Олбанский язык. Доклад: Язык "падонкаф" или албанский язык

Введение.

Актуальность выбранной для исследования темы и личные мотивы и обстоятельства возникновения интереса к данной теме.

Современные школьники, в том числе и я - активные пользователи интернета, в частности, социальных сетей, различных форумов, блогов. Очень часто, читая публикации и комментарии, сталкиваешься с искаженными словами и выражениями, многие из которых совершенно непонятны («превед», «аффтор жжот», «фтопку», «ржунимагу», «ИМХО», «в Бабруйск, жывотное!» и др). Такие варианты написания обладают частотностью и системностью, с их использованием активно создаются тексты, ведутся диалоги и переписка. Этот своеобразный язык имеет свое название («олбанский»), свою историю, сайты и даже свой манифест (так называемый «манифезд антиграматнасти»). Писать на «олбанском» стало очень модно, особенно в молодежной среде, хотя многие школьники, активно употребляющие варианты «олбанского» написания ничего не знают об этом явлении. Возникает проблема: в школе мы стараемся соблюдать нормы орфографии и грамматики, пишем, как требуют учителя, а в интернете – отступаем от орфографических правил, чтобы не выглядеть белой вороной или не показаться несовременным, тем более что слова на «олбанском» очень прилипчивые, не захочешь, а запомнишь и напишешь сам. Я решила изучить это явление, чтобы понять, что это: безобидная игра или серьезная угроза нашему языку, ведущая к потере грамотности.

Объект исследования.

Слова и выражения «олбанского языка».

Предмет исследования.

Влияние «олбанского языка» на современный русский литературный язык.

Гипотеза.

Если я исследую причины, историю возникновения, правила, по которым существует современный интернет-язык, то смогу дать свою оценку этому явлению. «Олбанский язык» негативно влияет на орфографическую грамотность школьников.

Цель.

Определить собственную позицию по поводу использования интернет-языка и оценки возможных последствий его употребления.Выяснить, влияет ли активное использование «олбанского» на орфографическую грамотность школьника.

Задачи работы.
1. Изучить причины и историю создания «олбанского языка».

2. Выявить особенности этого языка.

3. Собрать словарик «олбанских» слов и выражений.

4. Рассмотреть неоднозначные точки зрения на существование и использование интернет-языка.

5. Провести лингвистический эксперимент.

5. Сделать выводы об этом явлении.

Методы исследования.

Теоретические: исследование, анализ, обобщение.

Практические: наблюдение, сравнение, эксперимент.

Глава 1. Информация о языке.

1.1. История возникновения олбанского языка.

В 2004 г. в своем блоге в Живом журнале один из пользователей выложил фотографии, сопроводив их подписями. Другой пользователь, американец, заинтересовался фотографиями и текстами к ним и спросил, почему в международной системе livejournal.com кто-то пишет на непонятном ему языке и что это за язык. В ответ он получил: «Это албанский». К диалогу подключилась русскоязычная часть Живого журнала, которая устроила акцию, в результате чего американец получил бесчисленные комментарии с призывом «учить албанский». Благодаря этой истории в обиход вошло название «албанский язык». Под албанским понимается специфический русский язык, который используется в интернете. Для него характерны нарушения правил орфографии, но нарушены они таким образом, что слово, написанное необычным способом, звучит привычно, поэтому и закрепилось искаженное название «олбанский». По мнению некоторых лингвистов, такое название закрепилось из-за созвучия со словом "болван". Ведь первоначально остроумные и хорошо знающие грамматику пользователи Интернета весело пародировали многочисленные ошибки и опечатки, которые наводнили самые различные сайты и в первую очередь те, на которых есть возможность живого обмена мнениями. Это история возникновения названия, а само явление зародилось еще в конце 90-х годов.

1.2. Причины возникновения и распространения.

По мнению лингвистов и психологов, можно выделить следующие причины возникновения «олбанского» интернет-сленга:

Желание отдельной группы закрыться от окружающего мира. Особой формой общения они выражают свой протест не только против языковых, но и против социально-общественных норм;

Установка на создание раскованной атмосферы общения;

Желание выразиться оригинально, модно, ярко;

Следование моде, желание быть таким, как все;

Желание создать нечто новое, свое, личное;

Желание молодежи выговориться, произвести так называемую эмоциональную «разрядку» во время агрессий или стрессовых ситуаций;

Интернет-сленг, по мнению людей, которые его употребляют, экономичнее и удобнее, чем литературный язык. Сленг, в отличие от нормы, способен ярче, гибче и конкретнее выразить мысль;

Активное использование SMS (принято сокращать слова и выражения, используя аббревиатуры, что характерно и для интернет-сленга);

Олбанский язык – письменная разговорная речь - может объединить возможности письменной речи (общение на расстоянии) и устной (яркая эмоциональность).

1.3. Этапы развития интернет-языка.

М ожно выделить несколько этапов развития этого лингвистического явления:

Массовое освоение Интернета русскоязычным контингентом, во время которого допускаются многочисленные ошибки.

У многих грамотных пользователей это вызвало негативную реакцию. Но, у «новой орфографии» появились сторонники. Аргументы:

Грамотно писать долго (надо учитывать, что Интернет был исключительно «текстовым», никаких скайпов и лайков). Написать «Дарова» (6 символов) - быстрее, чем «Здравствуйте» (12 символов).

При печатании по принципу «пишу, как слышу» не тратится время на проверку грамотности.

Грамотные люди развернули кампанию под названием «стеб». Именно на этом этапе появились всякие слова типа «кросавчег» , «выпей йаду» , «креведко» , «аффтар жот» и т.д.

- Явление стало популярным. Его поддержали не очень грамотные школьники; взрослые люди, тоже имеющие проблемы с грамотностью; сторонники «экономии»; «текстовые панки», для которых неграмотность - форма протеста против «ханжества и лицемерия» общества; «модники», которые поддерживают все, если «это сейчас модно»; люди, просто испытывающие желание иногда похулиганить.

1.4. Правила «олбанского языка».

На первый взгляд «олбанский» отличается от русского лишь обилием орфографических ошибок. Но ошибки эти намеренные, а не случайные. Правила орфографии нарушаются таким образом, чтобы слово, написанное необычным способом, звучало привычно. Проанализировав слова, можно выявить правила, по которым оформляется «олбанское» письмо.

-«и» в безударном положении превращается в «е», «а» в «о»: прИвет – прЕвед, крАсавчик – в крОсавчег;

Меняются местами безударные «о» и «а», «и» и «е»: девАчкО, блАндинкО, смИшно;

Вместо «тс» и «тьс» употребляются «цц»: деруЦЦа, смеяЦЦа;

- «жи» - «ши» переходят в «жы» - «шы»: жЫвотное;

- «щ» заменяется на «сч» и наоборот: еСЧо, Щастье;

- «я», «ю» меняются на «йа», «йу»: ЙАд, пачитаЙУ;

Глухие согласные в конце слова и перед другими глухими согласными в середине слова превращаются в звонкие: пуШкин - пуЖкен, участниК - учаснеГ;

Суффикс «чик» в суффикс «чег»: стульЧЕГ.

Слияние слов: ниасилил.

1.4. Сфера употребления.

Наиболее часто «олбанский» используется при написании комментариев к текстам в блогах, чатах и форумах. На сегодняшний день существуют разнообразные социальные сети, общение в которых является ведущим средством коммуникации: «Вконтакте», «Мой Мир», «Одноклассники», «Facebook». Кроме того, этот язык постепенно переходит из виртуальной жизни в реальную. Все чаще его можно встретить в рекламе, на витринах магазинов, отдельные фразы можно иногда услышать на ТВ или радио, прочитать в журналах и газетах.

1.5. Особенности «олбанского языка».

После анализа интернет-текстов и реплик были выявлены следующие особенности:

Форма существования «олбанского языка» - письменная;

Главный принцип – «как слышу, так и пишу», с незначительными отклонениями;

На уровне лексики можно отметить бедность «олбанского языка», состоящего в основном из устойчивых выражений. Кроме того, наблюдается многозначность: многие выражения имеют по нескольку значений, часто очень далеких друг от друга, например: «как страшно жить» в значении прямом и переносном («надоела ваша тема, переключитесь»). Обилие просторечной лексики;

На уровне морфологии можно увидеть следующие закономерности: часто используюся наречия со значением оценки, наречия в функции междометия («гламурно», «готично»), глаголы в повелительном наклонении («пеши есчо»), употребление глаголов в третьем лице вместо первого(«бьеццо в истерике»), несогласование глагола и существительного «киса абиделось»), звукоподражательные слова в несвойственном им значении («кисакуку» в значении «неадекватно»);

На уровне синтаксиса наблюдается однообразность и бедность предложений, чаще всего состоящих из подлежащего, сказуемого и редко дополнения и обстоятельства. Используется много назывных предложений и предложений с обращениями, которые не выделяются запятыми. Очень много восклицательных предложений (выражение оценки).

Подведем предварительные итоги: что же представляет собой «олбанский язык»?

