Орфограмма нч примеры. Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч, нщ

Упражнение 1, с. 3

1. Прочитайте. Вставьте подходящие по смыслу слова.

Здесь хорошее местечк о,
Протекает мимо речк а.

Принесли мы для бычк а
Полведёрка молочк а.

Дождик вылился из тучк и,
Вымыл ёжику колючк и.

Подарила мама дочк е
Разноцветные платочк и.

  • Подчеркните в словах буквосочетание чк.

Упражнение 2, с. 3

2. Замените звуковые обозначения слов буквенными.

[р’э́ч’ка] рéчка [нóч’ка] нóчка
[пóч’та] пóчта [п’э́ч’ка] пéчка
[п’ис’мó] письмó [тóч’ный’] тóчный
[мóщ’ный’] мóщный [х’и́щ’ный’] хи́щный
[мáч’та] мáчта [пал’тó] пальтó

Упражнение 3, с. 4

3. Прочитайте. Образуйте от данных слов однокоренные слова с уменьшительно-ласкательным значением. Запишите.

синица - синичк а крыльцо - крылечк о
облако - облачк о кольцо - колечк о
задача - задачк а место - местечк о
вода - водичк а сестра - сестричк а
конец - конч ик птенец - птенч ик
диван - диванч ик стакан - стаканч ик

  • Подчеркните буквосочетания чк, нч.

Упражнение 4, с. 4

4. Прочитайте.

1. Улетела ласточ ка за тридевять земель . 2. На солнечн ой поляночк е мотыль ки и бабочк и лакомятся сладким соком с цветов. 3. В лесочк е над речк ой построена дачк а. На дачк е живёт неболь шая собачк а.

  • Вставьте, где нужно, мягкий знак. В других словах соедините линией буквы на месте пропуска.
  • Подчеркните в первом предложении главные члены.

Упражнение 5, с. 5

5. Прочитайте. Образуйте однокоренные слова по образцу. Запишите.

  • Подчеркните в словах буквосочетание чн. Составьте и запишите предложение с одним из слов.

Цветочная клумба украшала наш сад.

Упражнение 6, с. 5

6. Прочитайте. Вставьте в слова пропущенные буквы.

Белка и грибы

На по ляне у пе нёчка
Белка набра ла гри бочков.
Скрылось солнце за го рой,
Время двигаться до мой.
Но до мой да лековато,
А гри бы тя желоваты...

А. Захаров

  • Придумайте и запишите заголовок к тексту.
  • Устно составьте продолжение текста.

Съела белка половину -
Подняла легко корзину
Прыг с осины на сосну:
"Я грибы домой несу!"

Упражнение 7, с. 6

7. Прочитайте.

Синичк а - воробью сестричк а.
Конч ил дело, гуляй смело.
Кто любит труд, того люди чт ут.

С первого класс ребенок должен уяснить, что сочетания чк чн нч пишутся без мягкого знака. Но этот пресловутый мягкий знак так и просится залезть между этими буквами. Чтобы закрепить материал и отработать на практике эти сочетания, можно использовать контрольное списывание с текстов, представленных на этой страничке. Для учеников 2-3 класса задание посложнее - провести диктант по каким-либо из этих текстов. В конце идут тексты не только на отработку чк-чн, но и с употреблением мягкого знака, что несколько усложняет для ребенка выполнение задания. Сочетания чк, чн, нч необходимо подчеркнуть.

Сочетания ЧК, ЧН, НЧ

Сочетания ЧК, ЧН, НЧ пишут без Ь. Например: точка, точно, закончить.

На клумбе растут крошечные цветочки. Над ними летают красочные бабочки. Их ловят птички. С крылечка спустилась Танечка с собачкой Жучкой, Девочка смотрит на цветочки. (24)

Девочка Валечка читает книжечку. На каждой страничке есть картинки. Вот крошечные птенчики. Это фазанчики и бизончики. Вот кабанчик. Вот бабочки. (20)

Вот дачный участок. Здесь растёт ёлочка. Под ней стоит бочка. У неё две ручки. На бочку села птичка. У птички удачный день. Она нашла много червячков для своего птенчика. (29)

Ночная бабочка села на кончик веточки. Вон стебель ромашки. На нём пять цветочков. У каждого есть по жёлтому кружочку. Вокруг девять или десять лепесточков. (24)

Солнечный лучик разбудил уточку. Она вошла в речку. Водичка сейчас тепла. Уточка похожа на лодочку. Кончиком клюва она хватает жучков. (20)

Девочка закончила решать задачку. Она поставила точку в конце строчки. Девочка получила точный ответ. Ей не скучно решать задачки. Мать хвалит дочку. (22)

Ольга и Кузьма сидят на берегу речки Клязьмы. По речной воде скользит хорошенькая серенькая уточка. А там плывёт маленькая лодочка. (20)

Мальчик Сашенька очень любит коньки. Девочка Пашенька больше любит лыжи. Но сейчас стоит сильный мороз. На дворе метель. Дети печально сидят дома. (22)

Вот маленькая речка. Рядом отличный лужок. В траве играют хорьки. А вон на пеньке сидит серенькая птичка. Она ищет корм для птенчиков. (22)

Вокруг нас ночная тьма. Рядом маленький костёр. Дымят угольки. По ним бегут огоньки. Скоро костёр кончит гореть. Но уже начнёт светать.(21)

Отличный июльский день. Пёстренькие бабочки и беленькие мотыльки кружат над цветочками. На цветочках есть пыльца. Среди стебельков мелькают жучки и паучки. Сколько их здесь! (24)

Ольга лежит на речной гальке. Солнечные лучи греют девочку. Она гладит пальчиками стебельки травы. Вот большой шмель сел на цветок василька. А вон летит хорошенькая бабочка, (26)

Мальчик бежит по тропе через ельник. Ноги скользят по глине. Утром был сильный дождь. Теперь под ногами сырость. Вот и берег маленькой речки. Здесь есть большая мельница. (27)

По небу плывёт тучка. Скоро начнёт капать дождь. Громко чирикают птички. Пищат птенчики. А лисичка спешит в нору. У неё отличная нора под ёлочкой. (24)

Школьников привели на завод. Они идут в сборочный цех. Здесь на стальной болт нарезают резьбу. А там сварщик чинит мощный бульдозер. Кругом летят огоньки. Стоит сильный шум. (27)

Лёнечка заканчивает решать задачку. Он знает правильный ответ. Всё точно сошлось. Больше уроков нет. А за окном сильный дождь. Теперь мальчика ждёт чтение книги о хищных животных. (27)

Закончился ливень. Солнечные лучи сушат землю. На траве лежат веточки и палочки. А из печной трубы идёт дым. Там топят печку. (21)

