Описание и анализ пьесы "троянской войны не будет" жироду.

Год написания:

1935

Время прочтения:

Описание произведения:

Жан Жироду, французский писатель, написал пьесу "Троянской войны не будет" в 1935 году. Сюжетная линия произведения подразумевает достаточно свободное истолкование автором мифа древней Греции.

Пьеса отличается живыми и яркими подробностями, помогающими представить картину тех времен, и необычное видение автора. Прочитайте краткое содержание драмы "Троянской войны не будет".

Краткое содержание драмы
Троянской войны не будет

Сюжет представляет собой вольное истолкование древнегреческого мифа. Троянский царевич Парис уже похитил Елену Спартанскую, но война пока не началась. Еще живы царь Приам и Гектор, не стали рабынями Андромаха и вещая Кассандра, не погибла под жертвенным ножом юная Поликсена, не рыдает над развалинами Трои Гекуба, оплакивая мертвых детей и мужа. Троянской войны не будет, ибо великий Гектор, одержав полную победу над варварами, возвращается в родной город с одной мыслью - врата войны должны быть замкнуты навеки.

Андромаха уверяет Кассандру, что войны не будет, ибо Троя прекрасна, а Гектор мудр. Но у Кассандры имеются свои доводы - глупость людей и природы делают войну неизбежной. Троянцы погибнут из-за нелепого убеждения, будто мир принадлежит им. Пока Андромаха предается наивным надеждам, рок открывает глаза и потягивается - его шаги раздаются уже совсем близко, но никто не желаетих слышать! На радостный возглас Андромахи, приветствующей мужа, Кассандра отвечает, что это и есть рок, а брату своему сообщает страшную весть - скоро у него родится сын. Гектор признается Андромахе, что раньше любил войну - но в последнем сражении, склонившись над трупом врага, вдруг узнал в нем себя и ужаснулся. Троя не станет воевать с греками ради Елены - Парис должен вернуть ее во имя мира. Расспросив Париса, Гектор приходит к выводу, что ничего непоправимого не произошло: Елена была похищена во время купания в море, следовательно, Парис не обесчестил греческую землю и супружеский дом - поношению подверглось лишь тело Елены, но греки обладают способностью превращать в поэтическую легенду любой неприятный для них факт. Однако Парис отказывается вернуть Елену, ссылаясь на общественное мнение - вся Троя влюблена в эту прекрасную женщину. Дряхлые старцы карабкаются на крепостную стену, чтобы хоть одним глазком взглянуть на нее. В истинности этих слов Гектор убеждается очень скоро: убеленный сединами Приам стыдит молодых троянских воинов, разучившихся ценить красоту, поэт Демокос призывает сложить гимны в ее честь, ученый Геометр восклицает, что только благодаря Елене троянский пейзаж обрел совершенство и законченность. Одни лишь женщины горой стоят за мир: Гекуба пытается воззвать к здоровому патриотизму (любить блондинок неприлично!), а Андромаха превозносит радости охоты - пусть мужчины упражняются в доблести, убивая оленей и орлов. Пытаясь сломить сопротивление земляков и родни, Гектор обещает уговорить Елену - она конечноже согласится уехать ради спасения Трои. Начало беседы внушает Гектору надежду. Выясняется, что спартанская царица способна видеть только нечто яркое и запоминающееся: например, ей никогда не удавалось разглядеть своего мужа Менелая, зато Парис отлично смотрелся на фоне неба и был похож на мраморную статую - правда, в последнее время Елена стала видеть его хуже. Но это отнюдь не означает, будто она согласна уехать, поскольку ей никак не удается увидеть своего возвращения к Менелаю.

Гектор рисует красочную картину: сам он будет на белом жеребце, троянские воины - в пурпурных туниках, греческий посол - в серебряном шлеме с малиновым плюмажем. Неужели Елена не видит этот яркий полдень и темно-синее море? А видит ли она зарево пожарища над Троей? Кровавую битву? Обезображенный труп, влекомый колесницей? уж не Парис ли это? Царица кивает: лица она разглядеть не может, зато узнает бриллиантовый перстень. А видит ли она Андромаху, оплакивающую Гектора? Елена не решается ответить, и взбешенный Гектор клянется убить ее, если она не уедет - пусть все вокруг станет совершенно тусклым, но зато это будет мир. Тем временем к Гектору спешат один за другим гонцы с дурными известиями: жрецы не желают закрывать врата войны, поскольку внутренности жертвенных животных запрещают это делать, а народ волнуется, ибо греческие корабли подняли флаг на корме - тем самым Трое нанесено страшное оскорбление! Гектор с горечью говорит сестре, что за каждой одержанной им победой таится поражение: он покорил своей воле и Париса, и Приама, и Елену - а мир все равно ускользает. После его ухода Елена признается Кассандре в том, что не посмела сказать раньше: она отчетливо видела ярко-красное пятно на шейке сына Гектора. По просьбе Елены Кассандра вызывает Мир: он по-прежнему красив, но на него страшно смотреть - так он бледен и болен!

У врат войны все готово к церемонии закрытия - ждут только Приама и Гектора. Елена кокетничает с юным царевичем Троилом: она видит его настолько хорошо, что обещает поцелуй. А Демокос призывает сограждан готовиться к новым сражениям: Трое выпала великая честь биться не с какими-то жалкими варварами, а с законодателями мод - греками. Отныне место в истории городу обеспечено, ибо война похожа на Елену - обе они прекрасны. К сожалению, Троя легкомысленно относится к этой ответственной роли - даже в национальном гимне воспеваются только мирные радости хлебопашцев. В свою очередь Геометр утверждает, что троянцы пренебрегают эпитетами и никак не научатся оскорблять своих врагов. Опровергая это утверждение, Гекуба яростно клеймит обоих идеологов, а войну сравнивает с уродливым и зловонным обезьяньим задом. Спор прерывается с появлением царя и Гектора, уже вразумившего жрецов. Но Демокос приготовил сюрприз: знаток международного права Бузирис авторитетно заявляет, что троянцы обязаны сами объявить войну, ибо греки расположили свой флот лицом к городу, а флаги вывесили на корме. Кроме того, в Трою ворвался буйный Аякс: он грозится убить Париса, но это оскорбление можно считать мелочью в сравнении с двумя другими. Гектор, прибегнув к прежней методе, предлагает Бузирису выбирать между каменным мешком и щедрой платой за труды, и в результате мудрый законовед меняет свое толкование: флаг на корме - это дань уважения мореплавателей к земледельцам, а построение лицом - знак душевной приязни. Гектор, одержавший очередную победу, возглашает, что честь Трои спасена. Обратившись с речью к павшим на поле брани, он взывает ких помощи - врата войны медленно закрываются, и маленькая Поликсена восхищается силой мертвецов. Появляется гонец с известием, что греческий посол Улисс сошел на берег. Демокос с отвращением затыкает уши - ужасная музыка греков оскорбляет слух троянцев! Гектор приказывает принять Улисса с царскими почестями, и в этот момент появляется подвыпивший Аякс. Пытаясь вывести из себя Гектора, он поносит его последними словами, а затем бьет по лицу. Гектор сносит это стоически, но Демокос поднимает страшный крик - и теперь уже Гектор дает ему пощечину. Восхищенный Аякс немедленно проникается к Гектору дружескими чувствами и обещает уладить все недоразумения - разумеется, при условии, что троянцы отдадут Елену.

