Определение и четкое видение перспективы. Мотивационная активность и адекватная инициативность

Генри Форд говорил, что вопрос «Кто должен быть боссом?» похож на вопрос «Кто должен быть тенором в квартете?». Очевидно, человек, который может петь тенором. Настоящий лидер не боится ответственности и готов отвечать за людей, которые ему доверились.

Не каждому человеку дано быть лидером в самом лучшем смысле этого слова. Многие уверены, что быть впереди всех – это очень престижно, но на самом деле плохо осознают, каким же должен быть истинный лидер, какими качествами он должен обладать, чтобы люди стремились за ним идти и хотели бы на него равняться.

Ведь, в сущности, этот человек, словно маяк, который указывает, куда нужно двигаться доверяющим ему людям.

Лидером может стать тот человек, чьи интересы гораздо обширнее, чем просто свои собственные, потому что он мыслит чрезвычайно широко – и, в первую очередь, его более всего интересует личностный рост, развитие и самореализация других людей.

Качества, которые обязательно присущи настоящему лидеру

1. Четкое осознание собственной цели

Настоящий лидер абсолютно точно знает и реально осознает, куда и зачем он идет - ведь это дает ему возможность повести за собой других людей – его последователей. В другом случае он будет просто маленькой единицей большой толпы.

2. Владение собой, умение прислушиваться к своей интуиции

Хорошо знать себя, умение разобраться с происходящим внутри себя, умение понять и в нужный момент прислушаться к собственным эмоциям, ощущениям, интуиции – действительно важное качество настоящего лидера.

Вы удивлены, что столько внимания уделяется обычным чувствам? Напрасно. Именно они помогают в нужный момент правильно сориентироваться в происходящем и вовремя «заметить» тот шанс, который заботливо предоставляет жизнь. Истинным лидером невозможно манипулировать, его не получится сбить с намеченного пути – ведь он четко представляет, чего он хочет.

3. Адекватная самооценка

Лидер должен быть спокойным, трезвомыслящим, и в своих силах. Все эти важные качества помогают ему правильно вести себя в тех или иных критических случаях, а благодаря им иной раз он может в чем-то даже пойти на риск, потому что в определенных критических ситуациях его решительность и смелость реально повышены.

Адекватная самоуверенность значительно расширяет пределы возможностей лидера, в результате чего он может приобрести новый положительный жизненный опыт. Обычно у подобного человека чувство собственной уверенности гораздо выше, чем у его последователей.

4. Моральная готовность к разумному риску

Настоящий лидер готов рисковать не только в бизнесе, собственном деле, на собственной работе, но и в своей обычной повседневной жизни.

Более того, он абсолютно не боится этого делать, а все потому, что он достаточно четко осознает, что за непроявленную вовремя инициативу в последствии придется платить серьезную цену. Именно поэтому он готов в некоторых случаях буквально опередить возможные события и осознанно пойти на определенный риск.

5. Честность и надежность

Любой лидер является в некотором смысле носителем определенных общеморальных норм определенного объединения людей, поэтому его собственное мировоззрение и действия должны соответствовать привычным для нас общечеловеческим и моральными нормами – справедливости, честности, надежности, определенной ответственности и четкой последовательности в собственных поступках и действиях.

6. Мотивационная активность и адекватная инициативность

Истинный лидер никогда не ждет, пока кто-то другой сможет вызвать в нем продуктивное желание работать. Он понимает и четко осознает, что вся ответственность по убеждению себя сделать что-либо лежит исключительно на нем. Поэтому сначала он старается научиться правильно мотивировать себя, а позже делает самомотивацию нужной и абсолютно регулярной практикой.

7. Активная жизненная позиция

Именно она помогает лидеру верно и адекватно ориентироваться в любой сложившейся ситуации. Благодаря ей он всегда находится практически в гуще любых событий, умеет все узнавать непосредственно из первых уст, а в результате этого он хорошо информирован обо всем происходящим и имеет абсолютно четкое собственное мнение по каждому поводу.

