Олимпиада по истории 5. Сколько у нас спортсменов и кто они

Школьный этап всероссийской олимпиады школьников

по истории 2018-2019 учебный год

5 класс

Максимальное количество баллов-55

Время выполнения- 45 минут

Задание № 1. за каждый правильный ответ – 1 балл, максимум 5 баллов

1.1. В каком первобытном коллективе главную роль играли родовые отношения:

А) в человеческом стаде;

Б) в родовой общине;

В) в государстве.

Ответ: _________

1.2. Где находится Египет:

А) в северо-восточной части Африки;

Б) в Центральной Азии;

В) в Центральной Африке.

Ответ: _________

1.3. Какое наказание по законам Хаммурапи полагалось рабу за оскорбление свободного человека:

А) смертная казнь;

Б) отсечение руки;

В) отрезание уха.

Ответ: ____________

1.4. Где был придуман первый алфавит:

А) в Финикии;

Б) в Нубии;

В) в Египте.

Ответ: ___________

1.5. В какой стране стали впервые производить сахар:

А) в Китае;

Б) в Индии;

В) в Ассирии.

Ответ: ___________

Задание № 2. за каждый правильный ответ – 2 балла, максимум 8 баллов

Установите соответствие между именем правителя и историческим фактом (ответ запишите в таблицу ниже):

Имя правителя

Исторический факт

А) Ашшурбанипал

1.Организация библиотеки глиняных книг

Б) Хаммурапи

2.Создание древнейших законов

В) Царевич Гаутама

3.Строительство самой длинной стены

Г) Цинь Ши Хуан

4.Создание новой религии - буддизма

5.Строительство храма бога Яхве в Иерусалиме

(записывать только цифры):

Задание № 3. 2 балла

Решите задачу:

В 1900 г. археологами был раскопан могильник вождя, где найдены остатки бус из драгоценных камней, золотые и серебряные сосуды. Установлено, что захоронение было сделано 7240 лет назад. В каком году был захоронен вождь?

Решение:_____________________________________________________________________

Ответ:_____________

Задание № 4. Что Вы знаете об этом божестве?

указано имя- 2 балла, дано описание- 4 балла, максимум 6 баллов

__________

Задание № 5. 5 баллов

Прочитайте исторический источник и ответьте на вопросы.

«Император собрал Поднебесную в одну семью, и войны больше не повторятся».

Памятная надпись на стеле на горе Ишань (219 до н. э.)

    В каком государстве жил этот человек? (1 балл)

    Почему про него написано, что он собрал Поднебесную в одну семью? (2 балла)

    Какова его роль в истории своей страны? (2 балла)

Ответ: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 6. указано имя- 1 балл, дано описание- 4 балла, максимум 5 баллов

Подпишите иллюстрацию, указав, кто на ней изображен и чем знаменит:

Ответ:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 7. По два балла за верный ответ, максимум 4 балла

Подчеркните лишнее слово. Объясните почему:

    Саул, Давид, Ашшурбанапал, Соломон

Ответ: ____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

    Бумага, компас, стекло, порох, шелк

Ответ: ____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Задание № 8. Дайте определения понятиям.

По одному баллу за каждый верный ответ, максимум 5 баллов

    Праща - ________________________________________________________________

    Сатрап - ________________________________________________________________

    Шадуф- ____________________________________________________________

    Каста- ________________________________________________________________

    Евангелие- ____________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Задание № 9.

Укажите даты этих событий:

Максимум 8 баллов, по два балла за каждый верный ответ

    Появился homo sapiens.

    Разрушение столицы Ассирийского царства - Ниневии.

    Захват Вавилона персами.

    Объединение Китая.

Задание № 10. максимум 7 баллов

10.1. Заштрихуйте на карте район земледелия в Древнем Египте.1 балл

10.2. Обведите на карте овалом область, где начала формироваться цивилизация Древнего Междуречья.2 балла

10.3. Обозначьте на карте крестиком страну, где во второй половине XIX века археолог-любитель Марселино Санс де Саутуола случайно обнаружил пещеру с рисунками эпохи палеолита. 2 балла

10.4. Подпишите название пещеры. 1балл

10.5. Обозначьте на карте звёздочкой континент, где впервые были обнаружены останки «человека умелого». 1 балл

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика проведения школьной олимпиады по истории

  1. Введение
  1. Важной частью внеклассной работы в преподавании истории являются организация и проведение олимпиад. Они позволяют активизировать творческие и познавательные способности учащихся, выявить талантливых, ориентированных на изучение истории детей, служат популяризации исторических знаний. Кроме того, олимпиада дает возможность учителю проверить подготовленность ученика, его общий кругозор.
  1. Цели проведения олимпиады:

а) Пропаганда исторических знаний и предмета «история».

б) Активизация творческих и познавательных способностей детей.

  1. Участники олимпиады:

Учащиеся 5, 6, 7, 8, 9 классов.

