Очень краткое содержание рассказа айвенго. Онлайн чтение книги Айвенго Ivanhoe Глава I

Несколько по-иному, но в основном в той же манере стро­ится образ маленького человека в «Преступлении и наказании». Его воплощением там выступает Мармеладов, мелкий чинов­ник, выгнанный за пьянство со службы. Его образ внутренне глубоко драматичен. В этом, казалось бы, совершенно никчем­ном человеке, способном пропить последние деньги семьи и идти к Соне просить на опохмелку, Достоевский, верный своим творческим принципам, находит живую человеческую душу. По монологам Мармеладова очень заметно, что он когда-то был не лишен гордости, сознания собственного человеческого дос­тоинства. Сейчас от этой гордости остался один только стыд. Мармеладов уже не способен справиться со своей пагубной страстью, не способен подняться, но он способен наказывать себя за это самым строгим нравственным наказанием. Если бы он был один, он бы не страдал. Но сознание того, что из-за него страдают Катерина Ивановна и дети, - вот что мучает Марме­ладова, заставляя его обращаться со своей надрывной и отчаян­ной исповедью к завсегдатаям трактира, к Раскольникову. Он, когда-то гордый и совестливый человек, не боится выставлять себя на позор и посмешище, наоборот, стремится к этому, по­тому что так наказывает себя. Поражает глубина, с которой этот опустившийся человек способен чувствовать нравственные страдания Катерины Ивановны, неотступно думать о ней и о детях, о своей вине и своем грехе. И, что очень важно для Дос­тоевского, этот человек продолжает уповать на Бога - в этом смысл рассказанной им Раскольникову притчи. И - еще один важный для Достоевского момент - упование на божественное милосердие сочетается в Мармеладове со смирением и само­уничижением, пришедшим на смену прежней гордости. Такой человек, по Достоевскому, не потерян для Бога.

Чрезвычайно трогательной деталью, завершающей образ Мармеладова, становится пряник, который находят в его кар­мане после смерти - свидетельство его последней мысли о детях. Эта деталь окончательно расставляет оценочные акцен­ты: автор далек от того, чтобы презирать или хотя бы осуж­дать Мармеладова; он грешен, но заслужил прощение. Про­должая традицию своих предшественников, Достоевский на первый план в трактовке темы маленького человека выдвигает принцип гуманизма, необходимость не осудить и бросить ка­мень, а понять и простить.

0

аgent

Тема «маленького человека» является основной для всего творчества Ф.М. Достоевского. Кто такие «маленькие люди»? Это бедные, незаметные в обычной жизни персонажи. Они не имеют высокого звания, огромного состояния, зато сохранили духовное богатство, доброту и человечность.

Родион Раскольников является ярким представителем «обиженных жизнью людей». Создание его теории неразрывно связано с условиями жизни. Он обречен прожить свою жизнь в бедности и лишениях. Автор умело подчеркивает убогие условия существования студента, описывая его жилье, быт и одежду. Родион живет в трущобах, в его грязном квартале всегда чувствуются нестерпимые запахи дешевых распивочных заведений. Каморка Родиона настолько мала, что ее можно сравнить со старым душным шкафом, со стен которого давно отклеились старые желтые обои.

Жилище главного героя – это символ безысходности.

Автор создает контраст между высоким, хорошо сложенным молодым человеком и его старым, потрепанным гардеробом. Родиону совестно носить такую одежду, но у него нет другого выбора. Отчисление из учебного заведения, отсутствие средств для существования, чувство несправедливости подавляют героя и толкают его на совершение преступления.

Чувство глубокого одиночества преследует героя, несмотря на то, что вокруг огромное количество людей. Ведь его окружают такие же бедные, жалкие и озлобленные на весь мир персонажи. Они уже давно не способны на сострадание и человечность. Этот факт доказывает реакция толпы на исповедь пьяного Мармеладова. Мелкий чиновник откровенно рассказывает о своем оскорбительном положении, в котором он не может больше существовать. Ежедневно ему приходиться молча наблюдать за унижением своей жены, голодом детей, а самое главное – за искалеченной судьбой любимой дочери Сонечки. Измученный душевными терзаниями Мармеладов ждет от своих слушателей сочувствия и понимания, но жестока толпа способна лишь обсмеять и унизить.

Продолжение ниже

0

аgent
06.03.2019 оставил(а) комментарий:

Описание страданий семьи Мармеладовых как нельзя лучше раскрывает тему «маленьких людей». Благодаря подробному описанию сложных условий жизни все вокруг окутывается мраком и холодом. Меняет свое обличие даже роскошная столица - Санкт-Петербург. В произведении она создает впечатление серого, равнодушного, мертвого и жестокого города. В романе демонстрируется обратная сторона этого города. Роскошные фасады заменяют старые полуразрушенные здания, в которых проживают оскорбленные жизнью люди.

Еще одной представительницей униженных и оскорбленных является Катерина Ивановна. Знаменитый автор описывает измученную женщину. Она каждый день старается навести порядок в доме и накормить голодных детей. Ее падчерица – Соня также всеми силами старается помочь семье, но, к сожалению, принимает единственно возможное решение – пойти на панель. Заслуживает сочувствия и сестра Родиона, Дуня. Ей, как и брату приходится сдерживать гордость и самолюбие, терпеть насмешки и издевательства.

Роман «Преступление и наказание» наполнен подобными образами, герои произведения постоянно испытывают нужду, находятся в условиях существования, непригодных для жизни нормальных людей. Эти нечеловеческие условия заставляют персонажей делать сложный выбор: терпеть и жить так дальше или умереть?

Чувство долга и ответственности не позволяет Сонечке Мармеладовой решиться на самоубийство. «А с ними-то что будет?» - говорит девушка, когда Родион размышляет о том, как достойно выйти из их положения. Она отказывается от телесной смерти из-за желания помочь своей семье, но тем самым выбирает полную душевную гибель. То же самое можно сказать про Дуню. Она решается на брак с нелюбимым человеком, обрекая себя на безрадостное существование. Образование брата и благополучие семьи для Дуни важнее, чем другие радости жизни.

Все это означает, что несмотря на тяжесть своего положения в этих людях остаются самые главные человеческие качества – сострадание, благородство и великодушие. Автор сочувствует своим героям и одновременно с этим восхищается их душевным богатством, которое они смогли сохранить в столь ужасных условиях.

