Обычаи гарема османской империи. Гарем султанов османской империи

При слове «гарем» большинству людей приходят в голову красочные картины - изобилие соблазнительных полуодетых женщин, журчащие воды фонтанов, сладкое вино и постоянная нега. В общем, райское удовольствие. Но не забывайте, что времена, когда существовали гаремы, были жестокими, а жизнь женщины - еще тяжелее.

Так что на самом деле султанские гаремы были далеки от этой идеалистической картинки.

В переводе с арабского «гарем» означает «отделенное, запрещенное». Это место в доме всегда было скрыто от чужих глаз и тщательным образом охранялось слугами. В этой тайной комнате проживали женщины. Главной среди них признавалась либо жена, которая удостоилась чести выйти замуж первой и занимала вместе с суженым высокий титул, либо евнухи.

Нередко в султанских гаремах находилось огромное количество женщин, численность которых могла доходить до нескольких тысяч. Жен и наложниц для султана всегда выбирала его мать - это неукоснительное правило. Оказаться в гареме можно было очень легко - для этого нужно было просто быть красивой . Но даже в гареме не каждой удавалось завязать отношения со своим «мужем» и подарить ему наследника.

Такая высокая конкуренция среди жен позволяла выдвинуться в число первых только самым умным, расчетливым, ловким и хитрым женщинам. Не обладающие подобными дарованиями были обречены на исполнение бытовых обязанностей и обслуживание всего гарема. Своего суженого за всю жизнь они могли так и не увидеть.

В гаремах существовали особые порядки, которые нельзя было нарушать. Так что все было далеко не так романтично, как, например, в популярном сериале «Великолепный век». Повелитель мог увлечься новой девушкой, а тех, которые глаза намозолили, мог казнить. Причем методы расправы поражали своей жестокостью.

Один из вариантов избавиться от надоевшей жены - погрузить ее в кожаный мешок со змеями, туго завязать, привязать к мешку камень и сбросить в море. Легкий способ казни - удушение шелковым шнурком.

Законы в гареме и государстве

Если верить документам, то первые гаремы возникли в Османской империи. Изначально он формировался исключительно из рабынь, а в жены султаны брали только наследниц христианских правителей государств, расположенных по соседству. Однако в период правления Баязида II привычные установки претерпели изменения. С этого времени султан вообще не ограничивал себя брачными узами, а детьми обзаводились от своих рабынь.

Бесспорно, самым главным в гареме был султан, затем в цепочке иерархии находилась его мать, называемая «валиде». Когда правитель в стране менялся, то его мать обязательно переезжала в роскошные хоромы, а сам процесс переезда сопровождался шикарной процессией. После матери султана главными считались его суженые, которых называли «кадын-эфенди». Дальше шли бесправные рабыни, именуемы «джарийе», которыми часто гарем был просто заполонен.

Кавказские князья желали, чтобы их дочери оказались в османском гареме султана и вышли за него замуж. Укладывая своих дочек спать, заботливые папы напевали малышкам песенки о счастливой судьбе, шикарной сказочной жизни, в которой они окажутся, если им посчастливится стать женами султана.

Будущих рабынь повелители могли покупать, когда малышкам было по пять-семь лет, они их воспитывали и растили до наступления половой зрелости, то есть до возраста 12-14 лет. Родители девочек письменно отказывались от прав на своего ребенка после того, как добровольно продавали султану дочь.

Пока малышка росла, она обучалась не только всем правилам светского общения, но и тому, как доставить мужчине удовольствие. По достижении подросткового возраста повзрослевшую девушку показывали во дворце. Если при осмотре у рабыни выявлялись дефекты во внешности или на теле, если она так и не научилась этикету и показывала дурное поведение, то считалась негодной для гарема и стоила дешевле других, поэтому ее отцу выплачивалась меньшая сумма, чем та, на которую тот рассчитывал.

Будни рабынь

Счастливицы, которых султан предположительно подумывал взять себе в наложницы, должны были на отлично знать Коран и освоить женские премудрости. И если рабыне все-таки удавалось занять почетное место жены, ее жизнь радикально менялась. Фаворитки султана занимались организацией благотворительных фондов, финансировали постройки мечетей. Они почитали мусульманские традиции. Жены султана были очень умными. Высокий интеллект этих женщин подтвержден уцелевшими до наших времен письмами.

К наложницам отношение было относительно достойным, о них прекрасно заботились, им регулярно дарили подарки. Ежедневно даже самые простые рабыни получали выплату, размер которой султан устанавливал лично. В дни праздников, будь то день рождения или чья-то свадьба, рабыням выдавались деньги и различные дары. Однако, если рабыня была непослушной, регулярно нарушала установленные порядки и законы, наказание для нее было суровым - жестокое избиение кнутами и палками.

