Ориентирование с помощью компаса презентация. Ориентирование

1 слайд

2 слайд

Биография Беллы Ахмадулиной Белла (Изабелла) Ахатовна Ахмадулина (р. 10 апреля 1937) - советская поэтесса, писательница, переводчица, один из крупнейших советских лирических поэтов второй половины XX века. Член Союза российских писателей, Общества друзей Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Почётный член Американской академии искусств и литературы.

3 слайд

Достижение целей. Школьницей работала внештатным корреспондентом газеты «Метростроевец». Стихи писала с детства, занималась в литобъединении при ЗИЛе у поэта Е.Винокурова. В 1955 в газете «Комсомольская правда» было опубликовано ее стихотворение Родина. По окончании школы поступила в Литературный институт им. А.М.Горького. Стихи, поданные на творческий конкурс при поступлении, удостоились высокой оценки И.Сельвинского: «поразительные по силе, свежести, чистоте души, глубине чувства».

4 слайд

Сборники «Струна», появился в 1962 г«Здравствуй, Чудо по имени Белла» «Озноб» (1968), «Уроки музыки» (1970), «Стихи» (1975), «Метель» (1977), «Свеча» (1977), «Тайна» (1983),

5 слайд

Не уделяй мне много времени, вопросов мне не задавай. Глазами добрыми и верными руки моей не задевай. Не проходи весной по лужицам, по следу следа моего. Я знаю - снова не получится из этой встречи ничего. Ты думаешь, что я из гордости хожу, с тобою не дружу? Я не из гордости - из горести так прямо голову держу.

6 слайд

Герои стихотворений Ахмадулиной. Героями стихов Ахмадулиной становились русские поэты - от А.Пушкина и М.Цветаевой (сб. Тайна, 1983) до друзей и современников А.Вознесенского и Б.Окуджавы, а также простые люди - «кривая Нинка» (сб. Побережье, 1991), «электрик Василий» (сб. Стихотворения, 1988) и др.

7 слайд

Стихотворения 1950 Чем отличаюсь я от женщины с цветком... Это я... Февраль без снега Магнитофон 1956 Цветы Человек в чисто поле выходит Мы расстаемся... 1958 Август Смеясь, ликуя и бунтуя Мазурка Шопена Не уделяй мне много времени 1960 Апрель Декабрь Из глубины моих невзгод 1964 В опустевшем доме отдыха Зимняя замкнутость Случилось так, что двадцати семи Уроки музыки 1967 Дождь и сад Другое Варфоломеевская ночь Весной, весной, в ее начале 1981 День: 12 марта 1981 года Игры и шалости Кофейный чертик

8 слайд

Поиски собственного стиля. Для поэзии Ахмадулиной характерны напряжённый лиризм, изысканность форм, очевидная перекличка с поэтической традицией прошлого.

Друзей моих медлительный уход той темноте за окнами угоден. Запущены моих друзей дела, нет в их домах ни музыки, ни пенья, и лишь, как прежде, девочки Дега голубенькие оправляют перья. Ну что ж, ну что ж, да не разбудит страх вас, беззащитных, среди этой ночи. К предательству таинственная страсть, друзья мои, туманит ваши очи. О одиночество, как твой характер крут! Посверкивая циркулем железным, как холодно ты замыкаешь круг, не внемля увереньям бесполезным. Так призови меня и награди! Твой баловень, обласканный тобою, утешусь, прислонясь к твоей груди, умоюсь твоей стужей голубою. Дай стать на цыпочки в твоем лесу, на том конце замедленного жеста найти листву, и поднести к лицу, и ощутить сиротство, как блаженство. Даруй мне тишь твоих библиотек, твоих концертов строгие мотивы, и - мудрая - я позабуду тех, к то умерли или доселе живы. И я познаю мудрость и печаль, свой тайный смысл доверят мне предметы. Природа, прислонясь к моим плечам, объявит свои детские секреты. И вот тогда - из слез, из темноты, из бедного невежества былого друзей моих прекрасные черты появятся и растворятся снова. 1959

Конкурс презентаций «Великие люди России» Сообщество взаимопомощи учителей сайт Хрупкая снаружи и жесткая внутри (80-летию со дня рождения Б.Ахмадулиной посвящается...) Обучающаяся 2-го курса БПОУ УР «Ижевский техникум индустрии питания» Баранова Ирина Андреевна Преподаватель Пушина Н.В.