8. Умение собрать людей в команду

Как правило, постоянно притягивает к себе людей своими мыслями или идеями, определенными идеалами, а также силой своей способности убеждать, так собирается определенная группа единомышленников, которая становится сплоченной командой.

Именно это умение простого человека является важнейшей способностью, которая впоследствии определяет его в успешном становлении в качестве лидера. А грамотная постановка правильных ценностей и рациональный контроль над приверженностью самих последователей этим целям – важное качество самого лидера.

9. Определение и четкое видение перспективы

Согласитесь, что человек, ведущий за собой команду, обязательно должен знать направление, куда он идет. Поэтому к важнейшим организационным качествам настоящего лидера, кроме других, также относятся наблюдательность, определение и четкое осознание перспективы конкретной деятельности своей команды – людей, которые следуют за ним. Истинный лидер не замечает преград, возникающих у него на пути, но он абсолютно ясно и четко видит конкретную цель, к которой он стремится.

10. Умение организовать и замотивировать команду на быстрое решение поставленных задач

Это фундаментальное организационное качество истинного лидера. Оно заключается в умении грамотно и адекватно распределять обязанности между участниками команды, а также в способности правильно мотивировать и в нужный момент воодушевлять людей на выполнение конкретных поставленных задач и координировать работу в случае действительной необходимости.

11. Умение быстро ориентироваться в любой сложившейся ситуации

На самом деле лидер – главный участник сложного процесса, он буквально находится в центре событий, где взаимодействуют и противоборствуют различные силы, которые очень часто по объективным причинам самостоятельно контролировать не может. Поэтому истинный лидер должен чувствовать потенциальное развитие событий, буквально «ощущать ситуацию» и при этом уметь моментально ориентироваться в ней, чтобы принятое им решение было исключительно верным.

12. Готовность прийти на помощь и поддержать своих последователей в трудную минуту

Эти качества характеризуют истинного лидера как Человека. Люди начинают еще больше его уважать за то, что он всегда помнит об их интересах, а если он еще и озадачен тем, что может им дать, а не тем, что он как лидер может от них получить, то уважение и любовь к нему просто не будут знать границ. Плох тот лидер, который не замечает проблем своих последователей и не считает возможным поддерживать их в трудной ситуации, особенно когда он может и способен это сделать.

Кроме этого обширного списка лидерских качеств истинный лидер должен уметь благодарить и вовремя поощрять своих последователей. Это поможет ему гораздо более успешно выполнять конкретные функции по организации процесса управления.

Как часто вам в жизни встречались подобные люди? Скорее всего, действительно редко. Порой жизнь испытывает на прочность подобных товарищей. Начинают они как истинные лидеры, но испытания, увы, так и не проходят, потому что слабы характером или они не лидеры вовсе, а так, обычные выскочки.

Если вдруг вы заметили у себя определенные лидерские задатки, то знайте – положительные качества нуждаются в развитии, а это значит, что вы в силах преодолеть все возникающие препятствия, избежать возможные соблазны превышения полномочий и стать настоящим лидером, только достигается это не сразу. Не бойтесь работать над совершенствованием собственной личности!