Замужество и нарушение супружеской верности

Через 9 лет проживания в гареме рабыня получала право уйти из него, но при условии, что господин это одобрит. В случае положительного решения султана женщина получала от него бумагу, что она свободный человек. Султан или его мать в этом случае в обязательном порядке покупали ей роскошный дом, дополнительно давали приданое, искали ей мужа.

Ну а до наступления райской жизни особенно страстные наложницы завязывали интимные отношения друг с другом или с евнухами. Кстати, всех евнухов привозили из Африки, поэтому все они были чернокожими.

Делалось это с определенной целью - таким образом не составляло труда вычислить особу, которая прелюбодействовала со слугой. Ведь при случае беременности на свет появлялись темнокожие младенцы. Но бывало такое крайне редко, ведь зачастую рабы попадали в гарем уже кастрированными, поэтому детей иметь не могли. Между наложницами и евнухами часто завязывались любовные отношения. Доходило даже до того, что вышедшие из гарема женщины уходили от своих новых мужей, сетуя на то, что евнух доставлял им гораздо больше удовольствия.

Роксолана

Вплоть до XVI века в гарем попадали девушки из России, Грузии, Хорватии и Украины. Бязид связал себя брачными узами с византийской принцессой, а Орхан-гази выбрал себе в супруги дочку императора Константина - принцессу Каролину. Но самая знаменитая султанская жена, если верить легендам, была родом из Украины. Звали ее Роксолана, она пробыла в статусе суженой Сулеймана Великолепного целых 40 лет.

Согласно литературным произведениям того времени, настоящее имя Роксоланы - Анастасия. Она была дочкой священника и отличалась красотой. Девушка готовилась к свадьбе, но незадолго до торжества была похищена татарами и отправлена в Стамбул. Там несостоявшаяся невеста оказалась на мусульманском рынке, где проходила торговля невольниками.

Как только девушка очутилась в стенах дворца, то приняла мусульманство и обучилась турецкому языку. Анастасия оказалась особой хитрой и расчетливой, поэтому путем подкупов, интриг и соблазнения за короткий срок добралась до юного падишаха, который увлекся ею, а потом и женился. Она подарила мужу трех здоровых богатырей, в числе которых оказался будущий султан - Селим Второй.

В современной Турции гаремов больше нет, последний исчез еще в начале ХХ века. На его месте впоследствии открыли музей. Тем не менее среди элиты многоженство практикуется и в наши дни. Юных 12-летних прелестниц против их воли отдают в жены возрастным богачам. В основном так поступают нищие родители, у которых не хватает средств, чтобы прокормить большое количество детей.

В и в ряде других мусульманских стран многоженство узаконено, но при этом одновременно разрешают иметь не более четырех жен. Все тот же закон возлагает на мужчину-многоженца обязанность по достойному содержанию своих дам и детей, а вот про уважительное отношение не написано ни слова. Поэтому, несмотря на красивую жизнь, жены содержатся часто в чрезвычайной строгости. В случае развода дети всегда остаются с отцом, а матерям запрещается с ними видеться. Вот такая предстоит расплата за безбедную и роскошную жизнь с влиятельным арабским мужчиной.

История гарема в Османской империи

Казанский исследователь Булат Ногманов, публикации которого читает Минтимер Шаймиев, продолжает знакомить читателей «Реального времени» со своими наблюдениями о культуре и истории Турции. В сегодняшней колонке он продолжает рассказывать о таком деликатном явлении в жизни империи как султанский гарем.

Пожалуй одной из самых противоречивых тем в истории Османской империи является тема султанского гарема и положения его обитательниц. Представления о гареме во многом сформировались под влиянием записок и воспоминаний западных путешественников и послов, которым якобы доводилось бывать в гареме. Следует отметить, что в то время это была довольно трудноосуществимая задача, так как гарем был запретным учреждением, и туда вход был заказан не только чужестранцам, но и обитателям султанского двора мужского пола, разумеется, кроме самого султана. В сегодняшней заметке постараемся раскрыть некоторые тайны этого загадочного учреждения.

