Окружающий мир - это все, что окружает нас. ? Каков вклад предмета «Окружающий мир» в развитие и воспитание младшего школьника? "Трогательные факты

Изучение окружающего мира оказывает благотворное влияние на развитие разных сторон личности ребенка и, прежде всего, на его умственное развитие. В процессе познания природы, социального мира происходит совершенствование сенсорных процессов, мышления, речи, развивается любознательность. Окружающий мир − источник чувств. Постоянно наблюдая явления окружающего мира и находясь во взаимодействии с его предметами и объектами, младший школьник приобретает не только богатый чувственный опыт, но и развивает умения анализировать, устанавливать связи и зависимости, обобщать наблюдаемое и делать выводы − в общем все то, что делает ребенка умнее, сообразительнее, любознательнее. Вместе с тем воспитывается логика мысли, развиваются логически правильная речь и воображение.
В процессе ознакомления с окружающим миром достаточно легко создавать ситуации удивления, вопроса, предположения, предвидения, которые становятся основой для появления мотива получения знаний, приобретают особое значение в развитии логического мышления и связной речи (речи-рассуждения). Истина самого слова, логическое упражнение мысли − вот те элементы развития, которые, по мнению К.Д. Ушинского, рождаются в процессе познания ребенком мира, например мира природы. «Все, что есть в речи логического, − писал великий педагог, − проистекает из наблюдений человека над природой», а сама логика «есть не что иное, как отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы».
Деятельность, которой занимаются дети на уроках окружающего мира, способствует развитию учебно-познавательных умений : школьники ставят и решают проблемные задачи, применяют логические операции, проводят сравнение, классификацию, находят причинные зависимости и пр.
С развитием мышления тесно связано и формирование
коммуникативных умений : участие в диалоге, в совместном обсуждении проблемы, построение связного повествования и др.
Необходимо обратить внимание еще на один существенный результат, к которому приводит процесс изучения окружающего мира − развитие детской эрудиции. В начальной школе дети получают достаточно большой объем знаний из разных образовательных областей − естествознания, географии, истории, обществоведения, анатомии и др., то есть предмет «Окружающий мир» является курсом культурологическим, формирующим общую культуру и эрудицию ребенка.
«Если душа здорова, если она спокойна, степенна и воздержанна, то и ум будет ясным и трезвым…» − эти слова философа Л. Сенеки подтверждают взаимосвязь умственного и нравственного воспитания.
Процесс изучения окружающего мира затрагивает не только область умственного развития, но и способствует нравственному становлению личности, формированию гуманного отношения ко всему живому. Ребенок усваивает правила поведения в природе, в обществе, учится взаимодействовать с другими людьми, понимать самого себя и управлять своим поведением. Изучение нашего общества, истории государства, его культуры, обычаев, гражданских войн создает условия для воспитания высших нравственных чувств − патриотизма, гуманизма, интернационализма
Конечно, не у всех детей сформировано инициативное, самостоятельное нравственно ценное поведение. У многих школьников преобладает утилитарное, созерцательное, а иногда и эгоистическое отношение к объектам и людям.
Задача учителя − воспитать у ребенка желание правильно применять полученные знания, объективно оценивать свое поведение в социальной и природной среде, сравнивать его с образцовым. Именно занятия по предмету «окружающий мир» позволяют перевести знания в самостоятельную деятельность: труд на природе, помощь сверстнику, проявление внимания к взрослому и др.
Важным
аспектом нравственного развития детей является воспитание экологической культуры. Дети познают азбучные истины науки о взаимодействии растительных и животных организмов, о связи человека с природой, о необходимости бережного, рачительного и разумного к ней отношения. В последние годы произошла экологизация всех естественнонаучных знаний, которые предлагаются младшим школьникам. В рамках предмета «Окружающий мир» дети знакомятся с наиболее важными экологическими связями в природе, а полученные ими знания становятся фундаментом для воспитания экологически грамотного отношения к среде обитания. Обогащается опыт эмоциональных оценок поведения человека в природе, развиваются умения и навыки ухода за животными и растениями, оказания им необходимой помощи как в искусственно созданной, так и естественной среде их обитания.
В основе
эстетического воспитания младших школьников, которое осуществляется на уроках окружающего мира, лежит образное, эмоциональное восприятие объектов, созданных природой и человеком. Возникающие при этом ситуации удивления определяют эмоционально-положительное отношение к рассматриваемому объекту. В этом случае эмоции выполняют ориентирующую и регулирующую роль. Разнообразие, яркость, динамичность объектов окружающего мира влияют на устойчивость эмоциональных впечатлений, а взаимосвязь между эмоциональными познавательным становится условием развития эстетических чувств. Задача уроков как раз и состоит в том, чтобы поддержать родившееся эмоциональное состояние, использовать его для приобретения знаний и развития познавательного интереса.
Исходя из психологических особенностей взаимодействия ребенка младшего школьного возраста с окружающим миром, определяется первое концептуальное положение построения курса − целесообразно, чтобы он был интегрированным. Многие ученые отмечали важность интегрированного изучения окружающего мира. Еще великий философ Г. Гегель указывал на то, что познание отдельных сторон действительности вне их взаимосвязи рождает «болезнь блуждания от одного предмета к другому и интеллектуальную бестолковость».
Интегрированное построение предмета «Окружающий мир» предоставляет такие возможности:
– устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек – природа – общество»;
– осознает необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;
– подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознает возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;
– подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.
Предмету «Окружающий мир» свойственны следующие
функции .
Образовательная функция заключается в формировании разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественно-научных, обществоведческих, исторических и психологических понятиях, развитии целостного восприятия окружающего мира.
Развивающая функция обеспечивает: осознание отдельных (доступных для понимания) связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника, формирование предпосылок научного мировоззрения. Обеспечивается формирование общеучебных умений − выделять существенные и несущественные признаки объекта, сравнивать, обобщать, классифицировать, понимать главную мысль научного текста, осознавать, что любое событие происходит во времени и в пространстве, фиксировать результаты наблюдений и др. Развивающая функция предмета предполагает и формирование элементарной эрудиции ребенка, его общей культуры.
Воспитывающая функция включает решение задач социализации ребенка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир, формирование нравственных и эстетических чувств.
Культурологическая функция обеспечивает условия для развития общих представлений школьников о культуре человеческого общества, о тех достижениях, которые появились в процессе его развития. Содержание, которое помогает реализовать эту функцию, включает разнообразные знания об основных сторонах культуры (образование, история книгоиздания, искусство, наука, техника и пр.), что способствует развитию культуры и эрудиции самого ребенка.
Пропедевтическая функция обеспечивает подготовку младшего школьника к усвоению самых разнообразных сведений как из естественнонаучных дисциплин (биология, физика, химия и др.), так и гуманитарных (литература, обществоведение, история и др.) в среднем звене.
Таким образом, мы рассмотрели понятие об общем развитии личности младшего школьника, ознакомились с психолого-педагогические особенностями детей этого возраста, изучили значение предмета «Окружающий мир» в общем развитии детей младшего школьного возраста.