На дачном крылечке сидит кошечка. Она лижет шерсть язычком. По участку бежит собачка. Это щенок нашей гончей. Кошечка заканчивает мыть шерсть язычком и бежит в дом. (26)

На столе лежит сочный апельсинчик. Рядом мандаринчик. Анечка берёт кисточку и рисует, Вот на листочке апельсинчик и мандаринчик. Анечка заканчивает рисовать. Всё нарисовано точно. (25)

Школьник Игорь идёт по улице. Это обычный путь из школы. Вот на крыльце дома сидит маленькая беленькая собачка. А вон стоит бульдозер. Стальная машина чинит дорогу.(26)

Стоит отличный день. Мальчик ведёт лошадь пастись на луг. На лугу цветут васильки. В траве пищат птички. Вон маленькие ёлочки. А вот большой тополь. (24)

Сейчас декабрь. Стоит сильный мороз. По небу плывут молочные облачка. Вот маленькая полянка в лесу. На пеньке сидит беленький заинька. (19)

Бабочки бывают ночные и дневные. Дневные бабочки - яркие, красочные. На кончиках их усиков крошечные шарики. Ночные бабочки проще. Их крылышки покрыты ворсиночками. (22)

Собачка Жучка ждёт Анечку Щачкину из школы. Ей скучно без девочки. Обычно Анечка возвращается точно в два часа. Но сейчас девочки нет. Анечка зашла в булочную и в молочную. Девочка принесёт Жучке молочка. (32)

Маленькая Танечка гуляет по дачному участку. Девочка видит душистые ландыши. Крошечные цветочки очень красивы, А вот красочная бабочка. Она села на дощатую лавочку. Мама зовёт Танечку домой. (27)

Наступил праздничный день, Васечка и Петечка играют. У них есть игрушечный поезд. Это электричка, В ней едут крошечные пассажиры. Вот и конечная остановка. Дети прекращают играть. Они идут есть яблочный пирог. (31)

Мама читает Колечке и Людочке сказочку. В сказочном царстве жила обычная молочница. Она зажгла спичкой волшебную свечку. В её лавочке появились рыжие чудища. Молочница спряталась в печке и чудом спаслась через печную трубу. (33)

Первыми ручками были обычные палочки из дерева. Ими царапали буквы на восковых дощечках. Древние египтяне ручку делали из трубочки. В эту трубочку вставляли тростиночку. По ней просачивались чернила. (28)

Денис и Олег гуляли в лесу. Они увидели на ели дупло. Олег ловкий. Он быстро залез на дерево. В дупле крошки бельчата. Из дупла вылез один малыш. Денис видит его головку и ушки на макушке. Бельчата ждут мать. Олег слез с дерева. Мальчики не стали трогать малышей. (47)

У крылечка расцвели душистые розочки. На скамеечке сидит Валечка Шичкина и смотрит на цветочки. Они чудо как хороши. К ним часто подлетают бабочки. К Валечке подходит Жучка. Девочка гладит собачку. (30)

Луговая собачка живёт в Америке. Собачка вырывает подземные норочки. Там она укрывается от ночных хищников. Зимой луговые собачки впадают в спячку. (21)

Ванечка ложится спать. Мама зажигает ночник. Она рассказывает Ванечке сказочку про цветочницу. У неё были крошечные волшебные башмачки. Они превращались в лодочки. Ванечка спит. Мама тушит ночник. (27)

Плоды каштана защищает коричневая скорлупка. У неё острые колючки. Плоды каштана - крошечные семечки. В семечках есть плодовые почки. Из такой почки вырастет дерево.(23)

Утром погода была облачной. Дедушка топил печку. Потом день стал солнечным. Мы отлично погуляли. Собирали цветочки. Нашли черничник. Вокруг летали бабочки. Ласточка кружилась в небе. Появилась тучка. Мы бежим домой. (30)

На крутом берегу речки мы увидели дырочки. Птички ловили мошек и залетали в гнёздышки. Там мамочки высиживали маленькие яички. Скоро появятся крошечные птенчики. (23)

Олечка Кочкина услышала пушечный выстрел. Девочка испугалась. Она бежит к мамочке. Мама утешает дочку. Сегодня праздничный день. Это салют. Олечка села на скамеечку. Она увидела синичку. Олечка больше не плачет. (30)

В России на платках обычно рисовали или вышивали красочный орнамент. В центре платочка - рисунок из цветочков. Листочки и стебелёчки всегда яркие, зелёные. По краям платка - симпатичная каёмочка. Она украшена веточками с крошечными листочками. (34)

В комнате потухла лампочка. Без света скучно. Надо зажигать свечку. Я достаю свечку из пачки. Зажигаю спичку. Подношу спичку к свечке. Ночная бабочка летит на огонь. Какая крошечная! Я отгоняю бабочку. (31)

Бабушка сшила игрушечную рубашечку для куклы. Теперь пришивает пуговички к рукавчикам.Она надела очки. Очки у неё на резиночке. Получилась отличная рубашечка. Кукле нужны ещё чулочки и носочки. (28) Ванечка вышел погулять на бульвар. Устал. Хотел посидеть на пеньке. Но увидел там бабочку. Крошечную и очень красивую. Решил сесть на маленькую скамеечку. Вынул тетрадь и начал рисовать бабочку. (29)

Ольга и Людочка отправились в лес собирать грибы. Вышли на большую поляну. Там рос ясень. Вокруг было много синеньких васильков. На веточке девочки увидели рыженькую белочку. Очень интересно гулять в лесу! (32)

Мама читала Лилечке сказочку о волшебной уточке. Птичку поймал мельник Кузьма. Но он забыл запереть дверь. Уточка превратилась в маленькую кошечку и убежала. Потом села в лесу на пенёк и превратилась обратно в уточку. (34)

Из берлоги вылез большой медведь. Он очень голодный. Начал собирать маленькие корешочки. Они горькие. Сел отдохнуть под тополь. На веточке сидела серенькая белочка. У неё началась линька. Скоро её мех станет рыжим. (32)

Я прочитал большую книгу. Пора начинать новую. Я беру маленькую книжечку в серенькой обложке. Начинаю читать. Как древние люди добывали огонь. Как они охотились на хищников. Вот смельчаки! (28)

Жаркий июльский день. Мальчики собрались идти на бульвар. Колечка хочет взять игрушечный трактор. Петечка берёт роликовые коньки. Жучка смотрит на мальчиков. Возьмите меня гулять! (25)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Сакская средняя школа № 1 им.Героя Советского Союза В.К.Гайнутдинова»

Урок русского языка во 2 классе

Тема : Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ

Подготовила учитель начальных классов

Горшенина Наталия Александровна

2015 г.