Первым европейцем, кто поведал широкой общественности о гареме и его обитательницах был личный врач Султана Мурада III Доминио Хиросо Лимиано, который описал планировку гарема и оставил сведения о здешних традициях, о том, как живут местные женщины и о школе для родственников султана. Вторым европейцем, которому, по его личным утверждениям, удалось увидеть некоторых женщин гарема, был мастер по изготовлению органов Томас Дэллам. В 1599 году Королева Елизавета вместе с Дэлламом направляет Султану Мураду III в качестве подарка орган с часовым механизмом. Однако до прибытия Дэллама в Стамбул Мурад III умирает, и на престол восходит его сын Мехмед III. Тем не менее английский мастер доставляет подарок, и целый месяц проводит во дворце, собирая и настраивая орган. После этого было множество путешественников, послов и ювелирных мастеров, кто утверждал, что они первые, кому удалось побывать в гареме. Однако, для большинства исследователей основным письменным источником не только по гарему, но и по истории Османской империи, становится труд сотрудника шведского посольства Мурадьи д"Оссона «Общая картина Османской империи», который он опубликовал в 1791 году. А в качестве художественного источника, изображающего жизнь в гареме, принята известная гравюра Меллинга. Первым османским исследователем, которому по специальному разрешению, удалось побывать во дворце Топкапы и описать место жительства придворных особ, был Абдурахман Эреф. Результаты своих исследований Эреф опубликовал в период между 1910 и 1911 годом.

Антуан-Игнас Меллинг. В гареме султана. 1810. Илл. orientaliststyle.com

Если бы я был султан, был бы холостой

Слова знаменитой песни из кинокартины «Кавказская пленница» были весьма актуальными для султанов Османской империи. Во избежание политических и правовых последствий, за исключением некоторых правителей, они не женились, а брали «джарийе», что на русский язык переводится как «наложница», хотя сами османы вкладывали в это понятие несколько иное значение - раба женского пола или служанка.

Так для поддержания института «джарийе», которые, кстати говоря, набирались по принципу «девширме » (перевертыши), и была сформирована система гарема в Османской империи. Что же представлял гарем султана? Прежде всего, это была иерархическая система, во главе с матерью султана и главным евнухом, призванная содействовать продолжению рода султана по мужской линии. Не все обитательницы гарема были наложницами. К султану допускались только самые преуспевшие в обучении девушки, которым преподавали основы ислама, тюркскую культуру, литературу, искусство стихосложения, вышивание, музыку и многое другое. Если школа Эндерун при султане занималась подготовкой будущих государственных служащих, то гарем подготавливал будущих жен для этих самых служащих. Это делалось для того, чтобы госслужащий, назначаемый в отдаленные уголки империи, не обрастал родственными связями с местным населением и сохранял личную преданность султану.

Зульфия мой халат гладит у доски

Все женщины гарема были заняты на различных работах по хозяйству дворца. Каждой из них, в зависимости от положения и социального статуса, выплачивалось ежедневное денежное содержание. К примеру, мать Султана Мурада III Нурбану ежедневно получала 3 000 акче. Для сравнения в то же время глава янычарского корпуса получал всего 500 акче. Известная многим читателям по фильму «Великолепный век» жена Сулеймана Великолепного (Кануни) Хюррем Султан в качестве ежедневного содержания получала 2 000 акче. Распределением заработной платы занимался главный евнух.

Хюррем Султан. Картина XVl века. Илл. wikipedia.org

Обитательницы гарема жили в комнатах по пять человек. К четырем молодым девушкам для порядка обязательно подселялась женщина в возрасте. Мать султана и беременные джарийе, которые имели статус хасеки, жили в отдельных покоях. Самым большим авторитетом в гареме была Валиде Султан, т. е. мать султана Османской империи. После нее главный евнух, дочери султана и молочная мама султана.

Между беременными «женами» султана очень часто возникали споры о том, кто из сыновей станет следующим правителем. Формировались различные союзы и группы, в которые волей не волей были втянуты визири, члены дивана, янычарского корпуса и другие госслужащие. Плелись интриги, готовились заговоры и перевороты.

В виду того, что по правовому статусу джарийе были рабынями, а ислам запрещал порабощение мусульман, обитательницами гаремов в основном становились представительницы других культур и религий. Среди историков есть расхожее мнение, что именно это привело к упадку Османскую империю.

Булат Ногманов

Справка

Булат Ногманов - исследователь, переводчик.

  • Родился 31.10.1985 в селе Апастово Апастовского района Республики Татарстан.
  • В 2008 году окончил Международный казахско-турецкий университет им. Х.А. Ясави по специальности «Международные отношения».
  • В 2010 году окончил магистратуру Анкарского университета по той же специальности.
  • Участник этнографических экспедиций.
  • Член Татарстанского отделения Русского географического общества.
  • Владеет английским, турецким и казахским языками.

У каждой женщины в гареме султана Османской империи был свой статус, были строго определенные права и обязанности. На основании этого статуса определялась величина ее жалованья, количество занимаемых комнат или покоев, количество прислужниц, право занимать какую-либо должность. Но о полной иерархии женщин, живших в османском гареме средних веков, знают только узкие специалисты. OLGA74RU подробно рассказзывает обо всех статусах.

