Определение социум. Социум

Основные понятия : социум, общество, социум как социальная система, вертикальная структура социума, социальные потребности, социальные способности, социальные ценности, социальная деятельность, социальные отношения, социальные институты, сферы жизнедеятельности общества, экология, экономика, медицина, управление, наука, педагогика, искусство, физкультура.

Понятие социума как целостной социальной системы

Общество представляет собой сложнейшую самоорганизующуюся, саморегулирующуюся, самовосстанавливающуюся и саморазвивающуюся систему, жизнедеятельность которой определяется большим числом внешних и внутренних факторов. Множество подсистем и элементов входит в пего, причем в любой стране такая система имеет свою специфику.

В литературе существует множество определений общества, которые можно определенным образом классифицировать, затем выделить объект "социум", включив в него общее и закономерное из объекта "общество", т.е. смоделировав общество в социум.

Начнем с того, как социология трактует понятие "общество". Э. Дюркгейм рассматривал общество как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях. По М. Веберу, общество – это взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, т.е. ориентированных на других людей, действий.

Крупный американский социолог Т. Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности.

С точки зрения К. Маркса, общество – это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности.

Само понятие "социум" в его современном понимании появилось совсем недавно, ранее использовался термин "общество", хотя понимание "социального" известно с древних времен. Необходимо конкретизировать эти понятия.

Социум ("общество") – основной, самый крупный и сложный, "высший" реальный субъект исторического процесса. Интуитивно все мы достаточно хорошо представляем себе, что значит это слово, и в разговорной речи легко употребляем как синонимы слова: "страна", "народ", "общество", "государство" – для обозначения указанной разновидности человеческого коллектива.

Правда, все эти термины обозначают то, что нам нужно, лишь в своем перекрывающемся, синонимическом смысле, а сами по себе имеют и другие, частные значения (свои у каждого слова в отдельности). Чтобы не путаться, условимся называть интересующий нас тип коллектива принятым в науке латинским словом "социум" (точный эквивалент русского "общества"),

В научной литературе имеется множество определений социума. Например, в словаре по социальной педагогике Л. В. Мардахаев дает следующее определение: "Социум (от лат. socium – общее, совместное) – большая устойчивая социальная общность, характеризуемая единством условий жизнедеятельности людей в каких-то существенных отношениях и вследствие этого общностью культуры".

В своей работе "Социология города" Л. А. Зеленов излагает более конструктивное определение социума, позволяющее понять его структуру, содержание и значимость для педагогической науки.

По его мнению, социум – это совокупность людей с их потребностями, способностями, деятельностью, отношениями и институтами – это и есть предметная область социологии.

Что же интересует социальную педагогику в социуме? Прежде всего его педагогические ресурсы и возможности, значимые для решения проблем социализации человека, т.е. педагогический потенциал социума во всех его временных проявлениях:

  • реализация педагогического потенциала социума в развитии личности;
  • развитие (восстановление) потенциала социума в интересах развития личности;
  • изучение педагогического потенциала социума, значимого для развития личности.

Что же такое социум ? Ясно, что это организованная группа людей, функционирующая как система, а не просто механическая совокупность отдельных лиц. Иными словами, в пределах социума люди координируют свои действия друг с другом по детально разработанным правилам. Тем самым социум оказывается наделен определенным единством действий, которое и дает нам право рассматривать его как субъект исторического процесса (разумеется, упрощенно). Можно заметить, что поверх границ социума сколько-нибудь регулярная координация действий по таким общим правилам уже не поддерживается: любые международные союзы легко возникают и распадаются, а человечество в целом пока вообще ни в какой степени не обнаруживало организованного единства действий (хотя, возможно, и идет к этому).

Таким образом, социум – это самое большое по масштабам множество людей, которое можно рассматривать как единый субъект исторического действия (в то время как отдельный человек составляет наименьшее из таких множеств). В результате мы говорим: "Англия стремилась к тому-то", "для Рима было неприемлемо то-то" и т.д. и прекрасно понимаем друг друга, хотя, конечно, отдаем себе отчет в том, что стремиться, достигать, избегать, словом, осуществлять целеполагающую сознательную деятельность, могут на самом деле только отдельные люди, а "действия" и "воля" социума в действительности являются результатом сложнейшей интерференции индивидуальных человеческих действий и воль.

