Определение термина индивид. Понятия индивида, личности, индивидуальности

Человек, индивид и личность - ключевые понятия психологии, которые не менее важны и в обществознании , так как человек - это основной элемент общества. Какова же разница в этих трех терминах?

Человек.

Человек - термин биологического характера. Это звено в развитии живых существ на нашей планете. Homo sapiens в том виде, в котором они существуют сейчас, существовали и десятки тысяч лет назад. Биологическая, физиологическая, анатомическая структуры за это время существенно не изменились. Но каждому очевидна разница между студентом современного университета и охотником древней Месопотамии. В чем же эта разница?

Индивид.

Индивид в переводе с латыни (individuum) означает «неделимый». Это - конкретный представитель человечества, человеческая особь, у которой есть характерные только ей психологические и биологические особенности. Более расширенное понятие - индивидуальность , то есть сочетание этих биологических и психологических качеств, которое отличает данного конкретного индивида от остальных.

Таким образом, индивид - это конкретный человек со своими особенностями, данными ему от рождения, индивидуальность - уже больше психологический термин, чем биологический - набор навыков (характера, умения, знаний), приобретенных в процессе жизнедеятельности.

Личность.

Личность - самое сложное понятие. Это социальный образ человека . Именно общество формирует из индивида личность. Это то, что отличает человека от животного. Индивид, выращенный отдельно от остальных, например, на необитаемом острове, станет индивидуальностью. Но не станет личностью, потому что здесь ключевой фактор - общение и взаимоотношения с другими людьми. Чтобы стать личностью, человек проходит путь социализации , и ее формирование происходит в течение всей жизни.

Основные элементы социализации :

  • общение;
  • воспитание;
  • образование;
  • средства массовой информации;
  • система социального контроля.

В процессе социализации (формирования личности) у человека вырабатываются физические навыки и умения, психологические особенности , моральные факторы, научные знания, политические мировоззрения, религиозные ценности и т.д. Социолог Леонтьев охарактеризовал личность как совокупность социальных отношений, которые реализуются в различных видах деятельности. Попросту говоря, личность - это член общества , и в этом определении - все, что может под этим подразумеваться.

Различие понятий человека, индивида и личности.

Различие понятий человека, индивида и личности для того. Кто не очень знаком с социологией и психологией легко объяснить простым примером из жизни.

Допустим, вы начали играть в компьютерную RPG - игру на подобие Fallout или Skyrim. Вначале вы выбираете расу - эльф, гном или человек. Это и есть понятие человека, то есть биологическое различие от остальных видов существ. С самого начала ваш персонаж обладает определенными навыками и умениями (сила, выносливость, интеллект и т.д.). В этом виде, на самом старте игры, перед нами индивид, отличающийся от остальных (во многих играх эти начальные параметры вы задаете сами) особенностями, данными от рождения. В игровом процессе ваш персонаж развивается, приобретает новые черты характера, знания, способности, и к концу игры мы имеем героя с определенной харизмой и кармой, набором навыков, совсем не похожего на того, кого мы получили вначале. Вот это и есть уже личность.

Таких сравнений можно привести множество (даже с «World of Tanks»), но суть в том, чтобы понять, что человеком рождаются, а личностью становятся в процессе общения и взаимодействия с другими членами общества.

Каждый человек – это по сути, биологическая особь и, как и все остальные живые существа является частью природы. Но в отличие от последних она может стать личностью, индивидуальностью. Это возможно благодаря наличию интеллекта и взаимодействию с окружающей средой. Так кто такой индивид – в этой статье.

Признаки индивида

Родившись, человек по определению уже является индивидом, что отражает его родовую принадлежность. Это конкретный носитель индивидуально-своеобразных черт, но прежде всего биологически обусловленных. Со всеми другими людьми его объединяет скелетно-мышечное строение, строение головного мозга, присутствие речи и т.д. Но вместе с тем индивид является единичным существом, которое отличается от других индивидуальными особенностями – цветом волос, кожи, функционированием нервной системы и др.

