Оригами из бумаги программа кружка. Методическое обоснование программы

Цель: Развить творческие способности ребёнка.
Задачи:
Упражнять в умении совмещать углы и стороны в процессе складывания;
Упражнять в умении самостоятельно пользоваться схемами;
Воспитывать усидчивость и внимание, аккуратность в процессе творчества.

Сентябрь.

1 неделя.

Тема: «Вспомним о волшебных уголках – оригами трава».
Задачи: Вспомнить с детьми свойства бумаги.
Подкрепить интерес к изготовлению поделок из бумаги.
Познакомить детей с искусством складывания более сложных фигурок из бумаги.
Образец поделки – «Трава».

3 неделя.

Тема: «Воздушный шар»
Задачи:
Закрепить умение выполнять «карманную» складку.
Развивать воображение, творческие навыки, фантазию.
Образец поделки – «Воздушный шар».

Октябрь.

1 неделя.

Тема: «Ворона»
Задачи: Упражнять детей в аккуратном складывании.
Закреплять знания детей о графическом языке оригами.
Образец поделки – «Ворона»

3 неделя.

Тема: «Гриб»
Задачи: Продолжать развивать мелкую моторику рук.
Закрепить базовую форму «треугольник»
Образец поделки – «Гриб».

Ноябрь.

1 неделя.

Тема: «Крабик»
Задачи: Познакомить детей с еще одним вариантом изготовления поделки «Краб».
Закреплять базовую форму «треугольника».
Образец поделки – «Крабик».

3 неделя.

Тема: «Ракушка»
Задачи: Закрепить знание геометрических фигур.
Развивать мелкую моторику рук.
Упражнять детей в умении работать с квадратным листом бумаги.
Упражнять в умении разгибать внутренние уголки по схеме.
Образец поделки – «Ракушка»

Декабрь.

1 неделя.

Тема: «Елка»
Задачи: Закрепить форму сгиба «двойной треугольник».
Упражнять детей в аккуратном наклеивании готовых форм.
Развивать стремление к самостоятельным действиям.
Образец поделки – «Елка»

3 неделя.

Тема: «Шапка Деда Мороза».
Задачи:
Вызвать у детей желание передать волшебство новогоднего праздника.
Образец поделки – «Шапка Деда Мороза».

Январь.

3 неделя.

Тема: «Кролик»
Задачи: Развивать моторику рук.
Воспитывать аккуратность и внимание.
Закрепить базовую форму «воздушный змей».
Закрепить практическими действиями знание графических символов.
Образец поделки – «Кролик»

Февраль.

1 неделя.

Тема: «Валентинка».
Задачи: Расширить представление детей о праздниках.
Вызвать желание сделать подарок своими руками.
Воспитывать аккуратность.
Развивать творческие навыки, самостоятельность, инициативу.
Образец поделки – «Валентинка».

3 неделя.

Тема: «Самолет в подарок папе».
Задачи: Совершенствовать умения и навыки при выполнении базовой формы «двойной треугольник».
Вызвать у детей желание передать красоту воздушного пространства.
Упражнять детей в составлении изображения.
Развивать конструктивные способности.
Образец поделки – «Самолет в подарок папе».

Март.

1 неделя.

Тема: «Цветы для мамы»
Задачи: Закрепить умение аккуратно пользоваться кисточкой и клеем.
Закрепить умение выполнять складку «молния».
Образец поделки – «Цветы для мамы».

3 неделя.

Тема: «Солнышко Подсолнушек»
Задачи: Продолжать закреплять умение аккуратно пользоваться кисточкой и клеем.
Продолжать закреплять умение выполнять складку «молния».
Продолжить учить детей сгибать лист квадратной формы по диагонали, сгибать углы треугольника наискосок.
Образец поделки – «Солнышко Подсолнушек»

Апрель.

1 неделя.

Тема: «Моторная лодка»
Задачи: Вызвать интерес детей к разным видам водного транспорта.
Совершенствовать умение выполнять элемент спираль.
Учить составлять композицию, сочетая детали по цвету.
Развивать творческие способности.
Образец поделки – «Моторная лодка».

3 неделя.

Тема: «Парусник»
Задачи: Продолжать знакомить детей с разными видами водного транспорта.
Совершенствовать умения детей выполнять различные приемы Оригами.
Воспитывать аккуратность, терпение, умение доводить начатое до конца.
Образец поделки – «Парусник»

Май.

1 неделя.

Тема: «Собачка»
Задачи: Уточнить знания о том, какие бывают домашние животные.
Воспитывать заботливое отношение к животным.
Закрепить умение выполнять складку «зигзаг».
Развивать стремление к доведению начатого дела до конца, преодолевая трудности.
Образец поделки – «Собачка».

3 неделя.

Тема: «Котенок».
Задачи: Закрепить базовую форму «треугольник» на примере изготовления котенка.
Развивать интерес к работе с бумагой.
Воспитывать бережное отношение к животным.

Список используемой литературы:

1. Козлина А.В. Уроки ручного труда. – М., 2000.
2. Хрестоматия для маленьких./ сост. Л.Н. Елисеева. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Просвещение, 1975.
3. 100 поделок из бумаги. – СПб., 1997.
4.О.М. Жихарева Оригами для дошкольников. Конспекты тематических занятий и демонстрационный материал для работы с детьми 5-6 лет в ДОУ. М.: Издат. ГНОМ, 2011.
5. Оригами для старших дошкольников. Соколова С.В.: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. – СПб.: «Детство-ПРЕСС», 2010.
6. Оригами. Подарки к праздникам. Елена Ступак. – М.: Айрис-пресс, 2010.

