидов воспроизводится структура социальных статусов. Воспроизводство статусно-ролевой структуры есть необходимая сторона воспроизводства социальной структуры общества, социума в целом.
  • 7. Ролевое поведение не следует отождествлять с ролевыми ожиданиями. Исполнение роли зависит не только от статусных ожиданий, но также: а) от способностей индивида; б) значимости роли для него; в) системы стимулирования, вознаграждения, общественного признания; г) социального контроля.
  • 8. Ролевое обучение, принятие роли, ролевое исполнение, ролевая динамика являются выражением (в существенной части) формирования, развития и этапов жизненного пути личности.
  • 9. Ролевое поведение не исключает возможности возникновения ролевых конфликтов. В общем плане под ролевым конфликтом понимается ситуация, при которой индивид сталкивается с противоречивыми требованиями двух или более несовместимых ролей. В частности, к ролевым относятся конфликты следующих типов:

"семья – работа". Ролевой конфликт данного типа представляет собой столкновение семейных и производственнотрудовых ролей человека;

"тинэйджер". Этот тип ролевого конфликта есть противоборство обычных для тинэйджера ролей, таких как роль сына/дочери, роль ученика/школьника и роль друга/товарища в компании сверстников;

"менеджер". На ролевом уровне профессия менеджера достаточно конфликтна. В самом деле, например, менеджер среднего звена может попасть в очень непростую ситуацию, когда требования и ожидания вышестоящего руководства серьезно разойдутся с требованиями, ожиданиями его подчиненных.

Личность в теории "зеркального Я"

Основателями концепции "зеркального Я" являются американские ученые Чарльз Кули (1864–1929) и Джордж Мид (1863–1931).

Ч. Кули считал, что личность формируется на основе множества взаимодействий (интеракций) между людьми. По сути, окружающие нас люди – зеркало, в котором мы видим себя. Получается, что наши представления о себе самих зависят от того, что, по нашему мнению, думают о нас другие. Таким образом, Кули первым подчеркнул значение субъективно интерпретируемой обратной связи, устанавливаемой человеком с другими людьми, как главного источника данных о собственном "Я", обратной связи между "Я-каким-меня-видят-другие" и "Я-каким-я-сам-себя-вижу". В процессе интеракций люди создают свое "зеркальное Я" . Этот феномен Кули представил утверждением: "Я есть то, что я думаю о том, что другие думают обо мне". Таким образом, "зеркальное Я" состоит из трех элементов:

  • 1) как меня воспринимают другие;
  • 2) как они реагируют на то, что видят;
  • 3) как я отвечаю на реакцию других людей.

В концепции "зеркального Я" личность представляется социальным существом, поскольку формируется в процессе взаимодействий, общения, интеракций, зеркального отражения себя через других ("я есть то, ...что другие думают обо мне"). Этим концепция "зеркального Я" отличается от фрейдизма, выделяющего в структуре личности несоциальное "Оно". Кроме того, в теории "зеркального Я" личность также оказывается активным, самостоятельным, относительно автономным социальным существом. "Зеркальное Я" – не копия мнений других людей обо мне, а результат моей собственной реакции, моего мнения относительно того, что другие думают обо мне ("я есть то, что я думаю...что другие думают обо мне"). Этим концепция "зеркального Я" отличается от бихевиоризма, с его формулой "стимул – реакция".

Дальнейшее развитие концепция "зеркального Я" связано с идеями Джорджа Мида. Как и Ч. Кули, он считал, что "Я" продукт социальный, формирующийся на основе взаимодействий между людьми. По Дж. Миду, человеческое "Я" (англ. Self – 1. собственная личность, свое "Я"; 2. личность, субъект) состоит из двух частей:

  • 1) "Я-сам" – "Я как субъект" (от англ. I – личное местоимение в именительном падеже).
  • 2) "Я-меня" "Я как объект" (от англ. Me – местоимение "я" в косвенном падеже).