Редактор LJ Media

За основу, конечно, взят гарем султанов Османской империи, но другие восточные гаремы имели весьма аналогичную структуру, где-то чуть жестче, где-то мягче, где-то названия титулов чуть-чуть иные.

Итак, у каждой женщины в гареме султана, которая имела определенный титул или звание, был свой статус, были строго определенные права и обязанности в соответствии с ним. На основании этого статуса определялась величина ее жалованья, количество занимаемых комнат или покоев, количество прислужниц, право занимать какую-либо должность. Но о полной иерархии женщин, живших в османском гареме средних веков, знают только узкие специалисты. Я же лишь озвучу перечень возможных статусов в гареме 16-18 веков, и подробно расскажу обо всех статусах.

Мой рассказ будет касаться конкретно гарема султана, но практически в каждом гареме шехзаде применялась подобная иерархия, с легкими небольшими изменениями личного плана, которые при этом не были редкостью. Кстати, в гареме к женщине статуса от «джарийе» до «Хазнедар» при обращении было принято добавлять слово «Хатун». К женщинам, получившим статус «Султан» при обращении всегда добавляли это слово. Например, Хюррем Султан.

В гареме (Художник мне неизвестен)

Итак, возможные статусы женщин в гареме султана:

Джарийе (в ханском гареме - «бикеч») - считалась самой низкой ступенью иерархии. Каждая девушка, попавшая в гарем, получала именно этот статус, в начале своего пути. Здесь надо заметить, что большинство девушек так никогда и не повышали свой статус, даже проведя в гареме много лет. Такой статус принадлежал самой простой рабыне-наложнице, официально принадлежащей гарему султана, с минимальным жалованьем. Такие наложницы даже не допускались к интимной близости со своим повелителем. Они никем не имели права командовать и управлять. В их обязанности входила уборка в помещениях дворца, обслуживание тех, кто находился на более высоком положении в иерархической вертикали, выполнение различных мелких поручений. Это даже не были поначалу мусульманки, хотя впоследствии почти все они принимали Ислам. Для джарийе устраивали в гареме курсы, обучение на которых длилось два или четыре года, в зависимости от того, в каком возрасте рабыня попадала в гарем. Наложниц обучали элементарным знаниям и навыкам. Они учились писать на османском языке, изучали прикладные дисциплины, к примеру, вышивание или игра на каком-то музыкальном инструменте. Начальная школа...

Калфа - так называли служанок, которые входили в обслуживающий персонал дворца. Это чаще всего были бывшие джарийе, получавшие и основное обучение, и дополнительное, которое нужно было для того, чтобы получить такой статус. Они отличались от джарийе тем, что занимались уборкой помещений и обслуживанием привилегированных лиц в качестве профессиональной деятельности, а не как дополнительным занятием. Им платили повышенное жалованье, но интимных отношений с султаном при таком статусе у них по-прежнему не было. Джарийе и калфы могли рассчитывать на замужество после того, как десять лет прослужат в гареме, если у них было такое желание. Их мужьями становились обычно очень успешные люди, и их дальнейшая жизнь была прилично устроена. Бывали калфы трех разрядов. Их делили на младших, средних и старших, в зависимости от срока службы. Кроме того, они обучали джарийе, и командовали только девушками этого статуса. Пчёлки... У самой главной калфы была даже небольшая власть. На должности Унгер-калфы во дворце был один человек, и получить ее было очень сложно. Еще более сложно было получить должность Хазнедар, о чем - позже.

Уста - этот статус могли присвоить джарийе, прилежно закончившей весь период обучения, и в определенный момент своего нахождения в гареме она должна была стать образцово-показательной наложницей, не ставшей при этом обслуживающим персоналом, то есть калфой. Уста получала увеличенное жалованье, благодаря данному статусу более талантливые и привлекательные наложницы выделялись среди рабынь, которых только что привозили, и они ничего еще не умели. Такие отличницы по боевой и политической... Носительницы статуса Уста становились кандидатками на право интимных отношений с султаном. Только они могли двигаться дальше по карьерной лестнице.

Одалык - это следующая ступень после простых рабынь. Одалык мало чем отличается от уста, лишь своей меньшей удачливостью в интимной связи с Султаном, если она вообще была. Одалык продолжали проживать в гареме на полном обеспечении, имели повышенное жалованье, если сравнивать с простой наложницей. Отличницы, но неудачницы... Затем их выдавали на сторону замуж, если они не совершали серьезных ошибок. Но ошибку могла совершить любая из наложниц. Очевидно, у современного слова «одалиска» корень происходит от этого статуса.