Слайд 2

Знаете ли Вы, что Белла Ахатовна Ахмадулина родилась через сто лет после смерти Александра Сергеевича Пушкина, ушла из жизни также через сто лет после смерти Льва Николаевича Толстого 1937-2010

Слайд 3

Семья Родной город Беллы Ахмадулиной – Москва. Её отец занимал пост большого таможенного начальника, мама работала переводчиком в КГБ. В большей мере, из-за занятости родителей Беллу воспитывала бабушка. Она привила внучке любовь к литературе, которую та пронесла через всю жизнь. Происхождение Беллы Ахмадулиной было весьма специфическим: в ней объединились русская, татарская и итальянская кровь. Имя Изабелла сменила на более которое, которое переводится с итальянского как «красавица».

Слайд 4

Однажды к родителям пришли гости и, как это водится, спросили 5летнего ребенка: «Ну, кем, Белла, ты хочешь быть?». Она, насупившись, ответила: «Литератором».

Слайд 5

Учеба в литературном институте «Литературный институт научил меня тому, как не надо писать и как не надо жить. Я поняла, что жизнь- это отчасти попытка отстоять суверенность души, не поддаться ни соблазнам, ни угрозам». Всю жизнь она будет идти против течения.

Слайд 6

Первые стихи 1955 г. Первым журналом, в котором были опубликованы стихи юной поэтессы, оказался журнал «Октябрь». Первые стихи были по-детски целомудренными и трогательными. В 1962 стараниями Антокольского была издана первая книга Ахмадулиной «Струна». Чем отличаюсь я от женщины с цветком, от девочки, которая смеется, которая играет перстеньком, а перстенек ей в руки не дается? Я отличаюсь комнатой с обоями, где так сижу я на исходе дня и женщина с манжетами собольими надменный взгляд отводит от меня.

Слайд 7

1959 г. После того, как Пастернак был отмечен присуждением Нобелевской премии, в СССР его объявили предателем. Белла отказалась подписать письмо-обвинение. Это и стало причиной того, что студентка оказалась исключённой из института.

Слайд 8

Начну издалека, не здесь, а там, начну с конца, но он и есть начало. Был мир как мир. И это означало все, что угодно в этом мире вам. В той местности был лес, как огород, - так невелик и все-таки обширен. Там, прихотью младенческих ошибок, все было так и все наоборот. На маленьком пространстве тишины был дом как дом. И это означало, что женщина в нем головой качала и рано были лампы зажжены. Там труд был легок, как урок письма, и кто-то - мы еще не знали сами - замаливал один пред небесами наш грех несовершенного ума. Памяти Бориса Пастернака 1962 г.

Слайд 9

Первые стихи Высоко оценивая поэтический дар Ахмадулиной, П.Антакольский впоследствии написал в посвященном ей стихотворении Не трактир, так чужая таверна. Не сейчас, так в столетье любом. Я молюсь на тебя суеверно, На коленях и до полу лбом. Родилась ты ни позже, ни раньше, Чем могла свою суть оценить. Между нами, дитя-великанша, Протянулась ничтожная нить. Эта нить - удивленье и горечь,- Сколько прожито рядом годов В гущине поэтических сборищ, Где дурак на бессмертье готов! Не робей, если ты оробела. Не замри, если ты замерла. Здравствуй, Чудо по имени Белла Ахмадулина, птенчик орла Второй сборник поэзий «Озноб» вышел во Франкфурте в 1968-ом. Через год появилась ещё одна книга стихов «Уроки музыки».

Слайд 10

Сборник «Сны о Грузии» Сны о Грузии - вот радость! И под утро так чиста виноградовая сладость, осенявшая уста. Ни о чем я не жалею, ничего я не хочу - в золотом Свети-Цховели ставлю бедную свечу. Малым камушкам во Мцхета воздаю хвалу и честь. Господи, пусть будет это вечно так, как ныне есть. Пусть всегда мне будут в новость и колдуют надо мной милой родины суровость, нежность родины чужой. 1960 г.

