Олег григорьев для детей. Григорьев олег евгеньевич

ОЛЕГ ЕВГЕНЬЕВИЧ ГРИГОРЬЕВ

Даты жизни : 6 декабря 1943 - 30 апреля 1992
Место рождения : город Москва, Россия
Русский поэт и художник

Олег Григорьев - одна из самых трагических фигур в нашей детской литературе. Как же так - автор таких смешных стихов, и трагическая? Однако, так бывает.

Родился он в годы войны в Вологодской области. Мама его была аптекарем. После войны они переехали в Ленинград, где Григорьев поступил в школу при Академии художеств, но был отчислен. Живопись и графику он не оставил, дружил с художниками, среди которых были такие впоследствии знаменитости, как М.Шемякин и "митьки". Первые его стихи пришли к народу через устное творчество - напечатать их тогда было совершенно невозможно, потому что в них тотчас же увидели бы "клевету на существующий строй". Тогда, в 70-80-е годы, в основном, глухие и слепые по отношению к настоящему искусству чиновники, пресекали попытки "идти не в ногу", а любой эксперимент считали вражескими выходками.
В 1971 году появилась книга Григорьева "Чудаки", а сам поэт оказался в ссылке в Вологодской области. В 1980-м сборник "Витамин роста" был раскритикован. Одна чиновная дама кричала: "В то время, когда мы все готовимся к Куликовской битве, появляется такое!!!". (Как раз тогда отмечался юбилей Куликовской битвы). Гнев высокого начальства вызвало, например, стихотворение "Былина".

Сидит Славочка на заборике,
А под ним на скамеечке Боренька.
Боренька взял тетрадочку,
Написал: "Дурачок ты, Славочка".
Вынул Славочка карандашище.
Написал в тетрадь: "Ты дурачище".
Борища взял тетрадищу
Да как треснет по лбищу Славищу.
Славища взял скамеищу
Да как треснет Борищу в шеищу.
Плачет Славочка под забориком.
Под скамеечкой плачет Боренька.

Глубоко воспитательное стихотворение о том, как из-за глупости начинается вражда, и чем это кончается.
Совершенно не вписывался Григорьев со своим грубоватым юмором, шутовством, иронией в ту систему воспитания, ограниченную "установленными рамками". Да еще стихи его были опубликованы в эмигрантских изданиях... На долгие годы остался Григорьев без публикаций.
Жизнь складывалась тяжело и в остальном: безденежье, болезни, бытовые проблемы... Олег Григорьев рано ушел из жизни, успев увидеть ещё толь-ко одну изданную книгу - "Говорящий ворон".
Теперь его стихи печатаются. В нынешних сборниках другой Григорьев: более благообразный, как бы причесанный. Стихи его, через призму нынешнего времени, выдающиеся, но уже не шокирующие, без переборов по части "черного юмора", добрые, вызывающие улыбку.

Мой приятель Валерий Петров
Никогда не кусал комаров.
Комары же об этом не знали
И Петрова часто кусали.

Дети в стихах Григорьева непосредственные и наивные:

Я забрался под кровать,
Чтобы брата напугать.
На себя всю пыль собрал.
Очень маму напугал!

Дружба, сквозная тема его творчества, показана с разных сторон. Бывает и так:

Мы летом у бабушки жили,
Соседом был Коля у нас.
Мы с Колей так крепко дружили,
Что даже подрались пять раз.

И в рассказах Григорьева анекдоты из детской жизни содержат насмешку, над ложным трудолюбием, например:

"Два брата лежат на диване.
- Мы сегодня в квартире порядок наведем, - говорит один.
- Да-да, - говорит второй, - порядок. Возьмем метлу и тряпку, пол вымоем и на полке приберем. Мама придет с работы и увидит порядок. Интересно, что скажет мама?
- Она скажет: "Молодцы, порядок навели!"
- Нет, она скажет "Вот молодцы, навели порядок!"
- Нет, она скажет: "Порядок навели, вот молодцы!"
Пришла мама с работы:
- А ну-ка, марш на двор, безобразники! Опять развели беспорядок!"

Замечательное по интонации стихотворение "Гостеприимство" дает нам повод задуматься, ребенок или взрослый - его герой:

Встаньте с этого дивана,
А не то там будет яма.
Не ходите по ковру -
Вы протрете в нем дыру.
И не трогайте кровать-
Простынь можете помять.
И не надо шкаф мой трогать -
У вас слишком острый ноготь.
И не надо книги брать -
Их вы можете порвать.
И не стойте на пути...
Ах, не лучше ль вам уйти?

Довольно редко у поэта бывает легкое, беспечное настроение, ощущение счастья от неожиданностей, которые порой дарит жизнь:

Молодой моряк в матроске
Вышел к берегу реки.
Снял матроску по-матросски,
Снял морские башмаки,
По-матросски раздевался,
По-матроски он чихнул,
По-матросски разбежался
И солдатиком нырнул.

Более типичны для Григорьева такие стихи:

Прохоров Сазон
Воробьев кормил:
Бросил им батон -
Десять штук убил.

Они считались опасными. Наверное опасность эта и остаётся. Она в бесстрашном разоблачении зла.

Корф, О.Б. Детям о писателях. ХХ век. От А до Я /О.Б. Корф.- М.: Стрелец, 2006.- С.22-23., ил.

ЛУЧШИЕ КНИГИ ОЛЕГА ГРИГОРЬЕВА

Часто откровенные детские наблюдения и впечатления забываются, и во взрослом человеке погибает ребенок. У Олега Григорьева эти впечатления превратились в стихи, в которых, словно в зеркале, отразилась целая эпоха в истории России. Те россияне, кому за 30, без труда узнают в стихах Олега Григорьева свое детство. «Взрослая» обращенность детской поэзии Григорьева сделала его широко популярным прежде всего в родительской среде, а парадоксальность поэтического мышления – в детской.
Стихи Олега Григорьева действительно трудно разделить на детские и взрослые, но все они написаны со свойственной детям пристальностью к приметам и мелочам жизни, которые еще не делятся на добрые и дурные, на черное и белое.

