Описать общие характеристики ощущения кратко. Понятие и классификация ощущений

Все ощущения могут быть охарактеризованы с точки зрения их свойств. При­чем свойства могут быть не только специфическими, но и общими для всех видов ощущений. К основным свойствам ощущений относят:

качество,

интенсивность,

продолжительность,

пространственная локализация,

абсолютный и относительный пороги ощущений

Качество - это свойство, характеризующее основную информацию, отобра­жаемую данным ощущением, отличающую его от других видов ощущений и варьирующую в пределах данного вида ощущений. Например, вкусовые ощущения предоставляют информацию о некоторых химических характеристиках предмета: сладкий или кислый, горький или соленый. Обоняние тоже предоставляет информацию о химических характеристиках объекта, но другого рода: цветочный запах, запах миндаля, запах сероводорода и др.

Следует отметить, что часто, говоря о качестве ощущений, имеют в виду модальность ощущений, поскольку именно модальность отражает основное качество соответствующего ощущения.

Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и зависит от силы действующего раздражителя и функционального состояния рецептора, определяющего степень готовности рецептора выполнять свои функции. Например, при насморке интенсивность воспринимаемых запахов может быть искажена.

Длительность ощущения - это временная характеристика возникшего ощущения. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом - временем действия раздражителя и его интенсивностью. Следует отметить, что у ощущений существует так называемый латентный (скрытый) период. При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время. Латентный период различных видов ощущений неодинаков. Например, для тактильных ощущений он составляет 130 мс, для болевых - 370 мс, а для вкусовых - всего 50 мс.

И, наконец, для ощущений характерна пространственная локализация раздра­жителя. Анализ, осуществляемый рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве, т. е. мы можем сказать, откуда падает свет, идет тепло или на какой участок тела воздействует раздражитель.



Ощущение начинает развиваться сразу после рождения ребенка. Спустя непродолжительное время после рождения ребенок начинает реагировать на раздражители всех видов. Однако существуют различия в степени зрелости отдельных чувств и в этапности их развития. Сразу после рождения у ребенка более развитой оказывается кожная чувствительность. При появлении на свет ребенок дрожит из-за различия температуры тела матери и температуры воздуха. Реагирует новорожденный ребенок и на прикосновения, причем наиболее чувствительны у него губы и вся область рта. Вполне вероятно, что новорожденный может ощущать не только тепло и прикосновение, но и боль. Уже к моменту рождения у ребенка достаточно высоко развита вкусовая чувствительность. Новорожденные дети по-разному реагируют на введение им в рот раствора хинина или сахара. Через несколько дней после рождения ребенок отличает молоко матери от подслащенной воды, а последнюю – от простой воды. С момента рождения у ребенка уже достаточно развита обонятельная чувствительность. Новорожденный ребенок по запаху материнского молока определяет, есть в комнате мать или нет. Если ребенок первую неделю питался материнским молоком, то он будет отворачиваться от коровьего, лишь почувствовав его запах. Однако обонятельные ощущения, не связанные с питанием, развиваются достаточно долго. Они мало развиты у большинства детей даже в четырех-, пятилетнем возрасте. Более сложный путь развития проходят зрение и слух, что объясняется сложностью строения и организации функционирования данных органов чувств и меньшей зрелостью их к моменту рождения. В первые дни после рождения ребенок не реагирует на звуки, даже очень громкие. Это объясняется тем, что слуховой проход новорожденного заполнен околоплодной жидкостью, которая рассасывается лишь через несколько дней. Обычно ребенок начинает реагировать на звуки в течение первой недели, иногда этот срок затягивается до двух-трех недель. Первые реакции ребенка на звук имеют характер общего двигательного возбуждения: ребенок вскидывает ручки, шевелит ножками, издает громкий крик. Чувствительность к звуку первоначально низка, но возрастает в первые недели жизни. Через два-три месяца ребенок начинает воспринимать направление звука, поворачивает голову в сторону источника звука. На третьем-четвертом месяце некоторые дети начинают реагировать на пение и музыку. Что касается развития речевого слуха, то ребенок прежде всего начинает реагировать на интонацию речи. Это наблюдается на втором месяце жизни, когда ласковый тон действует на ребенка успокаивающе. Затем ребенок начинает воспринимать ритмическую сторону речи и общий звуковой рисунок слов. Однако различение звуков речи наступает к концу первого года жизни. С этого момента и начинается развитие собственно речевого слуха. Сначала у ребенка возникает способность различать гласные, а на последующей стадии он начинает различать согласные. Наиболее медленно у ребенка развивается зрение. Абсолютная чувствительность к свету у новорожденных низка, но заметно возрастает в первые дни жизни. С момента появления зрительных ощущений ребенок реагирует на свет различными двигательными реакциями. Различение цветов растет медленно. Установлено, что ребенок различает цвет уже на пятом месяце, после чего он начинает проявлять интерес ко всякого рода ярким предметам. Ребенок, начиная ощущать свет, в первое время не может видеть предметы. Это объясняется тем, что движения глаз ребенка не согласованы: один глаз может смотреть в одну сторону, другой – в другую или вообще может быть закрытым. Ребенок начинает управлять движением глаз лишь к концу второго месяца жизни. Предметы и лица он начинает различать лишь на третьем месяце. С этого момента начинается длительное развитие восприятия пространства, формы предмета, его величины и удаления. По отношению ко всем видам чувствительности следует отметить, что абсолютная чувствительность достигает высокого уровня развития уже в первый год жизни. Несколько медленнее развивается способность различать ощущения. У ребенка дошкольного возраста эта способность развита несравненно ниже, чем у взрослого человека. Бурное развитие этой способности отмечается в школьные годы. Следует также отметить, что уровень развития ощущений у различных людей неодинаков. Это во многом объясняется генетическими особенностями человека.- Подробнее на Referatwork.ru: http://referatwork.ru/psyhology-2014/section-18.html

Различают два вида чувствительности: абсолютную чувствительность и чувствительность к различению. Под абсолютной чувствительностью понимается способность органов чувств реагировать на минимальные, самые слабые воздействия раздражителей. Чувствительность к различению или разностная чувствительность - это способность ощущать слабые различия между раздражениями.

