Осип эмильевич мандельштам, цитаты.

Не сравнивай: живущий несравним.
С каким-то ласковым испугом
Я соглашался с равенством равнин,
И неба круг мне был недугом.
Я обращался к воздуху-слуге,
Ждал от него услуги или вести,
И собирался в путь, и плавал по дуге
Неначинающихся путешествий
Где больше неба мне - там я бродить готов,
И ясная тоска меня не отпускает
От молодых еще, Воронежских холмов -
К всечеловеческим, яснеющим в Тоскане.

Невыразимая печаль
Открыла два огоромных глаза, Цветочная проснулась ваза
И выплеснула свой хрусталь.
Вся комната напоена
Истомой - сладкое лекарство!
Такое маленькое царство
Так много поглотило сна.
Немного красного вина, Немного солнечного мая -
И, тоненький бисквит ломая, Тончайших пальцев белизна.

Я ненавижу свет
Однообразных звезд.
Здравствуй, мой давний бред,-
Башни стрельчатый рост!
Кружевом, камень, будь
И паутиной стань,
Неба пустую грудь
Тонкой иглою рань!
Будет и мой черед -
Чую размах крыла.
Так - но куда уйдет
Мысли живой стрела?
Или свой путь и срок
Я, исчерпав, вернусь:
Там - я любить не мог,
Здесь - я любить боюсь

Это все о луне только небылица,В этот вздор о луне верить не годится,Это все о луне только небылица На луне не растетНи одной былинки,На луне весь народДелает корзинки,Из соломы плететЛегкие корзинки.На луне полутьмаИ дома опрятней,На луне не дома --Просто голубятни,Голубые дома,Чудо-голубятни.На луне нет дорогИ везде скамейки,Поливают песокИз высокой лейки --Что ни шаг, то прыжокЧерез три скамейки.У меня на лунеГолубые рыбы,Но они на лунеПлавать не могли бы,Нет воды на луне,И летают рыбы

Я скажу тебе с последнейПрямотой:Все лишь бредни, шерри-бренди,Ангел мой.Там где эллину сиялаКрасота, Мне из черных дыр зиялаСрамота.Греки сбондили ЕленуПо волнам, Ну, а мне - соленой пенойПо губам.По губам меня помажетПустота, Строгий кукиш мне покажетНищета.Ой-ли, так-ли, дуй-ли, вей-ли, -Все равно.Ангел Мэри, пей коктейли, Дуй вино!Я скажу тебе с последнейПрямотой:Все лишь бредни, шерри-бренди,Ангел мой.

О свободе небывалой
Сладко думать у свечи.
- Ты побудь со мной сначала,-
Верность плакала в ночи,-
Только я мою корону
Возлагаю на тебя,
Чтоб свободе, как закону,
Подчинился ты, любя
- Я свободе, как закону,
Обручен, и потому
Эту легкую корону
Никогда я не сниму.
Нам ли, брошенным в пространстве,
Обреченным умереть,
О прекрасном постоянстве
И о верности жалеть!

Осип Мандельштам – русский поэт, переводчик, прозаик, эссеист.

Родился в 1891 году в Варшаве в купеческой еврейской семье. После окончания школы проходил обучение в Тенишевском училище. В 1907-1908 годах учился в Париже, в 1909-1910 годах – в Гейдельберге (Германия), в 1911-1917 годах изучал романскую филологию в Петербургском университете.

Первые стихотворные опыты предпринимает в 1906 году, с 1908 года работает над своим стилем целенаправленно, первая публикация состоялась в 1910 году. Мандельштам становится символистом, а в его стихах преобладает тема о хрупкости современного мира и человека («Неужели я настоящий»). Поэт обращается к религии (особенно в 1910 году), однако религиозные мотивы в его стихах носят целомудренно-сдержанный характер («Неумолимые слова...»). В 1911 Мандельштам принимает крещение. Из стихов этого периода поэт включил в свои книги около трети.

В 1911 году Мандельштам сближается с А. Ахматовой и Н. Гумилевым, через два его стихи печатаются в программном сборнике акмеистов. Стихи поэта приобретают некую торжественность интонаций, сочетающуюся с классическими мотивами («Бах», «Петербургские строфы», «Федры»).

К Мандельштаму в литературных кружках приходит известность, он становится своим человеком в богеме, ребячливым и задорным.

В 1928 году поэт переезжает в Москву, зарабатывая на жизнь переводами. Хотя идеалы революции он целиком принимает, власть он ненавидит, считая, что она фальсифицирует эти идеалы. В 1930 году выходит «Четвертая проза», обличающая новый режим, через три года – стихотворная инвектива против Сталина. Он пишет о совести и чести, о новой человеческой культуре («Сохрани мою речь», «Армения», «За гремучую доблесть», очерки «Путешествие в Армению»). Весной 1934 года Мандельштам арестован и сослан на Северный Урал. Поэт раздавлен, пытается покончить с собой, и его переводят в Воронеж. Здесь Мандельштам отбывает ссылку до 1937 года, живет на мелкие заработки и скудную помощь друзей. Ожидая расстрела, поэт поражен мягкостью приговора, его душевное смятение выливается в стихи, в которых он меняет свои взгляды на советскую действительность («Стансы», «ода» Сталину и др.), хотя многие исследователи творчества поэта видят в этом только самопринуждение. Главное произведение воронежского периода – «Стихи о неизвестном солдате», описывающие картину революционной войны за выживание мирового разума.

Умер поэт в пересыльном лагере (официальное заключение – паралич сердца).