ТЕМА: « Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ»

ЦЕЛИ: развивать навыки правописания слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; учить определять орфограмму в слове,подбирать примеры слов с такими сочетаниями;способствовать развитию речи;создать условия для развития умения применять на практике правило; развивать мышление,память,внимание.Воспитывать любовь к родному языку,аккуратность,усидчивость.

Формировать УУД:

    личностные: выражать свои эмоции, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией, формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

    регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, высказывать своё предположение на основе учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

    коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме в соответствии с поставленными задачами; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (умение работать в паре, фронтально, индивидуально).

    познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов и делать выводы; находить информацию из текстов; обобщать и классифицировать по признакам.

Планируемые результаты

Предметные: учащиеся научатся писать в словах сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; обосновывать написание слов с этой орфограммой; различать мягкие согласные, после которых пишется или не пишется мягкий знак; находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки.Наблюдать за написанием слов, включающих звуки ч, щ, уметь воспринимать на слух слова с орфограммой -буквой ь для обозначения мягкости и орфограммой-отсутствием ь в буквосочетаниях чк, чн, чт, щн, группировать слова с разными видами орфограмм и обозначать эти орфограммы на письме.

Личностные:

Уметь объяснять свое отношение к предложенным ситуациям

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. (Регулятивные УУД).

Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Оснащение урока : учебник « Русский язык» 2 класс, авторы В.П.Канакина,

В.Г.Горецкий, карточки,интерактивная доска, ноутбук,проектор,презентация к уроку.

Ход урока

I. Организационный момент

Прозвенел звонок,

Начинаем мы урок.

Садитесь, посмотрите всё ли у вас готово к уроку?

II. Актуализация знаний

а) Орфографическая минутка СЛАЙД № 2

Списать. Подчеркнуть в словах буквосочетания с мягким шипящим согласным звуком.

Ча с, ча й, ча йник, чаща , ча сть, све ча , ча шка;

Какое правило вспомнили, выполняя задание?

Как вы понимаете слово чаща? (Густой частый лес, заросль)

б) Словарная работа Слайд № 3

Язык, языковед, языкастый.

Прочитайте группу слов.

Что у них общего? Как вы понимаете слова, объясните?

Язык - Орган в полости рта в виде подвижного мягкого выроста, являющийся органом вкуса;

Языковед - Учёный, специалист по языковедению;

Языкастый - Острый на язык, любящий поговорить, поспорить, поругаться.

Спишите слова. Поставьте ударение, определите непроверяемую гласную.

Как можно назвать эти слова одним словом? (это однокоренные слова)

Какие ещё однокоренные слова вы можете подобрать? (язычок )

III. Самоопределение к деятельности Слайд № 4

На какие три группы можно разделить слова?

Бол… кол…цо ноч… ной

лос… кон…ки хищ…ный

ден… пал...то кон…чик

Назовите согласные звуки перед пропущенной буквой.

Что вы о них можете сказать? (это мягкие согласные )

Как обозначается на письме мягкость согласных? (буквами И, Е,Ё, Ю, Я и мягким знаком)

Как обозначите мягкость согласного в первом столбике? (мягким знаком )

Во втором столбике? (мягким знаком )

Что общего в написании орфограммы в первом и во втором столбике?

(мягкий знак обозначает мягкость согласного, но в первом столбике – в конце слова, а во втором – в середине слова )

Назовите звуки перед пропущенной орфограммой в третьем столбике.

Что вы можете сказать о них? (это тоже мягкие согласные )

Какую букву поставим для обозначения мягкости согласных в третьем столбике? (никакую букву ставить не будем )

Почему? (в буквосочетаниях ЧН,ЧК,ЧТ,ЩН,НЧ мягкий знак не пишется )

IV. Работа по учебнику (2-я часть )

Стр. 3

Прочитайте, чему будем учиться.

Учебник стр. 4

Прочитайте название темы сегодняшнего урока. ( Буквосочетания ЧН, ЧК, ЧТ., ЩН, НЧ)

V. Работа по теме урока

Учебник стр. 4 упр.1

Прочитайте пословицы. Объясните, когда так говорят.

Назовите слова с непарными шипящими согласными звуками (помощник, улочка, курочка )

Спишите. Выполните последнее задание. Какие сочетания вы подчеркнули? (Буквосочетания ЩН, ЧК )

Учебник стр.4 упр.2

Что обозначает условный значок на полях? (Нужно поразмышлять над вопросом и высказать своё мнение )

Прочитайте слова. Какие слова требуют объяснений? (мачта )

Мачта - высокий столб на судне для парусов.

Отвечаем на вопросы после упражнения.

Выполните упражнение самостоятельно. (4 ученика у доски )

а) с ЧК , удо чк а, ласто чк а, спи чк и, пе чк а;

б) с ЧН , песо чн ица, цвето чн ица, моло чн ый;

в) с ЧТ, ме чт а, по чт а, ма чт а;

г) с ЩН , помо щн ик, хи щн ик, мо щн ый.

Как произносятся звуки в буквосочетаниях ЧН, НЧ, ЧК, ЧТ, ЩН? (мягко )

Можно ли сказать, что это опасные места в слове? В чём заключается опасность? (звук произносится мягко, но ь знак не пишется )

Как называются такие опасные места в словах русского языка? (орфограммами )

Физминутка «Черепаха» слайд № 5

Для развития речи учащихся

Шла по полю черепаха (идём пальчиками )

И дрожала вся от страха (руки в кулачок, кулачки дрожат )

Кусь, кусь, кусь! Кусь, кусь, кусь! (большой и указательный пальцы «кусаются»)

Никого я не боюсь! (отрицание - указательным пальцем )

VI. Знакомство с правилом

Учебник стр.5

Прочитайте, какие сведения о языке сообщает нам тётушка Сова.

Учебник стр. 5 упр. 3 СЛАЙД № 6

Выполните задание к упражнению

Одуванчик - растение с жёлтыми цветами, с молочным соком и пушистыми семенами, которые разносятся ветром.

Пончик – круглый жареный пирожок (с вареньем);

Птенчик - уменьшительно- ласкательное к птенец;

Кончик - уменьшительное к слову конец;

Блинчик – название сладкого блюда

Стаканчик – маленький стакан.

Отвечаем на вопросы под упражнением. Выполните упражнение сам-но.

VII. Закрепление изученного материала Слайд № 7

1. Упражнения в написании слов с изученной орфограммой.

- Отгадайте загадки, запишите слова-отгадки

Разноцветные сестрицы

Заскучали без водицы.

Дядя, длинный и худой,

Носит воду бородой,

И сестрицы вместе с ним нарисуют дом и дым.