ГРИГОРЬЕВ, О.Е. БАБУШКА /О.Е. Григорьев. - М.: АСТ; Малыш, 2009.- 12 с.: ил. - (Планета детства).

Детям мы отдаем все самое лучшее - любовь, внимание, заботу. И, конечно же, дарим им самые лучшие детские книжки. В этой книге - стихи Олега Григорьева для малышей.

ГРИГОРЬЕВ, О.Е. БЕЖАЛИ И ПАДАЛИ /О.Е. Григорьев. - М.: Рипол Классик, 2015.- 120 с.

В книге собраны стихотворения Олега Григорьева.

ГРИГОРЬЕВ, О.Е. ГОВОРЯЩИЙ ВОРОН /О.Е. Григорьев. - М.: Дет. лит., 1989.- 64 с.: ил.

Третья книга стихов ленинградского поэта. Стихи смешные, удивительные, показывают предметы и жизненные случаи с неожиданной стороны, делают окружающий нас мир непривычным и легко узнаваемым, понятным и привлекательным. Стихи не только развлекают, но и неназойливо поучают ребят.

ГРИГОРЬЕВ, О.Е. ОЗОРНЫЕ СТИХИ /О.Е. Григорьев. - М.: Рипол Классик, 2010.- 96 с.: ил.

В сборник вошли самые популярные стихотворения поэта. Однажды во время встречи с ребятами кто-то из них спросил его: «А сколько росту вы весите?» Он, не задумываясь, ответил: «Метр семьдесят килограмм». Открыв книгу с иллюстрациями Николая Воронцова, вы словно начнете играть в веселую и остроумную игру.


ГРИГОРЬЕВ, О.Е. ПТИЦА В КЛЕТКЕ / О.Е. Григорьев. - М.: Издательство Ивана Лимбаха, 2015.- 272 с.

Наиболее полное издание литературного наследия поэта Олега Григорьева, в которое включены его стихи для детей, лирика, поэма, а также прозаические произведения. Творчество Григорьева охватывает примерно тридцать пять лет - с конца 1950-х до начала 1990-х годов. В книге представлено около семисот текстов, однако за ее пределами осталось еще немало его произведений, которые необходимо собрать и сделать достоянием широкого круга читателей.

ГРИГОРЬЕВ, О.Е. САЗОН И БАТОН /О.Е. Григорьев. - М.: Белый город, 1997.- 48 с.: ил.

Эта книга - сборник стихов Олега Григорьева. Кто не читал, тот очень много потерял. Смешные стихи написаны в духе юмористического журнала для детей и взрослых. Потрясающее остроумие. О соседях, друзьях и родственниках, о батоне, пироге и осах шутит Григорьев. Из простой ежедневной картинки можно сделать правильный логический вывод. Не поспоришь. И ведь смешно.

ГРИГОРЬЕВ, О.Е. СТИХИ ДЛЯ ДЕТЕЙ /О.Е. Григорьев. - М.: Самокат, 2010.- 80 с.: ил.

Ирина Затуловская, проиллюстрировавшая сборник, решила сделать его сине-красным, как двусторонний карандаш.

ГРИГОРЬЕВ, О.Е. ХУЛИГАНСКИЕ СТИХИ /О.Е. Григорьев. - М.: Амфора, 2005.- 96 с.: ил.

В книгу вошли самые известные детские стихотворения петербургского поэта Олега Григорьев. При жизни он успел издать всего несколько книг для детей, но завоевал любовь многих и многих читателей. Стихи, которые отличаются особым юмором и парадоксальностью мышления, необычайно популярны и среди детей, и среди родителей.


ГРИГОРЬЕВ, О.Е. ЧЕХАРДА / О.Е. Григорьев. - СПб.: Лениздат, Команда А., 2013.- 48 с.: ил.

В этой книге собраны избранные стихи для детей, невероятно смешные и остроумные, яркие и запоминающиеся, парадоксальные и абсурдные, они не оставят равнодушными маленьких читателей и их родителей! В каждом кроются загадки и происходят таинственные превращения. Стихи Олега Григорьева - автора, который сам никогда не хотел взрослеть, - по-настоящему живые: они прыгают, скачут, летают и кувыркаются. А иллюстрации Александра Флоренского точно и деликатно продолжают эту игру с читателем. Получается смешно, весело и очень интересно.

ГРИГОРЬЕВ, О.Е. ЧУДАКИ И ДРУГИЕ /О.Е. Григорьев. - М.: Дет. лит., 2006.- 128 с.: ил.

В книге собраны лучшие веселые стишки для детей питерского писателя.

ГРИГОРЬЕВ, О.Е. ЧУДНОЙ НАРОД /О.Е. Григорьев. - М.: АСТ; Малыш, 2009.- 128 с.: ил. - (Любимое чтение).

В сборник вошли стихи талантливого детского поэта, у которого был оригинальный, своеобычный взгляд на обыкновенные вещи.

ГРИГОРЬЕВ, О.Е. ШЛИ ВПЕРЕД - ПРИШЛИ НАЗАД /О.Е. Григорьев. - М.: Азбука-классика, 2010.- 224 с.

…Шестидесятые - восьмидесятые годы прошлого века, на которые пришлась творческая жизнь Григорьева, выпестовали в нашем обществе резкий, отчетливый тип внутреннего эмигранта, в душе своей чуждого всего официального, презирающего строй и власть, но не идущего на прямую конфронтацию с ними, а предпочитающего занять свою, по возможности, отдаленную и отделенную от них нишу. Культура улиц и кухонь, культура тайного протеста, ерничанья, насмешки, анекдота стала фактически культурой народа, его живым фольклором. (Михаил Яснов).
В настоящий сборник вошли избранные стихотворения Олега Григорьева.