С этого же требования начинает переговоры Улисс. К его великому изумлению, Гектор соглашается вернуть Елену и заверяет, что Парис даже пальцем к ней не прикоснулся. Улисс иронически поздравляет Трою: в Европе о троянцах сложилось иное мнение, но теперь все будут знать, что сыновья Приама ничего не стоят как мужчины. Возмущению народа нет предела, и один из троянских матросов расписывает в красках, чем занимались Парис с Еленой на корабле. В этот момент с неба спускается вестница Ирида, дабы возвестить троянцам и грекам волю богов. Афродита приказывает не разлучать Елену с Парисом, иначе будет война. Паллада же велит немедленно разлучить их, иначе будет война. А владыка Олимпа Зевс требует разлучить их, не разлучая: Улисс с Гектором должны, оставшись с глазу на глаз, разрешить эту дилемму - иначе будет война. Гектор честно признается, что в словесном поединке у него шансов нет. Улисс отвечает, что не хочет воевать ради Елены - но чего желает сама война? Судя по всему, Греция и Троя избраны роком для смертельной схватки - однако Улисс, будучи любопытен от природы, готов пойти наперекор судьбе. Он согласен забрать Елену, но путь до корабля очень долог - кто знает, что произойдет за эти несколько минут? Улисс уходит, и тут появляется вдребезги пьяный Аякс: не слушая никаких увещеваний, он пытается поцеловать Андромаху, которая нравится ему куда больше, чем Елена. Гектор уже замахивается копьем, но грек все же отступает - и тут врывается Демокос с воплем, что троянцев предали. Всего лишь на одно мгновение выдержка изменяет Гектору. Он убивает Демокоса, но тот успевает крикнуть, что стал жертвой буйного Аякса. Разъяренную толпу уже ничем нельзя остановить, и врата войны медленно открываются - за ними Елена целуется с Троилом. Кассандра возвещает, что троянский поэт мертв - отныне слово принадлежит поэту греческому.

Обращаем ваше внимание, что краткое содержание драмы "Троянской войны не будет" не отражает полной картины событий и характеристику персонажей. Рекомендуем вам к прочтению полную версию произведения.

Сюжет представляет собой вольное истолкование древнегреческого мифа. Троянский царевич Парис уже похитил Елену Спартанскую, но война пока не началась. Еще живы царь Приам и Гектор, не стали рабынями Андромаха и вещая Кассандра, не погибла под жертвенным ножом юная Поликсена, не рыдает над развалинами Трои Гекуба, оплакивая мертвых детей и мужа. Троянской войны не будет, ибо великий Гектор, одержав полную победу над варварами, возвращается в родной город с одной мыслью - врата войны должны быть замкнуты навеки.

Андромаха уверяет Кассандру, что войны не будет, ибо Троя прекрасна, а Гектор мудр. Но у Кассандры имеются свои доводы - глупость людей и природы делают войну неизбежной. Троянцы погибнут из-за нелепого убеждения, будто мир принадлежит им. Пока Андромаха предается наивным надеждам, рок открывает глаза и потягивается - его шаги раздаются уже совсем близко, но никто не желает их слышать! На радостный возглас Андромахи, приветствующей мужа, Кассандра отвечает, что это и есть рок, а брату своему сообщает страшную весть - скоро у него родится сын. Гектор признается Андромахе, что раньше любил войну - но в последнем сражении, склонившись над трупом врага, вдруг узнал в нем себя и ужаснулся. Троя не станет воевать с греками ради Елены - Парис должен вернуть её во имя мира. Расспросив Париса, Гектор приходит к выводу, что ничего непоправимого не произошло: Елена была похищена во время купания в море, следовательно, Парис не обесчестил греческую землю и супружеский дом - поношению подверглось лишь тело Елены, но греки обладают способностью превращать в поэтическую легенду любой неприятный для них факт. Однако Парис отказывается вернуть Елену, ссылаясь на общественное мнение - вся Троя влюблена в эту прекрасную женщину. Дряхлые старцы карабкаются на крепостную стену, чтобы хоть одним глазком взглянуть на нее. В истинности этих слов Гектор убеждается очень скоро: убеленный сединами Приам стыдит молодых троянских воинов, разучившихся ценить красоту, поэт Демокос призывает сложить гимны в её честь, ученый Геометр восклицает, что только благодаря Елене троянский пейзаж обрел совершенство и законченность. Одни лишь женщины горой стоят за мир: Гекуба пытается воззвать к здоровому патриотизму (любить блондинок неприлично!), а Андромаха превозносит радости охоты - пусть мужчины упражняются в доблести, убивая оленей и орлов. Пытаясь сломить сопротивление земляков и родни, Гектор обещает уговорить Елену - она конечно же согласится уехать ради спасения Трои. Начало беседы внушает Гектору надежду. Выясняется, что спартанская царица способна видеть только нечто яркое и запоминающееся: например, ей никогда не удавалось разглядеть своего мужа Менелая, зато Парис отлично смотрелся на фоне неба и был похож на мраморную статую - правда, в последнее время Елена стала видеть его хуже. Но это отнюдь не означает, будто она согласна уехать, поскольку ей никак не удается увидеть своего возвращения к Менелаю.

Гектор рисует красочную картину: сам он будет на белом жеребце, троянские воины - в пурпурных туниках, греческий посол - в серебряном шлеме с малиновым плюмажем. Неужели Елена не видит этот яркий полдень и темно-синее море? А видит ли она зарево пожарища над Троей? Кровавую битву? Обезображенный труп, влекомый колесницей? Уж не Парис ли это? Царица кивает: лица она разглядеть не может, зато узнает бриллиантовый перстень. А видит ли она Андромаху, оплакивающую Гектора? Елена не решается ответить, и взбешенный Гектор клянется убить её, если она не уедет - пусть все вокруг станет совершенно тусклым, но зато это будет мир. Тем временем к Гектору спешат один за другим гонцы с дурными известиями: жрецы не желают закрывать врата войны, поскольку внутренности жертвенных животных запрещают это делать, а народ волнуется, ибо греческие корабли подняли флаг на корме - тем самым Трое нанесено страшное оскорбление! Гектор с горечью говорит сестре, что за каждой одержанной им победой таится поражение: он покорил своей воле и Париса, и Приама, и Елену - а мир все равно ускользает. После его ухода Елена признается Кассандре в том, что не посмела сказать раньше: она отчетливо видела ярко-красное пятно на шейке сына Гектора. По просьбе Елены Кассандра вызывает Мир: он по-прежнему красив, но на него страшно смотреть - так он бледен и болен!

