Определение и предмет изучения психологии развития. Предмет психологии развития и возрастной психологии

Психология развития — это раздел общей психологии, изучающий развитие психики человека на протяжении всей его жизни. В неё входят перинатальная психология, детская и юношеская психология, психология зрелого возраста и геронтология. Психология развития исследует психику и человеческий организм во все возрастные периоды и на всех стадиях, принимая во внимание биологические, антропологические, социологические и психологические факторы, влияющие на его развитие

Официальным годом рождения психологии развития принято считать 1882 г. Её появление связано с выходом книги выдающегося немецкого физиолога и психолога Вильгельма Прейера "Душа ребёнка" , посвящённой детской психологии. Однако официально термин "психология развития" утвердился в научном сообществе лишь в 60 — 70-е годы ХХ века.

Психология развития в России

Долгое время в нашей стране психология развития охватывала только период жизни человека от рождения до 18 лет и носила название возрастной психологии. Были описаны характеристики каждого из возрастов, основные новообразования и трудности на каждом этапе. Д.Б. Эльконин так формулирует закон периодичности: "К каждой точке своего развития ребёнок подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений человек — человек, и тем, что он усвоил из системы отношений человек — предмет. Как раз моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, и называются кризисами, после которых идёт развитие той стороны, которая отставала в предшествующий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой" . Каждый возраст характеризуется:

  • своей социальной ситуацией развития;
  • ведущей деятельностью, в которой преимущественно развивается мотивационно-потребностная или интеллектуальная сфера личности;
  • возрастными новообразованиями, формирующимися в конце периода, среди них выделяется центральное, наиболее значимое для последующего развития.

Границами возрастов служат кризисы — переломные моменты в развитии ребенка. Периодизация Д.Б. Эльконина — наиболее распространённая в отечественной психологии. При этом выделяются следующие собственно возрастные этапы формирования личности:

  • ранний детский (преддошкольный) возраст (0-3),
  • дошкольное детство (3-7),
  • младший школьный возраст (7-11),
  • средний школьный возраст (11-15),
  • старший школьный возраст (15-18).

Западный подход к психологии развития

Э. Эриксон проследил целостный жизненный путь личности, от рождения до глубокой старости. Развитие личности по своему содержанию определяется тем, что общество ожидает от человека, какие ценности и идеалы ему предлагает, какие задачи ставит перед ним на разных возрастных этапах. Но последовательность стадий развития зависит от биологического начала. Личность, созревая, проходит ряд следующих друг за другом стадий. На каждой стадии она приобретает определённое качество (личностное новообразование), которое фиксируется в структуре личности и сохраняется в последующие периоды жизни. Кризисы присущи всем возрастным стадиям, это "поворотные пункты", моменты выбора между прогрессом и регрессом. В каждом личностном качестве, которое появляется в определённом возрасте, заключено глубинное отношение к миру и самому себе. Это отношение может быть позитивным, связанным с прогрессивным развитием личности, и негативным, вызывающим отрицательные сдвиги в развитии, его регресс. Приходится выбирать одно из двух полярных отношений — доверие или недоверие к миру, инициативу или пассивность, компетентность или неполноценность и т.д. Когда выбор сделан и закреплено соответствующее качество личности, скажем, положительное, противоположный полюс отношения продолжает скрыто существовать и может проявиться значительно позже, когда человек столкнётся с серьёзной жизненной неудачей.

Эриксон подразделяет весь жизненный цикл на восемь фаз, каждая из которых имеет свои специфические задачи и может разрешиться благоприятно или неблагоприятно для будущего развития.

  • Первая фаза — младенчество . Её главная задача — выработать у младенца бессознательное чувство "базового доверия" к внешнему миру. Основным средством этого служат родительская забота и любовь. Если "базовое доверие" не возникает, у младенца появляется чувство "базового недоверия" к миру, тревожность, которая может проявиться у взрослого в форме замкнутости, ухода в себя и т.п.
  • Во второй фазе — раннем детстве — у ребёнка формируется чувство своей автономии и личной ценности или их противоположность — стыд и сомнение. Рост самостоятельности ребёнка, начинающийся с управления своими телесными отправлениями, даёт ему возможность выбора, благодаря чему на этой стадии развития закладываются такие черты будущей личности, как чувство ответственности, уважение к дисциплине и порядку.
  • Третья фаза — игровой возраст (приблизительно от 5 до 7 лет) — формирует чувство инициативы, желание сделать что-то. Если это желание блокируется, возникает чувство вины. В этом возрасте решающее значение имеет групповая игра, общение со сверстниками, позволяющее ребёнку примерять разные роли, развивать фантазию и т.д. На этом этапе закладывается чувство справедливости, понимаемой как соответствие правилу.
  • Главное новообразование четвёртой фазы — школьного возраста — чувство, предприимчивости и эффективности, способность добиваться поставленной цели. Важнейшими ценностями становятся эффективность и компетентность. В отрицательном варианте развития у ребёнка появляется чувство неполноценности, которое первоначально возникает из сознания своей некомпетентности, неуспешности в решении каких-то конкретных задач, чаще всего связанных с учением, а затем распространяется на личность в целом. В этом возрасте закладывается отношение к труду.
  • Пятая фаза — юность — характеризуется появлением чувства своей неповторимости, индивидуальности, непохожести на других, в отрицательном же варианте возникает диффузное, расплывчатое "Я", ролевая и личностная неопредёленность. Типичная черта этой фазы развития — "ролевой мораторий" (от лат. moratorium — отсрочка): диапазон выполняемых ролей расширяется, но юноша не усваивает эти роли всерьёз и окончательно, а как бы пробует, примеряет их к себе. Эриксон подробно анализирует механизмы формирования самосознания, новое чувство времени, психосексуальные интересы, а также патогенные процессы и варианты развития юности.
  • Шестая фаза — молодость — характеризуется появлением потребности и способности к интимной психологической близости с другим человеком, включая сексуальную близость. Её альтернатива — чувство изоляции и одиночества.
  • Важнейшее приобретение седьмой фазы — взрослости — творческая деятельность и сопутствующее ей чувство продуктивности. Они проявляются не только в труде, но и в заботе о других, включая потомство, в потребности передавать свой опыт и т.д. В отрицательном варианте появляется чувство стагнации (застоя).
  • Последняя, восьмая фаза — зрелый возраст , или старость, характеризуется появлением чувства удовлетворённости, полноты жизни, исполненного долга, а в отрицательном случае — отчаянием и разочарованием. Высшая добродетель этого возраста — отрешённость и мудрость, т. е. способность смотреть на дело своих и чужих рук с определённой высоты.

Психология развития охватывает жизнь человека как непрерывный процесс изменения личности. Данный раздел психологии позволяет отследить закономерности развития личности, помочь преодолеть основные возрастные кризисы и найти нужный вектор для дальнейшего движения вперед.

Психология развития - это раздел психологии, в котором изучаются вопросы развития психики в онтогенезе, закономерности перехода от одного периода психического развития к другому на основе смены типов ведущей деятельности. Содержание психологии развития обусловлено тем, что она имеет дело с особой единицей анализа - возрастом, или периодом развития. Возраст характеризуется теми специфическими задачами освоения форм культуры, которые решаются человеком, а также качественно новыми типами деятельности и соответствующими им психологическими новообразованиями, которые возникают на данной ступени развития и определяют сознание человека, его отношение к себе и к окружающему миру в целом. Таким образом, психология развития стремится к раскрытию психологического содержания возрастов на протяжении всего онтогенеза человека от рождения до старости.

Психология развития оформилась в качестве самостоятельной области знания к концу XIX в. Возникнув как детская психология, психология развития долго ограничивалась изучением закономерностей психического развития ребенка, однако запросы современного общества, новые достижения психологической науки, позволившие каждый возраст рассматривать с позиций развития, сделали очевидной необходимость целостного анализа онтогенетического процесса и междисциплинарных исследований. R настоящее время разделами психологии развития являются: детская психология (изучающая закономерности этапов психического развития от младенчества до подросткового возраста включительно), психология юности, психология зрелого возраста и геронтопсихология (психология старости).

Важнейшим принципом психологии развития является принцип историзма, делающий необходимым в раскрытии психологического содержания этапов онтогенеза изучение связи истории детства и других этапов развития с историей общества. Исторический принцип психологии развития проявляет себя и в том, что хронологические рамки и особенности каждого возраста не являются статичными - они определяются действием общественно-исторических факторов, социальным заказом общества.

Исторический анализ понятия «детство» дан в трудах П. П. Блонского, Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, где вскрыты причины того, почему при сходных природных предпосылках уровень психического развития, которого достигает ребенок на каждом историческом этапе общества, не одинаковый. Детство - период, продолжающийся от новорожденности до полной социальной и, следовательно, психологической зрелости; это период становления ребенка полноценным членом человеческого общества. При этом продолжительность детства в первобытном обществе не равна продолжительности детства в эпоху средневековья или в наши дни. Этапы детства человека - продукт истории, и они столь же подвержены изменению, как и тысячи лет назад. Поэтому нельзя изучать детство ребенка и законы его становления вне развития человеческого общества и законов, определяющих его развитие. Продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества. Ход психического развития ребенка, согласно Л. С. Выготскому, не подчиняется вечным законам природы, законам созревания организма. Ход детского развития в классовом обществе, считал он, «имеет совершенно определенный классовый смысл». Именно поэтому, он подчеркивал, что нет вечно детского, а существует лишь исторически детское.