  1. Время проведения олимпиады: октябрь, ноябрь.
  1. Структура олимпиады
  1. Олимпиада проводится в 2 или 3 тура, т.к. дает возможность использовать разнообразные формы заданий, полнее раскрыть способности учащихся.
  1. 1 тур – заочный: учащиеся выполняют исследовательскую или творческую работы (исторические сочинения, эссе, рефераты …) на заданную тему. При проверке этого задания оценивается умение ученика самостоятельно искать, систематизировать и излагать информацию, формулировать и решать исторические проблемы, готовить задания для проверки материала.
  1. 2 тур – очный или заочный (так называемая домашняя олимпиада). Выполняется письменная работа по решению исторических задач. Участниками 2 тура могут стать все желающие. При выполнении заданий 2 тура предполагается применение учащимися следующих умений и навыков: - соотносить даты и события истории с определенным хронологическим отрезком; - группировать события и явления истории по какому-либо признаку; - показывать знание важнейших фактов, объяснять смысл основных понятий и терминов истории; - выделять общее и различное в исторических событиях; - анализировать исторический источник; - анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (карта, схема, диаграмма, таблица и т.п.); - устанавливать причинно-следственные связи между историческими процессами и явлениями.
  1. 3 тур – очный (если есть возможность проведения).

Варианты:

  1. Игра для учащихся 5 – 9 классов «Непобедимая армада».
  2. Представление презентаций по заданным темам (7 – 9 классы), игра «Интеллектуальное казино» (5 – 6 классы, и могут участвовать учащиеся 7 класса, не создавшие презентаций).
  3. Защита исследовательских работ или диспут на заданную тему (8 – 9 классы) игра – 5–7 классы.
  1. Система оценки заданий
  1. При оценке отдельных заданий надо исходить из сложности вопроса и объема ответа. Есть вопросы, которые требуют однозначного ответа (да, нет, конкретная дата или имя). Такие ответы оцениваются в 1 балл те вопросы, которые развернутого ответа, обобщений, размышлений, аргументов, предлагается оценивать в диапазоне от 1 до 3 баллов либо от 1 до 5 баллов в зависимости от объема ответа. Есть вопросы – проблемные, на них нет однозначного ответа. Важно учитывать не совпадение позиции ученика с позицией учителя, а то, как он аргументирует свое мнение и насколько хорошо знает все точки зрения на проблему и умеет это изложить.
  2. Оценки, полученные в 1 и 2 турах, суммируются, и по сумме баллов определяется победитель.
  3. Оценки, полученные за задания в 1 и 2 турах, заносятся в ведомость «Результаты олимпиады» (Приложение № 1), где указывается количество участников.
  1. Победители олимпиады
  1. Используемая литература:
  1. Уткина Э.В. «Школьные олимпиады. История 5 – 9 классы». М.: Айрис-пресс, 2010

Приложение №1

Примерные вопросы по различным периодам истории

Олимпиада по ИДМ

2011 – 2012 уч. год

  1. Участники: учащиеся 5 класса
  1. Время проведения: октябрь
  1. Структура олимпиады: 2 тура

Тема «Один день из жизни родового старейшины».

Условия:

Критерии оценки:

До 5 баллов;

2 тур – очный – решение исторических задач: чтение и анализ текста; умения

Соотнести понятия и определения, проводить вычисления, располагать события

В хронологическом порядке.

Максимальное количество баллов – 33.

Общий максимальный балл (1 и 2 тур) – 48.

Олимпиада по истории, 5 класс

Раздел «Жизнь первобытных людей»

1 тур

  1. Соотнесите понятие с определением:
  1. Человеческое стадо А) обработка земли с помощью орудий труда;
  1. Земледелие Б) хозяйство при котором древние люди все

Необходимое брали у природы;

  1. Присваивающее

хозяйство В) коллектив древнейших людей;

  1. Производящее Г) условная точка, от которой ведется счет лет;

хозяйство

  1. Эра Д) хозяйство, при котором люди все необходимое

Для жизни производили сами;

  1. Родовая община Е) коллектив людей разумных, в котором жили

Родственники и все делали сообща.

  1. Решите задачи А, Б, В

(Чтобы облегчить решение задач, надо начертить «линию времени» и выставить указанные в условии даты, а затем продумывать решение).

А. В 1900 году археологами был раскопан могильник вождя, где найдены остатки бус из драгоценных камней, золотые и серебряные сосуды. Установлено, что захоронение было сделано 7240 лет назад. В каком году был захоронен вождь?

Б. По преданиям первые Олимпийские игры организовал Геракл в 776 году до н.э., а в 394 году н.э. император Феодосий 1 запретил их как языческие. Сколько лет длилась традиция проведения игр?

В. В 221 году до н.э. правитель царства Цинь объединил разрозненные государства Китая под своей властью. Это государство просуществовало всего 14 лет и распалось через 3 года после смерти правителя. В каком году умер правитель?

  1. Появление древнейших людей на Земле.
  2. Возникновение земледелия и скотоводства.
  3. Овладение огнем.
  4. Появление «человека разумного».
  5. Появление родовой общины.
  1. Исправьте ошибки в тексте.

Родовые общины были большими. Несколько родовых общин объединялись в племя. Руководили племенные старейшины и уважаемые вожди. Они собирались на совет старейших. Самый главный из них становился старейшиной. Старейшины племени избирали его на общем собрании.

