«Осеннее утро» А. Пушкин

Александр Сергеевич Пушкин

Поднялся шум; свирелью полевой
Оглашено моё уединенье,
И с образом любовницы драгой
Последнее слетело сновиденье.
С небес уже скатилась ночи тень.
Взошла заря, блистает бледный день —
А вкруг меня глухое запустенье…

Уж нет её… я был у берегов,
Где милая ходила в вечер ясный;
На берегу, на зелени лугов
Я не нашёл чуть видимых следов,
Оставленных ногой её прекрасной.
Задумчиво бродя в глуши лесов,
Произносил я имя несравненной;
Я звал её — и глас уединенный
Пустых долин позвал её в дали.
К ручью пришёл, мечтами привлечённый;
Его струи медлительно текли,
Не трепетал в них образ незабвенный.
Уж нет её!.. До сладостной весны
Простился я с блаженством и с душою.
Уж осени холодною рукою
Главы берёз и лип обнажены,
Она шумит в дубравах опустелых;
Там день и ночь кружится жёлтый лист,
Стоит туман на волнах охладелых,
И слышится мгновенный ветра свист.
Поля, холмы, знакомые дубравы!
Хранители священной тишины!
Свидетели моей тоски, забавы!
Забыты вы… до сладостной весны!

Элегические мотивы, возникающие в пушкинском творчестве последних лицейских лет, обусловлены автобиографическими причинами. Юный автор был неравнодушен к Екатерине Бакуниной, сестре одного из товарищей по учебе, семья которого недолгое время проживала в Царском Селе. Произведение, датированное 1816 г., отражает чувства влюбленного юноши, пережившего отъезд Бакуниных в столицу, пришедшийся на осень того же года. Это событие вдохновило поэта и на создание «Разлуки» («Когда пробил последний счастью час…»), герой которой не может избавиться от уныния и «губительной скуки».

Соколов. Екатерина Бакунина

Пейзажные картины, которыми изобилует анализируемое стихотворение, наделены психологическим подтекстом: следуя законам жанра, они неотделимы от внутреннего состояния субъекта речи. Поля и деревья, опустошенные «холодной рукою» властной осени, поредевшие леса, усыпанные «мертвым» листом, туманные нивы, порывистый ветер — природная зарисовка оставляет печальное впечатление.

Важное значение отведено мотиву тщетных поисков возлюбленной. Герой с уверенностью сообщает о безрезультатности мероприятия: следов «прекрасной» нет на берегу, на звук ее имени откликается лишь лесное эхо, метафорически отождествленное с «гласом уединенным», «несравненный» лик не отражается в струях ручья.

Утренние грусть и апатия лирического «я» объясняются отрицательными результатами розысков, к которым покинутый влюбленный пришел накануне. Интересно, что в зачине настроение субъекта речи противопоставлено оживлению природного мира, связанному с восходом солнца. Бледное сияние дня контрастирует с «глухим запустеньем», царящим в душе, беспощадная реальность — с целительным воздействием сна-мечты.

Осмысливая личные переживания, герой моделирует еще одну антитезу: горестная осень, символизирующая депрессивное настоящее, противопоставлена многообещающему будущему, связанному с образом «сладостной весны». Безотрадную атмосферу элегической печали разбавляют оптимистичные ноты надежды на грядущие перемены.

Стихотворный текст завершается эмоциональным обращением к полям, лесам и холмам. Подвергнувшись персонификации, перечисленные природные образы приобретают важный статус хранителей тишины и свидетелей минувшего счастья. Прощаясь с ними, герой рассчитывает на радостную встречу весной, после долгожданного возвращения любимой.

«Осеннее утро» Александр Пушкин

Поднялся шум; свирелью полевой
Оглашено моё уединенье,
И с образом любовницы драгой
Последнее слетело сновиденье.
С небес уже скатилась ночи тень.
Взошла заря, блистает бледный день -
А вкруг меня глухое запустенье…
Уж нет её… я был у берегов,
Где милая ходила в вечер ясный;
На берегу, на зелени лугов
Я не нашёл чуть видимых следов,
Оставленных ногой её прекрасной.
Задумчиво бродя в глуши лесов,
Произносил я имя несравненной;
Я звал её - и глас уединенный
Пустых долин позвал её в дали.
К ручью пришёл, мечтами привлечённый;
Его струи медлительно текли,
Не трепетал в них образ незабвенный.
Уж нет её!.. До сладостной весны
Простился я с блаженством и с душою.
Уж осени холодною рукою
Главы берёз и лип обнажены,
Она шумит в дубравах опустелых;
Там день и ночь кружится жёлтый лист,
Стоит туман на волнах охладелых,
И слышится мгновенный ветра свист.
Поля, холмы, знакомые дубравы!
Хранители священной тишины!
Свидетели моей тоски, забавы!
Забыты вы… до сладостной весны!

