Описание по иллюстрации триумфальная процессия в риме. Методическое пособие по истории древнего мира (Годер Г.И.)

Оригинал взят у mayak_parnasa в Фестиваль "Времена и эпохи. РИМ" - Триумф.

В прошедшие выходные в парке Коломенское проходил фестиваль "Времена и эпохи" посвященной реконструкции событий античности. Сегодня мы хотим вам рассказать о самом запоминающемся событии всей истории Древнего Рима - встрече Триумфатора. Все гости могли в прошедшее воскресенье поприсутствовать и принять участие в чествовании триумфатора и его легионов.
Далее мы постараемся рассказать об этом знаменательном событии.

Зрители собрались на трибунах, где началась подготовка к редкому и торжественному событию - триумфу.

Весталки.


Триумф (лат. triumphus) в Риме — торжественное вступление в столицу победоносного полководца и его войска. Триумф выработался постепенно из простого вступления в город возвращавшихся по окончании войны солдат и из обычая военачальников приносить благодарение богам, даровавшим победу. С течением времени Триумф стал допускаться лишь при наличии целого ряда условий. Триумф считался высшей наградой военачальнику, которой мог удостоиться лишь тот, кто имел империй и вёл войну в качестве главнокомандующего, не подчиняясь власти другого полководца.

Первыми на песок арены вступили спасители Рима - гуси. В древние времена именно эти птицы своим криком сумели разбутить стражу и предовратить штурм Капитолия врагами.

Проход гусей по арене, под рукоплескания зрителей.


Одина из прекрасных птиц сумела вырваться из загона и при попытки загнать ее обратно эта гордая птица сумела взлететь и покинуть арену под одобрительный гул толпы.

Свободолюбивый гусь.


Следующими на арене появились флагоносцы и танцовщицы.

И вот зазвучали фанфары.

Фанфара (итал. fanfara, фр. fanfare) — натуральный медный духовой музыкальный инструмент, используется в основном для подачи сигналов, представляет собой удлинённую трубу с узкой мензурой, обычно без вентилей. Также фанфара — музыкальная фраза торжественного или воинственного характера, подаваемая с помощью этого инструмента.

Под звуки фанфар появились ликторы, несущие фасции олицетворяющие власть.

Ликтор с фасцией.

Ликтор (лат. lictor) — особый вид госслужащих; упоминаются в истории со времени правления в Риме этрусских царей (VII век до н. э.). Первоначально ликторы были исполнителями распоряжений магистратов cum imperio. Впоследствии осуществляли только парадные и охранные функции при них, заключавшиеся в сопровождении высших магистратов и наблюдении, чтобы тем оказывали надлежащие почести. Были вооружены фасциями.

Фа́сции (лат. fasces) (иначе фаски, фасцы, также ликторские пучки) — атрибут власти царей, в эпоху римской республики — высших магистратов. Перетянутые красным шнуром либо связанные ремнями пучки вязовых или берёзовых прутьев. Первоначально символизировали право магистрата добиваться исполнения своих решений силой. Вне пределов города в фасции втыкался топор (часто секира), символизировавшие право магистрата казнить и миловать подданных (внутри городов высшей инстанцией для смертных приговоров был народ). Право ношения фасций закреплялось за ликторами. Впоследствии, в геральдике, ликторские фасции стали символизировать государственное и национальное единство, также воспринимаются как символ защиты государственности. В такой трактовке они используются в наше время множеством государств и организаций.

Благоухание разового масла наполнило воздух, а лепестки роз покрыли песок арены.

Пришло время вступления под возгласы "Io triumphe" самого виновника торжества.

Триумфатор.