Михаил Баранов | 10 октября 2015

Длинные истории

«Лучший лидер тот, о существовании которого люди почти не знают. Когда работа сделана, они говорят: сделали это сами».
Лао Цзы Лидер – с английского «leader» — идущий впереди. В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, лидер - вождь, руководитель. А раз он руководитель, то у него должны быть определенные качества и навыки. Конечно, в первую очередь современный лидер должен обладать огромным запасом энергии. И я считаю это самым важным качеством в наше время так как, сейчас без сил и энергии никуда. Везде суета, шум, гам, и от этого быстро устаешь. К тому же, лидер должен не только сам быть энергичным, но и заряжать этой энергией окружающих. Это очень помогает и притягивает людей. Например, энергия известного американского бизнесмена Джека Уэлча была огромна, она заряжала других, и он лучшим образом претворял свои планы в жизнь.
Второе, на мой взгляд важное качество, это иметь конкурентные преимущества и быть смелым. В современном обществе без конкуренции, мне кажется невозможно никуда пробиться. Например, недавно я был на олимпиаде по географии, и мне пришлось столкнуться с огромной конкуренцией. Против меня были 25 человек. Сначала я немного испугался, что займу последнее место, но потом понял, что нужно собраться со всеми своими знаниями. И мне это действительно помогло, я частично справился с нависшей надо мной конкуренцией и занял 11 место, чем я доволен. Так, что современный лидер должен быть и конкурентно-способным и не бояться трудностей, а наоборот бороться с ними.
Известный психолог XX века, Якоб Морено выделил три основных роли лидера в обществе:
-Лидер, способный к руководству. Такой лидер характеризуется как спокойный, трудолюбивый, рациональный, активный и заслуживающий доверие.
-Лидер популярный. В основном, это люди общительные, веселые, авторитетные и чем-то увлеченные.
-Лидер «черная овца». Эти лидеры чаще всего непривлекательные, равнодушные и отрицательные.
Если это лидер какой-то группы, то он не обязательно должен являться ее руководителем, то взаимоотношения между лидером и руководителем могут эффективными и гармоничными для жизни группы, но может быть наоборот, что между ними часто будут конфликты. И на мой взгляд, лидер и должен быть тем самым руководителем, чтобы не происходило всяких ссор и конфликтов.
Для себя, я выделил четыре уровня лидерства:
-Лидер сам для себя. Это первый этап, который является началом лидерства. На этом этапе нужно дисциплинировать и мотивировать себя, а также нести ответственность за собственные поступки.
-Лидер в ситуации. Это лидерство на так называемом, микроуровне, когда человек берет на себя только функции, но не становится лидером. Часто это бывает в экстремальных ситуациях, где нужно было взять на себя ответственность.
-Лидер в команде. Третий этап лидерства. На этом этапе человек формирует свою команду и мотивирует ее на достижение определенных целей.
-Лидер в системе. Это последней этап лидерства, на мой взгляд. Человек становится лидером для лидеров. Цели у него становятся более серьезными и глобальными. На этом этапе у лидера должны быть множество профессиональных качеств.
Сам я считаю, что нахожусь только на третьем уровне так как, уже являюсь главным редактором газеты.
Современный лидер должен обладать навыками общения, и вот, что для этого нужно:
Важный навык лидера – коммуникабельность. В наше время, этот навык занимает ключевое место для человека, желающего быть лидером. Он должен находить общий язык с другими людьми в различных ситуациях.
Также современный лидер должен уметь убеждать так как, это очень помогает достичь поставленной цели. Для этого он может использовать свой, так сказать, «невербальный интеллект», эмоции, мимику и жесты.
Лидеру нужно быть доверительным. Для того, чтобы человек перешел на сторону лидера нужно использовать невербальные навыки такие, как поза, интонация, темп речи и многое другое.
И очень важно, чтобы лидер умел не только слушать, но и слышать. Это значит, что лидер может не только говорить, но и умеет достаточно внимательно слушать. Для этого нужно выбрать интересную тему разговора, расположить к себе человека, и потом дать ему выказаться, при этом важно его внимательно слушать, ну или делать вид (кивать головой, вставлять реплики в нужных местах, задавать вопросы).
И в конце я хочу сказать, что настоящий лидер все и всегда должен доводить до конца. Это очень важно, ведь если ты берешься за какое-то дело, ты должен быть уверен, что ты доведешь его до конца, иначе люди будут думать, что ты не человек слова и не будут доверять тебе.
«Если ты первый, то будь первым всегда!»
Валерий Чкалов

Чем бы мы в бизнесе не занимались, мы имеем дело с людьми. И эти люди, наши сотрудники, являются нашим отражением. Мы притягиваем к себе таких, какими мы сами являемся. Продуктивный человек будет притягивать продуктивных, способный - способных, бездельник (если такой у вас на найме персонала) - бездельников.

