Одним из основных механизмов социализации личности является. Механизмы социализации: социально-психологические, по Фрейду и универсальная классификация

Раздел I. Психология личности

Модуль 2. Социальная подструктура личности

1. Социализация личности.

2. Механизмы и процессы социализации (имитация, копирование, подражание, идентификация и др.; социальная фасилитация, социальное научение, социальное подкрепление, социальный контроль).

3. Типы поведения (просоциальное и асоциальное поведение).

Литература

· Агранат Д.Л. Особенности и этапы социальной адаптации молодого сотрудника ОВД // . – 2009. – № 3 – Социология.

· Богданова В.В. Траектории социализации современного студенчества. Феномены сообразной и неадаптивной социализации // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение» . – 2009. – № 3 – Социология.

· Бычков Д.В. Российские партии в процессе политической социализации молодежи в условиях современной России // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение» . – 2009. – № 1 – Философия. Политология.

· Гавров С.Н., Никандров Н.Д. Образование в процессе социализации личности // Вестник УРАО . – 2008. – № 5. – С. 21-29.

· Ковалева А.И. Социализация // Знание. Понимание. Умение – 2004. – № 1.

· Криворученко В.К. Социализация молодого поколения в условиях развития демократии и гражданского общества в современной России: политологический аспект // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение» . – 2008. – № 3 – Социология.

· Мудрик А.В. Социализация человека. – 2007.

· Орлова В.В. Социализация молодежи: потенциал регионального социума // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение» . – 2009. – № 3 – Социология.

· Свертков И.А. Особенности партийной социализации молодежи в современной России // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение» . – 2009. – № 3 – Социология.

1. Социализация – процесс включения индивида в систему общественных отношений (Ильясов Ф.Н.). В этом случае социализация может рассматриваться как совокупность следующих процессов:

а) интернализации социальных норм;

б) усвоения социальных функций;

в) вхождения в социальную группу (социальной мобильности).

Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В её процессе он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли.

Социализация – становление личности – процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности.

Как процесс она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей.

Как условие – свидетельствует о наличии того социума, который необходим человеку для естественного социального развития как личности.

Как проявление – это социальная реакция человека с учетом его возраста и социального развития в системе конкретных общественных отношений. По ней судят об уровне социального развития.

Как результат она является основополагающей характеристикой человека и его особенностей как социальной единицы общества в соответствии с его возрастом. Ребенок в своем развитии может отставать или опережать своих сверстников. В этом случае социализация как результат характеризует социальный статус ребенка по отношению к его сверстникам.

Факторы социализации

А. Мудрик выделяет четыре группы факторов, влияющих на социализацию человека. К ним относятся:

мегафакторы – космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли;

макрофакторы – страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах;

мезофакторы – условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам;

микрофакторы – непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, – семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум.

Агенты социализации

Важнейшую роль в том, каким вырастает человек, как пройдет его становление играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь . Их принято называть агентами социализации . На разных возрастных этапах состав агентов специфичен . Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или в молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе и пр. По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние.

Уровни социализации

В социологии выделяются два уровня социализации: уровень первичной социализации и уровень вторичной социализации. Первичная социализация происходит в сфере межличностных отношений в малых группах. В качестве первичных агентов социализации выступает ближайшее окружение индивида: родители, близкие и дальние родственники, друзья семьи, сверстники, учителя, врачи и т. д. Вторичная социализация происходит на уровне больших социальных групп и институтов. Вторичные агенты – это формальные организации, официальные учреждения: представители администрации и школы, армии, государства и т. д.

Механизмы и процессы социализации

Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда, условно говоря, «механизмов». Агенты+факторы=механизмы социализации. Подразделяются на:

1) социально-психологические механизмы

2) социально-педагогические механизмы

К социально-педагогическим механизмам социализации можно отнести следующие:

Традиционный механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.). Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. Эффективность традиционного механизма весьма рельефно проявляется тогда, когда человек знает, «как надо», «что надо», но это его знание противоречит традициям ближайшего окружения. В таком случае оказывается прав французский мыслитель XVI в. Мишель Монтень, который писал: «…Мы можем сколько угодно твердить свое, а обычай и общепринятые житейские правила тащат нас за собой». Кроме того, эффективность традиционного механизма проявляется в том, что те или иные элементы социального опыта, усвоенные, например, в детстве, но впоследствии невостребованные или блокированные в силу изменившихся условий жизни (например, переезд из села в большой город), могут «всплыть» в поведении человека при очередном изменении жизненных условий или на последующих возрастных этапах.

Институциональный механизм социализации , как следует уже из самого названия, функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации). В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм. Надо иметь в виду, что средства массовой коммуникации как социальный институт (печать, радио, кино, телевидение) влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представление определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. Эффективность этого влияния определяется тем, что, как тонко подметил еще в XVIII в. реформатор западноевропейского балета французский балетмейстер Жан Жорж Новер, «поскольку страсти, испытываемые героями, отличаются большей силой и определенностью, нежели страсти людей обыкновенных, им легче и подражать». Люди в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями склонны идентифицировать себя с теми или иными героями, воспринимая при этом свойственные им образцы поведения, стиль жизни и т. д.

Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы. Но субкультура влияет на социализацию человека постольку и в той мере, поскольку и в какой мере являющиеся ее носителями группы людей (сверстники, коллеги и пр.) референтны (значимы) для него.

Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т. д. Значимыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и др. Естественно, что значимые лица могут быть членами тех или иных организаций и групп, с которыми человек взаимодействует, а если это сверстники, то они могут быть и носителями возрастной субкультуры. Но нередки случаи, когда общение со значимыми лицами в группах и организациях может оказывать на человека влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация.

