Организаторская деятельность классного руководителя в начальной школе. Роль классного руководителя в начальной школе

Учение – это лишь один из лепестков того цветка, который
называется воспитанием в широком смысле этого понятия.
В воспитании нет главного и второстепенного, как нет
главного лепестка среди многих лепестков, создающих
красоту цветка.
В. Сухомлинский
Быть классным руководителем – не самое простое дело. Обладать умением из
таких разных ребят создавать единый и сплочённый коллектив – это
искусство. Видеть в каждом ученике личность – это профессионализм. Уметь
прожить с ними добрую и запомнившуюся навсегда школьную жизнь – это
талант. Этими качествами и должен обладать настоящий классный
руководитель.
В школе формируют у детей навыки социализации, которые будут
необходимы детям в будущем, и принимать участие в этом процессе должна
не только школа, но и семья. Насколько человек социализирован к моменту
окончания школы, зависит его будущая жизнь. Воспитание должно развивать
активную позицию человека в жизни, он не должен оставаться равнодушным и
черствым, новому поколению должно быть чуждо безразличие, которого
сегодня в нашем обществе с избытком. Если классный руководитель
начальных классов человек творческий, он с интересом и личной
заинтересованностью подходит к этому делу. Главный его ориентир –
результат, которого он достиг, а это означает уровень успеха в его работе.
Работа классного руководителя начальной школы заключается в тесном
контакте с семьей каждого ученика. Если взаимопонимание достигнуто,
только тогда появится успех в многолетнем тяжелом деле воспитания
ребенка. Если хорошие условия созданы, взаимоотношения сложились, в
таком образовательно­воспитательном процессе комфортно всем.
Методы работы классного руководителя строятся на основании нескольких
основополагающих принципов, таких, как (слайд 2)
­деятельностный творческий подход,
­ сотрудничество,
­открытость

­ системность.
В основе всего этого лежит взаимное уважение, которое строится на основе
возрастных особенностей каждого участника воспитательного процесса. И
ориентирован преподаватель на успех, при этом он обязательно выделяет у
каждого ученика его личную «зону успеха».
Поскольку в основе воспитания класса учитель закладывает формирование
дружного коллектива, соответственно поощряются и развиваются
толерантные отношения между учениками в классе. Это ключевая задача,
которая стоит перед классным руководителем.. Вся работа с детьми строится
так, чтобы личность духовно развивалась, а в общешкольные дела был
вовлечен весь класс. В таких условиях формируется единый, полноценный
коллектив. Эта цель комплексная, и чтобы ее реализовать, приходится решать
другие задачи, частного порядка, которых не так уж мало. Прежде всего,
необходимо создать благоприятные условия для каждого ученика, чтобы он
мог гармонично развиваться как личность. Поощрять познавательный интерес
ребенка, чтобы он стремился получить дополнительные знания, расширял
свой кругозор и эрудицию. Необходимо создавать условия, при которых
творческий потенциал каждого ученика может быть раскрыт.
Работа классного руководителя начальной школы направлена на поощрение
творчества, самореализации в нем любого учащегося, причем это
распространяется как на уроки, так и на любые виды деятельности вне
уроков. И очень важный момент – воспитание такой жизненной позиции,
чтобы человек умел проявлять сочувствие, был активным гражданином,
которому чуждо безразличие, который не пройдет мимо, если где­то
требуется помощь или участие.
Культура общения также закладывается в раннем возрасте, и примером
должен стать учитель. Межличностная культура должна быть в общении
детей со взрослыми, и друг с другом. Чтобы оценить свои результаты на
поприще воспитания, педагог должен регулярно проводить мониторинг, на
каком уровне сплоченности его коллектив находится, каковы в его классе
отношения между учениками. Прежде, чем дружный коллектив будет
сформирован, процесс проходит ряд важных этапов.
Первым этапом можно считать первое полугодие в первом классе.
(слайд3)

Основной задачей на этом отрезке пути является адаптация учеников к
школьной жизни. Учитель им в этом помогает. Он изучает интересы каждого
ребенка, его потребности, изучает основные личностные характеристики.
Рисует себе образ класса, каким бы хотелось видеть его в целом.
На втором этапе, а это второе полугодие первого класса и второй класс,
учитель помогает ученикам принять правила жизни и деятельности
коллектива. Помогает укрепить межличностные отношения между детьми.
Создает для каждого развивающую среду и сплачивает коллектив, чтобы дети
не чувствовали себя разрозненно.
Третий этап наступает с третьего класса. В этот период дальнейшее
слияние отдельных детей в коллектив происходит на основании
индивидуальности каждого ребенка, здесь уже приходится опираться на
воспитание. Творческая индивидуальность раскрывается ярче, определяются
явные лидеры группы.
В четвертом классе, уже на четвертом этапе, дети могут
самовыражаться, все условия для этого уже созданы. Они открывают в себе
свое собственное «я». Класс в каких­то ситуациях может что­то делать
самостоятельно, классные дела они планируют сами, также дети способны
распределить между собою обязанности. Подходит пора для подведения
итогов, то есть всего того, что было наработано в начальной школе.
Методы работы классного руководителя постепенно меняются, потому что
коллектив развивается, он меняется и укрепляется, и руководить им старыми
методами уже нельзя. Когда на начальном этапе классный руководитель
единолично управляет, это правильно. Но дети подрастают и взрослеют, и
такое управление становится неактуальным. Учитель должен поменять свою
тактику, он должен развивать самоуправление, прислушиваться к мнению
класса, а на самом последнем этапе сотрудничать со своими детьми.
(слайд 4)
Формы и методы работы с классом у преподавателя могут быть самыми
разными, здесь и проведение классных часов с организацией бесед на темы
нравственности, при этом необходимо учитывать актуальные проблемы
класса и отдельных учеников, здесь и целевые прогулки, и экскурсионные

