Орфограммы в загадках. Буквы о-е после шипящих в корне Загадки с орфограммами о е после шипящих

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Русский язык 3 класс Т е м а у р о к а: «Знакомство с орфограммой ь после шипящих на конце существительных. Ц е л ь: учить правописанию мягкого знака после шипящих у имен существительных; Задачи: Развивать умение делить слова на группы и выбирать основание для классификации, речь, внимание, креативность мышления, формировать навыки самоконтроля. Углубить знания о функциях мягкого знака: показателя мягкости согласных, разделительного знака, показателя женского рода имён существительных после шипящих. УУД: коммуникативные, ассоциативные, регулятивные. Тип урока: изучение нового материала Форма работы: парная, индивидуальная, фронтальная. Оборудование. Учебник «Русский язык» 3 класс Нечаевой Н.В. Электронные таблицы «Наглядная начальная школа» часть 1, таблица 14 по теме: «Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных» Карточки с индивидуальным заданием. Х о д у р о к а. 1. Организационный момент. Психологический настрой учащихся. -Давайте улыбнёмся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. 2. Минутка чистописания На доске написаны слова: (Слайд 1.) ружьё морковь помощь рожь -Что общего в написании этих слов? - Какая это буква? (Мягкий знак.) - Напишите до конца строки, соблюдая последовательность: - ь ьъъъъ... - На следующей строке напишите данные слова.

2 - Слова какой части речи вы написали? (Мы написали имена существительные.) - В каком числе стоят имена существительные? (Имена существительные стоят в единственном числе.) - Я предполагаю, что во всех данных словах мягкий знак играет одинаковую роль. Согласны ли вы со мной? (Нет т.к.) (В слове ружьё - разделительный мягкий знак. В слове морковь - мягкий знак (ь) - показатель мягкости предыдущего согласного звука.) - Почему в словах помощь, рожь написан мягкий знак? - Может он обозначает мягкость предыдущего согласного звука? (Нет, так как звук щ - всегда мягкий, звук ж - всегда твердый.)- Сегодня на уроке вы узнаете, почему в словах помощь, рожь пишется мягкий знак. - 3.Тема сегодняшнего урока: «Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих». Мягкий знак хитрый знак. (Слайд 4.) Не сказать его никак. Он не произносится, Но в слово часто просится. 4. Работа по теме урока На доске написаны слова: (Слайд 5.)Луч, дочь, карандаш, вещь, врач, чиж, молодёжь, тишь. - Слова какой части речи написаны на доске? (На доске написаны имена существительные.) - В каком числе стоят имена существительные? (Имена существительные стоят в единственном числе.) - На какие две группы можно разделить эти имена существительные? (Эти существительные можно разделить на существительные мужского и женского рода.) - Напишите существительные в два столбика, в первый - женского рода, во второй - мужского рода. - (Слайд 6.) ж. р. м.р. дочь вещь луч карандаш

3 молодёжь врач тишь чиж - Скажите, какие буквы, обозначающие звуки, написаны на конце существительных женского и мужского рода? (На конце существительных написаны буквы, обозначающие шипящие звуки.) Сделайте вывод. (На конце существительных женского рода в единственном числе после букв, обозначающих шипящие звуки, пишется мягкий знак.на конце имен существительных мужского рода после букв, обозначающих шипящие звуки, мягкий знак не пишется.) 5. Работа по электронной таблице.часть 1, таблица 14 1) Электронный модуль 3. - Вставьте, где нужно мягкий знак. Сторож?, борщ?, сыч?,тиш?, вещ?, мелоч?, доч?, молодёж? - Проверим. Сторож, борщ, сыч,тишь, вещь, мелочь, дочь, молодёжь 2) Электронный модуль 4 -Зачеркните неверно написанные слова:. 6. Закрепление изученного Упражнение /..Отгадать загадки. Ответы написать в тетрадь. (Слайд 8.) - Какая птица быстрее всех летает?{стриж.) - Как напишите это слово? (Стриж -существительное, мужского рода, пишу без мягкого знака.) - Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят весной между большими остроконечными листьями. А летом на месте цветов - красная ягода. Она ядовита! (Ландыш.) - Как напишите это слово? (Ландыш-существительное, мужского рода, пишу без мягкого знака.) - Маленький рост, длинный хвост, серая шубка, острые зубки. (Мышь.) - Как напишите это слово? (Мышь-существительное, женского рода, пишу с мягким знаком.) Упражнение 2. (Самопроверка) - К именам прилагательным, записанным на доске, подобрать подходящие по смыслу имена существительные с шипящими на конце. (Слайд 9.) - звездная(ночь) - золотая (рожь)

4 - острый (нож) - чёрный (грач) - русская (речь) - тяжелый (багаж) 7. Физкульминутка - Мы работали отлично. Отдохнуть не прочь сейчас - И зарядка нам привычно На урок приходит в класс. Я буду называть имена существительные с мужского и женского рода с шипящим звуком на конце. Если назову существительное женского рода, то вы прыгаете и делаете хлопок над головой, если услышите существительное мужского рода- приседаете. (Кирпич, ёж, ночь, борщ, печь, шалаш, силач, мяч, молодёжь, дочь, клещ.) - -Какое слово прозвучало последним? (Клещ) - -Кто знает что оно обозначает? (Это насекомое) - -А информацию об этом насекомом вы можете найти в энциклопедии. 8.Самостоятельная работа (Задание на карточках) - Расположите части так, чтобы получился рассказ. Напишите текст, вставьте, где нужно, мягкий знак. - Охотник накинул плащ(?) и вышел во двор. Перед его глазами промелькнула летучая мыш(?). - Охотник ночевал в домике лесника. В полноч(?) он услышал жалобный - плач(?). - И снова повторился плач(?). Охотник понял, что это кричит сыч(?). 9.Проверка (Слайд 10.) - Какую часть написали первой, какую второй, какую третьей? - В каких словах написали мягкий знак? Почему? 10.Итог урока. - -Какие функции выполняет мягкий знак? (Слайд11.) 11.Рефлексия - Вот наш урок близится к концу. У кого четыре плюсика поставьте оценку 5.(3 4, 2-3). - -Кто доволен своей работой на уроке?(похлопайте в ладоши).

