Огэ русский задание 9 теория и тесты

Пример задания. Среди предложений 24–28 найдите предложение с обособленными однородными определениями. Напишите номер этого предложения.

не возьмёт копии.

Ответ: 27

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОГЭ – 2015. Задание 9

Осложнённое простое предложение

Пример задания. Среди предложений 24–28 найдите предложение с обособленными однородными определениями. Напишите номер этого предложения.

– (24)А зачем нам ваши копии? – с вызывающей агрессией вдруг вклинилась в разговор старшая девочка, и Анна Федотовна подивилась, каким официально-нечеловеческим может стать голос ребёнка. – (25)Музей

не возьмёт копии.

– (26)Не возьмёт, и вы не берите. – (27)Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии. – (28)И пожалуйста, верните мне все документы.

Ответ: 27

  • В задании необходимо будет записать номер предложения, осложнённого или однородными, или обособленными членами предложения
  1. Однородные члены предложения

При отсутствии союзов между однородными членами предложения ставится запятая .

Синие, желтые, белые.

Есть запятая перед союзом а, но, да = но, зато, однако, хотя, а также.

После однородного члена, присоединенного этими союзами, запятой нет.

Не синие, а белые. Мал, да удал.

Было жарко, хотя ветрено и в долине реки.

Нет запятой при одиночных союзах и, или, либо, да = и (могут соединять однородные члены попарно, но не повторяются перед ними подряд: О и О, О и О).

Синие или красные.

Синие, желтые да белые.

Синие и красные, желтые и белые.

Если союзы и, или, либо, да = и повторяются перед однородными членами, то перед ними (кроме первого однородного члена) ставятся запятые: (и ) О , и О , и О…

При этом часть однородных членов может быть соединена повторяющимися союзами, а часть – бессоюзной связью.

Они росли и в поле, и в лесу , и в саду.

Стали они есть, да пить, да веселиться.

Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину, и ночь и звезды, и луну.

Нет запятой при повторяющимся и:

Между двумя однородными членами, если они образуют тесное смысловое единство. И при них нет зависимых слов;

Если два однородных члена с и между ними, образующих тесно связанную по смыслу группу, соединяются союзом и с третьим однородным членом.

Я им и живу и дышу.

…Есть и ситец и парча.

Он человек честный и прямой и довольно умный.

Есть запятая при повторяющихся союзах ни-ни, то-то, не то - не то.

Не знаю ни его, ни ее, ни прочих.

Он не то глуп, не то необразован.

Ставится запятая перед второй частью двойных союзов:

как – так и, не так – как, не только – но и, хотя и – но, если не – то, чем – тем, настолько – насколько, не столько – сколько…

Давно знаю как его, так и ее.

Он не так умен, как начитан и знает если не все, то многое.

Она хотя и умна, но зла.

Обобщающее слово при однородных членах предложения

Правило

Схема

Пример

После обобщающего слова перед однородными членами – двоеточие.

О: О, О, О…

Я слышу звуки: рев, шипенье, крики…

После однородных членов перед обобщающим словом – тире.

О, О, О - О

Поля, луга, леса – всё зазеленело.

Обобщающее слово может употребляться дважды: до и после однородных членов.

О: О, О, О - О

Хочу знать про все: встречи, письма, сны – про всё, что было.

Если обобщающее слово стоит до однородных членов, а после них предложение продолжается, то после однородных членов – тире.

Тире может опускаться , если в этом же месте требуется ставить запятую.

О: О, О, О - …

Всюду: и в лесу, и в поле, и на дорогах – было уже сухо.

Многое он испытал : нужду, голод, страх , но не сломался.

Отделяются запятой от обобщающего вводные слова и то есть, а именно, как-то, стоящие после обобщающего слова перед однородными членами или после однородных членов перед обобщающим словом (см. схемы).

О, вв: О, О, О…

О, О, О – вв, О

В музее были ценные экспонаты, например: шпага Берга, дубина народной войны…

Вымок, замерз, устал – словом, намаялся.

Группа однородных членов может выделяться тире с двух сторон , если имеет характер уточнения, пояснения.

О – О, О, О –

Разные цветы – желтые, синие, белые, красные покрыли всю равнину.

Без обобщающего слова двоеточие перед однородными членами стоит для предупреждения, что следует перечисление.

: О, О, О…

Тут были : Иван Иванович, его супруга, его дочь и зять.

