Вариант № 3362602
При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Дробную часть отделяйте от целой десятичной запятой. Единицы измерений писать не нужно. Ответами к заданиям 1-20 являются цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Записывайте ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Выполняя задание 29, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только одно из предложенных высказываний (29.1-29.5).
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
Запишите слово, пропущенное в схеме:
Ответ:
Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Рынок сырья , рынок земли , рынок ресурсов , рынок труда , рынок оборудования .
Ответ:
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «рыночная экономика».
1) конкуренция производителей
2) многообразие форм собственности
3) дефицит товаров
5) предложение
6) директивность
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
Ответ:
Найдите в приведенном списке черты, присущие индустриальному обществу. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) приоритет коллективистских ценностей
2) рост численности рабочего класса
3) высокая социальная мобильность
4) использование информационных технологий
5) глобализация экономики и финансов
Ответ:
Установите соответствие между характеристикой и типом общества: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.
A | Б | В | Г |
Ответ:
Василий учится в школе и помимо учебы увлекается рисованием, шахматами, спортивными играми. Иными словами, поле его деятельности широко. Какие компоненты входят в структуру деятельности? Выберите из приведенного списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.
4) способности
5) результаты
Ответ:
Выберите верные суждения о мировой экономике и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Мировые цены на многие сырьевые товары директивно устанавливаются межгосударственными организациями.
2) Открытие внутренних рынков для иностранных производителей способствует снижению доходов всех торгующих фирм.
3) Открытие внутренних рынков для иностранных производителей способствует усилению конкуренции между участниками рынка.
4) Мировой экономикой называют совокупность тех отраслей национальных экономик, которые непосредственно задействованы во внешнеэкономических отношениях.
5) Открытие внутренних рынков для иностранных производителей может усилить зависимость экономики от импортных товаров, создать угрозу безопасности государства.
Ответ:
Установите соответствие между примерами и видами издержек фирмы в краткосрочном периоде: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
Ответ:
Ответ:
На графике изображено изменение предложения консервированных овощей на потребительском рынке: кривая предложения переместилась из положения S в положение S1 (на графике P - цена товара, Q - количество товара). Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) рост числа фермерских хозяйств
2) активная рекламная кампания одного из производителей
3) повышение цен на консерванты
4) рост доходов потребителей
5) рост цен на соль, перец, уксус и другие консерванты
Ответ:
Найдите в приведённом ниже списке неформальные негативные санкции и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
3) насмешка
4) лишение специального права
5) осуждение
Ответ:
Социологическая служба проводила опрос совершеннолетних граждан страны Z. Им задавали вопрос: «Почему, по Вашему мнению, люди занимаются бизнесом?»
Полученные результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Почти половина опрошенных связывает занятие бизнесом с зарабатыванием денег.
2) Больше опрошенных отметили как причину занятия бизнесом предпринимательский азарт, чем управление бизнес процессами.
3) Наименьшая доля опрошенных затруднилась ответить на вопрос социологов.
4) Почти треть опрошенных считает, что люди занимаются бизнесом, чтобы обрести независимость.
5) Наибольшая доля опрошенных отметила в качестве причины занятия бизнесом реализацию своих идей, замыслов.
Ответ:
Выберите верные суждения о чертах, присущих демократическим выборам. И запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Лица, награждённые государственными наградами, при голосовании имеют два голоса.
2) Законодательно закрепляется, что по результатам выборов в парламент должно пройти не менее двух политических партий.
3) Избиратели голосуют непосредственно за кандидатов на выборные должности.
4) Чтобы зарегистрироваться кандидатом на выборах, необходимо предоставить положительную характеристику с места работы.
5) На избирательных участках обеспечивается тайна голосования.
Ответ:
Установите соответствие между типами партий и основаниями для их классификации: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
В стране Z раз в 5 лет проходят выборы в парламент. Найдите в приведённом ниже списке черты, свидетельствующие, что в стране Z парламентские выборы проходят по пропорциональной системе, и запишите №, под которыми указаны соответствующие черты.
2) Существует возможность выдвижения независимых беспартийных кандидатов.
4) Правительство формируется блоком партий, победившим на парламентских выборах.
5) Победу одерживает кандидат, получивший большинство голосов на выборах.
6) Количество мест, полученных партией в парламенте, зависит от процента голосов, поданных за неё на выборах.
Ответ:
Что из перечисленного относится к политическим правам (свободам) гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) проведение собраний и митингов
2) обращение в государственные органы
3) уплата законно установленных налогов и сборов
4) защита Отечества
5) участие в управлении делами государства через своих представителей
Ответ:
Найдите в приведенном ниже списке конституционные обязанности гражданина Российской Федерации и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) работа на предприятии, в учреждениях
2) участие в выборах
3) защита Отечества
4) охрана памятников культуры
5) уплата налогов
6) участие в политических движениях
Ответ:
Установите соответствие между участниками и сторонами уголовного судопроизводства: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквам:
A | Б | В | Г | Д |
Ответ:
В районном суде рассматривается иск гражданки М. об установлении отцовства гражданина К. в отношении её несовершеннолетнего сына. Найдите в приведённом списке термины, которые могут быть использованы при характеристике судебного разбирательства по этому делу, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) уголовный процесс
2) гражданский процесс
4) подсудимый
5) потерпевший
6) ответчик
Ответ:
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Целенаправленное систематическое изучение объекта без воздействия на него называют __________(А). Концентрируя __________(Б) на объекте, исследователь опирается на имеющиеся у него некоторые знания о нём, без которых нельзя определить цель этого вида деятельности. Этот метод характеризуется активностью __________(В), его способностью к отбору нужной информации, определяемой целью исследования. Взаимодействие между субъектом и объектом опосредуется следующими __________(Г): приборами и инструментами, с помощью которых ведётся наблюдение. Микроскоп и телескоп, фото- и телеаппаратура, радиолокатор и генератор ультразвука, многие другие приспособления превращают недоступные органам чувств человека микробы, элементарные частицы и т.п. в эмпирические __________(Д). Данный метод научного познания даёт исходную __________(Е) об объекте, необходимую для его дальнейшего исследования».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
Т. Шибутани
Назовите две характеристики обыденных представлений, указанные автором текста. Опираясь на обществоведческие знания, приведите ещё одну дополнительную характеристику.