А.А. Вахрушев

Программа «Мир и человек» входит в образовательную модель «Школа 2100» (рук. А.А. Леонтьев).

Основное умение, формируемое в курсе – понимание окружающего мира. Понимать окружающий мир – это значит:

1) знать, что и почему происходит в мире;

2) предполагать, что с ним может произойти;

3) решать, как себя вести в нем.

Основные задачи обучения естествознанию в начальной школе – формирование умений учиться всю жизнь и воспитание человека, осознающего свое место и место человечества в окружающем его мире.

Средством воспитания и образования школьника начальных классов является знакомство с элементарной целостной научной картиной мира. Смысл сообщения картины мира при минимуме сообщаемых знаний – сделать человека сознательным участником жизни.

Главным способом познания природы должен быть исследовательский. В его основе лежит поисковая ориентация, а главной целью является не воспроизведение готовых знаний, а их получение самим учащимся из своего непосредственного опыта.

Объяснить детям сложные законы природы поможет так называемый «прием рюмки», который позволяет рассматривать любой закон природы, опираясь на знакомый школьнику опыт. Закон не доказывается, не выводится, а поясняется по возможности разнообразным наблюдательным опытом младшего школьника.

В программе 1-го класса «Я и мир вокруг» школьники познают мир, сравнивая его с собой, как наиболее известным объектом.

Программа 2-го класса «Наша планета Земля» знакомит школьников с языком географических карт. Географический подход позволяет детям упорядочивать огромную информацию, которую обрушивает на них современная цивилизация.

Главная идея программы для 3-го класса «Живые обитатели планеты» состоит в раскрытии ведущей роли живых организмов в поддержании порядка на поверхности нашей планеты.

Программа 4-го класса «Человек и природа» посвящена человеку и его роли в биосфере Земли.

Содержание программы базируется на принципах развивающего обучения, является личностно ориентированным и направлено на формирование целостного образа мира («не мира вокруг меня, а мира, частью которого я являюсь»). Программное содержание отличается экологической направленностью, историчностью (сведения об эволюции планеты, органического мира, человека и т.п.), культурологической ориентацией. Обучение строится на деятельностно-проблемном подходе, исследовательском методе. Большое внимание уделяется развитию самостоятельности и творчества.

Окружающий мир

И.П. Товпинец

Программа создана на основе программы «Естествознание» (Н.Я. Дмитриева, И.П. Товпинец) в дидактической системе развивающего обучения Л.В. Занкова .

Программа направлена на формирование у школьников широкой целостной научной картины мира.

В курсе интегрируются естественнонаучный и обществоведческий компоненты содержания.

Курс обеспечивает формирование различных надпредметных умений: умений наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и обобщения. Содержание курса обеспечивает формирование эмоционально ценностного отношения к природе.