Кадр из сериала «Великолепный век»(слева направо - евнух гарема, у дверей две калфы, одалык держит шкатулку и Хасеки Хюррем Султан)

Пейк - это вид наложницы, которая смогла приблизиться и стать помощницей обладателя одного из высших титулов. Это, по своей сути, доверенное лицо Хасеки, Валиде или Госпожи (Султанши) в гареме. Компаньонки... Им платили очень хорошее жалованье, даже больше, чем у опытных калф. Пейк обязаны были уважать все остальные наложницы. Это был очень солидный статус, практически максимальная иерархия в гареме, которой могла добиться простая наложница, которая не имела отношений с Султаном. Выше в этом плане была лишь Хазнедар.

Гёзде - этот статус считался первым реально серьезным, которого могла добиться рабыня, которой разрешили вступить в связь с султаном. Хотя бы даже на одну ночь. Чаще всего она до этого была устой (отличницей по боевой и политической). После этого она превращалась в наложницу-фаворитку, и ей больше не поручали дела, которыми занимались в гареме остальные наложницы. У гёзде могли продолжиться отношения с султаном, что могло привести к получению более высоких титулов, если султан оставался к ним благосклонен, или они беременели. Гёзде выделяли двух служанок, и отдельную комнату для каждой. Также следовало серьезное увеличение жалованья, и множество подарков от Султана. К статусу гёзде стремилась каждая наложница, если она хотела оказаться на самом верху иерархии гарема, но лишь единицы смогли получить данный статус, хотя и с ним безоблачная жизнь никому не гарантировалась.

Икбал - это уже настоящая постоянная фаворитка султана, которая пользовалась благосклонностью Падишаха в течение долгого времени, и с ней он проводил не одну ночь. Этим статусом награждали гёзде, забеременевших от Султана, но пока не родивших. К таким наложницам было большее почтение, чем к гёзде, но если они теряли плод, дальнейшего пути в гареме у них уже не было. Их могли перевести в одалык, поэтому беременным нужно было быть очень осторожными. Для удобства икбал, их перемещали в более просторные удобные покои. Им прислуживали несколько служанок, в два раза больше, чем у гёзде.

Хазнедар - это статус главного казначея, или, как сказали бы сегодня, администратора гарема. Это была правая рука и главная помощница Хасеки или Валиде. В зависимости от того, какой титул у действующей управляющей гаремом. Таким статусом во дворце одновременно мог обладать только кто-то один. Хазнедар - это уникальный титул, даже беременные фаворитки султана ниже его по статусу. Иногда бывшей калфе удавалось стать Хазнедаром, при удачном стечении обстоятельств, но чаще всего эта должность доставалась девушкам, имеющим статус одалык или пейк. Должность Хазнедар была бессрочной, и если её получали, то могли обладать ей до смерти. Получение такой должности - это был единственный способ для продолжения работы в гареме даже в старости. Но в этом случае нужно было забыть о создании своей семьи. Хазнедар имели возможность отказаться от должности, но тогда они оказывались на прежней ступени иерархии или вообще уходили на покой. Этот статус был гарантией дальнейшей безбедной жизни, потому что он гарантировал высокий престиж, хорошее жалованье, большое количество подарков. Хазнедар общались с султанской семьей, и могли в дальнейшем рассчитывать на жизнь за стенами дворца на полном обеспечении. Хазнедар могла быть лишена своего статуса султаном или главой гарема, если она совершала серьезные ошибки. Ей на смену приходила более подходящая кандидатура. Дальнейшая судьба уволенной Хазнедар была неизвестна, и это был довольно редкий случай. Впрочем, бывали ситуации, когда бывшая Хазнедар снова получала свою должность.

Кадын - так называли бывшую икбал, которая родила султану дочь. Иногда ею становилась бывшая госпожа, Султанша, потерявшая титул, из-за потери наследников мужского рода, но имевшая ребенка-девочку, приходившуюся дочкой или внучкой действующему Падишаху.

Султан (Госпожа или Султанша) - этот титул считался одним из высших, который мог быть присвоен женщине в османской империи. Перед тем, как начал править султан Сулейман, этот титул считался вторым среди женских титулов после Валиде. Этот титул мог быть присвоен бывшей икбал, родившей сына, и его автоматически получали все дочери действующего султана. По одной версии, сестры и дочери султана, обладали данным титулом от рождения, но после замужества теряли этот титул. Но это утверждение не соответствует действительности. Даже после замужества за сестрами и дочерьми султана сохранялся их титул, если у действующего султана не было возражений. Чаще всего так и происходило. Но вот ирония судьбы - у сестер и дочерей султана не было возможности получить более высокий титул, а у наложницы, родившей султану сына, была возможность стать по статусу Валиде или Хасеки. Таким образом, женщины, носившие титул Султан по рождению, не занимались официальным управлением гаремом, а наложницы, которым удалось «дорасти» до высшей должности гаремом управляли. Единственным исключением была Михримах Султан, которая возглавила гарем Султана Сулеймана, своего отца. Она с 1558 года по 1566 управляла гаремом. В восемнадцатом веке Османская империя пережила реформу, и все женщины гарема получили запрет на использование данного титула и аналогичной приставки к своему имени. Далее титул Султан в отношении женщин вообще был упразднен.


