Основной конфликт поколений между родителями и детьми. Конфликт поколений: как избежать? Как решить конфликт поколений

Cегодня мы всё чаще сталкиваемся с возникающими в нашем обществе межнациональными конфликтами. Так сложилось, что некогда добрые соседи из бывших республик СССР то и дело не могут найти общий язык, забывая, что у нас общая история, общие традиции. А кроме того, в наших календарях есть день, который объединяет нас - людей, различных по вероисповеданию и культуре, говорящих на разных языках, соблюдающих разные обычаи. Почти 70 лет назад завершилась Великая Отечественная война. И этот день мы будем отмечать вместе, потому что Победа у нас одна, одна на всех. Слушая каждое слово ветерана Великой Отечественной Войны Макича Григорьевича Арзуманяна, всматриваясь в черты его лица, волевые, но не лишенные мягкости, думаешь о том, как, пережив ад, потерю друзей, заглядывая в глаза смерти и боли, можно не сломаться, верить в дружбу, в справедливость и в любовь. Макич Григорьевич отвечает: «А как по-другому, жизнь должна продолжаться». Он не любит рассказывать про войну, ему тяжело вспоминать об ушедших друзьях, о тяжёлых временах: «Война никого не любит, и люди войну никогда не любили. Разве они не сознают, что во время войны люди гибнут? Сознают. А почему так получается? Не знаю, мне трудно оценку давать». Но все же мы проговорили больше двух часов, время прошло незаметно, стирая грани, размывая пространства, мы следовали за нашим собеседником его дорогами. Макич Григорьевич родился первого июня 1923 года в городе Кировабаде Азербайджанской ССР. Там же закончил семь классов средней школы. Когда началась война, Кировабадский военкомат призвал юношу на фронт - это было 23 марта 1942 года. Без долгих сборов и проводов - просто погрузили на подводы и вперёд, на войну с врагом. Жизнь в городе в то время не то, чтобы замерла, но каждого, кто остался, волновал только один вопрос: что будет дальше? Надежда на лучшее боролась со страхом и растерянностью. Даже работа, которой очень прибавилось, тяжких мыслей не прогоняла. Теперь куда ни глянь - всюду трудились в основном женщины и подростки. А мужчинам выпала тяжкая доля - защищать Родину. Вот и свой боевой путь Макич Григорьевич начал в боях за оборону Кавказа. Юношу призвали в звании рядового, на должность номера орудийного расчета в 89‑й артиллерийский полк Северо-Кавказского фронта. В 1943 году был переведен в 88‑й отдельный зенитный артиллерийский дивизион на Первый Украинский фронт. Участвовал в отражении контратак крупных сил пехоты и танков противника. В 1944 году служил в 773 артиллерийском полку на Четвертом Украинском фронте. Далее стрелком в 49‑й стрелковой бригаде на Втором Украинском фронте. «Я всю Европу исходил пешком», - вспоминает ветеран. Во время перестрелок бойцы ползали по траншее за минами, которые хранились в укрытии. «Ползешь с ящиком мин, себя от страха не чувствуешь, только замечаешь вспышки выстрелов», - рассказывает Макич Григорьевич. Иногда напор врага становился настолько яростен, что далеко не всегда была возможность доставить продукты питания. Если удавалось случайно отыскать картофелину, какую-либо зелень, или на худой конец, коренья, вот такие дни солдаты называли разгрузочными. Часто находились в окопах, где была ледяная вода. Ноги и руки сводило от холода. Зимой спали в снегу в поле, ложились поближе друг к другу, так было теплее. «Неужели, вы считаете, что нас тогда интересовала национальность? Об этом никто и не задумывался», - вспоминает Макич Григорьевич. Сегодня ветеран благодарен судьбе, которая в годы войны миновала его от тяжелых болезней и ранений. Победу встретил уже в Праге: «Никто и не мог представить, что война в этот день закончится». В боях его ждали ежеминутно. Вернулся с фронта в Ачинск, теперь это его самый любимый город. Но с Победой над фашисткой Германией для молодого солдата война не закончилась. Дальше была Япония, Забайкальский фронт, пришлось еще повоевать. Он оказался в центре боевых действий: наши войска освобождали от японцев китайские города, он видел, как бомбили Харбин, слышал, как стреляли в сопках. За отвагу, храбрость и смекалку в годы войны был награжден: орденом Славы III степени, медалями «За отвагу», «За оборону Кавказа», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За освобождение Праги», «За победу над Германией», «За победу над Японией» и юбилейными медалями ко Дню Победы. Демобилизован был 15 марта 1947 года. И только тогда для мужчины началась мирная жизнь. После войны трудился в Кировабаде механиком на деревообрабатывающем заводе. «В Азербайджане у нас не было никаких различий между людьми, мы жили все вместе, ходили по одним улицам, дружили семьями», -Вскоре вспоминает ветеран женился, встретил свою судьбу, девушку по имени Марьям. В молодой семье родилось трое детей: две дочери Эльмира, Милета и сын Эдик. Сейчас уже у Макича Григорьевича 8 внуков и 17 правнуков. В 1988 году переехали в город Михайловск, где ветеран проработал плотником до глубокой старости. «Сегодня мы должны сохранить мир, чтобы новая война не вошла в каждый дом и не принесла беду, горе и слёзы», - рассуждает Макич Григорьевич,  - «я не хочу, чтобы моему правнуку заноза в ногу засела, не то, чтобы ему пришлось воевать. Нельзя допустить повторения трагедии, которую мы пережили!» Да, война - это особая тема, заставляющая сжиматься наши сердца. Тогда свой вклад в Победу внесли все граждане нашей страны, не взирая ни на какие различия. Так и Макич Григорьевич вместе воевал со своим будущим сватом Аветисом Мамекоповичем Осипяном, который служил танкистом, командиром танка. В его подчинении были один узбек и двое русских. Они стали больше, чем друзья, они жили одной жизнью и доверяли ее друг другу. Это был экипаж одной боевой машины. Все одинаково проявили героизм, храбрость и бесстрашие в боях за Родину. «Мы не думали об идеологии и религии, друг за друга могли жизнь отдать», - рассуждает герой нашего рассказа. У него на войне тоже были друзья разных народностей, больше, конечно русских, и они до сих пор не забываются. Один самый близкий русский друг - Иван Воровченко. «Ну как, скажем, его забудешь», - вспоминает ветеран,  - «когда он сам в опасную минуту мог другу отдать свой автомат, без слов уступить товарищу и полушубок, и валенки, натягивая на себя взамен шинель и сапоги, шутил: «Не бойся, я всё вынесу». В окрестностях родины ветерана  в Кировабаде есть армянское село Чардахлу, население которого в то время совершило военный подвиг. В годы войны больше тысячи его жителей ушли на фронт. Большинство из них вернулось домой с орденами и медалями, многие пали смертью храбрых на поле боя. В мире нет другого такого села, которое бы дало Стране Советов двух маршалов, одиннадцать генералов и свыше пятидесяти полковников. Война с фашизмом объединила все бесчисленные народности СССР, заставила забыть о различиях в религии, языках и идеологии. Нам нужно помнить об этом и встретить День Победы как праздник многонациональной России, как день славы героев самых разных народностей, живущих в нашей стране.