Прочитайте текст и выполните задания 21-24.
Большинство представлений, лежащих в основе повседневной жизни, состоит из того, что называется «здравым смыслом». Этот термин относится к нашей рабочей концепции реальности.
В результате длительного опыта ряда поколений сложились популярные представления, которые выжили, поскольку оказались полезными в повседневной жизни. Хотя такие знания не точны и иногда совершенно необоснованны, мы обычно считаемся со здравым смыслом.
Различие между здравым смыслом и научным знанием только в степени… Чем точнее объяснения, тем полезнее они в формировании суждений и в планировании действий. Наука включает в себя всё лучшее, что люди смогли ясно сформулировать и подтвердить эмпирически. Но это знание далеко несовершенно и является объектом постоянных уточнений. Научное исследование может рассматриваться как тип деятельности, постепенно развивающийся в попытках людей найти более эффективные способы преодоления трудностей.
Разумеется, многие закономерности природы были поняты интуитивно задолго до того, как учёные сформулировали свои принципы. Мыло было изобретено прежде, чем появилась теория ионов, и отбор домашних животных на племя проводился задолго до того, как Мендель сформулировал законы генетики. Когда люди пытаются внести улучшения в практику, основанную на обыденных представлениях, здравого смысла оказывается недостаточно, возникает потребность в научном знании.
…Здравый смысл не всегда мудр, ибо в нём нет различия между аккумулированной мудростью веков, ходячими предрассудками и местными суевериями… Многие обыденные представления противоречивы. Утверждение «разлука любовь бережет» правдоподобно не менее, чем «с глаз долой - из сердца вон». Эти наблюдения наводят на мысль, что требуется нечто большее, чем просто здравый смысл.
Т. Шибутани
Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Приведите положение текста, объясняющее несовершенство знания, основанного на обыденных представлениях. Используя обществоведческие знания, проиллюстрируйте тремя суждениями неточность и противоречивость обыденных представлений.
Прочитайте текст и выполните задания 21-24.
Большинство представлений, лежащих в основе повседневной жизни, состоит из того, что называется «здравым смыслом». Этот термин относится к нашей рабочей концепции реальности.
В результате длительного опыта ряда поколений сложились популярные представления, которые выжили, поскольку оказались полезными в повседневной жизни. Хотя такие знания не точны и иногда совершенно необоснованны, мы обычно считаемся со здравым смыслом.
Различие между здравым смыслом и научным знанием только в степени… Чем точнее объяснения, тем полезнее они в формировании суждений и в планировании действий. Наука включает в себя всё лучшее, что люди смогли ясно сформулировать и подтвердить эмпирически. Но это знание далеко несовершенно и является объектом постоянных уточнений. Научное исследование может рассматриваться как тип деятельности, постепенно развивающийся в попытках людей найти более эффективные способы преодоления трудностей.
Разумеется, многие закономерности природы были поняты интуитивно задолго до того, как учёные сформулировали свои принципы. Мыло было изобретено прежде, чем появилась теория ионов, и отбор домашних животных на племя проводился задолго до того, как Мендель сформулировал законы генетики. Когда люди пытаются внести улучшения в практику, основанную на обыденных представлениях, здравого смысла оказывается недостаточно, возникает потребность в научном знании.
…Здравый смысл не всегда мудр, ибо в нём нет различия между аккумулированной мудростью веков, ходячими предрассудками и местными суевериями… Многие обыденные представления противоречивы. Утверждение «разлука любовь бережет» правдоподобно не менее, чем «с глаз долой - из сердца вон». Эти наблюдения наводят на мысль, что требуется нечто большее, чем просто здравый смысл.
Т. Шибутани
Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Различие между здравым смыслом и научным знанием только в степени… Чем точнее объяснения, тем полезнее они в формировании суждений и в планировании действий. Наука включает в себя всё лучшее, что люди смогли ясно сформулировать и подтвердить эмпирически. Но это знание далеко несовершенно и является объектом постоянных уточнений. Научное исследование может рассматриваться как тип деятельности, постепенно развивающийся в попытках людей найти более эффективные способы преодоления трудностей.
Разумеется, многие закономерности природы были поняты интуитивно задолго до того, как учёные сформулировали свои принципы. Мыло было изобретено прежде, чем появилась теория ионов, и отбор домашних животных на племя проводился задолго до того, как Мендель сформулировал законы генетики. Когда люди пытаются внести улучшения в практику, основанную на обыденных представлениях, здравого смысла оказывается недостаточно, возникает потребность в научном знании.
1) раскройте смысл понятия «социальная норма»; На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Для иллюстрации сформулированных Вами теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух фактов/примеров из различных источников. Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и явно связан с иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом.
C9.1 Философия. «Образование - это долг, который настоящее поколение должно уплатить будущему». (Д. Пибоди)
C9.2 Экономика. «Если все думают, что цены поднимутся, цены поднимутся». (Первый инфляционный закон)
C9.3 Социология, социальная психология. «Наряду с законами государственными есть ещё законы совести, восполняющие упущения законодательства». (Г. Филдинг)
C9.4 Политология «Политика - это искусство балансирования между теми, кто хочет в неё войти, и теми, кто не хочет из неё выйти». (Ж. Бурбон-Бюссе)
C9.5 Правоведение «От правосудия зависит общественный порядок. Поэтому по праву место судей - в первом ряду общественной иерархии. Поэтому никакие почести и знаки уважения не могут считаться для них чрезмерными». (Наполеон Бонапарт)
5 кл. Задания
ЗАДАНИЯ
5 КЛАСС 2016-2017г.
