Ольга васильева об изменениях в образовании. Министр просвещения ольга васильева путается в показаниях

Почему российские школы лучшие в мире, как изменятся выпускные экзамены и почему нужно поднимать престиж преподавателей - обо всем этом министр образования России рассказала на встрече с предпринимателями в . записала основные тезисы ее выступления.

О качестве образования и консерватизме

Мы подходим к тому, чтобы поднять наше образование на достойный уровень, на котором оно всегда было, есть и будет. Российское, имперское, советское образование всегда славилось своим качеством. В этом меня нельзя переубедить. Оппоненты заявляют, что сегодня в Европе одно из лучших образований предоставляет Финляндия. Но мало кто знает, что в 1809 году, войдя в состав Российской империи, финны полностью переняли содержание и методику нашего образования. После 1917 года методика у них осталась, однако наполнилась новым содержанием.

Меня упрекают в консерватизме. Но образование должно опираться на весь имеющийся опыт. Для формирования инженеров, банкиров, промышленников нужна основа - ее дадут литература, история, языки. А потом на это уже наращивается все остальное. Без гуманитарной составляющей воспитать хорошего инженера невозможно. Человеку, который не знает своих корней, своих основ, трудно работать.

О воспитании и личном примере

Если говорить об истории педагогики, кроме обучения всегда в наших школах стояла на первом месте воспитательная функция. Как маленький человек встретит взрослую жизнь, к чему он будет готов, что у него будет в сердце, в голове - так он и пойдет по жизни. Это основополагающий момент.

У нас с малых лет начинается антикоррупционное образование. Ни в детсаду, ни в школе нет ни одного педагога, который бы сказал ребенку: «Возьми чужое». Образцы нашей литературы тоже говорят о нравственности. Но маленькому человеку важно, что если мы сказали «черное» - это на самом деле должно быть черным. А если ребенок видит другое в реальной жизни - толку не будет. Нужно подавать пример. Если сказали «нельзя» - значит, и сами не должны так поступать.

О престиже преподавателей

Наша основная задача - вернуть высочайшую социальную роль учителя, его значимость. Если мы меняем содержание образования, то мы прежде всего должны помочь учителю профессиональной подготовкой, должны освободить его от огромного количества бумаг, которые дублируют всевозможные сайты. Что касается последнего - об этом уже разговор был, регионам даны поручения. Дело за малым: проверить, как они выполняются.

Упал престиж профессии не только школьного учителя, но и профессора вуза. Я с этим столкнулась лично. Была на встрече историков, которым слегка за 30. Они задавали вопросы. Один кандидат наук спросил: «Ольга Юрьевна, почему профессор, пусть даже известный, который входит в аудиторию к студентам два раза в месяц, получает как преподаватель, работающий ежедневно?» - «Но ведь это профессор, которого знает весь мир, - отвечаю я. - Он посвятил свою жизнь служению науке». Молодой ученый продолжает: «А зачем нам лишние деньги тратить? Можно было бы сэкономить. Материал в книгах есть, студенты могут и в интернете все найти». В последнее время очень часто можно услышать разговоры о старых преподавателях: «Их лекции давно устарели. Я все и так могу прочитать». Может, и прочитаешь. Но ведь ту школу поколений, которую несет в себе этот ученый, то, что он дает вместе со своим жизненным опытом, больше нигде невозможно получить. Я тогда ответила молодому коллеге: «Этого не будет никогда, потому что от личности зависит все».

О том, чему учить

Первая проблема школ - это наши ФГОС (федеральные государственные образовательные стандарты - прим. «Ленты.ру» ). Они сегодня затрагивают учеников с первого по шестой класс, однако слабы по содержанию. То есть мы не знаем, что в конце каждого класса должен знать и уметь ребенок по каждому из предметов. Поэтому первая задача, которая стоит сегодня перед и которая сейчас осуществляется, - наполнить стандарты.

Есть и другая проблема - учебники. В федеральном перечне их сегодня 1276. Можно перейти из школы в школу, сесть за парту в седьмом классе и не понять ничего, потому что школьные программы часто не похожи друг на друга. Поэтому перечни учебников должны строиться исходя из концепции предмета. Они должны быть подготовлены по всем школьным дисциплинам до конца 2017 года.