Однако, в рассматривают не только как отдельного представителя рода людей, но и члена определенной социальной группы. Его отличают следующие признаки:

  1. Целостность психофизической организации организма.
  2. Устойчивость относительно окружающей реальности.
  3. Активность.

Тем, кто интересуется, что значит индивид, можно ответить, что благодаря высокой социальной организации он может осознанно преодолевать заложенную биологическую «программу», вносить изменения в свое поведение и контролировать его, управлять всеми высшими психологическими процессами.

Социальные качества индивида

Появляясь на свет индивидом, человек в процессе жизни становится личностью. И в связи с тем, что у него плохо развиты адаптационные механизмы, личностью индивид может стать только при постоянном общении, взаимодействии с окружающими. На это влияет отношения внутри семьи, внутри группы. Личностные особенности человек от рождения не получает. Все психические черты, взгляды и обычаи он перенимает из общества, в котором живет.

К социальным качествам индивида относят:

  • темперамент;
  • характер;
  • способности;
  • мотивация;
  • ответственность;
  • самореализация;
  • сотрудничество;
  • рефлексия;
  • эмоциональная устойчивость и др.

Личностной зрелости человек достигает постепенно и для каждого возрастного этапа характерно особое качественное своеобразие. Становление личности – процесс долгий и сложный, многофакторный и многоаспектный. На основании опыта формируются нормы и ценности, гражданская позиция, отношение к себе, людям и миру.

Различия индивида и индивидуальности

Личность каждого человека является совокупностью черт и особенностей, которые и образуют ее индивидуальность. Таким образом, под индивидуальностью понимают комбинацию психологических особенностей человека, которая и делает его уникальным, своеобразным, отличным от других. Индивидуальность проявляется во всем – телосложении, стиле одежды, темпераменте, жизненном опыте, стремлениях, способах самовыражения и т.д. Индивидуальность – это не проявление целостности личности, а некая «изюминка», которая отличает человека от других.

Индивидуальность формируется под действием среды, в которой растет индивид, его воспитания, накопленного опыта, особенностей отношений внутри семьи и обращения с ребенком. Важнейшими факторами являются врожденные особенности человека и его собственная жизненная позиция. Российский психолог, политик и ученый А.Г. Асмолов говорил, что «индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают». То есть происходит в социуме, а индивидуальности – вне ее. Этот процесс происходит отдельно, уникально и неповторимо.

Человек - это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы - к человеческому роду. В понятии "человек" утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.

Индивид - это единичный представитель вида "homo sapiens" . Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).

Индивидуальность - это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).

Личность (от лат. persona – особа) – это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни (человек с социально значимыми качествами).

Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.

Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.

Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация - это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность - это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.

В понятиях "личность" и "индивидуальность" зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом "личность" обычно употребляются такие эпитеты, как "сильная", "энергичная", "независимая", подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности говорят "яркая", "неповторимая", "творческая", имея в виду качества самостоятельной сущности.

Что подразумевает под собой термин «индивид»? С латыни слово переводится как «неделимый», уникальный комплекс врождённых и приобретённых качеств, которыми обладает человек. Все мы рождаемся индивидами, и со временем благодаря приобретённому опыту осуществляется переход на совершенно другой уровень, человек становится личностью. Психологи для изучения индивида используют ряд методов, рассматривая персону как часть какой-то группы общества.

Всё очень просто, в психологии это понятие используют обычно в широком смысле, но фундаментом является наличие особой целостности, а также единства субъекта и ряда особенностей, которые для него свойственны. Психология характеризует индивида как результат развития жизни, так называемый продукт взаимодействия с окружающими людьми. Каждый человек является носителем особого ряда свойств, которые были даны ему от природы и теперь в процессе своего развития и совершенствования они стали зрелыми. Свойства могут видоизменяться, а также усложняться в связи с условиями, которые меняются в жизни каждого человека.