Мид полагал, что самоопределение человека как носителя той или иной роли осуществляется путем осознания и принятия тех представлений, которые имеются у других людей относительно этого человека. Он считал, что "Я-меня" (Me) образуют усвоенные человеком установки, значения, ценности, а "Я-сам" (/) есть то, как человек в качестве субъекта воспринимает ту часть своего "Я", которая обозначена как "Я-меня" (Me). Совокупность "Я-сам" (/) и "Я-меня" (Me) образует "интегральное Я" (Self).

Мид выделил три этапа формирования "зеркального Я" в детском периоде жизни человека:

  • 1. Имитация, когда дети, имея очень ограниченный опыт, копируют поведение взрослых, не понимая его.
  • 2. Игра, когда дети научаются языку и другим символам, осознают поведение как освоение определенных игровых ролей: врача, пожарного, учителя, разбойника. Переход от одной роли к другой развивает у детей способность придавать своим мыслям и поступкам такой смысл, какой придают им другие.
  • 3. Коллективная игра, когда дети учатся осознавать ожидания не одного человека, а группы, многих людей. Следование правилам коллективных игр (футбол, бейсбол, баскетбол) подготавливает детей к усвоению правил поведения в обществе, выраженных в социальных нормах, законе. На данном этапе приобретается чувство социальной идентичности.

Таким образом, в концепции Дж. Мида развитие личности связано с принятием ею на себя функций-ролей других людей. Ролевые перемены происходят под влиянием механизма обобщенного другого ("значимых других").

РОЛЕВАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ

Ролевая теория личности представляет собой один из подходов к изучению личности, согласно которому личность описывается посредством усвоенных и принятых ею или же вынужденно выполняемых социальных функций и образцов поведения – иначе говоря, ролей . Такие социальные роли вытекают из её социального статуса.

Основные положения этой теории были сформулированы американским социологом и социальным психологом Дж.Г. Мидом в книгах «Роль, Я и общество» (1934) и «Исследование человека» (1936). Дж.Г. Мид считал, что все мы учимся ролевому поведению через восприятие себя каким-либо значимым для нас лицом. Человек всегда видит себя глазами других и либо начинает подыгрывать ожиданиям окружающих, либо продолжает отстаивать свою роль.

В освоении ролевых функций Джордж Герберд Мид выделил три стадии :

1) имитация, т.е. механическое (по сути бездумное) повторение: дети копируют поведение взрослых, по сути, не понимая его;

2) стадию ролевых игр, когда дети понимают поведение как исполнение определенных ролей: врача, полицейского, военного, автогонщика и т.д., попросту воспроизводя эти роли в процессе игры. Примером такой игры может быть индивидуальная игра девочки в «Дочки-матери»: девочка вначале говорит от лица матери – то ласково, то сердито, потом – «сюсюкающим» голосом уже от лица ребенка, затем – опять от лица матери и т.д.). Иными словами, переход от одной ролевой игры к другой развивает у ребенка способность придавать своим мыслям и действиям такой смысл, каковой придают им другие члены общества, иными словами, - смотреть на ситуацию глазами другого человека;

3) стадию коллективных игр, когда дети учатся осознавать ожидания не только одного человека, но и всей группы. К примеру, каждый игрок футбольной команды придерживается правил и идей, общих для всей команды и для всех игроков в футбол. Эти общие установки и ожидания создают для человека образ некого «другого» - т.е. некого безликого (обобщенного) человека со стороны, олицетворяющего общественное мнение. Таким образом, дети оценивают свое поведение по стандартам, установленными «другими со стороны». Следование правилам игры в тот же футбол подготавливает детей к усвоению правил поведения в обществе, выраженных в законах и нормах. Кроме того, на стадии коллективных игр формируется чувство социальной идентичности (принадлежности).

Вместе с тем, ключевое понятие этой теории – «социальная роль» - было разработано в начале 20 века в работах Э. Дюргейма, М. Вебера, а позднее – Т. Парсонса, Р. Липтона и др.

Социальная роль (от фанц. role) – образец поведения, закрепившийся, утвердившийся, отобранный как целесообразный для людей, занимающих ту или иную позицию (статус) в системе общественных отношений.