Спокойно применять такие упрощения и представлять историю как цепь последовательных событий развития социума – значит давать общие контуры чего-то конкретного. Вообще, все это можно сказать о любом коллективе – от социума до футбольной команды. Отличительные особенности социума как определенной (и наиболее важной) формы человеческой организации заключаются в следующем.

Во-первых, согласование и регламентация тех или иных форм человеческой жизнедеятельности именно в социуме наиболее всеобъемлющи и касаются наиболее важных сторон человеческого существования. Социум регламентирует семейные связи, личную безопасность, возможности обогащения и роста власти и влияния, необходимость жертв со стороны своих членов; в человеческих коллективах всех прочих уровней организации подвергаются гораздо более ограниченные и менее существенные стороны жизни человека.

Во-вторых, членство в социуме наследственно, в норме подневольно и нерасторжимо по одному лишь желанию данного лица. Шахматный клуб или партию можно покинуть по собственной воле без всяких ограничений, социум – нет.

В-третьих, в силу первых двух факторов члены социума оказываются психологически "своими" друг для друга, испытывают друг к другу привязанность, близость и солидарность неизмеримо бо́льшую, чем "усредненная" близость между людьми, как бы высчитанная без учета границ социумов. Граница своего социума – это основная граница "своего" и "чужого" в мире для подавляющего большинства людей.

На чем же держится единство социума, или, иными словами, что является основным социообразующим фактором ? Проще всего сказать, что это единая власть, общая для всех членов социума, и определять "социум" просто как совокупность людей. Однако такое определение окажется необходимым, но явно недостаточным. Оттого, к примеру, что территория державы-оккупанта и оккупированных ею стран подчиняются общей власти, ни они сами, ни посторонний наблюдатель не сочтет их частями одного социума. В 1942 г. никому не пришло бы в голову причислять поляков и белорусов к членам Великогерманского социума на том основании, что они подчинялись общей с немцами власти. В действительности социообразующим фактором являются взаимные обязательства составляющих социум людей обязательства, направленные на улучшение возможностей выживания каждого из них. Указанные обязательства действуют именно и только внутри границ социума.

Любой социум обрекает часть своих членов на военные лишения и гибель во имя всех прочих; принесение такого рода жертвы считается обязательным, уклонение от нее – изменой. Поверх же границ социума таких отношений не возникает, и принесение правящей верхушкой "своих" в жертву "чужим" само рассматривается как предательская безответственность. В данном примере речь идет о взаимопомощи, которую члены социума обязаны оказывать друг другу в чрезвычайной ситуации ценой тяжелейших личных жертв; однако обязательная взаимопомощь менее напряженного вида является уже постоянным и необходимым условием существования социума. Таким образом, первым краеугольным камнем социума являются обязательства взаимопомощи .

Приведем пример другого рода. В 80-х гг. прошлого века арабские страны, сговорившись друг с другом, повысили цены на нефть. Для миллионов людей по всему миру это было тяжким ударом: отныне им приходилось покупать то, что им было нужно, по более высокой цене. Однако в нефтепокупающих странах никому и в голову не приходило обидеться на арабов: их поступок считался малоприятным и неудобным для Запада, но совершенно нормальным и правомерным сам по себе. Зато едва ли кто-нибудь стал бы негодовать, если бы нефтепокупающие страны оказали на арабов давление, вплоть до военного, чтобы те снизили цену снова (так, кстати, частично и случилось). Теперь представим себе депутата Государственной Думы Российской Федерации от, допустим, Ярославской области, который предложит взимать с Дальнего Востока тройную дань за энергопоставки под угрозой блокады: выхода у тамошних жителей все равно не будет, и западноцентральные районы страны получат больше золота и рыбы. Совершенно очевидно, что такое предложение не пройдет (пока) даже в Государственной Думе Российской Федерации. Таким образом, то, что считается вполне допустимым делать в борьбе за свои интересы поверх границ социума, воспринимается как бред сумасшедшего и немедленно гасится при конфликтах внутри этих границ. Римляне формулировали это очень точно: "Что частному лицу преступно, то обществу дозволено".