мероприятия. Могут быть проведены творческие выставки и тематические
вечера, преследующие эстетическую цель. Организуются всевозможные
праздники и конкурсы, викторины и интересные проекты. Во всем этом дети
принимают самое активное участие, все эти мероприятия способствуют
сплочению группы.
Классный руководитель должен быть увлеченным своим делом, чтобы дети с
удовольствием следовали за ним и помогали в организационных вопросах.
Очень важно, чтобы каждый ученик чувствовал сопричастность к
проводимому мероприятию, чтобы мог получить опыт, свой собственный, от
взаимодействия с социумом. В таких условиях лучше раскрывается потенциал
ученика. Именно поэтому любая деятельность класса должны быть
содержательной и разнообразной. Дети не любят обтекаемых и пустых
занятий, им важно чувствовать результат, и после всего необходимо
поощрение. Перед детским коллективом лучше всего ставить увлекательную
цель, чтобы она манила их и тянула за собой, подвигая к деятельности.
Сплочению коллектива способствует не только участие в делах школы или
класса, детям нравится такая совместная деятельность, которая организует
их свободное время. В современном мире дети большую часть времени
проводят перед монитором, играют в электронные игры, и живое общение и
подвижные игры на улице в явном дефиците. Именно поэтому экскурсии и
совместные прогулки вызывают бурную радость. Дети хотят быть полезными
для окружающих, и их нужно вовлекать в такие занятия. Работа классного
руководителя начальной школы заключается, в первую очередь, в создании
психологического комфорта в классе. Его главной задачей является
сформировать сплоченность между детьми.
В заключение хотелось бы привести «10 заповедей «классного»
руководителя»: (слайды 5,6)
Умей выслушать ­ ибо в идеях детей есть рациональное зерно. Найди его.
Не кричи. Не подавляй голосом ­ ибо твои авторитетные слова, сказанные
тихо, будут быстрее услышаны.
Найди, за что похвалить ­ ибо доброе слово и кошке приятно.
Будь справедливой ­ ибо обиды больно ранят детскую душу.
Умей видеть положительные качества ученика ­ ибо хорошего в детях
больше, чем плохого.
Зарази собственным примером ­ ибо кто­то должен быть паровозом.

Защищай своего ученика даже перед педагогами ­ ибо в негативных
моментах есть свои причины.
Не ябедничай родителям по пустякам ­ ибо в собственном бессилии
расписывается только слабак.
Поощряй инициативу учеников ­ ибо сделать все самой невозможно.
Употребляй во время общения много ласковых слов ­ ибо классный
руководитель ­ мать от завтрака и до обеда.
(слайд 7)
Хотелось бы, чтобы каждый классный руководитель помнил и
руководствовался в своей работе с детьми словами В.А.Сухомлинского: «У
каждого ребёнка в глубине души спрятаны колокольчики. Надо только
отыскать их, затронуть, чтобы они звенели добром и весёлым звоном».

Работа классного руководителя начальной школы заключается не только в проведении классных часов. Его задачи намного шире, в них включаются и организация экскурсий, и многие другие виды внеклассной работы.

В первую очередь работа классного руководителя начальной школы заключается в том, чтобы воспитать дружный коллектив. Класс впервые собирает вместе разных детей, которые не были ранее знакомы друг с другом. Это особенный коллектив, и работа с ним дает преподавателю ни с чем не сравнимый опыт. Каждый четвертый год классный руководитель и первый учитель выпускает своих воспитанников в среднюю школу, берет новый коллектив, и все равно эти дети остаются для преподавателя «его» классом.

Методы работы классного руководителя заключаются в организации детей помимо образовательного процесса. В школе формируют у детей навыки социализации, которые будут необходимы детям в будущем, и принимать участие в этом процессе должна не только школа, но и семья. Насколько человек социализирован к моменту окончания школы, зависит его будущая жизнь. Воспитание должно развивать активную позицию человека в жизни, он не должен оставаться равнодушным и черствым, новому поколению должно быть чуждо безразличие, которого сегодня в нашем обществе с избытком. Если классный руководитель начальных классов человек творческий, он с интересом и личной заинтересованностью подходит к этому делу. Главный его ориентир – результат, которого он достиг, а это означает уровень успеха в его работе.

Работа классного руководителя начальной школы заключается в тесном контакте с семьей каждого ученика. Если взаимопонимание достигнуто, только тогда появится успех в многолетнем тяжелом деле воспитания ребенка. Если диалог между учителем и семьей построен конструктивно, это дает возможность сформировать нравственные качества у подрастающего поколения. Родители должны стать единомышленниками, а не находиться в состоянии конфронтации со школой. Темы с родителями приходится обсуждать самые разные, и появляется открытость, доверительные отношения между школой и семьей. И объединяющим фактором здесь являются дети. Если хорошие условия созданы, взаимоотношения сложились, в таком образовательно-воспитательном процессе комфортно всем.

Методы работы классного руководителя строятся на основании нескольких основополагающих принципов, таких, как деятельностный творческий подход, сотрудничество, открытость и системность. В основе всего этого лежит взаимное уважение, которое строится на основе возрастных особенностей каждого участника воспитательного процесса. И ориентирован преподаватель на успех, при этом он обязательно выделяет у каждого ученика его личную «зону успеха». Поскольку в основе воспитания класса учитель закладывает формирование дружного коллектива, соответственно поощряются и развиваются толерантные отношения между учениками в классе. Это ключевая задача, которая стоит перед классным руководителем.

Однако эта идея реализуется не во время уроков, а при внеклассной работе. Все занятия с детьми помимо уроков строятся так, чтобы личность духовно развивалась, а в общешкольные дела был вовлечен весь класс. В таких условиях формируется единый, полноценный коллектив. Эта цель комплексная, и чтобы ее реализовать, придется решать другие задачи, частного порядка, которых не так уж мало. Прежде всего, необходимо создать благоприятные условия для каждого ученика, чтобы он мог гармонично развиваться как личность. Поощрять познавательный интерес ребенка, чтобы он стремился получить дополнительные знания, расширял свой кругозор и эрудицию. Необходимо создавать условия, при которых творческий потенциал каждого ученика может быть раскрыт.

Работа классного руководителя начальной школы направлена на поощрение творчества, самореализации в нем любого учащегося, причем это распространяется как уроки, так и на любые виды деятельности вне уроков. И очень важный момент – воспитание такой жизненной позиции, чтобы человек умел проявлять сочувствие, был активным гражданином, которому чуждо безразличие, который не пройдет мимо, если где-то требуется помощь или участие. Культура общения также закладывается в раннем возрасте, и примером должен стать учитель. Межличностная культура должна быть в общении детей со взрослыми, и друг с другом. Чтобы оценить свои результаты на поприще воспитания, педагог должен регулярно проводить мониторинг, на каком уровне сплоченности его коллектив находится, каковы в его классе межличностные между учениками.

Прежде, чем дружный коллектив будет сформирован, процесс проходит ряд важных этапов. Первым этапом можно считать первое полугодие в первом классе. Основной задачей на этом отрезке пути является адаптация учеников к школьной жизни. Преподаватель им в этом помогает. Он изучает интересы каждого ребенка, его потребности, изучает основные личностные характеристики. Рисует себе образ класса, каким бы хотелось видеть его в целом.

На втором этапе, а это второе полугодие первого класса и второй класс, учитель помогает ученикам принять правила жизни и деятельности этого коллектива. Помогает укрепить межличностные отношения между детьми. Создает для каждого развивающую среду и сплачивает коллектив, чтобы дети не чувствовали себя разрозненно.

Третий этап наступает с третьего класса. В этот период дальнейшее слияние отдельных детей в коллектив происходит на основании индивидуальности каждого ребенка, здесь уже приходится опираться на воспитание. Творческая индивидуальность раскрывается ярче, определяются явные лидеры группы.