Об умении говорить

Сегодня в экзамене для девятиклассников по русскому языку (ГИА - прим. «Ленты.ру» ) единственное новшество, которое мы вводим, - устная часть. Я считаю, что страхи, что из-за этого у ребенка или учителя увеличится нагрузка, совершенно напрасны. Мы сегодня констатируем: наши дети очень мало говорят. Чаще всего урок проходит в форме монолога преподавателя. Дети у нас замечательные, но нужно развивать функциональное чтение через понимание. Ребенок читает параграф, а затем тезисно пересказывает, о чем он. Сейчас они не могут этого делать, потому что прививать это умение надо еще с детского сада. Вспомните, как раньше с малышами разбирали литературное произведение: они его читали, слушали, пересказывали. А сейчас и в школах не говорят, и в институтах. Оправдывают тем, что диалоги и монологи для современного человека неактуальны - сейчас ведь интернет. Но это не так. Чтение - это развитие интеллекта и дальнейшей деятельности. Ничего невозможно, если ты не работаешь над собой.

О натаскивании на ЕГЭ

В этом году у нас тестовая часть экзамена осталась только в иностранном языке. Из новшеств - правда, это скорее можно назвать возвращением к старому - проверочные работы у выпускников. Они будут идти в течение недели по тем предметам, по которым не сдается ЕГЭ. Для меня важно вернуться к тому времени, когда каждый школьный предмет был любимым, каждый был важен. Натаскивание на ЕГЭ надо исключить. Если последние три года школы мы посвятим тренировкам детей на ЕГЭ в ущерб всему остальному - получим достаточно урезанный результат. Президент поставил задачу: в нашей стране каждый ребенок должен иметь базовый курс знаний по всем предметам. А уже потом углублять эти знания в тех областях, где он достигает результатов, - будь то инженерные науки, гуманитарные или естественно-научная деятельность.

В системе высшего образования сегодня три ключевые проблемы: доступность, практичность и качество. Что касается доступности - в этом году будет беспрецедентное количество бюджетных мест. На каждые 100 выпускников 11 классов приходится 57 мест. Из них 46 процентов отдано инженерным специальностям. Мы на девять процентов подняли набор в педвузах и на восемь процентов - в медицинских. Нам необходимы врачи в сельской местности. И тут важен момент, по которому очень хочу, чтобы меня услышали: взаимодействие с бизнесом. С этого года мы запускаем целевой прием студентов во всех вузах по трехстороннему договору между студентом, вузом и предприятием или муниципальным учреждением. Учреждение, направляющее студента, должно поддерживать его социально: платить повышенную стипендию, решать проблемы с жильем. А затем выпускник должен не менее трех лет отработать на этом предприятии. Это не прямое возвращение обязательного распределения - это целевой набор, который был и в советское время. Просто сейчас будем более активно его использовать.

Атака системных либералов на министра образования Ольгу Васильеву, начатая на фоне презентации нового федерального образовательного стандарта (ФГОС) по русскому языку и литературе, продолжает набирать обороты. Заказчики компании, Высшая школа экономики и Центр стратегических разработок Алексея Кудрина , уже даже не считают нужным скрывать своих «ушей», а равно своей цели-«уйти» Васильеву и поставить на ее место подконтрольного глобалистам человека, например директора центра «Сириус» Елену Шмелеву-которая продолжит линию Фурсенко и Ливанова на «вариативность» образования с поправкой на тотальную цифровизацию образования и «индивидуальные траектории развития». На днях в СМИ даже появился проект очередной реформы образования от Кудрина и ВШЭ стоимостью 8 трлн руб.

Сражение за будущее российских детей вступает в финальную фазу. На состоявшемся два дня назад заседании общественного совета при министерстве Васильева ясно дала понять, что обязательный минимум классических произведений с задачами воспитания патриотов, с ключевой ролью русского языка и русской культуры в ближайшее время годы будет введен в наши школы. Новый ФГОС, кроме всего прочего, призван нанести мощный удар по пресловутой «вариативности», послужив восстановлению уничтоженного либералами единого образовательного пространства.

Несмотря на развернутую либералами травлю, Васильева не стала останавливаться на ФГОС по русскому и литературе. На днях она покусилась на святое святых нашей глобалистской «элиты» - цифровизацию всех сфер жизни, назвав ее «дичью»: « Невозможно ввести «цифру» в школе, не зная как она будет влиять на детей определенного возраста. Этого нельзя делать. Невозможно этим заниматься, не зная как это отражается на детях в раннем возрасте», - заявила Васильева. Еще немного-и Ольга Юрьевна начнет отменять «вариативность» преподавания истории а потом, даст Бог, и до ЕГЭ доберется.