Бывают исключения, бывает так, что сам руководитель может свернуть горы, работает день и ночь и «под утро» еще умудряется оживить тех, кто к утру «сдулся». Бывает иногда так, что хочется взять в руки «автомат Калашникова» и все же в этот момент понимаешь, что причина их неудач в тебе самом. Они - это ты. Я - это они. И грех ругать их, потому что получится, что ругаешь себя, возможно, себя прошлого, и все же себя.
Как правило, мы проявляем эмоции в отношение только тех «косяков» наших сотрудников, которые когда-то допускали сами.

Ниже, инструкция, написанная мной для руководителей моей организации (немножко «приглаженная» для общего доступа). Если вам близки изложенные мной идеи, дайте прочесть эту статью вашим друзьям. Я искренне хочу сделать этот мир чуточку лучше.

Приятного чтения.

Статья:

Будет, по меньшей мере, странно описывать всю технологию работы с людьми и технологию найма персонала, когда все это уже написано и все это есть в нашем офисе.

Это у нас есть и в более простом виде: в виде адаптированных к миру бизнеса курсах Общественной организации ВАЙС.

Есть это у нас в еще-еще-еще более простом виде, и проще, по-моему, не бывает. В виде инструкций написанных мной и моими друзьями. Размер этих инструкций ДВЕ СТРАНИЦЫ. По-моему это не так много.

Так вот - инструкции нужны.
Еще нужен постоянный и быстрый наем, быстрое обучение новых сотрудников и постановка на пост, быстрый период ученичества и все это вперемежку с экзаменами, проверкой реального продукта на посту и отсеиванием не справившихся - именно в этой последовательности, не пропуская ничего.

Добавим сюда еще несколько элементов, качеств, которыми должен обладать любой руководитель, чтобы быть хорошим руководителем, и которые можно отнести к магии, к сверхестественным способностям, вашему таланту… к чему угодно, по вашему желанию.

Вот эти элементы, вот эти качества:

  1. Исполнительный директор должен ВИДЕТЬ - дано человеку или не дано! Именно ИД (исполнительный директор, далее ИД; часто это генеральный директор; любой руководитель, находящийся на верху управления организацией) и начальник отдела кадров решают, дано кандидату на работу судьбой и жизнью, например, продавать или даже не стоит пытаться. Дано ему класть кирпичи - или его и близко нельзя подпускать к кирпичам, а тем более к людям. Дано ему вести бухучет или это пустая затея заставлять именно этого «бухгалтера» заполнить декларацию из 4 строк.
  2. Больше общаться с кандидатами и штатными сотрудниками. Вникать в их процесс производства. СМОТРЕТЬ, не слушать, а смотреть - может он делать свою работу или нет. Дает он продукт или нет. ОН вообще здесь? Или здесь только тело и его умственные «машины», а парень застрял в паре световых лет отсюда. Хорошо! Он делает то, что вы хотите и в сроки, которые вы ему определили? И не важно, есть у него инструкции или нет. Вы покупаете у него результат его труда. Вас устраивает его результат? Вы готовы за такой результат заплатить из своего (вашего) кармана? Если вы не готовы заплатить из своего кармана за «такой» результат и все же, находя оправдания, платите из кармана владельца бизнеса, значит, вы вместе с этим парнем, не дающим продукта, его обворовываете. Обворовываете всех тех сотрудников, что дают продукт. Что в этом правильного?
  3. Очень важно заинтересовать человека получать продукт. Очень важно придать важность, сделать важным то, что он делает и, что он производит. Очень важно добиться от сотрудника желания разбиться в лепешку, но получить, произвести то, что вы хотите и что определено его обязанностями. Так он будет работать лучше.
  4. Еще важно своевременно платить за результаты. Самый лучший способ угробить систему оплаты в виде процентов и сделать ее ненавистной и не принимаемой - это пару раз не заплатить вовремя заработанные проценты. Вы берете и по тем или иным причинам платите всем по чуть-чуть и только оклады независимо от реального вклада человека. Вы это делаете, потому что не хватает денег и потому что всем нужны деньги, всем как-то надо жить. Я вас поздравляю! Теперь, тот парень, что принес вам деньги и не получил свои проценты, больше не будет работать и у вас совсем не будет ни денег ни людей (в том числе тех, кому не на что было жить и вы ему «помогли»; только он сбежит первым, обвинив вас в плохой работе).
  5. Если ИД сказал «уволю каждого, кто в первые две недели на должности менеджера не даст результат» - он должен уволить каждого, кто через 2 недели не дал результат (напомню - наем должен быть массовым и постоянным). Если ИД ОДИН раз этого не сделал, второй не сделал (у него свои тараканы, заставляющие его любить пролетариат; а может он коммунист; а может… я не знаю кто он), что ж - больше никто не будет работать. Зачем? ИД хороший, он пожалеет и поймет.