ГРИГОРЬЕВ, О.Е. ЩЕКОТНЫЕ СТИХИ /О.Е. Григорьев. - М.: Азбука-Аттикус, 2011.- 80 с.: ил.

Кто такой Олег Григорьев? Поэт. Художник. Яркий представитель ленинградского андеграунда. Непосредственный, искренний и ранимый Человек. А еще - автор этой книжки. Кто такой Николай Воронцов? Карикатурист-надомник. Призер и лауреат. Любитель плюшек. А еще - самый веселый художник на свете и автор иллюстраций к этой книжке. Что получится, если к стихам Олега Григорьева добавить иллюстрации дяди Коли Воронцова? Получится замечательная книжка, полная веселой непосредственности, игры и озорства. Раскройте ее на любой странице и убедитесь, что удержаться от смеха просто невозможно. Потому что это - очень щекотные стихи!

См. также:

Григорьев Олег Евгеньевич

Стихи Олега Григорьева часто бывают озорными, как например, история о маках и раках или о зонтах; бывают добрыми, когда он говорит о хороших людях, вроде почтальона; бывают сердитыми - прочитайте внимательно стихотворение "Бак".Только равнодушными и гладенькими его стихи нельзя назвать. В каждом есть "изюминка" - весёлая неожиданность, сюрприз.

А за весёлой шуткой у Олега Григорьева прячется порой серьёзное раздумье. Не только смех вызывает, скажем, пустая болтовня прохожего с человеком, упавшем в яму. Тут есть над чем подумать. Автор как бы спрашивает читателя: "А ты не бывал таким?".

В свою первую книжку поэт включил и коротенькие прозаические шутки, которые, как и стихи, вряд ли оставят вас равнодушными…

Продавец маков

Продавал раков.

Тут подошел

Любитель маков

И возмутился,

Увидев раков:

Вы, кажется,

Продавали маки,

А у вас тут

Сплошные раки.

Ну и что же? -

Сказал продавец. -

Не все ли равно,

Вареный рак

Красен, как мак,

По-моему, так,

А по-вашему как?

Да, это так, -

Сказал любитель маков. -

Хоть я и не любитель раков,

Но коль сегодня маков нет,

То дайте раков мне букет.

На скатерть

стаканом

таракана,

и не станет

вернётся

возможно,

Поэтому я,

таракана,

сунул его

в карман,

из кармана,

Молодой моряк в матроске

Вышел к берегу реки.

Снял матроску по-матросски,

Снял морские башмаки,

По-матросски раздевался,

По-матросски он чихнул,

По-матросски разбежался

И солдатиком нырнул.

Пришёл сосед к Петрову,

Сказал:-Петров, привет.-

Петров сказал:-Здорово.

Садись на табурет.-

Сосед приободрился,

Сказал:-Смотри, Петров,

Как твой башмак раскрылся:

Он съесть меня готов!-

Петров привстал немножко,

Сказал:-Да, это так.-

И выкинул в окошко

Разорванный башмак.

Сосед не удивился,

Сказал:-Смотри, Петров,

Пиджак твой износился

От плеч до рукавов.-

Петров привстал немножко,

Сказал:-Да, это так.-

И выкинул в окошко

Поношенный пиджак.

Сосед не удивился,

Сказал, помяв берет:

Смотри, как накренился

Твой старый табурет.-

Петров схватил за ножку

То, что назвал сосед,

И выкинул в окошко

Соседа и берет.

Я зонт раскрыл

Перед собой:

Чудесная пора!

Под мышку сунул

Зонт второй.

Лил дождь

Как из ведра.

В небесах

Взрывались тучи.

Третий взял

На всякий случай.

Зонт четвертый

Сунул в бок,

Чтоб я сбоку

Не промок.

Пятый зонтик

На спине,

Чтоб не дуло

В спину мне.

А дырявый зонт шестой

Я раскрыл над головой.

ЗАСТУПНИК

Гена сказал Кате:

Если на тебя нападут, скажи мне, я за тебя

заступаться буду.

Спасибо, но на меня никто не нападает, - ответила

Жаль, - сказал Гена.

Тогда он подговорил Вову напасть на Катю.

Как это напасть? - спросил Вова.

Отними портфель, толкни в сугроб, брось за

шиворот снегу.

Чтобы я за неё заступался.

Ишь ты! - сказал Вова. - Смотрите-ка, ребята,

учит меня напасть на человека, чтобы потом его защищать.

Дети напали на Гену и столкнули его в сугроб.

Подошла Катя:

Вы что это на одного напали? Ну-ка прекратите

сейчас же!

Детям стало стыдно, и они разошлись.

А Гене Катя сказала:

Если на тебя будут нападать, скажи мне, я буду за

тебя заступаться.

Два брата лежат на диване.

Мы сегодня в квартире порядок наведём, - говорит

Да-да, - говорит второй, - порядок. Возьмём метлу

и тряпку, пол вымоем и на полке приберём. Мама придёт

с работы и увидит порядок. Интересно, что скажет мама?

Она скажет: "Молодцы, порядок навели!"

Нет, она скажет: "Вот молодцы, навели порядок!"

Нет, она скажет: "Порядок навели, вот молодцы!"

Пришла мама с работы.

А ну-ка марш на двор, безобразники! Опять

развели беспорядок!

В ШКОЛУ,ТАК В ШКОЛУ

Два мальчика стоят против школы.

Идти в школу или не идти? - спрашивает один.

Идти, так идти, - говорит другой.

А может быть, лучше прогулять? - сказал первый.

Гулять, так гулять, - сказал второй.

А если от родителей попадёт?

Попадёт, так попадёт.

Нет, уж лучше в школу идти.

В школу, так в школу.

А вдруг нам двойки поставят?

Двойки, так двойки.

Давай лучше гулять сегодня.

Гулять, так гулять.

Шёл в школу учитель. Заметил ребят, спрашивает:

Ну как. в школу собрались или куда?

В школу. Конечно, в школу, - сказал первый.

В школу, так в школу, - сказал второй.

И мальчики пошли в школу.