Вопрос об историческом происхождении периодов детства, о связи истории детства с историей общества, об истории детства в целом, без решения которого невозможно составить содержательное понятие о детстве, был поставлен в детской психологии в конце 20-х годов XX века и продолжает разрабатываться до сих пор. Согласно взглядам советских психологов, изучать детское развитие исторически - значит изучать переход ребенка от одной возрастной ступени к другой, изучать изменение его личности внутри каждого возрастного периода, происходящее в конкретных исторических условиях.

В современной психологии развития исторический анализ понятия «детство» наиболее полно дан в концепции Д. И. Фельдштейна, рассматривающего детство как социально-психологический феномен социума и особое состояние развития.

В концепции Д. И. Фельдштейна дан содержательный психологический анализ системы взаимодействия функциональных связей, определяющих социальное состояние Детства в его обобщенном понимании в конкретном обществе, а также найдены пути решения вопроса о том, что связывает между собой разные периоды Детства, что обеспечивает общее состояние Детства, что выводит его в другое состояние - во Взрослость.

Определяя детство как явление социального мира, Д. И. Фельдштейн выделяет следующие его характеристики.

Функционально - Детство предстает как объективно необходимое состояние в динамической системе общества, состояние процесса вызревания подрастающего поколения и поэтому подготовки к воспроизводству будущего общества.

В своем содержательном определении - это процесс постоянного физического роста, накопления психических новообразований, освоения социального пространства, рефлексии на все отношения в этом пространстве, определения в нем себя, собственной самоорганизации, которая происходит в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах ребенка со взрослыми и другими детьми (младшими, сверстниками, старшими), взрослым сообществом в целом.

Сущностно - Детство представляет собой форму проявления, особое состояние социального развития, когда биологические закономерности, связанные с возрастными изменениями ребенка, в значительной степени проявляют свое действие, «подчиняясь», однако, во все большей степени регулирующему и определяющему действию социального.

И смысл всех содержательных изменений заключается не только в приобретении, присвоении ребенком социальных норм (на что, как правило, обращается основное внимание), а в самом развитии социального, социальных свойств, качеств, которые свойственны человеческой природе. Практически это осуществляется в достижении определенного уровня социализации, который типичен для конкретно-исторического общества, шире - для конкретно-исторического времени, но одновременно - это и состояние развития того социального уровня, который характеризует человека определенной эпохи, в данном случае современного человека* При этом социальное начало по мере взросления все активнее определяет особенности функционирования ребенка и содержание развития его индивидуальности.

Являясь сложным, самостоятельным организмом, Детство представляет неотъемлемую часть общества, выступая как особый обобщенный субъект многоплановых, разнохарактерных отношений, в которых оно объективно ставит задачи и цели взаимодействия со взрослыми, определяя направления их деятельности с ним, развивает свой общественно значимый Мир.

По мнению Д. И. Фельдштейна, главной, внутренне заложенной целью Детства в целом и каждого ребенка, в частности, является взросление - освоение, присвоение, реализация взрослости. Но эта же цель - взросление детей, субъективно имеющая другую направленность - обеспечить это взросление, - выступает главной для Взрослого мира.

Отношение Взрослого сообщества к Детству, независимо от определения его верхней границы, отличается прежде всего стабильностью - это отношение как к особому состоянию, как к явлению, находящемуся вне взрослой сферы жизни. Автор концепции рассматривает проблему отношения Взрослого сообщества к Детству в широком социокультурном контексте и социально-историческом плане и выделяет позицию Мира Взрослых к Детству не как к совокупности детей разных возрастов - за рубежом Взрослого Мира (которых надо растить, воспитывать, обучать), а как к субъекту взаимодействия, как к особому собственному состоянию, которое общество проходит в своем постоянном воспроизводстве. Это не «социальный питомник», а развернутое во времени, ранжированное по плотности, структурам, формам деятельности и пр. социальное состояние, в котором взаимодействуют дети и взрослые.

Д. И. Фельдштейн подчеркивает важность позиции, которую взрослые занимают по отношению к детям в целом. Это позиция ответственности, включающая широкий спектр компонентов - от заботы о потомстве до стремления обеспечить нормальное будущее человечества. Но во всех случаях - это позиция посредника в освоении ребенком социального мира, посредника, без которого немыслим переход детей в Мир Взрослых.

Однако, отмечает автор концепции, выполняя свою посредническую роль, взрослый всегда занимает по отношению к детям совершенно определенную позицию - ведущего, организующего, обучающего и практически относится к ребенку как к объекту воздействия, а не как к субъекту отношений. Д. И. Фельдштейн подчеркивает важность и психологическую перспективность исследования проблемы взаимодействия Взрослых и детей и раскрытие на социально-психологическом уровне функциональной нагрузки Взрослых по отношению к Детству.

Прогрессивно направленное изменение возможностей, потребностей детей в устойчивой последовательности (объективно задаваемой биологическими возможностями и уровнем социального развития) периодов, этапов, фаз развития, выполняющее единую цель взросления до перехода в новую среду отношений и связей, предстает как особая, развивающаяся система Детства, являющаяся подсистемой Общества, активной, движущейся частью единого социума. И главный смысл, идея этого развития - выполнение цели взросления, в которой сходятся и Детство, и Взрослость, и осознание, и освоение, и реализация растущим индивидом Социального Мира в его конкретно-исторической представленности через систему взаимодействия с Миром Взрослых.

В современной психологии развития исторический анализ распространим не только на Детство как социально-психологический феномен социума, но и на Юность, Зрелость, Старость. Однако эти возрасты до последнего времени находились вне сферы актуальных интересов психологии развития (возрастной психологии), поскольку Зрелость рассматривалась как возраст «психологической окаменелости», а Старость - как возраст тотального угасания. Таким образом, развиваясь физически, социально, взрослый человек как бы исключался из процесса развития в его социально-психологическом значении и из истории развития самого конкретного человека как реально действующего субъекта, развития его сознания, самосознания, других личностных качеств.

Актуализация интереса психологии развития к изучению периодов Зрелости и Старости связана с гуманизацией общества и начавшимся возрождением и активным развитием акмеологии (заявленном еще в работах Б. Г. Ананьева) как науки о периоде максимального расцвета личностного роста, высшего момента проявления духовных сил. Эти тенденции и научные подходы значительно изменили современную ситуацию понимания Взрослого, открыв новое пространство человека, акцентировав важность изучения главных моментов его творческого саморазвития. Как указывает Д. И. Фельдштейн, эти важные и перспективные направления должны в будущем раскрывать проблему Взрослого в развитии и проблему его развития, что возможно лишь в том случае, если все этапы онтогенеза будут рассматриваться в единстве, а старость, в том числе и глубокая, будет изучаться как момент индивидуального пути. В познании взрослого, понимании его личностных характеристик важное значение приобретает учет исторической ситуации. Современный человек не только приобрел новые возможности выбора, новый уровень самосознания (имеющиеся исследования индивидов античности - А. Ф. Лосев, средневековья - Я. А. Гуревич и др. свидетельствуют о сложном пути приобретения человеком личности), но задачи, вставшие сейчас на рубеже тысячелетий, требуют от него дальнейшего развития в плане развертывания отношений, углубления самоопределения,

«общего взросления». А постоянно растущие возможности (определяемые достижениями науки, техники, медицины, информатизации и пр.) обусловливают новую ситуацию развития взрослого, раздвигая рамки его жизни. И в этом плане особое значение приобретает проблема старости, проблема пожилого человека.

Среди отдельных разделов психологии развития геронтология является самым «молодым» направлением исследования. Именно сейчас ломаются прежние представления о старости. Все больше дифференцируются два ее аспекта - физический и психологический. Старость - закономерный этап в развитии человека, и все очевиднее становятся возможности удлинения человеческой жизни, в том числе и за счет внутреннего саморазвития самого индивида, выработки его психологической устойчивости против старения.

Определение психологии развития как учения о периодах психологического развития и формирования личности в онтогенезе, их смене и переходах от одного возраста к другому, а также исторический анализ последовательных этапов онтогенеза свидетельствуют о том, что предмет психологии развития исторически менялся. В настоящее время предмет психологии развития - раскрытие общих закономерностей психического развития в онтогенезе, установление возрастных периодов, становление и развитие деятельности, сознания и личности и причин перехода от одного периода к другому, что невозможно без учета влияния на индивидуальное развитие человека культурно-исторических, этнических и социально-экономических условий.

Задачи психологии развития широки и многозначны. В настоящее время эта отрасль психологии приобрела статус научно-практической дисциплины, в связи, с чем среди ее задач следует выделить задачи теоретические и практические. К числу теоретических задач психологии развития можно отнести изучение основных психологических критериев и характеристик Детства, Юности, Взрослости (Зрелости), Старости как социальных явлений и последовательных состояний общества, исследование возрастной динамики психических процессов и личностного развития в зависимости от культурно-исторических, этнических и социально-экономических* условий, различных видов воспитания и обучения, исследования дифференциально психологических различий (половозрелых и типологических свойств человека), исследования процесса взросления во всей его полноте и многообразных проявлениях.

