Описание картины неизвестного художника арина родионовна. Краткая биография няня пушкина арины родионовны самое главное

Вокруг образа легендарной Арины Родионовны – няни великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина – возникло множество различных слухов и преданий. Несмотря на то, что сам знаменитый воспитанник всегда отзывался об этой уважаемой женщине с искренней любовью и признательностью, некоторые пушкинисты и современники поэта отмечали в биографии и характере няни, имя которой стало нарицательным, удивительные и даже противоречивые моменты.

Ижорка или чухонка?

Арина Родионовна (1758-1828 гг.) была крепостной крестьянкой. Она родилась деревне Лампово Петербургской губернии, неподалеку от села Суйда. Ее родители Лукерья Кириллова и Родион Яковлев вырастили семерых детей. Настоящее имя девочки было Ирина (или Иринья), но в семье ее всегда называли Ариной, так и повелось.

Несмотря на то, что официально в XVIII веке почти все крепостные крестьяне Петербургской губернии считались русскими, большинство жителей тех мест, на самом деле, являлись представителями ассимилированных финно-угорских национальностей. Окрестности Суйды населяли, в основном, ижорцы – потомки одного из племен народа, носившего название «чудь». Кроме них, на этих землях также проживали чухонцы.

У историков и пушкиноведов нет точной информации, к какой из этих финно-угорских национальностей, полностью смешавшихся с русскими и не сохранившихся, относилась Арина Родионовна. Но некоторые из сказок, поведанных ею знаменитому воспитаннику, имеют отчетливый северный колорит. Даже образ дуба, стоящего у Лукоморья, явно перекликается со скандинавскими преданиями о древе Иггдрасиль, соединяющем разные уровни мироздания.

Из семьи старообрядцев?

Некоторые историки отмечают, что в окрестностях села Суйда Петербургской губернии издавна жили семьи старообрядцев. Многие из этих людей скрывали свои религиозные взгляды, чтобы не подвергаться гонениям официальной церкви.

Помимо того, что Арина Родионовна родилась в местах традиционного поселения старообрядцев, на ее происхождение из данной среды указывают и сведения, содержащиеся в письме А.С. Пушкина к своему другу П.А. Вяземскому от 9 ноября 1826 года. Так, великий поэт пишет: «Няня моя уморительна. Вообрази, что 70-ти лет она выучила наизусть новую молитву «Об умилении сердца владыки и укрощении духа его свирепости», вероятно, сочиненную при царе Иване. Теперь у нее попы дерут молебен…»

Тот простой факт, что Арина Родионовна знала наизусть или выучила откуда-то редкую старинную молитву, существовавшую еще до раскола православной церкви, может свидетельствовать о ее тесном общении или родстве со старообрядцами. Ведь только они так трепетно сберегали религиозные тексты, многие из которых были утрачены официальной церковью.

Крепостная без фамилии

У Арины Родионовны не было фамилии, как и у многих крепостных крестьян. Хотя ее родитель записан в церковных метрических книгах как Яковлев, а супруг как Матвеев, это были не имена, а отчества. В те времена Петр сын Ивана назывался Петром Ивановым, а внук того же Ивана не наследовал фамилию деда, а назывался по отцу – Петровым.

Впрочем, в метрической записи о рождении указана Ирина – дочь крестьянина Родиона Яковлева. Имеются в церковной книге села Суйда и сведения о венчании Ириньи Родионовой и Федора Матвеева. Эти факты сбили с толку многих исследователей, ошибочно называвших няню Пушкина в девичестве Яковлевой, а в супружестве Матвеевой.

Мать четверых детей

Некоторые люди полагают, что у Арины Родионовны не было своей семьи, и поэтому она была сильно привязана к своему воспитаннику. Однако все было не так. В 1781 году 22-летняя крестьянка вышла замуж и переехала в село Кобрино Софийского уезда, где жил ее супруг Федор Матвеев (1756-1801 гг.), который был на два года старше молодой жены.

В этом браке родились четверо детей. Старшего сына легендарной няни звали Егором Федоровым. В ревизской сказке за 1816 год он указан главой семьи, поскольку был старшим мужчиной в доме вдовствующей матери.

А супруг Арины Родионовны умер в возрасте 44 лет. Некоторые источники утверждают, что от пьянства.

