Основная тема рассказа толстого бедные люди. Художественное своеобразие рассказа Л


Л.Н. Толстой – один из величайших писателей мира, мыслитель. Он написал много замечательных произведений. Рассказ «Бедные люди» произвёл на меня особое впечатление.

В произведении Л.Н. Толстого «Бедные люди» на первый взгляд говорится о бездольных, несчастных, брошенных людях. Но так ли это? Главными героями рассказа являются Жанна и её муж, рыбак.

У них есть пятеро детей. Все вместе они живут в рыбачьей, чистой, тёплой и уютной хижине.

Жанна очень хозяйственная и заботливая жена. Она тревожится за своего мужа, который не жалея себя, в холод и бурю ловит рыбу, лишь бы прокормить семью. Рядом с ними живёт соседка. Жанна сильно беспокоится за неё, ведь у неё двое детей, да тут ещё болезнь. Решив проведать её, она видит мёртвое тело, а рядышком двое маленьких, кудрявых, толстошеих ребятишек. Они были закутаны старым платком и платьем матери. Жанне стало жаль детей. Решившись на необдуманный поступок, она снимает колыбельку и несёт домой. Жанна сама не понимает, как и зачем сделала это.

Но она не могла пройти мимо чужого горя, так как знала, что матери было нелегко. Очень тяжело умирать, зная, что от тебя зависит будущая жизнь детей. Сначала она боялась о том, что скажет муж, ведь у них у самих то, немаленькая семья. Когда он вернулся, Жанна рассказала о том, что соседка умерла, и у неё остались дети. Недолго раздумывая, он принял решение взять их.

Это произведение настоящий пример добра, милосердия и благородности. Герои рассказа великодушные! Они взяли на себя серьёзную ответственность. Так бедны ли, эти люди на самом деле!? Я считаю, что эти два человека самые богатые! В их сердцах много любви, теплоты, искренности и понимания. Они богаты духовным миром! И совсем не важно, сколько у них материальных средств. Их чистые души и сердца помогут превзойти все невзгоды, неудачи и падения. Вместе они самая мощная сила-добро.

Автор хотел донести до нас то, что нужно жить в мире, согласии, помогать друг другу, творить добро! Эта маленькая тайна поможет тебе в жизни! Помогая людям, тебе самому будет приятно от этого. Дари улыбку людям, твори добро, и мир станет чуточку светлее и лучше!

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-11-10

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Урок литературы

Тема: «Уроки доброты в рассказе Л.Н. Толстого «Бедные люди»

Ильченко Лариса Анатольевна, МБОУ СОШ №52, г. Новосибирск,

учитель русского языка и литературы,

педагогический стаж - 24 года,

в двух частях. Издательство «Русское слово», Москва, 2013 г.

Тема: Уроки доброты в рассказе Л.Н. Толстого «Бедные люди»

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Вид урока: комбинированный урок.

ЦЕЛЬ УРОКА: Создание организационных и содержательных условий для знакомства обучающихся с рассказом Л.Н. Толстого «Бедные люди» и совершенствования анализа художественного произведения

Образовательные:

Познакомить обучающихся с рассказом «Бедные люди»;

Проанализировать рассказ, выявить приёмы создания образа персонажа;

Посмотреть, какие из приёмов раскрывают способность персонажа к доброте;

2. Развивающие:

Развить регулятивные УУД (развитие образного мышления, способности реализовывать чувства, настроение, ассоциации через систему творческих заданий);

Развить коммуникативные УУД (построение монологических высказываний, аргументация собственного мнения, развитие умения вести беседу, повышение культуры речи);

Развить познавательные УУД (поиск, анализ и преобразование информации).

3. Воспитательные:

Создать условия для формирования у учащихся понимания не только авторской позиции к поступкам героев рассказа, но и своего отношения к ним, убедить учащихся в необходимости проявления доброты, милосердия и сострадания.

Виды деятельности учащихся: познавательная деятельность, ценностно-ориентационная, проблемно-поисковая.

Методы и технологии организации образовательного процесса: технология критического мышления.

Оборудование и материалы: учебник, видеопроектор, экран, компьютерная презентация, раздаточный материал.