К числу научно-практических задач, стоящих перед психологией развития, относятся создание методической базы для контроля за ходом, полноценностью содержания и условиями психического развития на разных этапах онтогенеза, организация оптимальных форм деятельности и общения в детстве и юности, а также организация психологической помощи в периоды возрастных кризисов, в зрелом возрасте и старости.

Психология развития – раздел психологии, который изучает возрастную динамику развития человеческой психики, онтогенез психических процессов и психологических качеств личности. Психологию развития можно назвать «возрастной психологией», хотя данный термин будет не совсем точным. В возрастной психологии развитие изучается только в связи с определенным хронологическим возрастом. Психология развития изучает не только возрастные этапы человеческого онтогенеза, она также рассматривает различные процессы психического развития вообще. Поэтому правильнее будет считать, что возрастная психология – это один из разделов психологии развития. Практически все исследователи считают, что развитие – это изменение во времени. Психология развития отвечает на вопросы что и как именно изменяется; в качестве предмета психология развития изучает закономерные изменения человека во времени и связанные с этим явления и особенности человеческой жизни.

В настоящее время в мире существует множество учебников по детской психологии. Наука о психическом развитии ребенка – детская психология – зародилась как ветвь сравнительной психологии в конце XIX в. Объективные условия становления детской психологии, которые сложились к концу XIX в., были связаны с интенсивным развитием промышленности, с новым уровнем общественной жизни, что создавало необходимость возникновения современной школы. Учителей интересовал вопрос: как учить и воспитывать детей? Родители и учителя перестали рассматривать физические наказания как эффективный метод воспитания – появились более демократические семьи.

Задача понимания маленького человека стала одной из главных. Желание ребенка понять себя как взрослого человека побудило исследователей относиться к детству более внимательно. Они пришли к выводу, что только через изучение психологии ребенка лежит путь к пониманию того, что собой представляет психология взрослого человека. Точкой отсчета для систематических исследований детской психологии служит книга немецкого ученого-дарвиниста Вильгельма Прейера «Душа ребенка» . В ней он описывает результаты ежедневных наблюдений за развитием собственного сына, обращая внимание на развитие органов чувств, моторики, воли, рассудка и языка. Несмотря на то, что наблюдения за развитием ребенка велись задолго до появления книги В. Прейера, его бесспорный приоритет определяется обращением к изучению самых ранних лет жизни ребенка и введением в детскую психологию метода объективного наблюдения, разработанного по аналогии с методами естественных наук. Взгляды В. Прейера с современной точки зрения воспринимаются как наивные, ограниченные уровнем развития науки XIX в. Он, например, рассматривал психическое развитие ребенка как частный вариант биологического. Однако В. Прейер первый осуществил переход от интроспективного к объективному исследованию психики ребенка. Поэтому, по единодушному признанию психологов, он считается основателем детской психологии. Как правило, возрастная психология изучает закономерности психического развития здорового человека и является отраслью психологических знаний. На этом основании выделяют детскую, подростковую, юношескую психологию, психологию взрослого человека и геронтопсихологию .

Онтогенез (от греч. on, ontos – «сущее, рождение, происхождение») – процесс развития индивидуального организма. В психологии онтогенез – формирование основных структур психики индивида в течение его детства; изучение онтогенеза – главная задача детской психологии. С позиций отечественной психологии основное содержание онтогенеза составляют предметная деятельность и общение ребенка (прежде всего совместная деятельность – общение с взрослым). В ходе интериоризации ребенок «вращивает», «присваивает» социальные, знаково-символические структуры и средства этой деятельности и общения, на основе чего и формируется его сознание и личность. Общим для отечественных психологов является также понимание формирования психики, сознания, личности в онтогенезе как процессов социальных, осуществляющихся в условиях активного, целенаправленного развития.

Таким образом, в центре изучения и исследования находится человек – существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности. Человек является системой, в которой физическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформированное, природное, социальное и духовное образуют нерасторжимое единство.

Человек выступает как организм, наделенный психикой; индивид (что означает его принадлежность к роду homosapiens ); индивидуальность (характеризующая отличие одного индивида от другого); субъект (производящий изменения в окружающем мире, в других людях и в нем самом); носитель ролей (половых, профессиональных, конвенциальных и др.); «я-образ» (система представлений, самооценка, уровень притязаний и др.); личность (как системное социальное качество индивида, его персонализация, отраженная субъектность в других людях и в самом себе как в другом).

Человек является предметом изучения ряда наук: антропологии, социологии, этнографии, педагогики, анатомии, физиологии и др. Практически вся психология обращена к проблеме человека как индивида, включенного в социальные связи, его развития в процессах обучения и воспитания, его формирования в деятельности и общении. Объективно существующее многообразие проявлений человека в эволюции природы, истории общества и в его собственной жизни создали его образы, явно или скрыто существующие в культуре на определенных этапах ее развития.

В социологических, психологических и педагогических представлениях существуют следующие «образы человека» , оказывающие непосредственное влияние на исследование и практическую работу с людьми:

1) «ощущающий человек» – человек как сумма знаний, умений и навыков; человек как «устройство по переработке информации»;

2) «человек-потребитель» , т. е. человек нуждающийся, как система инстинктов и потребностей;

3) «запрограммированный человек» , т. е. в поведенческих науках человек предстает как система реакций, в социальных – как репертуар социальных ролей;

4) «деятельностный человек» – это такой человек, который осуществляет выбор;

5) человек как выразитель смыслов и ценностей .

В педагогике исходят из образа «ощущающего человека», и понятие человека сводится к сумме знаний, его действия расцениваются как продукт прошлого опыта, а процесс воспитания подменяется убеждениями, уговорами, т. е. чисто словесными воздействиями.

В результате преобладания подобного подхода в обучении и воспитании происходит процесс «обнищания души при обогащении информацией».

Образ человека как вместилища нужд, инстинктов и влечений утвердился в ряде направлений психологии, прежде всего, под влиянием психоанализа. Многие основоположники направлений (индивидуальная психология А. Адлер , неопсихоанализ Э. Фромм и др.) исходили в своих концепциях из образа «человека нуждающегося», выводя психологические закономерности из исследования динамики реализации и удовлетворения различных потребностей.

Образ «запрограммированного человека» определяет представления о нем в социобиологии , которая изучает развитие человека как развертывание генетических программ в бихевиоризме, рефлексологии и необихевиоризме, социологических и социально-психологических ролевых концепциях человека (поведение рассматривается как разыгрывание усвоенных в ходе социализации ролевых программ и сценариев жизни).

Если трактовка человека в психологии основывается на образе «запрограммированного человека», то воздействие так или иначе сводится к удачному подбору стимулов и подкреплений, на которые должны послушно реагировать живые социальные автоматы.

Образ «человека-деятеля» – основа для построения культурно-исторической психологии, системно-деятельностного подхода к пониманию человека, гуманистического психоанализа и экзистенциальной логотерапии. Здесь он понимается как субъект ответственного выбора, порождаемого жизнью в обществе, стремящийся к достижению целей и отстаивающий своими деяниями тот или иной социальный образ жизни.

От образов человека в культуре и науке зависят как конкретные действия по отношению к нему, так и теоретические схемы анализа его развития. Преобладание образов «ощущающего человека», «нуждающегося человека» и «запрограммированного человека» во многом обусловило реальный факт несовпадения индивида, личности и индивидуальности и обособленное становление биоэнергетической, социогенетической и персоногенетической ориентаций че-ловекознания.

В их обособлении проявляется метафизическая схема детерминации развития человека под влиянием двух факторов – среды и наследственности . В рамках историко-эволюционного подхода разрабатывается принципиально иная схема детерминации развития. В этой схеме свойства человека как индивида рассматриваются как «безличные» предпосылки развития, которые в процессе жизненного пути могут стать продуктом этого развития. Социальная среда также представляет собой источник, а не фактор, непосредственно определяющий поведение человека. Будучи условием осуществления деятельности, социальная среда несет те нормы, ценности, роли, церемонии, орудия, системы знаков, с которыми сталкивается индивид. Основаниями и движущей силой развития человека выступают совместная деятельность и общение, посредством которых осуществляется движение в мире людей, приобщение его к культуре.

    Предмет изучения психологии развития.

    Задачи психологии развития.

    Связь психологии развития с другими науками.

    Методы исследования психического развития человека

Понятие психологии развития.

Психология развития изучает закономерности формирования психики, исследуя механизмы и движущие силы этого процесса, ана­лизируя различные подходы, функций и генезиса психики, различные стороны становления психики (Психология развития / Марютина Т.М. и др.; Под ред. Марцинковской Т.Д. - М.: «Академия», 2001).

Возрастная психология - это раздел психологии, в которой изу­чаются вопросы развития психики в онтогенезе, закономерности про­цесса перехода от одного периода психического развития к другому на основе смены типов ведущей деятельности. (Психологический сло­варь / Под ред. В.П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова - М.: Педагогика- Пресс, 1996).

Возрастная психология делится на:

    детскую психологию, изучающую закономерности психического развития ребенка от рождения до поступления в школу;

    психологию младшего школьника;

    психологию подростка;

    психологию юности;

    психологию взрослого человека (акмеологию);

    геронтопсихологию.

Главное, что отличает возрастную психологию от других облас­тей психологии, - акцент на динамике развития. Поэтому ее называют генетической (от слова "генезис" - происхождение, становление).