(краски и кисточк а)

Что это у Галочки?

Ниточка на палочке.

Палочка в руке,

А ниточка в реке.

(удо чк а )

В деревянном домике

Проживают гномики.

Уж такие добряки

Раздают всем огоньки.

(спи чк и )

На ветках плотные комочки,

В них не дремлют клейкие листочки.

(по чк и)

Отгадайте, что за птичка:

Тёмненькая невеличка,

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста.

(ласто чк а )

С именем вкусным,

Не бывает грустным,

Смотрит весело вокруг,

Он Незнайке лучший друг.

(По нч ик )

VIII. Работа с карточками

Взаимопроверка

IХ. Рефлексия Слайд № 8

Кон…ки, поч..та, птен..чик, мен..ше, хищ..ник, бол…ной.

Выпишите слова, в которых мягкий знак не пишется. Подчеркните орфограмму. (по чт а, пте нч ик, хи щн ик )

Самопроверка. Один ученик читает слова, остальные делают хлопок в ладоши, если согласны.

Зелёный - я всё понял;

Жёлтый - я ещё не всё понял до конца;

Красный – я вообще ничего не понял, требуется помощь.

Х. Итог СЛАЙД № 9

Как называется орфограмма, с которой мы познакомились на уроке?

Что нужно помнить при написании слов с этой орфограммой?

ХI. Домашнее задание

Учебник стр. 5 Правило наизусть; стр.5 упр. 4- I вариант; упр. 5- II вариант.

Используемая литература

Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко и др. Поурочные разработки по русскому языку к УМК В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого 2 класс.- М.: ВАКО, 2012.

В.П. Канакина Русский язык Рабочая тетрадь Часть 2. Москва «Просвещение» 2012.

В.П. Канакина В.Г. Горецкий Русский язык Учебник Часть 2- М.: Просвещение, 2014.

В.П. Канакина Г.С. Щёголева Русский язык Сборник диктантов и самостоятельных работ 1-4 кл. М.: Просвещение, 2009.

Большой толковый словарь русского языка: ок. Б79 60 000 слов/под ред. Д.Н. Ушакова. – М.:АСТ: Астрель 2008.

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (420,9 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: урок направлен на формирование правильно писать сочетания —чк-, -чн-, -чт-, -нщ-, -щн- ; развитие орфографической зоркости, добиться четкого практического употребления изученных орфограмм в письме и чтении.

I. Проверка домашнего задания

– Прочитайте первое предложение.
– Прочитайте второе предложение.
– Каким правилом руководствовались при выполнении домашнего задания? (Проверка с таблицей.)
– Продолжите меня:

жи-ши – пиши с буквой и.
ча-ща – пиши с буквой а.
чу-щу – пиши с буквой у.

Сообщение темы урока: правописание -чк-, -чн-, -чт-, -нщ-, -щн- . Сегодня познакомимся еще с одним важным правилом, которое постараемся запомнить.

II. Минутка чистописания

Четыре Анюточки
Ни устав, ни чуточки
Пляшут третьи суточки
Всё под прибауточки
Чок-чок, каблучок,
Чуки-чуки-чуки! Чок!

– Какой звук чаще слышится?
– Какой это звук? Гласный или согласный? Почему?
– Что вы можете сказать об этом звуке?
– Какая буква обозначает это звук на письме? Запишем:

а) Чч (буквосочетание) ча чу оч уче ни?к учи?т е ль

– Что можно сказать об этих словах?
– Почему мы их так называем?

б) Давайте поработаем с досками со словарными словами. Покажите безударную гласную букву в словах: коньки, машина, молоко, Москва, ребята, сорока, ворона, работа.

в) А теперь догадайтесь о ком речь и запишите слова-отгадки.

Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край не улетаю
Здесь под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый … (воробей!)

Заворчал живой замок
Лёг у двери поперёк
Две медали на груди,
Лучше в дом не заходи! (Собака.)

Кто альбом раскрасит ваш?
Ну, конечно, … (карандаш.)

Портфель у меня не велик и не мал:
Лежат в нём задачник,
Букварь и … (пенал.)

Хвост пушистый
Мех золотистый
В лесу живет
В деревне кур крадёт.
Кто это? (Лисица.)

Проверка: у кого так?

III. Сообщение нового материала

Ли си’ца – как можно назвать ещё? Как назвать её, если она маленькая или ласково?
Ли си’чка

– Какое еще значение есть у этого слова, кроме животного? (Гриб.)
– А что так его назвали? Рыженький, по внешнему признаку.
– Запишите слово с маленькой буквы на новой строке. Сравните разницу между произношением и написанием!

– Произнесите звук!
– Какой он? Мягкий, но мягкость его ничем не обозначена!
– Поэтому есть разница между произношением и написанием, и такие случае выведены в правило.
– Найдите правило в слове лисичка и подчеркните его. А какое еще сочетание кроме -чк- есть еще? (-чн-).
– Найдите в стихотворении слова, в которых встречается это правило.

Прилетела к нам синичк а. Села прямо под окном.
Эту маленькую птичк у с нетерпением мы ждём.
И чтоб ей полегче стало, ведь исчезли червячк и,
Для неё кусочк и сала, мы повесим на сучк и.

– Подчеркните правило в словах.

IV. Работа с учебником

– Прочитаем правило в учебнике. Как написано в учебнике, А почему же не пишется?

Работа над упражнением 83.

– Прочитаем задание. Будем выписывать не все слова и словосочетания, а только те, в которых встречается данное правило. Проверяем!

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Правописание сочетаний -чк-, -чн-, -нч-, -щн-, -рщ-

Основные цели:

  • Помочь усвоить, что звуки (ч) (щ) всегда мягкие, поэтому их мягкость не нужно обозначать.
  • Развивать орфографическую зоркость, познавательные интересы детей.
  • Воспитание любви к природе родного края, зимующим птицам.

Демонстрационный материал:

  1. Карточки со словами хищные, чтение, каменщик, сварщик, одуванчик
  2. Слайд 1. Одуванчик.
  3. Слайд 2. Хищники.
  4. Слайд 3. Карточка с пословицей: __________ – лучшее учение
  5. Слайд 4. Каменщик.
  6. Слайд 5. Сварщик.
  7. Слайд 6 . -чк- , -чн- , -чт- , -нч- , -щн- , -рщ- без ь .
  8. Карточка. -чк- , -чн- , -чт- , -нч- , -щн- , -рщ- без ь .
  9. Слайд 7 со словами:
  10. мечта, свечка, белочка,
    хищник, кончик, стрелочка,
    гонщик, птенчик, Зиночка,
    сборщик и корзиночка.