Любительница выпить

Все записи А.С. Пушкина о его няне проникнуты особой теплотой и признательностью. Но некоторые люди, знакомые с этой женщиной, указывали на то, что Арина Родионовна любила время от времени опрокинуть рюмочку-другую.

Так, поэт Николай Михайлович Языков в своих воспоминаниях писал: «...она была ласковая, заботливая хлопотунья, неистощимая рассказчица, порой и веселая собутыльница». Этот человек, хорошо знавший няню своего друга, отмечал, что несмотря на полноту, она всегда была подвижной и энергичной женщиной.

Довольно откровенно об Арине Родионовне отзывалась и соседка великого поэта по имению в селе Михайловское. Дворянка Мария Ивановна Осипова оставила такую запись в своих мемуарах: «…старушка чрезвычайно почтенная, вся седая, но с одним грешком – любила выпить».

Возможно, в стихотворении «Зимний вечер» А.С. Пушкина далеко не случайно появились такие строки:

Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя; где же кружка?

Сердцу будет веселей.

Хотя никаких других сведений о том, что эта уважаемая женщина когда-либо пьянствовала или (упаси Боже!) приобщала к спиртному своего знаменитого воспитанника, не существует.

Народная сказительница

Вряд ли кто-то из пушкинистов станет отрицать, что Арина Родионовна оказала заметное влияние на творчество великого поэта. Некоторые историки называют ее настоящей народной сказительницей – неистощимым кладезем старинных преданий, легенд и мифов.

Став взрослым человеком, А.С. Пушкин осознал, каким бесценным национально-культурным достоянием являются сказки, что наизусть знала его дорогая няня. В 1824-1826 годах, находясь в ссылке, великий поэт воспользовался моментом, чтобы еще раз послушать и записать волшебные истории о царе Салтане, о золотом петушке, о Лукоморье, о мертвой царевне и семи богатырях, а также многие другие. Автор вдохнул новую жизнь в эти сказки, привнеся в них свой литературный дар и поэтический взгляд.

В начале ноября 1824 года А.С. Пушкин писал своему младшему брату Льву Сергеевичу из села Михайловского, что он до обеда занимается сочинительством, затем ездит верхом, а вечером слушает сказки, тем самым восполняя недостатки своего образования. Вероятно, поэт имел в виду, что в начале XIX века дворяне совсем не изучали устное народное творчество.

«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» – воскликнул поэт в письме к брату.

Как установили пушкинисты, со слов своей няни А.С. Пушкин записал также десять народных песен и несколько выражений, показавшихся ему весьма интересными.

До сих пор неизвестно, как же выглядела и какой была самая знаменитая няня России, чье имя стало уже нарицательным

Арина Родионовна, взрастившая «солнце русской поэзии», появилась на свет 21 (по старому стилю 10-го) апреля 1758 года, ровно 260 лет назад. Историки, пушкиноведы и сегодня строят гипотезы, пытаясь выяснить, насколько она была близка Арины Родионовныи оказала влияние на его творчество. А заодно – как она выглядела, с кем соперничала за воспитание поэта, какой губительной зависимостью страдала и была ли по-женски счастлива.

Загадка происхождения

Начнем с того, что крепостная крестьянка родилась в деревне Лампово Петербургской губернии в семье Лукерьи Кирилловой и Родиона Яковлева, где было семеро детей. Девочку в церковной книге записали как Ирину (или Иринью ), но дома называли простонародно Арина, так и повелось. Ее фамилию указывают как Яковлева, впоследствии Матвеева – по мужу. Но крепостным фамилии не полагались.

В те времена места, где жила будущая легендарная няня, населяли представители ассимилированных финно-угорских национальностей – ижорцы или чухонцы. К каким народностям относилась Арина, сейчас сказать уже трудно. Возможно, она была из семьи старообрядцев.

В 1826 году Александр Пушкин в письме своему другу Петру Вяземскому упоминает о 68-летней няне, которая знает наизусть молитву «Об умилении сердца владыки и укрощении духа его свирепости», вероятно, сочиненную при царе Иване». А старообрядцы очень бережно относились к религиозным текстам и передавали их из уст в уста, чтобы сохранить.