Почти все лигвисты сходятся во мнении о том, что основным принципом его создания была игра и что игры подобного рода уже были в истории русского языка. М.Кронгауз говорит в одном из интервью: « Я приводил пример известных лингвистов, которые играли в такую игру. Они предлагали своим коллегам записывать слова с максимально возможным количеством ошибок, не влияющих на произношение, например, «озпиранд». Если читать его по правилам русского языка, оно читается как неправильная запись «аспирант». То есть максимально неправильная запись этого слова, это то, что в школе называется орфограмма. Надо выделить все орфограммы и сделать в каждой орфограмме ошибку. Так вот оказалось, что лингвисты в это играли, но они с помощью этой игры не ставили целью общаться. А в начале 20 века Илья Зданевич написал произведение «Янко Круль Албанскый», где экспериментировал с написанием слов».
В лингвистических терминах «олбанский» язык - это сленг. Он не развивается, происходит только закрепление существующих слов и выражений. Лингвист Александр Бердичевский считает, что для определения сути «олбанского языка» подходит понятие, введенное британским лингвистом Майклом Хэллидеем, - «антиязык». Свое мнение по поводу «олбанского языка», по нашей просьбе, высказал забайкальский поэт, прозаик и журналист Максим Стефанович. С его точки зрения «Олбанский» язык – это абсолютно никакая не новинка в языковой системе. «Олбанский» язык является проявлением сленговой культуры, берущей своё начало в неосознанном желании людей создать свою собственную систему координат в противовес уже существующей. Сленг - это всегда протестное явление. Никто и никогда не говорит на сленге, он лишь используется в отдельно взятых случаях и ситуациях как средство опознания по типу «свой-чужой» и как способ самоутвердиться в своих или чужих глазах как уникальная и непохожая на других личность. Сленг – это часть некой субкультуры. Рассматривать оба этих понятия в отрыве друг от друга невозможно. Приобщение к сленгу характерно людям ведомым, чувствующим

необходимость примкнуть к основной массе носителей сленговой культуры. Это не язык, как таковой, а лишь форма коммуникативного приспособления в одной и той же среде, своеобразная словесная игра и словесный жонгляж, способ развлечься и получить удовольствие от самой игры в «мальчишей-кибальчишей». «Олбанский» язык, как и любая иная форма сленга, держится на ассоциативной привязке к чему-то «новому», «необычному», «крутому», «модному» и «прикольному». Люди, применяющие в своём общении друг с другом сленг, испытывают настоящее удовольствие, которое они получают в момент встречи с этим языковым явлением. Человек запоминает это «шоковое удовольствие» и хочет разговаривать на сленге. Максим Кронгауз считает, что «Олбанский» следует отличать от языка «падонков», так как в последнем присутствуют матерные слова и выражения, чего не скажешь об «олбанском».

Глава 2. Неоднозначные точки зрения на «олбанский язык» как явление.

Изучив различные источники, мы увидели совершенно различные мнения по данному вопросу: от крайне отрицательных до положительных. Представим некоторые из них.

2.1. Положительные оценки существования и использования интернет-языка.

Виталий Костомаров, академик Российской академии образования, президент Института русского языка и литературы им. А.С.Пушкина, член совета Федеральной целевой программы по русскому языку, считает, что с русским языком все в порядке, он развивается по своим сокровенным внутренним законам, и никаких угроз от интернет-сленга для языка нет, ведь идет поиск новых возможностей орфографии. Ныне действующий свод правил орфографии и пунктуации, утвержденный в 1956 году, перестал удовлетворять молодежь. Она и выдумала своеобразную лингвистическую игру. Молодые люди сознательно нарушают правила, они ведут любопытный поиск. В. Костомаров высказывает предположение о том, что многое можно пересмотреть безо всякой потери для языка. Например, пишем - «цыпленок», «цирк», но произношение - одинаково твердо. Вполне можно упростить, исключив «и» после «ц». «Позволю себе сравнить правила орфографии и пунктуации, скажем, с правилами дорожного движения. Незнание последних может привести к трагедии. А правила орфографии? Если кто их не знает, то над ним разве что посмеются. В то же время правила дорожного движения, при желании, можно выучить и за неделю. А вот правила орфографии и пунктуации у нас учат 10 лет и все равно знают скверно. Пора задать вопрос: в чем тут дело? Видимо, что-то мешает их усваивать? «Олбанский язык» как раз и указывает на то, что идет поиск более рациональных правил», - делает вывод академик В.Костомаров.
Литературный критик Вячеслав Курицын тоже не видит ничего страшного в использовании «олбанского языка», говоря о том, что, в сущности, это поэзия, радостное детское желание играть со словом и такой легкости обращения с языком можно только позавидовать.

2.2 Нейтральные оценки существования и использования «олбанского языка».

Первый вице-премьер РФ Дмитрий Медведев придерживается нейтральной позиции: «Контролировать изучение в стране этого «альтернативного» русского языка, использующегося в интернете, невозможно. Я думаю, что с этим надо считаться, как минимум. Эта языковая среда может нравиться или не нравиться, кто-то может говорить, что это изменение норм и правил русского языка, но это существующая, развивающаяся языковая среда, которая, кстати сказать, все-таки основана на русском языке".

Максим Стефанович считает, что пугаться этого явления не стоит. Как любой сленг, «олбанский язык» очень скоро заменится чем-то иным, другой формой общения, поскольку фактор привыкания и синдром «заезженной пластинки» неизбежно сделают своё дело. Некоторые ошибочно относят носителей сленговой культуры к «малообразованным недоумкам». Такие, несомненно, встречаются в сленговом сообществе, но, как правило, сленг не является показателем интеллекта человека. Наоборот – он говорит об особенном типе сознания личности и характере человека.

Мнение Анатолия Вассермана тоже является интересным. Он придерживается позиции, что «олбанский язык» как субкультура интернета не опасна для языка, для культуры в целом, а гораздо опаснее, по его мнению, излишний пессимизм.

2.3. Отрицательные суждения на проблему существования и использования «олбанского языка».

Писатель Михаил Лифшиц считает, что «олбанский язык» - это продолжение малограмотной речи. Пользоваться этим «новоязом» удобнее и проще, чем правильным русским языком. Для простых мыслей, которые этим языком выражаются, иногда и буквы не нужны - достаточно плюсов, цифр, скобок. И агрессию легко показать, и мат легко вставить. «Если человек до 25 лет не понимает «олбанского языка», то он отстал от жизни, а если после 25 лет человек пользуется этим языком, он… не повзрослел».

Молодые люди, которые предпочитают изъясняться на «олбанском», себя обкрадывают, считает Марина Дегтярева, доктор филологических наук. «Невозможно ежедневно писать "превед" и "медвед", а потом с легкостью перейти на научный стиль реферата или диплома. Невозможно постоянно выражать свои мысли и эмоции с помощью речевых клише, а потом, когда того потребуют обстоятельства, заговорить красиво, грамотно, свободно. Человек с глазами, намозоленными "ашипками", не воспримет всю прелесть классической литературы. И, конечно, нельзя будет ждать от него грамотности при письме. Коверканье слов неизбежно усугубит ситуацию с грамотностью. Рука, привыкшая к неправильному написанию, потом автоматически "выдаст" ошибку. Кому-то это может стоить и кАрьеры"

Марина Дегтярева считает, что «бить в колокол» просто необходимо. Если на уроках русского языка подростки еще как-то стараются контролировать свое письмо, то на других уроках их тексты чудовищно безграмотны. Мало того, у них формируется мнение, что грамотность – это атавизм, потому что они вполне сносно понимают друг друга, когда пишут на «своем» языке. Орфография тянет за собой грамматику. Не в лучшую сторону изменился и синтаксис. Таким образом, игра с русским языком и речью ведет к серьезным последствиям: разрушению грамматической системы русского языка и к поголовной безграмотности среди молодежи.

Подавляющее большинство учителей и преподавателей ВУЗов единодушны в своем мнении и говорят об интернет-сленге как об очень агрессивном явлении, ведь неправильный образ слова расшатывает представление о норме, особенно у тех, у кого с этим и так не все в порядке. Дети будто живут в ситуации двуязычия: в Интернете пишу как хочу, а в школе (если получается) – как требуют.

М.Кронгауз, серьезно занимающийся проблемой «олбанского языка», считает, что интернет-порча орфографии - это игры очень грамотных людей - интеллектуалов. Но эти игры выгодны неграмотным людям. А неграмотных, как известно, больше, поэтому правила орфографии могут быть утеряны безвозвратно. Проблема в том, что дети эпохи интернета читают с экрана больше, чем с бумажного листа. Это означает, что у поколения, выросшего в эпоху популярности интернет-сленга не сформирован единый графический облик слова и вариативность написания слов для них естественна, а значит, это поколение неграмотно. Страшно, что писать неграмотно сегодня не стыдно. Хорошо, если этим языком пользуется человек со сложившимися навыками грамотного письма, для него это действительно игра. А для детей использование интернет-сленга грозит тем, что постепенно он станет для них нормой, и мы получим совершенно неграмотное поколение.