Граждане асмоловы и прочие фурсенки такого стерпеть, разумеется, не могли: не для того они верой и правдой 20 лет служили интересам американской метрополии, чтобы Васильева и К взяли и уничтожили все их «завоевания».

Неслучайно «Телеграм»-каналы, специализирующиеся на политических инсайдах, уже несколько месяцев переполнены слухами о скорой отставке Васильевой. Кто-то пишет, что к июню нынешнего года Минобрнауки будет преобразовано в два ведомство Министерство просвещения (начальное и общее образование) и Министерство науки (высшее образование), причем кандидатура Васильевой в качестве их главы даже не рассматривается. А кто-то прямо говорит, что Ольгу Юрьевну в новом правительстве в мае этого года заменит директор центра «Сириус» Елена Шмелева. Шмелева – 46-летний социолог, выпускница СПбГУ, руководитель образовательного фонда «Талант и успех», курирующего инновационный образовательный центр для одаренных детей «Сириус» в Сочи . В «Сириусе» избранные дети получают образование по западным «модульным» стандартам (например, совмещение занятий по классическому балету с уроком английского языка), при этом территория центра-лагеря тщательно охраняется, а обязательным условием является отправка туда детей 10-17 лет в одиночестве, без возможности посещения родителями. В попечительском совете «Сириуса»-- предшественники Васильевой-бывшие министры образования Андрей Фурсенко и Дмитрий Ливанов (что само по себе говорит о многом) а саму Шмелеву в последнее время все чаще видят на официальных мероприятиях рядом с Президентом…

В такой ситуации консервативные силы российского общества пытаются объединяться чтобы выступить в поддержку Ольги Васильевой . «Катюша» уже сообщала о письме академиков из Гражданского комитета возрождения образования и науки, о выступлениях представителей родительских организаций и др. На днях аналогичное обращение в поддержку Васильевой направил секретариат Союза писателей России

«Литературу (как, впрочем, и историю!) исключили из обязательных выпускных экзаменов, до минимума сократили число часов на изучение этого предмета, изъяв из обязательных к прочтению литературных произведений огромное число классических сочинений, - возмущены труженики пера . - И вот сегодня, когда впервые за многие годы в Министерстве образования и науки стали появляться документы, возвращающие смысл самому слову «образование», в частности новый ФГОС по литературе, на инициатора этих процессов О.Ю. Васильеву обрушился шквал критики, граничащий с истерией.

Так что же скрывается за этими претензиями? Нам представляется, что это попытка либерального реванша в стратегической области – образовании. На протяжении десятилетий образовательная политика двигалась только в одном направлении: модернизации, плюрализации, формализации, технологизации, сегрегации и прагматизации. Во многом плачевное современное состояние российского образования является плодом именно такой политики. Сейчас выбран конкретный повод (дополнение к ФГОС) и важный политический момент (накануне формирования нового кабинета министров) для того, чтобы не дать возможность сделать реальные шаги по исправлению ситуации.

За этими претензиями и за организованным возмущением «профессионального сообщества» стоят те, кто находился у руля всех образовательных реформ последних десятилетий: либеральная «общественность», связанная с Высшей школой экономики и Федеральным институтом развития образования. От лица «простых педагогов» выступает немногочисленная, но весьма активная в публичном пространстве «Гильдия словесников». На самом деле подавляющее большинство рядовых педагогов-словесников поддерживает идею единого списка литературных произведений, обязательных для изучения. И писатели, выступающие перед школьниками, это прекрасно осознают и ощущают», – гласит заявление Союза писателей России.

К писателям присоединяются простые педагоги, причем делают это по зову сердца, а не берут «под козырек», как работающая в тесной связке с ВШЭ «Гильдия словесников». Один из них создал петицию в поддержку Васильевой на сайте change org, которую на момент написания материала поддержали более 11 тыс. человек. Уместно будет привести полный текст этого открытого письма на имя Президента России:

«Уважаемый господин Президент РФ, уважаемые депутаты Госдумы и члены правительства!

Мы, педагоги средней и высшей школы, категорически не согласны с распространяемым сегодня письмом ряда учителей-словесников, протестующих против введения Министерством образования новых стандартов по литературе, предложенных министром Васильевой. На наш взгляд, введение этих стандартов - как нельзя более своевременно.