К социально-психологическим механизмам можно отнести следующие:

Импринтинг (запечатление) – фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т. п.

Экзистенциальный нажим – овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами.

Подражание – следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае – один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта.

Рефлексия – внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т. д. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различными Я человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.

Наблюдение соответствующего способа действий. Теория социального научения – это, в первую очередь, изучение человеческого поведения, ориентированного на образец. Образец в данном случае рассматривается как средство межличностного воздействия, благодаря которому возможно формирование (изменение) отношений или способа действий человека. Существенное внимание при этом уделяется изучению влияния первичных посредников социализации, а именно образца отношений и поведения родителей на обучение тому или иному поведению в детстве.

Научение в ходе наблюдения основывается на механизмах имитации, копирования, подражания или идентификации ребенка образцу , в которых речь пойдет ниже. В частности, установлено, что наблюдатель, особенно, если он ребенок, проявляет тенденцию совершать те же самые действия, что и лицо, за которым он наблюдает. Однако, для этого необходимо, чтобы научение социальному опыту обеспечивалось процессами внимания (ребенок должен обратить внимание на образец), памяти (сохранение информации о действиях образца), моторного обеспечения (двигательные и когнитивные способности к воспроизведению, повторению действий образца) мотивации (собственные или подкрепленные побуждения к действию).

Основными механизмами социализации (научения) той или иной форме поведения:

Имитация – отражение мимических и пантомимических движений (высовывание языка, открывание/закрывание рта, сжимание кулаков, стучание, бросание предметов и т. д.), воспроизведение предречевых и речевых вокализаций (интонации, темпа, громкости, ритма речи и т. д.). Чаще всего осуществляется на основе механизма заражения. Появляется уже в возрасте до 5 месяцев, когда ребенок может вообразить себя на месте модели.

Копирование – воспроизведение специфических движений взрослого или движений, входящих в состав действий с определенными предметами. Для эффективного копирования необходимо соблюдение определенных условий:

· неоднократная демонстрация модели (образца);

· обозначение модели (образца) речевой меткой;

· предоставление ребенку возможности манипулировать (экспериментировать) с образцом;

· эмоционально насыщенное одобрение со стороны взрослого за воспроизведение (оперантное подкрепление).

Появляется во второй половине младенческого возраста.

Подражание – активное воспроизведение ребенком способов действия, когда взрослый выступает как объект наблюдения, пример как в предметной, так и в межличностной сфере (отношения, оценки, эмоциональные состояния и пр.). В целом, это следование какому-либо примеру, образцу, однако, в большей мере осознанное, т. к. требует выделения не только образца, но и его отдельных сторон, черт, манеры поведения. Кроме того, имеют место действия, направленные на сравнение себя с моделью и с Идеалом-Я.

Как у животных, так и у человека, подражание, являясь особой формой научения в условиях общения, когда одно существо подражает другому, разделяется на две категории:

· инстинктивное подражание возникает как взаимная стимуляция (например, паника, агрессивное поведение в группе, погромы футбольных фанатов на стадионах и пр.);

· имитационное подражание как способ расширения и обогащения форм поведения (адаптации) путем заимствования чужого опыта появляется у ребенка в раннем возрасте.

Идентификация – уподобление, отождествление с кем-либо, чем-либо. В наиболее общем представлении это психологический процесс (полностью бессознательный), посредством которого субъект присваивает себе свойства, качества, атрибуты другого человека и преобразует себя (целиком или частично) по его образцу.

Идентификация охватывает три пересекающиеся области психической реальности:

· это процессы объединения субъектом себя с другим индивидом или группой на основании устойчивой эмоциональной связи, когда человек начинает себя вести так, как если бы он сам был тем другим, с которым данная связь существует, а также некритического и целостного включения в свой внутренний мир и принятия как собственных норм, ценностей и образцов поведения другого человека;

· это восприятие субъектом другого человека как продолжения самого себя и проекция , т. е. наделение его своими чертами, чувствами и желаниями;

· это постановка субъектом себя на место другого, что выступает в погружении и перенесении индивидом себя в пространство и время другого человека, которые позволяют осваивать и усваивать "чужие" личностные смыслы и опыт.

Идентификация появляется в раннем дошкольном возрасте, однако, используется достаточно часто и в более поздние возрастные периоды.

С нашей точки зрения существенно то, что все перечисленные механизмы научения не утрачивают своей "активности" на протяжении всей жизни человека.

Социальное подкрепление . Теория социального научения утверждает, что другим важным элементом освоения социального опыта является характер подкрепления поведения со стороны окружающих.

Под подкреплением обычно понимается любое действие или внешнее воздействие (стимул), призванное усилить определенную реакцию.

Если говорить о социальном подкреплении, следует иметь в виду неосязаемое подкрепление, словесное и несловесное обращение, контролируемое другими людьми. Это может быть похвала и выговор, улыбка и насмешка, дружеские и враждебные жесты.

Различают две формы подкрепления. Положительное подкрепление – это любой стимул, который следуя за желательной реакцией, усиливает ее или поддерживает на том же уровне. Отрицательное подкрепление – это стимул, устранение которого усиливает желательную реакцию.