Дорогие ребята!
- В каком государстве изобрели компас?
а) Великобритания б) Китай в) Испания г) Египет
- Какой русский купец первым побывал в Индии:
а) Семен Дежнев б) Василий Поярков в) Афанасий Никитин г) Ермак Тимофеевич
- Какой мореплаватель в конце XV века пересек Атлантический океан?
а) Христофор Колумб б) Фернан Магеллан в) Джеймс Кук г) Витус Беринг
- Какой материк самый большой?
- Какой материк включает в себя две части света Европа и Азия?
а) Африка б) Северная Америка в) Южная Америка г) Евразия
- Какой материк пересекает экватор?
а) Африка б) Северная Америка в) Австралия г) Евразия
- Какой материк омывают 4 океана?
а) Африка б) Северная Америка в) Южная Америка г) Евразия
- На каком материке находится знаменитый вулкан Килиманджаро?
а) Африка б) Северная Америка в) Южная Америка г) Евразия
- На какой материк не советовал ходить детям поэт Корней Чуковский?
а) Африка б) Северная Америка в)В Южная Америка г) Евразия
- На карте мира насчитывается 6 материков. А сколько частей света вы знаете?
а) пять б) шесть в) семь г) восемь
- Какая условная линия делит земной шар на северное и южное полушария?
а) северный тропик б) южный тропик в) экватор г) нулевой меридиан
- Какой материк был открыт позже других материков?
а) Африка б) Антарктида в) Южная Америка г) Австралия
- Какой океан самый большой по площади?
- Какой океан назван в честь страны, берега которой он омывает?
а) Тихий б) Атлантический в) Северный Ледовитый г) Индийский
- Самый большой по площади остров мира?
А) Шри-Ланка б) Тайвань в) Калимантан г) Гренландия.
Установите соответствие:
- Название материка Название животного
- Австралия а) Жираф, лев, окапи
- Африка б) пума, броненосец, анаконда
- Южная Америка в) кенгуру, коала, вомбат
- Антарктида г) пингвин, альбатрос, буревестник
2.. Название материка Название страны
- Северная Америка а) Бразилия
- Африка б) Египет
- Южная Америка в) Япония
- Евразия г) Канада
- Название прибора Что определяют с помощью этого прибора?
- термометр а) атмосферное давление
- компас б) направление ветра
- барометр в) температуру воздуха
- флюгер г) стороны горизонта
- Название материка Название гор
- Евразия а) Кордильеры
- Южная Америка б) Атлас
- Африка в) Уральские
- Северная Америка г) Анды
6 кл. Задания
ЗАДАНИЯ
школьного этапа олимпиады по географии
6 КЛАСС 2016 - 2017г.
Дорогие ребята!
- Древний океан Тетис сейчас представлен
А) Жёлтым морем; Б) Карибским морем; В) Кельтским морем;
Г) Саргассовым морем; Д) Чёрным морем.
- Сколько континентов ограничивает Тихий океан?
А) 1; Б) 2; В) 3; Г) 4; Д) 5.
- Для измерения скорости ветра применяют
А) анемометр; Б) гигрограф; В) лаг; Г) спидометр; Д) флюгер .
- Какое из перечисленных государств располагается сразу в двух частях света, одна из которых Европа?
А) Иран; Б) Украина; В) Россия; Г) Финляндия; Д) Армения.
- Какой природной зоны нет в Европе?
А) тайги; Б) тундры; В) степи; Г) арктической пустыни; Д) саванны.
- Воды какого моря не омывают берега Скандинавского полуострова?
А) Балтийского; Б) Северного; В) Норвежского; Г) Баренцева; Д) Белого.
Южная Америка изображена на рисунке буквой …..?
- Следствием вращения Земли вокруг воображаемой оси является:
А) целостность географической оболочки
Б) широтная зональность географической оболочки
В) смена времён года Д) смена дня и ночи
- На какой из перечисленных параллелей можно наблюдать полярный день?
А) 60° ю.ш. Б) 30° ю.ш. В) 40° с.ш. Г) 70° с.ш.
- Прочитайте текст. Подчеркните два косвенных признака шарообразности земли, которые могли наблюдать ребята.
…Мы сидели на берегу моря и любовались закатом. Это было то время суток, когда солнце уже ушло за горизонт, но его последние лучи ещё освещали самые вершины гор. На небе уже появился молодой месяц, море и небо были окрашены в нежнейшие цвета: от сиреневого до бледно-бирюзового. У самой линии горизонта показались маленькие огоньки далёкого корабля, через какое-то время они стали больше, и мы поняли, что корабль движется к берегу.
- Верны ли следующие утверждения о географических следствиях формы и движений Земли?
А) Сила, возникающая при взаимном вращении Земли и Луны, является движущей силой круговоротов веществ в географической оболочке.
Б) Шарообразная форма Земли определяет разное количество тепла, полу-чаемого земной поверхностью на разных широтах, и является причиной географической зональности.
1) верно только А 2) верно только Б 3) оба верны 4) оба неверны.
- Выберите неверное утверждение.
А) Уран - основа топлива для атомных электростанций.
Б) Хозяйственная деятельность людей способствует эрозии.
В) Драгоценные камни - руды, залегающие в недрах земли.
Г) глина и песок входят в состав строительных материалов
- В романе Жюля Верна «Двадцать тысяч лье под водой» капитан Немо размышлял так: «В мировом океане происходит постоянная циркуляция воды, обусловленная изменением температуры, наличием солей и микроорганизмов». В действительности на общий характер циркуляции воды в океанах и морях не влияет
А) изменение температуры воды; Б) изменения солёности;
В) изменения в населении микроорганизмов; Г) вращение планеты вокруг своей оси;
Д) положение континентов по отношению к океанам.