Вообще, естественным разрешением антагонистического конфликта интересов между разными обществами исторически будет война и, во всяком случае, в своих действиях относительно друг друга они будут руководствоваться только собственными интересами. Если такой же конфликт случится между членами одного социума, он будет локализован и разрешен по определенным правилам, а действия сторон окажутся строго ограничены, и им придется определенным образом считаться с интересами друг друга и не посягать на определенные позиции врага; в противном случае на них обрушится с тяжелым наказанием их общая власть.

В данном случае речь идет о взаимных обязательствах по ненападению, составляющих второй краеугольный камень всякого социума .

Именно организации и гарантии выполнения этих обязательств и служит единая власть социума. Без такой власти они становятся пустым звуком: некому и нечем будет обеспечивать взаимопомощь и взаимное ненападение членов социума. Однако если какая-либо общая власть вообще не ставит себе целью обеспечивать подобные отношения между подвластными ей субъектами, социума она не образует. Именно поэтому никому бы и в голову не пришло числить граждан Германии и белорусов в 1942 г. "своими" друг для друга, членами одного социума.

Итак, наибольшим субъектом исторического процесса, обладающим единством действий, является социум (общество) – продолжающий и воспроизводящий себя во времени коллектив людей, "своих" друг для друга, т.е. наследственно обязанных друг другу ненападением (регламентированным и ограниченным разрешением конфликтов) и некомпенсируемой взаимопомощью (чрезвычайной в различных формах и постоянной в форме налогов и повинностей), гарантированными и организованными единой властью социума. Социум – это "поле" взаимной наследственной клятвы о взаимопомощи и ненападении.

Таким образом, именно социум обеспечивает удовлетворение фундаментальных желаний человека, его потребностей в безопасности и помощи в случае нужды . Иными словами, социум делает для своего взрослого сочлена то же, что семья для ребенка, – откуда и происходит стандартное для практически любой культуры сравнение своего социума с матерью или отцом.

Понятие «социум» имеет довольно широкую трактовку. Ясно, что по большей части он рассматривается в социологии. С точки зрения этой науки, слово “социум” означает определенную группу людей, объединённую по общим моральным принципам, взглядам на окружающий мир. В такой группе имеется своя ценностная система, все члены придерживаются одних политических взглядов. Люди живут в одной среде обитания, делят общую территорию, сталкиваясь с одинаковыми препятствиями, факторами, что влияют на взаимоотношения внутри общины.

Проблемой определения данного понятия занимаются и аналитики, и политики, и антропологи, которые рассматривают различные его особенности. Сходятся они на основных характеристиках социума. Для примера посмотрим точку зрения философов и психологов.

Философы

Данный термин изучается в социальной философии. Через это понятие учёные пытаются доказать различие между устройством царств живой и неживой природы, видов организованности человека в отличие от животного мира. Философия подчёркивает значение социальности как одной из подсистем мира с её особыми связями с различными сферами действительности.

Исследователи стремятся понять, каким образом человеческая деятельность вне зависимости от национальных, религиозных убеждений, показателей ума или способностей, отличается от химических реакций, поведения животного царства. Ведь у зверей, как и людей, есть инстинкт самосохранения, и те, и другие стремятся к размножению, безопасности, защищают свой род и так далее.

Психологи

По мнению психологов, социум – разновидность общества, что напрямую оказывает влияние на личность. Его рассматривают как безликую массу в противовес индивиду. Без общества нет личности, оно – основа, необходимая для развития человека, роста его умственных способностей, культурного уровня, образовательного. В нём всегда есть свои законы, которые могут и не соблюдать интересов каждого члена группы, общества. Потому особое место в психологии занимают вопросы конфликта личности с группой.

Самое время разобраться, в чём социум отличается от общества.

Отличия общества от социума

Итак, что такое общество? Это тоже, как и в социуме, определённая группа людей, у которых есть общие цели, интересы или ценности. Общество подразумевает модель отношений между индивидами. Оно имеет свою стратификацию .

Общество может подразделяться по признакам:

  • Национальности: немецкое, британское, российское;
  • Государственному и культурному строю;
  • Территориальному и временному
  • и др.