Триумф давался лишь по окончании войны (бывали и исключения), и притом такой, который сопровождалась тяжким поражением врагов. Существовало правило давать триумф лишь в том случае, если было убито не менее пяти тысяч врагов. Полководец, добивавшийся триумфа, ждал решения вопроса, будет ли ему дарован триумф, находясь вне городской черты, ввиду того, что вступление в город магистрата, не сложившего ещё imperium, не допускалось. Поэтому и сенат собирался в таком случае за городом, на Марсовом поле, обыкновенно в храме Беллоны или Аполлона, и там выслушивал полководца. В силу специального закона, триумфаторы получали на день своего триумфа imperium в городе. В день, назначенный для триумфа, участвовавшие в нём собирались рано утром на Марсовом поле, где в общественном здании (лат. villa publica) пребывал в это время триумфатор. Последний облачался в особый роскошный костюм, подобный одеянию статуи Юпитера Капитолийского. Он надевал вышитую пальмовыми ветвями тунику (лат. tunica palmata), украшенную золотыми звёздами пурпуровую тогу (лат. toga picta), позолоченную обувь, в одну руку брал лавровую ветвь, в другой держал богато украшенный скипетр из слоновой кости с изображением орла наверху; на голове его был лавровый венок.

Империй (лат. imperium, от лат. глагола imperare — командовать) в Древнем Риме — публично-правовое понятие, характеризующее высшую исполнительную власть в римской общине. Империй применялся в военной сфере (militiae) и гражданской (domi). Тот, кому давался империй, мог действовать от имени государства во всех областях общественной жизни.

Триумфатор ехал, стоя на круглой позолоченной колеснице, запряжённой четырьмя конями. Когда Камилл впервые запряг во время своего триумфа белых коней, это было встречено в публике ропотом, но впоследствии белые кони во время триумфа стали обыкновенными. Вместо лошадей иногда впрягались слоны, олени и другие животные. Триумфальная колесница составляла центр всего шествия, которое открывалось сенаторами и магистратами. Сзади шли музыканты (трубачи). Для публики, теснившейся по всему длинному пути процессии в праздничных костюмах, с венками из цветов и зелени в руках, особенный интерес представляла та часть шествия, в которой победитель старался блеснуть многочисленностью и богатством захваченной военной добычи.

Триумфатор и государственный раб.

Триумфатора окружали дети и другие родственники, за ними стоял государственный раб, державший над его головой золотой венок. Раб время от времени напоминал триумфатору, что тот всего лишь смертный (говорил memento mori), и ему не следует слишком гордиться.

За триумфатором следовали повозки с трофеями и добычей. В древнейшую эпоху, пока Рим вёл войны со своими бедными соседями, добыча была проста: главную часть её составляло оружие, скот и пленники. Но когда Рим стал вести войны в богатых культурных странах Востока, победители привозили иногда так много добычи, что приходилось растягивать триумф на два, три дня. На особых носилках, на колесницах или просто в руках, несли и везли множество оружия, вражеские знамёна, впоследствии также изображения взятых городов и крепостей и разного рода символические статуи, затем таблицы, на которых были надписи, свидетельствовавшие о подвигах победителя или объяснявшие значение проносимых предметов. Иногда тут же были произведения завоёванных стран, редкие звери и т. п. Часто несли драгоценную утварь, золотую и серебряную монету в сосудах и драгоценные металлы не в деле, иногда в громадных количествах.

Военная добыча.

Таблички с захваченными городами и странами.

Диковинный зверь, леопард.


Враг Рима - вождь варваров.


Знатные пленники.

Знатные пленники.


За трофеями и рабами на арену вступили победоносные легионы Рима, несущие власть Сената и Народа на всю Ойкумену.
Снова вниманием зрителей завладели прекрасные танцовщицы. А в это время жрицы Весты готовили триумфальную арку из цветов, проходя под которой войска очищались. Перед проходом арки войны разоружались и входили в город уже мирными жителями. Но во времена профессиональной армии, легионеры снова брали оружие для защиты интересов Империи.

Начинаясь на Марсовом поле, подле триумфальных ворот, шествие проходило через два наполненных народом цирка (Фламиниев и Большой, Maximus), затем по Via Sacra через форум поднималось на Капитолий. Там триумфатор посвящал Юпитеру лавры фасц и приносил пышную жертву. Затем шло угощение магистратов и сенаторов, часто солдат и даже всей публики; для последней устраивались ещё игры в цирках. Иногда полководец давал публике и подарки. Подарки солдатам были общим правилом и достигали иногда значительных сумм (так, солдаты Цезаря получили по пяти тысяч денариев).

