Организации, осуществляющие образовательную деятельность.

/Статья Новый закон «Об образовании»: что нового ждет частные образовательные организации с 01 сентября 2013 г.?

Новый закон «Об образовании»: что нового ждет частные образовательные организации с 01 сентября 2013 г.?

С 01 сентября 2013 г. вступает в силу Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». Одновременно Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» и Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» утрачивают силу. Теперь деятельность всех образовательных организаций, в том числе высшего и послевузовского профессионального образования, регулируется одним законом. Об основных положениях нового закона, касающихся частных образовательных организаций (учреждений), рассказывает Кололеева Светлана Викторовна, Руководитель корпоративной практики Юридической фирмы «Юста Аура».

1. Главное изменение - расширение круга лиц, имеющих право заниматься образовательной деятельностью

Напомним, по ранее действовавшему Закону РФ «Об образовании» образовательная деятельность не являлась предпринимательской, и осуществлять ее могли только некоммерческие организации (негосударственные образовательные частные учреждения, автономные некоммерческие организации и др.). Теперь же новым Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (далее по тексту - закон) право вести образовательную деятельность наряду с некоммерческими организациями предоставлено также коммерческим организациям и даже индивидуальным предпринимателям (а положение о том, что образовательная деятельность не является предпринимательской, исключено).

В ст. 2 закона содержатся основные используемые в нем понятия. Теперь организации, осуществляющие образовательную деятельность, делятся на две группы: образовательные организации и организации, осуществляющие обучение. Образовательными организациями, как и прежде, остаются некоммерческие организации, осуществляющие на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых они созданы (п. 18 ст. 2 закона).

В п. 19 ст. 2 закона содержится дефиниция понятия «организация, осуществляющее обучение», согласно которой это «юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности».

Частью 1 ст. 31 закона к организациям, осуществляющим обучение, отнесены осуществляющие образовательную деятельность научные организации, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание, и иные юридические лица.

Формулировка «иные юридические лица» включает и коммерческие организации. Однако право коммерческих организаций на ведение образовательной деятельности ограничено закрытым перечнем реализуемых образовательных программ - согласно ч. 5 ст. 31 закона они вправе осуществлять образовательную деятельность по программам профессионального обучения, образовательным программам дошкольного образования и дополнительным образовательным программам.

Итак, коммерческие организации вправе реализовывать следующие образовательные программы: профессионального обучения, дошкольного образования, присмотр и уход за детьми (ч. 2 ст. 23 закона), дополнительные общеобразовательные и дополнительные профессиональные образовательные программы (ч. 3 ст. 23 закона). Таким образом, в форме коммерческой организации не может быть создана общеобразовательная организация (начальное общее, основное общее и среднее общее образование (п. 2 ч. 2 ст. 23 закона); профессиональная образовательная организация (среднее профессиональное образование (п. 3 ч. 2. ст. 23 закона) и образовательная организация высшего образования (п. 4 ч. 2 ст. 23 закона).

Однако следует еще раз обратить внимание на дефиницию, содержащуюся в п. 18 ст. 2 закона, - образовательная деятельность коммерческих организаций может осуществляться ими только в качестве дополнительного, а не основного вида деятельности.

Индивидуальные предприниматели осуществляют образовательную деятельность непосредственно или с привлечением педагогических работников. Им разрешено обучать по основным и дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения (ч. 3 ст. 32 закона). ИП, ведущим образовательную деятельность непосредственно (лично) без привлечения педагогических работников, в силу ч. 2 ст. 91 закона лицензия не требуется. Тем же кто, привлекает педагогических работников, разрешено вести образовательную деятельность без лицензии до 01.01.2014 г. В случае неполучения до истечения указанного срока лицензий они обязаны прекратить осуществление образовательной деятельности с привлечением педагогических работников.

Согласно п. 20 ст. 2 закона ИП по правовому статусу приравниваются к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, если иное не предусмотрено законом.

2. Изменены типы образовательных организаций

Законом предусмотрено шесть типов образовательных организаций: дошкольная, общеобразовательная, профессиональная, высшего образования, дополнительного образования, дополнительного профессионального образования. Профессиональная образовательная организация реализует в качестве основной цели деятельности программы среднего профессионального образования, однако в качестве дополнительных целей праве обучать по основным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным и дополнительным профессиональным программам. Образовательные организации высшего профессионального образования вправе реализовывать помимо непосредственно высшего образования, также все перечисленные выше программы профессиональной образовательной организации.

Указание законодателем на конкретные дополнительные виды образовательной деятельности, которые вправе осуществлять образовательная организация, направлено на устранение неопределенности в правоприменении, а значит является положительной стороной закона.

