Опыт резерфорда по строению атома. Строение атома

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тема 2 Информационная культура современного человека 11 класс

В период перехода к информационному обществу необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объёмов информации, обучить его современным методам и технологиям работы.

Информационное общество опирается на

Информационная культура Информологический аспект Культурологический аспект Совокупность ЗУН поиска, отбора, хранения, анализа информации – информационная деятельность, направленная на удовлетворение информационных потребностей. Способ жизнедеятельности человека в информационном обществе – составляющая процесса формирования культуры общества.

Информационная культура связана с социальной природой человека. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека.

Информационная культура проявляется в Конкретных навыках использования технических устройств; Способности использовать программные продукты; Умении извлекать информацию из различных источников; Владении основами аналитической переработки информации; Знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности; Умении работать различной информацией.

Факторы развития информационной культуры: система образования, определяющая общий уровень интеллектуального развития общества; информационная инфраструктура; развитие экономики страны, определяющей материальные возможности людей. знание английского языка.

Работа Рыженко Елены Владимировны, учителя информатики и математики МБОУ г. Астрахани «СОШ № 64».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие – презентация. Мастер – класс.Обереговая культура в жизни современного человека

Работа с природным материалом - СОЛОМКОЙ, Давным-давно люди выращивают хлеб. Засеют поле. Полежали зернышки в земле, польет их дождь, прогреет солнце и вырастут из зерен длинные, зеленые стебли, а на...

Современные технологии и методики эффективного усвоения материала на уроках информационной культуры личности.

Каждый педагог хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися. Учителям часто кажется, что достаточно хорошо знать предмет и уметь интересно рассказывать. Однако преподавани...

Авторская концепция "Преподавание информатики в начальных классах как необходимый этап формирования информационной культуры современного школьника"

В концепции изложены основные формы, методы, приемы эффективного преподавания информатики в начальных классах....

Формирование алгоритмического мышления и повышение уровня информационной культуры как задача современного математического образования

Приёмы формировнаия алгоритмического мышления...

РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

Физическая культура начала развиваться с давних времен и она является неотъемлемой частью жизни каждого из нас. Она развивает организм и сохраняет здоровье на долгие годы. Физическая культура так же я...

Лекция: Планетарная модель атома

Строение атома


Наиболее точный способ определения структуры любого вещества - это спектральный анализ. Излучение у каждого атома элемента исключительно индивидуальное. Однако, прежде, чем понять, каким образом происходит спектральный анализ, разберемся, какую структуру имеет атом любого элемента.


Первое предположение о строении атома было представлено Дж. Томсоном. Этот ученый длительное время занимался изучением атомов. Более того, именно ему принадлежит открытие электрона - за что он и получил Нобелевскую премию. Модель, что предложил Томсон, не имела ничего общего с действительностью, однако послужила достаточно сильным стимулом в изучении строения атома Резерфордом. Модель, предложенная Томсоном, называлась "пудингом с изюмом".

Томсон считал, что атом является сплошным шаром, имеющим отрицательный электрический заряд. Для его компенсации в шар вкраплены электроны, как изюминки. В сумме заряд электронов совпадает с зарядом всего ядра, что делает атом нейтральным.

ВО время изучения строения атома выяснили, что все атомы в твердых телах совершают колебательные движения. А, как известно, любая двигающаяся частица излучает волны. Именно поэтому каждый атом имеет свой собственный спектр. Однако данные утверждения никак не вкладывались в модель Томсона.

Опыт Резерфорда


Чтобы подтвердить или опровергнуть модель Томсона, Резерфордом был предложен опыт, в результате которого происходила бомбардировка атома некоторого элемента альфа-частицами. В результате данного эксперимента было важно увидеть, как будет вести себя частица.


Альфа частицы были открыты в результате радиоактивного распада радия. Их потоки представляли собой альфа-лучи, каждая частица которых имела положительный заряд. В результате многочисленных изучений было определено, что альфа-частица походит на атом гелия, в котором отсутствуют электроны. Используя нынешние знания, мы знаем, что альфа частица - это ядро гелия, в то время Резерфорд считал, что это были ионы гелия.


Каждая альфа-частица имела огромную энергию, в результате чего она могла лететь на рассматриваемые атомы с высокой скоростью. Поэтому основным результатом эксперимента являлось определение угла отклонения частицы.


Для проведения опыта Резерфорд использовал тонкую фольгу из золота. На нее он направлял высокоскоростные альфа-частицы. Он предполагал, что в результате данного эксперимента все частицы будут пролетать сквозь фольгу, причем с небольшими отклонениями. Однако, чтобы выяснить это наверняка, он поручил своим ученикам проверить, нет ли больших отклонений у данных частиц.


Результат эксперимента удивил абсолютно всех, ведь очень многие частицы не просто отклонились на достаточно большой угол - некоторые углы отклонения достигали более 90 градусов.


Данные результаты удивили абсолютно всех, Резерфорд говорил, что такое чувство, будто на пути снарядов был поставлен листок бумаги, который не дал альфа-частице проникнуть во внутрь, в результате чего, она повернулась обратно.


Если бы атом действительно был сплошным, то он должен был иметь некоторое электрическое поле, которое затормаживало частицу. Однако, сила поля была недостаточной, чтобы остановить её полностью, а уж тем более отбросить обратно. А это значит, что модель Томсона была опровергнута. Поэтому Резерфорд начал работать над новой моделью.