Елена ХМЕЛЕВА

Каждое поколение считает себя более умным, чем предыдущее, и более мудрым, чем последующее. Джордж Оруэлл

Конфликт поколений - это процесс возникновения, проявления, столкновения и разрешения противоречий как между представите лями одного поколения (внутрипоколенный конфликт), так и меж ду представителями разных поколений (межпоколенный конфликт). Конфликтные взаимодействия внутри и между поколениями высту пают фактором разрушения или укрепления социальных связей . Одной из главных причин конфликта является то, что с течением времени в обществе происходит переоценка ценностей.

Рано или поздно, но настает время переоценки как материальных, так и духовных ценностей. Такая необходимость определяется тем, что между насту плением прогресса, требующим новых или обновленных ценностей, и существующими традиционными, в той или иной степени изживши ми себя ценностями и нормами, составляющими их, возникают кри зисные моменты, которые включают в себя множество проблемных си туаций .

Например, еще 20-25 лет назад в большинстве своем люди стремились как можно скорее построить семью, создать семейный очаг, трудиться на благо страны, а не удовлетворять личные потреб ности. Сейчас же можно наблюдать совершенно иную ситуацию: для людей на первом месте стоит получение высшего образования и фи нансовое благополучие или, как многие говорят, «образование почвы» для создания семьи.

Такие перемены связаны со многими факторами, в том числе нововведениями в политике, искусстве, культуре, системе образования и др. В наши дни, как и на протяжении всей жизни человечества, очень актуальна проблема взаимоотношений и взаимопонимания между подростками и старшим поколением. Начнем с того, что мы все раз ные, у каждого свои взгляды на жизнь, мечты, привычки. Зачастую бывает так, что, чем больше возрастная разница между людьми, тем сильнее разрозненность во мнениях.

Родители всегда стремятся навя зать ребенку определенную линию поведения, которая наиболее соот ветствует их принципам и идеалам, но такая политика далеко не всегда приводит к желаемому результату. Дети не могут во всем потакать ро дителям, так как каждый человек индивидуален и имеет право на свою точку зрения .

Не стоит забывать также о том, что прошлое поколение, которое ощутило на себе все тяготы войны, менее требовательно к жизненным условиям. Если для этих людей главное - иметь крышу над головой и хлеб на столе, то в данное время потребности людей возросли в разы и продолжают увеличиваться. Это является одной из основных причин недопонимания.

Мы часто смотрим с недоумением на то, как люди «того времени» противятся изменениям и смотрят на жизнь кон сервативно. Проблема понимания людей «старой закалки» еще и в том, что они нередко забывают, что когда-то сами были молодыми и тоже, как и современная, да и любая другая молодежь, совершали необдуманные поступки, на которые теперь, с высоты своего возраста и жизненного опыта, смотрят с сожалением и даже возмущением.

Поэтому старые люди могут, опираясь на свой опыт, оберегать от подобных поступков молодежь, чтобы те могли избежать плохих последствий, поощрять и направлять их энергию и инициативу, поддерживать их благород ные начинания, одобрять их стремления и гордиться успехами. За частую бывает так, что не только у молодого поколения возникают конфликты с пожилыми людьми, но и у людей зрелого возраста. Для того чтобы объяснить возможную причину конфронтации, мы можем обратиться к экономической ситуации 1970-1980-х годов. В стране наблюдался кризис, в связи с чем для того, чтобы прокормить семью и удовлетворить потребности детей, приходилось большую часть своего времени отдавать работе, а не их воспитанию. Недостаток внимания «от печатался» в памяти у детей, многие до сих пор носят в себе эту обиду и это мешает им на протяжении всей жизни иметь хорошие отношения с родителями.

Похожая проблема встречается и в наши дни. У современ ного ребенка потребности в разы увеличиваются с каждым днем. В пого не за удовлетворением их «мнимых» потребностей, родители забывают ся и повторяют ошибки своих родителей, а ведь дети больше нуждаются во внимании и заботе, чем в новых дорогостоящих игрушках и гаджетах.

Определенное влияние на молодежь, на наш взгляд, также имеет современная система образования. Со времен СССР она претерпела множество изменений и преобразований. Во времена СССР в шко ле, помимо образования, занимались воспитанием, а в российской школе не оказывается должного внимания этому вопросу.

В школе времен СССР учебники писались на доступном для учеников языке, а в России, мы считаем, не все учебники и учебные программы являют ся понятными для школьников. Также в России ежегодно вносятся из менения в требования к результатам освоения школьной программы: так, если раньше у обучающихся главной целью являлось получение новых знаний, то на сегодняшний день детей уже с начальных классов готовят к Единому государственному экзамену. Обучение детей и молодежи по современным программам пред полагает использование различных Интернет-ресурсов. Несмотря на то, что правительство борется с небезопасной информацией в сети Интернет, каждый может столкнуться с опасными для детей сайта ми.

Примером тому может служить известная всем игра «Синий кит». Невидимый убийца, который под видом игры незаметно проникает в сознание ребенка, заставляя уйти от реальности и совершать ужас ные поступки, что приводит к необратимым последствиям. Таких при меров очень много, и для того чтобы обезопасить жизнь своего ребен ка, родителям и учителям стоит больше внимания обращать на детей, их поведение и поступки. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что возникно вение серьезных конфликтных ситуаций можно предотвратить или, по крайней мере, бороться с ними и их последствиями. Для того что бы избежать данный конфликт, родителям стоит прислушиваться к детям, быть иногда более лояльными, а иногда, наоборот, проявлять строгость в отношении ребенка. Адекватно воспринимать то, что дети не всегда будут следовать указам родителей, так как они растут и при обретают собственные взгляды на жизнь. Детям же, в свою очередь, стоит быть сдержаннее в высказываниях протеста, ведь родители всег да хотят нам только лучшего.