  1. Обособленные члены предложения

1. обособленные обстоятельства

2. обособленные согласованные определения

3. обособленные несогласованные определения

4. обособленные приложения

5. обособленные дополнения

1. Обособленные обстоятельства

  • Что такое ОБОСОБЛЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА?

Обособленные обстоятельства - это обстоятельства, которые выделены интонационно и пунктуационно.

Обстоятельства отвечают на вопросы ГДЕ? КУДА? КОГДА? ОТКУДА? ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? и КАК?

  • Чем могут быть ВЫРАЖЕНЫ обособленные обстоятельства?

Обособленные обстоятельства могут быть выражены:

1. одиночным деепричастием (Пошумев, река успокоилась)

2. деепричастным оборотом (Мужики, увидев помещика, сняли шапки)

3. сравнительным оборотом (Голова у нее острижена, как у мальчишки )

4. оборотом с предлогом НЕСМОТРЯ НА - обстоятельство уступки (На улицах, несмотря на яркое солнце , горели фонари.)

5. существительными с производными предлогами БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, ВВИДУ, ВСЛЕДСТВИЕ, ПРИ УСЛОВИИ, ПО ПРИЧИНЕ и т.п. (В комнате Елены, благодаря плотным занавескам , было почти темно. Дети, вопреки морозу , вышли погулять. Детям, по причине малолетства , не определили никаких должностей)

  • НЕ ПУТАЙТЕ

Деепричастные обороты с вводными словами:

Судя по всему , наше путешествие затянется. По совести говоря, мне не хочется об этом рассказывать.

Деепричастные обороты с придаточными определительными:

Вот книга, прочитав которую вы узнаете много интересного . Перед старыми заводами возникали десятки проблем, не решив которые невозможно перейти к новым методам постройки кораблей .

2. Обособленные согласованные определения

  • Что такое ОБОСОБЛЕННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ?

Обособленное определение - это определение, которое выделяется интонацией и запятыми.

Определения отвечают на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? и др.

Определения бывают СОГЛАСОВАННЫЕ и НЕСОГЛАСОВАННЫЕ.

  • СОГЛАСОВАННЫЕ определения могут быть выражены:

1. причастным оборотом (Тропинка, зарастающая травой, вела к реке.)

2. прилагательным с зависимыми словами (Довольный своими успехами, он рассказал мне о них.)

3. одиночным прилагательным или причастием (Счастливый, он рассказал мне о своих успехах. Уставшие, туристы решили отказаться от повторного восхождения.)

4. однородными одиночными прилагательными (Ночь, облачная и туманная, окутала землю.)

3. Обособленные несогласованные определения

Обособленные несогласованные определения могут выражаться:

Существительным с зависимыми словами или без,

Неопределённой формой глагола с зависимыми словами или без,

Прилагательным в сравнительной степени с зависимыми словами.

Чем отличается несогласованное определение от согласованного?

Согласованное определение - это определение, которое связано с определяемым словом при помощи согласования (деревянный забор, наш подъезд, второй этаж, летящий шар).

Несогласованное определение - это определение, которое связано с определяемым словом при помощи управления и примыкания (улица города, юбка в клеточку, её ученики, бумага потолще, прогулка верхом, ребёнок лет пяти, обещание любить). Определяемое слово для несогласованного определения тоже выражается существительным или местоимением.

К несогласованному определению, выраженному существительным, можно задать два типа вопроса: какой? и вопрос косвенного падежа.

Пример предложения с обособленным несогласованным определением:

Москва, вся в новогодних гирляндах, выглядела красиво.

Москва КАКАЯ? В ЧЁМ? вся в новогодних гирляндах

4. Обособленные приложения

  • Что такое ПРИЛОЖЕНИЕ?

ПРИЛОЖЕНИЕ – это определение, которое выражено существительным.

Приложение по-новому характеризует предмет, дает ему другое название или указывает на степень родства, национальность, звание, профессию, возраст и т. д.

Приложение всегда употребляется в том же падеже, что и существительное, к которому оно относится.

Приложение может быть нераспространённым (состоящим из одного существительного) и распространённым (состоящим из существительного с зависимым словом или словами).

Например: Следом за Деевым прошёл к саням и Сапожков, железнодорожник .

Хозяин, суровый мужик , не рад был ни гостям, ни наживе.

  • Некоторые приложения могут употребляться с союзом КАК.

Например: Как всякий литературный новатор, Некрасов был крепко связан с традициями своих великих предшественников.