Нет. У такого ИД люди будут несчастными и, вскоре у него больше не будет людей. Они найдут себе того, кто с них спросит, снимет шкуру, заставит, натренирует, но добьется производства и, потом вовремя заплатит.

Люди вопят, ворчат и критикуют тех, кто их заставляет работать.

Но они сбегают от тех, кто им нравится и идут за теми, кто их ЗАСТАВЛЯЕТ ПОЛУЧАТЬ ПРОДУКТ любой ценой. В глубине души они инстинктивно понимают, что тот, кто их жестко и жестоко заставляет жить - он то, что надо. С их точки зрения, тот, кто может «повесить» соседа из-за того, что у него с утра был плохой кофе - лидер и ему надо подчиняться и за ним надо идти. Демократа, призывающего к честности и разумности, пытающегося добиться своего через этику и разум - забросают тухлыми яйцами и забудут, и он умрет нищим, в канаве, забытый даже своими друзьями. Тирану, который повесил треть нации, поставят памятники при жизни, будут покланяться, подчиняться, работать, получать деньги и будут носить его на руках. И он, тиран и негодяй, построит великую империю, будь то коммерческая организация или государство.

Я не призываю вас быть негодяями и подонками, чтобы добиваться успеха. Я прошу вас понять общество, в котором вы живете. Пока оно именно такое, каким я его описываю. Посмотрите где наши демократы сейчас. Я лично знаю Григория Явлинского, Бориса Немцова, Владимира Лукина, Бориса Надеждина, … многих видел и со многими общался, даже если это было короткое общение. Но это было неформальное общение, позволяющее понять человека. Ладно, возьмем Г.А. Зюганова. Знаете, он умница, он социал-демократ. Я провел с ним один день, в принципе, в неформальной обстановке. Почему он или демократы не у власти? Почему их больше нет (демократов) в Думе? Почему нет вообще ни какого демократического движения. Люди их не поддерживают. А кого поддерживают? За кем идут? Вы получили ответы. Вам пятерка.