ХОД УРОКА

Во внутреннем мире человека доброта - это солнце

Виктор Гюго

На экране эпиграф

Как вы понимаете слова Виктора Гюго?

Что такое, по-вашему, доброта?

(Один учащийся работает со словарём Ожегова)

Запись на доске: Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро.

Какие ассоциации вызывает у вас слово?

(Составление кластера)

Скажите, почему мы заговорили о доброте?

Запись темы урока

Какие цели вы бы поставили на уроке, исходя из темы?

(-Проанализировать рассказ;

Какие уроки доброты можно извлечь для себя из рассказа?

Чтобы достичь целей обратимся к рассказу Л.Н. Толстого.

Подготовленный учащийся рассказывает творческую историю рассказа (слайд 3,4)

Рассказ прочитан. Какие чувства он у вас вызвал?

Определите тему рассказа.

Итак, главная героиня рассказа - Жанна.

Домашним заданием было найти приёмы создания образа, которые использует автор рассказа.

(На партах лежит таблица с приёмами создания образа персонажа)

Работа в группах:

1 - Описание состояния героини (найти ключевые слова, эпитеты, средства синтаксической выразительности)

2 - Описание окружающей среды (природы) (найти ключевые слова, олицетворения, детали синтаксиса) (слайд 5)

3 - Бытовые детали (описание жилища, детей) (слайд 6)

4 - Действия и поступки героини (найти синтаксические средства, лексические средства)

(Учащиеся в группах находят средства художественной выразительности)

В ходе обсуждения приходим к ответу на вопрос: Это ли не проявление доброты?

Какую страшную картину увидела Жанна?

Раздумывала ли она, как ей поступить?

(Найти в тексте подтверждение)

На что обращает внимание Л.Н. Толстой, говоря о героине?

(Она - мать. У неё своих пятеро детей. Жанна не может бросить чужих детей)

О чём думает потом?

(Мысли о муже)

Почему боится мужа?

(Муж - глава семьи, по важным вопросам он принимает решение. Патриархальность семейных ценностей в 19 веке, жена подчиняется мужу, советуется с ним)

Сделайте вывод о поступке Жанны.

(Она проявила доброту, поступила милосердно по отношению к детям)

Давайте вернёмся к теме рассказа. Как можно обозначить тему рассказа одним словом?

Какова главная мысль рассказа?

(Нужно помогать людям, проявлять сочувствие, милосердие, сострадание, любовь, если случится беда)

(Они проявили милосердие)

Вернёмся к кластеру. Что обозначают слова, которые вы подобрали к слову «доброта»? (Это чувства людей)

А как вы объясните слово милосердие?

(Работа одного учащегося со словарём Ожегова)

Милосердие - не просто чувство, это готовность и стремление помочь людям.

Не случайно и имя героини. Что оно означает?

(Отвечает заранее подготовленный ученик)

Жанна в переводе «милость Божья», дающая благо, добро.

Это ещё один из приёмов создания образа персонажа.

Кто из героев ещё имеет имя?

(Соседка Симон)

(Жанна и Симон - матери. Для Л.Н.Толстого женщина-мать-идеал. Он восхищается милосердием и самоотверженностью женщины-матери)

Подтвердите примером из текста, что Симон - заботливая и любящая мать)

Итак, стержень рассказа: Жанна и Симон.

Вернёмся к поставленным целям.

Какие уроки доброты вы извлекли из рассказа?

Почему рассказ назван «Бедные люди»? (слайд 7)

Какое бы название предложили вы?

Согласны ли вы с высказыванием Н. Шамфора? Созвучно оно с нашими выводами?

Хочу предложить в качестве осмысления рассказа творческое задание.

(Учащиеся могут распределиться в группы по своему желанию)

Ответить на вопрос: Какой из приёмов, с вашей точки зрения, наиболее раскрывает способность героини к добру?

Или продолжить фразу: Особенностью образа Жанны является……

Рефлексия: Что было интересно вам на уроке?

А чем интересен рассказ для ваших сверстников, родителей?

Рассказ написан в начале 20 века, а мы читаем его в 21 веке.