3. Упрощены требования к уставу образовательной организации

В ранее действовавшем Законе РФ «Об образовании» ст. 13 предусматривала большой перечень сведений, которые в обязательном порядке включались в устав. Сейчас ст. 25 закона устанавливает, что наряду с положениями устава, предусмотренными общими нормами (п. 2 ст. 52 ГК РФ, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях») устав образовательной организации должен содержать: тип образовательной организации; сведения об учредителе, учредителях; виды образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности; структуру и компетенцию органов управления, порядок их формирования и сроки полномочий. Как видно, этот перечень существенно меньше перечня, содержащегося в ст. 13 ранее действовавшего закона.

4. Изменена структура органов управления образовательной организации

Частью 4 ст. 26 вводятся обязательные коллегиальные органы управления: общее собрание (конференция) работников (в профессиональной образовательной организации и организации высшего образования - общее собрание (конференция) работников и обучающихся) и педагогический совет (в образовательной организации высшего образования - ученый совет). Компетенция этих органов, порядок формирования и сроки полномочий определяются образовательной организацией самостоятельно и закрепляются в уставе. Полагаем, на практике в частных образовательных организациях эти органы будут создаваться лишь формально и наделяться минимальными полномочиями.

5. Вводится информационная открытость (публичность) образовательной
организации. А ее несоблюдение влечет административную ответственность

Так, ст. 29 закона предусмотрена обязанность образовательной организации размещать информацию в сети Интернет, в т.ч. на официальном сайте организации (а значит вводится и обязанность образовательной организации иметь сайт), в частности:

о дате создания образовательной организации, об учредителе, учредителях;

о структуре и об органах управления образовательной организацией;

о численности обучающихся по реализуемым образовательным программам за счет бюджетных ассигнований и по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц;

о руководителе образовательной организации, его заместителях, руководителях филиалов (при их наличии);

о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы;

о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности (в том числе о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, об условиях питания и охраны здоровья обучающихся, о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся);

о количестве вакантных мест для приема (перевода) по каждой образовательной программе;

о поступлении финансовых и материальных средств и об их расходовании по итогам финансового года.

Также на сайте образовательной организации должны размещаться: устав, лицензия, свидетельство о государственной аккредитации; план финансово-хозяйственной деятельности, правила внутреннего распорядка обучающихся, правила внутреннего трудового распорядка; документ о порядке оказания платных образовательных услуг, в том числе образец договора об оказании услуг, документ об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе, предписания органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования, отчеты об исполнении таких предписаний.

Указанная информация и документы подлежат опубликованию в течение 10 дней с даты их создания, получения или внесения в них соответствующих изменений.

С одной стороны, введение принципа открытости является положительным моментом, направленным на обеспечение соблюдения прав потребителей (абитуриентов и обучающихся). С другой стороны, для самих образовательных организаций это является скорее негативным моментом, т.к. на них возлагаются дополнительные обязанности: иметь официальный сайт в сети Интернет (не все образовательные организации имеют сайт, небольшие образовательные организации, особенно детсады и прочие социально-ориентированные образовательные организации зачастую не могут себе этого позволить) и раскрывать информацию, которой могут воспользоваться не только потребители, но и конкуренты образовательной организации.

Частью 2 ст. 5.57 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством в области образования прав и свобод обучающихся и воспитанников образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод. В данном случае речь идет о нарушении права обучающихся на информацию.

Санкция ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ предусматривает штрафы в следующих размерах: на должностных лиц в размере от 10 тысяч до 30 тысяч рублей; на юридических лиц — от 50 тысяч до 100 тысяч рублей.

Полагаем, такие штрафы будут стимулировать образовательные организации к соблюдению введенного новым законом принципа открытости (публичности).

Вполне вероятно, в связи с новым законом в КоАП РФ может быть включен специальный состав административного правонарушения с более строгим наказанием. А пока нарушение принципа открытости будет квалифицироваться по ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ.

6. На все ранее созданные образовательные организации возложена обязанность
привести свои наименования и уставы в соответствие с новым законом до 01.01.2016 г.

Наименования должны включать указание на тип образовательной организации. Например, если ранее было НОЧУ СПО, то по новому закону это НОЧУ ПОО (или НЧУ ПОО); НОЧУ ДПО — НЧУ ОДПО.

7. Установлена обязанность переоформить лицензии.

В целях приведения образовательной деятельности в соответствие с новым законом ранее выданные лицензии на осуществление образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации переоформляются до 01.01.2016 г.

8. Исключена специальная норма о реорганизации образовательных организаций.