Предмет психологии развития

Закономерности развития человека как члена общества, его пси­хики, сознания - психическое развитие человека от момента рождения до смерти изучает специальная область психологического знания - психология развития и возрастная психология.

Объект возрастной психологии - процесс возрастного развития во всех его связях и опосредованиях. Объект одинаков для всех изу­чающих психическое развитие человека и может ограничиваться воз­растными рамками. Например, объектом может быть процесс запоми­нания у детей 6-10 лет.

Наиболее общим определением предмета возрастной психоло­гии (без раскрытия его сущности) может служить следующее опреде­ление.

Предметом изучения возрастной психологии являются источни­ки, движущие силы, условия и закономерности психического развития человека от рождения до кончины... (далее необходимо сделать уточ­нение, подставив одно из определений понятия развитие, данное клас­сиками и выдающимися исследователями возрастного психического развития человека)... особенности становления и распада психических новообразований в отдельных возрастах и генетические переходы от одного новообразования к другому. Например, Б.Г. Ананьев рассмат­ривал психологическое развитие от рождения до кончины как непре­рывный процесс, внутри которого есть пики в психических функциях, отмечал, что распад некоторых из них, а также личности начинается задолго до физической смерти индивида.

Предметом изучения психологии развития является само развитие.

Психическое развитие, определяется как фило-, антропо-, онто- или микрогенетические изменения поведения и переживания, образую­щие ветвящийся процесс, содержащий, с одной стороны, узлы качест­венных изменений, преемственно следующие друг за другом, и другой, линии количественных изменений, связывающие их между собой.

Составляющие предмета психологии развития:

Возраст (хронологический, психологический, социальный, био­логический).

Возрастная психология отмечает те сравнительно медленные, но основательные количественные и качественные изменения, которые происходят в психике и поведении детей при их переходе из одной возрастной группы в другую.

Обычно эти изменения охватывают значительные периоды жиз­ни, от нескольких месяцев до ряда лет. Эти изменения зависят от "по­стоянно действующих факторов": биологического созревания и пси­хофизиологического состояния организма ребенка, его места в систе­ме человеческих социальных отношений, достигнутого уровня интел­лектуального и личностного развития.

Возрастные изменения психологии и поведения данного типа называются эволюционными, т.к. они связаны со сравнительно мед­ленными количественными и качественными преобразованиями.

Их следует отличать от революционных, которые, являясь более глубокими происходят быстро и за сравнительно короткий срок. Такие изменения обычно называются кризисами возрастного развития, воз­никающим на рубеже возрастов между более-менее спокойно проте­кающими периодами эволюционных изменений психики и поведения.

Еще один тип изменений, которые могут рассматриваться как признак развития, связан с влиянием конкретной социальной ситуа­ции. Их можно назвать ситуационными. Такие изменения включают в себя то, что происходит в психике и поведении ребенка под влиянием организованного и неорганизованного обучения и воспитания.

Возрастные эволюционные и революционные изменения психики и поведения обычно устойчивы, необратимы и требуют систематиче­ского подкрепления, в то время как ситуационные изменения психоло­гии и поведения индивида неустойчивы, обратимы и предполагают их закрепление в последующих упражнениях. Эволюционные и револю­ционные изменения преобразуют психологию человека как личности, как личности, а ситуационные оставляют её без изменений, затрагивая лишь частные формы поведения, знания, умения, навыки (ЗУНы).

Третьей составляющей предмета психологии развития являются движущие силы, условия и законы психического развития.

    Под движущими силами психического развития понимаются те факторы, которые определяют собой поступательное развитие ре­бенка, являясь его причинами, содержат в себе энергетические, побу­дительные источники развития, направляют его в нужное русло.

    Условия определяют собой те внутренние и внешние посто­янно действующие факторы, которые, не выступая в качестве движу­щих сил развития, тем не менее, влияют на него, направляя ход разви­тия, формируя его динамику и определяя конечные результаты.

    Законы психического развития определяют собой те общие и частные закономерности, с помощью которых можно описать психи­ческое развитие человека и опираясь на которые можно этим развити­ем управлять.

Развитие каждой психической функции, каждой формы поведе­ния подчиняются своим особенностям, но психическое развитие в це­лом имеет общие закономерности, которые проявляются во всех сфе­рах психики и сохраняются на протяжении всего онтогенеза. Каковы же особенности?

А. Для психического развития характерны неравномерность и гетерохронность. (Каждая психическая функция обладает особым темпом и ритмом становления. Отдельные из них "идут" как бы впе­реди остальных, подготавливая другим почву. Затем те функции, ко­торые "отставали", приобретают приоритет в развитии и создают ос­нову для дальнейшего усложнения психической деятельности. Перио­ды, наиболее благоприятные для становления той или иной стороны психики, называются сензитивными. Функции развиваются успешнее и интенсивнее.

Б. Психическое развитие протекает стадиально, имея слож­ную организацию по времени. Каждая возрастная стадия имеет свой темп и ритм, не совпадающий с темпом и ритмом времени и изме­няющимся в разные годы жизни. (Так, год жизни в младенчестве по своему значению и происходящим преобразованиям не равен году жизни в отрочестве. Наиболее быстро психическое развитие происхо­дит в раннем детстве - с рождения до 3 лет).

Стадии психического развития определенным образом следуют одна за другой, подчиняясь своей внутренней логике. Их последова­тельность нельзя перестроить или изменить по желанию взрослого.

Характеристиками стадий психического развития выступают:

    социальная ситуация развития;

    ведущая деятельность;

    психические новообразования.

Итак, под социальной ситуацией развития понимается соотно­шение внешних и внутренних условий развития психики (J1.C. Выгот­ский). Она определяет отношение ребенка к другим людям, предме­там, вещам, созданным человеком, и к самому себе.

Каждому возрасту присуща ведущая деятельность, которая обеспечивает основные линии психического развития именно в этот период (А.Н. Леонтьев). В ней представлены типичные для данного возраста отношения ребенка со взрослым, а через это и отношение к действительности. В этой деятельности формируются основные лич­ностные новообразования, происходит перестройка психических про­цессов и возникновение новых видов деятельности. (Например, в предметной деятельности в раннем возрасте формируются "гордость за собственные достижения", активная речь, складываются предпо­сылки для возникновения игровой и продуктивных видов деятельно­сти, возникают элементы наглядных форм мышления и знаково- символической функции).

Новообразования - т.е. психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени. (Напри­мер, дошкольный возраст: соподчинение мотивов, самосознание).

Как отмечали JI.C. Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн - подлинным содержанием психического развития является борьба внут­ренних противоречий, борьба между отживающими формами психики и новыми нарождающимися. Внутренние противоречия выступают движущими силами психического развития. Они отличаются в каждом возрасте и в тоже время протекают в рамках одного, главного противо­речия, между потребностью ребенка быть взрослым, жить вместе с ним общей жизнью, занимать определенное место в жизни общества, про­являть самостоятельность. На уровне сознания ребенка оно выступает как несоответствие между "хочу", но "не могу". Данное противоречие ведет к усвоению новых знаний, формированию умений и навыков, к освоению новых способов деятельности, что позволяет расширится границам самостоятельности и возрасти уровню возможностей.

Т.о. разрешение одних противоречий приводит к появлению других. Основной закон психического развития Выготский Л.С. сформулировал следующим образом: "Силы, движущие развитие ре­бенка в том или ином возрасте, с неизбежностью приводят к отрица­нию и разрушению самой основы развития всего возраста, с внутрен­ней необходимостью определяя аннулирование социальной ситуации развития, окончание данной эпохи развития и переход к следующей, возрастной ступени".

В. В ходе психического развития происходит дифференциация и интеграция процессов, свойств и качеств.

Дифференциация заключается в том, что они отделяются друг от друга, превращаясь в самостоятельные формы или деятельности.

Интеграция обеспечивает установление взаимосвязей между от­дельными сторонами психики. Так, познавательные процессы, пройдя период дифференциации, устанавливают взаимосвязи друг с другом на более высоком уровне.

Г. На протяжении психического развития происходит смена детерминант - причин, которые его определяют. (На каждом возрас­тном этапе подготавливаются условия для освоения ребенком опреде­ленных видов деятельности, складываются особые взаимоотношения со взрослыми и сверстниками).

Д. Психика отличается пластичностью. Так, родившийся ре­бенок может овладеть любым языком, независимо от своей нацио­нальности, а в соответствии с той речевой средой, в которой он будет воспитываться.

Одно из проявлений пластичности состоит в компенсации психиче­ский или физических функций, в случае их отсутствия или недоразвития. Например, при недостатках зрения, слуха, двигательных функций.

Другое проявление пластичности - подражание. В последнее время оно рассматривается как свободная форма ориентировки ребен­ка в мире специфических человеческих видов деятельности, способов общения, личных качеств. Путем подобия, моделирования их в собст­венной деятельности (Л.Ф. Обухова, И.В. Шаповаленко).

Задачи психологии развития и возрастной психологии как науки

Задачи возрастной психологии формулируются, исходя из не­достаточно разработанных в науке проблем, социального заказа и за­труднений в практике образования и социализации детей и подрост­ков и деятельности других возрастных когорт населения.

В обществе сейчас пересматривается роль педагогических воз­действий в развитии личности. Делаются попытки создать эталоны, которые должны стать эталонами нового поколения. Отсюда задача: определить сензитивные периоды для формирования отдельно взятых качеств, значимых в данном обществе (мировоззрения, готовности к труду, произвольного поведения). Стране нужны люди, готовые к ин­новационной (творческой) деятельности.