Анализ стихотворения Пушкина «Осеннее утро»

Элегические мотивы, возникающие в пушкинском творчестве последних лицейских лет, обусловлены автобиографическими причинами. Юный автор был неравнодушен к Екатерине Бакуниной, сестре одного из товарищей по учебе, семья которого недолгое время проживала в Царском Селе. Произведение, датированное 1816 г., отражает чувства влюбленного юноши, пережившего отъезд Бакуниных в столицу, пришедшийся на осень того же года. Это событие вдохновило поэта и на создание «Разлуки» («Когда пробил последний счастью час…»), герой которой не может избавиться от уныния и «губительной скуки».

Пейзажные картины, которыми изобилует анализируемое стихотворение, наделены психологическим подтекстом: следуя законам жанра, они неотделимы от внутреннего состояния субъекта речи. Поля и деревья, опустошенные «холодной рукою» властной осени, поредевшие леса, усыпанные «мертвым» листом, туманные нивы, порывистый ветер - природная зарисовка оставляет печальное впечатление.

Важное значение отведено мотиву тщетных поисков возлюбленной. Герой с уверенностью сообщает о безрезультатности мероприятия: следов «прекрасной» нет на берегу, на звук ее имени откликается лишь лесное эхо, метафорически отождествленное с «гласом уединенным», «несравненный» лик не отражается в струях ручья.

Утренние грусть и апатия лирического «я» объясняются отрицательными результатами розысков, к которым покинутый влюбленный пришел накануне. Интересно, что в зачине настроение субъекта речи противопоставлено оживлению природного мира, связанному с восходом солнца. Бледное сияние дня контрастирует с «глухим запустеньем», царящим в душе, беспощадная реальность - с целительным воздействием сна-мечты.

Осмысливая личные переживания, герой моделирует еще одну антитезу: горестная осень, символизирующая депрессивное настоящее, противопоставлена многообещающему будущему, связанному с образом «сладостной весны». Безотрадную атмосферу элегической печали разбавляют оптимистичные ноты надежды на грядущие перемены.

Стихотворный текст завершается эмоциональным обращением к полям, лесам и холмам. Подвергнувшись персонификации, перечисленные природные образы приобретают важный статус хранителей тишины и свидетелей минувшего счастья. Прощаясь с ними, герой рассчитывает на радостную встречу весной, после долгожданного возвращения любимой.

Осеннее Утро. Окутал туман города.
Деревья бредут в белом дыму.
Небо укуталось в сизый покров
Через который солнца лучи просочатся.

Но ветер промозглый разгонит
Туманов напасть. Он растопит
Сизый покров в небесной дали.
Разбрызгав его Росой на траве.

Ветер осенний разбудит лучики солнца
И закружит золотую листву в листопаде.
А потом под багряный вальс листопада
Мелодию золотого октября он напоет.

Открываю осеннее утро, отбросив туман.
Охлаждённое небо, налитое в толстые лужи.
Позабытые сны залезают обратно в экран.
Осознанье себя, как ответ, что ты всё ещё нужен.

Расписать на листве разговоры пустых площадей,
Отпечатки шагов на мозолях танцующих улиц.
И прижавшись к виску для себя повторить: « Не убей»,
И устав от борьбы уходить, в неизбежность сутулясь.

Открываю осеннее утро,… но сломан замок….
Раздобревшее небо к себе поднимает на плечи.
Лишь один разговор…. Лишь один...

Утро осеннее, серое хмурится.
Утро осеннее, дождь моросит.
Еду по узкой и мокрой я улице.
Тихо, лишь дождь по машине стучит.

Утро осеннее, утро дождливое.
Зябко и сыро, но нужно терпеть.
Сердце горячее, значит счастливое.
И в дождь, смогу себя им обогреть.

В жизни бывают дни всякие, разные.
Можно и в дождь, улыбаться и петь.
В жизни, бывают с дождём дни прекрасные.
Если умеешь в ней сердцем гореть.

Скучному, в солнечный день слишком душно.
В дождь - ему холодно, грустно совсем...

Осеннее, серое утро,
Туманы плывут над рекой,
Берёза ветвями уныло
Скрепит на опушке лесной.

С деревьев последние листья
Старается ветер сорвать,
Дождя леденящие нити
Пытаются всё пронизать.

Вот тучи развеялись, солнце
Всё осветило собой
И радостно светит в оконце,
А небо манИт синевой.

Ночь подкралась незаметно,
На небе звёзды зажгла,
Луна всё собой осветила,
С собою мороз принесла.