Напомним, что ранее действовавшим Законом РФ «Об образовании» было предусмотрено ограничение на реорганизацию в форме преобразования — образовательное учреждение могло быть преобразовано только в иную некоммерческую образовательную организацию (ч. 1 ст. 34). Тогда как ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» допускается преобразование частного учреждения в хозяйственное общество. То есть законом был предусмотрен специальный порядок реорганизации частных образовательных учреждений.

В новом законе норма о реорганизации — ч. 10 ст. 22 — звучит так: «Образовательная организация реорганизуется или ликвидируется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных законодательством об образовании». Однако никаких ограничений возможности преобразования образовательной некоммерческой организации в коммерческую (например, частного учреждения в хозяйственное общество) новым законом не предусмотрено. Конечно, возможность такого преобразования обусловлена типом образовательной организации и реализуемых ей образовательных программ. Безусловно, реорганизация частного учреждения высшего или среднего профессионального образования в ООО невозможна, поскольку ООО не праве реализовывать указанные образовательные программы. Однако, например, частное учреждение дополнительного или дополнительного профессионального образования может преобразоваться в ООО, т.к. по новому закону, как уже отмечалось ранее, коммерческие организации вправе реализовывать программы профессионального обучения, дополнительного и дополнительного профессионального образования.

9. Сохранена норма о судьбе имущества образовательной организации в случае ее ликвидации.

Правовая норма, согласно которой при ликвидации образовательной организации ее имущество после удовлетворения требований кредиторов направляется на цели развития образования, «перекочевала» из ранее действовавшего закона в новый. Теперь эта норма закреплена в ч. 3 ст. 102 закона.

10. Вводятся независимая оценка качества образования (ст. 95 закона) и общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность (ст. 96 закона). Однако они являются добровольными и не влекут каких-либо правовых последствий; осуществляются специализированными организациями по инициативе образовательной организации.

Копирование любых материалов с сайта допускается только при указании на источник с активной ссылкой на сайт

Деятельность по производству и реализации товаров, работ и необразовательных услуг

В соответствии с п. 1 ст. 47 Закона РФ «Об образовании» образова­тельное учреждение вправе вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную его уставом. В уставе образовательного учрежде­ния в обязательном порядке закрепляется структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения, в томчисле в части «осуществления предпринимательской и иной принося­щей доход деятельности» (пп. 6 «г» п. 1 ст. 13).

В п. 2 ст. 47 Закона РФ «Об образовании» устанавливается, что к предпринимательской деятельности образовательного учреждения относятся:

торговля покупными товарами, оборудованием;

оказание посреднических услуг;

долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций;

приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;

* В отношении федеральных государственных образовательных учреждений такая норма из года в год включается в федеральных закон о федеральном бюджете на соответствующий год (например, ст. 30 Федерального закона от 26 декабря 2005 г. № 185-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год»).

ведение приносящих доход иных внереализационных операций, не­посредственно не связанных с собственным производством предус­мотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией.

Исходя из этого, деятельность образовательного учреждения по реализации предусмотренных уставом этого образовательного учреж­дения производимой им самим продукции, работ и услуг не относит­ся к предпринимательской, а является «иной приносящей доход дея­тельностью». Однако, как уже отмечалось, на сегодняшний день такая дифференциация не играет принципиальной роли.

На практике наиболее распространена такая деятельность государ­ственных и муниципальных образовательных учреждений, как торгов­ля покупными товарами, как правило, продуктами питания и канце­лярскими товарами, а также реализация производимой самим обра­зовательным учреждением продукции.

Торговля продуктами питания в школе может осуществляться в бу­фетах и столовых, являющихся структурными подразделениями обра­зовательного учреждения. Согласно пп. «д» п. 2 Перечня отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляю­щих предпринимательскую деятельность без образования юридичес­кого лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказа­ния услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики сво­ей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуще­ствлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин, утвержденного постановлением Совета министров - Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 г. № 745, де­нежные расчеты с населением по обеспечению питанием учащихся и сотрудников общеобразовательных школ и приравненных к ним учеб­ных заведений во время учебных занятий могут осуществляться без применения контрольно-кассовых машин.

Некоторые проблемы на практике вызывают вопросы реализации продукции, работ и услуг, которые сделаны руками обучающихся. Так, часто на уроках трудового обучения ученики изготавливают различные поделки, которые в дальнейшем можно реализовать как сувениры, про­изведения народных промыслов и т.д. В ходе занятий ученики исполь­зуют материалы, купленные на средства школы, и школьные инструмен­ты. Возникает вопрос, как по закону должны распределяться доходы от реализации изделий, созданных учениками в процессе обучения?