У врат войны все готово к церемонии закрытия - ждут только Приама и Гектора. Елена кокетничает с юным царевичем Троилом: она видит его настолько хорошо, что обещает поцелуй. А Демокос призывает сограждан готовиться к новым сражениям: Трое выпала великая честь биться не с какими-то жалкими варварами, а с законодателями мод - греками. Отныне место в истории городу обеспечено, ибо война похожа на Елену - обе они прекрасны. К сожалению, Троя легкомысленно относится к этой ответственной роли - даже в национальном гимне воспеваются только мирные радости хлебопашцев. В свою очередь Геометр утверждает, что троянцы пренебрегают эпитетами и никак не научатся оскорблять своих врагов. Опровергая это утверждение, Гекуба яростно клеймит обоих идеологов, а войну сравнивает с уродливым и зловонным обезьяньим задом. Спор прерывается с появлением царя и Гектора, уже вразумившего жрецов. Но Демокос приготовил сюрприз: знаток международного права Бузирис авторитетно заявляет, что троянцы обязаны сами объявить войну, ибо греки расположили свой флот лицом к городу, а флаги вывесили на корме. Кроме того, в Трою ворвался буйный Аякс: он грозится убить Париса, но это оскорбление можно считать мелочью в сравнении с двумя другими. Гектор, прибегнув к прежней методе, предлагает Бузирису выбирать между каменным мешком и щедрой платой за труды, и в результате мудрый законовед меняет свое толкование: флаг на корме - это дань уважения мореплавателей к земледельцам, а построение лицом - знак душевной приязни. Гектор, одержавший очередную победу, возглашает, что честь Трои спасена. Обратившись с речью к павшим на поле брани, он взывает к их помощи - врата войны медленно закрываются, и маленькая Поликсена восхищается силой мертвецов. Появляется гонец с известием, что греческий посол Улисс сошел на берег. Демокос с отвращением затыкает уши - ужасная музыка греков оскорбляет слух троянцев! Гектор приказывает принять Улисса с царскими почестями, и в этот момент появляется подвыпивший Аякс. Пытаясь вывести из себя Гектора, он поносит его последними словами, а затем бьет по лицу. Гектор сносит это стоически, но Демокос поднимает страшный крик - и теперь уже Гектор дает ему пощечину. Восхищенный Аякс немедленно проникается к Гектору дружескими чувствами и обещает уладить все недоразумения - разумеется, при условии, что троянцы отдадут Елену.

С этого же требования начинает переговоры Улисс. К его великому изумлению, Гектор соглашается вернуть Елену и заверяет, что Парис даже пальцем к ней не прикоснулся. Улисс иронически поздравляет Трою: в Европе о троянцах сложилось иное мнение, но теперь все будут знать, что сыновья Приама ничего не стоят как мужчины. Возмущению народа нет предела, и один из троянских матросов расписывает в красках, чем занимались Парис с Еленой на корабле. В этот момент с неба спускается вестница Ирида, дабы возвестить троянцам и грекам волю богов. Афродита приказывает не разлучать Елену с Парисом, иначе будет война. Паллада же велит немедленно разлучить их, иначе будет война. А владыка Олимпа Зевс требует разлучить их, не разлучая: Улисс с Гектором должны, оставшись с глазу на глаз, разрешить эту дилемму - иначе будет война. Гектор честно признается, что в словесном поединке у него шансов нет. Улисс отвечает, что не хочет воевать ради Елены - но чего желает сама война? Судя по всему, Греция и Троя избраны роком для смертельной схватки - однако Улисс, будучи любопытен от природы, готов пойти наперекор судьбе. Он согласен забрать Елену, но путь до корабля очень долог - кто знает, что произойдет за эти несколько минут? Улисс уходит, и тут появляется вдребезги пьяный Аякс: не слушая никаких увещеваний, он пытается поцеловать Андромаху, которая нравится ему куда больше, чем Елена. Гектор уже замахивается копьем, но грек все же отступает - и тут врывается Демокос с воплем, что троянцев предали. Всего лишь на одно мгновение выдержка изменяет Гектору. Он убивает Демокоса, но тот успевает крикнуть, что стал жертвой буйного Аякса. Разъяренную толпу уже ничем нельзя остановить, и врата войны медленно открываются - за ними Елена целуется с Троилом. Кассандра возвещает, что троянский поэт мертв - отныне слово принадлежит поэту греческому.

Коммерсант , 21 октября 2009 года

Троя с плюсом

"Троянской войны не будет" в Театре Станиславского

Московский театр имени Станиславского показал премьеру спектакля по пьесе классика французской драматургии прошлого века Жана Жироду "Троянской войны не будет" в постановке худрука театра Александра Галибина. Рассказывает РОМАН ДОЛЖАНСКИЙ.

Александр Галибин, кажется, всерьез взялся за реанимацию европейской драматургической классики. Почти год назад начал он возрождение театра имени Станиславского с философско-абсурдистской "Аварии" Фридриха Дюрренматта. Потом, правда, последовали развесело-развесистые "Бабьи сплетни" Гольдони - но таков уж закон сегодняшних суровых будней великого русского репертуарного театра: раз поставил что-то "для души", накорми в следующий раз неумолимую кассу. Жан Жироду в этой классификации должен проходить, безусловно, по разряду "для души" - автор демократическому зрителю почти неизвестный, наверняка некассовый, да и название не сулит ажиотажного спроса.

Пьеса Жироду, впервые поставленная в Париже в середине 30-х годов, представляет собой весьма вольное истолкование античного мифа. Повод к войне уже дан: Парис похитил прекрасную Елену и перевез ее к себе в Трою. Но военные действия пока не начались, еще не придуман троянский конь, не плачет у развалин павшего города Гекуба, не взята в плен Кассандра, еще жив Гектор. И не просто жив, а прилагает все усилия для того, чтобы вернуть Елену Спартанскую царю Менелаю и тем самым предотвратить военное столкновение. Когда пьеса появилась, автора хвалили за остроумие и гуманизм, ругали за фатализм, релятивизм и еще за что-то, но уже спустя десятилетие, когда кончилась война, пережить которую ему было не суждено, все признали Жироду пророком.

Возможно (не дай бог, однако) через какое-то время и Александр Галибин будет признан провидцем. Или хотя бы "реаниматором" Жироду - ведь не было у нас с середины 1970-х годов, когда "Троянской войны не будет" ставил в Петербурге Петр Фоменко, значительных постановок этой пьесы. Но сейчас близорукий рецензент вынужден признать, что не обнаружил в спектакле признаков опасности. Спектакль театра имени Станиславского - легкая сатира на современный высший свет: режиссер представил троянцев пожизненно отдыхающими богачами и поселил их на летней террасе с шезлонгами, кусочком песчаного пляжа и фальшивым античным портиком нуворишеского пошиба (сценография и костюмы Аллы Коженковой). Златокудрый нарцисс и бездельник Парис (Станислав Рядинский, перешедший в театр имени Станиславского из театра "Ленком"), стареющая модница Гекуба (Диана Рахимова), загадочная интеллектуалка Кассандра (Ирина Савицкова), комически манерный гей-поэт Демокос (Виктор Кинах), выбившаяся, видимо, из секретарш в "рублевские невесты" Андромаха (Анна Капалева) - все они легко и быстро складываются в единую картину, нарисованную красками знакомыми и грубоватыми, а потому не слишком интересными.