Вместе с тем существует и множество других способов подкрепления. К наиболее распространенным относятся поощрение (предъявление приятных стимулов) и наказание (предъявление неприятных стимулов). Таким образом, в практике обучения и воспитания, социализации чаще всего используются четыре разновидности подкрепления:

1. Если вслед за реакцией следует вызывающее приятные ощущения и переживания подкрепляющее средство, то результатом будет положительное поощрение . Например, родитель или педагог постоянно хвалят ребенка за хорошее, примерное поведение;

2. Если за реакцией следует не вызывающее приятных ощущений и переживаний подкрепляющее средство, то результатом будет положительное наказание. К примеру, подросток, испытывающий недостаток внимания и любви со стороны родителей, совершает кражу и получает от них сильную трепку. Эта трепка и есть положительное наказание , он, наконец, привлек внимание родителей;

3. Если вызывающее неприятные ощущения и переживания подкрепляющее средство устраняется после получения желательной реакции, то результат – отрицательное поощрение . Например, учащийся, которого педагог в течение года сильно критиковал за слабую учебу, в последней четверти повысил свою успеваемость, за что педагог не похвалил его, но не сказал и ничего плохого. В этом случае отказ от критики может рассматриваться ребенком как поощрение;

4. Если приятный стимул устраняется после той или иной нежелательной реакции ребенка, то результат – отрицательное наказание . Например, когда ребенок, привыкший к похвале за отличные школьные успехи, вдруг не услышал ее после полученной хорошей отметки. Он привык к похвале, а на этот раз ее не было. И в результате отсутствие похвалы воспринимается ребенком как наказание.

Нахождение человека в обществе, среди других людей накладывает существенный отпечаток на особенности проявлений его социальной активности, которая регулируется такими социально–психологическими механизмами как социальная фасилитация и контроль .

Социальная фасилитация – повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образа другого человека или группы людей, выступающего в качестве соперника или наблюдателя за действиями данного индивида.

Если же говорить о данном эффекте с позиции качества деятельности, то он может проявляться в снижении ее качества. Результаты деятельности зависят от следующих факторов:

· насколько хорошо индивид владеет данной деятельностью (в случае негативного финала можно сделать вывод о слабом владении и наоборот);

· характера выполняемых человеком задач (повышается результативность выполнения относительно простых видов деятельности и затрудняется результативность трудных действий и решение сложных задач;

· присутствие наблюдателя (соперника) положительно влияет на количественные характеристики деятельности и, соответственно, отрицательно на качественные.

Помимо представленного выше, также выявлена зависимость социальной фасилитации от пола (у мужчин проявляется в большей степени), возраста (молодежь более подвержена данному эффекту), психоэмоционального состояния и социального статуса субъекта, а также от его отношения к присутствующим (при положительном отношении наблюдается увеличение скорости или продуктивности, при отрицательном – снижается). Одним из проявлений социальной фасилитации является социальная ингибиция, предполагавшая уменьшение скорости и ухудшение продуктивности деятельности человека в данных условиях. Данная ситуация возникает тогда, когда человек владеет тем или иным видом деятельности на недостаточно высоком уровне.

Социальный контроль – система способов воздействия общества и социальных групп на личность с целью регуляции ее поведения и приведения его в соответствие с общепринятыми в данной общности нормами.

В качестве задач, для решения которых существует целая система контролирующих институтов, можно выделить следующие:

· достижение и поддержание стабильности социальной системы, элементом которой является контролируемый индивид;

· обеспечение позитивного развития данной системы.

Объектом внимания психологов прежде всего является социальный контроль, осуществляемый социальными группами. Его воздействие в наибольшей степени испытывают на себе индивиды, чье поведение может быть охарактеризовано как отклоняющееся, т. е. не отвечающее групповым нормам. В зависимости от того, каковы интенсивность и "знак" этих отклонений, группа применяет те или иные санкции к своему члену. Характер этих санкций, адекватность их использования в той или иной ситуации, их дифференцированность во многом определяются уровнем социально-психологического развития данной конкретной группы.

Экспериментально показано, что в корпоративной группировке негативное санкционирование (наказание, принуждение) существенно превалирует над позитивным (поощрение, одобрение). При этом в таких группах нередко не принимаются во внимание ни мотивы поведенческих отклонений, ни даже их направленность – санкционирующее воздействие осуществляется непосредственно по поступку. Любое нарушение групповых норм воспринимается общностью как угроза ее существованию и приводит к немедленному наказанию. В то же время социальный контроль, осуществляемый группой высокого уровня развития, характеризуется гибкостью и дифференцированностью, что способствует формированию в дальнейшем самоконтроля у членов коллектива и позволяет им успешно интегрироваться не только в самой этой группе, но и в обществе в целом. Кроме того, помимо контроля, осуществляющегося в рамках социальной группы, существуют и его другие разновидности.

ТИПЫ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Единицами поведения являются поступки, в которых формируются и выражаются позиция личности и ее моральные убеждения.

Социальная норма – это модель должного, общезначимое правило поведения, установленное социальными группами и обществом. С точки зрения соблюдения социальных норм и ценностей выделяют социальное и асоциальное поведение человека. Социальное поведение может быть массовидным, организационным, групповым, ролевым, общественным, альтруистическим, ритуальным, экономическим, потребительским, манипулятивным, конфликтным, ассертивным и др. Асоциальное поведение подразделяется на девиантное и делинквентное поведение.

Просоциальное поведение (от лат. рrо – приставка, обозначающая действующего в интересах кого – то и socialis – общественный) – поведение индивида, которое ориентировано на благо социальных групп. Противоположно антисоциальному поведению.