- Отметьте, на каком из фрагментов карт показан экватор (буквой А), а на каком — Гринвичский меридиан (буквой Б).
- Во время велосипедного похода его участники двигаются со скоростью 12 километров в час. Расстояние между стартом и финишем их маршрута по карте - 6 сантиметров, я масштаб карты равен 1:1 000 000. Определите время, необходимое для велосипедного похода туристов.
- Определите, какая из карт имеет более крупный масштаб.
- Какой буквой на карте России обозначена стрелка, соответствующая направлению на запад?
- В XIV веке европейцы узнали много нового о географии мира из записанных рассказов купца, который прошёл по маршруту, изображённому на карте. Это
А) путь из варяг в греки;
Б) Великий шёлковый путь;
В) хождение за три моря Афанасия Никитина;
Г) путешествие Марко Поло;
Д) путешествие Гильома де Рубрука.
- Определите, какой картой пользовались герои романа Марка Твена.
Гекльберри Финн утверждал, что карта «врёт», так как на той карте, которой они пользуются во время полёта, разные штаты окрашены в разные цвета, а «на самом деле» их цвет один и тот же — зелёный. «Да неужто ты воображаешь, что каждый штат в природе такого же цвета, как на карте?» — возражал Том Сойер.
И как вы думаете, какой картой им нужно было воспользоваться для полёта на воздушном шаре над территорией США? Объясните почему.
- Установите соответствие между путешественником и его вкладом в гео-графическое изучение Земли. Запишите получившуюся последовательность букв.
ПУТЕШЕСТВЕННИКИ ВКЛАДЫ В ИЗУЧЕНИЕ ЗЕМЛИ
Р. Пири А) первым достиг Южного полюса
Б) первым из европейцев достиг берегов Америки
Р. Амундсен
В) первым достиг Северного полюса
- Колумб Г) совершил первое кругосветное путе-шествие
Блок № 2
- Прочитайте текст и нарисуйте путь, который прошли школьники. Обозначьте азимуты стрелками, а объекты, мимо которых они проходили, условными знаками плана местности. Расстояние до каждого следующего поворота на плане всегда должно быть равно 2 сантиметрам.
Выйдя из школы (1), мы двинулись по А=0°, прошли через пришкольный фруктовый сад до просёлочной дороги и по А=45° достигли берега реки. Справа от нас лежал луг, а слева — редко-лесье. Реку мы пересекли по деревянному мосту. Затем мы взяли А=90 и двинулись по шоссе вдоль линии электропередачи. Справа продолжался луг, а слева был ельник. Затем по A^l.800 мы свер-нули к посёлку, где пополнили запасы воды из колодца. Пройдя по А=135°, мы вышли на берег озера, где остановились на привал. Справа от нас находилось небольшое болото, а слева по берегу озера рос смешанный лес
- Школьники соревнуются в заездах на скорость на велосипедах по кольцевому маршруту в направлении, показанном на топографической карте. Определите, на каком из участков дистанции, обозначенных на топографической карте бук-вами, им придётся тратить больше всего сил. Обоснуйте ваш ответ.
МАСМАСШТАБ 1:10 ООО
в 1 сантиметре 100 метров
7 кл. Задания
ЗАДАНИЯ
школьного этапа олимпиады по географии
7 КЛАСС 2016-2017г.
Дорогие ребята!
Олимпиада - важнейшее средство не только проверки Вашей географической подготовки, но и развития географического мышления, представлений о нашей планете. Отвечая на вопросы и выполняя задания, не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют знания не только программного материала, но и общей географической эрудиции .
Часть 1.
- Чем отличается понятия « абсолютная» и « относительная» высота места? Какая из них подписывается на карте?
- Зная широту точек, определите, какая расположена:
Точка А - 35o с.ш Точка Б - 10 o с.ш Точка В - 12 o ю.ш. Точка Г - 37 o ю.ш.
- Наиболее подробно территория изображена на карте масштаба:
- Какое утверждение о земной коре верно:
1).землетрясения наиболее характерны для древних платформ
2).самый древний слой земной коры осадочный
3). большинство вулканов сосредоточено на границах литосферных плит.
- Укажите материк, на котором проживает более половины населения Земли:
1) Африка; 2) Евразия; 3) Северная Америка; 4) Южная Америка.
- Определите, в каком из случаев будет дуть самый сильный ветер:
1) в точке А давление 741 мм в точке Б 750мм; 2) в точке А давление 763 мм в точке Б 758 мм;
3) в точке А давление 754 мм в точке Б 752 мм; 4) в точке А давление 755 мм в точке Б 762 мм.
- Какова будет температура воздуха на вершине горы (высота 4500 м), если у ее подножия температура воздуха составила + 20˚С:
1) +21˚С; 2) -4˚С; 3) +7˚С; 4) -7˚С
- Этот тип земной коры располагается:
1) под ложем океана; 2) под материками;
3) Под ложем океана, шельфа и материками.
- К ветрам общей циркуляции атмосферы относятся:
1) бризы и пассаты; 2) пассаты и западные ветры; 3) западные ветры и бризы.
- Самым глубоким глубоководным желобом на Земле является:
1) Чилийский; 2) Перуанский; 3) Зондский; 4) Марианский.
- Блиц опрос:
3) какой материк омывается 4 океанами___________;
4) самый высокий водопад ___ на каком материке он находится______;
- Установи соответствие природная зона - животное:
1) арктическая пустыня а) белка
2) тайга б) морж
3) саванна в) лемминг
Г) лев
- По плану местности определить:
1).на сколько метров пристань на реке Тихая расположена ниже ветряной мельницы;
2).азимут домика лесника от ветряной мельницы;
3).расстояние от ветряной мельницы до плотины на реке Каменка.
- Выбери правильные ответы: В результате выветривания происходит:
1)создание с помощью ветра барханов и дюн; 2).формирование речных террас и поймы;
3)развитие ледниковых форм рельефа и накопление различных обломков в виде барханов;
4)разрушение горных пород под воздействием воды, температуры, активных веществ и живых организмов.