Идёт Миша по аллее сада, видит-на земле

новенький самокат лежит. С резиновыми шинами и

с педалью на заднем колесе.

"Вот бы мне такой!" - подумал Миша. Подумал и

Ты зачем, - говорит, - чужую вещь хотел

присвоить?

Миша чуть не сел от удивления.

Я, - говорит, - только подумал об этом,а

присваивать не хотел. Вот если бы самокат был ничей,

тогда другое дело.

А может, он и ничей, - сказал старик. - Бери его

и уезжай. - Сказал так, повернулся и ушёл.

Огляделся Миша по сторонам-никого нет. Сел на

лавочку против самоката, сидит.

Прибежал маленький мальчик с бегемотом под мышкой.

Дяденька, дай прокатиться!

Пожалуйста, - сказал Миша.

Покатался мальчик, поставил самокат рядом с Мишей

и убежал.

Прибежали другие дети. Все катались и благодарили

Мишу. Один Миша не катался. Просидел так до вечера.

"Ну, думает, - точно старик сказал-нет у самоката

хозяина".

Только хотел самокат взять, как какой-то мальчишка

идёт. Переросток, похожий на второгодника.

Эй, парень. Это твой самокат?

Нет, не мой, - сказал Миша.

Не твой, значит мой. Он у меня ещё утром

потерялся. - Взял самокат и уехал.

Яму копал?

В яму упал?

В яме сидишь?

Лестницу ждёшь?

Яма сыра?

Как голова?

Значит, живой?

Ну, я пошёл домой.

В бак налили кипяток.

Бак закрыли на замок.

Не поднять его никак –

Словно сейф тяжел наш бак.

Рядом кружка на цепи –

На, попробуй, отцепи.

Бак запаян, замурован,

Ввинчен в пол, к стене прикован.

Остается к баку

Привязать собаку.

ГОСТЕПРИИМСТВО

Встаньте с этого дивана,

А не то там будет яма.

Не ходите по ковру -

Вы протрёте там дыру.

И не трогайте кровать -

простынь можете помять.

И не надо шкаф мой трогать -

У вас слишком острый ноготь.

И не надо книги брать -

Вы их можете порвать.

И не стойте на пути…

Ах, не лучше ль вам уйти?

Я нёс домой

Кулёк конфет.

А тут навстречу мне

Снял берет:

О!Привет!

Что несёшь?

Кулёк конфет.

Как-конфет?

Так-конфет.

А компот?

Компота нет.

Нет компота

И не надо…

А они из шоколада?

Да, они из шоколада.

Я очень рад.

Обожаю шоколад.

Дай конфету.

На конфету.

А вон ту, а ту, а ту…

Красота! Вкуснота!

А вот эта, а вон та…

Больше нет?

Больше нет.

Ну, привет.

Ну, привет.

НА СОБРАНИИ

Председатель Вова

Хотел взять слово.

Пока вставал,

Потерял слово.

Встал со стула

И сел снова.

Потом встал опять,

Что-то хотел сказать.

Но решил промолчать

И не сказал ни слова.

Потом встал.

Потом сел.

Сел-встал,

Сел-встал,

Сел-встал

И сел снова.

Так и не взяв слова.

У Сергея нет терпенья,

Он руками ест варенье.

Слиплись пальцы у Серёжи,

Приросла рубаха к коже.

Ног от пола не отнять,

Рук от ног не оторвать.

Слиплись локти и колени.

Уши склеило варенье.

Раздаётся жалкий всхлип.

Сам к себе Сергей прилип.

РАДУШНЫЙ ХОЗЯИН

Ты будешь дома?

Я буду дома.

Хорошо, я к тебе зайду.

Заходи, но только без Тома.

А кто такой Том?

Один чудак с широким ртом,

Впрочем, он тебе не знаком.

Итак, жду тебя завтра к шести.

Хорошо, я приду.

Только Тима с собой не веди.

А кто такой Тим?

Да мы когда-то учились с ним.

Такой огромный с большим животом.

Впрочем, ты тоже с ним не знаком.

Итак, жду тебя завтра в шесть.

Постой, а костюм у тебя новый есть?

Нет, у меня лишь один пиджак.

Очень плохо, коль так.

Слушай, завтра к шести

В пиджаке этом не приходи.

Посиди лучше дома.

И передай привет,

Если встретишь Тима и Тома.

Мальчик, ты не видел, проходил

ли здесь гусь? Большой гусь, с красными лапками.

Гуся не видел.

А не видел ли ты гуся, за которым шла гусыня?

Нет, не видел.

А не видел ли ты гуся, за которым шла гусыня

с тремя гусятами?

Конечно, видел. Они пошли вон на тот пруд.

ДВЕ ТРУБЫ

Во дворе лежали две трубы.

Залезли дети в одну трубу и там уснули. Пришли

рабочие, взвалили трубу на плечи и понесли на стройку.

Тяжеленько, - говорит один, - отдохнуть надо.

Остановились рабочие около реки, опустили трубу

на землю и сели покурить.

Один стукнул ключом по трубе и говорит:

Эээ! А труба-то с трещиной.

Да, - говорит другой, - негодная труба. Давай

бросим её в реку.

Раскачали трубу и бросили в реку.

А дети выспались, вылезли из трубы и разошлись по

домам. Спали-то они в другой трубе.

АПЕЛЬСИН

Коля сидит на бревне и ест апельсин.

Дольку за долькой. Приходит Петя.

Вкусно? - спрашивает Петя.

Ещё как, - отвечает Коля.

Эх, - говорит Петя, садясь рядышком. - Если бы

у меня был апельсин, я бы обязательно с тобой поделился.

Да-а-а, - сказал Коля, доедая апельсин, - жаль,

что у тебя нет апельсина.

ЧТО ВЫ ДЕЛАЕТЕ

Идёт Миша по улице, видит-

лудильщик дырявую кастрюлю паяет.

Дяденька, что вы делаете? - спросил Миша.