Усатый нянь

Некоторые еще со школы полагают, что всю себя без остатка Арина Родионовна отдала гениальному поэту, но это не так. Она была замужем. Под венец пошла достаточно поздно – в 23 года за 25-летнего Федора Матвеева. И сразу переехала к нему в село Кобрино Софийского уезда. В семье было четверо детей.

Судя по всему, женская доля у женщины была несчастливой. Муж умер от пьянства в 44 года. В 1792 году Арину Родионовну взяли нянькой в дом бабушки Александра Пушкина Марии Ганнибал для племянника Алексея . Воспитательница проявила недюжинный талант, и ей была подарена отдельная изба.

Отличные рекомендации привели ее в семью Пушкиных в 1797 году. Любопытно, но у Арины Родионовны, можно сказать, был соперник. Александром занимался «усатый нянь» Никита Козлов. До самой смерти подопечного он ему преданно служил. Однако имя этого человека осталось безвестным, поэт нигде о нем не упомянул.

Мамушка-сказительница

Некоторые историки и пушкиноведы считают, что влияние Арины Родионовны и ее близость с Пушкиным несколько преувеличены. Она была рядом с поэтом до его поступления в Царскосельский лицей в 1811 году. А потом лишь в 1825 году няня и ее воспитанник, который в письмах называл ее «мамушка», воссоединились в селе Михайловское, где Пушкин отбывал ссылку. Именно здесь Александр Сергеевич заслушивался, как уверяли школьные учителя, историями Арины Родионовны. Так появились сказки о царе Салтане , золотой рыбке, о Лукоморье.

Советская пропаганда, еще при Сталине , связала Пушкина и его няню в тугой узел. Арина Родионовна стала символом «простого народа», оказавшего огромное влияние на «аристократию» в лице Александра Сергеевича. Долгие десятилетия это вдалбливалось школьной программой. В итоге многие были уверены, что поэт любил свою няню в детстве больше родителей и обожал ее пламенной сыновьей любовью во взрослом возрасте. Правда лишь в том, что «мамушка» творчески мотивировала Пушкина. Но сам поэт в своих записях никак не превозносил свою вдохновительницу. Ну а сказками он «заслушивался» во многом от скуки и безделья – развлечений в Михайловском было мало.

Где же кружка?

Все помнят бессмертные строчки из стихотворения «Зимний вечер», посвященные няне: «Выпьем, добрая подружка/ Бедной юности моей,/ Выпьем с горя; где же кружка?/ Сердцу будет веселей». Вымысел или сермяжная правда? Поэт Николай Языков называл Арину «ласковой и заботливой хлопотуньей», которая иногда была «веселой собутыльницей». Знакомая Пушкина по ссылке Мария Осипова упоминала в своих мемуарах, что за няней водился грешок – «она любила выпить».

Насколько это правда, судить уже трудно, но явно ее слабость, если она и была, никак не отразилась здоровье Арины Родионовны. Няня Пушкина умерла в возрасте 70 лет в 1828 году, за девять лет до гибели своего подопечного, который, кстати, на ее похоронах не был.

Принято считать, что няня сыграла большую роль в становлении гениального поэта. Однако, в реальности все было не совсем так, как нам рассказывали в школьных учебниках литературы. Давайте вспомним 7 малоизвестных фактов об Арине Родионовне.

7 малоизвестных фактов об Арине Родионовне.

Мы не знаем, как выглядела Арина Родионовна

Портрет Арины Родионовны работы неизвестного художника.

Это может показаться удивительным, но о внешности Арины Родионовны не известно практически ничего. Широко известен портрет няни работы неизвестного художника, приведенный выше. Его можно встретить даже в школьных учебниках. Но реальной внешности няни он едва ли соответствует. По крайней мере, он противоречит единственному дошедшему до нас описанию Арины Родионовны, сделанному сестрой Пушкина, Ольгой. Та писала: «Старушка чрезвычайно почтенная - лицом полная, вся седая, страстно любившая своего питомца…». Больше никаких слов про внешность няни в истории не осталось.

Горельеф Арины Родионовны.

Существует также известный горельеф Арины Родионовны, вырезанной из кости. Его история покрыта тайной - впервые о нем стало известно в 1911 году, когда он попал в руки Максима Горького, проживавшего в то время в Италии на острове Капри. Откуда именно горельеф взялся, так и не выяснилось. Сегодня этот портрет хранится в Центральном музее А. С. Пушкина в Санкт-Петербурге.