  1. Распоряжайтесь людьми. Используйте людей. Переставляйте их как фигуры на шахматной доске. Двигайте их. Используйте их, в том числе в своих личных целях. Если вы их используете - они у вас есть. Если вы их не используете, они вас оплюют, поднимут восстание и найдут нового хозяина, который будет их просто использовать. Да, вот еще что. Кто-то, читая этот приказ, начнет возмущаться и вопить «как он смеет так относиться к людям!!!», «он относиться к нам как к скотам!» - ЕГО используйте в первую очередь. Разум-эмоция-сила. Не помогает разум, включайте эмоцию (сила уже наготове, вы уже готовы отрубить ему голову и он это видит), не помогает эмоция - включайте силу. Не срабатывает сила - «отрубите» ему голову - и он пойдет за вами как миленький и другие, посмотрев на это «кровавое месиво» скажут: «настоящий босс, пойду работать».
  2. Не будьте приятными и милыми со своими подчиненными. Ключевое слово ЗАСТАВЛЯЙТЕ их работать. Любой ценой добейтесь от них производства. Скандалы, вопли, акции протеста и массовые жалобы … наплевать. Статистика дохода вас спасет. И лично я (напомню, я писал это для своих руководителей), глядя на вашу высокую статистику дохода и растущий коллектив, выслушивая многочисленные жалобы, просто ухмыльнусь про себя и зевая скажу…у.у.у.., мн…, мн.. конечно…. я разберусь и… выпишу вам премию.
  3. Направляйте свое внимание и силы на тех, кто выше вас по должности и кто сильнее вас. Хотите быть сильными, усильте того, кто сильнее вас. Хотите стать могущественными - усильте могущество того, кто сильнее вас и не тратьте ни секунды на того, кто стоит и жалуется на свою несчастную жизнь. Потом, став могущественным, вы пошлете с курьером ему конфетку. А сейчас, усильте того, кто сильнее. Хотите выжить в этом сумасшедшем мире (а тот мир чокнутый) не пытайтесь загрузить проблемами и работой того, кто сильнее вас. Итак, усильте того, кто уже сильный.

Это может быть выражено в виде:

  • сделайте так, чтобы у него было больше свободного времени;
  • никогда не грузите его проблемами;
  • не делайте его не правым; возьмите его неправоту на себя: «босс, вы тут не причем, это не вы виноваты в его «смерти» (может быть и без кавычек), это я его грохнул, он посмел косо посмотреть в вашу сторону».
  • возьмите столько его работы на себя, сколько только сможете;

И изучите статью Л. Рона Хаббарда «Ответственность Лидеров», там именно об этом. И вы в опасности, имея власть или находясь рядом с тем, кто у власти. Его не посмеют пнуть, а вас посмеют. Вас будут пинать, критиковать, осмеивать и оплевывать. Вам не позавидуешь! Но вы ЛИДЕР и за вами пойдут другие.

Мир слащав! Посмотрите телевизор, особенно в выходные. Мир мил. В нем все блестит и сверкает. Но это лишь внешняя мишура, за которой скрываются жестокость и насилие. И в этом мире, как написал Хаббард, выживают только тигры и даже им приходиться трудно.

ИД обязан знать и применять изложенные выше данные и по любому поводу использовать именно их. И ИД должен знать, что если сотрудник, изучив подробные инструкции, описывающие всю его работу, и то, как он что-то должен произвести (при условии правильного обучения), требует еще каких-то инструкций, то ему уже ничем помочь нельзя. У него рак мозгов 4 степени. Отправьте его в «хоспис», т.е. увольте. По сути, наше общество - это большой «хоспис» и вы добавите в этот «хоспис» еще одного бедолагу, но зато у вас будет шанс сделать это общество немного более здоровым, если у вас рядом не будет того, кто только и делает, что вставляет палки в колеса вашей компании.

И дай нам бог - достичь наших целей и потом, получить-таки мир без войн, преступности и насилия, где способный будет процветать, и честный будет иметь права. А пока мы имеем то, что имеем.

Так что, уважаемый исполнительный директор, ЗА ДЕЛО!!!

Ссылка на мой сайт: http://legalbis.ru/
Фактический адрес компании:
143909, г. Балашиха, ул. Звездная, дом 7, корпус1,
офис 517 здание «Капитал Прок»

Многие объявления о вакансиях на работу содержат требование “лидерских качеств” от соискателя. Что это за качества такие, кому и зачем они нужны? Для начала давайте разберемся, кто же такой этот “лидер”.