Надо сказать и о том, что далеко не все интернет-сообщество перешло на «олбанский». В течение последних лет прошло несколько акций, смысл которых объединяет девиз: «Я умею говорить по-русски!». Таблички «Пишу по-русски», «Аффтарам» просьба не беспокоить», «Хочу читать тексты на правильном русском языке» украсили многие дневники живых журналов и персональные странички пользователей социальных сетей.

Итак, мы убедились, что мнения самые разные. Подведем некоторые итоги. Сторонники «олбанского языка» выдвигают следующие аргументы в пользу этого явления:

Практикуя «олбанский язык», его носители находят неожиданные сочетания и написания, что развивает язык и подсказывает его дальнейший путь развития. Такой эксперимент уже был: футуристы в начале ХХ в. экспериментировали с языком и очень вольно с ним обходились, например, Велимир Хлебников;

- «олбанский язык» - всего лишь игра, позволяющая отдохнуть от повседневных дел и забот. Ничего страшного в этой игре нет;

- «олбанский» предоставляет значительно больше возможностей для выражения эмоционального состояния;

Часто употребление «олбанского» вызывает комический эффект, что очень забавно;

Писать вне правил значительно проще, это раскрепощает, так как человек не боится сделать ошибки и значительно точнее и полнее выражает свои мысли.

Противники приводят следующие доводы:

Футуристы создавали новые слова и неожиданные сочетания слов с целью изменения взгляда читателя на мир. В чем смысл использования «олбанского»? Посмеяться? Поиграть? Их произведения были произведениями искусства, то есть имели цель – создать образ;

Если играет взрослый образованный человек, то ничего страшного в этом нет: он всегда знает, где границы игры. А если играет ребенок или подросток? Это опасно;

Эмоции и экспрессия в «олбанском» в основном сводится к двум состояниям: хорошо или плохо. Нет оттенков для выражения эмоций;

Письмо без правил – основная причина нарушения коммуникативной функции языка (старшее поколение не понимает младшее).

Глава 3. Практическая часть. Проведение эксперимента.

Эксперимент проводился среди учащихся 7 класса. Вначале испытуемым было предложено несколько вопросов:

Знаете ли вы, что такое «олбанский язык»?

Пользуетесь ли вы при переписке в интернете искаженными словами типа «превед», «красавчег», «жжот» и т.п.?

Как часто вы общаетесь в интернете (каждый день, 1-2-раза в неделю, очень редко).

Результаты опроса представлены в диаграмме.

Таким образом, опрос показал, что никто из учащихся не слышал об «олбанском языке», но чел. активно используют «олбанизмы». семиклассников общаются ежедневно, 1-2 раза в неделю, а - очень редко.

После опроса участников эксперимента попросили написать небольшой диктант. С диктантом справились на «5» - чел., на «4» - , на «3» - , на «2» -

Затем испытуемым был предложен тот же текст, но уже на «олбанском» - с искажениями. Ребята должны были писать его ежедневно в течение 5 дней. На 6 день им вновь был продиктован тот же текст, семиклассники должны были записать его на правильном русском.

Результаты первого и второго диктантов представлены в таблице.

Результаты проверки показали, что орфографическая грамотность ухудшилась у участников, у осталась на прежнем уровне. С текстом хуже справились ребята, у которых слабые орфографические навыки. В словах, которые они в течение 5 дней писали с искажениями, были допущены ошибки. Дети с хорошо развитыми орфографическими навыками отмечали, что писали медленнее, чем обычно, им приходилось останавливаться и думать, как пишется слово, в то время как раньше они это делали автоматически. Эксперимент показал, что «олбанский язык» негативно влияет на грамотность учащихся.

Заключение.

Итак, в работе мы попытались проанализировать речь пользователей социальных сетей, различных форумов. Выявлено, что «олбанский язык» используется в речи представителей разных возрастных групп (11-45 лет) и служит для общения, оценки и как экспрессивное средство выразительности. Из приведенных примеров ясно, что точки зрения на это явление весьма неоднозначны. Одно становится для меня совершенно понятным: языком следует пользоваться очень осторожно, необходимо научиться разграничивать различные по стилистической окраске лексические пласты, правильно выбирать языковые средства, адекватные конкретной ситуации общения, учитывать при этом «фактор адресата», для чего необходимо не только знать нормы литературного языка, но и анализировать живую речь. Считаю, что «олбанский язык» нельзя «выпускать» из интернета в реальную жизнь. Запрещать его бесполезно, ведь запрет рождает только раздражение и агрессию. Но бороться с ним можно и нужно. Прежде всего, это должна быть борьба с самим собой, которая проявляется в стремлении к самосовершенствованию. Необходимо читать настоящую поэзию, настоящую прозу, только тогда можно будет ощутить всю красоту нашего прекрасного языка и уж точно не захочется его коверкать.

Данная работа потребовала от меня изучения большого числа источников с разными мнениями людей, но эта работа была проделана не напрасно. Она заставила меня изучить языковое явление, которое существует в настоящее время и вызывает у людей жаркие споры. Это подчеркивает актуальность рассматриваемого вопроса, а также его значимость для современного поколения, ведь именно от нас зависит, как будет развиваться наш язык.

Моя исследовательская работа не означает окончание исследования современного интернет-языка, интересно будет проследить его дальнейшую историю, будет ли «олбанский язык» использоваться еще несколько лет, или же утратит свое существование, возможно, на смену ему придет какой-то новый «язык», ведь в современном мире все очень быстро меняется.
Материалы работы могут быть использованы учителями русского языка и классными руководителями для проведения уроков, дискуссий и классных часов по проблемам современного русского языка. Работу можно использовать для оформления школьных стенгазет или для написания статьи в районную газету «Петровская новь», ведь материал этот очень интересен не только для молодежи, но и более старшего поколения. Словарик «олбанских» слов и выражений я планирую оформить в виде буклета и раздать ребятам, возможно, они пересмотрят свое отношение к этому явлению, ведь словарь этот так похож на немудреный словарь Эллочки Людоедки из «12 стульев» И. Ильфа и Е.Петрова, которой, как известно, для общения хватало всего тридцати слов и которая выглядит смешно и жалко.

P . S . В одном из пунктов Американской военной доктрины есть указания на счет системы образования. В ней говорится, что разрушение системы образования есть одна из составляющим успешной победы над Врагом. И если Американские военные так серьезно выделяют этот пункт, то любому государству стоит задуматься над его "фундаментом" - культурой и ее наследием для будущих поколений.

Приложение 1.

Словарик «олбанских» слов и выражений.

Аффтар жжот - Выражает восхищение, один из наиболее известных штампов.
Аццкий (от «адский») - обычно по-адски хороший, сильный.

«Выпей йаду» - низкая оценка творчества автора.
Жызненна - положительная оценка, подчеркивающая жизненность ситуации.
Зачот - высокая положительная оценка.

Йа - я (личное местоимение).
Кросафчег - восхищение одушевленным предметом обсуждения с элементом иронии.
Моск - мозг.
Нипадеццки - «очень», «по-серьезному», наречие. Используется для усиления выражения.

Пацталом - говорит о том, что читатель от смеха упал под стол и в данный момент пишет из-под него.
Ржунимагу - комментарий к смешному или нелепому посту/комментарию.
Убейсибяапстену - низкая оценка творчества автора.
Фтопку - крайне отрицательная оценка.
Хундерстандить (от англ. understand - понимать) - понимать по-албански, в совершенстве владеть албанцким изыком.
Ще десь? - вопрос «Еще здесь?».
Ъ -символ албанского языка, который нуждается в отдельном выделении. Обозначает истинность, реальность, неподдельность чего-либо. Используется отдельно: «Ъ!!!» - «я поражен, у меня просто нет слов от переполняющих меня чувств», либо как окончание в некоторых словах (например, «йа плакалъ»), что подчеркивает их усиленную эмоциональную нагрузку, то есть что это действительно «трудъ».

Интерес к исследованиям молодежного сленга возник так же рано, как и сам жаргон.

Знаменитый словарь Даля дает еще больше данных на эту тему. В нем представлены следующие типы жаргонизмов: язык офеней (бродячие торговцы-коробейники) как язык "профессиональной группы", байковый язык (язык городских карманников) как нечто среднее между языком профессиональной группы и воровским арго, и совершенно непонятный для непосвященных язык деклассированных представителей общества (воры, нищие и т. п.)

После революции начали появляться новые работы, посвященные в основном "новому пролетарскому языку". В 1918 году был открыт Институт живого слова, занимавшийся проблемами социальной диалектологии. Здесь можно назвать такие работы, как статью Г. Виноградова "Детский блатной язык (Argot)" (1926), отчет С. Я Капорского "Воровской жаргон среди школьников: По материалам обследования ярославских школ" (1927), словарь "Из лексикона ростовских беспризорников и босяков" (1929).