Социальная роль обычно рассматривается в двух аспектах: ролевого ожидания и ролевого исполнения.

Ролевое ожидание – это ожидаемая модель поведения, ассоциируемая с данным статусом, т.е. типичное поведение (в рамках норм и стандартов) для людей данного статуса в данной социальной системе. Иначе говоря, это то поведение, которого от нас ждут окружающие, зная наш социальный статус.

Ролевое исполнение – это фактическое, реальное поведение человека, занимающего ту или иную социальную позицию (социальный статус).

Для того, чтобы проиллюстрировать влияние ролевых ожиданий на поведение людей, обратимся к эксперименту с «искусственной тюрьмой» американского исследователя Филиппа Зимбардо .

Данный эксперимент начинался с того, что в одном из престижных американских колледжей было вывешено объявление: «Для психологических исследований тюремной жизни требуются мужчины-студенты, совершенно здоровые как в физическом, так и психическом отношениях…». Эксперимент планировалось провести в течение одной-двух недель. После того, как участники были подобраны, их разделили случайным методом «орел-решка» на две части: одну часть назначили «заключенными», а другую – «тюремщиками-надзирателями». Затем все были перевезены в тюрьму, где «тюремщики» приступили к выполнению своих обязанностей. Они раздели и обыскали «заключенных» и развели их по камерам, хотя никто и не приказывал им делать это. В целом первый день прошел нормально при добродушно-шутливом отношении с обеих сторон. Однако уже на вторые сутки отношения испортились так, что экспериментаторам пришлось удерживать «тюремщиков» от излишней жестокости. На шестые сутки эксперимент пришлось вообще прекратить, поскольку участники-«заключенные» были физически травмированы. Этот эксперимент показал, что функциональная целесообразность (необходимость поддерживать порядок) и социокультурные традиции (как следует себя вести в соответствии с социальными ожиданиями от той или иной роли) предопределили поведение его участников. Они буквально «вошли в роль» , и ролевые ожидания обусловили вполне типичное и узнаваемое поведение. Добрые отношения лопнули, когда эти молодые люди (по сути, студенты одного и того учебного заведения) оказались на какое-то время в разных социальных ролях. Именно «тиски» социальных ролей предопределили поведение участников данного эксперимента.

Обращаем внимание, что между ролевым ожиданием и ролевым исполнением никогда не бывает тождества, хотя и имеется тенденция к его достижению.

В нормативной структуре той или иной социальные роли обычно выделяются четыре элемента:

1) описание типа поведения, соответствующего данной роли;

2) предписания, требования, связанные с данным поведением;

3) оценка выполнения предписанной роли («справляется» либо, наоборот, «не справляется»);

4) санкции, которые могут носить как негативный, так и положительный характер.

Каждый человек обладает множеством социальных статусов, и каждому его статусу соответствует свой спектр ролей. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевым набором . Таким образом, можно констатировать, что каждый человек выполняет в обществе множество социальных ролей. В связи с этим возникает проблема ролевого конфликта.

Ролевой конфликт – это столкновение требований, предъявляемых человеку, вызванное множественностью одновременно выполняемых им ролей.

Имея общее представление о сущности ролевых конфликтов, можно провести их классификацию:

Во-первых, это конфликты, вызванные различиями в понимании своей роли самой личностью, с одной стороны, и окружающими людьми, - с другой стороны. К примеру, либеральный преподаватель вуза считает, что он может добиться глубокого усвоения программы своего учебного предмета студентами без жесткого давления на них, однако руководство кафедры требует использовать иной методический подход, основанный на «закручивании гаек».



Во-вторых, это конфликт между различными аспектами одной и той же роли. Например, от адвоката, согласно принципу судебной состязательности, требуется принятие всех мер к оправданию подзащитного, но одновременно от него же, как юриста и правоведа, ожидают борьбы с правонарушениями, подрывающими основы общества.