Модель Резерфорда

Чтобы получить такой результат эксперимента, необходимо сосредоточить положительный заряд в меньшем размере, в результате чего получится большее электрическое поле. По формуле потенциала поля можно определить необходимый размер положительной частицы, которая смогла бы оттолкнуть альфа-частицу в противоположном направлении. Радиус её должен быть порядка максимум 10 -15 м . Именно поэтому Резерфорд предложил планетарную модель атома.


Данная модель названа так неспроста. Дело в том, что внутри атома имеется положительно заряженное ядро, подобное Солнцу в Солнечной системе. Вокруг ядра, как планеты вращаются электроны. Солнечная система устроена таким образом, что планеты притягиваются к Солнцу с помощью гравитационных сил, однако, они не падают на поверхность Солнца в результате имеющейся скорости, которая держит их на своей орбите. То же самое происходит и с электронами - кулоновские силы притягивают электроны к ядру, но за счет вращения они не падают на поверхность ядра.


Одно предположение Томсона оказалось абсолютно верно - суммарный заряд электронов соответствует заряду ядра. Однако в результате сильного взаимодействия электроны могут быть выбиты со своей орбиты, в результате чего заряд не компенсируется и атом превращается в положительно заряженный ион.


Очень важной информации относительно строения атома является то, что практически вся масса атома сосредоточена в ядре. Например, у атома водорода имеется всего один электрон, чья масса более, чем в полторы тысячи раз меньше, чем масса ядра.




В начале XXв. опытами по облучению тонкой фольги α-частицами Э. Резерфорд определил структуру атома. Он показал, что атом имеет планетарную модель (рис. 3), то есть состоит из плотного положительно заряженного ядра, вокруг которого обращается рыхлая электронная оболочка.

Рис. 3. Планетарная модель строения атома Э. Резерфорда

В целом атом является электронейтральной элементарной структурой химического элемента. Физический смысл порядкового номера Z-элемента в периодической системе элементов был установлен в планетарной модели атома Резерфорда. Z совпадает с числом положительных элементарных зарядов в ядре, закономерно возрастающих на единицу при переходе от предыдущего элемента к последующему. Химические свойства элементов и ряд их физических свойств объясняются поведением внешних, так называемых валентных электронов их атомов.

Поэтому периодичность свойств химических элементов должна быть связана с определенной периодичностью в расположении электронов в атомах различных элементов. Теория периодической системы основывается на следующих положениях:

а) порядковый номер химического элемента равен общему числу электронов в атоме данного элемента;

б) состояние электронов в атоме определяется набором их квантовых чисел п, l , m и m s . Распределение электронов в атоме по энергетическим состояниям должно удовлетворять принципу минимума потенциальной энергии: с возрастанием числа электронов каждый следующий электрон должен занять возможное энергетическое состояние с наименьшей энергией;

в) заполнение электронами энергетических состояний в атоме должно происходить в соответствии с принципом Паули.

Электроны в атоме, занимающие совокупность состояний с одинаковым значением главного квантового числа п , образуют электронную оболочку, или электронный слой. В зависимости от значенийn различают следующие оболочки:К прип = 1,L прип = 2,М приn = 3,N прип = 4,О прип = 5 и т. д. Максимальное число электронов, которые могут находиться в оболочках согласно принципу Паули: вК -оболочке – 2 электрона, в оболочкахL ,М ,N иО соответственно 8, 18, 32 и 50 электронов. В каждой из оболочек электроны распределяются по подгруппам или подоболочкам, каждая из которых соответствует определенному значению орбитального квантового числа. В атомной физике принято обозначать электронное состояние в атоме символомп l , указывающим значение двух квантовых чисел. Электроны, находящиеся в состояниях, характеризуемых одинаковыми квантовыми числамиn иl , называются эквивалентными. ЧислоZ -эквивалентных электронов указывается показателем степени в символеnl z . Если электроны находятся в некоторых состояниях с определенными значениями квантовых чиселп иl , то считается заданной так называемая электронная конфигурация. Например, основное состояние атома кислорода можно выразить следующей символической формулой: 1s 2 , 2s 2 , 2p 4 . Она показывает, что два электрона находятся в состояниях сn = 1 иl = 0, два электрона имеют квантовые числаn = 2 иl = 0 и четыре электрона занимают состоянияc n = 2 иl = 1.

Порядок заполнения электронных состояний в оболочках атомов, а в пределах одной оболочки – в подгруппах (подоболочках) должен соответствовать последовательности расположения энергетических уровней с данными п иl . Сначала заполняются состояния с наименьшей возможной энергией, а затем состояния со все более высокой энергией. Для легких атомов этот порядок соответствует тому, что сначала заполняется оболочка с меньшимп и лишь затем должна заполняться электронами следующая оболочка. В пределах однойоболочки сначала заполняются состояния с l = 0, а затем состояния с большими l , вплоть доl =п – 1. Взаимодействие между электронами приводит к тому, что для достаточно больших главных квантовых чиселn состояния с большимn и малымl могут иметь меньшую энергию, то есть быть энергетически более выгодными, чем состояния с меньшимп , но с большимl . Из изложенного следует, что периодичность химических свойств элементов объясняется повторяемостью электронных конфигураций во внешних электронных подгруппах у атомов родственных элементов.