Свойства, характеризующие индивида

У каждого понятия есть свои особые черты, которыми он обладает. Всё дело в том, что в психологии термин «индивид» можно охарактеризовать благодаря ряду свойств. В первую очередь это: пол, возрастная категория, особенности телосложения, и характеристики функционирования мозговой деятельности. Во-вторых, можно смело отнести к свойствам индивида и другие задатки человека, к примеру, тип темперамента . Возрастные качества способны определить ряд характеристик человека, которые его идентифицирую процесс его становления в результате онтогенеза.

Половые признаки выступают отличительными чертами пола. Можно назвать ряд индивидуально-типических параметров, которые представлены с точки зрения общесоматичности, либо же, как конституционные качества, обладающие нейродинамическими отличительными чертами. Нейродинамические характеристики в данном контексте стоит рассматривать как отдельные моменты психики человека.

Как психологи рассматривают этот термин

Индивида называют точным носителем всех черт, которые даны человечеству. А вот в психологии термин индивид характеризуется целостностью психофизических организаций организма, его активностью, а также стойкостью к проявленным действиям. Человек живёт как индивид с начала своего рождения и до момента смерти. Это состояние является начальным на планете с точки зрения его филогенетического формирования, а также онтогенетического развития. Он является конкретным продуктом создания жизни, который активно взаимодействует с разнообразными окружающими критериями, а не рядом условий, которые появились внезапно. Ясно одно, рассматривать личность без пристального внимания и акцента на его индивидуальные характеристики нельзя.

Они выступают тем самым фундаментом содержания человека. Именно от них будет зависеть ряд условий развития каждого представителя человеческой расы, то есть от задатков, которые на генетическом уровне в него были вложены. В наличии у индивида есть ряд основных функций, а конкретно всего выделяют их две. Одна классифицируется как сохранение, благодаря ей происходит процесс распределения энергетических и динамических признаков, а также ряд ресурсных особенностей. А вот другая, отвечает за функцию так называемых перемен, с точки зрения пластичности поведения.

Особенности человека, как индивида

Каждое из поколений рано или поздно задаётся вопросом о том, какая же была заложена в нём информация. Человек сам по себе выступает феноменом, и ему присущ ряд основных свойств и требований, которыми он был награждён с самого рождения. Человек вынужден подчиняться с самого раннего возраста не только законам вселенной, но и всем многочисленным правилам общества. Можно назвать функционирование индивида в этих рамках продолжением процесса эволюции. Уже доказан тот факт, что с каждым годом человеческие свойства и качества только усложняются и в характеристики индивида включены все эти изменения. Человек будет рассматриваться со всеми его природными свойствами, а также основами, которыми наградила его психология, и во главе будет темперамент.

Человек в первую очередь личность

Именуя себя людьми, мы всего лишь выделяем себя из ряда других существ, которые живут на планете Земля, но в то же время далеко не каждый человек может назвать себя гордо личностью , ведь для этого необходимо подняться по лестнице развития. Персона, которая называет себя личностью, обязательно должна быть активная и занимать позицию в обществе, с которым необходимо успешно и регулярно взаимодействовать. В этом и заключается суть, являясь неотъемлемой частью социальной среды, вряд ли человек сможет существовать без неё. Нужно пройти этапы развития, и полезные умения и знания других людей обязательно пригодятся и процесс формирования личности осуществиться гораздо быстрее. Несмотря на это, действия и мысли, которые навевает общество, всё равно носят так называемый индивидуальный характер. Это говорит о том, что личность не стремиться отделиться от общества и её поведение уж точно не буде зависеть от иных условий социальной среды, в которой происходит его непосредственное развитие.


Чем отличается индивид от личности?