Лидер — это человек, который может влиять на поведение других людей, брать на себя ответственность, последовательно идти к достижению конкретных целей и вести за собой команду. А команда, в свою очередь, признает за ним право принимать решения в особо важных ситуациях. Архивы, учебники, расследования биографов рассказывают нам о лидерах разных времен, которые вели за собой народ, творили историю, меняли уклад жизни целых государств.

А вообще, лидер – достаточно широкое понятие. Его можно толковать с точки зрения политики, психологии, философии, взглядов известных людей, мудрых книг или современных журналов. Лидер – это не обязательно человек с выдающимися природными способностями, наивысшим показателем IQ. Это, в первую очередь, человек, обладающий интуицией, проницательностью и коммуникабельностью.

Существует мнение, что лидерами не рождаются, а становятся. Хотя для этого и нужны некоторые задатки, но, в целом, можно согласиться. Чтобы стать лидером, нужно воспитывать себя соответственно, учиться ставить себе цели и приоритеты. Лидерство начинается с умения контролировать самого себя, и, прежде всего, свои мысли и эмоции. Ведь, как мы все знаем, от наших мыслей и эмоций зависит вся наша жизнь.

Перед тем, как управлять и вести за собой других людей, мы сначала должны научиться управлять тем человеком, которого мы видим каждый день в зеркале. Люди, которые добились лидерства, ненастоящие, ведь они испытывают в первую очередь неуверенность в себе, они хотят показать, насколько они важны в этом мире, и потому стараются подчинять других людей и управлять ими только для того, чтоб поднять собственную самооценку.

Истинные же лидеры становятся лидерами по выбору других людей. Они не стремятся к лидерству, просто другие люди чувствуют сильную личность, которая способна позаботиться о них, и притягиваются к ним. Обществу нужны личности, нацеленные на результат, достигающие его быстро и выгодно для дела и ведущие к нему всю свою команду. Способности к лидерству наиболее востребованы там, где есть высокая конкуренция, где нужно оперативно принимать решения, проявлять инициативу, внедрять что-то совершенно новое и непривычное.

Без умения зажечь людей не стать ни хорошим продавцом, ни менеджером, ни тем более начальником. И все же доминировать над другими хочется далеко не всем. Можно быть яркой индивидуальностью, а заводилой при этом не быть. Многим достаточно творчески проявляться в работе и расти профессионально. Настоящий лидер обязательно должен быть оптимистом. За человеком с вечно кислым выражением лица вряд ли потянутся другие. А еще он должен любить людей. Ну как же можно хорошо управлять теми, кого не любишь?

Если вы хотите, чтобы люди за вами шли, проявляйте о них заботу, выказывайте заинтересованность, вникайте в проблемы, учитесь слушать и будьте терпимы к их слабостям. Будьте профессионалом в своем деле – это очень важно. Вряд ли лидером может стать некомпетентный человек. И еще: чтобы вести других, вы должны обладать широким кругозором, быть смелым и решительным, не бояться трудностей, а они будут в любом случае. Показывайте уверенность всем своим видом, верьте себе. При разговоре держите голову прямо, смотрите в глаза своему собеседнику. Четко излагайте свои мысли и по возможности не употребляйте слов, придающих вашей речи оттенки неуверенности и лишней мягкости: “как бы”, “вроде бы”, “наверное”, “я так думаю”, пользуйтесь словами “считаю” и “уверен”. Все в вашем разговоре должно быть предельно четко, кратко и понятно.

Я никогда ничего не забываю и рано или поздно возвращаюсь к начатым когда-то темам …

Надо сказать, что до сих пор нет четкого и однозначного ответа на вопрос, кто же явлется эффективным и успешным лидером; какими качествами он должен обладать; какими средствами он должен пользоваться и каким образом ему выстраивать матрицу своих стратегических целей, тактических задач и оперативных усилий?

Для того, чтобы ответить на вопрос, каковы критерии успешного лидера, необходимо ответить на вопрос, а что же такое «успех»?