Актуальна ли тема рассказа в наше время?

Почему доброта так важна в нашем обществе?

Ответом на этот вопрос будет ваше домашнее сочинение-рассуждение.

Закончить урок я хочу стихотворением А. Дементьева, поэта 20 века.

Доброту не купишь на базаре,

Искренность у песни не займёшь.

Не из книг приходит к людям зависть.

И без книг мы постигаем ложь.

Все учились по одним программам,

Но не всем пошло ученье впрок.

Тот, как был, — так и остался хамом.

Этот вот — от чванства занемог.

Видимо, порой образованью

Тронуть душу не хватает сил.

Дед мой без диплома и без званья

Просто добрым человеком был.

Значит, доброта была вначале?…

Пусть она приходит в каждый дом,

Что бы мы потом ни изучали,

Кем бы в жизни ни были потом.

Я хочу, чтобы вы вынесли уроки доброты и всегда были готовы помочь людям, попавшим в беду.

Доброта - это единственное одеяние, которое никогда не ветшает.

(по рассказу Л.Н.Толстого «Бедные люди»)

Цель. Путем анализа рассказа Л.Н.Толстого «Бедные люди» убедить учащихся в необходимости доброты, милосердия, сострадания.

  1. Высказать собственные мнения о доброте и милосердии.
  2. Познакомиться с рассказом Л.Н.Толстого «Бедные люди»
  3. Проанализировать художественные особенности рассказа.
  4. Понять авторскую позицию.
  5. Дать собственную оценку решению героев.
  6. Обдумать и оценить собственные поступки и поступки товарищей.

Оборудование:

Стенд с высказываниями писателей о доброте.

Фонограмма П.И.Чайковский «Старинная французская песня»

Учебник, рабочая тетрадь.

Ход урока:

  1. Обращаю внимание ребят на тему урока: «Доброта - это единственное одеяние, которое никогда не ветшает». Как вы понимаете эту фразу? Согласны ли вы с ней?

Работа в тетради:

Подберите синонимы к слову «доброта» (взаимопонимание, милосердие, сострадание, добросердечность, оптимизм, уважение, любовь, сопереживание, отзывчивость)

  1. Читаю отрывки из сочинений:

Чем больше в мире будет добрых людей, тем лучше мы будем жить.

Добрые люди веселей и разговорчивей, у них много друзей.

Уничтожить и побороть зло можно только добром.

С добрым человеком легче общаться и дружить.

Доброта - это хорошее отношение к людям.

Сострадание - это порыв души.

Жалость к пожилому, раненому, больному - вот что такое милосердие.

Доброту невозможно описать.

Ребята, а вы себя считаете добрыми? Почему?

  1. Чтение учителем рассказа Л.Н.Толстого «Бедные люди». В начале чтение звучит на фоне «Старинной французской песни» Чайковского.
  1. Поделитесь первыми впечатлениями.
  2. Анализ рассказа.
    1. Составление плана. На сколько частей можно поделить рассказ?

I. Ожидание мужа.

Ii. Смерть соседки.

Iii. Добрый поступок.

    1. На чем акцентируется внимание читателя в 1 части?

Бедность, нищета, мысли Жанны: оптимизм, любовь к мужу, тревога за него, любовь к детям.

    1. Когда Жанна вошла к соседке, что она увидела?

Рука матери. Мысли Жанны: как ей плохо, что она чувствовала, как болело сердце за детей.

    1. Что побудило Жанну взять детей?

Работа в тетради: Сопоставьте состояния героини в начале рассказа и в конце.