При формулировании задач возрастной психологии необходимо исходить не только из социального заказа и мнения психологов о том, что реально можно сформировать в данном возрасте. Правомерен и обратный вопрос: «Если возможно сформировать данное качество, то нужно ли оно человеку в этом возрасте?» Может быть, для развития ребенка важнее «развернуть» (наполнить новым содержанием) на­глядно-образное и наглядно-схематическое мышление? Например, В.В. Давыдов установил, что в младшем школьном возрасте можно научить ребенка абстрактно-логическому мышлению - но нужно ли? А.В. Запорожец считал, что дошкольник должен доиграть свое детст­во. Сейчас сплошь и рядом дошкольники не умеют играть, что, безус­ловно, может сказаться и в будущем при освоении этими людьми се­мейных, профессиональных и других ролей. Данные о возможностях развития нужны для определения зоны ближайшего развития, выявле­ния задатков и способностей, а не для его ускорения.

Кроме того, в современной науке не описана психология образа жизни современного ребенка, необходимо определение конкретных по­казателей всех сторон психического развития, которые должны быть достигнуты в каждом возрасте, необходимы как ориентир в учебно- воспитательной работе школы и дошкольного учреждения. Отсутствие возрастных нормативов обученности и воспитанности затрудняет оцен­ку эффективности школы и отдельно взятого учителя (воспитателя).

Следующие вопросы возрастной психологии изучены недоста­точно.

    Неравномерно изучены разные возрасты, преобладающее внимание уделяется парциональным характеристикам (в отдельных возрастах детально изучается то мышление, то личность, то общение).

    Мало исследованы переходные периоды и критические точки развития.

    В исследованиях в основном используется метод попереч­ных срезов, изучение психических процессов у различных групп де­тей, стоящих на разных возрастных ступенях или находящихся в раз­ных условиях, реже применяются методы продольного лонгитюдного исследования (т.е. изучения у одних и тех же людей психического развития и отдельных процессов на протяжении определенного про­межутка времени).

    Во многих исследованиях отсутствует сбалансированный анализ резервов и лимитов возраста, слабо используются накопленные сведения при решении задач практики.

Психология развития - фундаментальная, а не прикладная об­ласть психологии. Классическими задачами возрастной психологии яв­ляется разработка проблем предпосылок, условий, источников и дви­жущих сил психического развития, т.е. наиболее общих и основных за­кономерностей психического развития человека от рождения до кон­чины. Кроме того, на каждом этапе развития возрастной психологии как науки предмет ее исторически менялся, он расширялся за счет ре­шения новых задач образования детей и взрослых, за счет изменения экономической и социальной ситуации развития новых поколений, запросов общества, а также, исходя из логики развития самой науки психологии и ее отраслей, которые не только обогащали возрастную психологию, но и ставили перед нею все новые и новые задачи.

Связь психологии развития и возрастной психологии с дру­гими науками

Как известно, в общей психологии исследуются психические функции - восприятие, мышление, речь, память, внимание, воображе­ние. В возрастной психологии прослеживается процесс развития каж­дой психической функции и изменение межфункциональных связей на разных возрастных этапах. В психологии личности рассматривают­ся такие личностные образования, как мотивация, самооценка и уро­вень притязаний, ценностные ориентации, мировоззрение и т.д., а воз­растная психология отвечает на вопросы, когда эти образования появ­ляются, каковы их особенности в определенном возрасте.

Связь возрастной психологии с социальной дает возможность проследить зависимость развития и поведения ребенка и затем взрос­лого человека от специфики тех групп, в которые он входит: от семьи, группы детского сада, школьного класса, подростковых компаний и т.д. Каждый возраст - это свое, особое влияние окружающих ребенка людей, взрослых и сверстников. Целенаправленное воздействие взрослых, воспитывающих и обучающих ребенка, изучается в рамках педагогической психологии. Возрастная и педагогическая психология как бы смотрят на процесс взаимодействия ребенка и взрослого с раз­ных сторон: возрастная психология с точки зрения ребенка, педагоги­ческая - с точки зрения воспитателя, учителя.

Помимо возрастных закономерностей развития существуют и индивидуальные различия, которыми занимается дифференциальная психологии, дети одного возраста могут обладать разным уровнем ин­теллекта и разными личностными свойствами. В возрастной психоло­гии изучаются возрастные закономерности, общие для всех. Но при этом рассматриваются и возможные отклонения в ту или иную сторо­ну от магистральных линий развития, в том числе различные линии развития у взрослых.

Итак, возрастная психология - особая область психологических знаний. Рассматривая процесс развития, она дает характеристику раз­ных возрастных периодов и, следовательно, оперирует такими поня­тиями, как «возраст» и «детство». Возраст, или возрастной период, - это цикл развития, имеющий свою структуру и динамику. Подробнее на этом определении Л.С. Выготского мы остановимся позже. Про­никновение возрастной психологии в другие науки, ее глубокая инте­грация с ними являются основой возникновения новых проблем и со­временных задач возрастной психологии как науки.

Так, глубокая интеграция возрастной психологии с педиатрией привела к решению психологами таких задач, как исследование взаимо­действия «мать-ребенок» в пренатальном (внутриутробном) его разви­тии. Авторы утверждают, что ребенок становится элементом системы взаимодействия «мать-ребенок» с момента возникновения психического отражения во внутриутробном развитии. (О.А. Шаграева, 2001).

Процессы интеграции, как известно, диалектически связаны с процессами дифференциации науки, в том числе, возрастной психоло­гии. В настоящее время можно выделить следующие разделы, причем некоторые из них стали оформляться в самостоятельные отрасли психо­логической науки, например, детская психология (B.C. Мухина, 1975), социальная возрастная психологии (Я.Л. Коломинский, 1984) и др.

Кроме того, в современной возрастной психологии принято вы­делять такие разделы: общие и основные закономерности развития, закономерности развития в отдельные возрастные периоды (в младен­честве, раннем, дошкольном, младшем школьном, подростковом, юношеском, зрелом и старческом возрастах). Два последних из ука­занных возрастов в возрастной психологии разработаны значительно хуже, чем все остальные. Отсюда можно сформулировать еще одну задачу современной возрастной психологии: изучение закономерно­стей развития в зрелом и старческом возрастах. Первая задача - изу­чение психологии зрелой личности - решается в таком разделе воз­растной психологии, как акмеология (акме - греч.- вершина); в психо­логии под акме понимается вершина жизни, период расцвета лично­сти. Акмеология призвана осуществлять комплексное исследование и давать целостную картину субъекта, проходящего ступень зрелости, когда его индивидные, личностные и деятельностные характеристики изучаются в единстве, во всех взаимосвязях, чтобы активно повлиять на достижение высших уровней, на которые может взойти практиче­ски каждый (Н.В. Кузьмина, 1999).

Раздел возрастной психологии, изучающей закономерности психологии старения называют геронтопсихологией. Главное, что от­личает возрастную психологию от других отраслей психологического знания - акцент на закономерных изменениях в психике человека в связи с возрастом и условиями его жизни, т.е., на динамике его разви­тия. Совсем недавно возникла новая психологическая специальность и, соответственно, - отрасль психологического знания - психология развития. Взаимосвязи и взаимопроникновения психологии развития, возрастной психологии и акмеологии очевидны. С нашей точки зре­ния, психология развития и возрастная психология рассматривают не только возрастные изменения в психике, но и обусловленность их ис­торическими, социальными, культурными, семейно-бытовыми и дру­гими условиями жизни человека от зачатия до момента физической смерти и ее влияния на близких.

Иногда возрастную психологию называют генетической, под­черкивая тем самым главную и классическую ее задачу - изучение динамики развития психики человека.

Понятие о методологии, методе и методике

Термин «методология» переводится как «учение о методе», и стоит более подробно рассмотреть понятие «метод», т.к. оно (как и понятие «ме­тодология») используется с несколькими различными оттенками по отно­шению к различным видам и уровням человеческой деятельности.

В целом методология определяет те принципы, приемы, которыми руководствуется человек в своей деятельности. Ее функция двояка: с одной стороны, методология позволяет описать и оценить человеческую деятельность с точки зрения внутренней организации, с другой - в рам­ках методологии вырабатываются рекомендации, правила, т.е. те нормы, которыми руководствуется человек в своей деятельности.

В общем виде применительно к науке различают философскую и специально-научную методологию.

О философской методологии говорят как о той основе, на кото­рой базируется деятельность; как учение о наиболее общих законах природы, общества и мышления, философия определяет исходные по­зиции в отношении действительности. Например, в зависимости от философской ориентации исследователь будет пользоваться в интер­претации событий диалектическим методом, предполагающим пред­ставления о качественных этапах развития и опирающимся на анализ противоречий, либо метафизическим методом, исходящим из количе­ственного понимания развития.

К этому же уровню методологии относится и рассмотрение об­щих форм научного мышления - например, обсуждение специфики гуманитарного и естественно-научного методов познания.

В рамках специально-научной методологии выделяются не­сколько уровней.