  1. Прочтите отрывок текста и ответьте на вопросы:

Искусство – это художественное творчество человека, рисунки и картины, скульптуры и различные украшения. Оно требует особенного мастерства и вдохновения. У животных искусства нет. Древнейший человек тоже не создавал произведений искусства. Его воображение было неразвитым, а руки слишком неловкими. Искусство возникло у «человека разумного». Но неужели он творил просто ради развлечения?

Некоторые ученые считали, что первобытные художники хотели оставить память об удачной охоте. Другие ученые считали, что для наших далеких предков произведения искусства имели особый смысл.

Вопросы:

  1. Что такое искусство?
  2. Почему древнейший человек не создавал произведений искусства?
  3. Какие мнения ученых существуют о причине занятия искусством людей разумных?

Олимпиада по ИСВ

2011 – 2012 уч. год

  1. Участники: учащиеся 6 класса
  1. Время проведения: октябрь
  1. Структура олимпиады: 2 тура

1 тур – заочный – творческая работа.

Задание «Имитация исторического источника».

Тема «Один день из жизни средневековой монахини».

Условия: при создании «документа» учащиеся должны стать на место персонажа,

Смотреть на мир глазами человека древности, попытаться понять его «изнутри».

Критерии оценки:

Полнота и правильность подачи исторических фактов и деталей эпохи –

До 5 баллов;

Грамотность изложения – до 5 баллов;

Оформление: рисунки, шрифт … - до 5 баллов.

Максимальная оценка за работу – 15 баллов.

2 тур – очный – решение исторических задач: соотнесение событий и дат,

Проведение вычислений, расположение событий в хронологическом порядке,

Заполнение таблицы, определение исторического лица по его характеристике,

Чтение и анализ текста.

Каждое задание имеет свою оценку.

Максимальное количество баллов – 44.

Общий максимальный балл (1 и 2 тур) – 59.

Победители определяются по сумме баллов 1 и 2 туров.

Олимпиада по истории, 6 класс

Раздел «Живое средневековье» (гл. 1, 2)

1 тур

  1. Соотнесите даты с событиями:
  1. 500 г. А) Образование священной Римской империи.
  2. 800 г. Б) Возникновение государства франков.
  3. 843 г. В) Верденский договор о разделе империи Карла Великого
  4. 962 г. Г) Провозглашение Карла Великого императором.
  1. Решите задачу А, Б

(Начертите «линию времени», выставьте указанные в условии даты, а затем продумывайте решение).

А. Гай Юлий Цезарь погиб в44 году до н.э. в возрасте 56 лет. В каком году он родился?

Б. Арабское государство образовалось в 630 году н.э. Сколько лет ему было бы в этом году?

  1. Расположите в хронологическом порядке следующие события:
  1. Падение Западной Римской империи, окончание истории Древнего мира.
  2. Великое переселение народов.
  3. Создание Хлодвигом Франкского королевства.
  4. Появление бенефиция.
  5. Феодальная раздробленность в Европе.
  1. Из предложенного списка имен королей Франкского государства составьте таблицу «Династии королевские».

Короли: Карл Толстый, Хлодвиг, Хлоторь, Гуго Капет, Карл Мартелл, Людовик Ленивый, Карл Великий, Пипин Короткий, Хильдерик.

  1. Объясните значение слов:

Феод, бенефиций, крупные землевладельцы, феодал, феодальная раздробленность, сеньор.

  1. Исторический портрет.

О ком идет речь? – на карточках

№ 1

№ 7

  1. Исправьте ошибки в тексте.

Главой всех феодалов и первым сеньором страны считался герцог: он был высшим судьей в спорах между ними; а во время войны возглавлял войско. Король был сеньором для высшей знати – герцогов и графов. В их владениях насчитывались 1 – 2 деревни, они распоряжались маленькими отрядами воинов. Ниже стояли бароны и виконты – сеньоры герцогов и графов.

Примечание - к заданию № 6.

№ 1. Применяя подкупы, предательство и насилие, он истребил других военных вождей, вместе с которыми завоевывал Галлию. Особенное рвение проявил он в уничтожении своих родственников. И таким образом, он стал королем – единственным верховным правителем государства. Ему подчинялось теперь не одно племя, а население всей страны. Король передавал власть по наследству своим сыновьям. Действия против короля наказывались смертью.

№ 7.

Войско этого короля совершило поход в Испанию. Война с арабами для него была неудачной, и франкам пришлось отступить. Отход войска прикрывал маленький отряд во главе с племянником – графом Роландом. В суровых Пиренейских горах отряд попал в засаду и был полностью перебит в ожесточенном бою с местными жителями-басками.

Олимпиада по новой истории, 7 класс

(2011 – 2012 уч. год)

  1. Участники – учащиеся 7 класса
  1. Время проведения – октябрь
  1. Структура олимпиады – 2 тура

1 тур – заочный – творческая работа.

Задание «Историческое сочинение».

Тема «Дневник русского путешественника по Европе в эпоху Реформации» (с 1517 г. возможно описание одного или нескольких дней; причина: недостаточное количество времени для объемной работы – 2 дня на 1 и 2 тур).