Яму копаю, - ответил лудильщик.

Дяденька, что вы делаете? - спрашивает Миша.

Яму копаю, - ответил точильщик.

Дяденька! Вы яму копаете?

Ножи точу!

ПРО ПТИЧКУ

Хоронили дети кошку.

Кошку с плачем провожали

Под трезвон кастрюльных крышек.

На балконе толстый дядя

Брил свой толстый подбородок

Безопасной тонкой бритвой.

Как увидел этот дядя,

Что внизу хоронят кошку,

Говорит: "Вот это нате!",

Говорит: "Хоронят кошку",

Говорит: "Подумать только!

Никогда бы не подумал:

С плачем кошку провожают

Под трезвон кастрюльных крышек".

Из детей, который больше,

Говорит ему: "Не кошку",

Средний тоже утверждает:

"Мы хороним, но не кошку".

Самый маленький детёныш

Говорит сквозь слёзы: "Птичку.

Эта кошка съела птичку,

Мы поймали эту кошку

И несём её в коробке

Всем ребятам напоказ".

"Ну! - воскликнул толстый дядя.-

Вот так так!" - и рассмеялся.

Говорит: "Я видел много,

Но такое-в первый раз!"

ЧЕЛОВЕК С ЗОНТОМ

Человек с зонтом

Хотел войти в дом.

Но с огромным зонтом,

И открытым притом,

Как он понял потом,

Нельзя войти в дом.

Другое дело-с закрытым зонтом.

С закрытым зонтом

Легко войти в дом.

Даже можно втроём,

Друг на друге притом.

Другое дело, если закрыт сам дом.

Если дом закрыт,

А зонт открыт,

А на улице дождь,

И вас пробирает дрожь,

Нужно зонт закрыть,

А дом открыть

И войти домой,

Если дом не чужой.

Но с закрытым зонтом

Стоять под дождём,

Без плаща притом,

Да когда гремит гром,

Да когда закрыт дом,

И чужой притом,

Всем понятно-

Не очень приятно.

Человек с зонтом

Повернулся кругом,

Раскрыл свой зонт

И ушёл за горизонт.

ДРОЖАЩИЕ СТИХИ

В запертом зале

Вздрогнуло что-то,

Будто ударил

Кто-то кого-то.

Дрожащий папа

Дрожащей рукой

Дрожащую маму

Повел за собой.

Дрожащую дверь

Открыл в темный зал,

Там кот дрожащий

На лавке дрожал.

Дрожащие стекла

В окнах дрожали,

Дрожащие капли

По стеклам бежали.

Сидела на раме

Дрожащая мышь.

Сказал папа маме:

«Ну что ты дрожишь?

Ты просто трусиха.

Здесь нет никого,

Спокойно и тихо.

Дрожать-то чего?»

Так папа сказал…

Но, выйдя из зала,

И папа дрожал,

И мама дрожала.

ПОЧТАЛЬОН

Не стар был этот почтальон

И не был болен почтальон

А вот свалился в лужу он

Свалился в лужу почтальон

Но сумку вовремя поднял

И над водою удержал

Сам с головы до ног промок

А письма от воды сберег

Хороший парень, почтальон

Жаль, что свалился в лужу он…

Старая, слабая бабушка

Оставила дома ключик.

Звонила старая бабушка,

Но не открыл ей внучек.

Старая бабушка ухнула,

В дверь кулаком бахнула,

Дубовая дверь рухнула,

Соседка на кухне ахнула,

Качнулся сосед на стуле,

Свалился с кровати внучек,

Упала с полки кастрюля

И бабушкин маленький ключик.

ЧТО ЛУЧШЕ?

Как вы думаете,

Где лучше тонуть?

В пруду или в болоте?

Я думаю, что если тонуть,

Так уж лучше в компоте!

Хоть это и грустно,

Но по крайней мере вкусно!

Сидит Славочка на заборике,

А под ним на скамеечке Боpенька.

Боренька взял тетрадочку,

Написал: "Дурачок ты, Славочкa".

Вынул Славочка карандашище,

Написал в тетрадь: "Ты дурачище".

Борище взял тетрадищу

Да как треснет по лбищу Славищу.

Славища взял скамеищу

Да как треснет Борищу в шеищу.

Плачет Славочка под забориком.

Под скамеечкой плачет Боренька.

По городу ехала машина. На повороте

машину тряхнуло так, что человек, сидевший в кузове,

залетел в открытое окно ближайшего дома.

Комната была закрыта.

На столе лежал кот.

Как только в комнате появился человек, кот полез под

Кис, кис, - сказал человек и тоже полез под кровать.

Но тут за дверью послышались шаги. Человек

испугался, вылез из-под кровати и забрался в шкаф.

Вошло несколько человек.

Один говорит:

Вот он! Берите его!

Другие взяли шкаф и понесли. Когда шкаф

остановился, первый сказал:

Ну вот, а теперь пошли за кроватью.

И люди ушли.

А человек открыл дверцу шкафа, вышел на улицу

и пошёл по своим делам.

Лудильщик купил кровать. Но странное

дело, когда лудильщик на неё ложился, за головой оставалось

лишнее место, а для ног места не хватало. Вначале

лудильщик хотел жаловаться, но потом передумал: отпилил

лишнюю часть кровати и припаял к недостающей. Теперь

лудильщик спит спокойно-за головой исчезло лишнее

место и есть куда положить ноги.

Ох уж эти мне стекольщики-

стеклодувы! Поставили мне стекольщики стекло.

Что за стекло мне они поставили?!Косое, кривое,

с буграми, с пузырями. Смотришь через него в искажённый

мир и видишь: вместо человеческих фигур, которые

строят дом, фигуреческие челогуры, которые доят стром.

Вместо рабочих в комбинезонах, идущих домой,

какие-то Рамбинзоны в заботине, грядущие за мной.

Я под раскловать. Они кочинягами в мотобель.