Согласно ст. 220 Гражданского кодекса РФ право собственности на новую движимую вещь, изготовленную лицом путем переработки не принадлежащих ему материалов, приобретается собственником ма­териалов. Школа как учреждение юридически не является собственни­ком своего имущества, оно закреплено за школой на праве оператив­ного управления. Собственником же имущества является учредитель школы. Таким образом, при изготовлении из материалов, принадле­жащих школе на праве оперативного управления, новых изделий соб­ственником этих изделий становится учредитель школы, а сама школа приобретает на них право оперативного управления.

Из этого правила есть одно исключение: «если стоимость перера­ботки существенно превышает стоимость материалов, право собствен­ности на новую вещь приобретает лицо, которое, действуя доброволь­но, осуществило переработку для себя» (абзац второй п. 1 ст. 220 Граж­данского кодекса РФ). Термин «существенно превышает» является оценочным и используется сторонами при отстаивании своей пози­ции в суде, для нас тут более важно другое - указание, что переработ­ка выполнена лицом «для себя». На уроках трудового обучения, осо­бенно при целевой направленности на последующую реализацию из­делий, переработка осуществляется по заданию учителя, который оп­ределяет требования к изделию и указывает, что готовую работу уче­ник должен будет сдать.

Согласно п. 2 ст. 220 Гражданского кодекса РФ, если иное не пре­дусмотрено договором, собственник материалов, приобретший пра­во собственности на изготовленную из них вещь, обязан возместить стоимость переработки осуществившему ее лицу. Таким образом, если строго следовать букве закона, ученики имеют право получить некоторую компенсацию за переработку. Поэтому между школой и учениками должно быть заключено соглашение, которое определяет порядок оплаты труда обучающихся при изготовлении той или иной продукции. На практике заключение таких соглашений практически не производится по ряду причин. Во-первых, при выплате в пользу обу­чающихся каких-либо средств в качестве платы за работу школе необ­ходимо будет уплатить единый социальный налог, а самим обучаю­щимся - налог на доходы физических лиц. Во-вторых, средства, вы­рученные от продажи таких сувениров и другой продукции, изготав­ливаемой руками школьников, направляются на решение различныхпроблем школы, т.е. в конечном итоге в любом случае расходуются в пользу обучающихся. Поэтому если ученики осознают тот факт, чтосредства, получаемые школой, расходуются на нужды образователь­ного процесса и согласны с этим, то можно оформить их согласие на безвозмездную работу в пользу школы заявлением (распиской) сле­дующей формы:

«(дата)

Мы, нижеподписавшиеся ученики 9-го класса МОУ «Средняя школа № ___ города ______ » (далее - Школа), подтверждаем, что осуще­ ствляем изготовление деревянных изделий на уроках трудового обу­ чения безвозмездно в пользу Школы в течение всего времени обу­чения в Школе.

(подписи учеников)»

Следует отметить, что подобную расписку могут давать только уче­ники, достигшие четырнадцатилетнего возраста, поскольку в соответ­ствии с п. 2 ст. 26 ГК РФ они самостоятельно распоряжаются своимзаработком. Что же касается младших обучающихся, то подобный от­каз от их имени должен быть совершен их родителями, т.к. они само­стоятельно не могут совершать такие сделки (ст. 28 ГК РФ).

Работа обучающихся на пришкольном участке распространена в сель­ской местности, где при отсутствии платежеспособного спроса на до­полнительные платные образовательные услуги зачастую единствен­ный реальный способ заработать деньги - это вырастить и продатьсельхозпродукцию или использовать ее для собственных нужд (чаще всего для питания учащихся). Следует отметить, что если обучающие­ся работают на участке без специальной оплаты (например, в случае, когда выращенные овощи используются для организации бесплатно­го питания, а на средства от реализации покупаются учебники), то не­обходимо согласие обучающихся и их родителей на такой труд (п. 14 ст. 50 Закона РФ «Об образовании»).

Организовать же труд обучающихся на пришкольном участке на воз­мездной основе юридически намного сложнее. Во-первых, необходи­мо заключение трудового договора, который по общему правилу мо­жет быть заключен с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет, а при определенных условиях - с лицами, достигшими четырнадцати лет. Заключение трудового договора с обучающимися до четырнад­цати лет для выполнения сельскохозяйственных работ ст. 63 Трудово­го кодекса РФ не допускается. Во-вторых, опять же будут иметь место финансовые потери при налогообложении. Поэтому на практике, оче­видно, применима только первая модель организации работы на при­школьном участке - формально безвозмездная со стороны обучаю­щихся.