В-третьих, это конфликт между необходимостью проявлять требуемые для исполнения данной социальной роли личностные и профессиональные качества, с одной стороны, и противоположными ожиданиями, предъявляемыми авторитетными и значимыми для этого человека людьми, - с дугой стороны. Так, среди спортсменов высоко ценятся такие черты характера, как твердость, воля, независимость, эмоциональная сдержанность, стремление к победе. Однако, исследователи Штайн и Гофман (1978) установили, что девушкам эти черты неприятны. Их больше привлекают искренность, глубина чувств, способность к сопереживанию и сочувствию. В результате спортсмены-мужчины вынуждены выбирать между высокими достижениями в спорте (проявляя эмоциональную холодность и твердость), с одной стороны, и вниманием со стороны представительниц прекрасного пола (проявляя эмоциональную теплоту и сочувствие), - с другой стороны.

В-четвертых, это конфликт, вызванный противоположными требованиями к исполнению одной и той же роли со стороны различных людей. К примеру, от женщины ее непосредственный начальник требует высокой самоотдачи на работе, а муж – высокой самоотдачи дома.

В-пятых, это конфликт между личностными качествами индивидов, с одной стороны, и ролевыми требованиями, - с другой стороны. Не секрет, что есть немало людей, занимающих должности, для которых они не обладают необходимыми личностными качествами. В результате они вынуждены болезненно перестраиваться, иначе говоря, «переступать через самого себя».

Ролевые конфликты порождают ролевую напряженность, которая проявляется в различных житейских и служебных неурядицах. Поэтому важно знать некоторые способы снижения ролевой напряженности. Один из них состоит в том, что отдельные роли признаются более важными, нежели другие. Так, в некоторых случаях следует выбирать, что важнее: семья или работа. Для женщины нормальным считается выбор пользу первого, для мужчины – в пользу второго.

3.7. ТЕОРИЯ «ЗЕРКАЛЬНОГО Я»

Одной из первых теорий личности в социологии и психологии была теория «зеркального Я». Она исходила не из внутренних характеристик человека, а из признания решающей роли взаимодействия индивидов, которые выступают по отношению к каждому из них как своеобразные «зеркала» его Я.

«Я» (или образ «Я», своего рода отражение моего «Я» в зеркале ) – это центральное понятие целого ряда трактовок личности.

«Я» - это самость, т.е. интегральная целостность, «одноличие», «подлинность» индивида, его тождественность самому себе, на основании которой он отличает себя самого от внешнего мира и других людей.

У. Джеймс , один из основоположников теории «зеркального Я», выделял в «Я» так называемое социальное «Я», которое было тем, чем признают данного человека окружающие его люди. Человек имеет столько «социальных Я», сколько существует отдельных лиц и групп, мнение которых является важным для данного человека.

Эту идею развил Чарльз Кули , американский социолог и социальный психолог. Ч. Кули считал признаком истинно социального существа способность индивида выделять себя из группы и осознавать своё Я. Остальным условием этого, по мнению Ч. Кули, является общение индивида с другими людьми и усвоение их мнений о нем. Не существует чувства Я без соответствующих ему чувств Мы, Он или Они. Сознательные действия индивида всегда социальны. Они означают для человека соотнесение своих действий с теми представлениями о его Я, которые складываются у других людей.Другие люди – это те зеркала, в которых для индивида формируется образ самого себя .

Согласно Ч. Кули ,личность представляет собой совокупность психических реакций человека на мнения о нем со стороны окружающих его людей.

Собственное Я человека – это суммирование тех впечатлений , которые, как ему кажется, он производит на окружающих .

Человеческое «Я» включает в себя:

1) представление о том, «каким я кажусь другому человеку;

2) представление о том, «как этот другой оценивает мой образ»;

3) вытекающее из этого специфическое чувство «Я» типа гордости или унижения – иными словами, «самоуважение».

Всё это вместе взятое (1,2 и 3) складывается в человеческое чувство личной определенности» или – «зеркальное Я».

