Он сеет зло. Он сеял зло без наслажденья

Прочитав немало художественных произведений, я ни разу не встречала образ, подобный образу Демона в одноименной поэме М. Ю. Лермонтова. Этот образ запомнится мне надолго своей необычностью и неоднозначностью. В нем переплетаются добро и зло.

В поэме “Демон” такое светлое чувство, как любовь, порождает жестокость и эгоизм.

Судьба Демона очень печальна. Он обречен на вечные скитания над землей. Его бесцельное существование угнетает его.

“Он сеял зло без наслажденья.

Нигде искусству своему он не встречал сопротивленья –

И зло наскучило ему.” Демон в отчаянии: он с завистью смотрит на мир, полный жизни и эмоций, понимая невозможность прочувствовать это в своей пустой душе.

Но случается чудо – Демон встречает Тамару и влюбляется в нее. Казалось бы, как Демон, не имея человеческого сердца и человеческой души, способен полюбить? Но Лермонтов показывает нам, что такое возможно.

Вот только если человека любовь облагораживает, то Демона, наоборот, ожесточает. Писатель проводит параллель между Демоном и людьми с холодным сердцем. Он показывает, что и такие люди способны испытывать высшее чувство – любовь, вот только последствия

Такой любви порой бывают плачевными.

Особенно печально то, что и в наше время такие люди существуют. Для их души и совести, как и для Демона, убившего жениха Тамары, не составит труда избавиться от противника. Демон не способен на жертвы во имя любви. Он не смог отпустить и забыть Тамару. “Забыть? – забвенья не дал Бог: да он и не взял бы забвенья!.. “.

Возникает вопрос: любит ли Демон по-настоящему Тамару? Я думаю, что любит, но его дьявольская природа не позволяет ему полностью отдаться этому чувству. Он – демон, посланник ада, изгнанный дух. Эгоизм и чувство собственности проявляются в нем очень ясно.

Тем не менее, Демону удается влюбить в себя Тамару. Являясь к ней по ночам, он утешает ее, одаривая ласковыми речами, и обещает приходить к ней во сне. Демон сдерживает свое слово и является Тамаре ночью.

Лермонтов описывает духа изгнанья: “Он был похож на вечер ясный: ни день, ни ночь, – ни мрак, ни свет!..”. Это говорит о неоднозначности характера героя. Мы не можем с уверенностью сказать, хороший или плохой Демон. В его словах и чувствах есть надежда на возрождение, но в его поступках такая надежда отсутствует.

Он знает, что его любовь убьет Тамару, но не перестает ее мучить. Демон осыпает ее клятвами, но искренне ли они? Ведь он клянется небом, откуда был изгнан, и святыней, которую он не имеет. Демон не щадит Тамару, его взгляд наполнен огнем: “Могучий взор смотрел ей в очи!

Он жег ее.” И, наконец, целуя ее, он убивает свою возлюбленную смертельным ядом. Но даже после смерти Тамары Демон с трудом отпускает ее душу в рай.