5 - В тетради на шкале обозначить знаком Х как вы оцениваете свою работу. - Молодцы! 12.Домашнее задание. Стр. 26 упр.320 -


Урок русского языка 3 класс тема: «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих». (УМК: В.П. Канакина «Русский язык») Учитель: Сергеева Л.Г. 1 Цели: 1. углубить знания о роли мягкого знака в

Тема: «Мягкий знак на конце слов после шипящих». Задачи: Повторить в каких случаях на конце слов после шипящих пишется мягкий знак, в каких случаях он не пишется; повторить написание словарных слов. Планируемые

Урок русского языка в 3 классе УМК «Школа России» Тема: Мягкий знак на конце имен существительных. Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепление новых знаний. Формы работы обучающихся:

Открытый урок по русскому языку в 3 классе «Имена существительные с шипящим звуком на конце» Цели: учить написанию имен существительных женского рода с мягким знаком на конце после шипящих; развивать логическое

Конспект урока по русскому языку во 2 и 4 классах. 2 класс «Как переносить слова с одной строки на другую?» Цель: повторить правила переноса слов; формировать умение переносить слова с одной строки на

Составитель: Бабушкина М.В.- учитель русского языка и чтения КОУ «Леушинская школаинтернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Класс: 5 Тема: Правописание имен существительных с шипящей

Технологическая карта урока русского языка 3 класс Ф.И.О. учителя: Суслова Елена Владимировна Класс: 3 «Д» Предмет: русский язык Тема урока: Имена существительные с шипящими на конце Тип урока: Технология

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ Учитель начальных классов: В. А. Шейко Предмет: Русский язык Тема урока: «Мягкий знак (ь) после букв шипящих в конце имён существительных женского рода» Тип урока: Урок открытия

Логопедическое занятие. Класс: 3 класс Тема: Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных женского рода. Цели: Образовательные: учить наблюдать, исследовать правописание слов;

Тема: «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих» (3 класс) УМК «Планета знаний» Тема: «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих» Цель: познакомить учащихся с правописанием

Технологическая карта урока. УМК «Перспектива». Л. Ф. Климанова «Русский язык». Тема: «Имя прилагательное». Класс 2. Тип урока: комбинированный. Цель: сформировать умение изменять имена прилагательные

«Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. Мягкий знак». Урок повторения изученного материала. Цели урока. Предметные: наблюдение за позицией написания ь знака, решение орфографической

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа 2 г. Навашино» Конспект урока по русскому языку Тема урока: «Снова о ь» Выполнила: учитель начальных классов Гурьянова Елена Сергеевна

КГУ «Раисовская С. Ш.» 3 класс Русский язык Тема: «Имя прилагательное» Обобщающий урок Учитель: Соколовская Лариса Владимировна Апрель 2016 год Русский язык Тема: Имя прилагательное. Цель урока: Создание

Русский язык, 4 класс Тема: Мягкий знак после шипящих в глаголах Жерновникова Т.И., учитель начальных классов ГАОУ ТО «ГРК» Цель: научить писать мягкий знак после шипящих в глаголах. Планируемый результат:

МБОУ ПСОШ 1 имени Г.В.Алисова Буква ь после шипящих на конце имен существительных (урок русского языка в 4 классе УМК Школа 2100..) Учитель начальных классов: Миронова С.В. 2013г. Тема. «Буква ь после

Урок русского языка в 4 классе Тема: «Правописание звонких и глухих согласных» Цели: формирование умения сопоставлять произношение и написание парных согласных; продолжить работу по формированию навыка

Русский язык. 3 класс. Тема: Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных. Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ). Основные цели: 1) сформировать представление о правописании

Кузичкина Ольга Юрьевна Учитель начальных классов ЧУОО школа Личность Тема: «Три склонения имен существительных» Цель: Дать представление о трех типах склонения имен существительных, развивать умение

ГБОУ школа интернат 1 ст. Елизаветинской Открытый урок русского языка в 3 классе по теме: «Однокоренные слова». Провела учитель логопед Антошкина Н.А. 25.11.2015г. Цели: Познавательные: учить ориентироваться

Урок русского языка в 3 классе. (УМК «Начальная школа ХХI век») Тема: «Учимся обозначать звук ы после звука ц. Цели урока: Обучающие: наблюдение за способами обозначения звука [ы] после [ц] в различных

Разработка урока русского языка Ф.И.О. учителя Рыбаконенко Е.А. Класс 3 УМК «Начальная школа XXI века» Тема урока «Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных» Цель урока вывести алгоритм

Латохина Мария Николаевна Муниципальное образовательное учреждение гимназия 44 г. Люберцы УРОК ИНФОРМАТИКИ И РУССКОГО ЯЗЫКА Цели урока: Информатика: учить пользоваться компьютером, включать, входить в

Министерство образования Московской области Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области «АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ» Центр педагогической

МБОУ «Покровская средняя школа» Урок русского языка по теме «Правописание безударных окончаний имен существительных в единственном числе 1, 2 и 3 склонения.» Разработала урок Козлова Таисия Владимировна,

Файзуллина Оксана Владимировна учитель начальных классов Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 40 Челябинская область, г. Сатка УРОК ПО ТЕМЕ «РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ

Урок русского языка, 2 класс (УМК «Начальная школа 21 века») Тема: Правописание парных согласных в корне слова Цель: Формировать навыки проверки написания парных звонких и глухих согласных в корне слова

Технологическая карта урока Ф.И.О. Мамайкина И.А. Дата: 24.11.2016 Предмет: русский язык Класс: 2 Б Тип урока: усвоение новых знаний. Тема: Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме. Цель:

МБОУ СОШ 11 г.сергиев Посад Технологическая карта урока русского языка в 3-Д классе учителя начальных классов Сергеевой Татьяны Владимировны Тема урока. «Как найти в слове корень?» Дата проведения. 21.10.2015г.