Нижний абсолютный порог чувствительности - минимальная сила раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение. Это порог сознательного опознания раздражителя.

Верхним абсолютным порогом чувствительности называется максимальная сила раздражителя, при которой еще возникает адекватное действующему раздражителю ощущение. Дальнейшее увеличение силы раздражителей, действующих на наши рецепторы, вызывает в них лишь болевое ощущение (например, сверхгромкий звук, слепящий свет).

Величина абсолютных порогов, – как нижнего, так и верхнего, – изменяется в зависимости от различных условий: характера деятельности и возраста человека, функционального состояния рецептора, силы и длительности раздражения и т.п.

Ощущение возникает не сразу, как только нужный стимул начал действовать. Между началом действия раздражителя и появлением ощущения проходит определенное время. Оно называется латентным периодом. Латентный (временной) период ощущения – время от начала действия раздражителя до возникновения ощущения. Во время латентного периода происходит преобразование энергии воздействующих стимулов в нервные импульсы, их прохождение по специфическим и неспецифическим структурам нервной системы, переключение с одного уровня нервной системы на другой.

закон постоянства величины приращения раздражителя был установлен, независимо друг от друга, французским ученым П. Бугером и немецким ученым Э. Вебером и получил название закона Бугера-Вебера. Закон Бугера-Вебера – психофизический закон, выражающий постоянство отношения приращения величины раздражителя, породившего едва заметное изменение силы ощущения к его исходной величине:

где: I - исходная величина раздражителя, DI - его приращение, К - константа.

Другая выявленная закономерность ощущений связана с именем немецкого физика Г. Фехнера (1801-1887). Из-за частичной слепоты, вызванной наблюдением за солнцем, он занялся изучением ощущений. В центре его внимания – давно известный факт различий между ощущениями в зависимости от того, какова была первоначальная величина вызывающих их раздражителей. Г. Фехнер обратил внимание на то, что подобные эксперименты за четверть века до этого проводил Э. Вебер, который ввел понятие “едва заметного различия между ощущениями”. Оно не всегда одинаково для всех видов ощущений. Так появилось представление о порогах ощущений, то есть о величине раздражителя, вызывающего или меняющего ощущение.

Исследуя зависимость, которая существует между изменениями силы воздействующих на органы чувств человека раздражителей и соответствующими изменениями величины ощущений и, учитывая экспериментальные данные Вебера, Г. Фехнер выразил зависимость интенсивности ощущений от силы раздражителя следующей формулой:

где: S - интенсивность ощущения, J - сила раздражителя, K и С - константы.

Согласно этому положению, которое носит название основного психофизического закона, интенсивность ощущения пропорциональна логарифму силы раздражителя. Иначе говоря, при возрастании силы раздражителя в геометрической прогрессии интенсивность ощущения увеличивается в арифметической прогрессии. Это отношение получило название закона Вебера-Фехнера, а книга Г. Фехнера “Основы психофизики” имела ключевое значение для развития психологии как самостоятельной экспериментальной науки.

ВОПР 5 ОЩУЩЕНИЕ – непосредственное чувственное отражение отдельных свойств объекта. Они составляю: сенсорно-перцептивный уровень психического отражения. На сенсорно-перцептивном уровне речь идет о тех образах, которые возникают при непосредственном воздействии предметов и явлений на органы чувств.

Образ – результат восприятия, поэтому свойства образа = свойствам воспринимаемого объекта. Он м. быть перцептивным (собственно, восприятие) и неперцептивным (воображение, память, мышление)

1. Образ, объект которого находится в поле восприятия, т.е. возникающий в результате стимуляции наших сенсорных систем – перцептивный образ или образ восприятия. Обязательное условие здесь – активность рецепторных систем, физиологических процессов периферического порядка (мысленный образ (с закрытыми глазами) связан с процессами ЦНС).Перцептивные образы делятся:

По модальности (зрительные, слуховые, тактильные);

На экстрацептивные/интрацептивные, т.е. образы внешнего мира/внутреннего состояния (последние – хуже, т.к. рецепторика чувств беднее) - это деление возникло поздно. Маленькие дети и животные не дифференцируют эти состояния!

На сознательные/неосознаваемые образы (в восприятии и воображении большинство образов неосознаваемо)

Парадокс перцептивного образа – один и тот же объект разные люди видят по-разному (даже 1 человек в разные периоды жизни). Почему? Потому что образ не пассивно воспринимается, а активно строится субъектом. Не объекты воспринимают нас, а мы находим их в окружающей среде. Перцептивные образы, в отличие от неперцептивных, имеют чувственную основу. Свойства перцептивного образа:

Реальность – человек верит в объективное существование воспринимаемого предмета, образы восприятия живут в реальном времени и пространстве;

Объективированность – образы проектируются вовне, выночятся в пространство внешнего мира;

Целостность/предметность – восприятие не суммы разномодал.ощущений, а целостного предмета;

Полимодальность – органическое единство данных различных органов чувств.