Старые деревянные часы с хриплым боем пробили десять, одиннадцать... Мужа все нет. Жанна задумывается. Муж не жалеет себя, в холод и бурю Ловит рыбу. Она сидит с утра до вечера за работой. И что же? Еле-еле кормятся. А у ребяток все нет обуви, и летом и зимой бегают босиком; и хлеб едят не пшеничный, — хорошо и то, что хватает ржаного. Только и приправы к еде, что рыба. “Ну, да слава богу, дети здоровы. Нечего жаловаться, - думает Жанна и опять прислушивается, к буре. — Где-то он теперь? Сохрани его, господи, спаси и помилуй!” - говорит она и крестится. Дома она кладет непроснувшихся детей на кровать с своими детьми и торопливо задергивает полог. Она бледна и взволнованна. Точно мучит ее совесть. “Что-то скажет он?.. — сама с собой говорит она. - Шутка ли, пятеро своих ребятишек - мало еще ему было с ними заботы... Это он?.. Нет, нет еще!.. И зачем было брать!.. Прибьет он меня! Да и поделом, я и стою того. Вот он! Нет!.. Ну, тем лучше!”
  1. Сделайте вывод. Объясните причины такого изменения.
  2. Перечитаем по ролям финал. Если бы мы ставили сценку, как этот отрывок выглядел бы на сцене?
  3. Рассказ называется «Бедные люди» Можно ли придумать другие названия? Учитель или дети предлагают название «Богатые люди» В чем их богатство?

Собираем «богатства» в корзинку: на «Бриллиантах» из цветной бумаги ребята пишут качества, которыми обладали герои рассказа.

  1. Предлагаю проверить, а есть ли среди нас такие богатые люди? Раздаем «богатства»: каждый достает «Бриллиант» из корзинки и дарит его тому, кто, по его мнению, обладает этим качеством.
  2. Если вам не досталось сокровище, не расстраивайтесь, эти качества наверняка есть и у вас, просто окружающие их еще не разглядели. Для этого нужно уметь делиться своими душевными богатствами.
  3. После такого разговора какое домашнее задание вы можете предложить?

Варианты д/з:

  1. Отзыв о рассказе.
  2. Статья в газету о добром поступке.
  3. Похожий рассказ на современном материале.
  4. Стихи о доброте.

бедные люди, бедные люди смотреть
роман

Фёдор Михайлович Достоевский

Язык оригинала: Дата написания: Дата первой публикации: Текст произведения в Викитеке

«Бе́дные лю́ди» - первый роман Фёдора Михайловича Достоевского, начатый им в 1844 году и после многочисленных переделок законченный в мае 1845 года. Написан по типу эпистолярного романа.

  • 1 История создания
  • 2 Сюжет
  • 3 Персонажи
  • 4 Критика
  • 5 Примечания

История создания

Работа над романом началась в январе 1844 года, вскоре после окончания перевода «Евгении Гранде» Бальзака. Работа продолжалась всю весну и лето 1844 года. Всё это время в свой замысел автор никого не посвящал. Наконец, в письме брату от 30 сентября Достоевский решается рассказать, над чем работал, и высказывает намерение в ближайшее время сдать чистовую версию критику и, получив к 14 октября ответ, опубликовать роман в «Отечественных записках».

Однако завершить роман к октябрю не получается. Первая черновая редакция была готова к ноябрю, но уже в декабре была коренным образом переработана. феврале - марте 1845 года писатель опять вносит изменения, переписывает этот вариант начисто и снова решает исправить редакцию. Лишь 4 мая 1845 года роман был наконец закончен.

Дмитрий Григорович, живший с конца сентября 1844 года на одной квартире с Достоевским, так вспоминает о его работе над «Бедными людьми»:

«Достоевский <…> просиживал целые дни и часть ночи за письменным столом. Он слова не говорил о том, что пишет; на мои вопросы он отвечал неохотно и лаконически; зная его замкнутость, я перестал спрашивать». Титульный лист «Петербургского сборника» (1846), где впервые был опубликован роман «Бедные люди»

Окончив в конце мая чистовую переписку финальной версии, Достоевский «в один присест и почти что не останавливаясь» читает роман Григоровичу. Тот, потрясённый, тут же отправляется с рукописью к Николаю Некрасову. Некрасов хоть и был раздосадован поздним визитом, но согласился прочесть хотя бы десять страниц. Не отрываясь они за ночь перечитывают весь роман и в четыре часа утра возвращаются к Достоевскому, чтобы под свежими впечатлениями от прочитанного сообщить о своём восторге. Утром того же дня Некрасов везёт рукопись в дом Лопатина, где передаёт её Виссариону Белинскому со словами: «Новый Гоголь явился!». Критик встретил такое заявление с недоверием, но уже вечером того же дня он просит Некрасова о скорейшей встрече с автором. Встретившись на следующий день с Достоевским лично Белинский горячо приветствовал его и высоко оценил произведение. Достоевский всю жизнь считал, что эта встреча стала для него поворотным моментом, писатель укрепился в вере в себя, в свой талант и возможности.