В пластике и вообще в искусстве нет готовых вещей. (Из «Разговора о Данте», V, 1933)

Осип Эмильевич Мандельштам

Густота виолончельного тембра лучше всего приспособлена для передачи ожидания и мучительного нетерпения. В мире не существует силы, которая могла бы ускорить движение меда, текущего из наклоненной склянки. Поэтому виолончель могла сложиться и оформиться только тогда, когда европейский анализ времени достиг достаточных успехов, когда были преодолены бездумные солнечные часы и бывший наблюдатель теневой палочки, передвигающейся по римским цифрам на песке, превратился в страстного соучастника дифференциальной муки и в страстотерпца бесконечно малых. Виолончель задерживает звук, как бы она ни спешила. Спросите у Брамса - он это знает. Спросите у Данте - он это слышал.

Из «Разговора о Данте», VII, 1933

Осип Эмильевич Мандельштам

/quotes/person/osip-ehmilevich-mandelshtam

Если грустишь, что тебе задолжал я одиннадцать тысяч,
Помни, что двадцать одну мог я тебе задолжать.

«В альбом спекулянтке Розе»

Осип Эмильевич Мандельштам

/quotes/person/osip-ehmilevich-mandelshtam

Испанец собирается порой
На похороны тетки в Сарагосу,
Но все же он не опускает носу
Пред теткой бездыханной, дорогой.
Он выкурит в Севилье пахитосу
И быстро возвращается домой.
Любовника с испанкой молодой
Он застает и хвать ее за косу!
Он говорит: не ездил я порой
На похороны тетки в Сарагосу,
Я тетки не имею никакой.
Я выкурил в Севилье пахитосу.

«Актеру, игравшему испанца»

Осип Эмильевич Мандельштам

/quotes/person/osip-ehmilevich-mandelshtam

Когда я умру потомки спросят моих современников: "Понимали ли вы стихи Мандельштама?" - "Нет, мы не понимали его стихов". "Кормили ли вы Мандельштама, давали ли ему кров?" - "Да, мы кормили Мандельштама, мы давали ему кров". - "Тогда вы прощены".

Осип Эмильевич Мандельштам

/quotes/person/osip-ehmilevich-mandelshtam

Ладья воздушная и мачта-недотрога,
Служа линейкою преемникам Петра,
Он учит: - не полубога,
А хищный глазомер простого столяра

Адмиралтейство

Осип Эмильевич Мандельштам

/quotes/person/osip-ehmilevich-mandelshtam

Нам кажется, что все благополучно, только потому, что ходят трамваи.

Фраза относится к началу 1930 х гг. Мандельштам Н. Я. Вторая книга. – М., 1990, с. 158 (гл. «Медовый месяц кухарки»).

Осип Эмильевич Мандельштам

/quotes/person/osip-ehmilevich-mandelshtam

Невыразимая печаль
Открыла два огромных глаза,
Цветочная проснулась ваза
И выплеснула свой хрусталь.

«Невыразимая печаль…», 1909

Осип Эмильевич Мандельштам

/quotes/person/osip-ehmilevich-mandelshtam

Нельзя дышать, и твердь кишит червями,
И ни одна звезда не говорит,
Но видит бог, есть над нами…
…И мнится мне: весь в музыке и пене,
Железный мир так нищенски дрожит…
…Куда же ты? На тризне милой тени
В последний раз нам музыка звучит!

«Концерт на вокзале» (1921)

Осип Эмильевич Мандельштам

/quotes/person/osip-ehmilevich-mandelshtam

Немногие для вечности живут,
Но если ты мгновенным озабочен -
Твой жребий страшен и твой дом непрочен!

«Паденье - неизменный спутник страха», 1912, «Камень», 1916

Осип Эмильевич Мандельштам

/quotes/person/osip-ehmilevich-mandelshtam

Татары, узбеки и ненцы
И весь украинский народ,
И даже приволжские немцы
К себе переводчиков ждут.
И может быть в эту минуту
Меня на турецкий язык
Японец какой переводит
И в самую проник.

Осип Эмильевич Мандельштам

/quotes/person/osip-ehmilevich-mandelshtam

Цитата не есть выписка. есть цикада. Неумолкаемость ей свойственна. Вцепившись в воздух, она его не отпускает.

Первые стихи Мандельштама были напечатаны в «Аполлоне» в 1910 году. В них была уже вся мандельштамовская прелесть ― всё туманно-пронзительное очарование. Стихи были замечены ― их приветствовал Вячеслав Иванов и высмеял Буренин . Вскоре в петербургских литературных «салонах» стал появляться их автор, только что приехавший из-за границы ― он учился в Париже . Наружность у него была странная, обращающая внимание. Костюм франтовский и неряшливый, баки, лысина, окруженная редкими вьющимися волосами, характерное еврейское лицо ― и удивительные глаза . Закроет глаза ― аптекарский ученик. Откроет ― ангел . При всем этом он был похож чем-то на Пушкина ... Это потом находили многие, но открыла это сходство моя старуха горничная. Как все горничные, родственники его друзей, швейцары и т.п. посторонние поэзии, но вынужденные иметь с Мандельштамом дело, она его ненавидела. Ненавидела за окурки, ночные посещения, грязные калоши, требования чаю и бутербродов в неурочное время и т.п. Однажды (Мандельштам как раз в это время был в отъезде) я принес портрет Пушкина и повесил над письменным столом. Старуха, увидев его, покачала укоризненно головой: «Что вы, барин, видно, без всякого Мандельштамта не можете. Три дня не ходит, так вы уж его портрет вешаете!» Стихи Мандельштама были замечены. Но мало кто оценил это «чудо», как называла их