Олимпиада по истории 9 кл. В3 – Михаил Романов


Выберите один правильный ответ. 1 балл за каждый правильный ответ.













4 балла за каждое правильное соответствие.





славян;



3) Н.Панин в) Екатерина II
4) Э.Бирон г) Анна Иоанновна




4) Э.М.Фальконе г) наука
д) промышленность


1



1 балл за правильный ответ.

крестьян:




_________________ кризиса.



выбор. По 2 балла за каждый верный ответ.


коллежский секретарь
вместо каждого пропуска.
1) А_ток_ат – самодержец






войск в Париж







2



0,5балла













отрывке.


числам. По 2 балла за каждое верно составленное определение.

натуральный.

По 1 баллу за верный ответ.





к высшему, равному и низшему) 6 баллов
к высшему _____________________________________
к равному ______________________________________
3

к низшему _____________________________________

1) желтенькая __________________
2) Зелененькая __________________
3) Синенькая ___________________
4) Красненькая __________________
5) Беленькая ____________________
6) Радужная _____________________
7) Серенькая ____________________
Всего: 80 баллов.
0­16балл.:1;
17­32балл.:2;
33­48балл.:3;­3 место
49­64балл.:4;­2 место
65­80балл.:5;­1 место
4

Олимпиада по истории 10­11 классы. I­й тур.
(ответы)
Выберите один правильный ответ(1 балл за каждый правильный ответ).
1. Какое из названных событий произошло позже всех остальных?
1) Куликовская битва 2) «Стояние на реке Угре»
3) Битва на реке Калке 4) Ледовое побоище
ответ: 2
2. Принятие Петром I титула императора и провозглашение России империей произошло в:
1) 1721г. 2) 1785г. 3) 1709г. 4) 1711г.
ответ: 1
3. Как назывались правительственные учреждения, созданные в России в начале XVIII в.:
1) коллегии 2) министерства 3) приказы 4) «избы»
ответ: 1
4. С какими событиями была связана Крымская война 1853­1856гг.?
1) Синопская битва, оборона Севастополя
2) Бородинская битва, Тарутинский марш маневр
3) битва под Аустерлицем, Лейпцигская битва
4) битва под Нарвой, битва у деревни Лесной
ответ: 1
5. Союз Советских Социалистических Республик (СССР) был создан:
1) 1918г. 2) 1922г. 3) 1924г. 4) 1930г.
ответ:2
(По 4 балла за каждое правильное соответствие).
6. Установите соответствие между понятиями и определениями:
1) вервь а) собрание свободного городского населения в Древней Руси;
2) вира б) участок земли, отмеренный веревкой общине.
Так называли и саму крестьянскую общину.
3)вече в) налог, пошлина, взимался за провоз товара, прогон скота, так и с
человека при проезде через заставы у городов и крупных поселений;
4) мыт г) собрание смердов и холопов, возникшее из племенных собраний
славян;
5

д) штраф, судебная пошлина, шедшая в княжескую казну.
Ответ: 1­б; 2­д; 3­а; 4­в.
7. Установить соответствие между именами современников:
1) А.Л.Ордин­Нащекин а) Петр I
2) Ф.Лефорт б) Алексей Михайлович
3) Н.Панин в) Екатерина II
4) Э.Бирон г) Анна Иоанновна
Ответ: 1­б; 2­а; 3­в; 4­г.
8.Соотнесите имена исторических деятелей и сферы их деятельности:
1) М.В.Ломоносов а) дипломатия
2) А.А.Безбородко б) скульптура
3) П.А.Румянцев в) военное дело
4) Э.М.Фальконе г) наука
д) промышленность
Ответ:1­г; 2­а; 3­в; 4­б.
9.Установите соответствие между именами художников и названиями их картин:
1)А.А. Иванов а) «Портрет А.С. Пушкина»
2) В.И.Суриков б) «Явление Христа народу»
3) А.Г. Венецианов в) «На пашне. Весна»
4) В.А.Тропинин г) «Боярыня Морозова»
Ответ:1­б; 2­г; 3­в; 4­а.
(1 балл за правильный ответ).
10. Расположите в хронологическом порядке документы, отражавшие процесс закрепощения
крестьян:
1) «Соборное уложение» 2) Указы о «заповедных летах»
3) Судебник 1497г. 4) Указы о «урочных летах»
Ответ: 3­2­4­1
11.Прочитайте фрагмент текста и впишите название международного кризиса:
«События октября 1962года многое перевернули в сознании народов и их вождей. За всю
послевоенную историю никогда мир не был так близок к пропасти войны, как в тревожные дни
_________________ кризиса.
Ответ: Карибский
12.Прочтите отрывок из документа, принятого 25 октября 1917г. на втором Всероссийском
съезде Советов, и определите его название:
«Право частной собственности на землю отменяется навсегда; земля не может быть ни
продаваема, ни покупаема, ни сдаваема в аренду либо залог. Вся земля отчуждается безвозмездно,
обращается во всенародное достояние и переходит в пользование всех трудящихся на ней»
Ответ: Декрет о земле
13. Что является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните и кратко объясните свой
выбор.
1) локоть, верста, сажень, лот, вершок.
6

2) Зипун, ламбрекен, капот, казакин, кафтан.
3) Статский советник, штабс­капитан, коллежский регистратор, коллежский советник,
коллежский секретарь
Ответ:
1. лот (мера веса, все остальное ­ меры длины)
2. ламбрекен (не является одеждой)
3. штабс­капитан (в Табели о рангах относился к военным чинам, а не гражданским)

14. Историк должен грамотно писать понятия и термины. Впишите правильную букву
вместо каждого пропуска.
1) А_ток_ат – самодержец
2) Бли_ кри_ ­ молниеносная война
3) Г_иден – телохранитель князя, дружинник
4) К_н_енс_с – общее согласие по спорному вопросу.
Ответ:
Автократ, блицкриг, гриден, консенсус

15.»Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны –
«нет».
1) Патриаршество в России было учреждено при Иване IV
2) Окончательное закрепощение крестьян датируется 1649г.
3) Отечественная война первой четверти XIX в. завершилась в 1813году вхождением российских
войск в Париж
4) Войсками декабристов на Сенатской площади командовал П.И.Пестель
5) Петр III был внуком Петра I и внучатым племянником шведского короля Карла XII
6) Режиссером фильма «Броненосец Потемкин» был А.П.Довженко
7) К сентябрю 1944 года фашистские войска были полностью изгнаны с территории СССР
8) Парад Победы прошел 9 мая 1945г.
9) Освоение целинных земель началось в 1949году
10) Первый атомный ледокол был создан в СССР
Ответ:
1
нет
2
да
3
нет
4
нет
5
да
6
нет
7
нет
8
нет
9
нет
10
да
По 1 баллу за каждый верный ответ
16.Историк должен объяснить слова, ныне вышедшие из употребления, но в свое время не
нуждавшиеся в объяснении. Напишите свое объяснение каждому приведенному слову или
словосочетанию.
1) Полба____________________________________________
2) Чернильная душа_____________________________________
3) «Чугунка»___________________________________________
4) Красный петух_______________________________________
5) архаровец____________________________________________
6) вековуха_____________________________________________
Ответ:

7


5.архаровец – буян, хулиган


17. Проанализируйте предложенный отрывок и ответьте на вопросы.
«… Битва продолжалась два месяца. Горд постепенно превращался в груду развалин, но чем
больше становилось развалин, тем больше укрытий находили обороняющиеся…Неоднократные
приказы Сталина и Тимошенко побуждали обороняющихся к фантастическому сопротивлению.
Эта битва стала действительно символом борьбы двух враждебных миров. Фантастическое
стремление Гитлера во что бы то ни стало захватить у своего противника город, брало верх над
всякими трезвыми соображениями»
1. Укажите название и дату битвы Великой Отечественной войны, о которой идет речь в
отрывке.
2. Перечислите не менее трех командующих фронтами Красной Армии, с которыми это
событие связано
Ответ:
1.Сталинградская битва, которая проходила с 17 июля 1942г. по 2 февраля 1943г..
2.Командующие фронтами Красной Армии: А.И.Еременко, Н.Ф.Ватутин, К.К.Рокоссовский
4 балла
18. Используя все приведенные слова и словосочетания, составьте определение исторического
понятия. Запишите это определение и само понятие. Слова и словосочетания не могут
использоваться дважды. Разрешено добавлять предлоги, изменять слова по падежам и
числам.
1)Государства, противоборство, одного, населения, внутри, междоусобица, вооруженное.
2) Взамен, налог, хозяйства, фиксированный, крестьянские, твердо, введенный, продразверстка,
натуральный.
Ответ:
государства.
взамен продразверстки.

19. Каким царям историк В.О.Ключевский дал указанные характеристики.
1) «...царь больше задумывал, чем сделал, сильнее подействовал на воображение и нервы своих
современников, чем на современный ему порядок».
2) «Рабоцарь, царь из рабов...»
3) «...относился к России как чуждый ей, трусливый и хитрый дипломат»
4) «Император... – военный балетмейстер и больше ничего».

3­ Александр I 4­ Николай I
8

(1баллу за верный ответ)
20. Представьте себе, что вы попали на официальный прием XIXв., где много людей разного
звания. Объясните, как надо было обратиться к человеку, исходя из его ранга (по отношению
к высшему, равному и низшему)
к высшему ___ «Милостивый государь»
к равному _____ «Милостивый государь мой»
к низшему __ «Государь мой»
(6 баллов)
21. В обиходной жизни россиян в прошлом бумажные деньги именовались по расцветке.
Расшифруйте, указав номинал каждой. 7 баллов
1) Желтенькая – 1 рубль
2) Зелененькая – 3 рубля
3) Синенькая ­ 5 рублей
4) Красненькая ­ 10 рублей
5) Беленькая – 25 рублей
6) Радужная 100 рублей
7) Серенькая ­ 200рублей
9


Выберите один правильный ответ. 1 балл за каждый правильный ответ

1) в IX в. 2)
XI

В. 3) XII в. 4) XIII в.






10

1) конвенцией 2) интервенцией








7. Установить соответствие между именами современников:
1) А.Л.Ордин­Нащекин а) Петр I
2) Ф.Лефорт б) Алексей Михайлович
3) Н.Панин в) Екатерина II
4) Э.Бирон г) Анна Иоанновна
1­б; 2­а; 3­и; 4­г;
определениями. 4 балла за правильное соответствие.
Понятия Определения


3) холоп в) община
рабам
1­и; 2­а; 3­Г; 4­б;
которой произошел церковный раскол ­ ___Никон_________
1 балл за правильный ответ
10. Отметьте произведение, посвященное Великой Отечественной войне.
1 балл за правильный ответ


3) «Конармия» И.Бабеля


11





1) Ивана Грозного
2) Петра

I
3) Бориса Годунова
4) Александра I
12.Прочтите отрывок из документа, принятого 25 октября 1917г. на втором Всероссийском
съезде Советов, и определите его название. 1 балл за верный ответ




Декрет о мире
13. Что является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните и кратко объясните свой
выбор. По 2 балла за каждый верный ответ


3) 1497, 1550, 1552, 1649гг.
14. Историк должен грамотно писать понятия и термины. Впишите правильную букву
вместо каждого пропуска. По 1 баллу за каждый верный ответ.
1)Жанд а_рмерия – особые полицейские воинские части
2) Импер и_ал – золотая монета
3) М и_трополит­ высший духовный сан
4) Ч е_р е_сп о_лосица – расположение земельных участков
15.»Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны –
«нет». По 1 баллу за каждый верный ответ
Руси (да)
2» Племена ильменских славян жили севернее полян (да)
3) Иван Васильевич III в летописи Грозным (нет)
4) Опричнина стала проводиться до принятия Судебника Ивана IV(да)
5) Иван Васильевич IV назван в летописи Грозным(да)
6) Патриарх Никон именовался «великим государем»(нет)
7) Крупнейшей сухопутной битвой Северной войны стало сражение под Полтавой(да)
8) Е.Ф.Канкрин был министром финансов и при Александре I, и при Николае I(да)
9) Крымская война завершилась в 1857году(нет)
10) Брусиловский прорыв произошел в самом начале Первой мировой войны (нет)
12

16.Историк должен объяснить слова, ныне вышедшие из употребления, но в свое время не
нуждавшиеся в объяснении. Напишите свое объяснение каждому приведенному слову или
словосочетанию. По 1 баллу за каждый правильный ответ; за очень близкий или неполный –
0,5балла
1) Полба______ хлебный злак (грубая пшеница), употреблявшийся в пищу в виде каши
______________________________________
2) Чернильная душа____ чиновник _________________________________
3) «Чугунка»_________железная дорога__________________________________
4) Красный петух_______________________________________
5) архаровец____________________________________________
6) вековуха_____________________________________________
1. Полба – хлебный злак (грубая пшеница), употреблявшийся в пищу в виде каши.
2. Чернильная душа – чиновник.
3. «чугунка» ­ железная дорога.
4. красный петух – пожар, поджег..
5.архаровец – буян, хулиган
6. вековуха – засидевшаяся в отчем доме старая дева
17. Проанализируйте предложенный отрывок и ответьте на вопросы.
Из записок И.С.Конева. 4 балла
«Это было третье за период Великой Отечественной войны крупное контрнаступление. Переход
наших войск в контрнаступление было неожиданностью, поскольку немецкое командование так и не
раскрыло нашего плана преднамеренной обороны. Тем более немцы, как уже отмечалось, имели
незначительный успех, сумев вклиниться в нашу оборону на брянском направлении на глубину до
35км. Начавшееся 12 июля наступление войск Западного и Брянского фронтов нарушило всю
оборону врага на орловском плацдарме. Уже к исходу 13 июля 11­я гвардейская армия вклинилась
в оборону противника на 25 км, а через неделю после начала наступления она продвинулась в глубь
до 70 км, создав угрозу основным коммуникациям орловской группировки врага с Северо­ запада.
Значительных успехов добились и войска Брянского фронта».
1. Укажите название и год битвы Великой Отечественной войны, о которой идет речь в
отрывке.
2. Используя текст, укажите особенности этой битвы.
18. Используя все приведенные слова и словосочетания, составьте определение исторического
понятия. Запишите это определение и само понятие. Слова и словосочетания не могут
использоваться дважды. Разрешено добавлять предлоги, изменять слова по падежам и
числам. (По 2 балла за каждое верно составленное определение)
1)Государства, противоборство, одного, населения, внутри, междоусобица, вооруженное.
13