По Закону РФ об образовании (1992) образовательные учреждения вправе вести П.д., предусмотренную его уставом. В своей П.д. они приравниваются к предприятиям и попадают под действие законодательства РФ в области предпринимательской деятельности. К П.д. относятся: реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества, торговля покупными товарами, оборудованием, оказание посреднических услуг, долевое участие в деятельности других учреждений (в т.ч. образовательных) и организаций; приобретение акций, облигаций и других ценных бумаг и получение доходов по ним и др. Учредители или органы местного самоуправления вправе приостановить П.д., если она идёт в ущерб образовательной деятельности, до суда по этому вопросу.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 212-213)

  • - - группа работников школы, основной профессиональной функцией которых является управленческая деятельность...
  • - - в Рос. Федерации осн. форма государственно-общественного контроля за образовательной деятельностью. Введена по Закону об образовании РФ...

    Педагогический терминологический словарь

  • - - По Закону РФ об образовании негосударственное образовательное учреждение вправе взимать плату с учащихся за образовательные услуги, в т.ч. за обучение в пределах государственных образовательных...

    Педагогический терминологический словарь

  • - - педагогически и гигиенически обусловленная организация труда и отдыха учащихся и педагогического коллектива в интересах эффективного образовательного процесса...

    Педагогический терминологический словарь

  • - - документ, определяющий порядок деятельности образовательного учреждения. В У. указываются: наименование, место нахождения, статус, учредитель и организационно-правовая форма образовательного учреждения...

    Педагогический терминологический словарь

  • - - организации или отдельные лица, выступающие официальными организаторами данного образовательного учреждения...

    Педагогический терминологический словарь

  • - инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли...

    Коммерческая электроэнергетика. Словарь-справочник

  • - по гражданскому законодательству РФ самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или...

    Словарь юридических терминов

  • - по законодательству РФ в обяза- тельном порядке должен содержать: 1) наименование, место нахождения, статус образовательного учреждения; 2) наименование учредителя...

    Финансовый словарь

  • Большой бухгалтерский словарь

  • - ....

    Энциклопедический словарь экономики и права

  • - см. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО...

    Большой экономический словарь

  • - инициативная самостоятельная хозяйственная деятельность граждан, имеющая целью получение дохода...

    Экономический словарь

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - ".....

    Официальная терминология

"Предпринимательская деятельность(образовательного учреждения)" в книгах

Модель дошкольного инклюзивного образовательного учреждения

Из книги Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие для педагогов дошкольных учреждений автора Коллектив авторов

Модель дошкольного инклюзивного образовательного учреждения Организация инклюзивной практики предполагает творческий подход и определенную гибкость образовательной системы, учитывающей потребности не только детей с ограниченными возможностями здоровья, но и

1.1. Выбор образовательного учреждения: необходимая информация

Из книги Защита интересов школьников и студентов при получении образования автора Агешкина Наталья Александровна

1.1. Выбор образовательного учреждения: необходимая информация Престиж образования в нашей стране с каждым годом неуклонно возрастает. Большинство работодателей предпочитают видеть на рабочих местах квалифицированных специалистов, имеющих как минимум среднее

автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 11. Учредитель образовательного учреждения (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)1. Учредителем образовательного учреждения (далее – учредитель) могут быть:(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)1) органы государственной власти, органы местного

Из книги Закон Российской Федерации «Об образовании» Текст с изм. и доп. на 2009 год автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 13. Устав образовательного учреждения 1. В уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются:1) наименование, место нахождения (юридический, фактический адрес), статус образовательного учреждения;2) учредитель;3) организационно-правовая форма

Из книги Закон Российской Федерации «Об образовании» Текст с изм. и доп. на 2009 год автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения 1. Образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных

Из книги Закон Российской Федерации «Об образовании» Текст с изм. и доп. на 2009 год автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 34. Реорганизация и ликвидация образовательного учреждения 1. Образовательное учреждение может быть реорганизовано в иную некоммерческую образовательную организацию в соответствии с законодательством Российской Федерации.(в ред. Федерального закона от 03.11.2006

Из книги Закон Российской Федерации «Об образовании» Текст с изм. и доп. на 2009 год автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 43. Права образовательного учреждения на пользование финансовыми и материальными средствами 1. Образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, может иметь самостоятельный баланс и лицевой счет.(п. 1 в ред.

Из книги Закон Российской Федерации «Об образовании» Текст с изм. и доп. на 2009 год автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 46. Платная образовательная деятельность негосударственного образовательного учреждения 1. Негосударственное образовательное учреждение вправе взимать плату с обучающихся, воспитанников за образовательные услуги, в том числе за обучение в пределах федеральных

Из книги Закон Российской Федерации «Об образовании» Текст с изм. и доп. на 2009 год автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 47. Предпринимательская и иная приносящая доход деятельность образовательного учреждения (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)1. Образовательное учреждение вправе вести предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, предусмотренную его

8.3. Разработка плана маркетинга образовательного учреждения

Из книги Маркетинг образования автора Ванькина Инна Вячеславовна

8.3. Разработка плана маркетинга образовательного учреждения План маркетинга – это комплекс базовых маркетинговых решений, вытекающих из оценки рыночной ситуации и собственных возможностей образовательного учреждения и направленных на достижение его главных целей.