В 1-м классе проводятся ознакомительные уроки-экскурсии в природу, направленные на формирование целостного представления о мире во всем его многообразии.

Со 2-го класса изучается курс «Естествознание». Дети знакомятся с жизнедеятельностью растений и животных во взаимосвязи с сезонными изменениями в природе и их приспособленностью к условиям внешней среды, узнают о закономерных изменениях в жизни растений и животных.

Программа 3-го класса предусматривает более глубокое осмысление закономерной связи живой и неживой природы. Значительное внимание уделяется знакомству с природными сообществами (лесом, лугом, водоемом). Существенная роль отводится изучению воды и воздуха как среде обитания, их значению для жизни животных, растений и человека.

В 4-м классе формируется представление об организме человека как о целостной системе, где все органы взаимосвязаны и находятся в состоянии изменчивого равновесия с внешней средой.

1 класс «Мир вокруг» (30 ч).

2 класс «Естествознание» (34 ч).

3 класс «Естествознание» (34 ч).

4 класс «Естествознание» (34 ч).

Система Л.В. Занкова направлена на общее психическое развитие младших школьников на основе многогранной психической деятельности, которая обеспечивается включением наряду с интеллектуальной сферой эмоций, чувств, волевых качеств ребенка. В программе и методике обучения естествознанию конкретизируются типические педагогические свойства (многогранность, вариантность, коллизийность, процессуальность) и дидактические принципы развивающего образования.

В данной статье представлен материал для учащихся 3 класса, окружающий мир для которых предоставлен в виде упрощенных моделей экосистемы. Также рассмотрено понятие общества людей, его структура и значение в жизни каждого человека. На простых примерах идет процесс объяснения окружающего мира. Это главная задача данного материала.

Понятие экосистем

Для того чтобы школьнику 3 класса лучше понять, что представляет собой планета Земля, необходимо наглядно продемонстрировать модель глобуса. Наша планета имеет наружную оболочку, которая называется атмосферой. Все живые организмы на Земле дышат атмосферным воздухом. Атмосфера защищает Землю от перегрева, от излучений космических лучей.

Земля имеет водную оболочку - это гидросфера. Гидросферу образуют подводные воды, реки, моря, океаны земного шара.

Литосфера образует твердую оболочку Земли. Суша, горы, земля относят к литосфере.

Все живые организмы, обитающие на Земле, живут в биосфере. Биосфера находится на границе всех других трех сфер.

Все живые организмы на Земле живут в воздушной, водной и наземной среде. Для того чтобы круговорот веществ в природе не прекращался, все живые организмы не могут обходиться друг без друга. Все организмы по функциям (или ещё можно сравнить функции организмов с профессиями) делятся на производителей, потребителей и разрушителей. Производители - это растения и деревья, потребители - это в основном все животные, а вот к разрушителям относят бактерии, грибы и червей. Производители, потребители и разрушители не могут жить на Земле без воздуха, воды, почвы и горных пород. Следовательно, все выше перечисленные элементы можем разделить на две большие группы: живая и неживая природа. Таким образом, можно представить окружающий мир - это живая и неживая природа.

Понятие общества. Его структура

Для ученика 3 класса для определения понятия общества следует привести в пример его собственную семью, которая (в основной массе) состоит из членов: отец, мать, бабушка, дедушка, братья, сестры. Семья (группа людей) является элементарной или основной ячейкой общества. Все члены общества взаимодействуют между собой. Таким образом, также и общество - это окружающий мир. Всё общество держится на четырех составляющих. Этими составляющими являются парламент, больница, церковь, тюрьма. Окружающий мир - это определенная структура, которая была сформирована еще в древние времена, и её основа сохранена и на сегодняшний день.

Понятие экономики

Давайте выделим те вещи, которые необходимы человеку для жизни. Такие вещи называются потребностями. Что мы можем отнести к потребностям человека? Это потребность в еде, в отдыхе, в одежде, в работе, в сохранении здоровья, в транспорте, в безопасности. Этот список можно еще долго продолжать. Потребности у человечества различны по цели и смыслу.

Потребности могут быть познавательными (театр, книги, телевидение), физиологическими (голод, сон), материальными (квартира, компьютер, машина, дача). Многое нам дает природа - это тепло солнца, воздух, вода, урожай земли. А любовь, общение, дружба - это все мы получаем, общаясь друг с другом. А все материальные блага - это то, чего не может быть в природе (дома, машины, одежду) - дает нам экономика. В переводе с греческого языка - "ведение домашнего хозяйства". Вот в таком простом объяснении для учеников 3 класса окружающий мир будет выглядеть просто и понятно.

Заключение

В заключение хотелось бы сказать, что, несмотря на масштабность и сложность, окружающий мир - это довольно хрупкая структура, ценить, а главное, беречь его для будущих поколений является главной задачей взрослых перед детьми. Но при этом на этапе обучения у подрастающего поколения необходимо сформировать соответствующую систему ценностей.