Слайд 11

Фильм «Застава Ильича», 1965 г. режиссер М.Хуциев И снова, как огни мартенов, Огни грозы над темнотой. Так кто же победил - Мартынов Иль Лермонтов в дуэли той? Дантес иль Пушкин? Кто там первый? Кто выиграл и встал с земли? Кого дорогой этой белой На черных санках повезли? Но как же так? По всем приметам, Другой там победил, другой, Не тот, кто на снегу примятом Лежал кудрявой головой. Что делать, если в схватке дикой Всегда дурак был на виду. Меж тем, как человек великий, Как мальчик, попадал в беду? Чем я утешу пораженных Ничтожным превосходством зла, Прославленных и побежденных Поэтов, погибавших зря?...

Слайд 12

Символ оттепели Собственный поэтический стиль сформировался к середине 1960-х годов. Впервые в современной советской поэзии Ахмадулина заговорила высоким поэтическим слогом.

Слайд 13

В тот месяц май, в тот месяц мой во мне была такая легкость, и, расстилаясь над землей, влекла меня погоды летность. Я так щедра была, щедра в счастливом предвкушенье пенья, и с легкомыслием щегла я окунала в воздух перья. 1959 г. « В тот месяц май…»

Слайд 14

«Претерпевая медленную юность, впадаю я то в дерзость, то в угрюмость, пишу стихи, мне говорят: порви! А вы так просто говорите слово, вас любит ямб, и жизнь к вам благосклонна», - так написал мне мальчик из Перми. Кинофильм «Живет такой парень», 1964 г. Б. Ахмадулина в роли журналистки. В чужих потемках выключатель шаря, хозяевам вслепую спать мешая, о воздух спотыкаясь, как о пень, стыдясь своей громоздкой неудачи, над каждой книгой обмирая в плаче, я вспомнила про мальчика и Пермь... 1965 г.

Слайд 15

Многогранность творчества Б. Ахмадулина – автор множества талантливых эссе о выдающихся творческих личностях: Владимире Набокове («Робкий путь к Набокову»), Анне Ахматовой, Марине Цветаевой, Вениамине Ерофееве, Владимире Высоцком и многих других талантливых людях, со многими из которых она была лично знакома. В 1979 году Белла Ахмадулина становится одной из создателей «Метрополя» – неподцензурного альманаха. Часто она открыто поддерживала советских диссидентов, среди которых были Андрей Сахаров, Лев Копелев, Владимир Войнович и многие другие. Заявления поэтессы на их защиту публиковала «Нью-Йорк Таймс». Их зачитывали по «Голосу Америки» и «Радио Свобода». В 1993 году Б. Ахмадулина поставила свою подпись под «Письмом сорока двух», авторы которого требовали от президента запретить «все виды коммунистических и националистических партий».

Слайд 16

«Ты­ человек! Ты баловень природы....» Кинофильм «Спорт, спорт, спорт», 1970 г. Ты ­ человек! Ты баловень природы. Ты в ней возник, в её добре, тепле, Возьми себе урок её свободы, Не обмани её любви к тебе! Страдает и желает совершенства Души твоей таинственная суть. Так в совпаденье муки и блаженства Вершит Земля свой непреклонный путь. Ты созидаешь сам себя и лепишь. И никому невидимым резцом, Ты форму от бесформенности лечишь. И сам себе приходишься творцом. Твори и впредь, верши заботу эту! Повержен ты? Твоя печаль темна? Но побеждённый ты вкусил победу Над ленью мышц, над скудостью ума!

Слайд 17

А.Вознесенский о Б.Ахмадулиной Б. Ахмадулиной Нас много. Нас может быть четверо. Несемся в машине как черти. Оранжеволоса шоферша. И куртка по локоть - для форса. Ах, Белка, лихач катастрофный, нездешняя ангел на вид, хорош твой фарфоровый профиль, как белая лампа горит! В аду в сковородки долдонят и вышлют к воротам патруль, когда на предельном спидометре ты куришь, отбросивши руль. Люблю, когда выжав педаль, хрустально, как тексты в хорале, ты скажешь: "Какая печаль! права у меня отобрали...

Слайд 18

Одной из главных тем лирики Беллы Ахмадулиной – дружба, одно из самых сильных и прекрасных чувств, часто связанной с грустью потери и расставания.