Не суждено было Демону возродиться вновь. Даже любовь не смогла ему помочь в этом. Ведь без самопожертвования невозможно обрести счастье и душевный покой. “И проклял Демон побежденный мечты безумные свои, и вновь остался он, надменный, один, как прежде, во вселенной без упованья и любви!..”.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. В поэме Лермонтова образ Демона показан весьма необычно: это не злой, отвратительный и уродливый посланец ада, а прекрасное, крылатое существо. Лермонтовский Демон – это не сатана, а скорее падший ангел, который был низвергнут с небес за неповиновение и мятеж. За свое преступление Демон наказан бессмертием и лишен дара забвения. Он тоскует по утраченному раю, жаждет […]...
  2. Поэма “Демон” относится к величайшим творениям М. Ю. Лермонтова. Тема протестующего одинокого героя-бунтаря давно волновала поэта. С юных лет его привлекал образ непокорного Демона с мятежным характером, который отвергает действительность, и поэтому сам отвергнут всем миром. В четырнадцать лет Лермонтов начал писать свое романтическое произведение и работал над ним все годы своей жизни. Оно стало […]...
  3. Тамара – главная героиня поэмы М. Ю. Лермонтова “Демон” (1829-1841). Это произведение является самым сокровенным творением автора. По своей сути “восточная повесть” – это опыт самопознания поэта, а условные герои поэмы и описанные в ней ситуации – способ непосредственного переживания глобальных проблем человеческого бытия. Сюжет поэмы построен на взаимодействии двух основных персонажей, которые являются представителями […]...
  4. В поэме “Демон” Лермонтов создал образ героя, характер которого ему удалось типизировать и передать с огромной выразительностью и проникновенностью. Особенно это заметно в шестой, наиболее полной, редакции поэмы. Черты характера, которыми поэт наделил Демона, присутствуют и в других героях его лирических произведений. Эти образы поражают читателя своей безотрадностью, безверием в настоящие чувства и в счастливую […]...
  5. Демон в поэме изображен не как обычно: злым, отвратительным и уродливым посланцем ада, а существом “крылатым и прекрасным”. Демон – не сатана, а падший ангел, которого низвергнули с небес за грех мятежа и неповиновение. Он лишен не только смерти, но и дара забвения – такое наказание за его преступление. Тоска по потерянному раю, одиночество изгоя, […]...
  6. Как я понимаю слова Ф. И. Тютчева “О вещая душа моя, \ О сердце, полное тревоги! \ О, как же бьешься на пороге \ Как бы двойного бытия! ” по отношению к произведению М. Ю. Лермонтова “Демон”. К образу демона нередко прибегали писатели и поэты. Это интересный образ, так как воплощает в себе все грехи […]...
  7. Поэма “Демон” по праву считается вершиной творчества знаменитого поэта М. Ю. Лермонтова, которой он посвятил 12 лет. В течение всей творческой жизни Михаил Юрьевич возвращался к таинственному образу Демона, создав восемь вариантов произведения. В каждом из них сменялись декорации происходящих событий, образ же главного персонажа – таинственный, печальный и переполненный одиночества – оставался неизменным. Ключевые […]...
  8. Основной темой всего творчества Лермонтова является тема личности в ее отношении к обществу. Центральный герой лирики, поэм, драм и романов Лермонтова – это гордая, свободолюбивая, мятежная и протестующая личность, стремящаяся к действию, к борьбе. Но в условиях социальной действительности 30-х годов такая личность не находит сферы приложения своим мощным силам, а потому и обречена на […]...
  9. Поэма “Демон” (1829 – 1839) относится к числу самых противоречивых и загадочных произведений Лермонтова. Сложность анализа данного произведения состоит в том, что поэма имеет несколько планов истолкования и восприятия текста: философский, психологический и космический, включающий в себя взаимоотношения Демона и Бога. Легенда о падшем ангеле, который воевал с самим Богом, нашла отклик в произведениях многих […]...
  10. Поэма Лермонтова “Демон”, особенно в ее наиболее цельной и последовательной шестой редакции – одно из самых значимых произведений активного романтизма, в котором трагический образ типичного героя того времени изображен с большим сочувствием. Образ Демона имел место в творчестве Пушкина (“Демон”, 1823 г.), еще ранее – в творчестве Гете (Мефистофель в трагедии “Фауст”, 1774 – 1831 […]...
  11. Именно Демон, а не человек, мог “всю жизнь, века без разделения и наслаждаться и страдать”. Демону были под стать нечеловеческие страдания: “Что повесть тягостных лишений, Трудов и бед толпы людской Грядущих, прошлых поколений. Перед минутою одной Моих непризнанных мучений?” Именно Демону свойственно безграничное презрение или ненависть к окружающему Где нет ни истинного счастья, Ни долговечной […]...
  12. “Демон” Лермонтова, особенно в его наиболее последовательной и цельной шестой редакции,- значительнейшее произведение активного романтизма, где трагический образ типического героя того времени нарисован с большим сочувствием. К образу Демона обращался и Пушкин (“Демон”, 1823), еще раньше Гете (Мефистофель в “Фаусте”, 1774-1831) и Байрон (Люцифер в “Каине”, 1820). Но лермонтовский Демон резко отличен от них. Он […]...
  13. До Лермонтова в русской поэзии не было художественного воплощения образа “духа зла” (за исключением известного стихотворения А. С. Пушкина “Демон”). В мировой же литературе традиция произведений о сверхъестественном существе, отпавшем от Бога, представлена широко и восходит к библейской легенде о возгордившемся ангеле, свергнутом с неба за свой бунт против божественной власти. Новый всплеск интереса к […]...
  14. Личность М. Ю. Лермонтова видится теперь в совокупности исторических и социальных связей, он отходит все дальше от поэтизации мятежного и трагического героя-отшельника. Такая переоценка традиционных представлений романтизма прослеживается и в произведениях зрелого Лермонтова, и в более поздних редакциях “Демона”. Работу над поэмой Лермонтов начал в 1829 году, к 1831 году он наметил сразу четыре ее […]...
  15. Над Землей летит “печальный Демон” и с космической высоты обозревает чудный мир центрального Кавказа: бурные реки, высокие горы – ничего не привлекает демона. Испытывает он только презрение ко всему, устал от вечного одиночества, бессмертия и от неограниченной власти над землей. Под крылом демона сменился ландшафт, и он видит пышные долины Грузии, но и они не […]...
  16. Этот урок – заключительный в цикле уроков по творчеству Лермонтова (8-й класс). Занятие начинается с проверки домашнего задания. Вместе с ребятами работает 1-й ведущий – учитель литературы. Дома ребята искали в тексте поэмы “Демон” портретные черты Демона. Дети приводят такие примеры: “презрительное око”, “грудь изгнанника бесплодна”, “волшебный голос”, “сиял он тихо, как звезда”, “с глазами, […]...
  17. Поэма “Демон” – произведение всей творческой жизни Лермонтова. Она имеет 8 редакций. Первая изних начата в 1829 г., последняя завершена в начале 1839 г. В основу сюжета поэмы положен библейский миф о падшем ангеле, восставшем против Бога, изгнанном за это из рая и превратившемся в духа зла. В художественной разработке образа “духа отрицанья и сомненья” […]...
  18. Дань романтизму отдана им также в излюбленной поэме – “Демон”, над созданием которой он работал, начиная с 1829 г. Известно несколько ранних вариантов этого произведения и заметок, не связанных с Кавказом. Последний вариант (1841 г.) был задуман после поездки на Кавказ в 1837 г. Местные легенды, преимущественно грузинские, грандиозная природа юга вдохновили Лермонтова к написанию […]...
  19. Врубель Михаил Александрович известный русский художник, покоривший практически все жанры изобретательного искусства. Ему хорошо удавались и театральная игра, и живопись, и графика, и скульптура. Среди его работ не последнее место занимают картины демонов. Одной из таких есть полотно “Демон поверженный”. Мы видим большое, практически безжизненное тело демона. Складывается такое чувство, что он зажат между скал. […]...
  20. Образы нечистой силы всегда тревожили сердца поэтов и писателей. Сила добра, воплощенная в Боге, не имела другого обличья. А вот посланец Ада каких только имен не носил: и Дьявол, и Сатана, и Люцифер. Это доказывало, что зло многолико, а человек должен быть настороже, ведь он может поддаться искушению, и тогда душа прямиком попадет в ад. […]...
  21. Трагизм Демона, раскрытый в последних редакциях лермонтовской поэмы, явился и продолжением использования опыта Пушкина в его объяснении судьбы романтического героя, и корректировкой образа “мятежного демона”. Поэма была последним словом Лермонтова о демоне и демонизме. Опираясь на Пушкина и уточняя его воззрения, наследник Пушкина исполнял то, что не успел сделать погибший поэт. Сказанное подтверждается использованием Лермонтовым […]...
  22. Поэма “Демон” 8 редакций. Первая из них начата в 1829 г., последняя завершена в начале 1839 г. В основу сюжета поэмы положен библейский миф о падшем ангеле, восставшем против бога, изгнанном за это из рая и превращенном богом в духа зла. В художественной разработке образа “духа отрицанья и сомненья” Лермонтов имел немало предшественников. Это Сатана […]...
  23. Образ Демона привлекал ощущавшего свое глубокое одиночество Лермонтова всю жизнь. Впервые он обращается к этому образу в пятнадцатилетнем возрасте, написав в 1829 году стихотворение “Мой демон”. Слово “демон” ни разу не употребляется в самом стихотворении – оно вынесено лишь в название. Притяжательное местоимение “мой”, означающее принадлежность кому-то, в сочетании со словом “демон” подчеркивает глубоко личностное […]...
  24. ДЕМОН Опера в трех актах (шести картинах) Либретто П. А. Висковатова Действующие лица: Князь Гудал Тамара, его дочь Няня Тамары Князь Синодал, жених Тамары Старый слуга князя Синодала Гонец Демон Ангел Бас Сопрано Контральто Тенор Бас Тенор Баритон Контральто Хоры злых и добрых духов, грузин и грузинок, гостей, татар, слуг, монахинь. Место действия: Грузия. СЮЖЕТ […]...
  25. Развязка сюжета оказалась трагической: Демон признал свои мечты “безумными” и проклял их. Продолжая анализ романтического индивидуализма, Лермонтов с глубокой психологической правдой вскрывает причины этой неудачи. Он показывает, что в развитии переживаний и событий высокий и благородный общественный идеал подменяется иным – индивидуалистическим. Отвечая “соблазна полными речами” на мольбы Тамары, “злой дух” забывает идеал “любви, добра […]...
  26. Эта романтическая поэма создавалась Лермонтовым в течение 10 лет. Ее окончательная редакция сложилась в 1839 г. При жизни Лермонтова поэма не была опубликована и впервые появилась за границей. Сюжетом “Демона” послужила легенда о падшем ангеле, когда-то входившем в свиту Бога, но затем возроптавшем на Него за то, что Бог будто бы несправедлив и допускает зло. […]...
  27. Печальный Демон, дух изгнанья, Летал над грешною землей… М. Лермонтов Поэму “Демон” можно назвать венцом всего творчества Лермонтова. Поэт работал над нею десять лет, поэма имеет восемь редакций. В ее основу положен библейский миф о падшем ангеле, восставшем против Бога, изгнанном за это из рая и превращенном в духа зла. В поэме Лермонтов отразил свой […]...
  28. Демон.- Началом работы над поэмой считается 1829 г.; к этому времени относится первый набросок, содержащий 92 стиха и прозаическое изложение содержания: “Демон влюбляется в смертную (монахиню), и она его наконец любит, но демон видит ее ангела-хранителя и от зависти и ненависти решается погубить ее. Она умирает, душа ее улетает в ад, и демон, встречая […]...
  29. Самое сокровенное творение Лермонтова, “Демон” в сущности является опытом самопознания поэта, а условные герои и ситуации произведения – способом непосредственного переживания кардинальных проблем человеческого существования. Сюжет повести строится на взаимодействии двух персонажей, представляющих взаимоисключающие миры, – “неба” и “земли”. Небожитель Демон, наделенный бессмертием, обольщает земную женщину Тамару и история их любви завершается смертью героини. В […]...
  30. Эволюционирует система тропов в романтическом стиле Лермонтова. Вместе с другими авторами романтических поэм юный Лермонтов тяготеет к непрямому и непростому обозначению вещей. Его ранние поэмы пестрят метафорами, метонимиями, перифразами, которые к тому же отличаются типичной для романтизма яркостью, цветистостью, изысканностью. В поэмах последнего периода метафорическая речь перестает безраздельно господствовать, давая место простому и точному, прямо […]...
  31. Азраил так же, как и главный герой поэмы, демон, является изгнанником. Это “существо сильное, но непобежденное”. Но в отличие от Демона наказание Азраила последовало не за бунт, а лишь за выражение недовольства – заскучав в полном одиночестве, он осмелился упрекнуть Всевышнего в том, что тот зачем-то создал его намного раньше людей. Разгневанный Господь, узнав об […]...
  32. Многие черты образа Демона у Пушкина и Лермонтова сходны. Это, видимо, чувствовал и сам Лермонтов; он даже преднамеренно, формально связал свое стихотворение с пушкинским, дав ему сходное название – “Мой Демон”. Но Лермонтов одновременно уже в заглавии подчеркивает и самобытность образа. Слово “мой” как бы обращает внимание читателя на близость образа поэту, на то, что […]...
  33. В фабульном отношении “Демон” тоже имеет ряд черт, сближающих эту поэму с другими произведениями Лермонтова: мотив о трагической любви Демона и Тамары в значительной степени близок к аналогичным мотивам, развитым в “Вадиме” (Вадим и Ольга), “Маскараде” (Арбенин и Нина), “Герое нашего времени” (Печорин и Бэла, Печорин и Мери, Печорин и Вера). Но это не механическое […]...
  34. В поэме “Демон” Лермонтов воплотил свой тираноборческий пафос. Бог в его поэме – это самый сильный из всех тиранов мира, а Демон – враг этого тирана. В понятия добра и зла Лермонтов вкладывал смысл, противоположный тому, какой они имеют в традиционной христианской морали, где “добро” означает покорность “доброму” Богу, а “зло” – неповиновение ему. Но […]...
  35. “Демон” (1829 – 1839) принадлежит к числу наиболее загадочных и противоречивых произведений поэта. Сложность анализа заключается, в частности, в том, что в поэме существует несколько планов восприятия и истолкования текста: космический, включающий отношения Демона к Богу и вселенной, философский, психологический, но, конечно, не бытовой. К легенде о падшем ангеле, воевавшем против Бога, обращались многие европейские […]...
  36. Демон Лермонтова Демон – ангел, вигнаний з рай. У тузі й нудьзі він літає над землею, згадуючи своє довге життя. Йому все набридло, він утомився творити зло Джерело: східна повість, поема “Демон” Автор: М. Ю. Лермонтов Вид: Класичні лиходії з російської літератури “…Сумний Демон, дух изгнанья, Літав над грешною землею, І кращих днів воспоминанья Перед […]...
  37. “Демон” Пушкина пленил воображение юноши Лермонтова. Уже в 1829 году он пишет стихотворение “Мой демон” и тогда же задумывает поэму, над которой будет работать всю жизнь. В 1830-1831-х годах создается новая редакция “Моего демона”, в которой поэт пророчески писал: “И гордый демон не отстанет, Пока живу я, от меня, И ум мой озарять он станет […]...
  38. Михаил Юрьевич Лермонтов – замечательный русский писатель. Одно из лучших его произведений – поэма “Мцыри”. В поэме рассказывается о юноше, который стремится попасть на Родину. Мцыри воспитан в монастыре, он представляет, что это тюрьма, и мечтает о воле и доме. Это произведение очень романтично, и природа, описанная в нем, занимает одно из главных мест. Юноша, […]...
  39. Основой поэмы “Демон” стал древний миф, повествующий о гордом ангеле, который решился восстать против Бога. Достаточно сложным является сюжет, так как ключевое место в поэме отводится монологам Демона, раскрывающим его мысли и ощущения, а также описанию природы, подробным изображениям переживаний героини произведения – Тамары. Перед взором Демона, “печального духа изгнанья”, который изнемогает от скуки своего […]...
  40. С раннего детства Лермонтов был влюблен в Кавказ. Кристальная чистота и вместе с тем опасная сила горных рек, необычайно яркая зелень, величественность гор и свободолюбивый, гордый нрав людей – все это сильно поразило воображение впечатлительного ребенка. Возможно, именно поэтому Лермонтова еще в юности особенно привлекал образ бунтаря, который даже на пороге смерти произносит гневную, протестующую […]...