Если обобщить и просто назвать человека индивидом, тогда под этим термином стоит понимать ряд определённых черт людей, которыми он был награждён с рождения, то есть имеется ввиду генетическая информация. Личность – это особая структура, более сложная и она в значительной степени отличается своей высокоразвитостью, и уникальной способностью осуществлять успешное взаимодействие с обществом. Следует отметить, что далеко не каждый индивид может в процессе своей жизни стать личностью. Для этого необходимо ежедневно совершенствовать свои психологические черты и стараться обретать новые навыки, использовать их на практике. С психологической точки зрения индивида можно назвать всего лишь живым существом, которого можно причислить к человеческому роду. А вот понятие личность будет напрямую связано с активным взаимодействием в обществе и выполнения в нём своей особой роли.

Человеческая личность - объект изучения многих гуманитарных наук, таких как психология, философия, социология. Понятие "человек", "индивид", "личность" часто встречается как в научном, так и в повседневном языке. В обиходе данные слова считают синонимами, но на самом деле каждому присущ собственный смысловой оттенок. Попробуем подробнее в этом разобраться.

Понятие - человек, индивид, личность

Слово «человек» звучит при обозначении способностей и черт, присущих всем. Оно подчеркивает существование особой общности - человеческого рода, отличного от других присущим лишь ему способом жизнедеятельности. Именно благодаря ему на всех этапах своего развития, везде и всегда сохраняет определенный статус.

Определение "человек-индивид" обозначает существование отдельного конкретного представителя человечества. Кто это такой? Человек-индивид - это единица людского рода, определенный носитель психологических и социальных черт, присущих всей людской общности. Под ними подразумеваются воля, разум, собственные интересы и потребности. В этом смысле индивид - это конкретный человек.

В данном контексте не рассматриваются биологические факторы (пол, возраст, физические характеристики, темперамент), а также социальные различия. Но, конечно, совсем не учитывать эти данные нельзя. Ведь различия между ребенком и взрослым, первобытным дикарем и нашим современником вполне очевидны.

Таким образом, определение понятия "индивид" включает набор характеристик и черт, по которым каждый человек отличается от другого. При этом подразумеваются различия совершенно разных уровней - от нейрофизиологического и биохимического до социально-психологического.

А что же такое личность

Динамику развития человека в различные моменты (исторические и собственные) характеризует понятие «личность». Индивид при этом - отправная точка развития личности, ее начальное состояние. Таким образом, личность - наиболее полное воплощение всех

Как социальному субъекту, личности присуща автономность, стремление в определенной степени противопоставить себя социуму и обрести независимость от общества. Это предполагает наличие самосознания, навыков умственного контроля, способности к аналитической деятельности и оценке себя самого.

Все эти качества составляют основу жизненной позиции. Это основной принцип поведения, базирующийся на социальных и мировоззренческих установках, ценностях и идеалах. Значение этих нормативных факторов в жизни объясняет теория саморегуляции поведения человека в социуме.

Основы развития личности

У каждого автора - свое толкование личности. Но почти любое определение "личность", "индивид", "индивидуальность" основано на одном из двух полярных взглядов. Один из них гласит, что личность формируется и подвергается дальнейшим изменениям в зависимости от врожденных качеств и данных, влияние социального окружения при этом сводится к минимуму.

Представители противоположной позиции практически полностью отвергают врожденный фактор и предпочитают рассматривать личность как некий продукт социального развития. Пожалуй, обе точки зрения являются крайностями.

Классическое определение личности подразумевает, что человек, индивид, личность имеет сформированные, необходимые ему как продукту общественного развития конкретные качества. От него ожидают вхождения в путем общения и сознательной деятельности. Согласно такому подходу, биологический организм становится личностью только благодаря социальному и культурному опыту. Причем допускается влияние на формирование индивидуальных черт - совокупности темперамента, врожденных способностей и предрасположенности.

Как мы взрослеем

Рассмотрим, каким образом формируется человек, индивид, личность. Что непосредственно влияет на процесс роста? Таких предпосылок несколько.

Биологический фактор. Наследственность человека - тот самый материал, который позже будет сформирован в человеческого индивида. Этот фактор сам по себе еще не создает личности, так как социальный опыт и культурное наследие невозможно передать с генами. Но его требуется учитывать как источник бесконечного разнообразия характеров, темпераментов, склонностей и причину возможных социальных ограничений.