Просоциальное поведение определяют как действия с намерением помочь другим, не рассчитывая на вознаграждение. Эти действия и поступки (сочувствие, помощь, участие, сотрудничество, спасение, протекция или защита) часто подводят под категорию альтруизма – бескорыстной заботы о благе других. Часто просоциальное поведение заставляет человека чем-то пожертвовать, предполагает определенные расходы или даже риск и может быть реакцией на положительные мотивационные или эмоциональные состояния, т. е. люди ведут себя так, когда они довольны, спокойны и готовы проявить сочувствие. Исследования показали, что просоциальное поведение берет начало в дошкольном детстве и может быть обнаружено у детей уже в 2-летнем возрасте. Оно складывается под влиянием социальной среды и опосредуется дружескими отношениями, заботой, человеческой теплотой и социальным пониманием. На развитие просоциального поведения огромное воздействие оказывают родители, а также братья и сестры.

Влияние научения через наблюдение над просоциальным поведением продемонстрировано в целом ряде исследований. Исследователь пришли к выводу, что дети, которые были свидетелями великодушного поведения, обычно сами начинают проявлять больше великодушия и щедрости. Еще два пути влияния на просоциальное поведение – это исполнение роли и индукция . В первом случае дети разыгрывают роли для того, чтобы увидеть вещи с точки зрения другого человека. Во втором случае взрослые сообщают детям свои соображения по поводу того или иного поведения: например, малышам могут рассказать о том, какие последствия могут иметь их действия для других.

Асоциальное поведение – повторяющиеся устойчивые действия или поступки, включающие, главным образом, агрессивность антисоциальной направленности. Проявляется либо в попрании прав других людей, либо в нарушении характерных для данного возраста социальных норм или правил. С точки зрения социальной направленности различают социализированное антиобщественное поведение и несоциализированное агрессивное поведение.

К первому чаще всего склонны люди, не имеющие ярко выраженных психических расстройств и легко адаптирующиеся к различным социальным условиям из-за низкого морально-волевого уровня регуляции поведения. Ко второму ― люди с негативным эмоциональным состоянием, которое является реакцией на напряженную, стрессовую ситуацию или психическую травму, либо представляют собой следствие неудачного разрешения каких-то личных проблем или трудностей.

Игнорирование существующих социальных норм и социальных ожиданий характеризует девиантное (от лат. deviatio– отклонение, уклонение) поведение, которое представляет форму дезорганизации поведения индивида или группы, обнаруживающую несоответствие сложившимся ожиданиям, моральным и правовым требованиям общества. Различные девиации часто возникают в подростковом возрасте, выражаясь в таких формах, как ложь, грубость, агрессивность, курение, драки, пропуски школьных занятий, наркомания, алкоголизм, побеги из дома, бродяжничество.


Социализация – развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизведения социальных норм и ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит. Социализация происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой. Этот процесс направляется обществом, государством через влияние на те или иные возрастные, социальные, профессиональные группы людей. Кроме того, управление и влияние со стороны государства осуществляется через посредство целенаправленного и социально контролируемого воспитания (семейного, религиозного, социального). Эти составляющие имеют как частные, так и существенные различия на протяжении жизни человека на различных стадиях или этапах социализации. Социальную деятельность, точнее, социализацию, делят на 3 стадии: 1. дотрудовую; 2. трудовую; 3. послетрудовую. Это деление, конечно, условно, ибо в одну и ту же стадию (например, трудовую) попадают люди 20-50-летнего возраста, социализация которых существенно различается. Другой подход к рассмотрению этапов социализации – возрастной: 1. младенчество (до 1 года); 2. младший дошкольник (1-3 года); 3. дошкольник (3-6 лет); 4. младший школьник (6-10 лет); 5. подросток (11-14 лет); 6. ранний юноша (15-17 лет); 7. юноша (18-23 года); 8. молодость (23-33 года); 9. зрелость (34-50 лет); 10. пожилой (50-65 лет); 11. старческий (65-80 лет); 12. долгожитель (выше 80 лет). Сущность социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того общества, к которому он принадлежит.

Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда, условно говоря, «механизмов». Агенты+факторы=механизмы социализации.

Подразделяются на: 1). Социально-психологические механизмы

2). Социально-педагогические механизмы

К социально-психологическим механизмам можно отнести следующие: Импринтинг (запечатление) - фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т. п. Экзистенциальный нажим - овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами. Подражание - следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае - один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта. Идентификация (отождествление) - процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом. Рефлексия - внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т. д. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различными Я человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.



К социально-педагогическим механизмам социализации можно отнести следующие: Традиционный механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.). Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. Эффективность традиционного механизма весьма рельефно проявляется тогда, когда человек знает, «как надо», «что надо», но это его знание противоречит традициям ближайшего окружения.

Институциональный механизм социализации, как следует уже из самого названия, функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации). В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм.

Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы.

Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т. д. Значимыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и др.

Школа, как известно, охватывает три возрастных этапа социализации человека: младший школьный возраст (6-10 лет), подростковый (11-14 лет), раннее юношество (15-17 лет). В это время происходит становление развитие личности человека, что налагает на школу большую ответственность. Школа, как и другие воспитательные институты, проводит в жизнь заказ общества – формировать человека, адекватного требованиям данного общества, эпохи, растить, обучать и воспитывать молодые поколения с максимальным учетом тех социальных условий, в которых они будут жить и работать. Процесс обучения в школе как в образовательно-воспитательном учреждении создает возможности для реализации учащимися активности в сферах познания, предметно-практической деятельности и спорта. Мера реализации этой возможности связаны, помимо других обстоятельств с теми формами взаимодействия, которые используют педагоги в учебном процессе. Наиболее распространенные из них: фронтальные и индивидуальные формы, хотя оптимальными для реализации активности являются групповые формы работы, что берется на вооружение многими современными педагогами-новаторами. Традиционные формы обучения приводят часто к появлению избегающего поведения к учебе и, следовательно, уменьшает влияние школы как образовательно-воспитательного учреждения на социализацию детей. Школа, как социально-психологическая группа, будучи социальным пространством контактов ребят, создает возможности для реализации или активизации в сферах общения и игры, частично – в других сферах жизнедеятельности. Школа выступает для ребенка первой и основной моделью социального мира. Именно школьный опыт должен помогать осваивать те законы, по которым живет взрослый мир, способы существования в границах этих законов (различные социальные роли, межличностные отношения и др.).