«Я» выступает синтезом социального и индивидуального в человеке, гарантом и итогом его взаимодействия с обществом. При этом общество раскрывается индивиду в виде социальных аспектов его собственной личности. Оно практически не существует за пределами сознания индивида. Тем самым, понятие «Я» в сущности является продуктом воображения.

Теория «зеркального Я» была развита Дж.Г. Мидом , который ввел понятие «стадий» формирования Я. Стадии принятия роли другого, других и, наконец, «обобщенного другого» выражали разные этапы превращения индивида в рефлексирующее социальное Я, вырабатывали навыки отношения индивида к самому себе как к социальному субъекту.

Титов Евгений Михайлович, хим-мет 2-2

Ролевая теория личности

Основные положения этой теории были сформулированы американскими социологами Дж. Мидом и Р.Минтоном, а также активно разрабатывались Т. Парсонсом. Вот основные положения этой теории.

Ролевая теория личности описывает её социальное поведение 2-мя основными понятиями: “ социальный статус “ и “ социальная роль “ .

Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определённые права и обязанности, называется статусом. Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным или интегральным. Часто бывает так, что главный статус обусловлен его должностью (например, директор, профессор) . Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне), так и во внутренней позиции (в установках, ценностях, ориентациях).

Социологи отличают предписанные и приобретённые статусы. Предписанный - значит, навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обуславливается этническим происхождением, местом рождения, семьёй. Приобретённый (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека (например, писатель, ген.секретарь). Выделятся также естественный и профессионально - должностной статусы. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, юность). Профессионально - должностной - это базисный статус личности, для взрослого человека, чаще всего, являющийся основой интегрального статуса. В нём фиксируется социальное, экономическое и производственное положение (банкир, инженер, адвокат).

Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, образует содержание социальной роли. Социальная роль- это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей.

Одна из первых попыток систематизации ролей была предпринята Т.Парсонсом. Он считал, что каждая роль описывается 5 основными характеристиками:

Эмоциональной - одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие - раскованности;

Способом получения - одни предписываются, другие завоёвываются;

Масштабом - часть ролей сформулирована и строго ограничена, другая - размыта;

Нормализацией - действие в строго установленных правилах, либо произвольно;

Мотивацией - на личную прибыль, на общее благо.

Социальную роль следует рассматривать 2-х аспектах:

Ролевого ожидания

Ролевого исполнения.

Между ними никогда не бывает полного совпадения. Но каждый из них имеет большое значение в поведении личности. Наши роли определяются прежде всего тем, чего ожидают от нас другие.Эти ожидания ассоциируются с статусом, который имеет данная личность.

В нормальной структуре социальной роли обычно выделяются 4 элемента:

Описание типа поведения, соответствующего данной роли;

Предписание (требования) , связанные с данным поведением;

Оценка выполнения предписанной роли;

Санкции - социальны последствия того или иного действия в рамках требований социальной системы. Социальные санкции по своему характеру могут быть моральными, реализуемыми непосредственно социальной группой через её поведение (презрение) , или юридическими, политическими, экологическими.

Следует отметить, что любая роль не является чистой моделью поведения. Главным связующим звеном между ролевыми ожиданиями и ролевом поведением служит характер индивида. Т.е. поведение конкретного человека не укладывается в чистую схему.

Ролевая теория личности представляет собой один из подходов к изучению личности, согласно которому она описывается посредством усвоенных и принятых ею или вынужденно выполняемых социальных функций и образцов поведения - ролей. Такие социальные роли вытекают из ее социального статуса. Основные положения этой теории были сформулированы американским социологом и социальным психологом Дж.Х.Мидом в книгах "Роль, Я и общество" (1934), "Исследование человека" (1936). Он считал, что все мы учимся ролевому поведению через восприятие себя каким-либо значимым для нас лицом. Человек всегда видит себя глазами других и либо начинает подыгрывать ожиданиям окружающих, либо продолжает отстаивать свою роль. В освоении ролевых функций Мид выделял три стадии: 1) имитация, т.е. механическое повторение; 2) проигрывание, т.е. переход от одной роли к другой; 3) групповое членство, т.е. освоение определенной роли глазами значимой для данного человека социальной группы.