Образ Демона в поэме «Демон» - это одинокий герой, преступивший законы добра. Он испытывает презрение к ограниченности человеческого существования. М.Ю.Лермонтов долгое время работал над своим творением. А данная тема волновала его на протяжении всей жизни.

Образ Демона в искусстве

Образы потустороннего мира издавна волновали сердца деятелей искусств. Множество имен у Демон, Дьявол, Люцифер, Сатана. Каждый человек должен помнить, что зло многолико, поэтому всегда нужно быть предельно осторожным. Ведь коварные искусители постоянно провоцируют людей на совершение греховных дел, чтобы их души попадали в ад. А вот силы добра, которые защищают и оберегают человека от лукавого, - это Бог и Ангелы.

Образ Демона в литературе начала 19 века - это не только злодеи, но и «тираноборцы», выступающие против Бога. Такие персонажи встречались в творчестве многих писателей и поэтов той эпохи.

Если говорить о данном образе в музыке, то в 1871-1872 гг. А.Г.Рубинштейн написал оперу «Демон».

М.А.Врубель создал превосходные полотна, изображающие исчадье ада. Это картины «Демон летящий», «Демон сидящий», «Демон поверженный».

Лермонтовский герой

Образ Демона в поэме «Демон» почерпнут из про изгнанника из рая. Лермонтов по-своему переработал содержание. Кара главного героя заключается в том, что он вынужден вечно скитаться в полном одиночестве. Образ Демона в поэме «Демон» - это источник зла, разрушающий все на своем пути. Однако он находится в тесном взаимодействии с противоположным началом. Так как Демон - это превращенный ангел, он хорошо помнит былые времена. Он словно мстит всему миру за свое наказание. Важно обратить внимание на тот факт, что образ Демона в поэме Лермонтова отличается от Сатаны или Люцифера. Это субъективное видение русского поэта.

Характеристика Демона

В основе поэмы заложена идея о стремлении Демона к перевоплощению. Он недоволен тем, что ему отведена участь сеять зло. Неожиданно он влюбляется в грузинку Тамару - земную женщину. Он стремится таким образом преодолеть Божью кару.

Образ Демона в поэме Лермонтова характеризуется двумя основными чертами. Это небесное обаяние и манящая загадочность. Перед ними не в силах устоять земной женщине. Демон - это не просто плод воображения. В восприятии Тамары он материализуется в видимых и осязаемых формах. Он приходит к ней во снах.

Он подобен стихии воздуха и воодушевляется через голос и дыхание. Отсутствует Демона. В восприятии Тамары он «похож на вечер ясный», «сияет тихо, как звезда», «скользит без звука и следа». Девушку волнует его чарующий голос, он манит ее. После того как Демон убил жениха Тамары, он является к ней и навевает «сны золотые», освобождая ее от земных переживаний. Образ Демона в поэме «Демон» воплощается через колыбельную песню. В ней прослеживается поэтизация ночного мира, столь характерная для романтической традиции.

Его песни заражают ее душу и постепенно отравляют сердце Тамары тоской по тому миру, который не существует. Все земное ей становится постылым. Поверив своему обольстителю, она умирает. Но эта смерть только усугубляет положение Демона. Он понимает свою несостоятельность, что приводит его к наивысшей точке отчаяния.

Авторское отношение к герою

Позиция Лермонтова к образу Демона неоднозначна. С одной стороны, в поэме присутствует автор-рассказчик, который излагает «восточную легенду» былых времен. Его точка зрения расходится с мнениями героев и характеризуется объективностью. В тексте есть авторский комментарий к судьбе Демона.

С другой стороны, Демон - это сугубо личностный образ поэта. Большинство медитаций главного персонажа поэмы тесно связаны с лирикой автора и проникнуты его интонациями. Образ Демона в творчестве Лермонтова оказался созвучным не только самому автору, но и молодому поколению 30-х годов. В главном герое отразились чувства и стремления, присущие людям искусства: философские сомнения в правильности бытия, огромная тоска за потерянными идеалами, вечный поиск абсолютной свободы. Лермонтов тонко ощутил и даже пережил многие стороны зла как некого типа поведения личности и мировосприятия. Он распознал демоническую природу мятежного отношения к вселенной при нравственной невозможности принять ее неполноценность. Лермонтов смог понять опасности, скрывающиеся в творчестве, из-за которого человек может погрузиться в выдуманный мир, заплатив за это равнодушием ко всему земному. Многие исследователи отмечают, что Демон в поэме Лермонтова навсегда останется загадкой.

Образ Кавказа в поэме «Демон»

Тема Кавказа занимает особое место в творчестве Михаила Лермонтова. Изначально действие поэмы «Демон» должно было происходить в Испании. Однако поэт переносит его на Кавказ после того, как он вернулся из кавказской ссылки. Благодаря пейзажным зарисовкам писателю удалось воссоздать определенную философскую мысль в разнообразных поэтических образах.

Мир, над которым пролетает Демон, описан весьма удивительным образом. Казбек сравнивается с гранью алмаза, который сиял вечными снегами. «Глубоко внизу» чернеющий Дарьял характеризуется как жилище змея. Зеленые берега Арагвы, Кайшаурская долина, угрюмая Гуд-гора являются прекрасной обстановкой для поэмы Лермонтова. Тщательно подобранные эпитеты подчеркивают необузданность и силу природы.

Затем изображены земные красоты великолепной Грузии. Поэт концентрирует внимание читателя на увиденном Демоном с высоты его полета «земном крае». Именно в этом фрагменте текста строки наполняются жизнью. Здесь появляются различные звуки и голоса. Далее из мира поднебесных сфер читатель переносится в мир людей. Смена ракурсов происходит постепенно. Общий план сменяется крупным.

Во второй части картины природы передаются глазами Тамары. Контраст двух частей подчеркивает многоликость Она может быть как буйной, так и безмятежной и спокойной.

Характеристика Тамары

Трудно сказать, что образ Тамары в поэме «Демон» намного реалистичнее самого Демона. Ее внешний облик описывается обобщенными понятиями: глубокий взор, божественная ножка и прочие. В поэме акцент сделан на бесплотности проявлений ее образа: улыбка «неуловима», ножка «плывет». Тамара характеризуется как наивная девушка, в чем прослеживаются мотивы детской незащищенности. Описывается и ее душа - чистая и прекрасная. Все качества Тамары (женское очарование, душевная гармония, неискушенность) рисуют образ романтической натуры.

Итак, образ Демона занимает особое место в творчестве Лермонтова. Данная тема интересовала не только его, но и других деятелей искусства: А.Г.Рубинштейна (композитора), М.А.Врубеля (художника) и многих других.


Прочитав немало художественных произведений, я ни разу не встречала образ, подобный образу Демона в одноименной поэме М. Ю. Лермонтова. Этот образ запомнится мне надолго своей необычностью и неоднозначностью. В нем переплетаются добро и зло. В поэме «Демон» такое светлое чувство, как любовь, порождает жестокость и эгоизм.

Судьба Демона очень печальна. Он обречен на вечные скитания над землей. Его бесцельное существование угнетает его.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


«Он сеял зло без наслажденья. Нигде искусству своему он не встречал сопротивленья – и зло наскучило ему.» Демон в отчаянии: он с завистью смотрит на мир, полный жизни и эмоций, понимая невозможность прочувствовать это в своей пустой душе.

Но случается чудо – Демон встречает Тамару и влюбляется в нее. Казалось бы, как Демон, не имея человеческого сердца и человеческой души, способен полюбить? Но Лермонтов показывает нам, что такое возможно. Вот только если человека любовь облагораживает, то Демона, наоборот, ожесточает. Писатель проводит параллель между Демоном и людьми с холодным сердцем. Он показывает, что и такие люди способны испытывать высшее чувство – любовь, вот только последствия такой любви порой бывают плачевными. Особенно печально то, что и в наше время такие люди существуют. Для их души и совести, как и для Демона, убившего жениха Тамары, не составит труда избавиться от противника. Демон не способен на жертвы во имя любви. Он не смог отпустить и забыть Тамару. «Забыть? – забвенья не дал Бог: да он и не взял бы забвенья!.. ».