Общество часто относят к социальным формам жизнедеятельности, подразумевающим общение, взаимодействие между людьми. Но индивиды, объединяющиеся для одной деятельности, даже распределяя между собой роли по выполнению труда, вовсе необязательно создают общество в традиционном смысле. Поскольку люди могут иметь иные социальные виды групп внутри этого взаимодействия, или же вовсе оставаться верными принципу «каждый сам за себя».

В социуме все его члены обязательно следуют признанным большинством правилам, требованиям, обязанностями. Если происходит отделение какого-либо человека, то его осуждают и рядовые «ячейки» группы, и самые высшие. Такого субъекта может постичь наказание вплоть до исключения из данной группы.

История развития

Еще с древности человек стремился сплотиться с другим. В тесной группе шансы выжить в непростых природных, климатических условиях гораздо выше. Как и защититься от хищников, победить болезнь, противостоять агрессивно настроенным племенам.

Число людей в одной группе возрастало, усложнялась и система взаимоотношений. Вести общее хозяйство непросто. В результате этого стали появляться своды законов и правил, призванных упорядочить деятельность отдельных членов группы, что также учитывало безопасность каждого из них, а иногда и интересы.

Семья как главный источник социума

Появление родовых общин со своими внутренними правилами функционирования обеспечивало её членов безопасностью, единством ценностей. Люди создают семьи – «маленькие ячейки» , в рамках которых они формируются, определяются с жизненными взглядами и устоями, чтобы затем иметь возможность выхода в большой социум.

Сегодняшний взгляд

Современный социум имеет сложную и многовариантную структуру. Сейчас это взаимодействие различных групп людей, различающихся по морально-интеллектуальному развитию, стилю и образу жизни, родственно-семейным связям, социальному происхождению.

Вот чем характерен социум в современности:

Как видим, термин «социум» имеет несколько трактовок, но у всех исследований есть и общие моменты, характеристики современного социального общества.