Теория Родиона Раскольникова - это порождение жестокого мира. Она представляет собой протест против таких условий существования. Совершение преступления не восстановило справедливости и не сделало Родиона «право имеющим» человеком. Напротив, оно принесло чувство раскаяния и разочарования. Но в то же время даже в мире нищеты и лишений есть место светлым чувствам: любви, дружбе, состраданию. Это наполняет автора верой в то, что со временем общество все же может исправиться, стать менее жестоким. Любовь и уважение к окружающим людям – это единственный путь для создания цивилизованного, гуманного общества. Возможно, именно этот смысл пытался передать автор в своем знаменитом произведении.

0

Biz-ledy
06.03.2019 оставил(а) комментарий:

В романе Достоеского "Преступление и наказание", центральными персонажами являются "маленькие люди". Кто же они такие? "Маленький человек" - представитель нисших слоев населения, незначительный по социальному статусу человек. Судьба "маленьких людей" не простая. Этим людям ежедневно приходится мириться с социальной несправедливостью и унижением со стороны других людей, выше стоящих по положению в обществе.

Главный герой романа, Родион Раскольников, так же относится к числу "маленких людей". Юноша едва выживает в нищите. Семья главного героя- бедная, мать всю жизнь работает за гроши, чтобы помочь сыну закончить университет. Сестра Дуня вынуждена поступить в услужение в дом Свидригайовых, где терпит унижения. Позже Дуня выходит замуж за господина Лужина, несмотря на отвращение к нему. Это пример самопожертвования, Дуня хочет помочь своему брату, попавшему в тяжелое положение.

Еще одним примером "маленьких людей" в романе, является семья Мармеладовых. Семен Захарович Мармеладов - бывший чиновник, своим пьянством он довел семью до глубокой нищеты.

Мармеладов понимает безысходность своего положения, но не в состоянии помочь своей семье, от этого ему становится только хуже. Соня Мармеладова - невинная девушка, вынужденная торговать собой, чтобы прокормить свою несчастную семью. Но, занимаясь непристойным зароботком, Соня не ударилась в пьянство и разврат. В отличие от Раскольникова, она убеждена в том, что никакие жизненные трудности или якобы, гуманные цели не могут оправдать насилие и преступление.

"Маленькие люди" являются одной из главных тем большинства произведений литературы. Во все времена им живется не легко. Судьба играет с ними в злую шутку. Шутку длинною в жизнь.

0

V_V
06.03.2019 оставил(а) комментарий:

Федор Михайлович Достоевский – гений психологического романа и настоящий классик отечественной литературы. Его произведения затрагивают тончайшие струны человеческой души. Трудом всей жизни Федора Михайловича является роман «Преступление и наказание». В нем затронуто множество различных тем: философские, психологические, социальные. Хотелось бы остановить свое внимание на теме маленьких людей в романе. Именно об этом я буду вести повествование в своем сочинении.

Но прежде чем затрагивать данную тему. Требуется дать понятие термину «маленький человек». «Маленький человек» в отечественной литературе – это тип персонажа, введенный Гоголем в своем произведении «Шинель». Достоевский является продолжателем традиций Гоголя, поэтому давай же разберемся какова роль маленьких людей в романе «Преступление и наказание».

Мармеладовы, Лизавета, Пульхерия Александровна и Авдотья Романовна. Их связывает особая роль в романе – роль духовного мученичества. Думаю, не стоит разбираться каждого в отдельности. Ограничимся двумя примерами. Сонечка Мармеладова работала по желтому билету, терпела постоянные издевки, чтобы прокормить семью, а Авдотья Романовна должна была выйти замуж за ужасного, злобного, равнодушного ко всему, кроме своего капитала человека – Петра Петровича Лужина, чтобы помочь материально Раскольникову.

Все перечисленные персонажи являются маленькими людьми, их обижают, они терпят и являются в некотором роде божьими созданиями, которые не влияют ни на что в этом мире. Но так ли это, настолько ли ужасна их судьба? Да, их судьба действительно незавидная и вызывающая жалость у читательского сообщества. Но каждый из них претерпевает или претерпел нравственную революцию!

Пьяница-Мармеладов не боится пощечины жены, а боится слез на ее глаза, боится крика, почему? Потому что он ее любит как человека, он не хочет ее расстраивать, но обстоятельства, его положение и характера не могут ему позволить этого не делать. Однако он переживает, он мучается именно из-за переживаний другого. Тоже самое можно сказать про каждого из вышеперечисленных, а в особенности про Соню. Она живет только ради других, а это разве не то, к чему стремится человек? Счастлив ли тот, кто может решать чужие судьбы? Нет! А тот, кто жаждет и готов сделать все, чтобы помочь? Тот определенно счастлив! Именно человеколюбием наделены маленькие люди в романе Достоевского. Они как бы возвышаются над всем мерзким, жадным миром и являются надеждой человечества на спасения от мрака и тьмы, которые олицетворены в таких персонажах как процентщица, Лужин.

В заключении хочется отметить, что модернизация Достоевским образа «бедного человека» подчеркивает уникальность и гениальность автора, но главное – это показывает его истинную позицию, основанную на коренных христианских положениях: человеколюбие и любовь к ближнему

0

buzz
06.03.2019 оставил(а) комментарий:

В романе «Преступление и наказание» Достоевский описывает героя как обычного бедного студента, который был одет в лохмотья, заложил все свои деньги и жил очень убого. Он живет на грани нищеты, а потому – «маленький человек». В этом вся низменность Родиона Раскольникова. Жизнь должна сломать его, но он силен духом, он не забитый и не униженный судьбой. Достоевский хотел показать, насколько он маленький и убогий в огромном мире, но в то же время сильный и большой. По своему социальному статусу Раскольников – «маленький человек».

Достоевский подчеркивает в романе власть окружающей внешней среды над человеком. Эта окружающая среда и бытовые мелочи дают полную характеристику герою. Глядя на то, в каких условиях живет герой, можно понять, почему он такой. Раскольников мечется по городу и видит только слезы, грязь. Город жесток и бесчеловечен, не похож на столицу, а напоминает бред сумасшедшего. Именно окружающая нищета показывает «маленького человека». Кроме того, автор отчетливо дает понять, насколько противоречив его внутренний мир. С одной стороны он беден и несчастен, с другой – не вызывает никакого сочувствия.