Рисунок Пушкина, который может быть изображением Арины Родионовны в молодости и старости.

У Арины Родионовны не было фамилии

Фамилия Арины Родионовны - Яковлева, также является скорее предметом выдумки исследователей и биографов Пушкина. Настоящей фамилии у няни при жизни не было, а так как Арина Родионовна была крепостной женщиной, она в ней особо и не нуждалась. По имени отца ее иногда указывали как Родионову, хотя в доме Пушкиных няню звали именно Родионовной.

Позднее пушкиноведы окрестили ее Яковлевой - такую фамилию носил отец Арины Родионовны. Хотя более правильным в этом случае было бы назвать ее по фамилии мужа, то есть Матвеевой.

Кроме того, имя Арины Родионовны - также выдуманное. Ее настоящее, то есть данное при крещении имя, звучит как Ирина, или Иринья. Именно под ним она была записана в церковных справочниках, сообщающих о рождении и смерти. Ариной же няню прозвали уже в услужении у Пушкиных. Кстати говоря, сам поэт в своих письмах и произведениях на разу ее по имени не назвал, а писал исключительно «няня».

Арина Родионовна оказала влияние на воспитание не только Пушкина, но и всех российских детей

Особая близость между Пушкиным и Ариной Родионовной сложилась уже не в детстве поэта, а во время его двухгодичной ссылки в селе Михайловское в 1824-26 годах. В этой глуши няня жила вместе с Александром Сергеевичем и именно тогда Пушкин написал несколько своих трогательных, посвященных ей стихотворений.


Пушкин в Михайловском в изображении Николая Ге.

Они вместе коротали вечера, во время которых Арина Родионовна пела Пушкину народные песни и рассказывала сказки, что, по свидетельствам самого поэта, получалось у нее превосходно. Интересующемуся фольклором Пушкину оставалось лишь слушать и запоминать, чтобы потом составить основной корпус русских сказок, изложенных на современном литературном языке.

Почти все пушкинские сказки рождаются уже в 1830-31 годах, то есть спустя пять лет после уединения в Михайловском. Возможно, если бы не няня, мы бы не выросли на историях о царе Салтане или золотой рыбке, теперь знакомых каждому ребенку.

Арина Родионовна любила выпить

Об этом факте ее натуры принято умалчивать. Тем не менее, его правдивость не вызывает сомнений, так как находит сразу несколько различных подтверждений. Приведенное выше описание няни, сделанное Ольгой Пушкиной, заканчивается так: «…страстно любившая своего питомца, но с одним грешком - любила выпить». Об этом же писал друг Пушкина поэт Языков, с которым тот познакомился в ссылке: «…она была ласковая, заботливая хлопотунья, неистощимая рассказчица, порой и веселая собутыльница».

Ну, и наконец, и само светило русской поэзии также сообщает нам именно об этом:

Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя; где же кружка?

Сердцу будет веселей.

С этим фактом связан и другой, не самый приятный эпизод биографии няни. Ее муж, крестьянин Федор Матвеев, в 1801 году умер от пьянства. Возможно, сыграли в этом роль и наклонности жены.

Могила Арины Родионовны утеряна

Как уже упоминалось, Арина Родионовна всю свою жизнь была крепостной. И хотя семья Пушкиных предлагала ей вольную, та ее отклонила.

Умерла няня в 1828 году в Санкт-Петербурге. Александр Сергеевич на ее похороны не приехал - из знатных особ там присутствовал лишь его друг и муж сестры Ольги, Николай Павлищев. Исходя из социального статуса, хоронили Арину Родионовну скромно, а могила ее и вовсе осталась безымянной.

Вскоре она оказалась утеряна и точное место захоронения оставалось неизвестным вплоть до 1940 года. К этому времени было принято считать, что Арина Родионовна покоится на Большеохтинском кладбище в Санкт-Петербурге. Но благодаря проверке старых церковных книг выяснилось, что реальное место ее захоронения - это Смоленское кладбище. После этого у входа на него повесили мемориальную табличку в честь няни.

Мемориальная табличка на Смоленском кладбище.