А утром повсюду чудесно,
Всё иней покрыл серебром
И солнечным златом небесным...

Осень в Израиле медленно тянется,
Словно устала бежать.
То остановится, будто оглянется,
То вдруг ложится поспать

Утро, остывшее каплями потными
Сменит занудливый зной
И ветерок пеной мыльною, хлопьями
Переполощет прибой.

Пальмовой ветвью крыши покровлены
Звезды подсветят «сукку»
И виноградом корзины наполнены,
Год перемелен в муку.

Новые поросли станут надеждами
На предстоящий покос
Светлыми красками, лёгкой одежды
Только без русских берёз.

Утро, остывшее каплями...

Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Осень. Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.
(Б. Пастернак)

Утро. Прекрасное осеннее утро. Ты , открываешь глаза и улыбаешься, радуясь тому, что ты жив. Ты счастлив. И первое, что ты делаешь - смотришь в окно. Вдыхаешь свежий, чуть горьковатый воздух . Сейчас он постепенно обретает осеннее спокойствие, становится более насыщенным, чем летом. Воздух осени: утончённый. И если представить, можно увидеть, как еле заметная прозрачная вуаль накрывает всё в округ. Ты видишь лучи восходящего солнца. Они весело мелькают по стенам домов, стараясь, как можно быстрее добраться до последних этажей и взмыть вверх. Именно сейчас, раним осенним утром, тебе нравиться выйти на улицу, пройтись. Машин очень мало, город только начинает просыпаться. Ты идёшь, мимо тебя проносятся редкие в этот час машины. С одной стороны от тебя – горы, подёрнутые утренним туманом. С другой – сосновый лес. Воздух, ещё не до конца прогретый солнцем, имеет ту свежесть, которая есть лишь утром. сосны, перемешанный с туманом, необыкновенное и незабываемое сочетание ароматов. Ты смотришь на изредка проносящиеся машины и радуешься тому, что у тебя сейчас есть время. Без спешки, без гонки насладиться всем тем, что может подарить тебе только Природа.

Ты благодаришь Вселенную за самый прекрасный и бесценный подарок на земле – ! Люди грустят и тоскуют осенью. Они не знают, что осенью можно Радоваться. А ты учишься радоваться всему и всегда. Быть благодарным за всё, что у тебя есть сейчас. По сути, люди всегда и всем недовольны. Когда человек умеет радоваться и принимать малое, он обязательно получит большее. Но если же он недоволен тем, что имеет, какую же радость и благодарность он может испытать при получении большего?! Будьте благодарны каждую минуту своей жизни, и ваша жизнь превратится в чудо!!!

Прекрасной вам осени дорогие мои!

Предлагаем вам красивые осенние стихи А.С. Пушкина. Каждый из нас с детских лет хорошо знает стихи Пушкина про осень , а кто-то читает их своим детям и внукам. Эти стихотворения входят в школьную программу для разных классов.

Короткие Пушкина помогают не только развить речь и память, но и познакомиться с красивым временем года осень.

Александр Пушкин. Стих Уж небо осенью дышало…

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливый караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

Александр Пушкин. Стих Унылая пора! Очей очарованье!..

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Александр Пушкин. Осеннее утро

Поднялся шум; свирелью полевой
Оглашено мое уединенье,
И с образом любовницы драгой
Последнее слетело сновиденье.
С небес уже скатилась ночи тень.
Взошла заря, блистает бледный день —
А вкруг меня глухое запустенье…
Уж нет ее… я был у берегов,
Где милая ходила в вечер ясный;
На берегу, на зелени лугов
Я не нашел чуть видимых следов,
Оставленных ногой ее прекрасной.
Задумчиво бродя в глуши лесов,
Произносил я имя несравненной;
Я звал ее — и глас уединенный
Пустых долин позвал ее в дали.
К ручью пришел, мечтами привлеченный;
Его струи медлительно текли,
Не трепетал в них образ незабвенный.
Уж нет ее!.. До сладостной весны
Простился я с блаженством и с душою.
Уж осени холодною рукою
Главы берез и лип обнажены,
Она шумит в дубравах опустелых;
Там день и ночь кружится желтый лист,
Стоит туман на волнах охладелых,
И слышится мгновенный ветра свист.
Поля, холмы, знакомые дубравы!
Хранители священной тишины!
Свидетели моей тоски, забавы!
Забыты вы… до сладостной весны!

Александр Пушкин. Октябрь уж наступил

Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.

Стихи Пушкина про осень отлично подойдут для школьников 1,2,3,4,5,6,7 класса и для детей 3,4,5,6,7,8,9,10 лет.