    1. Слайд 8 с иллюстрациями зимующих птиц (синица, снегирь)

    1. Мотивация к учебной деятельности

    Проверь, дружок,
    Готов ли ты начать урок?
    Все ль на месте, все ль в порядке?
    Книжка, ручка и тетрадка?

    – Давайте улыбнемся, друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?

    2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии

    Часы чашка туча чулки

    – Какая буква чаще других встречались в чистописании? (Буква ч .)
    – Какое правило мы должны помнить при написании слов с этой буквой? (ч а , чу )
    – Подчеркните эти сочетания в словах.

    3. Выявление места и причины затруднения

    Орфографическая зарядка (с.13 №5)

    №5. .

    – Найдите орфограммы в словах, подчеркните их.

    Самостоятельная работа детей. Проверка

    (.№5 Пальчики, грибной, Маршак, платок, поезд, клюв, житель, Казань, ленточка .)

    – Вернемся к последнему слову. Прочитайте его. Какую орфограмму мы повторили? Над чем мы будем работать сегодня?

    4. Построение проекта выхода из затруднения

    – Значит, какую цель вам надо перед собой поставить? (Узнать правописание сочетания -чк- .)

    – Назовите тему урока. (Правописание сочетаний -чк- , -чн- .)

    – А как они пишутся? (Ответы детей. )

    – Сегодня мы узнаем не только правописание сочетаний -чк- , -чн- . А еще узнаем другие сочетания, которые пишутся без ь , а узнаем их, отгадав загадки. Ответы записываем в тетради. Отгадайте загадку:

    1. На зеленой хрупкой ножке
    Вырос шарик у дорожки.
    Ветерок прошуршал
    И развеял этот шар. (Одуванчик) -нч-

    2. Какое сочетание пишется без ь? Подчеркните его.
    Какие это животные: медведь, волк, лиса, тигр? (Хищные ) щн Слайд 2

    3. Дополните пословицу: __________-лучшее учение. (Чтение ) чт Слайд 3

    4. Кто это? (Рисунок каменщика) (Каменщик ) нщ Слайд 4

    5. Кем работает папа у Луизы? (Рисунок сварщика). (Сварщик ) рщ Слайд 5
    Подчеркните эти сочетания.

    – Мы выяснили, какие еще сочетания пишутся без ь ? А почему пишутся без ь , сейчас докажем.

    – Произнесите шипящие звуки в этих словах.

    – Произнесите звук [ч’]. Какой это звук? (Согласный мягкий .)

    – Есть ли у [ч’] парный согласный по твёрдости?

    – Нужно ли обозначать мягкость этого согласного? Почему? (Он всегда мягкий .)

    – Как написаны сочетания -чк- , -чн- в словах на доске?

    – Кто может вывести сам правило из наших наблюдений? (Звук [ч’] всегда мягкий, поэтому на письме его мягкость не обозначается. Сочетание -чк- , -чн- , -чт- , -рщ- , -чн- , -щн- пишутся без мягкого знака .)

    – Прочитаем правило в учебнике.

    – Как можно записать это правило? ( без ь )

    – Повесить на доску карточку с темой: -чк-, -чн-, -чт-, -нч-, -щн-, -рщ- без ь .

    Физкультминутка

    Упражнения на внимание

    “Винт”, “Мяч и насос”

    5. Реализация построенного проекта

    1. Упражнение для развития письменной речи. Послушайте, пожалуйста, ребята, начало сказки “Лисичка со скалочкой”.

    Шла лисичка по дорожке. Нашла скалочку. Постучалась в избу. Ее впустили. Легла лисичка-сестричка на лавочку. Скалочку спрятала под печку.

    – Запишите ответы на вопросы, употребляя слова с сочетаниями -чк- , -чн- . Помните о правописании этих словосочетаний, посмотрите на табличку.

    – Что нашла лисичка? (Лисичка нашла скалочку .)

    – Где она легла спать? (Она легла спать на лавочку .)

    – Куда лисичка спрятала скалочку? (Лисичка спрятала скалочку под лавочку .)

    – Подчеркните сочетания -чк- , -чн- . Как они пишутся? (Пишутся без ь .)

    6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

    Игра:
    Кто больше запомнит слов.

    – Прочитайте несколько раз, запомните и расскажите соседу эти слова.

    Кто быстрее всех читает
    И слова запоминает:

    мечта, свечка, белочка,
    хищник, кончик, стрелочка,
    гонщик, птенчик, Зиночка,
    сборщик и корзиночка.

    – Назовите друг другу эти слова. Проверьте себя. Найдите сочетания, которые пишутся без ь. Обратите внимание на табличку с правописанием.

    – Кто больше запомнил слов? Расскажите всем. Какие сочетания пишутся без ь ? Придумайте предложение с одним из слов. Самое удачное предложение запишите в тетради. Молодцы!

    7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

    – А теперь напишем выборочный диктант.

    – Скажите, пожалуйста, каких зимующих птиц вы знаете? К нам в гости прилетела одна из них.

    Слайд 3 (синичка)

    – Я вам прочитаю стихотворение. Вы из этого стихотворения выпишите слова с сочетаниеми -чк-.

    (Один ученик работает у доски .)

    Прилетела к нам синичка
    Села прямо под окном.
    Эту маленькую птичку
    С нетерпением мы ждем.
    И чтоб ей полегче стало,
    Ведь исчезли червячки,
    Для нее кусочки сала
    Мы повесим на сучки.

    – А вы повесили кормушки птицам? Чем вы их подкармливаете?

    – Проверка по табличке правописание -чк- . Какие слова вы записали? (Синичка, птичку, червячки, кусочки, сучки .)

    – У кого возникли трудности? С чем это связано?

    У кого все получилось? Молодцы! Поставьте себе “+”, “?” или “солнышко”.

    8. Включение в систему знаний и повторение

    – Очень часто слова конечно, нарочно, скучно люди произносят с -чн- , хотя правильное произношение этих слов с -шн- . Сейчас мы с вами потренируемся правильно произносить эти слова на примере одного стихотворения.

    Дети произносят вместе с учителем.

    Я, конечно, не нарочно
    Затолкал кота в буфет.
    И, конечно, не нарочно
    Съел я килограмм конфет.
    И, конечно, не нарочно
    Вазу мамину разбил
    И уж вовсе не нарочно
    На ковёр кисель пролил…
    Просто было очень скучно…
    Но теперь- то я послушный!

    – Какие слова встретились с сочетаниями -чн- ? Запомните их произношение и правописание.

    9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

    – Какую цель вы ставили на уроке? (Узнать какие еще сочетания пишутся без ь . )

    – Удалось вам достичь поставленной цели?