У Пушкина был еще и нянь

Во времена Пушкина в господских семьях к мальчикам было принято прикреплять не только нянек, но и «дядек». У нашего поэта также был свой дядька - Никита Козлов. Парадокс в том, что он был предан своему хозяину едва ли меньше Арины Родионовны, прошел вместе с ним весь жизненный путь, но так и остался практически безвестным. Александр Сергеевич своего дядьку не упомянул ни в одном письме, не говоря уже про свои произведения.

А ведь именно он, Никита Козлов, вместе с Сергеем Тургеневым опускал гроб с телом поэта в могилу. До этого дядька Пушкина провел с ним все трудные дни жизни поэта, начиная с самого маленького возраста, и был ему беззаветно предан. Вот такая несправедливость.

Никита Козлов несет раненого на дуэли Пушкина.

Роль Арины Родионовны преувеличена

Представление о том, что няня сыграла значительную, если не ключевую роль в воспитании поэта начало складываться уже после его смерти. Причем, наиболее навязчивым образом в сталинские времена, когда вместе с культом личности правителя в общество внедрялись и другие мифологемы.


Арина Родионовна должна была сыграть в советском представлении о воспитании Пушкина роль связующего звена поэта с народом, вопреки аристократическому происхождению. Но сам поэт о каком-либо заметном влиянии Арины Родионовны на свое воспитание ни разу не упомянул.

Биограф Пушкина Александр Анненков был одним из первых, кто начал традицию преувеличения роли Арины Родионовны. Иногда он явно противоречил высказываниям самого поэта. К примеру, Анненков писал, что няне Пушкин «обязан исправлением недостатков своего первоначального французского воспитания».

Вот что поэт писал в одном из своих писем на самом деле: «Знаешь ли мои занятия? до обеда пишу записки, обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки - и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!». Получается, что Арина Родионовна исправляла в Михайловском недостатки своего же воспитания великого поэта в детстве. Сегодня уже трудно выяснить настоящую роль Арины Родионовны в становлении Пушкина. Но тот факт, что он ее по-настоящему любил и находил в общении с ней радость и утешение, сомнений вызвать не может. И именно за это мы можем благодарить Арину Родионовну.

Арина было её домашнее имя, а подлинное — Ирина или Иринья.

Родилась 10 (21) апреля 1758 года в полуверсте от деревни Суйда — в деревне Лампово Копорского уезда Санкт-Петербургской губернии. Мать её, Лукерья Кириллова, и отец, Родион Яковлев (1728—1768), были крепостными крестьянами и имели семерых детей.

Ребёнком она числилась крепостной подпоручика лейб-гвардии Семёновского полка графа Фёдора Алексеевича Апраксина. В 1759 году Суйду и прилегающие деревни с людьми купил у Апраксина Абрам Петрович Ганнибал, прадед Александра Сергеевича Пушкина. В 1781 году Арина вышла замуж за крестьянина Фёдора Матвеева (1756—1801), и ей разрешили переехать к мужу в село Кобрино Софийского уезда (недалеко от Гатчины). После замужества стала крепостной деда поэта, Осипа Абрамовича Ганнибала. Она была няней вначале Надежды Осиповны, матери Александра Сергеевича, а затем стала няней ее детей: Ольги, затем Александра и Льва.

В 1792 году она была взята бабкой Пушкина Марией Алексеевной Ганнибал в качестве няни для племянника Алексея, сына брата Михаила. В 1795 году Мария Алексеевна подарила Арине Родионовне за безупречную службу отдельную избу в Кобрино. После рождения Ольги в 1797 году Арина Родионовна была взята в семью Пушкиных, где служила няней наряду со своей родственницей или однофамилицей Ульяной Яковлевой.

В 1807 году семейство Ганнибалов продало, вместе с крестьянами, земли в Петербургской губернии и переселилось в Опочецкий уезд Псковской губернии.

Арина Родионовна была «прикреплена» к хозяевам, а не к земле, поэтому была «исключена из продажи», и переехала с хозяевами в Псковскую губернию. В 1824—1826 годах, во время ссылки поэта, она жила в Михайловском. Этой крепостной крестьянке, старушке, посвятил свои стихи не только Пушкин, но и Языков. Ей в письмах к поэту передавали приветы друзья Пушкина.