Условия: написать рассказ о событиях, связанных с процессом Реформации от лица русского путешественника.

Критерии оценки:

Полнота и правильность подачи исторических фактов и деталей эпохи –

До 5 баллов;

Грамотность изложения – до 5 баллов;

Литературный стиль близок к эпохе – до 5 баллов.

Максимальная оценка за работу – 20 баллов.

2 тур – очный – решение исторических задач: располагать события в хронологическом порядке, объяснить значение терминов, определить, о ком из исторических лиц идет речь, соотносить события с историческими датами, чтение и анализ источников, решение проблемного вопроса.

Каждое задание имеет свою оценку.

Максимальное количество баллов – 61.

Общий максимальный балл (1 и 2 тур) – 81.

Победители определяются по сумме баллов 1 и 2 туров.

Олимпиада по истории, 7 класс

(Новая история, глава 1)

  1. Расположите в хронологическом порядке следующие события:
  1. Аугсбургский религиозный мир.
  2. Реформация в Европе (начало).
  3. Великие географические открытия.
  4. Тридентский собор.
  5. Религиозные войны в Германии.
  1. Объясните значение слов:

Мануфактура, капитал, биржа, банк, рассеянная мануфактура, протестанты.

  1. Исторический портрет (укажите, о ком идет речь, выбрав из предложенных имен исторических деятелей: Джордано Бруно, Карл Пятый, Николай Коперник, Мартин Лютер, Христофор Колумб, Фернан Магеллан).

А) Быть императором в эпоху перемен сложно, особенно во время начала Реформации в Германии, когда вся страна оказалась ввергнутой в вооруженное противостояние, когда император в 1529 году подтвердил решение Вормского сейма о запрете лютеранства …

Б) Этот ученый при помощи сложных вычислений сделал вывод: Земля вращается вокруг солнца и вокруг своей оси…. В 1543 году вышла его книга «О вращении небесных сфер», но он был уже при смерти. … Сегодня никто не знает, где его могила.

В) Осенью 1519 года из порта г. Севилья (Испания) на пяти каравеллах его эскадра отправилась на поиски пути к «островам пряностей», идя на запад и обогнув новый континент … Открыли новый океан, назвав его Тихим … Плавание продолжалось 4 месяца.

  1. Соотнесите события с историческими датами:

1) Начало Реформации А) 1492 год

2) Экспедиция Бартоломеу Диаша Б) 1488 год

3) Открытие Нового Света В) 1517 год

Христофором Колумбом

  1. Прочитайте отрывок из исторического источника и ответьте на вопросы.

Из «Баллады о знаменитом суконщике Джеке из Ньюбери»

(1597) Томаса Делони

В горнице просторной и длинной

Стояло двести станков, прочных и крепких:

На этих станках – истинная правда –

Работали двести человек,

Все в одну шеренгу.

Возле каждого из них

Сидело по прелестному мальчику,

Которые с большим восторгом

Приготовляли челноки.

А тут же в другом помещении

Сто женщин без устали чесали шерсть,

С радостным видом и звонко

Распевая песни.

В следующей комнате, находившейся возле,

Работали сто девушек в красных юбках,

С белыми, как молоко,

Платками на головах.

Эти прелестные девушки не переставая пряли

В этой горнице весь день, распевая нежно-пренежно

После этого они вошли в другую комнату,

Где увидели бедно одетых детей:

Все они сидели и щипали шерсть,

Отбирая самую тонкую от грубой;

Всех их было полтораста, детей бедных,

Слабых родителей;

В награду за свои труды каждый получал вечером

По одному пенни, кроме того,

Что они выпьют и съедят за день,

Что было для этих бедных людей

Немаловажным подспорьем.

В следующем помещении он видит

Еще пятьдесят молодцов:

Это были стригали, показывавшие здесь

Свое искусство и умение.

Тут же, возле них, работали

Целых восемьдесят гладильщиков.

Кроме того, он имел еще красильню,

При которой держал сорок человек,

Да еще на сукновальне двадцать.

Определите, к какому типу предприятия относилось предприятие Джека из

Ньюбери. Найдите в тексте черты предприятия нового типа, указывающие

На его отличия от мастерской ремесленника. Подсчитайте, сколько человек

Работало на этом предприятии.

  1. Проблемный вопрос:

Какое значение для европейцев имело создание лютеранской церкви. В чем вы видите причины того, что лютеранская церковь существует в 21 веке?

Олимпиада по Новой истории, 8 класс

(2011 – 2012 уч. год)

  1. Участники – учащиеся 8 класса
  1. Время проведения – октябрь
  1. Структура олимпиады – 2 тура

1 тур – заочный – творческое задание: составить текст с ошибками по указанной теме.

Темы:

  1. «Англия: сложный путь к величию и процветанию»
  2. «Объединение Италии»
  3. «Германия: на пути к единству».

Условия: из 5 – 8 предложений составить текст, имеющий логическую последовательность изложения, дающий общее представление о происходящих событиях в стране.