Во-первых, аргумент о перегрузке детей здесь несостоятелен. Множество педагогов отмечают (и практика давно показывает), что перегрузка возникает не столько от объема знаний, сколько от нарушения дидактических и методических принципов образования, чем грешат современные ФГОСы, непрерывно сменяющие друг друга.

Во-вторых, общеизвестно в высшей степени благотворное и ничем не заменимое влияние именно серьезной классической литературы на формирование не только общей культуры подрастающего поколения, на его гражданское и нравственное воспитание, но и на развитие мышления, речи, памяти, что подтверждается уже многими исследованиями.

В-третьих, утверждаемая все последние годы «поливариативность» образовательных программ должна тем не менее, как прочное здание, покоиться на незыблемом фундаменте. Иначе вместо «поливариативности» мы получаем хаос и бессистемность. Для литературы как учебной дисциплины таким фундаментом служат именно произведения классиков. Напомним в связи с этим, что еще Гегель называл классическим то состояние общества, при котором достигается равновесие между индивидуальным и общественным – и с этих позиций можно назвать классическим то искусство, которое способствует этой цели. Поэтому оно не может «устареть»: оно вне времени.

Исходя из сказанного, убедительно просим Вас поддержать инициативу министра Ольги Васильевой по воссозданию некогда единого образовательного пространства с высоким качеством содержания учебных школьных программ в России ».

Между тем, в СМИ уже попало описание стратегических планов противников Васильевой. Как пишет РБК, ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов и глава направления «Человеческий капитал» в кудринском Центре Стратегических разработок Лилия Овчарова (которая сейчас пишет раздел по образованию в «10-летке детства» в рамках рабочей группы при правительстве РФ), представили некий доклад «12 решений для нового образования», в котором предлагают создать систему поддержки раннего развития для всех детей от нуля до трех лет, внедрить в школах учебные комплексы на базе искусственного интеллекта и построить 40 новых учебных центров по модели «Сириус».

Стоимость этой программы эксперты оценили в 8 трлн рублей.

Суть предложений, если вдуматься, довольно людоедская. «Система поддержки раннего развития» предлагает не что иное как внедрение обязательного ювенального патроната над всеми семьями путем создания службы сопровождения для всех детей от нуля до трех лет-которые должны ежемесячно наблюдать ребенка и консуль¬тировать родителей (любой нормальный человек понимает, что в столь раннем возрасте дети не умеют еще говорить и нуждаются не в кураторстве от г-на Кузьминова и ему подобных, а материнской ласке и любви) Целью этой системы является составление все той же «индивидуальной траектории развития». Определит Вашего ребеночка какая-нибудь девушка из ВШЭ в дворники в трехлетнем возрасте, и все, будет дворником-все дороги вне начертанной глобалистами «образовательной траектории» ему будут заказаны…

Не лучше и другие предложения от Кузьминова сотоварищи. Тотальная цифровизация образовательного процесса-- «радость» весьма сомнительная. Хотя бы потому что замена нормальных бумажных учебников на мониторы (равно как и подмена бумажных дневников электронными) лишает ребенка наглядности и демотивирует его. О замене живого общения с учителем на «тьюторов» и «общение» с искусственным интеллектом мы и не говорим… Что же до строительства кванториумов и Сириусов», то это, может, и неплохо-но это капля в море. Причем капля, которую системные либералы могут вырастить только за счет абсолютного большинства остальных детей, не попавших в число «избранных». Об истинных авторах и заказчиках этой идеологии «Катюша» недавно рассказывала: Всемирный банк , Фонд Сороса, Фонд Форда и др.

В общем, патриотам и все здравомыслящим людям пора объединяться и открыто выступать против экспериментаторов из ВШЭ-и проще все сделать это, поддержав Ольгу Васильеву. Активисты родительских организаций в Петербурге, Москве, Екатеринбурге и других городах готовят пикеты и митинги в поддержку государственнических инициатив министра и против продолжения либеральных экспериментов над детьми. Пока идет процесс согласований дат и мест с властями. РИА Катюша обязательно сообщит о об этих акциях. А пока предлагаем нашим читателям самостоятельно писать письма и телеграммы Президенту, взяв, при желании, в качестве образца то же письмо ГК ВОИН.