  • Приложение может обособляться не только запятой, но и тире:

а) если стоит в конце предложения и является разъяснением к сказанному (перед таким приложением можно вставить союз а именно). Например: На маяке жил только сторож - старый глухой швед.

б) если приложение относится к одному из однородных членов, чтобы не смешивать приложение с однородным членом. Например: За столом сидели хозяйка дома, её сестра - подруга моей жены, двое незнакомых мне лиц, моя жена и я.

в) для выделения с двух сторон приложений, имеющих пояснительное значение. Например: Какая-то ненатуральная зелень - творение скучных беспрерывных дождей - покрывала жидкою сетью поля и нивы.

г) для того, чтобы отделить однородные приложения от определяемого слова: Например: Лютейший бич небес, природы ужас - мор свирепствует в лесах.

Внимание! Приложения, написанные через дефис и заключённые в кавычки, обособленными НЕ ЯВЛЯЮТСЯ! Например: Девочки-подростки на другом углу площади уже выводили хороводы. Мы смотрели балет "Лебединое озеро".

5. Обособленные дополнения

Обособленные дополнения выражаются: именами существительными с предлогами или предложными сочетаниями кроме, вместо, помимо, сверх, за исключением, исключая, включая, наряду с и др. со значением включения, исключения, замещения, то есть ограничительным или расширительным значением.

Например: Тут, кроме небольшого столика с зеркалом, табурета и тряпья, не было никакой другой мебели, и, вместо лампы или свечи, горел яркий веерообразный огонек.

Мистер Гопкинс, наряду с другими людьми в серых касках , стоял неподвижно.


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Готовимся к ОГЭ Задание 3 Выразительные средства лексики и фразеологии.

Олицетворение Наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека. Например: Спит земля в сиянье голубом. . Вечор, ты помнишь, вьюга злилась.

Эпитет Образное определение, отвечающее на вопрос какой? Какая? Какие? и обычно выраженное именем прилагательным. Например: Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она.

Сравнение Сопоставление одного предмета с другим. Сравнение может быть представлено: а) формой сравнительного оборота, присоединяемого с помощью союзов КАК, ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО, КАК БУДТО, ЧТО (в значении союза КАК) Например: Хорошо и тепло, как зимой у печки, И берёзы стоят, как большие свечки. б) сравнительным придаточным предложением Например: Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду. в) существительным в Т.п. Например: Морозной пылью серебрится его бобровый воротник.

Гипербола излишнее преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета. В сто тысяч солнц закат пылал. Я сто раз звонил теьбе по телефону, пока ты спал!

Литота чрезмерное преуменьшение свойств изображаемого предмета или явления. Например, мальчик-с-пальчик; Ниже тоненькой былиночки пригнуться нужно.

Метафора перенос свойств с одного предмета на другой на основании их сходства. Например: Пустых небес прозрачное стекло. (небеса сравниваются со стеклом, союза нет) Багровый костер заката. (закат сравнивают с костром, союза нет)

Градация расположение слов по нарастанию или убыванию их значения(смыслового или эмоционального) Например, Сейте разумное, доброе, вечное …

Риторический вопрос это вопрос, который ставится с целью усиления утверждения и на него не требуется ответа. Например: И какой же русский не любит быстрой езды? Кто из нас в детстве не рвал штанов?

Антитеза резкое противопоставление понятий, мыслей, образов. Например: Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, матушка- Русь!

Фразеологизм Это устойчивое сочетание слов, употребленное в переносном значении

Деньги как вода - имеется в виду та легкость, с которой они тратятся Ждать у моря погоды - ждать благоприятных условий, которые вряд ли сложатся Из пустого в порожнее (переливать) - заниматься пустыми, бессмысленными рассуждениями Как две капли воды - похожи, неотличимы Как в воду глядел - предвидел, точно предсказал события,как будто знал заранее Как в воду канул – пропал, бесследно, без вести исчез Как в воду опущенный – печальный, грустный Дождь как из ведра - сильный дождь Как вода сквозь пальцы – тот, кто легко уходит от преследования

Контекстные антонимы Это слова, которые тольк о в данном предложении являются антонимами: Они сошлись волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень …

Тренировочные упражнения

Укажите, какое средство выразительности используется в предложениях: 1) Что может быть легче – выкармливать жадного поросенка, ничего не признающего в мире, кроме еды! А)эпитет; Б)олицетворение; В)метафора; Г)сравнительный оборот. А