 Особенности организации работы кружка "Оригами". Значение оригами для развития ребенка. Многое должен знать и уметь ребенок, вступая в незнакомую, но такую притягивающую школьную жизнь. Подготовить ребенка к этому важному моменту в жизни поможет ОРИГАМИ - искусство, близкое ему и доступное. Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса. Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания. Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий). Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда. Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д. И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами. Систематические занятия с ребенком оригами - гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению. Цель работы - всестороннее гармоничное развитие личности ребенка, его речевой активности и моторной координации пальцев рук в процессе овладения искусством оригами Этапы работы с детьми в возрастных группах. В младших группах детского сада педагог сам изготавливает поделки по типу оригами, в присутствии детей и вместе с ними обыгрывает ее. С младшего возраста у детей формируется интерес к этому виду искусства. Обучение простейшему конструированию поделок начинается в средней группе. Для начала берутся поделки простые несложные по технике выполнения. Детям сначала рекомендуется показать игрушку, объяснить, как с ней можно играть, а затем предложить сделать такую же. Основной особенностью обучения является поэтапное создание поделки, причем каждый следующий этап выполняется после того, как все дети справились с предыдущим этапом. В старшей группе работа начинается с выполнения уже знакомой поделки. Затем детям предлагаются поделки более сложные. После того, как дети хорошо осваивают способы их выполнения, следует переходить к изготовлению поделок с выполнением надрезов и срезов. В этой возрастной группе начинается работа по выполнению коллективных работ. Дети учатся не только делать очередную поделку, но и объединять их все единым сюжетом, дополнять работу необходимыми деталями. В подготовительной группе работа по оригами усложняется. Дошкольники уже овладели некоторыми приемами конструирования различных поделок из бумаги по типу оригами, и это дает возможность воспитателю организовать с детьми работу по созданию сюжетно - тематических композиций и макетов. При этом ребенок активно использует свой опыт по изготовлению поделок. Основные задачи обучения детей составлению сюжетно - тематических композиций и макетов заключается в овладении умением передавать связное содержание, сочетать образы и предметы между собой по величине, окраске, пространственному расположению в определенной взаимосвязи и в соответствии с окружающей средой, обстановкой. Умение выделять главное в композиции, передавать его связь с остальными образами и предметами, создавать общий колорит. Работа в кружке делится на темы: - единичные поделки; - индивидуальные композиции; - коллективные композиции и макеты. Большое внимание отводится коллективным работам, т.к. каждый ребенок имеет возможность определить меру личного участия в зависимости от содержания работы, ее основного замысла, согласуя свои действия с действиями остальных детей. Методы и приемы работы с детьми. (Учитывают возрастные особенности детей с нарушением речи). 1. Наблюдение - оно несет информацию о предметах и явлениях. В процессе наблюдения на улице, в повседневной жизни детей знакомятся с предметом или явлением окружающей действительности с природой. 2. Художественное слово - чтение стихов, рассказов, сказок. Загадывание загадок. Применяется для создания живой эмоциональной обстановки, для того, что бы пробудить эстетические чувства детей. 3. Наглядный - показ иллюстраций или предмета в процессе изображения с целью уточнения представлений ребенка о форме, величине, цвете и других качествах предмета. 4. Обследование - организованный педагогом процесс восприятия предмета. В процессе восприятия у детей формируются отчетливые представления о тех свойствах и качествах предмета, которые важны для его изображения (форма, величина, строение, цвет). 5. Показ способов действия - может быть полным (когда педагог создает последовательно изображение), частичным, поэтапным и показ ребенка. Использование карт-схем для самостоятельной работы детей. 6. Игровые приемы на занятиях (пальчиковые игры, самомассаж пальцев рук, проблемные ситуации, сюрпризные моменты и т. д.) - повышает интерес детей к изготовлению поделок, создают положительный эмоциональный настрой, повышает эффективность процесса обучения. Методы и приемы работы с родителям: 1. Консультации. 2. Беседы. 3. Анкетирование. Основные формы работы. 1. Кружковая работа. Проводиться с детьми логопедической группы (5-7 лет) 1 раз в неделю в вечернее время. В кружке дети учатся изготавливать поделки техникой оригами, использовать их в театрализованных представлениях, в оформлении групповой комнаты, в качестве подарков к праздникам и дням рождения. 2. Индивидуальная работа. Проводится в свободное от занятий время, с детьми слабо усваивающими программу и с сильными детьми, которые проявляют повышенный интерес к искусству. 3. Самостоятельная деятельность детей. Происходит по мере возникновения интереса и желания у ребенка. 4. Выставки. Проводятся для показа достижений детей, для поощрения и развития заинтересованности в качественном выполнении последующих работ. 5. Создание альбомов лучших работ. Создаются для показа достижений детей, для поощрения и развития заинтересованности в качественном выполнении и эстетически оформленным последующих работ. 6. Конкурсы. Внутри группы, внутри садика, городские (проводятся с участием родителей) Учебный план: Возраст детейКоличество занятийДлительность занятийВремя проведенияI кварталII кварталIII квартал 5-6 лет 12 111225 минут15.35-16.00 1 раз в неделю 6-7 лет 12111230 минут15.35-16.00 1 раз в неделю Перспективное планирование работы кружка "В стране оригами". Старшая группа (возраст 5-6 лет). Месяц№Тема:Основные цели:Сентябрь1.Обследование детей на начало года.Выявить знания, умения и навыки детей на начало года.2."Дом, в котором я живу".-выявить умение детей узнавать и называть геометрические фигуры; - заинтересовать работой с бумагой, знакомить со свойствами бумаги; -учить делить квадрат на два прямоугольника; -учить следовать словесной инструкции; -формировать понятийный аппарат; - укреплять мелкие мышцы рук; - воспитывать аккуратность. 3."Собираем урожай".- упражнять детей в умении узнавать геометрические фигуры; - познакомить с изготовлением простейших поделок в стиле оригами путем складывания квадрата по диагонали(базовая форма "треугольник"); - учить приемам дополнения и украшения поделок аппликацией; - воспитывать усидчивость, аккуратность; -закреплять название овощей и фруктов. 4."Мухомор".- учить детей следовать поделку по словесной инструкции руководителя; - продолжать учить детей мастерить поделки в стиле оригами; - познакомить дошкольников с одним из способов соединения деталей склеиванием; - помочь каждому ребенку добиться желаемого результата; - воспитывать самостоятельность. Октябрь1."Корова с телятами".- продолжать учить детей делать новую игрушку, складывая квадрат в разных направлениях; - закреплять навыки декоративного украшения готовой фигурки; -воспитывать усидчивость, самостоятельность; - развивать глазомер; - вызывать у дошкольников желание помогать слабым. 2."Сова - большая голова".-продолжать учить детей следовать словесной инструкции; - повышать интерес к занятиям оригами через игру; - учить детей делать новую игрушку используя базовую форму "воздушный змей"; - закреплять навыки дополнять поделку; - воспитывать аккуратность; - развивать глазомер, речь. 3."Пилотка".- познакомить детей с изготовлением поделки в стиле оригами из прямоугольного листа бумаги; - упражнять в свободном выборе цвета; - развивать мелкую моторику руки; -учить использовать готовые поделки в играх; - совершенствовать речь детей. 4."В гостях у народных умельцев".- заинтересовать детей изготовлением поделок из бумаги в стиле оригами; - учить изготавливать новые поделки в стиле оригами, используя знакомый прием складывания бумажных квадратов по диагонали; - поощрять творческую инициативу детей; - развивать моторику, глазомер. Ноябрь1."Сказочный гномик".- повышать интерес детей к работе с бумагой через игру; - продолжать учить их мастерить игрушки в стиле оригами; - развивать конструктивные способности; - воспитывать аккуратность, усидчивость; -продолжать формировать понятийный аппарат. 2."Пароходик".- познакомить детей с изготовлением поделки в стиле оригами из прямоугольного листа бумаги; - упражнять в свободном выборе цвета; - развивать мелкую моторику руки; - учить использовать готовые поделки в играх; - обогащать словарь глаголов. 3."Колосок".-учить складывать лист бумаги в разных направлениях; -закреплять знания по теме "Откуда хлеб пришел"; - развивать мышление, память; -обогащать пассивный словарь детей; -воспитывать умение доводить начатое до конца, быть аккуратными.4."Обитатели леса".- закреплять умение складывать квадрат в разных направлениях; - приучать к точным движениям пальцев под контролем сознания; - воспитывать аккуратность; -обогащать эмоциональную сферу и словарь. - развивать у ребят сообразительность, творчество; - воспитывать любовь к природе;Декабрь1."Снегирь на ветке".- продолжать учить детей мастерить поделки из бумаги, -учить детей пользоваться картой -схемой; - совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами; -воспитывать самостоятельность, аккуратность; - совершенствовать объяснительную речь; - стимулировать развитие памяти. 2."Город мастеров".- продолжать учить мастерить из бумажного квадрата поделки, используя уже известные приемы складывания бумаги; -обогащать словарь признаков; - развивать конструктивное мышление, фантазию, воображение; -расширять коммуникативные способности. 3."В лесу родилась елочка".-создать хорошее настроение к новогоднему празднику; - познакомить с последовательностью изготовления поделок в стиле оригами, используя схему; -познакомить с новой базовой формой "двойной треугольник"; - развивать конструктивное мышление и сообразительность; - воспитывать усидчивость. 4."Зимние забавы".- учить детей самостоятельно "читать" карту - схему; -воспитывать умение работать в коллективе; -вызывать чувство радости от проделанной работы, которой смогут любоваться другие люди; - расширять словарный запас, - развивать объяснительную речь. Январь2."Морозные узоры".-продолжать учить складывать лист бумаги в разных направлениях; - совершенствовать навыки работы с ножницами; -вызвать радостное настроение в ожидании новогоднего праздника; -воспитывать самостоятельность, усидчивость. 3."Жар птица".- закрепить умения детей мастерить поделки в стиле оригами на основе треугольников; -поощрять самостоятельность, творческую инициативу; - упражнять в свободном выборе цвета и формы бумаги; - развивать воображение и интерес к окружающему миру; - воспитывать у детей желание доставлять радость окружающим. 4."Стаканчик".-совершенствовать навык самостоятельного использования карт-схем в изготовлении поделок; -закреплять знания по теме "Посуда"; - развивать самосознание, побуждая к творчеству; - воспитание самостоятельности. Февраль1."Подарок для деда".- воспитывать у детей чувство уважения к защитникам нашей Родины - своим отцам и дедам, побуждать делать им приятное; - совершенствовать навыки работы с бумагой, ножницами; - закрепить умение мастерить поделки с использованием пооперационных карт - схем; - развивать глазомер, мелкую мускулатуру рук. 2."Самолет".-продолжать учить детей изготавливать поделки в стиле оригами; - помочь каждому ребенку добиться желаемого результата; - развивать зрительно -моторные навыки, память, внимание; - учить использовать готовые поделки в игре; -формировать навыки коммуникации; - воспитывать аккуратность, усидчивость. 3."На границе".- повышать интерес к занятиям через игру; - учить делать новую игрушку, складывая квадрат в разных направлениях; -вызвать у дошкольников желание помогать слабым; - закреплять навык дополнять поделку необходимыми деталями; - воспитывать аккуратность; - развивать глазомер; - укреплять мелкие мышцы рук; 4."Хлопушка".- учить детей изготавливать новые поделки из квадрата, используя схемы; - поощрять самостоятельность, творческую инициативу; - упражнять в свободном выборе цвета бумаги; - продолжать учить использовать готовые поделки в игре; - воспитывать желание заботиться о младших. Март1."