3.3. Гармонизация социальной среды образовательного учреждения. Социальная защита и самозащита учащихся

Из книги Введение в психолого-педагогическую деятельность: учебное пособие автора Чернявская Анна Павловна

3.3. Гармонизация социальной среды образовательного учреждения. Социальная защита и самозащита учащихся Профессиональная деятельность педагога-психолога предполагает обеспечение гармонизации социальной среды образовательного учреждения, социальную защиту

1.2. Практикум «Анализ внешнего окружения деятельности частного образовательного учреждения»

автора Мансуров Руслан Евгеньевич

1.2. Практикум «Анализ внешнего окружения деятельности частного образовательного учреждения» В качестве примера реализации предлагаемого алгоритма анализа внешнего окружения рассмотрим деятельность Зеленодольского филиала ЧОУ ВПО «Институт экономики, управления и

2.2. Практикум «Анализ ресурсов и способностей частного образовательного учреждения»

Из книги Настольная книга Большого руководителя. Как на практике разрабатывается стратегия развития. автора Мансуров Руслан Евгеньевич

2.2. Практикум «Анализ ресурсов и способностей частного образовательного учреждения» Итак, переходим от слов к делу! Или от конкретных, но все же теоретических выкладок о том, как проводить анализ возможностей организации, к примеру их практической реализации.В качестве

3.2. Практикум «Применение SWOT-анализа к деятельности частного образовательного учреждения»

Из книги Настольная книга Большого руководителя. Как на практике разрабатывается стратегия развития. автора Мансуров Руслан Евгеньевич

3.2. Практикум «Применение SWOT-анализа к деятельности частного образовательного учреждения» Ну, а теперь на практике, возвращаясь к нашей исследуемой организации, в качестве которой был выбран частный вуз – «Институт экономики, управления и права». Отметим, что все

4.6. Практикум «Пример формирования стратегии развития частного образовательного учреждения»

Из книги Настольная книга Большого руководителя. Как на практике разрабатывается стратегия развития. автора Мансуров Руслан Евгеньевич

4.6. Практикум «Пример формирования стратегии развития частного образовательного учреждения» 4.6.1. Идентификация вариантов стратегии развития На основе проведенного стратегического анализа текущей ситуации сформулируем основные варианты стратегического развития

Успешное функционирование учебных заведений во многом зависит не только от профессионализма сотрудников. Хорошее финансирование значительно улучшает материально-техническую базу любого образовательного учреждения. Может ли образовательное учреждение вести предпринимательскую деятельность? И какие виды предпринимательской деятельности образовательного учреждения предусматривает законодательство? В статье 47 «Предпринимательская деятельность образовательного учреждения» прописаны все нюансы данного вопроса, что помогает получить четкое представление о правилах ведения данной деятельности.

Образовательные учреждения часто испытывают острую нехватку финансирования со стороны государства. Это приводит к ухудшению качества образования, дефициту необходимого инвентаря и учебных пособий, сложностям в процессе работы с учащимися. Чтобы решить подобный вопрос, учебное заведение может начать вести предпринимательскую деятельность. Выполнять все манипуляции без ошибок и нарушений законодательства можно, ознакомившись с соответствующими нормативно-правовыми актами.

Понятие предпринимательской деятельности в учебных учреждениях

Когда за учебным заведением закрепляется определенное имущество, для нормального функционирования. Из-за нехватки финансов со стороны государства есть риск заметного ухудшения работы учебного заведения. Предпринимательская деятельность способна быстро улучшить финансовое положение любого учреждения.

Многие руководители школ и других заведений не знаю, может ли образовательное учреждение вести предпринимательскую деятельность. В статье 47 предпринимательская деятельность образовательного учреждения прописаны все нюансы данной деятельности.

Данные манипуляции выполняются с целью , который можно использовать для финансирования учреждения.

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

Требования, которые предъявляются к ведению деятельности предпринимательского характера, следующие.

Скачать таблицу требований к ведению предпринимательской деятельности в образовательной организации
Скачать в.docx

Требование

1. Деятельность, которую ведет образовательное заведение, обязана полностью способствовать главной цели данной сферы. Например, в образовательных заведениях доход, полученных от предпринимательства, может распределяться на финансирование основного и оборотного фондов учреждения. Также данные финансы могут быть использованы для выплаты заработной платы сотрудникам заведения, для оплаты расходов в служебных командировках, обучающих курсах.