- Выбери правильные утверждения: Соленость морской воды уменьшается при:
1) замерзании, так как лед «забирает» все соли из воды;
2)выпадении большого количества атмосферных осадков;
3)поступлении пресной воды, приносимой реками с суши;таянии льдов;
4)высокой испаряемости воды с поверхности океана.
- Определите климатический пояс по данным характеристикам:
Это основной климатический пояс, температура летом достигает 32 oС, зимой температура падает до 15 o -17 oС, осадков выпадает менее 100мм в год. На каких материках присутствует этот климатический пояс?
8кл. Задания
ЗАДАНИЯ
школьного этапа олимпиады по географии
8 КЛАСС 2016-2017г.
Дорогие ребята!
Олимпиада - важнейшее средство не только проверки Вашей географической подготовки, но и развития географического мышления, представлений о нашей планете. Отвечая на вопросы и выполняя задания, не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют знания не только программного материала, но и общей географической эрудиции.
- Какой период не входит в мезозойскую эру?
А) триасовый б) каменноугольный в) меловой г) юрский
- Какое полезное ископаемое из предложенных имеет магматическое происхождение?
А) каменная соль б) медный колчедан в) нефть г) мрамор
- В каком море, омывающем берега России, водится белобрюхий тюлень-монах, кефаль, барабуля, тюлька, афалина и некоторые виды осетровых?
А) Балтийское б) Охотское в) Белое г) Чёрное
- Какая из предложенных стран имеет общую границу с Россией?
А) Польша б) Германия в) Болгария г) Чехия
- В зоне расхождения двух материковых атмосферных плит:
А) образуются складчатые горы б) образуются тектонические озера
В) образуются желоба г) образуются островные дуги
- Какое дерево составляет основу тайги Восточной Сибири?
А) ель б) пихта в) лиственница г) кедр
- В каком из предложенных морей России высока вероятность наблюдения цунами?
А) Черное б) Карское в) Японское г) Баренцево
- Дюны и барханы - это песчаные холмы, которые образовались под действием внешних сил. Что играет решающую роль в их образовании?
А) действия силы тяжести б) действие ветра в) действия воды г) действие ледника
- Какие почвы характерны для зоны тайги?
А) солончаки б) подзолистые в) каштановые г) чернозёмы
- Где на Земле в день осеннего равноденствия солнце стоит в зените?
А) на экваторе в) на южном тропике
б) на северном тропике г) на северном полярном круге
- Расположите города России с запада на восток:
А) Улан-Удэ б) Челябинск в) Магадан г) Воронеж
- Этот город в Московской области ведёт свою историю с 1177 года. В прошлом известен как важный оборонительный пункт на подступах к Москве на реке Оке. Численность населения составляет 144 тыс. человек. Ныне этот город известен, прежде всего, своей продукцией железнодорожного машиностроения, в городе находится тепловозостроительный завод. Близость залежей кварцевых песков и глин обеспечивает город сырьём для развития строительной промышленности. В городе функционируют несколько крупных образовательных учреждений области. Сохранился древний кремль.
А) Серпухов в) Дмитров
Б) Коломна г) Сергиев Посад
- Пете, который живёт в Москве, нужно позвонить другу Сэму в Лондон. Сэм ждёт звонка 22 июля ровно в 15.00. Во сколько Петя совершит звонок по московскому времени, если разница между Лондоном и Москвой составляет два часовых пояса? _____________________
- Берта выглянула в окно и задумалась: вчера по географии учительница им
рассказала, что в некоторых районах Земли бывает по четыре времени года. «Как я им
завидую…», - подумала Берта. И действительно, в округе, где стояла её деревня, каждый день был похож на предыдущий и не обходился без обычного затяжного дождя.
В каком климатическом поясе жила Берта? ________________________________
- В какую эру и период мы живем? _____________________________________
Блок 2.
- По предложенному фрагменту топографической карты выполните следующие задания:
а) найдите азимут и расстояние от ж/д станции Глазово на церковь в деревне Щербаково;
б) абсолютную высоту точки А;
в) будет ли видна деревня Щербаково из окон домов деревни Глазово? Почему?
г) в каком направлении течет река Тихая?
- Найдите соответствие между объектом и причиной его возникновения:
А) озеро Байкал 1. Расхождение двух океанических плит
Б) горы Анды 2. Расхождение двух материковых плит
В) Кавказские горы 3. Столкновение двух материковых плит
Г) Зондский желоб 4. Столкновение материковой и океанической плит
- Расположите эти климатограммы городов из умеренного пояса России с запада на восток:
а) б) в) г)
- Туристы в течение лета совершали путешествие по одной из природных территорий России. Их путь начался среди вечной мерзлоты и множества озер, в устье крупной реки, которая с юга на север пронизывала весь регион. Солнце невысоко поднималось над горизонтом. Среди низкорослых берёзок попадались кустарнички брусники, морошки и голубики. Постепенно, сначала вдоль рек, а потом и повсеместно, стали попадаться высокорослые деревья. Туристы присмотрелись и узнали лиственницу. Она господствовала в этих краях. Поход продолжался. Деревьев становилось больше, лес был не сильно густой, но идти становилось всё тяжелее, мешали многочисленные болота. То тут, то там среди деревьев попадались нефтяные вышки или огромные насосы. Но затем лес постепенно стал редеть, а лиственница сменилась сосной, которая росла на вытянутых песчаных холмах. Травянистой покров становился всё ярче и богаче, а земля под ногами всё суше. В конце путешествия туристы разбили лагерь на берегу реки, которая является крупнейшим притоком реки, у устья которой началось их путешествие, среди бескрайних травянистых равнин.
Задание.
- Перечислите все природные зоны, которые посетили туристы.
- На какой природной территории России происходит действие рассказа?