Триумфатор совершает жертовоприношение Юпитеру.

Лица, получившие триумф, имели право и впоследствии в праздники носить триумфальное одеяние. В императорский период триумфы сделались исключительным достоянием самих императоров, что объяснялось как нежеланием последних давать своим подданным эту высшую почесть, так и тем обстоятельством, что император считался главнокомандующим всеми военными силами империи, и, следовательно, военачальникам этого периода недоставало одного из основных условий для получения триумфа — права вести войну «suis auspiciis». Сохранив триумф лишь для себя и иногда для своих ближайших родственников, императоры стали давать другим полководцам взамен триумфа лишь право надевать в торжественных случаях триумфальное одеяние (лат. ornamenta, insignia triumphalia) и ставили статуи победителей среди статуй триумфаторов.


Вот и прошел этот триумф. Как все яркое и торжественное, он так же недолговечен, как и все в этом мире. Триумф закончился, но праздник еще будет длится.

Вот так прошли выходные у нас, мы сумели погрузится в римскую историю, посмотреть на триумфатора, увидеть сражения легионов. В очередной раз клуб "Ратоборцы" подарил Москве замечательный праздник, надеямся что эта традиция не прервется.

УРОК 2. РИМСКИЕ ЗАВОЕВАНИЯ ВО II ВЕКЕ ДО Н. Э.

Рассматривается дальнейшее развитие римской агрессии и установление римского господства на всем Средиземноморье. Подчеркивается захватнический - со стороны римлян - характер войн II .в. до н. э., в результате которых некогда независимые цветущие области были превращены в бесправные провинции, ограбленные завоевателями.

Варианты начала урока : I . Б 1, 3-5; А 1, 3; Б 6-7. II . Б 1, 3-4; А 2; Б 6-7. III . Б 1, 3-5, 7; А 3. IV . Б 1-7. Вопросы и задания :

А. 1. Что началось раньше: вторая Пуническая война или поход войск Александра в Азию? На сколько раньше? Начертить на доске «линию времени», отметить на ней требуемые даты. 2. Одному ученику - рисовать на доске план расположения римских войск при Каннах, направление войсковых ударов и одновременно рассказывать о битве от имени ее участника- легионера. Другому ученику рисовать построение карфагенских войск, направление их ударов и одновременно рассказывать о битве от имени воина армии Ганнибала. Учитель руководит ответами, предоставляя слово то «римлянину», то «карфагенянину». 3. В чем вы видите выдающиеся полководческие способности Ганнибала? Учащиеся способны дать развернутое обоснование, используя следующие факты: а) внезапное вторжение Ганнибала-в Италию (переход через Альпы); б) окружение и разгром численно превосходящего войска римлян при Каннах; в) план привлечения на свою сторону покоренных Римом народностей Италии (галлов, греков и др.).

Б. 1. Как назывались войны между Римом и Карфагеном? Почему так назывались? Каковы были их причины? 2. Как римляне создали военный флот и победили карфагенян на море?

(По диафильму «Войны Рима с Карфагеном».) 3. Чем закончилась первая Пуническая война? 4. Расскажите о вторжении Ганнибала в Италию. Покажите на карте путь его войска. 5. Покажите на карте места двух главных сражений Ганнибала. (Канны, Замы.) Каковы результаты каждого сражения? 6. Почему Ганнибал не смог завоевать Италию? 7. Чем закончилась вторая Пуническая война?

План изучения (Данный план следует хронологии событий. В учебнике третья Пуническая война рассматривается до римских завоеваний в Восточном Средиземноморье (преимущество плана учебника в том, что разрушение Карфагена тематически связано с предшествующим уроком). Учитель может выбрать любой план изучения материала ): 1. Римские завоевания в Восточном Средиземноморье. 2. Третья Пуническая война и разрушение Карфагена. 3. Ограбление завоеванных стран римлянами.