Понимать, что родители не всегда будут «шагать в ногу со временем», у них не было того, что сейчас есть у нас, и им бывает трудно адаптироваться. Если же конфликт уже возник, всегда можно найти выход из него. Обеим сторонам нужно найти в себе силы попросить прощения, сесть за «стол переговоров» и попытаться найти компромисс, который смо жет удовлетворить обе стороны. Не стоит забывать, что у конфликта поколений существуют небла гоприятные последствия. Недопонимания между родителями и деть ми отрицательно сказываются на отношениях в семье и на каждом из его членов в частности.

Изменение эмоционального состояния чело века ведет не только к ухудшению его настроения, но и к возникнове нию стресса, который, в свою очередь, может перерасти в более глубо кие формы, в результате чего могут произойти сбои в здоровье людей. В случаях, когда конфликт долго не может быть урегулирован или хотя бы сглажен по причине нежелания противоборствующих сто рон идти на уступки в отношении друг друга, происходит нарастание социальной напряженности, которая может вылиться в новый более серьезный и масштабный конфликт, нежели уже существующий. Хо рошо, если нарастание напряженности происходит, открыто, тогда существует вероятность, пусть и небольшая, разрешить ее мирным путем, возможно, даже так, что обе стороны останутся довольны ре зультатами.

Если же нарастание напряжения происходит в скрытой форме, то есть представители разных поколений держат свое недо вольство внутри, то с таким конфликтом достаточно сложно спра виться, потому что он приобретает свойства «бомбы замедленного действия», которая в любой момент может взорваться, и последствия «взрыва» будут негативны не только для участников данного стол кновения, но и для общества в целом. В случае благоприятного завершения конфликта, если всем его участникам удалось найти компромиссное решение и они остались довольны результатами, то возможна переоценка своей ценностной системы каждым участником.

Они, осмыслив все, что произошло, на чинают адекватно смотреть на те идеи, которые выдвигала сторона-оппонент, находят плюсы в ее предложениях и минусы в своих убежде ниях, в результате чего происходит переоценка своих нормативной и ценностных систем, в которые иногда вносятся какие-либо коррек тировки, а иногда они (системы) могут меняться кардинально. Урегулирование конфликта ведет не только к изменению мнений и взглядов участников конфликта на его причину или самих себя, но и позволяет решить целый ряд проблем.

Во-первых, завершение кон фликта уже само собой предполагает решение проблемы, которая ле жала в основе этого столкновения. Во-вторых, в ходе конфликта оп поненты (представители разных поколений), сами того не замечая, помимо основной проблемы, явившейся причиной возникновения конфликта, решают целый ряд более мелких проблем. Подводя итог вышеизложенному, нужно отметить, что конфликт поколений проявляется в разных аспектах жизни людей, то есть опре деляет положение поколений в обществе, отражает различные жиз ненные условия различных поколений, показывает отношения между поколениями в процессе общения, повседневной жизни и пр.

В его основе лежит множество различных причин (в том числе на него ока зывают влияния и процессы, происходящие в обществе), а, следова тельно, и последствий, которые наиболее четко проявляются после его урегулирования . Проблема поколений была, есть и будет. Каждое общество, каждая эпоха вырабатывает определенный тип взаимосвязи поколений и опре деленные механизмы передачи культуры во времени. Современное ди намичное общество ставит перед каждым новым поколением проблемы, цели, пути развития. И опыт предыдущих поколений не может полно стью соответствовать задачам будущего. Формируется образ каждо го поколения. Поэтому неизбежна проблема, связанная с отношением каждого поколения к прошлому, настоящему и будущему .

Список литературы:

1. Афанасьева А.Н. Исторический процесс и смена поколений // Преем ственность поколений как социологическая проблема. М. 1973.

2. Вдовина М.В. Межпоколенный конфликт в современной российской се мье // Социологические исследования. 2005. № 1.

3. Молевич Е.Ф. К анализу сущности и формы социальной старости // Со циологические исследования. 2001. № 4.

4. Спасибенко С.Г. Поколения как субъекты общественной жизни // Соци ально-политический журнал. 1995. № 4.

5. Саралиева З.Н., Балабанова С.С. Пожилой человек в центральной Рос сии // Социологические исследования. 1999. № 12.

6. Шапиро В.Д. Социальная активность пожилых людей в СССР. М.: 1983.

7. Гущина З.А. Конфликт поколений // Энциклопедия домашнего психо лога. М.: НИИ психологии МЗ РФ, 2007. 200 с.

8. Анцупов, А.Я., Шипилов, А.И. Конфликтология: учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 1999.

9. Афанасьева А.Н. Исторический процесс и смена поколений // Преем ственность поколений как социологическая проблема. М., 1973.

10. Вдовина М.В. Межпоколенный конфликт в современной российской семье // Социологические исследования. 2005. №1.

11. Ильин В.А. Конфликт поколений: деструктивное противостояние или движущая сила развития общества? // Ответственное отцовство: актуальные проблемы и пути их решения: сб. науч. статей / под ред. Е.А. Петровой. М., 2015. С. 103-107.

Градовцева С.А., Рогожнева М.Д.

Очень часто те, кто приветствует демократию в семейных отношениях вскоре наблюдают ее снисхождение к либерализму. Современное общество, в силу действия на каждого его члена информационных технологий, все чаще наталкивается на проблему бездействия родителей и снижения авторитета старших членов семьи перед детьми.

Очень часто в таких семьях возникают конфликты между представителями разных поколений. Что же является тому причиной?

Во-первых, информационные технологии и широко доступные средства массовой информации все больше популяризируют детский демократизм, который характеризуется позволением отстаивать свои права в любых ситуациях.

Во-вторых, родители в нынешнем обществе придерживаются материального направления в существовании семьи. Это значит, что их главной целью есть заработок денег, как средство, с помощью которого будут удовлетворены базовые потребности детей в продуктах питания, одежде и досуге.

В-третьих, современное общество все меньше принимает участие в жизни каждой семьи (органы местного самоуправления не вправе указывать семье на прямую что и как делать, так как это было в СССР). И, наконец, детям все больше открывается мир их прав, но при этом забывается о их обязанностях.

Что же привело к такому падению бывших приоритетов и ценностей? Ради чего это было сделано? Наше общество делится на несколько групп людей: одни приветствуют падение приоритета семейных ценностей. Другие же кардинально отличаются от первых тем, что ценят понятие семейных, родственных взаимоотношений и семейного очага. И есть группа тех, кто в своих семьях вводит смешанный тип взаимоотношений, при котором сохраняются некоторые традиции, но, вместе с тем, приветствуется современный уклад жизни, который характеризуется долей вольности предоставленной детям (на семейных советах учитывается их мнение, с ними вместе решаются некоторые вопросы).