В четвертом классе, уже на четвертом этапе, дети могут самовыражаться, все условия для этого уже созданы. Они открывают в себе свое собственное «я». Класс в каких-то ситуациях может что-то делать самостоятельно, классные дела они планируют сами, также дети способны распределить между собою обязанности. Подходит пора для подведения итогов, то есть всего того, что было наработано в начальной школе.

Методы работы классного руководителя постепенно меняются, потому что коллектив развивается, он меняется и укрепляется, и руководить им старыми методами уже нельзя. Когда на начальном этапе классный руководитель единолично управляет, это правильно. Но дети подрастают и взрослеют, и такое управление становится неактуальным. Учитель должен поменять свою тактику, он должен развивать самоуправление, прислушиваться к мнению класса, а на самом последнем этапе сотрудничать со своими детьми.

Формы и методы работы с классом у преподавателя могут быть самыми разными, здесь и проведение классных часов с организацией бесед на темы нравственности, при этом необходимо учитывать актуальные проблемы класса и отдельных учеников, здесь и целевые прогулки, и экскурсионные мероприятия. Могут быть проведены творческие выставки и тематические вечера, преследующие эстетическую цель. Организуются всевозможные праздники и конкурсы, викторины и интересные проекты. Во всем этом дети принимают самое активное участие, все эти мероприятия способствуют сплочению группы.

Классный руководитель должен быть увлеченным своим делом, чтобы дети с удовольствием следовали за ним и помогали в организационных вопросах. Очень важно, чтобы каждый ученик чувствовал сопричастность к проводимому мероприятию, чтобы мог получить опыт, свой собственный, от взаимодействия с социумом. В таких условиях лучше раскрывается потенциал ученика. Именно поэтому любая деятельность класса должны быть содержательной и разнообразной. Дети не любят обтекаемых и пустых занятий, им важно чувствовать результат, и после всего необходимо поощрение. Перед детским коллективом лучше всего ставить увлекательную цель, чтобы она манила их и тянула за собой, подвигая к деятельности.

Сплочению коллектива способствует не только участие в делах школы или класса, детям нравится такая совместная деятельность, которая организует их свободное время. В современном мире дети большую часть времени проводят перед монитором, играют в электронные игры, и живое общение и подвижные игры на улице в явном дефиците. Именно поэтому экскурсии и совместные прогулки вызывают бурную радость. Дети хотят быть полезными для окружающих, и их нужно вовлекать в такие занятия. Хотя бы даже провести субботник по уборке класса, где они все вместе и рядом, у них будет интересное общение, и темы для разговоров найдутся.

В группах продленного дня можно организовывать чайную паузу, дети в это время могут пообщаться между собой, что-то рассказать или придумать. Отличным выходом из положения по устранению дефицита общения могут стать занятия после уроков, например, танцами. В некоторых школах организуют хоровое пение. Но здесь уже одного классного руководителя мало, необходимо сотрудничество с другими учителями или теми людьми, кому доверят вести кружок.

Работа классного руководителя начальной школы заключается, в первую очередь, в создании психологического комфорта в классе. Его главной задачей является сформировать сплоченность между детьми.

Классный руководитель – педагог, призванный координировать учебную и воспитательную деятельность одного класса, формировать ученический коллектив и организовывать разного вида деятельность этого коллектива. Учитель начальных классов одновременно является и классным руководителем. Деятельность классного руководителя определяется специальным положением, в котором обозначены его основные функции : когнитивно-диагностическая, организаторско-стимулирующая, объединительно-сплачивающая, координирующая и личностно-развивающая. Рассмотрим более подробно каждую из них.

Когнитивно-диагностическая функция заключается в постоянном наблюдении, анализе и учете морального и физического состояния учеников класса. Классный руководитель должен следить за уровнем воспитанности учеников и корректировать недостатки воспитания, знать о состоянии здоровья детей в данный период времени. В отличие от учителей-предметников, у классного руководителя есть возможность глубинно разобраться в психологических особенностях личности каждого ученика вверенного ему класса. Анализируя и перерабатывая эту информацию, классный руководитель должен доводить ее до сведения других учителей, работающих в классе, для достижения наилучшего эффекта обучения и возможности реализации индивидуального подхода.

Организаторско-стимулирующая функция заключается в том, чтобы привлечь учеников к внеклассной деятельности. Участие в таких видах деятельности не является обязательным, однако оно играет значительную роль в формировании личности, расширяет кругозор, помогает приобрести новые умения и навыки, раскрыть в себе новые интересы и способности и т. д. В связи с этим, необходимо организовывать внеклассную работу таким образом, чтобы ученики стремились принять в ней участие, проявили активность в ее организации и подготовке. Для этого каждому нужно отвести определенное место в осуществлении такого вида деятельности, каждый ученик должен чувствовать себя причастным к общему деру, четко понимать свою роль и обязанности, тогда у него возникнет ощущение полезности и необходимости. Важно подбирать обязанности таким образом, чтобы они были посильны и интересны ученику, совпадали с направлением его склонностей и способностей. Кроме того, нужно стремиться к эстетичному оформлению различных праздников, совместно с ребятами разрабатывать интересные сценарии, учитывая потребности и интересы учеников, соответствующие их возрасту. Каждый раз нужно придумывать что-то новое, развивая и сохраняя при этом уже сформировавшиеся и полюбившиеся традиции класса.

Объединительно-сплачивающая функция . Эта функция заключается в формировании здорового, закономерно функционирующего ученического коллектива. Классный руководитель должен стремиться развить между ребятами дружественные, сотруднические отношения, побуждать их к единству основных целей и стремлений, заботиться друг о друге, принимать ответственность за состояние коллектива класса, реагировать на отдельные проявления его членов. В то же время, классный руководитель обязан следить за всеми внутренними отношениями, возникающими в коллективе с целью предотвращения образования групп негативной направленности, подавления одними учениками других. Во избежание отрицательных проявлений в коллективе необходимо чаще проводить различные совместные мероприятия, развивая тем самым интересы учеников в положительном направлении.


Координирующая функция. Классный руководитель должен координировать усилия педагогов и родителей класса, для достижения единого подхода к воспитанию и обучению учеников, исключая возможные противоречия и создавая как можно больше возможностей для осуществления индивидуального подхода. Для этого устраиваются родительские собрания, педагогические советы и проводятся индивидуальные беседы с родителями и педагогами. По возможности стоит привлекать родителей к различным видам внеклассной деятельности. Недочеты домашнего и самостоятельного обучения компенсируются за счет организации домашнего чтения, различных заданий и поручений ученикам.