2. Предпринимательская деятельность, которую ведет учебное заведение, должна всецело соответствовать целям, для которых она ведется. Деятельность должна быть подобна основным и дополнительным целям данных манипуляций. Поскольку в Законе об образовании сказано о праве заниматься образовательной деятельностью в виде реализации программ по образованию, этой деятельности соответствует только образование на платной основе. Однако с ней нельзя соотносить, например, посредничество или торговлю основными средствами.

Разновидности предпринимательской деятельности в образовательных заведениях

Виды предпринимательской деятельности образовательного учреждения бывают разных типов. Они отличаются по специфике, способам совершения сделок, целям. К данной деятельности можно отнести следующие действия, направленные на получение дохода с целью пополнения финансового состояния фонда образовательного заведения:

  • продажу, а также сдачу в аренду всех помещений и имущества учебного заведения;
  • принятие долевого участия в функционировании других заведений, в числе которых находятся и образовательные;
  • покупка и продажа различных товаров и оборудования для работы в заведении;
  • покупка акций, облигаций, разнообразных ценных бумаг с целью дальнейшего получения доходов с помощью их использования;
  • оказание услуг посредника другим учебным заведениям и предприятиям;
  • проведение различных операций, которые не относятся к собственному производственному процессу товаров и услуг, предусмотренных уставом.

Статья 47 о ведении предпринимательской деятельности

Статья 47 предпринимательская деятельность образовательного учреждения содержит основные критерии, по которым оценивается законность проведения данных манипуляций.

Образовательное заведение имеет право заниматься предпринимательской деятельностью, если соблюдает предусмотренный устав.

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно! За прохождение - диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Занимаясь одним из видов предпринимательской деятельности образовательного учреждения, стоит учитывать некоторые правила.

  1. Предпринимательская деятельность учебного заведения является таковой только в той части, полученные финансы от которой не вносятся в это заведение на потребности обеспечения и улучшения качества функционирования учреждения, выплаты заработной платы сотрудникам.
  2. Во время занятия предпринимательством учебное заведение становится равным предприятию и должно подчиняться законодательным актам, созданным специально для предпринимателей.
  3. Если данная деятельность начинает ухудшать качество образовательной сферы в заведении, директор либо органы местного управления имеют право прекратить эту деятельность, пока суд не примет соответствующее решение.

Касательно вопроса налогообложения предпринимательства в учебных заведениях, статья предусматривает следующий выход. Если образовательное учреждение не является государственным и предоставляет платные услуги образования в качестве предпринимательской деятельности, эти услуги не будут рассмотрены как предпринимательство. Это происходит только при условии использование дохода, который получает учреждение, на покрытие затрат, необходимых для полноценного образовательного процесса. К этому пункту относится и выплата зарплаты сотрудникам образовательного заведения.

Если директор учреждения либо органы управления фиксируют, что ведение предпринимательской деятельности негативно влияет на учебный процесс, они имеют право ее приостановить. Однако приостановка этих действий не предусматривается действующим законодательством страны, поскольку в нем прописаны другие гарантии соблюдения ограничений деятельности, которые влияют на работу некоммерческих заведений. Если сделка, которую заключает некоммерческое заведение, выходит за границы ее прав, она будет признана ничтожной. Если предпринимательство ведется на постоянной основе и противоречит действующему законодательству и целям некоммерческого учреждения, ее принудительно остановят на заседании суда.

Соблюдение всех правил и предписаний, которые содержатся в законодательных документах, гарантирует ведение правомерной предпринимательской деятельности с учетом всех требований к данной сфере. При этом занятие различными видами предпринимательства гарантирует возможность быстро и эффективно наполнить основной либо дополнительный фонд любого образовательного заведения. Это позволяет обеспечить качественное образование в комфортных для учащихся заведения и преподавателей условиях.

1. Образовательное учреждение вправе вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную его уставом.

2. К предпринимательской деятельности образовательного учреждения относятся:

· реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества образовательного учреждения;

· торговля покупными товарами, оборудованием;

· оказание посреднических услуг;

· долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций;

· приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;

· ведение приносящих доход иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией.

3. Деятельность образовательного учреждения по реализации предусмотренных уставом этого образовательного учреждения производимой продукции, работ и услуг относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не реинвестируется непосредственно в данное образовательное учреждение и(или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (в том числе на заработную плату) в данном образовательном учреждении.

4. В своей предпринимательской деятельности образовательное учреждение приравнивается к предприятию и подпадает под действие законодательства Российской Федерации в области предпринимательской деятельности.

5. Учредитель или органы местного самоуправления вправе приостановить предпринимательскую деятельность образовательного учреждения, если она идет в ущерб образовательной деятельности, предусмотренной уставом, до решения суда по этому вопросу.