Смещение жизненных приоритетов, по мнению исследователей, случилось в тот момент, когда возникла борьба за лучшую жизнь, соревнования за высший материальный достаток и, в результате, сравнение людей между собой не по личностным качествам, а материальному достатку. А вот духовный разлад в семейных отношениях и возникновение конфликта поколений настало потому, что в одной семье проживают люди, которые жили в разные времена, когда ценили разные качества: время социалистического союза (главная ценность – духовное единение) и времена демократии (ценность – материальные блага).

Конечно же, из каждого правила есть исключения, и поэтому твердить, что нынешнее общество главной ценностью считает деньги, не имеет смысла. Каждая семья ценит свое, а конфликт поколений имеет место быть там, где нет взаимопонимания и уважения между членами семьи.

Введение

Конфликт поколений проявляется как на уровне общества, в социальных институтах, так и на уровне семьи.

Исторический экскурс в историю показывает, что XVIII- век остро поставил проблему ценности детской жизни ; в ХIХ веке (80-е годы) общественное признание получила такая категория, как отрочество ; в начале ХХ века - юность ; в 20-е годы ХХ века столетия - старость. В середине ХХ века появляются науки: акмеология - наука о расцвете, зрелости, закономерностях и механизма развития человека на ступени его профессиональной зрелости, геронтология - наука о пожилом возрасте, андрагогика - наука об образовании взрослых. Интерес к преклонному возрасту, а значит и к конфликту поколений в ХХ веке повышается.

Чем характерен ХХ век для России? Что особенно есть в нашей стране, что беспокоит и будоражит сознание людей, берущих на себя ответственность за разрешение конфликта между поколениями?

Сначала выделим общие между поколениями проблемы (как разрыв, который приводит к усилению конфликтогенности в обществе), доминирующие во всех странах:

  • преемственность и передача культурных ценностей от поколения к поколению;
  • приобщение к семейным ценностям и к общественно-значимым (образование, здоровый образ жизни);
  • передача собственности по наследованию;
  • степень зависимости и ответственности между поколениями;
  • государственная политика по отношению к разным поколениям;
  • соотношение традиций и социальных инноваций в обществе.

Современные исследования показывают, что одними из главных факторов в конфликте поколений являются следующие:

  • понижение социального статуса пожилых людей;
  • изменение характера труда в индустриальном обществе, в результате ускорения темпов научно – технического прогресса;
  • обесценивание молодежью накопленного опыта старших поколений;
  • распространение негласной государственной политики отстранения от работы пожилых людей, достигших пенсионного возраста.

Эти тенденции способствуют обесцениванию старости в глазах молодого поколения и усилению геронтофобной (страх перед возрастом ) установки в массовом сознании.

В контексте конфликтологии: возраст и поколение.

Ощущает ли человек свои годы? Когда, при каких обстоятельствах он начинает обращать внимание на свой возраст? Каковы отношения между возрастом и поколением?

Понятие «возраст» выступает признаком принадлежности к одному поколению , однако принадлежность к одному поколению еще не означает равенство возраста. В толковом словаре С. Ожегова «поколение» - это родственники одной степени родства по отношению к общему предку; во-вторых, - одновременно живущие люди близкого возраста. А.И. Афанасьева определяет поколение как « объективно складывающуюся конкретно-историческую совокупность близких по возрасту и сформировавшихся в один и тот же исторический период людей, характеризующуюся специфическими демографическими чертами».

Наиболее полно раскрывает понятие «поколение» И.С. Кон. Он выделяет несколько значений данного понятия:

  • степень происхождения от общего предка (генеалогическое поколение);
  • сверстников, т. е. людей, родившихся приблизительно в одно и то же время.
  • современников, т.е. одновременно живущих людей разного возраста.
  • отрезок времени от рождения родителей до рождения их детей.

Итак, поколение это понятие, обозначающее разные аспекты родственной и возрастной структур исторического развития общества.

Поколенческий подход в социологии предполагает анализ сосуществования трех жизненных измерений в социальной ситуации: поколения молодых, поколения зрелых людей и поколения стариков. Существование трех различных времен представляет собой движение вперед, развитие. В противном случае, история бы остановилась, исчезла бы возможность радикальных перемен.

Социокультурная среда межпоколенных отношений либо сокращает дистанцию между поколениями, либо приводит к тотальному дистанцированию, ведущему к кризису.

Попытка избежать этих крайностей сподвигла философов на обоснование «этики дискурса»,т. е. учение о нравственности, делающим своим содержанием проблемы коммуникации и дискурса. Именно «этика дискурса» ориентирует представителей разных поколений не на раздоры и деградацию, а на единство, ответственность, согласие, на коммуникацию. Речь идет о сотрудничестве, а не о помощи старшим, либо обучении младших.

Термин «возраст» употребляется всюду, где возникает необходимость зафиксировать процессы и изменения, происходящие во времени. Возрастные процессы рассматриваются с трех позиций:

  • Индивидуальное развитие.
  • Социально-возрастные процессы и возрастная структура общества.
  • Возрастной символизм.

Некоторые ученые считают, что невозможно провести четкое разделение между возрастами: все изменения происходят плавно, особенности той или иной поры переплетаются и как бы врастают друг в друга. Условно границей детства и отрочества можно назвать время, когда человек начинает проявлять осмысленный интерес к противоположному полу.

Отрочество перерастало в юность в течение нескольких лет. Резкой и вполне определенной границей между юностью и зрелостью считалась женитьба. Жизнь неизменно делилась на две половины: до свадьбы и после свадьбы, когда резко менялся весь уклад и быт человека.

Старость как особый период развития человека исторически эволюционировала. Произошло принципиально новое открытие старости. Она стала рассматриваться как равноправный в ряду других человеческий возраст, не сводящийся только к процессам распада, а самостоятельный и особенный по своим характеристикам возраст. Артур Шопенгауер в «Афоризмах житейской мудрости», формулирует одну из ключевых идей. Суть ее заключается в отрицании существования возрастной периферии, ибо каждый возраст входит в ядро жизни, имеет свои прагматические ценности, объединяющие положительные и отрицательные моменты. Философ фокусирует внимание именно на позитивных моментах в старости, человек более умело оберегает себя от несчастий, он способен наслаждаться настоящим, находя радость даже в мелочах, благодаря жизненному опыту человек научается смотреть просто на вещи и принимать их за то, что они есть на самом деле, экономно обращается со временем. Старый человек уравновешен, рассудителен, проницателен, освобожден от волнений юности. Старость в современной смысловой направленности обозначает определенный этап индивидуальной жизни, равноценный в соотношении с другими этапами, значительной длительности.