1. Рим, сокрушив Карфаген, стал безраздельно господствовать в Западном Средиземноморье. Целесообразно показать учащимся на настенной карте примерные границы обоих этих районов (Западного и Восточного Средиземноморья). «Какие государства возникли в Восточном Средиземноморье после походов Александра Македонского?»-спрашивает учитель. Дополняя ответы, он напоминает, что Сирийское царство, Египет, Македония и другие более мелкие государства постоянно враждовали между собой. Междоусобные войны восточных парств были выгодны римлянам, правилом римского сената было: «разделяй и властвуй!» («Как вы понимаете это выражение?» Учащиеся способны указать, что римляне сознательно натравливали друг на друга соседние народы и государства и порознь громили их войска.)

Более подробный, чем в учебнике, рассказ о судьбе Ганнибала поможет связать материал предшествующего и данного уроков.

Вскоре после окончания второй Пунической войны Ганнибал вынужден был бежать на восток, где он стал советником сирийского царя Антиоха. Ганнибал был стар и болен, но оставался верен своей клятве и был готов бороться с римлянами. «Зйай, царь, - говорил он своему повелителю,- римляне воинственны и жестоки; они стремятся покорить весь мир. Вспомни, как они унизили мою родину. Почти все владения Карфагена римляне забрали себе. Забудь, царь, свою старую вражду с царями других государств Востока. Объединяйтесь! Только совместными усилиями вам удастся одолеть римлян. Иначе всех вас ждет рабство». Но царь Сирии не внял мудрому совету знаменитого полководца.

0 разгроме Сирийского царства учащиеся могут узнать в ходе чтения вслух учебника (§ 46, п. 2). После этого учитель заканчивает историю Ганнибала, который бежал в Вифинию (Малая Азия). И здесь он стал военным советником при царе.

Узнав об этом, римляне потребовали выдачи Ганнибала. Однажды старый полководец увидел, что его дом окружен вооруженными людьми. Не желая стать пленником римлян, Ганнибал принял яд.

Учитель говорит, что вслед за Сирией римляне подчинили Македонию. Он может предложить сравнить построение римского и македонского войск в бою и сделать вывод . (Какое войско было более совершенным? Чем?) Выслушав ответы, учитель либо вновь использует прием громкого чтения (§ 46, п. 3), либо рассказывает сам о битве при Пидне.

Удар македонской фаланги был настолько силен, что римские передовые отряды оказались смятыми и стали отступать к холмам, находившимся возле самого римского лагеря. Поседевший в боях римский консул впоследствии часто вспоминал, какое страшное впечатление произвела на него атака фаланги. Но сама стремительность удара погубила македонян. Ряды фаланги кое-где разорвались из-за быстрого преследования^ ими римлян и неровностей почвы. Консул воспользовался этим и бросил подвижные отряды в образовавшиеся интервалы. Римляне стали нападать на македонян с флангов и с тыла, расстраивая их ряды. Македонский царь Персей, растерявшись, бежал с поля боя. Битва продолжалась менее часа. 20 тыс. македонян остались на поле боя. 11 тыс. попали в плен. Римские потери были до смешного малы (См.: Ковалев С. И. История Рима. Л., 1948, с. 284-285 ).

Учащиеся узнают о завоевании Римом Македонии и Греции, о гибели крупнейшего торгового центра Греции - Коринфа (146 г. до н. э.). На разрушении города настаивали римские купцы. Место, на котором стоял Коринф, было предано проклятию, уцелевшие жители проданы в рабство, произведения искусства вывезены в Рим.

2. В военном отношении Карфаген не представлял никакой опасности для Рима, но римские купцы боялись соперничества более опытных карфагенских купцов. Карфагеняне занимались мирным трудом, они выращивали виноград и оливки и торговали вином и маслом во всех средиземноморских странах.