Я от них по шаромырам в ступальницу, через вертобу

на шпуль. Они по витинягам за мной, ногорукно вертя

и кулакно помахивая.

А навстречу були с чепуром на гулятине. Я в чепур

плюх головотулом. Очипурился. А мимо идут

Рамбинзоны в заботине.

не узнали меня, ничего не поняли.

ЛЕСТНИЦА

Поднимаясь по лестнице домой,

Петров насчитал восемь ступенек, спускаясь по лестнице

вниз - насчитал только семь.

"Непорядок", - решил Петров и обратился к дворнику.

Этого не может быть, - сказал дворник и поднялся

на восемь ступенек вверх.

А теперь вниз, - сказал Петров.

Раз, - считает дворник, - два, три, четыре, пять,

шесть, семь… Что такое? Где же восьмая ступенька?..

Непорядок, - решил он и обратился к милиционеру.

Сейчас разберёмся, - сказал милиционер. - Раз,

два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, - и забрался

на лестницу.

А теперь вниз, - сказал дворник.

Раз, - считает ступеньки милиционер, - два. три,

четыре, пять, шесть, семь…Что за непорядок? Где

восьмая ступенька?

Вызвали главного инженера-строителя.

Не может быть, - сказал инженер-строитель. - Тут,

вероятно, вы делаете какую-то ошибку, - и поднялся на

восемь ступенек вверх.

А теперь вниз, - сказал милиционер.

Раз, - считает ступеньки инженер-строитель, - два,

три, четыре, пять, шесть, семь… Что такое? - сказал он.-

Это у нас в проекте не предусмотрено.

Решили снести лестницу вовсе.

Теперь, когда Петров идёт домой, он подпрыгивает на

восемь ступенек вверх, а когда выходит из дома, прыгает

на семь ступенек вниз.

На рынке подрались собаки,

На драку сбежались зеваки.

Чтобы к собакам пробиться,

Стали кошёлками биться.

Так разодрались зеваки,

Что разбежались собаки!

Ходил я против ветра носом.

Остался на всю жизнь курносым…

Повар готовил обед,

А тут отключили свет.

Повар леща берёт

И опускает в компот.

Бросает в котёл поленья,

В печку кладёт варенье,

Мешает суп кочерёжкой,

Угли бьёт поварёшкой,

Сахар сыплет в бульон,

И очень доволен он.

То-то был винегрет,

Когда починили свет!

Полотёр, полотёр!

Зря ты щёткой пол натёр!

По паркету я пойду,

Поскользнусь и упаду!

Чтоб не поскользнуться

И шею не сломать,

Нужно пол не щёткой,

А тёркой натирать!

Если поставить стакан на стакан,а

под стакан поставить ещё стакан, у вас будет:

два стакана под стаканом,

один стакан на двух стаканах,

два стакана на одном стакане,

один стакан под двумя стаканами,

стакан на стакане, стакан под стаканом,

а третий стакан между двумя стаканами.

Но если не ставитьстакан на стакан, а под стаканом

ещё стакан, у вас будет только стакан, стакан и стакан.

Дачник взял кошелёк и корзину,

В лес пошёл покупать малину.

Вернулся домой, не принёс ничего:

Ягоды есть, продавцов-никого!

Когда умирает поэт, современники с мистическим страхом и тайным сладострастием перечитывают его стихи, ищут предзнаменования, а то и точные описания предчувствуемой смерти. Ищут и находят даже в строках, которые при жизни автора смешили до слез. И оказывается, что ничего смешного-то и не было, а была невыносимая легкость такого хрупкого бытия.

Стою и внимаю с ужасом:
В какую оргию втянут я.
Ведьмы терзают меня и кружатся,
Открылась рана полузатянутая.
Надо бы рану перевязать
И «Скорую помощь» вызвать.
Кончили ведьмы меня терзать,
Принялись кровь зализывать.

Так все и получилось в реальности, в ночь на 1 мая, Вальпургиеву ночь ведьминского шабаша. В мастерской на Пушкинской улице, на очередном застолье, открылось желудочное кровотечение. «Скорую» вызвали, но даже врачи в больнице помочь не успели. В Петербурге умер поэт и художник Олег Григорьев.

Смерть прекрасна и так же легка,
Как вылет из куколки мотылька.

Олегу Григорьеву было 48 лет, и по возрасту он вроде бы успевал в «шестидесятники», но на самом деле существовал, как существует Алексей Хвостенко, вне любого поколения. И любили его все, независимо от возраста. Любили другие «шестидесятники» за то, чего не хватало им самим: легкости, беззаботности, детскости, отрешенности от поколенческих разборок. Любили и считали своим, иллюстрировали его стихи художники-«митьки». Григорьев, конечно же, был настоящим митьком, который никого не хочет победить, всегда страдает, но на жизнь не в обиде.

Крест свой один не сдержал бы я,
Нести помогают пинками друзья.
Ходить же по водам и по небесам —
И то и другое умею я сам.

Его любили и считали учителем панки и рокеры 80-х, которым был близок знаменитый черный юмор Григорьева, адекватный панк лозунгу «ноу фьюча», «никакого будущего».

Девочка красивая
В кустах лежит нагой.
Другой бы изнасиловал,
А я лишь пнул ногой.

Его любили советские дети, выросшие и растущие на его стихах, хотя за 25 лет вышли только три книжечки поэта: «Чудаки» (1971), «Витамин роста» (1980, эту книгу Сергей Михалков объявил для детей «вредной») и «Говорящий ворон» (1989). Вы, наверное, все помните:

— Яму копал?
— Копал.
— В яму упал?
— Упал.
— В яме сидишь?
— Сижу…

И, как ни напыщенно звучат эти слова, Олега Григорьева, не догадываясь о том, любил советский народ. Его четверостишия гуляли по школам и казармам, институтам и заводам как анонимные фольклорные произведения.

Я спросил электрика Петрова:
Для чего ты намотал на шею провод?
Петров мне ничего не отвечает,
Висит и только ботами качает.