На самом деле он не маленький человек. Он попал в пучину нищеты, но не готов смириться, он борется. Он идет на преступление и после оправдывает себя. Родион убил старуху ростовщицу, но считает, что избавил общество от зла. Все время после совершенного преступления, он пожирал себя изнутри и убеждал себя же в правильности своего деяния.

Жизнь остальных героев романа не менее страшна. Они тоже «маленькие люди». Спившийся Мармеладов, умирающая от чахотки его жена, мама и сестра Родиона, переживающие издевательства богачей, девушка, которая обрекла себя на унижения, дети, растущие рядом с пьющими родителями. Все это история о «маленьких людях». «Маленькие люди» осознают безысходность своего положения, а исправить ничего не могут. Под влиянием ужасающего бытия рождается философия жизни.

Социально-бытовые мотивы, совершенного преступления Раскольниковым, перекрываются философскими мотивами. Соединив свою судьбу с угнетенными людьми, только таким способом может искупить свою вину перед этими несчастными людьми. Раскольников приходит к выводу, что лучше быть «маленьким человеком», быть раздавленным, чем наоборот иметь власть над людьми и давить их. Он предпочитает быть жертвой, чем палачом. К нему приходит смирение. Потому в конце романа читатели видят Родиона на пороге новой жизни, которая кардинально отличается от сегодняшней действительности.

В своём социально-психологическом романе «Преступление и наказание» Достоевский раскрывает одну из главных тем своего творчества - тему «маленького человека». Мне кажется Достоевский хочет показать, что несправедливость Петербуржского общества приводит к делению людей на власть имеющих и на людей низких сословий, «маленьких людей». Таким образом Семен Мармеладов, Катерина Ивановна, Сонечка, даже сам Родион представляют собой людей униженных и оскорбленных.

Давайте начнем с Мармеладова. Он, некогда титулярный советник, «всегда уважал образованность, соединенную с сердечными чувствами». Но что же сделала с ним судьба? Мармеладова настигла нищета. Мармеладов был слабым человеком, он не мог обеспечить свою семью ничем. Работу он потерял из-за сокращения штатов, новую найти он не мог, да и пить было легче, чем что-либо делать. Так он спился и был постоянным посетителем пивнушек Петербурга. Он не появлялся дома, чтобы не выслушивать упреки жены, которые, как он сам понимал, были справедливы. Я считаю, он сам себя ненавидел, и он хотел бы изменить свою жизнь, но ему не хватило силы воли, чтобы справиться с ударами судьбы.

Что касается Катерина Ивановны, то, лично я не считаю её падшей женщиной. На мой взгляд, она стала заложницей обстоятельств: муж пьет, денег нет, детей надо воспитывать и кормить. Всё это повлияло на ее физическое и психологическое здоровье. Но, несмотря на это и будучи особой образованный и штаб-офицерской дочерью, она была довольна города, не терпела оскорблений Лебезятникова и Амалии Липпевехзель. Она любила чистоту, была трудолюбива и даже по ночам стирала вещи мужа и детей, чтобы те на следующий день ходили в чистом. Я считаю, что ее жизнь была полна несправедливостей и страданий, которых она не заслужила.

А Соня, эта бедная милая девочка, сколько она перенесла за свои 18 лет жизни! Соня не могла терпеть упреки мачехи и у неё был единственный выход. Она пошла по желтому билету, чтобы спасти свою семью. Но как же дорого это ей стоило. Мало того, что она «обслуживала» людей, так ещё и частенько выслушивала оскорбления со стороны людей вышестоящих. Единственным спасением Сони и других «маленьких людей» в этом романе является вера – вера в Бога, вера в лучшие времена.

Дунечка и Пульхерия Александровна также являются униженными и оскорбленными, так как им пришлось терпеть клевету Марфы Петровны, а потом и оскорбления Лужина. И они ничего не могли с эти поделать. Основной чертой всех «маленьких людей» в произведении Достоевского является беспомощность. Они все подвергаются угнетению со стороны более влиятельных личностей, но ничего не могут с этим поделать.

Ну и наконец Родион Раскольников, бедный бывший студент, запутавшийся в самом себе. В его мыслях он был Наполеоном, великим человеком, но на самом то деле он относится к разряду «маленьких людей». Хоть он умен и образован, но ему не хватает того, что присуще достойным людям – цели. У Родиона не было главной цели в жизни, он плыл по течению судьбы, учиться он не хотел, работать тоже, любовь он не искал. Он хотел легким путем нажиться, а что делать дальше он и сам не понимал. С мыслями о убийстве старухи, он забыл, для чего он живет.

В завершении хочется упомянуть, что сам Достоевский не был из круга этих «маленьких» людей, но он смог так понять их судьбы и душевные переживания, что невольно начинаешь понимать, что Достоевский – мастер в раскрытии тайн человеческой души.

Нелестным прозвищем «маленькие люди» в произведениях не только Достоевского, но и многих других русских писателей зовутся обладатели крайне скромного дохода, порой находящиеся в весьма затруднительном материальном положении; они обижены судьбой и окружающими, терпят нужду и унижения.

В романе «Преступление и наказание» к числу «маленьких людей» относится и главный герой – Родион Раскольников, которого в начале повествования читатель находит в самом угнетенном состоянии не только в материальном, но и духовном плане: именно нужда толкает его на преступление, именно деньги он считает если не главной, но одной из главных движущих сил в господствующей системе устройства мира. Стремясь помочь нуждающимся, обиженным, оскорбленным, он решается на убийство, однако, как мы знаем, оно никому не приносит добра и счастья: Родион сносит богатство под камень, а тяжесть содеянного и вину за него принимает на себя – жертва, по бессмысленности способная тягаться с жертвой Сонечки. Конечная цель Раскольникова достигнута не была, и не может быть достигнута, но если это так – что же может оправдать средства?

Семья Раскольникова также причисляется к тем самым униженным и оскорбленным, за счастье и право на которое так яростно и самозабвенно борется главный герой: Пульхерия Александровна, приходящаяся Родиону родной матерью, живет на скромную пенсию и небольшой заработок с мелкой работы, а сестра Дуня терпит издевательства богатых баринов, будучи простой гувернанткой. Они смирились со своей участью и не смотрят в небо на журавлей, синица в руках для них – богатство, которое следует беречь и лелеять. Роль «маленьких людей» надежно укоренилась в их облике и манере поведения, маска смирения стала уже их истинным лицом – хорошо ли это, или напротив, достойно порицания, решению на самом деле едва ли принадлежит.