Критерии оценки:

Полнота и правильность подачи исторических фактов и деталей эпохи –

До 5 баллов;

Грамотность изложения – до 5 баллов.

Максимальная оценка за работу – 10 баллов.

2 тур – очный – решение исторических задач: соотнесение событий и дат; определение исторического лица по его характеристике; расположение событий в хронологическом порядке; объяснение значений терминов, чтение и анализ источника, решение проблемного вопроса.

Каждое задание имеет свою оценку.

Максимальное количество баллов – 40.

Общий максимальный балл (1 и 2 туры) – 50.

Победители определяются по сумме баллов 1 и 2 туров.

Олимпиада по Новой истории

8 класс

  1. Соотнесите события с датой:
  1. 1799 – 1804 гг. А) Первая империя во Франции
  2. 1804 г. Б) Поход Наполеона в Россию
  3. 1804 – 1814 гг. В) Период консульства во Франции
  4. 1812 г. Г) Наполеон Бонапарт становится

«императором французов»

  1. 1848 – 1849 гг. Д) Революции в Европе («весна народов»)
  1. Исторический портрет (из предложенных имен определите, о ком идет речь).

А. Стал известен во время Великой французской революции. После переворота 18 – 19 брюмера 1789 года стал главой Французского государства. Занимался восстановлением экономики Франции. При нем у Франции была активная внешняя политика, воевала с Россией.

Б. Эпоху с 1837 по 1901 года В Англии называют по имени этой королевы. Англия в годы ее правления стала «мастерской мира», создает свою колониальную империю.

Политические деятели: Фуше, Наполеон Бонапарт, Эммелина Панкхорст, Виктория.

  1. Расположите в хронологическом порядке следующие события:
  1. Разгром империи Наполеона
  2. Объединение Италии
  3. Восстановление династии Бурбонов во Франции
  4. Революции 1848 – 49 гг. в Европе
  5. Деятельность Бисмарка по объединению Германии.
  1. Объясните значение слов:

Капитализм, конкуренция, либерализм, индустриальное общество.

  1. Работа с документом.

Задание: прочитайте документ и сделайте вывод об уровне подготовки Франции к войне с Пруссией.

Из докладной генерала Трошю

(Извлечения)

Генерал Трошю, начальник парижского гарнизона в начале франко-прусской войны, писал о мобилизации солдат: «… С минуты объявления войны сухим путем и морем, в вагонах и на судах, постепенно и хаотично приводятся в движение сформированные части войск, интендантские склады, продовольственные запасы и т.п., загромождая все пути, они скучиваются в огромном числе и совершенно случайно –

в том или другом пункте. Каждому отряду, который высаживаются всегда с недостатками в снаряжении ив беспорядке, какой только возможно представить, говорили: «Разберитесь» - и отряд тут же беспечно отправлялся навстречу неприятелю с этой чисто французской формулой … Не успели еще разобраться, как неприятель нагрянул огромными массами и застал все в невообразимом хаосе».

  1. Проблемный вопрос:

Как вы считаете, почему в европейской истории первых двух третей

19 века движения протеста и революции были частым явлением?

Почему в Англии, в отличие от Европейского континента, движения протеста не перерастали в революции?


На этой странице мы разместили олимпиадные задания по истории Древнего Мира для учеников 5 класса. Если ваши ученики собираются принять участие в олимпиаде, им стоит уделить много внимания подготовке. Именно для того, чтобы помочь им, мы собрали типичные примеры заданий, которые встречаются на подобных мероприятиях.

Ученикам предложены тестовые и открытые вопросы. Отвечая на них, они не просто систематизируют пройденный теоретический материал, но также научатся анализировать и обобщать изученное. Чтобы проверить правильность выполнения олимпиадных заданий, ученики смогут свериться с правильными ответами, которые указаны внизу.

Олимпиада по всемирной истории 5 класс

Скачайте задания, заполнив форму!

Подписаться на рассылку

Скачать задания

После того как укажете данные, кнопка скачивания станет активной

Тестовые задания

1. Старинные документы хранятся в
А) архивах
Б) музеях
В) конторах
Г) сейфах

2. В каком первобытном коллективе главную роль играли родовые отношения?
А) в человеческом стаде
Б) в родовой общине
В) в государстве

3. Кто управлял родовой общиной в первобытном обществе?
А) цари
Б) жрецы
В) старейшины

4. Предполагаемой областью прародины человека является
А) Северная Европа
Б) Восточная Африка
В) Южная Австралия

5. Древние люди вместе охотились, занимались собирательством, заботились о детях, защищались от чужаков. Все они считались
А) друзьями
Б) согражданами
В) сородичами

6. Земледелие возникло
А) примерно 2 млн лет назад
Б) примерно 40 тыс. лет назад
В) примерно 10 тыс. лет назад

7. Земледелие и постоянные поселения. Что связывает эти понятия?
А) появление постоянных поселений было причиной возникновения земледелия
Б) земледелие сделало возможным появление постоянных поселений
В) эти явления никак не связаны

8. Важнейшим изобретением первобытных людей является
А) пурпурная краска
Б) письменность
В) лук и стрелы

9. Египтяне называли свою страну «даром Нила». Это название объясняется тем, что:
А) боги подарили египтянам Нил
Б) каждый день египтяне приносили Нилу жертву
В) Нил орошает земли речной долины, удобряет их илом и делает плодородными.