В пьесе Жана Жироду есть предощущение смертельной схватки с врагом, которая определяет слова и поступки героев. В спектакле Александра Галибина его нет. Нет противостояния, нет тревоги. Поэтому поступки неважны, а слова необязательны - остроумие и ирония автора, равно как и интеллектуальное напряжение диалогов, словно стерты. Собственно говоря, кто они, эти "враги" троянцев? Все чужаки легко укладываются в здешнее сообщество - и толкователь международного права Бузирис, похожий на угодливого, истово отрабатывающего любой заказ адвоката (Лера Горин), и циничный франт Улисс (Евгений Самарин). Да и хамоватый "неформал" Аякс (Павел Кузьмин) в красочном гриме гота и со спадающими на заднице брюками смотрится весьма органично. Что касается Гектора, то это вообще особый случай. Актер Виктор Тереля играет главного героя так, как играли Шекспира в восточном театре советских времен - вопя, рыча, сверкая очами и только что не кусая партнеров и зрителей.

Многое проясняет Ирина Гринева в роли Елены. Она появляется с музыкальным номером из-за серебристого занавеса-задника, поначалу похожая не то на Мэрилин Монро, не то на Мадонну. Но стоит ей приблизиться, снять концертный шиньон, открыть рот и вступить в диалог, как прообраз героини безошибочно угадан - конечно же, это Анастасия Волочкова (театральная молва утверждает, что поначалу на роль Елены хотели пригласить саму поп-балерину).

Дальнейшее, включая статично-зловещий финал с трупом Демокоса, преувеличенно-трагическим лицом Гектора и выразительным пророчеством Кассандры, на самом деле большого значения не имеет. Под войной Александр Галибин, судя по всему, имеет в виду сегодняшнюю светскую возню, в которой яблоками раздора (вернее, разборок) и центрами внимания служат какие-то беспросветные дуры с коровьими глазами и густым макияжем. Троянской войны у нас не будет, ясное дело. Но все погибнут - или уже погибли - не уезжая с дач, курортов и вечеринок, то бишь, как шутили во времена оны, в борьбе за мир.

Новые известия, 29 октября 2009 года

Ольга Егошина

Разборки в Трое

В Театре имени Станиславского поставили спектакль в духе разухабистого капустника

Премьера по пьесе «Троянской войны не будет» классика французской драматургии Жана Жироду состоялась в Театре имени Станиславского. По словам худрука театра и постановщика спектакля Александра Галибина, выбор пьесы Жироду, давно не ставившейся в России, принципиален для нового курса театра, сделавшего ставку на интеллектуальную европейскую драму.

Романист, драматург, дипломат, Жан Жироду писал свою интеллектуальную притчу в середине 1930-х годов, когда тень фашизма уже лежала на Европе. Потрясенный бойней Первой мировой войны, о которой он написал три книги фронтовых воспоминаний, Жироду остро чувствовал разлитую в воздухе 30-х военную тревогу. Античный миф о похищенной сыном троянского царя Елене Спартанской и оскорбленных греках, о долгой войне во имя чести был для писателя только поводом для размышлений куда более злободневных. Жироду интересовало, из какого сора рождается война: из опасного идеализма одних, из тщеславия других, из торговых расчетов и политических амбиций. В пьесе есть размышления о ровной поступи рока, о стуке судьбы. Но есть и зарисовки современных престарелых глав государств (Приам), угодливых дипломатов (Бузирис) и неукротимых поэтов (Демокос), страстно мечтающих писать военные марши и сатиры на врага… Современники Жироду аплодировали смелости и остроумию автора, хотя и не хотели верить в его предчувствия.

Александр Галибин поставил эту злобную сатиру-пророчество в духе развеселого капустника. На сцене Театра Станиславского Троя похожа на пляж пятизвездочного отеля: стоят деревянные шезлонги, снуют официанты, разливая спиртное и разнося чашечки кофе. Обмениваясь многозначительными фразами о долге, войне, мире, красоте, действующие лица не забывают прихватить бокал с подноса и дружелюбно чокнуться друг с другом. Война войною, а не пропадать же напиткам!

Каждый отдыхающий, то бишь персонаж, одет на свой причудливый лад (сценография и костюмы Аллы Коженковой). Парис (Станислав Рядинский) щеголяет в шелковом халате, небрежно волочащемся по полу. Гекуба (Диана Рахимова) предпочитает кожаный костюм для верховой езды. Гей-поэт Демокос (Виктор Кинах) демонстрирует перстни с разноцветными камнями величиной с голубиное яйцо. Кассандра (Ирина Савицкая) предпочитает черные вечерние платья с декольте. А Андромаха (Анна Капалева) – костюмчик-матроску. Очень немолодой Гектор (Виктор Тереля) щеголяет в красном военном мундире до пят. Елена (Ирина Гринева) и вовсе появляется на сцене с огромным шиньоном белокурых волос и бусами на самых привлекательных частях тела. Она темпераментно танцует зажигательный папуасский танец. Всезнающие коллеги объясняют в антракте, что на роль Елены приглашали Анастасию Волочкову, поскольку, по мнению Галибина, сегодняшняя Елена совсем недавно слезла с дерева.

Персонажи Жироду в спектакле Театра Станиславского не только вразнобой одеты. Играют актеры тоже каждый в своей манере. Одаренная артистка Гринева невинно хлопает глазами (предварительно сняв накладные ресницы), принимает соблазнительные позы, манерно вскрикивает чайкой и показывает элементы аэробики на заднем плане. Кассандра удобно устраивается на шезлонге, говорит с паузами и прихлебывает из своего бокала. Гекуба пьет истово и то и дело порывисто исчезает в кулисах. Бузирис говорит голосом маленькой девочки и манерно всплескивает руками… Наконец, Гектор рычит в такой пафосной манере, о которой русский поэт Николай Некрасов как-то сказал: «И диким зверем завывал широкоплечий трагик». Возможно, что талантливый актер и режиссер Виктор Тереля таким образом пытается компенсировать общий прохладный градус и вялый ритм спектакля. Но, увы, его усилия имеют обратный эффект.

Как выясняется, благие намерения – такие, скажем, как намерения Александра Галибина «интеллектуализировать репертуар», – мало только провозгласить. Они требуют обеспечения талантом. Требуют кропотливой работы по созданию ансамбля из разрозненных имен. Наконец, выбор пьесы Жироду просто обязывает любого постановщика к определению собственной позиции: ты веришь в близкую войну? Или тебе кажется, что ее может не быть? Надо возненавидеть эту приближающуюся войну и осознать ее тень. А иначе на сцене остается скучноватая переброска пустыми репликами, манерные мизансцены, причудливые костюмы и полная невнятица финала.