Константность – постоянство – образы предметов постоянны и не зависят от условий восприятия (освещение) и свойств самого субъекта (ех.от его внешности), т.е. это независимость свойств знакомого объекта от условий его восприятия(у детей нарушена – м.бояться отца в образе Д.Мороза)

Означенность – ех., глядя на ложку мы уже видим ее функцию, влияющую на социал.и индив.опыт.

Образ, объект которого вне процесса восприятия - неперцептивный образ – когда, не видя самого объекта, мы воображаем его, т.е. не имеем реального изображения, а имеем образ, связанный с процессами воображения, памяти, мышления (ех., образ памяти – это бывший перцепт) Неперцептивные образы имеют квазисенсорный характер.

- мысленный образ : образ воображения или памяти, возникает без участия периферических нервных процессов и создается опытом или творчеством человека; может быть зрительным, слуховым или любой другой сенсорной модальности, а также чис­то вербальным.;

- синестезия: сопровождение перцептивных ощущений одной модальности псевдоощущениями другой модальности («ассорти» чувств, цветной слух и т.д.); это взаимодействие органов чувств ("цветной слух", например). Это - формальное определение, а идея синестезии в том, что когда-то органы чувств между собой не различались, что имеет косвенное подтверждение: температурная чувствительность прямо используется для оценки человеческого облика (человек теплый, холодный, легкий и т.д.)

- схема тела: представление человека о некой системе активности, которой он управляет, также она включает в себя выходящие за пределы тела физические компоненты. Важными составляющими этого образа считаются кинестетические и температурно-тактильные представления. Схема тела входит в «образ Я», но последний – шире;

- фантомные образы: часть образа собственного тела, сохраняющаяся даже несмотря на утрату соответству­ющего телесного органа (обычно конечности);

- галлюцинативные образы: происходят без внешнего стимула, субъект убежден в реальности внешнего объекта, это проекция внутреннего образа субъекта во внешний мир. Галлюцинации отличаются от мысленных образов отчетливостью и детальностью. Их частный случай – гипнологические образы (на грани сна и бодрствования);

- фосфены: обычно выступают в виде ненасыщенных пятен или относительно устойчивых узорчатых изображе­ний. Термин этот используется также для обозначе­ния точек или цветных пятен, видимых при неадек­ватной стимуляции глаза, например, механическим давлением или электрическим током.

- эйдетические образы: распространены у 70% детей - это результат инерции зрительной системы. Эйдетик видит, а не вспоминает! исчезнувшее изображение в течение минут и даже часов (опыты Рикеля с картиной). По Выготскому, эйдетизм широко представлен у примитивных народов (он – основа топографической памяти). У современного человека эйдетизм разрушен высшими психическими функциями и социальным влиянием.

Общее понятие об ощущениях и их функциях. Физиологическая основа ощущений

Первичный контакт человека с окружающим миром исобственным организмом, дающий ему исходную информацию освойствах и состояниях внешней и внутренней среды, происходит посредством ощущений. Под ощущением принято понимать психофизический познания отдельных свойств явлений и предметов объективного мира, т.е. процесс отражения прямого воздействия стимулов на органы чувств, раздражения последних.Ощущение - это возникающее в результате указанного процесса субъективное (психическое) переживание силы, качества, локализации и других характеристик воздействия на органы чувств

Функции ощущений:

Во-первых, с помощью органов чувств человеческий организм получает в виде ощущений разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды.и в результате возникает адекватное отражение окружающего мира и состояния самого организма

В-третьих, ощущения являются не только источником наших знаний о мире, но и наших чувств и эмоций

У человека СИЛЬНА потребность получать впечатления об окружающем мире в виде ощущений

Учение об ощущении утверждает, что предметы и их свойства первичны, ощущения же - результат воздействия материи на органы!чувств. При этом ощущения отражают мир таким, каким он существует.

Существуют и другие взгляды на природу ощущений. С одной стороны, ощущения рассматриваются как единственная реальность. С другой стороны, это концепция, для которой ощущения только условные знаки, символы внешних воздействий.

механический раздражитель может вызвать ощущение давления, звука или света в зависимости от того, действует ли он на кожу, ухо или глаз.Основываясь на этих фактах, И. Мюллер выдвинул гипотезу специфической энергии органов чувств. Суть этой гипотезы состоит в том, что ощущения не отражают реальных свойств раздражителя, а

лишь сигнализируют о состоянии наших анализаторов. То есть,согласно этой идее, ощущение зависит не от качества раздражителя, а от специфической энергии органа чувств, на который воздействует этот раздражитель. ≪То, что дают нам наши ощущения, отражает природу и состояние наших органов чувств, нервов, а не природу того что эти ощущения вызывает≫, - писал И. Мюллер. Вывод, который делает И. Мюллер, состоит в том, что не

существует сходства между нашими ощущениями и предметами внешнего мира. Однако даже если мы в отдельных случаях ощущаем мир не таким, каков он есть на самом деле, наши ощущения в целом адекватны миру, поскольку позволяют эффективно ориентироваться в среде.

Итак, ощущения суть субъективные образы объективного мира

ощущение как психическое явление при отсутствии ответной реакции организма или при ее неадекватности невозможно. В этом смысле неподвижный глаз столь же слеп, как неподвижная рука перестает быть орудием познания.Физиологической основой ощущения является нервно-физиологический процесс, протекающий в анализаторе. Анализатор -

термин, введенный И.П.Павловым для обозначения функциональной единицы, ответственной за прием и анализ сенсорной информации какой-либо одной модальности. В анализаторе выделяют три отдела.