Однажды в Карфаген во главе римского посольства прибыл старый и влиятельный сенатор Катон. С неудовольствием рассматривал он карфагенский порт: множество кораблей стояло у причалов) купцы щеголяли яркими одеждами. «Пятьдесят лет назад, - думал Катон, - когда я сражался здесь под началом Сципиона, пуны трепетали от страха. А ныне они забыли все - радуются жизни и богатеют». Вернувшись на родину, Катон выступил в сенате. «Карфаген процветает! - с негодованием заявил он. - Морская торговля обогатила пунов, а наши купцы между тем терпят убытки. Я полагаю, что Карфаген должен быть разрушен». Отныне, выступая на каждом заседании сената, о чем бы там ни шла речь, Катон всегда заканчивал выступление одними и теми же словами: «Все же я полагаю, что Карфаген должен быть разрушен» . Катона поддерживали римские купцы, знавшие, что вино и оливковое масло из африканских владений Карфагена покупают охотнее, чем италийские. Сенат открыто требовал смести Карфаген с лица земли.

В рассказе об осаде и штурме Карфагена можно использовать либо цветной диафильм «Войны Рима с Карфагеном» (кадры 37-46), либо рисунки на стр. 191-192. Последний рисунок дает представление о героизме жителей, оборонявших Карфаген в течение шести суток, когда никаких надежд на спасение уже не было. Озверевшие римские легионеры брали штурмом дом за домом, медленно продвигаясь по горящим улицам к центру города, убивая всех на своем пути.

Семнадцать дней горел Карфаген. Удушливый дым низко стлался по земле. Вместо прекрасного, полного жизни города до самого залива простиралось безжизненное поле с бесформенными развалинами. Место, где стоял Карфаген, где трудились ремесленники и торговали купцы, предавалось вечному проклятию, чтобы отныне на нем не появлялось ни дома, ни пашни. Так повелел сенат (См.: Немировский А. И. Три войны. Л., 1961, с. 131-132 ).

Обобщая, учитель отмечает, что в результате победоносных войн Рим стал в середине II в. до н. э. сильнейшим государством на всем Средиземноморье . Еще сохраняли независимость Египет и несколько более мелких государств, но ни одно из них уже не отваживалось бороться с Римом.

3. Вопрос раскрывается в объеме учебника (§ 46, пп. 4-5); вводятся понятия провинция и триумф .

Желательно использовать картину С. Анкундинова «Триумф римского императора». Перед ее показом учитель говорит, что в Риме после каждой крупной победы устраивался праздник, который называли триумфом: войско во главе с полководцем торжественно вступало в город.

Вывесив картину, учитель объясняет, что специально для празднества возводились парадные ворота в форме арки: через них проходили все участники триумфа. Он предлагает учащимся построить рассказ по картине и помогает им это сделать: «Мы видим на картине три группы людей: 1) римских воинов; 2) пленников; 3) граждан, встречающих войско. Включите в рассказ описание каждой группы». Обычно учащиеся успешно выполняют задание; учитель исправляет ошибки в ответах, делает дополнения (см. пособие, табл. 19).

Таблица 19. Работа с учебной картиной "Триумф римского императора"
- При описании картины учащиеся способны высказать следующие мысли Дополнения учителя в процессе описания учащимися картины
РИМСКОЕ ВОЙСКО Полководец едет на позолоченной колеснице. В нее запряжены белые кони. Одежда на нем красная, на голове - венок. В одной руке полководца жезл, в другой зеленая ветвь Впереди колесницы идут трубачи и охрана консула. За колесницей полководца следует его войско Одежда выкрашена пурпурной краской. Раб держит над головой полководца еще один венок - золотой. Этот полководец получил почетное прозвище - император (по-латински «повелитель, главнокомандующий»). Оно дано ему сенатом или непосредственно войском за успехи на войне. Отличившегося полководца называли императором не всю его жизнь, а некоторый срок - обычно во время праздника по случаю одержанной победы Учитель либо предлагает учащимся вспомнить, что им известно о ликторах (см. пособие, стр. 273), либо рассказывает о них сам
ПЛЕННИКИ Впереди гонят пленных, связанных одной цепью. На них лохмотья. По их взглядам видно, что они ненавидят римлян. На руках у женщины ребенок Вероятно, это самые знатные пленники, их превратят в рабов, а возможно, казнят. Ребенок мертв, он не выдержал долгого пути
ТОЛПА Горожане приветствуют воинов, машут ветками, протягивают цветы. На их лицах улыбки Перед огнями жертвенников (справа) стоят жрецы, они благодарят богов за победу

В заключение работы с картиной возможно задание: «Подумайте, какие чувства вызвал бы триумф у вас, окажись вы в Риме. Каким было бы ваше личное отношение к подобным празднествам?» Выслушав ответ, учитель обращает внимание на контраст между ликующей римской толпой и горестными фигурами пленников. Для одних триумф-радость, для других - унижение и потеря свободы. Пышное зрелище триумфа было не чем иным, как показом награбленной добычи и порабощенных людей.