НГ , 23 октября 2009 года

Лариса Каневская

Будет – не будет

Александр Галибин поставил в Театре Станиславского интеллектуальную драму Жана Жироду

Худрук Александр Галибин взялся за театр всерьез. Кажется, безнадежная махина, толкаемая им с величайшим трудом, наконец-то покатилась с места и даже как-то с ускорением. Об этом свидетельствует и новая его премьера – «Троянской войны не будет», хотя и не без недостатков, она свидетельствует о векторе движения театра.

Пьеса Жана Жироду, кроме прочего, примечательна тем, что герои всем знакомы с детства: древнюю Грецию в хороших школах изучают досконально в младших классах по научно-популярным пересказам Одиссеи и Илиады, а тут – довольно свободное и ироничное повествование о «делах давно минувших дней». Злободневные и никем до конца не решаемые вопросы войны и мира, проблемы выбора, переделы собственности…. В мире, где правят мужчины, женщина относится к объектам собственности, поэтому неудивительно, что похищение красавицы Елены послужило поводом к выяснению отношений, а затем и столкновению народов. Украли!

Кассандра, известная одинаково и талантом прорицательницы, и тем, что в ее прорицания никто не верил, зрила войну издалека. К войне в те давние времена готовились и готовы были почти все и всегда, все, но только не Андромаха и Гектор, счастливые своей семейной жизнью и ожиданием ребенка. Гектор только что вернулся с полей сражений, там насмотрелся на предсмертную агонию раненых и вот, пацифистсое семя упало в добрую почву: он больше не хочет ввязываться в безумие битв. Гектор понимает, что маленькая Троя обречена и готов теперь любой ценой удержать мир. Но спесивое окружение, не слышащее, не видящее смертельной опасности, не желает образумиться. У каждого - свои соображения, но, кажется, что только Гектору есть что терять. Ведь война – утоляет мечты тщеславцев, разумеется когда они выходят победителями.

У Гектора (Виктор Тереля) – роль бенефисная, очень значимая и выигрышная, жаль, что актер срывается постоянно в истерику, не выдерживая благородного достоинства своего героя. Не подобает почтенному мужу орать, топать ногами и брызгать слюной во все стороны. К тому же трагедия – как жанр – как-то особенно не терпит крика. Чем больше крика на сцене, тем ниже трагический градус. Надо отдать должное актеру (и режиссеру), в кульминационной сцене, когда разукрашенный черной краской войны Аякс (яркий дебют Павла Кузьмина) приходит оскорблять благородного Гектора, лишь бы вывести Трою на тропу войны, тот ведет себя сдержанно и достойно. Так, что враг восхищенно отступает.

Но войну уже не остановить: глупость гламурно-разукрашенного придворного шута, доморощенного поэта Демокоса (Виктор Кинах), и самоуверенность Приама и Париса (Михаил Ремизов и Станислав Рядинский), юношеская заносчивость моряка (Гела Месхи), и хитроумность Улисса (Евгений Самарин) перевесили благоразумность Гектора. В этом Жироду, написавший свою пьесу незадолго до начала Второй мировой, не отступает от правды истории и мифа. Интеллектуальная драма, говорливая и многословная французская пьеса, не входит в круг востребованных нашей публикой, особенно, конечно, в нынешнее время, но худо-бедно зрители справляются с плотностью текста, и даже живо реагируют, особенно, конечно, когда появляется возможность посмеяться. Или – когда на сцену выходят актрисы.

Женские роли – удача спектакля.

Появление Елены обставлено с помпой, пригодной скорее для кабаретной дивы (хореография и музыкальное оформление Эдвальда Смирнова). Она и выходит почти нагишом, прикрытая в двух местах плотно нанизанными бусами. Ирине Гриневой удается не разочаровать публику, все буквально просыпаются и впиваются в нее взглядами. Сексапильный образ великолепной блондинки удался Ирине Гриневой. Отпев и оттанцевав, ее Елена устало, как и положено звездной актрисе и царице, непринужденно снимает шиньон и накладные ресницы, легко превращается из куколки в обыкновенную стерву, чуть позже - в деловую леди, потом – в невинную глупышку, и, наконец, в смертельно уставшую от всеобщего безумия женщину.

Кассандра (Ирина Савицкова) – роковая девица, обладающая незаурядной внешностью и умом, с рождения обреченная на непонимание, и потому давно равнодушная к делам людским. Она пророчит с холодной отстраненностью, зная, что все напрасно, что конец неизбежен, и собственная смерть в первую очередь. Эта роль – первый выход Савицковой в Москве. До того она работала в Новосибирске и в Петербурге. Кажется, перед нами – большая актриса, способная увлечь и приковать к себе одним голосом, - сохраняя внешнюю отстраненность, как бы нейтральный цвет, она буквально завораживает своим голосом, в котором – как раз то самое, необходимое для трагедии богатство интонаций.

Андромаха (Анна Капалева) – живая, молодая, счастливая женщина. Ее огромные лучистые глаза полны любви к мужу и будущему ребенку. Она верит в могущество Гектора до самого конца, и со смертью мужа-героя ее жизнь теряет всякий смысл. Обреченно смотрит она с «городской стены» на истерзанный труп великого Гектора.

Вся история разворачивается на берегу моря, на белом песке, среди трех пляжных зонтиков и серебристого занавеса-задника, который хорош и как кабаретное зерокало, и как знак приговора судьбы, античного рока (сценография и костюмы Аллы Коженковой). Отдельный счет хочется предъявить программке: издевательски мелкий шрифт (не всякому зрителю по плечу, по глазам, то есть), кроме того, при всей известности греческих мифов, хотелось бы хоть что-то прочесть об авторе пьесы, о пьесе, да и о Трое и прекрасной Елене. Приятно, конечно, что в театре Станиславского такого высокого мнения о публике, но просвещения ради…

Культура , 28 октября 2009 года

Наталия Каминская

Содом с Гомером

"Троянской войны не будет". Театр имени К.С.Станиславского

Выпуская эту премьеру, главный режиссер Театра имени К.С. Станиславского Александр Галибин, разумеется, хотел как лучше. Пьеса - о происхождении бессмысленных войн, и эта тема, ясное дело, актуальна по-прежнему. Крупнейший представитель западной интеллектуальной драмы, творивший в прошлом веке, француз Жан Жироду написал парафраз античной истории, и, понятно, в ней есть заманчивый повод для театральной игры. На первый спектакль пригласили режиссера Петра Фоменко, который ставил эту "Троянскую войну" в 70-е годы в Ленинградском театре комедии, и тот спектакль звучал весьма остро, имел большой успех.

Однако все это нынче, здесь и сейчас, ровным счетом ничего не значит. Как бы ни прекрасна была греческая царица Елена, да еще в исполнении сильной актрисы Ирины Гриневой, ради ее эффектного появления на сцене 2009 года предприятие затевать не стоило. Тут, хочешь, не хочешь, а согласишься с троянским героем Гектором (Виктор Тереля), считавшим, что эта самая Елена не стоит войны, которая обязательно унесет тысячи жизней. Вообще, западноевропейская интеллектуальная драма, мощно возросшая между Первой и Второй мировыми войнами и не менее мощно звучавшая в театрах нескольких десятилетий, сейчас практически не востребована сценой. Случайного ничего не бывает - время безнадежно далеко ушло от любви и к словесным головоломкам, и к античным парафразам, и вообще ко всякого рода красивым иносказаниям на политические темы. Проще сказать - устарела пьеса изрядно. Если уж к ней и обращаться ради неустаревающей темы войн, то надобно искать некое радикально новое решение, вступать в диалог времен, подразумевающий дистанцию между социальным пылом интеллектуалов середины прошлого века и ироническим пофигизмом начала века нынешнего.