Андрей Цыганов, Иван Ваганов

На вопросы родителей со всей страны сегодня отвечала Ольга Васильева: Глава Минобрнауки провела Всероссийское родительское собрание. Сколько вопросов могло поступить - даже и представить сложно, на связи были регионы. Но большая часть проблем общая для всей страны, и это не только вопросы денег. Много говорили сегодня о том, какой должна быть школа в «человеческом» плане и, конечно, о качестве образования.

У Александры Усенко восемь детей - двое собственных и шестеро приемных. Ее дети учатся в начальной, средней школах, а кто-то уже и в старших классах. Одновременно. На Общероссийское родительское собрание приехала из Краснодара специально - услышать из первых уст о грядущих изменениях. Модератор встречи Яна Чурикова сама озвучила вопрос, находящийся в родительском топе: как изменится Единый госэкзамен?

«Какие планируются изменения в процедуре проведения ЕГЭ в ближайшие три года?» - задала вопрос модератор Общероссийского родительского собрания Яна Чурикова.

«Сразу хочу сказать, что будет в этом году: физика, химия, биология - тестовые задания с готовыми ответами будут сняты, то есть это совсем другой подход. Первый раз в этом году будет устная часть - русский язык и литература», - пояснила министр образования.

Устная часть пока для учеников девятых классов. Если опыт признают успешным, подумают и о выпускных. Ведь сколько было разговоров о преимуществах старой, не тестовой системы, когда школьник излагал свой ответ лично учителю.

Вопрос: «Сейчас разработано очень много действительно хороших рабочих тетрадей, но приходится же покупать родителям за свои деньги, и это стоит недешево. Есть ли возможность все-таки у школы обеспечивать рабочими тетрадями, а не только учебниками?»

«Если сама школа включает тетрадь в образовательный перечень, то она должна его обеспечить, то есть в этом случае волюнтаризма не допускается», - пояснила Ольга Васильева.

В собрании участвовали и регионы. Родители и учителя из Якутии, Иркутска, Астрахани задавали свои вопросы при помощи видеотрансляции. Всего 10 субъектов. Беспокойство высказали представители Северной Осетии: в их школах сокращаются ставки логопедов. А речевых проблем у нынешних детей много.

«Школа сама принимает решение по штатному расписанию, будет ли у нее логопед в штатном расписании. Чаще всего не бывает. Что на сегодняшний день есть и что может нам в решении этой проблемы помочь: на сегодняшний день в стране есть девять с половиной тысяч консультационных центров, в которых такая помощь оказывается», - сообщила министр.

Говорили и о бесплатном питании в школах для социально незащищенных семей - пока что этот вопрос решается в каждом субъекте на региональном уровне. О том, что пора ввести контроль качества - проверять в четвертых и девятых классах уровень образования по всей стране. И главное - минимизировать различие в программах. При переезде из одного региона в другой школьники часто сталкиваются с совершенно новыми учебными планами.

Отдельная тема - уроки труда, которые родители вспоминают с ностальгией.

Вопрос: "В моем советском школьном прошлом были такие вещи, как, во-первых, урок труда, который плавно перетекал в учебно-производственный комбинат для старшеклассников. Те навыки, которые я получила в свое время, например, у меня квалификация швеи-мотористки, у супруга - электромонтажника, почему дети не работают руками?"

"Сейчас этот предмет, который мы с вами так любили и называли "труд", и который давал нам те самые навыки, которые мы пронесли через всю жизнь, это "технологии". В 2017 году он будет запущен. Все, что касается "делать руками" и что действительно надо делать руками, потому что не только высокие технологии - будущее, где кнопки, кнопки, кнопки, это замечательно, но руками мы должны уметь делать и научить его всему", - ответила министр.

Встреча с министром образования накануне нового учебного года в таком формате проходит в третий раз. Нынешнее собрание длилось около двух часов, было задано более 20 вопросов. Родители хотели и еще, но Ольга Васильева извинилась и попросила ее отпустить - ведь 1 сентября уже послезавтра. Дел очень много.

Ольга Юрьевна, сегодня вы в качестве министра просвещения впервые встречаетесь с региональными министрами, начальниками управлений образования и педагогами. Какие задачи ставите перед собой? Что нового ждет школу?

Ольга Васильева: У нас сменилось несколько руководителей в регионах, и первым делом хочу поблагодарить коллег, которые работали со мной прежде. Перед системой общего образования стоят две большие цели. Первая - войти в десятку лучших в мире, вторая - выстроить систему воспитания. Суть первой - системные изменения, которые прежде всего повысят качество и доступность образования. Вторая цель ставит сразу множество задач: новые методы обучения и воспитания, образовательные технологии, которые должны быть нацелены на подготовку специалистов по цифровым технологиям. Впервые стоит задача создания условий для воспитания, развития и образования детей до трех лет. Нужно создать систему консультационной и методической помощи, грамотно вести работу со способными и талантливыми детьми. В каждом регионе должны появиться центры поддержки одаренных детей.