2) Взамен, налог, хозяйства, фиксированный, крестьянские, твердо, введенный, продразверстка,
натуральный.
Ответ:
1.Гражданская война – междоусобица, вооруженное противоборство населения внутри одного
государства.
2. Продналог – твердо фиксированный натуральный налог с крестьянских хозяйств, введенный
взамен продразверстки.
(По 2 балла за каждое верно составленное определение)
19. Каким царям историк В.О.Ключевский дал указанные характеристики. (По 1баллу за
верный ответ)
1) «...царь больше задумывал, чем сделал, сильнее подействовал на воображение и нервы своих
современников, чем на современный ему порядок».
2) «Рабоцарь, царь из рабов...»
3) «...относился к России как чуждый ей, трусливый и хитрый дипломат»
4) «Император... – военный балетмейстер и больше ничего».
Ответ: 1­ Иван Грозный 2­ Борис Годунов
3­ Александр I 4­ Николай I
(1баллу за верный ответ)

1) «За ………. Будапешта»
2) «За ………. Берлина»
3) «За ………. Белграда»
4) «За ………. Варшавы»
5) «За ……….. Кенигсберга»
6) «За ……….. Праги»
(напишите номера в таблице).
За взятие
За освобождение
Будапешта
Берлина
Кенигсберга

Белграда
Варшавы
Праги
14

Олимпиада по истории 9 класс. I­й тур.
(ответы)
1.Русская Правда первый свод законов, был создан:
1) в IX в. 2) XIв. 3) XII в. 4) XIII в.
Ответ: 2
2. Законосовещательное учреждение Российской империи:
1) Боярская Дума 2) Государственный совет
3) Сенат 4) Императорская канцелярия
Ответ: 2
3. Крестьянин, освобожденный от личной крепостной зависимости, но продолжающий
выполнять повинности в пользу помещика до выкупа земли, назывался:
1) посессионным 2) временнообязанным
3) вольным хлебопашцем 4) рекрутским
Ответ:2
15

4.Военное вмешательство одного государства во внутренние дела другого называется:
1) конвенцией 2) интервенцией
3) интеграцией 4) колонизацией
Ответ: 2
5.Первые выборы Президента РСФСР состоялись:
1) в 1985г. 2) в 1989г. 3) в 1991г. 4) в 1993г.
Ответ: 3
5. Укажите хронологические рамки военных действий Советской армии в Афганистане:
1) 1977­1982гг. 2) 1979­1989гг 3) 1985­1991гг. 4) 1979­1985гг
Ответ:2
6. Расположите события в хронологической последовательности:
1) восстание древлян 2) завоевание Северо­Восточной Руси Батыем
3) «стояние на реке Угре» 4) начало книгопечатания на Руси
Ответ: 1­2­3­4
7. Установить соответствие между именами современников:
1) А.Л.Ордин­Нащекин а) Петр I
2) Ф.Лефорт б) Алексей Михайлович
3) Н.Панин в) Екатерина II
4) Э.Бирон г) Анна Иоанновна
Ответ: 1­б; 2­а; 3­в; 4­г.
8. Установите соответствие между понятиями, относящимися к истории Древней Руси и их
определениями:
Понятия Определения
1) вервь а) свободный крестьянин
2) смерд б) управитель господского дома
3) холоп в) община
4) тиун г) низшая категория населения по положению близкая к
рабам
Ответ:1­в; 2­а; 3­г; 4­б.
9.Имя патриарха, проводившего церковную реформу середины XVII века, в результате
которой произошел церковный раскол ­ ____________
Ответ: Никон
10. Отметьте произведение, посвященное Великой Отечественной войне:
1) «Поднятая целина» М. Шолохов
2) «Мастер и Маргарита» М.Булгаков
3) «Конармия» И.Бабеля
4) «Молодая гвардия» А. Фадеева
Ответ: 4
16

11. Прочтите отрывок из сочинения историка М.Щербатова и укажите, в чье царствование в
России произошли описываемые изменения. 1 балл за правильный ответ
«Все изменилось при нем. Лицо барина лишили растительности, обрядили в платье иноземного
покроя, в то время как крестьянина оставили с бородой и в старомосковской одежде.
Простолюдин употреблял незамысловатую пищу и напитки, добытые в собственном хозяйстве, а
на столе барина появились заморские блюда и вина. Вместо колымаги барин стал пользоваться
роскошными каретами, привезенными из­за рубежа. Немудреные столы и лавки были заменены
изделиями заморской работы, роскошными креслами…»
1) Ивана Грозного
2) Петра I
3) Бориса Годунова
4) Александра I
Ответ: 2
12.Прочтите отрывок из документа, принятого 25 октября 1917г. на втором Всероссийском
съезде Советов, и определите его название:
«Справедливым или демократическим миром, которого жаждет подавляющее большинство
истощенных, измученных и истерзанных войной рабочих и трудящихся классов всех воюющих
стран, ­ миром, которого самым определенным и настойчивым образом требовали русские рабочие
и крестьяне после свержения царской монархии, ­ таким миром Правительство считает
немедленный мир без аннексий (т.е. без захвата чужих земель, без насильственного присоединения
чужих народностей) и без контрибуций».
Ответ: Декрет о мире
13. Что является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните и кратко объясните свой
выбор.
1) Древляне, поляне, франки, радимичи, кривичи.
2) М.И.Кутузов, П.И.Багратион, Н.Н.Раевский, Н.И. Салтыков, Д.С.Дохтуров
3) 1497, 1550, 1552, 1649гг.
Ответ:
1. Франки. Все остальные – племенные союзы восточных славян.
2. Н.И. Салтыков не был полководцем Отечественной войны 1812г.
3. В 1552году не был принят кодекс законов
(По 2 балла за каждый верный ответ)
14. Историк должен грамотно писать понятия и термины. Впишите правильную букву
вместо каждого пропуска.
1)Жанд_рмерия – особые полицейские воинские части
2) Импер_ал – золотая монета
3) М_трополит­ высший духовный сан
4) Ч_р_сп_лосица – расположение земельных участков
Ответ:
Жандармерия, империал, митрополит, чересполосица
(По 1 баллу за каждый верный ответ)
15.»Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны –
«нет».
1) Первая религиозная реформа князя Владимира была направлена на введение христианства на
Руси
17