К общенаучной методологии относятся попытки разработать универсальные принципы, средства, формы научного познания, соот­носимые - хотя бы потенциально - не с какой-либо конкретной нау­кой, но применимые к широкому кругу наук (но при этом, в отличие от философской методологии, оставаясь в рамках собственно научно­го познания, не расширяясь до общемировоззренческих установок). К этому уровню относятся, например, концепции системного научного анализа, структурно-уровневый подход, кибернетические принципы приложимые и к биологическим системам, и системам управления и др.). На этом уровне разрабатываются и общие проблемы построения научного исследования, способы осуществления теоретической и эм­пирической (т.е. связанной с взаимодействием с объектом) деятельно­сти ученого, в частности проблемы построения эксперимента, наблю­дения, моделирования.

Конкретно-научная методология разрабатывает аналогичные пробле­мы в рамках конкретных наук - как в отношении эмпирической деятельно­сти, исходя из особенностей объекта. Это осуществляется в рамках систем знаний, создаваемых научными школами, определяющими свои объясни­тельные принципы и способы исследовательской и практической работы.

Как видно, в широком смысле понятие «метод» распространяется на различные области человеческой практики (диалектика как метод, наука как метод, логический прием как метод, эксперимент как метод и т.д.). Классификация методов (по Б.Г. Ананьеву) Первая группа - организационные методы исследования. Срав­нительный метод. Этот метод широко используется во всех областях психологии. Так, в сравнительной психологии он реализуется в форме сопоставления особенностей психики на различных этапах эволюции. Ярким примером выступает исследование Н.Н. Ладыгиной-Коте. Ши­роко известны исследования зоопсихологов В.А. Вагнера, Н.Ю. Вой- таниса, К.Э. Фабри и др. В возрастной психологии сравнительный ме­тод выступает как метод поперечных срезов, которому противопос­тавляется Б.Г. Ананьевым организационный метод - лонгитюдный. Тот и другой метод направлены - соответственно специфике возрас­тной психологии как науки - на определение особенностей психиче­ского развития в связи с возрастом; пути, однако различны.

Основываясь на методе поперечных срезов, психолог организует свое исследование как работу с людьми различного возраста (как бы де­лая срезы на различных возрастных уровнях); в дальнейшем, при нали­чии достаточного количества представителей каждой группы, оказыва­ется возможным выявить обобщенные характеристики на каждом уров­не и не этой основе проследить общие тенденции возрастного развития.

Лонгитюдный метод предполагает иное построение исследова­ния: психолог работает с одной и той же группой людей (или одним человеком), регулярно с достаточной частотой обследуя их по одним и тем же параметрам на протяжении длительного времени, т.е. отсле­живая развитие, осуществляя «продольный» срез (другое название этого метода - «метод длинника»).

Организация психологического исследования может быть раз­личной. Часто используется метод срезов: в достаточно больших группах с помощью конкретных методик изучается определенный ас­пект развития, например уровень развития интеллекта. В результате по­лучают данные, характерные для этой i-руппы - детей одного возраста, или школьников, обучающихся по одной учебной программе. Когда де­лается несколько срезов, подключается сравнительный метод: данные по каждой группе сравниваются между собой и делаются выводы о том, какие тенденции развития здесь наблюдаются и чем они обусловлены. В примере с изучением интеллекта мы можем выявить возрастные тенден­ции - сравнивая особенности мышления дошкольников из группы дет­ского сада (5 лет), младших школьников из начальной школы (9 лет) и подростков из средних классов (13 лет). Чтобы получить такой матери­ал, мы должны были в соответствии со своей исследовательской задачей подобрать группы детей, отличающихся по возрасту.

Если же задача иная - определить зависимость развития интел­лекта от типа обучения, мы подбираем и сравниваем другие группы - детей одного возраста, но обучающихся по разным учебным програм­мам. В этом случае мы делаем другой вывод: там, где получены луч­шие данные, обучение более эффективно; дети, обучающиеся по оп­ределенной программе, быстрее развиваются интеллектуально, и можно говорить о развивающем эффекте обучения.

Конечно, подбирая группы по какому-то признаку для проведения срезов, психологи стараются «уравнивать» другие существенные различия - следят, чтобы в группах было одинаковое количество мальчиков и дево­чек, чтобы дети были здоровы, без значительных отклонений в психиче­ском развитии и т.д. Остальные многочисленные индивидуальные разли­чия не принимаются во внимание. Те данные, которые мы имеем благода­ря методу срезов, являются средними или среднестатистаческими.

Лонгитюдный метод часто называется продольным исследова­нием. Здесь прослеживается развитие одного и того же человека в те­чение длительного времени. Такого типа исследования позволяют по­лучить более точные данные с учетом историко-культурной и соци­альной ситуации развития того или иного поколения, особенно это ак­туально для исследования личностного развития человека.

Б.Г. Ананьев определяет в качестве организационного и ком­плексный метод. Который может выделяться по другому основанию (как метод срезов, так и лонгитюдный могут быть или не быть ком­плексными). Прежде всего, имеется в виду, что исследование может быть построено в рамках одной науки - в данном случае психологии - или же как комплексное междисциплинарное исследование. Попытки таких комплексных исследований осуществлялись, например, В.М. Бехтеревым, педологами; с 70-х гг. наиболее яркие комплексные исследования связаны с именем Б.Г. Ананьева и его школой.

Вторая группа - эмпирические методы исследования. Такой способ работы, при котором психолог, не вмешиваясь в события лишь, отслеживает их изменения, называется наблюдением. Является одним из основных методов психологического исследования на этапе получения эмпирических данных. Невмешательство психолога в си­туацию выступает важной характеристикой метода, определяя и его достоинства, и его недостатки.

Таблица

Достоинства и недостатки на бл юдения

Виды наблюдения: см. источник Петровский А.В. Введение в психологию. - М.: Издательский центр «Академия», 1995.

А. А. Ершов выделяет следующие типичные ошибки наблюдения:

    Гало-эффект (обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий).

    Эффект снисхождения (тенденция всегда давать положитель­ную оценку происходящему).

    Ошибка центральной тенденции (наблюдатель стремится да­вать усредненную оценку наблюдаемому поведению).

    Ошибка корреляции (оценка одного признака поведения да­ется на основании другого наблюдаемого признака).

    Ошибка контраста (склонность наблюдателя выделять у на­блюдаемых черты, противоположные собственным).

    Ошибка первого впечатления (первое впечатление об инди­виде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения).

Однако наблюдение является незаменимым методом. Если не­обходимо исследовать естественное поведение без вмешательства из­вне в ситуацию, когда нужно получить целостную картину происхо­дящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.

Эксперимент отличается от наблюдения тем, что предполагает организацию психологом ситуации исследования.

Таблица

Достоинства и недостатки эксперимента

Виды эксперимента:

      Лабораторный.

      Естественный (психолого-педагогический, формирующий (обучающий), который имеет следующие стадии: констатирующий эксперимент - получение системы фактов; собственно формирующий эксперимент - организованное контролируемое воздействий на сис­тему фактов; контрольный эксперимент - фиксация изменений в сис­теме изучаемых фактов.

3. Полевой эксперимент - предполагает использование мини­мального оборудования в ситуации, близкой к естественному.

Помимо этих основных методов в психологии развития широко используются такие вспомогательные методы как беседа, методы пси­хологической диагностики и др.

Близнецовый метод и его разновидности

Близнецовый метод один из основных типов исследований в психогенетике (генетике поведения), идея которого впервые выдвину­та Ф. Гальтоном (1875). Логические основания близнецового метода следующие: 1) существует два типа близнецов - монозиготные (МЗ) с идентичным генотипом и дизиготные (ДЗ), генотипы которых разли­чаются, как у обычных братьев и сестер; 2) постулируется примерное равенство постнатальных средовых влияний для членов МЗ и ДЗ пар. Сопоставление внутрипарного сходства у МЗ и ДЗ дает возможность определить относительную роль генотипа и среды в детерминации изучаемого признака. Если признак контролируется генотипом, то сходство МЗ должно значительно превосходить сходство ДЗ близне­цов. Такой вариант близнецового метода получил название метода парных сравнений (или контрастных групп).

В настоящее время в психологии используют также: метод раз­лученных МЗ близнецов, метод контрольного близнеца, метод близ­нецовой пары. Близнецовый метод имеет недостатки, связанные с особенностями пре- и постнатального периода развития близнецов. Существенной причиной ошибок при использовании близнецового метода является недостаточная корректность допущения о равенстве средовых влияний для МЗ и ДЗ близнецов.

Разновидности близнецового метода.

Классический близнецовый метод. В этом случае используется такая схема эксперимента, при которой выраженность исследуемого признака сопоставляется в парах МЗ и ДЗ близнецов и оценивается уровень внутрипарного сходства партнеров.

Метод контрольного близнеца. Этот метод используется на вы­борках МЗ близнецов. Так как МЗ близнецы весьма сходны по многим признакам, то из партнеров МЗ пар можно составить две выборки, уравненные по большому числу параметров. Такие выборки исполь­зуют для исследования влияния конкретных средовых воздействий на изменчивость признака. При этом отобранная часть близнецов (по од­ному из каждой пары) подвергается специфическому воздействию, другая же часть является контрольной группой. Поскольку в экспери­менте участвуют генетически идентичные люди, то этот способ мож­но считать моделью для изучения воздействия различных средовых факторов на одного и того же человека.