Первый из них - воспринимающий орган или рецептор,предназначенный для преобразования энергии раздражения в процесс нервного возбуждения. Второй отдел - проводник, состоящий из афферентных нервов и проводящих путей, по которому импульсы передаются к вышележащим отделам центральной нервной системы.

Третий - центральный отдел, - состоящий из релейных подкорковых ядер и проекционных отделов коры больших полушарий. Для возникновения ощущения необходима согласованная деятельность всех трех звеньев анализатор

Воздействие раздражителя на рецептор вызывает появление раздражения. Начало этого раздражения выражается в превращении внешней энергии во внутренний процесс, который производится рецептором. От рецептора этот процесс по центростремительному нерву достигает ядерной части анализатора. Когда возбуждение достигает корковых клеток анализатора, возникает ответ организма на раздражение. Мы ощущаем свет, звук, вкус или другие качества раздражителей

возбуждение, в.свою очередь, трансформируется в психический образ -результат совокупной деятельности всех трех частей анализатора.Следовательно, можно сказать, что ощущение есть превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания

Виды ощущений их характеристика

по модальности,

выделяют зрительные, слуховые, осязательные,обонятельные, вкусовые ощущения, ощущения движения и равновесия

Английским физиологом Ч. Шеррингтоном предложена классификация ощущений на основе анатомическогорасполоясения рецепторов и их функций. Он выделил три основнык класса ощущений: экстероцептивные, проприоцептивные и

интероцептивные.

Экстероцептивные ощущения возникают при действии нарецепторы, расположенные на поверхности тела. являются основной группой ощущений, связывающей человека с внешней средой.

В свою очередь, экстероцептивные ощущенияделятся на контактные и дистантные. Контактные ощущения

вызываются воздействием объекта на органы чувств. - осязание и вкус.Дистантные ощущения отражают качества объектов, находящихся нанекотором расстоянии от органов чувств- слух и зрение

обоняние занимает промежуточное положение между контактными и дистантными ощущениями, поскольку

ощущения возникают на расстоянии от предмета, но в то же времямолекулы, характеризующие запах предмета, с которым происходитконтакт обонятельного рецептора, принадлежат данному предмету

Проприоцептивные ощущения отражают движение и относительное положение частей тела благодаря работе рецепторов,расположенных в мышцах, сухожилиях и суставных сумках

Интероцептивные (органические) ощущения сигнализируют спомощью специальных рецепторов о протекании обменных процессов во внутренней среде организма. Рецепторы у этих ощущений находятся на стенках желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы идругих внутренних органов. Интероцепторы воспринимают главным

образом действие химических агентов (например, на пищеварительнымтракт). Это наиболее древняя и наиболее элементарная группаощущений. Кроме того, интероцептивные ощущения относятся кчислу наименее сознаваемых форм ощущений и всегда сохраняютсвою близость к эмоциональным состояниям. Следует также отметить,что интероцептивные ощущения часто называют органическими.

существуют ощущения, которые не могут быть связаны с какой-либо определенной модальностью. Такие щущенияназываются интермодальными. К ним относится, например, вибрационная чувствительность, связывающая моторную сферу со слуховой.

По мнению большинства исследователей, вибрационное чувство является промежуточной,переходной формой между тактильной и слуховой чувствительностью

Генетическая классификация позволяет выделить два вида чувствительности: протопатическую (более римитивную, аффективную, менее дифференцированную и локализованную), к которой относят органические чувства (голод,жажда и др.) и эпикритическую (более тонко дифференцированную,объективированную и рациональную), к которой относятся основные

виды ощущений человека. Эпикритическая чувствительность более молодая в генетическом плане, и она осуществляет контроль за протопатической чувствительностью.

Зрительные ощущения вызываются воздействием на глаз света. волны определенной длины вызывают у человека ощущение определенного цвета. Таким образом, зрительные ощущения - это ощущения цвета.Все цвета делятся на две большие группы: цвета ахроматические (белый, черный и серый) и хроматические

слуховые ощущения вызываются механическими воздействиями, связанными с периодическими изменениями атмосферного давления в соответствующем диапазоне.Все звуки, которые воспринимает человек, могут быть разделены на две группы: музыкальные (звуки пения, музыкальных инструментов и др.) и шумы (всевозможные скрипы, шорохи, стуки и т.д.). Слуховые ощущения различаются по высоте, громкости и тембру.Высота зависит от частоты колебаний звуковой волны

Громкость) определяется в основном амплитудой колебаний (интенсивностью) звуковой волны, но зависит и от частоты. единицей измерения громкости звука являются децибелы. Тембро отличает друг от друга звуки одной и той же высоты и интенсивности,издаваемые разными источниками. О тембре говорят как об ≪окраске≫ звука. Различия в тембре между двумя звукамиопределяются разнообразием форм звукового колебания.