Учитель может и сам сделать описание картины, не поручая это учащимся. (Если в школе отсутствует названная картина, может быть использован цветн. рис. 17.)

Домашнее задание : § 46. Ответить на вопрос к документу «Описание Плутархом триумфа» (стр. 194). Вопросы и задания 1-3 к § 46.

В Рим отправляли послов и просили устроить триумф. Сенат давал разрешение на его проведение только при действительно значительных успехах римского оружия. Впоследствии возникли четкие границы триумфа: оный можно было получить, если в одном сражении противник потерял не менее 5000 убитыми. В торжественных случаях триумфатор получал наградное оружие, украшенную золотом тогу и лавровый венец. Триумф военных – это парад. Это было зрелище красочное и довольно редкое, ибо вступление войск в священные пределы города Рима строжайше запрещалось римскими законами и рассматривалось как святотатство. Кстати говоря, на Марсовом поле, вне пределов города, стоял и древний алтарь бога войны Марса. Там власть принадлежала военным. В самом же Риме власть была у гражданских лиц – магистратов. Народ обладал высшей формой власти – империем. Народное собрание вручало империй высшим должностным лицам, а в эпоху Империи его стали давать императору при вступлении на трон. «Империя» означало «власть» и со временем стало обозначать территорию, на которую распространялось правление магистратуры. Получить право на триумф можно было лишь в том случае, если полководец полностью и окончательно завершил военные действия. Обязательной была не просто победа, но крупная, в итоге которой Римское государство расширило границы.

Триумф был не только важным социальным стимулом, но и психологическим инструментом в деле воспитания народа, становления всей системы римских ценностей. Реставрировавший старые памятники император Август специально ставил статуи выдающихся людей Рима в триумфальном облачении на форуме. Он говорил, что делается это с одной целью: чтобы и его, и других правителей сам народ при выполнении ими долга побуждал бы брать пример с победителей. Таких полководцев-триумфаторов прославляли статуи, надгробные памятники и особые надписи (элогии). Так, в храме Матер Матуты была установлена доска с перечислением подвигов Тиберия Семпрония Гракха (174 г. до н. э.). Воинам вручались и различного рода венки (за спасение граждан, за храбрость и т. п.).

Поощрение венками в то время было принято римлянами, македонцами, да и в других армиях мира. Наградой за проявленную в боях выдающуюся храбрость был золотой венок. Такие венки вручались тем, кто подавал примеры мужества остальным, скажем, взобравшись первым на крепостную стену во время осады города или штурма укрепленного лагеря противника. После захвата Карфагена Сципион наградил золотым венком сразу двоих – центуриона легиона и солдата абордажной команды, которые первыми из римлян взобрались на стену города. Того воина, кто в бою спас жизнь товарища (будь то римлянин или их союзник), награждали дубовым венком. Венок ему лично вручал спасенный им человек. При этом тот, кого спасли, должен был до конца жизни относиться к спасшему его воину как к родному отцу. Эти сердечные связи обычно сохранялись на всю жизнь. Пример тому Сократ и Фемистокл. Командир конницы римлян Минуций Руф так относился к диктатору Фабию Максиму Кунктатору, ибо он спас его от Ганнибала в битве при Герунии (217 г. до н. э.). Человека, который оказал решающую помощь армии и спас ее, подобно Фабию, обычно награждали самой высшей из наград – «венком за освобождение от осады» (corona obsidionalis). Сей травяной венок считался у римлян самой желанной из всех наград. Плиний Старший (I в. н. э.) насчитал только восьмерых награжденных таким венком людей. В случае проявления традиционной отваги и мужества любым воином в бою (убийство командира, захват оружия противника) храбреца награждали чашей, оружием. Самым простым и понятным вознаграждением солдата был кабачок и женщина.