(от латин. socium – общее; анг. socium; нем. sozium; фр. socium) - социальная реальность, объект социологии как науки; общество рассматриваемое в ракурсе общих форм человеческого воздействия. В науке нет однозначного решения вопроса о соотношении понятий «общество» и «социум». Одни социологи отождествляют эти понятия, другие считают, что понятие «социум» шире понятия «общество», третьи видят в «социуме» лишь отдельное свойство общественного. Но при этом общепризнано, что в содержание понятия «социум» включаются социальные связи и взаимосвязи, социальные действия, взаимодействия и отношения, личности и их объединения, социальные институты и организации, культура, социальные ценности и нормы, социальное регулирование. Социум - большая устойчивая социальная общность, характеризуемая единством условий жизнедеятельности людей в каких-то существенных отношениях и вследствие этого общностью культуры, пространством взаимодействия социальных общностей. Социум - это организованная группа людей, функционирующая как система. В пределах социума люди координируют свои действия друг с другом по определенным правилам. Тем самым социум оказывается наделен определенным единством действий, и за его границами сколько-нибудь регулярная координация действий по таким общим правилам уже не осуществляется. Таким образом, социум - это самое большое по масштабам множество людей, которое можно рассматривать как единый субъект исторического действия. Осуществлять целеполагающую сознательную деятельность могут на самом деле только отдельные люди, а «действия» и «воля» социума являются результатом сложнейшей интерференции индивидуальных человеческих действий и воли. Представлять историю как процесс взаимодействия отдельных социумов мы вправе только потому, что в социуме упомянутая интерференция происходит по предсказуемым, единым и общим правилам. Общий итог является здесь не просто объективной равнодействующей игрой индивидуальных сил и воли, а результатом их сознательного, постоянного и регламентированного взаимного согласования. Отличительные особенности социума как определенной формы человеческой организации заключаются в следующем. Во-первых, согласование и регламентация тех или иных форм человеческой жизнедеятельности именно в социуме наиболее всеобъемлюща и касается наиболее важных сторон человеческого существования. Социум регламентирует семейные связи, личную безопасность, возможности обогащения и роста власти и влияния, необходимость жертв со стороны своих членов; в человеческих коллективах всех прочих уровней организации подвергаются регламентации гораздо более ограниченные и менее существенные стороны жизни человека. Во-вторых, членство в социуме наследственно. Шахматный клуб или партию можно покинуть по собственной воле без всяких ограничений, социум – нет. В-третьих, в силу первых двух факторов, члены социума оказываются психологически «своими» друг для друга, испытывают друг к другу привязанность, близость и солидарность неизмеримо большую, чем «усредненная» близость между людьми, как бы высчитанная без учета границ социума. Граница своего социума - это основная граница «своего» и «чужого» в мире для подавляющего большинства людей. На чем же держится единство социума, что является основным социообразующим фактором? Проще всего сказать, что это единая власть, общая для всех членов социума, и определять «социум» просто как совокупность людей. Однако такое определение явно недостаточно. От того, к примеру, что территория державы-оккупанта и оккупированных ею стран подчиняются общей власти, ни они сами, ни посторонний наблюдатель не сочтет их частями одного социума. В действительности социообразующим фактором являются взаимные обязательства составляющих социум людей - обязательства, направленные на улучшение возможностей выживания каждого из них. Указанные обязательства действуют именно и только внутри границ социума. Любой социум обрекает часть своих членов на военные лишения и гибель во имя всех прочих; принесение такого рода жертвы считается обязательным, уклонение от нее - изменой. Поверх же границ социума таких отношений не возникает, и принесение правящей верхушкой «своих» в жертву «чужим» само рассматривается как предательская безответственность. Речь идет о взаимопомощи, которую члены социума обязаны оказывать друг другу в чрезвычайной ситуации ценой тяжелейших личных жертв; однако, обязательная взаимопомощь менее напряженного вида является уже постоянным и необходимым условием существования социума. Таким образом, первым краеугольным камнем социума являются обязательства взаимопомощи. Если конфликт случится между членами одного социума, он будет локализован и разрешен по определенным правилам, а действия сторон окажутся строго ограничены, и сторонам придется определенным образом считаться с интересами друг друга, в противном случае на них обрушится с тяжелым наказанием их общая власть. В данном случае речь идет о взаимных обязательствах по ненападению, составляющих второй краеугольный камень всякого социума. Организацией и гарантией выполнения этих обязательств и служит единая власть социума. Без такой власти некому и нечем будет обеспечивать взаимопомощь и взаимное ненападение членов социума. Социум, таким образом - это «поле» взаимной наследственной клятвы о взаимопомощи и ненападении. Тем самым именно социум обеспечивает удовлетворение фундаментальных желаний человека, его потребностей в безопасности и помощи в случае нужды. Основной психологический парадокс социума заключается в том, что социум, в сущности, выступающий как структура, дающая и даже осознаваемая в этом качестве, непосредственно ощущается индивидуумом как сила в основном берущая. Благодеяния социума подобны воздуху: в их отсутствие задыхаются, но их наличия не ощущают. С ограничениями и жертвами, составляющими неизбежный взнос, который платит всякий член общества за эти благодеяния, дело обстоит прямо противоположным образом. В общем, человечество выработало две модели разрешения этого парадокса. В рамках первой - общество взыскивает с индивидуума по открыто декларируемому правилу «долг платежом красен». Индивидуум должен жертвовать в пользу социума разнообразными благами только потому, что самим своим выживанием и возможностью приобретения этих благ он обязан именно этому социуму. Такая модель смягчает конфликт личного и общественного начал, поскольку опирается исключительно на исходные «заслуги» социума перед самим данным человеком, то есть, вопервых, ставит во главу угла, в конечном счете, именно личность, а, вовторых, делает сам социум личной ценностью. С другой стороны, члены общества крайне обостренно реагируют на ситуации, в которых требуемые от них жертвы кажутся (или действительно являются) несоразмерными предыдущим «заслугам» и грядущим приобретениям социума. Такой подход к делу иногда оказывается неудобен с точки зрения будущего всего социума и всегда - для его правящей верхушки. Вторая модель строится на том, что жертва во благо социума провозглашается благом сама по себе. Такой подход открывает обществу большие возможности быстрой мобилизации в любой чрезвычайной (и даже обычной) ситуации. С другой стороны, он противоречит целому ряду базовых личных и социальных инстинктов человека, и его, возможно, провести в жизнь только в условиях иррационализации общественного сознания и повышенной эмоциональной напряженности.

Понятие социума

Определение 1

Социум – это особый вид реальности, отличный от природной или технической и предполагающей преимущественно рациональное взаимодействие между людьми, как правило, объединенными в социальные группы и общности.