Вкус - восприятие свойств раздражителей, воздействующих на рецепторы рта в виде вкусовых ощущений. Имеются четыре основных варианта или модальности: сладкое, соленое, кислое и горькое. Вкусовые ощущения в большинстве случаев смешиваются с обонятельными. Разнообразие вкуса в значительной мере зависит от

примеси обонятельных ощущений

Обоняние - вид ощущений, отражающих химические свойства летучих веществ (называемых запахами). Запахи для человека являются признаками бесконечного числа предметов и явлений. В построении обонятельных (как и вкусовых) ощущений участвуют так называемые хеморецетпоры. К ним относятся экстероцепторы вкуса и обоняния и многочисленные интероцепторы внутренних органов, чувствительные к концентрации углекислого газа,кислорода и др. Кроме хеморецепторов в построении обонятельных ощущений могут играть роль также и другие рецепторы слизистой оболочки полости рта: тактильные, болевые, температурные. В настоящее время используется схема, включающая четыре основных

запаха: ароматный, кислый, горелый, гнилостный, интенсивность которых оценивается по условной шкале от 0 до 8. Следует обратить внимание и на то, " что чувствительность обонятельных и вкусовых рецепторов повышается при состоянии голода

Кожная чувствительность , или осязание - это наиболее широко представленный и распространенный по всему телу вид ощущения. Кожные ощущения относятся к контактному виду ощущений, то есть они возникают при непосредственном контакте рецептора спредметом реального мира. При этом могут возникать ощущения

четырех основных видов: ощущения прикосновения (тактильные),ощущения холода, тепла и боли

Различают осязание: пассивное и активное; мономануальное и бимануальное; непосредственное, инструментальное.

Активное осязание- процесс формирования осязательного образа предмета в ходе его ощупывания

При пассивном осязании - осязательный образ контура предмета формируется в результате его последовательного перемещения относительно неподвижной руки или пальцев. В этих, условиях образ формируется на основе олько.тактильных сигналов

Инструментальное осязание, осуществляется с помощью какого-либо вспомогательного орудия (инструмента) и достигает большой точности, даже когда ощупываемый предмет скрыт от зрения

Кинестетические ощущения - ощущения движения и положения собственного тела и его частей, а также прилагаемых мышечных усилий. На примере этих ощущений можно подтвердить тот факт, что далеко не все ощущения формируются осознанно. Они обеспечивают координацию движений, способствуют оценке аправления, скорости и расстояния до предмета. Они формируются автоматически, вне контроля сознания, поступают в мозг

и регулируют движения на подсознательном уровне

Благодаря кинестетическим ощущениям, человек и с закрытыми глазами может определить положение и движение частей своего тела.Импульсы, поступаемые в центральную нервную систему от проприоцепторов, вследствие изменений, происходящих при движении в мышцах, вызывают рефлекторные реакции и играют существенную

роль в мышечном тонусе и координации движений. В соединении со зрением,осязанием и другими ощущениями, кинестетические ощущения играют существенную роль в выработке у нас пространственных восприятий и представлений.

Кроме мышц, рецепторы кинестетических ощущений находятся и в других органах чувств. Например, формирование ощуще-ний, которые способствуют поддержанию и сохранению равновесия происходит благодаря особым рецепторам равно-весия, которые расположены во внутреннем ухе. Речь идет в данном случае о так называемой вестибулярной системе человека


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16

К основным свойствам ощущений относят:

    качество,

    интенсивность,

    продолжительность,

    пространственную локализацию,

    абсолютный и относительный пороги ощущений.

Все ощущения могут быть охарактеризованы с точки зрения их свойств. Причем свойства могут быть не только специфическими, но и общими для всех видов ощущений. К основным свойствам ощущений относят: качество, интенсивность, продолжительность и пространственную локализацию, абсолютный и относительный пороги ощущений.

    Качество - это свойство, характеризующее основную информацию, отображаемую данным ощущением, отличающую его от других видов ощущений и варьирующую в пределах данного вида ощущений. Например, вкусовые ощущения предоставляют информацию о некоторых химических характеристиках предмета: сладкий или кислый, горький или соленый. Обоняние тоже предоставляет нам информацию о химических характеристиках объекта, но другого рода: цветочный запах, запах миндаля, запах сероводорода и др.

    Интенсивность ощущения - количественная характеристикой и зависит от силы действующего раздражителя и функционального состояния рецептора, определяющего степень готовности рецептора выполнять свои функции. Например, если у вас насморк, то интенсивность воспринимаемых запахов может быть искажена.

    Длительность ощущения - это временная характеристика возникшего ощущения. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом - временем действия раздражителя и его интенсивностью. Следует отметить, что у ощущений существует так называемый латентный (скрытый) период. При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время. Латентный период различных видов ощущений неодинаков. Например, для тактильных ощущений он составляет 130 мс, для болевых - 370 мс, а для вкусовых - всего 50 мс. Ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя и не исчезает одновременно с прекращением его действия. Зрительное ощущение обладает некоторой инерцией и исчезает не сразу после прекращения действия вызвавшего его раздражителя. След от раздражителя остается в виде последовательного образа. Различают положительные и отрицательные последовательные образы.

Положительный последовательный образ соответствует первоначальному раздражению, состоит в сохранении следа раздражения того же качества, что и действующий раздражитель.

Отрицательный последовательный образ заключается в возникновении качества ощущения, противоположного качеству воздействовавшего раздражителя. Например, свет-темнота, тяжесть-легкость, тепло-холод и др. Возникновение отрицательных последовательных образов объясняется уменьшением чувствительности данного рецептора к определенному воздействию.

    Пространственная локализация раздражителя. Анализ, осуществляемый рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве, т.е. мы можем сказать, откуда падает свет, идет тепло или на какой участок тела воздействует раздражитель.

    Количественные параметры основных характеристик ощущений, иначе говоря, степень чувствительности. Человеческие органы чувств - удивительно тонко работающие аппараты.