Несколько другую сторону человеческого отчаяния представляют Мармеладовы, несмотря на сахарную фамилию живущие далеко не сладкой жизнью. Глава семейства Семен Захарович сдается, проигрывает бой самой судьбе и становится одним из тех жалких обывателей, которые, по природе своей будучи людьми недурного и даже добродетельного характера, не пытаясь даже поднять руки в жесте защиты, безропотно принимают удары, подставляя при этом вторую щеку. В трясину отчаяния и безысходности он утягивает с собой и жену, Катерину Ивановну. Нужда толкает старшую дочь Мармеладова Сонечку на отчаянные поступки, жертвы, не оправданные в большей степени никем из тех, для кого предназначались.

Яркий пример бойца являет собой бывший студент Разумихин, друг Родиона, не прогнувшийся под ветром обстоятельств и сохранивший дух отчаянный и непокорный, не забывающий никогда о самом главном, единственном, что осталось у «маленьких людей» - надежде и простом человеческом сострадании.

Таким образом, главными действующими фигурами в романе «Преступление и наказание» являются люди обедневшие и отчаявшиеся, однако проявляющие свои качества при этом совершенно разным образом. Именно эта многогранность личностей в произведении и делает его столь значимым для самосознания русского народа и всего человечества в целом.

Вариант 2

Тема маленького человека была популярна в русской классической литературе, ей посвящались отдельные произведения («Станционный смотритель» Пушкина, «Шинель» Гоголя), она косвенно фигурировала в сюжетах многих произведениях на другую тему. Не стал исключением и роман Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание».

Для начала разберемся, кто же такой «маленький человек». Как правило, это тихий и всеми забытый, незаметный для общества человек. Зачастую он пуглив и боится общаться с людьми, часто к его образу добавляется невзрачный вид, низкий рост или худоба, он носит старую, изношенную одежду. Как правило, он ведет жалкое и бедное существование.

Персонажей, подходящих под описание типичного «меленького человека», в романе несколько. Первым таким персонажем можно назвать главного героя, студента Родиона Раскольникова. Начнем с внешнего описания – он высокий и худой, несмотря на то, что он был достаточно хорош собой, любого человека отталкивает в нём его внешний вид – он носит старые лохмотья, в которых многие люди «посовестились бы днём выходить на улицу». Живет Родион бедно, снимая жалкую маленькую комнатку на окраине Петербурга. Такая жизнь сделала его тихим и скромным, она сломила его энергичную натуру. Понимая, что он достоин большего, Родион в конце концов выводит свою теорию о «тварях дрожащих и право имеющих», которая приводит к ужасным для него последствием. Его преступление есть пример бунта «маленького человека» против своей жалкой и несчастной жизни.

Вторым «мельником человеком» «Преступления и наказания» можно назвать главу семейства Мармеладовых, Семена Захаровича. О нём нам известно немного - в отличие от Родиона, Мармеладов уже давно не молод, ему примерно пятьдесят лет. Он бывший титулярный советник, ныне в отставке.

Внешне он среднего роста, с большой лысиной и отёкшим от пьянства лицом. Женившись на вдове офицера, взвалив на себя большую ответственность обеспечивать семью, Мармеладов был уволен с должности и, не найдя в себе сил пережить такой сложный момент, стал пропивать итак бедное имущество семьи. В романе он предстаёт перед нами самым что ни на есть классическим «маленьким человеком» - он слаб и не может переживать удары судьбы, он тих и незаметен для большинства людей, он отвергнут обществом и живет вне его. Его жена, Катерина Ивановна, тоже подходит на роль «маленького человека» - она, так же как и муж, неспособна бороться с проблемами и трудностями, которые взвалились на их семейство.

Единственной надеждой их семьи остаётся только Соня – несмотря на внешний вид и образ жизни, типичный для «маленького человека», в течение романа она раскрывается как сильный и волевой человек, в неё проявляются черты, которые не позволяют называть её «маленькой», как её отчима Семена или родную мать Катерину.

Тема маленького человека в романе Преступление и наказание

Фёдор Михайлович Достоевский, является величайшим автором русских произведений, а также представителем русского классицизма. Труды великого автора заслуживают большого уважения. Одним из самых важных произведений, созданных Фёдором Михайловичем, является произведение, преступление и наказание.

Несмотря на всю обширность произведения, в нём можно выделить основные темы, которые выделил автор, социальное неравенство, а также темы, касающиеся философии и психологии. На протяжении всего произведения, можно выделить определённых, так сказать маленьких людей. Выражение маленькие люди, впервые было употреблено в литературе, писателем Гоголем. Достоевский решил продолжить его дело и подчеркнул в своём произведении, всю значимость маленьких людей в жизни.

Главная особенность маленьких людей, является в том что, они не могут управлять своей жизнью, они являются людьми, которыми управляет всевышний, управляет судьба. Стоит назвать кого автор перечисляет к маленьким людям, это Мармеладовы, Авдотья Романовна, Лизавета, Пульхерия Александровна. Основная роль возложена на данных персонажей, это душевные мучения. Это люди, которые терпят всяческую обиду, унижение и никак не могут повлиять на свою жизнь.

Прочитав данное произведение, у читателя может возникнуть ощущение жалости к данным персонажам. К примеру персонаж Мармеладов, не способен вытерпеть нравственных мучений своей жены, её плач и крик. В тот же самый момент, он готов, даже терпеть побои от неё, лишь бы не причинять ей душевные мучения.

Главное что хочет показать автор, в своих маленьких людях, это их желание оказать всю возможную помощь другим людям, которые являются пострадавшими. В произведении задаётся вопрос, может ли быть человек счастлив, если решает чужие судьбы, ответ, совершенно точно нет. А если этот человек, всей своей душой желает помочь пострадавшему, это является самым благим делом. К это заслуживает уважения со стороны других людей.

Создание данного произведения, показывает автора, со стороны человека миролюбивого, который заслуживает большого уважения. Именно в данном произведении, показывается его настоящая гениальность и большая проницательность. Именно в этом человеке показывается вся его любовь к ближнему.