Лонгитюдное близнецовое исследование. В этом случае прово­дится длительное наблюдение одних и тех же близнецовых пар. Фак­тически это сочетание классического близнецового метода с лонги- тюдным. Широко используется для изучения влияния средовых и ге­нетических факторов в развитии

Метод близнецовых семей. Является сочетанием семейного и близнецового метода. При этом исследуются члены семей взрослых близнецовых пар. Дети МЗ близнецов по генетической конституции являются как бы детьми одного человека. Метод широко используется при изучении наследственных причин ряда заболеваний.

Исследование близнецов как пары. Предполагает исследование специфических близнецовых эффектов и особенностей внутрипарных отношений. Используется как вспомогательный метод для проверки справедливости гипотезы о равенстве средовых условий для партне­ров МЗ и ДЗ пар.

Сопоставление близнецов с не близнецами. Также вспомогатель­ный метод, позволяющий оценить существенность разницы между близнецами и неблизнецами. Если разница между близнецами и ос­тальными людьми не является значимой, то близнецы и остальные люди относятся к одной генеральной выборке и, следовательно, ре­зультаты близнецовых исследований можно распространять на всю популяцию. Так было отмечено некоторое отставание членов близне­цовых пар в развитии от одиночнорожденных. Особенно эта разница заметна в раннем возрасте. Но сопоставление результатов исследова­ния членов близнецовых пар, чей партнер умер в раннем детстве и одиночнорожденных не выявил существенной разницы в уровне раз­вития. То есть особенности развития близнецов обусловлены не столько трудностями эмбрионального развития, сколько с особенно­стями воспитания близнецов как пары (семейные трудности при рож­дении близнецов, замкнутость близнецов в паре и т.п.). Таким обра­зом, близнецы несколько отличаются от всей популяции, но с возрас­том эта разница заметно сглаживается и близнецы по большей части становятся сопоставимы с остальной популяцией.

Метод разлученных близнецов. Из-за особенностей развития ДЗ и МЗ пар близнецов классический близнецовый метод и его разновид­ности принято считать "нежесткими" экспериментами: в них невоз­можно однозначно разделить влияние генетических и средовых фак­торов, так как в силу ряда причин, условия развития близнецов по це­лому ряду причин оказываются несопоставимыми. Поэтому экспери­менты, проведенные по вышеприведенным схемам, требуют дополни­тельной верификации. Она может быть двух видов. Во-первых, можно проверить гипотезу о сходстве среды МЗ и ДЗ близнецов, то есть до­казать, что на исследуемую характеристику не влияют различия в сре­де МЗ и ДЗ близнецов. Но подобная проверка весьма трудна и облада­ет невысокой надежностью. Во-вторых, данные исследований можно сопоставить с результатами исследований по "жестким" схемам, кото­рые позволяют точно отделить влияние средовых факторов от генети­ческих. Одним из таких методов и является метод разлученных близ­нецов. В этом методе проводится внутрипарное сравнение близнецов, разлученных в раннем возрасте. Если МЗ близнецы были разлучены подобным образом и росли в разных условиях, то все их сходство должно быть определено их генной идентичностью, а различия - влиянием средовых факторов.

Литература:

1. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2001. - 272.

    Карандашев, Ю.Н. Психология развития / Ю.Н. Карандашев. - Ми.: МП Д-Р КАРА, 1996. - 240 с.

    Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. - СПб.: Издательство "Питер", 2000. - 992 с.

    Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. - М.: Тривола, 1995. - 360 с.

    Психология развития: Учебник для студ. высш. психол. и пед. учеб. заведений / Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, К.Н. Полива­нова и др.; Под ред. Т.Д. Марцинковской. - М.: Издательский центр "Академия", 2001.

    Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2000. - с. 90 - 163.

    Хрестоматия по психологии / Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 1987. - с. 300 - 339.

План лекции:

1.1. Предмет психологии развития как науки.

1.2. Общая характеристика возраста.

1.3. Методы психологии развития.

Предмет психологии развития ик науки

Даже далекий от научности взгляд способен заметить, что психическая жизнь человека от рождения до старости вносят много изменений, которые влияют на получение ею и обогащения его социального опыта, формы и способы самореализаций. функционирования в социуме. На рубеже XVIII-XIX вв. был основан научный подход к психологии развития, методологически укоренен в эволюционное учение английского естествоиспытателя Ч. Дарвина (1809-1882) и развитый многими психологами, которые занимались проблемами эволюции психической жизни и психической

психологической науки, в лоне которой выкристаллизовались различные направления, концепции, теории, школы.

Итак, в конце XIX - начале XX в. возрастная психология начала формироваться как самостоятельная психологическая наука. Активно развивалась детская психология, было обусловлено требованиями педагогической теории и практики. Важные идеи возрастной психологии сформировались в связи с исследованием общих психологических и педагогических проблем. Концептуальные подходы к анализу возрастного развития заявили о себе в лоне классических направлений психологии, прежде всего в психоанализе.

Во второй половине XX - начале XXI в. возрастная психология приобрела особенно динамичного развития, что вызвано общей тенденцией к гуманизации общественной жизни в постиндустриальную эпоху. В общем, в развитии возрастной психологии в этот период наметились следующие тенденции:

1. Расширение хронологических границ исследований возрастного развития человека. Если до середины XX в. исследователи в основном сосредоточены на изучении проблем детской психологии, то в следующие десятилетия в поле их зрения оказались проблемы психологии пренатального развития, взрослости и старости, умирания и смерти.

2. Переход от исследования возрастного развития отдельных психических процессов и свойств человека к целостному анализу его психического и личностного развития. Речь идет об изучении не только возрастного развития памяти, восприятия, мышления, внимания, эмоций, характера, воли, способностей и других психических процессов и свойств, но и возрастного развития Я-концепции личности, побудительной, интеллектуальной и эмоциональной сфер как целостных личностных образований. Осуществлено производительные попытки комплексной характеристики различных возрастных периодов, уточнение их хронологических границ.

3. Сочетание исследований загальновикових тенденций развития с изучением его индивидуального варианта, особенности которого проявляются в более поздних периодах (взрослости, старости), а также с выяснением характера отклонений и аналогии развития.

4. Создание интегральных концепций возрастного развития (биогенетическая, социогенетичного, теория взаимодействия двух факторов, генетическая концепция), формулировки отдельных теорий возрастного развития в рамках психоанализа, необихевиоризма, когнитивной и гуманистической психологии.

5. Совершенствование методики и методов исследования возрастного развития. В последние десятилетия, например, получили распространение лонгитюдные и кросскультурные исследования и др.

6. Интеграция усилий исследователей разных сфер научного знания (психофизиологии, психогенетики, геронтологии, социологии, генетической психологии, акметологии, медицины и др.) С целью комплексного изучения проблем возрастного развития человека.

Сейчас важными тенденциями развития возрастной психологии является расширение проблематики исследований, целостный анализ и описание отдельных возрастных периодов, уточнение их границ, реализации системного подхода к изучению возрастного развития человека.

Из всех проблем, с которыми сталкиваются люди в ходе истории человечества, вероятно, запутанной является загадка природы самого человека. Астрология, теология, философия, литература и социальные науки - вот лишь некоторые из течений, в русле которых предпринимаются попытки понять всю сложность человеческого поведения и саму сущность человека. Сегодня проблема стоит остро как никогда, поскольку большинство серьезных недугов человечества - стремительный рост численности населения, глобальное потепление, загрязнение окружающей среды, ядерные отходы, терроризм, наркомания, расовые предрассудки, нищета - является следствием поведения людей. Вполне вероятно, что качество жизни в будущем, как, возможно, и само существование человеческой цивилизации, будут зависеть от того, насколько мы продвинемся в понимании себя и других.

В схеме возрастной периодизации, принятой на симпозиуме АПН СССР по возрастной физиологии в 1965 году, дается группировка возрастов, охватывающая весь цикл человеческой жизни: новорожденный (1-10 дней) грудной возраст (10 дней - 1 год); раннее детство (1-3 года); первое детство (4-7 лет); второе детство (8-12 лет); подростковый возраст (13-16 лет): юношеский возраст (17-21 год); зрелый возраст (первый период: 22-35 лет -

мужчины, 21-35 лет - женщины; второй период; 36-60 лет - мужчины, 36-55 лет - женщины); преклонный возраст (61-74 года - мужчины, 56-74 года - женщины); старческий возраст (75-90 лет - мужчины и женщины); долгожители (90 лет и старше).

В этой классификации зрелый возраст, который нас больше всего интересует, представлен двумя периодами, первый из которых охватывает 14 лет жизни у мужчин и пятнадцатый женщин, а второй - 25 лет у мужчин и двадцатого женщин. В то время как детский, подростковый и юношеский периоды составляют лишь 4-5 лет жизни. Чем дальше отстоит возраст от начала человеческой жизни, тем больше возрастные периоды.

Современная психология представляет собой разветвленную систему научных дисциплин, среди которых особое место занимает возрастная психология или, правильнее, психология развития человека, связанная с изучением возрастной динамики развития человеческой психики, онтогенеза психических процессов и психологических качеств личности качественно изменяющейся во времени человека.

Психологию развития можно назвать "возрастной психологией", хотя этот термин будет не совсем точным. В возрастной психологии развитие изучается только в связи с определенным хронологическим возрастом. Психология развития изучает не только возрастные этапы человеческого онтогенеза, она также рассматривает различные процессы психического развития вообще.