    – Вы довольны своей работой на уроке?

    – Давайте ещё раз повторим правило, связанное с этими сочетаниями. Не ставьте мягкий знак между -чк- , -чн- , чтобы не обидеть чванливое ч, лишний раз, придавая ему мягкость. Это, конечно, не закон природы, но правило, и его нужно уважать, чтобы стать грамотным человеком.

    10. Домашнее задание

    – Напишите по 2 слова с изученными сочетаниями.

    Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч, нщ

    Урок 21. Русский язык 2 класс

    Конспект урока «Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч, нщ»

    – Здравствуйте, господин Карлсон! Почему Вы сегодня такой хмурый?

    – Здравствуй, Василиса! Какое уж тут будет настроение. Эта противная фрекен Бок. Я так хотел чего-нибудь сладенького. У меня даже пропеллер крутиться без сладкого не хочет. А ей, видите ли, подавай заявку в письменном виде – напиши название всех вкусностей, которые хочу получить. Я ей написал, а она как раскричится:

    – Сначала научись грамотно писать, а потом получишь моё вкуснейшее варенье и замечательную выпечку.

    А что такого я написал? Вот посмотрите:

    Я хочу яблочьное варенье, а также клубничьное, земляничьное и черничьное. А ещё дай мне, пожалуйста, поньчики и другую мягкую сдобную выпечьку.

    Что этой вредной домомучительнице так не понравилось?

    – Да, уважаемый господин Карлсон. Я понимаю фрекен Бок. Она привыкла к порядку, чтобы все было на своих местах. И, конечно, дама она грамотная и очень не любит, когда кто-нибудь пишет с ошибками. А в вашей заявке очень много ошибок. Конечно, ведь Вы прибыли к нам из Швеции. Ну, ничего. Давайте я расскажу вам о некоторых правилах русского языка. И поговорим мы про буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч, нщ .

    Обратите внимание, в этих буквосочетаниях все буквы согласные. А теперь я покажу Вам, как выглядит транскрипция этих буквосочетаний, т.е. звуковая запись.

    к], ч н], [ч т], [щ н], [н ч ], [н щ ]. Видите, как много в них мягких звуков. Как Вы думаете, почему? А дело в том, что в каждом из этих буквосочетаний есть такие согласные, которые бывают только мягкими – это буквы Ч, Щ . А если они всегда мягкие, нужен ли им ещё дополнительный знак, указывающий на мягкость? Ведь очень смешно звучит, если мы скажем, что масло масляное, солнце солнечное, а вода мокрая. Она что, сухая может быть, а масло не масляным? Вот точно так же и с мягкими согласными. Они сами по себе мягкие, зачем им ещё и мягкий знак. Вот если бы там были другие буквы вместо Ч или Щ, а звучание было бы мягким, то, конечно, мягкий знак понадобился бы.

    Там, где стоят буквы ч или щ, несмотря на мягкое произношение, мягкий знак не пишется . А во втором столбике звуки [л ], [н ], [р ], [с ] звучат мягко, и эту их мягкость обозначает мягкий знак.

    – Та–ак. В буквосочетаниях чк, чн, щн, чт мягкий знак не пишется , потому что Ч,Щ – всегда мягкие. Это понятно. Но почему не пишется мягкий знак в сочетаниях нч и нщ? Ведь, например, в словах закончить, барабанщик я точно слышу звук [н ], и он мягкий.

    – Да у Вас прекрасный слух, Карлсон!

    – Ну да, не жалуюсь…

    – Вы верно подметили, что в этих словах, как и в других, в которых есть буквосочетания нч и нщ, буква Н звучит мягко [н ]. Но происходит это потому, что Ч и Щ настолько мягкие, что этой мягкостью заражают и стоящую перед ними букву Н. И буква Н не может устоять. Она тоже начинает звучать мягко. Вот поэтому в буквосочетаниях нч, нщ тоже мягкий знак не пишется

    Ну что, господин Карлсон, теперь Вы знаете, когда писать мягкий знак, а где он абсолютно не нужен?

    – Кажется, понял. Хотя… а вдруг я ещё где-нибудь ошибку допущу?

    – Ну что же, тогда давайте немного поиграем.

    – Урра! Я очень люблю играть!

    – Замечательно! Я буду показывать слова, а Вы говорите, есть там мягкий знак или нет.

    – Сочетание ЧК. Мягкий знак не нужен

    – Сочетание ЧН. Мягкий знак не нужен.

    – Сочетание ЩН. Мягкий знак н нужен.

    – Так–так. Мягких Ч и Щ здесь нет, а звук [л ] мягкий, значит, нужен мягкий знак.

    – Карлсон, да Вы просто знаток русского языка! Следующее слово гон.щик.

    – Да–да, я помню. Сочетание НЩ пишется без мягкого знака , значит, в слове гонщик мягкий знак не пишем.

    – Ну что ж, последнее слово птен.чик.

    – Ну конечно не пишем мягкий знак, ведь в слове птенчик есть буквосочетание НЧ, и оно пишется без мягкого знака.

    – Вот что ещё, господин Карлсон…

    – Зови меня просто – Карлсон и на «ты». Ведь мы уже подружились, я надеюсь?

    – Ну конечно. Ты знаешь, Карлсон, я чуть не забыла рассказать тебе об одной особенности буквосочетаний чн и чт . Представляешь, в некоторых словах букве Ч надоедает звучать мягко и она начинает выкидывать фокусы – прячется в звуковую оболочку буквы Ш, и звучит не [чн] и [чт], а [шн] и [шт]. Например, в слове «конечно » мы пишем сочетание ЧН, а произносим [канешна], и вместо [чн] произносим [шн]. Или в слове «что» пишем ЧТ, а произносим [што]. Правда, это происходит только лишь в некоторых словах. А вот лет сто – сто пятьдесят назад в Москве почти все слова с сочетанием ЧН произносили именно так –[шн]. Например, [каришнивый, булашная]. А сейчас иногда можно услышать и такое произношение или более современное – [каричнивый, булачная]

    – Ничего себе, как бы не запутаться.

    – Не волнуйся, Карлсон. В современном русском языке можно говорить и так и эдак. Так что, говори эти слова так, как тебе больше нравится.

    А теперь, Карлсон, давай перепишем твою заявку на сладости.

    – С удовольствием. «Я хочу яблочное варенье, а также клубничное, земляничное и черничное. А ещё дай мне, пожалуйста, пончики и другую мягкую сдобную выпечку».

    – Вот теперь все правильно, и, конечно, фрекен Бок не откажет тебе в твоих любимых сладостях.

    – Конечно. Спасибо, Василиса. Я полечу к фрекен Бок.