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 28» Урок русского языка по теме: «Имена существительные собственные и нарицательные» во 2 «А» классе

Открытый урок по русскому языку в 1А классе Ковылкинская средняя общеобразовательная школа 4 Тема: Повторяем словарные слова Цели: закрепить написание словарных слов; закрепить умение списывать с печатного

Методическая разработка урока русского языка по теме «Слова антонимы» (УМК «Начальная школа XXI века, 2 класс) Атамановой Е. И. МБОУСОШ 19 г. Белгорода им. В. Казанцева Данный урок содержит здоровьесберегающие

Технологическая карта урока Русский язык 2 класс В.П.Канакина, В.Г. Горецкий Тема: «Что такое имя прилагательное?» Тип урока: урок открытия нового знания. УМК: «Школа России» Задачи: 1. формировать представлений

Тема: Правописание слов с непроизносимыми согласными. Закрепление. Русский язык 3 класс Пятый урок из девяти Тип урока: урок закрепления Цель урока: совершенствовать умение проверять и писать слова с непроизносимыми

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема: Понятие об удвоенных согласных буквах. 3 класс Тема урока: Понятие об удвоенных согласных буквах из раздела «Слово». Цель урока: познакомить с понятием об удвоенных согласных

План-конспект урока на тему «Правила правописания разделительных Ь и Ъ знаков» 1. Коннова Татьяна Ивановна 2. Место работы: г. Балашов, МОУ «Гимназия им. Ю.А. Гарнаева» 3. Должность: учитель начальных

Муниципальное казѐнное общеобразовательное учреждение «Остроженская средняя общеобразовательная школа» План- конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме: «Род имени существительного» (УМК «Школа

Урок русского языка 2-й класс Образовательная система «Гармония» Учитель Александрова Т. В. Тема урока: «Знаю или не знаю? Пишу или..?» Цель: Формировать умение писать с окошками. Задачи: Учить находить

Урок русского языка в 4 классе Тема: Третье склонение имѐн существительных. Учитель: Грищенко Светлана Николаевна Цель: создать условия для создания и осмысления блока новой учебной информации, применении

ОТКРЫТЫЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ (ДИСТАНЦИОННЫЙ) ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ 2017 Секция 7 Конспект урока русского языка для учащихся 2-го класса, в котором обучаются дети с ОВЗ. Морозова Наталья Сергеевна учитель начальных

Болховитина Ольга Сергеевна учитель начальных классов Конспект урока Класс: 3 «Г» класс Урок: русский язык Тема: «Второстепенный член предложения: определение» Цель урока: познакомить учащихся с новым

Методическая разработка урока по русскому языку «Имя прилагательное» Автор: Скафа Елена Игоревна ГБОУСОШ 72 учитель начальных классов г. Москва Цель урока: Дать понятие об имени прилагательном, как части

ФИО Конспект урока по обучению грамоте. ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА литературного чтения (обучение грамоте) ТЕМА урока: «Буква Ч» Бобылева Елена Викторовна Место работы МБУ «Школа 72» Должность Предмет Класс Учебник

План конспект открытого урока Правописание буквосочетаний ЖИ - ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ ЩУ» 1.Ф.И.О. Климова Галина Александровна 2. Место работы: ГБОУ СОШ с. Малячкино 3.Должность: учитель начальных классов 4.

Тема: «Правописание безударных гласных в корне». Цели: закрепить знания, умения и навыки учащихся в написании и проверке слов с безударной гласной в корне; развивать орфографическую зоркость, устную и

Конспект открытого урока по русскому языку, проведенного в рамках научно-практического семинара «Использование технологии проектирования В.М. Монахова» Цели урока: Тема: Правописание суффиксов ик- -ек-.

П/п 1 класс Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Русский язык» в рамках ОС ПНШ на 2015-2016 учебный год 50 часов Тема урока Дата Элемент содержания 1 Знакомство с новым учебником «Русский

Урок русского языка в 3 классе Тема «Род имён существительных» Выполнила учитель начальных классов МАОУ Любохонской СОШ Меницкая Галина Александровна Тема: «Род имён существительных» Тип урока: урок открытия

Конспект урока русского языка в 4 классе на тему «Мягкий знак на конце наречий после шипящих» Составила: Анна Павловна Кабанова Учитель начальных классов 2014 год 1 Урок русского языка в 4 классе по теме.