10. После объединения Верхнего и Нижнего Египта столицей стал город
А) Фивы
Б) Ахетатон
В) Мемфис

Открытые вопросы

Вопрос 1
Вставьте в предложения пропущенные слова.
А)Прошлое человечества изучает специальная наука __________.
Б)Все, что сохранилось с древнейших времен до наших дней и может рассказать нам о прошлом человечества, называют__________.
В)Промежуток времени ровно в сто лет люди называют ______.
Г)Время до рождения Иисуса Христа называют _______, а время после рождения Иисуса Христа называют ______.

Вопрос 2
Продолжите перечень.
В облике древнейших людей преобладали звероподобные черты:
А) приплюснутый нос;
Б) надбровный валик;
В) ________________;
Г) ________________.

Вопрос 3
Объясните крылатые выражения.
А) Слава Герострата
Б) Драконовские законы
В) Пиррова победа

Вопрос 4
Разгадай загадку Сфинкса:
Кто ходит утром на четырёх ногах, днём – на двух, а вечером – на трёх? Никто из всех существ, живущих на земле не изменяется так, как он. Когда он ходит на четырёх ногах, тогда меньше у него сил, медленнее движется он, чем в другое время

Вопрос 5
Покажите свое знание древней географии
А) “Дар Нила”, “Кемет”, “Чёрная земля”. О каком государстве идёт речь?
Б) Далеко ли Месопотамия находилась от Междуречья?
В) Назовите страну, где протекает река Ганг?

Ответы на тесты

Тестовое задание № 1 № 2 № 3 № 4 № 5
Ответ А Б В Б В
Тестовое задание № 6 № 7 № 8 № 9 № 10
Ответ В Б В В В

Ответы на открытие вопросы

Ответ на вопрос 1:
А) история
Б) исторические источники
В) век
Г) «до нашей эры», «нашей эры»
Ответ на вопрос 2: Длинные руки, уходящий назад лоб, прыгающая походка.
Ответ на вопрос 3:
1) В период возникновения земледелия человек уже не был похож на обезьяну (человек был современного вида).
2) Руководителем родовой общины не мог быть молодой парень (руководил родовой общиной самый опытный и мудрый старик).
3) Железо выплавлять люди еще не умели.
4) Собаки были прирученными животными.
5) Мамонтов уже не было.
6) Использование огня в таких целях не было возможно.
Ответ на вопрос 4: Человек
Ответ на вопрос 5:
А) Египет
Б) Это одно и то же государство
В) Индия

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 14 г. Липецка

Олимпиада по истории

для 5 класса

Разработчик: Аничкин А. Н.,

учитель истории и обществознания

I квалификационной категории

2013

Пояснительная записка

Важнейшей частью внеклассной работы в преподавании истории является организация и проведение олимпиад. Предметная олимпиада способствует развитию у учащихся творческого отношения к изучаемому предмету вне рамок образовательной программы, склонности к самостоятельному поиску дополнительной информации в справочной, научно-популярной литературе и сети Интернет.

Целями предметной олимпиады являются:

1) стимулирование интереса учащихся к истории;

2) выявление учащихся, интересующихся историей;

3) оценка знаний, умений и навыков, полученных учащимися в школьном курсе истории;

4) активизация творческих способностей учащихся;

5) популяризация истории как науки и школьного предмета.

Предлагаемые ниже олимпиадные материалы составлены с учётом Федерального государственного образовательного стандарта и соответствуют требованиям к уровню подготовки учащихся 5 классов и их возрастным особенностям. Задания олимпиады проверяют знание учащимися дат, фактов, понятий по курсу; обращают их внимание на причинно-следственные связи, отражение известных событий и фактов в источниках. Представленные в работе задания не ограничиваются рамками учебника и рассчитаны на эрудицию учащихся.

Общее количество заданий – 14. Работа состоит из 3 частей, различающихся между собой по уровню сложности.

Часть 1 содержит 5 заданий с выбором ответа (один верный из 4 предложенных). Все они имеют базовый уровень сложности и оцениваются 1 баллом.

Часть 2 олимпиадной работы состоит из 6 заданий различных типов: тестовых заданий на выбор нескольких позиций из предложенного списка, задания на установление соответствия между понятиями и их значением, исторического кроссворда. Данные задания имеют повышенный уровень сложности и оцениваются в соответствии с рекомендациями, приведёнными в самой работе.

Часть 3 включает в себя 3 задания высокого уровня сложности: заполнение контурной карты, составление рассказа с опорой на иллюстрацию, решение проблемного задания.

Общее количество баллов, которое можно набрать, выполнив всю работу – 78.

Олимпиадная работа составлена с опорой на материал по теме «Эпоха первобытности», поэтому её проведение целесообразно организовать в ноябре – декабре учебного года после изучения соответствующего раздела в рамках курса истории.