Но к середине 30-х годов эта тема была объявлена "недостойной внимания" и интерес потихоньку утих. Более-менее был описан жаргон воров и уголовников, но исследования велись не лингвистами, а юридическими работниками, и зачастую практического толка для "не-юристов" в них было мало

Весомую часть разговорной речи составляет сленг, или жаргон, который играет огромную роль в изучении языка. Наибольший интерес вызывает молодежный жаргон. Особая форма общения юного поколения не теряла и не теряет своей актуальности и привлекательности.

Молодежь как социальная группа общества всегда старалась противопоставить себя миру взрослых. Кроме того, соперничество, которое всегда существует между отдельными молодежными группами, наиболее ярко отражает характер общественного развития. Жаргон, используемый в особых формах речевого общения, характерных для молодежи, приобретает актуальность в силу разных причин. В одном случае сленг – это знак протестной реакции на общественные противоречия и жизненные невзгоды; в другом – это знак потенциальной агрессивности, готовности к открытому столкновению. Соперничество между представителями разных социальных групп сопровождается конкуренцией языковых форм и стилей общения. Поэтому групповое и межгрупповое общение представителей разных социальных групп является средой, в которой рождается новый стиль жизни и новый язык.

История молодежного жаргона насчитывает далеко не десятки лет, и даже не столетия, а тысячелетия. Изучение древнерусских памятников заставляет придти к выводу, что и в те далекие времена, когда русский язык только зарождался, уже существовал жаргон.

Толковый словарь русского языка дает следующее определение: "жаргон - речь какой-нибудь социальной или иной объединённой общими интересами группы, содержащая много слов и выражений, отличных от общего языка, в том числе искусственных, иногда условных".

Сленг (жаргон, арго) – разновидность речи, используемая преимущественно в устном общении отдельной относительно устойчивой социальной группы, объединяющей людей по признаку профессии, положения в обществе, интересов или возраста; часть разговорной лексики, отражающей грубовато-фамильярное, иногда юмористическое отношение к предмету речи. Став общеупотребительными, эти слова и фразеологизмы часто сохраняют эмоционально-оценочный характер. Элементы сленга либо быстро исчезают из употребления, либо входят в состав литературного языка, приводя к возникновению тонких стилистических и семантических различий.

Таким образом мы можем выделить основные предпосылки возникновения молодежного жаргона:

Желание отдельной группы, в данном случае, молодых людей, ограничиться, дистанцироваться, закрыться от окружающего мира. Особой формой общения они выражают свой протест не только против языковых но и против социально-общественных норм;

Установка на создание простой, свободной, неофициальной, раскованной атмосферы общения;

Желание выразиться пооригинальнее, помоднее, покрасивее, посмешнее, поозорнее;

Следование речевым образцам родной среды, господствующей моде, желание быть таким, как все;

Желание создать нечто новое, свое, личное;

Желание молодежи выговориться, произвести так называемую эмоциональную "разрядку" во время агрессий или стрессовых ситуаций;

Жаргон, по мнению людей, которые его употребляют, экономичнее и удобнее, чем литературный язык. Сленг, в отличие от нормы, способен ярче, гибче и конкретнее выразить мысль.

Глава II. "Жаргон падонкаф" и албанский язык

Я хотела бы выделить так называемый "Жаргон падонков" - распространившийся в Рунете в начале XXI века стиль употребления русского языка c фонетически адекватным, но нарочито неправильным написанием слов (эрративом), частым употреблением мата и определённых штампов, характерных для сленгов. Наиболее часто используется при написании комментариев к текстам в блогах, чатах и интернет-форумах.

Новому столетию всего восьмой год, но уже успел появиться особый русский язык XXI века. Причем впервые язык возник не стихийно, а в результате целенаправленной деятельности энтузиастов. И впервые – сначала в письменном виде – в Интернете, и уже из него новые слова и выражения стали перениматься устной речью.

До сих пор русский язык менялся как угодно - заимствуя иностранные слова, генерируя новые, путем "варваризации", - только не при помощи Интернета. Теперь дошла очередь и до компьютерного обновления родной речи. И Сеть подарила нам сразу целый словарь, который уже вышел на улицы. Так называемая "аффтарская" лексика появляется на улицах в виде наружных реклам, а выражения вроде "автор, что называется, жжот" зачастую используются диджеями музыкальных радиостанций. Безобидные слова "животное" или "Бобруйск" вызывают как минимум улыбку у завсегдатаев интернета. А один из недавних случаев появления "аффтаризмов" в общественно-политической жизни страны можно назвать знаковым. Это стало, пожалуй, первым случаем, когда интернет-сленг столь оперативно покинул пределы виртуального пространства и стал использоваться в реальной жизни, ведь самому слову "превед" и истории его бешеной популярности от силы полтора месяца.

Широкое распространение слово "превед" получило в результате появления в коллективном блоге Dirty.Ru русской редакции картины "Bear Surprise" Джона Лури (John Lurie), в феврале 2006 года. На картине изображен медведь, заставший туристов за занятием сексом на природе; медведь задрал передние лапы вверх и произносит: "Превед!" (в оригинале: "Surprise!"). Картина и фраза породили в Рунете всплеск креативной активности, породившей новые эрративные штампы (в том числе вторичные эрративы) и стили искажения

Вторичные эрративы представляют собой обычно трудно произносимую гиперкоррекцию предполагаемого первичного эрратива. Например, "кросавчег" восходит не к нормативному "красавчик", а к его предполагаемому эрративу "красафчек".

Среди основных новых штампов можно назвать "Превед", "Кросавчег", "Кагдила?", "Учаснег". Медведя, изображенного на картине, называют "Медвед".

К типовым изменениям, вносимым в речь для придания "медведовского" звучания относятся:

· "И" в безударном положении превращается в "Е", и происходит озвончение согласной на конце: прИвеТ - прЕвеД.

· "А" в безударном положении превращается в "О", и суффикс "ЧИК" в суффикс "ЧЕГ": крАсавЧИК - крОсавЧЕГ.

· Глухие согласные в конце слова и перед другими глухими согласными в середине слова превращаются в звонкие: пуШкин - пуЖкен, участниК - учаснеГ.

Долгое время "аффтары" и "Бобруйски" были словами, значение которых понимали только "свои". Использование элементов сленга в разговоре повышало степень доверия к словам собеседника. Теперь, когда в игру вступили рекламщики и политики, сила "аффтарского" слова будет использоваться для получения молодежной поддержки.

Во многих случаях неоправданно ставится знак равенства между "языком падонкаф" и более специфичным диалектом, породившим лексику в стиле "превед" , так называемым албанским языком. Первый возник и развивался в среде с сильным влиянием табуированной лексики и фактически зародился, как попытка несколько замаскировать инвективы при передаче текстов на сайтах, требующих несколько большего соответствия литературным нормам (как методом подстановки букв)

Второй тип ("превед"), прежде всего предполагающий декоративную обработку фонетики, зародился на развлекательных сайтах (несомненно, испытывавших сильное влияние "падонкафской" традиции, но, тем не менее, вполне самостоятельных).

Также следует отметить сильное влияние на развитие языковых штампов Живого Журнала , породившего ряд распространенных "каментов" (такие штампы весьма ограниченно используются на том же Udaff.com, фактически сводясь к "фдисятке" и "ниипет", в силу того, что литературная традиция Udaff.com, несмотря на внешнюю свободу, предъявляет ряд требований к автору постинга).

Глава III. История возникновения и развитие

Стиль фонетически адекватной, но нарочито неправильной орфографии появился в Интернете стихийно, как гротескная реакция на многочисленные орфографические ошибки в интернет-публикациях и репликах. Считается, что появление жаргона падонков в интернете произошло благодаря деятельности Дмитрия Соколовского, администратора сайта udaff.com, более известного как "Удав". Существует распространённое мнение, что он - инженер-электрик. Однако, в интервью он заявил, что он электрик только по образованию и никогда им не работал. В 2000 году он начал писать для сайта с говорящим за себя названием fuck.ru, а потом открыл сайт udaff.com, где публикует свои и чужие тексты, в которых превалирует телесный низ, а также бросается в глаза широкое использование мата. Согласно самому Соколовскому, первым коверкать слова на сайте fuck.ru начал автор, выступавший под псевдонимом Линкси (Linxy). Затем он долгое время поддерживал известный сайт контр-культурной направленности down.ru, который в настоящее время не существует. В честь Линкси, этот "язык", первоначально именовался Л-язык, а в дальнейшем был переименован в "албанский", как сейчас обычно и называется "падонками". Сторонники этого стиля называют себя "падонками". Стиль получил распространение в интернете, причём нарочитая нецензурность и цинизм стиля отступили, отчего области употребления значительно расширились. В статье Г.Гусейнова (2000), введшего понятие эрратива, приведены ссылки на сетевые публикации Дмитрия Галковского, который уже в пьесах 1990-х годов широко применял тот стиль, к которому впоследствии стремились авторы сайтов udaff.com и fuck.ru. Особенности стиля "падонков" заключаются в нарочитом нарушении норм орфографии русского языка в сторону фонетического письма ("декоративных транскрипций") - в первую очередь, в смещении фонетически адекватных форм в сторону орфографически неправильных - употреблении "а" вместо безударного "о" и наоборот, "и" вместо безударного "е" и наоборот, "цц" вместо "тс", "тьс", "дс", также "жы" и "шы" вместо "жи" и "ши", "щ" вместо "сч" и наоборот, "йа" вместо начального "я", "ф" или "фф" вместо "в", противоположном использовании оглушённых звонких и глухих согласных, а также в слиянии слов воедино без пробела. Следует отметить, что замена фонетически адекватных слов на искажённые (например, превед или кросафчег) скорее относится к лексике "преведа", нежели к жаргону "падонков". Подобное явление имело (и имеет) место в американском английском языке, когда возникали стили и жаргоны с целью упрощения сильно фонетически неадекватного литературного английского - см., например, названия дисков и отдельных песен группы "Slade".В соответствии с описанными нормами, в жаргон были включены также английские слова из общеинтернетовской лексики, элементы сленга и оригинальные выражения. Большое распространение язык падонков получил с появлением в интернете блогов, в которых "падонки" оставляли свои "каменты" (комментарии). Надо сказать, что и сам "падонкавский" диалект в конечном итоге ведет свое начало именно из Фидо: примерно с конца декабря 1998 года начала распространяться эхоконференция SU.KASCHENKO.LOCAL (участников которой и их последователей называют кащенитами), берущая своё название от знаменитой "Кащенки" (она же психиатрическая больница имени Алексеева). В отличие от "ТВНщиков" (участников конференции ТУТ ВСЕ НАСРЕМ) и "падонков", избравших основной темой творчества "телесный низ", у кащенитов преобладал "черный юмор", шутки над самым святым. Другая основная тема - еврейство: одной из мишеней кащенитов традиционно были сетевые националисты. Да и подписчиков, практикующих обычный бытовой антисемитизм, надо думать, письма с "псевдоеврейским" акцентом особенно раздражали.