Аленький цветочек".- учить проявлять заботу о мамах, бабушках; - познакомить дошкольников с разными вариантами художественного оформления открыток с использованием готовых фигурок, выполненных в стиле оригами; - закрепить умение детей мастерить фигурки в стиле оригами, используя пооперационные карты - схемы; - воспитывать аккуратность, усидчивость; -развивать глазомер, мелкую моторику рук; 2."Кошка с котятами".- закрепить и уточнить знания детей об изготовлении поделок в стиле оригами; - повышать интерес к работе с бумагой через игру; - развивать мышление, сообразительность; - приучать считаться с мнением окружающих; - обогащать словарь детей, развивать связную речь. 3."Волшебная корзиночка".-совершенствовать умение разглаживать лини сгиба; - помочь каждому ребенку добиться желаемого результата; - улучшать способность следовать устным инструкциям; - развивать творческое воображение; фантазию; - воспитывать аккуратность, терпение. 4."Подснежник".- познакомить детей с новым способом изготовления цветов в стиле оригами; - развивать способности работать руками, приучать к точным движениям пальцев под контролем сознания; - совершенствовать речь; - закрепить умение пользоваться клеем и салфеткой; - развивать творческие способности.Апрель1."Львиная семья".- продолжать учить детей мастерить поделки из бумаги, используя пооперационную карту; - совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами; - воспитывать самостоятельность, аккуратность; - совершенствовать объяснительную речь; - развивать глазомер.2."В космосе".- уточнить знания детей о празднике "День космонавтики"; - совершенствовать навыки работы с бумагой, ножницами; - закрепить умение мастерить поделки с использованием пооперационных карт - схем; - развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук; - воспитывать самостоятельность.3."Где спит рыбка?"- создавать условия для расширения знаний и продолжения игры; - стимулировать развитие творчества; - учить детей находить сходство бумажной игрушки с объектами живой природы; - развивать сообразительность; -закреплять названия пресноводных рыб, и рыб аквариумных.4."Стрижи".- продолжать учить детей делать бумажные поделки; - закрепить последовательность изготовления поделок в стиле оригами; - учить четко выполнять инструкции педагога; - развивать уверенность в своих силах и способностях. -закреплять названия перелетных птиц.Май1."Гвоздики".- вовлечь детей в увлекательную игру и творческую деятельность; - учить изготовлению цветов в стиле оригами; - развивать интерес к окружающему миру; - расширять социальный опыт и обогащать словарь; - развивать глазомер, мелкую моторику рук.2."Бабочки".- продолжать учить детей изготавливать поделки в стиле оригами; - упражнять в свободном выборе цвета; - закреплять умение работать по схеме; - развивать воображение, аккуратность; - совершенствовать мелкую моторику рук; -обогащать словарь признаков.3."Мы волшебники".-продолжать учить детей преобразовывать одну бумажную фигурку в другую; - закрепить умение соединять две части поделки, вставляя их одну в другую; - развивать фантазию и конструктивное воображение; - формировать речевое дыхание. 4.Обследование детей на конец года.Выявить знания и умения детей на конец года. Перспективное планирование работы кружка "В стране оригами". Подготовительная к школе группа (возраст 6-7 лет) Месяц№Тема:Основные цели:Сентябрь1."Бабочка"Учить детей самостоятельно складывать базовую форму "двойной треугольник". Развивать точность движений пальцев рук. Формировать трудовые навыки, самостоятельность. Обогащать словарь признаков. 2."Композиция с бабочками"Учить детей составлять композицию. Закреплять умение детей дополнять поделку. Развивать умение выполнять симметричный узор. Формировать художественно эстетический вкус. Воспитывать умение доводить начатое до конца. Закреплять и обогащать понятийный аппарат. 3.4."Рыбка".Закреплять умение складывать из квадрата базовую форму "двойной квадрат". Развивать мышление, память, глазомер, образное мышление. Воспитывать желание доводить начатое до конца. Октябрь1."Карасик".Познакомить детей с изготовлением новой поделки из бумаги. Закреплять умение делать необходимые срезы и надрезы. Воспитывать интерес к искусству. 2."Краб".Закреплять умение складывать поделку, следуя инструкции. Закреплять умение дополнять поделку необходимыми деталями. Воспитывать трудолюбие, эстетический вкус. 3."Подводный мир".Продолжать учить детей создавать композицию, располагая детали на листе. Развивать умение готовить фон для предстоящей композиции, развивать глазомер. Формировать коммуникативные навыки, стремление помогать друг другу.4.Ноябрь1."Ворона".Познакомить детей с изготовлением новой поделки. Закреплять умение отгибать уголки заготовки внутрь. Развивать моторную координацию. Стимулировать речевую активность.2."Снегирь, синица".Развивать свободный выбор изготовления той или иной поделки, используя схему. Выбирать необходимый цвет бумаги, Формировать художественный вкус. Воспитывать трудолюбие и усердие. 3."Сова".Учить самостоятельно изготавливать уже знакомую поделку. Развивать у детей зрительно - моторную координацию, мышление. Воспитывать усидчивость, речевую активность. 4.Макет "Птичий слет".Формировать умение детей располагать поделки относительно друг друга. Развивать пространственную ориентировку. Закреплять умение употреблять предлоги в речи детей. Воспитывать творческую активность. Декабрь1."Домик для зайца".Упражнять детей в создании сказочного домика из нескольких частей. Дополнять работу необходимыми деталями. Развивать фантазию, воображение, умение воплощать в работе задуманное. 2."Маска зайца".Упражнять в умении изготавливать маски различных животных используя схемы. Воспитывать в детях самостоятельность, творческую активность. Развивать пассивный словарь детей.3."Лиса".Упражнять в умении самостоятельно изготавливать уже знакомую поделку. Развивать зрительно - моторную координацию, аккуратность. Воспитывать умение доводить задуманное до конца.4.Композиция к сказке "Заюшкина избушка".Продолжать учить детей делать индивидуальные композиции. Развивать умение передавать в работе связное содержание, сочетать образы и предметы между собой. Развивать пространственную ориентировку. Воспитывать умение объективно оценивать свою работу и работу товарищей. Январь2."Лилия".Продолжать учить складывать из бумаги цветы. Дополнять поделку необходимыми деталями. Развивать зрительно - моторную координацию, внимание, мышление.3."Композиция с лилиями".Продолжать учить детей выполнять индивидуальные композиции с цветами, используя в работе объемные поделки и дополняя работу аппликацией. Развивать воображение, творчество. Воспитывать эстетический вкус, умение экономно использовать цветную бумагу. 4.Февраль1.Подарок для деда.Закрепить умение детей складывать знакомую базовую форму самостоятельно. Закреплять приемы правильного сгибания и разглаживания бумаги. Развивать уверенность в своих силах. Развивать творческие возможности, композиционные навыки детей, внимание, память, мелкую моторику рук. Повышать интерес к оригами через новую форму работы: составление картинок в подарок2."Морской котик".Закрепить умение детей складывать знакомую базовую форму самостоятельно. Закреплять приемы правильного сгибания и разглаживания бумаги. Развивать уверенность в своих силах. Развивать творческие возможности, композиционные навыки детей, внимание, память, мелкую моторику рук.3."Пингвин".Учить детей составлять план работы. Продолжать развивать конструктивные навыки. Воспитывать самостоятельность, аккуратность в выполнении работы. Воспитывать желание доводить начатое до конца. 4.Макет "Айсберг".Развивать пространственное мышление, творческое воображение. Продолжать учить детей составлять коллективный макет. Продолжать развивать уверенность в своих силах, самостоятельность, при этом взаимодействуя со сверстниками.Март1."Аленький цветочек".Продолжать учить мастерить поделки, используя пооперационную карту. Закрепить и уточнить знания детей об изготовлении поделок в стиле оригами. Развивать умение передавать в работе связное содержание, сочетать образы и предметы между собой. Помочь каждому ребёнку добиться желаемого результата.2."Лягушка царевна".Продолжать учить создавать образ из квадрата сложенного в базовую форму "двойной треугольник". Закреплять умение работать с помощью пошаговой картой, видеть этапы работы. Развивать творческие возможности, композиционные навыки детей, внимание, память, мелкую моторику рук. Воспитывать умение красиво сочетать бумагу.3."Собака".Учить создавать выразительный образ из бумаги, составляя его из нескольких частей. Упражнять в складывании базовых форм "воздушный змей", "треугольник". Продолжать учить работать с помощью пооперационной карты, видеть этапы работы.4."Выставка собак".Упражнять в умении составлять коллективные композиции. Развивать уверенность в своих силах, творчество, коммуникативные навыки. Воспитывать желание делать работу самостоятельно и аккуратно.Апрель1."Волк".Учить создавать выразительный образ из бумаги, составляя его из нескольких частей. Продолжать учить работать с помощью пооперационной карты, видеть этапы работы. Воспитывать эстетический вкус и желание доводить работу до конца.2.Композиция к сказке "Лисичка сестричка и серый волк".Упражнять в умении делать индивидуальные композиции. Развивать умение передавать в работе связное содержание, сочетать образы и предметы между собой. Развивать пространственную ориентировку. Формировать умение анализировать свою работу. 3.4."Домик". Продолжать учить мастерить фигурки - оригами, используя пооперационные карты - схемы. Закрепить умение детей складывать знакомые базовые формы самостоятельно, выполнять дополнительные разрезы по намеченным линиям. Совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами. Май1."Дерево". Совершенствовать умение мастерить поделки из бумаги. Помочь каждому ребёнку добиться желаемого результата. Воспитывать умение видеть красоту природы, понимать ее хрупкость, вызвать желание оберегать. 2."Улица нашего города". Продолжать учить детей создавать коллективную работу. Развивать умение украшать работу, ранее выполненными поделками, используя в работе ранее полученные навыки. Дополняя работу необходимыми деталями. Развивать эстетический вкус, пространственную ориентировку, творчество, самостоятельность. 3.4."Корзина сюрпризов". Продолжать знакомить детей с японской историей. Совершенствовать умение мастерить поделки из бумаги, используя пооперационные карты. Развивать творческие способности детей, воображение. Развивать художественный вкус при оформлении работы, фантазию детей. Предполагаемые результаты: Старшая группа (5-6 лет). 1.Уметь изготавливать поделки по типу оригами, более легкие по техническому исполнению. 2.Будет развита зрительно моторная координация. 3.Знать и применять основные приемы работы с бумагой. 4.Уметь следовать устным инструкциям. 5.Уметь оформлять поделки необходимыми деталями (глаза, рот, нос и т.д.). 6.Уметь оформлять поделки в коллективные работы, дополняя композиции деталями. Подготовительная группа (6-7 лет). 1.Уметь выполнять поделки по типу оригами, более сложные по техническому исполнению, из заготовок квадратной и прямоугольной формы. 2.Уметь составлять индивидуальные и коллективные сюжетно - тематические композиции и макеты. 3.Самостоятельно читать простые схемы и выполнять по ним поделки. 4.Использовать дополнительные материалы и цвет как средство выразительности. 5.Будут развиты усидчивость, стремление к достижению поставленной цели. Мониторинг деятельности предполагает: 1. Знание основных геометрических понятий и базовых форм оригами. 2. Умение следовать устным инструкциям, читать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами. 3. Развитие мелкой моторики рук и глазомер. 4. Создание композиций с изделиями, выполненными в технике оригами; развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазий; творческий подход к выполнению работы. 5. Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков. Перечень технологий и используемых пособий: 1. "Работа с бумагой" И.И. Кобитина 2. "Оригами и развитие ребенка" Т.И. Тарабарина 3. "Оригами игрушки из бумаги" С.В. Соколова 4. "Оригами для дошкольников" С.В. Соколова 5. "Оригами игры и конкурсы" Е. Ступак 6. "366 моделей оригами" Т.Б. Сержантова