Возникает вопрос: любит ли Демон по-настоящему Тамару? Я думаю, что любит, но его дьявольская природа не позволяет ему полностью отдаться этому чувству. Он – демон, посланник ада, изгнанный дух. Эгоизм и чувство собственности проявляются в нём очень ясно. Тем не менее, Демону удается влюбить в себя Тамару. Являясь к ней по ночам, он утешает ее, одаривая ласковыми речами, и обещает приходить к ней во сне. Демон сдерживает своё слово и является Тамаре ночью. Лермонтов описывает дух изгнанья: «Он был похож на вечер ясный: ни день, ни ночь, - ни мрак, ни свет!..». Это говорит о неоднозначности характера героя. Мы не можем с уверенностью сказать, хороший или плохой Демон. В его словах и чувствах есть надежда на возрождение, но в его поступках такая надежда отсутствует. Он знает, что его любовь убьет Тамару, но не перестает её мучить. Демон осыпает её клятвами, но искренне ли они? Ведь он клянется небом, откуда был изгнан, и святыней, которую он не имеет. Демон не щадит Тамару, его взгляд наполнен огнем: «Могучий взор смотрел ей в очи! Он жег ее.» И, наконец, целуя ее, он убивает свою возлюбленную смертельным ядом. Но даже после смерти Тамары Демон с трудом отпускает её душу в рай.

Не суждено было Демону возродиться вновь. Даже любовь не смогла ему помочь в этом. Ведь без самопожертвования невозможно обрести счастье и душевный покой. «И проклял Демон побежденный мечты безумные свои, и вновь остался он, надменный, один, как прежде, во вселенной без упованья и любви!..».

Обновлено: 2013-10-07

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

1838 года
сентября 8 дня

ЧАСТЬ I-я

Печальный Демон, дух изгнанья,
Летал над грешною землей,
И лучших дней воспоминанья
Пред ним теснилися толпой;
Тех дней, когда в жилище света
Блистал он, чистый херувим;
Когда бегущая комета
Улыбкой ласковой привета
Любила поменяться с ним;
Когда сквозь вечные туманы,
Познанья жадный, он следил
Кочующие караваны
В пространстве брошенных светил;
Когда он верил и любил,
Счастливый первенец творенья!
Не знал ни страха, ни сомненья,
И не грозил душе его
Веков бесплодных ряд унылый;
И много, много - и всего
Припомнить не имел он силы!

С тех пор отверженный блуждал
В пустыне мира без приюта.
Вослед за веком век бежал,
Как за минутою минута,
Однообразной чередой.
Ничтожной властвуя землей,
Он сеял зло без наслажденья.
Нигде искусству своему
Он не встречал сопротивленья -
И зло наскучило ему!

И над вершинами Кавказа
Изгнанник рая пролетал:
Под ним Казбек, как грань алмаза,
Снегами вечными сиял;
И, глубоко внизу чернея,
Как трещина, жилище змея,
Вился излучистый Дарьял;
И Терек, прыгая, как львица
С косматой гривой на хребте,
Ревел - и хищный зверь, и птица,
Кружась в лазурной высоте,
Глаголу вод его внимали;
И золотые облака
Из южных стран, издалека
Его на север провожали;
И скалы тесною толпой,
Таинственной дремоты полны,
Над ним склонялись головой,
Следя мелькающие волны;
И башни замков на скалах
Смотрели грозно сквозь туманы -
У врат Кавказа на часах
Сторожевые великаны!
И дик, и чуден был вокруг
Весь божий мир; но гордый дух
Презрительным окинул оком
Творенье бога своего,
И на челе его высоком
Не отразилось ничего.

И перед ним иной картины
Красы живые расцвели;
Роскошной Грузии долины
Ковром раскинулись вдали.
Счастливый, пышный край земли!
Столпообразные раины,
Звонко-бегущие ручьи
По дну из камней разноцветных,
И кущи роз, где соловьи
Поют красавиц, безответных
На сладкий голос их любви;
Чинар развесистые сени,
Густым венчанные плющом;

Ущелья, где палящим днем
Таятся робкие олени;
И блеск, и жизнь, и шум листов,
Стозвучный говор голосов,
Дыханье тысячи растений;
И полдня сладострастный зной,
И ароматною росой
Всегда увлаженные ночи;
И звезды яркие, как очи,
Как взор грузинки молодой!
Но, кроме зависти холодной,
Природы блеск не возбудил
В груди изгнанника бесплодной
Ни новых чувств, ни новых сил:
И всё, что пред собой он видел,
Он презирал иль ненавидел.

Высокий дом, широкий двор
Седой Гудал себе построил;
Трудов и слез он много стоил
Рабам, послушным с давних пор.
С утра на скат соседних гор
От стен его ложатся тени;
В скале нарублены ступени,
Они от башни угловой
Ведут к реке; по ним мелькая,
Покрыта белою чадро́й, 1
Княжна Тамара молодая
К Арагве ходит за водой.

Всегда безмолвно на долины
Глядел с утеса мрачный дом:
Но пир большой сегодня в нем,
Звучит зурна́, 2 и льются ви́ны!
Гудал сосватал дочь свою,
На пир он созвал всю семью.
На кровле, устланной коврами,
Сидит невеста меж подруг.
Средь игр и песен их досуг
Проходит; дальними горами
Уж спрятан солнца полукруг.

И вот Тамара молодая
Берет свой бубен расписной;
В ладони мерно ударяя,
Запели все, - одной рукой
Кружа его над головой,
Увлечена летучей пляской,
Она забыла мир земной;
Ее узорною повязкой
Играет ветер; как волна,
Нескромной думою полна,
Грудь подымается высоко;
Уста бледнеют и дрожат,
И жадной страсти полон взгляд,
Как страсть, палящий и глубокой!
Клянусь полночною звездой,
Лучом заката и востока,
Властитель Персии златой
И ни единый царь земной
Не целовал такого ока!
Гарема брызжущий фонтан
Ни разу жаркою порою
Своей алмазною росою
Не омывал подобный стан!
Еще ничья рука земная,
По милому челу блуждая,
Таких волос не расплела;
С тех пор, как мир лишен был рая,
Клянусь, красавица такая
Под солнцем юга не цвела!..

В последний раз она плясала.
Увы! заутра ожидала
Ее, наследницу Гудала,
Свободы резвую дитя,
Судьба печальная рабыни,
Отчизна, чуждая поныне,
И незнакомая семья.
И часто грустное сомненье
Темнило светлые черты;
Но были все ее движенья
Так стройны, полны выраженья,
Так полны чудной простоты,
Что если б враг небес и рая

В то время на нее взглянул,
То, прежних братий вспоминая,
Он отвернулся б и вздохнул.

И Демон видел... На мгновенье
Неизъяснимое волненье
В себе почувствовал он вдруг;
Немой души его пустыню
Наполнил благодатный звук;
И вновь постигнул он святыню
Любви, добра и красоты!
И долго сладостной картиной
Он любовался; и мечты
О прошлом счастье цепью длинной,
Как будто за звездой звезда,
Пред ним катилися тогда.
Прикованный незримой силой,
Он с новой думой стал знаком,
В нем чувство вдруг заговорило
Родным, понятным языком.
То был ли признак возрожденья?..
Он подойти хотел - не мог!
Забыть?- Забвенья не дал бог -
Да он и не взял бы забвенья!

На брачный пир к закату дня,
Измучив доброго коня,
Спешил жених нетерпеливый;
Арагвы светлой он счастливо
Достиг зеленых берегов.
Под тяжкой ношею даров
Едва, едва переступая,
За ним верблюдов длинный ряд
Дорогой тянется, мелькая:
Их колокольчики звенят.
Он сам, властитель Синодала,
Ведет богатый караван;
Ремнем затянут стройный стан,
Оправа сабли и кинжала
Блестит на солнце; за спиной
Ружье с насечкой вырезной.
Играет ветер рукавами

Его чухи, 3 - кругом она
Вся галуном обведена.
Цветными вышито шелками
Его седло, узда с кистями.
Под ним весь в мыле конь лихой
Бесценной масти золотой;
Питомец резвый Карабаха
Прядет ушьми и, полный страха,
Храпя косится с крутизны
На пену скачущей волны.
Опасен, узок путь прибрежный:
Утесы с левой стороны,
Направо глубь реки мятежной.
Уж поздно. На вершине снежной
Румянец гаснет; встал туман;
Прибавил шагу караван.

И вот часовня на дороге...
Тут с давних лет почиет в боге
Какой-то князь, теперь святой,
Убитый мстительной рукой.
С тех пор на праздник иль на битву,
Куда бы путник не спешил,
Всегда усердную молитву
Он у часовни приносил,
И та молитва сберегала
От мусульманского кинжала;
Но презрел молодой жених
Обычай прадедов своих;
Его коварною мечтою
Лукавый Демон возмущал;
Он, в мыслях, под ночною тьмою
Уста невесты целовал!
Вдруг впереди мелькнули двое,
И больше - выстрел! Что такое?
Привстав на звонких стременах,
Надвинув на́ брови папах, 4
Отважный князь не молвил слова;
В руке сверкнул турецкий ствол.
Нагайка щелк! и, как орел,

Он кинулся... и выстрел снова!
И дикий крик, и стон глухой
Промчался в тишине долины!
Недолго продолжался бой,
Бежали робкие грузины.