Когда появятся новые стандарты для средней и старшей школы, вокруг которых было много споров? Какие учебники и программы придется заново переписать - математики, технологии?

Ольга Васильева: Вокруг стандартов было много споров, в том числе надуманных. Например, часто упоминали, что школа лишится вариативности, хотя выбор у учителя остается даже в "обязательной" части программы. Были веские замечания - например, о том, что содержание стандартов должно быть прикреплено к возрастным критериям. В итоге нами созданы координационные советы по доработке стандартов, мы будем привлекать предметные ассоциации. Это очень важно. Например, у нас почти полностью обновляется содержание предмета "технология", но мы сохраним и ту часть, которая требует развития навыков ручного труда. Хочу подчеркнуть: все вносимые изменения касаются основной, обязательной части стандартов. Вариативная часть, хотя мне больше нравится слово "творческая", остается без изменений. Все экспертные замечания и предложения будут учтены, и нет сомнений, что стандарты мы утвердим. Нынешние школьники до 7-го класса занимаются по рамочным стандартам 2012 года, старшеклассники - по стандартам 2004 года. При этом в стране есть единый госэкзамен, который призван оценивать знания всех. Пока получается, что он оторван от содержания обучения, потому-то учителя и часто жалуются на то, что приходится натаскивать учеников на ЕГЭ. Но есть, конечно, и другое. 400 баллов на ЕГЭ в этом году получил ученик московской школы. Когда его спросили, в чем секрет, он ответил: "Нас хорошо учили в школе!"

Почти полностью обновляется содержание предмета "технология", но мы сохраним и ту часть, которая требует развития навыков ручного труда

В вузах появились онлайн-курсы. Школы тоже перейдут на онлайн-уроки?

Ольга Васильева: В последнее время вдруг начались разговоры, что к 2021 году министерство хочет заменить все бумажные учебники электронными, а писать дети будут только на клавиатуре. Это не так. Все эти разговоры лишены оснований, бумажные учебники, книги, конечно же, останутся. Почему-то все забыли про санитарные правила и нормативы, которые строго регулируют использование компьютеров, других технических средств в школе. Началась работа, направленная на проведение исследований, как гаджеты влияют на здоровье детей, их возможности. Только после того, как мы получим результаты наших исследований, изучим международный опыт, могут быть приняты какие-то решения.

Ольга Васильева: Цифровая школа - большой инфраструктурный проект. Фото: Александр Корольков

О том, что в школе все же будут электронные учебники?

Ольга Васильева: Цифровая школа - это не только электронные книги и дневники. Это большой инфраструктурный проект, который приведет к обновлению всех школ и очень поможет учителям. Вы заходите в школу - вам не надо показывать пропуск, карточку школьника или другой документ. Система идентифицирует вас по лицу. Вы проходите по коридору: рядом и обычная библиотека, куда же без бумажных книг, и электронная… Проект Российской электронной школы сейчас дорабатывается, за основу взята платформа Московской электронной школы.

У нас 42 тысячи школ, 26 из них - сельские. Сколько школ технологически готовы к таким переменам?

Ольга Васильева: Подготовка педагогов к работе в цифровой школе уже началась. На базе Академии переподготовки и повышения квалификации работников образования только что прошли обучающие курсы представители 5 регионов. За электронной школой большое будущее. Я вам приведу такой факт: в России пять с половиной тысяч школ не имеют лабораторий. Но можно будет показать устройство двигателя внутреннего сгорания в 3D на экране. Чтобы увидеть Эрмитаж или Мариинку, необязательно ехать в Санкт-Петербург. Учитель сможет показать на экране виртуальные экскурсии, спектакли, библиотеки, архивы…

Так может, и учитель не так уж нужен. Кнопку "старт" на компьютере сможет нажать и робот.

Ольга Васильева: Профессия учителя никогда не исчезнет. Как показывают современные исследования, только 2 процента существующих специальностей могут заменить роботы. Педагог, разумеется, в эти 2 процента не входит. Педагог - это миссия и призвание.