Героям воздавали должное и в произведениях литературы, науки, искусства. Тема триумфа, писал историк архитектуры В. Поплавский, находила отражение в творчестве историков, живописцев, скульпторов, архитекторов или у мастеров декоративно-прикладного искусства. Известны описания наиболее знаменитых триумфов республиканского периода – у Плутарха (Луция Эмилия Павла), Аппиана (Корнелия Сципиона Африканского), Плиния (Гнея Помпея Великого). Такого рода описания можно найти у Тацита, Светония, Флавия. Триумфальные празднества и военные победы римлян часто были запечатлены в декоративно-прикладном и изобразительном, монументальном искусстве. Конечно, это было сугубо заказное искусство, но римляне считали это абсолютно в порядке вещей. Покоритель Греции – Эмилий Павел – даже специально привез с собой из Афин греческого живописца Метродора и поставил перед ним задачу – создавать большие батальные сцены, которые бы славили подвиги римских легионеров… Такого рода батальные сцены порой находят в Риме во время археологических изысканий. Во время триумфального шествия воины несли упомянутые сцены и картины, хранили их у себя дома, выставляли в общественных местах, в том числе для воспитания. Эти же сюжеты в дальнейшем будут украшать и большие архитектурно-скульптурные ансамбли (такие, как ансамбль Форума Августа).

Смотрите также

Солнечная земля Египта
Египет… Этот мир неизменный, удивительный, с историей, наполовину лишь разгаданной, с мудростью, четырьмя тысячелетиями предшествовавшей времени Авраама и Якова. В. Андреевский А более всего я люб...

Греция – родина европейской цивилизации
История как особый вид научного знания – или, лучше сказать, творчества – была детищем именно античной цивилизации. Разумеется, и у других древних народов, и, в частности, в соседних с греками стран...

Предисловие
Почти двадцать лет назад я заключил соглашения, результатом которых стала эта книга. К началу войны около полумиллиона слов в соответствии с договором уже легли на бумагу. Конечно, предстояла немала...

Итак, мы остановились на неком очень важном рубеже: конец II века до н.э., утверждение римской державы, триумф её, апофеоз. Римская цивитас становится властительницей всего Средиземноморья. Но в этом апофеозе таилась огромная опасность, огромная угроза, поскольку огромные противоречия подтачивали эту державу. Прежде, чем я скажу о причинах этого кризиса (о самом кризисе речь пойдёт уже в следующей лекции), надо сказать о том, что эта эпоха – эпоха не только завоевания Эллады (Греции) Римом, но и бурное распространение греческого влияния.

Сначала римляне не очень хорошо воспринимали греческую культуру. Например, был известный случай, когда в середине II века до н.э. греческие полисы послали в Рим посольство из нескольких философов. В это посольство входили философы, в частности скептик Карнеад. Скептицизм говорит, что всё можно доказать, всё можно опровергнуть. И вот этот скептик Карнеад, приехав в Рим, выступил там как гастролёр с несколькими философскими речами. Причём в первый день он нечто доказывал, например, что есть справедливость и надо её соблюдать, а на второй день он так же убедительно доказывал противоположное.

Непривычные к такому философствованию римляне совершенно (как бы помягче сказать), в общем, удивились и растерялись. И цензор Рима, то есть человек, надзиравший над нравами, Марк Порций Катон Старший (знаменитый) приказал изгнать поскорее послов и философов из Рима, чтобы не было порчи. Марк Порций Катон говорил своему сыну: «Греческие книги надо читать, но не надо изучать». Он выступал против распространения эллинской культуры, и по-своему он был прав. Он видел в ней утончённость, не нужную римлянам, разврат и т.д. Он говорил, что надо держаться старины: земледелия, практичности, верности долгу. Марк Порций Катон Старший был сторонником старо-римских традиций, которые уже нуждались в защите в то время.