Личностно-развивающая функция. Педагогическое воздействие на учеников должно способствовать развитию их личностных качеств. Выполнение этой задачи входит в функции классного руководителя. Для этого необходимо тщательное изучение личности каждого ученика и создание условий для его полноценного развития, оказание помощи и поддержки со стороны педагогов, родителей и ученического коллектива. В обязанности классного руководителя по этому вопросу входят следующие:

1) изучение личностей учащихся;

2) контроль успеваемости учащихся, регулирование объемов домашних заданий;

3) разъяснение и контроль соблюдения правил поведения;

4) проведение классных собраний;

5) вовлечение учеников во все виды внеклассной деятельности (кружки по интересам, трудовая деятельность, благотворительная помощь);

6) активное участие в управлении учебно-воспитательной деятельностью в школе, внесение предложений о методиках воспитания, принятых в школе;

7) работа, направленная на установление единого подхода к воспитанию и обучению учащихся;

8) налаживание и поддержание контактов с родителями и семьями учеников;

9) ведение личных дел учащихся.

Работа классного руководителя сложна и многообразна, поэтому требует высокой квалификации педагога, творческого подхода и личной заинтересованности в успешном развитии каждого ученика класса и ученического коллектива в целом.

2.21. Разнообразие современных технологий воспитательной работы с младшими школьниками и их характеристика.

Технология воспитания (воспитательные технологии) – это система разработанных наукой и отобранных практикой способов, приемов, процедур воспитательной деятельности, которые позволяют ей предстать на уровне мастерства, иными словами, гарантированно результативно и качественно. « Как?» – коренной вопрос технологии в области воспитания. Технология воспитания включает в себя определенную последовательность процедур:

Определение четкой конкретной цели: цель в технологии – гипотетическая идея всего технологического проекта.

Разработка «пакета» теоретических оснований: реализация определенных теоретических представлений о процессе воспитания, т.е. определенные педагогические концепции.

Поэтапная, пошаговая структура деятельности: в качестве этапов выступают воспитательные ситуации (подготовительная, функциональ-ная, контрольная, итоговая).

Анализ результатов (мониторинг – коррекция – рефлексия).

Эффективность воспитательных технологий должна быть оценена по тому, насколько она меняет отношение ребенка к самому себе, как действует на
«Я – концепцию» и как способствует самоопределению личности.

В современной педагогической литературе описаны десятки вариантов классификации воспитательных технологий: В.П. Беспалько, М.В. Кларин, Ф.А. Мустаева, Л.Е. Никитина, И.П. Подласый, Г.К. Селевко.

Воспитательные технологии классифицируют:

По философской основе: материалистические; прагматические; гуманистические, антропософские.

По научной концепции: поведенческие; деятельностные; интериоризаторские, нейролингвистического программирования.

Признаки воспитательных технологий:

Технология разрабатывается на конкретный педагогический замысел и в основе ее лежит определенная методологическая позиция автора;

Технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций выстраивается в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;

Технология предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся с учетом принципа индивидуализации и дифференциации, диалогического общения;

Элементы педагогической технологии должны гарантировать достижение планируемых результатов всеми школьниками;

Органической частью педагогических технологий являются диагностические процедуры.

Примером воспитательной технологии является технология организации «ситуации успеха» (идеи Н.Е. Щурковой):

Культивирования настроения доброжелательности;

Снятие страха перед деятельностью; скрытая помощь;

Авансирование ребенка (термин А.С. Макаренко), т.е. оглашение его достоинств;

Усиление мотивов деятельности;

Педагогическое внушение;

Педагогическая оценка.

Технологический алгоритм воспитательного мероприятия:

Определение цели;

Построение содержания;

Подготовка мероприятия;

Проведение мероприятия;

Анализ итогов мероприятия.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ
«СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

КУРСОВАЯ работа

На тему:«Особенности работы классного руководителя в начальной школе »

Севастополь, 2012
Содержание

Введение………………………………………………………… …………………………………3
1 История возникновения классного руководителя…………………… ………………………..4
2 Сущность деятельности классного руководителя…………………… …………………...….5-7
3 Цели, задачи, функции классного руководителя……………………………………...… …….8
3.1 Цели, задачи классного руководителя……………………………………………… ………..8
3.2 Функции классного руководителя……………………………………………… …………8-12
4 Организация воспитательной работы в классе……………………………………..………13- 16
5 Взаимодействие классного руководителя с учениками……………………………..…….17- 21
6 Формы взаимодействия классного руководителя с родителями…………… ………….…22-23
Вывод………………………………………………………………… …………………….…..24-25

Введение.
В данной курсовой работе мы рассмотрим, какую роль играет классный руководитель в воспитании младших школьников и в формировании их знаний. Как известно, образование школьников не может осуществляться без непосредственной деятельности классного руководителя. Поэтому, данная должность обязательно должна присутствовать в сфере образования.
В работе почти каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия – быть классным руководителем. Одни учителя считают эту работу дополнительной нагрузкой к своей преподавательской деятельности, другие называют её самой главной. Как бы ни была сложна работа классного руководителя, без сомнения, она нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. В классах реализуется забота о социальном благополучии детей, решаются проблемы их досуга, осуществляется первичное сплочение коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.
Организатором деятельности учащихся в классе и координатором воспитательных воздействий является классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учениками, так и с их родителями, искренне стремится помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе, интересно и с пользой организовать школьную жизнь. Классный руководитель выполняет очень важные и ответственные задачи. Он является организатором воспитательной работы в классе и наставником учащихся, организует и воспитывает ученический коллектив, объединяет воспитательные усилия учителей, родителей и общественности.
Объектом данной курсовой работы будет являться процесс деятельности классного руководителя Основные задачи: проанализировать литературу по данной теме, дать определения основным понятиям. Определить сущность деятельности, главные функции классного руководителя, а также рассказать об основных формах и приемах работы педагога. Представить практические материалы реальной работы классного руководителя.

1.История возникновение классного руководства.
Институт классного руководства сложился очень давно, практически вместе с возникновением учебных заведений. В России до 1917 г. эти педагоги назывались классными наставниками, классными дамами. Их права и обязанности определялись Уставом учебного заведения - основополагающим документом в деятельности любой школы. Именно он очерчивал круг полномочий всех педагогов детского учреждения.
Педагоги-наставники подбирались очень тщательно. Наиболее высокие требования предъявлялись тем, кто выполнял обязанности, аналогичные обязанностям современного классного руководителя. Классный наставник, воспитатель обязан был вникать во все жизненные события вверенного ему коллектива, следить за взаимоотношениями в нем, формировать доброжелательные отношения между детьми. Педагог должен был быть примером во всем, даже его внешний вид являлся образцом для подражания.
Во времена Единой Трудовой Школы классный руководитель назывался групповодом.
Должность классного руководителя в школе была введена 16 мая 1934 г. Постановлением СНК СССР и ЦИК ВКП(б) "О структуре начальной и средней школы в СССР".
Классным руководителем назначался один из учителей, на которого возлагалась особая ответственность за воспитательную работу в данном классе. Это был один из лучших учителей школы, утверждался он на эту должность директором. Обязанности классного руководителя рассматривались как дополнительные к основной преподавательской работе.