Кадр из сериала «Великолепный век». Кёсем (1 часть)«(Тут ещё спорная ситуация, так как правит уже внук, а бабушку всё никак не могут отправить в Старый дворец) (слева направо - Валиде Хандан Султан, тетя султана Фатьма Султан, «Гранд» Валиде Сафийе Султан, стоит Дженнет Калфа, Кёсем ещё в статусе гёзде, Халиме Султан (мать брата султана)

Хасеки - является вторым титулом по старшинству после Валиде в Османской империи. Его ввел Султан Сулейман в 1521 году для своей законной жены Хюррем Султан. Дочерям и сестрам Падишахов не полагалось получать данный титул, и их положение в иерархии гарема было ниже. Хасеки получала жалованье, равное примерно 30 тысяч акче в месяц. Этот титул был уникален: его нельзя было отчуждать, независимо от пола детей, количества живых наследников, возраста обладательницы титула, ее местонахождения. Его нельзя было потерять даже из-за должностных изменений членов династии (смены султанов, например). Первые сто пятьдесят лет существования этого титула в гареме, в каждый момент времени, была только одна Хасеки. Только в конце восемнадцатого века сразу несколько наложниц смогли получить от султана такой титул, поэтому его обладательницы были в то время менее влиятельными и имели меньшие возможности. Хасеки получали лучшие ткани, меха и драгоценности, а их покои чаще всего находились рядом с покоями Валиде; также они имели большой штат прислуги и получали большое жалование: так, хасеки Мурада III Сафие получала жалование в размере 100 акче в день. Кроме того, в случае смерти султана Хасеки продолжали получать выплаты из казны. Известные в разные времена Хасеки: Гюльнуш Султан, Телли Хасеки, Кёсем Султан, Сафие Султан, Нурбану Султан, Хюррем Султан.


Кадр из сериала «Великолепный век»(слева направо - Махидевран Султан (мать старшего сына султана), Валиде Айша Хафса Султан, сестра султана - Хатидже Султан и Хасеки Хюррем Султан)

Валиде (Валиде Султан) - в Османской империи не было более высокого титула для женщины. Впервые он был присвоен Айше Хафсе Султан - матери Сулеймана Великолепного. Такой титул наложница могла получить только когда ее сын получал титул Султана. Данный титул присваивали бывшей наложнице пожизненно или до той поры, пока действующим Султаном был ее сын. В ведении Валиде было управление гаремом. Она пользовалась большим уважением и влиянием как во дворце, так и за его пределами, активно вмешиваясь в государственные дела. Этот титул имели все великие наложницы знаменитого Женский Султаната. Это небезызвестные - Турхан Султан, Кёсем Султан, Сафие Султан, Нурбану Султан. Эти четыре женщины были самыми известными носительницами данного титула. Всего же данный титул во времена османской империи присваивали двадцати трем женщинам. Валиде-султан имели доход (башмалык) с султанских земель в различных частях империи, владели летними и зимними поместьями, а также получали подарки от османской знати и иностранных государств. Делами валиде-султан за пределами дворца управляли Бабюссааде агалары (главы белых евнухов). Валиде-султан вкладывали значительные капиталы в вакуфы(фонды), учреждённые ими в Стамбуле, Мекке, Медине и Иерусалиме. За вакуфами следил Дарюссааде агасы (глава чёрных евнухов).

Гаремом можно было управлять и не имея титула Валиде, то есть ещё при муже-султане. Так, в 16-ом веке гаремом султана дольше всех управляла Хасеки Хюррем Султан, никогда не носившая титул Валиде (она умерла ещё при жизни мужа, не застала правление сына). Она управляла гаремом Сулеймана двадцать четыре года.

Если говорить о хронологической последовательности, в которой управляли в 16-ом веке гаремом Султана, то выглядит она так:

Валиде Айше Хафса Султан - годы правления: 1520-1534

Хасеки Хюррем Султан - годы правления: 1534-1558

Михримах Султан - годы правления: 1558-1566

Хасеки (в 1574 получила титул Валиде) Нурбану Султан - годы правления: 1566-1583

Хасеки (в 1595 году получила титул Валиде) Сафие Султан - годы правления: 1583-1603

Такая строгая иерархия помогала поддерживать в гареме, в этом женском царстве, хоть какую-то дисциплину. Хотя всё-равно нередко случались «войны» и «катастрофы» разного масштаба.