Чернушные строки о повесившемся электрике стали такой же эмблемой подпольного кинизма зрелого застоя, как и проза Венички Ерофеева, «Максим и Федор» Владимира Шинкарева или рок-миннезанг Майка Науменко. Умер Веничка, умер Майк, умер Олег Григорьев. В 1960-м его выгнали из Средней Художественной школы, как выгнали оттуда за «формализм» и неуспеваемость многих талантливейших художников от Александра Арефьева до Геннадия Сотникова. В начале 1970-х Григорьева посадили в первый раз, на два с половиной года отправив «на химию».

С бритой головою,
В форме полосатой
Коммунизм я строю
Ломом и лопатой.

В конце 1989-го, в разгар перестройки его посадили снова, обвинив в нападении на участкового. Надо было видеть рядом здоровенного милиционера, поспешившего зафиксировать у врача следы ногтей на щеке, и низенького, тщедушного, больного Григорьева. После полугодового заключения в «Крестах», выставки митьков «Сто картин в защиту Олега Григорьева», после сбора подписей среди деятелей культуры и условного приговора он оказался на свободе, и дай Бог, чтобы это был последний в России суд над поэтом. За что сажали? За неприспособленность к полицейско-коммунальному быту, за нестандартность и свободу, что на официальном языке именовалось злостным хулиганством.

Разбил в туалете сосуд —
Соседи подали в суд.
Справа винтовка, слева винтовка,
Я себя чувствую как-то неловко.

А пресловутое столкновение с участковым Григорьев тоже описал заранее, словно знал наперед все свое будущее от похмельных мелочей до страшного конца.

Ем я восточные сласти,
Сижу на лавке, пью кефир.
Подошел представитель власти,
Вынул антенну, вышел в эфир.
— Сидоров, Сидоров, — я Бровкин,
Подъезжайте к Садовой, семь.
Тут алкоголик с поллитровкой;
Скоро вырубится совсем.
Я встал и бутылкой кефира
Отрубил его от эфира.

Киник, дзэн-буддист или мудрый пьяница — неважно, как называть его. Он создал свой жанр афористичного, парадоксального, псевдонаивногостихотворения, восходящего и к частушке, и к хокку.

Окошко, стол, скамья, костыль.
Селедка, хлеб, стакан, бутыль.

Если верить стихам, он не боялся смерти, беседовал с ней и вглядывался в нее с интересом босоногого философа.

Залез на столб я смоляной
Со страшным знаком смерти…
Коснулся проводов рукой…
И ничего, поверьте!

Он писал вроде бы о пустяках, о застолье, об ушедшей жене, об участковом, о соседях, высыпавших в чужой суп пачку соли. Но в кухню Григорьева залетал гений, которого он ловил сачком и отрывал крылышки: «Теперь мы с гением братья». А у веселых человечков оказывалась содранной кожа.

В окне стоит человечек
И от боли корчит рожу.
А может, за ним другой человечек
Снимает с этого кожу.

Его стихотворения настолько самодостаточны, что все рассуждения просто неуместны. В самом деле,

Жили мы тесным кругом.
Стоя на двух ногах,
То, что хотели сказать друг другу,
Было выколото на руках.

Так и стихи Олега Григорьева — не сонеты и не хокку, а татуировки на теле времени, граффити на заборе. Да будет земля ему пухом.

Пьем, пытаясь не упасть, мы бутылка за бутылкой. Есть хотим, да не попасть ни во что дрожащей вилкой.

Олег Григорьев был, как говорится, талантлив во всем. Он учился в Академии художеств, свой хит про электрика Петрова сочинил еще в 16 лет, имел превосходный слух и отлично разбирался в классической музыке. Но из академии его отчислили за художества самодеятельного характера: «формализм», насмешливость и скандальность (сочинил издевательскую поэму «Евгений Онегин на целине» и периодически отказывался выполнять задания, которые казались ему бессмысленными).

Умение точно воспроизводить оперные арии никогда особенно не котировалось на рынке труда, а его хулиганские стишки об абсурдной советской действительности могли вызвать профессиональный интерес лишь у органов безопасности, но никак не у издателей. Единственным шансом для него было повторить финт своих прямых литературных предков - обэриутов Хармса, Олейникова и Введенского. Все они сочиняли стихи для детей и пусть зарабатывали хуже, чем писали, но на жизнь хватало.

Однако спрятаться, казалось бы, в тихой и уютной нише детской литературы не получилось. После выхода своей первой книжки «Чудаки» Григорьев, приняв участие в стихийно возникшей потасовке, оказался в суде и был обвинен не только в хулиганстве, но и в тунеядстве.

С помощью этой же статьи десятью годами ранее советская власть «сделала биографию нашему рыжему» - Иосифу Бродскому. Но у Григорьева не нашлось авторитетных защитников, да и международная общественность как-то проморгала очередной случай нарушения прав творческого человека в «империи зла».

Григорьев посчитал, что «внутренняя эмиграция» - единственная возможность существования в СССР. Эмиграция эта подразумевала асоциальное поведение и запойный алкоголизм.

Такую модель поведения в Союзе избрало немалое количество людей. Пьянство в интеллигентных кругах считалось занятием почтенным и оправданным. Были гениальные алкоголики: Высоцкий, Венедикт Ерофеев, - к ним народ относился с нежностью, пониманием и искренней любовью. Но и к их числу Григорьев не принадлежал. Его стихи радостно пересказывали друг другу, не особо задумываясь, как и где живет их автор.

Поэта отправили на два года в ссылку. Там он писал, как утверждают некоторые его знакомые, не только стихи, но и замечательную прозу, которая впоследствии загадочным образом пропала и не найдена до сих пор. Надежда обнаружить ее все еще остается: многие специально крали у Григорьева рукописи, потому что у него была дурная привычка забывать их у случайных собутыльников, которые, вероятно, пускали шедевры на козьи ножки.