    – Не спеши, Карлсон. Для того, чтобы ты не забыл правило написания буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч, нщ , я хочу прочитать тебе стихотворение.

    Точн ый, скучн ый и мучн ой,
    Мощн ый, сочн ый и речн ой,
    Кочк и, бочк и, точк и,
    Есть в словах чк, чн
    И встречается щн .
    Знаем точн о: в тех словах
    Мы не пишем мягкий знак.
    Мягкий знак не нужен там,
    Это сразу ясно нам!

    Мощн ый каменщ ик зимой
    Нянч ил дочк у в час ночн ой:
    «Спи, дочурочк а, в тиши,
    Мягкий знак тут не пиши»

    – Спасибо, Василиса! Теперь я никогда не забуду, что буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч, нщ пишутся без мягкого знака . А сейчас я помчусь к фрекен Бок за вареньем и пончиками. А потом обязательно угощу тебя и моего друга Малыша. Я ведь не жадный. До встречи, Василиса!

    Примеры слов с сочетаниями чт, чк, чн, нч, нщ, щн, рщ

    Приведем при­ме­ры слов с соче­та­ни­я­ми соглас­ных «чт», «чк», «чн», «нч», «нщ»,»щн», «рщ» .

    Звучание слов с сочетаниями согласных «чт», «чк», «чн», «нч», «нщ», «щн», «рщ»

    Во мно­гих сло­вах рус­ско­го язы­ка встре­ча­ют­ся соче­та­ния мяг­ких непар­ных соглас­ных зву­ков [ч’] и [щ’] с дру­ги­ми соглас­ны­ми. При про­из­но­ше­нии cлов ука­зан­ные мяг­кие соглас­ные воз­дей­ству­ют на рядом нахо­дя­щи­е­ся зву­ки и смяг­ча­ют их. Происходит асси­ми­ля­ция (упо­доб­ле­ние) соглас­ных зву­ков по при­зна­ку мяг­ко­сти. Например, послу­ша­ем, как зву­чат сле­ду­ю­щие сло­ва:

  • бубе нч ик [б у б’ э н’ ч’ и к];
  • ба нщ ик [ б а н’ щ’ и к].
  • В сло­вах с соче­та­ни­я­ми соглас­ных с пред­ше­ству­ю­щи­ми [ч’] и [щ’] ясно слы­шит­ся мяг­кость этих зву­ков, напри­мер:

  • до чк а [д о ч’ к а];
  • чт ец [ч’ т’ э ц];
  • изя щн ый [и з’ а щ’ н ы й’];
  • то чн ый [т о ч’ н ы й’].

Правописание слов с сочетаниями согласных «чт», «чк», «чн», «нч», «нщ», «щн», «рщ»

Несмотря на ука­зан­ное мяг­кое зву­ча­ние рас­смот­рен­ных соче­та­ний соглас­ных, их мяг­кость на пись­ме не обо­зна­ча­ет­ся мяг­ким зна­ком. Чтобы пра­виль­но напи­сать такие сло­ва руко­вод­ству­ем­ся пра­ви­лом орфо­гра­фии.

Примеры слов с сочетаниями согласных

  1. чт - поч­та­льон, чте­ние, чти­ца, меч­та, меч­та­тель­ный, меч­та­тель­ность, ничтож­ный, почти, поч­та, поч­то­вый, нечто, что, кое-что, что­бы, что-то, что-нибудь, ничто­же­ство, почтен­ный, почте­ние;
  2. чк - свеч­ка, поч­ка, ноч­ка, точ­ка, печ­ка, реч­ка, туч­ка, ласточ­ка, облач­ко, сумоч­ка, лапоч­ка, лавоч­ка, мамоч­ка, щёточ­ка, уздеч­ка, кры­леч­ко, кры­шеч­ка;
  3. чн - полу­ноч­ник, полу­ноч­ный, кир­пич­ный, лодоч­ник, печ­ник, отлич­ник, соч­ность, сроч­ный, точ­ность, поло­те­неч­ный, убо­роч­ный, сто­лич­ный, печ­ной, цве­точ­ный, сумрач­ный, сол­неч­ный, буд­нич­ный, ячне­вый, буты­лоч­ный, ёлоч­ный.

Имеем в виду, что в неко­то­рых сло­вах соглас­но орфо­эпи­че­ской нор­ме рус­ско­го лите­ра­тур­но­го язы­ка про­из­но­сит­ся зву­ко­со­че­та­ние [шн], хотя пра­виль­но пишет­ся толь­ко бук­во­со­че­та­ние «чн» , напри­мер:

4. нч - сара­фан­чик, фла­кон­чик, кар­ман­чик, кулон­чик, балон­чик, фон­тан­чик, пон­чик, вен­чик, оду­ван­чик, кон­чик, бала­ган­чик, бал­кон­чик, солон­чак, клян­чить, нян­чить, окон­чить, ран­чо;

5. нщ - гон­щик, зачин­щик, загон­щик, бакен­щик, моро­жен­щик, погон­щик, обман­щик, бара­бан­щик, бан­щи­ца, камен­щик, бетон­щик;

6. щн - мощ­ный, мощ­но, мощ­ность, помощ­ник, немощ­ный, изящ­ность, сущ­ность, насущ­ный, будущ­ность, овощ­ной, жилищ­ный;

7. рщ - убор­щик, свар­щик, кон­тор­щик, сбор­щик, бор­щок, набор­щик, заго­вор­щик, при­твор­щик, фонар­щик, спор­щик.

Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ»

ЦЕЛИ:

Планируемые результаты:

Просмотр содержимого документа
«Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ»»

ТЕМА: « Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ»

ЦЕЛИ: сформировать представление о буквосочетаниях ЧК,ЧН,ЧТ,ЩН,НЧ как орфограммах; развивать навыки правописания слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; ознакомить с правилом употребления мягкого знака; учить определять орфограмму в слове; развивать речь, мышление; заострять внимание на языковых явлениях

Планируемые результаты: учащиеся научатся писать в словах сочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ; обосновывать написание слов с этой орфограммой; различать мягкие согласные, после которых пишется или не пишется мягкий знак; находить в чужой и собственной работе орфографические ошибки.

Оборудование: презентация по теме урока, карточки с дополнительными заданиями, карточки для работы в парах, средней и повышенной сложности; предметные картинки.

I. Организационный момент

— Начинаем мы урок.

— Садитесь, посмотрите всё ли у вас готово к уроку?

II. Актуализация знаний

а) Орфографическая минутка СЛАЙД № 2

— Списать. Подчеркнуть в словах буквосочетания с мягким шипящим согласным звуком.