Исследователями выделяется две социально-педагогические задачи школы как института социализации: 1.Освоение ребятами нормативного поведения;

2. Построение своей собственной позиции, своего отношения к усваиваемым нормам и ценностям.

Эти две задачи отражают и две стороны вхождения ребенка в общество. Человек должен уметь включаться в существующие социальные связи, подчиняться сложившимся нормам и правилам, в то же время очень важной является и позиция сравнения существующих нормативных систем и построение своей собственной жизненной позиции. Отсюда вытекает необходимость создания для детей условий обязательного сравнения различных ценностных систем и выбора из этих жизненных позиций. Задача состоит в создании в школе таких условий при которых ребенок мог приобретать социальный опыт, соответствующий социальной ситуации.

Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда механизмов. Рассмотрим различные подходы к пониманию механизмов социализации. Наиболее верным считается утверждение, что социализация личности происходит в общении и взаимодействии с другими людьми. Ч.Кули считал, что, взаимодействуя и интерпретируя мысли и чувства других, люди создают собственное «зеркальное Я» (наше мнение о том, как нас воспринимают другие; наше мнение о том, как другие реагируют на то, что видят; наш ответ на воспринятую нами реакцию других).

3.Фрейд в своей теории развития личности рассматривает отношения индивида с обществом как конфликт между биологическими побуждениями (особенно сексуальными) и нормами культуры, которые, по его мнению, обуздывает именно социализация. Он считал, что цивилизация требует от людей подавления своих биологически обусловленных сексуальных и агрессивных побуждений.

Американский ученый У.Бронфенбренер механизмом социализации считает прогрессивную взаимную аккомодацию (приспособляемость) между активным растущим человеческим существом и изменяющимися условиями, в которых оно живет.

В.С.Мухина рассматривает в качестве механизмов социализации идентификацию и обособление личности, а А.В.Петровский - закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития личности.

Обобщая имеющиеся данные с точки зрения социальной педагогики, А.В.Мудрик выделяет несколько универсальных механизмов социализации, которые необходимо учитывать и использовать в процессе воспитания человека на различных возрастных этапах.

Психологические и социально-психологические механизмы социализации:

Импринтинг (запечатление) - фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздейст­вующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг проис­ходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т.п.

Экзистенциальный нажим - овладение языком и неосознавае­мое усвоение норм и правил социального поведения, обязательных в про­цессе взаимодействия со значимыми лицами.

Подражание - следование какому-либо примеру, образцу, непроиз­вольное усвоение человеком социального опыта.

Идентификация (отождествление) - процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом.

Рефлексия - внутренний диалог, в котором человек рассматри­вает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т.д. Рефлексия может представ­лять собой внутренний диалог нескольких видов: между различ­ными «Я» человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменять­ся в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.



Социально-педагогические механизмы социализации:

Традиционный механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.). Это усвоение про­исходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереоти­пов. Эффективность традиционного механизма весьма рельефно проявляется тогда, когда человек знает, «как надо», «что надо», но это его знание противоречит традициям ближайшего окружения. Эффективность традиционного меха­низма проявляется в том, что те или иные элементы социального опыта, усвоенные, например, в детстве, но впоследствии невостре­бованные или блокированные в силу изменившихся условий жизни (например, переезд из села в большой город), могут «всплыть» в поведении человека при очередном изменении жизненных условий или на последующих возрастных этапах.

Институциональный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуника­ции). В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм.

Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы (А.В.Мудрик). Но субкультура влияет на социализацию человека постольку и в той мере, поскольку и в какой мере являющиеся ее носителями группы людей (сверстники, коллеги и пр.) референтны (значимы) для него.

Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т.д. Значимыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и др. Естественно, что значимые лица могут быть членами тех или иных организаций и групп, с которыми человек взаимодействует, а если это сверстники, то они могут быть и носителями возрастной субкультуры. Но нередки случаи, когда общение со значимыми лицами в группах и организациях может оказывать на человека влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация.

Социализация человека, а особенно детей, подростков, юношей, происходит с помощью всех выше названных механизмов. Однако у различных половозрастных и социально-культурных групп, у конкретных людей соотношение роли механизмов социализации различно. Так, в условиях села, малого города, поселка, а также в малообразованных семьях в больших городах существенную роль может играть традиционный механизм. В условиях крупного города особо явно действуют институциональный и стилизованный механизмы. Для людей явно интровертированного типа (т.е. обращенных внутрь себя, повышенно тревожных, самокритичных) важнейшим может стать рефлексивный механизм. Те или иные механизмы играют различную роль в тех или иных аспектах социализации. Так, если речь идет о сфере досуга, о следовании моде, то ведущим часто является стилизованный механизм, а стиль жизни нередко формируется с помощью традиционного механизма.

Средства социализации определяются спецификой социума: язык и речь агентов социализации, бытовые умения и представления, продукты материальной культуры, элементы духовной культуры (народная культура, национальные традиции и обычаи), стиль и содержание общения в семье, группах сверстников и в образовательном учреждении, коммуникативное пространство ребенка, природная среда и пр. (А.В.Мудрик).