Слайд 19

По улице моей который год звучат шаги - мои друзья уходят. Друзей моих медлительный уход той темноте за окнами угоден. Запущены моих друзей дела, нет в их домах ни музыки, ни пенья, и лишь, как прежде, девочки Дега голубенькие оправляют перья… "По улице моей который год..." – песня из кинофильма «Ирония судьбы или С легким паром» (сл. Б. Ахмадулиной, муз. М. Таривердиева)

Слайд 20

Песни из кинофильмов О, мой застенчивый герой, ты ловко избежал позора. Как долго я играла роль, не опираясь на партнера! К проклятой помощи твоей я не прибегнула ни разу. Среди кулис, среди теней ты спасся, незаметный глазу. Но в этом сраме и бреду я шла пред публикой жестокой все на беду, все на виду, все в этой роли одинокой. «О, мой застенчивый герой…»-песня из х/ф «Служебный роман» (сл. Б. Ахмадулиной, муз. А.Петрова)

Слайд 21

Ощущение потери и одиночества человеческой души – частый мотив лирики поэтессы. Искусство "призвано не веселить людей, а приносить им страдания", - так молодая Белла Ахмадулина писала в своей статье еще в студенческие годы. Кто знает - вечность или миг мне предстоит бродить по свету. За этот миг иль вечность эту равно благодарю я мир. Что б ни случилось, не кляну, а лишь благословляю легкость: твоей печали мимолетность, моей кончины тишину.

Слайд 22

Личная жизнь О Белле Ахмадулиной ходили слухи как о роковой женщине. И действительно, в нее влюблялись все, кто пообщался с ней хоть пять минут.

Слайд 23

Б. Ахмадулина и Е. Евтушенко Первым законным мужем Беллы был Евгений Евтушенко, с которым она училась в Литинституте. Семейная жизнь двух поэтов проходила в ссорах и примирениях, прогулках по Москве и одаривании друг друга стихами. Евтушенко и Ахмадулина прожили вместе три года.

Слайд 24

Вторым супругом поэтессы стал Юрий Нагибин. Женившись на Белле, записал в своем дневнике: «Она обрушилась на меня, как судьба». В 1974 году Белла встретила Бориса Мессерера, театрального художника, который стал ее третьим и последним мужем. С ним поэтесса прожила более тридцати пяти лет.

    Слайд 1

    (10 апреля 1937, Москва - 29 ноября 2010, Переделкино) - советская и российская поэтесса, писательница, переводчица, одна из крупнейших русских лирических поэтов второй половины XX века. Член Союза российских писателей, исполкома Русского ПЕН-центра, Общества друзей Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Почётный член Американской академии искусств и литературы.

    Слайд 2

    Родилась 10 апреля 1937 в Москве. Школьницей работала внештатным корреспондентом газеты «Метростроевец». Стихи писала с детства, занималась в литобъединении при ЗИЛе у поэта Е. Винокурова. В 1955 в газете «Комсомольская правда» было опубликовано ее стихотворение «Родина». По окончании школы поступила в Литературный институт им. А.М. Горького. Стихи, поданные на творческий конкурс при поступлении, удостоились высокой оценки И. Сельвинского: «поразительные по силе, свежести, чистоте души, глубине чувства».

    Слайд 3

    В 1962 стараниями П.Г. Антокольского была издана первая книга Беллы Ахмадулиной «Струна». Высоко оценивая поэтический дар Ахмадулиной, Антокольский впоследствии написал в посвященном ей стихотворении: «Здравствуй, Чудо по имени Белла, Ахмадулина, птенчик орла!»

    Слайд 4

    Поэтический сборник «Озноб», в котором были собраны все стихи, написанные в течение 13 лет, вышел в эмигрантском издательстве «Посев» (1969, ФРГ). Несмотря на это событие, книги Беллы Ахмадулиной, хотя и подвергались строгой цензуре, продолжали издаваться в СССР: «Уроки музыки» (1969), «Стихи» (1975), «Свеча» (1977), «Метель» (1977) и др. В 1988 вышла книга «Избранное», за ней последовали новые поэтические сборники.

    Слайд 5

    Б.Ахмадулина и Грузия

    В 1970-е поэтесса посетила Грузию, полюбила её культуру и поэзию, с тех пор эта земля заняла в её творчестве заметное место. Ахмадулина переводила Н. Бараташвили, Г. Табидзе, И. Абашидзе и других грузинских авторов. Журнал «Литературная Грузия» публиковал ее стихи в годы, когда из-за идеологических запретов это было невозможно в России.