Физические условия окружающей среды. Часть исследователей придают им первостепенное значение. Но, как известно, в одних и тех же географических условиях существуют совершенно разные типы личностей, а схожие общегрупповые признаки наблюдаются в совершенно различных.

Общественная культура, формирующая определенное число соответствующих ей базовых типов личности. Определенный же культурный опыт служит общим достоянием человечества.

Опыт, как групповой, так и уникальный (субъективный). Это самый главный фактор ее формирования, возникающий в процессе социализации.

Что такое социализация личности

Комплекса ценностей, установок, симпатий-антипатий, целей и шаблонов поведения человек достигает благодаря явлению социализации. Это процесс усвоения индивидом норм и образцов поведения его группы, необходимых для функционирования в обществе.

Социализация касается всех сторон воспитания, обучения и приобщения к культуре. В ней участвуют все, с кем сталкивается индивид в семье, быту, детском саду и школе, видит по телевизору и т.д. При этом процесс личностного формирования проходит три последовательные стадии:

1. Дети подражают взрослым и копируют их поведение.

2. Дети играют и примеряют на себя различные роли.

3. В групповой деятельности они начинают понимать ожидания, обращенные к ним со стороны других.

Когда она происходит

Большинство психологов считают, что процесс социализации не ограничивается детским возрастом и длится всю жизнь. закладывает основы личностных ценностей. А применительно ко взрослым этот процесс подразумевает изменение внешнего поведения и приобретение нужных навыков.

По одной из теорий, в процессе социализации взрослых изживают себя детские мифы, например, о незыблемости авторитета или собственной суперценности. Постепенно на базе полученного опыта формируется тот индивид, определение которого приведено выше.

Общение в группе и соответствующий опыт дает возможность скорректировать уникальные внутренние установки личности с общими качествами, характерными для ее социальной среды.

Как это бывает

В начале жизни человек еще не осознает, что он индивид, и индивидуальность его находится в зачаточном состоянии. Обособление от физического и социального мира продолжается в течение всей жизни. Накапливая социальный опыт, он формирует образ своего «Я» путем сопоставления себя с другими.

Доказательством того, что личность - не просто автоматически развивающаяся совокупность природных задатков, служат известные науке случаи воспитания человека в социальной изоляции, например, в среде животных. Исследования психики таких "Маугли" показали, что те не имеют представлений о собственном «Я» как об обособленном существе в ряду подобных.

На чем основан личный опыт

«Социальное зеркало» постоянно перед каждым из нас. В детстве при оценке собственных способностей человек основывается на мнении ближайшего окружения, с возрастом - на оценках компетентных специалистов. Зрелый человек понимает, что он - индивид, и индивидуальность его уникальна.

Нельзя недооценивать влияние личного опыта. Именно поэтому дети, воспитанные в одной семье, очень разные. У них имеется похожий групповой опыт (но не идентичный). Помимо семьи дети общаются во внешней среде и с разными людьми. Даже близнецы с одним набором генов не могут постоянно находиться в абсолютно одинаковых условиях, встречаться с одинаковыми людьми и испытывать идентичные эмоции.

Именно поэтому каждый личностный опыт уникален. По утверждениям психоаналитиков, определенные инциденты, происшедшие с людьми, вполне могут оказаться критическими, задавая тональность последующим эмоциональным реакциям.

Что такое социальная роль

Под этим понятием подразумевают способ поведения человека в соответствии с общепринятыми нормами межличностных отношений в зависимости от имеющегося статуса в системе. Процесс социализации личности подразумевает освоение социальных ролей как способ интеграции человека в общество.

Понятие социальной роли подразумевает ролевые ожидания - чего именно ждут от индивида согласно «правилам» той или иной роли. Другое основное понятие здесь - все то, что человек осуществляет согласно своей роли. Общество в данном случае берет на себя функцию контроля.