И стихло всё. Теснясь толпой,
Верблюды с ужасом смотрели
На трупы всадников: порой
Их колокольчики звенели.
Разграблен пышный караван,
И над телами христиан
Чертит круги ночная птица.
Не ждет их мирная гробница
Под слоем монастырских плит,
Где прах отцов их был зарыт.
Не придут сестры с матерями,
Покрыты белыми чадрами,
С тоской, рыданьем и мольбами
На гроб их из далеких мест!
Зато усердною рукою
Здесь у дороги над скалою
На память водрузится крест,
И плющ, разросшийся весною,
Его, ласкаясь, обовьет
Своею сеткой изумрудной;
И, своротив с дороги трудной,
Порой усталый пешеход
Под божьей тенью отдохнет.

Несется конь быстрее лани,
Храпит и рвется, будто к брани,
То вдруг осадит на скаку,
Прислушается к ветерку,
Широко ноздри раздувая,
То, разом в землю ударяя
Шипами звонкими копыт,
Взмахнув растрепанною гривой,
Вперед без памяти летит.
На нем есть всадник молчаливый:
Он бьется на седле порой,
Припав на гриву головой.
Уж он не правит поводами,

Задвинул ноги в стремена,
И кровь широкими струями
На чепраке его видна.
Скакун надежный господина
Из боя вынес, как стрела,
Но злая пуля осетина
Его во мраке догнала.

В семье Гудала плач и стоны,
Толпится на дворе народ:
Чей конь примчался запаленный?
Кто бледный всадник у ворот?
Недолго жениха младого,
Невеста, взор твой ожидал.
Сдержал он княжеское слово,
На брачный пир он прискакал;
Увы! Но никогда уж снова
Не сядет на коня лихого.

На беззаботную семью,
Как гром, слетела божья кара!
Упала на постель свою,
Рыдает бедная Тамара;
Слеза катится за слезой,
Грудь высоко и трудно дышит;
И вот она как будто слышит
Волшебный голос над собой:

«Не плачь, дитя! не плачь напрасно!
Твоя слеза на труп безгласный
Живой росой не упадет;
Она лишь взор туманит ясный,
Ланиты девственные жжет.
Он далеко; он не узнает,
Не оценит тоски твоей;
Небесный свет теперь ласкает
Бесплотный взор его очей;
Он слышит райские напевы...
Что жизни мелочные сны
И стон и слезы бедной девы
Для гостя райской стороны?
Нет, жребий смертного творенья,
Поверь мне, ангел мой земной,

Не стоит одного мгновенья
Твоей печали дорогой.

«На воздушном океане,
Без руля и без ветрил,
Тихо плавают в тумане
Хоры стройные светил;
Средь полей необозримых
В небе ходят без следа
Облаков неуловимых
Волокнистые стада;
Час разлуки, час свиданья -
Им ни радость, ни печаль;
Им в грядущем нет желанья
И прошедшего не жаль.
В день томительный несчастья
Ты об них лишь вспомяни;
Будь к земному без участья
И беспечна, как они.

«Лишь только ночь своим покровом
Долины ваши осенит,
Лишь только мир, волшебным словом
Завороженный, замолчит,
Лишь только ветер над скалою
Увядшей шевельнет травою,
И птичка, спрятанная в ней,
Порхнет во мраке веселей,
И под лозою виноградной,
Росу небес глотая жадно,
Цветок распустится ночной,
Лишь только месяц золотой
Из-за горы тихонько встанет
И на тебя украдкой взглянет,
К тебе я стану прилетать!
Гостить я буду до денницы
И на шелковые ресницы
Сны золотые навевать...»

Слова умолкли. В отдаленье
Вослед за звуком умер звук.
Она, вскочив, глядит вокруг;
Невыразимое смятенье

В ее груди: печаль, испуг,
Восторга пыл - ничто в сравненье!
Все чувства в ней кипели вдруг,
Душа рвала свои оковы,
Огонь по жилам пробегал,
И этот голос чудно-новый,
Ей мнилось, всё еще звучал.
И перед утром сон желанный
Глаза усталые смежил,
Но мысль ее он возмутил
Мечтой пророческой и странной.
Пришлец туманный и немой,
Красой блистая неземной,
К ее склонился изголовью;
И взор его с такой любовью,
Так грустно на нее смотрел,
Как будто он об ней жалел.
То не был ангел-небожитель,
Ее божественный хранитель:
Венец из радужных лучей
Не украшал его кудрей.
То не был ада дух ужасный,
Порочный мученик - о нет!
Он был похож на вечер ясный -
Ни день, ни ночь, - ни мрак, ни свет!

ЧАСТЬ II-я

«Отец, отец! оставь угрозы,
Свою Тамару не брани;
Я плачу, - видишь эти слезы, -
Уже не первые они!
Не буду я ничьей женою,
Скажи моим ты женихам;
Супруг мой взят сырой землею,
Другому сердца не отдам.
С тех пор как труп его кровавый
Мы схоронили под горой,
Меня тревожит дух лукавый
Неотразимою мечтой.
В тиши ночной меня тревожит
Толпа печальных, странных снов;
Молиться днем душа не может:

Мысль далеко от звука слов!
Огонь по жилам пробегает,
Я сохну, вяну день от дня.
Отец! душа моя страдает,
Отец мой, пощади меня!
Отдай в священную обитель
Дочь безрассудную свою,
Там защитит меня Спаситель.
Пред ним тоску мою пролью;
На свете нет уж мне веселья...
Святыни миром осеня,
Пусть примет сумрачная келья,
Как гроб, заранее меня».

И в монастырь уединенный
Ее родные отвезли,
И власяницею смиренной
Грудь молодую облекли.
Но и в монашеской одежде,
Как под узорною парчой,
Всё беззаконною мечтой
В ней сердце билося, как прежде.
Пред алтарем, при блеске свеч,
В часы божественного пенья,
Знакомая среди моленья
Ей часто слышалася речь;
Под сводом сумрачного храма
Знакомый образ иногда
Скользил без звука и следа
В тумане легком фимиама:
Он так смотрел! он так манил!
Он , мнилось, так несчастлив был!

В прохладе меж двумя холмами
Таился монастырь святой:
Чинар и тополей рядами
Он окружен был, и порой,
Когда ложилась ночь в ущелье,
Сквозь них мерцала в окнах кельи
Лампада грешницы младой.
Кругом, в тени дерев миндальных,
Где ряд стоит крестов печальных,
Безмолвных сторожей гробниц,

Спевались хоры легких птиц.
По камням прыгали, шумели
Ключи студеною волной
И, под нависшею скалой
Сливаясь дружески в ущелье,
Катились дале меж кустов,
Покрытых инеем цветов.

На север видны были горы.
При блеске утренней Авроры,
Когда синеющий дымок
Курится в глубине долины
И, обращаясь на восток,
Зовут к молитве муэцины,
И звучный колокола глас
Дрожит, обитель пробуждая;
В торжественный и мирный час,
Когда грузинка молодая
С кувшином длинным за водой
С горы спускается крутой,
Вершины цепи снеговой
Светло-лиловою стеной
На чистом небе рисовались;
А в час заката одевались
Они румяной пеленой.
И между них, прорезав тучи,
Стоял, всех выше головой,
Казбек, Кавказа царь могучий,
В чалме и ризе парчевой.

Но Демон огненным дыханьем
Тамары душу запятнал,
И божий мир своим блистаньем
Восторга в ней не пробуждал.
Страсть безотчетная как тенью
Жизнь осенила перед ней;
И стало всё предлог мученью,
И утра луч и мрак ночей.
Бывало, только ночи сонной
Прохлада землю обоймет,
Перед божественной иконой
Она в безумье упадет
И плачет, и в ночном молчанье

Ее тяжелое рыданье
Тревожит путника вниманье,
Сквозь шум далекого ручья
И трель живую соловья.
Бывало, разбросав на плечи
Волну кудрей своих, она
Стоит без мысли, холодна, -
И странные лепечут речи
Ее дрожащие уста;
И грудь желание волнует,
И чудный призрак всё рисует
Пред нею в сумраке мечта.
Утомлена борьбой всегдашной
Склонится ли на ложе сна -
Подушка жжет, ей душно, страшно,
И вся, вскочив, дрожит она.

................
................

Вечерней мглы покров воздушный
Уж холмы Грузии одел;
Привычке сладостной послушный,
В обитель Демон прилетел;
Но долго, долго он не смел
Святыню мирного приюта
Нарушить. И была минута,
Когда казался он готов
Оставить умысел жестокой.
Задумчив у стены высокой
Он бродит. От его шагов
Без ветра лист в тени трепещет.
Он поднял взор: ее окно
Озарено лампадой блещет:
Кого-то ждет она давно!
И вот средь общего молчанья
Чингуры 5 стройное бряцанье
И звуки песни раздались.
И звуки те лились, лились,
Как слезы, мерно друг за другом:
И эта песнь была нежна,
Как будто для земли она

Была на небе сложена.
Не ангел ли с забытым другом
Вновь повидаться захотел,
Сюда украдкою слетел
И о былом ему пропел,
Чтоб усладить его мученье?..
Тоску любви, ее волненье
Постигнул Демон в первый раз.
Он хочет в страхе удалиться -
Его крыло не шевелится!
И чудо! Из померкших глаз
Слеза тяжелая катится...
Поныне возле кельи той
Насквозь прожженный виден камень
Слезою жаркою, как пламень,
Нечеловеческой селезой.