Материал «Орфограммы в загадках» помогает учителю разнообразить работу на уроке. В зависимости от тематики загадки содержат широкий круг сведений об окружающем мире. Использование загадок даёт возможность сконцентрировать внимание на наиболее трудной орфограмме. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу. Отгадать загадку — значит найти решение задачи, т. е. совершить довольно сложную мыслительную операцию.При разгадывании загадок:А) формируется любовь к народному творчеству, родному языку;Б) ребёнок вводится в мир народной поэзии, получая эстетическое наслаждение;В) мобилизуются умственные силы, так как разгадывание является своеобразной гимнастикой;Г) развиваются находчивость, сообразительность, быстрота реакции;Д) расширяется кругозор, обогащается словарный запас, развивается речь.Отгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.Буквосочетания ЧК, ЧН, НЧ 1. Что такое перед нами: две оглобли за ушами, на глазах по колесу и сиделка на носу? (Очки)2. Шевелились у цветка все четыре лепестка. Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел. (Бабочка)3. А ну-ка, ребята, кто отгадает: на десятерых братьев двух шуб хватает? (Рукавички)4. Стальной конёк по белому полю бегает, за собой чёрные следы оставляет. (Ручка)5. Спят мирно дочки в фанерном домочке. У сонь, у тихонь на головках огонь. (Спички)6. Что это у Ванечки? Ниточка на палочке, палочка в руке, а ниточка в воде. (Удочка)7. Рос шар бел, ветер дунул — шар улетел. (Одуванчик)8. Золотое решето чёрных домиков полно; сколько черненьких домков, столько маленьких жильцов. (Подсолнечник)9. В лесу вырезана, гладко вытесана. Поёт — заливается, как называется? (Дудочка)10. Я маковой крупинков упала на тропинку, остановила вас, закончила рассказ. (Точка)Удвоенные согласные 1. Стою на крыше, всех труб выше. (Антенна)2. По асфальту едет дом, ребятишек много в нём, а под крышей дома вожжи, дом без них ходить не сможет. (Троллейбус)3. Плещет тёплая волна в берега из чугуна. Отгадайте, вспомните: что за море в комнате? (Ванна)4. Этот глаз — особый глаз. Быстро глянет он на вас, и появится на свет самый точный ваш портрет. (Фотоаппарат)Непроизносимые согласные 1. Доброе, хорошее, на людей глядит, а людям на себя глядеть не велит. (Солнце).2. Крутая гора, что ни шаг, то дыра. (Лестница)Парные согласные 1. Маленькие лапки, на лапках царапки. (Кошка)2. Хозяин лесной, просыпается весной, а зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой. (Медведь)3. Красна девица в темнице, а коса на улице. (Морковь)4. Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка)5. В воде купался, а сух остался. (Гусь)6. Стоят в лугах сестрички: золотой глазок, белые реснички. (Ромашка)7. Кто сидит на крепкой ножке в бурых листьях у дорожки? Встала шапка из травы — нет под шапкой головы. (Гриб)8. Во двое горой, а в избе водой. (Снег)9. Бьют Ермилку по затылку. Он не плачет, только носик прячет. (Гвоздь)10. Сидит Игнатка на грядке весь в заплатках. Кто его потрогает, тот и заплачет. (Лук)11. В Полотняной стране по реке Простыне плывёт пароход то назад, то вперёд, а за ним такая гладь, ни морщинки ни видать. (Утюг).12. Трещит, а не кузнечик, летит, а не птица, везёт, а не лошадь (Самолёт)13. Хоть открыты настежь двери, но ко мне не входят звери, ты смотри меня не трожь — я колючий шарик… (Ёж)14. Шар земной внесли в автобус! Оказалось, это… (Глобус)15. То я в клетку, то в линейку, написать на мне сумей-ка, можешь и нарисовать. Что такое я?…(Тетрадь)Безударные гласные 1. Днём спит, ночью летает, прохожих пугает. (Сова)2. Два Егорки живут возле горки, живут дружно, а друг друга не видят. (Глаза)3. Скоро ест, мелко жуёт, сама не ест, другим не даёт. (Пила)4. Растёт в траве Алёнка в красной рубашонке, Кто ни пройдёт, всяк поклон отдаёт. (Земляника)5. В сенокос горька, а в мороз сладка. Что за ягодка. (Рябина)6. Хитрая плутовка, рыжая головка, хвост пушистый — краса, а зовут её… (Лиса)7. Кто ходит ночь и ходит день, не зная, что такое лень. (Часы)8. Хороводами в ряд в шапках молодцы стоят. (Грибы)9. Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали, а пошли искать их днём, ищем-ищем — не найдём. (Роса)10. По морю идёт, а до берега дойдёт — тут и пропадёт. (Волна)11. Мы варенья наварили, никому не говорили. Чудеса! Чудеса! Как проведала…(оса?)12. Домовитая хозяйка пролетает над лужайкой, похлопочет над цветком, он поделится медком (Пчела)13. Не прядёт, не ткёт, а людей одевает. (Овца)14. Нашумела, нагремела, всё промыла и ушла, и сады и огороды всей окреге полила. (Гроза)15. Делиться со всеми — привычка моя! Вам яду не надо? — спросила… (змея)16. С бородою, а не старик, с рогами, а не бык, доят, а не корова, с пухом, а не птица, лыко дерёт, а лаптей не плетёт. (Коза)Мягкий знак (Ь) после шипящих у существительных мужского и женского рода 1. В густом лесу под ёлками, осыпанный листвой, лежит клубок с иголками, колючий и живой (Ёж).2. Весёлые горошки на зелёной ножке. (Ландыш)3. Маленький шарик под лавкой шарит. (мышь)4. Да не бойтесь, ладно уж, не ужалит этот…(Уж)5. Хвост во дворе, нос в конуре, кто хвост повернёт, тот и в дом войдёт. (Ключ)6. Махнула птица крылом и покрыла свет одним пером (Ночь)7. Что за весенняя чёрная птица любит за плугом ходить и кормиться? Что за весенняя чёрная птица прямо на трактор чуть не садиться? (Грач)8. В поле тычинка — золотая вершинка. (Рожь)9. Зимой нет теплей, летом нет холодней. (Печь)10. Ростом мал, да удал, от меня ускакал. (Мяч)Мягкий знак (Ь) и твёрдый знак (Ъ) разделительные 1. Падают с ветки золотые монетки. (Листья)2. Спинки в веснушках. Ах, как неловко! И покраснела божья…(Коровка)3. Гуляет в поле, да не конь. Летает на воле, да не птица. (Вьюга).4. Вместо хвостика — крючок, вместо носа — пятачок. Пятачок дырявый, а крючок вертлявый. (Свинья)5. В лесу у пня суетня, беготня. Народ рабочий весь день хлопочет — из лесного сора строит себе город. (Муравьи)6. Длинной шеей поверчу, груз тяжёлый подхвачу, где прикажут — положу, человеку я служу (Подъёмный кран)Мягкий знак — показатель мягкости 1. Шёл долговяз, в сыру землю увяз. (Дождь)2. Мету, мету — не вымету, несу, несу — не вынесу; пора придёт — сама уйдёт (Тень)3. В воде купался, а сух остался (Гусь)4. Кто в дом ни идёт, меня за руку берёт. (Дверь)5. Бьют Ермилку по затылку, он не плачет, только носик прячет (Гвоздь)6. В золотой клубочек спрятался дубочек. (Желудь)7. Он в берлоге спит зимой под большущею сосной, а когда придёт весна просыпается от сна (Медведь)8. Кто на голове свой дом носит? (Олень)9. Каждый вечер я иду рисовать круги на льду, только не карандашами, а блестящими…(коньками)10. То я в клетку, то в линейку, написать на мне сумей-ка, можешь и нарисовать. Что такое я? (Тетрадь)11. У двух матерей по пяти сыновей, для всех одно имя (Пальцы)Буквосочетания — оро-, — оло- 1. Глубоко был спрятан он, 1-2-3-и вышел вон, и стоит он на виду, белый, я тебя найду. (Боровик).2. Не сеют, не сажают — сами вырастают. (Волосы)3. Кто без нот и без свирели лучше всех выводит трели, голосистее, нежней? Кто же это? (Соловей)4. Десять мальчиков живут в зелёных чуланчиках. (Горох)5. Стоит копытце, полно водицы. (Колодец)6. Чёрных ягод пышных куст — хороши они на вкус. (Смородина)7. Говорит дорожка — два вышитых конца: «Помойся хоть немножко, чернила смой с лица! Иначе ты в полдня испачкаешь меня» (Полотенце)8. На стене висит, болтается, всяк за него хватается.(Полотенце)9. Не море, не земля, корабли не плавают и ходть нельзя. (Болото)10. Маленький мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, крохи собирает (Воробей)11. Вырос в поле дом, полон дом зерном. Стены позолочены, ставни заколочены. Ходит дом ходуном на столбе золотом. (Колос)12. Жидко, а не вода, бело, а не снег. (Молоко)13. Деревянная шея, железный клюв, стучит «тук, тук, тук» (Молоток).Буквосочетания жи - ши 1. Сами крошки, боятся кошки, под полом живут, туда всё несут. (Мыши)2. Ползун ползёт, иголочки везёт. (Ёжик)3. Два берёзовых коня по снегам несут меня. Кони эти рыжие, а зовутся (лыжами)4. С неба падают зимою и кружатся над землёю лёгкие пушинки, белые (Снежинки)5. Он ходит, голову задрав, не потому, что важный граф, не потому, что гордый нрав, а потому, что он (Жираф)6. Кувшинчики и блюдца не тонут и не бьются.7. Травка та растёт на склонах и на холмиках зелёных, Запах крепок и душист, а её зелёный лист нам идёт на чай. Что за травка, отгадай! (Душица)8. На четыре ноги надевали сапоги. Пред тем, как надевать стали обувь надувать. (Шины)9. Растёт зелёный кустик, дотронешься — укусит. (Шиповник)10. Если дождик — мы не тужим, бойко шлёпаем по лужам. Станет солнышко сиять — нам под вешалкой стоять. (Калоши)Буквосочетания чу-щу 1. Ночь, но если я захочу, щёлкну раз — и день включу. (Выключатель)2. Пять амбарушек — одни ворота (Перчатки)3. Не шит, не кроен, а на ниточке сборен (Чулок)4. Идут, идут, а всё тут как тут. (Часы)5. Летит орлица по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала (Туча)6. Чёрненько, горяченько, а все любят. (Чай)7. Хвостиком виляет, зубаста, а не лает. (Щука)8. Горит столб, а дыму нету (Свеча)9. Из горячего колодца через нос водица льётся. (Чайник)10. Стоит Антошка на одной ножке, руки из палки, в руках мочалки. (Чучело огородное)О ягодах 1. Какая ягода бывает чёрной, красной и белой? (Смородина)2. Чёрных ягод пышный куст — хороши они на вкус. (Смородина)3. На припёке у пеньков много тонких стебельков.4. Каждый тонкий стебелёк держит алый огонёк. Разгибаем стебельки — собираем огоньки. (Земляника)5. Растёт в траве Алёнка в красной рубашонке. Кто ни пройдёт, всяк поклон отдаёт. (Земляника)6. На лесной полянке красуется Татьянка, алый сарафан, белые крапинки. (Земляника)7. В сенокос горька, а в мороз сладка, что за ягодка? (Рябина)8. Зелёные кусточки, алые цветочки; когти-коготочки, стерегут цветочки. (Шиповник)9. Растёт зелёный кустик — дотронешься — укусит. (Шиповник)10. Весной — белёная, летом — зелёная, осенью — калёная, зимой — хвалёная. Калина)11. Белая, пушистая, густая, душистая, завесила село — как будто подморозило, как будто сад и озеро метелью занесло. (Черёмуха)12. Бусы красные висят, из кустов на нас глядят, очень любят бусы эти, дети, птицы и медведи. (Малина)13. Я красна, я кисла, на болоте я росла, дозревала под снежком, ну-ка, кто со смной знаком? (Клюква)14. На сучках висят шары, посинели от жары. (Слива)15. Кафтан на мне зелёный, а сердце, как кумач,16. на вкус, как сахар сладкий, а сам похож на мяч. (Арбуз)17. Была зелёной, маленькой, потом я стала аленькой, на солнце почернела я, и вот теперь я спелая. (Вишня)