Кадр из сериала «Великолепный век. Кёсем» (Тут ещё спорная ситуация, так как правит уже внук, а бабушку всё никак не могут отправить в Старый дворец) (слева направо - Валиде Хандан Султан, тетя султана Фатьма Султан, «Гранд» Валиде Сафийе Султан, стоит Дженнет Калфа, Хасеки Кёсем Султан, Халиме Султан (мать брата султана)

Представления европейцев о гареме султана до сих пор основаны на мифах и легендах. И это неудивительно: в Османской империи не было более закрытого места для нескромного взгляда чужестранца, чем гарем - обитель жен и наложниц султана. Полотна Делакруа, Энгра и книги писателей-романтиков лишь способствовали укреплению этих мифов и преувеличений, но на то они и романтики, чтобы приукрашать действительность.

На самом деле в главном гареме империи («харам» по-арабски - запретная женская половина дома мусульманина) романтики было мало. Золотая клетка (как ни крути, а клетка!) для жён и наложниц - это место заточения, в котором жизнь регламентирована строгим режимом гарема и жесткой внутренней иерархией. И эта женская тюрьма была во многих отношениях образцовой - за шесть столетий существования Османской династии у сиятельных тюремщиков было время отшлифовать правила «внутреннего распорядка» для обитательниц «Дома счастья», как называли гарем султана.

Другое дело, что отдельные «счастливицы» стихийно осваивали известные дамские хитрости, позволявшие из рабынь превращаться в повелительниц. В истории империи известен не один случай, когда наложницы султана не только подчиняли своему влиянию самого господина, но и активно вмешивались в государственные дела. Впрочем, удавалось это лишь единицам - до тела, сердца и уха повелителя еще нужно было как-то добраться, что при наличии сотен конкуренток представляло собой задачу нешуточной сложности.

Как ни удивительно, многие наложницы проводили в гареме всю жизнь, так и не увидев своего господина воочию. Большинство дам вполне довольствовались покоем, относительным бездельем и окружающей их роскошью. До начала XVI века никакого иного счастья, кроме мраморных фонтанов, бассейнов, павлинов, восточных сладостей на золотой посуде, музыки и болтовни с «однокамерницами» - и лишь в редких случаях постели господина! - для обитательниц гарема и не предусматривалось. В гареме содержались исключительно рабыни. Вековая традиция содержать в гареме наложниц, но жениться не на них, а на именитых дочерях соседей, прервалась только во время правления султана Баязида II - его преемники стали жениться и на рабынях.

Появление в гаремах жен нарушило покой и неторопливую праздность гарема, добавив в жизнь гарема множество проблем. Всем известно, что в одной квартире не ладят даже свекровь с невесткой, а тут в одном гареме - десятки и сотни женщин-хозяек: рабыни, жены, их дочери-принцессы! Для того, чтобы вся эта семейка не превратилась во взрывоопасную «коммуналку» с ее неизбежными интригами, склоками и ревностью, необходимо было создать жесткий механизм управления беспокойным «бабьим царством».

Помимо этой многоступенчатой иерархии в гареме имелся целый штат учительниц (танцы, песни, косметика, основы физиологии - список дисциплин огромный...), детсад малолетних дочерей, мальчиков «на всякий случай», вышедших «в тираж» стареющих наложниц, служанок служанок…
Всё это хозяйство требовало постоянного неусыпного ока самого хозяина, армии евнухов и бабусек, призванных контролировать евнухов. Страсти и интриги, цветущие пышным цветом, отнюдь не позволяли тогдашним правителям наивно думать, что гарем - это райские сады удовольствий.

Любопытно, что от ограничений на личную жизнь были несвободны даже султаны. Так, например, ночь с пятницы на субботу они были обязаны проводить только с одной из жен. А жена, не дождавшаяся приглашения в опочивальню супруга три пятницы подряд, имела право обратиться к судье за защитой попранных прав. У повелителей Оттоманской империи по закону было от четырех до восьми жен, и во избежание накладок одна из рабынь вела «учетный журнал», где скрупулезно фиксировала все свидания султана со своими супругами.

На протяжении веков Османы испытывали странное влечение к женам-иноверкам. Выше других ценились гордые черноволосые дочери Кавказа и полные светловолосые славянки. Многих даже не приходилось пленять: известно, что кавказские князья часто сами отправляли дочерей в султанский гарем в надежде на то, что они понравятся султану и со временем станут его женами.

История сохранила имена некоторых султанш-европеек. Любимой женой Сулеймана Великолепного, в правление которого империя достигла своего расцвета, была Хюррем, похищенная и проданная в гарем дочь украинского православного священника Анастасия Лисовская, известная больше под именем Роксолана. Она покорила султана не только красотой, но и образованностью, написав своему супругу стихи по-арабски, - для XVI столетия достижение исключительное!