2» Племена ильменских славян жили севернее полян
3) Иван Васильевич III в летописи Грозным
4) Опричнина стала проводиться до принятия Судебника Ивана IV
5) Иван Васильевич IV назван в летописи Грозным
6) Патриарх Никон именовался «великим государем»
7) Крупнейшей сухопутной битвой Северной войны стало сражение под Полтавой
8) Е.Ф.Канкрин был министром финансов и при Александре I, и при Николае I
9) Крымская война завершилась в 1857году
10) Брусиловский прорыв произошел в самом начале Первой мировой войны
Ответ:
1
нет
4
нет
По 1 баллу за каждый верный ответ
2
да
3
нет
5
да
6
да
7
да
8
да
9
нет
10
да
16.Историк должен объяснить слова, ныне вышедшие из употребления, но в свое время не
нуждавшиеся в объяснении. Напишите свое объяснение каждому приведенному слову или
словосочетанию.
1) Полба____________________________________________
2) Чернильная душа_____________________________________
3) «Чугунка»___________________________________________
4) Красный петух_______________________________________
5) архаровец____________________________________________
6) вековуха_____________________________________________
Ответ:
1. Полба – хлебный злак (грубая пшеница), употреблявшийся в пищу в виде каши.
2. Чернильная душа – чиновник.
3. «чугунка» ­ железная дорога.
4. красный петух – пожар, поджег.
5.архаровец – буян, хулиган
6. вековуха – засидевшаяся в отчем доме старая дева
По 1 баллу за каждый правильный ответ; за очень близкий или неполный – 0,5балла
17. Проанализируйте предложенный отрывок и ответьте на вопросы.
Из записок И.С.Конева
«Это было третье за период Великой Отечественной войны крупное контрнаступление. Переход
наших войск в контрнаступление было неожиданностью, поскольку немецкое командование так и не
раскрыло нашего плана преднамеренной обороны. Тем более немцы, как уже отмечалось, имели
незначительный успех, сумев вклиниться в нашу оборону на брянском направлении на глубину до
35км. Начавшееся 12 июля наступление войск Западного и Брянского фронтов нарушило всю
оборону врага на орловском плацдарме. Уже к исходу 13 июля 11­я гвардейская армия вклинилась
в оборону противника на 25 км, а через неделю после начала наступления она продвинулась в глубь
до 70 км, создав угрозу основным коммуникациям орловской группировки врага с Северо­ запада.
Значительных успехов добились и войска Брянского фронта».
1. Укажите название и год битвы Великой Отечественной войны, о которой идет речь в
отрывке.
2. Используя текст, укажите особенности этой битвы.
Ответ:
1. Курская битва, 1943год.
18

2. Советские войска перешли в наступление, предварительно измотав противника в оборонительных
боях.)
4 балла
18. Используя все приведенные слова и словосочетания, составьте определение исторического
понятия. Запишите это определение и само понятие. Слова и словосочетания не могут
использоваться дважды. Разрешено добавлять предлоги, изменять слова по падежам и
числам.
1)Государства, противоборство, одного, населения, внутри, междоусобица, вооруженное.
2) Взамен, налог, хозяйства, фиксированный, крестьянские, твердо, введенный, продразверстка,
натуральный.
Ответ:
1.Гражданская война – междоусобица, вооруженное противоборство населения внутри одного
государства.
2. Продналог – твердо фиксированный натуральный налог с крестьянских хозяйств, введенный
взамен продразверстки.
(По 2 балла за каждое верно составленное определение)
19. Каким царям историк В.О.Ключевский дал указанные характеристики.
1) «...царь больше задумывал, чем сделал, сильнее подействовал на воображение и нервы своих
современников, чем на современный ему порядок».
2) «Рабоцарь, царь из рабов...»
3) «...относился к России как чуждый ей, трусливый и хитрый дипломат»
4) «Император... – военный балетмейстер и больше ничего».
Ответ: 1­ Иван Грозный 2­ Борис Годунов
3­ Александр I 4­ Николай I
(По 1баллу за верный ответ)
20.В СССР 9 июня 1945года были учреждены следующие медали в честь победы в Великой
Отечественной войне (6 баллов)
1) «За ………. Будапешта»
2) «За ………. Берлина»
3) «За ………. Белграда»
4) «За ………. Варшавы»
5) «За ……….. Кенигсберга»
6) «За ……….. Праги»
Укажите, какие из медалей были учреждены за взятие городов, а какие – за их освобождение
(напишите номера в таблице).
За взятие
1, 2, 5
За освобождение
3, 4, 6
Всего: 59 баллов.
19

0­11.8 балл.:1;
11.8­23.6 балл.:2;
23.6­35.4 балл.:3;­3 место
35.4­47.2 балл.:4;­2 место
47.2­59 балл.:5;­1 место
20

Всероссийская олимпиада школьников по истории.Школьный этап.

2015-2016 учебный год

9 класс

Задание 1.

1.1. Дайте краткое обоснование ряда, назвав каждого из представленных исторических деятелей .

1. А. Б. _________________________ _________________________

В.
Г.

_______________________ ________________________

Обоснование ряда: _____________________________________________________________

Задание 2

Задание 3. Название общины в Древней Руси

Ответ:

Форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит избранным населением представителям

Ответ:

Государственная политика, направленная на поддержку развития отечественной промышленности и торговли

Ответ:

Процесс создания тяжелой промышленности в государстве

Ответ:

Расширение сферы влияния

Ответ:

Задание 4. Заполните пробелы в тексте именами князей и княгинь .

«В 882 г. князь _____________(1), выйдя из Новгорода, подчинил большую часть восточнославянских племён. (1) сделал столицей Руси главный город полян Киев. Этот мудрый князь успешно воевал с Византийской империей.

(1) унаследовал престол князь ______________(2). Дважды он совершал крупные походы на Византию; первый из них был неудачен, но второй закончился победой. (2) был убит во время сбора полюдья древлянами. Князь последних, по имени ____________(3) вознамерился жениться на супруге (2) княгине ______________(4). Однако (4) хитростью наказала (3) за убийство мужа.

Сыну последнего, _____________(5) довелось сломить мощь одного из врагов Руси – Хазарского каганата и активно побороться с Византией за влияние в Дунайской Болгарии…»

Задание 5.

А) аграрная революция, б) коллективизация, в) мануфактура, г) промышленный переворот, д) ремесленная мастерская, е) фабрика.

«В своем развитии промышленное производство прошло несколько этапов. Господствующей формой производства в средние века была _____________(1). В стенах этого предприятия постепенно начинают производить изделия не на заказ, а на продажу. В новое время появляются предприятия, на которых сохраняется ручной труд, но возникает уже разделение труда между работниками. Эти предприятия получили название ____________(2). В 1830-х годах в России начинается _______________(3). Это событие привело к появлению первых __________(4). Однако в сельском хозяйстве продолжали существовать феодальные пережитки. К концу XIX в. Еще не была завершена ____________(5). Это усилило противоречие между относительно развитой капиталистической промышленностью и отсталым полуфеодальным сельским хозяйством.»

Ответ:

Задание 6.

А) Напишите имя полководца, вторжение войск которого обозначено на схеме;

Б) Напишите название войны, укажите год(-ы);

В) Напишите имя императора, во время правления которого произошло данное событие;

Ответ:

7. Перед Вами изображения храмов Руси. Ваша задача дать название каждого из них, указать город и век постройки. Свой ответ оформите в виде таблицы .