Вторая детская книжка Григорьева, по легенде, случайно попала к внуку члена Политбюро. Отдыхавший после тяжелого дня дедушка был потревожен диким хохотом ребенка и поинтересовался его причиной, а услышав четверостишие:

Ну, как тебе на ветке? -Спросила птица в клетке. - На ветке как и в клетке, Только прутья редки», -

схватился за сердце и телефонную трубку.

Григорьевым занялись начальники детской литературы Михалков и Алексин. Последовала разгромная статья в «Литгазете», и о вступлении в Союз писателей можно было не мечтать. Следующий сборник Григорьева для подрастающего поколения вышел только после начала перестройки, а в 80-х его стихи лишь изредка попадали в детские журналы: «Мурзилку» и «Веселые картинки».

Воспоминания о жизни Григорьева отличаются редким стилистическим единообразием: «В углу на матрасе ворочался кто-то непонятный. Бомжацкого вида мужик возил­ся со сломанным теликом. В квартире не было ничего - мебели, стульев, посуды. Сидели на полу. „Все пропил!“ - бод­ро сообщил хозяин».

В 80-х поэт еще раз побывал на скамье подсудимых, затем оказался в психиатрической лечебнице. Составитель самой полной посмертной книги Григорьева Михаил Яснов заметил, что его судьба «типична для российского поэтического быта»: «Бедолага, пьяница, головная боль милиции и восторг кликушествующих алкашей. Почти бездомный, разбрасывающий стихи по своим временным пристанищам, он был человеком светлого ума… В трезвые минуты - обаятельный, умный, ироничный собеседник; в пьяные - чудовище, сжигающее свою жизнь и доводящее до исступления окружающих».

Но в своих стихах Григорьев «уловил и сформулировал накопившийся в обществе идиотизм, который на разных уровнях стал результатом тоталитарной государственной системы». А по мнению Евгения Евтушенко, «его стихи как исторические документы помогают понять, почему все-таки рухнул Советский Союз».

Последний конфликт с системой у Григорьева случился уже после его смерти. Он умер во время майских праздников, когда все его поклонники и знакомые были на митингах или на дачах. Тело Олега Григорьева пролежало в морге неделю. Его похоронили 8 мая 1992 года после отпевания в Спасо-Преображенской церкви, в которой когда-то отпевали Пушкина.

Гений против употребления

1943 - 1969 Появился на свет в 1943 году в Вологодской области. Вернувшийся с фронта раненым отец беспробудно пьет, и мать, утомившись от жизни с алкоголиком, решает уехать с детьми в Ленинград. В детстве Григорьев много рисует, но большинство его рисунков не сохранилось: каждый год во время навод­нения вода заливала подвальную комнату, где Олег жил с матерью и братом. После школы Григорьев поступает в Академию художеств, но вскоре его отчисляют. Работает сторожем, кочегаром, дворником. Пишет, пьет.

1970 - 1974 В 1971 году в издательстве «Детская литература» выходит первая книжка Григорьева - «Чудаки». Книжка становится популярной, по двум ее сюжетам сняли серии для «Ералаша». После случайной потасовки он попадает на скамью подсудимых, его обвиняют в тунеядстве и отправляют на два года в ссылку - на родину, в Вологодскую область. Там у него меньше возможностей злоупотреб­лять алкоголем, и в родном климате он вылечивается от полиартрита. Из ссылки он привозит новые стихи, загадочно пропавшую впоследствии прозу и огромную коллекцию северных бабочек, также впоследствии то ли пропитую, то ли украденную собутыльниками.

1975 - 1981 Григорьев работает кем попало: почталь­оном, разнорабочим в доке, прессовщиком на заводе, вахтером. Сочиняет стихи, но многие теряет, забывая рукописи у знакомых, собутыльников. В 1981 году выходит вторая книга Григорьева - «Витамин роста». Поэт попадает в жесточайшую опалу. Сергей Михалков и Анатолий Алексин делают все, чтобы уничтожить Григорьева как профессионального литератора.

1982 - 1988 Григорьев достигает в процессе саморазрушения совершенства: периодически живет в абсолютно пустой квартире: вся мебель пропита. В 1985-м композитор Леонид Десятников пишет одноактную оперу для детей «Витамин роста» по книге Григорьева.

1989 - 1992 В 1989-м выходит третья книга - «Говорящий ворон». В том же году за оскорбление участкового милиционера чуть не получает новый срок, но за него заступаются многие литературные деятели. Затем оказывается в психиатрической лечебнице, а его дочь - в детдоме. В начале 90-х Григорьев становится очень популярным, его принимают в ПЕН-клуб и в Союз писателей, но уже через полгода он умирает от прободения язвы желудка.

Григорьев Олег Евгеньевич был очень обаятельным человеком, которого отличал острый ум и трезвость суждений. За всю жизнь этот человек попробовал себя в различных сферах. Он работал и музыкантом, и художником, и писателем. Особенно хорошо у него получалось писать детские произведения.

Первый детский сборник под названием «Чудаки», написанный Олегом Григорьевым вышел в 1971 году. В нем он показал веселых, шкодливых и наполненных жизнью героев. Стихи поэта полюбились и студентам, и школьникам, и даже самым маленьким детям.

Творчество Григорьева О.Е. всегда было близко к фольклору. Многие стихотворения, известные ныне как «творчество народа», были созданы именно Олегом Григорьевым.

Следующая книга писателя «Витамин роста» не вызвала такого бурного одобрения. Власти посчитали ее опасной для молодежи, хотя написана она была весело и безобидно. К сожалению, этот сборник так и не опубликовали. Этот момент стал переломным в жизни писателя, так как он отчаянно нуждался в поддержке, которой так и не получил.

Творчество Григорьева всегда было оригинальным. Стихи всегда создавались на основе каких-то нереальных событий. В них присутствовало много черного юмора и упоминаний смерти в различных ее проявлениях.

Не многие современники Григорьева О.Е. могли назвать его одним из самых лучших писателей своего времени. Однако в настоящее время его стихи становятся все более популярными.