Буквы о – ё после шипящих в корне.

Цели урока: закрепить умение правильно писать слова с буквами о – ё после шипящих; выработать орфографические и пунктуационные навыки.

Оборудование урока: индивидуальные карточки для детей, рисунки, перфокарты, тесты, компьютерная презентация.

Ход урока.

I . Словарно – орфографическая работа (загадки ).слайд №1-19

  1. Костяная спинка

Жёсткая щетинка.

С мятной пастой дружит,

Нам усердно служит (зубная щётка).

  1. По пригоркам, по равнинам

Я виду свою машину

Я люблю дорог простор

А зовут меня (шофёр).

3. По десятку на шесточке

Сели умные кружочки.

И считают громко в слух

Только слышно: «Стук да стук» (счёты).

  1. В тесной избушке

Ткут холст старушки (пчёлы).

5. Зубастая пила

В лес густой с утра пошла

Весь обходила

Ничего не спилила (расчёска).

  1. В золотой клубочек

Спрятался клубочек (жёлудь).

Учитель: отгадайте загадки, запишите в тетрадки и выделите изучаемую орфограмму (буквы о – ё после шипящих).

II. Лексическая работа со словом шорник. (Слайд №21)

Ребята дают лексическое толкование слова шорник и с этим словом

Составляют предложение.

III. Синтаксическая пятиминутка.(Слайд №22)

1. Класс работает с предложением

Учитель: вставить пропущенные буквы, найти грамматическую

Основу предложения, нарисовать схему предложения, поставить

Запятую

Улыбнулись сонные берёзки

Ра…трепали ш…лковые косы

  1. Работа ученика у доски.

Бе…вкусный изл…жение

…бить пол…гать

реш…тка обж…ра

бе…крайний

Учитель:

Когда пишем о - ё после шипящих в корне слова, какие слова исключения?

Шов в капюшоне, шорох в крыжовнике. Обжора залез в кусты крыжовника. Вдруг слышит: шорох, стук трещотки. Он как кинется в лесную чащобу! Курточка на обжоре затрещала, шов в капюшоне лопнул, но он успел унести ноги.

IV. Подбери ласковые слова.(слайд №23-24)

Учитель:

Вспомните, ребята, какую роль играют суффиксы в словообразовании?

К данным существительным прибавьте уменьшительно - ласкательные суффиксы, в полученных словах обозначьте орфограммы. С одним из полученных слов составьте предложения. 1 в. ССП, 2 в. СПП

Образец: черта - чёрточка.

Щ…ка, ж…рдь,

пч…ла, щ…ль.

V. Комплексный анализ текста(слайд №26)

Работает весь класс.

Ж…лтые лилии ра…крыты с самого восхода белые лилии ра…крываются часов в десять. Когда все белые ра…пустятся на реке начинается бал.

Задания:

1Озаглавить текст;

2 найти грамматическую основу предложений;

3 нарисовать схемы предложений;

4 найти синонимы;

5найти метафору;

6 расставить знаки препинания.

Индивидуальное задание. 5 учеников пишут

Сочинение- миниатюру

по опорным словам и по плану.

План текста.

1 Взошло солнце… Слова

2 Вместе с солнцем поднялся ж…лтые ромашки, ш…лковые листья,

садовник. ещё, р…стение, р…сточек; тяж…лые,

3 Тихо в саду крыж…вник, ч…рная смородина,

Ш…рохи, пч…ы.

Солнечным утром в саду.

VI. Подскажи словечко.(слайд №27-28)

  1. Солнце глянуло сквозь (щёлку),

Свесив огненную (чёлку).