Но Александр Галибин, поставивший на сцене вместе с художником Аллой Коженковой пляжные зонтики и шезлонги (чай, дело происходит у теплых морей), видимо, посчитал, что это и есть современность. Тем более Елена при первом появлении одета точь-в-точь как плохая девочка из бара, а Парис (Станислав Рядинский), лоботряс порядочный, бегает в каких-то вполне сиюминутных штанах. Задник же в спектакле все время бликует чем-то металлическим - вроде как щиты и мечи там, в Греции, уже наготове. А на самом деле он предательски похож на ткань с люрексом, бич вечерних платьев наших безвкусных дам, которые, к слову сказать, нынче предпочитают иные материалы, то есть и это увлечение уже в прошлом. К финалу, когда Троянская война все-таки разразится, сцену накроет удушливый ползучий дым, и несчастный артист Виктор Кинах в роли убиенного поэта Демокоса будет, лежа на подмостках, литрами его глотать. И подумаешь, что этот дым следует в наших театрах запретить каким-нибудь специальным циркуляром, дабы сохранить не только эстетическое здоровье зрителей, но и физическое - актеров. Заодно хорошо бы запретить прием рапида, надоевший еще лет двадцать назад в сотнях спектаклей с трагическими финалами. Ан, и рапид в спектакле Театра имени К.С.Станиславского тут как тут.

Несмотря на усилия артистов, все в постановке Галибина звучит безнадежно архаично. В первую очередь, конечно, текст с его старомодными интеллектуальными красотами и лабиринтами. Подается он весьма темпераментно, что никак не меняет дела, ибо на сцене царит среднестатистическое "ремесло", находящееся вне "вчера", "сегодня" и "завтра". Исключение составляют только двое: Лера Горин, ярко и гротескно сыгравший в эпизоде демагога Бузириса, знатока международного права, и Ирина Гринева. Ее Елена вообще кажется персонажем из другого спектакля. В пьесе греческая царица наделена даром видеть яркие образы, но в спектакле она, совершенно вне общей, унылой логики повествования оказывается еще и женщиной-оборотнем, существом, меняющим не только личины, но и внутреннюю суть. Елена Ирины Гриневой то красивая дорогая игрушка, то циничная стерва, то умница, то дурочка. Актриса играет остро и остраненно, как, вероятно, и следовало бы играть всю эту пьесу, написанную не античным Гомером, но интеллектуалом ХХ века Жироду. Увы, заявленный ею стиль не только не спасает общей постановочной беспомощности, но, напротив, добавляет неразберихи. Тем более что Жироду не удовлетворил всем режиссерским требованиям, понадобился еще сам Гомер. И вот под занавес, после двух часов французского рационализма наступает античный "катарсис": Кассандра - Ирина Савицкова натурально исполняет песнь из "Илиады", шестистопным ямбом да с цезурой, да с надрывом. Это чтобы мы невзначай не забыли, что Гектора-то убили, и Приам помер, и вообще ничем хорошим Троянская война не кончилась.

Сюжет представляет собой вольное истолкование древнегреческого мифа. Троянский царевич Парис уже похитил Елену Спартанскую, но война пока не началась. Еще живы царь Приам и Гектор, не стали рабынями Андромаха и вещая Кассандра, не погибла под жертвенным ножом юная Поликсена, не рыдает над развалинами Трои Гекуба, оплакивая мертвых детей и мужа. Троянской войны не будет, ибо великий Гектор, одержав полную победу над варварами, возвращается в родной город с одной мыслью - врата войны должны быть замкнуты навеки.

Андромаха уверяет Кассандру, что войны не будет, ибо Троя прекрасна, а Гектор мудр. Но у Кассандры имеются свои доводы - глупость людей и природы делают войну неизбежной. Троянцы погибнут из-за нелепого убеждения, будто мир принадлежит им. Пока Андромаха предается наивным надеждам, рок открывает глаза и потягивается - его шаги раздаются уже совсем близко, но никто не желает их слышать! На радостный возглас Андромахи, приветствующей мужа, Кассандра отвечает, что это и есть рок, а брату своему сообщает страшную весть - скоро у него родится сын. Гектор признается Андромахе, что раньше любил войну - но в последнем сражении, склонившись над трупом врага, вдруг узнал в нем себя и ужаснулся. Троя не станет воевать с греками ради Елены - Парис должен вернуть её во имя мира. Расспросив Париса, Гектор приходит к выводу, что ничего непоправимого не произошло: Елена была похищена во время купания в море, следовательно, Парис не обесчестил греческую землю и супружеский дом - поношению подверглось лишь тело Елены, но греки обладают способностью превращать в поэтическую легенду любой неприятный для них факт. Однако Парис отказывается вернуть Елену, ссылаясь на общественное мнение - вся Троя влюблена в эту прекрасную женщину. Дряхлые старцы карабкаются на крепостную стену, чтобы хоть одним глазком взглянуть на нее. В истинности этих слов Гектор убеждается очень скоро: убеленный сединами Приам стыдит молодых троянских воинов, разучившихся ценить красоту, поэт Демокос призывает сложить гимны в её честь, ученый Геометр восклицает, что только благодаря Елене троянский пейзаж обрел совершенство и законченность. Одни лишь женщины горой стоят за мир: Гекуба пытается воззвать к здоровому патриотизму (любить блондинок неприлично!), а Андромаха превозносит радости охоты - пусть мужчины упражняются в доблести, убивая оленей и орлов. Пытаясь сломить сопротивление земляков и родни, Гектор обещает уговорить Елену - она конечно же согласится уехать ради спасения Трои. Начало беседы внушает Гектору надежду. Выясняется, что спартанская царица способна видеть только нечто яркое и запоминающееся: например, ей никогда не удавалось разглядеть своего мужа Менелая, зато Парис отлично смотрелся на фоне неба и был похож на мраморную статую - правда, в последнее время Елена стала видеть его хуже. Но это отнюдь не означает, будто она согласна уехать, поскольку ей никак не удается увидеть своего возвращения к Менелаю.