Вместе с тем ключевое понятие этой теории - "социальная роль" - было разработано в начале XX в. в работах Э.Дюркгейма, М.Вебера, позднее -Т.Парсонса, Р.Липтона и др. Социальная роль (от франц, гоlе) - образец поведения, закрепившийся, утвердившийся, отобранный как целесообразный для людей, занимающих ту или иную позицию (статус) в системе общественных отношений.

Социальная роль обычно рассматривается в двух аспектах; ролевого ожидания и ролевого исполнения. Ролевое ожидание - это ожидаемая модель поведения, ассоциируемая с данным статусом, т.е. типичное поведение (в рамках норм и стандартов) для людей данного статуса в данной социальной системе. Иначе говоря, это то поведение, которого ждут от нас окружающие, зная наш социальный статус. Ролевое исполнение - это фактическое, реальное поведение человека, занимающего ту или иную социальную позицию (социальный статус).

Для того чтобы проиллюстрировать влияние ролевых ожиданий на поведение людей, обратимся к "тюремному" эксперименту американского исследователя Филиппа Зимбардо. Этот эксперимент начался с того, что в одном из престижных американских колледжей было вывешено объявление: "Для психологических исследований тюремной жизни требуются мужчины-студенты, совершенно здоровые в физическом и психическом отношениях...". Эксперимент планировалось провести в течение одной -двух недель. После того как участники были подобраны, их разделили на две части в арифметическом порядке. Одну часть назначили "заключёнными", другую - "тюремщиками*. Затем все были перевезены в тюрьму, где тюремщики приступили к исполнению своих обязанностей. Они раздели и обыскали "заключенных" и развели по камерам, хотя никто и не приказывал им делать это. В целом первый день прошел нормально при добродушно-шутливом отношении с обеих сторон. Однако уже на вторые сутки отношения испортились так, что экспериментаторам пришлось удерживать "тюремщиков" от излишней жесткости. На шестые сутки эксперимент пришлось прекратить, поскольку все были травмированы. Этот эксперимент показал, что функциональная целесообразность (необходимость поддерживать порядок) и социокультурные традиции (как следует себя вести) предопределили поведение его участников. Они "вошли в роль" и ролевые ожидания обусловили вполне типичное и легко узнаваемое поведение. Добрые отношения лопнули, когда эти хорошие ребята оказались в разных социальных ролях. Именно "тиски" социальных ролей предопределили поведение участников этого эксперимента.


Отметим, что между ролевым ожиданием и ролевым исполнением никогда не бывает тождества, хотя и имеется тенденция к его достижению. В нормативной структуре социальной роли обычно выделяются четыре элемента: 1) описание типа поведения, соответствующего данной роли; 2) предписания, требования, связанные с данным поведением; 3) оценка выполнения предписанной роли; 4) санкции, которые могут носить как негативный, так и позитивный характер.

Каждый человек обладает множеством социальных статусов, и каждому его статусу соответствует спектр ролей. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевым набором, Таким образом, можно констатировать, что каждый человек выполняет в обществе множество социальных ролей. В связи с этим возникает проблема ролевого конфликта.

Ролевой конфликт- это столкновение ролевых требований, предъявляемых человеку, вызванное множественностью одновременно выполняемых им ролей, а также другими причинами. Имея общее представление о сущности ролевых конфликтов, можно провести их классификацию.

Во-первых, это конфликты, вызванные различиями в понимании своей роли личностью и окружающими. Например, преподаватель вуза считает, что он может добиться глубокого усвоения программы своего предмета студентами без жесткого давления на них, однако на кафедре преобладает другой методический подход.

Во-вторых, это конфликт между различными аспектами одной и той же роли. Например, от адвоката требуется принятие всех мер по оправданию подзащитного, но от него же как юриста ожидают борьбы с правонарушениями, подрывающими основы общества.