- Как называются песчаные холмы, поросшие соснами, о которых идёт речь в тексте?
- На какой реке начали, а на какой закончили путешествие туристы?
9 кл. Задания
Задания
Школьного этапа олимпиады по географии
9 класс 2016-2017 г.
Дорогие ребята!
Олимпиада - важнейшее средство не только проверки Вашей географической подготовки, но и развития географического мышления, представлений о нашей планете. Отвечая на вопросы и выполняя задания, не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют знания не только программного материала, но и общей географической эрудиции.
Часть 1
1.Выберите правильное соответствие между путешественником и объектом его исследования
А. Крашенинников 1. Таймыр
Б. Челюскин 2. Камчатка
В. Чириков 3. Берингов пролив
Г. Вилькицкий 4. Земля Франца Иосифа
2.Выберите вариант, в котором все объекты географического положения относятся к России и расположены в одном океане
А. Кунаширский пролив, остров Сахалин, Берингово море, залив Шелехова
Б. Финский залив, мыс Флигели, Балтийское море, Гданьский залив
В. Белое море, Обская губа, остров Врангеля, Командорские острова
Г. Керченский пролив, залив Севаш, Азовское море, остров Рудольфа
3.Выберите правильное сочетание: природные зоны - заповедники России
А. Степи 1. Астраханский
Б. Тундра 2. Ильменский
В. Тайга 3.Баргузинский
Г. Смешанные леса 4. Лапландский
4.Найдите соответствие между деятельностью человека и природными последствиями:
1.Вырубка лесов на склонах А. Затопление обширных территорий
Кавказских гор
2.Строительство водохранилищ Б. Усиление эрозии
На Оби в районе Салехарда
3.Осушение болот Западной В. Понижение уровня грунтовых вод
Сибири
4.Добыча угля открытым способом Г. Обмеление рек
- Про какой лес Земли можно сказать следующее: «здесь легче найти десять стволов
Разных видов деревьев, чем десять стволов одного и того же вида»?
А. широколиственный лес умеренного пояса Б. тайга
В. влажный экваториальный лес Г. смешанный лес умеренного пояса
- Найдите соответствие между учеными и объектами, изучением которых они
Занимались:
1.В.В. Докучаев А. климат
2.А.И. Воейков Б. горные породы и минералы
3.П.А. Кропоткин В. многолетняя мерзлота
4.А.Е. Ферсман Г. почвы
- Выберите правильный вариант, где все объекты внутренних вод относятся к
Одному водосборному бассейну
А. Озеро Чаны, Урал, Терек, Волга
Б. Ладожское озеро, Северная Двина, Енисей, Колыма
В. Нева, Дон, Кубань, Селигер озеро
Г. Шилка, Катунь, озеро Ханка, Анадырь
- Плесецк (г. Мирный), Капустин Яр, Свободный. Выберите, к какой категории
Объектов по назначению они относятся
А. это центры автомобилестроения;
Б. это космодромы и центры испытания ракет и боевой техники;
В. это крупные транспортные узлы;
Г. это места падения метеоритов
- Установите соответствие
- Какой из перечисленных народов НЕ проживает вдоль сухопутной границы России:
А. Буряты Б. Осетины В. Карелы Г. Алтайцы Д. Ханты Е. Тувинцы
- В каком регионе доля сельскохозяйственных угодий составляет почти 80% от общей
Площади территории, а структуре земельного фонда преобладает пашня:
А. Ростовская область Б. Архангельская область В. Калмыкия Г. Дагестан
- Выберите верное соответствие «город - его старое название»:
- Волгоград А. Екатеринодар
- Тверь Б. Царицын
- Нижний Новгород В. Калинин
- Самара Г. Горький
- Краснодар Д. Куйбышев
Е. Сталинград
Часть 2
- Определите, о каких субъектах Российской Федерации идет речь в описаниях:
1.Символом этой области стал соловей.
2.У этой республики самая молодая столица.
3.До областного центра ходит фирменный поезд «Вятка».
4.Титульные жители этой республики - единственные буддисты Европы.
5.Этот субъект РФ омывается водами двух океанов.
6.Эта область граничит сразу с тремя странами.
7.В областном центре расположен памятник «Родина-Мать».
8.Эта область дает стране больше всех угля.
9.На гербе этой области красуется … верблюд.
10.В областной центр этой области нельзя приехать на поезде.
- Здесь расположены 90% российских запасов калийных солей.
12.Эта область является «Родиной Деда Мороза».
13.Эта республика Кавказа не имеет выхода к государственной границе России.
14.Национальным героем этой республики является Салават Юлаев.
15.десь находится исток Волги.
16.На территории области располагается крайняя северная (островная) точка России.
17.Эта область занимает целый полуостров.
- Островная область России.
19.Эта область последней на территории России встречает Новый Год.
20.Это самый маленький по площади территории субъект РФ.
- В современном мире огромное значение приобрели рекреационные ресурсы, т.е. ресурсы природных территорий, используемые для отдыха, лечения и туризма. Эти ресурсы могут иметь как природное, так и антропогенное происхождение. К ним относятся и объекты антропогенного происхождения, в первую очередь историко-архитектурные памятники (например, дворцово-парковые ансамбли Петродворца под Санкт-Петербургом и Версаля под Парижем, Римский Колизей, Афинский Акрополь, Египетские пирамиды, Великая Китайская стена и др.). Но основу рекреационных ресурсов составляют все те же природные элементы: морские побережья, берега рек, леса, горные районы и т.д.
Заполните таблицу. Напишите названия субъектов России, или уникальные природные объекты, расположенные на их территории.
Субъекты России |
Уникальные объекты природы |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Камчатский край |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Иркутская обл. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пермский край |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ставропольский край |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Карелия 10 кл. Задания ЗАДАНИЯ школьного этапа олимпиады по географии 10 КЛАСС 2016-2017г. Дорогие ребята! Олимпиада - важнейшее средство не только проверки Вашей географической подготовки, но и развития географического мышления, представлений о нашей планете. Отвечая на вопросы и выполняя задания, не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют знания не только программного материала, но и общей географической эрудиции.