Индивид и общество связаны существованием самых разных институтов - от правоохранительных органов до общественного мнения. К "ослушавшимся" применяется система социальных санкций. Самые незначительные из них - осуждение и общественное порицание, более жесткие - меры насильственного пресечения.

Индивид - определение социального статуса

Под социальным статусом понимается позиция (ранг) индивида в структуре группы или самой группы в ряду других образований. Поведение, которое ожидается от носителя определенного социального статуса, и составляет суть его социальной роли. Различные статусы имеют дети и взрослые, женщины и мужчины, военнослужащие и штатские. Каждый человек - носитель множества разных статусов, в соответствии с которыми и выстраивает свое поведение в тех или иных ситуациях.

Через обучение ролям усваиваются культурные нормы. Приемлемое для одного статуса может стать совершенно неподходящим для другого. То есть социализация - важнейший процесс обучения принятым в обществе методам и способам взаимодействий, в результате которого социум получает своего адекватного члена.

Умение исполнять важнейшие роли приобретается, начинается с детства. Большая часть данного процесса происходит на бессознательном уровне довольно безболезненно. Дети участвуют в играх, помогают родителям, вслушиваются в семейные разговоры, читают и смотрят различные истории. Их "игровые" роли помогают в будущем роль принять на себя настоящие и понять реакции окружающих.

О предписанных статусах

Общество устроено очень сложно, и согласованное функционирование всех его институтов возможно лишь в случае строгого соблюдения людьми собственных обязанностей, регламентированных внутригрупповыми отношениями. Простейший путь добиться этого - классификация всей многообразной человеческой деятельности по огромному количеству предписанных ролей и приучение каждого индивида с ранних лет к выполнению определенного набора их, "положенного" по статусу.

Пройдя в детстве первичное ролевое обучение, человек назначает себе сам предписанные роли согласно выбранному критерию. Его кодовое название - "правила достижения успеха". Универсальной основой выработки подобного критерия в обществе служит пол и возраст человека. Другие определяющие факторы - национальность, раса, религиозная либо классовая принадлежность.

Несмотря на бессознательный характер ролевого обучения, это мощный и реальный Например, раздельное обучение в течение многих лет мальчиков и девочек ведет к большим различиям между ними в зрелости по части способностей, предпочтений и способам выражения эмоций.

Что такое достигаемый статус

Это социальная позиция, закрепляемая путем индивидуального выбора и конкуренции. Если часть статусов назначается группой либо обществом, при этом не учитываются индивидуальные качества индивида или его способности, то достигаемый статус - результат способностей, упорства, трудолюбия, исполнительности личности, а также некоторой доли везения.

В примитивных (или традиционных) обществах статусы почти всегда предписаны, и прямо зависит от рождения. В современном обществе личность обладает большей степенью свободы.

Выигрыш имеют люди, проявляющие наибольшие способности и гибкость. Те же, кто не сумел "найти себя" и приспособиться к новым ролям, оказываются неконкурентоспособными.

Чем они различаются

Достигаемые и предписанные статусы имеют принципиальную разницу, тем не менее пересекаются и взаимодействуют. Индивиду почти невозможно улучшить или как-то изменить собственное положение в обществе, где большинство статусов являются предписанными. Социализация не связана с ожиданием смены статуса. Но если наследственные факторы не играют принципиальной роли, человеку трудно смириться с низким статусом, имея возможности проявить личные способности

Когда за статус идет борьба и возможности условно равны, причины отсутствия успеха - исключительно личная некомпетентность и отсутствие способностей. В обществе "равных возможностей" данный постулат усваивает любой индивид. Определение неуспеха как собственной несостоятельности больно бьет по самооценке человека. Но даже в этом случае личность находит пути повысить статус, используя различные льготы и преимущественные права.

Если роль - поведение, ожидаемое от индивида в случае конкретного статуса, то ролевое поведение бывает фактическим. Оно отличается от того, которое ожидается по большинству характеристик - от ролевой интерпретации до возможных конфликтов с другими. Вот почему нет двух индивидов, одинаково исполняющих одну и ту же роль.