На выполнение работы рекомендуется отвести 1,5 астрономического часа (90 минут). Использовать при решении олимпиадных заданий школьные атласы и любые другие справочные пособия не допускается.

Участники олимпиады, набравшие наибольшее количество баллов, признаются её победителями и призёрами при условии, что количество набранных ими баллов превышает половину от числа максимально возможных.

Предлагаемые к олимпиадным заданиям приложения помогут учителям-предметникам организовать проведение олимпиадной работы, её проверку и подведение итогов.

Желаем успеха!

5 класс

ОЛИМПИАДНАЯ РАБОТА ПО ИСТОРИИ

(ЭПОХА ПЕРВОБЫТНОСТИ)

Часть 1.

Выберите правильный ответ: (по 1 баллу за каждый правильный ответ)

1. Главное отличие первобытного человека от обезьяны:

1) умение изготовлять орудия труда и оружие

2) длинные руки, свисающие до колен

3) собирание даров природы

4) общение друг с другом с помощью звуков

2. Человек современного вида появился около:

1) 60 тысяч лет назад

2) 40 тысяч лет назад

3) 20 тысяч лет назад

4) 10 тысяч лет назад

3. Первое животное, одомашненное человеком:

1) кошка

2) собака

3) лошадь

4) корова

4. Первые земледельцы появились в:

1) Южной Европе

2) Юго-Восточной Азии

3) Передней Азии

4) Южной Африке

5. На смену родовой общине приходит:

1) племя

2) соседская община

3) государство

4) города

Часть 2.

Выберите правильные ответы:

6. Какие три понятия из перечисленных ниже относятся к религиозным верованиям древних людей? (3 балла)

1) магия

2) идол

3) жертвоприношения

4) кровное родство

5) племя

7. Характерные черты образа жизни древнейшего человека: (6 баллов)

1) жил в стаде

2) изготовлял простейшие орудия труда

3) пользовался луком и стрелами

4) занимался собирательством, рыболовством

5) жил в семье, входящей в родовую общину

6) общался с помощью звуков

7) использовал шлифованные каменные орудия труда

8) умел пользоваться огнём

9) ходил на охоту

8. Установите соответствие между понятиями и их значением: (5 баллов)

Понятия

9. Вставьте вместо пропусков: (4 балла)

а) Охота в жизни первобытных людей давала им ______________ _________________, а также способствовала сплочению их _______________ .

б) Из собирательства возникает ______________, а из искусства плетения возникает ______________.

10. Отметьте утверждения, с которыми вы согласны, знаком «+», а те, с которыми не согласны, знаком «-»: (10 баллов)

1) Главным отличием древнего человека от обезьяны был его внешний вид.

2) Древнейший человек мог прожить в одиночку.

3) Овладение огнём изменило жизнь первобытных людей.

4) Основным занятием человека современного вида была ремесло.

5) В родовой общине каждая семья имела своё хозяйство и распоряжалась им по своему усмотрению.

6) Развитие ремесла привело к разделению труда.

7) В соседской общине большую роль играла взаимопомощь родственников.

8) Соседская община со временем сменяется родовой.

9) Колдуна-знахаря, общавшегося с духами, называли шаманом.

10) В конце эпохи неолита появляются первые города.

11. Разгадай кроссворд. (9 баллов)

По горизонтали:

4. Наука, изучающая историю древних народов по сохранившимся вещественным памятникам. 6. Новый каменный век. 7. Объединение нескольких родов, живущих в одной местности. 8. Бесплотное сверхъестественное существо.

По вертикали: 1. Опытные и мудрые пожилые мужчины, осуществлявшие управление общинами. 2. Вера в богов, духов и поклонение им. 3. Коллектив родственников, ведущих происхождение от общего предка. 5. Статуя, которой человек поклонялся как божеству и приносил жертвы. 7. Сельскохозяйственное орудие труда с широким лемехом для вспашки земли.

Часть 3.

12. Ответьте на вопросы к рисунку. (10 баллов)

Перед вами Африка более двух миллионов лет назад: стадо каких-то неведомых существ. Одни разыскивают пищу, другие тревожно вглядываются вдаль. Кто они? Обезьяны – далёкие предки человека? Или древнейшие люди? Объясните, почему вы так думаете.

13. Закрасьте на контурной карте зелёным цветом древнейший район земледелия. (6 баллов)

14. Реши проблемное задание: (20 баллов)

Появление излишков привело к необходимости защищать их от тех соседей, которые желали получить готовые продукты и изделия без труда. Столкновения между племенами привели к появлению войн. Как вы думаете, какие изменения в жизни первобытных земледельцев и скотоводов внесло такое явление, как война?

ИТОГО ЗА ВСЮ РАБОТУ 78 БАЛЛОВ

ОТВЕТЫ

НА ЗАДАНИЯ ОЛИМПИАДНОЙ РАБОТЫ

ПО ИСТОРИИ (5 КЛАСС)

Часть 1.

Выберите правильный ответ:

1. 1

2. 2

3. 2

4. 3

5. 2

Часть 2.

Выберите правильные ответы:

6. 1, 2, 3

7. 1, 2, 4, 6, 8, 9

а) мясную пищу, коллектива.