В 1962 году симпозиум геронтологов, утвердил возрастные градации, принятые затем зарубежными учеными: 40-60- средний возраст; 60-75-пожилой возраст; 75-90-старческий возраст; свыше 90- долгожители. Старость как явление человеческой жизни представлена двумя качественно различными аспектами своего существования: биологическим и социальным. Биологическая старость является закономерной фазой индивидуального развития, а социальная старость выступает заключительной стадией возрастной структуры общества. Социальная старость - есть неспособность человека в силу возраста обеспечить себя всем необходимым. В результате происходит переход на чье-то иждивение. Это широко распространенное понимание и определение социальной старости распространено как в отечественной, так и в зарубежной науке.

В структуре социальной старости выделяются формальная социальная старост ь («паспортная») – характеризующаяся пересечением данной личностью официальной возрастной «границы старости», но сохранением сложившегося образа жизни и социального статуса.

Картина положения старого человека в обществе, как свидетельствует история человечества, резко менялась: она была полна блеска в одни периоды и наполнена мраком в другие. Было бы утешительно, если бы эволюция положения старых людей шла в одном направлении - к улучшению. Однако – это не так.

В древние времена старые люди не умирали естественной смертью. Потому что в тогдашних, с трудом себя содержащих сообществах людей, не оставалось места для тех, кто по причине физической немощи переставал быть полноценным участником добычи пропитания. На аре цивилизации и на ранних этапах культурного развития центральной фигурой был зрелый человек. Он был знатоком окрестностей и обладателем долгого жизненного опыта и, благодаря этому, был объектом уважения в первобытное время. Но, с наступлением старости, когда силы его и память отказывались ему служить, запас этого опыта и знаний становился неиспользуемым. Тогда беспомощного старика бросали на произвол судьбы, поэтому первобытные общества были обществами без стариков . П. Гольбах отмечает, что такой обычай существовал у кочевников: стариков, которые не могли следовать за кочующим племенем, лишали жизни. К.Гельвеций, указывал на уничтожение стариков дикими племенами, которые существовали за счет охоты. Они умерщвляли старых соплеменников, которые не могли участвовать в охоте на зверей. В Малороссии также практиковался обычай избавляться от стариков. Их вывозили в зимнюю пору в глухое место и опускали в глубокий овраг. При этом их сажали на луб для того, чтобы они при опускании не разбились или не задержались на скате.

Когда этот обычай был запрещен, то стали прибегать к изолированию стариков в пустой хате, где они умирали с голоду и холоду. В эпоху, когда массово умерщвляли стариков, по сходным причинам было распространено и детоубийство. Потому что дети и старики находились на периферии общественной жизни. В древности, как и в наше время, существовали конфликты поколений - прежде всего смежных поколений, отцов и детей. Отцы – воины, не хотели уступать место своим детям, прошедшим инициацию, всячески сопротивлялись этому, потому что чувствовали себя еще сильными и энергичными. Ритуал инициации возникает в культуре человечества, как средство гармонизации психологии отношений между старшим и младшим поколением. На вопрос, когда перестали умерщвлять стариков, нельзя дать точный ответ. Угасание этого жестокого обычая связано с хозяйственным прогрессом и значит, у разных народов наступало в различные времена.

Американский антрополог и этнограф Л.Г. Морган разделял всю деятельность людей на три основные эпохи: дикости, варварства и цивилизации . Он огласил постулат, что «все великие эпохи прогресса человечества совпадают – более или менее непосредственно – с эпохами расширения источников существования». Считается, что одним из самых главных факторов, которые способствовали сохранению жизни старикам, стало использование огня. Умение варить пищу сократило широко распространенное прежде детоубийство. Изменилось положение стариков: они помогали женщинам следить за костром, были хранителями огня.

Следующее историческое событие, положительно сказавшееся на судьбе стариков, начало занятия сельским хозяйством . Старый человек сохранял запасы пищевых продуктов своих соплеменников и был нужным своему племени.

Со временем стариков не только перестают уничтожать, но к ним начинает проявлять уважение младшее поколение. Ученые предполагают, что это может быть потому, что на ранних стадиях цивилизации достижение пожилого возраста было весьма редким явлением. Старики пользовались уважением как наиболее богатые личным опытом люди, историки рода, хранители давних традиций, воспитатели людей, посредники между живыми и умершими и мастера церемоний. Древние греки ассоциировали старость с мудростью, это делало старика существенной фигурой общества, старейшиной, в его функции входило управление страной и руководство воспитанием подрастающего поколения.

Сократ ценил беседы со старыми людьми: из этих бесед можно было узнать о пройденном стариками жизненном пути, который молодым предстояло еще пройти. В процессе становления человеческого общества возникает первая социально политическая иерархия, основанная на половозрастном принципе. Она проявлялась в различных нормах, регламентировавших поведение старших и младших. Нормы первых связывались с высоким социальным престижем, с властными позициями в социуме, нормы же вторых с подчинением. Появляется культ предков, который является, по-видимому, исторически первой идеологией закреплявшей доминирование старших в обществе. Считалось, что магическая сила индивида возрастает по мере взросления и достигает своего максимума, когда он переходит в статус предка, то есть после его физической смерти. Используя эту силу, как предполагалось, старшие могли наказать младших за неповиновение. С развитием политической сферы, с появлением вождей, именно их предкам предписывалась большая магическая сила, вожди, а потом и средневековые монархи выступают в качестве отцов социума. Следует отметить, что даже там, где культ предков не был столь развит, старики считались приближенными к божествам, и обладали, как предполагалось мистической властью. Они были хранителями ритуальных и религиозных знаний, что во многом определяло их авторитет. Старики помнили также прецеденты, что и использовалось в судебной практике. Они не делились своими знаниями, а хранили их при себе, что превращало стариков в монопольных владельцев важной социальной информацией. Это в свою очередь укрепляло их высокое положение в обществе. Наибольшим влиянием старые люди пользуются в эпоху так называемой классической древности (триумф старости – в древней Элладе и античном Риме). Здесь долгое время была установлена геронтократия, ее выражением был возрастной ценз, необходимый для занятия должностей в руководящих органах государства.

Платон и Аристотель говорили, что править должны старые люди.