Евгения Смирнова
Программа кружка оригами «Бумажные фантазии» для средней группы

Дополнительная образовательная программа кружка оригами «Бумажные фантазии »

Пояснительная записка

Искусство оригами известно с давних времён. Впервые оно зародилось в Китае - на родине возникновения бумаги . Позже распространилось в Японии. «Оригами » в переводе с японского - «ори» - бумага , «ками» - складывать.

В настоящее время многие увлекаются складыванием из бумаги . Меня, как педагога, заинтересовал этот вид деятельности потому, что в процессе этой работы у детей развивается ручная умелость, зрительная координация, готовность руки к письму. Развивается пространственное воображение, появляется интерес к познанию окружающего мира . Этот вид творчества развивает логику, фантазию , память. Оригами активизирует мыслительные процессы.

С младшего возраста у детей ярко выражен интерес к познанию окружающего мира путём исследования : хочется всё потрогать, помять, порвать. Последнее особенно имеет отношение к такому материалу как бумага . Как же реагируют взрослые на это естественное желание малыша? В основном запретами : нельзя рвать бумагу , нельзя портить книги. Практика и теория вступают в противоречие. Всем хочется, чтобы ребёнок развивался, но желательно «без жертв и разрушений» . Это стремление порвать или в лучшем случае смять бумагу наблюдается у детей достаточно длительное время.

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия : миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.

Программа дополнительного образования кружка оригами «Бумажные фантазии » является программой художественно-эстетической направленности.

В программе прослеживаются меж предметные связи с другими образовательными областями. Так, изучая основы материаловедения, дети пользуются знаниями, полученными в непосредственно – организованной деятельности образовательной области «Коммуникация. Речевое развитие» . При выполнении изделий по готовым схемам, работе над композицией применяются знания из областей «Художественное творчество. Рисование» , «Познание. Математическое развитие» .

Актуальность использования оригами в образовательном процессе в первую очередь связана с возможностью использования его как средства развития мелкой моторики рук. Использование оригами обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений кисти, развивает точность, координацию мелких движений пальцев. Как известно, всё это стимулирует развитие речи у детей. Кроме того, для детей младшего возраста тренировка пальцев важна с точки зрения выработки основных элементарных умений, таких, как одевание и раздевание, застегивание и расстегивание пуговиц, манипулирование ложкой, ножницами. У старших дошкольников тренировка пальцев подготавливает руку к письму.

Срок реализации программы :1 Год

Цель программы :

Познакомить детей с новой для них техникой складывания фигурок из бумаги по типу оригами .

Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей дошкольного возраста.

Задачи программы :

Образовательные :

Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами ;

Учить детей различным приемам работы с бумагой : сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

Учить концентрировать внимание, стимулировать развитие памяти.

Научить правильно организовать рабочее место.

Воспитательные :

Воспитывать эстетическое отношение к действительности, трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы.