А.
Б.

В. Г.

Название

собора

Город

Век постройки

Задание 8.

«Поутру увидел на улице кучки народа... Народ со всех концов спешит на Сенатскую площадь... Я побежал на площадь. Народ запрудил всю площадь и волновался, как бурное море. В волнах этого моря виднелся небольшой островок, - это было ваше каре... Я видел царя, окружённого своим штабом и уговаривающего народ разойтись по домам, слышал, как беснующаяся толпа кричала ему в ответ: "Не пойдём, умрём вместе с ними!" Видел, как понеслась на вас кавалерия... с каким диким остервенением толпы народа отразили второй натиск поленьями дров, и я, грешный человек, метнул одно полено в бок артиллеристу... видел я и тебя, как ты при третьей атаке стал против солдат, готовых дать залп, от которого вся эта кавалерия, обскакивающая каре, легла бы лоском, - как ты скомандовал: "Оставь!"... Видел, как смертельно раненный Милорадович, шатаясь в седле, поскакал прочь от непокорных солдат, и наконец услышал роковой выстрел из пушки. Второй выстрел повалил множество из передовых. Народ прыснул во все стороны. Третий выстрел был направлен на открытое каре...»

А) Напишите название указанного в отрывке события;

Б) В каком году и где оно произошло?;

В) Укажите имя императора, во время правления которого произошло данное событие;

Г) Напишите итоги события.

Ответы:

Задание 10. Верно или неверно? Номера верных суждений занесите в левый столбик, неверных – в правый .

1. В начале правления Петра I столица России была на несколько лет перенесена в Азов

2. Учрежденные коллегии были размещены Петром I в Санкт-Петербурге

3. В правление Анны Леопольдовны столица Российской империи была перенесена в Москву

4. Первый императорский дворец был построен в Санкт-Петербурге лишь в правление Екатерины II

5. Коронация российских императоров, включая Петра Великого, проходила в Москве

6. Император Павел I распустил Сенат

7. Количество министерств, созданных Александром I , значительно превышало число коллегий, учреждённых Петром Великим

8. Государственный Совет в Российской империи был создан в правление Александра I

Творческое задание (эссе или развернутый ответ, 25 баллов)

Исторические эссе

Вам предстоит работать с высказываниями историков и современников о событиях и деятелях отечественной истории. Выберите из них одно, которое станет темой Вашего сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать собственное отношение к данному утверждению и обосновать его аргументами, представляющимися Вам наиболее существенными. При выборе темы исходите из того, что Вы:

1. Ясно понимаете смысл высказывания (не обязательно полностью или даже частично быть согласным с автором, но необходимо понимать, что именно он утверждает).

2. Можете выразить свое отношение к высказыванию (аргументировано согласиться с автором либо полностью или частично опровергнуть его высказывание).

3. Располагаете конкретными знаниями (факты, статистические данные, примеры) по данной теме.

4. Владеете терминами, необходимыми для грамотного изложения своей точки зрения.

При написании работы постарайтесь исходить из того, что Жюри, оценивая Ваше эссе, будет руководствоваться следующими критериями:

1. Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник).

2. Творческий характер восприятия темы, ее осмысления.

3. Грамотность использования исторических фактов и терминов.

4. Четкость и доказательность основных положений работы.

5. Знание различных точек зрения по избранному вопросу.

Примерные темы эссе

1. «Святослав предстает нам не только в образе грозного воителя, но и мудрого правителя Руси».

Ф. Разумовский

2. «Андрей Боголюбский создал Владимиро-Суздальскую Русь, из которой потом вышла Русь Московская».

Б.А. Рыбаков

3. «Никто из князей чаще Калиты не ездил на поклон к хану, и там он был всегда желанным гостем, потому что приезжал туда не с пустыми руками. В Орде привыкли думать, что когда приедет московский князь, будет много "злата и сребра" и у великого хана-царя, и у его хана, и у всех именитых мурз Золотой Орды... »

В.О. Ключевский

4. «Дмитрий Донской на Куликовом полек сплотил Русь … У Москвы более не было реальных конкурентов в объединении Руси».

С.В.Бушуев

5. «Личность Ивана Третьего многогоранна… Он был и талантливым государем, и опытным стратегом на войне».

Н.С. Борисов

6. «Рожденный с пылкой душою, редким умом, особенною силою воли, он имел бы все качества великого монарха, если бы воспитание усовершенствовало бы в нем дары природы, но рано лишенный отца, матери и преданный в волю буйных вельмож, ослепленных безрассудным личным властолюбием, был на престоле несчастнейшим сиротой державы Российской: ибо не только для себя, но и для миллионов готовил несчастье своими пороками…»

Н.М. Карамзин про Ивана Грозного

7. «Смута… создала казачье сословие».

Р.Г. Скрынников

8. «Пётр создал мощную армию и флот. Благодаря этому Россия перестала пребывать в постоянной военной опасности, получив возможность развиваться мирно…»

Н.А. Шефов

9. «А.В. Суворов – вот главное имя побед на суше времён Екатерины Второй»

О.Михайлов

10. «Александр Первый на протяжении всего своего правления оставался убеждённым сторонником самодержавия»

Е.Тарле

Примерные темы развернутых ответов

1. Почему столицей Российской империи стал Санкт-Петербург?

2. Почему России удалось победить в войне с наполеоновской Францией?

3. Почему промышленный переворот в России начался только в 1830-х – 1840-х гг.?

4. Почему в XVIII в. культурное развитие России начинает идти двумя направлениями – дворянским и народным?

темы _________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Итого 100 баллов

1. В эпоху становления Русского централизованного государства возникла новая форма землевладения:


А) соседская община;
Б) хутор и отруб;
В) поместье;
Г) вотчина.


Задание 2. Крепостное право в России окончательно было оформлено:


А) Судебником Ивана III;
Б) Судебником Ивана IV;
В) первым Земским собором;
Г) Соборным уложением 1649 г.


Задание 3. Идею социального переворота, исходящего от крестьянской общины, исповедовали:


А) декабристы;
Б) масоны;
В) славянофилы;
Г) последователи А.И. Герцена.


Задание 4. По какому принципу образованы ряды? Дайте правильный ответ.


1. Новгород, Псков, Флоренция, Пиза в средние века.
2. Ограничение власти наместников, ограничение местничества, создание стрелецкого войска, отмена кормлений.
3. Соха, двор, дым, душа.
4. «Продамет», «Продуголь», «Гвоздь», «Продвагоны»


Задание 5. Что является лишним в ряду?


А) Категории зависимого крестьянства в Древнерусском государстве:
холоп, тысяцкий, закуп, рядович.
Б) Техника ювелирного искусства Древней Руси:
скань, зернь, финифть, фреска.
В) Должностные лица Новгородской республики:
тысяцкий, посадник, колчанский староста, фендрик.
Г) Вооружение стрелецкого войска:
бердыш, пищаль, арбалет.


Задание 6. Определите и выпишите пропущенное слово/слова или словосочетание.