К средствам социализации А.В.Мудрик относит набор позитивных и негативных, формальных и неформальных санкций - способов внушения и убеждения, предписаний и запретов, мер принуждения и давления вплоть до применения физического насилия, способов выражения признания, отличия, наград. К средствам социализации также можно отнести: способы вскармливания младенца и ухода за ним; формируемые бытовые и гигиенические умения; окружающие человека продукты материальной культуры; элементы духовной культуры; стиль и содержание общения, а также методы поощрения и наказания в семье, в воспитательных и иных социализирующих организациях; последовательное приобщение человека к многочисленным видам и типам отношений в основных сферах его жизнедеятельности - общении, игре, познании, предметно-практической и духовно-практической деятельностях, спорте, а также в семейной, профессиональной, общественной, религиозной сферах. С помощью этих способов и мер поведение человека и целых групп людей приводится в соответствие с принятыми в данной культуре образцами, нормами, ценностями.

Регулятором социализации выступают социальные нормы, представляющие модели должного поведения людей. По назначению и содержанию социальные нормы подразделяются на организационно-технические, технологические, политические, правовые, моральные, эстетические, религиозные и др. Отдельные нормы регулируются законодательно (например, в отношении уголовных, административ­ных, экономических преступлений и т.д.). Однако большинство норм касается повседневной жизни (уважение старших, этикет и пр.).

Руководствуясь социальными нормами, человек взаимодействует с другими людьми. Обществу необходима нормативная регуляция потребностей. Однако процесс реализации потребностей далеко не всегда соответствует нормам, что в свою очередь нарушает адаптационный механизм социализации.

Социализация является многогранным процессом, в ходе которого происходит усвоение человеком норм морали, культуры и традиций того социума, в котором он живет и воспитывается.

Замечание 1

Социализацию личности нельзя рассматривать лишь в качестве механизма наложения на человека раз и навсегда установленной социальной формы. Она является процессом активного самопостроения личности, стимулом к которому являются определенные социальные условия.

Социализация индивида в процессе взаимодействия различных факторов и агентов (институтов) происходит с помощью так называемых «механизмов», которые помогают индивиду в процессе социализации.

Подходы к механизмам социализации в социологии

Г. Тард выделял такие механизмы социализации:

  • закон подражания (повторения): подражание детей взрослым, подчиненных – руководителям; в основе традиций, ритуалов, моды и т.п. лежит подражание;
  • закон противопоставления: противостояние, происходящее в каждом человеке, выбирающем одну модель поведения из нескольких;
  • закон приспособления: борьба идей и людей приводит к их адаптации друг к другу и достижению согласия и компромисса.

Э. Дюркгейм критиковал концепцию Тарда, видя важнейший механизм социализации в принуждении индивида обществом, социальном контроле.

П. А. Сорокин выделил следующие механизмы социализации:

  • имитацию;
  • идентификацию (осознание принадлежности к какой-либо общности);
  • стыд (в качестве индивидуального контроля);
  • вину (в качестве социального контроля).

Пять основных механизмов социализации

По мнению современных социологов, протекание процесса социализации личности происходит при помощи пяти ключевых механизмов:

  1. Традиционный механизм социализации основывается на усвоении индивидом нормативов, эталонов поведения и взглядов, характерных его близкому окружению: семье, родственникам, друзьям и т.д. Это усвоение осуществляется как на сознательном, так и бессознательном уровне посредством запечатления, некритического восприятия стереотипов поведения;
  2. Институционный механизм социализации представляет собой взаимодействие человека с : образовательными учреждениями, производственными учреждениями, средствами массовой информации и пр.
  3. Стилизованный механизм социализации происходит в рамках некой субкультуры, которая рассматривается в качестве набора определенных норм, ценностей, поведенческих проявлений, типичных для людей какого-либо возраста или какой-либо профессии;
  4. Межличностный механизм социализации основан на взаимодействии индивида с людьми, имеющими для него большое значение (родители, друзья, учителя и др.); данный механизм является процессом идентификации, т.е. сличения чего-либо с кого-либо, включающим полоролевую самоидентификацию личности, усвоение индивидом психологических и поведенческих аспектов, идентичных своему биологическому полу.
  5. Рефлексивный механизм социализации основан на внутреннем диалоге, в процессе которого происходит рассмотрение, оценка, принятие или неприятие тех или иных ценностей, свойственных различным институтам общества.

Замечание 2

Рефлексия является механизмом осмысления человеком своих действий, того, почему он таки или иначе воспринимается другими людьми; она является мысленным диалогом человека с самим собой. При помощи рефлексии человек способен формироваться и меняться, осознавая и переживая ту действительность, в которой он живет, свое место в этой действительности и себя самого.

Степень воздействия на процесс социализации тех или иных механизмов определяется его полом, возрастом, психическими особенностями, принадлежностью к той или иной культуре. Каждый из рассмотренных механизмов социализации выполняет свою роль на определенном этапе социализации.

Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью разных механизмов. Есть несколько подходов к рассмотрению механизмов социализации. Например, французский социальный психолог Габриэль Тард (1843–1904), считал подражание основным механизмом социализации. Американский ученый Ури Бронфенбренер (1917–2005) механизмом социализации считал прогрессивную взаимную аккомодацию (приспособляемость) между активным растущим человеческим существом и изменяющимися условиями, в которых оно живет. В.С. Мухина (р. 1935) в качестве механизмов социализации рассматривает идентификацию и обособление личности, а А.В. Петровский (1924–2006) – закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития личности.