Но власть стариков и уважение к ним отнюдь не означало проявления заботы о широких массах людей преклонного возраста. Классовое рабовладельческое общество по своей сути не могло проявить истинного гуманизма по отношению ко всем старым людям. Уделом римских рабов сумевших дожить до старости была голодная смерть, которой этих изгоев общества предавали на одном из островов Тибра. Даже свободные граждане могли рассчитывать в старости на весьма малую помощь со стороны общества.

В XX веке положение старых людей значительно ухудшилось. В ходе исторического развития сформировался стереотипический образ старого человека. Расширились представления о старости в социальном, психологическом и биологическом аспектах. Уважение к возрасту, бывшее еще правилом в прошлом столетии, исчезает, уступая место безразличию или даже известному виду вражды по отношению к старым людям. Старым людям общество отказывает в уважении. Наше общество делает старость обесцененным периодом жизни. Мнение, будто старые люди ни к чему непригодные потребители, своим существованием они противоречат фундаментальному принципу развития современной цивилизации, где все подчинено поискам выгоды.

Поэтому, преемственность поколений не всегда шла по восходящей линии. Вопреки устоявшемуся мнению о гармонии отношений между поколениями в традиционной русской общине, их отношения характеризовались довольно сильной напряженностью, а иногда переходили в откровенный конфликт. Особенно ярко это проявлялось во время праздников. В период святок, например, юноши нередко нападали на взрослых, причем их агрессия носила характер жестокости. Самой излюбленной шалостью деревенской молодежи следует признать заваливание ворот и дверей изб всяким деревенским хламом, дровами, бревнами, сохами и проч. Взявшись за это дело целой гурьбой, озорники так завалят выходы из изб, что утром все хозяева очутятся все в плену.

Нарушение естественных механизмов передачи социальной информации от старших к младшим на уровне всего российского общества, при котором младшие игнорировали волю старших, отчетливо фиксировалось крупнейшими писателями этого периода. Ф. Достоевский констатирует отсутствие в обществе гармонии между поколениями, при которой старшие должны доминировать над младшими.

История свидетельствует о существовании проблемы борьбы за власть между старыми и молодыми, принадлежащими к господствующему классу. Старые владели опытом, знанием, памятью, а молодые обладали силой, здоровьем и хорошими адаптационными способностями. Так в традиционных обществах место каждого человека было определено с момента рождения, а также были определены и неизменяемы способы взаимосвязи поколений и передачи опыта. Иная картина наблюдается в современном динамичном обществе, которое постоянно ставит перед каждым новым поколением новые проблемы и задачи самоутверждения и выбора путей своего развития. В таком обществе опыт предыдущих поколений не может полностью отвечать задачам настоящего и будущего. Меняются механизмы трансляции опыта, в результате формируется «образ» каждого поколения.

В классической культуре России проблема смены поколений, проблема отцов и детей была проклятьем, тяготеющим над теми и другими, доходящим до отцеубийства - как у Достоевского.

Конфликтность поколений снимает христианство, которое начинается с осмысления того, что Христос пришел выполнять заветы Отца. «Я не против Отца, я пришел восстановить Законы Пророков…». В христианской культуре появляется преемственность поколений, каждое из которых, создавая новое, учитывает, трансформируя, конечно, старое. Достоевский пишет, что только христианизация может стать России защитой от всех бед.

Особо остро конфликт поколений проявляется в 20-е годы ХХ века. Молодое поколение отвергает ценностные идеалы прошлого и противопоставляет ей свою картину мира.

Таким образом, в разные исторические периоды отношение к старости было неодинаково. Это обусловлено разной ролью правового начала, разной степенью развития институтов демократии, спецификой культурных традиций.

Старый человек - одновременно и недочеловек, и сверх человек, и идол, и ненужная изношенная вещь. В общественном сознании старики, либо возвеличивались до роли святых, либо деградировали до изгоев, сливаясь с нищими, убогими, бесполезными.

Существует две основополагающие точки зрения на взаимоотношения поколений:

  • в современном обществе существует большая разница между поколениями и этот разрыв увеличивается;
  • представление о росте межпоколенных различий иллюзорны. Ничего нового в этом отношении не произошло.

Для любого общества на всех этапах развития характерно так называемое противоречие «отцов и детей». Его смело можно отнести к вечным . В современной культуре присутствует, ярко выраженный слой инноваций, которые постоянно взламывают и перестраивают культурную традицию, затрудняя тем самым процессы социализации и адаптации человека к постоянно меняющимся условиям и требованиям жизни. Усложнение социокультурной реальности сопровождается ломкой традиций и норм. И проблема эта не биологическая, а социокультурная. Это проблема изменения способов и типов преемственности, отказом от преемственности, уничтожением традиции, а значит и разрушением культуры. Культура может развиться, лишь опираясь на традиции . Смена типов преемственности, отношения к традиции вовсе не связана с отрицанием собственной истории, она предполагает выработку идеала и поиск адекватных ему средств жизнедеятельности. Представление о возрасте и отношение к возрасту, оказывали непосредственное влияние на всю общественную жизнь государства и на жизнь каждой семьи.

Специфика конфликта поколений в России.

Семья, как социальный индикатор , является первым и самым чувствительным социальным организмом ко всем переменам в обществе. В настоящее время семья претерпевает демографические, культурные, социально экономические изменения, которые отражаются на внутрисемейных связях

В России за последние 15 лет произошли глубокие ценностные изменения. Можно сказать, что произошла ломка многовековой традиции российского общества, которая столь болезненна не только для пожилых людей, но и для всех остальных членов общества.

В России практически каждая семья имеет «белое пятно» в памяти о своих предках. Этому способствовали войны (гражданская и Великая отечественная), голод, государственный террор (раскулачивание, переселение народов, и затем ГУЛАГи). А потому молодое поколение все больше ставилось в ситуацию неопределенности как своего места в роду, так и в обществе. Оно было вынуждено или вырабатывать свои представления о мире и протестовать или приспосабливаться к сильным мира сего.

Реформы в России и дестабилизация в стране, вынуждают человека выживать , что формирует в сознании молодого поколения отношение к старшему поколению, как к иждивенцам. Молодежь не имеет ясного представления о жизни старшего поколения и часто драматизирует их социальное положение. В массовом сознании, как в скрытой, так и в явной форме фиксируется отношение к пожилым людям как к бесполезной категории населения. По факту государство реализует стратегию вытеснения людей преклонного возраста из сферы доступа к престижным ценностям , власти, и другим ресурсам, а также периферийным положением их проблем. Внимание общества в большей степени акцентируется на проблемах молодежи, чем на проблемах лиц пенсионного возраста. (Хотя Закон о молодежной политике в России еще не принят). Происходит трансформация отношения молодежи к старшему поколению в направлении от традиционно почтительного к нетрадиционному, не характерному для российского менталитета, осуждающему, порицающему, отвергающему. Пожилые люди оказались брошенным поколением, лишились сочувствия, сопереживания и помощи со стороны родных детей и внуков.