Еврейская тематика, столкнувшись с любовью к черному юмору, вылилась в вариации на тему печей Холокоста. Сетевые старожилы сразу же вспомнят выражения "фтопку" и "фгазенваген" (подробнее см. в описании соответствующих выражений).

Объектами глумлений в "кащенке" за всю ее историю становились люди с разнообразными интересами: поклонники Децла и Лены Зосимовой, групп "Металлика", "Ария" и "Тату", фашисты, сатанисты (во главе с Warrax’ом) и многие, многие другие. Все эти волны последовательно обогащали фольклор разными словами и выражениями, некоторые из которых выплескивались за пределы SKL в Фидо и далее, в Интернет. Например, слово "сотона" своим появлением в жаргоне подонков обязано переписке в SU.MUSIC.HEAVY&DEATH, многие из подписчиков которой плохо учились в школе и делали ошибки даже в таком простом слове. Однако само слово "Сотона", вопреки всеобщему заблуждению, имеет вполне естественное происхождение(в силу различного восприятия огласовок у евреев-сефардов и евреев-ашкенази, в ашкеназском произношении Сатана читался как "Сотона") Тему "сотонизма" продолжила пародийная рок-группа "АЦЦКАЯ СОТОНА" (sic!), придуманная подписчиком SU.MUSIC.HEAVY&DEATH Ильей Прутовым, но затем прочно вошедшая в кащенский фольклор. Группа, согласно ее выдуманной истории, дала ровно один концерт, во время которого сгорела вместе с Домом культуры, в котором он происходил. Ситуацию усугубило то, что впоследствии неизвестными шутниками был создан сайт этой группы, с которого можно даже скачать песни. Кто вот так пошутил - неизвестно до сих пор. А название группы в современном интернетовском лексиконе перешло в мужской род и стало нарицательным (если "афтар жжот", то, видимо, афтар - "аццкий сотона", всё правильно). Еще из той же струи - творчество Павла Сколоты, обогатившего в свое время конференцию OBEC.3BOH, предназначенную для произведений начинающих авторов, стихами в духе "всех убью (во имя Сотоны), один останусь". Стихи в таком стиле получили название "сколотиков", им лексикон современного сетянина обязан появлением слов "мочет" (видоизмененное "мачете"), "зорубить", "зохавать".

В настоящее время жаргон "падонков" постепенно переходит из виртуальной жизни в реальную. Все чаще его можно встретить в рекламе и на витринах магазинов (не говоря уж про граффити).

Обычно филологи достаточно спокойно относятся к молодежному жаргону, утверждая: повзрослев, все забывают и про "хаты", и про "шузы". Но "албанский" язык вызывает у них гораздо больше страхов. "Молодые люди, которые предпочитают изъясняться на так называемом "албанском", себя обкрадывают, - считает Марина Дегтярева, - Невозможно ежедневно писать "превед" и "медвед", а потом с легкостью перейти на научный стиль реферата или диплома. Невозможно постоянно выражать свои мысли и эмоции с помощью речевых клише, а потом, когда того потребуют обстоятельства, заговорить красиво, грамотно, свободно. Человек с глазами, намозоленными "ашипками", не воспримет всю прелесть классической литературы. И, конечно, нельзя будет ждать от него грамотности при письме. Давно уже было подмечено: некоторые московские школьники меньше делают ошибок, когда разговаривают или пишут на английском, чем на русском. Коверканье слов неизбежно усугубит ситуацию с грамотностью. Рука, привыкшая к неправильному написанию, потом автоматически "выдаст" ошибку. Кому-то это может стоить и кАрьеры".

По подсчетам, ежемесячно в Рунет заходит более 25 миллионов россиян, причем пользователей становится все больше и больше. Быстрее всего учатся новому языку студенты и старшеклассники, вслед за которыми начинают лепетать на интернет-сленге ученики средней и даже младшей школы. "Ничего удивительного в этом нет, - считает Майя Душкина, кандидат психологических наук, доцент Российского государственного социального университета. - У детей, подростков и ребят постарше всегда было стремление отгородиться от "взрослой", общепринятой культуры и чем-то выделиться. Субкультура представляет собой способ идентификации, групповой и личностной, обозначая место "пользователя" в системе координат общества в целом. Цель этого процесса - обозначение и утверждение своего Я, достижение вожделенной самоидентичности. Это и есть то, что хочет обрести, к чему стремится всякий носитель субкультуры, манифестирующий своими "преведами-аффтарами" собственную продвинутость, современность, посвященность. "Я в теме, я причастен, я на гребне волны" - вот тот месседж, который он отправляет всем и вся". Это мнение разделяет и Марина Дегтярева, доцент кафедры современного русского языка Московского государственного областного университета: "Сленг является своеобразным паролем, благодаря которому сразу становится понятно, кто "свой", кто "чужой". Общий язык дает возможность говорящим на нем почувствовать свою принадлежность к общей команде. У каждого поколения молодежи были свои особые словечки. Пятнадцать лет тому назад мальчишки, одобряя велосипед товарища или новый фильм, говорили "клево!", пять лет тому назад это слово заменилось на "прикольно!", совсем недавно вместо него можно было бы услышать "рульно!". А сейчас, скорее всего, молодой человек скажет: "Зачот!" Распространение Интернета должно было неизбежно породить свой язык, продиктованный стилем ведения беседы".

Этот стиль подразумевает, что виртуальный человек должен уметь говорить быстро и при этом оригинальничать. Если пороха не хватает на интересные мысли, тогда следует щеголять манерой выражения. Планка креатива находится в интернет-сообществе, говорящем на "албанском" языке, на довольно низком уровне, ведь нечто свое, истинно оригинальное регулярно заменяется эмоциональным клише.

Далеко не все интернет-сообщество радостно перешло на "албанский". Прошло несколько акций, смысл которых объединяет девиз "Я умею говорить по-русски!". Таблички "Пишу по-русски, "Аффтарам" просьба не беспокоить", "Хочу читать тексты на правильном русском языке" украсили многие дневники живых журналов и персональные странички пользователей. Некоторые не шибко грамотные школьники, которые, однако, вступили в борьбу за чистоту русского языка, вдруг засели за толковые словари, чтобы случайно чего-нибудь не "ляпнуть" на своей страничке живого журнала и не быть осмеянным забредшим туда "медведом". Вот только за это "жывотному" и стоит пожать "лабу".

Глава IV. Интересные факты

Албанский в блоге Мадонны

Выучить "албанский" также призывали Мадонну, после того как она, используя программу-переводчик, поприветствовала своих русских фанатов, назвав их "вентиляторами" (англ. fan - вентилятор/веер/фен, болельщик/фанат):

Для моих русских вентиляторов. Я хочу лично приветствовать вас к моему blog. Я люблю вас ванты! Вы самые лучшие! Не забудьте купить мои новые исповеди альбома на поле танцульки. Выразьте. Не подавите. Я замечал ваше присутствие здесь. Я вспомню ваше мягкосердечие.

Исторические совпадения

· Поэт и художник-футурист Ильязд в 1916 году, задолго до появления "языка падонков", написал целую пьесу на смешанном с заумью орфографически неправильном русском языке, названным "изык албанскай".

Албанско–русский словарик.