Гектор рисует красочную картину: сам он будет на белом жеребце, троянские воины - в пурпурных туниках, греческий посол - в серебряном шлеме с малиновым плюмажем. Неужели Елена не видит этот яркий полдень и темно-синее море? А видит ли она зарево пожарища над Троей? Кровавую битву? Обезображенный труп, влекомый колесницей? Уж не Парис ли это? Царица кивает: лица она разглядеть не может, зато узнает бриллиантовый перстень. А видит ли она Андромаху, оплакивающую Гектора? Елена не решается ответить, и взбешенный Гектор клянется убить её, если она не уедет - пусть все вокруг станет совершенно тусклым, но зато это будет мир. Тем временем к Гектору спешат один за другим гонцы с дурными известиями: жрецы не желают закрывать врата войны, поскольку внутренности жертвенных животных запрещают это делать, а народ волнуется, ибо греческие корабли подняли флаг на корме - тем самым Трое нанесено страшное оскорбление! Гектор с горечью говорит сестре, что за каждой одержанной им победой таится поражение: он покорил своей воле и Париса, и Приама, и Елену - а мир все равно ускользает. После его ухода Елена признается Кассандре в том, что не посмела сказать раньше: она отчетливо видела ярко-красное пятно на шейке сына Гектора. По просьбе Елены Кассандра вызывает Мир: он по-прежнему красив, но на него страшно смотреть - так он бледен и болен!

У врат войны все готово к церемонии закрытия - ждут только Приама и Гектора. Елена кокетничает с юным царевичем Троилом: она видит его настолько хорошо, что обещает поцелуй. А Демокос призывает сограждан готовиться к новым сражениям: Трое выпала великая честь биться не с какими-то жалкими варварами, а с законодателями мод - греками. Отныне место в истории городу обеспечено, ибо война похожа на Елену - обе они прекрасны. К сожалению, Троя легкомысленно относится к этой ответственной роли - даже в национальном гимне воспеваются только мирные радости хлебопашцев. В свою очередь Геометр утверждает, что троянцы пренебрегают эпитетами и никак не научатся оскорблять своих врагов. Опровергая это утверждение, Гекуба яростно клеймит обоих идеологов, а войну сравнивает с уродливым и зловонным обезьяньим задом. Спор прерывается с появлением царя и Гектора, уже вразумившего жрецов. Но Демокос приготовил сюрприз: знаток международного права Бузирис авторитетно заявляет, что троянцы обязаны сами объявить войну, ибо греки расположили свой флот лицом к городу, а флаги вывесили на корме. Кроме того, в Трою ворвался буйный Аякс: он грозится убить Париса, но это оскорбление можно считать мелочью в сравнении с двумя другими. Гектор, прибегнув к прежней методе, предлагает Бузирису выбирать между каменным мешком и щедрой платой за труды, и в результате мудрый законовед меняет свое толкование: флаг на корме - это дань уважения мореплавателей к земледельцам, а построение лицом - знак душевной приязни. Гектор, одержавший очередную победу, возглашает, что честь Трои спасена. Обратившись с речью к павшим на поле брани, он взывает к их помощи - врата войны медленно закрываются, и маленькая Поликсена восхищается силой мертвецов. Появляется гонец с известием, что греческий посол Улисс сошел на берег. Демокос с отвращением затыкает уши - ужасная музыка греков оскорбляет слух троянцев! Гектор приказывает принять Улисса с царскими почестями, и в этот момент появляется подвыпивший Аякс. Пытаясь вывести из себя Гектора, он поносит его последними словами, а затем бьет по лицу. Гектор сносит это стоически, но Демокос поднимает страшный крик - и теперь уже Гектор дает ему пощечину. Восхищенный Аякс немедленно проникается к Гектору дружескими чувствами и обещает уладить все недоразумения - разумеется, при условии, что троянцы отдадут Елену.

С этого же требования начинает переговоры Улисс. К его великому изумлению, Гектор соглашается вернуть Елену и заверяет, что Парис даже пальцем к ней не прикоснулся. Улисс иронически поздравляет Трою: в Европе о троянцах сложилось иное мнение, но теперь все будут знать, что сыновья Приама ничего не стоят как мужчины. Возмущению народа нет предела, и один из троянских матросов расписывает в красках, чем занимались Парис с Еленой на корабле. В этот момент с неба спускается вестница Ирида, дабы возвестить троянцам и грекам волю богов. Афродита приказывает не разлучать Елену с Парисом, иначе будет война. Паллада же велит немедленно разлучить их, иначе будет война. А владыка Олимпа Зевс требует разлучить их, не разлучая: Улисс с Гектором должны, оставшись с глазу на глаз, разрешить эту дилемму - иначе будет война. Гектор честно признается, что в словесном поединке у него шансов нет. Улисс отвечает, что не хочет воевать ради Елены - но чего желает сама война? Судя по всему, Греция и Троя избраны роком для смертельной схватки - однако Улисс, будучи любопытен от природы, готов пойти наперекор судьбе. Он согласен забрать Елену, но путь до корабля очень долог - кто знает, что произойдет за эти несколько минут? Улисс уходит, и тут появляется вдребезги пьяный Аякс: не слушая никаких увещеваний, он пытается поцеловать Андромаху, которая нравится ему куда больше, чем Елена. Гектор уже замахивается копьем, но грек все же отступает - и тут врывается Демокос с воплем, что троянцев предали. Всего лишь на одно мгновение выдержка изменяет Гектору. Он убивает Демокоса, но тот успевает крикнуть, что стал жертвой буйного Аякса. Разъяренную толпу уже ничем нельзя остановить, и врата войны медленно открываются - за ними Елена целуется с Троилом. Кассандра возвещает, что троянский поэт мертв - отныне слово принадлежит поэту греческому.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://briefly.ru/

Сюжет представляет собой вольное истолкование древнегреческого мифа. Троянский царевич Парис уже похитил Елену Спартанскую, но война пока не началась. Ещё живы царь Приам и Гектор, не стали рабынями Андромаха и вещая Кассандра, не погибла под жертвенным ножом юная Поликсена, не рыдает над развалинами Трои Гекуба, оплакивая мёртвых детей и мужа. Троянской войны не будет, ибо великий Гектор, одержав полную победу над варварами, возвращается в родной город с одной мыслью - врата войны должны быть замкнуты навеки.