  • Сочинение Летние деревенские ночи

    Летние деревенские ночи.Каждый человек, которому посчастливилось хотя бы раз в жизни провести ночь в деревне, никогда не забудет эти волшебные воспоминания.

  • Бути справжньою людиною - це горде звання для кожного з нас. Але не кожен достойний цього високого титулу. Людина – істота соціальна, тобто існувати без суспільства вона не може. І важливо залишатися людиною в будь-яких обставинах та в будь-якому оточенні

  • История создания повести Невский проспект Гоголя

    На протяжении трех лет с 1830 года Гоголь ходил на занятия, которые проводились на территории Академии искусств. Там он был вольноприходящим студентом, поэтому посещал далеко не все мероприятия и занятия

  • Произведение «Айвенго», краткое содержание которого можно описать соперничеством между потомками норманнских завоевателей Англии и саксов, признано вершиной творчества Вальтера Скотта.

    Даже беглый пересказ сюжета свидетельствует о неподдельной доблести героев, изображенных в романе. Это шедевр классической литературы, который на протяжении многих лет волнует читателей по всему миру.

    Вальтер Скотт «Айвенго» — история создания

    «Айвенго» – это произведение, относящееся к жанру исторического романа, которое написал шотландский писатель Вальтер Скотт. Текст романа был опубликован в 1819 году.

    Вальтер Скотт (1771-1832)

    Это первый исторический роман в биографии писателя. Он хотел, чтобы сюжет разворачивался в Южном Йоркшире на севере Англии во времена правления Ричарда l.

    Главные герои и их характеристика

    Перечень главных действующих лиц:

    • Айвенго - храбрый английский герой, чтущий кодекс рыцаря и сражающийся за короля Ричарда. Является воплощением рыцарской доблести и чести;
    • Ровена - воспитанница Седрика, честная и верная своему возлюбленному;
    • Седрик - отец Айвенго, благородный, но своенравный и вспыльчивый лорд;
    • Ребекка - дочь еврея Исаака, влюбленная в Айвенго, волевая и отважная девушка;
    • Ричард Львиное Сердце – отважный и справедливый правитель, но склонный к авантюрам.

    Второстепенные персонажи

    Так же встречаются следующие герои:

    • Исаак - еврей-ростовщик, любящий отец;
    • Ательстан - королевский потомок из династии саксонов;
    • Реджинальд Фрон де Беф - жестокий лорд, которому досталось имение Айвенго; главный отрицательный персонаж;
    • Принц Джон - подлый, жадный и бесчестный брат короля Ричарда.

    Описание глав дано в сокращении. Основные мысли можно взять для читательского дневника.

    Главы 1 — 4

    На пути домой король Ричард I оказывается в плену. Принц Джон намерен занять престол. Свинопас Гурт и шут Вамба, рабы лорда Седрика Сакса, встречают отряд всадников, среди которых аббат Эймер и рыцарь Бриан де Буагильбер.

    Они спрашивают, как добраться до замка Седрика. Вамба показывает неверную дорогу, и всадники уезжают.

    По пути всадники встречают человека по имени Палмер, который провожает их в поместье. Это Уилфред Айвенго, переодевшийся в пилигрима.

    Айвенго — сын Седрика, изгнанный своим отцом и лишенный наследства из-за того, что тот был влюблен в леди Ровену, воспитанницу Седрика. Он намеревался отдать ее замуж за богатого королевского потомка Ательстана и с помощью этого сбросить норманнский гнет.

    Гости приезжают в замок. Все ужинают, когда слуга объявляет, что странник — еврей по имени Исаак, просит впустить его на ночлег.

    Главы 5 — 8

    После того, как все отправляются спать, Палмер подслушивает разговор де Буагильбера; он намерен ограбить Исаака. Палмер помогает Исааку избежать ограбления; в обмен Исаак помогает Палмеру раздобыть доспехи и лошадь, чтобы он мог участвовать в большом турнире при Ашби.

    В первый день боя Палмер, сражающийся под гербом с девизом «дездечадо», то есть лишенного наследства, побеждает всех соперников, включая де Буагильбера. Палмеру разрешено выбирать Королеву Любви и Красоты.

    Главы 9 — 12

    Рыцарь выбирает Ровену своей королевой. Рыцари, которые выступают против Палмера, атакуют его вместе. С помощью неизвестного Черного Рыцаря он выигрывает турнир. Когда Ровена снимает с него шлем, она узнает Айвенго. Он сильно ранен, теряет сознание, упав на землю у ног Ровены.

    Главы 13 — 17

    В суматохе принц Джон и его советники поспешно обсуждают последствия его появления и план своих действий. Посланник приносит Джону предупреждение, означающее, что Ричард освобожден.

    Главы 18 — 22

    Седрик беспокоится о травме сына. На пути из Эшби он встречается с Исааком и Ребеккой, сопровождающими очень больного человека. Ребекка просит защиты, Седрик соглашается. Внезапно де Браси нападает и берет их в плен. Люди Де Браси отвозят пленников в замок. Исаака бросают в темницу и требуют заплатить выкуп. Звук горна у ворот прерывает эту сцену.

    Главы 23 — 27

    Морис де Браси требует от Ровены брака, заявив, что если она не согласится, он убьет Седрика и Айвенго. Горн предвещает появление письма, написанного Черным рыцарем, объявляющего о намерении освободить заключенных осадой.

    Главы 28 — 31

    После ранения на турнире, за Айвенго ухаживали Исаак и Ребекка. Когда саксы встретили евреев до их захвата, Ребекка и Исаак сказали, что на подстилке больной старик. Это был сам Айвенго.

    В бою Фрон-де-Беф ведет защитников замка против Черного рыцаря. Он получает смертельную рану. Пламя начинает распространяться по замку.

    Черный рыцарь сумел захватить де Браси; он бросается в замок, чтобы спасти Айвенго. Остальным заключенным удается бежать самостоятельно; однако Ребекку захватывает де Буагильбер.

    Главы 32 — 36

    Черный рыцарь освобождает де Браси. Эймер пишет письмо де Буагильберу, призывая его отпустить Ребекку. Когда Исаак отправляется в цитадель рыцарей-тамплиеров, остальные готовятся вернуть тело убитого Ательстана в его замок. Ребекка объявлена ведьмой, и ее ждет казнь.