— Какое правило вспомнили, выполняя задание?(ча-ща)

— Как вы понимаете слово чаща? (Густой частый лес, заросль)

б) Игра «Волшебник мягкий знак»

С помощью мягкого знака образуйте новые слова. Выиграет тот, кто быстрее выполнит задание

для проверки СЛАЙД 3

в) Диктант. (создание проблемной ситуации)

— Запишите слова в два столбика: в I – слова – названи е предметов с мягким знаком на конце, а во II в середине слова.

Письмо, цепь, пальто, клюшка, пень, морковь, желудь, кисточка, деньги, зонт.

— Ребята, в каких словах мягкость согласных звуков обозначена на письме с помощью мягкого знака? (Письмо, цепь, пальто, пень, морковь, желудь, деньги.)

— а в каких словах –нет мягкого знака?(Кисточка, зонтик)

— Почему в слове кисточка мягкий знак после буквы Ч не пишется? (вопрос остается открытым) СЛАЙ 4

III . Сообщение темы урока

— Сегодня тема нашего урока «Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ»

III. Самоопределение к деятельности- Слайд № 4

— На какие три группы можно разделить слова?

Бол… кол…цо ноч… ной

лос… кон…ки хищ…ный

ден… пал. то кон…чик

— Назовите согласные звуки перед пропущенной буквой.

— Что вы о них можете сказать? (это мягкие согласные )

— Как обозначается на письме мягкость согласных? (буквами И, Е, Ё, Ю, Я и мягким знаком)

— Как обозначите мягкость согласного в первом столбике? (мягким знаком )

— Во втором столбике? (мягким знаком )

— Что общего в написании орфограммы в первом и во втором столбике?

(мягкий знак обозначает мягкость согласного, но в первом столбике – в конце слова, а во втором – в середине слова )

— Назовите звуки перед пропущенной орфограммой в третьем столбике.

— Что вы можете сказать о них? (это тоже мягкие согласные )

— какую букву поставим для обозначения мягкости согласных в третьем столбике? (никакую букву ставить не будем )

— Почему? (в буквосочетаниях ЧН,ЧК,ЧТ,ЩН,НЧ мягкий знак не пишется )

— прочитайте, чему будем учиться.

— Прочитайте название темы сегодняшнего урока. (Буквосочетания ЧН, ЧК, ЧТ., ЩН, НЧ)

V. Работа по теме урока

У.с. 4 упр.1 Пл.о.хой друг в деле не п о мощник.

На св о ей улочке и курочка хр а бра.

— Прочитайте пословицы. Объясните, когда так говорят. Вставьте пропущенные буквы. Какие ещё знакомые орфограммы нам встретились?(проверяемая гласная)

— Назовите слова с непарными шипящими согласными звуками (помощник, улочка, курочка )

— Спишите. Выполните последнее задание. Какие сочетания вы подчеркнули? (Буквосочетания ЩН, ЧК )

— Что обозначает условный значок на полях? (Нужно поразмышлять над вопросом и высказать своё мнение )

— Прочитайте слова. Какие слова требуют объяснений? (мачта )

Мачта высокий столб на судне для парусов.

— Отвечаем на вопросы после упражнения.

— Выполните упражнение самостоятельно. (4 ученика у доски )

— Как произносятся звуки в буквосочетаниях ЧН, НЧ, ЧК, ЧТ, ЩН? (мягко )

— Можно ли сказать, что это опасные места в слове? В чём заключается опасность? (звук произносится мягко, но ь знак не пишется )

— Как называются такие опасные места в словах русского языка? (орфограммами )

Для развития речи учащихся

● Шла по полю черепаха (идём пальчиками )

● И дрожала вся от страха (руки в кулачок, кулачки дрожат )

● Кусь, кусь, кусь! Кусь, кусь, кусь! (большой и указательный пальцы «кусаются»)

● Никого я не боюсь! (отрицание — указательным пальцем )

VI. Знакомство с правилом

— Прочитайте, какие сведения о языке сообщает нам тётушка Сова.

У. с. 5 упр. 3 СЛАЙД № 6

— Выполните задание к упражнению

Одуванчик — растение с жёлтыми цветами, с молочным соком и пушистыми семенами, которые разносятся ветром.

Пончик – круглый жареный пирожок (с вареньем);

Птенчик — уменьшительно- ласкательное к птенец;

Кончик — уменьшительное к слову конец;

Блинчик – название сладкого блюда

Стаканчик – маленький стакан.

— Отвечаем на вопросы под упражнением. Выполните упражнение сам-но.

VII. Закрепление изученного материала Слайд № 7

1. Упражнения в написании слов с изученной орфограммой.

Работа в парах по карточкам

Прчитайте текст и исправьте ошибки

Это было Зимой. К окну Прилетела синич ь ка. Она была голодна. У окна стояли дети. Им стало жаль птич ь ку. Они открыли форточ ь ку. Птич ь ка влетела в комнату. Она стала клевать хлебные крошки.

Мы с дедушкой поехали на дач ь ный уч я сток. Там всегда много работы: накормить птенчиков курицы — крошеч ь ных ц и плят, сварить ежевич ь ное варенье. Дедушка сказал, что мы- настоящие помощ ь ники.

VIII. Рефлексия Слайд № 8

Кон…ки, поч..та, птен..чик, мен..ше, хищ..ник, бол…ной,оч..ки

— Выпишите слова, в которых мягкий знак не пишется. Подчеркните орфограмму. (по чт а, пте нч ик, хи щн ик,очки )

— Самопроверка. Один ученик читает слова, остальные делают хлопок в ладоши, если согласны.

IХ. Итог СЛАЙД № 9

— Как называется орфограмма, с которой мы познакомились на уроке?(сочетания ЧК чн ….

— Что нужно помнить при написании слов с этой орфограммой?(пишем без ь знака

Красная карточка _ не уверены в своих знаниях;

желтая -, если хорошо усвоили материал;

зеленая — если уверены в своих знаниях

Х. Домашнее задание

У.с. 5 Правило наизусть; с. 5 упр. 4; упр. 5;

Спасибо за урок!

Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко и др. Поурочные разработки по русскому языку к УМК В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого 2 класс.- М.: ВАКО, 2012.

В.П. Канакина Русский язык Рабочая тетрадь Часть 2. Москва «Просвещение» 2012.

В.П. Канакина В.Г. Горецкий Русский язык Учебник Часть 2- М.: Просвещение, 2012.

В.П. Канакина Г.С. Щёголева Русский язык Сборник диктантов и самостоятельных работ 1-4 кл. М.: Просвещение, 2009.

Большой толковый словарь русского языка: ок. Б79 60 000 слов/под ред. Д.Н. Ушакова. – М.:АСТ: Астрель 2008.