б) земледелие, ткачество

10.

11.

12. На рисунке изображены древнейшие люди. Согласно последним научным данным древнейшие люди появились в Африке более 2 миллионов лет назад. Главный аргумент в пользу того, что это – древнейшие люди, то, что существа, изображенные на рисунке, используют простейшие каменные орудия труда. По-видимому, на рисунке представлен первый вид человеческого коллектива – человеческое стадо, в котором древнейшие люди совместно жили, добывали пищу, занимались обучением подрастающего поколения.

13.

14. Появилась группа людей, не связанных с материальным производством, - воины. Среди них выделились наиболее способные, возглавившие отряды воинов – вожди. Военные действия требовали дисциплины и беспрекословного подчинения военачальнику. Люди начали строить укреплённые посёлки. Возникли ремесленные производства, ориентированные на обеспечение воинов всем необходимым. Война постепенно стала профессией и средством распределения.

Приложение 1

БЛАНК ОТВЕТОВ

НА ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ

ПО ИСТОРИИ (5 КЛАСС)

Сведения об учащемся:

Фамилия

Имя

Отчество

Класс

Оценка по предмету за I триместр

Дата выполнения работы

ОТВЕТЫ:

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО ИСТОРИИ

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 5 КЛАСС (26 баллов)

2015-2016 г.

I . Найдите правильный ответ (всего 5 баллов: по 1 баллу за каждый правильный ответ).

1. К орудиям труда, применяемым древними земледельцами, относится

А) гарпун Б) мотыга В) дубина Г) рубило

2. Когда на Земле появился древнейший человек?

А) более 2 млн. лет назад

Б) 100 тыс. лет назад

В) 10 тыс. лет назад

3. Освоив изготовление орудий труда из камня, люди стали делать их из кости. Первыми костяными орудиями являются

А) топоры

Б) иглы

В) мечи

Г) рубила

4. Первыми проявлениями искусства у первобытных людей стали

А) изображения животных на скалах

Б) рисунки масляными красками по дереву

В) картины, изготовленные из цветных минералов

Г) изображения водяными красками по штукатурке

5. Главным занятием древних египтян было

А) скотоводство

Б) ремесло

В) земледелие

Г) рыболовство

II . Приведите в соответствие, ответы запишите в расположенную ниже таблицу (5 баллов)

1) ремесло а) объединение родов

2) миф б) действия и слова, якобы обладающие чудодейственными

свойствами

3) род в) изготовление вручную различных изделий

4) магия г) сказания о богах, героях, о происхождении явлений

природы

5) племя д) группа людей, ведущих свое происхождение от одного

предка

III . Выполните задания по карте (2 балла)

1.______________________2.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

IV . Прочитайте тексты и ответьте на вопросы (за каждое задание 5 баллов)

1. Известно, что древние люди первоначально пользовались ручным рубилом без рукоятки, а затем научились прикреплять рубило к деревянной рукоятке. Впоследствии люди изобрели плот. Как появление топора с рукояткой подготовило изобретение плота?

2. До недавнего времени коренные жители Австралии были отсталыми в хозяйственном и культурном отношении людьми. Они не умели читать, писать, не знали металлов. Вместе с тем австралийцы прекрасно разбирались в природе: они различали более двухсот видов пригодных в пищу диких растений, около ста видов съедобных улиток и более двадцати видов съедобных рыб. Чем объяснить, что большинство современных горожан и даже сельских жителей гораздо хуже австралийцев разбираются в окружающей природе?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

V

В каком году был захоронен вождь?

Сколько лет длилась традиция проведения игр?

. Сколько лет прошло от основания Рима до 1147 г., т. е. до первого упоминания Москвы в летописях?

Ответы

    Найдите правильный ответ (всего 5 баллов: по 1 баллу за каждый правильный ответ).

    Приведите в соответствие, ответы запишите в расположенную ниже таблицу (5 баллов)

    Выполните задания по карте (2 балла)

1.Африка 2. Предполагаемая область прародины человека. (Территория, на которой обнаружены древнейшие стоянки и кости первобытных людей).

V . Решите исторические задачи. (4 балла)

1. В 1900 г. археологами был раскопан могильник вождя, где найдены остатки бус из драгоценных камней, золотые и серебряные сосуды. Установлено, что захоронение было сделано 7240 лет назад. В каком году был захоронен вождь? (1 балл) 5340 год

2. По преданиям, первые Олимпийские игры организовал Геракл в 776 г. до н. э., а в 394 г. император Феодосий запретил их как языческие. Сколько лет длилась традиция проведения игр? (1 балл) – 1170 лет

3. Рим был основан в 753 г. до н. э . Сколько лет прошло от основания Рима до 1147 г., т. е. до первого упоминания Москвы в летописях? (1 балл)- 1900 лет

4. В гроте Тешик-Таш во время археологических раскопок было найдено 339 каменных орудий и свыше 10 000 обломков костей животных. Из общего количества костей удалось установить принадлежность 938. Из них лошади – 2, медведя – 2, горного козла – 767, леопарда – 1. Определите главное занятие обитателей грота Тешик-Таш. (1 балл)- охота.