    Главы 37 — 40

    Начинается судебный процесс над Ребеккой. Ее считают виновной, и де Буагильбер призывает ее попросить одного из рыцарей сражаться в бою за нее. Она делает это, и тамплиеры отправляют посланника к Исааку. Айвенго отправляется в замок. На Черного Рыцаря нападают. Ему помогают люди Локсли. В бою обнаруживается, что рыцарь – это сам король.

    Главы 41 — 44

    Ричард ждет своих союзников, чтобы поднять грозную силу. Оказывается, что Ательстан был только оглушен ударом де Буагильбера. Большая толпа собралась на турнир за жизнь Ребекки. Де Буагильбер против своей воли стал чемпионом тамплиеров.

    В самый последний момент Айвенго входит на защиту Ребекки. Он атакует Буагильбера, но он так измотан, что падает с лошади. Но де Буагильбер падает замертво. Айвенго побеждает, и Ребекка спасена.

    Айвенго и Ровена поженились. Ребекка и ее отец покинули Англию навсегда. На протяжении долгих лет Айвенго служит у короля Ричарда.

    Анализ произведения

    «Айвенго» — приключенческий роман. Он насчитывает 466 страниц текста, но, если говорить коротко, главная его цель в том, чтобы рассказать историю о героизме. Здесь описан момент, когда король Ричард вернулся в Англию после борьбы в крестовых походах и томления в тюрьмах.

    Основной исторический акцент романа фокусируется на напряженности между саксами и норманнами, населявшими Англию.

    Заключение

    В своем романе автор нарисовал образы отважных людей, готовых вступиться за честь своих друзей. Роман Вальтера Скотта – это шедевр литературного искусства на многие века. Образ отважного, доблестного рыцаря, созданный в произведении, остается излюбленным типом героя в приключенческом романе.

    Роман «Айвенго» Скотт написал в 1819 и в этом же году опубликовал под псевдонимом «Уэверли». Книга является одним из самых первых и известных исторических романов, классикой приключенческой литературы, относится к художественному направлению романтизм. Действие произведения происходит в XII веке в Англии – после третьего крестового похода, в период правления короля Ричарда I.

    Главные герои

    Уилфред Айвенго – главный герой романа, молодой рыцарь 25-ти лет, сын Седрика Сакса; был изгнан отцом из дома и лишен наследства.

    Бриан де Буагильбер – храбрый норманнский рыцарь-храмовник старше сорока лет, приехавший из Палестины.

    Черный рыцарь (Черный Лентяй) – король Ричард I Львиное Сердце.

    Седрик Ротервудский (Седрик Сакс) – отец Айвенго, саксонский тэн.

    Ревекка – еврейка, дочь Исаака, помогала вылечить рану Айвенго.

    Исаак из Йорка – богатый еврей, ростовщик, отец Ревекки.

    Другие персонажи

    Леди Ровена – прекрасная воспитанница Седрика Сакса, происходит из рода короля Альфреда Великого; возлюбленная Айвенго.

    Гурт – свинопас, раб Седрика.

    Вамба – шут, раб Седрика,

    Эймер – монах-францисканец, приор аббатства Жорво.

    Ательстан Конингсбургский – сакс, потомок короля Альфреда Великого.

    Джон – наследный принц, брат Ричарда.

    Локсли – йомен, лучник, Робин Гуд из Шервудского леса, « король разбойников ».

    Причетник из Копменхерста – монах-разбойник, известен по балладам как брат Тук.

    Ульрика (Урфрида) – дочь тана Торкилстонского, пленница Фрон де Бефа.

    Морис де Браси – рыцарь-иоаннит.

    Реджинальд Фрон де Беф – рыцарь, норманнский барон.

    Филипп Мальвуазен – рыцарь, барон.

    Лука Бомануар – гроссмейстер ордена тамплиеров (вымышленное лицо).

    Глава I

    Король Ричард I не вернулся из последнего похода, взят в плен. « Завоевание Англии норманским герцогом Вильгельмом значительно усилило тиранию феодалов и углубило страдания низших сословий ». « Почти все без исключения саксонские принцы и саксонская знать были либо истреблены, либо лишены своих владений ».

    Глава II

    К обсуждавшим господ свинопасу Гурту и шуту Вамбе приблизилась группа всадников – монах-францисканец Эймер и храмовник брат Бриан со свитой. Путники спросили, как добраться к жилью Седрика Сакса. Чтобы запутать их, Вамба указал на другую дорогу. Направляясь по указанному пути, Эймер и Бриан обсуждали Седрика. Приор отметил, что Сакс настроен против норманнов и даже поссорился с соседями – Фрон де Бефом и Мальвуазеном.

    Бриан направлялся к Седрику, чтобы просить руки его дочери – прекрасной леди Ровены. Эймер рассказал, что Седрик на самом деле опекун Ровены, она же происходит из более знатного рода. Седрик очень ревностно опекал воспитанницу и изгнал своего сына из-за того, что тот « дерзнул поднять влюблённые глаза на эту красавицу ».

    По дороге им встретился пилигрим, только что вернувшийся со Святой Земли. Он также направлялся в Ротервуд к Седрику, поэтому показал путникам верную дорогу. В пути их настигла непогода.

    Главы III – IV

    Седрику доложили, что приор Эймер и рыцарь Бриан де Буагильбер « просят оказать им гостеприимство и дать ночлег на пути к месту турнира в Ашби ». Нехотя Седрик распорядился предоставить им и пилигриму ночлег и ужин.

    Глава V

    Непогода привела к дому Седрика и еврея Исаака из Йорка. В то время в Англии с презрением относились к евреям, считая неприемлемым находиться с ними рядом, однако Седрик не мог нарушить законы гостеприимства и впустил Исаака.

    За ужином пилигрим рассказал о турнире в Акре. Он умолчал имя шестого рыцаря, принимавшего участие в сражениях наравне с королем Ричардом. Бриан сказал, что им был Айвенго, который и победил тогда храмовника. Бриан изъявил желание сразиться с ним снова.

    Глава VI

    Пилигрима отправили ночевать к Исааку. Утром он разбудил еврея и посоветовал быстрее покинуть дом Седрика – Бриан распорядился, чтобы Исаака утром схватили.