  1. Вышёл ёж с сапожной (щёткой),

Занялся работой (чёткой).

VII. Физминутка.

Мы топаем ногами

Топ, топ, топ.

Мы хлопаем ногами. Хлоп, хлоп, хлоп.

Качаем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем.

Мы руки разведём

И побежим кругом.

VIII. Узнай слово.(слайд№29)

Учитель: даны лексические толкования слов, а вы должны узнать сами слова, записать и выделить изучаемую орфограммы.

  1. Плод дуба (жёлудь).
  2. Профессиональный наездник на скачках и на бегах (жокей).
  3. Небольшая лодка, выдолбленная из цельного куска дерева (чёлн).
  4. Сладкие плитки, которые любят все дети (шоколад).
  5. Тихий звук (шёпот).
  6. Сладкая ягода, вырастающая на колючем кусте (крыжовник).

IX. Словарный диктант с перфокартами.

Шоссе, шёпот, почётный, крыжовник, отчёт, жёсткий, обжора, чащоба, щёлочь, положение, капюшон, жёлудь, изложение, щёчка, шёлк.

X. Распределение слов.(слайд №31-34)

Учитель: даны слова, распределите их в три колонки.

1 к. 2 к. 3 к.

Проверяемые Чередующие Буквы о – ё

гласные в гласные. после шипящих

корне слова. в корне слов.

Подарить, предлагать, чёлка, свивают, сложение, чёрствый, наслаждение, росток, шов, удивляться, отрасль, выращивание, капюшон.

XI. Тесты.(слайд №35)

Вариант №1 Вариант №2

А. В каком слове пишется «О»:

1. реш…тка 1. ж…лтый

2. ш…в 2. ч…рный

3. ш…пот 3. ш...рох

4. щ…лочь. 4. ж…лудь.

Б.В каком слове пишется буква «З» Б.В каком слове пишется буква«С»

1. …гиб 1. бе…жалостный

2. ра…писание 2. ра…гадать

3. ра…чётный 3. …жать

4. бе…граничный. 4. ра…бежаться.

В. В каком слове пишется буква «О»: В.В каком слове пишется буква«О»:

1. пол…гать 1. отр…сль

2. р...сток 2. изл…гать

3.выр…щивать. 3. пол…жение

4. р…сти. 4. выр…сти.

XII. Итоги урока.

Учащиеся ещё раз формулируют правило написания о – ё после шипящих в корне.


Разделы: Русский язык

Цели:

Образовательные:

  • Изучить правописание О-Ё--после шипящих и Ц в корнях слов;
  • Сформировать умение выбрать и объяснить буквы О или Ё.

Развивающие:

  • Совершенствовать умение учащихся работать с предложенными текстами;
  • Определять типы, стили речи, мотивируя свою точку зрения;
  • Обогащение словарного запаса за счёт средств художественной выразительности.

Воспитательные:

  • Пробудить интерес к соблюдению литературных норм в речи.

Оборудование: карточки с заданиями, слайды, тексты разных типов речи, речевые клише для формирования связного текста, таблицы орфограмм.

Ход урока

1. Организационный момент.

Дорогие ребята! Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте голубое небо, по нему плывут прозрачные перистые облака, кружатся в воздухе пушистые, лёгкие снежинки, морозный воздух дует нам в лицо. Лучик бодрости пронизывает вас. А сейчас откройте глаза, у вас хорошее настроение, нам всем хочется работать.

Постановка цели.

Какой стиль речи я использовала?

Ученики назвали художественный, так как использованы олицетворения, эпитеты, метафора.

2. При определении темы ребята отгадывают загадку.:

Маленький дубочек
Спрятался в жёлтый клубочек.

(Жёлудь)

На основе какого признака строятся загадки? (Метафора – скрытое сравнение)

Тема наша, как вы уже догадались “Буквы О–Ё после шипящих и Ц в корнях слов”, мы её продолжаем, закрепляем, чтобы вы зарубили на носу (фразеологизм).

3. Групповая работа над текстами по определению типов речи, средств художественной выразительности.

1 группа – текст “Кружевница”.

Спустилась девица к Волге, чтобы водицы набрать, глянула на прозрач..ный узорный л..док и замерла зач..рованная: перед ней переливался солнеч..ными искрами застывший сад цв..тов и д..ревьев. Налюбовалась девица, а дома взяла в руки тоненькие палоч..ки-коклюшки – заш....лестели под руками ш....лковые узоры, пот...кли уд...вительные кружева.

Словарная работа: палочки-коклюшки – палочки для вязания кружев.

Задания. Определите тип речи, докажите, пользуясь речевыми клише. Найдите в тексте слова, которые помогают читателю представить картину.(метафоры, олицетворения).Вставить пропущенные буквы, объясняя орфограмму.

2 группа – текст “Цветок лотос”.

Цветок лотос - символ чистоты и благородства. Он зачастую произр..стает в иле и в мутной воде, но не загр..зняется ими.

Зацв…тает лотос в июле, августе в тихих прудах. Изяш..ными очертаниями лепестков, характерным ш..лестом листьев лотос производит неизгладимое впечатление. К сожалению, ч..десный цветок ч..рует зрителей только три дня. И только листья его, как зонтики, продолжают стоять на воде.

Задания. Определите тип речи. Найдите в тексте средства художественной выразительности.

3 группа – текст “Лето – самое лучшее время года”.

Каждое время года по-своему хорошо, но лето я люблю больше всего. Лето – самое лучшее время года!

Во-первых, летом не нужно ходить в школу, учить уроки, а можно делать, что хочется.

Во-вторых, летом можно целые дни проводить на свежем воздухе. Как отдыхает тело от тёплой одежды, пальто, ботинок!

И наконец, летом много удовольствий: купание в реч..ке, пох…ды с р..кзаком за плечами и н..ч…вки у костра, прогулки в лес за грибами и ягодами, (с,з) бор лекарственных р..стений. Да разве перечислишь все летние развл..чения!. Я всегда с нетерпением жду лета – самой лучшей поры года.

Задания. Определите тип текста. Какую мысль утверждает автор? Какими фактами доказывает свой тезис? Отметьте средства художественной выразительности. (Метонимия – тело отдыхает).

Вставить пропущенные буквы, объясняя орфограмму.

4. Работа по закреплению орфограммы О-Ё после шипящих и Ц в корнях слови безударных гласных.

Словарный творческий диктант “Узнай слово” (запиши одним словом), устное объяснение написания слов.