2.Сущность деятельности классного руководителя.
Классный руководитель- педагог, занимающийся организацией, координацией и проведением внеурочной воспитательной работы, одна из ведущих фигур в воспитательной системе школы.
Основное назначение классного руководителя – в рамках общей цели воспитания обеспечивать индивидуальное развитие личности школьников, открытие мира культуры, введение в мир современной культуры, приобщение к ценностям культуры, оказание помощи в выборе среды жизнедеятельности и способов реализации в культуре. Классный руководитель занимается воспитательной деятельностью, он центральное лицо воспитательного процесса. По словам К.Д. Ушинского, «в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности»
Деятельность классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Обусловлена она современными задачами, которые ставят перед учебным заведением любого типа мировое сообщество, государство, республика, родители, – максимальное развитие каждого ребёнка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства (Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития).
Классный руководитель реализует эти задачи в своём учебном заведении:
1) осуществляет непосредственное наблюдение за индивидуальным развитием учащегося;
2) содействует созданию оптимальных условий для формирования каждой личности;
3) организует взаимодействие и сотрудничество всех воспитательных сил;
4) вносит необходимые коррективы в этот процесс, способствуя свободному и полному проявлению и развитию способностей воспитанников;
5) помогает организации всех видов индивидуальной и коллективной деятельности, вовлекающей учащихся в разнообразные коммуникативные ситуации;
6) работает над созданием классного коллектива как воспитательной подсистемы, среды, социума, обеспечивающего социализацию каждого ребёнка.
Деятельность классного руковод ителя достигает своей цели и даёт наилучший результат при условии, если она проводится в определённой системе. Система работы классного руководителя – это совокупность взаимно связанных между собой воспитательных мероприятий, вытекающих из целей и задач воспитания. Она предполагает продуманный отбор посильного для учащихся воспитательного материала и умелое использование наиболее эффективных средств и методов воздействия.
Деятельность классного руководителя достигает своей цели и даёт наилучший результат при условии, если она проводится в определённой системе. Система работы классного руководителя – это совокупность взаимно связанных между собой воспитательных мероприятий, вытекающих из целей и задач воспитания. Она предполагает продуманный отбор посильного для учащихся воспитательного материала и умелое использование наиболее эффективных средств и методов воздействия. Попытаемся рассмотреть основные разделы деятельности классного руководителя, которые в своей совокупности и составляют систему его воспитательной работы.
Во-первых, изучение учащихся. Классное руководство обычно начинается с изучения класса и отдельно каждого ученика. В результате создаются необходимые условия для правильной, рациональной организации воспитательной работы, для осуществления индивидуального подхода. Изучение учащихся продолжается на продолжении всего срока их обучения.
Организация и воспитание классного ученического коллектива– это один из основных, ведущих разделов работы классного руководителя. Объединяя учащихся в дружный и целеустремлённый коллектив, классный руководитель создаёт предпосылки для успешного решения учебно-воспитательных задач.
Следующим разделом деятельности классного руководителя является повышение качества знаний и укрепление дисциплины. Высокий уровень знаний и сознательная дисциплина – важнейшие показатели правильной организации учебно-воспитательной работы. Классный руководитель проявляет заботу о повышении качества знаний школьников, стремится предупредить отставание отдельных учеников и второгодничество в своём классе.
Организация и проведение внеурочной и внеклассной воспитательной работы– ещё один из важнейших разделов деятельности классного руководителя. В школах сложились и успешно применяются разнообразные формы данной организации. Воспитание на уроках, в процессе обучения дополняется внеурочной воспитательной деятельностью. В организации внеурочной работы обычно сочетаются два основных её направления – идейно-воспитательная работа и организация практических дел школьников.
Очень важным разделом деятельности классного руководителя является координация воспитательной деятельности учителей. Классный руководитель должен координировать и направлять воспитательную работу учителей своего класса. В Уставе школы записано, что в обязанности каждого учителя входит не только вооружение учащихся знаниями, но и формирование мировоззрения, развитие познавательных интересов и способностей. Задача классного руководителя – обеспечить тесное сотрудничество с учителями своего класса, добиться единства требований и педагогических воздействий. Время от времени классный руководитель встречается с учителями своего класса, обсуждает выполнение единых требований, качество знаний и состояние дисциплины. Активное общение учителей и классного руководителя помогает улучшить состояние учебно-воспитательной работы в классе.
Следующий раздел деятельности классного руководителя – работа с родителями учащихся. Каждый учитель поддерживает контакт с родителями учащихся. Более тесная связь школы с семьёй осуществляется через классных руководителей. Они чаще общаются с родителями, информируют их об учебной работе и поведении детей, намечают пути совместной деятельности по их воспитанию.
Вот, пожалуй, основные разделы деятельности классного руководителя. В своей совокупности они составляют сложную систему, которая является основой деятельности любого классного руководителя.
Классный руководитель по сравнению с другими учителями выполняет дополнительно очень важные функции по воспитанию учащихся. Поэтому к нему предъявляются высокие педагогические требования, выполнение которых создаёт благоприятные условия для повышения качества его воспитательной деятельности.

3.Цель, задачи, функции классного руководителя.
3.1.Цель деятельности классного руководителя - создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося.
Задачи классного руководителя:

      формирование и развитие коллектива класса;
      организация системной работы с обучающимися в классе;
      создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития и нравственного формирования личности каждого ребенка, его самоутверждения, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
      организация системы отношений детей через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
      защита прав и интересов обучающихся;
      гуманизация отношений между обучающимися, обучающимися и педагогическими работниками;
      формирование здорового образа жизни;
      формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров детей.
      организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся.
3.2.Функции воспитательной работы классного руководителя
Классный руководитель выполняет несколько функций:
- аналитико-прогнастическую;
- организационно-координирующую;
- коммуникативную;
- контрольную.
Аналитико-прогнастическая функция включает в себя:
- изучение и анализ индивидуальных особенностей учащихся с помощью психолога (как правило, определяется тип личности, темперамент, акцентуация характера). Перед поступлением в 1 класс дети проходят тесты на выявление готовности к учебе и особенностей интеллектуальной деятельности. Тестирование проводит психолог, школьный или специально приглашенный;
- изучение и анализ коллектива учащихся в его развитии. Основой для этого служит беседа руководителей классов звена с учителями начальной школы, а руководителей X-XI классов - с классными руководителями средней школы. В результате педагоги получают первоначальные сведения о коллективе и учениках. Изучение и анализ взаимоотношений в коллективе класса лучше поручить психологу, который составит психологическую карту коллектива. Классный руководитель сам может организовать эту работу через наблюдение, беседы с учащимися, проведение специальных анкет, анализ творческих работ учащихся (например, сочинение «Наш класс»);
- анализ и оценка семейного воспитания учащихся; такие данные есть у психолога, социального педагога. Если семья «неблагополучная», то сведения о ней есть и у администрации школы;
- анализ уровня воспитанности коллектива и личности. Выводы об уровне воспитанности коллектива и личности нужно делать с привлечением всех учителей данного класса, чтобы они (выводы) были максимально объективными.
Для успешной работы классный руководитель должен уметь выявить воспитательный результат, оценить его с учетом оценки результата, корректировать профессиональную деятельность. Выявить и оценивать результат надо через определенные промежутки времени: в начальной и средней школе - в конце каждой четверти, в старшей - через полгода. Подводить итоги и корректировать деятельность - личную и учителей класса - надо с помощью психолога и педагогов, ранее работавших в данном классе.
Организационно-координирующая функция предполагает:
- установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования);
- проведение консультаций, бесед с родителями обучающихся;
- организацию внеурочной деятельности детей (проведение различных мероприятий);
- работу с учителями данного класса, психологом, социальным педагогом, руководителями кружков, спортивных секций, для учителей начальной школы и V-VI (VII) классов - с воспитателями группы продленного дня;
- организацию в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
- организацию воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;
- стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;
- индивидуально-педагогическую работу с каждым учащимся и коллективом в целом с учетом данных психолога, социального работника и личных наблюдений;
- ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).
Коммуникативная функция заключается:
- в формировании позитивных взаимоотношений между детьми, в управлении взаимоотношениями в классе;
- в формировании оптимальных отношений в системе «учитель-ученик». Здесь классный руководитель выступает как посредник в случае возникновения конфликта. Конфликты между учителями и учащимися бывают затяжными, когда обе стороны длительное время не могут прийти к соглашению. Тогда классному руководителю нужно предложить третье решение, хотя бы в минимальной степени устраивающее обе стороны;
- в обучении школьников установлению положительных взаимоотношений с людьми;
- в содействии общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;
- в оказании помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.
Контрольные функции предполагают:
- контроль за успеваемостью и посещаемостью каждого обучающегося;
- контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.
Педагогические задачи классного руководителя
Одной из важнейших задач классного руководителя является системная работа с коллективом класса. Педагог гуманизирует отношения между детьми в коллективе, способствует формированию нравственных смыслов и духовных ориентиров, организует социально ценные отношения и переживания воспитанников в классном сообществе, творческую, личностно и общественно значимую деятельность, систему самоуправления; создает ситуацию защищенности, эмоционального комфорта, благоприятные психолого-педагогические условия для развития личности ребенка, способствует формированию навыков самовоспитания обучающихся. Его работа направлена на становление и проявление неповторимой индивидуальности, "лица" классного сообщества. В то же время классный руководитель заботится о позиции и месте класса в школьном коллективе, способствуя межвозрастному общению.

По мнению В.А. Сластенина, учитель, вовлеченный в воспитательную систему самой логикой действительности, поставлен перед необходимостью решения бинарных групп педагогических задач. Это:

      аналитическо-рефлексивные задачи, т.е. задачи анализа и рефлексии целостного педагогического процесса, его элементов, возникающих затруднений и др.;
      конструктивно-прогностические задачи, т.е. задачи построения целостного педагогического процесса в соответствии с общей целью профессионально-педагогической деятельности, выработкой и принятием педагогического решения, прогнозированием результатов и последствий принимаемых решений;
      организационно-деятельностные задачи - задачи реализации различных вариантов учебно-воспитательного процесса, сочетания многообразных видов педагогической деятельности;
      оценочно-информационные задачи, т.е. задачи сбора, обработки и хранения информации о состоянии и перспективах развития педагогической системы, ее объективной оценки;
      коррекционно-регулирующие задачи, т.е. задачи коррекции протекания педагогического процесса, установления необходимых коммуникативных связей, их регуляция и поддержка.
Полнота присутствия этих задач в сознании и деятельности педагога определяет уровень его субъектности в воспитательной системе.
Еще одной важной задачей классного руководителя по обеспечению целостности учебно-воспитательного процесса является координация деятельности и налаживания взаимоотношений четырех ведущих коллективов: детского воспитательного, учителей, работающих с классом, родителей и трудового (базового предприятия). В детском коллективе классный руководитель способствует организации ученического самоуправления, установлению деловых отношений ответственной зависимости, развитию отношений по интересам. Он взаимодействует с детьми на основе уважения, взаимной требовательности, внимательности, сочувствия, взаимопомощи и справедливости. С коллективом учителей, работающих в классе, классный руководитель обменивается информацией, договаривается о единых действиях, требованиях и совместных форма работы. Взаимодействия с родительским коллективом строятся на обмене информацией, единстве требований, осуществлении родительского педагогического всеобуча, участии родителей в отдельных формах педагогической работы с детьми. Отношения с трудовым коллективом организуются как шефские, деловые и свободного общения.
Непосредственное общение с детьми, идейное, духовно-ценностное влияние на них требует от классного руководителя повышенного внимания к психическим переживаниям и состояниям детей, формированию их идеалов, взглядов, убеждений, личностных качеств и индивидуальных способностей. Ребенок формируется как личность и индивидуальность тогда, когда педагоги стремятся перевести внешние социально ценные стимулы во внутренние мотивы его поведения, когда он сам добивается общественно ценных результатов, проявляя при этом целеустремленность, волю и мужество. Воспитательный эффект велик, когда воспитание, на каждом этапе возрастного развития, перерастает в самовоспитание, а ребенок из объекта воспитания превращается в его субъект. Механизмом такого превращения является осмысление детьми процесса собственной жизнедеятельности: осознание ее целей, требований, перспектив; познание в ее процессе своих сил и возможностей; преодоление (самоопределение) своих слабостей и осуществление самовоспитания. Классный руководитель, анализирующий вместе с учащимися общественную жизнь, процесс их становления как личностей, формирования их мировоззрения, творческих способностей, предстает перед ними в качестве мыслителя, помогающего активно участвовать в становлении собственной личности, развитии и организации поведения.