Некоторые считают, что успех - это достижение поставленной цели (или же движение в верном направлении к поставленной цели). Другие уверены, что под успехом понимается «общественное признание» и «удача в достижении чего-нибудь». Третьи считают, что успех - это богатство, слава и (нечастое мнение) уважение.

У всех разные ценности и, соответственно, разные взгляды на то, что считать успехом и кого считать лидером. Но, почти все, кстати, сходятся во мнении, что лидерство и успех должны соседствовать рядом и максимально гармонично дополнять друг друга.

Если вспомнить науку, то одно время под «лидерством» понималась функция окружения, т.е. определенных времени, места и обстоятельств, в том числе культурных. Но этот подход игнорировал индивидуальные различия людей, объясняя их поведение исключительно требованиями среды. Так, согласно Е. Богардусу, тип лидерства в группе прежде всего зависит от природы группы и проблем, которые ей предстоит решать.

Другой ученый, В. Хоккинг, предполагал, что лидерство - это функция группы, которая передается лидеру, только когда группа желает следовать выдвинутой им программе.

Р. Стогдилл и С. Шартл в своё время предложили описывать лидерство через понятия «статус», «взаимодействие», «сознание» и «поведение» индивидов по отношению к другим членам организованной группы. Следовательно, лидерство рассматривается ими скорее как система отношений людей, а не как характеристика изолированного индивида.

X. Герт и С. Миллз считали, что для понимания феномена лидерства надо уделять специальное внимание таким факторам, как черты и мотивы лидера, его общественный имидж, мотивы его последователей, черты лидерской роли, а также учитывать «институциональный контекст» и «ситуацию».

Д. Мак-Грегор разработал целых две теории организующего лидерства.

Первая, так называемая теория X, основана на предположении, что индивиды обычно пассивны, противостоят нуждам организации и, следовательно, их необходимо направлять и «мотивировать».

Вторая, теория Y, основана на предположении, что люди уже обладают мотивацией и стремятся к ответственности, поэтому необходимо так их организовывать и направлять, чтобы они одновременно реализовывали и свои цели, и цели организации. Две эти теории отражали, по сути, два этапа развития организации.

С. Аргирис также указывал на наличие конфликта между организацией и индивидом. По его мнению, природа организации предполагает структурирование ролей ее членов и контроль над исполнением ими своих обязательств. В природе человека заложено стремление к самореализации через проявление инициативы и ответственности. Значит, эффективное лидерство должно принимать это во внимание и опираться, прежде всего, на эти качества.

Р. Ликерт считал, что лидерство - процесс относительный, и лидер должен принимать во внимание ожидания, ценности, межличностные навыки подчиненных. Лидер должен дать подчиненным понять, что организационный процесс направлен на их пользу, так как обеспечивает им свободу для ответственного и инициативного принятия решений.

Лидерство - это ответственность

Моё личное мнение, которое сформировалось не сразу, но через опыт, говорит о том, что лидерство - это прежде всего ответственность в широком смысле.

Лидер - вожак некоей группы (и это не противоречит точкам зрения «мужей-профессионалов», которых я упоминал выше).

В любой социальной и профессиональной группе лидер должен прежде всего уметь нести ответственность за конечный результат, а также за те или иные действия отдельных участников группы.

Причём, если группа достигает успеха, то лидер должен позиционировать этот успех общим. То есть каждый член группы должен чувствовать так или иначе причастность к успеху. Это очень важно.

Если же возникают неудачи, то именно лидер должен брать ответственность за них на себя. Это тоже важно. Даже более важно, чем «общность успеха».

Успешный лидер должен уметь эффективно управлять процессом, в том числе (и прежде всего) со всеми его «плюсовыми» и «минусовыми» результатами.

Конечно, чёткое понимание «баланса результатов» и умение владеть им не являются единственным критерием успешности лидера. В то же время это та необходимая составляющая, без которой человек не сможет быть лидером. Вернее, сможет, но недолго…