1. «Гости» - это категория...
2. «Степенная книга» содержит изложение истории Руси от Владимира I до...
3. В «Сказании о князьях Владимирских» обосновалось происхождение правящей династии (Рюриковичей) от...
4. Ямская повинность – это обязанность тяглого населения предоставлять для государственных нужд...
5. Мануфактура основана на... технике, а фабрика – на... технике.
6. Городская реформа 1870 г. заменила сословные органы самоуправления...
7. Конституционный суд Российской Федерации осуществляет контроль за соответствием...


Задание 7. Расположите в хронологической последовательности:


А) Указ о вольных хлебопашцах
Б) Указ о единонаследии
В) Указ об учреждении Сената
Г) Указ об обмене выкупных платежей с крестьян.


Задание 8. Соотнесите описание российских флагов, времени их появления и названия:


1. Бело-сине-красный флаг с двуглавым орлом в середине
2. Бело- сине-красный флаг
3. Синие полосы крестом на белом фоне
4. На желтом поле коричневый орел
5. Коричнево-желто-белый

А) Императорский дворцовый штандарт
Б) Национальный и торгового флота
В) Государственных гербовых цветов 1858-1917 гг.
Г) Андреевский военно-морской
Д) Флаг царя Московского 1693 г.


Задание 9. Из предложенного списка событий и имен составьте таблицу, расположив события в хронологической последовательности:


Сражение Война Русский полководец Противник

Петр I. Русско-турецкая война. Сражение у Кунерсдорфа. Гассан-паша. Северная война. Семилетняя война.
П.С. Салтыков. Сражение на р. Рымник. Фридрих II. Карл XII. Бой у мыса Гангут. А.В. Суворов.


Задание 10. Определите, о ком идет речь:


Происходил из рода мелкопоместных дворян Курляндии, позднее стал герцогом и кавалером всех российских орденов. Он обладал красивой внешностью, но был фаворитом самой некрасивой императрицы. Одни современники обращали внимание его блестящие светские манеры, скромность и приветливость, другие писали о нем, что он груб и высокомерен…Он не входил ни в один орган государственного управления, не имел склонности заниматься государственными делами вообще. Его подлинной страстью были лошади и охота. Тем не менее его считают исчадием зла. Правда, А.С. Пушкин писал, что этот человек «имел несчастье родиться немцем», на него свалили весь ужас…царствования, которое впрочем, было совсем в духе времени»


Задание 11. Дайте ответы на следующие вопросы:


1. До назначения М.И. Кутузова в армии не было официальной должности главнокомандующего. Кто выполнял его обязанности?
2. В русской армии долгое время были так называемые иррегулярные (т.е. непостоянные) части. Одни из них особенно прославились в войне 1812г., а в 1814 г. они удивили Париж.
3. Драгуны, уланы, кавалергарды, кирасиры – что объединяет эти группы войск?


Задание 12. Внимательно прочитайте отрывок из «Записок» Л. Фабрициуса, голландца, находившегося на военной службе в России с 1660 по 1678 г., и ответьте на вопросы.


«…Через несколько недель все скопище появилось под Астраханью. Стенька сразу послал трубача и одного слугу генерала Львова потребовать сдачи города. Правитель города велел отрубить головы обоим. Это вызвало большое ожесточение среди астраханских каналий, они сразу начали роптать и открыто говорить, что власти бояр скоро наступит конец и тогда уже они смогут отмстить за невинно пролитую кровь.
Тем временем Стенька приблизился к городским валам. Отсюда изменившие нам стрельцы и солдаты стали кричать, что если даже их братья, их отцы или дети надумают обороняться они не пощадят своих собственных родителей, жен и детей, а всех порубят в куски; пусть они откроют ворота и выйдут навстречу своему отцу-избавителю Стеньке и с радостью его примут, бояр же, всех больших и малых начальных людей схватят и порубят в куски. Тогда их отец и спаситель Стенька примет их как друзей и братьев.

А) О каком событии идет речь?
Б) Чем закончилось это событие?
В) Когда происходило это событие?
Г) Кто был в тот момент правителем города (должность и фамилия)?
Д) К какому лагерю принадлежал автор записок?
Е) Изложите аргументы, извлеченные из текста, в пользу вашего последнего утверждения.

Ответы к олимпиаде:

Задание – ответ

Задание 1 – В

Задание 2 – Г

Задание 3 – Г

Задание 4
1. Республиканские формы правления
2. Реформы Избранной рады
3. Единицы податного обложения
4. Промышленные синдикаты в России в начале XX века

Задание 5 - А) тысяцкий Б) фреска В) фендрик Г) арбалет

Задание 6
1. торговых людей, купечества;
2. Ивана IV Грозного;
3. римского императора Августа;
4. подводы, лошадей, возчиков;
5. ручной ремесленной / машинной;
6. бессословной городской думой и городской управой;
7. законов и иных нормативных актов Конституции РФ.

Задание 7 – В Б А Г

Задание 8 – 1 - Д, 2 - Б, 3 - Г, 4 - А, 5 - В.

Задание 9

Задание 10 - Эрнст Бирон

Задание 11
1. Командующий 1-й армией М.Б. Барклай-де-Толли.
2. Это казачьи части.
3. Все они относятся к кавалерийским войскам.

Задание 12
А) Речь идет о штурме Астрахани войсками Степана Разина.
Б) Это событие закончилось взятием Астрахани сторонниками Разина.
В) Это событие происходило 22 июня 1670 г.
Г) Правителем города в то время был воевода И.С. Прозоровский.
Д) Автор записок принадлежал к правительственному лагерю.
Е) О том, что автор принадлежал к правительственному лагерю, свидетельствуют негативные отзывы о разинцах: «канальи», «изменившие нам стрельцы и солдаты».


школьный этап олимпиады по истории
для учащихся 9-х классов

2016 г.

Митина Т.М.-учитель истории

    Как назывался появившийся в царствование Екатерины II вид наказания крестьян, предполагавший лишение свободы со строгим режимом содержания и привлечения к тяжелому физическому труду?
    1) каторгой;
    2) гнетом;
    3) тяглом;
    4) рекрутчиной.

    Одним из последствий политической раздробленности русских земель было:
    1)развитие хозяйства и культуры отдельных земель;
    2)развитие мануфактурного производства;
    3)усиление обороноспособности русских земель;
    4)развитие помещичьего землевладения.

    В эпоху становления русского централизованного государства возникла новая форма землевладения:
    А) соседская община;
    Б) хутор и отруб;
    В) поместье;
    Г) вотчина.

    Крепостное право в России окончательно было оформлено:
    А) Судебником Ивана III;
    Б) Судебником Ивана IV;
    В) первым Земским собором;
    Г) Соборным уложением 1649.

    Первая печатная газета, которая стала выходить в России с начала XVIII в., называлась
    1) «Куранты»;
    2) «Ведомости»;
    3) «Домострой»;
    4) «Апостол»

    Что из названного относится к царствованию Петра I ?
    1) создание духовной коллегии – Синода;
    2) возникновение церковного раскола;
    3) начало борьбы иосифлян и нестяжателей;
    4) выдвижение постулата «Москва – Третий Рим».