После смерти Марии Алексеевны в 1818 году проживает у Пушкиных в Петербурге, на лето вместе с ними переезжая в усадьбу Михайловское Опочецкого уезда Псковской губернии. В 1824—1826 годах Арина Родионовна фактически разделила ссылку Пушкина в Михайловском. В ту пору Пушкин особенно сблизился с няней, слушал её сказки, записывал с её слов народные песни. По признанию поэта, Арина Родионовна была «оригиналом няни Татьяны» из «Евгения Онегина», няни Дубровского. Принято считать, что Арина также является прототипом мамки Ксении в «Борисе Годунове», княгининой мамки («Русалка»), женских образов романа «Арап Петра Великого».

Великий поэт, используя фольклор в своем творчестве, был обязан во многом этому своей няне. Возможно, поэтому Александр Пушкин говорил: «Если грядущее поколение будет чтить мое имя, должна быть не забыта и эта бедная старушка».

Именно Арина Родионовна рассказала Пушкину об избушке на курьих ножках, о мертвой царевне и семи богатырях.

Почти до 1811 г, до своего поступления в лицей, А. Пушкин жил под одной крышей с Ариной Родионовной. Неслучайно поэт, обращаясь к Арине Родионовне, часто называет ее не только «няней», но и «мамушкой». Особенно теплыми становятся отношения между поэтом и няней в селе Михайловском, в годы ссылки Пушкина. В Михайловском Арина Родионовна не просто стерегла усадьбу, но и вела все господские дела. Вот что писал поэт в те годы своему брату Льву: «До обеда пишу записки, поздно обедаю… Вечером сказки слушаю». Он записывал сказки, которых няня знала великое множество, песни, с интересом «собирал» сказанные ей поговорки, пословицы, народные выражения.

Последние годы своей жизни она жила в Петербурге в семье сестры поэта, Ольги Пушкиной (по мужу - Павлищевой). Арина Родионовна скончалась в возрасте 70 лет, в 1828 году. Такова простая история жизни няни А. Пушкина, которую он называл «наперсницей волшебной старины», «подругой юности моей», «доброй подружкой» и т.д. Сам поэт в своих произведениях создал романтический образ любимой няни. Этот замысел был продолжен его современниками. Мы практически не знаем о том, какой была Арина Родионовна в реальной жизни. Даже о ее внешности сказано всего несколько строк: «Старушка почтенная - лицом полная, седая, любившая своего питомца…»


Источники: , .

Имя няни великого поэта Арины Родионовны известно практически каждому школьнику. Все знают и о том, что няня любила, как она говорила, своего «ангела Александра Сергеевича». Ее доброту и привязанность поэт всегда ценил.

Пушкин не раз говорил о том, что Арина Родионовна стала прототипом няни главной героини Татьяны в поэме «Евгений Онегин». Арину Родионовну он также «вывел» в ряде женских образов в трагедии «Борис Годунов», пьесе «Русалка», романе «Арап Петра Великого». Немало ей было посвящено стихотворных строк.

Однако до нас не дошла полная биография Арины Родионовны, воспоминания о ней встречаются в записях некоторых современников Пушкина, но многие из них поверхностны. Возможно, поэтому пушкинисты и по сей день ведут споры о самой Арине Родионовне и о той роли, которую она сыграла в жизни и творчестве поэта…

Арина Родионовна (1758-1827) родилась в деревне Суйда (есть и другое мнение - в д. Лампово), что в Копорском уезде Петербургской губернии. Известно, что в семье крепостного Родиона Яковлева было семь детей. Девочку дома звали Ариной, это просторечная форма имени Ирина. Поскольку крепостная крестьянка не могла иметь своей фамилии, то в метрических документах она записана как Родионова, по имени отца. В литературе она известна как Арина Родионовна, реже под фамилией Яковлева. И совсем не упоминается как Матвеева, под фамилией мужа. В тогдашнем быту для всех она была Родионовной (в старости). Кстати, сам Пушкин не называл ее по имени, для него она всегда оставалась няней.

Когда прадед великого поэта - А. П. Ганнибал, купил деревни в Копорском уезде у графа Ф. А. Апраксина, то вместе с деревнями он выкупил и крепостных, в том числе и Арину. Девочка рано познала нищету, тяготы крестьянской жизни. Известно только, что в 23 года Арина Родионовна вышла замуж и переехала жить в село Кобрино, недалеко от Гатчины. Хозяева забрали ее в няньки.