· Аффтар жжот - автор молодец. История выражения такая: Николай Васильевич Гоголь имел неосторожность сжечь второй том "Мертвых душ". Несомненно, второй том был гениален, поэтому пользователи сленга и используют описание этой печальной истории в реальном времени для выражения восхищения произведением.

· Аффтар выпей йаду - и опять мы возвращаемся к истории. Только теперь не в Петербург, а в Австрию, на родину Моцарта. Помните печальную историю с Сальери?

· Аффтар жжот нипадецки - произошло от гипотетического предположения "А что если бы Гоголь сжег оба тома?"

· Аццкий - хороший, сильный.

· Баян, боян, боянчег - осуждающая реплика, говорящая о том, что произведение является копией всем известного.

· Гламурно, гламурненько - от французского glamour - "очаровательно, красиво, мило".

· Готично - от английского gothic - "грубый, неотесанный", означает нечто гротескное и вместе с тем красивое. Близко по значению к слову "жесть".

· Жесть, жостко - проявление сильного впечатления от увиденного, прочитанного.

· Жжош, жжот - одобрительные выражения от глагола "жечь".

· З.Ы. - то же что P.S. (постскриптум) в ошибочной транслитерации.

· Кагдила? - как дела?

· Коммент - от английского comment - "комментарий".

· Киса, ты с какова горада? - приветствие с оттенком иронии. Намек на недалекость собеседника, указывающий на бессмысленность дальнейшей дискуссии.

· Криатифф - от английского creative - "созидательный, творческий". Означает запись в интернет–дневнике, далее комментируемую посетителями сайта.

· Кросавчег - восхищение с элементом иронии.

· Медвед - имеется в виду медведь с картины Джона Лурье Bear Surprise, говорящий "превед!" (в оригинале - surprise!).

· Моск, мосх - мозг, ум. Например, "Только не мой моск!" Имеет ироничное значение. "У вас моск есть?" - синоним фразы "вы блондинка?" или "вы глупая (–ый)?".

· Ниасилил - не прочитал полностью. Иногда уточняется причина - "слишком много букаф", "патамушто вайна и мир" (много текста), "патамушта стехи".

· Нипонил - не понял, не вижу смысла.

· Нисмишно - не смешно.

· Пацталом, пацтулом, упалпацтол - читатель от смеха упал под стол, стул.

· Песатель, пейсатель - то же, что и аффтар.

· Пицот - от "пятьсот", то есть много.

· Плакаль! Рыдаль! - плакал от смеха. Синоним "пацтулом" и "ржунимагу".

· Пэтэушнег - человек очень низкого интеллектуального развития.

· Раскас, роскас - рассказ.

· Респектъ, риспект, риспегд - от английского respect - "уважение". Слово выражает одобрение. Вариант - "респект и уважуха".

· Фтему - в тему, хорошо.

· Фтопку! Фпекло! - крайне отрицательная оценка.

· Фупазор - фу, позор!

Способов записи в данной позиции выбирается то, которое не соответствует орфографической норме - употребление а вместо безударного о и наоборот, взаимозамена безударных и , е и я , цц или ц вместо тс , тьс , дс , также жы и шы , чя и щя вместо жи и ши , ча и ща , щ вместо сч и наоборот, йа , йо , йу вместо начальных я , ё , ю , взаимозамена глухих и звонких на конце слова или перед глухими (кросафчег ), причём вместо ф в этой позиции может употребляться фф (по образцу старой западноевропейской передачи фамилий вроде Smirnoff ). Распространено также слияние слов воедино без пробела (ржунимагу ). Иными словами, это «антинорма», основанная на последовательном (или близком к таковому) отталкивании от существующего нормативного выбора написаний (то есть для того, чтобы писать на жаргоне падонков, фактически надо владеть существующей нормой). Кроме того, реже используются средства, нарушающие графические принципы чтения: взаимозамена глухих и звонких не только на конце слова (дафай ), а также твёрдых и мягких (например, медвед ). Последние явления лексикализованы (связаны с конкретными словами).

Почему? Это Живой Журнал. Американский сайт, а не албанский. И я же знаю, что Вы говорите на двух языках. Плюс, быть американцем означает, что остальной мир должен подстраиваться под меня. Но это лишь моя точка зрения.

В ответ в русскоязычной части ЖЖ был организован флешмоб Уроки Албанского , который ставил своей целью помочь американцу выучить русский язык. За пару дней scottishtiger получил несколько тысяч комментариев с «уроками албанского» и просто флудом. Пользователю предлагалось извиниться и написать в своем журнале пост (на русском языке) о том, что он уже выучил албанский язык, что scottishtiger , в конце концов, и сделал. Возможно, только потому, что, помимо журнала и почтового ящика, получал огромное количество SMS-сообщений и звонков на свой мобильный телефон.

Первые уроки албанского:

Урок первый. Про букву Х. Х. Это важная албанская буква русского алфавита. С неё начинается ебланское албанское национальное слово «хуй». Слово в народе любимо и часто употребимо. …
А - самая важная буква Алфавита. C нее начинается название не менее ебланской страны чем Албания - а именно Америка.

Через некоторое время он снизил активность (в том числе выключил комментарии) из-за непрекращающегося неконтролируемого флуда , а потом и вовсе прекратил свое существование (решение удалить свой блог к акции «Учи албанский» отношения не имело). На данный момент блог scottishtiger восстановлен старым владельцем, хотя и начат с чистого листа (то есть все старые записи удалены). Изначально выражение «учи албанский» никакого отношения к так называемым «падонкам » не имело, оно было заимствовано позже.

Албанский в блоге Мадонны

Выучить «албанский» также призывали Мадонну , после того как она, используя программу-переводчик, поприветствовала своих русских фанатов , назвав их «вентиляторами» (англ. fan - вентилятор/веер/фен, болельщик/фанат):

Для моих русских вентиляторов. Я хочу лично приветствовать вас к моему blog. Я люблю вас ванты! Вы самые лучшие! Не забудьте купить мои новые исповеди альбома на поле танцульки. Выразьте. Не подавите. Я замечал ваше присутствие здесь. Я вспомню ваше мягкосердечие.

Позже ей помогли исправить перевод.

Исторические совпадения

  • Поэт и художник-футурист Ильязд в 1916 году , задолго до появления «языка падонков », написал целую пьесу на смешанном с заумью орфографически неправильном русском языке , названном «изык албанскай».
  • Александр Проханов в 1997 году опубликовал в своей газете «Завтра» статью «Русский, учи албанский! »

История

Стиль, основанный на нарочито неправильной орфографии, распространился в Интернете стихийно как гротескная реакция на многочисленные орфографические ошибки в интернет-публикациях и репликах. Считается, что появление жаргона падонкафф в интернете произошло благодаря деятельности Дмитрия Соколовского, администратора сайта udaff.com, более известного как «Удав». В 2000 году он начал писать для сайта с говорящим за себя названием fuck.ru и fuckru.net, а потом открыл сайт udaff.com, где публикует свои и чужие тексты, в которых превалируют секс, еда и испражнения, а также широко используется мат . Согласно самому Соколовскому, первым коверкать слова на сайте fuck.ru начал автор, выступавший под ником Линкси (Linxy). Затем он долгое время поддерживал известный сайт контркультурной направленности down-culture.ru, который в настоящее время не существует. В честь Линкси этот язык первоначально именовался Л-языг.

«Албанским» его стали именовать после интернет-флэшмоба, спровоцированного американским пользователем Живого журнала , имевшего неосторожность спросить русскоязычного пользователя ЖЖ, «что это за язык», на котором тот ведёт записи на страницах своего онлайн-дневника, а затем потребовать от него, чтобы тот вёл записи по-английски на том основании, что Живой журнал, мол, - это «американский сайт». Данный пост в сообществе быстро набрал огромное количество комментариев, большая часть из которых была откровенно саркастического содержания (в том числе знаменитый ответ на вопрос американца про язык упомянутого дневника - «албанский»). Русские пользователи ЖЖ в рамках флэшмоба также стали оставлять множество подобных комментариев к постам американского автора, и в конечном итоге он был вынужден временно удалить свой журнал.

Предшественником языка падонков является язык кащенитов, особой группы людей, обитавших в эхоконференции Фидонета SU.KASCHENKO.LOCAL. Именно кащениты первыми придумали писать нарочито неправильно. В разное время язык кащенитов менялся, и в Интернет, уже под именем «язык падонков», попала уже устоявшаяся версия языка. В Интернете язык практически не развивался, однако породил множество устойчивых выражений.

Последователем языка падонков можно считать язык Упячки , хотя этот «язык» слишком специфичен: в основном он представляет из себя смесь нескольких отдельных слов, не несущих по большей части смысловой нагрузки, например: «Жепь ебрило», «Чочо», «Адинадинадин» и т. д.

Распространение

Стиль получил распространение в Интернете, причём нарочитая нецензурность и цинизм стиля отступили, отчего области употребления значительно расширились. Большое распространение язык падонков получил с появлением в интернете блогов , в которых «падонки» оставляли свои «каменты» (комментарии). Жаргон оказал сильное влияние на развитие языковых штампов Живого Журнала , породившего ряд распространённых «каментов», таких как «первыйнах» (первый комментарий), «аффтар жжот», «убейся апстену», «выпей йаду», «зачот», «аццкий сотона» и т. п. В соответствии с описанными нормами, в жаргон были включены также английские слова из общеинтернетовской лексики, элементы сленга и оригинальные выражения.