Спустя полтора века путь поповской дочки повторила француженка Эмми де Ривери, кузина супруги Наполеона Жозефины. Ее также похитили пираты и продали алжирскому наместнику, а тот подарил эту красавицу своему повелителю - султану Абдул-Хамиду I, под именем Накшидиль («Услада сердца»). Принявшая ислам Эмми стала его четвертой женой, а когда ее сын сам занял трон в стамбульском дворце, Накшидиль-Эмми приняла титул валиде - королевы-матери.

Вот так они и жили долгие шесть столетий - султаны и их многочисленные семейства. Конец всему этому положила Первая мировая война. Турция вступила в нее на стороне Германии, и после поражения была оккупирована державами Антанты. В стране началась революция под руководством Мустафы Кемаля Ататюрка. Когда победившие революционеры вступили в Стамбул, их ждал пустой султанский дворец. Последний из Османов бежал на британском военном корабле, а все его жены, дочери, фаворитки, рабыни и евнухи, лишившись своего повелителя, разбрелись кто куда. Там же, в султанском дворце, в марте 1924 года была провозглашена Турецкая республика, одним из первых законов которой стал закон об отмене института гарема.

Все наверняка видели знаменитое фото с некрасивый, толстой женщиной, якобы любимой женой султана и у многих сложилось мнение, что все женщины там были такие, если уж эта была любимой. И это ложь. Гарем это разнообразие лиц, тел и образов. Впрочем, смотрите сами

Вот то самое фото, которое сложило мнение многих о гаремах. А теперь посмотрим — так ли это на самом деле


Эти фото ходят по интернету с подписью «Гарем». На самом деле это фотографии мужчин-актеров первого государственного театра созданного по приказу шаха Насереддина (большого любителя европейской культуры) при Политехническом училище Дар-эль-Фунун в 1890 году, которые разыгрывали сатирические пьесы только для дворцовой знати.

Организатором этого театра был Мирза Али Акбар Хан Наггашбаши, который считается одним из основоположников современного иранского театра. Так как женщинам было запрещено выступать на сцене, эти роли исполнялись мужчинами. Первые женщины на сцену в Иране вышли в 1917 году.

А вот и настоящие фото женщин из гаремов султанов разного периода. Османская одалиска, 1890

Фотографий немного, т.к., во-первых, вход в гаремы мужчинам был запрещен, а, во-вторых, фотография только начинала свое развитие, но сохранились некоторые снимки, картины и прочие свидетельства о том, что в гаремы отбирались исключительно самые красивые представительницы разных народов.

Женщины в гареме, 1912

Женщина в гареме с кальяном, Турция, 1916

Женщины из гарема, выехавшие на прогулку. Фото из Музея Перу (Стамбул)

Наложница, 1875 год

Гвашемаша Кадин Эфенди, жена Султана Абдула Хамида II

Её мать, Геверин Недак Сетеней, вместе со своей сестрой была похищена турецкими работорговцами около 1865 года в Черкесии, незадолго до этого опустошённой русскими войсками, и продана в рабство в гарем султана Абдул-Азиза I. По дороге в Стамбул сестра Геверин, не желая быть рабыней, выбросилась за борт корабля и утонула.

Особой популярностью в гаремах пользовались черкесские женщины за их красоту и изящество

Картина французского художника-ориенталиста Жана-Леона Жерома «Черкесская женщина под покрывалом», написанная им во время путешествия в Стамбул в 1875-76 годах. На картине предположительно изображена Недак Сетеней, мать Гвашемаш.

Гюльфем Хатун (осман. گلفام خاتون,тур.Gülfem Hatun) — вторая наложница османского султана Сулеймана, мать шехзаде Мурада, черкешенка

Совсем юная черкешенка в гареме Султана

Хюрем Султан, та самая Роксолана (1502-1558) была его наложницей-фавориткой, а затем главной и законной женой османского султана Сулеймана Великолепного

Принцесса Дурру Шевар (1914 — 2006) принцесса Берара и императорская принцесса Османской империи, жена Азама Яха, старшего сына седьмого и последнего Низама Хидерабадского

А посмотрите не детей и членов королевской семьи. Красота же! Дюррюшехвар Султан, дочь последнего халифа Абдулмецида Эфенди и внука Османского султана Абдулазиза

Принцесса Бегум Сахиба Нилуфер Ханум Султана Фархат

Назиме Султан и халиф Абдулмецид Султан

Айсе Султан (Османоглу) II. Она является дочерью Абдулхамита

Дюррюшехвар Султан с отцом и мужем. 1931 год.

А вот фото реальных турецких женщин (период 1850-1920 годов). Не в гареме, правда, но туркам явно было из кого выбрать себе жену