4.Организация воспитательной работы в классе
Общая социальная функция воспитания состоит в том, чтобы передавать из поколения в поколение знания, умения, идеи, социальный опыт, способы поведения.
В узком смысле под воспитанием понимается целенаправленная деятельность педагогов, призванных формировать у человека систему качеств или какое-либо конкретное качество (например, воспитание творческой активности). В этом плане воспитание можно рассматривать как педагогический компонент процесса социализации, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий для социального развития человека. Создание таких условий осуществляется через включение ребёнка в различные виды социальных отношений в учёбе, общении, игре, практической деятельности.
Когда мы говорим о воздействии педагога на ученика в рамках реализации своих профессиональных функций, то эту педагогическую деятельность называем воспитательной работой. Воспитательная работа, проводимая классным руководителем, включает в себя реализацию комплекса организационных и педагогических задач, решаемых с целью обеспечения оптимального развития личности ученика, выбор форм и методов воспитания в соответствии с поставленными воспитателями задачами и сам процесс их реализации. В воспитательной работе классного руководителя следует выделить три главных направления.
Первое связано с непосредственным воздействием на ученика:
- изучение индивидуальных особенностей его развития, его окружения, его интересов;
- программирование воспитательных воздействий;
- реализация комплекса методов и форм индивидуальной работы;
- анализ эффективности воспитательных воздействий.
Второе направление связано с созданием воспитывающей среды:
- сплочение коллектива
- формирование благоприятной эмоциональной атмосферы;
- включение учащихся в разнообразные виды социальной деятельности;
- развитие детского самоуправления.
Третье направление предполагает коррекцию влияния различных субъектов социальных отношений ребёнка:
- соц. помощь семье;
- взаимодействие с педагогическим коллективом;
- коррекция воздействия средств массовой коммуникации;
- нейтрализация негативных воздействий социума;
- взаимодействие с другими образовательными учреждениями.
Возникает вопрос о том, какова же цель и задачи воспитания. Вообще все педагогические цели можно условно разделить на 2-е взаимообусловленные группы: идеальные и актуальные. Опираясь на реальные цели воспитания, можно определить актуальные задачи воспитания учащихся. Исходя из того, что результатом воспитания является социальное развитие человека, предполагающее позитивные изменения в его взглядах, мотивах и реальных действиях, выделим 3 группы воспитательных задач, ориентированных на результат воспитания ребёнка.
Первая группа задач связана с формированием гуманистического мировоззрения. В процессе их решения происходит процесс присвоения ребёнком общечеловеческих ценностей, формирование у человека гуманистических взглядов и убеждений.
Вторая группа задач неразрывно связана с первой и направлена на формирование потребностей и мотивов нравственного поведения.
Третья группа предполагает создание условий для реализации этих мотивов и стимулирования нравственного поведения детей.
Процесс воспитания должен быть ориентирован на результат воспитания, способствующий формированию социальности человека, т.е. его готовности к участию в сложной системе социальных отношений в экономической, политической и духовной сферах.
Главным инструментом решения воспитательных задач являются методы и приёмы воспитания.
Под методами воспитания мы понимаем способы взаимодействия педагогов и учащихся, в процессе которого происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников.
Основная задача педагога – помочь ребёнку в его развитии, и педагогическая практика должна обеспечивать развитие и совершенствование всех сущностных человеческих сфер. Совокупное воздействие на них оказываю методы воспитания.
В целях воздействия на интеллектуальную сферу для формирования взглядов, понятий, установок, используются методы убеждения, предполагающие разумное доказательство какого-либо понятия, нравственной позиции, оценки происходящего.
Убеждению соответствует самоубеждение – метод самовоспитания, основанный на том, что дети осознанно, самостоятельно, в поисках решения той или иной социальной проблемы формируют у себя комплекс взглядов, исходя из самостоятельно сделанных логических выводов.
Методы воздействия на мотивационную сферу включают стимулирование, в основе которого – формирование у учащихся осознанных побуждений жизнедеятельности. В педагогике распространены такие компоненты этого метода, как поощрение и наказание.
Методы стимулирования помогают формировать умение правильно оценивать своё поведение, что способствует осознанию собственных потребностей – пониманию смысла жизнедеятельности, выбору соответствующих мотивов и соответствующих им целей, т.е. тому, что составляет суть мотивации.
Методы воздействия на эмоциональную сферу предполагают формирование необходимых навыков в управлении своими эмоциями, обучение самоуправлению конкретными чувствами, пониманию своих эмоциональных состояний и причин, порождающих их. Методом, оказывающим влияние на эмоциональную сферу ребёнка, является внушение и связанные с ним приёмы аттракции. Внушение может осуществляться как вербальными, так и невербальными средствами. « Внушать – воздействовать на чувства, а через них – на ум и волю человека ». Процесс внушения часто сопровождается процессом самовнушения: ребёнок пытается сам себе внушить ту или иную эмоциональную оценку своего поведения.
Методы воздействия на волевую сферу предполагают: развитие у детей инициативы, уверенности в своих силах; развитие настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели; формирование умения владеть собой (выдержка, самообладание); совершенствование навыков самостоятельного поведения и т.д. Доминирующее влияние на формирование волевой сферы могут оказать методы требования и упражнения.
Методы воздействия на сферу саморегуляции направлены на формирование у детей навыков психической и физической саморегуляции, развития навыков анализа жизненных ситуаций, осознание своего поведения и состояния окружающих людей, формирование навыков честного отношения к самим себе и другим.
Методы воздействия на предметно-практическую сферу направлены на развитие у детей качеств, помогающих человеку реализовать себя и как существо сугубо общественное, и как неповторимую индивидуальность.
Методы воздействия на экзистенциальную сферу направлены на включение учащихся в систему новых для них отношений. В условиях школы полезно рассматривать упражнения по формированию у детей способностей к суждениям на основе принципа справедливости, а ещё лучше – решать так называемые дилеммы. Метод дилемм заключается в совместном обсуждении школьниками разнообразных моральных проблем. К каждой дилемме разрабатываются вопросы, в соответствии с которыми строится обсуждение, по каждому вопросу дети приводят убедительные доводы «за» и «против».
Соответствующим методу дилемм является метод самовоспитания – рефлексия, означающая процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. Предполагает не только познание человеком самого себя в определённой ситуации или в определённый период, но и выяснение отношений к себе окружающих, а также выработку представлений об изменениях, которые могут произойти.
Реализация каждого метода предполагает использование совокупности приёмов, соответствующих педагогической ситуации, особенностям учащихся, индивидуальному педагогическому стилю учителя. При этом реализация различных методов может быть осуществлена при помощи одних и тех же приёмов.
Приёмы воспитания – это педагогически оформленные действия, посредствам которых на поведение и позиции обучаемого оказываются внешние побуждения, и
и т.д.................

Каждый год первого сентября вместе с тысячами первоклассников мысленно усаживаются за парты их родители, воспитатели и учителя.

Важность взаимоотношений школы и семьи акцентируется во всех документах и методических изданиях, предназначенных для школы (в образовательных программах, в Законе об образовании и т. д.), а также в трудах известных педагогов. С. Шалкаускис писал: “Школа в воспитательном отношении должна быть не кем иным, как хранительницей семейного очага. Таким образом, учитель должен быть доверенной и надежной личностью, которая свою воспитательную деятельность должна согласовать с семейным воспитанием, которое родители дают своим детям”.

Следовательно, школа и семья должны быть взаимосвязаны. В начальных классах связь школы с семьей (родителями) осуществляет учитель. Совместная работа учителя-воспитателя и родителей начинается на первом году обучения детей в школе. Для ребенка, впервые переступившего порог школы, содружество учителя и родителей – одно из важнейших условий его целостного развития, потому что личность школьника не может формироваться только в школе и только в семье. Он воспитывается одновременно и в школе, и в семье.