В настоящее время жаргон «падонков» постепенно переходит из виртуальной жизни в реальную. Все чаще его можно встретить в рекламе и на витринах магазинов (не говоря уж про граффити). И даже в заголовках аналитических статей, напр.: Среди сторонников чистоты речи сленг крайне непопулярен и подвергается обструкции .

В популярной культуре

Отсылки к жаргону падонков в литературе, музыке, кино - не редкость.

  • Пародийная группа «The Неподарки» исполняет песни на жаргоне падонков.
  • В песне «Бабушка спросила» группы «Ландыши » есть строки:

Об этом уникальном феномене
Я рассказал Гордону на досуге
Гордон ответил мне на модной фене:
«Жжошь, сцуко!»

  • В произведении Виктора Пелевина Шлем ужаса на языке пАдонкаф разговаривал персонаж S"liff_zoSSchitan .

Возможные прототипы

Переход от ё к йо и от я к йа представляет собой процесс, отчасти обратный историческому процессу возникновения этих букв: буква «ё» была введена в 1783 г. как замена «іо», а «я» (вернее, её предшественники юс малый и а йотированное) появилась как лигатуры εν и ıa соответственно. Впрочем, фонетическое значение юса малого при его появлении было иным (e носовое, а не ja), а кроме того, йотированные гласные и io использовались и после согласных (где означали один звук), что для языка падонков характерно не всегда.

Фонетически правильная, но орфографически некорректная запись (так называемое «неграмотное письмо») существовала начиная с фонетических изменений XIV-XV вв. (появления аканья, отвердения шипящих, оглушения конечных, упрощения сочетаний), которые сделали возможными графически верные записи, не соответствующие принятой в книжном письме этимологической орфографии (сколь бы широки ни были её нормы в разные периоды до стабилизации русской орфографии в середине XIX века). В бытовой письменности (грамоты, частные письма, граффити), особенно в кругу людей, не связанных с церковью или литературой (пусть даже высокопоставленных), такая графика всегда имела широкое хождение; например, Пётр I писал матери царице Наталье Кирилловне : А я, слава Богу, кроме сего натсажать себя иным не стану и поеду по мере не замешкаф; а Андурския <Гамбургские> карабли ещё не бывали. По сем, радасть моя, зравствуй, а я малитвами твоими жиф . Нарочитого характера, в отличие от языка падонков, такая графика не носит, а обычно связана с неполным владением книжной орфографической нормой; соответственно не ставится и задачи последовательного отталкивания от неё (таким образом, на конце слова при «неграмотном письме» будет гораздо чаще писаться -к , чем -г , в соответствии с реальным произношением, а специальной замены орфографического -к на -г не будет; она возможна лишь в случаях гиперкоррекции).

Источники

Ссылки

  • SU.KASCHENKO.LOCAL - архив фидонетовской эхоконференции на Google Groups
  • Мадонна, учи албанский (рус.)

Публикации

  • Лера Жан. ЭФФЕКТ «ПРЕВЕД». // Журнал «Я» , № 7 (31) 27 марта - 9 апреля, 2006. Статья, полностью раскрывающая историю создания картинки с «ПРЕВЕД»ом. Интервью с авторами.
  • Сергей Вильянов «Полный превед» // «Компьютерра» , № 11 (631), 21 марта 2006.
  • Гасан Гусейнов «Берлога веблога». Введение в эрратическую семантику // «Говорим по-русски» , март 2005 - первая попытка определить культурную функцию «языка падонков» (которых автор также неточно называет «гоблинами» и «удавами»). Впервые предложен термин для определения типичного для «языка падонков» словоискажения - эрратив. Впервые в бумажной печати тема эрративов рассмотрена в статье:

«Падонкаффский», или «олбанский» йизыг - распространившийся в Рунете в начале XXI века стиль употребления русского языка с фонетически почти верным, но нарочно неправильным написанием слов (т. н. эрративом), частым употреблением ненормативной лексики и определённых штампов, характерных для сленгов. Чаще всего используется при написании комментариев к текстам в блогах, чатах и веб-форумах. Сленг породил множество стереотипных выражений и интернет-мемов, в частности, с ним связывают мем «превед».

Характеристики

Основная особенность стиля «падонкаф» заключается в намеренном нарушении норм орфографии русского языка (ориентированных на этимологию) при сохранении графических принципов чтения и в общем той же фонетической последовательности. Из омофонических способов записи в данной позиции выбирается то, которое не соответствует орфографической норме - употребление а вместо безударного о и наоборот, взаимозамена безударных и, е и я, цц или цтс, тьс, дс, также жы и шы, чя и щя вместо жи и ши, ча и ща, щ вместо сч и наоборот, йа, йо, йу вместо начальных я, ё, ю, взаимозамена глухих и звонких на конце слова или перед глухими (кросафчег), причём вместо ф в этой позиции может употребляться фф (по образцу старой западноевропейской передачи фамилий вроде Smirnoff).

Распространено также слияние слов воедино без пробела (ржунимагу). Иными словами, это «антинорма», основанная на последовательном (или близком к таковому) отталкивании от существующего нормативного выбора написаний (то есть для того, чтобы писать на жаргоне падонков, фактически надо владеть существующей нормой). Кроме того, реже используются средства, нарушающие графические принципы чтения: взаимозамена глухих и звонких не только на конце слова (дафай), а также твёрдых и мягких (например, медвед). Последние явления лексикализованы (связаны с конкретными словами).

Помимо этого, язык «падонкаф» включает специфическую лексику - обычно общелитературные слова, которым приписаны особые значения/употребления (жаргон в собственном смысле слова): таково само слово падонок, а также выражения вроде жжош, аффтар, выпей йаду, аццки и т. п.

Распространение

Стиль получил распространение в Интернете, причём нарочитая нецензурность и цинизм стиля отступили, отчего области употребления значительно расширились. Большое распространение жаргон падонков получил с появлением в Интернете блогов, в которых «падонки» оставляли свои «каменты» (комментарии). Жаргон оказал сильное влияние на развитие языковых штампов Живого Журнала, породившего ряд распространённых «каментов», таких как «первыйнах» (первый комментарий), «аффтар жжод», «убейся апстену», «выпей йаду», «йазва» (нечто нехорошее), «зачод», «аццкий сотона» и т. п. В соответствии с описанными нормами, в жаргон были включены также английские слова из общеинтернетовской лексики, элементы сленга и оригинальные выражения.

Способов записи в данной позиции выбирается то, которое не соответствует орфографической норме - употребление а вместо безударного о и наоборот, взаимозамена безударных и , е и я , цц или ц вместо тс , тьс , дс , также жы и шы , чя и щя вместо жи и ши , ча и ща , щ вместо сч и наоборот, йа , йо , йу вместо начальных я , ё , ю , взаимозамена глухих и звонких на конце слова или перед глухими (кросафчег ), причём вместо ф в этой позиции может употребляться фф (по образцу старой западноевропейской передачи фамилий вроде Smirnoff ). Распространено также слияние слов воедино без пробела (ржунимагу ). Иными словами, это «антинорма», основанная на последовательном (или близком к таковому) отталкивании от существующего нормативного выбора написаний (то есть для того, чтобы писать на жаргоне падонков, фактически надо владеть существующей нормой). Кроме того, реже используются средства, нарушающие графические принципы чтения: взаимозамена глухих и звонких не только на конце слова (дафай ), а также твёрдых и мягких (например, медвед ). Последние явления лексикализованы (связаны с конкретными словами).

Почему? Это Живой Журнал. Американский сайт, а не албанский. И я же знаю, что Вы говорите на двух языках. Плюс, быть американцем означает, что остальной мир должен подстраиваться под меня. Но это лишь моя точка зрения.

В ответ в русскоязычной части ЖЖ был организован флешмоб Уроки Албанского , который ставил своей целью помочь американцу выучить русский язык. За пару дней scottishtiger получил несколько тысяч комментариев с «уроками албанского» и просто флудом. Пользователю предлагалось извиниться и написать в своем журнале пост (на русском языке) о том, что он уже выучил албанский язык, что scottishtiger , в конце концов, и сделал. Возможно, только потому, что, помимо журнала и почтового ящика, получал огромное количество SMS-сообщений и звонков на свой мобильный телефон.

Первые уроки албанского:

Урок первый. Про букву Х. Х. Это важная албанская буква русского алфавита. С неё начинается ебланское албанское национальное слово «хуй». Слово в народе любимо и часто употребимо. …
А - самая важная буква Алфавита. C нее начинается название не менее ебланской страны чем Албания - а именно Америка.