Воспитывать интерес к искусству оригами .

Развивающие :

Развивать способность работать руками, образное мышление, внимание, фантазию , творческие способности;

Развивать память, внимание, пространственное воображение;

Развивать познавательно – исследовательскую деятельность.

Развивать самостоятельность и аккуратность.

Формы работы :

чтение худ. литературы;

индивидуальная работа;

групповая работа ;

коллективно-творческая работа;

работа с родителями.

оформление выставок.

Методы и приемы.

Словесный метод : игровой момент, беседа, рассказ, художественное слово, вопросы, уточняющие наводящие проблемные познавательные.

Информационно-рецептивный : рассматривание, напоминание, частичный показ, образец, объяснение, сопровождаемое показом с опорой на символы-ориентиры, устные инструкции по выполнению работы.

Репродуктивный : выполнение действий с детьми, с проговариванием , совместное действие педагога с детьми.

Исследовательский : самостоятельная работа детей.

Этапы и основные мероприятия при освоении искусства оригами

Подготовительный этап. Задачи.

Для воспитателей : познакомить детей с искусством оригами , создать единое образовательное пространство детского сада и семьи для решения поставленной проблемы.

Для детей : усвоить, что такое оригами .

Для родителей : познакомиться с программой , заинтересовать ребенка в изготовлении бумажных игрушек .

Основной этап. Задачи.

Для воспитателей : обучить детей искусству оригами , познакомить их с графическим языком оригами , развивать творческое воображение, познавательную и речевую активность, предлагать домашнее задание родителям.

Для детей : научиться самостоятельно складывать простейшие оригами по схеме , оформлять их в небольшое панно, создавать свои игрушки, научиться творчески мыслить, собрать свой альбом поделок.

Для родителей : поддерживать интерес детей к оригами . Стимулировать нестандартные и интересные решения, помогать детям в выполнении домашних работ.

Заключительный этап. Задачи

Для воспитателей : организовать презентацию детских работ, показать результаты детского творчества. Оценить участие родителей.

Для детей : подготовить творческие работы, представить их.

Для родителей : представить на презентацию альбомы с семейными поделками.

Диагностические задания по результатам освоения программы кружка оригами «Бумажные фантазии »

Умение изготовить несложную поделку, следя за показом педагога.

3 - Высокий уровень – выполняет работу самостоятельно

2 -Средний уровень – выполняет работу с небольшой помощью педагога

1 -Низкий уровень – выполняет работу только с помощью педагога

Умение украсить свою поделку, добавляя недостающие детали

3 -Высокий уровень - делает самостоятельно,

2 - Средний уровень - делает с незначительной помощью педагога

1 -Низкий уровень – может сделать только с помощью педагога

Умение ориентироваться на листе бумаги

3 - Высокий уровень - делает самостоятельно,

2 -Средний уровень - делает с помощью педагога.

1 - Низкий уровень – делает только с помощью педагога

Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков. Оцениваются умения : организовать свое рабочее место, рационально использовать необходимые материалы, аккуратность выполнения работы.

1 -Высокий уровень – умеет организовать свое рабочее место, рационально использует необходимые материалы, аккуратно выполняет работы.

2 -Средний уровень – не умеет организовать свое рабочее место, рационально использует необходимые материалы, не аккуратно выполняет работы.

3-Низкий уровень - не умеет организовать свое рабочее место, не рационально использует необходимые материалы, не аккуратно выполняет работы.

Занятия кружка проводятся - 1 раз в неделю.

Продолжительность занятия – 20 минут.

Календарно - тематическое планирование кружка «Бумажные фантазии » в средней группе .

1.«Веселый треугольник»

Цель : Научить детей складывать из квадрата треугольник, совмещая противоположные углы, проглаживая полученную линию сгиба. Развивать фантазию . (Е. Черенкова, «Оригами для малышей » СТР. 23)

2. «Собачка»

Цель : Закрепить знания детей о животных. Учить складывать треугольник из квадрата, загибать уголки в одном направлении, создавая ушки. Развивать мелкую моторику. (Т. И Тарабарина «Оригами и развитие ребенка » стр. 43)

3. «Бабочка»

Цель : Закрепить умение складывать из квадрата треугольник, совмещая противоположные углы, проглаживая линию сгиба . Научить отгибать полученные противоположные углы в разные стороны. Вызвать желание к творческому оформлению поделки. (Тарабарина Т. И. «Оригами и развитие ребенка » стр. 35)

4. «Ждем гостей»

Цель : Познакомить с приемом складывания квадрата пополам по прямой. Вызвать желание оформить свою поделку. (И. В. Новикова «Конструирование из бумаги в детском саду » стр. 18)

1. «Осенний ковер» коллективная работа

Цель : Создать эмоционально творческую обстановку. Научить детей сгибать маленькие и большие углы, создавая образ листика, красиво располагать на листе. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать чувство коллективизма.

2. «Грибок»

Цель : Закрепить знания о геометрических фигурах, умение детей складывать квадрат, получая прямоугольник и треугольник. Чётко проглаживать линии сгиба . Познакомить с правилами безопасного пользования ножницами. После объяснения предложить самостоятельно выполнить поделку – грибочка. (Тарабарина Т. И. «Оригами и развитие ребенка » стр. 33

3. «Птичка»

Цель : Учить складывать два круга пополам, проглаживая линию сгиба . Соединить их и дополнить деталями. Развивать творческую фантазию . (Н. Алексеевская «Волшебные ножницы» стр. 156)

4. «Елочная игрушка»

Цель : Научить детей складывать круг пополам, проглаживать линию сгиба , находить половину круга, которую нужно смазывать клеем и склеивать с половиной другого круга. Развивать чувство ритма. (И. В. Новикова «Конструирование из бумаги в детском саду » стр. 36)

1. «Звоночек для козлика»

Цель :

Учить склеивать конус из полукруга. Украсить полоской бумаги с кружочком . (Н. Алексеевская «Волшебные ножницы» стр. 72)

2. «Красивая снежинка» 2 занятия

Цель : Познакомить детей с базовой формой воздушный змей. Развивать творчество и фантазию , собирая снежинку из частей. Аккуратно пользоваться клеем. (С. В. Соколова «Оригами для дошкольников » стр. 54)

3. «Новогодняя елочка»

Цель : Закрепить умение складывать базовую форму треугольник. Располагать получившиеся треугольники друг за другом начиная с большего. Украсить праздничную ёлку цветными фонариками, приготовленные методом скручивания мягкой бумаги . Развивать мелкую моторику рук, фантазию и творчество . (Т. И. Тарабарина «Оригами и развитие ребенка » стр. 33.)

1. «Аквариумные рыбки»

Цель : Закрепить умение детей складывать базовую форму треугольник, совмещать острые углы, аккуратно проглаживать линии сгиба . Вспомнить правила безопасного пользования ножницами. Украсить поделку аппликацией. Развивать внимание, творчество. (Т. И. Тарабарина «Оригами и развитие ребенка » стр. 37.)

2. «Снеговик и елочка» 2 занятия

Цель : Формировать навыки выполнения поделок из полосок бумаги . Соединять края белых полосок и преобразовывать из них два шара- снеговик, из зелёных сделать «капельки» - ветки ёлочки. Развивать умение находить равные по длине полоски. Воспитывать терпение и усидчивость. (И. М. Петрова «Волшебные полоски» стр. 13)

1. «Кораблик»

Цель : Вспомнить получение базовой формы треугольник. Научить детей отгибать часть треугольника, тщательно проглаживая линию сгиба , выворачивать отогнутую часть наружу. Развивать внимание, художественный вкус при оформлении поделки. (Т. И. Тарабарина «Оригами и развитие ребенка » стр. 49)

2. «Цыпленок»

Цель : Формировать навыки выполнения поделок из полосок. Соединять края полосок и соединять в виде цыпленка, дополняя деталями. Воспитывать усидчивость, творческую фантазию .