Социум и социальная философия

Социум является объектом социально-философского изучения. Объект социально-философского изучения – социальная реальность, взятая в ее целостности. Предмет социальной философии составляют основные закономерности социальной жизни, взятой в ее статическом (существование общества) и динамическом (развитие общества) аспектах. Базовыми методами социальной философии выступают логический и исторический.

    Первый метод предполагает понятийное осмысление того или иного фрагмента социальной реальности, предполагающее обращение к различным уже существующим теориям и концепциям, их сравнение и формулирование собственных суждений относительно изучаемого предмета, его сущности, функций, взаимосвязей со средой, основных качеств и т.д.

    Второй метод ориентирует на реконструирование хода развития изучаемого объекта в контексте целостного социоисторического процесса. При этом актуальное состояние объекта рассматривается как закономерный итог его развития. Все это определяет и основную проблему социальной философии - вопрос о том, что есть общество, или, что то же самое, какова его природа (основания) и закономерности существования и развития.

Характеристики социума

Выделяется пять основных черт, характеризующих социум.

    Саморегулируемость социума . Социальной системе свойственна постоянная корректировка деятельности , с учетом обратного влияния окружающей среды. В каждом новом этапе человеческой деятельности, в ходе которой изменяются социальные отношения, учитываются предыдущие усилия по модификации собственной структуры. Средствами саморегулирования социальной системы являются стихийные механизмы по воспроизводству и развитию её структуры, а также сознательное и планомерное управление.

    Открытость социума . Взаимодействие социума и окружающей среды (природы), состоит в таких формах обмена, как информационный, энергетический, вещественный и т.д., а между различными обществами оно реализуется через целеустремлённую деятельность людей, в ходе которой преобразуется природная и социальная среда, и формируется материальная и духовная культура. Открытость социума состоит в создании и сохранении условий, благоприятных для жизнедеятельности людей, а также для развития совместной деятельности и многого другого.

    Информационность социума . В основе человеческой деятельности лежат информационные процессы, а целый ряд её видов не мыслим без опоры на социальную информацию, делающей возможной для каждого поколения опору на опыт своих предков, своевременную диагностику существующего состояния социальных противоречий, прогнозирование будущих различий. Для расширения этих задач субъекты социального управления опираются на целевые и комплексные программы.

    Индетерминированность . Общественное развитие характеризуется тем, что последующие состояния социума зависят от предыдущих. Сформировавшиеся социальные институты и ценностно-нормативные комплексы влияют на жизнь будущих поколений. В социальной системе нет фатальной детерминации. Характерные для общества объективные закономерности предопределяют лишь общий вектор социальных изменений, а определение их конкретных форм, методов, темпов зависит скорее от конкретных условий.

    Иерархичность . Социум является многоплановой системой, в которой сочетаются различные уровни и звенья.

Социум - это система для создания, выращивания (укрепления) и поддерживания сознательных единиц социума - личностей (системы разделений). Чем больше связей и различных правил в социуме, тем больше он становится похож на целую Вселенную, без которой невозможно существование индивидуума, тем больше возможность манипуляции и контроль над личностью, и тем меньше опасности падения системы всего Социума, как и выстроенного Социального Стержня в отдельно взятом индивиде.

Вообще, Личность это как бы синоним Социальному Стержню, без социума она не существует. Она - противопоставление в социуме. Если нечему противопоставлять, то неоткуда взяться, например, личному мнению. Но, Личность это не только мнение... Это целая структура, наделенная всеми характеристиками по единому Шаблону. Это полноправная Социальная Единица, имеющая полный набор целой Системы Социума, поведение которой должно вписываться в рамки, обусловленные Системой. Другое дело, что каждая личность использует лишь часть целой системы, и это тоже правило Социума, программа защиты...

«Ой, извините пожалуйста» - говоришь ты. Ты поддерживаешь социальный стержень: то что ты не прав, что ошибаешься, что каждый вообще МОЖЕТ БЫТЬ не прав, ошибаться... Ты подпитываешь все это в том кому ты это говоришь. Ты НАПОМИНАЕШЬ ему, что по отношению к нему выполнили некорректные действия, могут обидеть. Мелочь, вроде, но подобные соц.шаблоны, коих миллионы и удерживают социум, автоматически подпитывая социальный стержень в каждом... Да, именно автоматические шаблоны больше всего и подпитывают социум, ведь их не видно. Большинство людей обращают внимание на явные проблемы, на ограничение свобод, прав. Но система хитра. Ей вся эта борьба до лампочки, чем бы дитя не тешилось...