А вот победитель, а точнее потомок победителя Ганнибала, того самого Сципиона, Публия Сципиона Корнелия Африканского, которого тоже звали Сципионом и которому было суждено разрушить Карфаген и победить в Третьей Пунической войне — вот он, как раз был горячим сторонником греческого влияния, вокруг него сложился кружок образованных римлян, к нему приехал из Греции историк Полибий, появились философы-стоики (Панетий, Посидоний), и с помощью этого кружка начала распространяться греческая образованность, культурность. Но повторяю, Марк Порций Катон Старший предвидел от этого большие неприятности. Как напишет впоследствии Гораций, великий поэт: «Греция, взятая в плен, победителей диких пленила».

Теперь хотелось бы сказать, подведя некую черту, о тех противоречиях, к которым пришла римская держава в конце II века до н.э., к тому моменту, когда начинается тотальный, нарастающий кризис римской цивитас, римского полиса, римской республики. Этот кризис растянется на 100 лет. И в чём же состоял этот кризис?

Итак, мировое господство достигнуто. Но эта победа пиррова, потому что всё внутреннее устройство преображается, все старые структуры не могут работать, старая мораль меняется, все полисные устои должны быть изменены. Фактор внешней опасности, борьбы за выживание сплачивал римлян несколько столетий, теперь Риму некоторое время некого бояться, и граждане просто перестают служить в легионах. Раньше война постоянно занимала их, теперь они, чтобы развлечься, ходят смотреть гладиаторские бои. Теперь полисные порядки начинают стремительно рушиться. Кратко перечислю, а потом конкретизирую некоторые линии, по которым шло крушение римского полиса (цивитас).

Картинка 20 из презентации «Рабство в Древнем Риме» к урокам истории на тему «Римская республика»

Размеры: 634 х 340 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока истории, щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Рабство в Древнем Риме.ppt» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива - 2046 КБ.

Скачать презентацию

Римская республика

«Древний Рим МХК» - На купол и стены приходится ровно по половине высоты всего здания, которая равна диаметру основания. Интерьер Пантеона. Пантеон. Материалы к уроку МХК в 10 классе. Древний Рим. Амфитеатр Флавиев (Колизей – Colosseum) Реконструкция. Около 125г. Раскопанный в начале XVIII века мраморный постамент Колонны Траяна оказался ниже уровня застройки на три метра.

«Древнейший Рим урок» - Что такое «ЦИВИЛИЗАЦИЯ»? 6.Император, давший имя кодексу законов. Новых законов. Чиновники. Общность культуры. Всех законов Др.Рима. Какое государственное устройство можно назвать демократическим? 2.Общественные здания для мытья. ? Впервые… Развитие хозяйства. Императора. Выберите правильный ответ.

«Римская республика» - Плебеи. Основные вехи истории Рима. 3. Право вето. Третья:149-146 гг. до н.э. Обострение противоречий в Риме. Основание Рима-. Рабы. 1. Покорение центральной Италии- 4 век до н.э. Покорение греческих колоний на юге Италии- 3 в. до н.э. 4.

«Культура Рима» - Колизей- величественный амфитеатр, где проходили гладиаторские бои. Триумфальные арки- архитектурные сооружения, воздвигавшиеся в честь военных побед. Подобрать музыкальное сопровождение. Рассказать о культурном памятнике или о выдающемся деятеле эпохи. Термы- бани, которые играли значительную роль в жизни римлян.

«Рабство в Риме» - Продавали работорговцы. Пленники. В центре Рима. Дети рабынь. О ком идёт речь: Изучение новой темы. Сколько было войн Рима с Карфагеном? О чем говорят даты. Продавали пираты. А.Царь горной страны Эпир считавшийся лучшим полководцем своего времени. Рабы за долги. 1.С какими целями вёл войны Рим во II в.до н.э.?

«Римское право» - Продавец и покупатель приглашали пять свидетелей и весодержателя. Манципация производилась следующим образом. По одному известному выражению, римляне «трижды покоряли мир». Уголовно- правовые постановления Законов XII таблиц отличаются крайней суровостью. Развитие. Значение. Отсюда «манус». Что дало Римское право миру:

Всего в теме 17 презентаций