«…роман открывает такие тайны жизни и характеров на Руси, которые до него и не снились никому <…>. Это первая попытка у нас социального романа, и сделанная притом так, как делают обыкновенно художники, то есть не подозревая и сами, что у них выходит».

Некрасов решил опубликовать роман в своём новом альманахе, цензурой которого попросил заняться Александра Никитенко. 12 января 1846 года «Петербургский сборник» Некрасова получил разрешение цензора и уже 21 января был опубликован.

Отдельное издание романа вышло в 1847 году. Для этого издания автор немного сократил произведение и внёс некоторые стилистические правки.

Мелкие стилистические правки вносились также в 1860 и 1865 годах при подготовке Достоевским первых двух собраний его сочинений.

Сюжет

Роман представляет собой переписку между Макаром Девушкиным и Варварой Добросёловой. Форма романа в письмах позволила автору передать тонкие нюансы психологии самораскрывающихся героев.

Персонажи

Варвара Добросёлова и Макар Девушкин. Иллюстрации Петра Боклевского. 40-е годы XIX в.
  • Макар Алексеевич Девушкин
  • Варвара Алексеевна Добросёлова
  • Родители Варвары Алексеевны Добросёловой
  • Анна Фёдоровна
  • Служанка Тереза
  • Студент Покровский
  • Отец студента Покровского
  • Горшков с семьёй
  • Ратазяев
  • Быков
  • Федора

Критика

Ажиотаж, начавшийся уже во время первого чтения рукописи романа, со временем только усиливался. Осенью 1845, ещё до публикации, «о „Бедных людях“ говорит уже пол-Петербурга», «Всюду почтение неимоверное, любопытство насчет меня страшное». Тогда Достоевский знакомится с Владимиром Одоевским, Владимиром Соллогубом и Иваном Тургеневым.

После выхода «Петербургского сборника» Булгарин, чтобы унизить новое литературное направление, впервые использует термин «натуральная школа». «Бедные люди» были восприняты как программное для этой школы произведение, поэтому надолго стали предметом острой полемики её идеологов, последователей и противников.

Первые отзывы были крайне полярными. Реакционные критики из осмеиваемой в самом романе «Северной пчелы» и «Иллюстрации» говорили о том, что роман лишён формы и содержания.

Но многие признавали выдающийся талант автора и знаковость произведения. Особенно важный момент (не столько для всей натуральной школы, сколько именно для автора) сам Достоевский выделяет в письме брату от 1 февраля 1846 года, в котором рассказывает о том, как приняли публикацию его романа. Среди прочего есть такие строки:

«Во мне находят новую, оригинальную струю (Белинский и прочие), состоящую в том, что я действую анализом, а не синтезисом, то есть иду в глубину, и разбирая по атомам, отыскиваю целое, Гоголь же берет прямо целое…»

Также показательно сравнение творчества двух писателей Валерианом Майковым, сделанное по итогам 1846 года (когда у Достоевского кроме «Бедных людей» вышло лишь несколько произведений малых форм):

«…Гоголь поэт по преимуществу социальный, а г. Достоевский по преимуществу психологический. Для одного индивидуум важен как представитель известного общества или известного круга; для другого самое общество интересно по влиянию его на личность индивидуума…»

Сам Гоголь, прочитав роман, тоже хорошо отзывался о нём и об авторе, но, как и некоторые другие современники, называл недостатком большой объём произведения. Достоевский же считал, что в романе «слова лишнего нет», однако при подготовке романа к отдельному изданию всё-таки немного сократил его.