Не всегда учителям понятно, из чего состоит их зарплата. Комиссии, которые должны распределять стимулирующие надбавки, остались в некоторых школах только на бумаге. В итоге директор получает 100 тысяч, учитель - 20. Как быть?

Ольга Васильева: Фонд заработной платы школы формируется на основании регионального подушевого норматива. Он везде разный. Но схемы, когда директор единолично решает, кому и сколько заплатить, быть не должно. Напомню, что школам рекомендуется не менее 70 процентов фонда оплаты труда на оклады, обеспечивая тем самым для каждого учителя понятную гарантированную сумму ежемесячной оплаты труда. А уже оставшуюся часть - на различные премии и стимулирующие выплаты.

Ольга Юрьевна Васильева — российский государственный деятель, доктор исторических наук (1998), профессор (2005), министр образования и науки Российской Федерации (2016−2018), министр просвещения РФ (с 18 мая 2018). Ольга Васильева — первая женщина в истории, являющаяся министром просвещения. Васильева — заведующая кафедрой государственно-конфессиональных отношений ИГСУ РАНХиГС (с 2002 года), почетный профессор Московского государственного гуманитарно-экономического университета.

Ранние годы и образование Ольги Васильевой

Ольга Васильева родилась 13 января 1960 года в городе Бугульма (Татарская АССР, РСФСР, СССР).

Отец министра просвещения — Юрий Васильев — ученый-математик, занимал высокий пост и постоянно находился под пристальным вниманием общественности. Но это не мешало ему оставаться православным и провести обряд крещения над дочерьми в Георгиевске, расположенном в Ставрополье, говорится в биографии Ольги Васильевой в Википедии.

О матери будущего министра просвещения практически ничего неизвестно, Ольга Васильева часто говорит в интервью о том, что все, что она умеет сейчас, привил ей любимый отец.

У Васильевой есть младшая сестра.

Родители Ольги перебрались в Татарстан из-за распределения после окончания высшего учебного заведения.

Уже в трехлетнем возрасте Оля научилась читать и писать. Естественно, все ее считали вундеркиндом. И хотя девочка была болезненным ребенком, страдала частыми ангинами, она окончила школу в 14 лет. Ольга Васильева любила не только учиться, но и петь, танцевать.

В результате, окончив школу, Васильева смогла получить почти одновременно три высших образования.

Ольга Васильева окончила Московский государственный институт культуры, Московский педагогический институт, и Дипломатическую академию МИД России. Все же Васильева связала свою жизнь с педагогикой.

В 1990 году в Институте истории СССР Ольга Васильева защитила кандидатскую диссертацию по теме «Советское государство и патриотическая деятельность Русской православной церкви в годы Великой Отечественной войны» (специальность — «история СССР»).

В 1998 году Ольга Юрьевна Васильева защитила диссертацию на соискание ученой степени доктора исторических наук по теме «Русская православная церковь в политике советского государства в 1943—1948 годах».

Трудовая деятельность и карьера Ольги Васильевой

Свою трудовую биографию Ольга Васильева начала с работы в обычной школе. Ольга Юрьевна долгое время работала учителем пения и истории в Москве.

В начале девяностых Васильева трудилась в Центре истории религии и церкви при Академии наук. Вскоре она возглавила этот центр. С 2002 Ольга Васильева была главой кафедры в Российской академии госслужбы при президенте РФ, позднее преподавала в духовной семинарии.

Карьера Васильевой-политика началась еще в 2012, когда Ольга Юрьевна заняла пост сначала заместителя директора департамента культуры правительства Российской Федерации, а потом заместителя главы управления по общественным проектам департамента культуры.

Потом Ольга Васильева стала государственным советником. Указом президента Российской Федерации Владимира Путина от 16 сентября 2014 года Васильевой присвоен классный чин «действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса».

В биографии Ольги Васильевой в Википедии сообщается, что в 2014 году Ольга Васильева была одним из инициаторов дискуссии о консерватизме на площадке Общероссийского народного фронта. Ольга Васильева входила в совет по подготовке программ по курсу «Отечественная история» при министерстве образования Российской Федерации, комиссию по делам религиозных объединений при правительстве Российской Федерации и рабочую группу комиссии при президенте по делам инвалидов — по вопросам создания условий для участия инвалидов в культурной жизни общества. Ольга Васильева была членом Совета по освещению религиозной тематики в электронных СМИ при министерстве по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

Ольги Васильева на посту министра

19 августа 2016 года на рабочей встрече в Крыму премьер-министр Дмитрий Медведев предложил президенту России Владимиру Путину на смену Дмитрию Ливанову назначить главой Министерства образования и науки «женщину — Ольгу Юрьевну Васильеву, которая имеет хороший послужной список».