Бабушка Пушкина, М. А. Ганнибал, сначала «передала» молодой няне в руки своего племянника Алексея, сына брата, а когда в семье появилась первая ее внучка Ольга, старшая сестра поэта, Арина Родионовна стала жить в их доме почти постоянно. Вместе с ней в доме жила кормилица будущего поэта, однофамилица Арины Родионовны, Ульяна Яковлева. По некоторым данным, она и была первой няней маленького Саши.

Есть сведения и о том, что дом, в котором жила семья Арины Родионовны, М. А. Ганнибал ей подарила в благодарность за хорошую работу. Когда члены большого семейства Пушкиных стали перебираться в Москву, они продавали земли, ранее им принадлежавшие, покупали новые, - и всюду за ними следовала Арина Родионовна. Это и понятно. Ее муж к тому времени умер от пьянства. Она (у нее было четверо малолетних детей) верой и правдой служила господам. Есть версия, что бабка Пушкина хотела дать няне вольную, но та отказалась. По другой версии известно, что М. А. Ганнибал сначала думала отпустить Арину Родионовну, но не стала этого делать.

Почти до 1811 года, до своего поступления в лицей, А. Пушкин жил под одной крышей с Ариной Родионовной. Неслучайно поэт, обращаясь к Арине Родионовне, часто называет ее не только «няней», но и «мамушкой». Особенно теплыми становятся отношения между поэтом и няней в селе Михайловском, в годы ссылки Пушкина. В Михайловском Арина Родионовна не просто стерегла усадьбу, но и вела все господские дела. Вот что писал поэт в те годы своему брату Льву: «До обеда пишу записки, поздно обедаю… Вечером сказки слушаю» . Он записывал сказки, которых няня знала великое множество, песни, с интересом «собирал» сказанные ей поговорки, пословицы, народные выражения. Существует мнение, что именно Арина Родионовна рассказала Пушкину об избушке на курьих ножках, о мертвой царевне и семи богатырях.

Последние годы своей жизни она жила в Петербурге в семье сестры поэта, Ольги Пушкиной (по мужу - Павлищевой). Арина Родионовна скончалась в возрасте 70 лет, в 1828 году. Такова простая история жизни няни А. Пушкина, которую он называл «наперсницей волшебной старины», «подругой юности моей», «доброй подружкой» и т.д.

Сам поэт в своих произведениях создал романтический образ любимой няни. Этот замысел был продолжен его современниками. Мы практически не знаем о том, какой была Арина Родионовна в реальной жизни. Даже о ее внешности сказано всего несколько строк: «Старушка почтенная - лицом полная, седая, любившая своего питомца…»

Но уже после смерти Арины Родионовны многие пушкинисты стали излишне преувеличивать ее роль в творчестве поэта. В советское время роль Арины Родионовны возрастает с новой силой. В торжественной обстановке отмечают ее юбилеи. Один из них связан со 180-летием со дня рождения, другой был приурочен к 110-й годовщине со дня смерти.

Однако, как раньше, так и сейчас, существует противоположная версия образа Арины Родионовны. Некоторые ученые ссылаются на то, что нигде сам поэт не называет няню своей наставницей, покровительницей, руководительницей, посредницей, как это трактовал биограф Пушкина, П. В. Анненков. Сторонники этого мнения заявляют, что Арина Родионовна была обычной, заурядной женщиной, но словоохотливой и доброй. И, как отметил в своих воспоминаниях поэт Н. Языков: «…и веселая собутыльница». Но если открыть сочинения А. Пушкина, то он по сравнению со своей няней, мог бы именоваться горьким пьяницей, поскольку много раз описывал всякого рода застолья.

Но если отрешиться от мифов и вымыслов вокруг имени Арины Родионовны, то можно назвать, по крайней мере, два неоспоримых факта. Великий поэт, используя фольклор в своем творчестве, был обязан во многом этому своей няне. И бесспорно, что она любила своего воспитанника, ничего не требуя взамен.

Возможно, поэтому Александр Пушкин говорил: «Если грядущее поколение будет чтить мое имя, должна быть не забыта и эта бедная старушка» .