1) Южная Корея 2) Бангладеш 3) Япония 4) Швейцария
1) остров 2) залив 3) море 4) пролив 3.Какой субъект исчез с карты Российской Федерации после 2008 года: 1) Тюменская область 2) Свердловская область 3) Читинская область 4) Иркутская обл.
1) США 2) Бразилия 3) Аргентина 4) Новая Зеландия
1) Польша 2) Словения 3) Исландия 4) Бельгия
1-гляциология 2- литология 3- спелеология 4- геоморфология А - горные породы Б- пещеры В - ледники Г-рельеф
1- Находка 2- Мурманск 3- Калининград 4- Тикси А- Балтийское Б-Японское В- Баренцево Г-Лаптевых
Блок № 1
Б. Марокко Ж. Германия
Г. Эфиопия И. Ангола Д. Афганистан К. ОАЭ
Руины Карфагена, Альгамбра, монастыри Метеоры, национальный парк «Мамонтова пеще-ра», Ганзейский город Любек. 4.Лидерами по разведанным запасам этого минерального ресурса в России являются Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий, Ненецкий автономные округа, республики Татарстан и Коми. О каком ресурсе идет речь? Известно, что Россия входит в тройку стран - лидеров по его добыче. Назовите две другие страны. |
1. Установите соответствие между географическими науками и направлениями географии.
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ НАУКИ
1) гидрология, климатология, гляциология, биогеография.
2) экономическая география, география населения.
3) картография, страноведение, геоэкология.
НАПРАВЛЕНИЯ ГЕОГРАФИИ
А) общегеографические науки.
Б) физико-географические науки.
В) общественно-географические науки.
1 2 3 Б В А
2. К географическим явлениям относят:
1) горы, равнины, моря, реки, города, предприятия.
2) землетрясения, цунами, ливень, шторм.
3) ливень, шторм, вулкан, ветер, снежную лавину.
4) ветер, вулкан, цунами, шторм, города.
3. Установите соответствие между именами учёных и их вкладом в развитие географических знаниЙ.
1) Геродот
2) Аристотель
3) Страбон
4) Птолемей
ВКЛАД В НАУКУ
А) первым обобщил накопленные знания о Земле и высказал идею о земных оболочках.
Б) создал «Руководство по географии», к которому было прило-жено 27 карт. Под географией понимал «изображение земель для их обозрения».
В) на основе своих путешествий и информации, почерпнутой из книг, написал «Географию в 17 книгах».
Г) побывал во многих городах и странах и составил страноведче-ские описания — «Историю в девяти книгах».
Запишите буквы, соответствующие выбранным ответам.
1 2 3 4 Г А В Б
4. Какое из предложенных утверждений НЕ соответствует взглядам о форме Земли для своего времени?
1) Земля — выпуклый диск (Древняя Греция, 9-8 век до нашей эры).
2) Земля — шар (Пифагор, 6 век до нашей эры).
3) Земля — шар, вращающийся вокруг Солнца (Европа, 15 век).
4) Земля сплюснута у полюсов из-за осевого вращения (16 век).
5. Древние арабские мореплаватели достигали берегов:
1) Южной Африки и Южной Азии
2) Северной Африки и Восточной Азии
3) Южной Африки и Восточной Азии
4) Северной Африки и Северной Америки
6. Эпоха Великих географических открытий началась:
1) в конце 14 — начале 15 века
2) в конце 15 — начале 16 века
3) в конце 16 — начале 17 века
4) в конце 18 — начале 19 века
7. Первым мореплавателем, совершившим кругосветное путешествие, был:
1) Эрик Рыжий
2) Христофор Колумб
3) Джеймс Кук
4) Фернан Магеллан
8. Сельскохозяйственная культура, которая была завезена в Европу из Нового Света:
1) апельсин
2) томат
4) пшеница
9. Первым из европейцев достиг побережья Австралии:
1) Абел Тасман
2) Христофор Колумб
3) Джеймс Кук
4) Васко да Гама
10. Расположите экспедиции в хронологической последовательности.
1) кругосветное путешествие Ф. Магеллана
2) экспедиции X. Колумба
3) путешествия М. Поло
4) экспедицйи Дж. Кука
Запишите получившуюся последовательность букв.
1 2 3 4 В Б А Г
11. Первым достиг Южного полюса:
1) норвежец Ф. Нансен
2) норвежец Р. Амундсен
3) англичанин Дж. Кук
4) англичанин Р. Скотт
12. Установите соответствие между географическими объектами и именами путешественников, в честь которых они названы.
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ
3) государство
ПУТЕШЕСТВЕННИКИ
А) X. Колумб
Б) Ф. Магеллан
В) В. Баренц
Г) А. Тасман
Запишите буквы, соответствующие выбранным ответам.
1 2 3 4 Г Б А В
13. Установите соответствие между экспедициями и результатами их исследований.
ЭКСПЕДИЦИИ
2) Р. Амундсена
3) И. Крузенштерна и Ю. Лисянского
4) Ф. Беллинсгаузена и М. Лазарева
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
А) достижение Южного полюса
Б) достижение Северного полюса
В) первая русская кругосветная экспедиция
Г) открытие Антарктиды
Запишите буквы, соответствующие выбранным ответам.
1 2 3 4 Б А В Г
14. Возможность пересечь Атлантический океан и достигнуть берегов Америки, подобно древним египтянам, в середине 20 века доказал:
1) Жак-Ив Кусто
2) Роберт Пири
3) Эдмунд Хиллари
4) Тур Хейердал
15. Дно Мирового океана исследовал:
1) Тур Хейердал
2) Жак Пикар
3) Норгей Тенсинг
1. Какая из наук занимается измерением Земли?