Бетонированная дорога – шоссе;
Сказочный персонаж с рожками – чёрт;
Плод дуба – жёлудь;
Место соединения сшитых кусков ткани – шов;
Водитель машины – шофёр;
Говорить очень тихо – шёпотом;
Сладкая плитка – шоколад;
Профессиональный наездник на скачках – жокей;
Лицо, руководящее оркестром – дирижер.

5. Синтаксическая минутка.

Подчеркнуть. все члены предложения и определить, какое предложение по составу, объяснить изучаемую орфограмму, отметить средство выразительности – (олицетворение – дожди приходят к людям).

В сентябре приходят к людям жёлтые дожди.

6. Минутка поэзии. Вставить в рифму нужное слово, объяснить орфограмму.

Солнце глянуло сквозь щ..лку
Свесив огненную _ (чёлку)
Вышел ёж с сапожной _ (щ..ткой),
Занялся работой _ (чёткой)
Ученик учил уроки,
У него в чернилах _ (щёки).

7. Творческое задание.

Написать мини-рассказ “Солнечным утром в саду” на основе опорных слов и предложений, используя все знакомые вам средства художественной выразительности.

8. Назови ласково слово с уменьшительно – ласкательным суффиксом с прилагательным.

Щека _ (щёчка розовая, пухленькая);
Пчела _ (пчёлка трудолюбивая);
Шерсть _ (шёрстка мягкая, антоним – жёсткая);
Черта _ (чёрточка маленькая);
Жердь _ (жёрдочка тоненькая).

9. Итоги. Побывали с вами в разных разделах русского языка: орфографии, синтаксисе, повторили типы речи, средства художественной выразительности, кто-то ощутил себя немного писателем, всё это мы проделали с целью закрепить правописание букв О-Ё после шипящих.

Что интересного вы узнали для себя.?

Домашнее задание. Составить загадки на изученное правило, используя метафоры.

Буквы о – ё после штпящих в корне слова

Цели урока. Образовательная: научить детей грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать;

Развивающая : развивать орфографическую зоркость, творческие способности детей: придумывать предложение со словом на данную орфограмму; содействовать развитию у учащихся логического мышления, связной устной речи, самостоятельности;

Воспитательная: воспитывать интерес к богатству русского языка, создать условия для формирования у школьников чувства взаимоуважения, умение работать коллективно.

Оборудование:

    учебник (Русский язык: учеб. Для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ [Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.] – 38-е изд. – М.: Просвещение, 2011.),

    рабочие тетради;

    компьютер, мультимедийный проектор;

    презентация урока;

    раздаточный материал

Тип урока: урок изучения нового материала по орфографии.

Структура урока

    Организационный момент.

    Повторение материала, изученного на прошлом уроке.

    Постановка проблемы и актуализация знаний.

    Объяснение нового материала. Наблюдение над языковым материалом.

    Закрепление нового материала.

    Подведение итогов.

    Рефлексия.

    Домашнее задание по выбору

Ход урока

I. Организационный момент.

Вступление учителя и организация внимания.

Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня такой прекрасный день. Вот мы с вами не знакомы, но предмет нам знаком, соответственно, нам есть о чем поговорить. Давайте получим удовольствие от урока!

В классе должно царить хорошее настроение. Давайте друг другу подарим улыбку.

Урок русского языка буду вести у вас я, Наталья Сергеевна. (слайд 2)

Начинаем наш урок!

Очень хочется, чтоб впрок

Он пошел вам, и тогда

Будем грамотны всегда.

II. Повторение материала, изученного на прошлом уроке.

Давайте проверим, насколько внимательно вы слушали учителя на прошлом уроке. Помните ли вы, когда в корнях –раст- - -рос- пишется А, а когда О. Перед вами кроссворд. Вставьте в слова кроссворда недостающие буквы

1 Р

2 П

О

Д

Р

С

Л

А

3 Р

С

Т

О

В

И

4 В

Ы

5 Р

С

Т

И

Л

С

А

Т

В

О

К

Запишите эти слова в тетрадь (работа учащихся, проверка по цепочке) (слайд 3) Предложите вариант названия кроссворда. Кто озвучит правило о правописании корней – раст- - - рос-?

III. Постановка проблемы и актуализация знаний.

1. Грамматическая сказка.

Ребята, предлагаю вам послушать небольшую сказку.

Капризные шипящие.

Дружно живут согласные с гласными. Ещё бы! Им без гласных никак с работой не справиться. Вот и стараются не обижать своих певучих подружек. Но плохо гласной, когда перед ней оказывается шипящая. С буквами Я, Ю, Ы, Э шипящие вообще знаться не хотят. А уж как трудно рядом с ними буквам О и Ё. То всем шипящим подавай букву Ё. То такая соседка им не по душе. И они согласны стоять только рядом с О. Вот и приходится писать: (слайд 4)

НА ЖЁЛТЫЙ ЦВЕТОК ПРИЛЕТЕЛА ПЧЁЛКА.

Тсс.. Слышите, что говорят шипящие?

Осторож-ж-но! Мы – ш-ш-шипящ-щ-щие!

Устно поставьте ударение в словах жёлтый, пчёлка.

Является ли буква ё орфограммой?

(Является, потому что пишется буква ё, а слышится звук [о])

После каких звуков находится орфограмма?

(После шипящих согласных.)

В какой морфеме находится орфограмма?

(В корне)

Сформулируйте тему урока. (слайд 5)

(Буквы о – ё после шипящих в корне слова.) (слайд 6)

Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа и тему: «Буквы о-ё после шипящих в корне слова».

Ребята, а как вы думаете, чему мы с вами должны научиться? (слайд 7) Сформулируйте нашу цель.

Мы научимся определять, какую гласную мы пишем после шипящих в корне слова, О или Ё.

IV . Объяснение нового материала. Наблюдение над языковым материалом.

1. Работа с таблицей (слайд 8)

Буквы ё и о после шипящих в корне

Шелк – шелковистая

шов

Щеки – щека

капюшон

Посмотрите на таблицу. Давайте зачитаем данные в ней слова.

Используя таблицу, попробуйте сформулировать правило написания букв о-ё после шипящих. (Если к слову мы можем подобрать однокоренное с Е, то пишем Ё, если нет, то пишем О.)

А как называются слова, которые пишутся не по правилу, которые нужно запомнить? (Исключения)

Все ли слова подчиняются данному правилу? (нет)

А что же за слова с правой стороны?)