    «Советами всея земли» называли
    1) Земские соборы;
    2) церковные соборы;
    3) заседания Боярской думы;
    4) вечевые сходы.

    В результате военной реформы XVI в. в России появились
    1) рекруты;
    2) стрельцы;
    3) драгуны;
    4) гвардейцы.

    Дочь Петра I Елизавета оказалась на российском престоле
    1) по завещанию Петра I;
    2) по требованию участников крестьянского восстания;
    3) по приглашению Верховного тайного совета;
    4) в результате дворцового переворота

    В России капиталистические мануфактуры возникли на основе:
    А) цехов;
    Б) казенных мануфактур;
    В) вотчинных мануфактур;
    Г) мелкотоварного производства

    Кроме реформы 1861 г. были проведены и другие реформы. Какие?
    А) судебная и земская реформа;
    Б) военная, городская реформы;
    В) реформы в области просвещения, цензуры, финансов;
    Г) все перечисленные реформы.

    Впервые свободу слова, печати и уличных шествий граждане России обрели:
    А) в ходе реформ 60-х гг. Х1Х в.;
    Б) 17 октября 1905 г.;
    В) вскоре после совершения Февральской революции 1917 г.;
    Г) после провозглашения России республикой.

    На подавлении революции 1905 г. силой настаивал:
    1.Николай II 4. П.Д. Святополк-Мирский;
    2.С.Ю. Витте 5. А.Г. Булыгин;
    3.П.А. Столыпин.

    С целью отвлечь наступавшие силы противника от Франции русское командование срочно разработало план наступления войск Юго-Западного фронта, которым командовал:
    1).А.А. Брусилов 4) А.И. Деникин;
    2).М.В. Алексеев 5) П.Н. Краснов;
    3).Л.Г. Корнилов.

    Какое из названных событий произошло раньше всех других?
    1)
    капитуляция немецких войск под Сталинградом;
    2) освобождение Крыма советскими войсками;
    3) Смоленское сражение;
    4) Ялтинская конференция.

    По какому принципу образованы ряды? Дайте КРАТКИЙ ответ. [6 баллов ]
    1. 1700, 1704, 1708, 1709, 1714, 1721;
    2. 1803, 1842, 1848, 1861, 1863, 1881г.г.;
    3. 5 декабря 1941 г., 19 ноября 1942 г., 23 июня 1944 г.

    По какому принципу образованы ряды?

1. М.Б. Барклай-де-Толли, П.И. Багратион, А.П. Тормасов;

2. Самодержавие, православие, народность;

3. И.Н. Зарубин-Чика; Салават Юлаев; И.Н. Белобородов

4. «Иоланта», «Пиковая дама», «Евгений Онегин».

    Что или кто является лишним в ряду? Дайте краткое обоснование.
    События XV столетия:
    А) стояние на реке Угре, Б) путешествие Афанасия Никитина в Персию и Индию, Г) Грюнвальдская битва, Д) вхождение Рязани и Пскова в состав Московского княжества

    Определите и впишите пропущенное слово/слова или словосочетание
    1 .Фраза «Мертвые срама не имут» принадлежит
    ______________________________
    2. Победа на льду Чудского озера связана с именем ______________________________
    3. Марфа Посадница возглавляла оппозицию московскому князю__________________
    в городе__________________________________________________________________
    4. Первой печатной книгой на Руси с указанием года издания был ––––––––––––––––--
    5. От обязательной службы российское дворянство было освобождено по _________
    ______________________(название документа) императором____________________
    6. Понятие «политика просвещенного абсолютизма» можно отнести к периоду правления_______________________________________________________________

    Соотнесите определения и термины.
    1. Стеклообразное покрытие, наноси-
    мое на металлический предмет; запол- зернь
    няет промежутки между металличе-
    скими ленточками, припаянными реб-
    ром на поверхность металла.
    2. Узор из мелких золотых, серебряных.
    или медных шариков, которые припа- миниатюра
    иваются на ювелирное изделие.
    3. Ажурный узор из скрученной золо-
    той или серебряной тонкой проволоки. мозаика
    4. Узор из цветных камней или смаль-
    ты, составляющий целые картины скань
    5. Живописные картины, написанные перегородчатая
    по сырой штукатурке эмаль
    6. Небольшая картинка в древнерус-
    ской рукописной книге фреска

    «Да» или «Нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны – «Нет».
    1) При Иване Калите Москва фактически становится резиденцией митрополита
    2) «Медный бунт» в Москве произошел в 1662 году
    3) Манифест о вольности дворянства был издан в период правления Петра III
    4) Автором картины «Витязь на распутье» является В. Суриков
    5) Брестский мир был подписан в 1920 году
    6) Государственный Комитет Обороны возглавлял И.В. Сталин.

    Ответьте на вопросы:
    1. Россия- страна крестьянская, и долгое время ее население состояло больше чем на 90% из крестьян. А кого называли черносошными крестьянами?
    2. Многие великие князья и государи, чеканя монету, ставили на ней свое имя. На монете Ярослава Мудрого изображен Георгий Победоносец. Почему?
    3. Какое отношение имеет знаменитый барон Мюнхгаузен к России?
    4. Династия русских царей с XVII в.
    5. Императрица, дочь Петра I.
    6. Какой город в эпоху Екатерины II современники называли «дворянской республикой»?
    7. Близкий соратник Петра I, происходивший из низшего сословия, «счастья баловень безродный, полудержавный властелин».

    А.В.Суворов написал известную книгу «Наука побеждать», в которой изложил свой взгляд на военное искусство. Ряд крылатых выражений из этой книги мы используем в нашей речи и сегодня.
    Закончите приведенные ниже изречения:
    1. «Стреляй редко, да …»
    2. «Каждый воин должен…»
    3. «За ученого…»
    4. «Научись повиноваться, прежде чем…»
    5. «Дело мастера…»
    6. «Пуля – дура, а…»
    7. «Где пройдет олень, там…»
    8. «Тяжело в учении, да…»
    9. «Воюют не числом, а…»

    Расположите в хронологической последовательности правления великих князей и государей Московских и Всея Руси. Запишите последовательно соответствующие буквы:
    а) Борис Годунов; б) Василий III; в) Иоанн Великий;
    г) Василий Темный; д) Иоанн Грозный; е) Федор Иоаннович.

    Расставьте в хронологической последовательности следующие факты, связанные с Отечественной войной 1812 г.
    а) пожар Москвы б) арьергардные бои у Витебска в) Бородинское сражение
    г) Дрисский лагерь д) Тарутинский маневр е) Смоленское сражение
    ж) сражение на реке Березина з) сражение под Малоярославцем

    Расположите в хронологической последовательности события гражданской войны. Запишите последовательно соответствующие буквы:
    а) иностранная интервенция; б) борьба с буржуазно-помещичьей Польшей;
    в) борьба с Колчаком; г) борьба с Деникиным;
    д) борьба с Врангелем; е) установление советской власти на Дальнем Востоке.