Основные направления деятельности классного руководителя:

  • Обеспечение нормального физического здоровья школьников;
  • Решение проблемы общения;
  • Расширение познавательной сферы ребёнка;
  • Повышение воспитательного потенциала семьи.

Суть взаимодействия учителя и родителей заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств, необходимых для самоопределения и самореализации. В основе такого доверия, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Основные формы работы классного руководителя с родителями учащихся:

  • Анкетирование;
  • Беседы;
  • Консультации;
  • Родительские собрания;
  • Посещение семей;
  • Проведение совместных часов общения классного руководителя, родителей и детей.

Основные параметры содержания воспитания определяются его целями и задачами.

Цели:

  • Обеспечение возможности свободного развития способной нравственной личности, опираясь на духовно-нравственные традиции семей;
  • Воспитание высоких духовных, нравственных, патриотических, эстетических и трудовых навыков у учащихся.

Задачи:

  • Приобщение учащихся к истории и культуре страны;
  • Знакомство с бытом, обычаями, традициями наших предков;
  • Изучение истории родного края, его духовного и историко-культурного наследия;
  • Развитие творческих способностей детей;
  • Воспитание любви к ближнему и уважения к старшим;
  • Воспитание культуры поведения;
  • Создание дружного и сплоченного коллектива;
  • Воспитание трудолюбия через конкретные дела.

Таким образом, перед учителем как воспитателем стоит труднейшая проблема – как вырастить доброго, честного, внимательного, отзывчивого и толерантного ребенка. Это возможно только на основе воспитания и развития ребенка на общечеловеческих ценностях и традициях семей русского и татарского народов, познавая самого себя и других.

Внеклассная воспитательная работа в начальном классе, ориентированная на развитие духовных потребностей, творческих способностей и национального самосознания детей, должна опираться на совместную деятельность с родителями, представителями интеллигенции и общественности района и города. Ведь семья оказывала и продолжает оказывать значительное влияние на процесс развития личности ребенка. А, следовательно, сделать родителей активными участниками педагогического процесса - это важная и ответственная задача учителя. Решение данной задачи представляется возможной, если в плане работы класса и школы найдут отражение следующие направления деятельности классного руководителя с родителями:

  • Изучение семей учащихся;
  • Педагогическое просвещение родителей;
  • Обеспечение участия родителей в подготовке и проведении коллективных дел в классе;
  • Педагогическое руководство деятельностью родительского совета класса;
  • Индивидуальная работа с родителями;
  • Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся.

Работа по каждому из перечисленных направлений складывается из определенной совокупности форм и способов деятельности. Выбор их обусловлен целями и задачами воспитательной работы в классе, личностными и профессиональными особенностями классного руководителя, традициями школы, класса, своеобразием состава учащихся и их родителей, тенденциями развития воспитательных отношений в классном сообществе, принципами взаимодействия учителя и родителей.

Профессор Н.Е. Щуркова советует классному руководителю строить взаимодействие с родителями на основе таких основополагающих идей- принципов, как:

  • Обращение к чувству родительской любви и ее уважение;
  • Умение разглядеть в каждом ученике положительные стороны, позволяющие давать характеристику детей с выдвижения представляющей положительной оценки;
  • Высокое уважение личности отца и матери, их родительских забот, их трудовой и общественной деятельности.

Функционирование и развитие воспитательного ученического коллектива строится по программе, которая имеет следующие направления: гигиеническая культура, физическая культура, культура поведения человека, культура умственного труда, культура и традиции семей русского и татарского народов.

В каждом из этих направлений воспитательной работы цели, содержание, формы и педагогические средства определяются в зависимости возрастных особенностей, уровня развития интереса детей.

Формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся:

Традиционные формы работы с родителями:

  • Родительские собрания
  • Общеклассные и общешкольные конференции
  • Индивидуальные консультации педагога
  • Посещения на дому

Классные родительские собрания проводятся не реже одного раза в четверть и должны стать школой просвещения родителей , расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. Родительское собрание - это возможность демонстрации достигнутых ребёнком успехов. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.

Общешкольные родительские собрания проводятся не более двух раз в год и носят характер отчёта работы школы за определённый период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитываются о своей работе родительский комитет школы. Можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье.

Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными участниками которых станут и дети. Готовятся очень тщательно, с участием психологов, социальных педагогов, которые работают в школе. Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определённые решения и намечает мероприятия по заявленной проблеме.

Индивидуальные консультации особенно необходимы, когда учитель набирает класс. Готовясь к консультации, необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Учитель должен дать возможность родителям рассказать ему всё то, что поможет в профессиональной работе с ребёнком:

  • Особенности здоровья ребёнка;
  • Его увлечения, интересы;
  • Предпочтения в общении в семье;
  • Поведенческие реакции;
  • Особенности характера;
  • Мотивация учения;
  • Моральные ценности семьи.

Посещение ученика на дому возможно после получения разрешения родителей. Педагог должен предупредить о предполагаемом визите с указанием дня и цели посещения.

Нетрадиционные формы работы с родителями:

  • Тематические консультации
  • Родительские чтения
  • Родительские вечера

Тематические консультации дают рекомендации по проблеме, которая волнует родителей. В каждом классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему. Иногда эти проблемы носят настолько конфиденциальный характер, что их возможно решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет.

Примерные темы:

  1. Ребёнок не хочет учиться.
  2. Как развить плохую память ребёнка.
  3. Единственный ребёнок в семье.
  4. К чему может привести тревожность детей.
  5. Талантливый ребёнок в семье.

Родительские чтения в рамках родительского лектория дают возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в её обсуждении. Этапы проведения родительских чтений следующие:

  • на первом собрании родители определяют вопросы педагогики и психологии;
  • учитель собирает и анализирует информацию;
  • определяется список литературы по данному вопросу;
  • изучение литературы родителями;
  • изложение собственного понимания вопроса родителями на чтениях.

Родительские вечера направлены на сплочение родительского коллектива. Проводятся два-три раза в год без присутствия детей. Темы родительских вечеров могут быть разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.

Примерная тематика:

  1. Первый год ребёнка, каким он был.
  2. Каким я вижу будущее своего ребёнка.
  3. Друзья моего ребёнка.
  4. Праздники нашей семьи.

Советы педагогам и родителям

  • ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть
  • ребёнка высмеивают, он становится замкнутым
  • ребёнка хвалят, он учится быть благородным
  • ребёнка поддерживают, он учится ценить себя
  • ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины
  • ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других
  • ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым
  • ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей
  • ребёнок живёт во вражде, он учится быть агрессивным
  • ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире

В качестве отражения работы классного руководителя начального класса с родителями предлагаем посмотреть презентацию.