Различают два вида чувствительности:

    абсолютную чувствительность - способность ощущать слабые раздражители;

    чувствительность к различию - способность ощущать слабые различия между раздражителями.

Однако не всякое раздражение вызывает ощущение. Для того чтобы ощущение возникло, сила раздражения должна иметь определенную величину.

Абсолютный порог ощущения - минимальная величина раздражителя, при котором впервые возникает ощущение. Раздражители, сила действия которых лежит ниже абсолютного порога ощущения, не дают ощущений, но это не значит, что они не оказывают никакого воздействия на организм. Так, исследования отечественного физиолога Г. В. Гершуни и его сотрудников показали, что звуковые раздражения, лежащие ниже порога ощущения, могут вызывать изменение электрической активности мозга и расширение зрачка. Зона воздействия раздражителей, не вызывающих ощущений, была названа Г. В. Гершуни «субсенсорной областью».

Начало изучению порогов ощущений было положено немецким физиком, психологом и философом Г.Т. Фехнером, который считал, что материальное и идеальное - это две стороны единого целого. Поэтому он задался целью выяснить, где проходит граница между материальным и идеальным. Фехнер подошел к этой проблеме как естествоиспытатель. По его мнению, процесс создания психического образа может быть представлен следующей схемой:

Фехнер Густав Теодор (1801 -1887) - немецкий физик, философ и психолог, основатель психофизики. Фехнер - автор программного труда "Элементы психофизики" (I860). В этой работе он выдвинул идею создания особой науки - психофизики. По его мнению, предметом этой науки должны быть закономерные соотношения двух видов явлений - психических и физических, - связанных между собой функционально. Выдвинутая им идея оказала существенное влияние на развитие экспериментальной психологии, а исследования, которые он проводил в области ощущений, позволили ему обосновать несколько законов, в том числе основной психофизический закон. Фехнер разработал ряд методов косвенного измерения ощущений, в частности три классических метода измерения порогов. Однако после исследований последовательных образов, вызываемых наблюдением солнца, частично потерял зрение, что заставило его оставить психофизику и заняться философией.

Раздражение -» Возбуждение -» Ощущение -» Суждение (физика) (физиология) (психология) (логика)

Самым главным в идее Фехнера было то, что он впервые включил элементарные ощущения в круг интересов психологии. До Фехнера считали, что исследованием ощущений, если это кому-нибудь интересно, должны заниматься физиологи, врачи, даже физики, но только не психологи. Для психологов это слишком примитивно.

По мнению Фехнера, искомая граница проходит там, где начинается ощущение, т. е. возникает первый психических процесс. Величину стимула, при которой начинается ощущение, Фехнер назвал нижним абсолютным порогом . Для определения этого порога Фехнер разработал методы, которые активно используются и в наше время. В основу методологии своих исследований Фехнер положил два утверждения, называемые первой и второй парадигмой классической психофизики.

    Сенсорная система человека - это измерительный прибор, который соответствующим образом реагирует на воздействующие физические стимулы.

    Психофизические характеристики у людей распределены по нормальному закону, т. е. случайным образом отличаются от какой-то средней величины, аналогично антропометрическим характеристикам.

Парадигмы уже устарели и в определенной степени противоречат современным принципам исследования психики, но исследования Фехнера по своей сути были новаторскими.

Сегодня исследователи понимают, что невозможно выделить и исследовать в эксперименте одну, даже самую примитивную, психическую систему из целостной структуры человеческой психики. В свою очередь, активизация в эксперименте всех психических систем от самых низших до самых высших приводит к очень большому разнообразию реакций испытуемых, что требует индивидуального подхода к каждому испытуемому.

Различные анализаторы обладают разной чувствительностью. О чувствительности глаза мы уже говорили. Очень высока чувствительность и нашего обоняния. Порог одной обонятельной клетки человека для соответствующих пахучих веществ не превышает восьми молекул. Чтобы вызвать вкусовое ощущение, требуется по крайней мере в 25 000 раз больше молекул, чем для возникновения обонятельного ощущения.

Абсолютная чувствительность анализатора в равной степени зависит как от нижнего, так и от верхнего порога ощущения.

Величина абсолютных порогов , как нижнего, так и верхнего, изменяется в зависимости от разных условий:

    характера деятельности,

    возраста человека,

    функционального состояния рецептора,

    силы и длительности действия раздражения и т. д.

Чувствительность к различию. Относительная, или разностная чувствительность - к изменению раздражителя. Если мы положим на руку груз весом 100 граммов, а затем добавим к этому весу еще один грамм, то этой прибавки ни один человек ощутить не сможет. Для того чтобы ощутить прибавку к весу, необходимо добавить три-пять граммов.

Чтобы почувствовать минимальное различие в характеристиках воздействующего раздражителя, необходимо изменить силу его воздействия на определенную величину.

Порог различения - минимальное различие между раздражителями, которое дает едва заметное различие ощущений.

Были рассчитаны значения констант для ощущения изменения различных раздражителей.

    В 1760 г. французский физик П. Бугер на материале световых ощущений установил очень важный факт, касающейся величины порогов различения: для того чтобы почувствовать изменение освещенности, необходимо изменить поток света на определенную величину.

    Позднее, в первой половине XIX в. немецкий ученый М. Вебер, исследуя ощущение тяжести, пришел к выводу, что, сравнивая объекты и наблюдая различия между ними, мы воспринимаем не различия между объектами, а отношение различия к величине сравниваемых объектов.