С августа 2016 Ольга Васильева заняла пост министра образования.

18 мая 2018 года Ольга Юрьевна Васильева вошла в состав нового Правительства РФ. Структура правительства претерпела изменения. Министерство образования разделилось на два ведомства: Министерство просвещения и Министерство науки и высшего образования. Васильева была назначена министром просвещения, тогда как министром науки был назначен Михаил Котюков . Теперь ведомство Васильевой отвечает за общее школьное и специальное образование.

Взгляды Ольги Васильевой

Ольга Васильева убеждена, что россияне должны учиться в России. Первое высшее образование следует получать в России, уезжать за границу для обучения стоит только в случае необходимости. По ее словам , российское образование является одним из мощнейших в мире, а потому «базу, первое высшее», следует получать в России, и «только потом уже совершенствоваться за границей».

Ольга Васильева заявила о необходимости вернуться к единому шрифту на пространствах СНГ.

«Вот сейчас мы должны вернуться к единому шрифту на пространствах СНГ — это шрифт кириллический, потому что, как показывают опросы, население наше, ближайшего зарубежья, все-таки говорит о привязанности и необходимости кириллического шрифта», — сказала Васильева на III Ливадийском форуме.

Она подчеркнула , что за последние двадцать лет позиция России в вопросе распространения кириллического шрифта немного ослабла, хотя ее нужно «держать очень четко»

После распада СССР в Узбекистане, Туркменистане, Азербайджане осуществляется переход с кириллического алфавита на латиницу.

Критика и скандалы с Ольгой Васильевой

Критики Ольги Васильевой полагают, что ей не удалось предложить четкой программы реформ в образовательной сфере РФ. Проект новых образовательных стандартов (ФГОСы), разработанный ведомством Васильевой, был раскритикован многими преподавателями литературы, говорится в Википедии.

В период руководства Минобрнауки Ольгу Васильеву стали обвинять в связях с издательством «Просвещение», которое в последние годы начало стремительно наращивать свою долю на отечественном рынке учебной литературы, причем в основном за счет госконтрактов на закупки учебников, входящих в единый федеральный перечень учебников. По какой-то причине доля издательства на рынке уже сегодня превышает 31% и продолжает расти. Чистая прибыль предприятия тоже растет, как на дрожжах. В 2016 году она увеличилась на 30% и составила 4,4 млрд. рублей, а в 2017 уже превысила 6 млрд. рублей. Общий тираж произведенной за год продукции составил свыше 90 млн экземпляров в 2017 году против 79,1 млн. экземпляров в 2016. После окончательной монополизации рынка, чистая прибыль может возрасти , до 12−15 миллиардов рублей.

В биографии Ольги Васильевой в Википедии говорится, что ее фокусирование на вопросах религии и стремление внедрить соответствующие темы в учебный процесс вызвало ряд негативных оценок. Критиком деятельности Васильевой на посту министра является журналист Александр Невзоров , считающий, что «несчастным детям» теперь предстоят 11-летние мучения в школе после всех нововведений Министерства образования.

В июне 2018 года Ольга Васильева поддержала вводимую властью реформу пенсионной системы, вызвавшую резко негативную реакцию российского общества.

Личная жизнь Ольги Васильевой

Ольга Васильевна была замужем. Разведена. В 1985 году у нее родилась дочь Вера. Вера Васильева окончила академию музыки имени Гнесиных. Она проживает в столице.

Семья Ольги Васильевой была полной, религиозной и интеллигентной. Ольга Юрьевна — также человек православный и глубоко верующий.

Кроме того, Ольга Юрьевна как настоящий педагог считает своими детьми школьников, которых долгое время обучала истории и музыкальной грамоте.

У Ольги Юрьевны были изданы 240 работ научного характера, она постоянно читала патриотические лекции, в том числе, и перед членами партии «Единая Россия». Под руководством Ольги Васильевой подготовлено и защищено 3 докторские и более 25 кандидатских диссертаций.

Сфера научных интересов Ольги Васильевой затрагивает историю Русской православной церкви в XX веке, государственно-церковные отношения в советский период, международные отношения, проблемы религиозно-политического экстремизма и т. д.