    Расположите в хронологической последовательности . Запишите последовательно соответствующие буквы:
    А.
    Создание Верховного тайного совета. Б. Смерть царевича Алексея. В. Упразднение патриаршества. Г. Согласие Анны Иоанновны подписать Кондиции. Д. Смерть Петра II. Е. Переход России к летосчислению от Рождества Христова

    Рассмотрите иллюстрации. О каком событии рассказывает каждая из них? Укажите год, когда это событие произошло.
    1. 2.

    1._________________________________________________________________________
    2._________________________________________________________________________

    Историк пишет: В начале XVIII в. дворянство обладало всеми признаками государственного крепостного состояния»: 1) они были обязаны нести государственную службу с 15 лет и с самого низшего ранга; 2) получить образование; 3) подготовить к службе своих детей; 4) управлять своими крестьянами; 5) нести наравне с «подлыми людьми» телесные наказания; 6) платить прямые государственные налоги.
    Что в этом перечне обязанностей приведено ошибочно? Укажите соответствующий пункт.

    Ученику случайно попал в руки отрывок из документа:
    «Приказ… а в нем сидит диак, да подъячих с 10 человек… В тот Приказ бояре и думные люди не входят и дел не ведают, кроме самого царя… А устроен тот Приказ при нынешнем царе, для того чтоб его царская мысль и дела исполнялися все по его хотению, а бояре б и думные люди о том не ведали».
    Смысл прочитанного он понял не до конца. Помогите ему, ответив на вопросы. [По 2 балла за каждый правильный ответ: 10 баллов]

    1. Как назывался приказ, о котором говорится в документе? 2. Назовите имя и 3. – даты правления царя, при котором он был создан. 4. Кто такой диак? 5. Чем необычен диак, упомянутый в документе?

    С какими событиями XVII в. связаны следующие слова?
    1. «Готовы мы единодушно все пострадать, а новой веры, и учения, и книг отнюдь все не приемлем».
    2. «Буде добром нам тех бояр не отдашь, а мы у тебя учнем имать сами по своему обычаю».
    3. «Вот тебе, изменник, за соль!»
    4. «С Дону выдачи нет!»
    5. «Силою не стану принуждать, а кто захочет быть со мною – будет вольный казак».
    6. «Чтоб мы вовеки все едины были!»
    Варианты ответов: А. Соляной бунт; Б. бегство крестьян от помещиков; В. воссоединение Украины с Россией; Г. раскол; Д. крестьянская война под предводительством С.Т. Разина; Е. Медный бунт.

    Соедините названия и функции коллегий:.
    Адмиралтейская контроль за доходами
    и расходами
    Военная дворянские поместья
    Иностранных дел флот
    армия
    Камер-коллегия внешняя торговля
    Штатс-контор-коллегия внешняя политика
    Ревизион-коллегия лёгкая промышленность
    Мануфактур-коллегия сбор налогов
    Берг–коллегия суд
    Юстиц коллегия финансы
    Коммерц-коллегия горное дело

    О каких периодах истории России XVIII в. говорится в этих отрывках?
    1. «Немцы посыпались в Россию, точно сор из дырявого мешка, облепили двор, обсели престол, забирались на все доходные места в управлении» (В.О.Ключевский )
    2. «Россия пришла в себя. На высших местах управления явились русские люди, и когда на место второстепенное назначили иностранца, то императрица спрашивала: разве нет русского?» (С.М.Соловьев)
    3. «Развратная государыня развратила и свое государство. Она уничтожила звание рабства… и закрепостила вольную Малороссию и польские провинции. Она уничтожила пытку, а Тайная канцелярия процветала под ее патриархальным правлением; она любила просвещение, а Новиков, распространивший первые лучи его, перешел в темницу, где и находился до самой смерти» (А.С.Пушкин)
    Варианты ответов: правление Екатерины
    II ; Анны Иоанновны; Елизаветы Петровны.

Ключи

Максимальная сумма 138 баллов


п/п

Ответ


п/п

Ответ


п/п

Ответ


п/п

Ответ

По 1 баллу за каждый правильный ответ. Сумма – 16 баллов


п/п

Правильный ответ

Оценка

1. Основные даты Северной войны. 2 Даты принятия указов, связанных с изменением положения крестьян. 3. Наступательные операции Красной Армии в период Великой Отечественной войны.

По 1 баллу за полный правильный ответ. Сумма – 3 балла.

1.-командующие тремя русскими армиями в начале Отечественной войны 1812; 2.-теория официальной народности; 3.-сподвижники Е. Пугачева; 4.-Оперы П.И. Чайковского

По 1 баллу за полный правильный ответ. Сумма – 4 балла.

Д, событие произошло в XVI веке.

1-князю Святославу, 2-Александра Невского, 3-Новгороде, 4-Апостол, 5-Петром III, 6-Ектерины II

По 1 баллу за полный правильный ответ. Сумма – 6 баллов

1-перегородчатая эмаль, 2-зернь, 3-скань, 4-мозаика, 5-фреска, 6-миниатюра

По 1 баллу за полный правильный ответ. Сумма – 6 баллов.

да, да, да, нет, нет, да.

1- Государственных крестьян, несших тягло; 2- Георгий – имя, данное при крещении князя; 3- Он служил во времена Елизаветы Петровны в Кирасирском полку; 4- Романовы; 5- Елизавета; 6- Москву; 7- Меншиков

Сумма 7 баллов.

1. метко, 2. знать свой маневр, 3. двух неученых дают, 4. приказывать, 5. боится, 6. штык – молодец, 7. и русский солдат пройдет, 8. легко в бою, 9. умением

Сумма 9 баллов

г, в, б, д, е, а.

По 1 баллу за правильный ответ. Сумма – 6 баллов

г, б, е, в, а, д, з, ж

По 1 баллу за правильный ответ. Сумма – 8 баллов

а, в, г, д, б, е.

По 1 баллу за правильный ответ. Сумма – 6 баллов

Е, Б, В, А, Д, Г

По 1 баллу за правильный ответ. Сумма – 6 баллов

1) Восстание декабристов, 1825; 2) Стрелецкая казнь, 1698

Сумма –6 баллов. За отсутствие указания даты события снимается 1 балл.

6) Платить государственные налоги.

1. Приказ Тайных дел, или Тайный приказ. 2. Алексей Михайлович, 3. 1645 – 1676. 4. Начальник и письмоводитель канцелярии; 5. дьяк Тайного приказа руководил не канцелярией, а приказом.

По 2 балла за каждый правильный ответ. Сумма – 10 баллов.

1-Г, 2-Е, 3-А, 4-Б, 5-Д, 6-В

Сумма 6 баллов

Адмиралтейская- флот, Военная- армия, Иностранных дел- внешняя политика, Камер-коллегия- контроль за доходами, сбор налогов, Штатс-контор-коллегия- контроль за расходами, Ревизион-коллегия- финансы, Мануфактур-коллегия- лёгкая промышленность, Берг–коллегия- горное дело, Юстиц коллегия- суд, Коммерц-коллегия- внешняя торговля.

Сумма – 10 баллов

1-правление Анны Иоанновны, 2-правление Елизаветы Петровны, 3-правление Екатерины II.