Концепция социализации, предложенная А.В. Петровским, рассматривает процесс социального развития личности как диалектическое единство прерывности и непрерывности. Первая тенденция отражает качественные изменения, порождаемые особенностями включения личности в новые социально-истори­ческие условия, вторая – закономерности развития в рамках референтной общности. Поэтому в его концепции две модели: в первой он описывает фазы развития личности при вхождении в новую референтную группу, во второй – периоды возрастного развития личности.

Ученый считает, что в большинстве случаев переход на новый этап развития личности не определяется внутренними психологическими закономерностями (они только обеспечивают готовность к этому переходу), а детерминированы извне социальными причинами. Даже в тех случаях, когда вступление в новый этап развития не означает вхождения в новую группу, а представляет собой дальнейшее развитие личности в развивающейся группе.

Развитие личности может быть понято в обоих случаях как закономерная смена фаз адаптации, индивидуализации и интеграции. Прохождение «макрофаз» описывает жизненный путь человека: детство (адаптация), отрочество (индивидуализация), юность (интеграция). Смена микрофаз характеризует развитие внутри каждого из возрастных периодов.

Любой период начинается фазой адаптации – усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Фаза индивидуализации вызывается противоречием между достигнутым результатом адаптации и потребностью в максимальной реализации своих индивидуальных особенностей. Третья фаза вызывается противоречием между этой потребностью личности и стремлением группы принять только часть ее индивидуальных особенностей, которое в случае успешной социализации решается как интеграция личности и группы. Эта фаза завершает возрастной период и одновременно подготавливает переход к следующему.

А.В. Петровский считает, что если переход к новому периоду не подготовлен внутри предыдущего успешным протеканием фазы интеграции, то на рубеже между любыми возрастными периодами складываются условия для кризиса развития личности, адаптация в новой группе становится затруднительной. Согласно этой концепции выделенные закономерности характеризуют и развитие личности как результат вхождения в новую группу (в любом возрасте), и собственно возрастной аспект социального развития личности.

К психологическим и социально-психологическим механизмам социализации также относятся:

– импринтинг (запечатление) – фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Но и на более поздних этапах онтогенеза возможно запечатление образов, ощущений и т.п.;

– экзистенциональный нажим – овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами;

– подражание – следование какому-либо примеру, образцу. Это один из путей произвольного и чаще – непроизвольного усвоения человеком социального опыта;

– идентификация (отождествление) – процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом;

– рефлексия – внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т.д. Рефлексия может представлять внутренний диалог нескольких видов: между различными «Я» человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.

Кроме того, выделяют такие психологические механизмы социализации, как имитация, идентификация, стыд и чувство вины. Имитация – это осознанное стремление копировать определенную модель поведения, сходный механизм – подражание; стыд и чувство вины – переживание разоблачения и позора, связанное как с наказанием самого себя, вне зависимости от других людей, так и с реакцией других людей.

Первые два механизма являются позитивными; последние – негативные механизмы, запрещающие или подавляющие определенное поведение. Доминирование негативных механизмов, наказаний может привести к защитным фиксациям. Фиксация – защитная символическая тактика поведения, которая позволяет избегать страдания. Обычно она формируется случайно при попытке справиться с затруднением и, в случае успеха, автоматически воспроизводится при актуализации сходной потребности. Когда фиксированные формы поведения оказываются неуместными, сам человек не может их изменить, а наказания только усиливают фиксацию. Так, наказание за проявление агрессивности только усиливает агрессивность. Опыт не идет на пользу. Человек не замечает противоречащих сигналов (защитное сопротивление) или неправильно их истолковывает (рационализация). Фиксации недостаточно подвижны (ригидны) и значительно осложняют социализацию.

К универсальным социально-педагогическим механизмам социализации относят:

1. Традиционный механизм социализации (стихийный) – усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского, профессионального). Это усвоение происходит, как правило, на неосознаваемом уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. Эффективность традиционного механизма проявляется тогда, когда человек знает, «как надо», «что надо», но это его знание противоречит традициям ближайшего окружения. Эффективность этого механизма социализации проявляется и в том, что те или иные элементы социального опыта, усвоенные в детстве, но впоследствии невостребованные или блокированные в силу изменившихся условий жизни (например, переезд из села в город), могут «всплыть» в поведении человека при очередном изменении жизненных условий или на последующих возрастных этапах.

2. Институциональный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными – производственными, общественными, клубными и др. структурами, а также средствами массовой коммуникации. В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально-одобряемого поведения, а также опыта имитации социально-одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм.

Средства массовой коммуникации как социальный институт (печать, радио, кино, телевидение, Интернет) влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представление определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. Люди в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями склонны идентифицировать себя с теми или иными героями, воспринимая при этом свойственные им образцы поведения, стиль жизни и т.д.

3. Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Субкультура – это комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы. Но субкультура влияет на социализацию человека постольку и в той мере, поскольку и в какой мере являющиеся ее носителями группы людей (сверстники, коллеги и пр.) референтны (значимы) для него.

4. Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т.д. Значимыми лицами могут быть родители, любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и др. Значимые лица могут быть членами организаций и групп, с которыми человека взаимодействует, а сверстники могут выступать и носителями возрастной субкультуры. Но общение со значимыми людьми в группах или организациях может оказывать на человека влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация. Поэтому целесообразно выделять межличностный механизм социализации как специфический.

Влияние названных механизмов опосредствуется рефлексией – внутренним диалогом, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, коллективу сверстников, значимым людям и пр. Поэтому выделяется как специфический и рефлексивный механизм социализации человека. Рефлексия – это внутренний диалог нескольких видов (между различными «Я» человека, с реальными или вымышленными лицами и т.д.), который происходит наедине с собой. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и самого себя.