Понятие возрастной психологии несколько более узкое понятие психологии развития, поскольку развитие здесь рассматривается только как функция или хронологического возраста, или возрастного периода. Психология развития представляет собой более общий и теоретический курс по сравнению с возрастной и детской психологии, своего рода их методическую базу.

Психология развития связана не только с изучением возрастных этапов человеческого онтогенеза, но и рассматривает различные процессы макро- и микропсихичного развития вообще. Поэтому, строго говоря, возрастная психология может быть лишь частью психологии развития, хотя иногда они используются как синонимы. Как и любая наука, психология развития несет функции описания, объяснения, прогноза, коррекции. Относительно определенной области исследования эти функции выступают как конкретные научные задачи, то есть общие цели, которые наука стремится достичь. Описание развития предусматривает представление феноменологии процессов развития во всей полноте (с точки зрения зов

ное поведения и внутренних переживаний). К сожалению, очень многое в психологии развития находится именно на уровне описания.

Объяснить развитие - значит выявить причины, факторы и условия, повлекшие определенные изменения в поведении и переживании. В основе объяснения лежит схема причинно-следственной связи, которая может быть строго однозначной (крайне редко), вероятностной (статистической, с разной степенью отклонения) или вообще отсутствовать. Она может быть одинарной (что встречается крайне редко) или множественной (что обычно имеет место при изучении развития). Если объяснение отвечает на вопрос "почему это произошло?", Раскрывая причины для уже имеющегося последствия и определяя факторы, вызвавшие его, то прогноз отвечает на вопрос "к чему это приведет?", Указывая на те последствия, которые вытекают из определенной причине. Таким образом, если в объяснении развития мысль движется от следствия к причине, то в прогнозе развития мы идем от причины к следствию.

Но в данном руководстве мы будем использовать понятие возрастная психология и психология развития как равнозначные. Психология развития и возрастная психология - это серьезная академическая наука. Как и любая наука, она имеет свой предмет, методы, методики изучения, свои научные понятия.

Поэтому будем говорить, что отдельной отраслью психологической науки является психология развития со своим специфическим предметом исследований (напомним, что под предметом науки понимают ту сторону действительности, который изучается этой наукой).

Возрастная психология - это особая область психических знаний, акцентирует внимание на психологических особенностях личности людей разного возраста. Главный принцип - принцип развития психики в деятельности, следовательно, возрастную психологию нельзя представить вне развития (генезису), за развертыванием. На любом ступени исследований эта область никогда не выступает как нечто неизменное.

Предмет возрастной психологии - изучение и представление в виде научных фактов и соответствующих научных теорий основных особенностей психологического развития людей, причем при их переходе от одного возраста к другому.

В предмет изучения всегда включаются развернутые, научно обоснованные психологические характеристики индивидов из разных возрастных групп. возрастная психология

отмечает два вида изменений, происходящих в человеке: основательные, качественные и стабильные качественные характеристики (изменения), которые происходят в двух сферах - как в психике, так и в поведении. Например, детей при их переходе из одной возрастной группы в другую. Эти изменения И. охватывают значительные периоды жизни человека (от нескольких месяцев [для младенцев] до нескольких лет [для индивидов старшего возраста]). 2. Зависят от постоянно действующих факторов: биологическое созревание; психологическое состояние организма; место ребенка в системе человеческих социальных отношений; достигнутый уровень интеллектуального и умственного развития.

Медленные, количественные и качественные преобразования всегда связаны с эволюционными возрастными изменениями как в психологии, так и в поведении индивида.

Революционные изменения более глубокие, происходят быстро и за сравнительно короткий срок. Они приурочены и совпадают со всеми кризисами возрастного развития, которые возникают всегда на грани двух определенных возрастных групп, между относительно спокойно текучими периодами других - эволюционных изменений психики и поведения. Наличие кризисов возрастного развития и соответствующих им революционных преобразований психики и поведения - это и есть основание для разделения, например, детства на периоды возрастного развития (на века).

Третий вид изменений - особый - он называется ситуационные изменения - это такая особая признак развития, которая связана с влиянием конкретной ситуации (в семье, в коллективе и в обществе вообще). Ситуационные изменения включают то, что происходит в психике и поведении ребенка под влиянием организованного и стихийного обучения и воспитания.

Вывод : Первые два вида, то есть возрастные эволюционные изменения и революционные изменения психики и поведения, являются очень устойчивыми, необратимыми и не требуют систематического подкрепления, поскольку, однажды сформировавшись, остаются навсегда. их функция - преобразование психологии человека как личности в сторону прогресса. Ситуационные - наоборот, очень неустойчивыми, обратимыми, и предполагается, что их закрепление обязательно происходит в следующих упражнениях с помощью тренировки. их особенность заключается в том, что они оставляют личность без видимых

изменений и касаются только формы поведения - знаний, умений и навыков. Все три описанные виды изменений является первой составляющей предмета возрастной психологии.

В вторую составляющую предмета возрастной психологии входят проблемы специфического сочетания психологии и поведения, обозначенные понятием возраст. В каждом возрасте человек имеет уникальное, характерное только для него сочетание психических и поведенческих особенностей, которое за пределами этого возраста уже никогда больше не повторяется; понятие возраст в психологии ассоциируется исключительно с особенностями психологии и психики, а также поведения, но ни в коем случае не с количеством прожитых лет. Например, ребенок может выглядеть не по годам взрослым и развитым, и наоборот, подросток и даже юноша могут проявлять себя, как ребенок, то есть вести себя инфантильно; возрастные особенности имеют даже познавательные процессы человека, так как общий план развития психики непосредственно влияет на восприятие, память, мышление и речь; любые характеристики возраста проявляются прежде всего в особенностях личности, а именно в интересах, суждениях, взглядах, мотивах поведения; понятие возраст, которое психологически верно определено для определенного времени, - это основа для установления всех возрастных норм в интеллектуальном и личностном развитии; понятие возраст широко используется в тестах вместе со своими критериями в качестве точки отсчета для установления уровня психологического развития ребенка в целом.

Третья (главная) составляющая предмета - движущие силы, условия и законы психологического и поведенческого развития человека. Движущие силы - это те факторы, которые определяют собой поступательное развитие ребенка, является его причинами, содержат в себе энергетические побудительные источники развития и всегда направляют его (развитие) в нужное русло. Условия психологического развития определяют внутренние и внешние постоянно действующие факторы, которые не являются движущими силами, но сильно влияют на развитие сами, постепенно направляя его ход, существенно формирует динамику и, главное, определяет конечный результат.

Предмет возрастной психологии - возрастные периоды развития, причины и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе. Если сказать более кратко, предмет психологии развития - возрастная динамика психики человека.

Возрастная психология, таким образом, исследует закономерности развития человека на разных этапах ее индивидуальной жизни. Конкретизируя этот тезис, отметим, что возрастная психология изучает возникновение и развитие психических процессов (ощущений, восприятия, памяти, мышления, речи, воображения, эмоций и т.д.) и свойств у детей, подростков, юношей и взрослых, обусловленные возрастом, изменения соотношений между ними, становление различных видов деятельности (игры, учебы, труда, общения и т.д.), формирование психических качеств подрастающей личности, возрастные возможности усвоения знаний, главные факторы развития и формирования личности и тому подобное.

Возрастная психология выявляет структурные изменения, новообразования, которые возникают с возрастом в психической деятельности человека и свидетельствуют о переходах от низших до высших ступеней развития.

Психология развития раскрывает условия, определяющие процесс развития, соотношение в этом процессе природных (наследственности, созревания организма и др.) И общественных факторов, с помощью которых (и через которые) реализуются возможности психического развития человеческого индивида. Она выясняет роль исторически выработанных обществом ценностей (языка, достижений науки, техники, искусства, общественных норм поведения и т.д.) в формировании человеческого индивида как личности.

К предмета психологии развития (возрастной психологии) входит изучение движущих сил индивидуального развития человеческой психики, закономерностей перехода от предыдущих периодов к следующим, от низших этапов к высшим, выяснения индивидуально-типологических различий в психическом развитии детей, подростков, молодежи и взрослых, установление факторов, которые детерминируют и тому подобное.

В общей структуре возрастной психологии выделяют детскую психологию, психологию младшего школьника, психологию подростка, психологию ранней юности, психологию взрослого человека и геронтопсихологии.

Объект изучения возрастной психологии составляет нормальная, здоровая человек, развивается, изменяется в онтогенезе.

Дав общую характеристику предмета возрастной психологии как науки, сделаем некоторые замечания относительно изложения материала в этой работе. Известно, что общие

возрастные свойства всегда по-разному проявляются в конкретных социальных и исторических условиях. Однако недостаток экспериментальных исследований особенностей выражения этих свойств в современных условиях с учетом пола, места жительства, социального происхождения и т.д. делает освещение соответствующей проблематики несколько фрагментарным, а в некоторых случаях оно базируется на исследованиях, проведенных ранее.

Поэтому, характеризуя психологические особенности той или иной возрастной группы, мы будем говорить прежде всего о общие, типичные среди них. Однако актуальную ныне проблему половых и индивидуальных особенностей, к сожалению, в рамках этой работы рассмотреть не представляется возможным. Отметим только, что возрастные закономерности, о которых пойдет речь, всегда проявляются через индивидуальные вариации, которые зависят не только от среды и условий воспитания человека, но и от особенностей его организма и личности.