И входит он, любить готовый,
С душой, открытой для добра;
И мыслит он, что жизни новой
Пришла желанная пора.
Неясный трепет ожиданья,
Страх неизвестности немой,
Как будто в первое свиданье
Спознались с гордою душой.
То было злое предвещанье!
Он входит, смотрит - перед ним
Посланник рая, херувим,
Хранитель грешницы прекрасной,
Стоит с блистающим челом
И от врага с улыбкой ясной
Приосенил ее крылом.
И луч божественного света
Вдруг ослепил нечистый взор,
И вместо сладкого привета
Раздался тягостный укор.

«Дух беспокойный, дух порочный,
Кто звал тебя во тьме полночной?
Твоих поклонников здесь нет.
Зло не дышало здесь поныне;
К моей любви, к моей святыне
Не пролагай преступный след.

Кто звал тебя?»
Ему в ответ
Злой дух коварно усмехнулся,
Зарделся ревностию взгляд,
И вновь в душе его проснулся
Старинной ненависти яд.
«Она моя, - сказал он грозно, -
Оставь ее, она моя;
Отныне жить нельзя нам розно,
И ей, как мне, ты не судья.
На сердце, полное гордыни,
Я наложил печать мою;
Здесь больше нет твоей святыни,
Здесь я владею и люблю!..»
И ангел грустными очами
На жертву бедную взглянул
И медленно, взмахнув крылами,
В эфире неба потонул.
...............

О! кто ты? речь твоя опасна!
Тебя послал мне ад иль рай?
Чего ты хочешь?

Ты прекрасна.

Но молви! кто ж ты? Отвечай...

Я тот, которому внимала
Ты в полуночной тишине,
Чья мысль душе твоей шептала,
Чью грусть ты смутно отгадала,
Чей образ видела во сне.
Я тот, чей взор надежду губит,
Едва надежда расцветет,
Я тот, кого никто не любит
И всё живущее клянет;

Ничто пространство мне и годы,
Я бич рабов моих земных,
Я враг небес, я зло природы, -
И, видишь, я у ног твоих.
Тебе принес я в умиленье
Молитву тихую любви,
Земное первое мученье
И слезы первые мои;
О, выслушай, из сожаленья!
Меня добру и небесам
Ты возвратить могла бы словом.
Твоей любви святым покровом
Одетый, я предстал бы там,
Как новый ангел в блеске новом;
О! только выслушай, молю;
Я раб твой, я тебя люблю!

Когда я в первый раз увидел
Твой чудный, твой волшебный взор,
Я тайно вдруг возненавидел
Мою свободу, как позор.
Своею властью недовольный,
Я позавидовал невольно
Неполным радостям людей;
В бескровном сердце луч нежданый
Опять затеплился живей,
И грусть на дне старинной раны
Вдруг шевельнулася, как змей.
Что без тебя теперь мне вечность,
Моих владений бесконечность?
Пустые, звучные слова;
Обширный храм - без божества!

Оставь меня, о дух лукавый!
Молчи, не верю я врагу!
Творец - увы! я не могу
Молиться; тайною отравой
Мой ум слабеющий объят.
Послушай, ты меня погубишь!
Твои слова - огонь и яд...
Скажи, зачем меня ты любишь?

Зачем, красавица? Увы,
Не знаю. Полон жизни новой,
С моей преступной головы
Я гордо снял венец терновый,
Я всё былое бросил в прах:
Мой рай, мой ад в твоих очах.
Люблю тебя нездешней страстью,
Как полюбить не можешь ты:
Всем упоением, всей властью
Бессмертной мысли и мечты!
В душе моей с начала мира
Твой образ был напечатлён;
Передо мной носился он
В пустынях вечного эфира.
Давно, тревожа мысль мою,
Мне имя сладкое звучало -
Во дни блаженства мне в раю
Одной тебя недоставало!
О! Если б ты могла понять,
Какое горькое томленье
Всю жизнь, века, без разделенья
И наслаждаться и страдать,
За зло похвал не ожидать
Ни за добро вознагражденья!
Жить для себя, скучать собой,
И этой долгою борьбой
Без торжества, без примиренья;
Всегда жалеть - и не желать;
Всё знать, всё чувствовать, всё видеть;
Стараться всё возненавидеть -
И всё на свете презирать!

Лишь только божие проклятье
Исполнилось, с того же дня
Природы жаркие объятья
Навек остыли для меня;
Синело предо мной пространство,
Я видел брачное убранство
Светил, знакомых мне давно:
Они текли в венцах из злата!
Но что же? прежнего собрата

Не узнавало ни одно.
Изгнанников, себе подобных,
Я звать в отчаянии стал,
Но слов и лиц и взоров злобных,
Увы, я сам не узнавал.
И в страхе я, взмахнув крылами,
Помчался - но куда? зачем?
Не знаю - прежними друзьями
Я был отвергнут; как Эдем,
Мир для меня стал глух и нем:
По вольной прихоти теченья
Так поврежденная ладья
Без парусов и без руля
Плывет, не зная назначенья;
Так ранней утренней порой
Отрывок тучи громовой,
В лазурной вышине чернея,
Один, нигде пристать не смея,
Летит без цели и следа,
Бог весть откуда и куда!
Как часто на вершине льдистой,
Один меж небом и землей,
Под кровом радуги огнистой
Сидел я мрачный и немой,
И белогривые метели,
Как львы, у ног моих ревели;
Как часто, подымая прах,
В борьбе с могучим ураганом,
Одетый молньей и туманом,
Я шумно мчался в облаках,
Чтобы в толпе стихий мятежной
Сердечный ропот заглушить,
Спастись от думы неизбежной
И незабвенное забыть!
Что повесть тягостных лишений,
Трудов и бед толпы людской,
Грядущих, прошлых поколений,
Перед минутою одной
Моих непризнанных мучений?
Что люди? Что их жизнь и труд?
Они прошли, они пройдут -
Надежда есть, - ждет правый суд:
Простить он может, хоть осудит!

Моя ж печаль бессменно тут,
И ей конца, как мне, не будет;
И не вздремнуть в могиле ей!
Она то ластится, как змей,
То жжет и плещет, будто пламень,
То давит мысль мою, как камень, -
Мечтаний прежних и страстей
Несокрушимый мавзолей!

Зачем мне знать твои печали?
Зачем ты жалуешься мне?
Ты согрешил...

Против тебя ли?

Нас могут слышать!..

На нас не кинет взгляда;
Он занят небом - не землей!

А наказанье - муки ада?

Так что ж? ты будешь там со мной.
Мы, дети вольные эфира,
Тебя возьмем в свои края;

И будешь ты царицей мира,
Подруга вечная моя.
Без сожаленья, без участья
Смотреть на землю станешь ты,
Где нет ни истинного счастья,
Ни долговечной красоты;
Где преступленья лишь да казни,
Где страсти мелкой только жить,
Где не умеют без боязни
Ни ненавидеть, ни любить.

Иль ты не знаешь, что такое
Людей минутная любовь?
Волненье крови молодое, -
Но дни бегут и стынет кровь.
Кто устоит против разлуки,
Соблазна новой красоты,
Против усталости и скуки
И своенравия мечты?
И пусть другие б утешались
Ничтожным жребием своим:
Их думы неба не касались,
Мир лучший недоступен им.
Но ты, прекрасное созданье,
Не в жертву им обречена;
Тебя иное ждет страданье,
Иных восторгов глубина.
Оставь же прежние желанья
И жалкий свет его судьбе;
Пучину гордого познанья
Взамен открою я тебе.
О! верь мне! Я один поныне
Тебя постиг и оценил:
Избрав тебя моей святыней,
Я власть у ног твоих сложил.
Твоей любви я жду, как дара,
И вечность дам тебе за миг:
В любви, как в злобе, верь, Тамара,
Я неизменен и велик!
Толпу духов моих служебных
Я приведу к твоим стопам,
Прислужниц легких и волшебных
Тебе, красавица, я дам;

И для тебя с звезды восточной
Сорву венец я золотой;
Возьму с цветов росы полночной,
Его усыплю той росой.
Лучом румяного заката
Твой стан, как лентой, обовью,
Дыханьем чистым аромата
Окрестный воздух напою.
Всечасно дивною игрою
Твой слух лелеять буду я;
Чертоги пышные построю
Из бирюзы и янтаря.
Я опущусь на дно морское,
Я полечу за облака,
Я дам тебе всё, всё земное -
Люби меня!
И он слегка
Коснулся жаркими устами
Ее трепещущим губам,
И лести сладкими речами
Он отвечал ее мольбам.
Могучий взор смотрел ей в очи;
Он жег ее; во мраке ночи
Над нею прямо он сверкал,
Неотразимый, как кинжал.
Увы! злой дух торжествовал...
Смертельный яд его лобзанья
Мгновенно кровь ее проник;
Мучительный, но слабый крик
Ночное возмутил молчанье.
В нем было всё: любовь, страданье,
Упрек с последнею мольбой
И безнадежное прощанье -
Прощанье с жизнью молодой!..