Социализация человека, а особенно детей, подростков, юношей, происходит с помощью всех названных выше механизмов. Но соотношение роли механизмов социализации у различных половозрастных и социально-культурных групп, у конкретных людей различно. Например, в условиях крупного города действует институциональный и стилизованный механизмы. Для людей-интровертов важнейшим может стать рефлексивный механизм.

Процесс социализации, по мнению А.В. Мудрика, в целом можно представить как совокупность четырех составляющих:

1) стихийной социализации человека во взаимодействии и под влиянием объективных обстоятельств в жизни общества, содержание, характер и результаты которой определяются социально-экономическими и социокультурными реалиями;

2) относительно направляемой социализации, когда государство предпринимает определенные экономические, законодательные, организационные меры для решения своих задач, которые объективно влияют на изменение возможностей и характера развития, на жизненный путь тех или иных возрастных групп (определяя обязательный минимум образования, возраст его начала, сроки службы в армии и т.д.);

3) относительно социально контролируемой социализации (воспитания) – планомерного создания обществом и государством правовых, организационных, материальных и духовных условий для развития человека;

4) более или менее сознательного самоизменения человека, имеющего просоциальный, асоциальный или антисоциальный вектор (самостроительства, самосовершенствования, саморазрушения), в соответствии с индивидуальными ресурсами и в соответствии или вопреки объективным условиям жизни (Мудрик А.В., 2001).

Явление социализации многоаспектно. Долгое время внимание отечественных психологов привлекала главным образом социализация как воспитание в институализованных образовательных системах, в последнее время предметом серьезного изучения стали процессы, протекающие вне официальных структур, в частности – в неформальных объединениях, в стихийно возникающих группах и пр.

В глубокой древности человек включался в жизнь социума стихийным, естественным образом, органично усваивая то, что требовала от него социальная практика. В раннеклассовых обществах выделился особый период в жизни человека (детство) и специальная деятельность отдельных представителей социума по подготовке подрастающего поколения к жизни, т.е. в социализации появился относительно автономный процесс воспитания. На определенных этапах социально-экономического развития того или иного социума воспитание дифференцируется на семейное, религиозное и общественное.

От стихийной и направляемой социализации воспитание отличается тем, что в его основе лежит социальное действие (направленное решение проблем, сознательно ориентированное на ответное поведение партнеров и предполагающее субъективное осмысление возможных вариантов поведения людей, с которыми человек вступает во взаимодействие).

Социализация – процесс непрерывный, т.к. человек постоянно взаимодействует с социумом. Воспитание – процесс дискретный (прерывный), ибо, будучи планомерным, осуществляется в определенных организациях, т.е. ограничен местом и временем.

Результатом социализации является социализированность. Отечественный исследователь А.С. Волович (1993) на основе анализа работ западных ученых по содержанию этого понятия пришла к выводу, что социализированность понимается как сформированность черт, задаваемых статусом и требуемых данным обществом. Социализированность определяется как результативная конформность индивида к социальным «предписаниям», вне зависимости от того, представлены ли они как соответствующие статусу ролевые ожидания, институциональные или групповые экспектации или требования коллектива к члену данного общества.

Но социализированность имеет мобильный характер в связи с изменчивостью общества. Социальные изменения могут превратить сформированную социализированность в неудачную (переезд из региона в регион, из страны в страну и т.д.), и возможность вновь достичь успеха зависит от способности личности адаптироваться к новым условиям. В связи с этим особое значение получило понятие «ресоциализация» – изменение ставших неадекватными ценностей, норм, отношений человека в соответствии с новыми социальными предписаниями. По мнению американского ученого К.К. Келли, социальное развитие человека представляет собой непрерывный процесс ресоциализации.

Поэтому ряд исследователей по-другому трактуют социализированность. Она рассматривается как усвоение личностью установок, ценностей, способов мышления и др. личностных и социальных качеств, которые будут характеризовать ее на следующей стадии развития. Такой подход американский ученый А. Инкельс называет «заглядыванием вперед». Представители этого подхода считают, что социализация будет успешной, если индивид научится ориентироваться в непредвиденных социальных ситуациях.

В работах М. Райли и Е. Томаса представлен еще один подход, учитывающий собственные ценностные ориентации личности. Они полагают, что сложности в социализации возникают тогда, когда ролевые ожидания не совпадают с самоэкспектациями (самоожиданиями) индивида. Ученые считают, что человеку необходимо осуществлять ролевые замещения или перестройку ценностных ориентаций, т.е. находить соответствие между своими ценностями и выполняемыми им социальными ролями, т.е. индивид должен стремиться в случае неуспеха в социализации к перераспределению самоэкспектаций и научиться оставлять предшествующие роли.

Некоторые ученые отмечают, что залогом успешной социализации можно считать формирование у человека поведенческих моделей, включающих требования и предписания. Социализированность человека должна основываться на усвоении не просто суммы различных ролевых ожиданий, а самой сущности этих требований. Так, американский психолог и педагог Л. Колберг подчеркивает, что такой тип социализированности предотвращает ролевые конфликты в будущем, в то время как конформное приспособление к своей среде в случае ее изменения делает их неизбежными.

Таким образом, в процессе и в результате социализации человек овладевает совокупностью ролевых ожиданий и представлений в различных сферах жизнедеятельности (семейной, профессиональной, социальной и др.) и развивается как личность, приобретая и вырабатывая ряд социальных установок и ценностных ориентаций, удовлетворяя и развивая свои потребности и интересы.

От названных компонентов зависит успешность социализации человека, которая проявляется в балансе между его адаптированностью и обособлением в обществе.