Укажите, какое средство выразительности используется в предложениях: 2) Это понимает хозяйка, и это понимает и лиственница. А)метафора; Б)олицетворение; В)гипербола; Г)эпитет. Б

Укажите, какое средство выразительности используется в предложениях: 3)Все испаряется, даже тоска уходит вместе с другими человеческими очарованиями, оставляя на полу лишь только бессмысленное, подрагивающее от какого-то нижайшего страха тело. А)олицетворение; Б)метафора; В)инверсия; Г)сравнительный оборот. Б

Укажите, какое средство выразительности используется в предложениях: 4)Золотые искры цветов потухли навсегда. А)олицетворение; Б)метафора; В)гипербола; Г)гротеск. Б

Укажите, какое средство выразительности используется в предложениях: 5)Я знаю в лесу одно дерево: сколько лет уже оно борется за свою жизнь, старается выше расти, уйти от рук ломающих. А)олицетворение; Б)метафора; В)эпитеты; Г)метонимия. А

Укажите, какое средство выразительности используется в предложениях: 6)И он готов ради этого работать день и ночь, трудиться не покладая рук. А)эпитет; Б)олицетворение; В)синтаксический параллелизм; Г)фразеологизмы. Г


Слайд 1

Готовимся к ОГЭ 2016
Выполните задание 9 ОГЭ (простое осложнённое предложение)

Слайд 2


Задание 9 ОГЭ 2016. 1. Среди предложений 33 - 40 найдите предложения с обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений.
- Стой, молчи! (34)Это мне в пору, а то меня мысли одолевают. - (35) Валяй, Лексей! (36)Он обнял меня за шею горячей, влажной рукою и через плечо моё тыкал пальцем в буквы, держа книжку под носом моим. (37)Я почти задыхался, а он, приходя в ярость, хрипел и кричал мне в ухо: - (38)Земля! (39)Люди! (40)Слова были знакомы, но славянские знаки не отвечали им: «земля» походила на червяка, «глаголь» – на сутулого Григория, «я» – на бабушку со мною, а в дедушке было что-то общее со всеми буквами азбуки.

Слайд 3


Задание 9 ОГЭ 2016 2. Среди предложений 15 – 20 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Напишите номер этого предложения.
(15) – Амбар, соседи, отстаивайте! (16)Перекинется огонь на амбар, на сеновал, - наше всё дотла сгорит и ваше займётся! (17)Рубите крышу, сено – в сад! (18)Батюшки-соседи, беритесь дружней! (19)Она была так же интересна, как и пожар; освещённая огнём, который словно ловил её, чёрную, она металась по двору, всюду поспевая, всем распоряжаясь, всё видя. (20) На двор выбежал Шарап, вскидываясь на дыбы, подбрасывая деда; огонь ударил в его большие глаза, они красно сверкнули; лошадь захрапела, уперлась передними ногами; дедушка выпустил повод из рук и отпрыгнул.

Слайд 4


Задание 9 ОГЭ 2016. 3. Среди предложений 24 – 28 найдите предложение с однородными обособленными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.
(24)Вот по двору бежит кошка, остановилась перед лужей и, глядя на своё отражение, подняла мягкую лапу, точно ударить хочет его. (25)Хорошее Дело говорит тихонько: (26) – Кошки горды и недоверчивы… (27) Вот золотисто-рыжий петух Мамай, взлетев на деревянную изгородь, укрепился, встряхнул крыльями, едва не упал и, обидевшись, сердито бормочет, вытянув шею. (28) – Важен генерал, а не очень умный…

Слайд 5


Задание 9 ОГЭ 2016. 4. Среди предложений 20 – 26 найдите предложение с однородными обособленными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения
(20)Я очень обрадовался чистой работе и началу учения, но смотрел на бумагу и инструменты с благоговейным страхом, ничего не понимая. (21) Однако тотчас же, вымыв руки и взяв карандаш, сел учиться. (22) Провёл на листе все горизонтальные, сверил – хорошо! (23)Хотя три оказались лишними. (24)Провёл все вертикальные и с изумлением увидел, что лицо дома нелепо исказилось: окна перебрались на места простенков, а одно, выехав за стену, висело в воздухе. (25)Парадное крыльцо поднялось на воздух до высоты второго этажа, карниз очутился посередине крыши, слуховое окно – на трубе. (26) Я долго, чуть не со слезами, смотрел на эти непоправимые чудеса, пытаясь понять, как они совершились.