А. геология Б. геодезия В. геометрия Г. геофизика
2. Найдите соответствия между картографическими проекциями и картами:1) азимутальная 2) цилиндрическая 3) коническая 4) поликоническая
А. карта часовых поясов Мира Б. физическая карта России
В. карта Арктики Г. физическая карта Мира
3. Выберите правильное утверждение о географическом положении России:А. Россия располагается в 4-х полушариях.
Б. Россия омывается водами 4-х океанов.
В. Россия расположена в 4-х климатических поясах.
Г. Россия занимает 4 место по площади.
4. Выберите вариант, в котором все объекты географического положения относятся к России и расположены в одном океанеА. Кунаширский пролив, остров Сахалин, Берингово море, залив Шелихова
Б. Финский залив, мыс Флигели, Балтийское море, Гданьский залив
В. Белое море, Обская губа, остров Врангеля, Командорские острова
Г. Керченский пролив, залив Сиваш, Азовское море, остров Рудольфа
5. Выберите ошибочное утверждение о границах России:А. Россия занимает 1 место по количеству стран-соседей.
Б. Морские границы Россия имеет только с 2-мя государствами.
В. Швеция, Армения, Молдавия и Турция – не являются пограничными с Россией странами.
Г. Самая короткая граница у России с КНДР.
6. Выберите правильное соответствие между путешественником и объектом его исследованияА. Крашенинников – Таймыр Б. Челюскин – Камчатка
В. Чириков – Берингов пролив Г. Вилькицкий – Земля Франца-Иосифа
7. Найдите соответствия между учёными и объектами, изучением которых они занимались1) В.В. Докучаев 2) А.И. Воейков 3) П.А. Кропоткин 4) А.Е. Ферсман
А. климат Б. горные породы и минералы В. многолетняя мерзлота Г. почвы
8. Выберите неверное утверждение:А. Каледонская складчатость происходила в палеозойскую эру.
Б. Неотектонические движения происходили в кайнозойскую эру.
В. Триас, юра, мел – это периоды мезозойской эры.
Г. В пределах России располагается 3 древних платформы: Русская, Сибирская и Западно-Сибирская.
9. Выберите правильное сочетание: рельефообразующий процесс – форма рельефа – географический объектА. Деятельность текучих вод – овраги – Северо-Сибирская низменность
Б. Деятельность ледника – морена – Валдайская возвышенность
В. Деятельность ветра – балки – Прикаспийская низменность
Г. Деятельность моря – аккумулятивная равнина – Приволжская возвышенность
10. Выберите вариант, где формы рельефа относятся к одной тектонической структуре, или имеют одинаковый абсолютный возраст:А. Кавказ, Бырранга, Корякское нагорье, Срединный хребет
Б. Восточный Саян, Западный Саян, Урал, Алтай
В. Верхоянский хребет, Сихотэ-Алинь, Колымское нагорье, хребет Черского
Г. Хибины, Тиманский кряж, Среднерусская возвышенность, Ставропольская возвышенность
11. Выберите правильное утверждение о климатообразующих факторах:А. Солнечная радиация зависит от долготы места, поэтому её максимальные значения зафиксированы на Камчатке.
Б. Снег и лёд имеют минимальное альбедо.
В. Западный перенос функционирует только летом.
Г. Отсутствие гор на севере страны способствует глубокому проникновению на юг арктических воздушных масс.
12. Выберите неверное утверждение о закономерностях распределения тепла и влаги в России:А. Максимальные температуры летом зафиксированы в Прикаспийской низменности.
Б. Зимние температуры на Кольском полуострове и Ямале одинаковы, так как одинакова высота солнца над горизонтом.
В. Минимальное количество осадков выпадает в Тувинской котловине, Колымской и Прикаспийской низменностях.
Г. Коэффициент увлажнения в тайге больше, чем в зоне широколиственных лесов.
13. Выберите правильное сочетание: территория России - тип климатаА. Черноморское побережье Кавказа – умеренный морской климат.
Б. Сихотэ-Алинь – умеренный резко континентальный климат.
В. Плато Путорана – субарктический климат.
Г. Камчатка – умеренный муссонный климат..
14. Выберите правильное утверждение об особенностях водных ресурсов России:А. Площадь бассейна Северного Ледовитого океана меньше, чем площадь всех других бассейнов вместе взятых.
Б. Байкал – самое большое по площади пресноводное озеро Мира.
В. Васюганское болото – крупнейшее в мире.
Г. Многолетняя мерзлота занимает лишь 1\3 площади страны.
15. Выберите правильный вариант, где все объекты внутренних вод относятся к одному водосборному бассейну:А. озеро Чаны, Урал, Терек, Москва
Б. Ладожское озеро, Северная Двина, Енисей, Колыма
В. Нева, Дон, Кубань, Селигер озеро
Г. Шилка, Катунь, озеро Ханка, Анадырь
16. Выберите правильное соответствие: тип почв – природная зона (тип растительности)А. подзолистые - степи
Б. чернозёмы – смешанные леса
В. серые лесные – широколиственные леса
Г. дерново-подзолистые – тайга
17. Какое животное раньше не обитало на территории России?А. выдра Б. нутрия В. выхухоль Г. бобр
18. Выберите правильное сочетание: природные зоны – заповедники РоссииА. степи – Астраханский Б. тундры - Ильменский
В. тайга – Баргузинский Г. смешанные леса - Лапландский
19. Какое опасное природное явление невозможно в Москве?А. засуха Б. оползень В. сель Г. наводнение
20. Найдите соответствия между деятельностью человека и природными последствиями:1) Вырубка лесов на склонах Кавказских гор
2) Строительство водохранилища на Оби в районе Салехарда
3) Осушение болот Западной Сибири
4) Добыча угля открытым способом
А. затопление обширных территорий
Б. усиление эрозии
В. понижение уровня грунтовых вод