Андромаха уверяет Кассандру, что войны не будет, ибо Троя прекрасна, а Гектор мудр. Но у Кассандры имеются свои доводы - глупость людей и природы делают войну неизбежной. Троянцы погибнут из-за нелепого убеждения, будто мир принадлежит им. Пока Андромаха предаётся наивным надеждам, рок открывает глаза и потягивается - его шаги раздаются уже совсем близко, но никто не желает их слышать! На радостный возглас Андромахи, приветствующей мужа, Кассандра отвечает, что это и есть рок, а брату своему сообщает страшную весть - скоро у него родится сын. Гектор признается Андромахе, что раньше любил войну - но в последнем сражении, склонившись над трупом врага, вдруг узнал в нем себя и ужаснулся. Троя не станет воевать с греками ради Елены - Парис должен вернуть её во имя мира. Расспросив Париса, Гектор приходит к выводу, что ничего непоправимого не произошло: Елена была похищена во время купания в море, следовательно, Парис не обесчестил греческую землю и супружеский дом - поношению подверглось лишь тело Елены, но греки обладают способностью превращать в поэтическую легенду любой неприятный для них факт. Однако Парис отказывается вернуть Елену, ссылаясь на общественное мнение - вся Троя влюблена в эту прекрасную женщину. Дряхлые старцы карабкаются на крепостную стену, чтобы хоть одним глазком взглянуть на неё. В истинности этих слов Гектор убеждается очень скоро: убелённый сединами Приам стыдит молодых троянских воинов, разучившихся ценить красоту, поэт Демокос призывает сложить гимны в её честь, учёный Геометр восклицает, что только благодаря Елене троянский пейзаж обрёл совершенство и законченность. Одни лишь женщины горой стоят за мир: Гекуба пытается воззвать к здоровому патриотизму (любить блондинок неприлично!), а Андромаха превозносит радости охоты - пусть мужчины упражняются в доблести, убивая оленей и орлов. Пытаясь сломить сопротивление земляков и родни, Гектор обещает уговорить Елену - она конечно же согласится уехать ради спасения Трои. Начало беседы внушает Гектору надежду. Выясняется, что спартанская царица способна видеть только нечто яркое и запоминающееся: например, ей никогда не удавалось разглядеть своего мужа Менелая, зато Парис отлично смотрелся на фоне неба и был похож на мраморную статую - правда, в последнее время Елена стала видеть его хуже. Но это отнюдь не означает, будто она согласна уехать, поскольку ей никак не удаётся увидеть своего возвращения к Менелаю.

Гектор рисует красочную картину: сам он будет на белом жеребце, троянские воины - в пурпурных туниках, греческий посол - в серебряном шлеме с малиновым плюмажем. Неужели Елена не видит этот яркий полдень и темно-синее море? А видит ли она зарево пожарища над Троей? Кровавую битву? Обезображенный труп, влекомый колесницей? Уж не Парис ли это? Царица кивает: лица она разглядеть не может, зато узнает бриллиантовый перстень. А видит ли она Андромаху, оплакивающую Гектора? Елена не решается ответить, и взбешённый Гектор клянётся убить её, если она не уедет - пусть все вокруг станет совершенно тусклым, но зато это будет мир. Тем временем к Гектору спешат один за другим гонцы с дурными известиями: жрецы не желают закрывать врата войны, поскольку внутренности жертвенных животных запрещают это делать, а народ волнуется, ибо греческие корабли подняли флаг на корме - тем самым Трое нанесено страшное оскорбление! Гектор с горечью говорит сестре, что за каждой одержанной им победой таится поражение: он покорил своей воле и Париса, и Приама, и Елену - а мир все равно ускользает. После его ухода Елена признается Кассандре в том, что не посмела сказать раньше: она отчётливо видела ярко-красное пятно на шейке сына Гектора. По просьбе Елены Кассандра вызывает Мир: он по-прежнему красив, но на него страшно смотреть - так он бледен и болен!

У врат войны все готово к церемонии закрытия - ждут только Приама и Гектора. Елена кокетничает с юным царевичем Троилом: она видит его настолько хорошо, что обещает поцелуй. А Демокос призывает сограждан готовиться к новым сражениям: Трое выпала великая честь биться не с какими-то жалкими варварами, а с законодателями мод - греками. Отныне место в истории городу обеспечено, ибо война похожа на Елену - обе они прекрасны. К сожалению, Троя легкомысленно относится к этой ответственной роли - даже в национальном гимне воспеваются только мирные радости хлебопашцев. В свою очередь Геометр утверждает, что троянцы пренебрегают эпитетами и никак не научатся оскорблять своих врагов. Опровергая это утверждение, Гекуба яростно клеймит обоих идеологов, а войну сравнивает с уродливым и зловонным обезьяньим задом. Спор прерывается с появлением царя и Гектора, уже вразумившего жрецов. Но Демокос приготовил сюрприз: знаток международного права Бузирис авторитетно заявляет, что троянцы обязаны сами объявить войну, ибо греки расположили свой флот лицом к городу, а флаги вывесили на корме. Кроме того, в Трою ворвался буйный Аякс: он грозится убить Париса, но это оскорбление можно считать мелочью в сравнении с двумя другими. Гектор, прибегнув к прежней методе, предлагает Бузирису выбирать между каменным мешком и щедрой платой за труды, и в результате мудрый законовед меняет своё толкование: флаг на корме - это дань уважения мореплавателей к земледельцам, а построение лицом - знак душевной приязни. Гектор, одержавший очередную победу, возглашает, что честь Трои спасена. Обратившись с речью к павшим на поле брани, он взывает к их помощи - врата войны медленно закрываются, и маленькая Поликсена восхищается силой мертвецов. Появляется гонец с известием, что греческий посол Улисс сошёл на берег. Демокос с отвращением затыкает уши - ужасная музыка греков оскорбляет слух троянцев! Гектор приказывает принять Улисса с царскими почестями, и в этот момент появляется подвыпивший Аякс. Пытаясь вывести из себя Гектора, он поносит его последними словами, а затем бьёт по лицу. Гектор сносит это стоически, но Демокос поднимает страшный крик - и теперь уже Гектор даёт ему пощёчину. Восхищённый Аякс немедленно проникается к Гектору дружескими чувствами и обещает уладить все недоразумения - разумеется, при условии, что троянцы отдадут Елену.

С этого же требования начинает переговоры Улисс. К его великому изумлению, Гектор соглашается вернуть Елену и заверяет, что Парис даже пальцем к ней не прикоснулся. Улисс иронически поздравляет Трою: в Европе о троянцах сложилось иное мнение, но теперь все будут знать, что сыновья Приама ничего не стоят как мужчины. Возмущению народа нет предела, и один из троянских матросов расписывает в красках, чем занимались Парис с Еленой на корабле. В этот момент с неба спускается вестница Ирида, дабы возвестить троянцам и грекам волю богов. Афродита приказывает не разлучать Елену с Парисом, иначе будет война. Паллада же велит немедленно разлучить их, иначе будет война. А владыка Олимпа Зевс требует разлучить их, не разлучая: Улисс с Гектором должны, оставшись с глазу на глаз, разрешить эту дилемму - иначе будет война. Гектор честно признается, что в словесном поединке у него шансов нет. Улисс отвечает, что не хочет воевать ради Елены - но чего желает сама война? Судя по всему, Греция и Троя избраны роком для смертельной схватки - однако Улисс, будучи любопытен от природы, готов пойти наперекор судьбе. Он согласен забрать Елену, но путь до корабля очень долог - кто знает, что произойдёт за эти несколько минут? Улисс уходит, и тут появляется вдребезги пьяный Аякс: не слушая никаких увещеваний, он пытается поцеловать Андромаху, которая нравится ему куда больше, чем Елена. Гектор уже замахивается копьём, но грек все же отступает - и тут врывается Демокос с воплем, что троянцев предали. Всего лишь на одно мгновение выдержка изменяет Гектору. Он убивает Демокоса, но тот успевает крикнуть, что стал жертвой буйного Аякса. Разъярённую толпу уже ничем нельзя остановить, и врата войны медленно открываются - за ними Елена целуется с Троилом. Кассандра возвещает, что троянский поэт мёртв - отныне слово принадлежит поэту греческому.