    Пилигрим помог еврею добраться до Шеффилда. Исаак понял, что перед ним рыцарь. В благодарность Исаак помог пилигриму занять у знакомого еврея все необходимое для участия в турнире – доспехи и лошадь.

    Глава VII

    Ричард пребывал в плену у герцога Австрийского и даже место его заключения было не известно. Незаконно захвативший власть принц Джон находился в союзе с французским королем Филиппом. Джон ненавидел и презирал уцелевшую саксонскую знать.

    Все было готово для начала турнира. На опушке леса находились арена, пять шатров рыцарей-устроителей турнира и шатры приезжих рыцарей. Посмотреть на зрелище собралась и знать, и простолюдины. Среди зрителей присутствовали Исаак с дочерью, красавицей Ревеккой. Отдельно восседали Седрик Сакс и Ревеккой и Ательстаном.

    Главы VIII – IX

    Турнир начался. Преимущество было на стороне зачинщиков, с которыми сражались все желающие. Принц уже хотел присудить победу Бриану, так как с ним никто не хотел сражаться один на один. Но появился новый рыцарь, лицо которого скрывал шлем. « Девиз на его щите изображал молодой дуб, вырванный с корнем », под которым была надпись: « Desdichado » – « Лишённый наследства ». Он сбил Бриана с коня, а затем победил всех зачинщиков и был объявлен победителем дня. Лишенный наследства выбрал королеву турнира – леди Ровену.

    Главы X – XI

    Принц Джон пытался через слуг узнать, кем является неизвестный рыцарь, но тот так и не показал своего лица.

    По правилам турнира победитель забирал доспехи побежденных. Лишенный наследства позволил рыцарям выкупить свои доспехи и с вырученными деньгами отправил оруженосца Гурта к Исааку вернуть долг. Когда свинопас уходил от еврея, Ревекка отдала ему все уплаченное, сказав, что ее отец должен рыцарю намного больше.

    Глава XII

    Начался второй день турнира – массовое сражение. Рыцарей разделили на две партии – во главе первой был рыцарь Лишенный Наследства, второй – Бриан де Буагильбер. Почти все рыцари выбыли и в конце Лишенный Наследства сражался с Брианом и еще двумя рыцарями из партии храмовника. Ему на подмогу пришел рыцарь в черных доспехах, которого прозвали « Чёрным Лентяем », так как он почти не принимал участия в сражении. Поразив двух соперников, Черный рыцарь отъехал в сторону. Видя, что Бриан может потерпеть поражение, принц Джон остановил турнир.

    Черный Рыцарь скрылся, поэтому героем дня был провозглашен Лишенный наследства. Победитель преклонил колени перед леди Ровеной. Чтобы она возложила на голову рыцаря венец, с него сняли шлем. Это был Айвенго. Поцеловав руку Ровены, рыцарь упал в обморок – он был ранен.

    Глава XIII

    Узнав, что победителем стал Айвенго, принц Джон был омрачен. Более того, теперь рыцарю Фрон де Бефу нужно было вернуть Айвенго поместье, пожалованное ему Ричардом.

    Принцу прислали записку: « Будьте осторожны – дьявол спущен с цепи », означавшую, что Ричард получил свободу. Джон перенес состязание стрелков на вечер этого же дня. Среди стрелков был ненавистный Джону йомен Локсли. Он попал в ивовый прут и стал победителем.

    Глава XIV

    « Принц Джон давал роскошный пир в замке Ашби ». Среди приглашенных были саксы Седрик и Ательстан. Седрика попросили назвать норманна, имя которого ему менее всего неприятно. Вопреки вежливости, он назвал не Джона, а Ричарда Львиное Сердце.

    Глава XV

    Браси по предложению Бриана де Буальбера решил разыграть похищение Ровены, а затем ее освобождение, чтобы заполучить девушку в жены.

    Главы XVI – XVII

    Покинув место турнира, Черный рыцарь в лесу наткнулся на хижину у скалы и святого источника. Живший там пустынник неохотно открыл гостю. У хозяина были припасены пирог с олениной и вино, которыми он и угостил Черного рыцаря.

    Глава XVIII

    После турнира раненый Айвенго исчез. Узнав, что Гурт был оруженосцем Айвенго, Седрик приказал заковать свинопаса в кандалы.

    Сердрик хотел выдать леди Ровену замуж за Ательстана, который, как и Ровена, имел королевское происхождение. Сакс считал, что этот брак « будет способствовать скорейшему восстановлению независимости саксов ». Однако его планы нарушала « взаимная привязанность леди Ровены и его сына. Это и было главной причиной изгнания Уилфреда ».

    Глава XIX

    По дороге с турнира Седрика, Ательстана, Ровену и их слуг застала в лесу ночь. Они услышали крики о помощи. Как оказалось, Ревекка и Исаак наняли людей отвезти больного друга. По дороге, испугавшись разбойников, слуги бежали, бросив носилки. Седрик согласился, чтобы евреи продолжали путь под их защитой. По дороге на путников напали разбойники и взяли всех в плен. Бежавшие Вамба и Гурт присоединились к Локсли.

    Глава XX

    Локсли с Вамбой и Гуртом отправились к хижине отшельника, пьянствовавшего с Черным рыцарем. Сбросив с себя рясу, отшельник тут же облекся в разбойничьи зеленые штаны и кафтан.

    Глава XXI

    Предводителями людей, захвативших Седрика и его спутников, были храмовник и рыцарь де Браси. Бриан отметил, что готов в качестве « своей добычи » заполучить еврейку. Когда они вышли к замку Фрон де Бефа, Седрик понял, что их схватили не разбойники.

    Глава XII

    Фрон де Беф посадил Исаака в тюремный подвал и потребовал большой выкуп – иначе еврея ждут страшные пытки. Исаак согласился, но когда Фрон де Беф сказал, что приставил Ревекку « служанкой к сэру Бриану », пленник отказался платить. От пыток Исаака спасли раздавшиеся звуки трубы.

    Главы XXIII – XXIV

    Около полудня к Ровене пришел де Браси, чтобы добиваться руки и приданого девушки. Однако на любезности рыцаря девушка отвечала с пренебрежением. В это же время к Ревекке явился Бриан, однако он также не смог заполучить расположения пленницы.