В то время сторож полуночный
Один вокруг стены крутой,
Когда ударил час урочный,
Бродил с чугунною доской;
И под окошком девы юной
Он шаг свой мерный укротил
И руку над доской чугунной,
Смутясь душой, остановил;

И сквозь окрестное молчанье,
Ему казалось, слышал он
Двух уст согласное лобзанье,
Чуть внятный крик и слабый стон.
И нечестивое сомненье
Проникло в сердце старика;
Но пронеслось еще мгновенье,
И смолкло всё. Издалека
Лишь дуновенье ветерка
Роптанье листьев приносило,
Да с темным берегом уныло
Шепталась горная река.
Канон угодника святого
Спешит он в страхе прочитать,
Чтоб наважденье духа злого
От грешной мысли отогнать;
Крестит дрожащими перстами
Мечтой взволнованную грудь
И молча, скорыми шагами
Обычный продолжает путь.
...............

Как пери спящая мила,
Она в гробу своем лежала.
Белей и чище покрывала
Был томный цвет ее чела.
Навек опущены ресницы -
Но кто б взглянувши не сказал,
Что взор под ними лишь дремал
И, чудный, только ожидал
Иль поцелуя иль денницы?
Но бесполезно луч дневной
Скользил по ним струей златой,
Напрасно их в немой печали
Уста родные целовали -
Нет, смерти вечную печать
Ничто не в силах уж сорвать!
И всё, где пылкой жизни сила
Так внятно чувствам говорила,
Теперь один ничтожный прах;
Улыбка странная застыла,
Едва мелькнувши на устах;
Но темен, как сама могила,

Печальный смысл улыбки той:
Что в ней? Насмешка ль над судьбой,
Непобедимое ль сомненье?
Иль к жизни хладное презренье?
Иль с небом гордая вражда?
Как знать? для света навсегда
Утрачено ее значенье!
Она невольно манит взор,
Как древней надписи узор,
Где, может быть, под буквой странной
Таится повесть прежних лет,
Символ премудрости туманной,
Глубоких дум забытый след.
И долго бедной жертвы тленья
Не трогал ангел разрушенья;
И были все ее черты
Исполнены той красоты,
Как мрамор, чуждой выраженья,
Лишенной чувства и ума,
Таинственной, как смерть сама!

Ни разу не был в дни веселья
Так разноцветен и богат
Тамары праздничный наряд:
Цветы родимого ущелья
(Так древний требует обряд)
Над нею льют свой аромат
И, сжаты мертвою рукою,
Как бы прощаются с землею...

Уж собрались в печальный путь
Друзья, соседи и родные.
Терзая локоны седые,
Безмолвно поражая грудь,
В последний раз Гудал садится
На белогривого коня -
И поезд двинулся. Три дня,
Три ночи путь их будет длиться:
Меж старых дедовских костей
Приют покойный вырыт ей.

Один из праотцев Гудала,
Грабитель путников и сёл,

Когда болезнь его сковала
И час раскаянья пришел,
Грехов минувших в искупленье
Построить церковь обещал
На вышине гранитных скал,
Где только вьюги слышно пенье,
Куда лишь коршун залетал.
И скоро меж снегов Казбека
Поднялся одинокий храм,
И кости злого человека
Вновь успокоилися там.
И превратилася в кладбище
Скала, родная облакам,
Как будто ближе к небесам
Теплей последнее жилище!

Едва на жесткую постель
Тамару с пеньем опустили,
Вдруг тучи гору обложили,
И разыгралася метель;
И громче хищного шакала
Она завыла в небесах
И белым прахом заметала
Недавно вверенный ей прах.
И только за скалой соседней
Утих моленья звук последний,
Последний шум людских шагов,
Сквозь дымку серых облаков
Спустился ангел легкокрылый
И над покинутой могилой
Приник с усердною мольбой
За душу грешницы младой.
И в то же время царь порока
Туда примчался с быстротой
В снегах рожденного потока.
Страданий мрачная семья
В чертах недвижимых таилась;
По следу крыл его тащилась
Багровой молнии струя.
Когда ж он пред собой увидел
Всё, что любил и ненавидел,
То шумно мимо промелькнул
И, взор пронзительный кидая,

Посла потерянного рая
Улыбкой горькой упрекнул...

На склоне каменной горы
Над Койшаурскою долиной
Еще стоят до сей поры
Зубцы развалины старинной.
Рассказов, страшных для детей,
О них еще преданья полны...
Как призрак, памятник безмолвный,
Свидетель тех волшебных дней,
Между деревьями чернеет.
Внизу рассыпался аул,
Земля цветет и зеленеет,
И голосов нестройный гул
Теряется; и караваны
Идут гремя издалека,
И, низвергаясь сквозь туманы,
Блестит и пенится река;
И жизнью вечно молодою,
Прохладой, солнцем и весною
Природа тешится шутя,
Как беззаботное дитя.

Но грустен замок, отслуживший
Когда-то в очередь свою,
Как бедный старец, переживший
Друзей и милую семью.
И только ждут луны восхода
Его незримые жильцы;
Тогда им праздник и свобода!
Жужжат, бегут во все концы:
Седой паук, отшельник новый,
Прядет сетей своих основы;
Зеленых ящериц семья
На кровле весело играет,
И осторожная змея
Из темной щели выползает
На плиту старого крыльца;
То вдруг совьется в три кольца,
То ляжет длинной полосою
И блещет, как булатный меч,

Забытый в поле грозных сеч,
Ненужный падшему герою...
Всё дико. Нет нигде следов
Минувших лет: рука веков
Прилежно, долго их сметала...
И не напомнит ничего
О славном имени Гудала,
О милой дочери его!
И там, где кости их истлели,
На рубеже зубчатых льдов,
Гуляют ныне лишь метели
Да стаи вольных облаков;
Скала угрюмого Казбека
Добычу жадно сторожит,
И вечный ропот человека
Их вечный мир не возмутит.

Посвящение

Я кончил - и в груди невольное сомненье!
Займет ли вновь тебя давно знакомый звук,
Стихов неведомых задумчивое пенье,
Тебя, забывчивый, но незабвенный друг?

Пробудится ль в тебе о прошлом сожаленье?
Иль, быстро пробежав докучную тетрадь,
Ты только мертвого, пустого одобренья
Наложишь на нее холодную печать;

И не узнаешь здесь простого выраженья
Тоски, мой бедный ум томившей столько лет;
И примешь за игру иль сон воображенья
Больной души тяжелый бред...

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Чернухинская средняя общеобразовательная школа»

Урок литературы в 10 классе

«За что наказан Демон?»

(аналитическое прочтение поэмы М.Ю.Лермонтова «Демон»)

Шебалова О.В.,

учитель русского языка и

Литературы

За что наказан Демон?

(Аналитическое прочтение поэмы М.Ю. Лермонтова)

Цель:

  • Расширить знания о творчестве М.Ю.Лермонтова, помочь учащимся понять образ Демона в творчестве поэта, в искусстве.

Задачи:

  • обучение интерпретации поэтического текста;
  • развитие навыка вдумчивого, внимательного чтения; эстетического, интеллектуального и творческого начала учащихся;
  • воспитание нравственно - духовных ценностей.

Оборудование:

  • портреты М.Ю.Лермонтова и М.А.Врубеля;
  • иллюстрации картин М.А.Врубеля «Демон поверженный», «Демон сидящий»;
  • текст поэмы «Демон» (разные издания, варианты);
  • аудиозапись: Р.Вагнер «Полет Валькирий».

I. Вступление

– Есть образы в мировом искусстве, волнующие умы людей на протяжении многих веков. Со временем они меняются, но не исчезают. Все новые и новые поколения поэтов, художников, композиторов обращается к ним, чтобы разгадать тайну и сказать свое слово. Демон – один из таких образов.

II. Вызов

Звучит музыка Вагнера «Полет Валькирий».

– Какие ассоциации у вас вызывает слово «демон»? Запишите. Прочтите вслух. Выделите общее.

Демон в литературной традиции.

Образ демона настолько захватывает Лермонтова, что проходит через все творчество, начиная с раннего стихотворения «Мой демон» (1829г.) и заканчивая поэмой «Демон». Читая произведения Лермонтова, мы проникаем во внутренний мир поэта. Мир, полный противоречий, страданий, борьбы между «ангельским прекрасным» и «демоническим мятежным».

III. Актуализация знаний.

Дома вы прочитали поэму. Какие вопросы она у вас вызвала? Все вопросы я просила распределить на «тонкие» и «толстые». Напомню «тонкие» вопросы касаются непосредственно сюжета поэмы, а «толстые» помогают проанализировать произведение. Зачитайте ваши вопросы.

У меня тоже возник вопрос: «За что наказан Демон?» Этот вопрос и будет темой нашего урока.

Каким вы увидели Демона в начале поэмы?

– Найдите описание характера, поступков героя; выберите все «за» и «против», относящиеся к характеристике Демона. Заполните таблицу (можно предложить выполнить это задание в парах, группах).

– Можем ли мы сказать, больше положительного или отрицательного начала, добра или зла, ангельского или сатанинского заложено в характере, поступках героя?

Учитель: В основе образа – противоречие, конфликт между добром и злом. Понятия добра и зла не абсолютны, порой пересекаются одно в другом в разных обстоятельствах.

– Докажите выше изложенную мысль примерами текста.

1. Демон увидел Тамару, влюбился, но это великое чувство повлекло за собой гибель жениха Тамары:

И вновь постигнул он святыню

Любви, добра и красоты!...

Его коварною мечтою

Лукавый Демон возмущал:…

2. Постигнув тоску любви, Демон плачет, но вместо очистительной слезы течет горючая слеза:

Тоску любви, ее волненье

Постигнул Демон в первый раз…

Насквозь прожженный виден камень

Слезою жаркою, как пламень,

Нечеловеческой слезой!.. и др.