В-третьих, это конфликт между необходимыми для исполнения данной социальной роли качествами и ожиданиями значимых для этого человека людей. Так, среди спортсменов высоко ценятся такие черты характера, как твердость, воля, независимость, эмоциональная сдержанность, стремление к победе. Однако исследователи Штайн и Хоффман (1978) установили, что девушкам эти черты неприятны. Их больше привлекают искренность, глубина чувств, способность к сопереживанию. В результате спортсмены вынуждены выбирать между высокими достижениями в спорте и вниманием со стороны представительниц прекрасного пола.

В-четвертых, это конфликт, вызванный противоположными требованиями к исполнению одной и той же роли со стороны различных людей, Например, от женщины ее начальник требует высокой самоотдачи на работе, а муж - высокой самоотдачи дома.

В-пятых, это конфликт между личностными качествами индивидов и ролевыми требованиями. Не секрет, что есть немало людей, занимающих должности, для которых они не обладают необходимыми качествами. В результате они вынуждены болезненно перестраиваться, как говорится, "переступать через самих себя".

Ролевые конфликты порождают ролевую напряженность, которая проявляется в различных житейских и служебных неурядицах. Поэтому важно знать некоторые способы снижения ролевой напряженности. Один из них состоит в том, что отдельные роли признаются более важными, чем другие. Так, в некоторых случаях следует выбрать, что важнее: семья или работа. Для женщин нормальным считается выбор в пользу первого, а для мужчин - второго. Разделение между двумя системами ролей, в частности семьей и работой, ослабляет ролевой конфликт.

7.Теория "зеркального Я"

Одной из первых теорий личности в социологии и психологии была теория "зеркального Я". Она исходила не из внутренних характеристик человека, а из признания решающей роли взаимодействия индивидов, которые выступают по отношению к каждому из них как "зеркала" его Я. "Я" (образ "Я") - это центральное понятие целого ряда трактовок личности. "Я" - это самость, т.е. интегральная целостность, "одноличие", "подлинность" индивида, его тождественность самому себе, на основании которой он отличает себя от внешнего мира и других людей.

У.Джеймс, один из основоположников этой теории, выделял в Я "социальное Я", которое было тем, чем признают данного человека окружающие. Человек имеет столько "социальных Я", сколько существует отдельных лиц и групп, мнение которых важно для него.

Эту идею развил Ч.Х.Кули, американский социолог и социальный психолог. Он считал признаком истинно социального существа способность индивида выделять себя из группы и осознавать свое Я. Обязательным условием этого, по мнению Кули, является общение индивида с другими людьми и усвоение их мнений о нем. Не. существует чувства Я без соответствующих ему чувств Мы, Он или Они. Сознательные действия индивиде всегда социальны. Они означают для человека соотнесение своих действий с теми представлениями о его Я, которые складываются у других людей. Другие люди - это те зеркала, в которых для индивида формируется образ самого себя.

Согласно Кули, личность представляет собой совокупность психических реакций человека на мнения о нем окружающих людей. Его собственное Я - это суммирование тех впечатлений, которые, как ему кажется, он производит на окружающих. "Я" включает: 1) представление о том, "каким я кажусь другому человеку", 2) представление о том, "как этот другой оценивает мой образ", 3) вытекающее из этого специфическое "чувство Я" вроде гордости или унижения - "самоуважение". Все это складывается в человеческое "чувство личной определенности” - "зеркальное Я".

"Я" выступает синтезом социального и индивидуального в человеке, гарантом и итогом его взаимодействия с обществом. При этом общество раскрывается индивиду в виде социальных аспектов его собственной личности. Оно практически не существует за пределами сознания индивида. Тем самым понятие "Я" в сущности является продуктом воображения,

Теория "зеркального Я" была развита Дж.Мидом, который ввел понятие "стадий” формирования Я. Стадии принятия роли другого, других и, наконец, "обобщенного другого" выражали разные этапы превращения индивида в рефлексирующее социальное Я, вырабатывали кавыки отношения индивида к самому себе как к социальному объекту.