В общественном сознании (на территории СНГ, в том числе и в России) сравнительно недавно появилось такое понятие, как «частная собственность». Большинство людей частной собственности не имели и сознание и психология собственника в России еще не сформировалась. А поскольку в семейных отношениях все большее значение приобретает наличие собственности и факт передачи ее по наследству, то старики, которым нечего оставить своим детям в наследство, оказываются никому ненужными.

Но и у богатых людей, занимающихся бизнесом, появляются свои, специфические конфликты и проблемы по поводу передачи собственности . Одна из проблем – это как передать бизнес своим детям, которые не желают продолжать дело родителей, а хотят истратить капитал по своему усмотрению.

Поэтому специфика конфликта поколений в России на уровне социальных институтов проявляется в следующих фактах:

  • обесценивание старости в глазах молодого поколения;
  • поиск семейных ценностей, как духовных, так и материальных;
  • передача собственности по наследству;
  • вытеснение людей пожилого возраста на периферию социальной жизни;
  • дети не приемлют ценности и образ жизни своих родителей.
  • увеличение социокультурной дистанции между молодым и пожилым возрастом.

В России пожилые люди всю свою жизнь отдавали обществу, и оно их оставило на пороге старости один на один со своими проблемами. Старики стали обузой» для общества, тогда как общество обязано им своим сегодняшним днем, ибо они еще вчера не щадили ни сил, ни труда, чтобы умножить материальные и духовные богатства народа и обеспечить его неустанное развитие. Именно деятельность людей, которые на сегодняшний момент переступили порог старости, дала возможность молодежи получить образование и профессиональную подготовку, то есть самые главные основы существования общества. Старики передают молодым не только созданные ими блага, но и опыт и знания. Наследуя эти блага, молодые не должны забывать, что рано или поздно они тоже состарятся. В России произошли серьезные изменения. Резкий культурный скачок, происшедший в результате развития рыночных отношений привел к определенной социальной изоляции старых людей, к потере постоянно установленного статуса и уважения. Старый человек приобрел неправомерно низкий статус, а уважение к старости опустилось почти до нулевой отметки. Старики оказались в положении высмеиваемых, третируемых, преследуемых. Появились такие феномены как «старческая преступность», проявляющаяся в антисоциальном поведении, толчок, которому дает общество, которое отвергает стариков, дает им почувствовать и осознать свою ненужность, что приводит к распространению суицида среди них. В последние годы развития российского общества мы имеем дело с трансформацией отношений молодого поколения к старшему:из традиционно почтительного в нетрадиционное осуждающее, порицающее, отвергающее, в лучшем случае, абсолютно безразличное. Эта проблема особенно актуальна сегодня в России

Конфликт поколений: стабильность и изменчивость.

Жизненный цикл каждого человека характеризуется многогранной изменчивостью. Он включает в себя такие фазы жизни, как: детство, отрочество, зрелый возраст и старость. На разных этапах жизни человек исполняет различные общественные роли - ребенок, ученик, работник, родитель, дед.

Детство, отрочество и юность- это периоды ученичества, усвоения норм и ценностей данного общества.

Период зрелости, когда нормы и ценности усвоены максимально полно в соответствии с индивидуальными возможностями.

В период старости происходит отставание индивида от процесса изменения социальных структур (они меняются гораздо быстрее, чем стареющий индивид способен к ним приспосабливаться). Выделение различных возрастных этапов имеет социокультурную историю. Не все из принятой в современной возрастной стратификации этапы появляются одновременно, их набор в разные периоды истории не равнозначен и не идентичен.

Очень важным представляется рассмотреть межпоколенные взаимоотношения в семье, которая важна как для молодого поколения, так и для поколения пожилых людей. Семья является основным элементом в системе взаимоотношений между поколениями. Семья в течении всей жизни человека является для него первой и последней опорой- «стартовой площадкой» на раннем этапе жизни и «последним прибежищем» в позднем возрасте. Семья выполняет ряд важнейших социальных функций таких как:

  • воспитательная (социализация молодого поколения),
  • функция духовного общения,
  • социально-статусная (предоставляет определенный социальный статус членам семьи),
  • досуговая (взаимообогащение интересов),
  • эмоциональная (получение психологической защиты, эмоциональной поддержки).

В настоящее время происходят сильные изменения в экономической жизни страны, старшее поколение полностью отдает себя работе, пытаясь выжить в наше нелегкое время. В связи с этим встает такая важная проблема, как снижение воспитательной функции семьи. Конечно, хорошо, когда детьми занимаются бабушки и дедушки. Помощь, оказываемая старшими молодым членам семьи весьма многообразна. Чаще всего она выражается в уходе за малолетними внуками и правнуками. Значение этой помощи трудно переоценить. Здесь и преимущество индивидуального обучения, и ценность тесного общения с ребенком в первые годы жизни, и большая гарантия предохранения его от заболеваний, столь частых в детских дошкольных учреждениях. Но при совместном проживании молодого и старшего поколения часто возникает не понимание друг друга. Причинами отсутствия взаимопонимания становятся объективная разница, связанная с новыми социальными условиями, разногласия во взглядах на жизнь, не совпадение ценностей и психологические особенности пожилых и молодых людей. Молодое поколение разотождествляется с дедами и как носителями идей прошлого, и как авторитетами в семье, ориентирами в жизни. Это ведет к напряжению в институте семьи, с которым себя все - таки отождествляет подавляющее большинство старшего поколения. Можно лишь пожелать, чтобы в каждой семье «конфликт поколений» решался на основе чудесного сплава любви к детям и уважении к старости. Но, к сожалению, это часто бывает совсем не так. Существуют сведения о домашнем насилии над пожилыми людьми в разных формах: физическом, эмоциональном и экономическом. Вместо неудовлетворенной потребности общения, заботы, старшее поколение испытывает унижение достоинства, потерю уважения и как результат стремление оградиться от конфликтных взаимоотношений со своим потомством и в большинстве случаев пожилые люди и их дети стремятся жить раздельно друг от друга.