3. «Самолет»

Цель : Совершенствовать навыки аккуратного сложения квадрата в треугольник, чётко проглаживать линии сгиба . Учить отгибать углы в противоположные стороны. (Т. И. Тарабарина «Оригами и развитие ребенка » стр. 41

4. «Кошка»

Цель : Учить складывать кошку на основе базовой формы треугольник, проглаживая линии сгиба . Учить отгибать углы. Воспитывать усидчивость.

1. «Цветы в подарок маме» 2 занятия

Цель : Научить детей составлять композицию из цветов, которые выполняются из двух снежинок соединённых попарно и листьев - соединённых в капельки. Развивать художественный вкус, чувство цвета. Вызвать желание трудиться самостоятельно. (И. М. Петрова «Волшебные полоски» стр. 15)

2. «Мышонок»

Цель : Научить детей складывать мышонка из треугольника по диагонали, потом еще раз по диагонали, отогнуть ушко. Учить рисовать носик и глазки. Развивать воображение. (С. В. Соколова «Оригами для самых маленьких )

3. «Цветик – семицветик»

Цель : Вспомнить последовательность выполнения базовой формы воздушный змей, стремится к самостоятельному выполнению. Закрепить название частей цветущего растения. Вызвать желание самостоятельно выполнить работу. Развивать целеустремлённость, воображение, художественный вкус. (С. В. Соколова «Оригами для самых маленьких » стр. 18.)

1. «Веселый лягушонок»

Цель : Научить детей складывать лягушонка : сложить из квадрата треугольник, загнуть острые углы навстречу друг другу, чтобы концы пересекались и эти же иголки отогнуть в противоположные стороны. Развивать внимание, усидчивость. Оформить аппликацией поделку. (Т. И. Тарабарина «Оригами и развитие ребенка » стр. 39)

2. «Стаканчик»

Цель : Научить детей складывать стаканчик, используя известные приёмы сложения, аккуратно проглаживать линии сгиба . Развивать внимание, мелкую моторику рук, память. (Т. И. Тарабарина «Оригами и развитие ребенка » стр. 55)

3. «Бабочка из полосок»

Цель :Учить соединять полоски бумаги в виде капелек и приклеивать их к картонной основе, формируя бабочку. Учить находить равные по длине полоски. Воспитывать усидчивость. (Казимера Лубковска «Сделаем это сами» стр. 101)

4. «Воздушный змей»

Цель : Закрепить знания детей о базовой форме воздушный змей, загибать углы к линии сгиба. Развивать внимание, усидчивость. Оформить поделку аппликацией. (Т. И. Тарабарина «Оригами и развитие ребенка » стр. 66)

1. «Зайчик»

Цель : Научить детей складывать зайчика, используя базовую форму треугольник, аккуратно пользоваться ножницами. Внимательно слушать объяснение последовательности выполнения поделки. Развивать мелкую моторику рук. (Т. И. Тарабарина «Оригами и развитие ребенка » стр. 47)

2. «Весенний цветок»

Цель : На основе базовой формы треугольник научить изготавливать бутоны тюльпанов, листья. Учить составлять композиции. Развивать художественный вкус, воображение, внимание. (Е. Черенкова «Оригами для малышей » стр. 28)

3. «Вьюнок»

Цель : Учить складывать базовую форму блинчик, загибая края к середине листа. Свернуть в трубочку лист гофрированной бумаги , надрезать концы и вставить в надрез квадрата. Воспитывать усидчивость. (Казимера Лубковска «Сделаем это сами» стр. 104)

Использованная литература :

1. Петрова М. И. «Волшебные полоски» СПб «Детство – пресс» 2005г. Стр. 13,15.

2. Тарабарина Т. И. «Оригами и развитие ребенка » Академия развития 1997г. Методические рекомендации, конспекты занятий.

3. Соколова С. В. «Оригами для самых маленьких » СПб «Детство – пресс» 2010г. Методические рекомендации, конспекты занятий.

4. Новикова М. И. «Конструирование из бумаги в детском саду » Академия развития 2009г стр. 18,36.

5. Алексеевская И. «Волшебные ножницы» издательство «Лист» 1998г. Стр. 72,156.

6. Казимера Лубковска «Сделаем это сами» Москва «Просвещение» 1983г. Стр. 101,104.

7. Черенкова Е. «Оригами для малышей » Рипол Классик 2010г. Методические рекомендации, стр. 23,28,30.

8. Программа «От рождения до школы» Мозаика – синтез 2015г.

Программа кружка «Волшебный мир оригами» имеет общекультурное направление, созданной на основе результатов многолетней работы по обучению учащихся начальной школы основам искусства оригами. Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность. Программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа внеурочной деятельности направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт начального общего образования приказ от 26 ноября 2010 г. №1241. Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В соответствии с требованиями Стандарта, Концепция и Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся являются ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования. Программа кружка «Волшебный мир оригами» принята на основании Положения об организации внеурочной деятельности обучающихся МОУ «СОШ № 69».

Актуальность данной программы в том, что она позволит обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. Программа способствует развитию познавательных процессов личности обучающихся, социализации ребёнка путём приобщения его к полезной доступной деятельности. Предлагаемая система практических занятий позволит формировать, развивать, корректировать у младших школьников пространственные и зрительные представления, наличие которых является показателем школьной зрелости, а также помочь детям легко и радостно включиться в процесс обучения.

Педагогическая целесообразность обусловлена важностью создания условий для формирования у младшего школьника пространственных представлений логического мышления, геометрических понятий, развитие моторики и глазомера.

Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности. В связи с тем, что в образовательном процессе мало времени уделяется художественно-эстетической стороне воспитания личности, поэтому возникла необходимость создания этой программы. Данная программа даёт возможность расширить содержание образования школьников области « Технология», « Искусство» через приобретение ими практических навыков одного из видов декоративно-прикладного искусства оригами. Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках предметных областей: русского языка, литературного чтения, окружающего мира, ИЗО, музыки

Отличительные особенности данной программы:

Данная программа рассчитана и адаптирована для учащихся начальной школы. В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала. Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.

Во время занятий оригами для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы используются аудиокассеты с записями звуков живой природы и музыки. В результате этого, у детей происходит выравнивание психо-моторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений. Ведь всем известно, что музыка влияет на эмоциональное состояние и настроение человека.

Программа включает в себя не только обучение оригами, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.

Программа «Волшебный мир оригами» адресована учащимся начальной школы. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Возраст детей 6 -7 лет. Срок реализации – 1 год. Программа рассчитана на 33 часа в год.

Периодичность занятий – 1 час в неделю. Занятия проходят 1 раз в неделю. Программа реализуется учителями начальных классов.

Цель: Развитие творческих способностей, познавательной сферы младших школьников путём овладения искусством оригами.

Задачи:

  • Обучить технике оригами, получить первоначальный опыт самореализации.
  • Развивать воображение, художественный вкус, чувство прекрасного.
  • Воспитывать трудолюбие, творческое отношение к труду.
  • Формировать представление об эстетических идеалах.

Планируемые результаты:

В сфере личностных УУД у учащихся будут сформированы :

  • положительное отношение к учению;
  • желание приобретать новые знания;
  • способность оценивать свои действия;

В сфере познавательных УУД учащиеся научатся :

  • соблюдать правила по технике безопасности и личной гигиены.
  • соблюдать правила организации рабочего места.
  • соблюдать правила бережного использования бумаги.
  • эстетически относиться к окружающему миру и самому себе.
  • анализировать информацию, полученную из разных источников.
  • научатся различным приемам работы с бумагой.
  • будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
  • научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
  • будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;

В сфере регулятивных УУД учащиеся научатся:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • работать по плану;
  • адекватно оценивать свои достижения.

В сфере коммуникативных УУД учащиеся научатся:

  • вести диалог с учителем и одноклассниками;
  • задавать вопросы;
  • слушать и отвечать на вопросы других;
  • высказывать свою точку зрения;
  • работать в парах и рабочих группах.

Методы обучения и формы занятий:

В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ, и т.д.);
практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
  • репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
  • частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
  • исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

  • фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
  • индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
  • групповой – организация работы в группах.
  • индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и др.