    Слайд 6

    Сборник стихов "Сны о Грузии"(1977,1979) был написан под влиянием грузинских встреч.

    Слайд 7

    Сборник «Сны о Грузии» включает следующие стихотворения:«Биографическая справка», «Клянусь», «Четверть века, Марина, тому…», «Варфоломеевская ночь», «Я столько раз была мертва…», «Помню – как вижу, зрачки затемню…», «Из неоконченной поэмы», «Покуда жилкой голубою…», «Тифлис», «Путешествие», «Ленинград», «Не добела раскалена…», «Приметы мастерской», «Москва ночью при снегопаде».

    Слайд 8

    Слайд 9

    Я столько раз была мертваИль думала, что умираю,Что я безгрешный лист мараю,Когда пишу на нем слова.Меня терзали жизнь, нужда,Страх поутру, что все сначала.Но Грузия меня всегдаЗвала к себе и выручала.До чудных слез любви в зрачкахИ по причине неизвестной,О, как, когда б вы знали, - какМеня любил тот край прелестный.

    Слайд 10

    Поэтесса говорит о том, что, какие бы трудности и сомнения ни встречались на её пути, ей всегда помогала Грузия, звала к себе, потому что её «любил тот край прелестный». Это чувство «до чудных слёз любви в зрачках».

    Слайд 11

    Тифлис, не знаю, невдомек -Каким родителем суровымЯ брошена на твой порогПодкидышем большеголовым?Тифлис, ты мне не объяснялИ я ни разу не спросила:За что дарами осыпалИ мне же говорил «спасибо»?Какую жизнь ни сотворюИз дней грядущих, из тумана, -Чтоб отслужить любовь твою,Все будет тщетно или мало...

    Слайд 12

    Поэтесса, обращаясь к Тифлису, называет себя его «подкидышем большеголовым». Героиня не знает, за что этот край осыпал её дарами и при этом ещё говорил ей «спасибо».Поэтесса считает, что, какой бы ни сложилась её жизнь, всего будет мало, чтобы отплатить этому краю за его любовь.

    Слайд 13

    В стихотворении «Помню – как вижу, зрачки затемню…» героиня рассуждает о грузинском языке. Поэтесса считает его чудом, но, так как в ней нет грузинской крови, выговорить эти слова невозможно.Чуждое чудо, грузинская речь,Тереком буйствуй в теснине гортани,Ах, я не выговорю - без предтечКрови, воспитанной теми горами.

    Слайд 14

    Поэтесса готова считать своими предками грузинских классиков, потому что чувствует, что в них ней есть что-то близкое ей.Вас ли, о, вас ли, Шота и Важа,В предки не взять и родство опровергнуть?Ваше - во мне, если в почву вошлаКосточка, - выйдет она на поверхность.

    Слайд 15

    Поэтесса, которая не умеет говорить по-грузински, говорит, что «слепы уста» её. Героине во всём, даже в звуках природы, слышится грузинская речь.Слепы уста мои, где поводырь,Чтобы мой голос впотьмах порезвился?Леса ли оклик услышу, воды ль -Кажется: вот говорят по-грузински.

    Слайд 16

    И только во сне лирической героине удаётся наговориться на этом прекрасном языке.Только во сне - велика и чиста,Словно снега, разрастаюсь и рею,Сколько хочу, услаждаю устаРечью грузинской, грузинскою речью...

  • Слайд 20

    Последняя строфа стихотворения усиливает эмоциональное восприятие. Это наиболее яркое выражение любви лирической героини к грузинской земле. Поэтесса мысленно просит позволения умереть за Тифлис.А когда остановит дыханье и речь та, последняя в жизни превратность, я успею подумать: позволь умереть за тебя, мой Тифлис, моя радость!

  • Слайд 21

    Рассмотрев отношение Б.Ахмадулиной к Грузии, выраженного в различных стихотворениях сборника «Сны о Грузии», можно сделать вывод, что эта страна навсегда оставила свой след в душе поэтессы. Её лирическая героиня считает эту землю своей родной, называет себя её ребёнком, готова считать грузинских писателей своими предками. Она восхваляет грузинскую речь, слышит её даже в звуках природы. И даже умереть она хочет за Тифлис – столицу Грузии.

Посмотреть все слайды