Теперь вы можете сформулировать правило написания букв о-ё после шипящих?

Вы правильно сформулировали правило? Проверим по учебнику. Откройте учебник на странице 180. (Читают вслух). Ребята, обратите внимание на обозначение орфограммы. (слайд 9)

Вывод о правописании слов: под ударением в корне слова после шипящего пишем Ё, если к данному слову можно подобрать проверочное слово с буквой Е; пишем О, если проверочного слова нет.

(Учитель, по желанию учащихся, даёт одному из них карточку с заданием - найти в Толковом словаре лексическое значение иноязычных слов: артишок, анчоус, корнишон.)

2. Слова-исключения.

Ребята, мы говорили, что в нашей орфограмме есть слова-исключения. У этих слов нет однокоренных пар в нашем языке, поэтому в них пишется о. А чтобы их легче было запомнить, послушайте стихотворение: (слайд 10)

Наш “о” сегодня разозлен

Шов в капюшоне сделал он.

Накинув вышитый наряд,

Полез за ягодами в сад,

Но шов цеплялся за крыжовник,

И шорох услыхал садовник.

3. Слова иноязычного происхождения (слайд 11)

Со словами иноязычного происхождения, которые вы видите на экране, составьте словосочетания, запишите их и объясните правописание глас-ной в корне после шипящих. 1. Жокей - наездник на скачке.

2. Крюшон – прохладительный напиток.

Вывод: - Какая гласная пишется после шипящей в иноязычных словах? Часто встречаются в русском языке иноязычные слова, такие как артишок, анчоус, но что они обозначают, мы зачастую не знаем. Каково лексическое значение этих слов, нам скажет (ученик, работавший с Толковым словарём).

4. Алгоритм (слайд 12)

Посмотрите на экран. Для того чтобы правильно писать о-ё после шипящих в корне слова, нужно запомнить алгоритм

Он лежит у каждого на парте. Во время урока вы можете им пользоваться.

7. Физминутка.

Ребята, мы хорошо поработали, давайте отдохнем. Встаньте и найдите глазами кружок красного цвета, а теперь синего цвета. Глазами, рисуя линию, вернитесь к красному кружку, медленно снова к синему. Найдите кружок жёлтого цвета. Нет, нигде не нашли? Закрыли глаза, мысленно увидели это слово. Как оно пишется? Почему? Откройте глаза. Найдите кружок зеленого цвета, соедините его воображаемой линией с красным, а теперь наоборот. (Учителем заранее приклеены красный и синий кружки над доской, а зеленый – под доской.) Молодцы! Садитесь.

V. Закрепление нового материала.

Успешными людьми не рождаются, ими становятся. Профессионалом в каком-либо деле может стать каждый. Английская пословица гласит: «Practice make perfect» (слайд №13) . Кто знает перевод? «Совершенство достигается тренировкой».

Продвигаемся к совершенству, алгоритм-ключ у вас в руках.

1. Первичное закрепление.

Упражнение № 442 выполнить по «цепочке»

Вывод по упражнению.

2. Отгадайте загадки, запишите отгадки (один человек у доски, остальные в тетрадях) и объясните их написание (выделите орфограмму). (Двое учеников выполняют задания на карточках)

К одежде за воротничок

Пришили этот колпачок.

(капюшон)

Очень эта речь тиха,

Прямо скажем, чуть слышна.

(шёпот)

На ветке – конфетки

С начинкой медовой,

А кожа на ветке –

Породы ежовой.

(крыжовник)

Вновь упала на глаза

Не корова, не коза,

Не сосна, не ёлка,

А моя же…

(чёлка)

Я у деда был в саду.

Дед мне дал орех в меду.

Видишь, ульи там и тут?

Новосёлы в них живут!

А пронзают, будто ток,

Сделав на руке ожог.

Кто же эти новосёлы?

Дедушка ответил:

- … (пчёлы).

Это платье не из ситца –

Модницам в него рядиться!

Что за ткань, возьми ты в толк,

Щеголихи любят…

(шёлк)

На поляне дуб могуч.

Ветви достают до туч,

Летом разрастётся он –

Тень лежит со всех сторон.

Дуб велик, плод мал, как ноготь.

Называется он … (жёлудь).

3. Тренировочное упражнение на карточках (задание по вариантам) (слайд 14)

Найдите слова, в которых допущена ошибка, исправьте её, обозначая орфограмму. Время выполнения – 2 минуты, затем поменяйтесь карточками и проверьте правильность выполнения задания у соседа (взаимопроверка с помощью слайда №15 ).

ВАРИАНТ 1 ВАРИАНТ 2

шёв шопот

чёрточка шёрты

щолкнуть жёрдочка

шёк дешовый

шорстка трущёба

VI. Подведение итогов, выставление отметок, рефлексия

Ребята, предлагаю обобщить изученный нами на уроке материал в виде таблицы: (слайд 16)

    В какой позиции находятся гласные Ё – О после шипящих в корне слова? (под ударением)

    При каком условии мы после шипящей пишем букву Ё? Приведите примеры.

    А при каком условии мы пишем букву О? Приведите примеры.

    Целью урока, было, научится грамотно писать слова с данной орфограммой. Достигнута цель?

    Что осталось непонятным?

    Что понравилось больше всего?

    Что показалось самым трудным?

VII. Домашнее задание по выбору: (слайд 17)

§86, упр. № 444.

Составьте шуточный рассказ со славами-исключениями и с буквой ё после шипящих – “Шипящий детектив”.

(слайд 17) Мне очень хочется узнать, с каким настроением вы покидаете урок. На парте перед каждым из вас – два жетона: один – с улыбающимся личиком, второй- с грустным. Выберите тот жетон, изображение на котором соответствует вашему эмоциональному состоянию в настоящий момент.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Карточка № 1.

Подберите такие однокоренные слова, чтобы ударение в них падало на гласную после шипящих.

Образец: пчелиный – пчёлы

Причесаться

Учебный

Шерстяной

Шелковистый

Желтеть

Чернеть

Черта

Дешевле

Карточка № 2.

Спишите пословицы и поговорки, вставляя в слова пропущенные буквы.

    Апрель ч рен в поле, но в лесу ещё бел.

    Дош л скоро, а не споро.

    Хорош садовник – крупен крыж вник.

    Нет пч лки без жальца.

    Уч ный не тот, кто считает, а тот, кто знает, о чём считает.

Карточка № 3.

Найдите в Толковом словаре и запишите лексическое значение иноязычных слов: артишок, анчоус, корнишон.