Оценка результатов:

Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения, являются выставки работ учащихся. Параметры оценивания представленных участниками работ могут изменяться в зависимости от уровня и целей проводимых выставок. Выставки позволяют обменяться опытом, технологией, оказывают неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка. Однако выставки проводятся один–два раза в учебный год, творческая же работа ребенка постоянно требует поощрения в стремлениях.

Большое значение в оценивании итогов обучения имеют разнообразные конкурсы. Подарки, поделки, сувениры с элементами художественного конструирования ребята готовят к праздникам с большим удовольствием. В декоративном решении работы детей выглядят красочно, празднично, а иногда и фантастически. Результативность развития художественного мышления ребят оценивается по следующим критериям: степень оригинальности замысла, выразительность выполненной работы, овладение приемами работы в материале. В процессе таких занятий более интенсивно развиваются творческие способности детей (воображение, образное и техническое мышление, художественный вкус).


Формы подведения итогов:

Составление альбома лучших работ.
Проведение выставок работ учащихся:
– в классе,
– в школе,

Раздел I: Знакомство с оригами. (1ч.)

Тема 1. Знакомство с оригами . (Теория) Беседа: Знакомство с видами бумаги и её основными свойствами, с инструментами для обработки.Правила безопасности труда при работе с ручным инструментом. Беседа по охране труда. Входная диагностика.

Раздел II: Квадрат – основная фигура оригами. (4)

Тема 2. Знакомство с понятием «базовые формы». (Теория) Познакомить с базовой формой «квадрат». Дать учащимся понятие термина « базовые формы». Познакомить с разными видами базовых форм.

Тема 3. Изготовление квадрата. (Практика) Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа).

Тема 4. Условные обозначения в оригами. (Теория) Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами.

Тема 5. Термины, принятые в оригами. Кармашек (кошелек) (Практика) Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. Знакомство с терминами.

Раздел III : Базовая форма «Треугольник» (5ч.)

Тема 6. Стилизованный цветок. (Практика) Научить складывать базовую форму « Треугольник».

Тема 7. Лисёнок и собачка. (Практика) Разметка сгибанием. Понятие о графических изображениях, их назначении. Планирование работы с опорой на графические инструкционные карты.

Тема 8. Яхта и пароход. (Практика) Приёмы чтения схем оригами. Упражнения на деление прямоугольной и квадратной заготовки в разных направлениях на равные и неравные части.

Тема 9. Стаканчик. (Практика) Изготовление изделий в технике оригами с опорой на инструкционные карты (предметные и графические).

Тема10. Синица и снегирь. (Практика) Композиция «Птицы в лесу». Планирование работы по составлению композиции. Оформление изделия. Выставка работ.

Раздел IV : Базовая форма «Воздушный змей» (5ч.)

Тема 11. Кролик и щенок. (Теория и практика) Знакомство с новой базовой формой. Чтение схем складывания изделий в технике оригами. Закрепление приёмов сгибания и складывания бумаги.

Тема 12. Курочка и петушок. (Теория и практика) Чтение сказки « Петушок и бобовое зёрнышко». Анализировать образец, пользоваться схемой.

Тема13. Утка. (Практика) Повторение названий базовых форм. Повторение правил пользования ножницами. Изготовление поделки. Оформление изделия, выставка.

Тема 14. Сказочные птицы. (Практика) Расширять словарный запас, чтение технологической карты. Составить образы сказочных птиц, оформить композиции с этими сказочными персонажами.

Тема 15. Композиция «Домашние птицы на лужайке». (Теория и практика) Беседа о домашних птицах. Заготовка изделий и составление панно.

Раздел V : Базовая форма « Двойной треугольник» (4ч.)

Тема16. Рыбка и бабочка. (Теория и практика) Повторение изученных базовых форм. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм.

Тема 17.Головастик и жук. (Практика) Отработать приёмы складывания модулей. Оформление изделий и украшение.

Тема 18. Лилия. (Практика) Изделие, складывающееся из одинаковых деталей – модулей.
Тема 19. Композиция «Водоём».
(Практика) Повторение изученных базовых форм. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм. Оформление изделия в виде морского дна.

Раздел VI : Базовая форма «Двойной квадрат» (3ч.)

Тема 20 . Жаба . (Теория и практика) Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами и основными приемами складывания. Базовые формы. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. Складывание изделий на основе простых базовых форм.

Тема 21. Стрекоза. (Практика) Выбор базовой формы. Беседа о насекомых живущих вблизи водоёмов. Декоративное оформление изделия.

Тема 22.Композиция «Островок в пруду». (Практика) Составить композицию. Работать группами. Сделать выставку.

Раздел VII : Базовая форма « Конверт» (3ч.)

Тема 23. Пароход. (Теория и практика) Складывание заготовки вдоль и поперёк, вкладывание боков. Украшение узорами на выбор.

Тема 24. Подводная лодка . (Практика)

Тема 25. Композиция «В море ». (Практика) Используя приготовленные поделки составить композицию иподготовить к выставке.

Раздел VIII : Цветы к празднику 8 марта. (3ч.)

Тема 26. Открытка «Букет гвоздик» (Теория и практика) 8 марта – международный женский праздник. Легенды о цветах. Легенда о гвоздике.

Тема 27. Бутоны роз. Композиция «Букет роз». (Практика) Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток.

Тема 28. Подснежник. (Практика) Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток.

Раздел IX : Впереди – лето!» (2ч.)

Тема 29. Парусный кораблик. (Теория и практика) Приготовить базовую форму. Сгибание меньших сторонпрямоугольника к середине. Наклеивание дополнительных частей, характерных для изделия.

Тема30. Весёлое письмо. (Практика) Складывание фигуры по диагонали, захватывая маленький треугольник, не используя базовые формы. Нарисовать смешную мордашку.

Раздел X : Подведение итогов. (3ч.)

Тема 31. Оформление выставки. (Практика) Выставка моделей, изготовленных в течение года.

Тема 32. Конкурс «Самые умелые руки». (Практика) Проведение конкурса «Самые умелые руки». Вручение грамот, призов.

Тема 33. Итоговое занятие «Чему научились за год». (1ч.) (Практика) Подведение итогов работы за год.

Беседа на тему «Чему мы научились на занятиях?»

Учебно-тематический план (таблица 1)

Методическое обеспечение. (таблица 2)

Дидактический материал: карточки с заданиями, тесты, иллюстрационный материал, репродукции картин, фотоальбомы, инструкционные карты.

Техническое оснащение : видеофильмы, Интернет.

Список литературы для педагога.

  1. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Всё об оригами [Текст] справочник/ Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. – СПб: Кристалл, 2005.
  2. 2. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Игрушки из бумаги [Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб: Литера, 1997.
  3. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Собаки и коты – бумажные хвосты [ Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб, Химия, 1995.
  4. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Цветущий сад оригами [ Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб, Химия, 1995
  5. Выгонов,В.В. Я иду на урок. Начальная школа. Трудовое обучение. Поделки и модели [Текст]: книга для учителя / В.В.Выгонов. - М.: Первое сентября, 2002.
  6. Долженко, Г.И. 100 оригами [Текст]: книга, учителей начальной школы.
  7. Сержантова, Т. Б. 100 праздничных моделей оригами [Текст]: книга для учителей начальной школы и родителей/ Т.Б.Сержантова. М.: Айрис-пресс, 2007
  8. Соколова, С.В. Игрушки и забавы. Оригами [Текст]: книга для родителей/ С.В.Соколова. - СПб.: Нева, 2007
  9. Соколова, С.В. Игрушки - оригамушки [Текст]: книга для родителей/ С.В.Соколова. - СПб: Химия, 2001

Литература для учащихся:

  1. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Всё об оригами [Текст] справочник/ Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. – СПб: Кристалл, 2005
  2. Афонькин С. Ю. Игрушки из бумаги [Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб: Литера, 1997.
  3. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Собаки и коты – бумажные хвосты [ Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. СПб, Химия, 1995.
  4. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Цветущий сад оригами [ Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб, Химия, 1995 г.