Таким образом, старость можно рассматривать как стабильный и устойчивый элемент в жизни поколения, как основное звено механизма преемственности общественных отношений, культуры, морали, опыта. Отношение младших к пожилым людям, можно считать одним из показателей уровня культуры общества. Стереотипные утверждения и мнения, касающиеся старости, являются показателем, отражающим господствуюшую в данную эпоху и в определенном культурном кругу концепцию человека. Наша эпоха несет в себе культ молодости. Ценность человека определяет умение быстро и эффективно действовать, легко приспосабливаться к новым технологиям и инновациям. Культ темпа новизны не благоприятствует старым людям. И старость сама по себе приобретает негативные черты. Старые люди не поспевают за темпом современной жизни, которая изменчива и несет множество рисков. Старики не имеют сил, чтобы выполнять различного рода обязанности и роли, которые выдвигает жизнь, они тонут в хаосе информации. Поэтому молодое поколение должно осознавать, что оно, как изменяющийся элемент в обществе, нуждается в стабильной компоненте, в котором также нуждаются, прежде всего, их дети, семья и общество, в котором каждый человек пройдет по разным возрастным группам и придет к старости.

Конструктивная функция конфликта поколений.

Конфликт поколений является универсальной темой человеческой истории. Он основывается на изначальных чертах человеческой природы и является, может быть, даже более важной движущей силой истории, чем классовая борьба, отмечают некоторые исследователи.

Многие психоаналитики полагают, что в основе конфликта поколений лежит извечное соперничество между отцом и сыном (Эдипов комплекс), матери и дочери (комплекс Электры). Юноша не просто соперничает с отцом, но и отвергает его как образец, отказывается от своего социокультурного наследства.

Представители авангардизма усматривают в молодежной контркультуре единственно надежную, эффективную, радикальную оппозицию в отношении всего застойного, консервативного в обществе. Все эти объяснения сущности конфликта поколений, а также субъективные оценки юношей, которые склонны преувеличивать степень своих отличий от старших, должны быть дополнены анализом объективно существующих различий и их причин.

Каковы же причины обострения противоречий между поколениями?

В 60-е годы наметились два полюса в оценке межпоколенных различий: "великий разрыв" и "ничего нового". Разговор пока шел в основном о конфликтах, и их причинах в отношениях поколений, но исходным в данный момент, является преемственность в развитии рода человеческого. Во-первых, молодые, хотят они этого или нет, всегда будут опираться на традиции и опыт прошлых поколений.

Во-вторых, межпоколенные отношения, трансмиссия культуры всегда включают в себя встречные информационно-деятельные потоки как от родителей к детям, так и от детей к родителям. Встреча поколений может быть более или менее радостной. На сегодня в условиях информатизации общества молодежная интерпретация культурного наследия приобретает большое значение.

В-третьих, признавая значение обеих выше названных тенденций, нужно опасаться преувеличения темпов культурного обновления. Глубинные слои культуры, традиции, формы быта, семьи, складывающиеся тысячелетиями, устаревают медленнее, чем инновации в сфере техники, науки, информатики. Таким образом, сутью межпоколенных отношений не может быть ни "абсолютное обновление", ни "абсолютный разрыв" - и то и другое означало бы социальную катастрофу. Задачей является гармонизация отношений поколений в их преемственности. Однако, отказ от наследства, неблагодарность, потребительское отношение детей к родителям, эгоцентризм, неспособность к диалогу - эти крайние проявления обособленности нового поколения могут нанести удар по самим основам цивилизации. Структура обращений молодежи за помощью в критических ситуациях показывает стремление молодежи к самостоятельному решению проблем собственными силами. Но часто такое отношение носит чисто потребительский, угрожающий характер, что надолго прерывает коммуникацию между поколениями.

Главной задачей в конфликте поколений является совместное обучение стариков и молодежи к быстро изменяющимся условиям социальной жизни без жесткой иерархии, без насилия, сохраняя уважении друг к другу, с обязательным утверждением авторитета и благодарности своим старым родителям, к пожилым людям, с доверием и любовью к растущему человеку.

Общество оценивается по тому, как оно относится к старикам, детям и инвалидам, а также по тому в каких формах происходит конфликтное столкновение между поколениями. Если общество идет по цивилизованному пути, то тогда оно вынуждено создавать социальную систему поддержания стариков - пенсии, дома престарелых и т.д., говорить о воспитании милосердия. Именно в конфликте поколений обнаруживаются новые ниши, где необходимо специализированное воспитательное воздействие, предупреждающее разрушительные конфликты,порождающее новые ценностно-смысловые и деятельностные ниши взаимодействия поколений. Без специального регулирования на уровне идеологии и институтов социализации обеспечения постепенной смены базовых ценностей, можно получить или более того, спровоцировать социальный кризис, спровоцированный вечным конфликтом поколений.

Научиться понимать другого, и, прежде, всего старшее поколение, - это важнейшая социальная проблема. Трансляция нравственных образцов, без понимания их сути и смысла - бессмысленное занятие. Говоря о степени возможного влияния старшего поколения на молодежь, необходимо подчеркнуть важность таких факторов, как мера доверия молодежи к старшему поколению, так и мера доверия к молодежи.

Отношение общества к старикам - показатель его цивилизованности. На обществе лежит ответственность за социальное, физическое и материальное состояние его пожилых членов. Конфликт поколений может быть рассмотрен как благо, в случае осознания того, что именно в этом стихийном и вечном конфликте старшее и младшее поколение смогут обнаружить и осознать личностный уровень достигнутой культуры и степень цивилизованности общества. Внуки смогут увидеть КАК достойно и с почестями уходят из жизни старики (их дедушки и бабушки) и как достойно и уважительно провожают их дети (родители внуков). Ибо это«живая передача знаний» из уст в уста и это конструктивная функция конфликта поколений, эту функцию не может взять на себя государство, так как только сами люди формируют и передают культурные образцы, сформированные в вечном конфликте отцов и детей. Конфликт поколений не должен пугать или настораживать мыслящего человека. Вечный конфликт поколений может быть рассмотрен конструктивно с точки зрения развития гуманных отношений до вершины любви, нравственности, заботы и ценности каждого возраста. В конфликте поколений нет смысла искать виновного, гораздо важнее формировать ОТВЕТСТВЕННОСТЬ каждого человека за свое будущее, за будущее своих детей и за будущее всего человечества.

Любовь Цой , – кандидат социологических наук,
директор Московской школы конфликтологии
"Конфликтменеджмент в управленческом консультировании "
  • размещено в разделе: менеджмент семьи
  • найти еще статьи