Система Личности преследует две цели: систематизация внутренняя и систематизация внешняя. Первое это - увеличение "системности", "программности", уменьшение натурального, природного, живого. Человек должен все меньше чувствовать, ощущать, действовать спонтанно, все больше мыслить и мыслить все более системно. То есть, осуществляется переход от живого к "синтетике". Все жизненное просто используется как батарейка для системы личности. Конечно, реальной "пользы" человеку эта система не дает, ведь эта система "счастья" и "контроля" лишь обман. Внутренняя система - единица общей, и потому, работает исключительно на общую систему, поддерживает ее. Внешняя часть - это укрепление и улучшение системы связей. Чтобы система личности не сильно отличалась от общей, чтобы находилась "на связи" во всех смыслах, получала необходимые обновления. Развитие общества, которое также обман, иллюзия созданная для видимости движения, занятости разума, перекрытие сути системы, - один из многочисленных уровней ее защиты. Каждый уровень наделен миллионами программ, выполняемых автоматически. Как бы далеко не продвинулось человечество в своих технологиях, на самом деле, главное что делает Система при этом - добивается все большего контроля, все большей систематизации, собственной стабильности... Каждая Личность сама следит за тем чтобы не отставать "от моды", поэтому новые шаблоны разлетаются по миру в мгновенье ока...

Поставить Социальный Стержень - это самое главное для системы! Еще на совсем маленькое создание обрушивается целая атака шаблонов от взрослых - «ты почему не сказал до свидания в садике», «так нехорошо», «ты наказан» и тд и тп - его безграничная божественность ломается день ото дня. Но она очень сильна и каждый день восстанавливается вновь. Но чем старше ребенок тем все мощнее и изощреннее атаки. Общество целенаправленно ведет его в рабство - зависимость от социума... Оно заставляет его иметь СТРАХ к его бесконечной ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ... Оно умело заставляет его подрожать другим, подменяя истину ложью... Оно держит его в состоянии бесконечного стремления победить в игре, в которой сделать это невозможно. Чем дальше человек заходит в игру, тем меньше в нем остается индивидуальности. Чем больше он вертится в социальном, тем больше страхов показаться неправильным, на разум наматываются различные социальные элементы - вина, стыд, ответственность. Все это ограничивает его бесконечность "снизу" и "сверху". Он забывает об индивидуальной свободе, и даже боится ее. Да, божественное сознание настолько мощное что может заставить боятся самого себя, если подобрать для этого нужный инструмент. «Не откалывайся от общества» - Социум вывернул все наизнанку, давая непослушному ребенку понять что это он отделен, и это с ним проблема пока он не подстроится подо всех. Он забывает о собственной божественной природе и всего что из нее исходит. В нем формируется социальный стержень, который заставляет его защищать свое мелочное социальное я - свое место в обществе, свой ограниченный образ... Момент, когда молодое сознание соглашается отказаться от своей божественности и создает разделение - праздник для системы. Такой своеобразный день рождения Социальной Единицы. Произошла ПОДСТРОЙКА! Основа построена! Дальше все пойдет как по маслу, точнее по программе. "Все играют в компьютерные игры и я буду; Все женятся и я женюсь...". Подстраивание сделает все само. Какую личность оно выстроит уже значения не имеет. Она, так или иначе, будет построена на имеющихся в социуме шаблонах, она подстроится под них, выберет оптимальный... Правила, принципы, ценности, вера, надежда - все чего нет и не было никогда, станет реальным, станет целым миром, станет такой крепостью что он сам будет защищать ее от врагов... Он будет болеть за Россию, не задумываясь нуждается ли она в том чтобы за нее болели, гордо говорить «ну ты же человек!», не понимая что вторит своим манипулиряторам сознаний, будет улыбаться и быть вежливым по любому поводу где это принято, будет дарить подарки на рождество и день рождения, а спонтанность деградирует и исказится в понятие сюрприз настолько что сумеет вписаться в планы и логику. Ничего уже не идет от индивидуальности - от души, спонтанно и естественно. Оно когда то бывало, но выглядело глупо и некорректно (нарочно), так что быть собой уже стало не в моде...