Статья 48. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность

1. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, сопровождающаяся получением доходов, рассматривается как предпринимательская и подлежит регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не лицензируется. При ее регистрации заявитель представляет в соответствующий орган местного самоуправления только заявление и документ об уплате регистрационного сбора.

3. Незарегистрированная индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не допускается. Физические лица, занимающиеся такой деятельностью с нарушением законодательства Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Все доходы, полученные от такой деятельности, подлежат взысканию в доход соответствующего местного бюджета в установленном порядке.

Статья 49. Возмещение ущерба, причиненного некачественным образованием

1. Государство в лице уполномоченных государственных органов управления образованием в случае некачественной подготовки выпускников аккредитованным образовательным учреждением вправе предъявить данному образовательному учреждению иск по возмещению дополнительных затрат на переподготовку этих выпускников в других образовательных учреждениях.

2. Основанием для предъявления иска является рекламация государственной аттестационной службы на качество подготовки обучающихся (второе и третье предложения исключены с 22 ноября 1997 года Федеральным законом от 16 ноября 1997 года N 144-ФЗ).

Глава V. СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ГРАЖДАН НА ОБРАЗОВАНИЕ

Статья 50. Права и социальная защита обучающихся, воспитанников

1. Права и обязанности обучающихся, воспитанников образовательного учреждения определяются уставом данного образовательного учреждения и иными предусмотренными этим уставом локальными актами.

2. Совершеннолетние граждане Российской Федерации имеют право на выбор образовательного учреждения и формы получения образования.

3. Граждане, получившие образование в неаккредитованных образовательных учреждениях, в форме семейного образования и самообразования имеют право на аттестацию в форме экстерната в аккредитованных образовательных учреждениях соответствующего типа.

4. Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения, на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек, на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений.

Обучение граждан по индивидуальным учебным планам в пределах государственного образовательного стандарта и формы участия обучающихся в управлении образовательным учреждением регламентируются уставом данного образовательного учреждения.

5. Выпускники образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, имеющих государственную аккредитацию, обладают равными правами при поступлении в образовательное учреждение следующего уровня.

6. Обучающихся, воспитанников государственного или муниципального образовательного учреждения учредитель в пределах своей компетенции и в соответствии с действующими нормативами обеспечивает стипендиями, местами в общежитиях и интернатах, льготным или бесплатным питанием и проездом на транспорте, иными видами льгот и материальной помощи.

7. Граждане Российской Федерации имеют право на получение впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов.

Граждане Российской Федерации вправе в установленном порядке неоднократно получать бесплатное профессиональное образование по направлению государственной службы занятости, в случае потери возможности работать по профессии, специальности, в случае профессионального заболевания и(или) инвалидности, в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

8. Обучающиеся в образовательных учреждениях по очно-заочной (вечерней) и заочной форме, выполняющие учебный план, имеют право на дополнительный оплачиваемый отпуск по месту работы, на сокращенную рабочую неделю и на другие льготы, которые предоставляются в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации.

9. В образовательных учреждениях содержание и обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), осуществляются на основе полного государственного обеспечения.

10. Для детей и подростков с отклонениями в развитии органы управления образованием создают специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество.

Финансирование указанных образовательных учреждений осуществляется по повышенным нормативам.

Категории обучающихся, воспитанников, направляемых в указанные образовательные учреждения, а также содержащихся на полном государственном обеспечении, определяются Правительством Российской Федерации.

Дети и подростки с отклонениями в развитии направляются в указанные образовательные учреждения органами управления образованием только с согласия родителей (законных представителей) по заключению психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий.

11. Для подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, достигших возраста одиннадцати лет, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода, создаются специальные учебно-воспитательные учреждения, обеспечивающие их медико-социальную реабилитацию, образование и профессиональную подготовку.

Направление таких подростков в эти образовательные учреждения осуществляется только по решению суда.

12. Для граждан, содержащихся в воспитательно-трудовых и исправительно-трудовых учреждениях, администрацией этих учреждений и государственными органами управления образованием создаются условия для получения основного общего и начального профессионального образования, для профессиональной подготовки, а также для самообразования.

13. Органы государственной власти и органы управления образованием могут создавать нетиповые образовательные учреждения высшей категории для детей, подростков и молодых людей, проявивших выдающиеся способности.

Сверхнормативное финансирование таких образовательных учреждений осуществляется за счет средств учредителя.

Критерии отбора таких детей, подростков и молодых людей в указанные образовательные учреждения определяются учредителем и доводятся до сведения общественности.

14. Привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.

15. Принуждение обучающихся, воспитанников к вступлению в общественные, общественно-политические организации (объединения), движения и партии, а также принудительное привлечение их к деятельности этих организаций и участию в агитационных кампаниях и политических акциях не допускаются.