Слайд 6


Задание 9 ОГЭ 2016. 5. Среди предложений 40 – 43 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
(40)Вот когда поднялись они из-под взгорка – серые, страшные, нелюди какие-то, это были враги! (41) Их-то Сашка готов был уничтожать безжалостно! (42) Но, когда брал он этого фрица, дрался с ним, ощущая тепло его тела, силу мышц, показался он Сашке обыкновенным человеком, совершенно таким же солдатом, как и он, только одетым в другую форму, только одураченным и обманутым. (43) Поэтому и мог разговаривать с ним по-человечески, принимать сигареты, курить вместе…

Слайд 7


Задание 9 ОГЭ 2016. 6. Среди предложений 20 – 24 найдите предложение с однородными обособленными однородными определениями. Напишите номер этого предложения.
(20) Потому как были они в гражданском – кто в пиджаках, кто в куртках, кто в плащиках, - и в руках у них не оружие, а у кого кожаные портфели, у кого бумажные свёртки, и у каждого почти утренняя газета из кармана торчит. (21)Ну, а о женщинах и девушках и говорить не приходится: стучат каблучками туфелек, кто в юбке и кофточке, кто в платьице пёстром, весёлом. (22) И кажутся они Сашке разодетыми, будто из мира совсем другого, для него почти забытого, а теперь каким-то чудом вернувшегося. (23) И странно ему всё это, и чудно – словно и войны нет никакой! (24) Словно не бушует, не обливается кровью всего в двухстах верстах отсюда горящий, задымлённый, в грохоте и в тяготе фронт.

Слайд 8


Задание 9 ОГЭ 2016. 7. Среди предложений 12 – 18 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.
(12) Думаешь, мне есть неохота? (13) Думаешь, не устал я? (14) Но всё это мелочи жизни. (15) Главное, солнце вижу, небо, поля эти, деревушки. (16) Это же понять надо! – (17) Он опять хохотнул чудно, а Сашка покачал головой – впрямь парень тронутый. (18) Сам Сашка особой радости не ощущал, потому как давила грудь разлучная тоска.

Слайд 9


Задание 9 ОГЭ 2016. 8. Среди предложений 26 – 30 найдите предложение с однородными обособленными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.
(26) И вот уже на ходу, на миг остановившись и замерев, комбат повернулся к Сашке и бросил: (27) – Немца отвести в штаб бригады. (28) Я отменяю своё приказание. (29)Сашка вздохнул радостно, полной грудью, снял каску, обтёр с лица пот, провёл рукой по ёжику волос. (30) Он окинул взором всё окрест – и удаляющегося комбата, и пустынную дорогу, и деревянную церкву разрушенную, которую и не примечал прежде, и синеющий бор за полем, и нешибко голубое небо, словно впервые за этот день увиденное, и немца, из-за которого вся эта история вышла.

Слайд 10


Задание 9 ОГЭ 2016. 9. Среди предложений 42 – 51 найдите предложение с уточняющим обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
(42)Мы вышли к озеру. (43) Трава выше пояса стояла по его берегам. (44) Вода поплёскивала в корнях старых деревьев. (45) Острова белых лилий цвели на воде и приторно пахли. (46) Ударила рыба, и лилии закачались. (47) – Вот красота! – сказал Ваня. (48) – Давайте будем здесь жить, пока не кончатся наши сухари. (49) Я согласился. (50) Мы пробыли на озере два дня: видели закаты и сумерки, путаницу растений, возникавшую перед нами в свете костра, слышали крики диких гусей и звуки ночного дождя. (51) Он шёл недолго, около часа, и тихо позванивал по озеру, будто протягивал между чёрным небом и водой тонкие, как паутина, дрожащие струнки.

Слайд 11


Задание 9 ОГЭ 2016. 10. Среди предложений 34 – 37 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.
(34) Когда мы возвращались с Глухого озера, мы посадили Мурзика в резиновую лодку. (35) Он сидел тихо, расставив лапы, изредка посматривал на клапан, вилял самым кончиком хвоста, но на всякий случай тихо ворчал. (36) Он боялся, что клапан опять выкинет с ним какую-нибудь зверскую штуку. (37) После этого случая Мурзик быстро привык к лодке и всегда спал в ней.

Слайд 12


Проверьте себя.
№ задания Ответ
1 36, 37
2 19
3 27
4 21
5 42
6 22
7 15
8 26
9 51
10 35, 37