Примечания

  1. Ф. М. Достоевский. Письмо M. M. Достоевскому от 30 сентября 1844 года // Собрание сочинений в пятнадцати томах. - СПб.: Наука, 1996. - Т. 15. Письма 1834-1881. - С. 44-46. - 18 000 экз. - ISBN 5-02-028-255-3.
  2. 1 2 Григорович Д. В. Литературные воспоминания. - М., 1987.
  3. Дневник писателя. 1877. Январь. Гл. 2. § 4
  4. Клементий Берман Невский проспект // «Наш Техас»: Газета. - Хьюстон, 2003. - В. № 80, 2 мая.
  5. Анненков П. В. Литературные воспоминания. - М., 1983. - С. 272.
  6. Г. М. Фридлендер. Примечания. «Бедные люди» // Ф. М. Достоевский. Собрание сочинений в пятнадцати томах. - Л.: Наука, 1989. - Т. 1. Повести и рассказы 1846-1847. - С. 430-442. - 500 000 экз. - ISBN 5-02-027899-8.
  7. Ф. М. Достоевский. Письмо M. M. Достоевскому от 8 октября 1845 года // Собрание сочинений в пятнадцати томах. - СПб.: Наука, 1996. - Т. 15. Письма 1834-1881. - С. 51-53. - 18 000 экз. - ISBN 5-02-028-255-3.
  8. Ф. М. Достоевский. Письмо M. M. Достоевскому от 16 ноября 1845 // Собрание сочинений в пятнадцати томах. - СПб.: Наука, 1996. - Т. 15. Письма 1834-1881. - С. 54-56. - 18 000 экз. - ISBN 5-02-028-255-3.
  9. 1 2 Северная пчела. - 26 января 1846. - № 22
  10. Северная пчела. - 30 января 1846. - № 25. - С. 99
  11. Северная пчела. - 1 февраля 1846. - № 27. - С. 107
  12. Иллюстрация. - 26 января 1846. - № 4. - С. 59
  13. 1 2 Ф. М. Достоевский. Письмо M. M. Достоевскому от 1 февраля 1846 // Собрание сочинений в пятнадцати томах. - СПб.: Наука, 1996. - Т. 15. Письма 1834-1881. - С. 56-58. - 18 000 экз. - ISBN 5-02-028-255-3.
  14. Отечественные записки - 1847. - № 1. - Отд. 5. С. 2-4.
  15. Н. В. Гоголь. Письмо А. М. Вьельгорской от 14 мая 1846 года // Полное собрание сочинений. - М., 1952. - Т. 13. - С. 66.

бедные люди, бедные люди 1 серия, бедные люди 2 сезон, бедные люди актеры, бедные люди достоевский, бедные люди книга, бедные люди скачать, бедные люди смотреть, бедные люди тнт, бедные люди читать

Бедные люди Информацию О

Конспект открытого урока по литературе 10 класс

Тип урока: Урок изучения нового материала и первичного закрепления

Тема урока: Рассказ Л. Н. Толстого «Бедные люди»

Цели: продолжить формирование понятия «милосердие», побуждать ребенка поступать милосердно по отношению к близким и чужим людям, к животным и природе. Продолжить работу по развитию умения работать с учебником. Работать над развитием основных мыслительных операций, умением делать выводы и обобщения.

Оборудование: учебник литературы 9 класс; Толковый словарь русского языка. Авт. Баханьков А.Е.-Мн.; Нар.асвета,1985 г.

  1. Организация начала урока Слово учителя – вот и закончились новогодние каникулы. Мы снова встретились с тобой, чтобы продолжить нашу работу. Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством русских писателей 19 века, которые нам рассказывают о жизни русского народа в те далекие времена. И сегодня мы продолжаем знакомство с творчеством Л.Н.Толстого.
  2. Этап подготовки к активному и сознательному усвоению нового материала (Целеполагание и мотивация)

Учитель

Предположительный ответ ученика

Попробуй вспомнить, какие произведения этого писателя мы уже изучали?

«После бала», «Кавказский пленник»)

А сегодня мы познакомимся с новым рассказам этого писателя, который называется «Бедные люди».

Исходя из названия рассказа, как ты думаешь о чем мы узнаем, читая его?

Думаю о жизни бедных людей.

А зачем нам это, зачем мы изучаем жизнь людей в 19 веке?

Наверное, чтобы знать и понимать историю нашей Родины.