Через некоторое время он снизил активность (в том числе выключил комментарии) из-за непрекращающегося неконтролируемого флуда , а потом и вовсе прекратил свое существование (решение удалить свой блог к акции «Учи албанский» отношения не имело). На данный момент блог scottishtiger восстановлен старым владельцем, хотя и начат с чистого листа (то есть все старые записи удалены). Изначально выражение «учи албанский» никакого отношения к так называемым «падонкам » не имело, оно было заимствовано позже.

Албанский в блоге Мадонны

Выучить «албанский» также призывали Мадонну , после того как она, используя программу-переводчик, поприветствовала своих русских фанатов , назвав их «вентиляторами» (англ. fan - вентилятор/веер/фен, болельщик/фанат):

Для моих русских вентиляторов. Я хочу лично приветствовать вас к моему blog. Я люблю вас ванты! Вы самые лучшие! Не забудьте купить мои новые исповеди альбома на поле танцульки. Выразьте. Не подавите. Я замечал ваше присутствие здесь. Я вспомню ваше мягкосердечие.

Позже ей помогли исправить перевод.

Исторические совпадения

  • Поэт и художник-футурист Ильязд в 1916 году , задолго до появления «языка падонков », написал целую пьесу на смешанном с заумью орфографически неправильном русском языке , названном «изык албанскай».
  • Александр Проханов в 1997 году опубликовал в своей газете «Завтра» статью «Русский, учи албанский! »

История

Стиль, основанный на нарочито неправильной орфографии, распространился в Интернете стихийно как гротескная реакция на многочисленные орфографические ошибки в интернет-публикациях и репликах. Считается, что появление жаргона падонкафф в интернете произошло благодаря деятельности Дмитрия Соколовского, администратора сайта udaff.com, более известного как «Удав». В 2000 году он начал писать для сайта с говорящим за себя названием fuck.ru и fuckru.net, а потом открыл сайт udaff.com, где публикует свои и чужие тексты, в которых превалируют секс, еда и испражнения, а также широко используется мат . Согласно самому Соколовскому, первым коверкать слова на сайте fuck.ru начал автор, выступавший под ником Линкси (Linxy). Затем он долгое время поддерживал известный сайт контркультурной направленности down-culture.ru, который в настоящее время не существует. В честь Линкси этот язык первоначально именовался Л-языг.

«Албанским» его стали именовать после интернет-флэшмоба, спровоцированного американским пользователем Живого журнала , имевшего неосторожность спросить русскоязычного пользователя ЖЖ, «что это за язык», на котором тот ведёт записи на страницах своего онлайн-дневника, а затем потребовать от него, чтобы тот вёл записи по-английски на том основании, что Живой журнал, мол, - это «американский сайт». Данный пост в сообществе быстро набрал огромное количество комментариев, большая часть из которых была откровенно саркастического содержания (в том числе знаменитый ответ на вопрос американца про язык упомянутого дневника - «албанский»). Русские пользователи ЖЖ в рамках флэшмоба также стали оставлять множество подобных комментариев к постам американского автора, и в конечном итоге он был вынужден временно удалить свой журнал.

Предшественником языка падонков является язык кащенитов, особой группы людей, обитавших в эхоконференции Фидонета SU.KASCHENKO.LOCAL. Именно кащениты первыми придумали писать нарочито неправильно. В разное время язык кащенитов менялся, и в Интернет, уже под именем «язык падонков», попала уже устоявшаяся версия языка. В Интернете язык практически не развивался, однако породил множество устойчивых выражений.

Последователем языка падонков можно считать язык Упячки , хотя этот «язык» слишком специфичен: в основном он представляет из себя смесь нескольких отдельных слов, не несущих по большей части смысловой нагрузки, например: «Жепь ебрило», «Чочо», «Адинадинадин» и т. д.

Распространение

Стиль получил распространение в Интернете, причём нарочитая нецензурность и цинизм стиля отступили, отчего области употребления значительно расширились. Большое распространение язык падонков получил с появлением в интернете блогов , в которых «падонки» оставляли свои «каменты» (комментарии). Жаргон оказал сильное влияние на развитие языковых штампов Живого Журнала , породившего ряд распространённых «каментов», таких как «первыйнах» (первый комментарий), «аффтар жжот», «убейся апстену», «выпей йаду», «зачот», «аццкий сотона» и т. п. В соответствии с описанными нормами, в жаргон были включены также английские слова из общеинтернетовской лексики, элементы сленга и оригинальные выражения.

В настоящее время жаргон «падонков» постепенно переходит из виртуальной жизни в реальную. Все чаще его можно встретить в рекламе и на витринах магазинов (не говоря уж про граффити). И даже в заголовках аналитических статей, напр.: Среди сторонников чистоты речи сленг крайне непопулярен и подвергается обструкции .

В популярной культуре

Отсылки к жаргону падонков в литературе, музыке, кино - не редкость.

  • Пародийная группа «The Неподарки» исполняет песни на жаргоне падонков.
  • В песне «Бабушка спросила» группы «Ландыши » есть строки:

Об этом уникальном феномене
Я рассказал Гордону на досуге
Гордон ответил мне на модной фене:
«Жжошь, сцуко!»

  • В произведении Виктора Пелевина Шлем ужаса на языке пАдонкаф разговаривал персонаж S"liff_zoSSchitan .

Возможные прототипы

Переход от ё к йо и от я к йа представляет собой процесс, отчасти обратный историческому процессу возникновения этих букв: буква «ё» была введена в 1783 г. как замена «іо», а «я» (вернее, её предшественники юс малый и а йотированное) появилась как лигатуры εν и ıa соответственно. Впрочем, фонетическое значение юса малого при его появлении было иным (e носовое, а не ja), а кроме того, йотированные гласные и io использовались и после согласных (где означали один звук), что для языка падонков характерно не всегда.

Фонетически правильная, но орфографически некорректная запись (так называемое «неграмотное письмо») существовала начиная с фонетических изменений XIV-XV вв. (появления аканья, отвердения шипящих, оглушения конечных, упрощения сочетаний), которые сделали возможными графически верные записи, не соответствующие принятой в книжном письме этимологической орфографии (сколь бы широки ни были её нормы в разные периоды до стабилизации русской орфографии в середине XIX века). В бытовой письменности (грамоты, частные письма, граффити), особенно в кругу людей, не связанных с церковью или литературой (пусть даже высокопоставленных), такая графика всегда имела широкое хождение; например, Пётр I писал матери царице Наталье Кирилловне : А я, слава Богу, кроме сего натсажать себя иным не стану и поеду по мере не замешкаф; а Андурския <Гамбургские> карабли ещё не бывали. По сем, радасть моя, зравствуй, а я малитвами твоими жиф . Нарочитого характера, в отличие от языка падонков, такая графика не носит, а обычно связана с неполным владением книжной орфографической нормой; соответственно не ставится и задачи последовательного отталкивания от неё (таким образом, на конце слова при «неграмотном письме» будет гораздо чаще писаться -к , чем -г , в соответствии с реальным произношением, а специальной замены орфографического -к на -г не будет; она возможна лишь в случаях гиперкоррекции).

Источники

Ссылки

  • SU.KASCHENKO.LOCAL - архив фидонетовской эхоконференции на Google Groups
  • Мадонна, учи албанский (рус.)

Публикации

  • Лера Жан. ЭФФЕКТ «ПРЕВЕД». // Журнал «Я» , № 7 (31) 27 марта - 9 апреля, 2006. Статья, полностью раскрывающая историю создания картинки с «ПРЕВЕД»ом. Интервью с авторами.
  • Сергей Вильянов «Полный превед» // «Компьютерра» , № 11 (631), 21 марта 2006.
  • Гасан Гусейнов «Берлога веблога». Введение в эрратическую семантику // «Говорим по-русски» , март 2005 - первая попытка определить культурную функцию «языка падонков» (которых автор также неточно называет «гоблинами» и «удавами»). Впервые предложен термин для определения типичного для «языка падонков» словоискажения - эрратив. Впервые в бумажной печати тема эрративов рассмотрена в статье:
  • Гасан Гусейнов Заметки к антропологии русского Интернета: особенности языка и литературы сетевых людей // НЛО, № 43, 2000
  • А. Вернидуб «У языка есть афтар» // «Русский Newsweek» , № 17 (47), 16-22 мая 2005 - первая статья о «языке падонков» в бумажной прессе. Весьма точно отражает историю и происхождение языка.
  • П. Протасов. «П@утина, выпуск 25» // Русский журнал , 23 мая 2005 - статья о роли Фидонета в возникновении «языка падонкаф».
  • С. Белухин. «Аффтары сказали Newsweek’у своё „кг/ам“» // Ytro.Ru, 17 мая 2005. Изобилует неточностями и неоправданными обобщениями.
  • С. Голубицкий «„Креатифф“ и Bit Torrent» // «Компьютерра» , № 21 (593), 7 июня 2005.
  • «Арфаграфия или Аффтар, пеши ищо!» // «Лучший Город», статья о том, что русский язык велик и могуч.
  • Игорь Белкин, Александр Амзин. «ПОЛНЫЙ ПРЕВЕД» , Лента. Ru, 28 февраля 2006. // Интернет-сленг все чаще выходит за пределы виртуального пространства.