Значение константы Вебера для различных органов чувств

Ощущения

Значение константы

1.Ощущение изменения высоты звука

2.Ощущение изменения яркости света

3.Ощущение изменения веса предметов

4.Ощущение изменения громкости звука

5.Ощущение изменения давления на поверхность кожи

6.Ощущение изменения вкуса соляного раствора

8. Понятие об ощущениях. Виды и свойства.

ОЩУЩЕНИЕ – активный психический процесс частичного отражения предметов или явлений окружающего мира, а также внутренних состояний, в сознании человека при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств.

Для возникновения ощущений необходимо прежде всего наличие воздействующих на органы чувств предметов и явлений реального мира, которые называются раздражителями. Воздействие раздражителей на органы чувств называется раздражением. В нервной ткани процесс раздражения вызывает возбуждение.

Физиологическая основа ощущений - сложная деятельность органов чувств.

И.П. Павлов назвал эту деятельность анализаторной, а системы клеток, наиболее сложно организованных и являющихся воспринимающими аппаратами, которые непосредственно осуществляют анализ раздражений, - анализаторами. В зависимости от месторасположения рецептора различают внешние анализаторы (у которых рецепторы находятся на поверхности тела) и внутренние (у которых рецепторы расположены во внутренних органах и тканях). Промежуточное положение занимает двигательный анализатор, рецепторы которого находятся в мышцах и связках. Для всех анализаторов общими являются болевые ощущения, благодаря которым организм получает информацию о разрушительных для него свойствах раздражителя.Согласно концепции А.Н. Леонтьева, ощущение является исторически первой формой психического. Возникновение ощущения связано с развитием раздражимости нервной ткани. На определенном этапе эволюционного процесса у организма элементарная раздражимость перерастает в чувствительность, то есть способность реагировать не только на жизненно важные раздражители, но и на раздражители, имеющие сигнальное значение.

Процесс ощущения происходит благодаря работе нервно-физиологического аппарата, который называется анализатором и состоит из 3 частей:

Рецепторов (органов чувств), расположенных на поверхности тела, внутри организма и в мускулах;

Проводящих путей (нервов);

Отделов мозга, перерабатывающих информацию.

Рецепторы преобразуют энергию раздражителя в нервные импульсы, которые затем поступают в мозг и преобразуются в ощущения света, звука, вкуса и т. д.

Ощущения не возникают сразу. Время между началом действия раздражителя и появлением ощущения называется латентным периодом ощущения . Ощущения не исчезают сразу. Время между окончанием действия раздражителя и исчезновением ощущения называется инерцией ощущения.

СВОЙСТВА ОЩУЩЕНИЙ.

1. Качество – основная особенность ощущения, отличающая его от других ощущений и варьируемая в пределах данного ощущения. (Модальность).

2. Интенсивность – характеристика, определяемая силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

3. Длительность – определяется функциональным состоянием рецептора, временем действия раздражителя и его интенсивностью.

4. Ощущения не возникают сразу. Время между началом действия раздражителя и появлением ощущения называется латентным периодом ощущения.

5. Ощущения не исчезают сразу. Время между окончанием действия раздражителя и исчезновением ощущения называется инерцией ощущения.

Виды ощущений

Шеррингтон. Классификация, основанная на месте расположения рецептирующих поверхностей.

-экстероцептивные ощущения (возникающие при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, расположенные на поверхности тела, снаружи);

а) Контактная

б) Дистантная

-проприоцептивные (кинестетические) ощущения (отражающие движение и относительное положение частей тела при помощи рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях, суставных сумках);

а) Статическая

б) Кинестетическая

-интероцептивные (органические) ощущения от поверхностей, выстилающих внутренние органы - возникающие при отражении обменных процессов в организме с помощью специализированных рецепторов: голод, жажда, боль+

Физиологическая классификация И.П. Павлова опирающаяся на физико-химические характеристики раздражителей.

1. Световой.

2. Звуковой.

3. Кожно-механический.

4. Запаховый и т.д.

Современные психологи используют дополненную классификацию Аристотеля, различая ощущения: прикосновения и давления; осязание; температурные; болевые; вкусовые; обонятельные; зрительные; слуховые; положения и движения (статические и кинестетические) и органические ощущения (голод, жажда, половые ощущения, болевые, ощущения внутренних органов и т.д.), структурируя ее классификацией Шеррингтона.

Свойства ощущений

Одно ощущение может быть не похожим на другое, даже если они принадлежат одной и той же модальности (зрение, слух и т.д.). Индивидуальные особенности каждого ощущения и определяются понятием "свойства ощущений".

Каждое ощущение может быть охарактеризовано в его свойствах. Свойства ощущений могут быть не только специфическими для данной модальности, но и общими для всех видов ощущений. Основные свойства ощущений, наиболее часто используемые:

Качество,

Интенсивность,

Продолжительность,

Пространственная локализация,

Абсолютный порог,

Относительный порог.

Качество ощущения

Характеристики не только ощущений, но и вообще все характеристики можно разделить на качественные и количественные. Например, название книги или ее автор - качественные характеристики; вес книги или ее длина - количественные. Качество ощущения - свойство, характеризующее основную информацию, отображаемую данным ощущением, отличающую его от других ощущений. Можно сказать и так: качество ощущения это свойство, которое нельзя измерить с помощью в числах, сопоставить с какой-то числовой шкалой.

Для зрительного ощущения качеством может быть цвет воспринимаемого предмета. Для вкуса или обоняния - химическая характеристика предмета: сладкий или кислый, горький или соленый, цветочный запах, запах миндаля, запах сероводорода и т.д.