Дополнительная

образовательная программа

по художественно-творческому развитию детей

Программа рассчитана на детей: 6 - 7лет (подготовительная группа).

Срок реализации: 1 год.

Воспитатель: Коршунова О.В.

2015 - 2016 учебный год

    Пояснительная записка.

    Список детей.

    Сетка занятий и режим работы.

Пояснительная записка

Работа в стиле оригами имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремиться к положительному результату.
Программа разработана для того, чтобы через различные действия с бумагой, в процессе её обработки, через применение разных способов и приемов работы с ней, учить детей эстетически осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчеркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.

Занятия оригами, которые планирую проводить, позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствуют развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей.

Дети с увлечением изготавливают поделки из бумаги, которые затем используют в играх, инсценировках, оформлении группы, участка детского сада или в качестве подарка к празднику своим родителям и друзьям.
Ребенок радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораблик плывет по воде, самолетик взлетает ввысь и т.д.

Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи программы:

Обучающие

· Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.

· Формировать умения следовать устным инструкциям.

· Обучать различным приемам работы с бумагой.

· Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.

Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.

Развивающие:

· Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

· Развивать мелкую моторику рук и глазомер.

·Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
· Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

· Развивать пространственное воображение.

Воспитательные:

· Воспитывать интерес к искусству оригами.

· Расширять коммуникативные способностей детей.

· Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

· Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

· Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Список детей посещающих кружок

Фамилия, имя ребенка

Базаров Никита

Белякова Софья

Борзов Максим

Воеводина Ксения

Гвоздева Камила

Гречкина Валерия

Гущин Артём

Исманалиев Хожиакбар

Ильин егор

Казанина Елизавета

Карамышева Валерия

Коржанова Диляра

Коровин Алексей

Курносик Ян

Печаткина Кристина

Рахимкулова Лейла

Саргсян Андре

Сафронов Артём

Смирнов Максим

Станкевич Дарья

Столярова Варвара

Тымчик Ярослав

Тюрина Валерия

Ульрих Данила

Юрченко Ярослав

Сетка занятий и режим работы

Работа проводится вне занятий во вторую половину дня.

Длительность занятий 25минут.

Режим работы: с 16.50 - 17.15.

Сетка занятий: вторник

Методы, используемые на занятиях кружка:

беседа, рассказ, сказка;

рассматривание иллюстраций;

показ образца выполнения последовательности работы.

Методика работы с детьми строится на следующих принципах:

Постепенного усложнения программного содержания, методов и приёмов руководства детской деятельностью,

Индивидуального подхода к детям.

Ожидаемые результаты:

В результате обучения по данной программе дети:
– научатся различным приемам работы с бумагой;
– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
– научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер;

– познакомятся с искусством оригами;

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

Проведение выставок детских работ.

Перспективное планирование работы кружка «Волшебное оригами» в подготовительной группе

ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ

ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

МАТЕРИАЛ

фактически

Беседа об оригами

СЕНТЯБРЬ

Повторить с детьми что такое искусство «оригами».

Познакомить с условными знаками и основными приёмами складывания бумаги.

Расширять представления детей об образе жизни медведей, способов их самозащиты от врагов; закрепить умение мастерить поделки в стиле оригами, развивать глазомер, мелкую мускулатуру рук.

Лист коричневой бумаги 12*12 см, фломастеры; картинки с бурыми и белыми медведями.

Вертушка

Учить детей изготавливать новые поделки из квадрата, круга, треугольника, учить пользоваться обозначениями линии разреза на заготовке, упражнять в свободном выборе цвета и формы бумаги, поощрять самостоятельность, творческую инициативу.

Квадраты (15*15) разного цвета, равносторонние треугольники со стороной 20 см, круги диаметром 20см с прочерченными линиями разрезов, кружочки из картона, ножницы, клей, палочки.

ОКТЯБРЬ

Закрепить с детьми складывание и название базовых форм. Учить изготавливать туловище и голову отдельно из квадратов. Учить складывать треугольник пополам «косынкой», поднимать уголки от середины длинной стороны, но, не доводя до вершины верхнего угла. Воспитывать аккуратность в работе, внимание.

Два квадрата 15*15см одного цвета, карандаши или фломастеры для оформления мордочки, клей.

Подарки малышам

Используя технику оригами, учить изготавливать модели птиц, корабликов, воспитывать желание заботиться о младших, упражнять в свободном выборе цвета.

Разноцветные квадраты (10*10)

НОЯБРЬ

Учить складывать бумагу, используя разные базовые формы, объединяясь в пары создавать морскую композицию.

Голубой картон, квадраты разноцветные, ножницы, клей, бумажная обрезь.

Напомнить, как складывается базовая форма «воздушный змей». Учить перегибать верхний треугольник вперед и возвращать в исходное положение, делать надрезы по линии сгиба, сгибать концы складкой. Воспитывать аккуратность в работе с бумагой и ножницами.

Квадрат 10*10,заготовки для глаз, клей, ножни цы.

Снежинки

ДЕКАБРЬ

Учить детей соединять детали попарно, заправляя угол одной внутрь другой детали. Продолжать учить аккуратно, работать с клеем. Улучшить навыки мелких и точных движений пальцев как правой, так и левой руки. Воспитывать интерес к занятиям по оригами.

12 квадратов синего цвета 5*5, синий кружок диаметром 3см и белый кружок диаметром 2см

Новогодние украшения

Продолжать учить мастерить из бумажных квадратов несложные поделки, используя уже известные приёмы складывания бумаги, развивать конструктивное мышление, фантазию, воображение.

Разноцветные квадраты разных размеров, бумажная обрезь, клей,нитки, ножницы.

Елочка на снегу

ЯНВАРЬ

Закреплять умения самостоятельно складывать базовую форму «треугольник», готовить заготовки на определённую тему, соединять детали в единое целое, создавать композицию зимнего леса.

Квадраты зеленого цвета разного размера

Учить детей у прямоугольника сгибать все углы равномерно. Продолжать учить оформлять поделку деталями (рот, нос, глаза). Воспитывать радость от подарков, сделанными своими руками.

Жёлтый прямоугольник 20*10см, оранжевый и красный квадраты 3*3см,два оранжевых кружка, клей.

Подарок папе

Самолёт для папы.

ФЕВРАЛЬ

Лист бумаги, фломастер

Подарок маме

Познакомить с оформлением открыток с использованием фигурок выполненных в технике оригами, воспитывать аккуратность, усидчивость

Разноцветный картон, квадраты жёлтой, синей, красной бумаги (10*10), зелёная бумага для листьев и стеблей, ножницы, клей.

МАРТ

Продолжать учить детей делать бумажные фигурки из двух деталей, учить чётко, выполнять инструкции педагога

Квадраты (8*8, 6*6) разного цвета, бумажная обрезь, клей, ножницы.

Грачи прилетели

Продолжать учить детей мастерить подели из базовой формы « воздушный змей», совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами.

Квадраты чёрного цвета (15*15), заготовки для глаз, ножницы, клей.

АПРЕЛЬ

Продолжать учить детей складывать квадрат пополам «книжкой». Понимать термины: «верхний угол», «нижний угол». Развивать глазомер детей. Воспитывать бережное отношение к бумаге.

Квадрат серого, коричневого цвета 10*10см,карандаш или фломастер чтобы нарисовать глазки и иголки на шубке.

Познакомить детей с изготовлением поделки в технике оригами из прямоугольного листа бумаги, упражнять в свободном выборе цвета, развивать мелкую моторику рук, использование готовых поделок в играх.

Прямоугольные листы 20*15см.

Ветка рябины

Закрепить умение мастерить поделки из базовой формы «стрела», воспитывать аккуратность, учить чётко, выполнять инструкции педагога

Картон, квадраты(1,5*1.5) оранжевого или красного цвета,(3*3) зелёного цвета для листьев, клей.

Итоговое занятие.

Оформление альбома детских работ за период обучения. Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей.

Альбом, поделки в технике оригами, клей.