Правильно, молодец! Нельзя быть гражданином России, не зная прошлого, ведь так трудно разобраться в современной жизни нашего общества.

Ты согласен со мной?

Согласен.

Умница!

Давай откроем стр.100 нашего учебника и прочтем о том, что пишут о Л.Н.Толстом другие известные писатели.

О чем этими строками нам говорит писательница?

Читает высказывание М.Шагинян.

Что Л.Н.Толстой хорошо знал быт и труд крестьян и правдиво описывает это в своих произведениях.

Прочти слова писателя А.М.Горького.

А что пишет о Л.Н.Толстом А.М.Горький?

Читает слова А.М.Горького.

О правдивости его произведений и о значении их для всех нас.

  1. Изучение нового материала .Проблемное задание (вопрос 6 на с.103ч.1)

Чтение рассказа.

  1. Осознание и осмысление прочитанного учеником.

Словарная работа «полог». Тебе понятно это слово? Давай откроем наш толковый словарь на стр.203. Читай объяснение.

Читает рассказ 1 абзац.

Нет. Читает: полог – занавеска,закрывающая кровать.

Что мы узнаем из 2 абзаца. О ком мы сейчас прочитали? Что мы узнали о семье Жанны? (Большая семья или маленькая? Чем занимается муж Жанны? Как они живут бедно или богато?

Найди в тексте фразы, подтверждающие это? Зачитай.

Жанна жена рыбака, семья большая 7человек. Живут бедно, еле-еле кормятся. Едят ржаной хлеб. У детей нет обуви. Стр.101

Зачитывает ребенок со стр.1ОО и заканчивая словами (…на море буря) и на стр. 101

Куда отправилась Жанны, выйдя на улицу? Зачем?

К соседке, проведать.

Физкультминутка, гимнастика для глаз

Смотрим вдаль и в книгу,трет подушки ладошек и прикладывает их к глазным яблокам.

Что же увидела она, войдя в избушку соседки?

А рядом с ней спящих двоих мертвую соседку на кровати, а недалеко от неё, в колыбели, спящих двоих маленьких детей

Что она предприняла?

Прочти это на стр.102

Стр.102

Читает до конца текст.

Когда пришел муж Жанны о чем у них был разговор? Давай их разговор прочитаем по ролям, ты читаешь слова мужа, а я слова Жанны. Слова автора будем опускать. Хорошо?

Ребенок соглашается идет чтение по ролям.

Чем же закончился рассказ? Прочти.

Стр.103 «Вот они…»

Прочти 6 вопрос на стр.103 и попробуй ответить на него?

Люди сами живут бедно, но они очень добрые, отзывчивые …

Ты прав, умница. Это милосердные люди. Давай откроем с.144 толкового словаря и найдем слово милосердие и прочтем его смысл.

Читает, что такое милосердие

Стр.144

Значит быть милосердным - это готовым помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Ты понимаешь это?

Да понимаю.

Чему учит нас этот рассказ?

Люди бедны, но богаты душой, милосердны. Надо быть милосердными всем.

Не все люди милосердны, к сожалению. Есть жестокие, которые совершают злые поступки. Ты наверное можешь привести примеры, но мы не будем сейчас о них говорить. Лучше приведи из своей жизни милосердный поступок, который совершил ты, а может твои родители

Ребенок пытается вспомнить что-то из своей жизни и жизни своих родителей и наконец рассказывает, как он и его мама приютили маленького котенка, брошенного кем-то поздней осенью.

  1. Рефлексия. Я очень рада Саша, что ты все понял, ты большой молодец, я довольна твоей работой и я ставлю тебе четыре за неё, ты не всегда был четок и точен в своих ответах. Ты согласен со мною (Да)Скажи, тебе понравился рассказ и как ты сам работал со мной. (Да) Думаю ты тоже будешь расти милосердным человеком, готовым прийти на помощь человеку, если он в ней нуждается. А теперь я дам тебе домашнее задание.
  2. Домашнее задание.

Дома подумать, поговорить с мамой, бабушкой, папой и на следующем уроке приведи примеры милосердного поступка из жизни своей семьи или людей. Хорошо.