Иногда под качеством ощущения имеют в виду его модальность (слуховое ощущение, зрительное или иное). Это тоже имеет смысл, поскольку часто в практическом или теоретическом смысле приходится рассуждать об ощущениях вообще. Например в процессе эксперимента психолог может задать испытуемому общий вопрос: "Расскажите о своих ощущениях во время..." И тогда модальность будет одним из главных свойств описываемых ощущений.

Интенсивность ощущения

Возможно, главной количественной характеристикой ощущения является его интенсивность. В самом деле, для нас имеет большое значение, тихую музыку мы слушаем или громкую, светло в комнате или едва удается разглядеть свои руки.

Важно понимать, что интенсивность ощущения зависит от двух факторов, которые можно обозначить как объективный и субъективный:

Сила действующего раздражителя (его физические характеристики),

Функциональное состояние рецептора, на который действует данный раздражитель.

Чем значительнее физические параметры раздражителя, тем интенсивнее ощущение. Например, чем выше амплитуда звуковой волны, тем громче нам кажется звук. И чем выше чувствительность рецептора, тем тоже ощущение интенсивнее. Например, находясь после долгого пребывания в темной комнате и выйдя в умеренно освещенную комнату, можно "ослепнуть" от яркого света.

Длительность ощущения

Длительность ощущения - другая важная характеристика ощущения. Она, как следует из названия, обозначает время существования возникшего ощущения. Как ни парадоксально, но на длительность ощущения тоже влияют объективные и субъективные факторы. Главный фактор, конечно, объективный - чем дольше действие раздражителя, тем продолжительнее ощущение. Однако на длительность ощущения влияет и функциональное состояние органа чувств, и некоторая инертность его.

Предположим, интенсивность некоторого раздражителя сначала плавно нарастает, потом плавно убывает. Например, это может быть звуковой сигнал - от нулевой силы он нарастает до отчетливо слышимой, а потом убывает опять до нулевой силы. Очень слабый сигнал мы не слышим - он находится ниже порога нашего восприятия. Поэтому в данном примере длительность ощущения будет меньше, чем объективная длительность сигнала. При этом, если наш слух до этого воспринимал сильные звуки продолжительный период и не успел еще "отойти", то длительность ощущения слабого сигнала будет еще меньше, потому что порог восприятия высокий.

После начала воздействия раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время. Латентный период различных видов ощущений неодинаков. Для тактильных ощущений - 130 мс, для болевых - 370 мс, для вкусовых - всего 50 мс. Ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя и не исчезает одновременно с прекращением его действия. Эта инерция ощущений проявляется в так называемом последействии. Зрительное ощущение, как известно, обладает некоторой инерцией и исчезает не сразу после прекращения действия вызвавшего его раздражителя. След от раздражителя остается в виде последовательного образа.

Пространственная локализация ощущения

Человек существует в пространстве, и раздражители, которые действуют на органы чувств, тоже расположены в тех или иных точках пространства. Поэтому важно не просто воспринимать ощущение, но и пространственно локализовать его. Анализ, осуществляемый рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве, т. е. мы можем сказать, откуда падает свет, идет тепло или на какой участок тела воздействует раздражитель.

Абсолютный порог ощущения

Абсолютный порог ощущения - это те минимальные физические характеристики раздражителя, начиная с которых возникает ощущение. Раздражители, сила действия которых лежит ниже абсолютного порога ощущения, не дают ощущений. Кстати, это совсем не значит, что они не оказывают никакого воздействия на организм. Исследования Г. В. Гершуни показали, что звуковые раздражения, лежащие ниже порога ощущения, могут вызывать изменение электрической активности мозга и даже расширение зрачка. Зона воздействия раздражителей, не вызывающих ощущений, была названа Г. В. Гершуни "субсенсорной областью".

Существует не только нижний абсолютный порог, но и так называемый верхний - значение стимула, при котором он перестает восприниматься адекватно. Другое название у верхнего абсолютного порога - болевой порог, потому что при его преодолении мы испытываем боль: резь в глазах при слишком ярком свете, боль в ушах при слишком громком звуке и т.д. Однако есть некоторые физические характеристики раздражителей, которые не связаны с интенсивностью воздействия. Такова, например, частота звука. Мы не воспринимаем ни очень низкие частоты, ни очень высокие: примерный диапазон от 20 до 20000 Гц. Однако ультразвук не вызывает у нас болезненных ощущений.

Относительный порог ощущения

Относительный порог ощущения - тоже важная характеристика. Сможем ли мы отличить вес пудовой гири и воздушного шарика? А сможем ли отличить в магазине вес двух палок колбасы, выглядящих одинаково? Часто бывает важнее оценить не абсолютную характеристику ощущения, а как раз относительную. Такого рода чувствительность называется относительной, или разностной.

Она используется как для сравнивания двух разных ощущений, так и для определения изменений в одном ощущении. Предположим, мы услышали как музыкант исполнил на своем инструменте две ноты. Была ли высота этих нот одинаковой? или разной? Был ли один звук громче другого? или не был?

Относительный порог ощущения - то минимальное различие в физической характеристике ощущения, которое будет заметно. Интересно, что для всех видов ощущения существует общая закономерность: относительный порог ощущения пропорционален интенсивности ощущения. Например, если к грузу в 100 граммов необходимо прибавить три грамма (не меньше), чтобы почувствовать разницу, то к грузу в 200 граммов для той же самой цели потребуется добавить шесть граммов.