– Как относится Демон к миру, к красоте природы? Приведите примеры из текста.

Природы блеск не возбудил

В груди изгнанника бесплодной

Ни новых чувств, ни новых сил;

И все, что пред собой он видел,

Он презирал иль ненавидел.

И дик и чуден был вокруг

Весь божий мир; но гордый дух

Презрительным окинул оком

Творенье бога своего.

И на челе его высоком

Не отразилось ничего.

(Необычная природа Кавказа первоначально оставляет его спокойно равнодушным, чего не скажешь об авторе. Но вот Демон достигает «роскошной Грузии долин». Этот край назван счастливым: природа здесь не холодно – величава, а добра и человечна. Однако и это «не возбудило в груди изгнанника новых чувств»: «И всё, что пред собой он видел, Он презирал иль ненавидел».

Откуда изгнан Демон? За что?

(Бросив вызов Богу, отвергнув любовь, свет, добро, бывший ангел, «чистый херувим», превратился в печального Демона. «Херувим» - один из 9 чинов Ангельской силы, приближенные к Богу, окружают его престол. Они имеют много очей, что означает их мудрость. А кто – Демон? Это по-русски – Диавол – глава падших духов. Он был сотворен Богом как высший и могущественный ангел. Но был изгнан за гордыню, захотев стать как Бог. Свержен с небес с бесами, падшими духами, поддержавшими его и обольщенными им.)

Как вы думаете, почему Демон счастлив только в воспоминаниях? Как об этом говорит поэт? (читаем вторую главу про себя). Даем ответ, подтверждая текстом.

(Мы ощущаем что-то необычное в деяниях Демона. Вспомните, в каких ситуациях в православии поминается Бес, черт Дьявол? (Зло творят). А у Лермонтова каким предстает Демон? Как он творит свое дело на земле? (сеял зло без наслажденья, зло наскучило ему)

Какую роль в поэме играет пейзаж Кавказа? Как относится Демон к миру, к красоте природы? Приведите примеры из текста.

Демон испытывает презрение, ненависть к тому, что видит вокруг.

– Опишите состояние Демона, увидевшего Тамару.

Демон, «прикованный незримой силой», поражен красотой Тамары, он «на мгновенье неизъяснимое волненье в себе почувствовал», «в нем чувство вдруг заговорило» и др.

– Только ли красота, молодость Тамары привлекли Демона? Разве мало красивых девушек видел герой, летая над землей? Может быть, есть между ними что-то общее? Подтвердите словами текста.

Тамара олицетворяет для героя молодость, красоту, добро. Демон давно «отверженный блуждал в пустыни мира без приюта» и теперь видит в Тамаре родную душу – ищущую, сомневающуюся, жаждущую познания.

Виновен ли Демон в смерти Синодала?

(Демон, в котором оживает сердце, лишён зла, жажды мести, в нём нет ревности к жениху. Синодала «коварною мечтою лукавый Демон возмущал: Он в мыслях, под ночною тьмою, Уста невесты целовал». Но это его внутренний Демон, а не герой поэмы. И ведь не случайно в поэме упоминается о том, что та молитва, которой пренебрёг Синодал, оберегала путника от мусульманского кинжала. Боги ли рассердились на легкомысленного жениха или просто не повезло ему: в горах всегда было неспокойно, к тому же напавшие осетины оказались смелее.)

Почему Тамара уходит в монастырь? Ведь она даже вдовой не стала?

(Она боится Демона, но боится не как тёмную силу. В ней зарождается ответное чувство, которому нет сил противостоять. Она ищет в монастыре защиты Спасителя, хотя понимает, что отрекается от жизни вообще.)

Искренна ли исповедь Демона, или его клятвы лишь способ завладеть сердцем Тамары? Чего хочет Демон, влюбившись в Тамару?

(Демон надеется, что через любовь к Тамаре он сможет вновь прикоснуться к мировой гармонии:

Меня добру и небесам

Твоей любви святым покровом

Одетый, я предстал бы там,

Отныне яд коварной лести

Ничей уж не встревожит ум;

Тамара не жертва Демона, скорее он жертва своей надежды любовью спастись от вечного холода равнодушия.)

Каким размером написана поэма? Почему в XV главе I части меняется стихотворный размер поэмы? (По материалам домашнего задания).

Лермонтов писал поэму четырехстопным ямбом с разнообразной рифмовкой, помогающей показать всю красоту мира, а в XV главе I части ямб заменил на четырехстопный хорей (убыстрение речи): любовь освещает дни героя, все меняет в словах, в обращениях к героине слышится призыв изменить ее жизнь…

…Будь к земному без участья

И беспечна, как они!

– Какой стилистический прием, помогающий вселить веру в слова Демона, предать им вес, использует автор?

Клянусь я первым днем творенья,

Клянусь его последним днем,…

Я отрекся от старой мести,

Я отрекся от гордых дум;…

Хочу я с небом примириться,

Хочу любить, хочу молиться,…

– Чего хочет Демон, влюбившись в Тамару?

Демон надеется, что через любовь к Тамаре он сможет вновь прикоснуться к мировой гармонии:

Меня добру и небесам

Ты возвратить могла бы словом

Твоей любви святым покровом

Одетый, я предстал бы там,

Как новый ангел в блеске новом…

Демон даже дает клятву Тамаре, что:

Отныне яд коварной лести

Ничей уж не встревожит ум;

– Что обещает Демон дать Тамаре взамен ее любви к нему?

И вечность дам тебе за миг;…

И будешь ты царица мира,

Подруга первая моя;…

Я дам тебе все, все земное –

Люби меня!.. и др.

Может ли Демон обрести гармонию? Почему?

Любовь Демона эгоистична . Вместо того чтобы очистить свою душу, он готов погубить бушу Тамары. Так не поступают влюбленные. В любви он не радовался, а торжествовал, испытывал чувство личного превосходства. Чиста жертвенная любовь, а чем жертвует Демон?

Люби меня!..

………………………….

Могучий взор смотрел ей в очи!

Он жег ее.

………………………….

Увы! злой дух торжествовал!

………………………….

«Она моя! – сказал он грозно, – и др.

Гордость, этот смертный грех, всегда посягающий на святыню, – вот причина поражения Демона, вот источник его страданий. Приобщение к гармонии благодаря любви к земной женщине и ценой ее гибели не осуществилось. Злое начало вновь проступило в Демоне:

И проклял Демон побежденный

Мечты безумные свои…

Почему Бог прощает Тамару, а ее душа попадает в рай?

Душу Тамары уносит ангел – хранитель. Именно он спасает ее для рая. Душа усопшей Тамары еще полна сомнений, на ней запечатлен «след проступка», который смывает слезами ангел:

…И сладкой речью упованья

Ее сомненья разгонял,

И след проступка и страданья

С нее слезами он смывал.

Это Бог послал испытание Тамаре. Приняв злое начало, внушенное Демоном , героиня жертвует собой , защищая вечные ценности: Добро, Мир, Красоту, Любовь. Поэтому она достойна прощения. Прощенная, Тамара попадает в рай, куда для героя доступ закрыт:

…И вновь остался он, надменный.

Один, как прежде, во вселенной

Без упованья и любви!...

За что наказан Демон?

(За яд сомнений, за неверие в настоящую чистую любовь. За то, что презирая мир людей «грешной» земли, сам он оказался не лучше, не выше их. Сочувствуя ему, автор осуждает его за надменное ожесточение против мира.)

Творческое задание.

Напишите синквейн. Ключевое слово «Демон»

III. Рефлексия.

– Что же хотел сказать М.Ю. Лермонтов поэмой «Демон»? И почему образ Демона проходит через все творчество автора?

Демон появляется в поэме как дух изгнанья, летящий над грешной землей, бессильный оторваться от нее и приблизиться к небесам. Он изгнан из рая, сброшен с неба и оттого печален. Он сеет зло, но это не приносит ему наслаждения. Все, что он видит, приносит либо холодную зависть, либо презрение и ненависть. Ему все наскучило. Но он горд, он не способен подчиняться воле других, пытается преодолеть самого себя…

Неземная любовь помогает герою бороться со злом внутри себя, а его страдающая душа хочет примириться с небом, хочет веровать добру. Этот конфликт добра и зла похож на столкновение света с тьмой.

В нем сливаются два начала , и он предстает перед нами, готовый повернуться лицом как к добру, так и к злу:

То не был ада дух ужасный,

Порочный мученик – о нет!

Он был похож на вечер ясный:

Ни день, ни ночь, – ни мрак, ни свет!...

Суть героя – в непримиримых противоречиях , в утверждении, что даже такие понятия, как Добро и Зло не абсолютны. Эти противоречия заложены в самой жизни. Человек получает способность к познанию и борьбе, а в душе каждого живет свой демон.

М.Ю.Лермонтова отличает двоемирие, трагическое понимание пропасти между земным и небесным, телесным и духовным, реальным и идеальным. Единственным, узеньким, шатким, но нерушимым мостиком через эту бездну остается душа человека. Душа, вечно балансирующая на грани «двойного бытия», как сказал Ф.И. Тютчев:

О вещая душа моя,

О сердце, полное тревоги!

О, как ты бьешься на пороге

Как бы двойного бытия!