    Главы XXV – XXVI

    Фрон де Беф получил письмо. В нем Вамба и Гурт, « при содействии союзников » Черного Лентяя и Роберта Локсли объявляют, что рыцари должны выпустить пленников, иначе их будут « донимать осадой, приступом ».

    Бриан написал ответ, что они собираются казнить всех пленных и просил прислать священника. Под видом священника разбойники отправили облаченного в рясу Вамбу. Шут поменялся одеждами с Седриком, чтобы сакс выбрался незамеченным.

    Глава XXVII

    Уходя из замка, Седрик разговаривает со старухой Урфридой. Она рассказала, что « была игрушкой страстей своих хозяев », призналась, что дочь « благородного тана Торкилстонского ». Седрик открылся, сказав, что он был другом ее отца.

    Обнаружив вместо Седрика Вамбу, Фрон де Беф понял, что их провели. Разбойники и присоединившиеся к ним люди Седрика начали наступление на замок.

    Глава XXVIII

    После турнира в Ашби Исаак и Ревекка привезли раненого Айвенго в дом знакомых евреев. Ревекка умела врачевать, знала некоторые секреты. Они хотели перевезти Айвенго к себе, но в лесу их бросили слуги, а затем на крики подъехали Седрик и его спутники.

    В замке де Бефа Урфрида поручила уход за раненым рыцарем Ревекке.

    Главы XXIX – XXX

    После первого столкновения нападающие во главе с Черным рыцарем и Локсли успешно захватили башню. В замке готовились к обороне. Во время сражения Фрон де Беф был смертельно ранен Черным Рыцарем. Чтобы отомстить де Бефу, его пленница Урфрида подожгла замок и закрыла комнату с умирающим бароном.

    Главы XXXI – XXXII

    Браси сошелся в поединке с Черным рыцарем. Занеся над соперником кинжал, Черный рыцарь сказал ему сдаваться. Узнав, кто перед ним, Браси тут же послушался и покорно отправился в башню.

    Бриан, схватив Ревекку и сразив насмерть Ательстана, отступил. На крики Уилфреда пришел черный Рыцарь и вынес раненого. Седрик разыскал Ровену. Причетник из Копменхерста спас Исаака.

    Ульрика появилась на одной из башен горящего замка и начала петь боевую песню. Она оставалась там, пока башня не рухнула. Старуха погибла в пламени.

    Глава XXXIII

    Разбойники захватили в плен приора Эймера из аббатства Жорво. Локсли договорился, чтобы приор помог Исааку освободить украденную Брианом Ревекку.

    Глава XXXIV

    « Принц Джон давал в Йоркском замке большой пир и пригласил на него тех дворян и церковников, с помощью которых надеялся завладеть престолом ». Узнав о приезде Ричарда, сторонники Джона начали от него отступаться.

    Главы XXXV – XXXVI

    Исаак доставил в прецепторию Темплстоу письмо от приора Эймера Бриану. Однако послание попало в руки гроссмейстера Бомануара. Он обвинил Ревекку в колдовстве и потребовал ее сжечь, как ведьму, околдовавшую рыцаря. Узнав об этом, Бриан сказал, что не допустит смерти еврейки.

    Главы XXXVII – XXXIX

    Во время суда Ревекки все свидетели рассказывали выдуманные истории о колдовстве, подчеркивали то, что рыцарь был словно безумен. На пергаменте, который еврейке незаметно дал Бриан, было указано: « проси защитника ». Девушка потребовала назначить поединок, чтобы кто-то заступился за нее (Бриан был назначен соперником ее защитника). Из присутствовавших на суде желающих не было, поэтому Ревекка отправила письмо Исааку с просьбой найти ей защитника.

    После суда Бриан высказал желание быть другом и покровителем еврейки. Ревекка отказалась от помощи рыцаря, но все же простила его.

    Глава XL

    Черный Рыцарь и Вамба отправились на поминки в замок Ательстана. По пути их ожидала засада, но к ним на помощь пришли йомены под предводительством Локсли и отшельника. Устроить нападение приказал принц Джон.

    Черный Рыцарь открылся Локсли, сказав, что он Ричард Английский. При этих словах все йомены преклонили перед ним колена. Локсли также открылся – на самом деле он был Робин Гуд из Шервудского леса.

    Глава XLI

    Пока Ричард отдавал распоряжения, к ним подъехали еще слабый Айвенго с Гуртом. Они засветло добрались до замка Конингсбург, где происходили « похоронные торжества ».

    Глава XLII

    Прибыв в замок Ательстана, Черный рыцарь открыл Седрику свой истинный титул. По просьбе Ричарда Седрик простил своего сына Уилфреда.

    Во время поминок неожиданно появился исхудавший Ательстан. Он рассказал, что на самом деле храмовник не убил его, а только оглушил. А все это время его держали в темнице два монаха. Ательстан лишился части честолюбия и решил уступить Ровену милому ей Уилфреду.

    Пока Ательстан рассказывал историю, Айвенго и Ричард куда-то исчезли.

    Глава XLIII

    На защиту Ревекке приехал Айвенго – он едва держался в седле. Бриан сказал, что не сойдется с ним в поединке, пока не заживут его раны, однако Айвенго настаивал на своем. Рыцари понеслись друг на друга. Хотя копье Айвенго едва коснулось щита Бриана, храмовник упал с лошади и умер « жертвой собственных необузданных страстей ». Айвенго признали победителем.

    Глава XLIV

    Ревекку объявили « свободной и неповинной ». Она вместе с отцом покинула Англию.

    Седрик был приглашен ко двору Ричарда. Хотя он и был против брака Айвенго и Ровены, вскоре смягчился и дал разрешение.

    « Айвенго долго и счастливо жил с Ровеной », он служил при Ричарде. « Вероятно, он достиг бы самых высших почестей, если бы этому не помешала преждевременная смерть Львиного Сердца ».

    Заключение

    В романе «Айвенго» Вальтер Скотт затрагивает политические, национальные, религиозные проблемы средневековой Англии. Главный герой произведения – рыцарь Айвенго, который изображается автором как смелый, честный и справедливый, противопоставляется погрязшему в пороках храмовнику Бриану де Буагильберу. Кроме того, Уилфред, как сын Седрика и рыцарь Ричарда, в романе является носителем идеи единства страны.

    Тест по роману

    Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

    Рейтинг пересказа

    Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 455.