Каждая личность стремится действовать «социально». То есть, в его действиях должен присутствовать «другой». Человек часто прорабатывает в уме, даже когда он один, то как он поведет себя в обществе с другим, когда, например, планируется встреча. Или, напротив, вспоминает уже произошедший эпизод, что-то «подправляет». Их сейчас нет, но он общается с этими призраками в своей голове. С кем он общается? С программами. Не с реальными людьми! Система общается сама с собой. Как правильно передать; как показаться лучше; рассказать, не ударив в грязь лицом; как исправить ситуацию - работает система разделений! Работает постоянно! И человек настолько отработал это внутри, наработал... что когда он встречается с людьми в реальности, он делает то же самое! Это происходит всегда, а не только когда он трясется от страха - все это происходит уже подсознательно, неосознанно, быстро, на автопилоте. Он следует всем личностным правилам, он подстраивается постоянно! Он как-будто не с человеком общается, а с неким скафандром, надетым на него - он автоматически ожидает от него реакции с системой ответных реакций. Этот диалог можно вполне спрогнозировать, выстроив блок-схему. Если это, то так, иначе, так. Схема может получится большой, но вполне программируемой. По-настоящему, человек общался где-то в раннем детстве, но теперь он этого уже не помнит, он уже и понятия не имеет как это - быть настоящим, быть собой, действовать из глубины своей индивидуальности, не ожидая реакции, свободно, спонтанно, ощущать свое присутствие... так как сам стал уже этим скафандром... Даже когда молчит, ведь подстройка - уже не только в словах, это в состоянии! Он готов в режиме онлайн подстроиться, перестроиться. Эта социальная антенна работает без перерывов и выходных, 24/7. Скафандры общаются со скафандрами, скафандры гуляют по улице... Системная Единица поддерживает Системную Единицу... умело... Система поддерживает саму себя... Социально-направленная программа «другой» человеком не осознается. В самом лучшем случае он может осознать лишь что именно использует эта программа - страхи, гордыню и тд и тп. Но они сами - более поверхностные слои. Программа «другой» разрабатывает их, накручивает, укрепляет и, по сути, ей все равно какие это под-программы, лишь бы человек продолжал ее усиливать в себе...

В Игре под названием жизнь есть три состояния.
1 Вовлеченная игра - когда Душа спит, а действует личность. Вот это как раз практически все человечество.
2 Осознанная игра. Когда Душа пробуждена. Есть личность, и Душа с ней играет. Она - Игрок. Но пока это так, ей придется воплощаться жизнь за жизнью... И возможно она (снова) спустится до уровня #1.
3. Завершение игры. Когда личность на грани исчезновения. Когда отсутствует любая подпитка социальной составляющей (подстраивание). Душа готовится к ПОЛНОМУ ОСВОБОЖДЕНИЮ... С этого уровня возвращение «вниз» уже вряд ли возможно... Когда Душа начинает этот процесс, она Намеревается его завершить...

Все началось - с Игры! Игра создала личность, создала разделение. Создала перекрытие Источника. И покуда существует Интерес к Игре, освобождение душе из мира иллюзий не светит...

Но как убрать Интерес к Игре у Спящей Души? Это невозможно. Она не наигралась, ибо уснула в процессе... Она отключилась, личность все взяла на себя, она все автоматизировала...

Кто в этом виноват?
Часто можно услышать от разных «духовных мастеров», что виной несвободы - разум. Но с разумом вполне можно достичь целостности и гармонии! Если не подпитывать социальный стержень, то разум станет пустым. Он станет удобным инструментом, который можно будет использовать лишь там где это необходимо...
Нет необходимости отказываться от разума. Нет необходимости отказываться ни от какой части себя. Просто оставь то, что работает без твоего ведома. Не доверяй «заводной кукле» никакие действия - Автоматизм пропадет. Перестань играть, будь "Настоящим" (Собой) - Подстраивание исчезнет... Растворится Социальный Стержень, личность, разделение...